Рассказы алтынсарина источник воспитания

ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ И.АЛТЫНСАРИНА ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ВОСПИТАНИЯ

Принцип искусства воспитания гласит:

дети должны воспитываться не для настоящего,

а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого!

От правильного воспитания детей зависит

благосостояние всего народа.

Джон Локк

Сегодня в педагогике много говорят об инноватике, новой области научного знания, интенсивно развивающейся в мире, открывающей новые возможности для осмысления историко-педагогического опыта. Но новое не прорастает из «ничего». Есть некие непреходящие ценности, идеи, передаваемые как эстафета из поколения в поколение. Могут поменяться формы и методы претворения этих идей в жизнь, но остается непреложной истиной:

-Борьба за педагогику, возвышающую человеческое достоинство;

-Борьба за обретение педагогического и человеческого счастья и развитие гуманистических начал в педагогике;

-Непрерывная борьба за человека и его возможности;

-Борьба за утверждение и развитие сущности, присутствующей в каждом ребенке.

Именно эти проблемы составляют суть педагогического наследия И.Алтынсарина, но это и те проблемы, которые решает современная педагогика. В своем выступлении от 30 января 2008 года Президент РК Н.А.Назарбаев на встрече со стипендиатами программы «Болашак» высказал следующее:

«В качестве третьего момента реализации проекта «Интеллектуальная нация — 2020» можно отметить духовное воспитание молодежи.

Нужно учитывать нивелирующее воздействие процесса глобализации, которому мы должны противопоставить укрепление национально-культурных ценностей и нравственности нашего молодого поколения.

Знания или профессиональные навыки не могут быть созидательной силой, если не основаны на национальных приоритетах, нравственных ценностях, понятиях общественного долга, социальной солидарности и преемственности поколений.

Наше молодое поколение должно однозначно усвоить старую как мир истину – настоящего успеха в жизни добивается только тот, кто приносит пользу людям и своей стране.

История и культура Казахстана – это живительные источники, из которых наша молодежь может черпать мощную энергию созидания» [5,с.4].

Нравственность – одна из самых сложных и интересных проблем. Казахский народ в условиях господства нуждался в решении данной проблемы.

Мы воспитываем подрастающее поколение по следующим основным направлениям воспитания:

• Духовно-нравственное – осознание личностью высших ценностей, идеалов, способность руководствоваться ими; формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения;

• Патриотическое – воспитание любви и преданности своему Отечеству, гордости за принадлежность к великому народу, почитание национальных святынь;

• Гражданское – воспитание правовой и политической культуры, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, воспитание уважения к культурному и историческому наследию Казахстана.

Ярким примером этому служит педагогический подвиг И. Алтынсарина, разработавшего основы семейного и школьного воспитания. Без ухаживания, говорил он, и деревья растут кривыми, а дети, подобно молодому деревцу, требуют себе повседневной заботы. Только постоянная забота и правильное воспитание формируют в ребенке самые лучшие нравственные качества. Выдвинутая И. Алтынсариным мысль о роли труда в жизни человека нашла полную реализацию лишь в наши дни.

И. Алтынсарин, как и Ч. Валиханов, связывал прогрессивное развитие казахского народа с внедрением просвещения, посредством которого он стремился пробудить национальное сознание. Он был убеждён, что просвещение — это консолидирующая сила народа в борьбе с самодержавием, бесправием и произволом. Переписка И. Алтынсарина с русскими интеллигентами как живой свидетель эпохи воссоздаёт историческую, социально-экономическую картину прошлого казахского народа и соответствующую унизительную политику царского самодержавия по отношению к «инородцам». Такое умышленное пренеб-режение было оскорбительным для И. Алтынсарина как гражданина, и, возможно, поэтому он всячески пытался раскрыть истинную, гуманную сущность народа. Заслуга И. Алтынсарина состоит в том, что он защищал интересы своих соотечественников, бил тревогу по поводу их физического истребления и морального унижения, призывал образумиться высокопоставленных чиновников: «…если будут вести дело так неумело, то предрекаю, что киргизы — этот мно-гообещающий, хороший народ — быстро пойдёт к погибели, так что после ничем уже не поправишь. Читая и слыша такие дикие проекты, просто руки опускаются» [3, с.60]. В своем поэтическом творчестве Ы. Алтынсарин прежде всего пропагандировал значение народного образования, обращался к молодежи с призывом приобретать знания. Необходимость образования во времена Алтынсарина нужно было доказывать. Трудно было не только открыть школу, но и набрать учеников. Алтынсарин пишет стихи, обращенные к детям, в которых он призывает их учиться. Самое известное из них — «Давайте, дети, учиться!» В нем говорится о пользе науки, знаний в жизни человека.
Веками кочевник считал, что все его богатство — скот. Но гораздо прочнее другое, истинное богатство — знания. В этом и стремится Алтынсарин убедить молодежь. Только знания могут сделать человека всемогущим, счастливым.
В стихотворении «Строит дивные дворцы…» поэт также внушает читателям мысль о необходимости борьбы за знания, которые вывели бы казахов в ряды цивилизованных народов.
Как педагог-просветитель И. Алтынсарин огромное внимание уделял значимости и роли школы, а также социальной и нравственной миссии учителя в реализации целей учебного и воспитательного процессов. Он считал, что «…школы — это главные пружины образования киргизов… на них, и в особенности на них, и надежда; в них же и будущность киргизского народа» [4, с. 32]. Просветитель большое значение придавал нравственному воспитанию учащихся, межличностным отношениям. бедноты.
И. Алтынсарин – выдающийся педагог-просветитель казахского народа, родоначальник системы начального профессионального образования в Казахстане, по инициативе которого открывались не только первые школы, но и двухклассные училища и ремесленные отделения при них.

Многое И. Алтынсарин внедрил в систему профессионального обучения, методику обучения, которые используются в ряде профессий и сегодня. Это предметно-вещевая, операционная и операционно-комплексная системы обучений[1,с.12].

Влияние Ибрая Алтынсарина на современный Казахстан происходит сегодня через культуру и художественное слово, через налаживание межкультурного диалога в разнообразных его форматах. Особую актуальность теме настоящего исследования придаёт также и то обстоятельство, что современный Казахстан активно реализует государственную программу «Культурное наследие». В ней одно из достойных мест предоставлено и творчеству Ибрая Алтынсарина.

Новаторские социально-просветительские и гуманистические идеи И. Алтынсарина, А. Кунанбаева, убеждённых в том, что именно просвещение станет консолидирующей силой народа в борьбе с самодержавием, бесправием и произволом. Только устремлённый в будущее просвещённый разум может быть гарантией свободы и счастья отдельного человека и народа в целом.
Этическая проблематика занимает значительное место в произведениях И.Алтынсарина. в них красной нитью проходит мысль о судьбе человека, о его идеалах, о путях воспитания высоконравственной личности. Уже современники отмечали, что в произведениях И.Алтынсарина они видят «сильного проводника чистых истин нравственности общечеловеческой, конечно, и через это заслуга его превышает всякую похвалу». К важнейшим средствам нравственного воспитания И.Алтынсарин относил литературу. Он считал, что литература должна быть тесно связана с жизнью, отражать ее хорошие и плохие стороны, пробуждать сознание людей и указывать пути и формы нравственного самосовершенствования. Это замечательное требование к литературе полностью соблюдено в «Киргизской хрестоматии» самого автора. Его «Хрестоматия» сыграла роль путеводителя «к более научным и серьезным руководствам, дающим действительные познания и полезные сведения».

Высоко ценя устное народное творчество, И.Алтынсарин использовал положительные казахские обычаи, пословицы и поговорки, содержащие в себе многовековую мудрость, в деле воспитания подрастающего поколения.

И.Алтынсарин не мог не задумываться о смысле своей жизни и жизни своего народа. Определяя смысл своей жизни, он ищет «познания», ставит цель сделать «добро своим соотечественникам», посвящает всю свою жизнь делу просвещения народа, стремится «подействовать еще на их нравственность».

Свое отношение к человеку, к его судьбе И.Алтынсарин выражает в стихотворной форме – в виде наставлений, советов и т.п., в которых глубоко раскрывается смысл человеческого существования. В одном из них он утверждает:

Дурной человек не может

Хороший совет принять.

Дурной человек лишь может

Мерзко и глупо болтать.

В неблаговидном поступке

Признаться не в силах он.

Короткая жизнь бесполезна

Пройдет у него, как сон.

Таким образом, жизнь коротка, поэтому, по Алтынсарину, надо стремиться, пока не поздно, наполнить ее добрыми делами. Даже в тяжелых условиях испытания и бедности не следует унывать, заниматься грязными делами. Он советует бедняку:

Если беден, не дружи ты с воровством,

Правду честную впусти в свой ветхий дом,

Пусть за это смерть враги тебе сулят –

Хлеб насущный добывай себе трудом.

Тема труда занимает центральное место в произведениях И. Алтынсарина. Истинный смысл человеческого счастья Алтынсарин видит в честном труде: «Счастлив тот, кто может сказать себе, что я живу своим личным трудом». Об этом свидетельствуют также включенные в «Киргизскую хрестоматию» казахские пословицы и поговорки. Вот некоторые из них: «Без труда нет наслаждения» («Бейнетсіз рахат жоқ»), «Ленивый без дела лежит, а счастье от него бежит» («Жалқау текке жатар оның ырысы қашар»), «Ленивость джигита есть несчастье для него» (Жігіттік ерінгені көрімнің көрінгені») и т.д. Главными средствами нравственного воспитания является труд, и пример родителей — утверждает Ибрай Алтынсарин. «Воспитание трудолюбия у детей — главное средство борьбы против тунеядства и лени»[2,с.68]. В самом деле, глубокое понимание роли труда в жизни человека, усмотрение в нем исцелителя человеческой души от пороков, лени, безделья, мнение о труде как естественной потребности человека – характерная черта рассказов И. Алтынсарина. «Призыв к труду и трудолюбию, — пишет профессор Т.Тажибаев, основа всего содержания «Хрестоматии». Автор на каждом шагу внушает детям, что «нет ни одной живой души», которая не трудилась бы; нужно привыкать к труду, ибо пропитание твое – в твоем труде, а трудом заработанная еда гораздо вкуснее и питательнее». В труде необходима «настойчивость и сила и воли» [3,с.100] и т.д.

По глубокому убеждению И. Алтынсарина, радость жизни в труде, и только благодаря труду человек достигает своей желанной цели. Призывая людей избегать тунеядства, паразитизма и безделья, И. Алтынсарин в своих рассказах «Как можно разбогатеть» и «Кипчак Сейткул» показывает, что безделье унижает человеческое достоинство. В рассказе «Чистый родник», в котором один из путников цель жизни человека видит в труде и дает совет: «Ты, человек, тоже, не переставая, работай… не предавайся лени, если будешь поступать так, то в конце концов будешь великим и достигнешь цели».

Пристальное внимание И. Алтынсарина занимала и проблема счастья, выяснение его смысла. В рассказах «Умеренность», «Счастливый человек» он считает счастливым того, у кого «на душе… тихо и спокойно», нет «огорчений», недовольства своим состоянием». Счастье человека не исчерпывается личным благополучием. Оно охватывает почти все сферы жизни человека, особенно его отношение к окружающим людям. Не может быть счастливым тот, кто думает только о себе, заботится о своем личном благе, «в ущерб великому общественному делу» [4,с.84]. . Таким образом, забота о человеке, о его нуждах, забота о Родине и ее процветании – существенная черта нравственных рассуждений И. Алтынсарина. По мнению И. Алтынсарина, ссоры, вражда, зависть, богатство и т.п. – вот корень зла, от которого следует избавиться. Народ уважает щедрых. И.Алтынсарин выдвигает щедрость как одно из ценных нравственных качеств человека. В рассказе «Бережливость и скупость» к щедрости И. Алтынсарин относит старинный обычай казахов «жлу», сущность которого заключается в том, что люди искренне и безвозвратно оказывают помощь своим пострадавшим соплеменникам.

Забота об общественных благах, об умножении богатства и укреплении могущества своей Родины, содействие ее экономическому и культурному развитию – вот те основные задачи гражданина-патриота, выполнение которых, по убеждению И.Алтынсарина – смысл его жизни. Патриоту не суждена спокойная и беззаботная жизнь, его душа не успокоится до тех пор, пока он не внесет определенную «лепту» в общую пользу Родины, пока не увидит плодов своей деятельности. Приобщить свой народ к общечеловеческой культуре, видеть свою родину могучей, культурной – мечта казахского мыслителя.

В деле обучения и воспитания И. Алтынсарин руководствовался идеями великих русских педагогов. И. Алтынсарин стремился прививать учащимся «привычки» разумной жизни, добрых дел и поступков. В воспитании каких качеств видит Ибрай Алтынсарин содержание нравственного воспитания? Это — патриотизм, гуманизм, честность, скромность, справедливость, ответственность.

Гражданское воспитание, формирование гражданственности – одно из условий развития личности. К основным элементам гражданственности относятся нравственная культура, гармоничное сочетание патриотических, национальных и интернациональных чувств. Для успешного решения вопросов, связанных с воспитанием у молодежи гражданственности, необходим комплексный подход в работе.

Значение творчества Ыбрая Алтынсарина в истории казахской литературы огромно. Видный просветитель и педагог, поэт и переводчик, создатель первых образцов казахской реалистической прозы, Алтынсарин был одним из тех, кто приобщил казахскую степь к миру высоких культурных ценностей. 

В настоящее время в молодежной среде превалирует множество пороков, ощущается недостаток воспитанности и культуры. Как вернуть ситуацию в нормальное русло — мы думаем, некоторые ответы можно найти и в публицистике Алтынсарина.    
Этика Алтынсарина – это этика народа, и носит она практический характер. Наследие Алтынсарина полезно для современности с определенными коррективами на время. Его этические рассуждения не вскрывают коренных основ нравственности, им свойственна ограниченность. Однако, как исторический материал, необходимый для формирования нового человека, этические воззрения И. Алтынсарина бесспорно обогатят наши представления о нравственности. Таким образом, по Ибраю Алтынсарину, основу нравственности составляет образование и воспитание: «Только постоянная забота и нравственное воспитание формирует в ребенке самые лучшие нравственные качества», «хорошо воспитанный ребенок впоследствии остается добропорядочным человеком» [6,с.47]. Таким образом, можно с полным правом утверждать, что провозглашаемые в прошлом столетии Ибраем Алтынсариным, Чоканом Валихановым, Абаем Кунанбаевым моральные нормы, осуждающие с одной стороны подлость, нечестность, распутство, безволие, лень, злобу, и с другой стороны — возвышающие любовь к труду, самоотверженную борьбу за интересы народа, честность, справедливость, ответственность, упорство в изучении науки, их высшие этические идеалы не только не утратили своего значения в наше время, а приобрели новую силу звучания и требуют самого пристального изучения и овладения, прежде всего учащимися.

Одна из главных задач сегодня — воспитание поколения, хорошо знающего традиции родной культуры, любящего историю своего народа — поколения, которому можно доверить будущее страны.
С обретением независимости Казахстан укрепил экономику, признан в мире. В стране растет активное и целеустремленное молодое поколение, свободно владеющее несколькими языками, освоившее современные информационные технологии. Но где гарантия, что это не будут чуждые чаяниям народа технократы, не знающие родной истории, своих корней, не осознающие себя наследниками и продолжателями великой степной культуры? Молодое поколение, не усвоившее духовные ценности своего народа, уроки родной истории, может захлебнуться волной глобализации и пойти на поводу различных догматических течений.
— Это означает, что наш долг воспитать молодых казахстанцев в духе патриотизма, любви к родному народу, — сказал Президент. Также наш долг — учить молодое поколение ответственному отношению к истории своей страны, нашей государственности, ответственности за настоящее и будущее Казахстана. Только так мы взрастим патриотов.

Используемая литература:

  1. А. Фролов. Ибрай Алтынсарин и вопросы профессионального образования. Профессионал Казахстана, №2, 2001.

  2. И. Алтынсарин. Киргизская хрестоматия. Оренбург, 1906.

  3. Г. Тажибаев. Педагогическая мысль в Казахстане во второй половине XIX века. Алма-Ата, 1965

  4. И. Алтынсарин. Избранные произведения. Алма-Ата, 1957

  5. Выступление Президента РК Н.А.Назарбаева на встрече со стипендиатами программы «Болашак». Астана, 30 января 2008 года

  6. А. Уразбеков. Этические воззрения Ибрая Алтынсарина. Алма-Ата, 1974

  7. Назарбаев  Н.А. Стратегия независимости. — Алматы: Атамұра, 2003. — 312 с.

Педагогические идеи в творчестве И.Алтынсарина.

«Ибрай Алтынсарин-первый апостол народного просвещения Казахстана»

Н.А.Назарбаев

Важнейшей целью современного образования, общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина Казахстана.

Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан 2050»: новый политический курс состоявшегося государства», отметил, «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией».

Ибрай Алтынсарин-педагог-просветитель, писатель, фольклорист, этнограф.

По инициативе Алтынсарина открыты школы с обучением на родном языке. Автор учебников родного и русского языков для казахских детей.

В толковом  словаре русского языка  «Просветитель,- прогрессивный общественный деятель, распространитель передовых идей и знаний».

В многогранном творчестве И.Алтынсарина ведущее место занимают проблемы воспитания нравственности .

«Важнейшее из человеческих усилий-стремление к нравственности. От него зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придаёт красоту и достоинство нашей жизни.Сделать её живой силой и помочь ясно осознать её значение –главная задача образования»,отмечал всемирно известный учёный,лауреат Нобелевской премии А.Эйнштейн.

Гуманистические и просветительские идеи выражены в стихотворениях и рассказах И.Алтынсарина.

В своих стихотворениях он передаёт важнейшие нравственные истины о человеке и для человека:

Дурной человек не может

Хороший совет принять

Дурной человек лишь может

Мерзко и глупо болтать.

В неблаговидном поступке

Признаться не в силах он…

И.Алтынсарин относит к отрицательным качествам человека такие, как хвастовство и нечестность. Рассказом «Кипчак Сейткул» он подчёркивает мысль о том, что добро, добытое насилием и грабежом, не идёт впрок.

Герои рассказов И.Алтынсарина-обладатели богатства, только делая добро людям становятся нравственно возвышенными, добродетельными .

И.Алтынсарин выдвигает щедрость, как одно из самых ценных качеств человека. К щедрости он относит и старинный обычай казахов «жлу», когда люди оказывают искренне и безвозвратно помощь своим пострадавшим соплеменникам.

Ибрай Алтынсарин призывал казахскую молодежь учиться и овладевать передовой культурой русского народа. Он предвидел, что «молодое поколение казахов будет смотреть на язык и грамоту русскую, как на единственный язык культуры и знаний, пристраститься к ним и будет развиваться в русском более или менее духе»0.

«Юные мои друзья!.. оглянитесь, —

Ведь, соседи ваши – далеко впереди.

Поспешите и вы за ними!

Мы, старики, в темноте прожили свой век…

Вам, юным друзьям, уступаем дорогу.

Наше благословение вам, —

Творите добрые, святые дела!

Алтынсарин самостоятельно изучив произведения классиков мировой литературы – Шекспира, Гёте, Байрона, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Фардоуси, Низами, Навои и др.,воодушевленный просветительскими идеями, разъезжал по аулам, разъясняя населению значение светского образования, агитировал за выделение средств. Ему были близки их идеи педагогов: К.Д.Ушинского,Я.А.Коменского. Например,идея Коменского «здание необходимо возводить с фундамента».

Преодолевая предрассудки местной старины и препятствия, чинимые колониальными властями, он развернул активную деятельность и основал в Степи ряд школ для казахских детей. Благодаря его настойчивости и упорству в этих школах наряду с изучением различных дисциплин на родном языке дети обучались и русской грамоте.

Выступал против невежества,суеверия,замыкания в рамках кочевого быта. «Школы – это главные пружины образования казахов,- писал Ибрай Алтынсарин еще в 1871 году,-… на них и в особенности на них надежда, в них же будущность казахского народа».

Сам Алтынсарин писал 16 марта 1864 года : «…надеюсь, что эти молодцы в течение 4-х лет, по окончании курса, будут говорить порядочно и узнают кое- что. Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать еще на их нравственность, чтобы они впоследствии не были взяточниками».

И.Алтынсарин был последовательным сторонником идей просвещения. И.Алтынсарин видел колоссальнуую разницу между светским знанием и религиозным.

Знаний увидев свет,

Дети в школу идите!

Прочитанное сохраните.

Дело пойдет успешно,

Радости будет – вдвойне…

Знайте: неграмотный бродит,

Словно слепой, в темноте.

Веками кочевник считал,что его богатство- скот.И.Алтынсарин стремится убедить молодёжь,что истинное богатство-это знания. Светское образование, согласно его глубоким убеждениям, дороже всякого богатства.

Стада – богатство степное –

Сметает суровый джут,

Богатство ученных иное-

Растущее, вечно живое-

Вьюги не заметут…

Мать и отец постареют,

А в старости, может быть,

Придет к ним внезапно бедность…

Как им ее пережить?

Тогда –то учение ваше

Даст им желанный покой.

Вы бедность от них отведете

Уверенною рукой

Невежество и отсутствие знаний делают человека беспомощным перед судьбой, считал он. И только тот, кто без устали стремится овладеть наукой и знаниями, может быть спокоен за свою жизнь.

Как добры конь не устанет,

Так знание не подведет.

Темному человеку

Поэт внушает читателям мысль о необходимости борьбы за знания, которые вывели бы казахов в ряды цивилизованных народов.

Строить дивные дворцы

Умный, знающий народ.

Сильный знание своим

Он уверенно живет.

Также раскрывает социальное неравенство в ауле, обличает скупость и жестокость баев.

В рассказах «Кипчак Сейткул», «Сын бая и сын бедняка», «Вред лжи», «Невежество», «Юрта и деревянный дом» и других ставятся важные проблемы общественной жизни: вред невежества,социальное неравенство,преимущество оседлого образа жизни,польза знаний и науки.

В рассказах прославляет трудолюбие,показывает,что именно труд воспитывает настоящего человека,способного преодолеть любые жизненные препятствия,а праздность-корень пороков.

Обличает болтунов и сплетников, убеждает в том,что кто много болтает,тот способен «при удобном случае наглой клеветой заклеймить тебя», подчёркивает,что у хорошего человека «на лице лучится свет».

Через свои произведения он проносит боль за судьбу казахского народа,за его будушее.Он и сегодня является примером настоящего патриота своей Отчизны.

В начале третьего тысячелетия,когда потеряны многие ценности,идеи и взгляды о судьбе человека,его делах и идеалах, о путях воспитания высоконравственной личности, проблемы,которые поднимал И.Алтынсарин в своих произведениях особенно актуальны сегодня.

Современники И.Алтынсарина называли его «Проводником чистых истин нравственности общечеловеческой…»

Ибрай Алтынсарин был одним из тех, кто приобщил казахскую степь к миру высоких культурных ценностей.

Список использованной литературы

1.Послание Президента Республики Казахстан-Лидера Нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-200»: новый политический курс состоявшегося государства». г. Астана,14 декабря 2012 г.

2.Назарбаев Н. А. В потоке истории. Алматы: Атамура, 1999.

3.Главный редактор Прохоров А.М. «Большая Советская энциклопедия», Москва «Советская энциклопедия»,1990 г.
4.Алтынсарин И. «Избранные произведения». Алма-Ата 1972 г.

5.Толковый словарь русского языка Автор:С. И. Ожегов Н. Ю. Шведова Издательство:»Азъ»:1992 г.

6.Ситдыков А.С. «Педагогические идеи и просветительская деятельность И.Алтынсарина». А-Ата 1949 г.

0

СыздыковаБакыт Сапарбековна преподаватель физики и математики КГКП 
«Костанайский педагогический колледж» Управления образования акимата 
Костанайской области, Республика Казахстан
Педагогические идеи в творчестве И.Алтынсарина.
 «Ибрай Алтынсарин­первый апостол народного просвещения Казахстана»
                Н.А.Назарбаев
Важнейшей целью современного образования, общества и государства 
является воспитание, социально­педагогическая поддержка становления и 
развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, 
компетентного гражданина Казахстана. 
Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя 
человека, его состояния и качества внутренней жизни. Темпы и характер 
развития общества непосредственным образом зависят от гражданской 
позиции человека, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, 
моральных норм и духовных ценностей.
Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в послании народу 
Казахстана «Стратегия «Казахстан 2050»: новый политический курс 
состоявшегося государства», отметил,  «Чтобы стать развитым 
конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной 
нацией». 
Ибрай Алтынсарин­педагог­просветитель, писатель, фольклорист, этнограф.
По инициативе Алтынсарина открыты школы с обучением на родном языке. 
Автор учебников родного и русского языков для казахских детей.
В толковом  словаре русского языка   «Просветитель,­ прогрессивный 
общественный деятель, распространитель передовых идей и знаний».
В многогранном творчестве И.Алтынсарина ведущее место занимают 
проблемы воспитания нравственности .
 «Важнейшее из человеческих усилий­стремление к нравственности. От него 
зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только 
нравственность в наших поступках придаёт красоту и достоинство нашей 
жизни.Сделать её живой силой и помочь ясно осознать её значение –главная 
задача образования»,отмечал всемирно известный учёный,лауреат 
Нобелевской премии А.Эйнштейн. 
Гуманистические и просветительские идеи  выражены  в стихотворениях и 
рассказах И.Алтынсарина.
В своих стихотворениях он передаёт важнейшие нравственные истины о 
человеке и для человека: 
Дурной человек не может
Хороший совет принять
Дурной человек лишь может Мерзко и глупо болтать.
В неблаговидном поступке 
Признаться не в силах он…
И.Алтынсарин относит к отрицательным качествам человека  такие, как 
хвастовство и нечестность. Рассказом «Кипчак Сейткул» он подчёркивает 
мысль о том, что добро, добытое насилием и грабежом, не идёт впрок.
Герои рассказов И.Алтынсарина­обладатели богатства, только делая добро 
людям становятся нравственно возвышенными, добродетельными .
И.Алтынсарин выдвигает щедрость, как одно из самых ценных качеств 
человека. К щедрости он относит и старинный обычай казахов «жлу», когда 
люди оказывают искренне и безвозвратно помощь своим пострадавшим 
соплеменникам.
Ибрай Алтынсарин призывал казахскую молодежь учиться и овладевать 
передовой культурой русского народа. Он предвидел, что «молодое 
поколение казахов будет смотреть на язык и грамоту русскую, как на 
единственный язык культуры и знаний, пристраститься к ним и будет 
развиваться в русском более или менее духе»1. 
 «Юные мои друзья!.. оглянитесь, ­
Ведь, соседи ваши – далеко впереди.
Поспешите и вы за ними!
Мы, старики, в темноте прожили свой век…
Вам, юным друзьям, уступаем дорогу.
Наше благословение вам, ­
Творите добрые, святые дела!
Алтынсарин самостоятельно изучив произведения классиков мировой 
литературы – Шекспира, Гёте, Байрона, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, 
Фардоуси, Низами, Навои и др.,воодушевленный просветительскими идеями,  
разъезжал по аулам, разъясняя населению значение светского образования, 
агитировал за выделение средств. Ему были близки их идеи педагогов: 
К.Д.Ушинского,Я.А.Коменского. Например,идея Коменского «здание 
необходимо возводить с фундамента».
 Преодолевая предрассудки местной старины и препятствия, чинимые 
колониальными властями, он развернул активную деятельность и основал в 
Степи ряд школ для казахских детей. Благодаря его настойчивости и 
упорству в этих школах наряду с изучением различных дисциплин на родном 
языке дети обучались и русской грамоте. 
Выступал против невежества,суеверия,замыкания в рамках кочевого быта. 
«Школы – это главные пружины образования казахов,­ писал Ибрай 
Алтынсарин еще в 1871 году,­… на них и в особенности на них надежда, в них
же будущность казахского народа».
Сам Алтынсарин писал 16 марта 1864 года : «…надеюсь, что эти молодцы в 
течение 4­х лет, по окончании курса, будут говорить порядочно и узнают кое­ 
1 что. Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать еще на их нравственность, 
чтобы они впоследствии не были взяточниками».
И.Алтынсарин был последовательным сторонником идей просвещения. 
И.Алтынсарин видел колоссальнуую разницу между светским  знанием и 
религиозным. 
Знаний увидев свет,
Дети в школу идите!
Прочитанное сохраните.
Дело пойдет успешно, 
Радости будет – вдвойне…
Знайте: неграмотный бродит,
Словно слепой, в темноте.
Веками кочевник считал,что его богатство­ скот.И.Алтынсарин стремится 
убедить молодёжь,что истинное богатство­это знания. Светское образование, 
согласно его глубоким убеждениям, дороже всякого богатства.
Стада – богатство степное –
Сметает суровый джут,
Богатство ученных иное­
Растущее, вечно живое­
Вьюги не заметут…
Мать и отец постареют,
А в старости, может быть,
Придет к ним внезапно бедность…
Как им ее пережить?
Тогда –то учение ваше
Даст им желанный покой.
Вы бедность от них отведете
Уверенною рукой
Невежество и отсутствие знаний делают человека беспомощным перед 
судьбой, считал он. И только тот, кто без устали стремится овладеть наукой и
знаниями, может быть спокоен за свою жизнь.
Как добры конь не устанет,
Так знание не подведет.
Темному человеку
Поэт внушает читателям мысль о необходимости борьбы за знания, которые 
вывели бы казахов в ряды цивилизованных народов.
Строить дивные дворцы
Умный, знающий народ.
Сильный знание своим
Он уверенно живет.
Также раскрывает социальное неравенство в ауле, обличает скупость и 
жестокость баев. В рассказах «Кипчак Сейткул», «Сын бая и сын бедняка», «Вред лжи», 
«Невежество», «Юрта и деревянный дом» и других ставятся важные 
проблемы общественной жизни: вред невежества,социальное 
неравенство,преимущество оседлого образа жизни,польза знаний и науки.
В рассказах прославляет трудолюбие,показывает,что именно труд 
воспитывает настоящего человека,способного преодолеть любые жизненные 
препятствия,а праздность­корень пороков.
Обличает болтунов и сплетников, убеждает в том,что кто много болтает,тот 
способен «при удобном случае наглой клеветой заклеймить тебя», 
подчёркивает,что у  хорошего человека «на лице лучится свет».
Через свои произведения он проносит боль за судьбу казахского народа,за его 
будушее.Он и  сегодня является примером настоящего патриота своей 
Отчизны.
В начале третьего тысячелетия,когда потеряны многие ценности,идеи и 
взгляды о судьбе человека,его делах и идеалах, о путях воспитания 
высоконравственной личности, проблемы,которые поднимал И.Алтынсарин в 
своих произведениях особенно  актуальны сегодня. 
Современники И.Алтынсарина называли его «Проводником чистых истин 
нравственности общечеловеческой…»
Ибрай Алтынсарин был одним из тех, кто приобщил казахскую степь к миру 
высоких культурных ценностей.
Список использованной литературы
1.Послание Президента Республики Казахстан­Лидера Нации Н.А.Назарбаева 
народу Казахстана «Стратегия «Казахстан­200»: новый политический курс 
состоявшегося государства». г. Астана,14 декабря 2012 г.
2.Назарбаев Н. А. В потоке истории. Алматы: Атамура, 1999.
3.Главный редактор Прохоров А.М. «Большая Советская 
энциклопедия»,Москва «Советская энциклопедия»,1990 г.
4.Алтынсарин И. «Избранные произведения». Алма­Ата 1972 г.
5.Толковый словарь русского языка Автор:С. И. Ожегов Н. Ю. Шведова 
Издательство:»Азъ»:1992 г.
6.Ситдыков А.С. «Педагогические идеи и просветительская деятельность 
И.Алтынсарина». А­Ата 1949 г.

Проблемы нравственности давно волнуют человечество. Нравственное воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из сложных, важных и вечно актуальных задач в жизни общества.

Сегодня, молодежь Казахстана — это одна из самых организованных, социально-активных слоев населения, она объективно является генератором новых идей, жизненной силой и энергией общества. Молодежь Казахстана не просто будущее страны, это ее настоящее.

В концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан подчеркивается, что основной целью и приоритетами государственной молодежной политики являются формирование у молодежи патриотизма, нравственное и духовное развитие.

Сегодня мы являемся свидетелями актуализации проблемы духовного наследия прошлого нашего народа, а также обновления духовных начал, которое приобрели особую остроту в условиях суверенитета, формирования новых политических, нравственно — этических норм, принципов и подходов в решении самых неотложных вопросов жизни.

Особое место в духовном развитии и становлении своего народа занимают идеи А. Кунанбаева, Ч. Валиханова, И. Алтынсарина.

Содержание нравственного воспитания у казахских просветителей представляет собой свод этических норм, которые являются моральным кодексом и своеобразной энциклопедией педагогических знаний.

Как утверждал Ибрай Алтынсарин, главными средствами нравственного формирования является труд и пример родителей. По его мнению, основу нравственности составляет образование и воспитание: «Только постоянная забота и нравственное воспитание формирует в ребенке самые лучшие нравственные качества».

Роль наследия Абая Кунанбаева, Ибрая Алтынсарина, Чокана Валиханова 133 в духовно-нравственном воспитании молодежи Казахстана

Деятельность Алтынсарина пронизана размышлениями о сущности нравственности, смысле человеческого существования и счастья, нравственных мотивах поведения и отношений, воспитания высоконравственной личности. Алтынсарин придавал большое значение Трудовому воспитанию. Смысл труда не в том чтобы обеспечить личное благополучие, удовлетворение, а должно быть социальное значение. В педагогической деятельности Алтынсарина большое место занимают вопросы воспитания и обучения детей. Он придавал огромное значение роли учителя как главного двигателя всего учебного и воспитательного процесса в школах. Он считал, что учителя должны любить своих учеников и быть любимы своими учениками и их родителями. И тогда можно будет достигнуть целей, стоящих перед воспитанием и образованием.

Основа нравственности — образование и воспитание. Педагог-энтузиазист Ибрай Алтынсарин свою практическую деятельность сочетал с широкой пропагандой идей просвещения, культуры, прогресса, приобщения казахского народа к культуре и науке русского народа.

В его педагогических произведениях четко прослеживаются идеи народности, гуманизма, любви к родине. Они глубоко проникнуты и идеей воспитания человечности. Педагог-просветитель показал великое значение труда и утвердил целью воспитания — уважение к труду.

Согласно Ч.Валиханову, только знания и образование придают человеку силы и являются великим орудием в борьбе за просвещение и благосостояние народа. Только просвещение может вывести казахский народ на путь свободного и нравственного совершенства.

Выдающийся казахский поэт и демократ, просветитель XIX века Абай Кунанбаев оставил нам, потомкам, свое многогранное наследие. Он сумел познать специфику складывающейся веками духовной культуры казахского народа и прежде всего — его фольклора.

Абай считал одним из главных средств воспитания — труд. Он подчеркивал важность овладения знаниями, что духовное совершенствование личности во многом зависит от просвещения.

Заслуга Абая Кунанбаева состояла в том, что он искал пути обновления человека, старался поднять его духовность, усовершенствовать его нравственные качества. Его призыв к утверждению идеалов общечеловеческой справедливости «Адам бол!» («Стань человеком!») сохранил свою актуальность и в наше время.

Абай придавал особое значение приобретению положительных нравственных качеств людей и подчеркивал особую роль личной заинтересованности каждого отдельного индивида в достижении уровня «совершенного человека». Путь к ней лежит через знание, через нравственное и духовное совершенствование.

Жизнь и борьба за правду должны стать основой жизненного пути, который ведет к знанию. Только просвещенный человек старается добыть хлеб свой насущный честным трудом, стремится к справедливости и не делает зла другим, вырабатывает в себе нравственные качества, противостоящие порокам.

Абай — наставник и учитель, выдвигает гуманистическую концепцию нравственного воспитания, цель которого сделать из ребенка труженика, патриота, разносторонне развитого, высоконравственного человека, живущего интересами, мыслями и чаяниями родного народа. Труд и просвещение народа, по мнению Абая, — это средства достижения нравственного идеала. Абай упорно стремился утвердить идеал нового человека — деятеля разума и просвещения, поборника труда и науки, заступника слабых и угнетенных.

Абай Кунанбаев затрагивал и многие другие темы. Он размышляет также о достоинстве человека, о вере и неверии, о воспитании молодежи, об отношении к людям других национальностей, о необходимости культуры и просвещения.

В огромном наследии Абая важное место занимают «Слова назидания» — плод его многолетних раздумий — представляющие собой философско- моралистические, психолого-педагогические высказывания поэта.

Главная мысль в «Словах назиданиях» — утверждение красоты человеческого духа, неисчерпаемых возможностей личности. «Качества духовные — вот что главное в человеческой жизни», — утверждал Абай.

Его «Двадцать первое слово» пронизано идеями патриотизма и демократизма. Патриотизм можно определить как нравственное качество человека.

Народ является хранителем патриотических традиций созданных многими поколениями.

Патриотическое воспитание способствует приобщению людей к материальной и духовной культуре народа; укрепляет черты национальной психологии, тем самым воспитывает у людей уважительное, почтительное отношение к своему народу, к своей Родине. Любовь к Родине, единство — это первооснова нравственности. Сегодня, особо следует акцентировать внимание на воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма. Передовые представители казахского народа всегда отличались патриотизмом и любовью к народу. Доказательством этого являются патриотические идеи казахских мыслителей Ч. Валиханова, Ы. Алтынсарина, А. Кунанбаева.

Таким образом, можно с полной уверенностью утверждать, что в прошлом столетии Чоканом Валихановым, Ибраем Алтынсариным, Абаем Кунанбаевым были провозглашены нравственные нормы, возвышая любовь к труду, борьбу за интересы народа, честность, справедливость, ответственность, упорство в изучении науки и к образованию, их высшие нравственные принципы не утратили своего значения и в наше время, и мы сегодня относимся к ним с высоким уважением, потому что они не утрачивают своей актуальности, требуют самого пристального научного изучения.

Так И. Алтынсарин стремился, чтобы школа по своей идейной направленности служила принципу народности и воспитывала детей в духе любви к Родине. Он утверждал, что образование должно быть гуманным и народным, доступным и богатым и бедным. Мысли просветителя совпадали с взглядами его современников Ч. Валиханова и А. Кунанбаева.

Нравственные позиции Ч. Валиханова, И. Алтынсарина, А. Кунанбаева являются теоретико-методологическим источником развития основ теории нравственного воспитания школьников Казахстана. В своих взглядах на нравственное воспитание школьников казахские просветители опирались на принципы гуманизма, демократии, патриотизма, оптимизма, воспитания в труде. Основными факторами нравственного воспитания личности считали среду и воспитание. Цель формирования морального облика человека видели в воспитании нравственно ориентированной личности, задачи — в воспитании нравственных качеств личности.

Культура любого народа невозможна без осознания прошлого, собственных исторических корней. C этой точки зрения, мысли, идеи, высказывания казахских мыслителей, педагогическое наследие просветителей XIX века актуальны и в настоящее время, когда перед образованием стоят задачи, требующие формирования личности, ориентированной на общечеловеческие ценности.

Памятники литературно-педагогической сокровищницы казахов являются предпосылкой поиска эффективных средств воспитания на народных традициях и обычаях.

Наследие — это необходимый фундамент для построения будущими поколениями новой культуры. Настоящее поколение обогащается опытом прошлого и передает его будущему человечеству. И этот вечный круг трех единств не замыкается, пока живет народ.

Создание духовного общества, основанного на общечеловеческих благах и национальных ценностях, является обязанностью каждого из нас. Сегодня поднятие духа и идеологии страны, формирование патриотических чувств является важной задачей для нашего независимого государства. Для этих целей нам необходима национальная идея, укрепляющая духовные основы нации и высокие цели.

Таким образом, изучение наследия казахских просветителей, их нравственных позиций, показывает, что моральные нормы, осуждающие подлость, нечестность, лень, злобу, возвышающие любовь к труду, честность, национальное самосознание, упорное стремление постичь науку — высшие нравственные идеалы не только не утратили своей значимости в наше время, а приобрели новую силу значения и требуют самого пристального изучения, анализа и овладения ими.

Литература:

  1. Концепция государственной молодежной политики Pecm блики Казахстан.
  2. Жарикбаев К. Б.. Калиев С. К. Антология педагогической мысли Казахстана. — А., Рауан. 1995,-с. 78-90.
  3. Мамырбекова А. Нравственный оптимизм Философских воззрений Абая.//Мысль. 2007. № 8. с. 55.
  4. Каракузова Ж. К.. Хасанов М. Ш. Космос казахской культуры. — А., 1993, — с. 5.
  5. Кабдуев А. Воспитание личности и право.//Мысль.2005. № 6. с. 39.

Ибрай Алтынсарин 

Ибрай Алтынсарин —

учитель ХХI века

Роль Ибрая Алтынсарина

в формировании образовательного

пространства Казахстана

Кел балалар окыйлык!

Алтынсарин Ибраһим Балғожа ұғлы [1].

В истории и культуре казахского народа и современного Казахстана особое место занимают три выдающихся деятеля, заложившие основы современной духовной жизни народа – выдающийся ученый и путешественник Чокан Валиханов (Шоқан Шыңғысұлы Уәлихан, 1835 – 1865), поэт-мыслитель Абай Кунанбаев (Абай Ибраһим Құнанбайұлы, 1845 – 1904) и педагог-просветитель,  писатель Ибрай Алтынсарин (Ыбырай Ибраһим Алтынсарин, 1841 – 1889).

На просторах Великой Степи они никогда не встречались, хотя были современниками. Каждый из них трудился на своем поприще, закладывая зерна будущего развития своего народа. В то же время деятельность их перекликалась между собой — так этнографией казахов занимались и Алтынсарин и Валиханов, поэтом был не только Абай, но и Алтынсарин.

18-19 вв. были периодом постепенного присоединения всех жузов (родоплеменных, этнических объединений)  казахов [2] к России. Процессы, происходившие в то время, были непростыми и подчас болезненными как для кочевого народа,  так и для русских, которых политические реалии  вынуждали обустраиваться на новых территориях.

Вместе с купцами, крестьянами, казаками на вновь присоединившиеся к империи земли приходили чиновники, ученые, военные, представители русской интеллигенции. В  России рос интерес к этим  землям и народам, их населяющим. Это было время, когда  закладывались очень важные особенности взаимодействия двух культур. 

Активным участником этих процессов стал Ибрай Алтынсарин —  писатель, поэт, этнограф, выдающийся педагог и создатель сети русско-казахских школ, организатор образования, переводчик, автор одного из вариантов казахского алфавита на основе кириллической графики.

Биографическая справка

Ибрагим (Ибрай) Алтынсарин родился 20 октября 1841 года на территории современной Костанайской  области (Средний жуз, род кипчак). Остался сиротой в 1845 году во время родоплеменных междоусобиц, очень частых в Степи и  воспитывался в семье родственника отца, уважаемого бия (судьи) Балгожи Жанбурчина, сторонника сближения с Россией. В 1850 году был принят  во вновь открытую школу для казахских детей при Оренбургской Пограничной комиссии. После ее окончания в 1857 году работал переводчиком, судьей, занимал различные административные должности. С 1864 года начал педагогическую деятельность сначала как учитель, а с 1869 и до ухода из жизни в 1889 году как один из руководителей  системы народного просвещения. 


Ибрай Алтынсарин с сыномИ. Алтынсарин среди учеников ремесленного училища в гор. Тургае


Школа для казахских детей при Оренбургской Приграничной комиссии 

Огромна роль школы в жизни каждого человека. Школа формирует душу и сознание ребенка, дает жизненные ориентиры и ценности. И счастлив человек, жизнь которого началась в хорошей школе, руководители и учителя которой понимают смысл и важность своей работы.

Ибраю Алтынсарину повезло. Он учился именно в такой школе. Первая в регионе и какое-то время единственная  школа для казахских детей, она создавалась для вполне утилитарных целей – подготовки переводчиков и делопроизводителей местной администрации, для облегчения взаимодействия с казахским населением. Но принципы и особенности этой школы достойны особого внимания.

1. В школу принимались дети не только привилегированных сословий (биев, султанов, старшин), но и простых казахов, что особо оговаривалось в инструкции к Положению о школе [3, с. 281].

2. В Положении о школе (параграф 19, 20) указывалось, что «нужно, по возможности, применяться к их [воспитанников – прим. авт.] образу жизни в степи», а также одевать их в единообразную, но привычную для них одежду[3, с.279].

3. Особо оговаривались нравственные качества персонала школы (параграф 7) [3, с.278].

4. Изучение не только русского, но и татарского языка, как языка мусульманского вероучения

5. Духовное воспитание в традиционной для казахов мусульманской религии,  при этом стремление администрации оградить воспитанников от узкого религиозного фанатизма путем назначения грамотных и проверенных вероучителей.

Но соблюдались ли эти положения в реальной жизни школы? Сохранился интересный исторический документ, статья уроженца Оренбурга художника А.Ф. Чистякова «Школа для киргизских детей в Оренбурге». Он в одну из поездок на родину не только описал школу, но и оставил серию рисунков, иллюстрирующих рассказ.

 Я сам оренбургский уроженец; к киргизам и к образу жизни их присмотрелся сызмала и потому, естественно, приноровил посещение свое в школу чуть ли не накануне отъезда из Оренбурга, да и то для того, чтобы не упрекнуть себя после за невнимательность к замечательному на собственной родине;  но побывав там раз, так приятно изумлен был особенностями этого заведения, что принялся тотчас же за карандаш [3, с. 288].

Далее автор описывает помещение и оборудование школы, обращая внимание на добротность и качество всех вещей, окружающих воспитанников, удобство, выраженное во множестве мелких, казалось бы незначительных подробностях. Но в искусстве воспитания не бывает мелочей. Воспитывает ребенка все, в том числе и забота о красоте и удобстве быта.


Урок закона магометанского ведет ахун Оренбургского собораСпальня воспитанников


Художник описывает, как рационально устроены классные комнаты, обращает внимание на качество мебели из ценных пород дерева, бытовые удобства, к которым приучают учеников.

Особое внимание уделяет он спальне. После ее подробного описания он суммирует

Когда смотришь на спальню во всю ее длину – это чрезвычайно опрятные  кровати и табуретки, красные парадные тюбетейки воспитанников, симметрически надетые на конусы, которыми оканчивается прут у изголовья всякой кровати, три ночные лампы, подвешенные к потолку спальни и, наконец, огромный умывальник, красующийся в соседней комнате, как раз в середине двери в дотуар, представляют чрезвычайно приятную и оригинальную перспективу [3, с. 291].


Школьная больница (изолятор)Одежда воспитанников (слева направо): 1 - парадная зимняя, 2 - летняя, 3 - зимний кафтан и малахай, 5 - зимняя классная


В устройстве небольшого изолятора (школьной больницы) автор обращает внимание на то «что ни воздух, ни расположение комнат, ни общий веселый вид больницы ни разу не наведут вас на мысль, что тут в болезни могут страдать люди, хотя во время моего посещения и был там один больной воспитанник»[3, с. 293].

Одежда в национальном стиле очень высокого качества и в разумном количестве также подробно описывается и зарисовывается художником, причем он обращает внимание на такую деталь:

У каждого в кармане красный носовой платок. (В школе, значит ничего не забыто, до последней безделицы, потому, что красное киргизам всегда нравится) [3, с. 296].

И какие славные мальчики эти воспитанники: опрятные, благообразные, самодовольные, они, по врожденной каждому азиатцу степенности движений и теперь кажутся уже проглотившими всю человеческую мудрость; каких же успехов можно ожидать от них после? [3, с. 294]

Методическое наполнение педагогического процесса также было продуманно и целесообразно. Дети изучали как русский, так и татарский язык (язык ислама в Степи), основы исламского вероучения, математику и делопроизводство. Еще одним предметом была гимнастика, о проведении которой было отдельно оговорено в инструкции:

Гимнастике обучать в тех только видах, чтобы доставить ряд упражнений, полезных для их здоровья, и чтобы сидячая жизнь слишком вредного влияния на молодых людей с малолетства привыкших к кочевой жизни и движению. <…>сверх сего гимнастику <…> ввести не вдруг, а спустя несколько времени <…> не приневоливать  их к сего рода занятиям, а скорее приохочивать<…> [3, с. 284].

Все эти особенности представляются не только разумными, но и вполне естественными и целесообразными. Но какова была практика создания подобной системы образования за рубежом? Изучая опыт других стран, например Индии в том же 19 веке  [приводится по: 4, с. 9-11],  мы видим:

 а) оторванность выпускников школ от своего народа, образование из них некоей касты, чуждой соплеменникам;

б) насильственную христианизацию учеников и через нее дополнительное отделение от  традиционного уклада и условий жизни.

Выпускники этих школ готовились стать  просто помощниками администрации метрополии, не повышая культуру своего народа, не способствуя его просвещению.

Деятельность Ибрая Алтынсарина

Годы учебы в школе, которую И. Алтынсарин закончил на отлично, безусловно, наложили отпечаток  на последующую деятельность. Знакомство с русской культурой формировало его взгляды на направление развития своего народа. Кочевой уклад, традиционный для казахов, в этот период находился в стадии разложения, и часть народа (чаще всего бедняки) уже постепенно переходили к оседлой жизни. Этот процесс И. Алтынсарин описал в рассказе  «Кипшак Сейткул», и его симпатии были, безусловно, с теми, кто не боялся осваивать новый жизненный уклад. В этом процессе  могли помочь и русские поселения, возникавшие  в казахской степи. В своей публицистике Алтынсарин писал об этом так:

…Казахский народ скоро сольется с государством русским, сам увидит счастье свое в этом сближении и будет не только скотоводом, но и земледельцем [«Оренбургский листок», 1880, № 17. Цит. по: 5, с. 143].

«В интеллигентном, торговом и ремесленном  населении городов казах увидит потребителя, снабжающего степняка всеми услугами современной цивилизации, искусства и научных знаний. Влияние городов и удобных путей сообщения будет для жизни казахского народа  и в нашей степи благодетельным.<…> На русских поселян мы возлагаем всю надежду, как на учителей по части культуры и преобразователей казахской степи» [«Оренбургский листок», 1889, 20 апреля. Цит. по 5, с. 142].

Одним из путей сближения с русской культурой Алтынсарин видел в организации русско-казахских школ и вообще развитии образования, как казахов, так и русских поселенцев.

Итоги  деятельности Алтынсарина в этом направлении  могут показаться на первый взгляд, скромными — открытие  четырех двуклассных училищ, ремесленного  и женского училища, пяти волостных школ, двух училищ для детей русских поселян, создание системы стипендий для обучения.  Но за ними стоял огромный труд преодоления косности, невежества и равнодушия. В письме к своему другу и руководителю Н.И. Ильминскому он с горечью писал:

Об образовании киргизов начальство так заботится, что предпочитает лучше красить крыши и без того красные, белить стены и без того белые, нежели приступить к постройке училищ при укреплениях [6, с. 19].

К организации школ и училищ Алтынсарин подходил с такой основательностью (безусловно, заложенной еще в годы учебы), что некоторые из построенных им  школьных зданий сохранились до нашего времени. В его опубликованном архиве  находится огромное количество документов, показывающих, с какой тщательностью продумывал И. Алтынсарин малейшие подробности не только педагогического и методического процесса, но и устройства быта, как учеников, так и учителей. В своих письмах он писал:

…главное теперь – устройство зданий, это основание всему. Если прочно, удобно и хорошо будут выстроены школьные помещения, соответственно всем учебно-воспитательным целям, так остальное, я считаю, в шляпе [6, с.59].

Об учителях И. Алтынсарин написал следующие строки:

На своих учителей я вообще смотрю как на братьев, с которыми у нас все должно быть общее: и мысли,  желания, и материальные силы [6, с. 63].

Один из учителей, Ф.Д. Соколов в своих воспоминаниях писал:

К народным учителям И. Алтынсарин относился строго, требуя аккуратного отношения к делу и строго преследовал неисполнительных.<…> Умел он своими беседами сердечно возбудить в учителях рвение к учебному делу. В глазах общества поставил нас высоко, заставил всех относиться к учителям с должным уважением, гордясь ими перед всеми, как честными и полезными тружениками [3, с. 334].

Вспомним, что внимание не только к профессиональному, но и нравственному уровню педагогов  было принято в школе, которую он закончил.

Нельзя не отметить, что такое отношение к учителям далеко не всегда встречается в современном обществе.

Для Алтынсарина была понятна необходимость изучения казахами русского языка. Для создания языковой среды для своих воспитанников-казахов он считал нужным после начального периода обучения  соединять их с русскими учащимися.

Проблемой  также была и необеспеченность учебными пособиями. Практически не существовало детской литературы на родном языке. Алтынсарин разрабатывал для школ методические принципы обучения и воспитания, создавал учебные пособия. Его «Казахская хрестоматия»  (1879 г.) была первой книгой для детей и народного чтения на казахском языке и была составлена по образцу аналогичных произведений Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского.


Титульный лист книги И. Алтынсарина "Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку"Титульный лист "Киргизской хрестоматии" И. Алтынсарина


Особенно важно было, что «Хрестоматия» была напечатана  русскими буквами и, как написал в предисловии к ней сам автор, «служила непосредственным путеводителем к более ученым и общеполезным русским книгам, не противореча последним ни содержанием, ни алфавитом» [3, с.78].

Разработка казахского алфавита на основе кириллической графики была важна еще и тем, что, по мнению Алтынсарина, он гораздо лучше передавал особенности казахского языка, чем принятый тогда татарский, использовавший арабскую графику. Но он отдавал себе отчет, что переведение всей казахской письменности на кириллицу – дело отдаленного будущего.

Хотя, действительно, русскими буквами гораздо вернее выражаются киргизские слова; хотя вмешательство татарской грамоты может повредить чистоте и целости киргизского языка, но надо иметь в виду, что разрыв татарской грамоты с киргизами и невозможен до далекого, по крайней мере, будущего, потому что на ней написана религия киргизов, по-арабски и татарски киргиз молится [6, с.30].

Действительно, окончательный разрыв с арабской графикой состоялся лишь в 20 веке, когда казахский язык был переведен сначала на латиницу (1929 г.), а затем на кириллицу (1940 г.). Но именно Ибрай  Алтынсарин был первым  казахом, который начал эту важную для народа работу.

Трудности создания сети русско-казахских школ усугублялись еще и тем, что в этот период у казахов существовала сеть мусульманских школ (медресе) с татарским (преимущественно) языком обучения. Эти школы были религиозными, а низкий уровень не только знаний, но и нравственности преподавателей-мулл ни для кого не был секретом. В своей публицистике, поэзии, рассказах об этом с горечью писал сам И. Алтынсарин. Но тяга народа к образованию и сравнительная распространенность этих заведений делали их серьезной силой.

Поэтому Алтынсарин особое место в своей деятельности уделял религиозному воспитанию учеников. Он тщательно отбирал мулл для открываемых им школ, старался контролировать их деятельность. Ощущалась острая нехватка учебных пособий по мусульманскому вероучению и Алтынсарин сам составил учебное пособие по исламу — «Шараит-ул-ислам» («Основы исламского вероучения»), опубликованное в 1884 г. в Казани, в арабской графике. Подробнее об этом учебном пособии можно прочесть в письме И. Алтынсарина  Н.И. Ильминскому  (см. Приложение).

Сотрудничество Ибрая Алтынсарина с деятелями российской культуры

В своей деятельности Алтынсарин сталкивался как с представителями своего народа, так и с русскими чиновниками, купцами, крестьянами. Некоторые из этих людей оказали влияние на формирование духовного мира выдающегося казахского просветителя. Остановимся на двух наиболее заметных деятелях.

Григорьев В.В. (1816-1881)

Выдающийся российский востоковед Василий Васильевич Григорьев (1816-1881) — один из первых  обративший внимание на значение Восточного и Западного  Туркестана в мировой политике.  Его научная, педагогическая и административная карьера началась в Петербурге, затем продолжилась в Одессе. В 1851 году получил назначение в Оренбургский край, где вскоре  занял  должность начальника пограничной комиссии.  Эта комиссия занималась контактами со среднеазиатскими ханствами, а также ведала делами киргизов. В Оренбурге  В.В. Григорьев принял участие в создании сети школ для кочевников в степных укреплениях.  В 1857 году после окончания школы, И. Алтынсарин был назначен переводчиком Григорьева. Эта должность помогла молодому человеку не только усовершенствовать знание русского языка, получить первые навыки системной научной деятельности, но и испытать немалое нравственное влияние замечательного ученого. Сам Алтынсарин писал об этом так:

Находясь под Вашим покровительством и пользуясь нравственным Вашим влиянием, мы, несколько киргизских офицеров, начали свою служебную деятельность. Доброе влияние Ваше глубоко вкоренилось в нас и, идя по указанному Вами направлению, мы стали, впоследствии, не бесполезными, как полагают, людьми для родного нам народа [6, стр. 46].

За научные труды, созданные в Оренбурге, Григорьев в 1854 году был избран членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук.

После 1862 года В.В. Григорьев вернулся в Санкт-Петербург, где стал профессором  университета и возглавил основанную им кафедру истории Востока.


Василий Васильевич ГригорьевНиколай Иванович Ильминский


Ильминский Н.И. (1822 – 1891)

Николай Иванович Ильминский – русский востоковед, педагог-миссионер, библеист, член-корреспондент Академии Наук, замечательный лингвист-переводчик и знаток восточных языков. Он работал вместе с В.В. Григорьевым в Оренбургской пограничной комиссии, где и познакомился с молодым переводчиком И. Алтынсариным.

Несмотря на разницу в возрасте, а главное, в уровне образования (Ильминский был уже известным специалистом-востоковедом и миссионером)  между ними сложились очень дружеские отношения. После перевода Ильминского в Казань в 1961 году, они продолжали переписку и сотрудничество.

 Н.И. Ильминский был безусловным сторонником христианизации мусульманского населения Российской империи и очень много делал в этом направлении. В свою очередь Алтынсарин был убежден в важности  для казахов и близких им народов сохранять ислам, признавая, впрочем, необходимость его очищения от фанатизма и невежественных наслоений. Но эта разница во взглядах не мешала замечательному сотрудничеству двух  деятелей культуры. Их переписка продолжалась до ухода из жизни И. Алтынсарина. Именно Ильминский, уже будучи тяжело больным, собрал, написал и организовал издание воспоминаний о деятельности своего друга (Н.И. Ильминский. Воспоминания об Ибрае Алтынсарине. Казань, 1891).

Окружение Алтынсарина

Рассказ о деятельности великого казахского педагога будет неполон без сведений о близких,  друзьях и последователях из числа казахов. Об этом замечательно рассказала правнучка И. Алтынсарина профессор казахстанского университета «Туран», заслуженный деятель культуры РК Гульжихан Касымжанова.

Говоря о жизни и деятельности великого просветителя, нельзя не упомянуть и его окружение. Рядом с ним постоянно находился народный акын Нуржан Наушабай. Ибрай, владея красивым голосом, сам неплохо играл на домбре и был прекрасным импровизатором. Его ученик Габдолгали Балгымбаев вспоминает, что они вместе с Н.Наушабаевым часто проводили вечера в словесных состязаниях на домбре, где слушатели становились свидетелями прекрасных поэтических импровизаций. В его окружение входила вся элита казахского общества. Так, Альмухамед и Тилеймухамед Сейдалины — потомки хана Нуралы. Оба выпускники  Неплюевского кадетского корпуса в Оренбурге. Именно А.Сейдалин поможет И. Алтынсарину открыть школу в Иргызе и первый из казахов отправит свою дочь Гульжаухар учиться в его школу. Гульжаухар Сейдалина позднее выйдет замуж за будущего депутата Государственной Думы Ахмеда Беремжанова, а их сын Батырбек Беремжанов в советское время станет известным ученым. Среди учеников Ибрая можно назвать и демократа, поэта и переводчика  Асылкожу Курманбаева. Его острые статьи по социальным вопросам часто печатались в газете «Дала уалаятты газетiне». После смерти И.Алтынсарина Асылкожа Курманбаев переезжает в Семиречье, где становится директором школы в Лепсы. Другой его ученик Г.Балкымбаев стал директором Исторического музея в Алматы [7].

Итоги деятельности И. Алтынсарина

За свою недолгую, особенно по современным меркам жизнь, успел сделать удивительно много. Вот краткий перечень заслуг И. Алтынсарина-педагога и организатора школьного образования:

Открытие  учебных заведений в разных областях:

четырех двуклассных центральных  русско-казахских училищ,

ремесленного училища,

женского училища,

пяти волостных школ,

двух училищ для детей русских поселян,

а также  создание системы стипендий для обучающихся в гимназиях, университетах и др.[Приводится по: 3, с. 33].

Создание учебных пособий:

«Киргизская хрестоматия» (составлена по образцу «Детского мира» К.Д. Ушинского) – опубликована в 1879 г.

«Начальное руководство  обучению киргизов русскому языку» — 1879 г.

«Мактубат» (Хрестоматия) – на казахском языке, написанная арабской графикой, опубликована после смерти Алтынсарина.

 «Шариат-ул-ислам» («Основы исламского вероучения») — 1884 г.

Программа развития школьного образования, изложенная в многочисленных документах (рапортах, циркулярах, докладных записках), изучение которых показывает, насколько глубоко вникал И. Алтынсарин во все подробности обучения [8, с.150-154, с.156-169, с.239-245 и др.]. В них формулируются те принципы, которые были актуальны для того времени, а некоторые актуальны и теперь:

вести обучение на достойном научном и самом передовом методическом уровне;

учить киргизских детей с русскими;

должным образом финансировать народное образование;

дать возможность получившим образование  достойно применять его в общественной жизни.

Школы – это главные пружины образования киргизов, а они, брошенные в степь как попало, не могут приносить пользы; между тем на них, и в особенности на них и надежда; в них же и  будущность киргизского народа» [6, стр. 32]. Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать еще на их [детей-прим.] нравственность, чтобы они впоследствии не сделались взяточниками [6, с. 25]  

– так писал Алтынсарин в письмах к единомышленникам и сотрудникам.

Основные принципы педагогики И. Алтынсарина кратко можно сформулировать следующим образом:

В образовательном процессе нет мелочей.

Важно не только получение знаний, но и воспитание.

Важнейшее место занимает личность учителя, его моральный облик.

Школа должна быть образцом нравственного влияния на общество, оплотом культуры в её подлинном смысле.

Эти принципы совпадают с задачами  подлинно гуманной педагогики, которую формировали в своей деятельности выдающиеся педагоги не только ХIХ – ХХ, но и ХХI века.

Более чем заслуженными  и даже пророческими звучат слова, написанные учениками и последователями И. Алтынсарина в далеком 1884 году:

Для нас, кочевников, очень дороги произведения И. Алтынсарина, как и он сам <…>. Мы готовы видеть в лице г. Алтынсарина героя, который становится отражением всего народа, духа его, ума, нрава, характера и вообще всей жизни [«Оренбургский листок», 1884, № 15. Цит. по: 3,  с. 48].


Садовская И.А., Культурный Центр им. Н.К. Рериха.

Декабрь, 2019 г. 


Примечания и библиографические ссылки 

1.«Спешите, дети, учиться!» Ибрай Алтынсарин (каз.)

2.Важно отметить, что в документах, научных публикациях, литературе  вплоть до 30-х годов ХХ в. этноним «казах» практически не употреблялся. Вместо него использовались —   «киргиз», «киргиз-кайсак,» «казах-киргиз». Поэтому  в произведениях  и письмах И. Алтынсарина  мы встречаем  этнонимы «киргиз» или «киргизец». Но после 30-х гг. ХХ в.   некоторые тексты 19 века  редактировались и в них  вносились исправления  —  слово «киргиз» заменялось на «казах». 

3. Алтынсарин  Ибрагим. Собрание сочинений. В 3-х  томах. Т. 1. Алма-Ата: «Наука» КазССР, 1975. 360 с. 

4. Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Т. 1. Биография. Глоссарий / пер. с англ. СПб: издательство «Адити», 1998. 571 с. 

5. Джумагулов К.Т.  Ибрай Алтынсарин (Предисл. проф. Х.Х. Махмулова). Ташкент: Издательство литературы и искусства им. Гафура Гуляма, 1975.  160 с.

6. Алтынсарин  Ибрагим. Собрание сочинений. В 3-х  томах. Т. 3. Алма-Ата: «Наука» КазССР, 1978. 352 с.

7. «Наследие великого учителя Ибрая Алтынсарина актуально и сегодня — заслуженный деятель культуры РК Г.Касымжанова». Сайт inform.kz. – URL: https://www.inform.kz/ru/nasledie-velikogo-uchitelya-ibraya-altynsarina-aktual-no-i-segodnya-zasluzhennyy-deyatel-kul-tury-rk-g-kasymzhanova_a2420663 (дата обращения: 10.12.2019)

8. Алтынсарин  Ибрагим. Собрание сочинений. В 3-х  томах. Т. 2. Алма-Ата: «Наука» КазССР, 1976. 423 с. 


 Приложение 

 Письмо Н. И. Ильминскому

12 сентября 1882 г. Оренбург

Ваше превосходительство, милостивый государь, Николай Иванович!

Небезызвестно  Вам, что с прекращением в киргизских степях междоусобий, [по] водворении в них полного спокойствия через  организованные впоследствии особые русско-киргизские  управления и укреплении киргизов на известных  поземельных участках, естественным последствием  всего этого вышло то, что они стали чувствовать потребность в знаниях, между прочим, грамоты и своей религии, полное незнакомство с которыми они не могли не видеть на каждом почти шагу, познакомившись с ближайшими оседлыми народами. Небезызвестно также, что из числа сих последних, как по условиям местностей, занимаемых киргизами, так и единству религий и сходству языка, прежде всего стали влиять на киргизов татарские, башкирские и бухарские племена. И таким путем в настоящее время сильно уже распространилось и распространяется между киргизами магометанское вероучение, которое, за малыми исключениями, и ведется татарскими и бухарскими муллами или же и киргизами, но обучавшимися в татарских и бухарских медресах. Руководствами же для этих занятий служат преимущественно татарские книги, как более для киргизов понятные, в которых не существует, однако ж, ни какой-либо системы, ни даже, во многих случаях, смысла, так что ученики татарских медрес, учившись по существующим руководствам в течение нескольких лет, все-таки остаются полнейшими невеждами по отношению к своей религии, но только с громадным запасом духа нетерпимости ко всему немусульманскому.

Дух нравственного учения бухарских и татарских мулл вообще известен. Они, побуждаемые отчасти личными интересами, а отчасти вследствие того что сами воспитаны односторонне, в известном только направлении, ставят единственным источником всякой мудрости только магометанское вероучение; и все, что не относится к этому, считается недостойным обучения и измышлениями неверных, клонящихся к ослаблению религиозных их учений. Между тем нельзя сказать, чтобы этот дух и направление мулл вполне согласовались с основным духом мусульманского закона или шариата, который нигде, например, не отрицает надобности обучаться вообще светским наукам и искусствам, от каких бы народов они ни исходили; доказательством чему служит даже обязательность для желающих получить звание ученого муллы (хатиб) изучение между прочими «фянами», т.е. науками, арифметики, медицины и астрономии (гильму-хисаб, гильму-тып, гильму-хайат ва афляк).

Таким образом, имея в виду, с одной стороны, проявившуюся в народе и неотразимую уже никакими мерами потребность в знании исповедуемой им религии, с другой — необходимость в таком случае снабжения киргизского юношества такого рода руководством, которое, будучи писано на родном его языке и вполне согласно с основным духом мусульманства, послужило бы предметом основного обучения их религии; кроме того, в видах устранения по возможности, во-первых, того, чтобы религиозные понятия киргизской молодежи не получали ложного направления и, во-вторых, чтобы татарский язык незаслуженным образом не продолжал быть исключительно употребительным языком письменности между киргизами, что, несомненно, и есть один из вернейших способов к отатариванию киргизов, я и принялся в последнее время за изучение магометанского шариата и составление прилагаемого к сему учебника.

К этому побуждало меня и то еще обстоятельство, что сами киргизские муллы признавали несоответственность имеющихся у них руководств, а большинство неграмотных киргизов заявляло, что татарские начальные книги для детей их непонятны, что не существует ни одной такой и татарской книги, в которой были бы собраны все необходимые, обязательные к исполнению правила веры, и что для их детей вовсе нет надобности добиваться звания ученого муллы, а нужно бы обучить их лишь арабской грамоте, как вошедшей уже в употребление в обыденном их быту, и знанию ими только обязательных частей религиозных учений. На деле же происходит именно так, что обучение арабской грамоте и закону божьему производится преимущественно малограмотными киргизами или другими инородцами в семействах состоятельных киргизов, около которых группируются кроме хозяйских и дети одноаульцев их. И такого рода обучение идет в настоящее время почти во всех порядочных киргизских семействах. Следовательно, по самому размеру знаний этих мулл обязанность их заключается только в том, чтобы знакомить киргизских  детей с арабскою грамотой, и в ознакомлении их с основными требованиями закона божьего. Но вот это-то ознакомление, — будучи в руках невежественных людей, перенявших от своих учителей не столько внутренний смысл самого вероучения, сколько внешние направления и взгляды самих  учителей,  людей, не имеющих при этом и никаких соответственных к данному предмету учебников, — влияет пагубным образом отчасти и теперь и может еще более влиять в будущее время на киргизское молодое поколение.

Ввиду всего этого настоящий мой посильный труд как руководство для киргизских семейств, желающих обучать своих детей закону божьему настолько, насколько это обязательно для каждого мусульманина, а также для русско-киргизских школ, в которых преподается этот предмет, будет, смею надеяться, соответствовать своей цели и, как одобренный не только простыми киргизами, но и многими их авторитетными муллами, получит, как кажется, применение в киргизской Степи. Здесь считаю не лишним упомянуть и о том, что писать подобного рода учебник русскими буквами, как я полагал сначала, представляется совершенно невозможным; так как книга религиозного содержания, хотя бы [и] составленная вполне согласно с постановлениями шариата, но имеющая внешнюю немусульманскую форму, не могла бы иметь между киргизами никакого доверия, возбудила бы лишь неблагоприятные толки и осталась бы в школьных библиотеках, будучи не применимою к делу.

Учебник этот разделен на четыре отдела: в 1-м иман, т.е. вера, в чем она заключается по мусульманскому учению, как нужно признавать единство бога и Магомета его посланником; во 2-м агмал-захир — видимое служение богу, выражающееся в молитвах, посте, милостынях бедным (закет) и вообще в добрых делах, в поклонении Каабе (хаж) и т.п. со включением сюда же и молитв, общеупотребительных в намазах и при других религиозных случаях; 3) нравственность (ахлак), т. е. каких направлений и нравственностей должен быть, по повелению алкорана, человек, и 4) переводы на киргизский язык арабских молитв, читаемых в намазах, при посте и других религиозных случаях.

Представляя теперь настоящий учебник к Вам, добрейший Николай Иванович, по совету, между прочим, и г. попечителя Оренбургского учебного округа, осмеливаюсь почтительнейше просить не отказать своим посредничеством в напечатании его, так как мне неизвестны пути, по которым печатаются подобные татарские книги (кажется, цензором некто Готвальд), и не знаю также, сколько может требоваться денег на напечатание одной или двух тысяч экземпляров подобной книги, что я и намерен принять на свой счет. Корректорами я прошу вместе с сим быть моих собратов, студентов Алдиярова и Карабаева.

О последующем не оставьте уведомлением через В. В. Катаринского, если возможно, в непродолжительном времени.

С глубоким уважением и искреннею преданностью имею честь быть Вашего превосходительства покорный слуга И. Алтынсарин.

Алтынсарин  Ибрагим. Собрание сочинений. В 3-х  томах. Т. 1. Алма-Ата: «Наука» КазССР, 1975.  С. 77-80


  • Рассказы алтынсарина для дошкольников
  • Рассказы бабушки е п яньковой
  • Рассказы алтынсарина для детей
  • Рассказы бабушки благово читать
  • Рассказы алтайских писателей о животных