Рассказы астафьева о природе

Перейти к контенту

Сказки для детей

Виктор Астафьев: Рассказы

Список сказок и рассказов:

Отзывы: 12

  1. Рассказы Виктора Астафьева я люблю ещё со школы. У них завораживающая атмосфера. Рассказы прививают любовь к природе, родному краю. С удовольствием читаю их уже вместе со своей дочкой!

    Ответить

  2. Ростислав

    01.09.2021 в 16:21

    Почему нет пищуженец???

    Ответить

  3. 5 класс а

    14.12.2021 в 16:18

    Стрижонок скрип читали в начальной школе

    Ответить

  4. super sell

    12.02.2022 в 09:57

  5. Варуника

    13.03.2022 в 12:24

    Я думаю у него очень хорошие сказки и рассказы

    Ответить

  6. твоя мама

    20.03.2022 в 22:14

  7. Самый лучший автор из школьной программы

    Ответить

  8. Рассказы отличные. Но большие.

    Ответить

  9. Это один из моих любимых писателей. Очень интересные рассказы.

    Ответить

  10. КИРИЛЛ

    29.12.2022 в 15:03

    читаю с другом Лёшей и нам так интересно что мы не можем оторваться от книги. Очень круто!!!

    Ответить

Виктор Астафьев: Рассказы: читать онлайн популярные, лучшие народные сказки для детей, мальчиков и девочек, и их родителей о любви и Родине, природе, животных. Если вы не нашли желаемую сказку или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

Рассказы о природе и животных

Виктор Астафьев
Рассказы о природе и животных

© Михаил Пришвин, насл., текст, 2021

© Виталий Бианки, насл., текст, 2021

© Константин Паустовский, насл., текст, 2021

© Николай Сладков, насл., текст, 2021

© Виктор Астафьев, насл., текст, 2021

© Владимир Архипов, текст, 2021

© Владимир Архипов, фонограммы песен птиц, 2021

© ООО «Издательство АСТ», 2021

Михаил Пришвин
Разговор птиц и зверей

У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях – в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнёздышки прямо на земле; дрозды – ещё повыше, на кустарниках; дупляные птицы – дятел, синички, совы – ещё повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самомверху селятся хищники: ястреба и орлы.

Луговка
(Рассказ старого лесника)

Летят по весне журавли. Мы плуги налаживаем. В нашем краю старинная примета: в двенадцатый день после журавлей начинается пахота под яровое. Пробежали вешние воды. Выезжаю пахать. Наше поле лежит в виду озера. Видят меня белые чайки, слетаются. Грачи, галки – все собираются на мою борозду клевать червя. Спокойно так идут за мной во всю полосу белые и чёрные птицы, только чибис один, по-нашему, деревенскому, – луговка, вот вьётся надо мной, вот кричит, беспокоится.

Самки у луговок очень рано садятся на яйца.

«Где-нибудь у них тут гнездо», – подумал я.

– Чьи вы, чьи вы? – кричит чибис.

– Я-то, – отвечаю, – свойский, а ты чей? Где гулял? Что нашёл в тёплых краях?

Так я разговариваю, а лошадь вдруг покосилась – и в сторону, плуг вышел из борозды. Поглядел я туда, куда покосилась лошадь, и вижу: сидит луговка и прямо на ходу у лошади. Я тронул коня, луговка слетела, и показались на земле четыре яйца. Вот ведь как у них: не витые гнёзда, чуть только поцарапано, и прямо на земле лежат яйца, – чисто, как на столе.

Жалко мне стало губить гнездо: безобидная птица.

Поднял я плуг, обнёс и яйца не тронул.

Дома рассказываю детишкам: так и так, что пашу я, лошадь покосилась, вижу – гнездо и четыре яйца.

Жена говорит:

– Вот бы поглядеть!

– Погоди, – отвечаю, – будем овёс сеять, и поглядишь.

Вскоре после того вышел я сеять овёс. Жена боронит. Когда я дошёл до гнезда, остановился. Маню жену рукой. Она лошадь окоротила, подходит.

– Ну вот, – говорю, – любопытная, смотри.

Материнское сердце известное: подивилась, пожалела, что яйца лежат беззащитно, и лошадь с бороной обвела.

Так посеял я овёс на этой полосе и половину оставил под картошку. Пришло время сажать. Глядим мы с женой на то место, где было гнездо, – нет ничего; значит, вывела.

С нами в поле картошку сажать увязался Кадошка. Вот эта собачонка бегает за канавой по лугу, мы не глядим на неё; жена садит, я запахиваю. Вдруг слышим – во всё горло кричат чибисы. Глянули туда, а Кадошка, баловник, гонит по лугу четырёх чибисёнков – серенькие, длинноногие и уже с хохолками, и всё как следует, только летать не могут и бегут от Кадошки на своих на двоих. Жена узнала и кричит мне:

– Да ведь это наши!

Я кричу на Кадошку; он и не слушает – гонит и гонит.

Прибегают эти чибисы к воде. Дальше бежать некуда. «Ну, – думаю, – схватит их Кадошка!» А чибисы – по воде, и не плывут, а бегут. Вот диво-то! Чик-чик-чик ножками – и на той стороне.

То ли вода ещё была холодная, то ли Кадошка ещё молод и глуп, только остановился он у воды и не может дальше. Пока он думал, мы с женой подоспели и отозвали Кадошку.

Вопросы и ответы

Кто такой чибис?

Чибис – кулик с коротким клювом и вздёрнутой вверх «косичкой» на голове. Полёт у чибисов сильный, с крутыми поворотами и быстрым «переваливанием» с крыла на крыло. Они словно кувыркаются над лугом с пронзительными криками: «Чьи вы? Чьи вы?».

Почему чибис не вьёт гнездо, а кладёт яйца просто на землю?

Многие кулики, в том числе и чибисы, гнёзда устраивают достаточно просто. Сделав небольшое углубление в земле и подстелив несколько стебельков, откладывают яйца. Пятнистая окраска скорлупок прекрасно маскирует кладку на весеннем, ещё буро-жёлтом лугу. Чибисы откладывают яйца до активного роста травы. Затем травка подрастает и скрывает гнездо полностью. Потревоженная самка не взлетает прямо с гнезда, а, сгорбившись, делает пробежку в сторону на несколько десятков метров. Затем с криком взлетает, отвлекая всё внимание на себя.

Как чибисы перебежали по воде? Почему не плыли?

Чибисята, покинувшие гнёзда, остаются на лугу под присмотром родителей. Они быстро начинают перепархивать, подпрыгивая и взмахивая своими кургузыми крылышками. Канавку, о которой идёт речь в рассказе, они, скорее всего, перепорхнули, сделав несколько прыжков подряд. Чибисы умеют плавать, но в данном случае для чибисят было важно как можно быстрее скрыться от врага. Что они и сделали, не прибегая к плаванью. Чибис, или пигалица, – очень яркая птица. На головке у чибиса красивый высокий хохол, состоящий из длинных узких перьев.

Разговор птиц и зверей

Занятна охота на лисиц с флагами. Обойдут лисицу, узнают её лёжку и по кустам на версту, на две вокруг спящей развесят верёвку с кумачовыми флагами. Лисица очень боится цветных флагов и запаха кумача; спугнутая, ищет выхода из страшного круга. Выход ей оставляют, и около этого места под прикрытием ёлочки ждёт её охотник.

Такая охота с флагами много добычливей, чем с гончими собаками. А эта зима была такая снежная, с таким рыхлым снегом, что собака тонула вся по уши и гонять лисиц с собакой стало невозможно. Однажды, измучив себя и собаку, я сказал егерю Михал Михалычу:

– Бросим собак, заведём флаги – ведь с флагами можно каждую лисицу убить.

– Как это каждую? – спросил Михал Михалыч.

– Так просто, – ответил я. – После пороши возьмём свежий след, обойдём, затянем круг флагами, и лисица наша.

– Это было в прежнее время, – сказал егерь, – бывало, лисица трое суток сидит и не смеет выйти за флаги. Что лисица – волки сидели по двое суток! Теперь звери стали умнее, часто с гону прямо под флаги – и прощай.

– Я понимаю, – ответил я, – что звери матёрые, не раз уже бывшие в переделке, поумнели и уходят под флаги, но ведь таких сравнительно немного: большинство, особенно молодёжь, флагов и не видывали.

– Не видывали! Им и видеть не нужно. У них есть разговор.

– Какой такой разговор?

– Обыкновенный разговор. Бывает, ставишь капкан, зверь старый, умный побывает возле, не понравится ему и отойдёт. А другие потом и далеко не подойдут. Ну вот, скажи, как же они узнают?

– А как ты думаешь?

– Я думаю, – ответил Михал Михалыч, – звери читают.

– Читают?

– Ну да, носом читают. Это можно и по собакам заметить. Известно, как они везде – на столбиках, на кустиках – оставляют свои заметки, другие потом идут и всё разбирают. Так лисица, волк постоянно читают; у нас глаза, у них нос. Второе у зверей и птиц, я считаю, голос. Летит ворон и кричит: нам хоть бы что, а лисичка навострила ушки в кустах, спешит в поле. Ворон летит и кричит наверху, а внизу по крику ворона во весь дух мчится лисица. Ворон спускается на падаль, а лисица уж тут как тут. Да что лисица! А разве не случалось тебе о чём-нибудь догадываться по сорочьему крику?

Мне, конечно, как всякому охотнику, приходилось пользоваться чекотанием сороки, но Михал Михалыч рассказал особенный случай. Раз у него на заячьем гону скололись собаки. Заяц вдруг будто провалился сквозь землю. Тогда, совсем в другой стороне, зачекотала сорока. Егерь, крадучись, идёт к сороке, чтобы она его не заметила. А это было зимой, когда все зайцы уже побелели; только снег весь растаял, и белые на земле стали далеко заметны. Егерь глянул под дерево, на котором чекотала сорока, и видит: белый просто лежит на зелёном мошку, и глазёнки чёрные, как две бобины, глядят…

Сорока выдала зайца, но она и человека выдаёт зайцу и всякому зверю, только бы кого ей первого заметить.

– А знаешь, – сказал Михал Михалыч, – есть маленькая жёлтая болотная овсянка. Когда выходишь в болото за утками, начинаешь тихонько скрадывать, вдруг, откуда ни возьмись, эта самая жёлтая птичка садится на тростинку впереди тебя, качается на ней и попискивает. Идёшь дальше, и она перелетает на другую тростинку и всё пищит и пищит. Это она даёт знать всему болотному населению; глядишь, там утки догадались о приближении охотника и улетели, а там журавли замахали крыльями, там стали вырываться бекасы. И всё это она, всё она. Так по-разному сказывают птицы, а звери больше читают следы.

Вопросы и ответы

Передают ли животные друг другу информацию?

Речь может идти о подражательном поведении животных. Например, лисица обнаружила подвох и не тронула приманку в капкане. Как ей это удалось? На капкане и приманке мог сохраниться запах рук охотника, поленившегося использовать перчатки, пропитанные отваром хвои. Почувствовав неладное, лисица ушла прочь. Конечно, она не могла «рассказать» другим зверям о настороженном капкане. Однако любой из них по запаху определяет след, который оставила лисица, побывавшая возле капкана и не тронувшая приманку. Заметив, что приманка не тронута, он также уходит прочь.

Какие заметки оставляют собаки?

Многие звери метят свою территорию, используя пахучие выделения потовых желёз, а также мочу. У оленей и зубров пахучие железы расположены за глазами. Они трутся головой о стволы деревьев, оставляя метки присутствия. Бурые медведи метят территорию, сдирая когтями кору. Другие хищники, а также собаки – используют мочу в качестве пахучих меток. Язык запахов чрезвычайно развит у зверей. Он позволяет узнавать о присутствии данного вида в лесу, снижая уровень взаимных конфликтов. Зверь, обнаруживший пахучую метку, знает, что территория занята и он должен её покинуть.

Гаечки

Мне попала соринка в глаз. Пока я её вынимал, в другой глаз ещё попала соринка.

Тогда я заметил, что ветер несёт на меня опилки и они тут же ложатся дорожкой в направлении ветра.

Значит, в той стороне, откуда был ветер, кто-то работал над сухим деревом.

Я пошёл на ветер по этой белой дорожке опилок и скоро увидел, что это две самые маленькие синицы, гайки, сизые с чёрными полосками на белых пухленьких щеках, работали носами по сухому дереву и добывали себе насекомых в гнилой древесине. Работа шла так бойко, что птички на моих глазах всё глубже и глубже уходили в дерево. Я терпеливо смотрел на них в бинокль, пока, наконец, от одной гаечки на виду остался лишь хвостик. Тогда я тихонечко зашёл с другой стороны, подкрался и то место, где торчит хвостик, покрыл ладонью. Птичка в дупле не сделала ни одного движения и сразу как будто умерла. Я принял ладонь, потрогал пальцем хвостик – лежит, не шевелится; погладил пальцем вдоль спинки – лежит как убитая. А другая гаечка сидела на ветке в двух-трёх шагах и попискивала. Можно было догадаться, что она убеждала подругу лежать как можно смирнее. «Ты, – говорила она, – лежи и молчи, а я буду около него пищать, он погонится за мной, я полечу, и ты тогда не зевай».

Я не стал мучить птичку, отошёл в сторону и наблюдал, что будет дальше. Мне пришлось стоять довольно долго, потому что свободная гайка видела меня и предупреждала пленную: «Лучше полежи немного, а то он тут недалеко стоит и смотрит».

Так я очень долго стоял, пока, наконец, свободная гайка пропищала совсем особенным голосом, как я догадываюсь:

– Вылезай, ничего не поделаешь: стоит.

Хвост исчез. Показалась головка с чёрной полосой на щеке. Пискнула:

– Где же он?

– Вон стоит, – пискнула другая, – видишь?

– А, вижу, – пискнула пленница.

И выпорхнула.

Они отлетели всего на несколько шагов и, наверно, успели шепнуть друг другу:

– Давай посмотрим, может быть, он и ушёл.

Сели на верхнюю ветку. Всмотрелись.

– Стоит, – сказала одна.

– Стоит, – сказала другая.

И улетели.

Вопросы и ответы

Зачем овсянка провожает человека?

Речь идёт не о камышовой овсянке (она иначе окрашена), а о жёлтой трясогузке. Эти птички любят луга и окраины болот. Своё гнездо устраивают на земле, под кочкой. У гнезда ведут себя крайне беспокойно: громко пищат и долго сопровождают человека, оказавшегося рядом с их гнездом. Тревожный писк трясогузок вызывает у других обитателей тростниковых зарослей насторожённость. В этом случае жёлтая трясогузка – информатор, как сорока в лесу. Конечно, в первую очередь птица беспокоится за сохранность своего гнезда или птенцов, а не о том, чтобы предупредить соседей.

А как ещё птицы притворяются?

Некоторые птицы очень плотно насиживают кладку, не покидая гнездо даже тогда, когда им грозит непосредственная опасность. К насиживающей птице можно прикоснуться рукой, и она не сделает попытки взлететь. Так ведут себя на гнезде не только синицы-гаечки, но и тетёрки, перепёлки и другие птицы. Особенно ярко это проявляется в конце срока насиживания, когда птенцы должны вот-вот вылупиться. Первые дни птица находится рядом с вылупившимися птенцами неотлучно. Притворяясь раненой, она громко кудахчет. Услышав тревожный крик, птенцы разбегаются и тихо сидят в траве.

Дергач и перепёлка

В середине лета и соловей и кукушка перестают петь, но почему-то ещё долго, пока не скосят траву и рожь, кричат дергач и перепёлка. В это время, когда всё смолкает в природе от больших забот по выращиванию малышей, выйдите за город после вечерней зари, и вы непременно услышите, как дергач кричит, вроде как бы тёлушку зовёт изо всей мочи:

– Тпрусь, тпрусь!

И вслед за тем перепёлка очень торопливо и отрывисто, похоже на слова:

– Вот идёт! Вот ведёт!

Раз я спросил бабушку, как это она понимает: почему дергач кричит «тпрусь», а перепёлка – «вот идёт, вот ведёт». Старушка рассказала про это сказочку:

– Дергач сватался весной к перепёлке и обещался ей телушку привесть. Наговорил ей, как они хорошо будут жить с коровушкой, молочко попивать и сметанку лизать. Обрадовалась перепёлка и согласилась радостно жить с дергачом, обласкала его, угостила всеми своими зёрнышками. А дергачу только этого и надо было, чтобы посмеяться над перепёлкой. Ну какая же, правда, у дергача может быть корова? Одно слово – дергач голоногий, насмешник. Вот когда смеркается и перепёлке ничего не видно на лугу, дергач сядет под кустик и зовёт нарочно корову:

– Тпрусь, тпрусь!

А перепёлка дождалась – рада: думает, дергач и вправду корову ведёт. Хозяйственная она, перепёлка, – радость радостью, а забота сама собой одолевает: нет у неё хлева, куда девать ей корову?

– Тпрусь, тпрусь! – кричит дергач.

А перепёлка беспокоится:

– Вот идёт!

– Вот ведёт!

– Хлева нет!

– Негде деть!

Так всю ночь дразнит и беспокоит дергач перепёлку от вечерней зари до утренней…

Вопросы и ответы

Почему птицы поют до середины лета, а потом перестают петь?

Пение у птиц регулируется уровнем содержания половых гормонов в крови. Увеличение светового дня весной приводит к увеличению гормонов. В этот период самцы активно поют. После образования пары и оплодотворения самки гормоны в крови снижаются и пение самцов уменьшается. Полностью пение затухает к осени.

Что за птица дергач?

Дергачом часто называют коростеля – небольшую, размером с дрозда, птицу. Название звукоподражательное. Крики напоминают треск рвущейся ткани. В момент крика коростель вытягивает шею и поворачивает голову в разные стороны. «Крэканье» звучит то громче, то тише. Определить точное местонахождение птицы в этом случае не так просто. Летает коростель неохотно, неуклюже свесив вниз неоперенные лапки, но зато бегает в траве проворно.

А о чём на самом деле перекликаются дергач и перепёлка?

У коростеля и перепёлки самцы активно кричат в сумерках и ночью. Громкие крики коростеля и «бой» перепелов («подь-полоть» или «спать пора!») – не что иное, как «песни» самцов, охраняющих свой гнездовой участок. Крики перепёлки адресуются не коростелю, а самке, сидящей на гнезде, и другим самцам-соседям. Для самки крики означают постоянно присутствие самца рядом, а для других самцов звучат предупреждением о занятости участка. Точно так же всё происходит и у коростеля.

Черёмуха

Почему это у черёмухи почки выходят острыми пиками? Мне кажется, черёмуха зимой спала и во сне, вспоминая, как ломали её, твердила про себя: «Не забыть, как ломали меня люди прошлой весной, не простить!»

Теперь весной даже птичка какая-то по-своему всё твердит, всё напоминает ей: «Не забыть. Не простить!»

Вот почему, может быть, просыпаясь от зимней спячки, черёмуха взялась за дело и вострила и вострила миллионы злых пик на людей. После вчерашнего дождика пики позеленели.

«Пики-пики!» – предупреждала людей милая птичка.

Но пики белые, зеленея, мало-помалу становились больше и больше тупыми. Дальше мы уже знаем по прошлому, как у черёмухи из пик выйдут бутончики, из бутончиков ароматные цветы.

Ранняя птичка сядет на яйца, замолчит.

Потом прилетит соловей, запоёт. Вот из-за этого-то молодчика, наверно, черёмуха забудет своё обещанье: «Не забыть, не простить». И за мягкое сердце опять её будут ломать.

Вопросы и ответы

Почему первыми на деревьях распускаются цветы, а затем – листья?

Цветение до полного распускания листьев характерно для ветроопыляемых деревьев и кустарников. Ещё до появления листьев «пылят» (т. е. цветут) серёжки на осинах и тополях, лещине и берёзах. Черёмуха зацветает, когда листья не полностью распущены. Кустарник волчье лыко цветёт до появления листьев. При отсутствии или неполном распускании листьев кроны деревьев хорошо продуваются ветром и пыльца легко переносится с одного цветка на другой.

Хлопунки

Растут, растут зелёные дудочки; идут, идут с болот сюда тяжёлые кряквы, переваливаясь, а за ними, посвистывая, чёрные утята с жёлтыми лапками между кочками за маткой, как между горами.

Мы плывём на лодке по озеру в тростники проверить, много ли будет в этом году уток и как они, молодые, растут: какие они теперь – летают, или пока ещё только ныряют, или удирают бегом по воде, хлопая короткими крыльями. Эти хлопунки – очень занятная публика. Направо от нас, в тростниках, зелёная стена и налево зелёная, мы же едем по свободной от водяных растений узкой полосе. Впереди нас на воду из тростников выплывают два самых маленьких чирёнка-свистунка в чёрном пуху и, завидев нас, начинают во всю мочь удирать. Но, сильно упираясь в дно веслом, мы дали нашей лодке очень быстрый ход и стали их настигать. Я уже протянул было руку, чтобы схватить одного, но вдруг оба чирёнка скрылись под водой. Мы долго ждали, пока они вынырнут, как вдруг заметили их в тростниках. Они затаились там, высунув носики между тростниками. Мать их – чирок-свистунок – всё время летала вокруг нас и очень тихо, вроде как бывает, когда утка, решаясь спуститься на воду, в самый последний момент перед соприкосновением с водой как бы стоит в воздухе на лапках.

После этого случая с маленькими чирятами впереди, на ближайшем плёсе, показался кряковый утёнок, совсем большой, почти с матку. Мы были уверены, что такой большой может отлично летать, стукнули веслом, чтобы он полетел. Но, верно, он ещё летать не пробовал и пустился от нас хлопунком. Мы тоже пустились за ним и стали быстро настигать. Его положение было много хуже, чем тех маленьких, потому что место было тут до того мелкое, что нырнуть ему некуда. Несколько раз в последнем отчаянии он пробовал клюнуть носом воду, но там ему показывалась земля и он только время терял. В одну из таких попыток наша лодочка поравнялась с ним, я протянул руку…

В эту минуту последней опасности утёнок собрался с силами и вдруг полетел. Но это был его первый полёт, он ещё не умел управлять. Он летел совершенно так же, как мы, научившись садиться на велосипед, пускаем его движением ног, а рулём повернуть ещё боимся, и потому первая поездка бывает всё прямо, прямо, пока не наткнёмся на что-нибудь – и бух набок. Так и утёнок летел всё прямо, а впереди него была стена тростников. Он не умел ещё взмывать над тростниками, зацепился лапками и чебурахнулся вниз.

Точно так было со мной, когда я прыгал-прыгал на велосипед, падал, падал и вдруг сел и с большой быстротой помчался прямо на корову…

Вопросы и ответы

Что такое тростник?

Тростник – один из самых крупных злаков, произрастающих в России. Полый стебель достигает в высоту 3–4 и более метров. Цветки собраны в крупную метёлку, отливающую фиолетовым блеском. В пору цветения метёлки чернеют. У тростника длинные и ползучие корневища – залог долгой жизни тростниковых зарослей. Каждый год оно даёт новые и новые побеги. Тростник становится всё гуще и гуще, образуя непроходимую зелёную стену.

 

Астафьев Виктор
скачать бесплатно все книги автора

Книги 1—25 из 164.

  • Ария Каварадосси
  • Жанр: Советская классическая проза
  • Весной сорок четвертого года наша часть после успешного наступления заняла оборону. Мы окопались на давно не паханном поле. Выдолбили ячейку для стереотрубы и вывели траншею в ближний лог, где еще лежал серый как пепел снег и росла верба….
  • Читать книгу |
    Скачать книгу |
    Отзывы о книге

  • Ах ты, ноченька
  • Жанр: Советская классическая проза
  • Рассказ о вечерней рыбалке.
  • Читать книгу |
    Скачать книгу |
    Отзывы о книге

  • Бабушка с малиной
  • Жанр: Советская классическая проза
  • Творчество Виктора Астафьева в равной мере относится к двум направлениям отечественной литературы. Это и произведения о войне — «окопная правда», принятая в штыки официальной критикой, — и деревенская проза, рассказывающая об истинной картине коллективизации и ее последствиях.
  • Читать книгу |
    Скачать книгу |
    Отзывы о книге

  • Без последнего
  • Жанр: Советская классическая проза
  • Если бегло пролистать историю человечества, то сразу же обнаружится скачкообразность его пути. Все вроде бы налаживается, набирает ход, вот уже и путь означен и цель ясна, вот уже идет к светлым далям дружными рядами, сплоченное верами и идеями радостное человечество, вот уже на рысь переходит, но хоп — преграда! Порой совсем пустяшная — какой-нибудь пень, какая-нибудь колода, но человечество повалилось, давит само себя, копошится, ползает, озлясь, рвет друг друга зубами и руками….
  • Читать книгу |
    Скачать книгу |
    Отзывы о книге

  • Белогрудка
  • Жанр: Советская классическая проза
  • Рассказы Виктора Астафьева проникнуты верой в человека, в его нравственные силы, заставляют быть добрее друг к другу, внимательнее к другим людям, их бедам и радостям.
  • Читать книгу |
    Скачать книгу |
    Отзывы о книге

  • Бери да помни
  • Жанр: Советская классическая проза
  • Арсений Каурин познакомился с Фисой летом сорок пятого года, после того как прибыл с нестроевыми на смену девушкам в военно-почтовый пункт….
  • Читать книгу |
    Скачать книгу |
    Отзывы о книге

  • В страдную пору
  • Жанр: Советская классическая проза
  • Машины, надсадно завывая, вползли на гору. Открылись колхозные поля, упирающиеся с одной стороны в желтый лес, с другой — подступившие к реке….
  • Читать книгу |
    Скачать книгу |
    Отзывы о книге

  • Васюткино озеро
  • Жанр: Современная проза
  • Рассказы Виктора Астафьева проникнуты верой в человека, в его нравственные силы, заставляют быть добрее друг к другу, внимательнее к другим людям, их бедам и радостям.
  • Читать книгу |
    Скачать книгу |
    Отзывы о книге

  • Веселый солдат
  • Только 55 лет спустя, в пору подведения жизненных итогов, замечательный писатель Виктор Астафьев смог до конца освободиться от страхов, иллюзий, комплексов и мифов той войны и рассказал о ней правду. Можно сказать, что это своего рода художественный итог свидетельских показаний о войне.
  • Читать книгу |
    Скачать книгу |
    Отзывы о книге

  • Вимба
  • Жанр: Современная проза
  • Творчество Виктора Астафьева в равной мере относится к двум направлениям отечественной литературы. Это и произведения о войне — «окопная правда», принятая в штыки официальной критикой, — и деревенская проза, рассказывающая об истинной картине коллективизации и ее последствиях.
  • Читать книгу |
    Скачать книгу |
    Отзывы о книге

  • Восьмой побег
  • Жанр: Русская классическая проза
  • Творчество Виктора Астафьева в равной мере относится к двум направлениям отечественной литературы. Это и произведения о войне — «окопная правда», принятая в штыки официальной критикой, — и деревенская проза, рассказывающая об истинной картине коллективизации и ее последствиях.
  • Читать книгу |
    Скачать книгу |
    Отзывы о книге

  • Всезрящая
  • Жанр: Советская классическая проза
  • Читать книгу |
    Скачать книгу |
    Отзывы о книге

  • Встреча
  • Жанр: Советская классическая проза
  • Читать книгу |
    Скачать книгу |
    Отзывы о книге

  • Встреча (Из романа ‘Прокляты и убиты’)
  • Жанр: Биографии и Мемуары
  • Виктор Астафьев Из романа «Прокляты и убиты» Встреча Ничего, никаких посылок никуда и никогда не отправлял Щусь, последнее время и писать бросил, чего, говорит, писать, сам скоро явлюсь в Вершки, больше-то некуда ехать. «Осиповцы» — осталось их четверо, посовещались, явились к майору, давай, говорят, денег, мы сами посылку снарядим твоей семье: …
  • Читать книгу |
    Скачать книгу |
    Отзывы о книге

  • Гирманча находит друзей
  • Жанр: Советская классическая проза
  • Рассказы Виктора Астафьева проникнуты верой в человека, в его нравственные силы, заставляют быть добрее друг к другу, внимательнее к другим людям, их бедам и радостям.
  • Читать книгу |
    Скачать книгу |
    Отзывы о книге

  • Глухая просека
  • Жанр: Советская классическая проза
  • Иван Терехов любил ходить на работу просекой. Просека эта похожа на морщинку, ровно черкнувшую по доброму, немного угрюмому лицу тайги. Уныло тянулась просека между тихими елями, пихтами и местами вовсе заглухала, скрывалась в лесу….
  • Читать книгу |
    Скачать книгу |
    Отзывы о книге

  • Голубое поле под голубыми небесами
  • Жанр: Советская классическая проза
  • Творчество Виктора Астафьева в равной мере относится к двум направлениям отечественной литературы. Это и произведения о войне — «окопная правда», принятая в штыки официальной критикой, — и деревенская проза, рассказывающая об истинной картине коллективизации и ее последствиях.
  • Читать книгу |
    Скачать книгу |
    Отзывы о книге

  • Горячая работа
  • Жанр: Советская классическая проза
  • Фамилия особняка — Скорик, он погиб в Зап. Украине. Играл в карты с бабами, шторок нет, и на свет наш кукурузник прямо под окно опустил бомбу конечно же в похоронке написано «пал Скорик смертью храбрых», награжден посмертно, внесен в почетные списки погибших на фронте энкаведешников (надо ж как-то и из чего-то наскребать героев), и конечно же, семья его обеспечена пенсией не той и не тех, кого он, Скорик, караулил, стращал и преследовал….
  • Читать книгу |
    Скачать книгу |
    Отзывы о книге

  • Горячая работа (Из романа ‘Прокляты и убиты’)
  • Жанр: Биографии и Мемуары
  • Фамилия особняка — Скорик, он погиб в Зап. Украине. Играл в карты с бабами, шторок нет, и на свет наш кукурузник прямо под окно опустил бомбу конечно же в похоронке написано «пал Скорик смертью храбрых», награжден посмертно, внесен в почетные списки погибших на фронте энкаведешников (надо ж как-то и из чего-то наскребать героев), и конечно же, семья его обеспечена пенсией не той и не тех, кого он, Скорик, караулил, стращал и преследовал. …
  • Читать книгу |
    Скачать книгу |
    Отзывы о книге

  • Да пребудет вечно
  • Жанр: Публицистика
  • «Всю правду знает только народ», — сказал другой военный журналист, честно выполнявший свой долг на фронте и в литературе, Константин Симонов, никогда, кстати, и нигде не настаивавший на том, что главной ударной силой на фронте были военные журналисты, и мне, в личной беседе незадолго до смерти, говоривший даже о «перекосе», случившемся в нашей военной литературе из-эа того, что большинство книг о войне написано бывшими журналистами….
  • Читать книгу |
    Скачать книгу |
    Отзывы о книге

  • Да пребудет вечно (Публицистика)
  • Жанр: Биографии и Мемуары
  • «Всю правду знает только народ», — сказал другой военный журналист, честно выполнявший свой долг на фронте и в литературе, Константин Симонов, никогда, кстати, и нигде не настаивавший на том, что главной ударной силой на фронте были военные журналисты, и мне, в личной беседе незадолго до смерти, говоривший даже о «перекосе», случившемся в нашей военной литературе из-эа того, что большинство книг о войне написано бывшими журналистами. …
  • Читать книгу |
    Скачать книгу |
    Отзывы о книге

  • День Победы
  • Жанр: Советская классическая проза
  • Читать книгу |
    Скачать книгу |
    Отзывы о книге

  • День Победы (Из повести ‘Так хочется жить’)
  • Жанр: Биографии и Мемуары
  • Конечно же, не сразу, но почти все понял и поднялся с брюха и какое-то время стоял, ничего не соображая, и только видел трассирующие струи в небе, яркие разрывы, скрестившиеся лучи прожекторов, и до меня донесло крики, и сердце мое поднималось все выше, выше, и стучало все чаще, громче — вот-вот разорвется и тогда, как во сне, не слыша своего топота, я побежал к казарме и, как во сне, казалось мне — я не бегу, а медленно-медленно переставляю ноги. Но я достиг дверей казармы, вогнал в канал ствола патрон, и мой победный выстрел щелкнул неслышно в гуле и грохоте, но искорка его слилась с победными, яркими огнями, и маленький звук дополнил эемной гул, содрогнувшееся а последний раз от военных выстрелов небо приняло и мой победный салют! …
  • Читать книгу |
    Скачать книгу |
    Отзывы о книге

  • Дикий лук
  • Серия: « name=»Рассказы
  • Жанр: Советская классическая проза
  • Читать книгу |
    Скачать книгу |
    Отзывы о книге

  • До будущей весны
  • Жанр: Советская классическая проза
  • Но не только вода так упорно старается сорвать затор с переката. Ломая багры, проклиная одуревшую реку, на заторе орудуют сплавщики. Вцепившись баграми в зажатую лесину, тянут они свою незамысловатую песню, мерно раскачиваясь под напев:…
  • Читать книгу |
    Скачать книгу |
    Отзывы о книге
 

Жанры

  • Проза
  • Поэзия
  • Детективы
  • Фантастика
  • Любовные романы
  • Бизнес-литература
  • Детские книги
  • Приключения и путешествия
  • Документальная литература
  • Дом и семья
  • Компьютеры, Технологии, Интернет
  • Научно-образовательная литература
  • Пьесы и драматургия
  • Религиозная литература
  • Энциклопедии
  • Техника
  • Творчество и фольклор
  • Юмор

Все жанры

Все для учащихся — рефераты, дипломы, справочники

 

D:Сохранённое с DНАТАШАНОУастафьевастафьев1.jpeg

                                                Реферат

Мир природы глазами ребенка в рассказах В.П.Астафьева

Выполнила Тульчеева Дарья,

ученица 9 «А» класса МОБУ  

«СОШ№9» г.Минусинска

Руководитель  Иванова Н.В.,

учитель русского языка

и литературы

                                               2014

Содержание.

  1. Виктор Петрович Астафьев – «певец сибирской природы».
  2. Мир природы  глазами ребенка в рассказах В.П.Астафьева
  1. «Зорькина песня»
  2. «Васюткино озеро»
  3. «Калапуха»
  4. «Стрижонок Стрип»
  5. «Белогрудка»
  6. «Хвостик»
  1. Заключение.

Виктор Петрович Астафьев – «певец сибирской природы».

 «Я сорвал цветок – и он завял.

Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.

Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

 можно только сердцем».

Павол Орсаг-Гвездослав

Чтобы увидеть в обыденной природе ее красоту, ее необычность, нужно уметь всматриваться в природу. Тогда каждая травинка, каждый листок расскажут тебе целые истории.

Виктор Петрович Астафьев ушел из жизни совсем недавно. Таких, как он, людей называют совестью нации. Это был очень честный, чуткий, непримиримо относившийся ко лжи и злу, требовательный, прежде всего к себе человек. Герои его книг — простые люди, а еще постоянный герой произведений Астафьева — природа. «Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказывала бабушка», — пишет Виктор Петрович в своих воспоминаниях. Его детство было нелегким. Смерть матери, беспризорность, детдом. Чтобы как-то выжить в голодной деревне, помочь бабушке, рыбачил, ходил в лес по грибы и ягоды.

      С десяти лет он учился и воспитывался в интернате г. Игарка. Там он написал свой первый рассказ «Жив», который позже назвал «Васюткино озеро». Перед войной Виктор Петрович вернулся на родину. Он окончил ФЗО в г. Красноярске и работал составителем поездов.

      Осенью 1942г. В.П.Астафьев добровольцем ушел на фронт, попал на передовую, в самое пекло. Воинское звание — рядовой. И так до самой победы: шофер, артразведчик, связист. Его дважды ранят, контузит.

      На фронте будущий писатель встречает Марию Корякину, которая стала его женой. После войны Виктор Петрович жил в г. Чусовой на Урале. Там он начал свою литературную деятельность.

       Последние годы жизни писатель провел на родине с Сибири, на берегу Енисея, родном селе Овсянка, оставив в наследство своим читателям библиотеку в с. Овсянка и книги, которые не могут не волновать современного читателя.

С детских лет изведавший суровую печаль северной земли и не забывший, не разуверившийся в её красоте и правде, В. П. Астафьев сказал однажды, что писать ему хотелось бы так, чтобы писаное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать каждое деревце в лесу, каждый лист, каждую хвоинку, и был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него, и он в этом мире есть, сопричастный ко всему великому и живому, и понял бы он, человек, что назначение его на земле – творить добро.

 Обратите внимание на удивительно доброе лицо этого человека, который так любит свою диковатую Сибирь и с такой гордостью говорит: «Я рано и навсегда полюбил дивную нашу природу: лес, Енисей, земляничные увалы за селом, звонкие речки, солнце, отвесно стоящее над домами и горами»…

Произведения Астафьева —  это  его жизнь. В них щедро раскрывается сердце писателя. И всегда видно, за что ратует и против чего восстаёт Астафьев – добрый художник. А добрый художник в каждом сердце найдёт отклик, отзовётся трепетным звуком.

                 Мир природы  глазами ребенка в рассказах В.П.Астафьева

Мир для Астафьева – это мир людей и природы, пребывающей в вечном и непрерывном единстве, нарушение которого грозит вырождением и гибелью. Вся книга Астафьева – вера писателя в торжество добра, в органичность его для единого мира, вера в то, что семечко туруханской лилии прорастет цветком.

Астафьева можно назвать певцом сибирской природы. Он в своей автобиографии признавался в любви к цветам: бывало, заваливал избу жарками, медуницами, кукушкиными слезками, башмачками.

«Люблю я смотреть на оживающие цветы», — так говорит главный герой рассказа «Фотография, на которой меня нет», он наблюдает весной, как оживают комнатные цветы у бабушки. «Из темной нежилой земли проткнутся бледно-зеленые острые побеги — и пойдут, пойдут они торопливо вверх, на ходу накапливая в себе темную зелень, разворачиваясь в длинные листья, и однажды возникнет в пазухе этих листьев круглая палка, проворно двинется та зеленая палка в рост, опережая листья, породившие ее, набухнет щепотью на конце и вдруг замрет перед тем, как сотворить чудо… На окне, в старом чугунке, возле замерзшего стекла над черною землею висел и улыбался яркогубый цветок с бело мерцающей сердцевиной и как бы говорил младенчески-радостным ртом «Ну вот и я! Дождалися?»

Лирической миниатюрой, утверждающей торжество природы, представляется читателям рассказ «Зорькина песня». Глазами главного героя мы видим раннее утро, когда  «тихо умирали над рекой туманы»; «в распадке уютно дремал туман»; «в росистой траве загорались от солнца красные огоньки земляники»; «ромашки приморщили белые ресницы на желтых зрачках»; «птицы славили утро, солнце»; «зорькина песня, песня пробуждающегося дня, вливалась в мое сердце и звучала, звучала, звучала».

Несколько строк – и читатель словно вдыхает ароматы леса и трав, дрожит в сырости утренних туманов, видит первую каплю росы на лепестке просыпающегося цветка, слышит песню ранней птахи.

Особое место в рассказах отводит автор могучей и величественной реке — Енисею, говоря о нем, как о живом существе.
«…Прибежала речка к Енисею, споткнулась о его большую воду, пристыженно смолкала. Тонкой волосинкой вплеталась в крутые, седоватые валы Енисея.…Растягивал Енисей светлую ниточку незатейливой деревенской речки на многие тысячи верст…» («Зорькина песня»).

 «Тайга — самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сухо, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни — выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.

        Ни ярких цветов, ни пестрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень иногда проскользнет в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава, и опять тишина и безлюдье.

        Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят по упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И черные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.

        Хорошо смотреть на зеленую тайгу с горы. Там светлые боры — сосняки. Тут темные пятна ельников. Голубые извивы рек. Черные гари, пропахшие дымом. Желтые зыбуны — болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга».

Если вы были внимательными слушателями, то должны были услышать звуки тайги, почувствовать ее запахи, представить себя на звериной тропе, увидеть тайгу с высоты, восхититься её  бескрайностью. И в то же время какая – то опасность таится в этом описании.

А теперь  представьте себя  в этом царстве природы в совершенном одиночестве. Вы заблудились и должны рассчитывать только на себя. Именно в такую ситуацию попал   главный герой новеллы В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

         Этот рассказ автобиографичен. Будущий писатель подростком плутал по тайге, но не пал духом и самостоятельно вышел к людям. Об этом  написал он в школьном сочинении. Строгий учитель неожиданно похвалил его работу перед всем классом, и она была опубликована  в школьном рукописном журнале. Затем уже взрослым человеком В.Астафьев записал этот рассказ, назвав его «Васюткино озеро».

Человек и Природа… Что это? Поединок? Нет,  в поедине участвуют  враги, противники, в этом же рассказе они  находят общий язык: Васютка смог прочитать «книгу тайги», жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.

Тайга…  Она величественна и похожа на океан.

Она щедра и сурова.

Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.

Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.

Васютка… Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.

Он беззащитный и в то же время сильный.

Он сын и одновременно хозяин.

Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.

Он совершает ошибку и исправляет ее.

Природа в произведении это не фон, не декорация к изображаемому, а сложный мир, который вбирает в себя человека и определяет его ценности.  Природа изначально мудра, она учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает  и помогает в выборе пути.

«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит»

Природа, как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она  по своей сути гуманна и милостлива. Сам В.П.Астафьев говорил когда-то о природе такие слова: « Землю свою люблю и не перестаю удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте…Рано потерявший мать – она утонула в Енисее весной 1932 года – я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери – земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой». 

Васютка, оказавшись один на один с природой, начинает чувствовать ее живую душу: разговаривает с ней, ищет поддержки, замечает малейшие  изменения, чувствует ее состояние. Через природу он пытается подать весточку родным ,  очищается  и даже исповедуется.

В этом рассказе затронуто много вопросов: о добре и зле,  об отношении человека к природе, об умении сострадать, сопереживать, чувствовать чужую боль, как свою собственную.

Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и  Васютку спасает опыт взрослых  людей, вера, надежда, любовь — любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине.

Тонко чувствует В.П.Астафьев переживания всего живого вокруг. Он  очень тонко понимает чувства животных и птиц, старается в своих рассказах донести до читателя очень важную мысль: птицы и звери – живые, они чувствуют боль, у них есть своя жизнь с тайнами и секретами и человек должен уважать чужую жизнь.

Рассказ «Калапуха» знакомит нас с удивительным миром птиц.  

Калапухой местные охотники ласково называют глухарей.

Глухарь – одна из древнейших птиц на земле. Живут они обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Зимой ,поздним вечером, глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют.

Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья.  Водит птенцов только мать. Она учит их добывать корм и прятаться в минуту опасности.

Весной , когда глухарь-самец поёт свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарём.

Не только люди, но и животные наделены материнскими чувствами и в любую минуту готовы пожертвовать собой  ради своих детей.  Нужно отдать должное героической самоотверженности мамаш — глухарок. Почти месяц они грудью прикрывают кладку от невзгод. Бывало, что после лесных пожаров находили обуглившиеся тельца пернатых матерей, не дрогнувших перед всепожирающим пламенем. И при встрече с хищниками глухарка “вызывает огонь на себя”.

Нелегок и обычный день: надо раз двадцать перевернуть каждое яйцо, чтобы оно лучше прогревалось.

Именно такую маму – калапуху мы видим в рассказе Астафьева. Эта маленькая птица  вырывает у себя на грудке все перья  для того, чтобы согреть птенцов. Ее самоотверженная любовь поражает даже деревенских мальчишек. Они видят в её жертвенности и своих мам «Ведь и наша мама нам всё отдает», — говорят они.

В рассказе «Стрижонок Стрип» Астафьев дает нам понять, насколько интересна жизнь птиц. В ней тоже есть материнская любовь, чувство товарищества, взаимопомощи. Стрижи очень интересны.

Сразу по прилету с юга стрижи начинают строить гнездо, а по окончанию строительства откладывают обычно 2 яйца. Высиживают яйца оба родителя. Длится обычно высиживание 11 дней, но если погода неблагоприятная, то процесс может и затянуться. В некоторые особо неблагоприятные годы высиживание вообще прерывается. При непогоде у стрижей сильно снижается температура тела, и они как бы погружаются в спячку. Яйца в таком случае выбрасывают с гнезда, предвидя, что ничего из высиживания не получится.

   Но если все же птенцы вылупились, то тут родители не устают их кормить. Стрижи  ловят насекомых,  с помощью клейкой слюны склеивают их в комочки по 400-1500 штук и несут птенцам. За день один стриж может поймать до 40 тыс. насекомых. А если вдруг ненастье? В таком случае родители стрижи отправляются туда, где можно найти корм. Иногда это бывает за 60-70 км. По несколько дней они могут проводить в поисках пищи, не возвращаясь к гнезду. Птенцы в это время, чтобы не умереть с голода, «нашли выход». Они впадают в спячку. В таком оцепенении они могут находиться до 12 дней. Видите, друзья, насколько изобретательна природа, когда дело касается сохранения жизни?  

   И в заключение своего рассказа можно  упомянуть еще об одной особенности стрижей. Они могут спать в воздухе. И не несколько секунд или даже минут, а несколько часов. Они взлетают высоко в воздух и парят, изредка во сне взмахивая крыльями. Утром же стрижи просыпаются и отправляются на охоту.

Стрижонок Стрип после гибели мамы столкнулся с людьми. «Неподалёку рыбачили мальчишки. Они пришли к стрижиному яру. Один мальчишка засунул руку в норку и вынул Скрипа. Что только пережил Скрип, пока его держали в руках и поглаживали, как ему казалось, громадными пальцами!  Но ничего попались ребятишки, хорошие, выпустили Скрипа.»

Стрижонку повезло. К сожалению, так бывает далеко не всегда.

Самое большое зло, считал Астафьев, — отношение современного человека к природе. В своих произведениях он с горечью рассказывает о людях, которые бездумно губят леса, реки и рыбу в них, животных. И всё же, обращаясь к молодым людям, он говорил незадолго до смерти: «Каждый человек неповторим на земле, и убеждён я, что каждая травинка, цветок, дерево… так же неповторимы, как и всё живое и живущее вокруг нас».

В. П. Астафьев писал рассказы о детях и для детей, но писал их всегда честно и прямо, говоря с детьми, как со взрослыми.

Рассказ «Белогрудка» написан о горе матери, у которой украли и убили детей, и неважно, что мать — куница, но она как и любая мать бесконечно любит и бесконечно страдает, а потом мстит убийцам. Автор настолько понимает и чувствует её горе, что в рассказе есть места, где как будто слышится голос самой Белогрудки: «Белогрудка лизнула каждого из детёнышей в мордочку: дескать, я сейчас, мигом…» или «Если бы Белогрудка умела кричать — закричала бы». А иногда автор будто её глазами видит окружающее: «Белогрудка обследовала всё по порядку и обнаружила, что вокруг ели топтались люди и на дерево неловко лез человек, сдирая кору, обламывая сучки, оставляя разящий запах пота и грязи в складках коры». Видимо, это удивительное авторское умение понять её переживания, почувствовать каким-то общим чутьём и делает его рассказ, да и все другие произведения В. П. Астафьева такими пронзительно искренними и честными.

Что же происходит с человеком, если он отрывается от природы, от своей первоосновы? Что происходит с душой таких людей, которых становится все больше с каждым днем.

 “Переменилась моя родная Сибирь. Все течет, все изменяется, – свидетельствует седая мудрость. Так было, так есть, так будет. Так что же я ищу? Отчего мучаюсь?» — спрашивает себя В.П.Астафьев в «Затесях».  В этом сборнике есть пронзительный рассказ «Хвостик», потрясающий своей трагичностью.

Люди вмешались в природу – поставили гидростанцию. И теперь гибнет Овсянский остров, раньше наполненный жизнью и красотой.

«Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. Захудала на нём некошеная трава, усохли кустарники. По оголившейся отноге и пологим берегам налёт зелёного помёта – цветёт малопроточная вода. Перестала цвести и рожать черёмуха, обуглилась, почернели её ветви и стволы; не полыхают более цветы – они вытоптаны или вырваны с корнем. Лишь живучий курослеп сорит ещё жёлтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по подолью бывшего острова…

…Оглохла земля, коростой покрылась. Если что и растёт на ней, то растёт в заглушье, украдкой, растёт кривобоко – изуродованное, пораненное, битое, обожжённое…»

А что же люди? Вот и их присутствие: «Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из неё торчит хвостик суслика и скрюченные задние лапки. И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте её, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: «В защиту природы…»

Но трагедия не в этом. « Хохочет мальчик на берегу. Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет…» Именно этот равнодушный смех пугает автора даже больше чем циничность взрослых.

— Что же ты смеёшься, мальчик?!

— Хво…хво…хвостик!

Да, хвостик суслика смешон – напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик – не сеют нынче в заречье хлеба. Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали весёлые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обёртке, засунули живого. И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.

Может быть,  поэтому и жжёт сердце писателя равнодушие, отсутствие милосердия. История оставила ещё одну зарубку в его памяти. Тяжело одному нести такую ношу. И автор исповедуется перед нами, всему миру, взывает к состраданию, милосердию, человеческому сердцу и памяти, чтобы не стали мы манкуртами, людьми без памяти.

Как бы ни был разумен, велик и научно оснащен человек, без единения с природой, заботливого и вдумчивого отношения с природой, к её богатствам, он обречен на гибель.

В.П.Астафьев сказал однажды, что писать ему хотелось бы так, чтобы  писаное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать каждое деревце в лесу, каждый лист, каждую хвоинку. И был бы он счастлив тем, что есть сопричастный всему великому и живому, и  понял бы он человек, что назначение его на земле – творить добро.

Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы. Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

Заключение

Астафьев не идеализирует природу и ее законы. Природа не только врачует душу человека, но может быть слепа и жестока.  Разум и духовный опыт позволяют человеку установить гармонические взаимоотношения между ним и природой, активно используя и пополняя ее богатства. Гармония взаимоотношений человека и природы, предполагающая и борьбу, исключает уничтожение. В человеческой душе заложено чувство бережного отношения ко всему живому на земле, к красоте лесов, рек, морей. Бессмысленное уничтожение природы разрушающе сказывается на самом человеке. Природные и социальные законы не дают ему права переступить ту «черту, за которой кончается человек, и из дальних, наполненных пещерной жутью времен выставляет и глядит, не моргая, низколобое, клыкастое мурло первобытного дикаря».

Природа у В. Астафьева имеет душу, и душа человека является каплей этой огромной души, поэтому хранить связь с природой человеку необходимо для сохранения собственной духовности.

В интервью журналу «Литература в школе» писатель говорит, что он считает важным в воспитании детей.

«… Я люблю писать для ребят, разговаривать с ними и всегда им говорю, что не может человек в своей жизни двигаться куда попало и как попало, иначе он рассеет свою жизнь, ориентиры в жизни должны быть; а прежде всего – это приносить добро ближним своим: отцу с матерью, бабушке с дедушкой. Стараться отдать все доброе, что у вас есть, и не скупиться. Тогда вы получаете взамен больше, чем отдали. Это такой закон жизни: чем добрее человек, тем больше он получает добра от других, а чем злее, тем больше он получает зла от жизни».

«Ах, как бы мне хотелось, … чтобы дети видели бы и знали, как трудно выращивается хлеб, … как птички малые высиживают и выкармливают своих птенцов, как непроста жизнь в лесу, в воде, в воздухе – везде, где обитают братья наши младшие, нуждающиеся порой в защите человека, в том числе, и в вашей, ребята.  Вы ведь тоже вырастете и станете взрослыми, и всё, что есть на земле, достанется вам в наследство – берегите живую жизнь».

Список литературы:

  1. Астафьев В.П. Мне повезло в жизни с учителями / В.П. Астафьев // Краснояр. рабочий. — 2003. — 25 нояб. — С. 3.: ил., фото.
  2. Астафьев В.П. Библиографический указатель. Вступительная статья А. Пантелеевой. Красноярское книжное издательство, 1989г.
  3. Астафьев В.П. Во глубине России. Составитель альбома и автор текста В.М. Ярошевская. Издательство “Кредо”, 1998г.
  4. Ким Л.Г.Человеческие лики природы в произведениях В.П.Астафьева ∕∕  Иркутск. ∕∕ 2009
  5. Курбатов В. Миг и вечность. Размышления о творчестве В. Астафьева. Красноярское книжное издательство, 1983г.
  6. Русаков, Э. Такой разный Астафьев/ Э.Русаков //Сто знаменитых красноярцев. — Красноярск, 2003.

  • Рассказы алексеева о великой московской битве
  • Рассказы астафьева для детей 4 класс читать короткие
  • Рассказы аси гариной читать
  • Рассказы александра цыпкина беспринципные читать
  • Рассказы археологов о раскопках