Рассказы башкирских писателей о природе

Экология глазами башкирских писателей Выполнил Чингизов Булат Руководитель Асадулина А. Р .

Экология глазами башкирских писателей

Выполнил Чингизов Булат

Руководитель Асадулина А. Р .

  Цель работы – исследование экологических проблем, затронутых в произведениях башкирских писателей, правильно ли авторы подошли к изображению экологических проблем.     Гипотеза: Несмотря на то, что химия и литература являются разными направлениями, в произведениях башкирских писателей химические процессы, приводящие к экологическим проблемам, раскрыты с научной точки зрения.

  • Цель работы – исследование экологических проблем, затронутых в произведениях башкирских писателей, правильно ли авторы подошли к изображению экологических проблем. Гипотеза: Несмотря на то, что химия и литература являются разными направлениями, в произведениях башкирских писателей химические процессы, приводящие к экологическим проблемам, раскрыты с научной точки зрения.

Пускай на глобусе ты кажешься листком, Горячим занесенным ветерком,- Башкирия моя! Твой сын простой, Я восхищен твоею широтой

  • Пускай на глобусе ты кажешься листком,
  • Горячим занесенным ветерком,-
  • Башкирия моя! Твой сын простой,
  • Я восхищен твоею широтой

Нияз Салимов Родился 27 сентября 1958 г. в д. Явгильды Гафурийского района Башкортостана. Кандидат филологических наук. Окончил Стерлитамакский госпединститут. Работал в школе, редакции районной  газеты, республиканских газет « Ленинсы», «Йашлек». С 1997 г. работал  в Администрации Президента РБ, возглавлял отдел по работе с обращениями граждан Администрации РБ. Член исполкома Всемирного курултая  башкир. Лауреат премии имени Дж. Киекбаева. Автор монографии, нескольких поэтических сборников для детей, брошюры.

  • Нияз Салимов
  • Родился 27 сентября 1958 г. в д. Явгильды Гафурийского района Башкортостана. Кандидат филологических наук. Окончил Стерлитамакский госпединститут. Работал в школе, редакции районной  газеты, республиканских газет « Ленинсы», «Йашлек». С 1997 г. работал  в Администрации Президента РБ, возглавлял отдел по работе с обращениями граждан Администрации РБ.
  • Член исполкома Всемирного курултая  башкир. Лауреат премии имени Дж. Киекбаева. Автор монографии, нескольких поэтических сборников для детей, брошюры.

 Гульназ Миратовна Кутуева  (род. 1 января 1974 года в д. Ишкулово Абзелиловского района БАССР) — башкирская поэтесса, филолог, журналист. Кандидат филологических наук. С 2013 года — главный редактор журнала «Башкортостан кызы». Входит в Союз писателей Республики Башкортостан.  В 2006 году награждена Государственной республиканской молодёжной премией в области литературы и искусства имени Шайхзады Бабича (за сборник стихов и поэм «Кувшинка души»). Поэзией стала заниматься в 90-е годы.  Окончила Башгосуниверситет, аспирантуру. Работала в башкирском книжном издательстве, консультантом, руководителем в Сибайской писательской организации, ответственным секретарем журнала «Агидель».

Гульназ Миратовна Кутуева  (род. 1 января 1974 года в д. Ишкулово Абзелиловского района БАССР) — башкирская поэтесса, филолог, журналист. Кандидат филологических наук. С 2013 года — главный редактор журнала «Башкортостан кызы». Входит в Союз писателей Республики Башкортостан.

В 2006 году награждена Государственной республиканской молодёжной премией в области литературы и искусства имени Шайхзады Бабича (за сборник стихов и поэм «Кувшинка души»). Поэзией стала заниматься в 90-е годы.

Окончила Башгосуниверситет, аспирантуру. Работала в башкирском книжном издательстве, консультантом, руководителем в Сибайской писательской организации, ответственным секретарем журнала «Агидель».

Ер убылған, ер уйылған Үтеп елегенәсә. Бысаҡтай ҡаҙалған нәфсе, Бөгөн килеп ыу сәсә.   Бер ҡыҙыл ут тоҡанғандай Картала гөлтәп – Сибай... Кәмәгә һыу үткән карап Хәлендә ҡалдыҡ буғай   Бөтәбеҙгә бер Ер шары, Үҙеңдән ҡасып булмай. Ятһам, торһам күҙ алдымда Ыуҙан сәсәгән Сибай!  

Ер убылған, ер уйылған

Үтеп елегенәсә.

Бысаҡтай ҡаҙалған нәфсе,

Бөгөн килеп ыу сәсә.

Бер ҡыҙыл ут тоҡанғандай

Картала гөлтәп – Сибай…

Кәмәгә һыу үткән карап

Хәлендә ҡалдыҡ буғай

Бөтәбеҙгә бер Ер шары,

Үҙеңдән ҡасып булмай.

Ятһам, торһам күҙ алдымда

Ыуҙан сәсәгән Сибай!

  • Народный поэт Башкортостана Мустай Карим родился 20 октября 1919г. В 1941 году окончил факультет языка и литературы БГПИ. С первых дней ВОв и до победы Мустай Карим был на фронте. Был тяжело ранен, по излечении работал корреспондентом фронтовых газет. После войны всецело отдался творческой и общественной деятельности. Мустай Карим начал писать в середине 30-х годов. В 1938 году вышла в свет его первая книга стихов «Отряд тронулся», в 1941-м — вторая «Весенние голоса». Произведения: сборники стихов и поэм «Черные воды», «Возвращение», «Европа-Азия», «Времена», пьесы «Страна Айгуль», «Похищение девушки», «В ночь лунного затмения», «Салават. Семь сновидений сквозь явь», «Не бросай огонь, Прометей!», повести «Радость нашего дома», «Таганок», «Помилование», «Долгое-долгое детство». С 1955 года — депутат Верховного Совета РСФСР, избирался заместителем председателя Президиума Верховного Совета РСФСР, членом президиума Верховного Совета РСФСР, депутатом Верховного Совета БАССР. В 1951-1961 годах возглавлял Союз писателей Башкирии, избирался секретарем правления Союза писателей РСФСР. Являлся членом комитета по Ленинским и Государственным премиям при Совете Министров СССР. Мустай Карим – Герой Социалистического труда (1979), Народный поэт БАССР (1963), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1982), Почетный академик Академии Наук Башкортостана (1992). Награжден двумя орденами Ленина (1967,1979), Трудового Красного Знамени (1955, 1962), Дружбы народов (1984), «Знаком почета» (1949), Отечественной войны I (1985) и II (1945) степеней, Красной Звезды (1944), «За заслуги перед Отечеством» III-степени (1995). Народный поэт Башкирии Мустай Карим скончался 21 сентября 2005 года в Уфе.   .

  Урал, Урал мой, колыбель моя,  Твои кусты, деревья – братья мне,  Твоя трава – сестра моя, Урал,  К тебе склоняюсь в звездной тишине, …

Урал, Урал мой, колыбель моя, Твои кусты, деревья – братья мне, Твоя трава – сестра моя, Урал, К тебе склоняюсь в звездной тишине, …

Выводы

1. В ходе проведенной аналитической работы мы увидели, что проблемы экологии звучат как в произведениях 20 века, так и в произведениях 21 века.

2. В произведениях башкирских писателей действительно затрагиваются экологические проблемы. Также  авторы произведений заставляют задуматься над принципами взаимодействия человека и природы.

3.  Природа для писателей — не просто среда обитания, она — источник доброты и красоты. В их представлениях природа связывается с истинной человечностью.

4. Конечно, отрадно видеть, что литература помогает осознать ценности человечества, и все большое количество стихов, рассказов, повестей, поэм, посвященных экологии, с каждым годом пополняет фонд башкирской литературы. С другой стороны, это и настораживает..

5. Я хочу познакомить с результатами исследования своих одноклассников. Думаю, этот материал можно использовать на уроках окружающего мира, родного языка и литературы, истории и культуры Башкортостана. Ведь здесь затронута тема не только экологические проблемы Отчизны, но и знакомство с творчеством башкирских писателей.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Природа Башкортостана в дилогии С.Т. Аксакова «Семейная хроника».

Наш край славится известными писателями, поэтами, журналистами. Каждый из них прославлял, восхищался красотой и величием своей малой Родины. В своих произведениях они не только восхищаются Родиной, но и заставляют задуматься о природе, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к ней.
Один из основоположников классической русской прозы замечательный писатель, ученый, публицист Сергей Тимофеевич Аксаков в свое время предупреждал, что «богатство лесами вводит нас в мотовство, а с ним недалеко и до бедности».
В его произведениях описывается красота нашего края.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Фатхетдинова Э.Д., учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Природа Башкортостана в дилогии С.Т. Аксакова «Семейная хроника».

Способность видеть и чувствовать прекрасное в природе, в её необычайности, в её превосходстве – это некий дар, присущий всякому человеку. Чтобы понять это, необходимо просто остановится, отрешится от суеты, и посмотреть чуть внимательнее вокруг.

Наш край славится известными писателями, поэтами, журналистами. Каждый из них прославлял, восхищался красотой и величием своей малой Родины. В своих произведениях они не только восхищаются Родиной, но и заставляют задуматься о природе, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к ней.

Один из основоположников классической русской прозы замечательный писатель, ученый, публицист Сергей Тимофеевич Аксаков в свое время предупреждал, что «богатство лесами вводит нас в мотовство, а с ним недалеко и до бедности». Аксаков с раннего детства всей душой полюбил природу. Прогулки в лес, охота и рыбная ловля заложили в нем глубокие впечатления, которые позднее, спустя годы и годы, стали неиссякаемым источником писательского вдохновения. Сергей Тимофеевич Аксаков в своих произведениях очень эмоционально, ярко изображает родную природу.

 Сергей Тимофеевич Аксаков все жизнь неразрывными нитями был связан с родной природой. Он стремился постичь ее тайны, довести до возможно большего числа сограждан, сделанные им открытия.

Любовь к природе – совершенно чуждую его матери, насквозь горожанке будущий писатель унаследовал от отца. Именно природа Оренбургского края наполнила душу Сережи Аксакова, вошла в него такой огромной благодатью, пробудила его любознательность, его ранние увлечения, что это осталось на всю жизнь обостренным чувством родной земли, ее тихой прелести и красоты, и эти места подсказали потом писателю не только фон, но и содержание для его будущих произведений. Вот как описывает С.Т. Аксаков в своем произведении Оренбургскую губернию: «Боже мой, как, я думаю, была хороша тогда, эта дикая девственная, роскошная природа- … Нет, ты уже не та теперь, не та, какою даже и я зазнал тебя – свежую, цветущую, не измятую отовсюду набежавшим разнородным народонаселением! Ты не та, но все еще прекрасна, так же обширна, плодоносна и бесконечно разнообразна, Оренбургская губерния…»1 Автор не только описывает живописность природы, но и оживляет ее обращениями, красочными эпитетами. Здесь мы видим страстную и преданнeя любовь к родной природе. «Светлы и прозрачны, как глубокие, огромные чаши, стоят озера — Кандры и Каратабынь (Аслыкуль). Многоводны и многообильны разнообразными породами рыб твои реки, то быстротекущие по долинам и ущельям между отрогами Уральских гор, то светло и тихо, незаметно катящиеся по ковылистым степям твоим…

Чудесной растительностью блистают твои тучные, черноземные, роскошные луга и поля… Свежи, зелены и могучи стоят твои разнородные черные леса… И уфимская куница, более всех уважаемая, не перевелась еще в лесистых верховьях рек Уфы и Белой! Мирны и тихи патриархальные первобытные обитатели и хозяева твои, кочевые башкирские племена!» Наблюдательный писатель обстоятельно запечатлевает роскошные луга и поля, озера и реки, используя экспрессивные слова, метафоры и сравнения, которые помогают читателю представить изображение в богатстве оттенков, в цвете, ощущениях «… роскошные луга и поля, по белеющие весной молочным цветом вишенника, клубничка и дикого персика, то покрытые летом, как красным сукном, ягодами ароматной полевой клубники и мелкою вишнею, зреющее позднее и теленеющею к осени». В поле зрения оказываются эпизоды, повествующие о рыбной ловле, которая привела мальчика в неописуемый восторг: «Уженье просто свело меня с ума! Я ни о чем другом мог думать, ни говорить… Удочка, дрожащий и ныряющий поплавок, согнутое от тяжести удилище, рыба, трепещущая на леске, приводили меня при одном воспоминании в восторг, в самозабвение».

С.Т. Аксаков описывает не только красоту природы, но и с особым восхищением пишет о богатстве и разнообразии растительного мира. Читаешь и чувствуешь: запах, вкус этих ягод. Это все прекрасно, не скучно, потому что ребенок чувствует и любуется искренне, с вдохновением, с восторгом. Для него все ново, ярко, в радужном цвете. Ведь именно, через восприятие ребенка читатель тоже смотрит и воспринимает эту картину другими глазами. И невольно возникает вопрос: «А почему я раньше этого не замечал? Куда смотрел?» Появляется чувство раскаяния, сожаления и меняется отношения к окружающему миру, природе. Вот этим и ценны произведения С.Т. Аксакова, который не навязчиво, а так трогательно, проникновенно передает связь человека с природой. Например, когда заболела мама Сергея, Софья Николавна, по рекомендации доктора Авенариуса, приезжает для лечения, на чистый, именно лесной воздух и на пользование кумысом, в татарскую деревню Узы-тамак, называемая русскими Алкино. Вот как описывает автор этот сказочный уголок: «… в роскошной долине в живописном беспорядке теснилась эта деревушка на подошве горы Байрамтау, защищавшей ее от севера; на запад возвышалась другая гора, Зеинтау, а на юго-восток текла речка Уза, покрытая мелким лесом; цветущие поляны дышали благовонием трав и цветов, а леса из дуба, липы, ильмы, клену и всяких других пород чернолесья, разрежая воздух, сообщали ему живительную силу». И через два месяца приехала Софья Николавна здоровой, бодрой и ярким румянцем на щеках.

Вся жизнь писателя, ученого, публициста Сергея Тимофеевича Аксакова неразрывными нитями была связана с родной природой. Он стремился постичь ее тайны, чувствовал связь с природой, получал огромное удовольствие и спокойствие: «Вид весенних полей скоро привлек мое внимание, и радостное чувство, уничтожив неприятное, овладело моей душой. …, а гривы, или кулики дикого персика были осыпаны розовыми цветочками, издававшими сильный ароматический запах. На горах зацветала вишня и дикая акация, или чилизник. Жаворонки так и рассыпались песнями вверху; иногда проносился крик журавлей, вдали заливался звонкими трелями кроншнеп, слышался хриплый голос кречеток, стрепета поднимались с дороги и тут же садились. Это был особый птичий мир, совсем не похожий на тот, который под горою населял воды и болота,- и он показался мне еще прекраснее». Из этого отрывка видим как ребенок воспринимает мир, природу. Автор вводит ребенка и взрослого человека в жизнь природы, учит наблюдательности, заставляют вслушаться и в ропот весенних ручьев, и в чистые голоса птиц, почувствовать скрытую жизнь леса, отметить удивительные по всей красоте укромные уголки и широкие просторы нашей родины. Рассказы Аксакова учат любить свою Родину, беречь и защищать ее.

С.Т. Аксаков был великим певцом природы. Писатель В.А. Солоухин так это объясняет: «Одним из главных и чудесных волшебников мы должны считать прекрасного русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Его книги, а в особенности «Детские годы Багрова-внука», не сравнишь ни с чем, кроме как с машиной времени. Не то, чтобы со стороны смотреть на все происходящее-нет, кудесник заставляет нас пережить происходящее так же непосредственно, как если бы с нами все и происходило».

Список литературы

1. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. Семейная хроника. – Уфа: Башк.кн. из-во, 1991. — С. 5-150

2. Л.А. Утяшева. Изучение творчества С.Т. Аксакова в школе. Учебно-методическое пособие. – Уфа: Издательство БГПУ, 2015. – С.3-15


Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. Семейная хроника.- Уфа: Башк.кн.изд-во,1991.- 278

Абдулла и Зубейда

Жил, говорят, в древние времена славившийся своим богатством бай. Жена у него умерла, и остался он с сыном по имени Абдулла.

Однажды ранним утром, как только заалела заря, бай подозвал …

читать далее

Абзалил

Жили встарину в одном ауле старик со старухой, и у них был единственный сын Абзалил. Старик со старухой были очень бедными. У них не было ни скота, ни другого богатства. …

читать далее

Абзалил

Жили встарину в одном ауле старик со старухой, и у них был единственный сын Абзалил. Старик со старухой были очень бедными. У них не было ни скота, ни другого богатства. …

читать далее

Акъял батыр

На отрогах седого Урала был один башкирский аул. Жил в этом ауле бедняк Батырша со своей женой. Бедна была их жизнь — ни земли, ни скота, ни птицы у них …

читать далее

Алдар и бай

В стародавнее время в одном ауле жил человек по имени Алдар. В том же ауле жил один бай. Однажды Алдар надумал украсть у бая корову и соседа своего в товарищи …

читать далее

Алдар и шайтан

Жил прежде человек по имени Алдар. Перехитрил он всех своих врагов человеческого звания — баев, мулл, ханов и, подумав: «Постой-ка, не встретится ли мне кто-нибудь из шайтанова племени?» — отправился …

читать далее

Алп-батыр

В давние времена на берегу Агидели жили, говорят, старик со старухой. Старик ходил на охоту, а старуха пряла пряжу и ткала полотно. Так и жили они, пока не достигли глубокой …

читать далее

Алтын ашык

Когда-то, давным -давно, жили старик со старухой. У них был всего один сын, Алтын-сака — золотая бабка. Звали его так потому, что у него была золотая бабка — биток. В …

читать далее

Алтындуга батыр

Давным-давно жили старик со старухой. И было у них сорок сыновей, а самого младшего звали Алтындуга-батыр. Богато они жили, много лошадей в их табунах ходило, а сколько — сосчитать трудно. …

читать далее

Алып батыр

В давние-стародавние времена на берегу Агидели жили, говорят, старик со старухой. Старик ходил на охоту, а старуха пряла пряжу и ткала полотно. Так и жили они, пока не достигли глубокой …

читать далее

Аминбек

Когда-то, давным-давно, был старик со старухой. У них был сын Аминбек. Родители хотели сделать Аминбека богатым торговцем. Однажды они дали сыну сто рублей и велели идти учиться торговать. Аминбек не …

читать далее

Аминбек

Когда-то, давным-давно, жили старик со старухой. У них был сын Аминбек. Родители хотели сделать Аминбека богатым торговцем. Однажды они дали мальчику сто рублей и велели идти учиться торговать. А Аминбек …

читать далее

Ахмет-жулик

Жил некогда знаменитый жулик по имени Ахмет. Разъезжал по разным странам и городам, воровством занимался. И вот приезжает он как-то в Казань, а удача не идет в руки и все …

читать далее

Аюголак

Давным-давно жили, говорят, старик со старухой. И не было у них детей. Летом старик ловил рыбу, а старуха собирала ягоды. Зимой старуха ткала палас, а старик возил на санках из …

читать далее

Багрибакса

Говорят, жили в старину старик со старухой и было у них семеро сыновей. И вот собрались они как-то и за семь морей отправились, а вскоре у старика со старухой девочка …

читать далее

Байгуш

Жил давным-давно старик по имени Абдрахман. Был у него сын Абдулла. Старик раньше торговлей занимался в дальних краях, но на время, пока сын подрастал, дело свое оставил. А когда Абдулла …

читать далее

Авторизация

Войдите через социальные сети

Или воспользуйтесь формой авторизации

Логин или E-mail

Пароль

Забыли пароль?

Нет учетной записи? — Перейдите к Регистрации

Библиотека мудрости

Добро пожаловать! Воспользуйтесь
формой авторизации или зарегистрируйтесь.

Леонтьева Елена Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ лицей с. Месягутово
Дуванского района Республики Башкортостан

«Красота родной природы в стихотворениях Тимера Юсупова.

Певцу Дуванской земли посвящается….»

Цель:

— Познакомить обучающихся с личностью поэта.

— Акцентировать внимание на глубоком чувстве любви к родному краю через восприятие и описание Т. Юсупова природы родного края.

— Показать единство стихотворения «Река моя», картин художников Дуванского района и гимна Дуванского района в освещении темы Родины.

— Развивать чувство патриотизма через эмоциональное восприятие красоты родного края.

— Учить полно, логично, стилистически точно воспроизводить текст стихотворения Т.Юсупова.

Задачи урока:

Образовательная:

-проследить связь искусств в отображении окружающего мира, связать жизненные впечатления с художественными образами.

Развивающая:

-создать условия для развития творческих способностей, мышления, памяти.

-создать условия, способствующие развитию эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, литературе, живописи.

Воспитательная: 

— формировать нравственные и духовные представления через произведения искусства; любить свою Родину, ценить ее красоту;

Планируемые результаты

-предметные:

Научатся: находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже; понимать, что виды искусства имеют собственные средства выразительности

— личностные:

 развитие эмоционального восприятия произведений искусства

-метапредметные :

— познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации.

-регулятивныеУУД: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

-коммуникативные УУД: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке, поэзии, живописи.

Тип урока: урок — исследование.

Формы работы учащихся: коллективные, групповые (слушание, анализирование, рассуждение, работа с текстом).

Оборудование:

Портрет Т.Юсупова.

Запись выступления Т. Юсупова перед школьниками в с. Месягутово

Записи с репродукциями картин художников Дуванского района.

Запись выступления А. Паначёва.

Проектор, компьютер, колонки.

Листы для самооценки обучающихся.

На доске – эпиграф к уроку:

Сторона дуванская.

Чащи да увалы,
Норов твой опасен,
Если ты во гневе…
Ты в простом убранстве.
Ты блистаешь мало:
Мятлица да лютик,
Да полынь, да клевер
Встану среди поля-
Как придвинусь к свету.
И светлее сам я,
И вокруг светлее.
Прыснет птица в небо
Звонкою кометой
И скорей обратно:
На земле вернее.
Бесконечно поле
В простоте обманной
И готово сердце
Обмануться скоро,
Что земля Дувана,
Что поля Дувана —
Центр земного шара,
Всей земли опора.

(Т. Юсупов)

Ход урока

Организационная часть.

II. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

Вступительное слово учителя

Ребята, прочтите эпиграф к уроку. Кто является автором данного стихотворения? (Тимер Юсупов).

— Почему мы прочитали именно его стихотворение. (На уроке будем говорить о нём).

Определите цель нашего урока. (Будем говорить о творчестве Тимера Юсупова).

— Верно. Сегодня наш урок посвящён личности и творчеству Т. Юсупова. Мы знаем, что Т. Юсупов – это советский русский поэт, наш земляк. Он много сделал для развития нашего родного края. Тимер Юсупов — один из самых ярких башкирских поэтов сегодняшнего дня, произведения которого уже много лет радуют читателей, славят родную землю и труд.

— Запишите тему нашего урока: «Красота родной природы в стихотворениях Тимера Юсупова. Певцу Дуванской земли посвящается….»
– Вспомните самые яркие, запомнившиеся вам факты биографии писателя. Слово предоставляется группам «Краеведы» и «Литераторы».

III. Актуализация знаний.
2. Выступления учащихся:

Группа «Краеведы»: Будущий поэт родился 31 мая 1938 года в деревне Абсалямово Дуванского района Башкирской АССР. Окончил среднюю школу, работал сотрудником Кигинской районной газеты. После завершения учебы в 1967 году на филологическом факультете Башгосуниверситета несколько лет преподавал в школах Бурзянского района, затем работал в редакции газеты «Пионер Башкортостана», правлении Союза писателей республики. Окончил Высшие литературные курсы в Москве.

Группа «Литераторы»: Начало активной творческой деятельности Тимера Юсупова относится к 60-м годам прошлого столетия. Мотив бережного отношения к Земле, чувство ценности родной земли    является центральным в стихах “Возвращайтесь в деревню”, “Сыну”, “Дуб”.  В книге “Раздумья на скале” (1988) особенно ярко прозвучала поэтическая мысль о нераздельности судьбы поэта с судьбой Земли.
Учитель: Почему жизнь природы стала одной из тем в творчестве писателя? Обратимся к эпиграфу урока.

Группа «Литераторы»: В стихотворениях “Босиком побежал”, “То ударил”, “Река моя”, “Синяя тополь” обыденный жизненный факт, превратившись в художественную деталь, создает яркую, целостную картину жизни.

Группа «Краеведы»: В жизни поэт был прост и откровенен, всегда настроен на общение с людьми. Тимер Юсупов неоднократно посещал свою малую родину, проводил встречи с почитателями его таланта, в том числе и школьниками. Одну из встреч мы с вами сей час можем увидеть.

https://yandex.ru/video/preview/?text=конспект%20урока%20тимер%20юсупов%20на%20русском%20языке&path=wizard&parent-reqid=1610870731292446-1538828160124603715900110-production-app-host-vla-web-yp-254&wiz_type=vital&filmId=5582881660731878348

Группа «Краеведы»: В честь поэта в Месягутово ежегодно проходят региональные соревнования по национальной борьбе. В Дуванском районе стало хорошей традицией проводить зональную научно-практическую конференцию «Юсуповские чтения».

Группа «Литераторы»: В 1998 году за книгу «Поспели ягоды» Тимеру Юсупову присуждена Государственная премия имени Салавата Юлаева. Он является заслуженным работником культуры Республики Башкортостан. В 2003 году ему присвоено почетное звание «Народный поэт Башкортостана».
Учитель: Сегодня мы познакомимся с несколькими стихотворениями, посвященными родному краю.

IV.Первичное закрепление новых знаний.

3. Работа с текстом «Река моя».

а) Чтение стихотворения« Река моя» учителем. Комментарий к тексту (лексика).

б) Беседа по содержанию стихотворения.

Определите тематику стихотворение «Река моя».

— Сколько смысловых частей можно выделить в стихотворении?

— Отметьте особенности композиции и сюжета стихотворения.

— Назовите средства выразительности в стихотворении «Река моя».

— Определите их роль в стихотворении.

(В процессе работы с текстом учащиеся под руководством учителя выразительно читают, прочитывают отрывки с описанием природы, отмечают средства выразительности, определяют их роль).

Учитель: Тонкий лиризм поэзии Тимера Юсупова заслуживает особого внимания. Его произведения, как правило, основываются не на внешнем развитии сюжета, а на течении душевной жизни, на внутренней борьбе чувств. В большинстве стихов и поэм Т. Юсупов находит такие слова, которые способны передавать  божественную красоту природы, неповторимые душевные переживания.

— Но, как мы всегда говорим на уроках литературы, человек и природа – это единое целое, поэтому в стихотворении есть размышления и прожитых годах, и воспоминания о детстве.

V. Знакомство с творчеством художников Дуванского района

Учитель: Группа «Искусствоведы» познакомит нас с репродукциями картин художников Дуванского района. После знакомства с их творчеством мы объясним, что же объединяет стихотворения Тимера Юсупова и репродукции картин.

4. Работа с репродукциями картин художников Дуванского района:

Виктор Астальцев: https://yandex.ru/video/preview/?text=художники%20дуванского%20района%20рб&path=wizard&parent-reqid=1611237885667024-239975586040752436500107-production-app-host-vla-web-yp-40&wiz_type=v4thumbs&filmId=1227009963124582018

Геннадий Окунев: https://www.youtube.com/watch?v=oKYHCKA0iO0

Василий Анпиголов : https://www.facebook.com/loveartrb/videos/художник-василий-анпилогов-дуванский-район-проект-любимые-художники-башкирии/579423922559497/

а) Слово учителя.

— Так что же объединяет произведения поэта Тимера Юсупова и живописцев Дуванского района, которые являются земляками по рождению? Есть нечто, роднящее их. Что это? На этот вопрос мы и попробуем сейчас ответить.

б) Беседа по содержанию картин.

Что изображено на картинах?
– Узнаваем ли этот пейзаж для нас с вами? Почему?
– Что же объединяет произведения Тимера Юсупова и художников, выходцев из Дуванского района?

(В процессе беседы учащиеся отмечают, что сближает произведения двух великих художников общая тема: любовь к родной природе, а значит, любовь к Родине, которая у них одна – и малая, и большая.)

VI. Выводы по теме урока.

Неповторимо прекрасна природа Башкирии, так поэтично воспетая в произведения нашего земляка Тимера Юсупова.

— Природу поэт Тимер Юсупов и художники — пейзажисты любили самозабвенно, о чём свидетельствуют их мысли, вынесенные нами в эпиграф урока.

(В процессе беседы приходим к выводу: главное в жизни и творчестве Тимера Юсупова — это глубокая, сильная любовь к родной природе, которая и является основой любви к Родине.)

Группа «Искуствоведы» предлагает прослушать гимн Дуванского района.

https://yandex.ru/video/preview/?text=песни%20о%20дуванском%20районе&path=wizard&parent-reqid=1611239876509780-1361869163274362581400107-production-app-host-vla-web-yp-242&wiz_type=vital&filmId=16407727544184235537

— Исполнитель песни А. Паначёв является её автором, совместно с поэтом, бывшим учителем нашей школы, Т.Г. Смертиной.

VII. Рефлексия:

Учитель: Напомню вам рассказ И.А.Бунина «Косцы» (его мы читали в 5 классе). В нём, говоря о необыкновенном пении косцов, размышляя над содержанием русской песни, ещё один русский писатель, до самозабвения любивший нашу Родину, И.А.Бунин писал: «Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств… И ещё в том была… прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была – Россия…».

Откликаются ли наши сердца тоже на эти слова, ощущаем ли мы с вами скрытую за этими словами, звуками, красками любовь к нашей Родине, нашему общему дому? (Дети всегда отвечают утвердительно и эмоционально.)

Это и есть то, что объединяет все поколения россиян: любовь к своей стране, к своему народу. Горячая любовь к природе, о которой писал Тимер Юсупов, это и есть горячая любовь к Родине.

VIII. Итог урока.

5. Самоценка обучающихся на предложенных листах.

IX. Домашнее задание:

1.Выразительное чтение стихотворения «Река моя»; решение теста по пройденной теме (Примечание: текст тестом см. на с. 9 — 11).

2. Индивидуальное задание: сочинение – миниатюра по теме: «Дуванский край – любимый край».

Приложение 1.

РЕКА МОЯ

На землю заповедную вернусь

И в светлый мир, как в речку, окунусь.

Теплынь вокруг. Вода журчит жемчужно.

Любимая моя стоит, грустит,

Разметанные косы теребит,

Глядится вглубь… И зеркала не нужно.

Из странствий возвратившийся домой,

Река моя, любуюсь я тобой;

Жемчужная, мне позабыть едва ли,

Когда меня, качнув над головой,

Мои дядья в твой омут голубой,

Как головешку черную, кидали.

И я шипел на вспененной волне,

Суровою река казалась мне;

Я злился на парней, да толку мало;

То вынырну, то вновь стою на дне…

Вот так в далеком детстве — милом сне —

Смеялись дядьки надо мной, бывало.

А вечером к покатым берегам

Я с затаенным сердцем прибегал,

Следил: а вдруг да в камышах зеленых

Появится нездешняя она,

Прекрасная, как полная луна,

Русалка — вечная мечта влюбленных.

Бывало, в августовскую страду,

В полдневный зной я на берег приду,

А дядьки тут… Ладони потирая,

Один кричит: — Поймаю, изловлю!..

Как головешка на парней шиплю,

Ругаюсь я, от дядек удирая…

…Вернулся я ко дням былой поры.

Река — все та ж… Но нету той жары,

Какая жгла нас в молодые годы.

Жара-то есть, я в пекло попадал,

Как головешка, закаленным стал,

Горю, но некому сегодня кинуть в воду.

Куда ушли мои дядья, куда

На берегах не видно их следа.

Года уходят, только весны светят…

Покинувших речные берега

Мужчин суровых жизнь не сберегла,

Она их раскидала по планете.

Услышать бы их добродушный смех,

Да повторился б миг былых потех,

Да рассказать бы им, что в жизни было,

Как шел и падал, и с колен вставал,

Как на вершинах и на дне бывал,

Все одолел я, не утратив пыла.

Случалось, в пропасть угождал я вдруг —

Меня вытаскивал оттуда друг;

Но и другое на земле случалось:

По тайной и умышленной вине

Меня в огонь кидали, лишь во мне

Душа ожесточенная случалась.

Вернуться бы, усталому, тогда

На этот берег юности, сюда,

Расплакаться б от горя и обиды,

Но я торил дорогу, горд и смел,

И головешкой огненной шипел,

Все шел и шел, не подавая вида.

…На тихой речке, где поил коней,

Любимая моя. Иду я к ней…

Так сколько ж долгих лет иду сюда я?

Там, где зеркально светится волна,

Расчесывает волосы она,

Глядится в речку, вся, как дым, седая.

— Любимая! — я сам себе шепчу. —

Зарей вечерней я к тебе лечу,

Оставив позади чужие шири.

Здесь я любим и сам люблю опять,

Здесь тишина, покой и благодать,

Как будто нет ни ссор, ни горя в мире.

…На землю заповедную вернусь

И в светлый мир, как в речку, окунусь.

Теплынь вокруг. Вода журчит жемчужно.

Любимая моя стоит, грустит,

Разметанные косы теребит,

Глядится вглубь…

И зеркала не нужно.

У ног ее, шумлива и вольна,

Лепечет что-то нежная волна,

И солнце ослепительное светит…

Сердечных болей, бесконечных бед,

Извечной суеты летящих лет

Как будто нет и не было на свете.

(Тимер Юсупов)

Приложение 2.

Тестирование по теме.

Назовите место рождения Тимера Юсупова.

а) Бурзянский район

б) Дуванский район

в) Кигинский район

2. В каких годах началась литературная деятельность поэта?

а) 60 – ые годы XX века

б) 70 – годы XX века

в) 80 –ые годы XX века

Чему посвящены стихотворения поэта?

а) тема Родины

б) историческая тема

в) военная тематика

г) всё перечисленное

4. В каком году Тимер Юсупов получил премию им. Салавата Юлаева?

а) 2001

б) 2002

в) 2003

5. Определите тематику стихотворение «Река моя»

а) воспоминание о детстве в родной деревне

б) любовь к родному краю

в) размышление о прожитых годах

г) всё перечисленное

6. Кто из родственников лирического героя упоминается в стихотворении?

а) мама

б) дедушка

в) папа

г) дяди

7. Какое мистическое существо, относящее нас к фольклору, упоминается в стихотворении?

а) русалка

б) леший

в) водяной

г) домовой

8. Какое прилагательное — эпитет использует поэт для описания реки?

а) голубая

б) лазоревая

в) жемчужная

9. В каком месяце происходит действие в стихотворении?

а) май

б) июнь

в) июль

г) август

10. Какое прилагательное употребляется и для характеристики реки, и для характеристики мужчин, живущих в том крае?

а) суровая (ые)

б) радостная (ые)

в) счастливая (ые)

11. Сколько смысловых частей можно выделить в стихотворении?

а) 2

б) 3

в) 4

12. Отметьте особенности композиции и сюжета стихотворения.

а) кольцевая композиция

б) монолог – исповедь в основе сюжета

в) всё вышеперечисленное

13. Какие чувства испытывает лирический герой, вырнувшись на родную землю?

а) радости

б) грусти от того, что прошло детство и многого уже не вернуть.

в) гордости за родную землю

г) всё перечисленное

14. Назовите средства выразительности в стихотворении «Река моя»

а) аллитерация

б) гипербола

в) метафора

г) эпитет

15. Определите роль средств выразительности в этом стихотворении.

а) показать красоту родного края

б) передать чувства и мысли лирического героя

в) всё перечисленное

16. Назовите художников Дуванского района, посвятивших свои картины дуванской земле.

а) Виктор Астальцев, Геннадий Окунев, Василий Анпиголов

б) Иван Айвазовский, Абрам Архипов, Алексей Боголюбов.

в) Ирина Балдина, Константин Богаевский, Николай Галахов.

17. Что объединяет творчество Тимера Юсупова и картины художников Дуванского района?

а) стремление описать пейзаж

б) любовь к родному краю

в) историческая тематика

г) военная тематика

18. Назовите авторов гимна Дуванского района.

а) Александра Пахмутова и Николай Добронравов

б) Михаил Исаковский и Матвей Блантер

в) Евгений Долматовский и Михаил Фрадкин

г) Татьяна Смертина и Александр Паначёв

19. Что объединяет творчество Тимера Юсупова, картины художников и музыкантов Дуванского района?

а) желание показать уровень мастерства

б) любовь к искусству

в) любовь к родному краю

20. Что бы вы хотели узнать ещё о творчестве Тимера Юсупова?

а) прочитать его поэмы

б) познакомиться со стихотворениями на историческую тему

в) познакомиться со стихотворениями на военную тему

г) свой ответ ________________________________________

  • Рассказы башкирских писателей для детей дошкольного возраста
  • Рассказы батюшки александра дьяченко
  • Рассказы батюшек истории из реальной жизни
  • Рассказы анны приходько на дзене
  • Рассказы баруздина для 1 класса