Рассказы батюшки александра дьяченко

Дьяченко Александр, священник

В круге света

В круге света

Яркие, совре­мен­ные и необы­чайно глу­бо­кие рас­сказы отца Алек­сандра заво­ра­жи­вают чита­те­лей с пер­вых строк. В чём сек­рет автора? В правде. В правде жизни.

7 ч. 30 мин. 

Возлюби ближнего своего!

Возлюби ближнего своего!

Заня­тия в семи­на­рии закан­чи­ва­лись, и я уже было стал погля­ды­вать на часы. Сей­час, навер­ное, пообе­даю со сту­ден­тами и в дорогу, мне домой доби­раться без малого сто кило­мет­ров. Ино­гда я оста­нав­ли­ва­юсь пере­ку­сить по ходу, в одном из при­до­рож­ных кафешек…

1 д. 37 ч. 52 мин. 

Дневник Великого поста

Дневник Великого поста

Новая книга отца Алек­сандра Дья­ченко это про­ни­ца­тель­ный взгляд в себя через крат­кие днев­ни­ко­вые очерки, напол­нен­ные исто­ри­ями чело­ве­че­ских судеб, вос­по­ми­на­ни­ями, сокро­вен­ными мыс­лями и переживаниями.

3 ч. 30 мин. 

Плачущий ангел

Плачущий ангел

Тут, в рас­ска­зах, вся Вера, био­гра­фия и лич­ная жизнь Алек­сандра Дья­ченко, иерея (свя­щен­ника) Бога Всевышнего.

9 ч. 38 мин. 

Преодоление. Рассказы и очерки

Преодоление. Рассказы и очерки

В глу­бо­ких и про­ник­но­вен­ных рас­ска­зах отец Алек­сандр гово­рит о пре­одо­ле­нии боли, о людях, про­шед­ших войны и ката­строфы XX века, о силе духа, пре­воз­мо­га­ю­щей стра­да­ние. Книга най­дет отклик в серд­цах чита­те­лей – ведь она о вере, надежде на обре­те­ние веч­ной радо­сти и о любви.

13 ч. 5 мин. 

Чашечка кофе. Рассказы о приходе и о себе

Чашечка кофе. Рассказы о приходе и о себе

Отец Алек­сандр делится прон­зи­тель­ными и прав­ди­выми исто­ри­ями из своей жизни и жизни его паствы — при­хо­жан храма в рос­сий­ской глу­бинке. Перед нами встает целая череда обра­зов, тра­ги­че­ских и забав­ных, вере­ница чело­ве­че­ских судеб…

1 ч. 35 мин. 

Самые сильные рассказы протоиерея Александра Дьяченко (Брагар) написаны за два года 2009-2010 (около 130 рассказов). Батюшка рассказывает:

«То есть получается, что все это время я писал даже чаще, чем раз в неделю. Вот это меня удивило — я и сам не ожидал от себя такого; что-то, видимо, двигало мной, и если я, несмотря на обычный для священника недостаток времени, все-таки успевал что-то написать, — значит это нужно было…»

Вот все эти сильные рассказы 2009-2010 годов мы и собрали в одном месте. Немного взяли и рассказов 2011-2013 годов, для них указан год. Рассказы даны в первоначальной авторской редакции (в бумажных книгах изданы не все сильные рассказы, а изданные — кое-где сокращены). Все 162 рассказа собраны в четыре сборника, ниже даём ссылки на каждый рассказ — цветом как у сборника. Самые замечательные рассказы зажирнены. Лучше читать сборники последовательно (в них рассказы сгруппированы тематически, например: все рассказы про «спецназ-батю» идут вместе в «синем» сборнике «Преодоление»).

  1. Сборник сильных ✝ рассказов «Плачущий ангел» ✔ (1-я книга и 1-я часть сборника «В круге света«)
  2. Сборник сильных ✝ рассказов «Преодоление» ✔ (2-я книга и 2-я часть сборника «В круге света«)
  3. Сборник сильных ✝ рассказов «Всепобеждающая сила» ✔ (это 3-я часть сборника «В круге света«)
  4. Сборник сильных ✝ рассказов «Голубой квадрат» 🔷 (сборник прочих сильных рассказов)

священник Александр Дьяченко - И ответил я Господу Богу моему, что пойду к Цели путём страдания…

Рассказать о Боге так, что может ни разу о Нём и не упомянуть,
а читателям всё понятно, и на душе от этого радость…

Алфавитный перечень рассказов из всех сборников
  1. 50 тысяч долларов (голова наша ничего не стоит, если нет любви к ближнему)
  2. Анекдот 2011 (бандитский патерик — легенда о разбойнике Кудеяре наших дней)
  3. Большой Гена (человек положил к Богу намерение и умер в момент истины)
  4. Будьте как дети (чистота детей радостно летает пред Богом, другом своим)
  5. В круге света (как по-настоящему покаяться и изменить свою жизнь?)
  6. В нас до безобразия мало любви (духовный писатель Сергей Фудель №3)
  7. Валя, Валентина, что с тобой теперь (мы, русские, — последние крестоносцы)
  8. Велосипед (Голубой квадрат) (романтичный рассказ о свете любящих глаз)
  9. Венец 2011 (дело монаха Питирима, жившего в миру, — социальное служение)
  10. Вечная музыка (многие, исцелившись от рака, тут же забывают Подателя чуда)
  11. Взгляд (демона. Пьяницы-бульбаши в поезде и вообще про демонов — Гродно-3)
  12. Возлюби ближнего своего 2011 (Эрих Мария Ремарк — трагедия потерянных людей)
  13. Вопрос (пожары, добровольцы — каждый за себя — закат русской цивилизации)
  14. Восхождение (дети уходят на Небо, а нам Бог даёт чудесную радость)
  15. Вперед в прошлое (дружеский визит никониан к древлеправославным)
  16. Время не ждет (застыло время юности. Благодать же Вечности пробивает Небо)
  17. Время пошло! (о верной любви, не требующей слов. Всё о Венчании, обмороки)
  18. Всепобеждающая сила Любви (в Германию мой отец входил танкистом)
  19. Встреча (глубочайший духовный писатель Сергей Фудель №1)
  20. Всякое дыхание… (многие примеры доброты и понимания от птиц, кошек, крыс)
  21. Геркулесова болезнь 2011 (эпилепсия — одержимость и грех пожирают людей)
  22. Герои и подвиги (о героях и как космонавт Юрий Гагарин вдове помог)
  23. Гонорар (чудно Промысл вплетается в таинственную взаимосвязь событий)
  24. Гиезиево проклятие (о «жабе» жадности — подняли храм силами простецов)
  25. Дед Мороз (Бог включает людей в удивительную чреду событий, растя их веру)
  26. Дедушка (про местную пьяную братию, стрелявшую у попа на фуфырики)
  27. Дежавю (весёлые охотничье-поповские байки и добрые воспоминания)
  28. Детская молитва (путь в иереи, история №4 — диаконский сорокоуст и Промысл)
  29. Диаконское искусство (путь в иереи, шаг №3 — как я в дьяконстве тренировался)
  30. Добрые дела (страшно влачить безнадежные дни свои в доме престарелых)
  31. Дорогой мой незнакомый человек (ДТП) 2012 (а вдруг в ДТП мой родственник?)
  32. Дружба народов 2012 (эх, плюшки и пирожки — сладкая жизнь в хрущёвские годы)
  33. Душа по природе христианка (тихие, светлые слёзы от боли по умершей душе)
  34. Душехранитель (спецназ-батя № 1 — история о.Виктора и старца Никиты)
  35. Еврейский вопрос (интереснейшие воспоминания о дружбе народов в СССР)
  36. Женская логика (таинственные осторожные ходы глубокого женского ума)
  37. Жертвоприношение (3-ий рассказ про Серёгу, новые удивительные подробности)
  38. За жизнь (каскад историй исцелений людей, обратившихся к вере и Христу)
  39. За себя и за того парня (скупая хроника смертей, — они умерли вместо меня)
  40. Загадка (загадка парадоксальной души русского человека, победителя препон)
  41. Закон бумеранга (творимое нами добро и зло возвращается духовным бумерангом)
  42. Звезда Голливуда (Джим Кэрри в Донском монастыре у мощей патриарха Тихона)
  43. Звонок (неудачное склонение к самоубийству и смерть доходяги на пороге храма)
  44. Знаки (глубочайший духовный писатель Сергей Фудель №2)
  45. Значок (русский герой генерал Дмитрий Михайлович Карбышев)
  46. И вечный бой… (таинство Крещения — много о важном с искристым юмором)
  47. И вновь о любви (всю жизнь молилась о невере-муже — и вот он позвал попа)
  48. Иван (трудно покаяться доброму человеку, не видит он своих грехов)
  49. Игра (10 лет на железной дороге — грабежи на железке испортили работяг)
  50. Из опыта железнодорожного богословствования (10 лет смирения гордости)
  51. Интересный вопрос (русский человек жаждет встретить на земле святого попа)
  52. Исповедь гастарбайтера 2011 (старики и внуки — ода любви — в Черногории)
  53. К размышлению (путь раскаявшегося разбойника, не успевшего воцерковиться)
  54. Как люди (посещает нас благодать Божия, и царит радость и ликующий покой)
  55. Каменщик (веришь или нет, — ты все равно в игре, где ставка — жизнь)
  56. Квазимодо (пасхальная радость вместе с печалью, совершенная красота)
  57. Колыбельная (завораживающая и страшная трагедия колдуньи. Цыгане-3)
  58. Конец — делу венец (как исполнилось 60 лет, можно считать, что ты уже умер)
  59. Контакт (о.Виктор № 8, благодать священства и неожиданные кулаки)
  60. Краеугольный камень (как в 12 лет не смог попрать Крест Христов в Гродно)
  61. Красные маки Иссык-Куля (под грубой силой — простая русская тоскующая душа)
  62. Кузьмич (простой везучий русский мужичок прожил долгую трудовую жизнь)
  63. Лицом к лицу лица не увидать… (Родина. Ностальгия. Трудно жить на чужбине)
  64. Ломка (после возвращения в Россию из цветущего рая — Белоруссии. Гродно-2)
  65. Лоскутки (3 лоскутка «пэчворк»: встреча девочки с Сталиным и про кошаков)
  66. Лучик света (очень тёплый рассказ о доброте и москвичах-переселенцах)
  67. Лучшая песня о любви (Аленький цветочек) (как швейцарец стал русским навсегда)
  68. Маленький человек (людей может объединить только любовь!)
  69. Маргиналы (№ 7, давно живу в России, но чахну тут без родимой отчей земли)
  70. Машинка времени (ещё ст.Власий (путь в иереи, шаг №2) и немного мистики)
  71. Метаморфозы (уход в Вечность святых, смиренно потрудившихся Богу на земле)
  72. Мир, где оживают мечты (ангелы и бесы знают что мы думаем и о чём мечтаем)
  73. Миражи (геройский бой пьяницы-отца и блудницы-дочери за возврат жизни)
  74. Мишка и Маришка (пронзительный рассказ о любви. Умер он поздней осенью…)
  75. Мои университеты (10 лет рабочим на железной дороге — страшные 4 истории)
  76. Мой первый учитель (мало кто приобретает высокие плоды Святого Духа — о.Павел-1)
  77. Мой приятель Витька (неудачник и отчаянный врун, всегда мечтавший летать)
  78. Мужики (5 сильных примеров подхода к исповеди у умирающих мужчин)
  79. На войне как на войне (о.Виктор № 6: Афган и спасение Богородицей)
  80. На Святках (Чудеса) (запах бездны и говорящий кот. Быль сродни сказкам)
  81. Начало (путь в иереи, шаг №1 — блаженное время неофитства. Иисусова молитва)
  82. Наши сны (все о снах: вещие и от духа лестча. Кавалькада удивительных снов)
  83. Не клонись-ка ты, головушка… (дневник сумасшедшего доброго христианина)
  84. Не навреди (нельзя насильно совершать таинства над неверующими)
  85. Немножко о главном (ответы на основные вопросы готовящихся покреститься)
  86. Непутёвые заметки (лирические мысли-впечатления о Болгарии)
  87. Новогодние истории (9 путейных историй — на ж/д работали замечательные люди!)
  88. Новый год (о смерти и проводах — ты уж, батя, иди отсюда, не порти нам праздник)
  89. Ностальгия (в 1990-е произошёл взрыв, мы рванули в Церковь, — сейчас уже не то)
  90. Образ (история Иверской иконы Божией Матери. Кражи икон. Помощь в пожарах)
  91. Огород круглый год (созрел — что ждать? Вперёд — на Небеса — светлая жизнь Анечки)
  92. Осторожно — «старцы»! (отповедь лжестарцам — как прослыть прозорливцем)
  93. Острова (спецназ-батя № 2 — ст.Никита и жуткие острова архипелага ГУЛАГ)
  94. Отключайте мобильные телефоны (уходят светлые бабушки. А смены им — нет…)
  95. Отряд (христиан-крестоносцев идёт за Христом, а рядом детдом, зона для девочек)
  96. Отцы и дети (дележи наследства, но и редкий пример благородства детей)
  97. Очарованный адмирал (как прекрасен верой живущий человек!)
  98. Очищение (Бог попускает, что причащаются и остаются бесноватыми)
  99. Паутина (серийные самоубийства. Паук ничего не прощает, ничего не забывает)
  100. Первая любовь (тихие светло-радостные картины счастливой молодости)
  101. Пересечения (со старцами: Власием, Нилом, Илием — путь в иереи, шаг №2)
  102. Письмо Зорице (наши братья сербы: — ведь нас с русскими — 200 миллионов!)
  103. Письмо из детства (взяточники-врачи-пылесосы: хирурги брали всегда)
  104. Плачущий Ангел (как выживали — пережитый голод утончает души)
  105. Плоть едина (путь в иереи, история №7 — про жён священников — матушек)
  106. По грибы 2013 (Милость Божия 2011) (трудное, голодное детство в 1946-47)
  107. Подарок (очень нужный попам тренажер для приобретения юношеских форм)
  108. Поездка (с о.Виктором в Оптину Пустынь и Шамордино — № 9)
  109. Поклон (как в войну: сперва приходит похоронка, а потом письмо. Гродно-3)
  110. Положение обязывает (спецназ-батя № 4 — миссионерское ноу-хау о.Виктора)
  111. Поминки (За чертой) (смерть — как люди прячут свой страх перед нею)
  112. Посвящение (шаг №5 — хиротония, Благодать Бога явно прожигает сердце иерея)
  113. Послание к Филимону (звонит мне отец Виктор: бать, беда!)
  114. Предвидение (великого медиума Вольфа Мессинга угнетали страх и одиночество)
  115. Предложение (кто-то выбирает хлеб, а кто-то идёт на крест)
  116. Преодоление (спецназ-батя № 3 — с боевой решимостью смотри врагу в глаза)
  117. Про Адама (благородство простого русского человека и эгоист без души)
  118. Про папу 2011 (зарисовка и бурное обсуждение, почему папы негодящие)
  119. Про Серегу (про «сумасшедшего» баптиста, ж/д рабочего, живущего верой)
  120. Проверки на дорогах (крест или хлеб? — случай на ж/д вокзале)
  121. Пророчество игумена Нафанаила (поповские байки про матушек и монашество)
  122. Прощеное воскресенье (не каждому покойнику дозволяется говорить с нами)
  123. Пять минут (безстрашный солдат прошел всю Войну, но не научился убивать)
  124. Рабоведение (это новая сфера знаний, наука о рабах — пример выкупа из плена)
  125. Работа над ошибками (кто магией занимается — гибнут у того близкие — о.Павел-3)
  126. Радость, которая всегда с тобой 2012 (обретение веры через взаимопомощь)
  127. Разговор с собакой (пьянство — есть ли будущее у русского народа?)
  128. Рождественская ёлка (детский праздник удался — тишина, тихая радость)
  129. С любимыми не расставайтесь (смерть близких, память о них, Любовь в вечности)
  130. Cамый счастливый день (добрые воспоминания удивительного советского времени)
  131. Cвятые младенцы 2012 (как святые способствуют написанию их икон)
  132. Священник и ГАИ — из дорожной хроники (умом Россию не понять… — Эт точно!)
  133. Семейные фотографии (Подарок) (мои мать и отец — трудное счастье)
  134. Синдром (чеченский синдром, спецназ-батя отец Виктор №5)
  135. Сказка (супружеские думы о продолжении их счастья в Вечности)
  136. Смута (10 лет на железной дороге — грабежи на железке и отстрел мародёров)
  137. Соседи (как имеющий их кровь, получил замечательный козырь. Цыгане-1)
  138. Спас Оплечный (ненужные иконы — он любил и любит, а она — нет и ушла)
  139. Средство Макропулоса (глубочайший духовный писатель Сергей Фудель №4)
  140. Старики и мы (идёт подготовка к антихристу — комфорт и эвтаназия «предков»)
  141. Старые вещи (как батюшка снарядил свой «тревожный чемоданчик»)
  142. Старые клячи (50-летние бросают своих жён, но умирать к ним возвращаются)
  143. Старый дом (женская красота — великая сила)
  144. Страсти-мордасти (смерти, таинственно предсказанные с того света. Цыгане-2)
  145. Суд совести (обличение лётчика-афганца и всех «вдушеверов»)
  146. Там, за дурманами 2012 (о наркоманах — героиновая эпидемия началась в 90-х)
  147. Танец (Образ) (о проводах — прощальный танец лебедя, потерявшего подругу)
  148. Тираны (человек может быть добрым, отзывчивым на работе, а дома это тиран)
  149. Три встречи (актриса в 65 лет пришла к покаянию и даже стала «старицей»)
  150. Трудный вопрос (откуда они берутся, стукачи-предатели)
  151. Убогие (т.е. у Бога отмеченные, избранники Божии. А как сейчас? — 3 истории)
  152. Урок (путь в иереи, история №6 — урок смирения на иерейском сорокоусте)
  153. Фен-шуй, или сердечнокаменная болезнь (преблагая душа убогой девушки-дауна)
  154. Что делать? (старообрядцы ждут реальных встречных шагов от новообрядцев)
  155. Что скажет солнце? 2012 (хоронили мы нашу Аннушку и солнце ликовало и играло)
  156. Чудеса (исцеления онкобольных после причастия и забвение чуда и своих обетов)
  157. Чудо жизни (заболело народившееся дитя и понял, как же жил неправильно!)
  158. Эти глаза напротив (время гонений — лучшее для Церкви)
  159. Я люблю Гродно 2011 (знаменитый Дубко. Еврейское гетто. Геноцид. Гродно-6)
  160. Я не участвовал в войне… (рассказ о Войне моего отца-штрафника)
  161. Я смотрю в окно 2012 (и жду сказку — ведь на Рождество сказки сбываются!)
  162. Язык мой… друг мой? (о русском матерном языке — матерился, как себя помню)

Священник Александр Дьяченко

Преодоление. Рассказы и очерки

Эту книгу я посвящаю моей дорогой внучке Елизавете и всем, кто родился в первые годы двадцать первого века, – с надеждой и любовью.

Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви ИС-11-113-1438

© Дьяченко Александр, священник, 2011

© Издательство «Никея», 2011

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Дорогой читатель!

Выражаем Вам глубокую благодарность за то, что Вы приобрели легальную копию электронной книги издательства «Никея».

Если же по каким-либо причинам у Вас оказалась пиратская копия книги, то убедительно просим Вас приобрести легальную. Как это сделать – узнайте на нашем сайте www.nikeabooks.ru

Если в электронной книге Вы заметили какие-либо неточности, нечитаемые шрифты и иные серьезные ошибки – пожалуйста, напишите нам на [email protected]

Спасибо!

Проверки на дорогах

Незадолго до Нового года моему хорошему товарищу пришла печальная весть. В одном из маленьких городков соседней области был убит его друг. Как узнал, так сразу же и помчался туда. Оказалось, ничего личного. Большой, сильный человек лет пятидесяти, возвращаясь поздно вечером домой, увидел, как четверо молодых парней пытались насиловать девчонку. Он был воин, настоящий воин, прошедший многие горячие точки.

Заступился не задумываясь, с ходу бросился в бой. Отбил девушку, но кто-то изловчился и ударил его ножом в спину. Удар оказался смертельным. Девушка решила, что теперь убьют и ее, но не стали. Сказали:

– Живи пока. Хватит и одного за ночь, – и ушли.

Когда мой товарищ вернулся, я, как мог, попытался выразить ему свое соболезнование, но он ответил:

– Ты меня не утешай. Такая смерть для моего друга – это награда. О лучшей кончине для него трудно было бы и мечтать. Я его хорошо знал, мы вместе воевали. На его руках много крови, может, и не всегда оправданной. После войны он жил не очень хорошо. Сам понимаешь, какое было время. Долго мне пришлось убеждать его креститься, и он, слава Богу, не так давно принял крещение. Господь забрал его самой славной для воина смертью: на поле боя, защищая слабого. Прекрасная христианская кончина.

Слушал я моего товарища и вспоминал случай, который произошел со мной.

Тогда шла война в Афгане. В действующей армии, в связи с потерями, потребовалось произвести срочные замены. Кадровых офицеров из частей перебросили туда, а на их места призвали сроком на два года запасников. Незадолго до того я вернулся из армии и оказался среди этих «счастливчиков». Таким образом, мне пришлось отдать свой долг Родине дважды.

Но поскольку воинская часть, в которой я служил, находилась не очень далеко от моего дома, то все для нас сложилось благополучно. На выходные дни я часто приезжал домой. Моей дочурке было немногим больше года, жена не работала, а денежное содержание офицеров было тогда хорошее.

Домой мне приходилось ездить электричками. Иногда в военной форме, иногда в гражданке. Однажды, это было осенью, я возвращался в часть. Приехал на станцию минут за тридцать до прихода электропоезда. Смеркалось, было прохладно. Большинство пассажиров сидело в помещении вокзала. Кто-то дремал, кто тихо разговаривал. Было много мужчин и молодых людей.

Вдруг, совершенно внезапно, дверь вокзала резко распахнулась и к нам забежала молоденькая девушка. Она прижалась спиной к стене возле кассы и, протянув к нам руки, закричала:

– Помогите, они хотят нас убить!

Тут же за ней вбегают как минимум четверо молодых людей и с криками: «Не уйдешь! Конец тебе!» – зажимают эту девчушку в угол и начинают душить. Потом еще один парень буквально за шиворот заволакивает в зал ожидания еще одну такую же, и та орет душераздирающим голосом: «Помогите!» Представьте себе эту картину.

Тогда еще обычно на вокзале дежурил милиционер, но в тот день его, как нарочно, не оказалось. Народ сидел и застыв смотрел на весь этот ужас.

Среди всех, кто был в зале ожидания, только я единственный был в военной форме старшего лейтенанта авиации. Если бы я был тогда в гражданке, то вряд ли встал, но я был в форме.

Встаю и слышу, как рядом сидящая бабушка выдохнула:

– Сынок! Не ходи, убьют!

Но я уже встал и сесть назад не мог. До сих пор задаю себе вопрос: как это я решился? Почему? Случись бы это сегодня, то, наверное, не встал бы. Но это я сегодня такой премудрый пескарь, а тогда? Ведь у самого был маленький ребенок. Кто бы его потом кормил? Да и что я мог сделать? Еще с одним хулиганом можно было бы подраться, но против пяти мне и минуты не простоять, они просто размазали бы меня.

Подошел к ним и встал между ребятами и девушками. Помню, встал и стою, а что еще я мог? И еще помню, что больше никто из мужчин меня не поддержал.

К моему счастью, ребятки остановились и замолчали. Они ничего мне не сказали, и ни разу никто меня не ударил, только смотрели с каким-то то ли уважением, то ли удивлением.

Потом они, как по команде, повернулись ко мне спиной и вышли из здания вокзала. Народ безмолвствовал. Незаметно испарились девчушки. Наступила тишина, и я оказался в центре всеобщего внимания. Познав минуту славы, смутился и тоже постарался быстренько уйти.

Хожу по перрону и – представьте мое удивление – вижу всю эту компанию молодых людей, но уже не дерущихся, а идущих в обнимку!

До меня дошло – они нас разыграли! Может, им делать было нечего, и, ожидая электричку, они так развлекались или, может, поспорили, что никто не заступится. Не знаю.

Потом ехал в часть и думал: «Но я ведь не знал, что ребята над нами пошутили, я же по-настоящему встал». Тогда я еще далек был от веры, от Церкви. Даже еще крещен не был. Но понял, что меня испытали. Кто-то в меня тогда всматривался. Словно спрашивал: а как ты поведешь себя в таких обстоятельствах? Смоделировали ситуацию, при этом совершенно оградив меня от всякого риска, и смотрели.

В нас постоянно всматриваются. Когда я задаюсь вопросом, а почему я стал священником, то не могу найти ответа. Мое мнение, кандидат в священство все-таки должен быть человеком очень высокого нравственного состояния. Он должен соответствовать всем условиям и канонам, исторически предъявляемым Церковью к будущему священнику. Но если учесть, что я только в тридцать крестился, а до этого времени жил как все, то хочешь не хочешь пришел к выводу, что Ему просто не из кого выбирать.

Он смотрит на нас, как хозяйка, перебирающая сильно пораженную крупу, в надежде что-нибудь все-таки сварить, или как плотник, которому нужно прибить еще несколько дощечек, а гвозди закончились. Тогда он берет погнутые, ржавые, правит их и пробует: пойдут они в дело? Вот и я, наверное, такой ржавый гвоздик, да и многие мои собратья, кто пришел в Церковь на волне начала девяностых. Мы – поколение церковных строителей. Наша задача – восстановить храмы, открыть семинарии, научить то новое поколение верующих мальчиков и девочек, которые придут нам на смену. Мы не можем быть святыми, наш потолок – искренность в отношениях с Богом, наш прихожанин – чаще всего человек страдающий. И чаще всего мы не можем помочь ему своими молитвами, силенок маловато, самое большое, что мы можем, – это только разделить с ним его боль.

Мы полагаем начало нового состояния Церкви, вышедшей из гонений и привыкающей жить в период творческого созидания. Те, для кого мы работаем, должны прийти на подготавливаемую нами почву и прорасти на ней святостью. Поэтому, причащая младенцев, я с таким интересом всматриваюсь в их лица. Что ты выберешь, малыш, крест или хлеб?

Чудо быть дедушкой. Рассказы о себе и самых близких

священник Александр Дьяченко
Чудо быть дедушкой. Рассказы о себе и самых близких

Эту книгу мы с бабушкой посвящаем нашим дорогим внучкам – Алисе и Полине

Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви

ИС Р18-810-0374

Предисловие

За последние два десятка лет у нас появился новый литературный жанр – записки священника. Это закономерно: кто, как не священник, ежедневно беседующий со множеством самых разных людей, наблюдающий их жизнь на протяжении месяцев и лет, принимающий их исповеди и духовно участвующий в их судьбах, становится настоящим сердцеведом, знатоком тайных движений души и свидетелем тех спасительных путей, по которым Господь выводит каждого человека из глубин неведения, душевной слепоты, а порой и отчаянья. Он находится в самом центре народной жизни: через него совершаются крещения, дающие человеку новое рождение в Духе, и отпевания, провожающие усопшего в последний путь. Кто, как не он, может поведать и о глубинах национального сознания, и о современных нравах, о человеческих трагедиях, и, конечно, о спасительных чудесах, которые порой случаются по молитвам просящего.

Читать такие книги всегда интересно, увлекательно и полезно: с одной стороны, автор дает в них представление о социальном срезе общества и его психологическом состоянии, с другой – духовным взглядом священника проникает куда глубже поверхностной канвы, устремляясь к человеческому сердцу. Его и без того, как правило, большая семья увеличивается за счет прихожан, его личные духовные и житейские истории ежедневно пополняются новыми сюжетами и откровениями, так что само пространство его бытия расширяется, переливаясь через край собственного существования.

Новая книга протоиерея Александра Дьяченко именно такое свидетельство. Читая ее, мы словно входим в его ближний круг, знакомимся с матушкой, дочкой, матерью и отцом, зятем, а главное, с двумя маленькими внучками – Полиной и Алисой, – наблюдаем их забавные шалости, слушаем детские шутки, удивляемся их открытию мира и ранним проблескам религиозного опыта, отмечаем их взросление, внутренне подключаемся к этим очень теплым, нежным и трогательным отношениям дедушки и внучек, отца и дочери, священника и его матушки, которые здесь, в этой семье, состоящей из нескольких поколений, снова и снова возвращают нам понимание ее непреходящей ценности.

Но и прихожане храма, где служит отец Александр, составляют предмет его переживаний и забот: Виктор, у которого болеет дочка Катенька; Сережа и Аня, у которых никак не получилось родить ребенка; мэр города, чаявший дождаться внуков и получивший просимое по молитвам Церкви; бесплодная Наталья; неудавшийся самоубийца; вымоленные дети; умирающие младенцы – трехмесячный Матвейчик и двухлетний Дениска; страдающий от гемофилии восьмилетний Ванечка, его самоотверженная мать Мария…

Разные люди собираются вокруг священника, который становится для них воистину «отцом»: сельчане и горожане, работяги и бомжи, коммерсанты и военные, преподаватели и студенты, старики и дети.

Удивительны их судьбы и те пути, по которым они приходят в храм Божий, получая здесь утешение и помощь.

В сюжетах, рассказанных отцом Александром, помимо описания человеческих характеров и воспоминаний очевидцев, встает исторический фон русской жизни XX века: гонения на Церковь, Великая Отечественная война, послевоенная разруха и голод. В них всплывают и скорби современных людей – печальное наследие как богоборческой эпохи, так и развала СССР: безработица и алкоголизм, развал семей и брошенные дети, житейская неустроенность и борьба за выживание, женское бесплодие и аборты, смерть невинных младенцев, неизлечимые болезни, преступность, эмиграция, самоубийства, отказ подростков от посещения храма, а умирающих – от покаяния на смертном одре…

И все это человеческое горе стекается к священнику, призванному утешить и умирить растерянных, а то и вовсе отчаявшихся людей, преобразить их страдания в молитву упования и надежды.

Порой автор пересказывает нам истории, услышанные им от его собратьев – других священников и прихожан: это и рассказы, которые по своему жанру можно определить как святочные, это и повествования о чудесах, достойные житийных записей, это и реалистические картины жизни наших соотечественников, узнаваемые, взывающие к пониманию и сочувствию.

Несколько рассказов книги посвящают нас в печальные обстоятельства детей из сиротских домов, попавших туда по вине родителей. Тема детского страдания традиционна для русской словесности. Но тут она вплетена в канву живых историй, рассказанных священниками, опекающими детские приюты, сотрудниками детдомов или же самими детьми. Каждая судьба брошенного ребенка трагична по-своему и одинакова по своему истоку – отсутствию любви и изгнанию Бога из человеческого сердца. Неслучайно вокруг храма, где служит автор книги, есть полный набор, предоставляемый пенитенциарной системой: детская колония, зона для девочек, тюрьма для уголовников-туберкулезников.

Рассказы отца Александра Дьяченко исполнены боли за исковерканные души, поломанные судьбы, но и написаны с любовью к отверженным и «падшим». Тепло этой любви почти физически обдает читателя и не оставляет его без надежды.

Книга называется «Чудо быть дедушкой», и это название прекрасно характеризует и образ автора, и его отношение к миру: это действительно добрый пастырь, дедушка-священник, причем дедушка не только для своих внучек, о которых он записывает свои наблюдения «Дедушкины горошинки», но и для всех нас, словесных овец – прихожан и читателей, людей как церковных, так и не церковных, а лишь нерешительно стоящих у дверей храма, но ищущих любви нелицемерной и упования непререкаемого.

Олеся Николаева

Дедушкины горошинки

Горошинка в самом начале

Сегодня венчал двоих уже пожилых людей. Решили сорокалетие совместной жизни подтвердить венчанием. В конце оба очень расчувствовались и едва сдерживали слезы.

Единственным свидетелем бабушки и дедушки была их маленькая трехлетняя внучка. Золотой ребенок, всю службу простояла не шелохнувшись.

В завершение таинства обычно предлагаешь супругам поздравить друг друга поцелуем. Затем разворачиваешь молодых к многочисленным родственникам и друзьям, а те спешат с поздравлениями.

И сейчас мы повернулись от алтаря, а в храме одна-единственная кроха. К ней я и обратился:

– Подойди, дитя, и поздравь своих дедушку и бабушку. Сегодня у них большой праздник.

Девочка подходит к дедушке, просит его наклониться и что-то шепчет ему на ухо. Дед берет ее на руки и, немного смущаясь, говорит мне:

– Батюшка, она требует поцеловать вас в щечку. Вы не против?

И малышка носиком утыкается мне в бороду.

Видимо, детское сердечко потребовало восстановить справедливость. Батюшку-то никто не поцеловал. Жалко батюшку.

А я подумал: ну вот, это же явный знак – пора собираться в Москву, там мои внучки. Там меня ждут.

Высокая философия

Да, согласен. Дети, если мы с вами нормальные родители и выполняем свой родительский долг, безусловно, наши должники. В той или иной степени мы можем рассчитывать на их ответную благодарность.

Но не внуки. Сейчас я особенно остро понимаю, что внуки – это не обязанность, это награда. Не случайно в чинопоследовании таинства Брака, как Божие благословение, испрашивается: дождаться и увидеть «детей своих детей».

Пускай родители их растят, думают об образовании, заботятся обо всем на свете, нам достается самое сладкое – радость от общения с маленьким человеком. И даже если мы вложим в них всю свою душу, средства, оставшиеся время и силы, они все равно ничего нам не будут должны. Потому, что главное мы сами получаем уже в самом начале: радость от их улыбок, объятий, неумелых, но искренних поцелуев.

Проживешь жизнь, чего-то все добиваешься, суетишься, постоянно чем-то озабочен, неудовлетворен, а не понимаешь, что самое драгоценное в твоей жизни – это момент, когда маленькая детская ручонка подергает тебя за бороду и маленький ротик улыбнется тебе доверчивой беззубой улыбкой.

Мысли вслух

Вчера вечером мы ждали в гости Алису с мамой. Те обещались приехать вечером, а примчались утром. Перед началом соборования я уже знал, что они приехали. Душа так возликовала от предвкушения предстоящей встречи, что соборовал пятьдесят человек на таком же подъеме, как если бы их было всего только пять.

Потом чуть ли не бегом мчался домой. А они как раз вышли на прогулку. Увидел свою улыбающуюся двузубую Алису – и все, растаял. Забыл обо всем, даже дочку не поцеловал, словно я ее и не люблю. Как же не люблю? Ради них и живу.

Странно все это. Откуда берутся такие чувства? Умом понимаю, что пройдет немного времени и подросшая Алиса забудет деда, так же как и я уже не помню своих стариков.

Наверно, это какая-то неведомая нам внутрисер-дечная химия заставляет так беззаветно любить внуков. По-другому не объяснить.

Подработочка

Моя Алиса на выходные приехала к нам вместе с мамой. Время идет, ребенку уже седьмой месяц, пора оформлять загранпаспорт. А сегодня они решили причаститься и приехали на литургию, где-то за полчаса до выноса чаши. Зашли в храм, и Алиса раскричалась, что-то, видать, ей не понравилось, а может, просто время пришло перекусить. Тогда мама вынесла дитя в притвор, присела на маленькую скамеечку и дала Алисе грудь.

Сейчас изобрели такие одежки, с которыми можно кормить ребенка и мамину грудь совсем не видно.

Сидят они так молча. В притвор заходят несколько молодых людей, посмотрели на моих девчонок, как дочке показалось, сочувственно, и полезли в карманы.

– Смотрю, – продолжает дочка, – кладут деньги в мисочку передо мною и проходят дальше в храм. Огляделась, оказалось, что присели мы на месте, где обычно побирается наша цыганка.

Та пошла в церковь причастить ребенка, а рабочее место оставила без присмотра, вот мои ребята его и оккупировали.

Оказывается, у нас можно быть прилично одетым, ни у кого ничего не просить, и при этом подрабатывать, собирая милостыню. Так моя Алиса в шесть с половиной месяцев заработала свои первые несколько сотен рублей, которые, правда, они с мамой великодушно оставили цыганке.

Вот так всегда

Сегодня Алиса с мамой укатили к себе в Москву. До этих пяти дней нашего непрерывного радостного общения я был «дедушка приезжающий» на часок-другой. А за это время мы так славно подружились. Сколько было вместе всего переползано, сколько спето и станцовано. Вставать самостоятельно научились.

Утром осознал, что уезжает, и на глаза навернулись слезы.

И еще я понял, почему так популярны коллективы поющих ветеранов. После этих дней непрерывных тренировок я вполне сгодился бы для какого-нибудь третьеразрядного ансамбля песни и свистопляски.

Подвиг

Сегодня гостил в Москве у моей дорогой Алисы. Все шло замечательно, пока девочка, улучив момент, не сиганула с дивана вниз головою. Бедная моя внучка, как она кричала! Мама носила ее на ручках, а она не успокаивалась и продолжала плакать. Слышу ее рыдания и чувствую: еще минута-другая, не выдержу и от жалости к ней сам заплачу.

Наконец малышка заснула, и спала, распластавшись на маме, иногда вздрагивая и всхлипывая во сне. Дочка, не шелохнувшись, просидела так целый час. Я тоже сидел рядом с ними и страдал. Наконец Алиса проснулась, посмотрела на меня и улыбнулась. И я снова чуть не заплакал, но только уже от радости.

Скажу со всей ответственностью: какой это тяжелый труд – быть мамой!

Недоуменный вопрос

Бабушка с Алисой отправились в магазин. Сами внутрь прошли, а самокат оставили на крылечке. Из магазина выходят, а самоката нет.

Пришлось идти и покупать новый. Алиса с удивлением рассматривает новинку и недоумевает:

– У меня что же, теперь будет два самоката?

Бабушка, как может, пытается объяснить малышке, что ее транспортное средство, на котором по утрам она, еще сонная, отправляется в садик, умыкнули. Но проблема: дитя никак не сообразит, что означает «украли». Зачем «украли», если можно просто взять и покататься?

Инопланетяне?

Сейчас имею возможность наблюдать за моими внучками. Старшая на самом деле еще очень маленькая, ей всего два года и три месяца. Она вместе с младшей сосет мамину грудь, еще не способна назвать свое имя. Многие словозаменители в ее устах звучат очень смешно. Например, банан – это «нбан», ноги – «гоньги» и т. д. Заигравшись, может и не успеть добежать до горшка.

Но слово «айпад» произносит четко и без всякого акцента. Сама включает и выключает эту штуковину, чего я, кстати, делать не умею. Свободно выбирает интересующую ее игру и играет в нее блестяще, находит и ставит себе мультики. Такое впечатление, будто этот компьютер есть ее органичное продолжение.

Не знаю, что и думать, может, эти дети принадлежат уже какой-то иной цивилизации? Неужели инопланетяне?

Мегаполис

Был в Москве. Люблю я этот город. В нем никому нет до тебя дела, и тебе тоже, есть дело только до самого себя. Вокруг тебя все движется, причем одновременно и во все стороны. Множество народу, пробегающего мимо, задевающего, отталкивающего и не извиняющегося при этом. Все верно, в большой семье, как говорится, «не стой под стрелой».

Выходим из гипермегасупермаркета, раздавившего меня, провинциала, громадьем своих этажей. Идем к машине. Дочь возмущается, ну вот, еще и автостоянку умудрились превратить в овощной рынок. Что делать? Москва хочет есть, а ест она много. Только со стоянки из-за арбузов выезжать действительно трудновато.

Останавливаемся возле автомобиля, дочка укладывает авоськи в багажник, матушка сторожит перманентно в любую сторону готовую сорваться Алису. Я стою рядом и держу в одной руке пакет, а другой прижимаю к себе мою маленькую восьмимесячную Полинку-Пылинку, время от времени целуя ее в макушку.

Вижу женщину, наверно, одних со мной лет, одета она очень просто, в руках привычные авоськи.

Проходит мимо и смотрит на меня. Поравнявшись, улыбается и понимающе кивает в сторону Полинки:

– Самая сладкая?

– Ага, – только и нашелся что ответить.

Сегодня вернулся домой и подумал: за эти дни передо мной промелькнуло множество людей, а я не запомнил ни одного лица, вообще ни одного, ни одного автомобиля, может, два или три здания, не больше. Кроме этой улыбнувшейся мне женщины. Ее лицо, ее глаза, улыбка и слова, попавшие в самую точку.

Постижение истины

Две мои красавицы первый раз в своей жизни наряжают елку. Алиса, как старшая, ей два с половиной года, вешает на елку шары, подготовленные мамой. Младшая Полина, ей ровно год, пока старшая сестра вешает новый шар, старательно снимает предыдущий.

Снимает и подает Алисе. Алиса без всяких признаков раздражения берет у младшей снятый шар и снова цепляет его на елку, а Полинкауже пыхтит, снимая предыдущий. И так до изнеможения.

И знаете, я с ними солидарен. Опытным путем подтверждается вечная истина: в нашей жизни результат ничто, главное – сам процесс.

К закону Ньютона

Вчера днем подошел к окну и увидел играющего во дворе мальчика, ровесника моей Полинки. Два месяца назад ему сделали операцию на сердце. Мы всем приходом молились, чтобы операция прошла благополучно. А потом еще целый месяц после, когда температура из-за возникшего осложнения никак не хотела возвращаться к норме. Малыш уверенно бежал к песочнице, мама за ним едва поспевала.

Я порадовался и попросил:

– Благослови, Господи, это дитя, – и через стекло перекрестил.

Вдруг слышу, как у меня зазвонил скайп. Обычно на связь мои путешественники – сейчас они отдыхают на море – выходят совсем поздно вечером. Бегу, включаю и вижу Полинку. Та видит меня, улыбается и кричит:

– Дедушка!

Потом на экране появляется матушка:

– Прости, что беспокоим в неурочное время. Это все Полинка. Играла себе спокойно и вдруг требует: «Баба, а давай позвоним дедушке!»

Я подумал: интересно получается, хочешь, чтобы тебя вспоминали твои дети, не забывай благословлять и чужих.

Устами младенца

Ко мне из столицы приехали сразу четверо моих девиц – бабушка, дочь и обе внучки. С одной стороны, это замечательно, но с другой – совершенно никакой личной жизни, постоянно кого-то мою, с кем-то гуляю, кого-то трясу на руках.

В Москве, где живут мои красавицы, народ очень воспитанный и интеллигентный. Даже когда папа моих внучек прокатил Алису на попе в новых штанах по ржавой горке, окружающие сделали вид, что ничего не заметили. Жалко, конечно, такие замечательные штаны испортили, но что делать, приходится носить, других все равно нет. Вот и приехала в гости ко мне моя старшенькая с огромным рыжим пятном сзади на штанах. Зато теперь любая ржавая горка нам, как говорится, по плечу.

У нас в поселке народ много проще. Вчера подходит к матушке девчушка, маленькая, лет шести, показывает на Алису, а вернее, на ржавое пятно и укоризненно заявляет:

– А попа-то у вас грязная.

Матушка начинает виновато оправдываться:

– Что делать? Не усмотрели.

– Так вы штаны-то постирайте, – не успокаивается ребенок.

Матушка вечером, правда, без особой надежды, взяла да и постирала. А сегодня они радуют нас своим первозданным цветом.

И правду говорят: устами младенца глаголет истина.

Перевертыши

Звонит сегодня дочка и рассказывает, как ездила на службу причащать обеих наших внучек.

– Ты что, одна ездила?

– Да, а что тут такого? Детей в машину посадила – и в храм к причастию.

– Это понятно. А в храме-то как с обеими одновременно управлялась?

– Очень просто. Первой причастила Полинку и положила ее на пол. А потом уже и Лису.

– Положила на пол?! А кроме тебя в храме был еще кто-нибудь?

– Конечно, причастников собралось очень много.

– И никто не вызвался подержать Полинку?

– Нет.

– А что же они делали?

– Как – что? Папа, как будто ты не знаешь?! Стояли, скрестив руки на груди, и ожидали своей очереди. Наверно, молились.

Дочь говорила это совершенно спокойно, без всякого раздражения и видимой обиды на окружающих. Став москвичкой, она привыкла рассчитывать только на собственные силы. Издержки большого города? Людей оставляет любовь? Только бы ее она не оставляла.

Внучки уехали

Проводили родненьких. Обнимали, махали ручками и крестили вслед отъезжающей машине.

Поднимаемся к себе, матушка идет впереди и причитает:

– Ну вот, никто теперь не будет скакать и прыгать.

– Да, и над ухом орать тоже не будет.

– Некого мне теперь обнимать и целовать, – продолжается матушкино причитание.

– Матушка, – стараюсь отвлечь ее от горестных мыслей, – а как же я? Я-то остался.

Матушка поворачивается, смотрит на меня внимательно, пытаясь уловить подвох, и, устало махнув рукой, теперь уже молча, продолжает подниматься вверх по лестнице.

Собственное мнение

Матушка с нашей младшей внучкой Полинкой, ей год и месяц, рассматривают фотографии, что висят на стенах в коридоре. Раньше они делали то же самое, но только со старшей Алисой, сейчас ей два с половиной. Всех Лиса узнает, а папу со свадебной фотки упрямо называет «дядей».

Бабушка ей уже сто раз повторила:

– Лиса, это не «дядя», это твой папа. Но та продолжает упорствовать и настаивает на своем варианте.

Пришло время изучать фотографии нашей Полинке. Бабушка с Полей, Лиса играет в детской.

– Это у нас кто? Правильно, это наша Полиночка. Так, а это наша Алиса.

Дошли до свадебной родительской фотографии.

Бабушка:

– А это наша мама, видишь, какая она у нас красивая. А рядом с ней твой папа.

В то же мгновение из детской, как бы между прочим, раздается спокойное, но непоколебимое:

– Это дядя!

О том, как все тайное становится явным

Заметил на матушкином мобильнике новую фотографию нашей младшенькой внучки. Давно уже я их не видел. Планировал на сырной седмице съездить повидаться, не получилось. И до того захотелось ее поцеловать, ну сил никаких нет! Матушка отвернулась, я и чмокнул. А телефон сенсорный, сразу какой-то блютуз и выскочил. Убрать окошко не вышло, и я свое получил.

Так что в наше время чувства лучше не проявлять. И с гаджетами этими ухо следует держать востро.

Загадочная женская душа

Вчера с зятем встречали наших девчонок. Те прилетели из Черногории. Младшая полуторагодовалая Полинка за месяц совершенно отвыкла от папы, не говоря уже про бородатого деда, от одного вида которого она и раньше приходила в ужас.

Там в Черногории малышка могла спокойно ухватиться за руку незнакомого ей черногорца и отправиться гулять с ним вдоль побережья.

Здесь же, в аэропорту, папа попробовал было взять ее на руки, так дочь раскричалась на все Домодедово. Правда, здесь еще и дед усугубил обстановку. Подкрался сзади и поцеловал дитя в затылок. Возможно, это и повлияло на настроение ребенка, но я не об этом.

Вечером их семейство, отправившись гулять, уже в Москве, у себя в районе, набрело на неподвижно лежащего человека. Посмотрели, не нужна ли помощь. Оказалось, нет, пьян в дымину. Ладно, пошли дальше, вдруг спохватились: нигде нет Полинки. Побежали назад искать и обнаружили лежащей на земле рядом с пьянчужкой.

Вот и терзайся дедушка в догадках.

  • Рассказы батюшек истории из реальной жизни
  • Рассказы анны приходько на дзене
  • Рассказы баруздина для 1 класса
  • Рассказы анисимова яндекс дзен
  • Рассказы барин в бане