Евгений Иванович Чарушин
Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
КАК МАЛЬЧИК ЖЕНЯ НАУЧИЛСЯ ГОВОРИТЬ БУКВУ «Р»
Мальчик Женя не умел говорить букву «р».
Ему говорят:
— Ну-ка, Женя, скажи: «пароход».
А он говорит: «палоход».
— Скажи: «таракан».
А Женя говорит: «талакан».
— Скажи: «рыба».
А он говорит: «лыба».
Все ребята во дворе над ним смеялись.
Вот Женя однажды играл с ребятами, сказал тоже что-то неправильное. И ребята стали его дразнить.
Тогда Женя обиделся и залез на крышу.
Там на дворе стоял маленький домик, невысокая баня. Лежит Женя на банной крыше и тихонько плачет.
Вдруг на забор прилетела ворона и здорово так каркнула:
— Крррааа!..
Женя тоже каркнул — только получилось: «клллааа».
А ворона посмотрела на него, наклонила набок голову, прищёлкнула клювом и давай выговаривать на разные лады:
— Каррр, краа, кррр, ррра, ррра.
У Жени получается: «клавла, кллл, клклкл».
Полчаса кричал Женя по-вороньи, язык во рту в разные места ставил и дул изо всех сил.
У него и язык устал, и губы распухли. И вдруг так хорошо у него получилось.
— Крррррррраааа!
Так хорошо «ррр» получается, словно куча камней по камушкам в разные стороны раскатывается: «ррррр».
Обрадовался Женя и полез с крыши.
Торопится, лезет и всё время каркает, чтобы не забыть, как «р» выговаривается.
Лез, лез и свалился с крыши, да крыша-то банная, баня невысокая, и в куст смородины он упал — не ушибся.
Встал Женя, побежал к ребятам, смеётся, радуется и кричит:
— Я «рры» научился говорить!
— А ну, — говорят ребята, — скажи нам что-нибудь.
Женя думал, думал и сказал:
— Паверрррррр.
Это Женя хотел сказать «Павел», да спутал.
Вот как обрадовался!
ГЛУПЫЙ МАЛЬЧИШКА
Жил-был Женя — очень глупый мальчишка. Он всё лизал. Ест за обедом второе — ножик полижет. Ведь можно обрезаться. Начнёт красками раскрашивать картинки — кисточку сунет в рот. Ведь можно отравиться: краски бывают ядовитые. Ест сладкое и потихоньку всю тарелку вылижет языком — ну прямо как собачонка!
Он и на улице всё лизал и сосал.
Увидит сосульку — и хвать её в рот. А когда пошёл снег, Женя так и ходил с высунутым языком по улице. Идёт и ждёт, когда ему на язык упадёт снежинка.
Совсем глупый этот Женя!
Однажды был очень сильный мороз. Всё заиндевело на улице. Деревья, и кусты, и заборы, и дома.
Всё кругом белое.
Женя пошёл гулять. Вот он погулял. Вот пошёл обратно.
Взобрался на крыльцо и видит: медная ручка у двери тоже заиндевела — стала белая-белая, точно сахарная.
Женя высунул язык и лизнул эту ручку. А язык у него и прилип.
Примёрз.
Хочет Женя его отодрать — языку больно. Хочет зареветь, да разве с высунутым языком заревёшь?
Стоит Женя согнувшись у двери, носом в дверь упёрся и мычит.
Прибежали ребята — Женины приятели. Спрашивают: — Ты что, Женя, делаешь? Чего стоишь?
А глупый Женя и ответить не может — стоит и мычит. Ребята испугались, побежали к дворнику Егору Ивановичу, кричат ему:
— Егор Иванович! Егор Иванович! Женя языком прилип!
Егор Иванович сразу догадался, схватил скорее чайник с тёплой водой и побежал к Жене. И стал лить воду на медную ручку. Лил, лил, всю воду вылил из чайника …
Ручка согрелась, и язык отлип.
С тех пор Женя уж ничего больше не лижет.
СТРАШНЫЙ РАССКАЗ
Папа и мама были в гостях. А Петя и Шура легли спать. Они летом жили на даче, недалеко от леса.
Стемнело. Ни папы, ни мамы нет.
В комнате темно. И в темноте слышно, как кто-то ползает по стене, шуршит. Может, таракан, а может, кто и другой…
Шура и говорит:
— Ой! Мне совсем и не страшно.
— Мне тоже не страшно,- отвечает Петя.
— Мы вора не боимся,-говорит Шура.
— А его здесь и нет,-отвечает Петя.
— Крокодил к нам тоже не придёт, — сказал Шура.
— И тигр не придёт, — говорит Петя.
И только Шура хотел сказать, что и медведь к ним не придёт, как вдруг они слышат — около двери кто-то негромко топает ногами по полу: топ… топ… топ… топ…
— Ой! -говорит Петя Шуре.- Ты не пыхчи.
— Я не пыхтю, — отвечает Шура Пете.
Папа и мама пришли, открыли дверь, зажгли лампу. Петя и Шура всё им и рассказали, что кто-то ходит и ногами топает.
Начали искать по всем комнатам, по всем углам, и вдруг вдоль стены кто-то как прошмыгнёт. Смотрят — да это ёж! Он, наверное, из леса забрался к ним. Хотели его взять в руки, а он не дается. Свернулся в клубок, колючками колет, похрюкивает.
Тогда дали ёжику молока в блюдце и кусок мяса.
А потом все заснули.
Этот ёжик так и жил с ребятами целый месяц на даче. И пыхтел и ногами топал по ночам, но никто уж его не боялся!
ТОМКА
Петя надел халат, папины очки, взял игрушечную дудочку и сказал:
— Вот теперь я доктор. Буду Томку лечить.
А Томка -это щенок.
Вышел Петя из комнаты, закрыл дверь. А потом постучался. Это будто доктор пришёл. Потом утёрся полотенцем-так доктора делают. И говорит щенку Томке:
— Здравствуйте, молодой человек. Вы опять хвораете, я вижу. Что же у вас болит?
А щенок Томка ему ничего не отвечает. Хвостиком виляет. Не умеет говорить.
— Ложитесь, молодой человек, — говорит доктор Петя. -Я вас выслушаю.
Доктор повернул Томку пузом кверху, приставил к животу дудочку и слушает. А Томка -хвать его за ухо!
— Ты чего кусаешься! -закричал Петя, — Лежи! Ведь я же доктор!
Рассердился доктор. Ухватил Томку за лапу и сунул под мышку карандаш-градусник.
А Томка не хочет мерить температуру. Барахтается.
Тогда доктор говорит больному:
— Теперь, пожалуйста, откройте рот и скажите «а-а-а». И высуньте язык. Наверное, у вас ангина.
Не желает высовывать язык Томка. «А» тоже не говорит. Только повизгивает.
— Пропишу вам лекарство, — говорит доктор Петя.- И вот вам зубная щётка. Вы, я вижу, не любите чистить зубы.
А Томка как ухватит зубную щетку! Как вырвется от Пети! Утащил щётку и разгрыз.
Совсем не умеет Томка играть в больного.
Все хорошо, мне понравилось, особенно развязка, продолжай творить.
Коваль Никита — Эхо
На киче естествоиспытатель снялся в художественном фильме совместно со своим сокамерником, в прошлом рекламным…
Елизаров Михаил — Естествоиспытатель
А, не ручной щит, а баклер
Twelve-Winged Dark Seraphim — Супер ген Бога. Том 15
Хороший спектакль, добрый. Понравился очень.
Анкилов Николай — Всего три дня
Книга прекрасная, как и все те книги Вайнеров, которые я читала.
Автор талантливо и тонко понимает души людей и…
Вайнер Георгий — Бес в ребро
Вот скажет мне дочь с негодованием: -Зачем мне эту физику учить?! Она мне не нужна!
А я ей раз, и рассказ этот под…
Уолтон Гарри — Тест на интеллект
Рассказ хороший, послушала обе озвучки — обе хороши, не могу определить, какая нравится больше.
Бурлесон Дональд — Снегопад
lew
48 минут назад
Слушаю на другом ресурсе. Нашла здесь- очень удивилась отсутствию комментариев. Отличная аещь. Для отдыха под легкое…
Пеллегрино Ники — Итальянская свадьба
Какая прекрасная озвучка. Примите мою благодарность за такое замечательное прочтение любимого мною рассказа. До слез…
О. Генри — Дары волхвов
Елена
51 минуту назад
Это все про опольцево, атмосферные рассказы
Новгородов Олег — Анальгетики
Ох как же сложно представить подобное самоотречение. Даже слушать болезненно.
Не… Видать душой слаба, но такого…
Житие преподобного Антония, старца Оптинского
Дэн
1 час назад
Круть, очень понравился фанфик.
Если бы сделали экранизацию по нему, посмотрел бы не раздумывая!)
Хоть и понятно,…
Юдковски Элиезер — Гарри Поттер и Методы рационального мышления
Великолепное чтение, уместное и хорошо сведенное музыкальное оформление, захватывающий сюжет.
Сенников Андрей — Секретная Война СССР. Архивы Мертвеца
Мне понравился стиль автора, речевые обороты, описание природы и чувств героев — проникновенно. Концовка не…
Рэйн Ольга, Гелприн Майк — Приманка
Начало интригует, но концовка не о чем.
Блок Лоуренс — Явка с повинной
Ух, жуткий рассказец. Слушается интересно и импульсивно. Роберт Маккаммон умеет нагнать страстей, а Олег Б. донести…
Маккаммон Роберт — Лучшие друзья
Очень интересные рассказы, необычные. От «Сэди» аж разревелась. Озвучка Владимира супер!
Самые новые Новогодние ужастики 2023
Телята, коровы, бычки, козы пришли из небытия в Хэвен, чтоб мстить за то, что их употребляли в пищу!? Серьёзно!? У…
Грин Саймон — Подземелья Хейвена
Слушал и более глупых авторов, этого — можно, придираться не хочется, нет нудных и никому не нужных описаний,…
Корчевский Юрий — Убить оборотня
Прекрасный рассказ, и прочитано замечательно. Спасибо.
Шекли Роберт — Опытный образец
Методические рекомендации к презентации
Евгений Иванович Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву
«р»
2
СЛАЙД
Речевая
разминка
Ра-ра-ра
— начинается игра.
Ры-ры-ры
— у мальчиков шары.
Ро-ро-ро
— у Раи новое ведро.
Ру-ру-ру
— продолжаем мы игру.
3
СЛАЙД
Учитель:
Ребята,
объясните смысл пословицы: Без терпенья нет ученья.
Учащиеся:
Для
того чтобы человеку чему- то научиться, нужно иметь терпение.
Учитель:
Какие
ещё качества нужны человеку, что бы хорошо учиться?
Учащиеся:
Трудолюбие,
старательность, аккуратность, внимательность, прилежание.
Учитель:
Нужно
развивать в себе эти качества.
4
СЛАЙД
Учитель:
Отгадайте
загадку:
Окраской –
сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она?… Ворона
5 СЛАЙД
Рассказ учителя о
вороне.
Ворона
уже настолько примелькалась на городских улицах, что мы не обращаем на нее
никакого внимания. Эти птицы, предпочитающие черно-серые одежды, по осени
буквально оккупируют деревья городских парков и дворов, шумно переругиваясь
друг с другом из-за удобных веток. Поближе к местам обитания человека они
перебираются, когда источники лесной пищи оскудевают настолько, что уже не в
состоянии прокормить полчища этих крикливых птиц.
Ворона
– это крупная птица плотного сложения с широким и тупым клювом. Ее часто путают
с галкой из-за схожести внешнего вида и с птицей под названием «ворон» из-за
схожести названий. По внешнему виду ворону легко отличить от сородичей – тело у
нее серого цвета, а вот голова, крылья и хвост – черные, с металлическим
отливом. В питании вороны не привередливы. Они могут употреблять и животную и
растительную пищу. В городах они, в основном, питаются отбросами.
Характер
у вороны дерзкий и нахальный. Когда эти птицы в поисках пропитания разоряют
чужие гнезда, то не боятся никого, даже человека. Причем вороны прекрасно умеют
оценить степень опасности – если в руках у человека палка, ворона и не подумает
улетать. Но, завидев ружье, она моментально скроется из вида, и несколько дней
не будет появляться в этих местах.
С
наступлением весны вороньи стаи перебираются из города в лес, поближе к
природе, где их ожидают заботы о будущем потомстве. Несмотря на свою
скандальность и сварливость, вороны – хорошие семьянины и заботливые родители.
Создав семейную пару, они не расстаются уже никогда. В период гнездования, как
и многие другие птицы, вороны строят себе гнездо. Они используют для
строительства ветки различного размера, землю и глину. А на окончательную
«отделку» жилища идут трава, пух, перья и любой другой подходящий материал.
Пока самка высиживает птенцов, самец обеспечивает ее кормом, а сам при этом
охраняет гнездо от внешних врагов. В случае опасности он будет яростно защищать
гнездо от любого агрессора, даже превосходящего его силой и размерами.
После
того, как птенцы вырастут и окрепнут, они, согласно птичьим законам, оставляют
своих родителей и присоединяются к многочисленным вороньим стаям. В составе
этих стай они все лето будут беззаботно добывать себе пропитание в лесу, а
осенью переберутся поближе к городским строениям, чтобы вместе с людьми
переждать суровые зимние времена.
6 СЛАЙД
Учитель:
Прочитайте
скороговорку: Проворонила ворона воронёнка.
Учитель:
Что значит
проворонила?
Учащиеся:
Не усмотрела, потеряла.
Учитель:
Как каркает
ворона?
Я не случайно
рассказала вам о вороне. Есть такой очень интересный рассказ, в котором одна
ворона научила мальчика выговаривать звук [р].
7 СЛАЙД
Учитель:
Как вы думаете кто
это?
Учащиеся:
Писатель, он писал
для детей, возможно, он написал этот рассказ.
Учитель:
Евгений
Иванович Чарушин.
8
СЛАЙД
Много
лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил
животных. В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, и
еще двадцать певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток, вёл дружбу с
трёхногим псом Бобкой.
9
СЛАЙД
Ни
одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал
их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук “р” он научился
выговаривать, подражая карканью вороны. Все детские впечатления помогли
потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.
10
СЛАЙД
Евгений
Иванович Чарушин был и интересным писателем и
талантливым художником. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она
была искусным садоводом и огородником. Мальчик помогал ей собирать семена
цветов, приносил из лесу редкие растения и сажал их в саду возле дома. В конце
концов, сад стал похож на джунгли.
11
СЛАЙД
В
доме всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках
распевали и свистели птицы, по двору гуляли утки, в загородках разводили
кроликов.
И кем же должен был стать человек, с детства любивший рисование и природу –
художником-анималистом.
-Кто
знает кого называют художником- анималистом?
Ответы
учащихся
12
СЛАЙД
Анималист
– этохудожник, который рисует животных, но в своих рисунках не только
изображает внешность зверя, но и его движения, повадки и даже характер.
13
СЛАЙД
Закончив
Академию художеств, он стал работать в детском издательстве. С большим
удовольствием он рисовал полосатых лошадок и длиннохвостых кенгуру.
Все складывалось хорошо у Чарушина, но ему словно всего этого мало было.
И в печати появляются его рассказы.
—
Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом «Как мальчик Женя научился говорить
букву «р».
Чтение
рассказа учителем
Проверка
первичного восприятия.
Учитель:
С
кем произошла история?
Как
звали мальчика?
Что
он не умел делать?
Ответы
учащихся
Учитель:
Какое
отношение появилось у вас к Жене, когда вы слушали этот рассказ?
Учащиеся:
Нам
было жалко Женю, когда его дразнили дети, а потом я радовался, когда Женя
научился выговаривать звук [р].
14-15
СЛАЙДЫ
Подготовка
к чтению. Дети читают трудные слова.
не-пра-виль-но
вы-го-ва-ри-вать
не-вы-со-кий
по-лу-ча-ет-ся
при-ле-те-ла
рас-ка-ты-ва-ет-ся
по-лу-чи-лось
об-ра-до-вал-ся
по-смот-ре-ла
то-ро-пит-ся
на-кло-ни-ла
ра-ду-ет-ся
при-щёлк-ну-ла
вы-го-ва-ри-ва-ет-ся
Чтение
рассказа детьми цепочкой (экран затемнить)
Учитель:
Как
по- другому можно озаглавить этот рассказ?
Учащиеся:
Трудная
буква. Обида. Упорный Женя.
Включить
проектор.
16
СЛАЙД
Учитель:
Выберите
пословицы, которые больше всего подходят к прочитанному рассказу:
Терпение
и труд все перетрут.
Кто
не работает, тот не ест.
Скучен
день до вечера, коли делать нечего.
Кто
любит трудиться, тому дома не сидится.
Кто
не работает, тот не ест.
Корень
учения горек, да плод сладок.
Учитель:
Какие
черты характера мальчика вы бы могли назвать?
Учащиеся:
Упорство,
настойчивость, лень.
Деление
текста на части.
Учитель:
Мы
прочитаем рассказ ещё раз и попробуем к тексту нарисовать словесные картинки.
Чтение
1 части от слов «Мальчик Женя не умел говорить …» до слов «Все ребята во дворе
над ним смеялись».
Попробуйте
к первой части нарисовать словесную картинку. Что вы представили, читая этот
отрывок?
Учащиеся:
На
картинке стоят дети. Перед ними мальчик Женя. Он старается выговаривать слова,
но у него не получается.
17
СЛАЙД
Учитель:
Как
вы думаете, как можно озаглавить эту часть?
Учащиеся:
Женя
не умел говорить [Р].
Чтение
второго отрывка от слов «Вот однажды..» до слов «Лежит он на крыше и тихонько
плачет».
Учитель:
Какая
картинка появилась у вас?
Учащиеся:
Мальчик
Женя лежит на крыше баньки и плачет.
18
СЛАЙД
Учитель:
Как
можно озаглавить?
Учащиеся:
Женя
обиделся на друзей.
Учитель:
Подумайте,
о чём будет третья часть? А поможет вам в этом картинка в учебнике.
19
СЛАЙД
Учащиеся:
Как
Женя учится у вороны говорить звук Р.
Чтение
третьей части от слов «Вдруг на забор…» до слов «Так хорошо, словно куча
камней…»
Учитель:
Озаглавьте
третью часть.
Учащиеся:
Женя
научился говорить звук [р].
Учитель:
Читаем
последнюю заключительную часть.
Нарисуйте
словесную картинку.
Учащиеся:
Женя
улыбается, счастливый подбежал к ребятам и рассказывает им о своей радости.
20
СЛАЙД
Учитель:
Как
озаглавим? Попробуйте взять предложение из текста.
Учащиеся:
Я
«рры» научился говорить!
Учитель:
Сегодня
мы с вами делили большой рассказ на маленькие части. И у нас получился план. С
помощью такого плана легко пересказывать произведение.
Какой
вывод можете сделать по уроку?
Учащиеся:
В
жизни человеку приходится и выигрывать и проигрывать.
Но
важно, чтобы он не терял надежду и веру в собственные силы, в дальнейшую
победу.
21
СЛАЙД
Теряйте
на дороге
Мешки
и утюги,
Когда
устанут ноги,
Теряйте
башмаки.
Теряйте
и роняйте,
Не
велика беда.
Но
только не теряйте
Надежды
никогда.
Информационные
источники
Игнатьева Т. В.
Поурочные разработки по обучению грамоте:
1 класс. М.:
Издательство «Экзамен», 2017 (Серия «Учебно-методический комплект»)
Загадка http://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/zagadki—pro—voronu.html
Информация о вороне
http://detskiychas.ru/obo_vsyom/rasskazy_o_prirode/pro_voronu_detyam/
Жанр: рассказ о детях
Главные герои рассказа «Как мальчик Женя научился говорить букву Р» и их характеристика
- Женя. Мальчик обидчивый, но настойчивый.
План пересказа рассказа «Как мальчик Женя научился говорить букву Р»
- Не умеет говорить Р
- Смех ребят
- Обида и крыша
- Ворона
- Повторение
- Успех
- Падение
- Павел-Павер
Кратчайшее содержание рассказа «Как мальчик Женя научился говорить букву Р» для читательского дневника в 6 предложений
- Женя вместо Р говорил Л.
- Ребята смеялись над ним, а он обижался.
- Женя залез на крышу бани и плакал.
- Прилетела ворона, и он стал подражать ее карканью.
- У Жени получилось произнести Р, и он упал с крыши.
- Он так обрадовался, что стал вместо Л говорить Р.
Главная мысль рассказа «Как мальчик Женя научился говорить букву Р»
Добиться можно всего, если быть настойчивым и терпеливым.
Чему учит рассказ «Как мальчик Женя научился говорить букву Р»
Рассказ учит целеустремленности и упорству. Учит не отступать перед трудностями, и всегда идти к своей цели. Учит не обижаться на дураков. Учит брать пример с тех, кто умеет что-то делать хорошо.
Отзыв на рассказ «Как мальчик Женя научился говорить букву Р»
Мне понравился этот рассказ, и понравилось то, что Женя сумел найти себе идеального учителя-логопеда — настойчивого и неутомимого. Вороне было в радость каркать, а Женя все повторял и повторял, и научился. Его настойчивость принесла нужные плоды.
Пословицы к рассказу «Как мальчик Женя научился говорить букву Р»
Терпенье и труд все перетрут.
Без терпенья нет уменья.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Топор своего дорубится.
Не будь тороплив, но будь настойчив.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Как мальчик Женя научился говорить букву Р»
Мальчик Женя не умел говорить букву Р. Захочет что-нибудь сказать с этой буквой, а получается смешно — палоход, талакан, лыба.
Ребята из-за этого часто смеялись над Женей и даже дразнили его. Один раз так задразнили, что Женя обиделся, залез на крышу бани, лег и стал плакать.
Вдруг рядом села ворона и стала каркать. Женя попробовал ее передразнить, но у него получилось кал-л-л. Ворона не унималась, и каркала на разные лады. Не унимался и Женя, и настойчиво пытался повторить ее карканье.
И вот примерно через полчаса у него удалось каркнуть по-настоящему, с буквой Р. Мальчик так сильно обрадовался, что упал с крыши прямо на куст смородины. Но не ушибся, а побежал к ребятам, крича, что научился говорить букву Р. Ребята стали просить доказательств, и Женя продемонстрировал их, сказав Павер-р-р. Это он хотел сказать Павел, но перепутал.