Рассказы чехова тоска и размазня

На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться.

— Садитесь, Юлия Васильевна! — сказал я ей. — Давайте посчитаемся. Вам наверное нужны деньги, а вы такая церемонная, что сами не спросите… Ну-с… Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц…

— По сорока…

— Нет, по тридцати… У меня записано… Я всегда платил гувернанткам по тридцати. Ну-с, прожили вы два месяца…

— Два месяца и пять дней…

— Ровно два месяца… У меня так записано. Следует вам, значит, шестьдесят рублей… Вычесть девять воскресений… вы ведь не занимались с Колей по воскресеньям, а гуляли только… да три праздника…

Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но… ни слова!..

— Три праздника… Долой, следовательно, двенадцать рублей… Четыре дня Коля был болен и не было занятий… Вы занимались с одной только Варей… Три дня у вас болели зубы, и моя жена позволила вам не заниматься после обеда… Двенадцать и семь — девятнадцать. Вычесть… останется… гм… сорок один рубль… Верно?

Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова!..

— Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. Долой два рубля… Чашка стоит дороже, она фамильная, но… бог с вами! Где наше не пропадало? Потом-с, по вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок… Долой десять… Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари ботинки. Вы должны за всем смотреть. Вы жалованье получаете. Итак, значит, долой еще пять… Десятого января вы взяли у меня десять рублей…

— Я не брала, — шепнула Юлия Васильевна.

— Но у меня записано!

— Ну, пусть… хорошо.

— Из сорока одного вычесть двадцать семь — останется четырнадцать…

Оба глаза наполнились слезами… На длинном хорошеньком носике выступил пот. Бедная девочка!

— Я раз только брала, — сказала она дрожащим голосом. — Я у вашей супруги взяла три рубля… Больше не брала…

— Да? Ишь ведь, а у меня и не записано! Долой из четырнадцати три, останется одиннадцать… Вот вам ваши деньги, милейшая! Три… три, три… один и один… Получите-с!

И я подал ей одиннадцать рублей… Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман.

— Merci, — прошептала она.

Я вскочил и заходил по комнате. Меня охватила злость.

— За что же merci? — спросил я.

— За деньги…

— Но ведь я же вас обобрал, чёрт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! За что же merci?

— В других местах мне и вовсе не давали…

— Не давали? И не мудрено! Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам… Я отдам вам все ваши восемьдесят! Вон они в конверте для вас приготовлены! Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней?

Она кисло улыбнулась, и я прочел на ее лице: «Можно!»

Я попросил у нее прощение за жестокий урок и отдал ей, к великому ее удивлению, все восемьдесят. Она робко замерсикала и вышла… Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!

  • Следующая сказка → Антон Чехов — Длинный язык
  • Предыдущая сказка → Антон Чехов — Тоска

Читать рассказ «Антон Чехов — Размазня» на сайте РуСтих онлайн: лучшие рассказы, повести и романы известных авторов. Поучительные рассказы для мальчиков и девочек для чтения в детском саду, школе или на ночь.

  • Авторы
  • Чехов

Рассказы Чехова

  • Альбом
  • Анна на шее
  • Аптекарша
  • Архиерей
  • Беглец
  • Беззащитное существо
  • Безотцовщина
  • Белолобый сказка
  • В овраге
  • Ванька
  • Вишнёвый сад
  • Враги
  • Глупый француз
  • Горе
  • Гриша
  • Дама с собачкой
  • Детвора
  • Дом с мезонином
  • Душечка
  • Дядя Ваня
  • Егерь
  • Жалобная книга
  • Злой мальчик
  • Злоумышленник
  • Ионыч
  • Канитель
  • Каштанка
  • Крыжовник
  • Лошадиная фамилия
  • Мальчики
  • Маска
  • Медведь
  • Моя жизнь
  • Мужики
  • На мельнице
  • Налим
  • Невеста
  • О любви
  • Палата номер 6
  • Пари
  • Переполох
  • Пересолил
  • Письмо к ученому соседу
  • Попрыгунья
  • Предложение
  • Радость
  • Размазня
  • Репетитор
  • Свадьба
  • Скрипка Ротшильда
  • Скучная история
  • Случай из практики
  • Смерть чиновника
  • Спать хочется
  • Степь
  • Страшная ночь
  • Студент
  • Счастье
  • Толстый и тонкий
  • Тоска
  • Три года
  • Три сестры
  • Унтер Пришибеев
  • Учитель словесности
  • Хамелеон
  • Хирургия
  • Цветы запоздалые
  • Чайка
  • Человек в футляре
  • Черный монах
  • Шуточка
  • Юбилей

В начале своей карьеры Антон Павлович Чехов в основном писал произведения юмористического характера. В то время он написал такие рассказы, как «Жених», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Толстый и тонкий» и другие.

В своих ранних произведениях Чехов часто высмеивал такие пороки людей, как скупость, лицемерие и подхалимство. Своим творчеством автор хотел показать и раскрыть людям их собственные недостатки.

Антон Чехов стал известен только к середине 80-х годов 20 века. Читатели стали узнавать его имя, а его произведения становятся невероятно популярными. В 90-х годах он становится путешественников, который решает повидать другие края своей родины, России. Он уезжает в Сибирь, и добирается до острова Сахалин, после чего, вдохновившись, решает написать книгу об этом острове, которая так и называлась «Остров Сахалин».

Уже оставив просто юмористические темы, писатель начинает раскрывать в своих произведениях более глубокие темы, такие как качества человеческой души, те или иные мотивы поведения человека. В то время Чехов опубликовал ряд рассказов: «Палата № 6», «О любви», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Крыжовник» и «Человек в футляре». Всего в период 90-х годов он написал около 150 произведений.

При том, что писатель говорил посредством своих рассказов о таких глубоких темах, он никогда не давал своих собственных оценок тем или иным персонажам. Он старался, чтобы читатели сами смогли вникнуть в смысл.

Так как А. П. Чехов был ещё и талантливым драматургом, он написал множество пьес, которые до сих пор являются культурным достоянием русской литературы. В список этих пьес входят: «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишнёвый сад» и другие. Известные российские театры и по сей день ставят пьесы, написанные Чеховым в те годы.

Известно, что творчество Чехова и других известных писателей того времени позволило сформировать абсолютно новый жанр русской драматургии, которая была ориентирована на психологию личности.

Внутренний мир героев был главным аспектом, раскрывавшимся в произведениях Чехова. Его пьесы отличаются от других произведений яркой реалистичностью, но в то же время скрытыми, не выраженными явно конфликтами героев.

Когда Чехову исполнилось сорок лет, он узнал о том, что смертельно болен чахоткой, но в ту пору всё ещё не прекращал писать. Тогда он создавал последние свои произведения: «Невеста» является самым ярким произведением, написанным им перед смертью.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 7 класс, 1 часть, Коровина, страницы 339-340

А. Чехов «Тоска», «Размазня»

Читаем самостоятельно

Прочитайте самостоятельно рассказы Чехова «Тоска» и «Размазня». Подумайте, о чём эти произведения, что высмеивает автор в своих героях и кому сочувствует.

Рассказ «Тоска» про ивозчика Иону Потапова, у которого недавно умер сын. Иона хочет поделиться с кем-нибудь своей болью, но до него никому нет дела. Автор сочувствует своему герою и осуждает человеческое равнодушие и эгоизм.

Рассказ «Размазня» про гувернантку Юлию Васильевну. Она очень робкая и безответная молодая девушка, которая не может бороться за свои права и которую постоянно обманывают. Чехов смеётся над людьми безвольными, лишёнными самоуважения. Но в то же время он сочувствует героине и жалеет её.

Творческое задание

Напишите читательский отзыв об одном из самостоятельно прочитанных рассказов Чехова.

Отзыв на рассказ А. Чехова «Тоска» для 7 класса

Рассказ «Тоска» был написан А. Чеховым в 1886 году.

Его главный герой — простой извозчик Иона Потапов, который недавно потерял единственного сына. Ему очень тяжело и мы по-человечески понимаем его чувства, его тоску. Но вот окружающие не замечают горя Ионы. Они равнодушно выслушивают слова старика о сыне и отделываются ничего не значащими фразами: «Все помрём. Поезжай! Погоняй!». Иона лишь горестно вздыхает, ни у кого не находя сочувствия.

И лишь верный конь выслушивает Иону, лишь ему старик может рассказать всё, выплеснуть наконец своё горе.

Это очень трогательный и совсем несмешной рассказ о человеческом эгоизме и равнодушии. О том, что все мы частенько забываем о других людях, занятые своими делами и проблемами. В рассказе Чехова никому нет дела до других, и это страшно.

Страшно жить в мире, где приходится разговаривать с лошадьми, потому что больше поговорить не с кем.

Меня очень тронул этот рассказ и я искренне сочувствовала Ионе Потапову. Я никогда не пройду мимо чужого горя, ведь однажды что-то плохое может случится с каждым. И тогда нам тоже потребуется сострадание.

Отзыв на рассказ А. Чехова «Размазня» для 7 класса

Рассказ «Размазня» был написан А. Чеховым в 1883 году.

Его героиня слабовольная и безхарактерная молодая женщина, гувернантка Юлия Васильевна. Она сменила уже множество мест и везде её обманывали, ничего не платили, пользуясь неспособностью девушки постоять за себя.

Рассказчик попытался дать Юлии Васильевне урок и стал перечислять её мнимые проступки, пытаясь вызвать героиню хоть на какой-то протест. Но ничего не добился. С досадой он отдал девушке все причитающиеся ей деньги.

В этом рассказе есть юмор, но он очень грустный. Героиня вызывает жалость, но не сочувствие. Она сама виновата в своих бедах. В конце рассказа у рассказчика вырывается крик души: «Разве можно быть такой размазнёй?», но героиня утверждает, что можно.

Грустно читать о том, каким безвольным, лишённым чувства собственного достоинства может стать человек в обществе, которое мало думает о своих членах, которое не занимается воспитанием в них личностей, потому что личности этому обществу не нужны. Такому обществу удобно существовать среди безвольных людей, которые не могут себя защитить и с которыми можно делать что угодно.

Мне понравился этот рассказ, как пример того, каким нельзя быть. Хорошо, что сейчас ситуация иная, и нашему обществу нужны активные, деятельные люди, способные двигать его вперёд, бороться за свои права.


1


Смех и слезы в рассказах А.П. Чехова «Тоска» и «Размазня» Урок литературы в 7 классе Подготовила Учитель русского языка и литературы МОУ «Уральская средняя общеобразовательная школа» Самойлова С.В.


2


…Он всюду и всегда видел материал для наблюдений, …в силу никогда не искоренимой привычки вдумываться в людей, анализировать их и обобщать. …Он всюду и всегда видел материал для наблюдений, …в силу никогда не искоренимой привычки вдумываться в людей, анализировать их и обобщать. М. Горький М. Горький


3


Рассказ «Тоска» (1886) Кому повем печаль мою?.. Кого призову к рыданию? Токмо тебе, Владыко мой, Известна печаль моя. Духовный стих «Плач Иосифа и быль» Духовный стих «Плач Иосифа и быль»


4


Схема ИОНА ВОЕННЫЙ Группа гуляк ДВОРНИК Молодой извозчик Лошадёнка «укрывается с головой и уже спит» «Чего же ты стал здесь! Проезжай!» «не расположен слушать» «Все помрем… Ну, погоняй, погоняй!» «жует, слушает и дышит на руки своего хозяина»


5


«…В этом месте рассказа ты – бессмертен» Брат Чехова Александр Павлович Чехов Брат Чехова Александр Павлович Чехов Чехов с братом Семья Чеховых в Таганроге


6


Виды смеха в литературе: Юмор Ирония Сатира (англ. Humour – нрав, настроение) Добродушный смех, цель которого что-то совершенствовать, очищать от недостатков (гр. eironeia – притворство, насмешка) Выражение насмешки над чем-либо или кем-либо (лат. Satira – «смесь», «всякая всячина») Бичующее обличение чего- либо или кого-либо, гневное осмеяние; зовет к протесту, вызывает негодование


7


Физкультурная минутка (релаксация) Быстро дружно встали все! Вправо-влево наклонились! И друг к другу повернулись! Поприветствовали дружно! А теперь работать нужно!


8


Рассказ «Размазня» «Разве можно на этом свете не быть зубастой?» «Разве можно быть такой размазнёй?»


9


Таблица Тема рассказа Тема «маленького человека», потерявшегося в огромном порочном мире и не имеющего сил на протест и вызов этому миру. Основная идея Чехов призывает бать сильными и бороться за «жизненную правду». Но Чехов также сочувствует слабым и считает необходимым протягивать им руку помощи. Система образов 1. Образ повествователя – олицетворение силы и могущества. Но «легко на этом свете быть сильным» только тогда, когда ты богат. 2. Образ Юлии Васильевны – олицетворение людской слабости, покорности, безропотности. Но такие люди чаще всего честны и искренни. Впечатление от рассказа


10


Задание: Задание: Внимательно прочитайте предложенное высказывание Чехова. Подумайте, как это изречение соотносится с рассказами «Тоска» и «Размазня». Согласны ли вы с мнением Чехова? Внимательно прочитайте предложенное высказывание Чехова. Подумайте, как это изречение соотносится с рассказами «Тоска» и «Размазня». Согласны ли вы с мнением Чехова?


11


Изречения А. П. Чехова Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Не успокаивайтесь! Не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. Не успокаивайтесь! Не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг имеет значение для настоящей и будущей жизни. Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг имеет значение для настоящей и будущей жизни. Искусство писать – это искусство сокращать. Искусство писать – это искусство сокращать. У людей, живущих одиноко, всегда бывает на душе что-нибудь такое, что они охотно бы рассказали. У людей, живущих одиноко, всегда бывает на душе что-нибудь такое, что они охотно бы рассказали. Издевательство над чужими страданиями не должно быть прощаемо. Издевательство над чужими страданиями не должно быть прощаемо. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.


12


Россия, весь мир помнят, читают, любят Чехова


13


Выводы: Рассказы А.П. Чехова небольшие по объему. Но в них содержится обширная панорама человеческих чувств, эмоций, поступков и действий. Рассказы А.П. Чехова небольшие по объему. Но в них содержится обширная панорама человеческих чувств, эмоций, поступков и действий. Смех в рассказах А.П. Чехова особенный, разнообразный. Это и добродушный юмор, и насмешка, и сатирический «смех сквозь слезы». Смех в рассказах А.П. Чехова особенный, разнообразный. Это и добродушный юмор, и насмешка, и сатирический «смех сквозь слезы». Рассказы А.П. Чехова всегда поучительны. Они содержат в себе нравственное ядро, помогают понять противоречия окружающего мира. Рассказы А.П. Чехова всегда поучительны. Они содержат в себе нравственное ядро, помогают понять противоречия окружающего мира.


14


Задание на дом Распределите изученные вами рассказы Чехова («Лошадиная фамилия», «Пересолил», «Хамелеон», «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» и др.) на 2 группы: Распределите изученные вами рассказы Чехова («Лошадиная фамилия», «Пересолил», «Хамелеон», «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» и др.) на 2 группы: юмористические юмористические сатирические сатирические Приготовьтесь доказать свою точку зрения. Приготовьтесь доказать свою точку зрения.


15


Сегодня на уроке…. Мне очень понравилось Мне было очень весело Я узнал(а) много интересного Я узнал(а) много нового Мне было скучно Я остался равнодушен


16


Использованная литература: Айхенвальд Ю. Чехов / Силуэты русских писателей. – М., 1994 Айхенвальд Ю. Чехов / Силуэты русских писателей. – М., 1994 Кулешов В.И. Жизнь и творчество А. П. Чехова. Очерк. – М., 1982 Кулешов В.И. Жизнь и творчество А. П. Чехова. Очерк. – М., 1982 Полоцкая Э.А. Пути чеховских героев. – М., 1983 Полоцкая Э.А. Пути чеховских героев. – М., 1983 Розанов В.В. Наш Антоша Чехонте / Мысли о литературе. – М., 1989 Розанов В.В. Наш Антоша Чехонте / Мысли о литературе. – М., html html html html html html

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Рассматривание иллюстраций к сказке колобок вторая младшая группа
  • Рассказы чехова список названий популярных
  • Рассказы южных морей джек лондон книга
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам цель
  • Рассказы чехова список короткие смешные

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии