Рассказы цепной структуры для дошкольников

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида № 4» г. Аши Челябинской области

КАРТОТЕКА

РАССКАЗОВ ЦЕПНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 лет с ОНР

Разработчик:

Воспитатель Е.С. Тимирбаева

АША, 2019

Содержание

1.Детский сад

2.Автобусная остановка

3.Урожай

4.Осенний букет.

5.Заяц в огороде

6.Фруктовый сад

7.Женя и жук

8.Еж в норке

9.Белкины запасы

10.Маша в гостях

11.Мишкин мёд

Ёж и кошка

12.За обувью нужно ухаживать

13.Радостная птичка

14.Мебель

15.Вкусные котлеты

16-17.Новый год в детском саду

18.Пашин папа пилот

19.Повар

20.Уборка снега

21.Инструменты

22.Жираф

23.Цветок на подоконнике

24.Сом и сазан

Удачная рыбалка

25. Восьмое марта.

26. Родина – Россия.

27. Москва – столица России.

28. Мой любимый город.

29. Кораблики

Весенний подснежник.

30. Первый космонавт.

31. Скворцы прилетели

32. Нарушитель.

33. Праздник «Весны и труда» в городе.

34. День Победы.

35. Полезный выходной.

36. Скоро в школу.

1.Детский сад.

    Миша с мамой пошли в детский сад.

    В детском саду их встретила воспитатель.

    Воспитатель завела Мишу в группу.

    В группе познакомила с ребятами.

    Ребята с Мишей играли с игрушками.

    Игрушки и ребята понравились Мише.

    Миша любит ходить в детский сад.

2. Автобусная остановка.

    Слава стоит на остановке.

    К остановке подъехал автобус.

    В автобус сел Слава.

    Слава приехал в сосновый лес.

3. Урожай.

    Девочка взяла корзину.

    В корзину положила овощи.

    Овощи собрала с грядки.

4. Осенний букет.

    Осенью опадают осенние листья.

    Осенние листья находились в осеннем лесу.

    В осенний лес пришли дети.

    Дети собрали осенний букет.

    Букет поставили в вазу.

5. Заяц в огороде.

    Заяц пробрался в огород.

    В огороде росли овощи.

    Среди овощей нашёл капусту.

    У капусты объел капустные листья.

    Капустные листья понравились зайцу.

    Довольный заяц убежал в лес.

6. Фруктовый сад.

    Около дома рос фруктовый сад.

    Во фруктовый сад пришла семья.

    Семья собрала фрукты.

    Из фруктов сварили варенье.

    Варенье было вкусным.

7. Женя и жук.

    Около леса раскинулась лужайка.

    На лужайке гулял Женя.

    Женя увидел жука.

    Жук сидел на ежевике.

    Ежевику Женя положил в банку.

    В банке у Жени жалобно жужжал жук.

    Жука пожалел Женя.

    Женя посадил жука на ежевику.

8. Еж в норке.

    Осенью по небу летел лебедь.

    Лебедь уронил перо.

    Перо нашёл ёж.

    Ёж подумал – это снег.

    От снега он спрятался под дерево.

    Под деревом заснул ёж в норке до весны.

9. Белкины запасы.

    Осенью появились осенние грибы.

    Грибы выросли под деревом.

    К дереву прискакала белка.

    Белка сорвала гриб.

    Гриб унесла в дупло.

    В дупле у белки лежат запасы.

10. Маша в гостях.

    Маша поехала в село.

    В селе жила тётя Клава.

    У Тёти Клавы была лошадь.

    На лошади каталась Маша.

    Маше купили удобное седло.

11. Мишкин мёд.

    Медведь любит мёд.

    Мёд добывают пчёлы.

    Пчёлы живут в ульях.

    Улья стоят в лесу.

       Ёж и кошка.

    Дети пошли в парк.

    В парке нашли маленького ежа.

    Ежа принесли домой.

    Дома жила кошка.

    Кошка цапнула ежа.

    Ёж уколол кошку.

12.За обувью нужно ухаживать.

    Ваня пришёл с улицы.

    На улице испачкал ботинки.

    Грязные ботинки увидела мама.

    Мама дала Ване обувную щётку и крем для обуви.

    Щёткой и кремом начистил Ваня ботинки до блеска.

13. Радостная птичка.

      Мальчик зимой пошёл в магазин.

      В магазине купил зерно.

      Зерно насыпал в кормушку.

      К кормушке подлетела птичка.

      Птичка стала клевать зерно.

      Зерно понравилось птичке.

      Радостная птичка пела песни.

14. Мебель.

      Папа с мамой пошли в мебельный магазин.

      В мебельном магазине продавалась мебель.

      Из мебели выбрали стол и стулья.

      Стол и стулья купили для кухни.

      На кухне вся семья пила чай.

15. Вкусные котлеты.

      У Даши есть бабушка.

      Бабушка открыла холодильник.

      Из холодильника достала упаковку котлет.

      Котлеты пожарила на сковороде.

      Из сковороды готовые котлеты выложила на тарелку.

      Тарелку с котлетами поставила на стол.

      За столом ужинали бабушка с внучкой.

16-17. Новый год в детском саду.

       В детский сад привезли ёлку.

       Ёлку нарядили ёлочными игрушками.

       К нарядной ёлке подошли дети.

       Дети стали водить вокруг ёлочки хоровод.

       К хороводу подошли Дед мороз и Снегурочка.

       Дед мороз и Снегурочка подарили подарки.

       Подарки понравились детям.

18. Пашин папа пилот.

      У Паши папа водит самолёт.

      Самолёт летает высоко над землёй.

      Высоко над землёй видны леса и реки.

      Леса и реки находятся в разных странах.

      В разные страны он перевозит людей и грузы.

      Людей и грузы быстро доставляет самолёт.

19. Повар.

      Дядя Коля работает поваром.

      Он подошёл к газовой плите.

      На газовую плиту поставил кастрюлю с водой.

      В кастрюлю с водой положил овощи.

      Из готовых овощей приготовил вкусный салат.

20. Уборка снега.

      Зимой выпало много снега.

      Снег засыпал все улицы.

      На улицы выехали тракторы.

      Тракторы убрали много снега.

      Снег счистили с дорожек дворники.

21. Инструменты.

      У папы есть ящик с инструментами.

      Из ящика он взял пилу и топор.

      Пилой распилил брёвна.

      Распиленные брёвна расколол топором на поленья.

      Поленья убрал в дровяник.

      (С помощью пилы и топора наготовил дров.

      Дрова сложил в дровяник.)

22. Жираф.

      В Африке живёт жираф.

      Жираф имеет длинную шею.

      Длинная шея помогать доставать до высоких деревьев.

      На высоких деревьях растут вкусные листья.

      Вкусные листья кушает жираф.

23. Цветок на подоконнике.

      Мама купила фиалку.

      Фиалку поставила на подоконник.

      К подоконнику подошла девочка.

      Девочка полила цветок.

      У цветка распустились лепестки.

      Лепестки цветка радовали маму и дочку.

24. Сом и сазан.

      Слава поймал сома.

      У сома были длинные усы.

      Усы есть у пескаря и сазана.

      У сазана усы короче, чем у сома.

      У сома усы помогают искать еду.

      Удачная рыбалка.

     Рома пошёл рыбачить на пруд.

     В пруду наловил много рыбы.

     Рыбу положил в ведро.

     Ведро с рыбой отнёс домой.

     Дома мама сварила рыбный суп.

25. Восьмое марта.

      Восьмое марта празднуют женщины, бабушки и девочки.

      Девочка вырезала открытку.

      На открытку наклеила цветы.

      Цветы понравились маме.

      Маме открытку подарила девочка.

26. Родина – Россия.

      Я люблю свою Родину.

      Моя Родина называется Россией.

      В России живёт много людей.

      Люди имеют разную национальность.

      Люди разной национальности дружат вместе. (семьями)

      Вместе отмечают праздник «День национального единства».

27. Москва – столица России.

      Столицей моей Родины является город Москва.

      В городе Москве есть Кремль.

      В Кремле работает президент.

      Президент поддерживает мир.

      Мир нужен всем людям.

28. Мой любимый город.

      Мой любимый город называется Аша.

      В Аше есть парк имени «Пилютова».

      В парке люблю гуляю я со своей дружной семьёй.

      Моя семья живёт в высоком кирпичном доме.

      В доме много квартир.

      В нашей квартире есть моя детская комната.

      В моей детской комнате играю я.

      Я люблю свою комнату.

      Из комнаты видна красивая ашинская природа.

29. Кораблики.

      Весной пригрело яркое солнце.

      На ярком солнце начал таять снег.

      Снег побежал ручьями.

      По ручьям запустили дети кораблики.

      Кораблики быстро плыли по воде.

     Весенний подснежник.

      Весной пригрело яркое солнце.

      На ярком солнце начал таять снег.

      Из-под снега выглянул подснежник.

      Подснежник увидела девочка.

      Девочка радовалась первому весеннему цветку.

30. Первый космонавт.

      У папы есть фотография космонавта Юрия Алексеевича Гагарина.

      Гагарин побывал первым в космосе.  

      В космос полетел на ракете.

      Ракета сделала один оборот вокруг земли.

      На земле его встречали люди с цветами.

      Люди с цветами обнимали первого космонавта.

31. Скворцы прилетели.

      Весной ребята построили скворечник.

      Скворечник повесили на дерево.

      Вскоре на дереве появились скворцы.

      Скворцы стали прилетать в наш сад.

      В саду они собирали жуков и гусениц.

      Ведь жуки и гусеницы вредят листве деревьев.

32. Нарушитель.

      Ребята во дворе играли в мяч.

      Мяч сильно пнул мальчик.

      Мальчик побежал за мячом.

      Мяч улетел на дорогу.

      На дорогу выскочил мальчик.

      Около мальчика резко затормозила машина.

      Из машины выбежал водитель.

      Водитель ругал мальчика.

      К мальчику подошёл полицейский.

      Полицейский отвёл мальчика к нему домой.

      Дома он объяснил родителям и мальчику правила дорожного движения.

33. Праздник «Весны и труда» в городе.

      Семья пошла на праздник.

      Праздник проходил в городе.

      По городу шли колонны людей.

      У людей в руках были шарики и флажки.

       Шарики и флажки были развешены по всему городу.

       В городе проходил праздник «Весны и труда».

       (Город отмечал праздник «Весны и труда».

34. День Победы.

      В России отмечают праздник «День Победы».

      На праздник собираются ветераны войны, ветераны тыла, дети войны, внуки, правнуки, дети.

      Люди возлагают цветы к памятникам русским войнам.

      Русские войны победили врага.

      Враг был повержен 9 мая 1945года.

      9 мая запускают салют «Победы».

  35. Полезный выходной.

       Петя и Наташа встают рано утром.

       Рано утром умываются и делают зарядку.

       После зарядки идут на завтрак.

       На завтрак кушают кашу.

       Каша нравится ребятам.

       Затем ребята идут в спортивный зал.

       В спортивном зале играют в спортивные игры.

       (Спортивные игры поддерживают здоровье.

       Здоровье берегите смолоду!!!)

       После спортивных игр идут в парк.

       В парке гуляют и катаются на роликах, коньках, лыжах.

       На роликах, коньках и лыжах любят кататься ребята.

       Ребята идут обедать домой.

       Дома кушают вкусный суп.

       Суп любят дети.

       Затем дети выходят играть во двор.

       Во дворе гуляют до вечера.

       Вечером ужинают дети.

       Дети читают книги.

       Книги почитав ложатся спать.

    36. Скоро в школу.

      Осенью первоклассники пойдут в школу.

      В школе их встретит первый учитель.

      Учитель проведёт детей в класс.

      В классе учатся писать, считать, читать ребята.

      Ребята будут учиться на 4 и 5!

Краткая аннотация: В данной статье нами представлена методическая разработка по теме «Использованием текстов цепной организации и предметно-графических схем в обучении детей с ОНР первоначальным навыкам связного высказывания». Данный материал может быть использован в практической работе логопедов, педагогов, воспитателей, студентов психолого-педагогических и дефектологических отделений.

Исходя из методики, предложенной В.К.Воробьевой, мы разработали адаптированные тексты цепной структуры и предметно-графические схемы. Данные тексты могут быть использованы в рамках отдельной лексической темы или могут быть использованы для детей, имеющих трудности в звукопроизношении. Например, с помощью рассказа «Кот Пушок» можно закрепить правильное произношение звука Ш, а рассказ «Зоопарк» поможет в четком произношении звуков З и С.

Предметно-графические схемы помогают детям лучше и быстрее запоминать услышанный рассказ и пересказывать его. Одновременно ребёнок учится правильно произносить необходимый звук, закрепляет его не только в словах, но и в предложениях, связном тексте и учится пересказывать.

Нами были определены требования к отбору текстов и адаптированы тексты определенной структуры для занятий по формированию навыков связной повествовательной речи. Поскольку знакомство с данными текстами опирается на наглядно-графический план, то нами были разработаны схемы к каждому адаптированному рассказу. В данной статье мы приводим пример нескольких графических схем.

Использование текстов цепной организации и предметно-графических схем в обучении детей с ОНР первоначальным навыкам связного высказывания

Развитие связной речи является важным условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок, может давать развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно и логично излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов, произведений художественной литературы.

К сожалению, большинство детей, поступающих в школу, не владеет навыками связной речи в достаточном для этого возраста объёме.

Специально проведенными исследованиями установлено, что у детей с общим недоразвитием речи отмечаются трудности в программировании содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, рассказ) характерны: нарушения связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, ярко выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность.

Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим навыкам нужно обучать специально. Т.Б. Филичева, характеризуя речевой статус детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (IV уровень), отмечает своеобразие их связной речи, проявляющееся в «нарушении логической последовательности, пропуске значимых для сюжета эпизодов, в застревании на второстепенных деталях, в использовании простых, малоинформативных предложений» (4).

Работая с детьми с ОНР по формированию навыков связной повествовательной речи, мне довелось познакомиться с методикой работы В. К. Воробьевой по обучению детей первоначальным навыкам связного высказывания (2). Её методика заключается в использовании текстов цепной организации.

Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Такой тип связи предложений чаще всего свойственен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие.

Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста используется предметно-графическая схема.

предметно-графическая схема

Рамочка отражает подчинённость содержания единой теме, наличие структурно-смысловой связи. Предметы и лица, о которых сообщается в рассказе, помещены внутри рамочек (это картинки в квадратиках слева и справа), что показывает взаимосвязь между ними. Стрелки, расположенные слева направо (широкие стрелки) обозначают глагольные слова, раскрывающие, что случилось с данным предметом или лицом, и показывают связь между словами в предложении. Цветные стрелки показывают связь между предложениями. Как правило, в рассказах цепной структуры новое предложение начинается с того же слова, которым закончилось предыдущее.

Исходя из методики, предложенной В.К.Воробьевой, мы разработали адаптированные тексты цепной структуры и предметно-графические схемы. Данные тексты могут быть использованы в рамках отдельной лексической темы. Например, при изучении темы: «Дикие животные», можно предложить детям для пересказа тексты: «Лисёнок», «Сашино горе», «Лисица», «Медведь». А в рамках темы «Птицы» предлагаем рассказы «Зяблик», «Воробьи на тополе».

Данные тексты могут быть использованы для детей, имеющих трудности в звукопроизношении. Например, с помощью рассказа «Кот Пушок» можно закрепить правильное произношение звука Ш, а рассказ «Зоопарк» поможет в четком произношении звуков З и С.

Предметно-графические схемы помогают детям лучше и быстрее запоминать услышанный рассказ и пересказывать его. Дети с интересом рассматривают картинки к рассказу, называют, что на них нарисовано, закрепляя, таким образом, звук, поставленный в словах. Затем слушают текст и по изображениям в одном ряду внутри рамочки повторяют отдельные предложения, соединяя их в связное повествование (рассказ).

Одновременно ребёнок учится правильно произносить необходимый звук, закрепляет его не только в словах, но и в предложениях, связном тексте и учится пересказывать.

Новизна: Нами были определены требования к отбору текстов и адаптированы тексты определенной структуры для занятий по формированию навыков связной повествовательной речи. Поскольку знакомство с данными текстами опирается на наглядно-графический план, то нами были разработаны схемы к каждому адаптированному рассказу. В данной статье мы приводим пример нескольких графических схем.

Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ребёнок научился правильно объединять слова в предложения, а предложения в связные высказывания.

Тексты цепной организации для пересказа

ЗЯБЛИК

За домом росла ива. На иве было гнездо зяблика. Один зяблик вывалился из гнезда на землю. С земли зяблика подобрал Костя, который проходил мимо. Костя залез на иву и посадил зяблика снова в гнездо. Из гнезда послышалось веселое щебетание зяблика.

ЗООПАРК

В ясный осенний день ребята отправились в зоопарк. В зоопарке они увидели много зверей. Звери сидели в больших просторных вольерах. В одном из вольеров ребята увидели обезьян. Обезьяны прыгали по клетки и корчили рожи ребятам. Ребята смотрели на смешных обезьян и звонко смеялись.

КОТ ПУШОК

У Наташи есть смешной кот Пушок. Пушок много шалил, а мышей ловил плохо. Вдруг одна мышка выбежала на середину комнаты. В этой комнате спал Пушок. Пушок услышал шорох и бросился в сторону мышки. Шустрая мышка схватила хлебную крошку и шмыгнула в норку.

ЛИСЁНОК

Как-то раз дед пошел на охоту и поймал лисенка. Лисенка он принес внуку. Внук посадил лисенка в старую баню. Сразу после бани начинался лес. Ночью из леса пришла лисица. Лисица принесла лисенку зайчонка.

МИШКА

Купили Маше мишку. Плюшевого мишку Маша любила. Маша надела на Мишку штанишки и шапку. Штанишки и шапку шила сама Маша. Маша повела гулять мишку. Мишка — на машине, Маша – пешком.

САШИНО ГОРЕ

Пошел Саша в лес. В лесу он увидел большую опушку. Видит, на опушке стоит высокая сосна. На сосне много шишек. Вдруг одна шишка упала на Сашу. Саша посмотрел вверх и увидел белку. Белка прыгала с ветки на ветку прямо над Сашей. Саша решил поймать белку и бросил в белку шапку. Шапка повисла на суку, а в белку не попала. Белка прыгала все выше и выше и поднялась на самую макушку сосны. На высокую сосну Саша залезть не смог. Так и ушел Саша из леса без белки и без шапки.

ЛИСИЦА

Вывела курица цыплят. Цыплята ходили по двору. Подкралась ко двору лисица. Лисицу увидел дед Матвей. Дед Матвей кликнул собак. Собаки бросились на лисицу. Лисица побежала в лес, что есть мочи.

ЦАРАПКА

У кошки было пять котят. Одного котенка назвали Царапка. Царапка любил гонять мяч. Этот мячик и закатился к собаке в будку. Из будки вышел пес Трезор. Трезор подошел к Царапке и лизнул его в ухо. Трезор и Царапка друзья.

МЕДВЕДЬ

Мишке захотелось меду. Мед делали пчелы. Пчелы жили в дупле. В это дупло и залез наш мишка. А на мишку накинулись пчелы. Пчелы покусали голодного медведя. А медведь отправился дальше в лес искать себе еду.

Тексты цепной организации для пересказа

ВОРОБЬИ НА ТОПОЛЕ

На тополе лопнули почки. Из каждой почки вылупился зеленый листик. Эти листики стали склевывать воробьи. В это время к воробьям стал подкрадываться кот. Кот прыгнул к воробьям. Шустрые воробьи перелетели на другой тополь.

Библиографический список:

1. Бардышева Т.Ю. Связанные одной цепью. (Логопедический материал. Рассказы цепной структуры). Журнал «Карапуз» 2012.

2. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб пособие / В.К.Воробьёва.- М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.

3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.- М.: АРКТИ, 2002.

4. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста.- М., 1999

Андреева Светлана Алексеевна,
учитель-логопед

Loading ... Loading …

Специфика моей работы в группе детей с общим недоразвитием речи включает в себя организацию и проведение коррекционной деятельности с детьми по заданию логопеда. Большое внимание мы уделяем совместному планированию воспитательно-образовательного процесса: обговариваем индивидуальные задания детям, определяем общие задачи на группу во время работы над отдельной темой, возможные проекты как продукт детской деятельности по теме, их презентацию.

Работа проводится не только в специализированных видах деятельности, но и при организации совместной деятельности воспитателя и детей, самостоятельной деятельности детей, на занятиях узких специалистов: физкультурных, музыкальных, логопедических.

Анализ обследования на начало года показал:

– словарный запас отстает от возрастной нормы;

– наблюдались затруднения в использовании предметного словаря, словаря действий, признаков, в подборе синонимов, антонимов, родственных слов;

– дети могли строить лишь простые предложения, включая фразы лишь с несколькими определениями, но в этих предложениях у детей отмечались нарушения согласования и управления, пропуски или замены сложных предлогов, изменение порядка слов;

– указанные нарушения отражались на связной речи детей, рассказы были недостаточно полны, развернуты, последовательны, содержали фонетические и грамматические ошибки.

Для коррекции уровня речевого развития детей нами был разработан проект «Развитие связной речи дошкольников на материале текстов цепной структуры по методике Воробьевой В. К.».

Целью данного проекта является развитие монологических форм речи, стимулирование речевого творчества детей.

В основе проекта лежит разработка адаптированных текстов цепной структуры и предметно-графических схем.

На первом этапе работы над проектом была изучена методика Воробьёвой В. К. по развитию связной речи у детей. Были определены этапы объяснения детям структуры составления рассказов и предметно графических схем.

На следующем этапе была проведена предварительная работа по обогащению знаний детей по темам с помощью бесед, дидактических игр и упражнений. Далее происходило знакомство детей с предметно-графическим планом цепной структуры и обучение составлению рассказов цепной структуры по частично заданному плану. Для понимания учащимися такой структуры предлагается способ наглядной записи смысловой связи предложений в виде графической схемы.

Применение таблицы позволяет реально показать детям принцип одинакового смыслового строения всех предложений рассказа: на первом месте – обозначение предмета, на втором – действия, на третьем – снова обозначение, но уже нового предмета сообщения. В следующем предложении на первом месте используется предметное обозначение из предыдущего предложения, что даёт возможность продемонстрировать смысловое соединение предложений.

Нами были определены требования к структуре рассказов и схемам-моделям. Детям совместно с родителями было предложено составить рассказы цепной структуры по заданным темам, с чем они успешно справились.

По составленным рассказам совместно с педагогами были придуманы схемы-модели и подобраны картинки для условных обозначений слов.

На итоговом этапе проекта детьми были представлены их рассказы и все желающие дети попробовали пересказать их рассказ по графическим схемам. В результате проделанной работы была создана рукотворная книга рассказов цепной структуры.

Предметно-графические схемы помогают детям лучше и быстрее запоминать услышанный рассказ и пересказывать его. Дети с интересом рассматривают картинки к рассказу, называют, что на них нарисовано.

Затем слушают текст и по изображениям в одном ряду внутри рамочки повторяют отдельные предложения, соединяя их в связное повествование (рассказ).

В результате работы над проектом повысился уровень монологической речи детей, был вызван интерес к творческой речевой деятельности, повышен уровень коммуникативной компетенции детей.

  • Рассказы художника василий перов
  • Рассказы утро в осеннем лесу 2 класс
  • Рассказы тэффи короткие и смешные для 8 класса
  • Рассказы тэффи 11 класс
  • Рассказы тургенева список названий