Рассказы цикла записки охотника урок в 10 классе

Конспект урока литературы

«И. С. Тургенев «Записки охотника». Россия  в цикле рассказов».

Цели: а) образовательные:

— познакомить с содержанием рассказов И. С. Тургенева из цикла «Записки охотника»;

— раскрыть значение литературоведческих понятий —  рассказ, цикл рассказов,  образ рассказчика;

— обучать анализу  рассказа;

б) развивающие:

— развивать память, воображение;

в) воспитывающие:

— воспитывать интерес к литературе, любовь к родине.

Тип урока: изучение нового материала.

Педагогические технологии: проблемное обучение, элементы исследовательской   технологии и интегрированных уроков.

Оборудование: сборник рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника», презентация , карточки с индивидуальными  заданиями:

                                                         Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

— Назовите имена писателей, творчество которых мы изучили (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Островский, Гончаров).

— Назовите литературные направления,  которые вы знаете.

-Дайте краткую характеристику каждому направлению.

— В каких литературных направлениях творили эти писатели?

— К каким литературным жанрам мы обращались? (стихотворение, поэма, повесть- сборник повестей,  драма (трагедия), роман.

— Романы тоже делятся на жанры. Роман «Обломов» — социально-психологический роман. Попробуйте объяснить значение этих слов (работа со словарем)

-Социальный-

-Психологический-

-Объясните, почему роман «Обломов» Гончарова  – социально-психологический?

2. Изучение новой темы.

—  Итак, что же такое рассказ? (работа со словарем).

— Что такое цикл рассказов? К какому литературному направлению относятся «Записки охотника» И. С. Тургенева? Почему сборник называется «Записки охотника»?  Какой предстает Россия в рассказах И. С. Тургенева?  На эти вопросы мы должны будем ответить в конце урока.

-И. С. Тургенев приходит в  литературу как поэт, автор поэмы и стихотворений.  Но В. Г. Белинский, друг Тургенева, его литературный учитель,  увидел гигантский талант молодого автора, посоветовал писать о том, что хорошо знает.

— А что хорошо знал Тургенев? (жизнь крестьян, деревню, природу его родных мест –села  Спасского и села Тургенева)

— В январе 1847 года в первом номере журнала «Современник» был напечатан  очерк из крестьянской жизни «Хорь и Калиныч». Это произведение стало украшением этого номера «Современника».

-Анализ рассказа  «Хорь и Калиныч». Перескажите рассказ. Дайте характеристику Хорю. Дайте характеристику Калинычу.  Определите тему рассказа. Проблему. Идею. Зачем И. С. Тургенев нам говорит об этих крестьянах?

 — Рассмотрите героев на иллюстрациях художника Н. Устинова. расскажите о героях по иллюстрации.

-Что можете сказать о барине Полутыкине? Как к нему относится Федя? Что общего между Полутыкиным и Пеночкиным? Приведите примеры  образов крестьян близких Калинычу? (Степушка, Сучок, Ермолай).  Чем они похожи? К каким героям литературы они близки? (Обломов). Докажите это.

-Анализ рассказа «Ермолай и мельничиха». Перескажите. Расскажите о Ермолае. О мельничихе. Зачем И. С. Тургенев включил этот образ  в своё произведение.  Тема. Идея .Проблема. (тема счастья).

— Рассмотрите  иллюстрации художника Н. Устинова. К каким эпизодам эти иллюстрации? Какой вы видите мельничиху?

— Анализ рассказа  «Бежин луг». Перескажите  рассказ.  Тема. Идея. Проблема.

— Рассмотрите   мальчиков на иллюстрациях художника Н. Устинова. Как вы думаете, кто из них Федя, Костя, Илюша, Павлуша, Ваня? Докажите текстом

-Анализ  рассказа  «Бирюк».  Кратко перескажите рассказ. Дайте характеристику социальному положению Бирюка. Как он относится к своей работе.          Определите тему, проблему и идею рассказа. В чем смысл сцены с крестьянином.  Дайте нравственную оценку поступку Бирюка.

— Рассмотрите иллюстрацию Н. Устинова  к рассказу «Бирюк»? Какие качества характера Бирюка отразил художник в портрете?  

— Анализ  рассказа «Певцы». Перескажите произведение.  Опишите пение героев.  Назовите тему, проблему, идею рассказа. Перескажите описания природы. Сравните описание природы с пением героев. Назовите тему, проблему, идею рассказа.

— Рассмотрите иллюстрации  Н. Устинова к рассказу «Певцы». К каким эпизодам эти иллюстрации? Какие эпизоды вы хотели бы проиллюстрировать?  Используя устное словесное рисование  создайте иллюстрацию к рассказу того эпизода, который вам запомнился.

3. Выводы (записываются в тетради).

— Что и кто  объединяет эти рассказы? (образ  охотника-повествователя, образы крестьян, которые переходят из рассказа в рассказ, образ природы).

— Почему же эти рассказы представляют собой цикл?

— Сравните с циклом «Петербургских повестей»  Н. В. Гоголя (объединяет образ петербурга).

— Что вы узнали о рассказчике?(умный, имеет тонкий взгляд на мир, чувствует народ).

-Зачем И. С. Тургеневу понадобился образ рассказчика-охотника?

— Каким вы видите русское крестьянство  в цикле рассказов И. С. Тургенева? (бедное, задавлено помещиками,  бурмистрами, но очень талантливое, поэтичное)

-Во всех рассказах есть еще один герой. Назовите его. (природа)

— Как называется описание природы в художественном произведении?  (пейзаж)

— Какую роль играет пейзаж в рассказах?

— Какой мы видим Россию в «Записках охотника» И. С. Тургенева? (народную, крестьянскую, с достоинствами и с недостатками).

-И. А. Гончаров скажет, что в русской природе явился «истинный трубадур, странствующий с ружьем и лирой по селам и полям».  Прокомментируйте слова И. А. Гончарова.

4. Итог урока.

— Что такое рассказ?

-Что такое цикл рассказов?

— Почему этот цикл рассказов писатель назвал «Записки охотника»?

— Назовите литературное направление, к которому относится творчество И. С. Тургенева?

— Какой мы видим Россию в рассказах  писателя?

5. Домашнее задание.

Читать  первые пять глав романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Задания: 1) прочитайте пейзаж в 3 главе, дайте ему характеристику;

2) почему И. С. Тургенев указывает точное время действия в романе?

3) соотнесите время действия и пейзаж;

4) прочтите портреты героев романа, по портретам  определите характеры этих героев.

Приложение.

Карточки с индивидуальными  заданиями

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Бирюк».

Задание. 1) Кратко перескажите рассказ;

2) Дайте характеристику социальному положению Бирюка;

3)Как он относится к своей работе.         

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Бирюк».

Задание. 1) Определите тему, проблему и идею рассказа;

2) В чем смысл сцены с крестьянином;

3) Дайте нравственную оценку поступку Бирюка.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч».

Задание. 1) Перескажите рассказ

2) Расскажите о Хоре.

3) Зачем И. С. Тургенев нам рассказывает о таком крестьянине.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч».

Задание. 1) Перескажите рассказ

2) Расскажите о Калиныче.

3) Зачем И. С. Тургенев нам рассказывает о таком крестьянине.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч».

Задание. 1) Определите тему, проблему, идею рассказа;

2) Зачем И. С. Тургенев нам говорит об этих крестьянах.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Ермолай и мельничиха».

Задания. 1) Перескажите рассказ;

2)Дайте характеристику Ермолаю;

3) Назовите тему, проблему, идею рассказа.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Бежин луг».

Задание.1) Перескажите рассказ;

2) Определите тему, идею, проблему рассказа.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Ермолай и мельничиха».

Задания. 1) Перескажите рассказ;

2)Дайте характеристику мельничихе.

3) Зачем И. С. Тургенев включил этот образ  в своё произведение.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Певцы».

Задание. 1) Перескажите произведение;

2) Опишите пение героев;

3) Назовите тему, проблему, идею рассказа.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Певцы».

Задание. 1) Перескажите описания природы;

2) сравните описание природы с пением героев;

3) Назовите тему, проблему, идею рассказа.

Цели урока:

  • воспитывать любовь к народу, чувство патриотизма; формировать интерес к
    русской литературе, к творчеству И.С.Тургенева;
  • познакомить учащихся с циклом рассказов И.С.Тургенева “Записки
    охотника”, обратить внимание учащихся на идейное и эстетическое своеобразие
    данных рассказов на примере трех произведений (“Бурмистр”, “Бирюк”,
    “Певцы”); познакомить учащихся с художниками-оформителями “Записок
    охотника”;
  • совершенствовать навыки анализа художественного произведения, развивать
    у учащихся логическое мышление, художественное видение, речь и внимание.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедиапроектор;
  • портрет И.С.Тургенева;
  • рассказы “Записки охотника”;
  • иллюстрации к рассказам “Записки
    охотника”.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.
  3. Беседа по прочитанным рассказам.
  4. Работа с текстом.
  5. Сообщение ученика о художниках-иллюстраторах “Записок охотника”.
  6. Итог урока.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

I. Слово учителя (записи
в тетради).

1. Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказами И.С.Тургенева из цикла
“Записки охотника”. В январе 1847 г. в культурной жизни России и в творческой
судьбе Тургенева произошло значительное событие. В обновленном номере журнала
“Современник” был опубликован очерк “Хорь и Калиныч”. Успех его превзошел все
ожидания и побудил Тургенева к созданию целой книги под названием “Записки
охотника”. На причины популярности тургеневкого очерка впервые указал Белинский:
“Не удивительно, что маленькая пьеска эта имела такой успех: в ней автор зашел к
народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил”.

Публикацией “Хоря и Калиныча” Тургенев совершил переворот в художественном
решении темы народа. В двух крестьянских характерах он показал коренные силы
нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы ее дальнейшего роста и
становления. Перед лицом практичного Хоря и поэтичного Калиныча потускнел образ
их господина, помещика Полутыкина. Именно в крестьянстве нашел Тургенев “почву,
хранящую жизненные соки всякого развития”, а значение личности “государственного
человека”, Петра I, он поставил в
прямую зависимость от связи с ней. С такой стороны к крестьянству в конце 40-х
годов не заходил даже Некрасов. Условно говоря, это был подход к мужику с
“толстовской” меркой: Тургенев нашел в жизни народа ту значительность, тот
общенациональный смысл, который Толстой положил потом в основу художественного
мира романа-эпопеи.

В “Записках охотника” захватывается всероссийский социальный конфликт,
сталкиваются и спорят друг с другом две России: официальная, крепостническая,
мертвящая жизнь, с одной стороны, и народно-крестьянская, живая и поэтическая –
с другой стороны.

В своих воспоминаниях Тургенев так определяет главную идею “Записок
охотника”: “Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я
возненавидел…Мне необходимо было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой
моей дали сильней напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный
образ, носил известное имя; враг этот был – крепостное право. Под этим именем я
собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца, с чем я
поклялся никогда не примириться”. Вот этой ярко сформулированной идее и
посвящены “Записки охотника”.

2. Особенности жанра “Записок охотника”.

Цикл (от греч. “круг”) – группа произведений, сознательно объединенных
автором по жанровому, тематическому, идейному принципу или общности персонажей.
(Запись в тетради.)

II. Эвристическая беседа.

Дома вы прочитали рассказы “Бурмистр”, “Бирюк” и “Певцы”. Давайте обратимся к
содержанию этих рассказов.

“Бурмистр”, 1847 г.

1. Перескажите содержание рассказа, выделив основные события и образы.

2. Через какие поступки помещика Пеночкина мы узнаем о его истинном
внутреннем мире?

− а) эпизод с лакеем, подавшем неподогретое вино; б) отношение к повару,
которого придавило колесом; в) отношение к семье старика Антипа, к его просьбам.

3. Через какие характерные детали Тургенев показывает отношение Пеночкина к
дворовым людям?

− Тургенев обращает внимание на жесты, мимику, слова, сказанные с
пренебрежительным оттенком.

4. Каково отношение автора к Пеночкину?

− Оно носит отрицательный характер.

5. Видно ли настроение гнева и возмущение у крестьян?

− Проследить по тексу (−Батюшка, Аркадий Павлович, − с отчаяньем заговорил
старик…Просители постояли еще немного на месте, посмотрели друг на друга и
поплелись, не оглядываясь, восвояси.) Тургенев не идеализирует крестьян. В
народной среде автор подметил настроения возмущения и гнева.

“Бирюк”, 1848 г.

1. Перескажите содержание рассказа.

2. Столкнувшись с Бирюком, понимал ли обездоленный мужик, что перед ним тоже
подневольный раб, или же он изливает на Бирюка свой гнев против барина?

− Мужик в данный момент забыл о подневольности Бирюка, он разорен барином до
последней степени и вдруг словно пробуждается и ропщет на жизнь.

3. Какие типичные детали крестьянского быта мы находим в очерке? С какой целью
их приводит автор?

− По тексту – лучина, детская люлька, еда…Он показывает крайнее обнищание
крестьян.

“Певцы”, 1850 г.

1. Перескажите содержание рассказа, отметьте основные черты характеров главных
героев.

2. Где происходит состязание?

− В кабаке.

3. Почему песня Якова Турка произвела более сильное впечатление на слушателей,
чем песня его соперника – рядчика из Жиздры?

Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в песне Якова. И вот
эта душевность и искренность привлекает в его песне. (Зачитать эпизод: “Не одна
во поле дороженька пролегла”, – пел он, и всем нам сладко становилось и жутко…Он
пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким,
словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль).

4. Какие черты русского народа ярко выступают в этом очерке?

− Тургенев подчеркивает талантливость, душевность русского народа.

5. Какими качествами наделил Тургенев рассказчика?

Рассказчик Тургенева – носитель добра.

III. Работа с текстом по вариантам.

Найдите в рассказах пейзажные зарисовки. Зачитайте. Сделайте вывод о связи
настроения рассказчика и восприятия им природы.

− Вывод: пейзаж у Тургенева психологичен, насыщен лиризмом. Лучшие герои
“Записок охотника” не просто изображаются “на фоне природы”, а выступают как
продолжение ее стихии: из грозовой ненастной мглы, раздираемой фосфорическим
светом молний, появляется загадочная фигура Бирюка. Тургенев изображает в
“Записках охотника” скрытую от многих взаимную связь всего в природе: человека и
реки, человека и леса, человека и степи.

IV.Сообщение ученика “Художники-иллюстраторы
“Записок охотника”.

1. Типы из “Записок охотника” в силуэтах Елизаветы Бем.

Альбом “Типы из “Записок охотника” И. С. Тургенева вышел в свет в 1914 году,
хотя создан он был Елизаветой Бем еще в 1883 году. В этом издании листы
иллюстраций чередуются с листами, на которых среди заставок и виньеток помещены
фрагменты текста. А сами силуэты охотников, рыбаков, нищих, ребятишек
выразительны и необыкновенно точны, ведь все они основаны на многочисленных
натурных зарисовках. Редкое сочетание задушевности и познавательности сделало
эти силуэты привлекательными для нескольких поколений зрителей. Текст в этом
издании скорее вторичен, более важен и значим визуальный ряд.

Сборник “Записки охотника” не был написан специально для детей, но в
некоторых рассказах дети являются главными героями, а природа изображена с таким
глубоким чувством понимания и любви, что эти рассказы, конечно же, стали любимым
детским чтением.

Бем Елизавета Меркурьевна (1843–1914) – русская художница, рисовальщица,
силуэтист. Обучалась в Рисовальной школе Общества поощрения художников в
Санкт-Петербурге. В совершенстве владела техникой силуэта, одной из редчайших
техник в области иллюстрирования детских книг. Созданный Бем творческий почерк и
стиль отразили эпоху конца XIX – начала XX вв. Она рисовала открытки и
иллюстрировала детские журналы, ее силуэты украшали не только открытки и
альбомы, но и стеклянные и фарфоровые предметы. Альбомы “Силуэты”, “Силуэты из
жизни детей”, “Из деревенских воспоминаний” были очень популярны, а “Азбука”
очаровывает читателя и ныне своим замыслом и его воплощением. Бем
проиллюстрировала сказку “Репка”, басни И. А. Крылова, “Записки охотника” И. С.
Тургенева. За свои работы многократно была награждена на международных и
российских выставках.

2. Б. А. Дехтерев родился 31 мая (13 июня) 1908 года в Калуге. В 1925–1926
годах учился в студии Д. Н. Кардовского, в 1926–1930 годах на живописном
факультете ВХУТЕИНа. Работал в издательстве “Детская литература” (на протяжении
32 лет с 1945 года) главным художником. В 1935–1937 годах – ассистент
профессора А. И. Кравченко в ГМИИ имени А. С. Пушкина, с 1948 года заведующий
кафедрой графики в МГХИ имени В. И. Сурикова. Можно сказать, “Школа Дехтерева”
определила развитие книжной графики страны. Член-корреспондент АХ СССР. Работал
преимущественно в технике карандашного рисунка и акварели.

Б. А. Дехтерев умер в 1993 году.

3. Соколов Петр Петрович (1821–1899).

Несмотря на отсутствие документальных свидетельств, считается общепризнанным,
что на лебедянскую ярмарку по приглашению своего друга И.С. Тургенева приезжал
известный художник Петр Петрович Соколов (1821–1899 гг.), первый оформитель
“Записок охотника”, автор знаменитых иллюстраций к “Бежину лугу” и “Мертвым
душам”.

Страстный охотник и талантливый художник Соколов великолепно знал
анатомическое строение животных, их повадки. В своих работах он использовал
различную технику: гуашь, уголь, карандаш и масло, но больше всего любил писать
акварели. И хотя, считается, что произведения Соколова не отличаются точностью
передачи движения лошади, один из вариантов “Конной ярмарки в Лебедяни”,
родившийся во время работы над иллюстрациями к “Запискам охотника”, на
Международной выставке в Париже получил золотую медаль.

Сын известного российского акварелиста П.Ф. Соколова Петр Петрович Соколов
унаследовал талант и наклонности отца − он также стал художником-акварелистом.
Правда, главная тема его работ не продолжала семейную традицию. П.П. Соколов не
получил законченного систематического образования, хотя в Академию художеств
поступил и даже проучился в ней три года (1840 − 1843 гг.).

Среди его учителей был и знаменитый Карл Брюллов. Но юного Соколова не
увлекли ни учителя, ни мифологические сюжеты, ни каноны академической живописи.
Он покидает Академию, много путешествует, становится даже свидетелем боевых
действий на русско-турецкой войне. Повсюду делает много зарисовок бытовых сцен,
пишет портреты и иллюстрирует книги. Правда, его все больше привлекают
динамичные сюжеты − бег лошадей, охота на птиц и зверей, взаимоотношения
человека и животных.

В этом увлечении П.П. Соколов достиг замечательного мастерства, которое было
оценено по заслугам. В конце жизни художник удостаивается почетного звания
академика, хотя дело не в академических регалиях − произведения П.П. Соколова
при его жизни были желанными приобретениями художественных музеев и частных
коллекций.

V. Итог урока (слово учителя, запись в
тетрадях).

Антикрепостнический пафос “Записок охотника” заключается в том, что к
гоголевской галерее мертвых душ писатель добавил галерею душ живых. Крестьяне в
“Записках охотника” – крепостные, зависимые люди, но крепостное право не
превратило их в рабов: духовно они свободнее и богаче жалких полутыкиных и
жестоких пеночкиных. Существование сильных, мужественных, ярких народных
характеров превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное
явление, несовместимое с нравственным достоинством русского человека.

В “Записках охотника” Тургенев впервые ощутил Россию как единство, как живое
художественное целое. Его книга открывает 60-е годы в истории русской
литературы, предвосхищает их. Прямые дороги от “Записок охотника” идут не только
к “Запискам из мертвого дома” Достоевского, “Губернским очеркам”
Салтыкова-Щедрина, но и к эпосу “Войны и мира” Толстого.

VI. Задание на дом.

  1. Прочитать статью учебника стр. 215–222.
  2. Письменный ответ на вопрос “Как выражено в рассказах авторское отношение к
    крестьянам?”

И. С. Тургенев «Записки охотника».

Тема урока «Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника»

Урок общеметодической направленности в 10 Б классе

Цели: а) образовательные:

— познакомить с содержанием рассказов И. С. Тургенева из цикла «Записки охотника»;

— раскрыть значение литературоведческих понятий —  рассказ, цикл рассказов,  образ рассказчика;

— обучать анализу  рассказа;

б) развивающие:

— развивать память, воображение;

в) воспитывающие:

— воспитывать интерес к литературе, любовь к родине.

Тип урока: изучение нового материала.

Педагогические технологии: проблемное обучение, элементы исследовательской   технологии , групповая работа .

Оборудование: сборник рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника», презентация , карточки с групповыми  заданиями:

Этапы урока

Содержание (деятельность учителя и деятельность учащихся)

Этап 1. Вводный

Организационный этап.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы начинаем изучение творчества И. С. Тургенева, писателя 19 века.

И С. Тургенев приходит в литературу как поэт, автор поэмы и стихотворений. Но В. Г. Белинский, друг Тургенева, его литературный учитель, увидел гигантский талант молодого автора, посоветовал писать о том, что хорошо знает.

2.Прослушаем сообщение о творчестве И.С. Тургенев. Лезенкова Ксения

3.вопросы по презентации :

— Назовите литературные направления, которые вы знаете.

-Дайте краткую характеристику каждому направлению.

— В каких литературных направлениях творили эти писатели?

— К каким литературным жанрам мы обращались? (стихотворение, поэма, повесть- сборник повестей, драма (трагедия), роман.

— Романы тоже делятся на жанры. Роман «Обломов» — социально-психологический роман. Попробуйте объяснить значение этих слов (работа со словарем)

-Социальный-

-Психологический-

-Объясните, почему роман «Обломов» Гончарова – социально-психологический

А что такое рассказ?

Этап 2. Основной (информационно-аналитический)

  1. Изучение новой темы .

Фронтальная беседа и работа со словарем.

2. Работа в группах

Итак, а что же такое рассказ? (работа со словарем).

— Что такое цикл рассказов? К какому литературному направлению относятся «Записки охотника» И. С. Тургенева? Почему сборник называется «Записки охотника»? Какой предстает Россия и ее яркий народ в рассказах И. С. Тургенева? На эти вопросы мы должны будем ответить в конце урока.

Работа в группах.

Я предлагаю вам разделиться на 6 групп по 4человека. В группах выберите ответственного за работу, обсудите, какими словами и фразами можно заполнить таблицы, лежащие у вас на партах.

Вспомните правила работы в группах

Получите задания

Карточки с индивидуальными заданиями

1 группа

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Бирюк».

Задание. 1) Кратко перескажите рассказ;

2) Дайте характеристику социальному положению Бирюка;

3)Как он относится к своей работе.

1 группа

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Бирюк».

Задание. 1) Определите тему, проблему и идею рассказа;

2) В чем смысл сцены с крестьянином;

3) Дайте нравственную оценку поступку Бирюка.

2 группа

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч».

Задание. 1) Перескажите рассказ

2) Расскажите о Хоре.

3) Зачем И. С. Тургенев нам рассказывает о таком крестьянине.

2 группа

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч».

Задание. 1) Перескажите рассказ

2) Расскажите о Калиныче.

3) Зачем И. С. Тургенев нам рассказывает о таком крестьянине.

3 группа

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч».

Задание. 1) Определите тему, проблему, идею рассказа;

2) Зачем И. С. Тургенев нам говорит об этих крестьянах.

3 группа

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Ермолай и мельничиха».

Задания. 1) Перескажите рассказ;

2)Дайте характеристику Ермолаю;

3) Назовите тему, проблему, идею рассказа.

4 группа

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Бежин луг».

Задание.1) Перескажите рассказ;

2) Определите тему, идею, проблему рассказа.

5 группа

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Ермолай и мельничиха».

Задания. 1) Перескажите рассказ;

2)Дайте характеристику мельничихе.

3) Зачем И. С. Тургенев включил этот образ в своё произведение.

6 группа И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Певцы».

Задание. 1) Перескажите произведение;

2) Опишите пение героев;

3) Назовите тему, проблему, идею рассказа.

6 группа

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Певцы».

Задание. 1) Перескажите описания природы;

2) сравните описание природы с пением героев;

3) Назовите тему, проблему, идею рассказа.

Учащиеся в группах читают , готовят сжатый пересказ, выбирают эпизоды , отвечают на вопросы по карточкам , отбирают нужное.

3. Творческая работа – составление плана ответа , выбор выступающего от группы , выступление групп .

Групповое обсуждение и выполнение творческого задания.

(После того, как группы отработают, учащиеся слушают работы товарищей, корректируют, делают выводы. )

Учитель выставляет оценки за работу в группах.

4. Выводы

Фронтальная беседа.

Ученики (записывают в тетради).

— Что и кто объединяет эти рассказы? (образ охотника-повествователя, образы крестьян, которые переходят из рассказа в рассказ, образ природы).

— Почему же эти рассказы представляют собой цикл?

— Сравните с циклом «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя (объединяет образ Петербурга).

— Что вы узнали о рассказчике?(умный, имеет тонкий взгляд на мир, чувствует народ).

-Зачем И. С. Тургеневу понадобился образ рассказчика-охотника?

— Каким вы видите русское крестьянство в цикле рассказов И. С. Тургенева? (бедное, задавлено помещиками, бурмистрами, но очень талантливое, поэтичное)

-Во всех рассказах есть еще один герой. Назовите его. (природа)

— Как называется описание природы в художественном произведении? (пейзаж)

— Какую роль играет пейзаж в рассказах?

— Какой мы видим Россию в «Записках охотника» И. С. Тургенева? (народную, крестьянскую, с достоинствами и с недостатками).

Подведение итогов урока : составьте устное монологическое высказывание на тему урока «Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника» по записям в тетради . Ставлю оценку

Этап 3. Заключительный (оценочно-рефлексивный)

-Что мы делали сегодня на уроке? Чему научились?(, самостоятельно работать с текстом худ. литературы, работать в группах…)

— Что особенно понравилось на уроке? Запомнилось?

-Что показалось трудным на уроке?

Д.З. Читать первые пять глав романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Задания: 1) прочитайте пейзаж в 3 главе, дайте ему характеристику;

2) почему И. С. Тургенев указывает точное время действия в романе?

3) соотнесите время действия и пейзаж;

4) прочтите портреты героев романа, по портретам определите характеры этих героев.

Поурочный план № 19

Предмет: Русская литература

Дата

Группы:

Тема урока: «Записка охотника»

Цели урока:

образовательная: познакомить с историей создания «Записок охотника» , с жанровым понятием ЦИКЛ; развивающая: учить работать с критической литературой , сопоставлять , анализировать характеры героев; воспитательная: воспитание любви к творчеству И. С. Тургенева.

Тип урока:

изучение нового материала

Методы обучения:

словесный (объяснение,лекция)

Средства обучения:

учебник, портреты,слайды

Ход урока:

I.Организационный момент

1.Приветствие.

2.Подготовка к уроку. II. Изложение нового материала Слово учителя. Однажды Тургенев ехал из Орла в Москву. Когда он вышел на одном из полустанков на платформу, к нему приблизились два молодых человека. По одежде, по манерам , видно было, что это мещане или мастеровые.

-Позвольте узнать, -заговорил один из них, -вы будете Тургенев?

-Я ,- последовал ответ.

— Тот самый, что написал «Записки охотника»?

-Тот самый.

Тогда оба сняли шапки и поклонились писателю в пояс.

— Кланяемся вам, — сказал один , — в знак уважения и благодарности от лица всего русского народа.

Сегодня нам с вами предстоит понять , в чём же сила рассказов Тургенева, чем писатель снискал любовь и уважение крестьян. Рассказы составляют первый том его произведений. Это истоки его творчества, момент вхождения в литературу. В состав «Записок охотника» вошли 25 очерков, каждый из которых обладает своим сюжетом и в то же время входит в единый повествовательный цикл, скреплённый позицией рассказчика, выступающего в роли действующего лица, охотника. Но «Записки охотника» мало говорят нам о самой охоте. -О чём или о ком его рассказы? -Один из современников И.С.Тургенева писал: «Вы ожидаете сейчас выстрела- ничуть не бывало! Успокойтесь. Этого выстрела вы не дождётесь. Человек, крестьянин- вот предмет изображения писателя. Рассказы, события, которые произошли в пределах Орловской губернии, знакомят нас с миром русской деревни в эпоху господства крепостного права: помещиками и крепостными. — Приведите примеры тяжёлого положения народа, жестоких притеснений со стороны помещиков. ( «Бурмистр», «Бирюк», «Ермолай и мельничиха»и др.)

Вывод. В «Записках охотника» выставлены на обозрение различные формы помещичьего произвола: и сечение в конюшне , и разорение оброком, и лихоимство старост, и запреты горничным выходить замуж. Вследствие этого крестьяне живут плохо. Нищета, бедность, безысходность. Словом, лихо приходится крестьянам, иные замучены совсем своими помещиками и злопамятными старостами. — А что хорошо знал Тургенев? (жизнь крестьян, деревню, природу его родных мест – села Спасского и села Тургенева) — В январе 1847 года в первом номере журнала «Современник» был напечатан очерк из крестьянской жизни «Хорь и Калиныч». Это произведение стало украшением этого номера «Современника». -Анализ рассказа «Хорь и Калиныч». Перескажите рассказ. Дайте характеристику Хорю. Дайте характеристику Калинычу. Определите тему рассказа. Проблему. Идею. Зачем И. С. Тургенев нам говорит об этих крестьянах? — Рассмотрите героев на иллюстрациях художника Н. Устинова. расскажите о героях по иллюстрации. III. Закрепление — Анализ рассказа «Хорь и Калиныч». Перескажите рассказ. Дайте характеристику Хорю. Дайте характеристику Калинычу. Определите тему рассказа. Проблему. Идею. Зачем И. С. Тургенев нам говорит об этих крестьянах? — Что и кто объединяет эти рассказы? (образ охотника-повествователя, образы крестьян, которые переходят из рассказа в рассказ, образ природы). — Почему же эти рассказы представляют собой цикл? — Что вы узнали о рассказчике?(умный, имеет тонкий взгляд на мир, чувствует народ).

-Зачем И. С. Тургеневу понадобился образ рассказчика-охотника? — Каким вы видите русское крестьянство в цикле рассказов И. С. Тургенева? (бедное, задавлено помещиками, бурмистрами, но очень талантливое, поэтичное)

-Во всех рассказах есть еще один герой. Назовите его. (природа)

— Как называется описание природы в художественном произведении? (пейзаж)

— Какую роль играет пейзаж в рассказах?

— Какой мы видим Россию в «Записках охотника» И. С. Тургенева? (народную, крестьянскую, с достоинствами и с недостатками).

IV. Подведение итогов урока (выставление оценок) — Что такое рассказ?( Расска́з -основной жанр малой повествовательной прозы )

-Что такое цикл рассказов? (ряд литературных произведений на общую или близкую тематику, созданный одним автором)

— Почему этот цикл рассказов писатель назвал «Записки охотника»?

— Назовите литературное направление, к которому относится творчество И. С. Тургенева?

— Какой мы видим Россию в рассказах писателя?

V. Домашнее задание: Стр.173-174,чит.рассказы

Дата:. .2014 .02. 02

Тема урока Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе

б) с произведениями, созданными писателем в Спасском – Лутовинове.

б)уважения к культурному и историческому наследию своей страны.

. Технологическая карта с дидактической структурой урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задание для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

Приветствие. Объясняют смысл. Записывают число, классная работа.

Здравствуйте, Садитесь!

«Вся моя биография — в моих сочинениях». 
Слово о Тургеневе. Личность и судьба писателя

Как вы думаете почему я начала урок именно этих слов?

Приветствие, настрой на урок.

Проверка готовности к уроку.

Коммуникативные-установка на общение

Регулятивные-прогнозирование.

Проверка домашнего задания

Дети. Отвечают на вопросы.

Зачитайте эпиграфы и скажите какие особенности личности и творчества писателя они отражают?

главное в нем это его правдивость Л. Н. Толстой

2. Тургенев сделал великое дело тем, что написал удивительные портреты женщин. Может быть, таких, как он писал, и не было, но когда он написал их, они появились (А.П.Чехов)

3. Он быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях обыкновенно обращал (сколько позволяли обстоятельства) внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество (Н.А.Добролюбов)

4. Ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал «добрые чувства», то же самое и с такой же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев (М.Е.Салтыков-Щедрин).

Какие произведения И. С. Тургенева вы читали?

).

Знание правил и умение их применять и приводить примеры.

Коммуникативные-.

Изучение нового материала

Дети отвечают на вопросы.

4. Иван Сергеевич Тургенев (1818—1883) принадлежит к числу писателей, внесших значительный вклад в развитие русской литературы второй половины XIX века.

Реальная картина современной жизни в произведениях Тургенева овеяна глубоким гуманизмом, верой в творческие и нравственные силы родного народа, в прогрессивное развитие русского общества. Писатель знал, что историческое движение сопровождается борьбой сил, интересов и устремлений. Он был убежден, что литература помогает обществу осознать свои цели. Выражая мысли, чувства и чаяния современников, литература запечатлевает и передает грядущим поколениям духовный опыт эпохи, имеющий непреходящую ценность, как и характеры людей, порожденные временем. Внимание Тургенева было постоянно приковано к новым явлениям жизни общества. Глубоко уважая традиции национальной культуры, черпая в них творческие импульсы, Тургенев с интересом и сочувствием следил за намечающимися, еще не заметными для большинства современников изменениями общественной психологии, за вновь возникающими идеологическими течениями и социальными типами. В художественном осмыслении действительности он отличался исключительной прозорливостью и чуткостью.

 

Применение полученных знаний.

Познавательные- слышать и понимать содержание. Развитие логики.

Закрепление нового материала

Дети читают статью

Анализ статьи и текста

Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 года в Орле, но Орлу не суждено было стать городом его детства. Память о первых детских радостях, где он слушал сказки, учился разгадывать загадки, запоминал пословицы и поговорки, была у него неразрывно связана со Спасским. Усадьба Тургенева Спасское-Лутовиново — родное гнездо великого писателя. Здесь прошло его детство, сюда он не раз приезжал и подолгу жил в зрелом возрасте

Тургенев ввел новых геров и новые темы; тема: «Лишнего человека», демократов-разночинцев, тема русской женщины. Его называли певцом русской природы и певцом русской женщины.

ЗАДАНИЕ:

Составить хронологическую таблицу жизни и творчества И.А.Тургенева, используя материал учебника

Работа с учебникомIII. Изучение новой темы 

Применение полученных знаний.

Коммуникативные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Контроль

Выполняют задание для самопроверки

Стихотворение в прозе — лирическое произведение в прозаической форме; обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объём, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания, но не такими средствами, как метр, ритм, рифма. Поэтому не следует путать Стихотворение в прозе с формами, промежуточными между поэзией и прозой именно по метрическому признаку, — с ритмической прозой исвободным стихом. Форма Стихотворения в прозе в европейской поэзии сложилась в эпоху романтизма, опираясь на библейскую традицию религиозной лирики в прозе и на французский обычай прозаического перевода иноязычных стихов; первым образцом Стихотворения в прозе принято считать книгу А. Бертрана «Гаспар из тьмы» (изд. 1842); термин «Ст. в пр.» введен Ш. Бодлером в «Цветах зла»; в русскую литературу вошел у И.С. Тургенева в цикле произведений 1878-1882. Широкого распространения жанр не получил

Работа с определением.

IV. Подведение итогов урока.

Применение полученных знаний.

Личностные-применение полученных знаний.

Рефлексия

Дети отвечают на заданные вопросы. Оценивают свою работу на уроке.

Сумели ли вы, справиться с заданием сегодня? Что показалось для вас трудным? Чему вы научились? Довольны ли вы собой? Всем спасибо за внимание, урок окончен, до свидания!

Чертопханов и Недотоскин», «Живые мощи»составить таблицу 1) Герой, портретное описание, социальный сстатус, черты характера, отношение с другими героями.

Д/З прочитать «Хорь и Калиныч», Ермолай и мельничиха», «Бурмист», «Бирюк», «Певцы»,

 

Личностные- способность к самооценке на основе успешности.

Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие — Егорова Н. В. 2016

Цели: ознакомиться с жанровым понятием цикл, с циклом рассказов Тургенева; научить сопоставлять, анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков.

Методические приемы: словарная работа, беседа, комментарии учителя.

Ход урока

I. Знакомство с книгой «Записки охотника»

1. Слово учителя.

Тургенев с детства наблюдал, жестокие капризы и самодурство своей властной матери, угнетающей крепостных крестьян, дворовых и собственных детей. Но, будучи по натуре человеком мягким, лирическим, писатель писал о жизни помещиков, крепостном праве, расколе русского общества на господ и рабов языком впечатлительного певца природы и народной жизни, как неравнодушный знаток и заступник угнетенного и униженного человека. Автор книги «Записки охотника» был деревенским жителем с детских лет, увлеченным охотником и путешественником, просвещенным дворянином и заботливым помещиком.

Рассказы из цикла «Записки охотника» появились 1847 г. в журнале Некрасова «Современник». Сам автор называл их «мои очерки о русском народе, самом странном и самом удивительном народе, какой только есть на свете».

При появлении в журнале «Современник» некоторых очерков Тургенева критике и читателям сразу вспомнилось совсем другое имя — Гоголь, автор «Мертвых душ». Гоголь ведь тоже был замечательным лириком в своей прозе, и особенно в знаменитых авторских отступлениях «Мертвых душ». Тургенев писал свои «охотничьи» рассказы о русском народе в основном во Франции, книга Гоголя о путешествии Чичикова по России создана в Италии. Композиции этих произведений можно назвать одинаковыми. В произведениях очерки и типы русских людей скреплены воедино образом путешествующего по родной земле рассказчика. Но тургеневский герой не одержимый бесцельной деятельностью пройдоха, как Чичиков, а орловский помещик на охоте, пространство сужено до границ черноземной губернии и в основном включает знакомые места писателя. А авторское отношение выражается с замечательной лирической смелостью, что и делает тургеневскую прозу столь поэтичной. Но это очевидное сходство говорит и о понятном родстве главной идеи Гоголя и Тургенева, о том, что их цель — создать новый образ России и ее народа, расколотого, угнетенного сверху донизу, не поступившись при этом реализмом и художественностью и соединив лирику с острой социальной сатирой.

2. Краткий пересказ рассказов книги «Записки охотника».

II. Особенности жанра «Записок охотника» и их оценка в критике

1. Словарная работа.

Ученики записывают определения:

Цикл — не случайная подборка произведений одного жанра и общей тематики. Эта поэтический организм, клеточки которого, обладая относительной самостоятельностью, своей взаимосвязью друг с другом образуют «более широкое общее содержание, чем смысл отдельных вещей или механической совокупности, суммы». (П. Громов).

Цикл (от греч. «круг») — группа произведений, сознательно объединенных автором по жанровому, тематическому, идейному принципу или общности персонажей. Встречаются циклы стихотворений, рассказов, повестей, романов.

2. Разбор особенностей «Записок охотника».

На то, что «Записки охотника» являются циклом, а не случайной подборкой рассказов, указывает следующее:

    - закрепленное за каждым рассказом его определенное место;

    - общность героев: все рассказы цикла объединяет собой рассказчик, несколько раз встречается упоминание о Ермолае, два рассказа посвящены Чертопханову и Недопюскину;

    - тематическое и идейное единство рассказов — все истории рассказывают о жизни помещиков и крестьян, о природе, о приключениях охотников.

Композиция рассказов — зеркальна. Небольшая предыстория, часто сопровождаемая пейзажем, затем знакомство с новым героем: его портрет, история жизни, затем беседа с ним. Концовка, как правило, неожиданная, никаких выводов, никакой морали мы не встретим: нам предоставляется право самостоятельно делать выводы.

3. Слушаем доклад учащего об оценке «Записок охотника» в критике (см. дополнительный материал к уроку).

III. Человеческие типы в рассказах Тургенева

    1. Аналитическая беседа.

    - О чем книга «Записки охотника»? Каких героев вы увидели? («Записки охотника» — это книга о народе, его социологическое описание в характерных типах и жизненных ситуациях. Это портреты, воспроизведенные с фотографической точностью.)

    - Как достигается точное изображение героев и жизни? (Этой точности писатель добивается в прозе, подобно художнику, и уходит при этом очень далеко от «физиологических» описаний натуральной школы и от сентиментальных деревенских рассказов своей учительницы Жорж Санд. Вся поэзия и музыка тургеневской лирической прозы связана с русским простым народом, представленным в рассказах разнообразно, но одинаково самобытно и привлекательно. Каждое лицо здесь появляется продуманно и для читателя становится новым открытием, ведущим его к вполне определенным выводам и обобщениям.)

    - Как выражено авторское отношение к крестьянам? (Глубокое сочувствие к угнетенному народу в «Записках охотника» выражено в любовном изображении индивидуальности каждого крестьянина-героя. Духовное богатство тургеневских героев раскрывается с разных сторон. Здесь и хозяйственная сообразительность, и дальновидность Хоря, и поглощенность Касьяна исканиями справедливости, и мечтательность тонко чувствующего красоту природы Калиныча, здоровая чарующая непосредственность ребятишек из «Бежина луга», глубокая человечность долготерпения страдающей Лукерьи.

    Показывает Тургеневы разные формы протеста крестьян против крепостного права.)

    - Какие еще характеры крестьян вы увидели в рассказах? (Тургенев видел в крестьянской среде не только талантливые и свободолюбивые натуры, но и людей, смирившихся со своим рабским положением, духовно искалеченных и развращенных, перенявших привычки и понятия своих господ.)

    2. Выполнение задания.

Заполнить таблицу. Ученики делятся на 4 группы, каждая группа заполняет столбцы для 3 (4) героев. При ответе представителя каждой группы, учащиеся заполняют незаполненные столбцы.

Имя героя

Портретное описание

Социальный статус

Черты характера

Отношения с другими героями

Хорь

Калиныч

Ермолай

Арина Тимофеевна

Зверков

Бирюк

Лукерья

А. П. Пеночкин

Софрон Яковлевич

Яшка Турок

Перевлесов

П. Е. Чертопханов

Т. И. Недопюскин

IV. Образ рассказчика в «Записках охотника»

    - Какие сходства и различия вы отметили между автором и героем-рассказчиком? (Между рассказчиком и автором много общего. Но, поскольку автор — реальный человек, он шире и глубже выдуманного им героя.)

    - Какими качествами наделил Тургенев рассказчика? (Своего героя-рассказчика Тургенев наделяет несколькими функциями: разговорить и понять героя, почти бесстрастно рассказать об увиденном. Тургенев решил, что подходящим героем может стать молодой мужчина, который много путешествовал, свободный, хорошо воспитанный барин, увлекающийся охотой. Он должен уметь располагать к себе людей, а значит быть хорошим психологом.

    Из уст героя-рассказчика мы ближе узнаем жизнь героев книги, мы наблюдаем их непосредственно. Он просто и естественно внедряется в различные «миры», потому что такой же русский человек, как и те, о которых повествует. Он доверчив, открыт, понятен.)

    - Что мы знаем о жизни самого рассказчика? (Автор сообщает нам о жизни рассказчика только некоторые факты: общие биографические подробности (упоминание о матери, о Спасском, о том, что жил за границей), которые ни к чему не обязывают и не хуже любых других. Зато они очень достоверны.)

    - Какими идеальными чертами наделил автор героя? (Рассказчику Тургенева — носитель добра, он лишен индивидуальных черт характера, свойственных каждому человеку, которые могли бы помешать ему рассказать о происшедшем, могли бы увести в сторону от главной мысли повествования.)

    - Какие еще приемы, помимо героя-рассказчика, Тургенев использовал для передачи главной мысли своей книги? (Помимо образа рассказчика, автор пользуется другими приемами для передачи главной мысли произведения. Это и прямое обращение к читателю, и выбор героев, и композиция рассказов, и особенности жанра «Записок…».)

V. Подведение итогов урока

Тургеневская книга «Записки охотника» полна поэзии и правды русской природы и народной жизни. Все здесь объемно, зримо, полно красками, звуками, запахами. Автор этой великой книги о русском народе лучше нас понимал ее социальный смысл и звучание, ее историческое значение: «Бывают эпохи, где литература не может быть только художеством — а есть интересы высшие поэтических интересов». И все же его «Записки охотника» и поныне остаются одной из самых светлых, поэтичных, художественных книг русской литературы. И произошло это потому, что героем книги стал не только русский народ, но и русский язык.

Домашнее задание

    1. Читать роман «Отцы и дети» (гл. 1-11) и ответить на вопросы:

    - Почему точно указано начало действия?

    - Рассказать о прошлом Н. П. Кирсанова (гл. 1, 3-5).

    - Встреча отца с сыном (гл. 2).

    - Хозяйство Н. П. Кирсанова (гл. 3).

    - Положение крестьян (гл. 3).

    - Почему биографические сведения Базарова даны скупо, без подробностей?

    - С какой целью Аркадий рассказывает Базарову историю жизни дяди? Как этот рассказ характеризует самого Аркадия?

    - Павел Петрович с первых минут знакомства испытывает к Базарову антипатию, которая выливается в спор (гл. 6). Чем можно объяснить это отношение?

— Ваше отношение к Базарову, Аркадию, Павлу Петровичу.

2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение на тему:

    «Широкий обобщающий смысл, вложенный автором в заглавие романа «Отцы и дети». Художественное своеобразие романа».

Дополнительный материал

Жанровое своеобразие первых же отрывков из «Записок охотника» было отмечено читателями «Современника»: «Хорошо, очень хорошо: только что ж это такое — повесть не повесть, путешествие не путешествие…». Форма рассказов и очерков Тургенева определена как «очень удачная», поскольку она дала писателю «свободу… исходить вдоль и поперек пространное русское царство и на пути знакомиться с разными лицами и явлениями той сферы жизни». С появлением отдельного издания книги «Записки охотника» в 1852 г. о ней заговорили как о «книге, которая после “Мертвых душ”» произвела самое сильное впечатление на читателей». В критике появились прямые сравнения тургеневской книги о «живых душах» России с «Мертвыми душами» Гоголя — «явлением аналогическим по материалу и строю с “Записками охотника”».

Л. Толстой назвал автора «Записок охотника» «создателем новых форм», так как он полагал, что «каждый большой художник, открывающий новое в жизни, неизбежно должен создавать и свои формы…».

«Записки охотника» — не подборка «пестрых» рассказов, механически собранных в книгу и внешне скрепленных общим заглавием, а органическое единство, внутри которого действуют особые закономерности, порожденные образным взаимодействием, взаимосвязью рассказов. Эта взаимосвязь создает поэтический контекст, бесконечно расширяющий в книге художественную емкость составляющих ее очерков». (Ю. Лебедев)

«В «Записках охотника» следует видеть цикл сближенных самим автором произведений, стремившимся самим сближением их выразить то «дополнительное» содержание, которое возникает сверх «суммы» отдельных значений элементов, входящих в цикл, и реализуется в связях и отношениях, в образной перекличке, в контрастах и параллелях, в развитии «сквозных» мотивов». (С. Е. Шаталов)

«Ощущение переменчивости жизни создается еще с помощью «открытых» концовок и «подхватывающих» начал тургеневских рассказов…

Концовки тургеневских очерков не приостанавливают нужного художнику ощущения переменчивости жизни, они постоянно движутся к началам новых и новых встреч, порождая тяготение одного рассказа к другому, «рифмуя» кадры в изменяющейся картине мира.

Эта рифма усиливается тем, что разомкнутое окончание очень часто подхватывается началом следующего очерка». (Ю. Лебедев)

«Опыт физиологического очерка был учтен и использован Тургеневым в построении сюжета: острая динамика действия, характерная для новеллы, порой сменяется уточняющим описанием явления, портрета, пейзажа. Самозначимая увлекательная интрига вытесняется бытовыми коллизиями реальной повседневности людей». (Э. А. Шубин)

«Рассказ — более сложный жанр, основывающийся на физиологическом очерке, но предлагающий оттенки типа, характера героя. Для воспроизведения характера нужна система поступков, нужен сюжет, т. е. определенная последовательность эпизодов, выполняющая художественные задачи. Меняется природа портрета. Возникают проблемы диалога, психологизма. Рассказ — это то, что было, это изображение в “снятом виде”». (В.И. Кулешов)

В 40-е годы XIX в. В.Г. Белинский, проявляя огромный интерес и значение малой прозе, писал, что «малые прозаические жанры должны знакомить именно с Россией низов. В 40-е годы эта роль первоначально отводилась физиологическому очерку, что объясняется не только особенностями развития литературы, спецификой данного жанра, но и отношением к народной массе, взглядом на нее. Она воспринималась как неподвижная… Жанр очерка предполагал характеристику, классификацию типов, он был описательным и мог выполнять роль жанра-ознакомителя до тех пор, пока господствовало представление о русской жизни как неподвижной, как о некой совокупности сословий, профессий, занятий. Назначение малых жанров в этих условиях литература видела в характеристике народных типов, в накоплении материала для синтетических форм «большой» повести и романа».

И. Тургенев предполагал, что отдельные рассказы должны были являться фрагментами целого. Неслучайно так вдумчиво отбирал он рассказы для сборника: некоторые по цензурным соображениям так и остались незаконченными, некоторые показались ему «недостаточно интересными или нейдущими к делу».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Рассказы узников концлагерей вов
  • Рассказы чарушина про тюпу читать
  • Рассказы цепной структуры для автоматизации звуков
  • Рассказы удмуртских писателей для детей
  • Рассказы цепной структуры гордеева

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии