ИБ — информационный блок
Текст № 1.
В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию на темы из личного опыта. Основой для развития этого вида рассказывания служит повседневная жизнь детей. Темы для своих рассказов они черпают в играх, прогулках, экскурсиях и т. д. Рассказы из опыта доступны и интересны детям, обогащают их речевую деятельность, доставляют радость общения.
Этот вид рассказывания имеет большое значение в развитии связной речи. Дети приучаются к речевому общению, развивается умение свой чувственный опыт передавать в связанном повествовании, формируется умение четко, связанно излагать свои мысли.
Рассказывание на темы из личного опыта (по памяти) более сложное для ребенка, чем по восприятию. Память, как и восприятие, представляет собой процесс-отражение действительности, но память отражает то, что пережито ранее. В психологии эмоциональная память классифицируется как самый сильный вид памяти, этим объясняется методическое правило: предлагать для рассказывания яркие эпизоды из жизни, где были задеты чувства детей, т.е. связанность и последовательности зависят от ясности и четкости представлений.
Структурно — логическая схема 1. Приёмы обучения рассказыванию повествовательным рассказам по картине (Стерликова В.В.).
Обучая детей рассказыванию на темы из опыта, педагог
— заботится о том, чтобы они излагали свои мысли последовательно, толково, понятно для слушателей, говорили выразительно, не торопясь, достаточно громко;
— учит пользоваться точными словами и словосочетаниями, элементами образной речи;
— следит за грамматической и орфоэпической стороной изложения.
В рассказывании из личного опыта педагог упражняет детей не только на занятиях, но и в повседневной жизни, во время индивидуального общения с ними.
«Программой воспитания в детском саду» обучение рассказыванию на темы из личного опыта предусмотрено начиная со второй младшей группы. Однако в этой и в средней группе педагог только подготавливает детей к самостоятельному речевому творчеству,
В младшем и среднем дошкольном возрасте рассказы детей из личного опыта осуществляются через индивидуальное общение, беседы с детьми(индивидуальные и коллективные, например, «Как провели выходные дни», «Что видели по дороге в детский сад»).
Цель – активизация словаря, речи, умения общаться и делиться впечатлениями. Главная роль принадлежит педагогу.
Темы: «Как мы провели праздник», «Наша няня Мария Петровна», «Что мы видели на кухне» и т.д.
Занятия по рассказыванию на темы из личного опыта проводят в старшей и подготовительной группах.
В программе воспитания в детском саду конкретно указываются те речевые умения и навыки, которыми должны овладеть дети в процессе обучения.
Дошкольники старшей группы учатся:
— рассказывать о событиях, фактах, собственных впечатлениях связно, живо, не отклоняясь от заданной темы;
-правильно отражать в речи воспринятое; рассказывать с достаточной полнотой и законченностью;
— указывать место и время описываемых событий;
— пользоваться точными названиями предметов, качеств, действий.
В подготовительной к школе группе у детей в процессе обучения:
— совершенствуются формы монологической речи;
— продолжает развиваться умение связно, подробно и живо рассказывать об играх, прогулках, случаи из жизни;
— четко, ясно излагать свои мысли;
— указывать время и место описываемых событий, пользоваться точными наименованиями предметов, их частей и качеств, действий.
У детей 6-7 лет рассказы должны быть несколько сложнее по структуре и строю, в них много фактического материала. Ребенок чаще сам, без дополнительных вопросов поясняет события, о которых рассказывает.
Успех этого вида обучения в значительной степени зависит от того, насколько интересно и разнообразно протекает жизнь детей в детском саду.
Большую роль играет также словарная работа, которую проводит педагог. Содержание ее усложняется от одной возрастной группы к другой. От качества словарной работы зависят стройность речи ребенка, ее живость, отсутствие излишних пауз и заминок. Накопленный словарный запас позволяет старшим дошкольникам уверенно использовать в своей речи нужные слова и словосочетания, правильно отражать воспринятое.
В рассказах на темы из личного опыта ребенок учится самостоятельно отбирать словесный материал, он, по словам Е. И. Тихеевой, «вынужден брать и комбинировать слова и выражения самостоятельно, а не выбирать их из готового рассказа».
Тематика рассказов из личного опыта
1.Темы для детских рассказов подсказывают прогулки, экскурсии.
2.Из коллективного и индивидуального опыта.
3.Коллективно-индивидуальный.
Темы намечаются педагогом на основе знания того, чем и какими интересами живут дети дома и в детском саду.
Тематика для детей 5-6 лет:
— Моя любимая игрушка.
— Как я помогаю дома.
— Наши зимние забавы.
— Про котенка.
Тематика для детей 6-7 лет:
— Елка для дошкольников.
— Как заботимся о малышах.
— Как проводим время дома.
Одни темы требуют работы педагога в групповой форме, т.к. сравнительно легки для детей: впечатления прочны, и для педагогов, которые хорошо знают содержание предстоящих рассказов и умеют ими хорошо руководить.
Другая категория – из индивидуального опыта. Они сложнее для детей, так как детям нужно самостоятельно отобрать из своего опыта узкое содержание из своего рассказа. Ребенок должен рассказывать наиболее полно и понятно, так как описываемый предмет слушатели не видели. Эти занятия трудны и для педагога, потому что он, не зная конкретного содержания детских рассказов, не всегда может вовремя поправить или добавить. Но в другом – эти рассказы являются показателем развития речи и интересов, суждений детей.
Методические приемы:
1. Вопросы на данную тему, предваряющие рассказ.
2. Образец рассказа педагога:
— тема рассказа и его содержание должны быть близки детскому опыту;
— четкость построения, отсутствие лишней детализации;
— динамичность действий, яркие описания;
— язык должен быть приближен к разговорному (эмоционален, лишен сухости). Из личных впечатлений педагог отбирает те, которые должны быть близки детям, полезны в воспитательном отношении.
3. Вопросы в виде плана: 2-4 вопроса. У ребенка, отвечая на них, получается рассказ.
4. Выясняющие вопросы к рассказчику. В конце беседы педагог с помощью вопросов выясняет, как дети усвоили данную тему, и после этого предлагает обдумать это с начала и до конца. Выясняющие вопросы предлагаются робким, застенчивым детям, помогая им начать или предлагать свой вариант рассказа.
5. Указания могут быть тоже в виде вопросов, по установлению последовательности, по четкости повествования.
Структурно — логическая схема 2. Методы и приёмы обучения составлению повествовательных рассказов из опыта (Стерликова В.В.).
Пример: Составление рассказа из личного опыта «Моя любимая игрушка»
Речевые задачи: учить составлять рассказ, отбирая наиболее важные факты для описания игрушки и действия с ней. Рассказывать последовательно и выразительно. Учить подбирать слова для описания предмета с целью выделить определенные качества. Закреплять правильное произношение звуков «в», «ф». Умение дифференцировать их на слух, подбирать слова с этими звуками.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей бережное отношение к игрушке (не перебивать других – один говорит, а все слушают).
Составление рассказа:
1. Какая она? (игрушка).
2. Дать описание.
3. Случай, который произошел с игрушкой.
4. Дать образец из своего личного опыта.
Шпоргалки для студентов
Образец конспекта занятия.
«Помощь по сайту» — нажмите на изображение — гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу
Уважаемые студенты!
Обращаю Ваше внимание на то, что представленная ниже слайд – лекция по модулю «Методика развития связной речи» позволит вам получить дополнительную консультацию при изучении теоретического вопроса модуля (Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию на темы из личного опыта (по памяти); а также поможет при подготовке домашнего задания к практическому уроку по теме:
— моделирование конспекта занятия на тему: «Моделирование конспектов занятий по обучению детей дошкольного возраста рассказыванию по памяти».
Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет вам в учёбе и для успешного прохождения практики в ДОУ!
P.S: УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД.
Если вы скопировали презентацию и не указали источник — ЭТО ПЛАГИАТ (плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования).
Сегодня цитирование или бесплатное использование отдельных элементов или отрывков произведения другого автора в собственной работе законодательство России допускает без какого-либо согласования с правообладателем. Вот цитата из 4-й части Гражданского кодекса РФ:
Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях:
«Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования…»
ПОМНИТЕ!!! Ваша работа при использовании цитирования совершенно не утратит уникальности, скорее, наоборот, благодаря разнице в вашем мышлении и автора первоисточника.
ВСЕГДА, КОГДА ИСПОЛЬЗУЕТЕ ЧУЖИЕ ТРУДЫ ИЛИ ИДЕИ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ДЕЛАТЬ ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ.
С уважением, О.Г. Гольская.
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 76 человек из 28 регионов
- Сейчас обучается 121 человек из 45 регионов
- Сейчас обучается 54 человека из 22 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Рассказывание из опыта
-
2 слайд
Рассказы о впечатлениях из опыта опираются в основном на материал, воспринятый, осмысленный ребенком и сохраненный его памятью.
В основе их лежит работа памяти и воссоздающего воображения.
Это рассказы о тех событиях, свидетелями или участниками которых были сами дети.Рассказы из опыта обычно живы, искренни и эмоциональны, но недостаточно связны и последовательны.
Рассказывание из опыта отличается тем, что ребенок хорошо знает то, о чем он говорит.
Рассказы из опыта имеют большое значение для развития мыслительных и речевых способностей ребенка, для проявления его индивидуальности.
Умение рассказывать о впечатлениях из опыта приобретается в значительной степени в практике повседневного общения ребенка с окружающими. -
3 слайд
Обучение рассказыванию из опыта программа рекомендует начинать со старшей группы. Уже на четвертом году жизни детей можно учить развернутому изложению мыслей в форме коротких сообщений с помощью вопросов воспитателя.
В средней группе детей учат рассказывать по вопросам и образцу воспитателя, а в старших группах — самостоятельно рассказывать о том, что они видели и что с ними происходило. -
4 слайд
Тематику рассказов намечают на основе того, какими интересами живут дети в детском саду и дома, какие события произошли в их жизни. Воспитателю надо беседовать с родителями, чтобы из разговоров с ними узнавать новое, интересное о жизни детей дома. Можно посоветовать родителям, чтобы обогатить детские впечатления, сводить ребенка на речку посмотреть ледостав, в зоопарк, а предварительно почитать на данную тему книгу.
-
5 слайд
Можно рекомендовать следующие темы:
для средней группы — как провели праздник новогодней елки; о родном доме, о своей кошке или собаке; как работали на огороде; как меняли рыбкам воду в аквариуме; что видели на кухне;
для старшей и подготовительной к школе групп — о том, как провели праздник; что видели во время экскурсий в библиотеку, в школу; про то, как отдыхали летом; наш огород; как шьют одежду; мой лучший друг (подруга); как мы- заботимся о малышах, о маме. -
6 слайд
Рассказы из опыта можно разделить на два вида:
рассказы, отражающие коллективный опыт детей (о событиях, в которых принимали участие все дети (экскурсия на почту);
рассказы, отражающие индивидуальный опыт детей («Расскажи, как ты. провел выходной день»; «Расскажи о своем доме»).
-
7 слайд
Приёмы обучения:
Вспомогательные вопросы. Задача их — научить ребенка последовательной полно, в понятной для слушателей форме воспроизводить свой личный опыт, рассказывать о впечатлениях и переживаниях, направлять свое внимание на суть передаваемых событий. Вопросы должны быть понятными детям и давать возможность для составления связного последовательного рассказа. Наиболее широко вопросы используются в рассказах, отражающих коллективный опыт. В рассказывании на темы из личного опыта они тоже уместны, но задаются в более общем виде, поскольку воспитатель не знает, о чем будет говорить ребенок. -
8 слайд
Приёмы обучения:
Образец рассказа воспитателя. Ценность рассказа-образца’ в том, что он показывает пример замысла, повышает интерес к рассказыванию и направляет мысли ребенка на конкретные факты из его жизненного опыта, которые могут стать основой для самостоятельного рассказа и способствовать развитию замысла. Образец помогает ребенку научиться строить рассказ. Язык образца, последовательность изложения оказывают влияние на стилистику детских рассказов. Отсюда вытекают и требования, предъявляемые к образцу рассказа воспитателя о впечатлениях из его личного опыта. -
9 слайд
Приёмы обучения:
1. В основу рассказа воспитателя должен быть положен какой-либо случай (или событие), представляющий интерес для детей и близкий их жизненному опыту.
2. Рассказ должен отличаться четкой последовательностью изложения. Вначале дастся завязка, заинтересовывающая детей, затем следует нарастание действия. После момента наибольшего напряжения быстрая и ясная развязка.
3. Язык рассказа должен быть приближен к разговорной речи, а сам рассказ — быть понятным и кратким, образным, без длинных фраз. Образность и живость языка воспитателя влияют на выразительность детской речи. -
10 слайд
Приёмы обучения:
Рассказывание по плану, заданному в виде вопросов или указаний. План способствует большей сосредоточенности на предмете рассказа, развитию последовательности в изложении событий. Воспитатель сам намечает вехи на пути детского рассказа. Указания несколько освобождают внимание ребенка от заботы о последовательности изложения и положительно влияют на умение рассказывать подробно, точно и выразительно. Приведем пример плана в виде вопросов: «Расскажите, как вы провели праздник. Куда ходили? С кем? Что видели интересного? Что вам особенно понравилось?» Л вот план в форме указаний: «Расскажите, как мы вырастили цыплят. Сначала расскажите, как у нас появились цыплята, какие они были. Потом — как мы за ними ухаживали. Закончите рассказ тем, какие стали цыплята, когда выросли». -
11 слайд
Методика рассказывания
В младшем дошкольном возрасте настоящего рассказывания по воспоминаниям еще нет. Это первоначальная ступень обучения. Высказывания детей несовершенны, для них характерна ситуативность, их трудно понять слушателю. Дети дополняют свои сообщения движениями и жестами. Занятие проходит как полуразговор, полубеседа на близкую детям тему: о любимых игрушках и животных; о том, с кем ребенок живет дома (о маме, бабушке, сестре, папе или брате); о том, как прошел выходной день. -
12 слайд
Методика рассказывания
В среднем дошкольном возрасте обучение начинается с рассказывания по вопросам и заканчивается обобщением педагога или детей. Ребенок рассказывает о том, как помогает маме, что он видел на улице, как провел праздник, какой подарок подарил маме.
Самостоятельное повествование рекомендуется начинать с рассказов, отражающих коллективный опыт: как работали на огороде, что видели на кухне. Вначале используется образец в виде начала рассказа. Воспитатель начинает изложение событий, а дети продолжают. Педагог помогает вопросами, напоминаниями, предложением. -
13 слайд
Методика рассказывания
Старшие дошкольники свой рассказ облекают в форму связного, последовательного, понятного для слушателей повествования, но обучающая роль педагога велика и в этих возрастных группах.
Усилия воспитателя направлены на развитие у детей памяти и воссоздающего воображения, на формирование умения выстраивать логику повествования, самостоятельно отбирать материал из жизненных впечатлений, находить нужные слова и выражения. С этой целью применяются образец рассказа и план. -
14 слайд
Составление письма. Известно, что письменная речь — высшая форма связной речи. Но в дошкольном возрасте дети не владеют ею. Однако психологические особенности письменной речи могут быть использованы, по мнению Ф. А. Сохина, для формирования у дошкольников умения преднамеренно, произвольно строить связное устное высказывание. Особое значение в связи с этим имеет составление письма: ребенок составляет текст, а взрослый записывает.
-
15 слайд
Творческое рассказывание.
Л. С. Выготский, К.Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, А. В.Запорожец рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. -
16 слайд
Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е. И. Тихеевой,.Е. А. Флериной, М. М, Кониной, Л. А. Пеньевской, Н. А. Орлановой, О. С. Ушаковой, Л. М. Ворошниной, Э. П. Коротковой, А. Е. Шибицкой.
-
17 слайд
Словесное творчество — наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» — условное название рассказов, которые дети придумывают сами.
-
18 слайд
В основе словесного творчества, отмечает О.С.Ушакова, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы
-
19 слайд
Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов. — новообразований).
-
20 слайд
В формировании детского художественного творчества она выделяла три этапа.
На первом этапе происходит накопление опыта;
Второй этап — собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств;
На третьем этапе появляется новая продукция.
-
21 слайд
Педагогические условия необходимые для обучения детей творческому рассказыванию:
1. Постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. -
22 слайд
Педагогические условия необходимые для обучения детей творческому рассказыванию:
2. Обогащение и активизация словаря.
Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Процесс обогащения опыта детей связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов. -
23 слайд
Педагогические условия необходимые для обучения детей творческому рассказыванию:
3. Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.
Так как творческий рассказ — продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. -
24 слайд
Педагогические условия необходимые для обучения детей творческому рассказыванию:
4. Правильное понимание детьми задания «придумать», т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел. -
25 слайд
Тематика творческих рассказов должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества.
Темы для рассказывания могут быть с конкретным содержанием: «Как мальчик нашел щенка», «Как Таня ухаживала за сестренкой», «Подарок маме», «Как Дед Мороз пришел на елку в детский сад», «Почему девочка плакала», «Как Катя потерялась в зоопарке». -
26 слайд
Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа:
В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателей по вопросам.
С целью развития творческих умений рекомендуется такой прием, как придумывание детьми продолжения авторского текста. -
27 слайд
Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа:
В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста). Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.
Как и в старшей группе, работу с детьми начинают с придумывания реалистических сюжетов. Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа. -
28 слайд
Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа:
Вспомогательные вопросы, по мнению Л.А.Пеньевской, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи.
План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета.
Более сложный прием — рассказывание по сюжету, предложенному педагогом. -
29 слайд
Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа:
Придумывание рассказа на самостоятельна выбранную тему — самое трудное задание. Использование этого приема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ.
Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты. -
30 слайд
Наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы. Эффективной считается такая последовательность
обучения описанию природы:1. Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы.
2.Углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью. -
31 слайд
Наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы. Эффективной считается такая последовательность
обучения описанию природы:3. Обучение детей описанию объектов природы по представлению.
4. Обучение умению описывать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных произведений..
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 058 590 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 15.02.2018
- 554
- 1
- 15.02.2018
- 314
- 0
- 15.02.2018
- 823
- 0
Рейтинг:
3 из 5
- 15.02.2018
- 1301
- 1
- 15.02.2018
- 708
- 0
Рейтинг:
5 из 5
- 15.02.2018
- 7990
- 152
- 15.02.2018
- 4489
- 10
- 15.02.2018
- 36776
- 21
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Образовательные ресурсы системы дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Организация работы в ДОО по подготовке детей к школе»
-
Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
-
Курс повышения квалификации «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
-
Курс повышения квалификации «Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Экологическое образование детей дошкольного возраста: развитие кругозора и опытно-исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Использование декоративно-прикладного искусства в работе с детьми дошкольного возраста»
-
Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Песочная терапия в работе с детьми»
-
Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Методическое обеспечение дошкольного образования в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»
-
Курс повышения квалификации «Организация в ДОО «Школы для родителей»: формирование психологической грамотности»
Рассказы детей из опыта
Обучение такому рассказыванию имеет большое значение для развития речи. Дети учатся использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании. У них формируется умение понятно, чётко, связно, последовательно излагать свои мысли без опоры на наглядный материал.
Основой для развития этого вида рассказывания является повседневная жизнь детей. Темы для детских рассказов подсказывают прогулки, экскурсии, праздники, интересные случаи. Воплощая свои впечатления в форму рассказа, дети наглядно убеждаются в том, что обо всём окружающем можно рассказать живо и интересно.
Рассказывание из личного опыта вводится в средней группе.
На первых порах воспитатель организует его после знакомства с картиной, игрушкой. Например, после рассматривания картины педагог обращается к группе с предложением рассказать о кошках, которые живут у детей дома, описать их внешность, привычки.
В дальнейшем детям предлагаются конкретные, близкие им темы: после праздника это могут быть темы: «Как мы провели праздник», «Что нам понравилось на ёлке», после экскурсии по детскому саду – темы: «Что мы видели на кухне» и т.п.
В средней группе наиболее целесообразно коллективное рассказывание.
Воспитатель знакомит детей с темой рассказа (например, о том, что дети видели на экскурсии), намечает основную сюжетную линию: «Сначала мы расскажем, как пошли на экскурсию, затем вспомним, что нового и интересного там увидели, а закончим рассказом о том, что нам больше всего запомнилось».
Затем дети начинают высказываться. То обстоятельство, что воспитатель ведёт запись, побуждает их подыскивать наиболее точные и правильные слова и выражения. В конце воспитатель зачитывает коллективный рассказ и предлагает детям нарисовать рисунки на эту тему. Если кто-то из детей захочет продолжить рассказ, надо отнестись к этому внимательно и записать высказывание ребёнка или поощрить его за то, что он так интересно смог дополнить коллективный рассказ.
Коллективное рассказывание широко применяется и в свободное от занятий время. Например, когда утром дети приходят в детский сад со свежими впечатлениями от увиденного или услышанного дома, воспитатель заводит общий разговор, своими вопросами направляя его таким образом, чтобы каждый ребёнок мог высказаться (о том, что он видел на улице, по телевидению и др.).
В старшем дошкольном возрасте расширяется круг ознакомления детей с явлениями общественной жизни, с трудом взрослых, поэтому и тематика рассказов усложняется.
К рассказыванию из личного опыта относится и коллективное составление письма (заболевшему товарищу, детям другого города). Воспитатель записывает за детьми то, что они расскажут о своей жизни в детском саду, и помогает изложить содержание последовательно, интересно, грамматически правильно. Одновременно у детей развивается умение составлять специальные тексты, потому что письмо отличается от обычного рассказа и своим содержанием, и структурой.
Эффективности обучения этому виду рассказывания способствует установление контакта с родителями. С ними можно провести беседу о том, как обогатить детские впечатления в выходные и праздничные дни; где побывать; что и как посмотреть. Впоследствии можно составить альбом из детских рисунков и рассказов и показать его родителям.
Просмотр содержимого документа
«Рассказы детей из опыта»
Методика обучения рассказыванию
из опыта детей дошкольного возраста
в условиях внедрения ФГОС ДО
Автор: Городилова Оксана Владимировна
Организация: МБДОУ Детский сад №152
Населенный пункт: Ивановская область, г. Иваново
Проблема обучения дошкольников рассказыванию из опыта очень актуальна, т.к. имеет большое значение в развитии связной речи.
Владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически — правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества являются одними из основных задач ФГОС ДО образовательной области «Речевое развитие» в основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
В процессе обучения рассказыванию из опыта, дети приучаются к речевому общению, развивается умение свой чувственный опыт передавать в связанном повествовании, формируется умение четко, связанно излагать свои мысли.
Учить ребенка рассказывать — это значит формировать его связную речь.
Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью, которая подразумевает развитие умения рассказывать, зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде умения рассказывать является одной из основных составляющих при психологическом обследовании готовности ребенка к школе, а потому является наиболее актуальной задачей развития современных детей.
В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию на темы из личного опыта. Основой для развития этого вида рассказывания служит повседневная жизнь детей. Темы для своих рассказов они черпают в играх, прогулках, экскурсиях и т. д. Рассказы из опыта доступны и интересны детям, обогащают их речевую деятельность, доставляют радость и общение.
Следует подчеркнуть, что овладение связными формами высказываний — сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.
Рассказы о впечатлениях из опыта опираются в основном на материал, воспринятый, осмысленный ребенком и сохраненный его памятью. В основе их лежит работа памяти и воссоздающего воображения. Это рассказы о тех событиях, свидетелями или участниками которых были сами дети.
Занятия по рассказыванию на темы из личного опыта проводят в старшей и подготовительной группах. На занятиях по пересказу старшие дошкольники самостоятельно рассказывают на темы из личного опыта. Дети уже самостоятельно могут составлять свой рассказ в форме связного, последовательного, понятного для слушателей повествования, но обучающая роль педагога велика и в этом возрасте. [3]
Методика обучения рассказыванию из опыта была разработана Е. И. Тихеевой, Л. А. Пеньевской, Э. П. Коротковой.
Вид рассказывания, как правило, определяет и прием обучения. Наиболее эффективны и широко используются вспомогательные вопросы, образец рассказа воспитателя, план рассказа, которые имеют в этом виде речевой деятельности детей свою специфику. В качестве дополнительных можно назвать такие приемы, как указания, анализ и оценка детских рассказов, подсказ нужного слова, совместный рассказ воспитателя и ребенка и др. [1]
Усилия воспитателя в данной возрастной группе направлены на развитие у детей памяти и воссоздающего воображения, на формирование умения выстраивать логику повествования, самостоятельно отбирать материал из жизненных впечатлений, находить нужные слова и выражения. С этой целью в начале учебного года в старшей группе можно использовать разработанный Э.П. Коротковой прием подачи образца с последующим его анализом.
Педагог анализирует образец, объясняет, что рассказ состоит из частей, называет их. В заключение воспитателем даются конкретные указания детям,
- о чем нужно сказать вначале, а о чем после. Этот прием помогает детям
- овладеть формой изложения. [1]
Постепенно от образца педагог переходит к рассказыванию по плану и по указаниям. В связи с тем, что у детей формируется осознание особенностей языка и результатов собственной речевой деятельности, особое значение приобретает анализ детских рассказов и их оценка (выбор материала, последовательность изложения, язык, выразительность). К анализу привлекаются дети («Понравился ли вам рассказ? Что запомнилось в нем?» и т.п.). Оценка педагога должна быть доброжелательной, конкретной, без общих фраз.
Обучая детей рассказыванию на темы из опыта, педагог:
— заботится о том, чтобы они излагали свои мысли последовательно, толково, понятно для слушателей, говорили выразительно, не торопясь, достаточно громко;
— учит пользоваться точными словами и словосочетаниями, элементами образной речи;
— следит за грамматической и орфоэпической стороной изложения.
Начиная со старшей группы, в детском речевом творчестве значительное место занимают рассказы детей о себе, о дружбе со сверстниками, об интересных прогулках и играх, о трудовых делах. [2]
В методических пособиях приводится много различных и интересных тем, но воспитатель не может взять любую из них на свой выбор и предложить детям для рассказывания, так как он должен быть уверен, что у детей имеется запас знаний и представлений по данной теме. Нельзя предлагать такую тему, по которой у них нет никаких знаний и впечатлений. Тема должна быть конкретной и сообщаться так, чтобы детям было ясно, о чем надо рассказывать. Одни темы ориентируют на конкретный случай («Как мы садили лук», «Как мы строили горку»), а другие предлагают ребенку самому отобрать факты и рассказать о них («Наши зимние забавы» и др.). М. М.
Конина предлагала в старших группах практиковать рассказы на
отвлеченные темы («Расскажи о веселом случае»). [1]
В рассказывании из личного опыта педагог упражняет детей не только на НОД, но и в повседневной жизни, во время индивидуального общения. Успешность выполнения речевого задания зависит от активизации детской памяти. С этой целью используются вспомогательные вопросы. Задача,
которых научить ребенка последовательно и полно, в понятной для слушателей форме воспроизводить свой личный опыт, рассказывая о впечатлениях и переживаниях, направляя свое внимание на суть передаваемых событий. Наиболее широко вопросы используются в рассказах, отражающих коллективный опыт. В рассказывании на темы из личного опыта они тоже уместны, но задаются в более общем виде, поскольку воспитатель не знает, о чем будет говорить ребенок. [6]
Говоря с детьми об их индивидуальном опыте, педагог не знает подробностей, потому и вопросы имеют общий характер («Где ты отдыхал летом? С кем? Что интересного было?»). Вопрос задается в естественно-разговорной форме. Воспитатель выказывает свою заинтересованность к предмету рассказа, желание узнать о нем поподробнее. Вопросы неконкретные, равнодушные («Что ты еще можешь рассказать о жизни в деревне?») не активизируют детскую память и мышление, не затрагивают эмоции ребенка. Вспомогательные вопросы в процессе самого рассказывания мешают ребенку довести рассказ до конца и вовлекают иногда в беседу других детей. Поэтому использовать их следует очень осторожно.
Другим приемом обучения является образец рассказа воспитателя. Ценность рассказа-образца в том, что он показывает пример замысла, повышает интерес к рассказыванию и направляет мысли ребенка на конкретные факты из его жизненного опыта, которые могут стать основой для самостоятельного рассказа и способствовать развитию замысла. Образец помогает ребенку научиться строить рассказ. Язык образца, последовательность изложения оказывают влияние на стилистику детских рассказов. Отсюда вытекают и требования, предъявляемые к образцу рассказа воспитателя о впечатлениях из его личного опыта. [1]
В основу рассказа воспитателя должен быть положен какой-либо случай (или событие), представляющий интерес для детей и близкий их жизненному опыту. Рассказ должен отличаться четкой последовательностью изложения. Вначале дается завязка, заинтересовывающая детей, затем следует нарастание действия. После момента наибольшего напряжения быстрая и ясная развязка. Язык рассказа должен быть приближен к разговорной речи, а сам рассказ — быть понятным и кратким, образным, без длинных фраз. Образность и живость языка воспитателя влияют на выразительность детской речи. [6]
Рассказ воспитателя о случае из его жизни является одним из простых и ценных видов применения образца в рассказывании из опыта. Он повышает интерес детей к этой деятельности и помогает им приобрести целый ряд практических умений. Такой рассказ эмоционально воспринимается детьми, потому что связан с близким и авторитетным для них человеком. Еще Е. И. Тихеева считала, что личные переживания в таких рассказах, наблюдения рассказчика играют огромную роль. Рассказы мамы или любимой воспитательницы о временах и событиях, когда дети были маленькими, они особенно любят.
Другим приемом обучения детей является рассказывание по плану, заданному в виде вопросов или указаний. План способствует большей сосредоточенности на предмете рассказа, развитию последовательности в изложении событий. Воспитатель сам намечает вехи на пути детского рассказа. Указания несколько освобождают внимание ребенка от заботы о последовательности изложения и положительно влияют на умение рассказывать подробно, точно и выразительно. [5].
Приведем пример плана в виде вопросов: «Расскажите, как вы провели праздник. Куда ходили? С кем? Что видели интересного? Что вам особенно понравилось?» А вот план в форме указаний: «Расскажите, как мы вырастили цветок. Сначала расскажите, как у нас появились семена, какие они были. Потом — как мы за ними ухаживали. Закончите рассказ тем, какой стал цветок, когда вырос». В программе воспитания в детском саду конкретно
указываются те речевые умения и навыки, которыми должны овладеть дети в
старшей возрастной группе в процессе обучения.
Дошкольники старшей группы учатся:
— рассказывать о событиях, фактах, собственных впечатлениях связно, живо, не отклоняясь от заданной темы;
— правильно отражать в речи воспринятое; рассказывать с достаточной полнотой и законченностью;
— указывать место и время описываемых событий;
— пользоваться точными названиями предметов, качеств, действий.
Большую роль играет также словарная работа, которую проводит педагог с детьми в старшей группе. От качества словарной работы зависят стройность речи ребенка, ее живость, отсутствие излишних пауз и заминок. В рассказах на темы из личного опыта ребенок учится самостоятельно отбирать словесный материал. [2]
Воспитателю надо беседовать с родителями, чтобы из разговоров с ними узнавать новое, интересное о жизни детей дома. Можно посоветовать родителям, чтобы обогатить детские впечатления, сводить ребенка в зоопарк, музей, на речку, посмотреть ледостав, в другие интересные для детей этого возраста места, предварительно почитать на данную тему книгу.
Таким образом, успех этого вида обучения рассказывания в значительной степени зависит от того, насколько интересно и разнообразно протекает повседневная жизнь детей и в детском саду, а накопленный словарный запас позволяет старшим дошкольникам уверенно использовать в своей речи нужные слова и словосочетания, правильно отражать воспринятое.
Список использованной литературы
1.Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — М. Издательский центр «Академия», 2000.
2. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста. — М. 2004.
3. Занятие по развитию речи в детском саду./ Под. ред. Ушаковой, О. С. — М. Просвещение. 1993.
4. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду. — М. 1978.
5. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. — М. 1966.
6. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. — М. Академия. 2006.
7. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. — М. 2001.
Приложения:
- file0.docx.. 25,5 КБ