Доброго дня! Не знайшла картки «бити себе не можна». Якщо вона є підкажіть, будь ласка, де шукати. Дякую!
Доброго вечора. Не можу знайти соціальну історію чи просто картки на тему “Стригти нігті на руках і ногах”
Здравствуйте. Нет ли случайно социальной истории на тему “перемещение по школе”? Что-то вроде: строимся парами, держимся за руки, идем шагом, не убегаем от учителя и т.д.
Доброго дня. Зробіть будь ласка карточку, якою можна висловити свою любов. Питу хлопчик і показує на серце червоне, чи щось інакше. Поки складати три картки йому важко ( я тебе люблю) Дякую
Ответить на
Тетяна
1 год назад
Добрий день. Сподіваюсь, такий малюнок підійде.
Доброго дня, а можна карточки з правилами поведінки під час занять і позначення того, що вже заняття закінчилося. Дуже дякую
Ответить на
Мария
2 лет назад
Доброго дня! Підготували малюнки. Якщо треба щось виправити, напишіть.
Ответить на
Татьяна Данилевич
2 лет назад
Доброго дня! Хочу такий плакат, як можна замовити і скільки це коштує!?
Ответить на
Галина
2 лет назад
Доброго дня. Так, можна замовити. Я Вам відповім на email.
Ответить на
Татьяна Данилевич
1 месяц назад
Здравствуйте, Спасибо Вам огромное за материал. Работаю в Казахстане, использую социальные истории и карточки в работе. Как можно получить такие карточки на русском?
Ответить на
Оксана
30 дней назад
Добрый день. К сожалению, отправляем только по Украине.
10.12.12
Вопрос-ответ. Как обучать детей с аутизмом с помощью социальных историй?
Эффективный метод для обучения детей с аутизмом социальным навыкам
Автор: Барри К. Моррис / Barry K. Morris
Источник: autism-help.org
Дети с аутизмом испытывают трудности в социальном взаимодействии. Теория модели психического описывает их проблемы, когда им нужно посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека. Популярная стратегия решения этих проблем – социальные истории, которые помогают людям в спектре аутизма «считывать» и понимать социальные ситуации.
Адекватное социальное поведение объясняется ребенку в форме истории. Этот метод был разработан Кэрол Грей, и его цель – предоставить аутичному человеку ответы на вопросы о том, как взаимодействовать с другими людьми подобающим образом (например, ответы на вопросы «кто», «что», «когда», «где» и «почему» социальных ситуаций).
Кэрол Грей (Carol Gray) — директор Центра Грей по социальному научению и пониманию в городе Зиланд, США. Первоначально Грей работала учительницей с учениками с расстройствами аутистического спектра (РАС), сейчас она работает консультантом по инклюзивному образованию детей с аутизмом. Метод социальных историй Кэрол Грей разработала в 1991 году, теперь этот метод используется во всем мире. Грей написала множество статей о травле в школе и вопросах социального обучения детей с аутизмом.
Социальные истории разрабатываются индивидуально для конкретного ребенка и могут включать вещи, которые ребенок ценит, или которыми он интересуется. Например, если ребенку нравятся динозавры, то вы можете сделать динозавров персонажами истории про учебу в школе и так далее. Дети с аутизмом часто лучше воспринимают визуальную информацию, так что желательно, чтобы история включала рисунки, фотографии или даже реальные предметы.
Как составить социальную историю для человека с аутизмом
Кэрол Грей рекомендует специфическую схему социальной истории. Эта схема включает несколько описательных и несколько перспективных предложений.
Описательные предложения
Описательные предложения рассказывают о том, что люди делают в конкретных социальных ситуациях, и определяют, где эти ситуации происходят, кто в них участвует, что эти люди делают и почему. Пример описательных предложений: «Иногда в школе включается пожарная тревога. Пожарная тревога – это очень громкий звонок, который включают, когда в школе настоящий пожар, или когда все тренируются в выходе из здания в случае пожара. Учителя, уборщики и директор помогают нам всем построиться и быстрее выйти из здания. Пожарная тревога очень громкая, чтобы все ее услышали. Иногда я думаю, что она слишком громкая».
Перспективные предложения
Этот тип предложений описывает реакции других людей, чтобы человек узнал точку зрения окружающих на эту ситуацию. Эти предложения описывают внутренние состояния людей, их мысли, чувства и настроение. Перспективные предложения представляют реакцию людей на ситуацию, так что человек может выучить, как другие люди воспринимают различные события. Пример перспективного предложения: «Пожарная тревога не беспокоит всех людей. Учителя, уборщики и директор могут не понимать, почему меня беспокоит пожарная тревога. Иногда они могут разозлиться, потому что я не выхожу достаточно быстро или не понимаю, что делать. Их работа состоит в том, чтобы вывести меня из здания как можно скорее, чтобы я был в безопасности в случае настоящего пожара».
Директивные предложения
Директивные предложения описывают желательный или подходящий образ действий в данной ситуации. Такие предложения строятся в утвердительной форме, объясняя в позитивных терминах, какое поведение является желательным. Природа директивных предложений такова, что их нужно использовать с большой осторожностью и не ограничивать выбор человека. Чем больше в истории описательных предложений, тем больше у человека возможностей для собственных реакций на социальную ситуацию. Чем больше директивных утверждений, тем более конкретными должны быть подсказки человеку о том, как следует реагировать.
Директивные предложения формулируются только позитивно и только от первого лица. Директивные предложения обычно следуют за описательными предложениями, и они рассказывают о том, что является ожидаемым ответом на подсказку или ситуацию. Директивные предложения обычно начинаются с «Я могу попытаться…», «Я попытаюсь…» или «Я буду работать над…». Пример директивного предложения: «Я попытаюсь оставаться спокойным, когда звонит пожарная тревога».
Нужно следить за тем, чтобы не использовать слишком много директивных или контролирующих предложений в социальной истории, а то вы превратите ее в «антисоциальную историю» – набор требований и команд.
Контролирующие предложения
Эти предложения определяют стратегии, которые человек может использовать, чтобы вспомнить или понять социальную историю. Они обычно добавляются после того, как вы изучили социальную историю вместе. Контролирующее предложение пишется ребенком, либо составляется по его подсказке. Пример контролирующего предложения: «Когда звучит пожарная тревога, думай о динозаврах и о том, как они идут друг за другом из леса, чтобы спастись от огненных метеоритов».
Когда история написана, вы можете дополнить ее картинками, которые значимы для ребенка, и которые помогут ему запомнить историю. Историю можно использовать в качестве «сказки на ночь», читать вместе с ребенком вместо книги и так далее. Можно читать историю ребенку ежедневно, либо читать историю ребенку в разное время в течение недели. Кэрол Грей сообщает фантастические результаты от применения ее метода.
Не используйте слишком много контролирующих и директивных предложений
Два типа предложений используются лишь изредка: директивные и контролирующие предложения. Их можно вообще не использовать, но если они включаются в историю, то Кэрол Грей рекомендует использовать их в следующем соотношении: 0-1 директивное или контролирующее предложение на каждые 2-5 описательных или перспективных предложений.
Кэрол Грей разработала именно это соотношение директивных или контролирующих предложений к описательным и/или перспективным предложениям для метода социальных историй. Она считает, что на каждое директивное или контролирующее предложение должно приходиться от двух до пяти описательных или перспективных предложений. В зависимости от конкретного человека и ее или его потребностей можно полностью отказаться от директивных или контролирующих предложений.
Как использовать социальные истории
Если человек с аутизмом умеет читать, то родитель может представить историю, прочитав ее дважды. Затем человек может читать историю один раз в день самостоятельно. Если человек с аутизмом не умеет читать, то родитель может записать свое чтение истории на видео или аудио, одновременно подсказывая человеку, что пора перевернуть страницу. Можно подсказывать с помощь звонка или вербального предложения о том, что пора перевернуть страницу.
Человек слушает и «читает» историю один раз в день. Когда у человека с аутизмом развивается навык, описанный в социальной истории, можно постепенно уменьшать ее применение. Это можно сделать, уменьшив количество раз в неделю, когда история читается, а затем напоминать об истории только раз в месяц или по необходимости. Другой способ уменьшения применения – переписывать историю, постепенно убирая из нее директивные предложения.
Социальные истории можно использовать для самых разных целей
Социальные истории могут быть использованы не только для обучения тому, как вести себя в социальных ситуациях. Их можно использовать для освоения нового распорядка дня, новых занятий и того, как реагировать на различные чувства, такие как злость и фрустрацию. Хотя на данный момент продолжаются исследования по оценке эффективности социальных историй, они кажутся многообещающим методом для улучшения социального поведения аутичных людей.
Что говорят о социальных историях исследования?
Существующие на данный момент исследования говорят о том, что социальные истории могут быть эффективны для улучшения адаптивного поведения и уменьшения проблемного поведения, особенно если их применяют в сочетании с прикладным поведенческим анализом (ABA). Тем не менее, дети в спектре аутизма получат пользу от этого метода только в том случае, если они способны общаться предложениями, которые соединяют вместе различные идеи.
Несколько исследований, проведенных в малых группах детей с аутизмом школьного возраста, показали эффективность социальных историй (Mirenda 2001). Социальные истории считаются эффективными, но только в том случае, если они соответствуют коммуникативным навыкам ребенка (Richards 2000). Как и в случае со многими другими вмешательствами для расстройств аутистического спектра, необходимо больше эмпирических исследований среди большего числа детей, чтобы квалифицировать социальные истории как доказательное вмешательство.
Примеры социальных историй
Когда я не слушаю других людей
Очень важно смотреть на людей и прекратить делать то, что я делаю, если они хотят мне что-то сказать.
Иногда взрослые говорят мне очень важные вещи, которые я должен знать.
Если я не смотрю и не слушаю, то я могу пропустить что-то важное, и взрослые рассердятся.
Я знаю, что это плохо – продолжать делать то, что я делаю, если взрослые хотят, чтобы я слушал.
Я буду слушать взрослых, когда они говорят со мной.
Как настроиться на других людей
Я думаю только о том, что говорят или делают другие люди.
Когда я это делаю, у меня могут появиться новые друзья, и я понимаю, что происходит вокруг.
Если я думаю о других вещах, то я могу отвлечься и даже запутаться.
Люди подумают, что я странный и со мной не будут играть.
Я всегда буду думать о том, что говорят и делают другие люди.
Перебивание
Нельзя перебивать людей, которые разговаривают или чем-то заняты. Это невежливо.
Если это очень важно, то я могу похлопать человека по плечу и сказать «прошу прощения». В остальных случаях я должен быть терпеливым и ждать, когда они закончат.
Перебивание злит людей, потому что они перестают говорить, и они могут забыть, о чем они говорили.
Каждый заслуживает того, чтобы говорить без перебивания.
Взрослым нравятся вежливые дети. Они особенно гордятся детьми, которые не перебивают.
Иногда я думаю, что что-то очень важно, а взрослый говорит мне, что это не так.
Если это происходит, то мне нужно терпеливо ждать.
Личное пространство
Когда я говорю с людьми, мне нужно предоставлять им личное пространство и не приближаться к их лицам.
Когда люди стоят слишком близко, то другие люди чувствуют себя дискомфортно.
Каждому нужно личное пространство.
Когда я вызываю дискомфорт у других людей, они стараются меня избегать.
Может быть, они даже не захотят снова со мной разговаривать.
Когда я предоставляю достаточно личного пространства людям, то я могу играть и говорить с ними, я могу повеселиться, и у меня могут появиться новые друзья.
Никакого ответа от других людей
Иногда люди не отвечают, когда я говорю с ними.
Может быть, они меня не слышали.
Может быть, они были невнимательны.
Может быть, они были заняты.
Может быть, они просто не хотят со мной говорить.
Не мое дело заставлять людей отвечать мне.
Я могу просто забыть об этом. Может быть, они поговорят со мной позже.
Вопросы, на которые ты знаешь ответ
Это нехорошо – задавать вопрос, на который я знаю ответ.
От этого другие люди будут скучать.
Люди могут подумать, что я не могу запомнить их ответы.
Люди могут подумать, что я глупый.
Люди могут подумать, что я их проверяю, и от этого они рассердятся.
Если я хочу поговорить с кем-то, то я могу задать вопрос, на который я не знаю ответа.
Время в кругу
Время в кругу означает, что я слушаю учителя.
Если я говорю с другими детьми, учитель может расстроиться, потому что я не слушаю его.
Другие дети могут подумать, что я плохой мальчик, который не соблюдает правила.
Когда я слушаю учителя, то я учусь.
Учиться весело, и я могу помнить о том, что нужно слушать учителя.
Игра вместе
Я говорю с детьми, с которыми я играю.
Очень важно не говорить с детьми, которые играют с другими детьми.
Если я буду говорить с детьми, которые играют в другие игры, то мои друзья расстроятся, они подумают, что я их игнорирую.
Возможно, в следующий раз они уже не захотят играть со мною.
Если я говорю только с моими друзьями, то мы веселимся вместе.
В следующий раз они снова будут со мной играть.
Окликнуть кого-то по имени
Когда я хочу поговорить с кем-то, то я могу подойти к этому человеку и обратиться к нему.
Это вежливый поступок.
Когда людей окликают по имени, то это мешает всем остальным людям в комнате, все отвлекаются.
Если я кого-то окликаю по имени, то люди могут подумать, что я не знаю, как себя вести.
Я смогу подходить к людям, если я хочу с ними поговорить.
Когда меня зовет взрослый
Когда взрослый зовет меня, то мне нужно прекратить то, что я делаю, и подойти к нему.
Возможно, что взрослый хочет сказать мне то, что мне нужно срочно узнать.
Если я не подойду, то я не узнаю то, что мне нужно знать.
Взрослым не нравятся дети, которые их не слушают.
Я буду слушать взрослых.
Когда мне очень хочется что-то сказать
Иногда мне так сильно хочется что-то сказать, что мне кажется, что нужно сказать это прямо сейчас.
Очень важно подождать, пока другой человек не перестанет говорить.
Даже если это кажется важным, это может подождать.
Меня будут лучше слушать, если я терпеливо подожду.
Когда я перебиваю, это только злит людей.
Люди начинают гадать: «Что с ним не так?», «Почему он не может подождать?»
Если я могу подождать, я могу рассказать им потом.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Posted in социальные истории
Игра «Когда я огорчаюсь»
Эту игру я сделала для одного мальчика, у которого в жизни много тревог. Его специальные интересы в том числе — буквы, писать, читать, заполнять таблицы/собирать вкладыши/собирать лото. Помимо самой истории, в которой описано то, что его тревожит, странички с «good choice» и «bad choice» предлагается заполнять в разных вариантах: самый легкий — называть действия на […]Читать дальше «Игра «Когда я огорчаюсь»»
Стратегии , которые помогут отучить ребенка плеваться
Переводчик: Марина Лелюхина Редактор: Марина Лелюхина Оригинал: http://www.thewatsoninstitute.org/watson-life-resources/situation/purposeful-spitting/ Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087 Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь:http://specialtranslations.ru/need-help/ Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах […]Читать дальше «Стратегии , которые помогут отучить ребенка плеваться»
Социальные истории для девушек
Социальные истории для девушек Переводчик: Марина Лелюхина Редактор: Марина Лелюхина Оригинал:http://able2learn.com Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087 Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/ Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При […]Читать дальше «Социальные истории для девушек»
Социальная история «Я умею переходить дорогу правильно»
Социальная история. Может быть кому-то будет полезна. Фотографии взяты из сети, можно вставить снимки вашего ребенка и вас, любимой площадки и т.д. Наша группа в facebook: https://www.facebook.com/specialtranslations Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087 Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/ Я умею переходить дорогу правильно Читать дальше «Социальная история «Я умею переходить дорогу правильно»»
Социальные истории — 2
Переводчик: Марина Лелюхина Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087 Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/ Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку […]Читать дальше «Социальные истории — 2»
Социальные истории для подростков и взрослых.
Социальные истории для подростков и взрослых. Несколько социальных историй, найденных мной в процессе подготовки предыдущих публикаций о периоде полового созревания у людей с аутизмом. Переводчик: Марина Лелюхина. Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087 Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/ Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах […]Читать дальше «Социальные истории для подростков и взрослых.»
Watch
Explore
When autocomplete results are available use up and down arrows to review and enter to select. Touch device users, explore by touch or with swipe gestures.
социальные истории
51
Pins
1y
Collection by
Людмила Гобова
Similar ideas popular now
Social Stories
Education
Social Stories Autism
Social Skills Autism
Autism Articles
Autism Resources
How To Speak Russian
Learn Russian
Teaching Safety
Russian Language Learning
Rules For Kids
Russian Lessons
Pecs
Kids Education
Social
Vocabulary
Behavior
Визуальная пошаговая инструкция «Анализ крови»
Russian Language Lessons
Kids Checklist
Preschool Learning Activities
Kaizen
Social Stories
Vocab
Speech Therapy
Kids And Parenting
Как вести себя с друзьями
Pecs Pictures
Homework Station Diy
Teaching Technology
Language Therapy
Learning Languages
Child Development
Школа
Language Study
Math For Kids
Games For Kids
French Expressions
Teacch
К
Autism Education
Special Education
Learn Greek
Handmade Napkins
Mazes For Kids
Baby Hippo
Autism Support
Школа, обучение
Elena Shilovskaya
социальные истории
Language Teaching
Printable Preschool Worksheets
Pictogram
Primary School
Фотографии Планик. Карточки ПЕКС, книги, расписания. – 23 альбома
Marriage Challenge
Boardmaker
Russian Language
Social Science
Зачем соблюдать правила поведения — АККП
Визуальная пошаговая инструкция «Анализ крови»
Teaching Science
Learn English
Oral Motor
Cards
Nadya Belevich
социальные истории
Social Emotional Learning Activities
5 Point Scale
Psychoanalysis
Кусаться нельзя — АККП
Teaching Geography
Autism
Как вести себя с незнакомцами — АККП
Preschool Worksheets
Pecs Communication
Autism Spectrum Disorder
Плохо
Elena Shilovskaya
социальные истории
Autism Activities
Therapy Activities
Shape Activities
Living Skills
Life Skills
Я переодеваюсь — рассказ в картинках
Animal Body Parts
Math Test
Language Development
Aac
Personal Finance
Если я злюсь — АККП
Pre School
Back To School
Social Skills
Если мне не отвечают на вопрос — АККП
Что значит, быть вежливым?
Parenting
Teaching
Education
Kids
Как поддежать разговор — АККП
Aba
Learning
Work
Альтернативная коммуникация
Teaching English
Language Review
Foreign Languages
English Study
Уборка — Cleaning
Elena Shilovskaya
социальные истории
Classroom Agenda
Autism Classroom
Social Work
Одевание — АККП
Classroom Behavior
School Classroom
French Classroom
Classroom Decor
Speech Language Therapy
Speech And Language
Teaching Resources
Подсказка: Что делать если нужна помощь
Академия Образования Родителей (ABA)
социальные истории
Positive Parenting
Sunday Lessons
English Classroom
Kids Corner
Новости
Hygiene Lessons
Hygeine
Visual Schedules
Visual Timetable
Социальная история «Как я ухаживаю за собой каждый день»
Я — Оксана Квазик. Мне 36 лет. У Меня синдром Аспергера: легкая форма аутизма. Нейротипичные люди — относительно соответствующие статистической норме без психических расстройств — часто говорят, что те, у кого есть какие-то аутичные проявления, живут в своем мире. Нет, мы живем в одном мире, но чувствуем и воспринимаем его иначе.
Мысли, что у меня есть аутизм, появились во время учебы в медицинском институте. Правда, тогда многое объяснялось «синдромом 3 курса», когда студенты находили у себя все болезни. Но спустя время — уже в 31 год — я прошла в Москве диагностику у психолога, который подтвердил, что я Аспи: так нежно называют себя люди с синдромом Аспергера. К врачу я пошла тогда, чтобы успокоиться и удостовериться, что у меня просто аутизм, а не ужасное воспитание и дрянной характер…
Сейчас я работаю врачом и воспитываю 13-летнюю дочь. Хочу рассказать всем, как порой непросто мне живется среди нейротипиков и какие сложности у меня возникают в обычных ситуациях.
История 1. Детский сад
Садик… Самое мое приятное воспоминание — папа приводит меня очень рано, еще нет и 7 часов утра, включает свет и оставляет меня одну. Я могу смотреть на хомячка в 3-литровой банке, гладить ковер или просто лежать на деревянной скамейке в тишине. И ни о чем не думать: просто наслаждаться и чувствовать все вокруг. А потом начинается пытка: приходят люди.
Все ребята в группе играли, общались, тянулись друг к другу, а мне они безумно мешали. Воспитатели считали своим долгом подружить меня со всеми, но мне это было не нужно — я считала себя стеснительной, невоспитанной, дикой. Из-за этого все время чувствовала себя виноватой.
А еще воспитатели заставляли выступать на всех утренниках. Когда не получалось, а это было всегда, то меня стыдили при всех и говорили, какая я плохая. Это чувство вины, что я не такая, как надо, есть до сих пор.
Спасала передышка — сончас: от усталости я спала очень хорошо. Моя кровать стояла в самом дальнем углу у стены. Это был второй любимый момент: спрятаться ото всех хотя бы под одеялом.
История 2. Школа
В школе про мой синдром никто не знал. Я всегда для всех была странной, плохо воспитанной девочкой с дурным характером, которая из вредности не отвечает урок и молчит, когда задают вопросы. А я просто не могла открыть рот и начать говорить: это было очень сложно. Я спокойно сидела одна на последней парте. Давала другим списывать.
Мне очень повезло с первой учительницей: как только она поняла, что при классе я не отвечаю, она начала спрашивать меня наедине или письменно. А еще не снижала оценки за дислексические ошибки. Я до сих пор, чтобы понять, что написать — букву «б» или «д», — несколько раз произношу слово вслух. С печатным текстом на телефоне проще: Т9 подчеркивает ошибки красным цветом, и я вижу, что нужно что-то исправить.
История 3. Друзья
Как-то в школе классная руководительница и школьный психолог решили, что у меня мало друзей. Это был кошмар. Я не понимала, что им от меня было нужно. У меня были друзья: Лена и Витя. Но мы не общались с ними вне школы, так как мне это было не нужно: 5 часов в замкнутом пространстве с толпой кричащих, прикасающихся к тебе людей и редкие интересные уроки требовали столько сил для соблюдения всех правил, что, приходя домой, я от бессилия ложилась спать. Вздохнула я только тогда, когда психолог и учительница переключились на других детей.
История 4. Неприятные тактильные ощущения
Я могу писать ручкой только одной фирмы. Другими тоже могу что-то написать, но не долго, потому что прикосновение к ним меня раздражает и мешает мне. Рисовать же карандашами одной формы — уже проще.
Я годами ношу одну и ту же одежду, потому что новая лишает меня способности думать. Примерка в магазине приносит много неудобств. Носки с нитками внутри могут стать причиной разбитого окна или агрессии.
С ужасом думаю, что придется скоро менять расческу, а точно такую же в магазине найти не могу. Однажды я забыла ее дома, поэтому пришлось 13 часов на работе и по улице ходить непричесанной. А из-за того, что я была лохматой, появилась нервозность, но это лучше, чем использовать неподходящую расческу.
Недавно начала читать мировой бестселлер, но не смогла дочитать из-за качества страниц: не могу держать книгу в руках — раздражает прикосновение к листам бумаги, и все внимание переключается на пальцы.
Я никогда не пользуюсь вещами, которые вызывают у меня дискомфорт. В них я не могу думать, работать. И самое грустное, что у меня нет четких критериев, как правильно выбирать какую-то одежду или необходимый мне предмет: подойдут они мне или нет, я могу узнать только на практике. Иногда я беру что-то на запас: так, например, у меня дома лежит 6 новых, подходящих мне зубных щеток — в магазинах такие же больше найти не могу. Поэтому рекомендации стоматологов о регулярности замены щеток я игнорирую, иначе на период подбора я вообще могу остаться без них.
История 5. Намеки
О, намеки — это как японский язык для меня. Моя любимая фраза, которую я говорю всем близким: «Если вы не скажете мне прямо и четко, то я не пойму». Дети при этом понимают это гораздо быстрее, чем взрослые.
А вот догадываться об эмоциях собеседника я почти научилась — помогли книги, которые я читала в детстве и юности. Но это только при визуальном контакте с человеком. А вот разговоры, например, в мессенджерах или сообщениях требуют много сил: не всегда получается понять заложенный смысл текста.
История 6. Смайлы
Ну кто придумал столько много смайликов?! Зачем? Человек выражает ими свои эмоции, а я не понимаю. Смайл после фразы может очень повлиять на моей восприятие, и очень часто я ошибаюсь в интерпретации.
Понять смайл для меня гораздо сложнее, чем мимику живого человека, которую я хоть немного, но приспособилась угадывать, хотя, скорее всего, просто чувствую момент. А как реагировать на смайлики, не знаю. В таком случае хочу поставить свой любимый: тот, что бьется головой об стену. Он родной. Его нужно оставить.
История 7. Общение
Для меня огромная проблема — начало общения. Очень часто я избегаю завязывать какой-то разговор. И не важно: устный он или письменный. Все время есть ощущение, что я мешаю человеку или отвлекаю его. Даже если знаю, что собеседник будет рад.
Мне не нужны большие компании. От общения с людьми я устаю.
История 8. Ландыши
Я люблю ландыши — милые, нежные цветы. Стараюсь, чтобы каждую весну хотя бы один букетик у меня был. Но на даче не растут, мужчины не дарят. Приходится покупать самой.
На рынках всегда много букетиков. Казалось бы, все просто: подошел и купил. Но это просто всем, а не мне. Я увидела понравившиеся цветы. Спланировала все в голове: нужно подойти, спросить стоимость и указать на нужные мне цветы, а потом отдать деньги. Приготовила слова: «Сколько стоят ландыши?». В ответ, наверное, стоит сказать: «Спасибо». Можно при этом без приветствия. Так, 4 слова держу в голове. Хотя, можно и не говорить: «Спасибо». Остается 3 слова. Выдыхаю. Подхожу. Говорю… И вот я счастливый обладатель букета ландышей!
Второй раз. Прохожу мимо. Останавливаюсь. Повторяю снова все слова у себя в голове. Шевелю губами. Еще попытка. И еще…В этот раз я шла домой с глазами, полными слез. И без ландышей. Я опять не смогла начать разговор. И это не стеснение, а огромные проблемы с началом разговора. Это то, что не могу понять нейротипичные люди.
История 9. Свадьба младшего брата
Я так рада, что брат женится. Но мне ведь при этом обязательно нужно будет что-то сказать перед всеми. Не просто подойти, а встать и говорить пожелания в микрофон. А чужих людей там будет очень много…
Свадьба. ЗАГС. Я так и не смогла подойти к молодым, потому что там слишком тесно и много народу. Я просто забилась в уголок и старалась не сбежать. Удалось, но сил на это ушло много. Очень много.
Банкет. Пришло время говорить мне какие-то слова. Но вместо меня идет поздравлять дочь: как мне с ней повезло. Снова чувствую вину, что не оправдала ожиданий, не смогла, испортила торжество.
Но с другой стороны, те, кто знает меня уже 31 год, наверное, привыкли. Хотя это, конечно, слабое утешение. А ведь брат, как и остальные родственники, тоже не понимает, что я отличаюсь от остальных…
История 10. Объятия
Люди, помните, что ваши объятия могут пугать, раздражать, нервировать, лишать покоя и работоспособности, вызывать отвращение, брезгливость и желание снять потом свою одежду. Даже если внешне человек доброжелателен.
Не нужно лезть с объятиями ко всем. Именно по этой причине я не люблю праздники.
Почему у нас в стране принято без разрешения трогать незнакомого человека? Иногда в ответ я грублю. Чаще терплю. Но любителей пообниматься стараюсь избегать.
История 11. Зрительная память
Я плохо запоминаю все зрительно. Мой брат купил себе машину уже более 13 лет назад, а я до сих пор ее узнаю только по номеру или водителю: несколько раз садилась даже из-за этого в чужую машину. Они для меня все одинаковые.
А людей особенно путаю. Не могу, например, узнать свою коллегу без белого халата или в костюме другого цвета. Но лет 10 назад перестала переживать по этому поводу. Просто здороваюсь в ответ. Если нужно, то прошу напомнить мне. Людей запоминаю только через месяцы. Сейчас у меня есть отговорка на работе: все в масках ходят!
История 12. Повтор одних и тех же действий
Есть определенный маршрут, следуя которому, я спокойна. Но как-то наш двор почти полностью перекопали, поэтому привычным путем уже было не пройти. И каждый раз в таких ситуациях у меня начинается стресс. Чтобы успокоиться, у меня появился ритуал: я прыгаю на месте. На работе, к примеру, стараюсь делать это без пациентов. А если рядом присутствуют коллеги, то они меня не останавливают.
На светофоре кнопочку наживаю всегда 2 раза, даже если кто-то уже нажал. Так мне спокойнее. Это тоже как ритуал.
Если нужно следовать до нового места, то смотрю разные карты: «2ГИС», «Яндекс. Карту», «Карту Google». Распечатываю их, рисую ручкой мой путь. Подписываю заметные объекты. Иду по навигатору и с картой в руке. Всегда дохожу, но испытываю сильный стресс. Спросить у прохожего, как куда-то дойти, — это не мой вариант.
История 13. Уникальное отличие от нейротипиков
От обычных людей меня отличает моя вера в чудеса и готовность их творить. Однажды в магазине я нашла значки с надписями: «Изменим мир» и «Без паники — я фея». Я поняла, что они описывают мое восприятие мира. Купила их!
Но творить свои чудеса мне мешает сложность сказать кому-то первое слово…
История 14. Учеба
Расстройство аутистического спектра не помешало закончить школу, успешно сдать экзамены в несколько вузов города. У меня был выбор, где учиться. Я пошла за мечтой: в КемГМА. И ни разу не пожалела об этом. Я закончила интернатуру по терапии, прошла переподготовку по клинической фармакологии, а вскоре планирую начать обучение по диетологии. Мне нравится помогать людям!
О моем синдроме в институте при этом не знали.
История 15. Громкость мира
Для меня мир громче, ярче и разнообразнее тактильно. Телевизор я смотрю со звуком 9 единиц, а брат с нормальным слухом — 13 единиц.
Даже обычный разговор через пару минут для меня становится громким. Если нельзя уйти, то я начинаю заламывать пальцы или стопу. До боли. Тогда перегрузка немного распределяется.
Причинять себе боль — один из первых моих способов снять сенсорную перегрузку. Но нужно учиться другим социально приемлемым и не разрушительным способам. Однако меня им не научили.
История 16. Критические ситуации
Критические ситуации бывают 2 видов: к которым я готовилась и которые произошли спонтанно. Например, однажды, когда мы с дочерью ходили в поход, я увидела, как подростки баловались ножом во время приготовления обеда. В итоге произошел несчастный случай: один парень поранил другому бедренную артерию. К такому ЧП я была готова, потому что умела оказывать первую медицинскую помощь: знала, что и в какой последовательности нужно делать.
Но если я не готова к какой-то критической ситуации, то начинается паника. Поэтому я стараюсь пройти обучение по действиям в разных ЧС: при пожаре, наводнении, ДТП, потере человека.
История 17. Мелкая и крупная моторика
Обычно родители развивают у детей мелкую моторику, забывая о крупной. У меня нет проблем с первой, а вот со второй — беда: координация, мягко сказать, не идеальна, повторить движения сложно. Например, мячом в кольцо я могу попасть только тогда, когда стою слева от него, бросая при этом справа. Я часто не попадаю в дверной проем — на левом предплечье из-за этого много шрамов от дверной ручки. Года 4 мне потребовалось, чтобы научиться входить в комнату, не задевая ее.
История 18. Любовь
Синдром Аспергера не мешает мне любить. Если я люблю кого-то, то полностью, целиком.
Конечно, почти всегда объятия с моей стороны — это волевое усилие. Не помню, когда последний раз обнимала родителей: моя любовь к ним проявляется в заботе.
С мужчинами сложнее. Меня любить непросто. Я еще не встретила того, кто бы принял меня такой, какая я есть. Когда была замужем, то иногда уходила ночью погулять, чтобы снять сенсорную перегрузку. Или не давала себя обнять, потому что лишалась равновесия. Или часто молчала. Или могла лечь калачиком и просто держать ногу мужа.
Бывший муж о моем синдроме не знал. Особых проблем в общении при совместной жизни не было: большую часть брака я училась и работала, поэтому времени на долгие разговоры было мало. Но мне этого хватало. Расстались мы с ним из-за его предательства.
История 19. Ребенок и синдром мамы
Про свой синдром Аспергера я рассказала только самым близким. И то многие не воспринимают это всерьез. Родителям не говорила. А вот моя дочь о моей особенности знает.
Для дочери понять, что я Аспи — сложно. У нее ведь никогда не было нейротипичной мамы, хотя она сама как раз и относится к нейротипикам. К 9–10 годам она научилась прямо говорить мне про свои потребности: «За сегодня ты поцеловала меня только 20 раз, а мне нужно в 10 раз больше!». Я действую по ситуации: если есть силы, то целую еще много раз, а если нет, то просто прикасаюсь к ней, пока она занята своими делами.
До конца все особенности своей мамы дочка, конечно, не понимает, но старается все равно принять эту данность и найти компромисс между своими потребностями и моими возможностями.
История 20. Внимание
Очередной разговор с дочерью.
— Мама, твоему ребенку нужно внимание!
— Но я ведь смотрю на тебя и слушаю.
— Этого мало, мне хочется, чтобы ты со мной еще и разговаривала.
— Мне трудно говорить.
— Но мне НУЖНО с тобой разговаривать.
— Хорошо, дочь, я буду стараться…
Тяжелый разговор. Ей нужно. Просто жизненно нужно. А я часто не могу. И опять сомнения, переживания. Раньше спасало чтение. Надо опять начать читать ей на ночь. Читать вслух намного проще, чем говорить…
История 21. Чувство юмора
Чувство юмора у меня есть. И над смешными ситуациями я улыбаюсь. Но в голос смеюсь редко.
История 22. Стереотипы
Для большинства людей аутист — это герой фильма «Человек дождя» или странный человек, который все время молчит и ходит кругами. Но многие не знают, что аутисты бывают разные.
Не знаю, совпадение это или нет, но мой любимый цвет — голубой: как на ленточках в поддержку людей с аутизмом. И именно поэтому я так люблю смотреть на небо.
История 23. Лечение
Узнать, есть ли у вас или у ребенка аутизм, поможет консультация с врачом: например, неврологом в поликлинике. Но зачастую он не знает всех признаков. Поэтому лучше всего обратиться к специалистам в специальные центры, которые изучают эту тему и помогают людям с этой особенностью.
После постановки диагноза лечения в традиционном понимании нет. Есть только занятия с психологом, дефектологом, логопедом, специалистом ЛФК. После них человек с РАС максимально вписывается в нейротипичный мир.
История 24. Помощь другим мамам
Надеюсь, что мои истории смогут кому-то помочь. Вдруг чья-то мама прочитает и поймет, что ее малыш носит одну и ту же футболку или пару носков не из вредности или назло, а потому что не может иначе. Физически не может.
Это в 1985 году у нас не слышали про аутистов и меня «ломали» в садике, а в 1990 году, когда я пошла в школу, то у родителей была лишь одна цель — придумать, как и чем меня накормить. Считалось ведь, что если ребенок жив, сыт, одет, то все хорошо.
Сейчас же есть возможность проконсультироваться со специалистами и помочь человеку быть счастливым.
История 25. Терпение
Когда 2 апреля «празднуют» День распространения информации об аутизме, то часто собирают детей с такой особенностью и их родителей и развлекают. А ведь лучше сделать акцент на другое. Можно же во всех поликлиниках, детских садах, школах и детских магазинах повесить большой плакат: «Если увидите у ребенка такие-то признаки, то, возможно, у него аутизм. Обратитесь к специалисту по адресу…». Детям с РАС можно помочь. Нужно подготовить лекции для воспитателей и учителей, чтобы обращали внимание на определенные черты в поведении ребенка. Это, наверное, сложно, но зато очень полезно.
Если бы психологи не пытали меня в детстве вопросами: «Девочка, тебя обижают?», «Почему ты ни с кем не дружишь?», — помогли бы справиться с дислексией и дисграфией, то моя жизнь была бы проще. Для меня начертание английских букв d и b, а также русских «б» и «д» почти одинаково Разные они только на слух. Но в слова вставляются, как им захочется. Чтобы правильно написать, надо остановиться и несколько раз четко произнести слог, тогда я все слышу и понимаю.
Я хочу, чтобы хоть один человек задумался, что рядом есть люди, которые по-другому видят этот мир. Когда кто-то делает что-то странное для вас, подумайте, а что он может чувствовать? Наверное, у него есть своя причина на все. Попробуйте понять: это не так сложно. Нужно ваше желание. И терпение!