Рассказы для чтения с остановками

Мастер-класс  Каменевой И.А., учителя русского языка и литературы МАОУ «Школа №4 города Белогорск» по теме «Приёмы работы с текстом. Чтение с остановками»

Мастер-класс

«Приёмы работы с текстом. Чтение с остановками»

Цель: передача опыта по использованию приёма работы с текстом «чтение с остановками»

Задачи:

1) создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
2) распространение педагогического опыта;

3) выстраивание диалога.

Форма мастер-класса:   лекция-беседа с использованием компьютерной презентации; практическое занятие.

Наглядность:  материал для выполнения практической работы участниками мастер-класса 

Сценарий мастер-класса

1. Приветствие

2. Вступительное слово

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тексты окружают современного человека на каждом шагу: рекламы, доклады на собрании,  статьи в газете или интернете, SMS-сообщения, заявления  о приеме на работу, школьные сочинения. На всех школьных предметах проводится работа с текстом, будь это предмет гуманитарного или математического цикла. Поэтому, текст является основной учебно-методической единицей обучения, развивающей  и формирующей УУД учащихся. Однако при работе с текстом педагоги чаще всего сталкиваются с двумя проблемами, думаю, вы их сразу назовете. Какие проблемы возникают у вас при работе с текстом, с художественной литературой?

1. Дети не хотят читать и не читают, их читательский кругозор узок, следовательно

2. У них плохо развита речь, им трудно формулировать свои мысли,  строить развернутое высказывание.

Решению этих двух проблем будет посвящен мой мастер-класс.

— Уважаемые коллеги, верите ли вы, что по окончании мастер – класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

— Верите ли вы, что можно развить интерес к чтению у наших детей и приобщить к чтению художественной литературы? Предложите свои варианты решения проблемы.

— Я предлагаю следующий вариант выхода из ситуации. Работая с текстом, я использую различные приемы технологии развития критического мышления.  Среди них —  «Чтение с остановками». Этот прием, во-первых, помогает развивать мотивацию учащихся к чтению, пробуждает интерес школьников к самостоятельной работе с текстом, развивает их речь. Во-вторых, можно применять на различных предметах школьной программы.

3. Знакомство с приемом «чтение с остановками» (теоретическая часть)

Прием основывается на развитии такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. предугадывание событий. А «чтение с остановками» – условное название приема организации чтения с введением разных типов вопросов. Несмотря на то, что тексты для анализа подбираются тематически близкие, перед учащимися стоит задача – понять различие в истолковании темы каждым автором и соотнести выявленное с проблемой своего сочинения. Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, соблюдая правила работы с текстом. Этот прием возможен не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух». Подборку текстов по направлению можно поручить самим учащимся. Несомненное достоинство приема «чтение с остановками» в том, что он позволяет рассмотреть несколько тематически близких текстов: это увеличивает базу аргументов учащихся, предупреждает фактические ошибки в сочинении. Вероятнее всего, что при написании экзаменационного сочинения будут упомянуты эти тексты, а не фрагменты литературных произведений, изученных ранее.

Чтение с остановками можно использовать для формирования представления школьника о структуре сочинения, соразмерности структурных частей. Для такой работы предлагается анализ удачных и неудачных школьных сочинений. Первые сочинения сформируют у школьника видение композиции «образцового» сочинения. Чтение с остановками неудачных сочинений должно проводиться только с учащимися, имеющими представление об «образцовом» сочинении. В противном случае есть риск выдать за образец то, как делать не надо. Прием «чтение с остановками» в данном случае может стать способом формирования навыка использования собственных приемов и ступенью редакторской правки неудачного сочинения. В этом случае учащимся предлагается не только найти недочеты, но и исправить их.

И наконец, на любом из этапов подготовки к итоговому сочинению можно использовать прием «эссе». Общеизвестно, что эссе – это жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно эссе противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Это очень распространенный жанр письменных работ, различают пятиминутное эссе, десятиминутное эссе, а также более сложные сочинения. После чтения и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью десятиминутного эссе по методике свободного письма. Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Основное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднениях можно письменно аргументировать возникшую проблему и постараться дописать эссе. Текст свободного эссе может быть подготовительным этапом работы для сочинения. Такое, на первый взгляд, несложное упражнение заставляет старшеклассников анализировать себя, свои переживания, рождает «умную эмоцию», которая, являясь первым впечатлением, актуализирует работу над сочинением.

           Общий алгоритм работы по данному приему выглядит так: вызов, осмысление, рефлексия.

На стадии вызова можно рассказать учащимся о своем личном опыте знакомства с произведением. Вступление должно быть не слишком. Можно поделиться краткой информацией о личности автора. Помните о возрастной специфике: запоминаются именно те моменты биографии, которые дети могли бы легко «перенести» на себя, на свою жизнь. Можно предложить обсуждение названия произведения. Кто-то попытается связать свои предположения с другими произведениями этого же автора, кто-то проведет аналогию с фольклорными текстами, а кто-то – с событиями своей жизни.

А теперь, на мой взгляд, самое интересное. Вы, как ведущий диалога с текстом, заранее выделяете в тексте несколько остановок – в зависимости от размера текста. Во время этих остановок Вы задаете вопросы, которые побуждали бы школьников к критическому мышлению (вопросы, безусловно,  готовятся заранее).

Ясно, что не стоит забывать учебные цели: надо обсудить непонятные слова, проанализировать средства художественной выразительности, соблюсти требования к тексту:

1.  Текст должен иметь секрет, завязку, неожиданную развязку.

2.  Остановки делаются для анализа содержания, героя, предположения дальнейшего развертывания событий.

3.  Вопросы не должны быть репродуктивного характера (О чем? Что делали?…)

Чтение с остановками можно сопровождать заполнением таблицы, в которой  отражается самооценка учащихся. Например, «Двухчастный дневник».

В левой колонке учащиеся записываю свои прогнозы, предположения. В правой – самооценка. В результате работы над текстом каждый ученик может получить оценку.

4. Практическая часть (чтение с остановками)

Приступаем к чтению, а две коллеги выполнят индивидуальное задание. (Индивидуальное задание: заполнить «пирамидную историю» по прослушанному тексту)

Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы. Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. Чем существует Семенюта, — он и сам не скажет. Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, сапоги просят каши.

— По началу рассказа предположите, каким будет его продолжение? Какие события могут произойти в описанной обстановке? (предположения)

— Проверим, кто из вас оказался прав, читаем дальше.

Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид.

— Как вам кажется, какие это дни? (После ответов)

— Возможно, подсказкой станет имя автора рассказа – А.И. Куприн?

Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа.

— Почему именно 13 августа?

Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек.

— Предположите, на что герой потратит эти деньги?

Пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

— Для кого предназначены шоколад и апельсин? (предположения)

— Изменится ли ход ваших мыслей, если я скажу, что рассказ называется «Святая ложь»?

И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. Обыкновенно он норовит попасть к вечеру…

— Почему именно к вечеру? (предположения)

Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.

Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб.

— Ванёчек! Милый! Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. Вид у тебя неважный, Ванёк, — говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. — Побледнел ты, усталый какой-то.

                — Что поделаешь, маман! Служба. Я теперь, можно сказать, на виду. Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. Работаю как вол. Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? — и вручает ей апельсин.

                — Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.

                — Догадывается ли мать об обмане сына? (предположения)

        — Ничего, маман, я двужильный. Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. И тогда кончено ваше здешнее прозябание. Сниму квартирку и перевезу вас к себе.

Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона. Отсюда и дурацкое слово «маман».

— Как относится герой к своей матери?

— Почему так ведет себя с ней?

Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».

Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит.

— Замечает ли мать обман сына?

Мать всё замечает, но она молчит. Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.

— Почему мать не упрекает сына за обман?

Служба идёт прекрасно. Начальство ценит Семенюту, товарищи любят…

И        он говорит, говорит без конца, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.

Наступает        время, когда надо уходить. Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.

— Как вам кажется, верит ли автор в счастливое завершение этой истории?

Но Куприн верит в счастливый исход этой истории и продолжает…

…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? И покажет ли? Я думаю — да.

— Предположите дальнейший ход авторской мысли, сознаются ли герои в своем обмане. 

И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго. Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. Это острое место всегда будет осторожно обходиться. Святая ложь — это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.

— Коллеги,  понравился ли вам рассказ? Правы ли вы были в своих предположениях? Вы можете себя оценить по таблице «Двухчастный дневник»

— После чтения с остановками обязательна рефлексия, чтобы понять, каково внутреннее состояние учащихся после прочитанного, чтобы побудить учащихся к самоанализу. На стадии рефлексии можно использовать разнообразные формы работы с текстом, направленные на развитие речи учащихся. 

— В качестве рефлексии сегодня я предложила двум коллегам  составить «Пирамидную историю». Этот прием  можно использовать:

1) после работы с текстом для свёртывания изученной информации;

2) для закрепления лексики и грамматики;

3) для развития умения составлять собственные рассказы (развитие творческих способностей).

— Послушаем вариант первой «Пирамидной  истории» (примерный вариант)

(номер строки обозначает количество слов, вписываемых в «Пирамиду»):

1) имя героя вашей истории

СЕМЕНЮТА

2)  характеристика или описание героя (внешность, возраст, черты характера)

Нездоровый, безработный

3) место действия

Полутемный подвал, угол, город

4) проблема истории (деньги, любовь и т.д.)

Одиночество, преданность, любовь, ложь

5) слова, описывающие событие (что явилось проблемой истории)

Маман, врет, противоречит, развязный тон

6) решение проблемы или предположение того, что будет дальше

Мама, судьба, святая ложь, стыдливый цветок

— А теперь вторая «Пирамидная история» (примерный вариант):

1) имя героя вашей истории

МАТЬ

2)  характеристика или описание героя (внешность, возраст, черты характера)

Пожилая, мудрая

3) место действия

Вдовий дом, окраина, город

4) проблема истории (деньги, любовь и т.д.)

Одиночество, преданность, любовь, ложь

5) слова, описывающие событие (что явилось проблемой истории)

Ванечек, гладит, замечает, взгляд печальнее

6) решение проблемы или предположение того, что будет дальше

Сын, судьба, святая ложь, стыдливый цветок

— После построения «Пирамидной истории» мы получаем не проверку знаний или умений, а повод для размышлений и опору для связного выражения своих мыслей. Для наглядности можно вывесить все полученные «пирамиды» на доску, стенд для всеобщего обозрения и восхищения.

5. Рефлексия

А сейчас я предлагаю оценить нашу совместную деятельность, используя прием «ХИМС», ответьте, что на ваш взгляд было хорошо, интересно, мешало, а что вы возьмете с собой. 

— Сегодня вы познакомились с приемом «Чтение с остановками». Я рада, что прием запомнился вам и думаю, он пополнит вашу методическую копилку.

«Чтение с остановками»  «Дерево предсказаний»

«Чтение с остановками» «Дерево предсказаний»

 Общий алгоритм работы по данной стратегии:  1. Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.   2. Осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос:

Общий алгоритм работы по данной стратегии:

1. Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.

2. Осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»

3. Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск.

«Дерево предсказаний»

Прием «Дерево предсказаний» заимствован авторами у американского коллеги Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева — тема, ветви — предположения, которые ведутся по двум основным направлениям — «возможно» и «вероятно» ( количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» — обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Пример, дерево предсказаний из урока

Пример, дерево предсказаний из урока «Невские наводнения»

Защитит ли дамба город от наводнений?

«Чтение с остановками» и «Дерево предсказаний»   на уроке русской словесности в 6-м классе по рассказу Л.Н. Андреева

«Чтение с остановками» и «Дерево предсказаний» на уроке русской словесности в 6-м классе по рассказу Л.Н. Андреева «Ангелочек»

“ Дерево предсказаний”  Выброс на доску и запись 2-3 версий, о чём пойдет речь в рассказе. 1.О человеке с ангельским личиком и ангельским характером; 2.О смерти и вознесении души на небо.

Дерево предсказаний”

Выброс на доску и запись 2-3 версий, о чём пойдет речь в рассказе.

1.О человеке с ангельским личиком и ангельским характером;

2.О смерти и вознесении души на небо.

«Чтение с отановками»  1 остановка Оправдались ли наши версии? Кто главный герой данного отрывка? Какие чувства у вас вызвал главный герой ? Почему? Какие качества присущи мальчику Сашке? Почему так сложились отношения Сашки с родителями? Встречались ли вы в своей жизни с такими, как Сашка? А почему Сашка не лгал только отцу?

«Чтение с отановками» 1 остановка

  • Оправдались ли наши версии?
  • Кто главный герой данного отрывка?
  • Какие чувства у вас вызвал главный герой ? Почему?
  • Какие качества присущи мальчику Сашке?
  • Почему так сложились отношения Сашки с родителями?
  • Встречались ли вы в своей жизни с такими, как Сашка?
  • А почему Сашка не лгал только отцу?

«Дерево предсказаний» Как вы думаете, что случится дальше ?  Версии учащихся:  1. Время действия – канун рождества, возможно, произойдет какое-то чудо.  2. Сашка придёт домой и будет избит матерью, все повторится.  3. Отец пожалеет его.  4. Сашка встретится с ангелом, попадет на небо, как в рассказе Ф.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, потому что Сашка тоже из очень бедной семьи и ему неоткуда ждать помощи)

«Дерево предсказаний»

Как вы думаете, что случится дальше ?

Версии учащихся:

1. Время действия – канун рождества, возможно, произойдет какое-то чудо.

2. Сашка придёт домой и будет избит матерью, все повторится.

3. Отец пожалеет его.

4. Сашка встретится с ангелом, попадет на небо, как в рассказе Ф.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, потому что Сашка тоже из очень бедной семьи и ему неоткуда ждать помощи)

«Чтение с остановками»  2 остановка Что нового вы узнали о Сашке из этого отрывка? Кто такие статисты? Изменилось ли ваше отношение к Сашке после того, как вы узнали историю его родителей? Что же, на ваш взгляд, произойдёт дальше? Сашка пойдет на ёлку, как вы думаете?

«Чтение с остановками» 2 остановка

  • Что нового вы узнали о Сашке из этого отрывка?
  • Кто такие статисты?
  • Изменилось ли ваше отношение к Сашке после того, как вы узнали историю его родителей?
  • Что же, на ваш взгляд, произойдёт дальше?
  • Сашка пойдет на ёлку, как вы думаете?

«Чтение с остановками»  3 остановка Что нового мы узнали о Сашке? Его характер как-то изменился? Как вы относитесь к герою? Какие чувства он вызывает у вас и почему? Изменилось ваше отношение к герою? Почему его называли в гимназии волчонком? Что нового вы узнали о его родителях?

«Чтение с остановками» 3 остановка

  • Что нового мы узнали о Сашке?
  • Его характер как-то изменился?
  • Как вы относитесь к герою?
  • Какие чувства он вызывает у вас и почему?
  • Изменилось ваше отношение к герою?
  • Почему его называли в гимназии волчонком?
  • Что нового вы узнали о его родителях?

«Чтение с остановками»  4 остановка Как повлияла встреча с восковым ангелочком на Сашку? Меняется ли его характер? Какие чувства переполняют Сашку? Кем стал ангелочек для Сашки?

«Чтение с остановками» 4 остановка

  • Как повлияла встреча с восковым ангелочком на Сашку? Меняется ли его характер?
  • Какие чувства переполняют Сашку?
  • Кем стал ангелочек для Сашки?

«Чтение с остановками»  5 остановка Стал ли Сашка ангелочком?

«Чтение с остановками» 5 остановка

  • Стал ли Сашка ангелочком?

Что нам дают эти приемы? «Чтение с останоками»  Любое художественное произведение рассматривается на уроке в контексте всего творчества писателя или одного из этапов его творческого пути. Задача читателя, как минимум, выявить связь отдельных элементов анализируемого текста (темы, образы, способы выражения авторской позиции) с художественным целым. Прием технологии с условным названием

Что нам дают эти приемы?

«Чтение с останоками»

Любое художественное произведение рассматривается на уроке в контексте всего творчества писателя или одного из этапов его творческого пути. Задача читателя, как минимум, выявить связь отдельных элементов анализируемого текста (темы, образы, способы выражения авторской позиции) с художественным целым. Прием технологии с условным названием «Чтение с остановками» используется, чтобы заинтересовать ребенка книгой, привлечь его к осмысленному чтению.

Что нам дают эти приемы? «Дерево предсказания»   Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования, развивает воображение.

Что нам дают эти приемы?

«Дерево предсказания»

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования, развивает воображение.

  • Урок литературы «Что значит быть счастливым?» (по сказке Г.Х.Андерсена «Чайник») для 6-го класса с использованием методического приема «Чтение с остановками»

    2022

    Цель урока: привлечение внимания детей к осмысленному чтению с использованием технологии развития критического мышления.

    Чтение с остановками, Г.Х.Андерсен «Чайник»

  • Урок по русской литературе в 8-м классе. Нравственные уроки рассказа А.С.Грина «Зеленая лампа»

    2021

    Автор:
    Носкова Елена Александровна

    Цели урока: познакомить учащихся с рассказом А.Грина «Зеленая лампа» с помощью приёма «чтение с остановками»; стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся с помощью приемов: составление рассказа с помощью ключевых слов, «сводная таблица»; способствовать развитию личных достижений учащихся через творческую активность.

    Чтение с остановками,
    А.С.Грин «Зеленая лампа»

  • Использование стратегии «чтение с остановками» в процессе изучения рассказа В.В.Набокова «Бритва»

    2021

    Автор:
    Андреева Оксана Леонидовна

    Рассматривается применение стратегии «чтение с остановками» на материале рассказа В.В.Набокова «Бритва». Представлены универсальные учебные действия и духовно-нравственные ценности, которые можно сформировать у учащихся во время изучения данного рассказа.

    критическое мышление, Чтение с остановками, В.В.Набоков «Бритва»,
    В.В.Набоков

  • Смысловое чтение как основа формирования читательской компетенции

    2021

    Автор:
    Волкова Светлана Петровна

    Уметь учиться – это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием — смысловым чтением. Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Результатами смыслового чтения будут: общая ориентация в тексте, глубокое понимание текста, применение полученной информации в практической деятельности.

    смысловое чтение, Чтение с остановками

  • Л.Н.Толстой «Акула»

    2019

    Автор:
    Филатова Анна Кузьминична

    На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

    Чтение с остановками, прием «дерево предстказаний»

  • Формирование языковой личности младшего школьника на примере использования технологии развития критического мышления

    2019

    Автор:
    Костина Татьяна Владимировна

    В условиях современной жизни возрастает роль языка, как средства накопления, хранения, переработки и передачи информации. Одновременно с этим возрастает роль личностного фактора в обществе. Поэтому владение языком рассматривается как важнейший компонент личности. Что же такое языковая личность?

    младшие школьники,
    технология развития критического мышления, Чтение с остановками, Думательные шляпы

  • Автор: Бичурина Юлия Сергеевна
    Должность: учитель русского языка и литературы

    Учебное заведение: МБОУ СОШ 9
    Населённый пункт: ЯНАО г. Ноябрьск
    Наименование материала: методическая разработка мастер-класса
    Тема: «Проведение уроков с использованием приема » чтение с остановками» технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

    Раздел: среднее образование

    Мастер-класс «Проведение уроков с использованием приема « чтение с остановками»

    технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
    Цель: демонстрация рационального применения приема технологии критического мышления,
    который позволяет развивать самостоятельное мышление школьников, использующих собственный
    жизненный опыт.
    Задачи:
    1.Познакомить с приемом технологии критического мышления «чтение с остановками»
    2. Пошаговая методическая подготовка к уроку с применением данного приема.
    3. Раскрыть преимущество данного приема при изучении некоторых (коротких) произведений.
    Технология критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии,
    объединяющие приемы учебной деятельности по видам учебной деятельности в пошаговой
    реализации каждого этапа занятия. Каждый прием в критическом мышлении помогает раскрыть
    творческий потенциал учащихся.
    Прием «чтение с остановками» представляет собой своеобразный художественный календарь
    текста с обсуждением содержания каждого смыслового фрагмента и прогнозированием
    дальнейшего развития сюжета.
    Во-первых, использование приема «чтение с остановками» требует от учителя отличного
    знания текста.
    Во-вторых, учитель должен продумать заранее, где при чтении текста будут делаться
    остановки.
    В-третьих, готовясь к уроку, учитель читает текст несколько раз. Первый раз, чтобы понять, о
    чем этот текст, какие моменты в нем нужно выделить, где следует останавливать чтение и возможно
    ли это вообще при работе с данным текстом. То есть учитель определяет для себя, стоит ли этот
    текст читать с остановками. Второй раз учитель читает текст, чтобы выделить неизвестные
    ученикам слова, фрагменты, которые требуют пояснений. И еще раз учитель читает текст, чтобы
    понять, на каких моментах он сосредоточит внимание учащихся.
    Основная задача, которая стоит перед учителем, решившим использовать на уроке прием «
    чтение с остановками», — это развитие творческого мышления и воображения учащихся, а также
    развитие их речи. Суть данного приема как раз и заключается в том, чтобы побудить учащихся
    размышлять, фантазировать, высказывать свою точку зрения, свои предположения.
    На примере фрагмента урока литературы покажу, как можно применить в своей работе
    описанную технологию.
    Антон Павлович Чехов — необычный писатель, очень откровенный, прямой.
    Он и человек необыкновенный, главными чертами которого являются интеллигентность,
    деликатность, умение сильно чувствовать, любить. В чём необычность творчества А.П.Чехова?
    ( Чехов вошёл в историю русской и мировой литературы как величайший мастер короткого рассказа.
    Никто не мог так экономно, как он, использовать выразительные средства и в минимальном объёме
    текста вместить глубокое содержание.). Рассказ учит сопереживать, сочувствовать, сострадать –
    этих умений нам так часто не хватает в жизни, таит глубокие возможности в плане эмоционально-
    нравственного воспитания учащихся.

    Разработка урока по рассказу А.П.Чехова «Тоска»

    Цель урока
    : путем замедленного прочтения рассказа А.П.Чехова «Тоска» убедить учащихся в
    необходимости доброты, милосердия, сострадания.

    Задачи:
    1.
    Высказать собственные мнения о доброте и милосердии.
    2.
    Познакомиться с рассказом А.П.Чехова «Тоска», используя прием «чтение с остановками».
    3.
    Понять авторскую позицию.
    4.
    Дать собственную оценку решению героев.
    5.
    Обдумать и оценить собственные поступки и поступки окружающих.

    Оборудование:
    Учебник, рабочая тетрадь.

    Ход урока:
    Вызов:
    Чехов в своих небольших рассказах ставил проблемы, актуальные и для нашей современности, он
    глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства.
    Перед чтением текста проводится беседа, где учащиеся прогнозируют содержание рассказа по его
    названию.
    — Сейчас мы прочитаем текст под названием «Тоска». Ребята, о чем, по- вашему, этот рассказ?
    Примерные ответы учеников
    На этом этапе урока ученики предсказывают содержание, чем больше вариантов предлагают
    ученики, тем интереснее.
    Что такое, по-вашему, тоска? Каково Лексическое значение этого слова?
    Из «Словаря живого великорусского языка В.И.Даля: «ТОСКА (теснить?) стеснение духа, томление
    души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука,
    горе, печаль, нойка сердца, скорбь.»
    -Предлагаю вам прочитать эпиграф к рассказу. Как вы думаете, что заключено в этом эпиграфе?
    Почему именно таким эпиграфом начинает свой рассказ АП Чехов?
    Осмысление содержания проводится при помощи приема « чтение с остановками».

    Начинаем чтение рассказа. Чтение текста до слов «Суматоха становится шумнее».(1-я

    остановка)
    Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и
    тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. Извозчик Иона
    Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу,
    сидит на козлах и не шевельнется. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел
    нужным стряхивать с себя снег… Его лошаденка тоже бела и неподвижна. Своею неподвижностью,
    угловатостью форм и палкообразной прямизною ног она даже вблизи похожа на копеечную
    пряничную лошадку. Она, по всей вероятности, погружена в мысль. Кого оторвали от плуга, от

    привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного
    треска и бегущих людей, тому нельзя не думать…
    Иона и его лошаденка не двигаются с места уже давно. Выехали они со двора еще до обеда, а
    почина всё нет и нет. Но вот на город спускается вечерняя мгла. Бледность фонарных огней
    уступает свое место живой краске, и уличная суматоха становится шумнее.
    — Почему героем рассказа стал извозчик?
    — О ком еще идет речь? Почему именно о лошади?
    — Какую роль она может сыграть в этом рассказе?
    Ученикам нравится читать текст по частям и предсказывать события, самостоятельно выстраивать
    свои мысли и подкреплять их доказательствами из текста.

    Чтение текста до слов «А у меня, барин, тово… сын на этой неделе помер.» (2-я остановка)
    — Извозчик, на Выборгскую! — слышит Иона. — Извозчик!
    Иона вздрагивает и сквозь ресницы, облепленные снегом, видит военного в шинели с капюшоном.
    — На Выборгскую! — повторяет военный. — Да ты спишь, что ли? На Выборгскую!
    В знак согласия Иона дергает вожжи, отчего со спины лошади и с его плеч сыплются пласты снега…
    Военный садится в сани. Извозчик чмокает губами, вытягивает по-лебединому шею,
    приподнимается и больше по привычке, чем по нужде, машет кнутом. Лошаденка тоже вытягивает
    шею, кривит свои палкообразные ноги и нерешительно двигается с места…
    — Куда прешь, леший! — на первых же порах слышит Иона возгласы из темной, движущейся взад и
    вперед массы. — Куда черти несут? Пррава держи!
    — Ты ездить не умеешь! Права держи! — сердится военный.
    Бранится кучер с кареты, злобно глядит и стряхивает с рукава снег прохожий, перебегавший дорогу
    и налетевший плечом на морду лошаденки. Иона ерзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны
    локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь.
    — Какие все подлецы! — острит военный. — Так и норовят столкнуться с тобой или под лошадь
    попасть. Это они сговорились.
    Иона оглядывается на седока и шевелит губами… Хочет он, по-видимому, что-то сказать, но из горла
    не выходит ничего, кроме сипенья.
    — Что? — спрашивает военный.
    Иона кривит улыбкой рот, напрягает свое горло и сипит:
    — А у меня, барин, тово… сын на этой неделе помер.
    — Оправдались ли ваши ожидания?
    — Как должен отреагировать военный на эту новость?
    — Что может унять тоску героя?

    Продолжение чтения до слов «…были бы только седоки…» (3-я остановка)
    — Гм!.. Отчего же он умер?
    Иона оборачивается всем туловищем к седоку и говорит:
    — А кто ж его знает! Должно, от горячки… Три дня полежал в больнице и помер… Божья воля.
    — Сворачивай, дьявол! — раздается в потемках. — Повылазило, что ли, старый пес? Гляди глазами!
    — Поезжай, поезжай… — говорит седок. — Этак мы и до завтра не доедем. Подгони-ка!
    Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжелой грацией взмахивает кнутом.
    Несколько раз потом оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен
    слушать. Высадив его на Выборгской, он останавливается у трактира, сгибается на козлах и опять
    не шевельнется… Мокрый снег опять красит набело его и лошаденку. Проходит час, другой… По
    тротуару, громко стуча калошами и перебраниваясь, проходят трое молодых людей: двое из них
    высоки и тонки, третий мал и горбат.

    — Извозчик, к Полицейскому мосту! — кричит дребезжащим голосом горбач. — Троих…
    двугривенный!
    Иона дергает вожжами и чмокает. Двугривенный цена не сходная, но ему не до цены… Что рубль,
    что пятак — для него теперь всё равно, были бы только седоки…
    — Оправдались ли ваши ожидания?
    — Каким должен быть человек, который отзовется на тоску?
    — Как вы думаете, что испытывает Иона от такого отношения к нему окружающих?
    — Как должноо изениться ли состояние Ионы?

    Чтение следующего эпизода до слов « Ко двору, — думает он. – Ко двору»» (4-я остановка)
    Молодые люди, толкаясь и сквернословя, подходят к саням и все трое сразу лезут на сиденье.
    Начинается решение вопроса: кому двум сидеть, а кому третьему стоять? После долгой перебранки,
    капризничанья и попреков приходят к решению, что стоять должен горбач, как самый маленький.
    — Ну, погоняй! — дребезжит горбач, устанавливаясь и дыша в затылок Ионы. — Лупи! Да и шапка
    же у тебя, братец! Хуже во всем Петербурге не найти…
    — Гы-ы… гы-ы… — хохочет Иона. — Какая есть…
    — Ну ты, какая есть, погоняй! Этак ты всю дорогу будешь ехать? Да? А по шее?..
    — Голова трещит… — говорит один из длинных. — Вчера у Дукмасовых мы вдвоем с Васькой
    четыре бутылки коньяку выпили.
    — Не понимаю, зачем врать! — сердится другой длинный. — Врет, как скотина.
    — Накажи меня бог, правда…
    — Это такая же правда, как то, что вошь кашляет.
    — Гы-ы! — ухмыляется Иона. — Ве-еселые господа!
    — Тьфу, чтоб тебя черти!.. — возмущается горбач. — Поедешь ты, старая холера, или нет? Разве так
    ездят? Хлобысни-ка ее кнутом! Но, чёрт! Но! Хорошенько ее!
    Иона чувствует за своей спиной вертящееся тело и голосовую дрожь горбача. Он слышит
    обращенную к нему ругань, видит людей, и чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать от
    груди. Горбач бранится до тех пор, пока не давится вычурным, шестиэтажным ругательством и не
    разражается кашлем. Длинные начинают говорить о какой-то Надежде Петровне. Иона
    оглядывается на них. Дождавшись короткой паузы, он оглядывается еще раз и бормочет:
    — А у меня на этой неделе… тово… сын помер!
    — Все помрем… — вздыхает горбач, вытирая после кашля губы. — Ну, погоняй, погоняй! Господа, я
    решительно не могу дальше так ехать! Когда он нас довезет?
    — А ты его легонечко подбодри… в шею!
    — Старая холера, слышишь? Ведь шею накостыляю!.. С вашим братом церемониться, так пешком
    ходить!.. Ты слышишь, Змей Горыныч? Или тебе плевать на наши слова?
    И Иона больше слышит, чем чувствует, звуки подзатыльника.
    — Гы-ы… — смеется он. — Веселые господа… дай бог здоровья!
    — Извозчик, ты женат? — спрашивает длинный.
    — Я-то? Гы-ы… ве-еселые господа! Таперя у меля одна жена — сырая земля… Хи-хо-хо… Могила,
    то есть!.. Сын-то вот помер, а я жив… Чудное дело, смерть дверью обозналась… Заместо того, чтоб
    ко мне идтить, она к сыну…
    И Иона оборачивается, чтобы рассказать, как умер его сын, но тут горбач легко вздыхает и заявляет,
    что, слава богу, они, наконец, приехали.
    Получив двугривенный, Иона долго глядит вслед гулякам, исчезающим в темном подъезде. Опять
    он одинок, и опять наступает для него тишина… Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и
    распирает грудь еще с большей силой. Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам,
    снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал
    бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски… Тоска громадная, не знающая границ. Лопни
    грудь Ионы и вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но, тем не менее, ее не
    видно. Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем…
    Иона видит дворника с кульком и решает заговорить с ним.

    — Милый, который теперь час будет? — спрашивает он.
    — Десятый… Чего же стал здесь? Проезжай!
    Иона отъезжает на несколько шагов, изгибается и отдается тоске… Обращаться к людям он считает
    уже бесполезным. Но не проходит и пяти минут, как он выпрямляется, встряхивает головой, словно
    почувствовал острую боль, и дергает вожжи… Ему невмоготу.
    «Ко двору, — думает он. — Ко двору!»
    — Оправдались ли ваши ожидания?
    — Что должно случиться во дворе? Найдет ли Иона там утешение?
    — Кто там может помочь Ионе?
    — Почему Иона постоянно повторяет одни и те же слова?
    — Какие ответы он получает на свои слова?

    Чтение рассказа до конца (5-я остановка)
    И лошаденка, точно поняв его мысль, начинает бежать рысцой. Спустя часа полтора, Иона сидит
    уже около большой грязной печи. На печи, на полу, на скамьях храпит народ. В воздухе «спираль» и
    духота… Иона глядит на спящих, почесывается и жалеет, что так рано вернулся домой…
    «И на овес не выездил, — думает он. — Оттого-то вот и тоска. Человек, который знающий свое
    дело… который и сам сыт, и лошадь сыта, завсегда покоен…»
    В одном из углов поднимается молодой извозчик, сонно крякает и тянется к ведру с водой.
    — Пить захотел? — спрашивает Иона.
    — Стало быть, пить!
    — Так… На здоровье… А у меня, брат, сын помер… Слыхал? На этой неделе в больнице… История!
    Иона смотрит, какой эффект произвели его слова, но не видит ничего. Молодой укрылся с головой и
    уже спит. Старик вздыхает и чешется… Как молодому хотелось пить, так ему хочется говорить.
    Скоро будет неделя, как умер сын, а он еще путем не говорил ни с кем… Нужно поговорить с
    толком, с расстановкой… Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед
    смертью, как умер… Нужно описать похороны и поездку в больницу за одеждой покойника. В
    деревне осталась дочка Анисья… И про нее нужно поговорить… Да мало ли о чем он может теперь
    поговорить? Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать… А с бабами говорить еще лучше. Те
    хоть и дуры, но ревут от двух слов.
    «Пойти лошадь поглядеть, — думает Иона. — Спать всегда успеешь… Небось, выспишься…»
    Он одевается и идет в конюшню, где стоит его лошадь. Думает он об овсе, сене, о погоде… Про
    сына, когда один, думать он не может… Поговорить с кем-нибудь о нем можно, но самому думать и
    рисовать себе его образ невыносимо жутко…
    — Жуешь? — спрашивает Иона свою лошадь, видя ее блестящие глаза. — Ну, жуй, жуй… Коли на
    овес не выездили, сено есть будем… Да… Стар уж стал я ездить… Сыну бы ездить, а не мне… То
    настоящий извозчик был… Жить бы только…
    Иона молчит некоторое время и продолжает:
    — Так-то, брат кобылочка… Нету Кузьмы Ионыча… Приказал долго жить… Взял и помер зря…
    Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать… И вдруг, скажем, этот
    самый жеребеночек приказал долго жить… Ведь жалко?
    Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина…
    Иона увлекается и рассказывает ей всё…
    — Оправдались ли ваши ожидания?


    Почему лошадь домой бежит рысцой?
    — Как реагирует на слова Ионы молодой человек в избе? Почему?
    -Чего не хватает Ионе, что он ищет?

    -У кого нашел состарадание герой?
    И в конце работы спросим:
    — Что хотел сказать Чехов своим читателям?

    Рефлексия.
    Синквейн. Отразите свои выводы в синквейне.

    д/з
    Дети пишут свои мысли о прочитанном и об актуальности прочитанного.

    Слово учителя:
    Одиночество человека среди людей — вот страшная суть рассказа «Тоска». И Чехов нигде не
    позволяет себе морализировать — он просто рисует жизнь, но лаконичное повествование прекрасно
    передает все, что хотел бы сказать автор.
    Таким образом, используя технологию критического мышления, посредством чтения и письма
    можно организовать творческую самостоятельную работу учащихся, учить их использовать
    собственный жизненный опыт для достижения цели, дать возможность обсудить, отстоять свое
    мнение, учесть мнение окружающих, активизировать истинное учение, внутреннюю мотивацию к
    учебе.

  • Рассказы для чтения по слогам для 1 класса
  • Рассказы драгунского читает сергей ларионов
  • Рассказы для чтения по ролям
  • Рассказы драгунского слушать аудио 2 класс
  • Рассказы для чтения на ночь детям