Рассказы для детей 10 лет читать 4 класс короткие

Рассказы для детей 10-11 лет признанных авторов должны быть в домашней библиотеке каждого школьника. Здесь вы найдёте произведения для внеклассного чтения на любой вкус, сможете их скачать и распечатать. Ребята в 10-11 умны и догадливы, способны оценивать поступки окружающих. Этот период развития особенный, ведь начинается новый этап взросления – подростковый. В это время важно дать надёжную нравственную базу для школьника. На примере главных героев рассказов ребята учатся держать своё слово, дорожить друзьями, быть справедливыми и честными.

  • Что любит Мишка

    Что любит Мишка — рассказ Виктора Драгунского из жизни мальчика Дениса, который нравится не одному поколению детей. В нем Дениска вместе с другом Мишкой оказывается свидетелями того, как на перемене учитель музыки что-то…

  • Ёлка

    Ёлка — произведение Михаила Зощенко, которое можно читать всей семьей. В нем брат и сестра накануне новогоднего торжества мечтают взглянуть на елку. На ней вместо игрушек висят сладости и фрукты. Детям не разрешают входить…

  • Заячьи лапы

    Заячьи лапы — рассказ Константина Паустовского, который не оставит равнодушным ни одного читателя. Он начинается с того, что мальчик приносит к фельдшеру обгоревшего зайца, а тот прогоняет его. На что готов мальчик и его…

  • Бабушкин подарок

    Бабушкин подарок — рассказ Михаила Зощенко, над которым задумаются и взрослые, и дети. В нем описывается, как семья с двумя детьми живут на даче. Их раз в месяц навещает бабушка с подарками и угощениями для детей. И вот…

  • Заколдованная буква

    Заколдованная буква — рассказ Виктора Драгунского, который стоит прочесть всем детям. В одном дворе гуляли трое ребят: девочка и два мальчика. От имени одного из них ведётся рассказ про то, как привезли ёлку. Девочка увидела…

  • Честное слово

    Честное слово — произведение Леонида Пантелеева, которое уже долгие годы завораживает ребят. В нем рассказчик обнаруживает плачущего мальчишку в саду, когда уже становится совсем темно. Он спрашивает у него, почему мальчик…

  • Теплый хлеб

    Теплый хлеб — рассказ Константина Паустовского, который не зря входит в список обязательного чтения в младшей школе. Повествование начинается с того, что в деревне появляется раненый кавалерийский конь. Его выходил местный…

  • Тайное становится явным

    «Тайное становится явным» — еще одна история из цикла Виктора Драгунского про Дениску. Мальчик слышит интересную фразу и спрашивает у матери об ее значении. Когда он получает объяснение, Денис еще и не подозревает, что завтра…

  • Лисичкин хлеб

    «Лисичкин хлеб» — сказка Михаила Пришвина, знакомая многим детям. Рассказ ведётся от имени охотника, который приносит дочке Зиночке разные подарки из леса. Однажды он принёс тетерева, ягоды, травы, а под ними нашлась засохшая…

  • Витя Малеев в школе и дома

    Витя Малеев в школе и дома — лучшая повесть Николая Носова. Она о событиях жизни друзей-одноклассников, их переживаниях и радостях, ошибках и достижениях. Главные персонажи — нерадивые ученики 4 класса. Это сам Витя и его…

    404.4K

    11320

    3107

    4 ч. 50 мин.

  • Дремучий медведь

    Дремучий медведь — рассказ Константина Паустовского, который стоит прочесть с ребятами. В нем описана жизнь простого деревенского пастушка Пети и его встреча с медведем. Сможет ли мальчик одолеть сильного медведя, когда…

  • Телефон

    Рассказ телефон Николая Носова – это поучительное произведение о любопытстве двух друзей, которое не оставит равнодушных. Рассказчик и его друг Мишка копили на игрушечные телефоны, даже мороженное не ели и в кино не ходили…

  • Англичанин Павля

    Англичанин Павля — рассказ Виктора Драгунского из цикла «Денискины рассказы», которые увлекают детей уже полвека. В этой повести, как и в остальных произведениях цикла, рассказ ведётся от имени мальчика Дениса. Накануне…

  • Берестяная трубочка

    «Берестяная трубочка» — рассказ Михаила Пришвина, с которым стоит познакомиться. В нем автор описывает, как нашел поразительную трубку из бересты в одну из прогулок. Она образуется на березе после среза коры. В этой трубочке…

  • Девочка на шаре

    Девочка на шаре — рассказ В. Драгунского о младшем школьнике и синеглазой девочке — юной цирковой артистке. Случайным жестом и красивым сценическим образом она покорила воображение мальчика Дениса. Посмотрев с классом представление…

  • Стальное колечко

    Стальное колечко — рассказ Константина Паустовского, который заслуживает внимания всей семьи. В нем повествуется о том, как вместе живут дед Кузьма с внучкой Варюшей. Однажды дедушка отправляет девочку за махоркой. Сделав…

  • Двадцать лет под кроватью

    «Двадцать лет под кроватью» — рассказ Виктора Драгунского, с которым стоит познакомить детей старшего возраста. Главный персонаж сказки Дениска отправился в гости к друзьям, где они играли в разные игры. Когда пришло время…

  • Хитрый способ

    Хитрый способ — рассказ Виктора Драгунского, который тронет сердце не только детей, но и взрослых. В нем Дениске захотелось облегчить маме хлопоты по дому. Он решил изобрести метод быстрого мытья посуды. Удастся ли ему помочь…

  • Корзина с еловыми шишками

    Корзина с еловыми шишками — рассказ Константина Паустовского, который оценят дети старшего возраста. В нем показана встреча талантливого композитора и маленькой девочки. Сочинитель пообещал сделать ей подарок, но только…

  • Он живой и светится

    Он живой и светится — рассказ Виктора Драгунского, который стоит читать всей семьей. В нем Дениска Кораблев ждет мать во дворе с игрушечным самосвалом. Начинает смеркаться, и тоска одолевает мальчуганом. В этот момент к…

Список сказок и рассказов:

Отзывы: 25

  1. а что комментариев нет?

    Ответить

  2. Наталья

    13.10.2021 в 22:32

    Хорошая ссылка советую

    Ответить

  3. мне очень понравилось рассказы интересные

    Ответить

  4. Мы это читали в классе

    Ответить

  5. Очень интересно ! Надо что бы все прочитали

    Ответить

  6. АлЕкСаНдР

    09.01.2022 в 20:13

    какой мало!? много очень сказок!

    Ответить

  7. wownastyaw

    07.02.2022 в 11:01

    Как раз к олимпиаде по литературе готовлюсь)

    Ответить

  8. сказки хорошие только побольше надо я половину летом читала

    Ответить

  9. по теме ничего нету

    Ответить

  10. Виктор

    04.03.2022 в 15:38

    Круто конечно но когда я сделала что-то то оно куда-то делось и я не чего не могу сделать!!!

    Ответить

  11. Амалия

    08.03.2022 в 13:32

  12. класс мне всё нравится

    Ответить

  13. карина

    30.03.2022 в 10:37

    моя дочь с удовольствием читает

    Ответить

  14. vasiliy_b_

    09.04.2022 в 16:28

    очень классные рассказы

    Ответить

  15. Если честно то некоторые рассказы даже читать не хочется потому что большая часть у меня в учебнике по литре, а так в общем и целом нормально.

    Ответить

  16. Эти все рассказы я читала в школе, но один всëровно прочитала!!!
    …..
    1) рассказов мала….
    2) они маленькие?
    А в 3) чуть скучноватые?
    Добавьте туда ещë романы!!!!
    Я очень люблю романы не смотря на то что в 5 классе.

    Ответить

  17. Добавьте романы
    я перехожу в 1 класс и уже знаю эти сказки
    мало очень мало сказок
    надо бы побольше хотя бы 200 сказок и рассказов
    сделайте это

    Ответить

  18. Самира

    04.06.2022 в 15:51

    Мне было очень интересно читать эти рассказы ??

    Ответить

  19. анютка

    24.09.2022 в 11:09

    спасибо теперь буду читать тут

    Ответить

  20. Ясмина

    06.11.2022 в 00:34

    С удовольствием читаем!

    Ответить

  21. Ого круто буду читать 😂🤗

    Ответить

  22. Ну,в принцепи норм.Блин,ну,зачем так много я в 1 классе это ни за что не прочитаю.

    Ответить

  23. Просто чел

    20.12.2022 в 16:15

Внеклассное чтение 4 класс: читать онлайн популярные, лучшие народные сказки для детей, мальчиков и девочек, и их родителей о любви и Родине, природе, животных. Если вы не нашли желаемую сказку или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

Зоосад

Злая Галя

Злая Галя — рассказ Евгения Чарушина, который стоит включить в собственный список чтения каждому человеку. В рассказе показана девочка Галя, гуляющая по зоологическому саду. Как и все дети, Галя веселится, наблюдая и играя с животными. Как именно развлекается юная посетительница зоосада, прочтите вместе с ребятами в небольшом рассказе Евгения Чарушина. Произведение поможет взрослым воспитать в детях рассудительность, сочувствие и доброту к братьям нашим меньшим.

Зоосад

Зоосад

Зоосад — рассказ Евгения Чарушина, который вошел в сборник с историями о «Никитке и его друзьях». В небольшом произведении демонстрируется желание ребят завести настоящих диких зверей для своего зоологического сада. В этом им решила помочь тётя Маня. Вместе с мальчиками и девочками она запаслась различными емкостями и отправилась на луга. Кого юные охотники встретили по дороге, а кого принесли с полей, узнайте вместе с детьми из короткого рассказа. Он учит следовать за своей мечтой и бережно относиться к природе.

В классе

В классе

В классе — рассказ Валентины Осеевой, который стоит прочесть с ребятами среднего школьного возраста. В нем демонстрируется ситуация, когда в очень дружный класс приходит новый ученик. Его зовут Петя Набатов. Все ребята рады ему, потому что он отличник, и с ним не скучно на переменах. Как постепенно меняется отношение одноклассников к новичку, и сможет ли Петя вернуть дружеское расположение ребят к себе, узнайте вместе с юными читателями из самого произведения. Оно поднимает вопросы эгоизма, жизни в коллективе и взаимной помощи.

В лагере

В лагере

В лагере — рассказ Валентины Осеевой, который отлично познакомит современных ребят с атмосферой детского лагеря прошлых лет. В нем описано, как две девочки, Наташа и Муся, договариваются искупаться на сразу после завтрака на речке. Удастся ли девочкам исполнить свое желание, и как это произойдет, прочтите вместе с детьми в рассказе Валентины Осеевой. Он говорит о подлинной дружбе, детских желаниях, совместной работе, ответственности и бескорыстной помощи людям.

Рассказ Бишка

Бирюк

Бирюк – рассказ Ивана Сергеевича Тургенева из серии «Записки охотника». Русский классик описывает встречу барина с лесником по прозвищу Бирюк в грозу. Неспроста в народе так прозвали угрюмого и строгого лесника – это был человек с настоящим стальным характером, и главный герой рассказа в этом убедился. Поступок Бирюка заставляет задуматься о нравственных поступках и человеческих качествах. Что именно произошло – читатели узнают из произведения. Поучительный рассказ на всем времена дополнит школьные занятия по литературе.

Три товарища

Томка

Томка — рассказ Евгения Чарушина, который стал началом для цикла произведений о щенке Томке. В нем повествователь показывает, как он выбирал пса. Вместе со знакомым охотником он отправился в дом, где были щенки. Рассказчик наблюдает за детенышами и понимает, что уже сейчас проявляется характер собаки. Он заметил, что один щенок все время ест и спит, второй — слишком злой, третий — напротив слишком добрый пес. Как же герой сумел выбрать себе помощника для охоты? Прочтите об этом в коротком рассказе. Он учит наблюдательности и неспешному выбору друзей среди людей и животных.

Три товарища

Томка испугался

Томка испугался — рассказ Евгения Чарушина, которое вызовет интерес у всей семьи. В нем рассказчик описывает то, как он взял молодого щенка на охоту для обучения. Томка вдоволь набегался по лугу и уснул. Проспал щенок около получаса до тех пор, пока над песиком не пролетел шмель и разбудил его своим жужжанием. Что сделал отважный щенок после пробуждения, узнайте вместе с детьми из небольшого рассказа. Он учит состраданию, вниманию к домашним зверям и пониманию их основных нужд.

Три товарища

Томкины сны

Томкины сны — произведение Евгения Чарушина, которое волшло в сборник рассказов об охотничьем песике Томке. В нем писатель показывает юным читателям, как щенок спит. Когда Томка спит, за ним наблюдают ребята, друзья его сына. Они интересуются, что видит песик во сне. Рассказчик отвечает им, что не знает. Что сделали дети, чтобы узнать, какие сны снятся Томке? Узнайте об этом из короткой зарисовки, сделанной автором, вместе с ребятами. Произведение напомнит им, как важна забота, внимание и наблюдательность к жизни домашних животных.

Рассказ Теплый ветер

Свинья

Свинья — рассказ Евгения Чарушина, который занимает собой юных читателей уже несколько десятков лет. В нем автор рассказал о том, как во время охоты навестил в лесу знакомого мастера по изготовлению ложек Егорыча. Вечером гостеприимный хозяин поведал ему интересную историю, которая приключилась с ним в начале весны. Почему она случилась именно с Егорычем, и причем здесь свинья, узнайте вместе с детьми из произведения. Оно учит благодарности природе за ее дары, заботе о животных, а также напоминает об осмотрительности.

Сказка, которую Никита сам рассказал

Сказка, которую Никита сам рассказал

Сказка, которую Никита сам рассказал — произведение Евгения Чарушина из сборника «Никитка и его друзья», которое будет интересно прочесть не только детям. В нем рассказчик от имени сына Никиты записал историю того, как у него появилась лягушка. Чем закончилось их знакомство, и какой элемент волшебства проявился в повествовании мальчика, прочтите вместе с детьми в коротком рассказе. Он учит искренней любви к природе, вере в чудо, открытости и детской непосредственности.

Самолетики за крышами

Рябчонок

Рябчонок — рассказ Евгения Чарушина, который познакомит ребят с еще одним приключением мальчика Никиты и щенка Томки. В этот раз друзья под предводительством отца отправляются в лес за рыжиками. Почему Томка начал лаять на поляне, за кем погнался, и кого обнаружили папа с Никитой под деревом, прочтите вместе с детьми в коротком рассказе. Он учит бережному отношению к природе, показывает родительскую самоотверженность и хитрость. Произведение также напоминает юному читателю, как важно не разорять гнезд диких птиц.

Самолетики за крышами

Самолетики за крышами

Самолетики за крышами — рассказ Евгения Чарушина, который посвящен автором сыну. В нем рассказчик открывает читателю то, что видно из окон его дома. Одно из окон особенно нравится Никите. Там часто летают самолетики. Они кажутся маленькими и бесшумными, и Никита любит за ними подолгу наблюдать. Когда наступил праздник Первого мая, отец с сыном открывают окно и становятся свидетелями того, как самолеты приближаются к ним. Какое открытие ждет Никиту в этот день, прочтите в небольшом рассказе. Он говорит о гордости за свою страну и заставляет задуматься еще раз, как страшна война.

Просто старушка

Просто старушка — рассказ Валентины Осеевой, с которым важно познакомить каждого ребенка. В нем показана прогулка мальчика и девочки зимним днем после школы. Впереди них шла бабушка. Что с ней произошло, и как отреагировали на это дети, прочтите вместе с ребятами в коротком произведении Валентины Осеевой. Оно учит оказывать помощь каждому, кто в ней нуждается, а не только родным и друзьям. В рассказе также становится ясно, что нужно делать это искренне, без просьб и ожидания благодарности.

Просто так

Просто так – короткий рассказ Валентины Осеевой. В нем речь идёт о двух мальчиках Вове и Косте, которые умели мастерить разные вещи своими руками. Однажды Костя сам построил такой скворечник, что друг захотел себе такой же. И даже предложил кое-что взамен, но необычный ответ удивил Вову. Концовка произведения удивит юных читателей! Поучительный рассказ Осеевой научит детей ценить дружбу и дорожить лучшими друзьями.

Птичье озеро

Птичье озеро — рассказ Евгения Чарушина, который с интересом читают дети и взрослые не один год. В нем рассказчик описывает свой визит в Московский зоопарк. Он говорит о том, какие там живут звери и птицы, рассказывает об удивительном озере, где много птиц с птенцами. Что их удерживает на этом водоеме, прочтите вместе с ребятами в самом рассказе. Он позволит подготовить юных читателей к посещению зоопарка и напомнит им о том, как важна свобода каждому живому существу.

Про еловые шишки

В ослепительно позолоченном бронзовом канделябре горели семь одинаковых свечей. Желтые язычки их пламени отражались в хрустале…

Про зайчат

Про зайчат — рассказ Евгения Чарушина, который трогает сердца взрослых и юных читателей не одно десятилетие. В нем писатель поведал историю о том, как его сын Никита попросил взять к ним зайчат. Просьбу мальчика родители исполнили. Вот только зайчишки были такими маленькими, что им требовалось материнское молоко. Смогут ли новые хозяева найти им кормилицу, узнайте вместе с ребятами из короткого произведения. Оно учит любви к животным, участию к судьбе беззащитных существ и доброму отношению ко всему живому.

Ярик

Однажды я лишился своей легавой собаки и я охотился по бродкам, значит, росистым утром находил следы…

Лимон

Лимон

В одном совхозе было. Пришел к директору знакомый китаец и принес подарок. Директор, Трофим Михайлович, услыхав…

Пиковая дама

Курица непобедима, когда она, пренебрегая опасностью, бросается защищать своего птенца. Моему Трубачу стоило только слегка нажать…

Филин

Приключения Незнайки и его друзей

Незнайка вместе с другими героями живет в сказочным Цветочном городе. Каждый мальчик имеет свои увлечения. Знайка стремится проявлять ответственность, Шпунтик и Винтик любят мастерить, Доктор Пилюлькин пытается всех лечить. Главный герой часто попадает в смешные и неприятные истории. Но это не мешает ему по-настоящему дружить и интересно проводить время. Иногда Незнайка обижает своих товарищей, но они прощают ему шалости. Девочки-малышки живут рядом — в Зеленом городе. Постепенно жители двух городков находят общий язык, хотя получается это у них не сразу.

Первый лук

Первый лук

Мне шесть или семь лет. Я сюда приехал только вчера. Ещё звенят в ушах слова моей…

Пастух и скрипка

Она родилась в мастерской деревенского столяра, большого любителя музыки. Ее красота удивляла даже больших мастеров скрипичных…

Некрасивая Елка

В датском говорящем лесу росли датские говорящие деревья. Они разговаривали только по-датски. В жаркие солнечные дни,…

Две пословицы

Чужая калитка

Алёша Хомутов рос мальчиком старательным, заботливым и работящим. Его очень любили в семье, но больше всех…

Две пословицы

Перепёлка

Перепёлка — рассказ Евгения Чарушина, который полезно будет прочесть с детьми перед сном. Автор рассказывает в нем о том, как в их доме проживала перепёлка. Она была ручной птицей и так полюбилась Никите, что он прислушивался к ее мнению. Так перепёлка каждый вечер, когда включали электрический свет, призывала Никитку спать. Мальчик так привык к этому, что не ложился спать без возгласов птички. Однажды вся семья отправилась на дачу, взяли с собой и перепёлку. Какое приключение с Никитой и его пернатой ночной няней там произошло, прочтите в коротком рассказе. Он учит ценить внимание близких людей, понимать домашних питомцев и напоминает, как важно соблюдать режим дня.

Никита - охотник

Никита-доктор

Никита-доктор — произведение Евгения Чарушина, которое вошло в сборник историй «Никитка и его друзья». В нем показана знакомая почти каждому родителю история: ребенок желает примерить на себя роль лечащего врача. В качестве пациента Никитка избрал щенка Томку. Как отреагировал на предложение осмотра и лечения песик, прочтите вместе с детьми в небольшом рассказе. Он говорит о том, что животные, как и люди, имеют собственные желания и чувства. К ним стоит прислушиваться, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.

Никита - охотник

Никита — охотник

Никита-охотник — рассказ Евгения Чарушина, который вошел в сборник «Никитка и его друзья». В нем повествователь знакомит читателя с тем, как Никита охотится на свои игрушки. Однажды ему выдалась возможность отправиться с ружьем на прогулку вместе с отцом. Удалось ли ему поохотиться по-настоящему, и что вышло из этого приключения? Прочтите вместе с ребятами в небольшом произведении. Оно учит наблюдательности, открытости, милосердию, смелости и осуждает неоправданную жестокость.

Телефон - рассказ Носова

Телефон — рассказ Носова

Рассказ телефон Николая Носова – это поучительное произведение о любопытстве двух друзей, которое не оставит равнодушных. Рассказчик и его друг Мишка копили на игрушечные телефоны, даже мороженное не ели и в кино не ходили – во всём себе отказывали. Когда желанная покупка была у ребят, начали баловаться, даже собаке трубку давали. Что произошло с телефоном Мишки и какая неожиданная находка обескуражила его друга – читатели узнают из рассказа. Произведение показывает ребятам, как важно ценить вещи и бережно к ним относиться, ведь ребяческая прихоть может привести к непоправимой поломке.

Надина ласточка

На ялике

На ялике — рассказ Леонида Пантелеева, с которым стоит познакомить ребят школьного возраста. В нем говорится о ленинградском мальчике Матвее. Он переправляет людей через Неву на своем ялике неподалеку от Каменного моста. Все его пассажиры уважительно относятся к нему, и это заинтересовывает военного, который оказался в районе Каменного моста. Мальчик рассказывает ему, что этим яликом сначала правил его отец, но его убило осколками снаряда. Как сам Матвей относится к бомбежкам, узнайте в самом произведении. Оно учит храбрости, патриотизму, ответственному выполнению долга без паники и суеты.

Поучительные рассказы

Бабушка отдыхает.  (В.А.Сухомлинский)

Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала:
– Тихо, Галинка, бабушка отдыхает. Целую ночь не спала, болело сердце. Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.
Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала:
– Галинка, слушай…
Галинка погрозила ей пальцем, как мама, и прошептала:
– Тихо, Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.
Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.
А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки.
Когда бабушка встала, Галинка спросила:
– Бабушка, почему вы во сне плакали?
Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В ее глазах светилась радость.

Кому же идти за дровами?

На краю села жила вдова с тремя сыновьями. Два сына уже взрослые юноши, высокие, статные, славные, красивые. А третий – подросток Юра – маленький, тоненький, как тростинка.
Было это зимой. Выпал глубокий снег, дул северный ветер, трещал мороз. Мать говорит – как будто сама себе, но чтобы дети слышали:
– Холодно, дети. А дров нет… Кому же за дровами идти?
Молчат старшие сыновья, нагнули головы, смотрят в землю и печь колупают.
– Я пойду за дровами, мама, – сказал младший сын.
– А мороза ты не боишься? – спрашивает мать и на старших сыновей поглядывает.
– Нет, не боюсь, – отвечает сын и одевается.
– Ну что ж, иди, Юра, – сказала мать, крепко подпоясала и поцеловала сына.
Пошёл Юра. И сразу стало в хате так тихо, будто всё живое, что есть на свете, прислушивалось и думало: что же будет? И ветер на дворе затих. Два старших сына подняли головы, посмотрели на мать и сказали:
– Мы тоже пойдём в лес, мама.
– Идите, сыны, – прошептала мать и заплакала от радости.

Почему плачет синичка?

В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей – мальчик Миша и девочка Оля. Мише было десять лет, а Оле – девять. Около дома рос высокий ветвистый тополь.
– Сделаем на тополе качели, – сказал Миша.
– Ой, как хорошо будет качаться! – обрадовалась Оля.
Полез Миша на тополь, привязал к веткам веревку. Встали на качели Миша и Оля, и давай качаться. Качаются дети, а около них синичка летает и поет, поет.
Миша говорит:
– Синичке тоже весело оттого, что мы качаемся.
Глянула Оля на ствол дерева и увидела дупло, а в дупле – гнездышко, а в гнездышке птички маленькие.
– Синичка не радуется, а плачет – сказала Оля
– А почему же она плачет? – удивился Миша.
– Подумай, почему, – ответила Оля.
Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает: «Почему же она плачет?»

Камень

На лугу, под раскидистым дубом, много лет была криница. Она давала людям воду. Под дубом подле криницы отдыхали путники.
Как-то раз к дубу пришёл мальчишка. Он любил пошалить. Вот он и подумал:
«А что будет, если я возьму вот этот камень и кину его в криницу? Вот, наверное, булькнет сильно!»
Поднял камень, кинул его в криницу. Булькнуло сильно. Мальчишка засмеялся, побежал и забыл про свой поступок.
Камень упал на дно и закрыл жерло.
Вода перестала наполнять криницу.
Криница засохла.
Засохла трава возле криницы, и дуб засох, потому что подземные ручейки потекли куда-то в другое место.
На дубу перестал вить гнездо соловей. Он полетел на другой луг.
Замолкла соловьиная песня.
Грустно стало на лугу.
Много лет миновало. Мальчишка стало дедом. Однажды пришёл он на то место, где когда-то был зелёный луг, стоял раскидистый дуб, била прохладная криница.
Не стало ни луга, ни дуба, ни соловья, ни криницы. Только песок, ветер вздымает тучи пыли.
«Куда ж оно всё подевалось?» – подумал дед.

Дуб под окном

Молодой лесник построил в лесу большой каменный дом и посадил дубок под окном.
Шли годы, вырастали у лесника дети, разрастался дубок, старел лесник.
И вот через много лет, когда лесник стал дедушкой, дубок разросся так, что закрыл окно.
Стало темно в комнате, а в ней жила красавица – лесникова внучка.
– Срубите дуб, дедушка, – просит внучка, – темно в комнате.
– Завтра с утра начнём, – отвечает дедушка.
Наступило утро. Позвал дедушка троих сыновей да девятерых внуков, позвал внучку-красавицу и сказал:
– Будем дом переносить в иное место.
И пошёл с лопатой копать ров под фундамент. За ним пошли три сына, девять внуков и красавица-внучка.

Девочка и ромашка

Прекрасным солнечным утром маленькая девчушка вышла поиграть на зеленой полянке. Вдруг слышит: кто-то плачет.
Прислушалась девочка и поняла: плач доносится из-под камня, который лежит на краю поляны. Камень небольшой, как голова кролика, но очень твердый. Спрашивает девочка:
– Кто там плачет под камнем?
– Это я, Ромашка, – послышался слабый голос. – Освободи меня, девочка, давит меня камень…
Откинула девочка камень и увидела нежный, бледный стебелек Ромашки.
– Спасибо тебе, девочка, – сказала Ромашка, расправив плечи и вздохнув полной грудью. – Ты освободила меня из-под Каменного Гнета.
– Как же ты попала под камень? – спросила девочка. – Обманул меня Каменный Гнет, – ответила Ромашка. – Была я маленьким ромашкиным семенем. Осенью искала теплый уголок. Дал мне приют Каменный Гнет, обещал оберегать от холода и жары. А когда мне захотелось увидеть Солнышко, он чуть не задавил меня. Я хочу быть твоей, девочка.
Девочка приходила к Ромашке, и они вместе встречали Солнце.
– Как хорошо быть твоей, девочка! – часто говорила Ромашка.
– А если бы ты выросла в лесу или у края дороги? Ты была бы ничья? – спросила девочка.
– Я бы умерла от горя, – тихо сказала Ромашка . Ничьих цветов не бывает. Они всегда чьи-то. Вон та Огненная Маковка – она дружит с Солнышком.
Солнышко шепчет ей: «Ты моя, Огненная Маковка». Я слышу этот шепот, когда всходит Солнышко и Маковка раскрывает лепестки. А вот тот Василек друг Весеннего Ветра. Он первым каждое утро прилетает к Васильку, будит его и шепчет: «Проснись!». Цветок не мог бы жить, если бы он был ничей.

Красивые слова и красивые дела

Среди поля стоит маленькая хатка. Её построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.

Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошел дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.

Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.

И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:

– Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…

Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова.

– Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…

А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела.

Неблагодарность

Пригласил дед Андрей в гости внука Матвея. Поставил дед перед внуком большую миску с мёдом, белые калачи положил, приглашает:

– Ешь, Матвейка, мёд. Хочешь – ложкой ешь мёд с калачами, хочешь – калачи с Ел Матвей мёд с калачами, потом – калачи с мёдом. Наелся так, что дышать трудно стало. Вытер пот, вздохнул и спрашивает:

– Скажите, пожалуйста, дед, какой это мёд – липовый или гречневый?

– А что? – удивился дед Андрей. – Гречневым мёдом угостил я тебя, внучек.

– Липовый мёд все-таки вкуснее, – сказал Матвей и зевнул: после обильной еды его клонило ко сну.

Боль сжала сердце деда Андрея. Он молчал. А внук продолжал спрашивать:

– А мука для калачей – из яровой или озимой пшеницы? Дед Андрей побледнел. Его сердце сжало невыносимой болью.

Стало тяжело дышать. Он закрыл глаза и застонал.

мёдом.

Скажи человеку «здравствуйте»

Лесной тропинкой идут отец и маленький сын. Вокруг тишина, только слышно, как где-то далеко стучит дятел и ручеёк журчит в лесной глуши.

Вдруг сын увидел: навстречу им идет бабушка с палочкой.

– Отец, куда идёт бабушка? – спросил сын.

– Увидеть, встретить или проводить, – ответил отец. – Когда встретимся с нею, мы скажем ей «здравствуйте», – сказал отец.

– Для чего же ей говорить это слово? – удивился сын. – Мы ведь совсем незнакомы.

– А вот встретимся, скажем ей «здравствуйте», тогда увидишь для чего.

Вот и бабушка.

– Здравствуйте, – сказал сын.

– Здравствуйте, – сказал отец.

– Здравствуйте, – сказала бабушка и улыбнулась.

И сын с удивлением увидел: всё вокруг изменилось. Солнце засияло ярче. По верхушкам деревьев пробежал легкий ветерок, листья заиграли, затрепетали. В кустах запели птицы – до этого их не было слышно.

На душе у мальчика стало радостно.

– Почему это так? – спросил сын.

– Потому что мы сказали человеку «здравствуйте», и он улыбнулся.

Для чего говорят «спасибо»?

По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить.

Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.

– Спасибо тебе, ручей, – сказал дедушка. Мальчик засмеялся.

– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку. – Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.

– Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»?

Подумай, кому нужно это слово?

Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял Долгий…

Трудно быть человеком

Дети возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился в долине, за несколько километров от села. Уставшие дети едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайнюю хату попросить воды.

Из хаты вышла женщина, за ней выбежал маленький мальчик. Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. Дети напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись!

Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:

– А ведь мы не поблагодарили женщину за воду. – Её глаза стали тревожными.

Дети остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить.

– Ну что же… – сказал Роман, – это небольшая беда. Женщина уже и забыла, наверное. Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?

– Стоит, – сказала Марийка. – Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?

Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно.

– Вы как хотите, – сказала Марийка, – а я вернусь и поблагодарю женщину…

– Почему? Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? – спросил Роман… – Ведь мы так устали…

– Потому что мы люди…

Она повернулась и пошла к хуторку. За ней пошли все. Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошел вместе со всеми.

– Трудно быть человеком… – подумал он.

Капля воды

Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристского похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.

А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и пионеры подошли к колодцу одновременно.

На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву.

Когда пионеры напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.

Несмелый мальчик


В пятый класс среди года пришел новый ученик, Николай. В первый же день все убедились, что он несмелый, даже застенчивый, его хотели на первую парту посадить, но он отказался. Попросился на последнюю.

Учился Николай прилежно, старательно делал домашние задания. Ответы Николая были такими хорошими, что, когда его вызывали, в классе наступала тишина. Каждый хотел послушать хороший ответ. Учителя часто хвалили Николая: «Вот так нужно готовить задания и отвечать на вопросы».

От похвал мальчик краснел, было видно, что ему хотелось быстрее сесть за свою последнюю парту.

Одноклассники говорили: «Хороший ученик. И добрый товарищ.

Попросишь – всегда объяснит, расскажет, как решить задачу. Но очень несмелый…»

Однажды пятиклассники возвращались из школы домой. Было это в мае, перед окончанием учебного года. Шли гурьбой, о чем-то спорили.

Когда проходили по мосту через речку, услышали крик. Кто-то кричал внизу, недалеко от моста. Речка была небольшая, но быстрая и полноводная. Неужели кто-то зовет на помощь?

Не успели ребята  и подумать об этом, как увидели: Николай прыгнул в воду, туда, откуда доносился крик.

Потрясенные мальчики подбежали к перилам моста. Николай уже подплывал к маленькой девочке. Она не умела хорошо плавать и попала в водоворот. Еще немного – и девочка погибла бы.

– Держись за мою рубашку! – крикнул Николай.

Девочка схватилась за рубашку, и Николай быстро поплыл с ней к берегу.

Посмеялись над бабушкой


Однажды дети играли на стадионе в мяч. Весело было играть, радостно.

Мимо стадиона шла старенькая бабушка. Она плохо видела, шла медленно, ощупью проверяя дорогу палкой.

Кто-то из ребят бросил мяч так, что он покатился бабушке под ноги, ударил по палке и выбил ее из рук. Остановилась бабушка, растерялась, не знает, что делать. Наклонилась, ищет палку, а она отлетела далеко. Не видит бабушка ее.

Дети смотрят на бабушку и смеются. Никто из них не догадался подойти к старушке, попросить прощения и помочь ей.

Дети смеются, а бабушка стоит и плачет. И никому и в голову не пришло, что в эту минуту творится большое зло: человек издевается над человеком.

Сыновья читать (В.А.Осеева)

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит.

— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.

— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их

Спрашивают женщины старичка:

— Ну что? Каковы наши сыновья?

— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!

Просто старушка

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:
– Это твоя бабушка?
– Нет, – отвечал мальчик.
– Мама? – удивилась подружка.
– Нет!
– Ну, тётя? Или знакомая?
– Да нет же, нет! – отвечал мальчик. – Это просто старушка.

До первого дождя

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.

– Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.
– Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В детском саду воспитательница сказала:
– Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

 У Маши был плащ, а я шла в одном платье, – сказала Таня.
– Так вы могли бы укрыться одним плащом, – сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. 
– Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

Слепая лошадь  (К.Д.Ушинский)

Давно, очень уже давно, когда не только нас, но и наших дедов и прадедов не было еще на свете, стоял на морском берегу богатый и торговый славянский город Винета; а в этом городе жил богатый купец Уседом, корабли которого, нагруженные дорогими товарами, плавали по далеким морям.

Уседом был очень богат и жил роскошно: может быть, и самое прозвание Уседома, или Вседома, получил он оттого, что в его доме было решительно всё, что только можно было найти хорошего и дорогого в то время; а сам хозяин, его хозяйка и дети ели только на золоте и на серебре, ходили только в соболях да в парче.

В конюшне Уседома было много отличных лошадей; но ни в Уседомовой конюшне, ни во всей Винете не было коня быстрее и красивее Догони-Ветра — так прозвал Уседом свою любимую верховую лошадь за быстроту ее ног. Никто не смел садиться на Догони-Ветра, кроме самого хозяина, и хозяин никогда не ездил верхом ни на какой другой лошади.

Случилось купцу в одну из своих поездок по торговым делам, возвращаясь в Винету, проезжать на своем любимом коне через большой и темный лес. Дело было под вечер, лес был страшно темен и густ, ветер качал верхушки угрюмых сосен; купец ехал один-одинешенек и шагом, сберегая своего любимого коня, который устал от дальней поездки.

Вдруг из-за кустов, будто из-под земли, выскочило шестеро плечистых молодцов со зверскими лицами, в мохнатых шапках, с рогатинами, топорами и ножами в руках; трое были на лошадях, трое пешком, и два разбойника уже схватили было лошадь купца за узду.

Не видать бы богатому Уседому своей родимой Винеты, если бы под ним был другой какой-нибудь конь, а не Догони-Ветер. Почуяв на узде чужую руку, конь рванулся вперед, своею широкою, сильною грудью опрокинул на землю двух дерзких злодеев, державших его за узду, смял под ногами третьего, который, махая рогатиной, забегал вперед и хотел было преградить ему дорогу, и помчался как вихрь. Конные разбойники пустились вдогонку; лошади у них были тоже добрые, но куда же им догнать Уседомова коня?

Догони-Ветер, несмотря на свою усталость, чуя погоню, мчался, как стрела, пущенная из туго натянутого лука, и далеко оставил за собою разъяренных злодеев.

Через полчаса Уседом уже въезжал в родимую Винету на своем добром коне, с которого пена клочьями валилась на землю.

Слезая с лошади, бока которой от усталости подымались высоко, купец тут же, трепля Догони-Ветра по взмыленной шее, торжественно обещал: что бы с ним ни случилось, никогда не продавать и не дарить никому своего верного коня, не прогонять его, как бы он ни состарился, и ежедневно, до самой смерти, отпускать коню по три меры лучшего овса.

Но, поторопившись к жене и детям, Уседом не присмотрел сам за лошадью, а ленивый работник не выводил измученного коня как следует, не дал ему совершенно остыть и напоил раньше времени.

С тех самых пор Догони-Ветер и начал хворать, хилеть, ослабел на ноги и, наконец, ослеп. Купец очень горевал и с полгода верно соблюдал свое обещание: слепой конь стоял по-прежнему на конюшне, и ему ежедневно отпускалось по три меры овса.

Уседом потом купил себе другую верховую лошадь, и через полгода ему показалось слишком нерасчетливо давать слепой, никуда не годной лошади по три меры овса, и он велел отпускать две. Еще прошло полгода; слепой конь был еще молод, приходилось его кормить долго, и ему стали отпускать по одной мере.

Наконец, и это показалось купцу тяжело, и он велел снять с Догони-Ветра узду и выгнать его за ворота, чтобы не занимал напрасно места в конюшне. Слепого коня работники выпроводили со двора палкой, так как он упирался и не шел.

Бедный слепой Догони-Ветер, не понимая, что с ним делают, не зная и не видя, куда идти, остался стоять за воротами, опустивши голову и печально шевеля ушами. Наступила ночь, пошел снег, спать на камнях было жестко и холодно для бедной слепой лошади. Несколько часов простояла она на одном месте, но наконец голод заставил ее искать пищи. Поднявши голову, нюхая в воздухе, не попадется ли где-нибудь хоть клок соломы со старой, осунувшейся крыши, брела наудачу слепая лошадь и натыкалась беспрестанно то на угол дома, то на забор.

Надобно вам знать, что в Винете, как и во всех старинных славянских городах, не было князя, а жители города управлялись сами собою, собираясь на площадь, когда нужно было решать какие-нибудь важные дела. Такое собрание народа для решения его собственных дел, для суда и расправы, называлось вечем. Посреди Винеты, на площади, где собиралось вече, висел на четырех столбах большой вечевой колокол, по звону которого собирался народ и в который мог звонить каждый, кто считал себя обиженным и требовал от народа суда и защиты. Никто, конечно, не смел звонить в вечевой колокол по пустякам, зная, что за это от народа сильно достанется.

Бродя по площади, слепая, глухая и голодная лошадь случайно набрела на столбы, на которых висел колокол, и, думая, быть может, вытащить из стрехи пучок соломы, схватила зубами за веревку, привязанную к языку колокола, и стала дергать: колокол зазвонил так сильно, что народ, несмотря на то что было еще рано, толпами стал сбегаться на площадь, желая знать, кто так громко требует его суда и защиты. Все в Винете знали Догони-Ветра, знали, что он спас жизнь своему хозяину, знали обещание хозяина — и удивились, увидя посреди площади бедного коня — слепого, голодного, дрожащего от стужи, покрытого снегом.

Скоро объяснилось, в чем дело, и когда народ узнал, что богатый Уседом выгнал из дому слепую лошадь, спасшую ему жизнь, то единодушно решил, что Догони-Ветер имел полное право звонить в вечевой колокол.

Потребовали на площадь неблагодарного купца; и, несмотря на его оправдания, приказали ему содержать лошадь по-прежнему и кормить ее до самой ее смерти. Особый человек приставлен был смотреть за исполнением приговора, а самый приговор был вырезан на камне, поставленном в память этого события на вечевой площади…

«Два товарища! (Л.Н. Толстой)

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется:

у что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?

– А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Используемые интернет источники:

https://www.miloliza.com/146-sukhomlinskij-chitat/6236-babushka-otdykhaet —

https://mama-pomogi.ru/dosug/skazki/pouchitelnye-skazki-dlya-detej-v-sukhomlinskij

https://vladmama.ru/forum/viewtopic.php?f=585&t=227603

https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-oseevoj/prosto-starushka-oseeva-v-a/

https://vsebasni.ru/tolstoi/dva-tovarisha.html

Приблизительное время чтения: 11 мин.


print

В 10 лет человек вступает в подростковый возраст, самый, может быть, трудный период в жизни человека. Как никогда, в это время ему нужен образец для подражания, и хорошая книга здесь бесценный помощник. Короткие рассказы для детей 10 лет, собранные здесь, не такие уж короткие. Но и десятилетний ребенок уже не первоклашка, едва научившийся читать и не способный осилить больше странички текста. Он вполне может быстро усвоить и более твердую интеллектуальную пищу.

Что почитать? Что посмотреть? Куда сходить? Во что поиграть? Эти вопросы все время мучают родителей на каникулах (да и не только). «Фома» решил помочь вам и собрал циклы рекомендаций на разные возраста и по разным направлениями. Вам же останется только наслаждаться общением с ребенком. Все рекомендации смотрите здесь.

1.

Владислав Крапивин. «Воробьиная ночь»

Короткие рассказы для детей 10 лет

Владислав Крапивин — создатель и руководитель легендарного морского корреспондентского отряда «Каравелла», благодаря которому Екатеринбург (в годы создания и расцвета отряда — Свердловск) стал местом паломничества всех, кого интересовала неформальная педагогика и вообще — наполненная морской романтикой, идеалами товарищества и взаимовыручки жизнь. Эта жизнь так или иначе отражалась во всех произведениях Крапивина. Но — в художественных образах. А этот рассказ — документальный. Для тех, кому дорог Крапивин и все, что с ним связано, — бесценное свидетельство того, как жили каравелловцы.

В отряд приходит новенький, Витька. «Маленький, щуплый, слишком серьезный». Поначалу «ветераны» отряда думают, что он будет обузой в походах, но Витька в первый же свой выход на яхте доказывает обратное. В грозу посреди разбушевавшейся водной стихии (Верх-Исетское водохранилище называли Свердловским морем) он, толком не умеющий плавать, наравне со старшими, опытными ребятами лихо управлял яхтой и не дал ей перевернуться. Когда все было позади, он признался Крапивину, что вообще-то очень боится грозы.

Следующий эпизод был еще более серьезной проверкой Витькиной стойкости. В походе ребята попадают в еще более жуткую грозу. Как раз Витьке выпал черед дежурить по палаточному лагерю. «Витька стоял у сосны. Дождь лупил его по спине, по берету, наливался в сапоги, гроза атаковала его оглушительным треском и вспышками, а он оставался на посту, маленький и прямой, как стойкий оловянный солдатик… Я выскочил под ливень:

— Витька, сумасшедший! Марш в палатку!

Он помотал головой. Губы у него были сжаты. «Вообще-то я очень боюсь грозы», — вспомнилось мне…»

Так маленький человек проявил большое мужество. А при чем тут воробьиная ночь? Кто-то из ребят вспоминает, что, когда в грозу летают переполошившиеся птицы, такую ночь называют воробьиной. Но тут явный намек на воробьиный рост и возраст Витьки, для которого эта ночь стала и боевым крещением, и новой важной ступенькой личностного роста.

2.

Виталий Коржиков. «Рыба»

Из сборника «Морской сундучок»

Короткие рассказы для детей 10 лет

Короткий, но глубокий, мудрый и очень светлый, как всегда у Виталия Коржикова, рассказ-быль. Начинается он, по обыкновению, стремительно и захватывает с первых строк: «Жили мы с сыном на берегу океана, ходили к бухте смотреть, как рыбачат другие, а сами не поймали ни одной рыбы». И вот собираются на вечерний лов завсегдатаи-рыбаки: бывалый водолаз, старый боцман, капитан третьего ранга, стайка мальчишек и рассказчик с сыном. Поэтично, красочно и азартно описывает Коржиков эту рыбалку. У всех ловится шикарная крупная рыба, а им с сыном не везет. И вдруг сын вытаскивает маленькую краснопёрку. Он счастлив, но сидящие рядом с удочками мальчишки гасят эту радость презрительными усмешками: «Ну и рыба…» Но взрослые бывалые моряки оказываются мудрее и добрее.

«Командир корабля посмотрел на краснопёрку и как-то звонко сказал:

— Вот это рыба!

Старичок, который курил трубку, спросил:

— Первая?

Мы кивнули, и он закачал головой:

— Ай да рыба!

Качнул головой водолаз. И старый боцман, который ловил китов в Антарктиде, развел руками:

— Да, это рыба!»

На всю жизнь запомнился рассказчику и его сыну этот урок доброты и великодушия, широта души незнакомых людей, сумевших разделить с мальчишкой его нехитрую радость.

«И уже прошло с той поры много лет, и ловилась у нас в жизни рыбка всякая — и большая, и малая, и хорошая, и не очень, — а мы с сыном часто вспоминали, как шли мы, счастливые, по золотому закату домой, несли улов, и какая эта была прекрасная, замечательная, лучшая в жизни рыба!»

3.

Юрий Яковлев. «Колючка»

Короткие рассказы для детей 10 лет

Почти в каждом классе есть свой Колючка — вредный мальчишка (или девчонка), который изводит всех, а особенно тех, кто слабее, мелкими пакостями, унижает, насмешничает. Именно таков герой одноименного рассказа Юрия Яковлева. «Он вечно сновал по школе, ко всем приставал и всюду совал свой длинный острый носик… Колючка доставлял людям массу неприятностей…»

Но особенно много неприятностей он доставил своей однокласснице Вере, которая втайне от ребят играет в куклы. В десять лет, а именно такого возраста герои рассказа, уже несолидно играть в куклы. Хотя Вера не столько играет, сколько конструирует и шьет для своей куклы одежду. Но одноклассники, которым нахальный Колючка показывает, глумясь, куклу (он выхватил ее из Вериного портфеля), этого не знают и потешаются над девочкой. Колючка не только напакостил девочке, но и опозорил ее перед всеми. Результат очевиден: «С тех пор между девочкой и Колючкой установилась черная вражда».

Но вот однажды Вера становится свидетельницей расправы над Колючкой «трех больших ребят». Дело происходит на улице, мимо идут однокашники, но никто не собирается заступаться за надоевшего всем пакостника. Колючке уже разбили нос, но тут Вера бросается к нему на помощь. «Вера почувствовала, как что-то горячее хлынуло в ее сердце. То, что ее враг Колючка попал в такое тяжелое положение, нисколько не радовало Веру. Она забыла, что Колючка когда-то больно обидел ее. Высмеял на весь класс. Теперь девочка думала о том, как выручить Колючку».

Это рассказ о благородстве, о прощении. И о том, как пробуждается совесть в том, кто получил наглядный урок великодушия. В заскорузлой душе Колючки, который, несмотря на юный возраст, уже довольно порочен, вдруг шевельнулся стыд. В нем пока еще нет раскаяния и благодарности: «В его глазах не было ни страха, ни радости. Он с удивлением смотрел на Веру и ничего не говорил». Но какая-то непростая работа уже началась в этой душе. А вот широта души Веры, способной принять и бывшего врага, поражает: она смотрела вслед молча уходящему Колючке, «и ей казалось, что это идет друг».

4.

Виктория Ледерман «Четвертый класс. Ненавижу Мирона Соломатина»

Из сборника «Уроков не будет!»

Короткие рассказы для детей 10 лет

Прошло больше полувека, и Виктория Ледерман рассказывает историю, очень похожую на ту, что описал Юрий Яковлев в рассказе «Колючка». Только ситуация, в которую попадает обидчик героини, уже не просто тревожная — она смертельно опасная.

Света Головастикова все десять лет своей жизни страдает от своей фамилии. Первые три года в школе ее дразнили, понятное дело, Головастиком. Но наглый и циничный сосед по парте Мирон Соломатин дал ей новое, обидное прозвище — Плюшка, которое прочно пристало к девочке. Света полная, близорукая, шепелявая, медлительная. В общем, отличный объект для буллинга, инициатором которого и является «отвратительный гад» Мирон Соломатин. Он изощренно третирует соседку по парте. От угроз (Света не дала ему списать домашнюю работу) он быстро переходит к делу. В ход идут и кулаки, и грубые оскорбления, и гнусные слухи («Он рассказывал всем, что ему противно со мной сидеть, что от меня пахнет свиным салом»). Мирон подстраивает Свете ловушки, а когда она оказывается в смешном и нелепом положении, снимает все это на телефон. Портит ее вещи — подбрасывает в карман пальто петарду (это могло и покалечить девочку). Наконец, он прибегает к кибербуллингу: с неизвестных номеров Свете поступают оскорбительные сообщения и гнусные картинки, намекающие на ее полноту…

Но даже когда издевательства Мирона приобретают черты совсем уже разнузданной травли, Света не жалуется взрослым из чувства собственного достоинства: «рассказать об этом кому-нибудь было еще унизительнее, чем терпеть молча». Она щадит чувства других и не хочет обременять близких своими проблемами. Но длительная травля деформирует личность и агрессора, и жертвы. И честная, совестливая, великодушная Света начинает ненавидеть своего обидчика. «Я точно знаю, что такое “ненавидеть”. Это когда ты хочешь, чтобы того человека больше не было. Совсем не было. Когда ты представляешь, что ты толкаешь его с обрыва. Или запираешь в горящем доме. Или что его сбивает машина… И ты этому радуешься. Тебе хорошо оттого, что ему плохо».

У Мирона Соломатина, кажется, нет никаких сдерживающих факторов, сплошная разнузданность и безнаказанность. Но даже такой, кажется, совсем конченый человек, получив встряску, способен на робкие шаги в сторону очеловечивания. И для этого вовсе не обязательно устроить ему взбучку, как мечтает Света, тщетно пытаясь записаться в секцию единоборств и разучить парочку приемов самообороны. Даже закоренелого негодяя способно изменить в лучшую сторону проявленное к нему милосердие и великодушие.

Когда Света, возвращаясь зимним вечером из художественной школы, обнаруживает Мирона, упавшего в строительную яму, она не раздумывая бросается к нему на помощь. Несмотря на угрозу самой скатиться в страшную яму, Света не отпускает руки своего врага, отчаянно борется за его спасение. На Светин призыв о помощи прибегают прохожие и с трудом вытаскивают насквозь промокшего Мирона. Света понимает: «Я одна ни за что не справилась бы. Так бы мы с Мироном и замерзли здесь вместе». Ключевое слово здесь «вместе». Она не бросила своего обидчика даже под страхом смерти. И возможно, и у читателя навернутся на глаза слезы, как у Светы, когда в тот же день она прочтет сообщение всё с того же «засекреченного» номера: «Спасибо, Света». Рыцарский поступок нашел отклик в очерствевшей душе Мирона Соломатина.

5.

Ольга Колпакова. «Возрождение традиций»

Короткие рассказы для детей 10 лет

В рассказах Ольги Колпаковой читателя ждет неожиданное открытие, шутливая интрига, заставляющая задуматься о серьезных вещах. Вот и в начале этой истории кажется, что действие происходит в современной элитной школе. Учительница «в рамках программы возрождения традиций» приглашает к своим подопечным старейшего жителя города, чтобы он рассказал им о своем школьном детстве. Все рассказанное старичком вызывает изумление у ребят. И то, что дети ходили в школу сами, без родителей.

«Мы рассмеялись. Конечно, это же шутка! Как можно добраться в школу без взрослых. Если бы дети так поступали, то к концу четверти в школе некому было бы учиться. Самых здоровых маньяки растащили бы на органы. А те, кто послабее, были бы задавлены машинами. Уцелевшие бы отправились вместо школы в развлекательный центр».

Удивляет детей и то, что раньше школьники имели портфели.

«Оказалось, это такие чехлы для смартфонов, только в них почему-то вместо смартов или ноутов были тяжёлые книги, карандаши и тетради».

Поражает обилие совершенно незнакомых им игр — «чехарда», «третий лишний», «пятнашки», «двенадцать палочек».

Ребята не могут понять, как это — дети были предоставлены самим себе, ну разве что бабушки за ними приглядывали. Причем, герои рассказа не знают, кто такие бабушки — «наверное, это такая древняя модель первых помощников по хозяйству».

И вот тут читателю становится немного не по себе и он начинает догадываться, что автор описывает не слишком отдаленное будущее. В описании действий учеников и учительницы то и дело проскальзывают словечки «сбой в системе», «перезагрузился». В финале читателя ждет разгадка.

« — Всё, всё, — Марьиванна махнула рукой. — Сейчас за вами уже родители придут, переходите на автономное питание.

Я, как дежурная по электричеству, всех от сети отключила. Глаза у всех слегка погасли. Одноклассники перешли в режим ожидания».

Смешно, и грустно, и страшновато. Зависимость от девайсов достигла таких высоких показателей, что количество перешло в качество, люди превратились (ну, или почти превратились) в роботов. Хорошая, умная фантастика во все времена давала прогнозы, предостерегала. Ольга Колпакова в этом смысле продолжает классические традиции.

Антиутопия для детей еще не слишком освоена современными детскими писателями. Тем интереснее этот опыт Ольги Колпаковой.

6.

Кристина Стрельникова «Памятник Кормящему птиц»

Из сборника «Голос древнего моря»

Короткие рассказы для детей 10 лет

Кому из нас не встречались такие сердобольные старички и старушки, собирающие вокруг себя тучи голубей и стаи бездомных кошек и собак? Ежедневно в любую погоду они делятся скудными припасами с пернатыми и четверолапыми бедолагами и часто вызывают раздражение соседей и прохожих: «Разводят тут грязь!» Герой этого рассказа — как раз такой старичок. Тихий, безобидный, в старом обвисшем пальтишке, он вызывает у юной соседки, рассказывающей эту историю, насмешливое презрение. Вполне благополучная современная девчонка, она вместе с приятелями обсуждает исполнителей модных композиций, горланит песни, насмехается над соседом. «Я изображаю старика, застывшего безумной статуей среди птиц. Танька и Ленка — два голубя — кружат вокруг меня, воркуя и размахивая руками.

— О Великий Старик! Мы поставим тебе памятник, мы будем на тебя молиться, только корми нас, корми! Мы обещаем никогда не гадить на твое пальто фирмы “Чучеллини”».

Но однажды старик в положенный час не выходит во двор. И девчонке становится не по себе. Подростковый нигилизм и цинизм — это ведь дело наносное. И как ни убеждает себя героиня, что ей нет дела до нелепого старика и что гораздо приятнее в морозный день посидеть дома с интересной книжкой и вкусняшками, она выходит во двор и начинает кормить птиц. Конечно, приходится преодолевать стеснение (не она ли недавно насмехалась над чудаковатым соседом?) и боязнь показаться друзьям такой же сумасшедшей, как он. Но друзья, как ни странно, присоединяются к ней: в кормлении птиц, оказывается, есть свой азарт!

«Через какое-то время Ленка, разгорячившись, топала ногой на пышногрудого голубя.

— Я не тебе кидала! — орала она. — Ты уже третий кусок отхватил! Дай голодному поесть. Видишь, он инвалид, на одной лапе скачет!

Тут же от Ленки досталось и бестолковому голубю-калеке:

— А ты чего зеваешь? Тебе кидают — лови, не стой как болван! Вот так. Молодец.

Наконец Ленка успокоилась. Гошка, все это время молча и хмуро топтавшийся возле нас, сказал, словно сам себе:

— Да-а… Все как у людей. Кто шустрее, тот и сыт».

И вот уже ребята разрисовывают сделанную Ленкиным отцом кормушку, а Гошка приделывает к ней крылечко для удобства птиц. Вместо праздной болтовни и глупых песенок — созидание и забота о «братьях меньших».

А когда старичок умирает и, словно провожая его, у дома кружатся стаи птиц, рассказчица вдруг замечает, что ответвление у дерева, у которого сосед изо дня в день кормил птиц, похоже на фигуру старика с раскрытой ладонью — памятник Кормящему птиц.

Вот такой короткий, трогательно-щемящий рассказ о том, как кротость и тихая доброта нелепого на первый взгляд человека способна затронуть в подростке важные струны души и вызвать ответную волну участливости и милосердия.

  • Рассказы для детей 10 лет интересные список
  • Рассказы для детей начальной школы короткие
  • Рассказы для детей про детсад
  • Рассказы для детей 10 лет большие
  • Рассказы для детей на ночь читать 2 года