Как научить малыша дружить, быть вежливым, внимательным, чутким к окружающим, уметь контролировать свои желания? Конечно же лучшим примером для ребенка всегда будут родители и их действия, а не только слова. Но в некоторых случаях на помощь могут прийти поучительные сказки.
В сказках про не совсем послушных, иногда ленивых или чересчур непоседливых ребят или зверят, ребенок сможет посмотреть на себя со стороны, многое понять и измениться к лучшему.
Сказки учат трудолюбию, аккуратности, навыкам самоконтроля, вежливости, чуткости.
Вредные пальчики
Жил-был один мальчик: была у него умная голова и очень грустные глаза, разговаривающие пальчики. Пальчики всегда говорили: «Не умею, не хочу, не знаю, не люблю, не могу». И ничего у них не получалось.
Вот нужно надеть перчатки на улицу или вымыть руки после прогулки, а пальчики все свое твердят: «Не умею, не хочу, не знаю, не люблю, не могу». И ходил мальчик всегда чумазый, голодный и замерзший.
Подумала умная голова и говорит: «А давайте постараемся: не будем говорить „не“». Постарались пальчики — и получилось у них: «Умею, хочу, знаю, люблю, могу». И глаза у мальчика стали веселые. Ведь если умная голова думает, пальчики все умеют, то глазки всегда улыбаются.
М. Дубинина
Ленивый мальчик
Жил-был мальчик по имени Леня и был он ужасно ленивый. Хотел заниматься «ничем»: только бегать и прыгать был согласен. И так увлекся, что руки и ноги его решили, что они — самые главные в его жизни. Однажды руки и ноги Лени взбунтовались и начали жить своей жизнью. Леню ноги с дивана подняли и понесли, куда глаза глядят, а руки за все стали цепляться, все подряд хватать, посуду всю бить начали, одежду из шкафа повытаскивали, ноги на хвост кошкин наступили, на кровать прыгать Леню заставили. Пришла Ленина мама из магазина и ужаснулась. Леня в слезы: «Мама, мама, что мне делать?! Руки-ноги меня не слушаются! Я все делать буду! Всем помогать! Что же мне делать?»
Тут мама Леню за руки взяла, с дивана сняла, Леню обняла и сказала: «Надо силы твои, Леня, направить на что-нибудь полезное — и для тебя, и для других! Тогда станут тебя руки и ноги слушаться!»
Леня ей отвечает: «Мама, давай я тебе твои сумки на кухню донести помогу и продукты разобрать!» Тут ноги Лени сами его понесли, но, правда, в нужную ему сторону повернули, и руки стали слушаться, как начал маме помогать. «Мама, а давай я теперь посуду помою!» Мама не могла нарадоваться. Леня всю одежду убрал, на места свои игрушки разложил, посуду всю вымыл и даже не устал!
И все стало на свои места, даже кошка перестала прятаться. И Лене приятно было, что все его хвалят, никто не ворчит и не ругается на него. Больше Леня не ленился, маме с папой помогал, слушался родителей и кошку не обижал.
В. Скрипник
Сказка о Живчике и волшебной палочке
Жил-был где-то далеко маленький мальчишка. Как его звали, я точно не помню, но все вокруг называли его Живчиком. А знаете почему? Да потому что он всегда был чем-то занят, куда-то спешил, днями напролет мог прыгать и бегать. Его ноги как будто кого-то догоняли. А руки так и пытались что-то схватить, дернуть или бросить. Иногда — даже сломать.
Так шел день за днем… Однажды Живчик захотел порисовать на асфальте мелками. Руки его обрадовались, а ноги обиделись. Тогда стал он прыгать через ручейки — ноги обрадовались, а руки потянули его обратно. Сел мальчик на скамейку и заплакал.
Рядом сидел старичок. Он спросил: «Почему ты плачешь, тебя кто-то обидел?» Рассказал Живчик старику о своей беде. Тот выслушал и говорит: «Ты должен научиться управлять своим телом. А в помощь — вот тебе волшебная палочка, — старичок поднял с земли веточку и очистил ее от коры.
— Как только руки или ноги не будут слушаться тебя, дотронься до них волшебной палочкой и скажи:
Руки, ноги отдохните,
Не скачите, не шалите.
Слушайте меня во всем
— Вместе дружно заживем!»
Поблагодарил мальчик старика и побежал домой. Дома он сел скорее рисовать мамин портрет, ведь он так давно обещал ей его подарить. Теперь Живчик был уверен, что справится, потому что у него была волшебная палочка, его помощница. Но только он сел, как ноги вдруг захотели прыгать и бегать. Мальчик взял палочку, глубоко вздохнул, улыбнулся, произнес волшебные слова и спокойно дорисовал портрет. Мама была очень рада такому подарку.
Утром Живчик побежал проведать бабушку, потому что ей нездоровилось. Она попросила внука помочь прополоть грядки от сорняков. Как только он начал работать, руки и ноги перестали его слушаться. Мальчик хотел взять свою палочку, но вдруг вспомнил, что оставил ее дома.
Живчик расстроился, но желание помочь бабушке было сильнее, и он сказал: «Я смогу. Я справлюсь и без палочки. Я должен это сделать». Он так увлекся, что даже не заметил, как выполнил всю работу. Бабушка была так удивлена, что не смогла сдержать слез радости. Она хвалила внука, поила чаем со сладкими булочками. А Живчик радовался, что помог не только бабушке, но и себе. Ведь теперь он мог сам управлять собой! И никакие волшебные палочки для этого оказались не нужны.
Е. Трифонова
Озорная пчелка
Жила-была на свете пчелка и звали ее Майя. Была она суетливая, непослушная и озорная, как все маленькие дети. По утрам она любила вылетать из улья и резвиться на солнышке, перелетала с цветка на цветок и тем самым сбивала с лепесточков всю пыльцу, которая так необходима пчелам для того, чтобы делать из нее мед. Пчелы мама и папа ругали ее за это, а Майя в свою очередь обещала им этого больше не делать, но очень быстро забывала о данном обещании. И на следующее утро все повторялось.
И вот однажды, в одно прекрасное утро, родители не пустили Майю на прогулку за ее проделки, а, улетая на работу, отвели ее к бабушке. Майя очень расстроилась, ведь на улице такое ласковое солнышко и такие красивые цветы. Майя не знала, чем себя занять, и решила расспросить бабушку пчелу, которая все про всех знала, почему родители ругают ее за то, что она такая озорная.
Бабушка пчела рассказала Майе, что ее проделки приносят большой вред улью. Цветочки, которые она так любит, дают пчелам пыльцу, они делают из нее мед, а Майя своим баловством сбивает с лепесточков такую драгоценную пыльцу, и пчелам не из чего делать мед. А если у пчел не будет меда, то они умрут, потому что зимой им нечего будет кушать. Очень испугалась Майя рассказа бабушки и решила, что больше она так делать не будет.
Поблагодарила бабушку за ее рассказ и с нетерпением стала ожидать родителей. А вечером, когда они пришли с работы, Майя пообещала, что больше не будет так себя вести и попросилась на следующий день с ними на работу. Теперь она тоже очень хотела добывать такую драгоценную для пчел пыльцу и приносить своему улью пользу, а не вред.
Бабушка научила ее так: «Когда соберешься что-то делать, сама себя спрашивай: „Что будет дальше? Что будет, если …“ Эти волшебные слова тебе помогут».
Попробовала Майя так делать — и смогла не делать глупостей. Потому что они очень боялись слов «что будет, если…». Ей сразу представлялось, чем ее проказы могут закончиться — и она вместо этого находила другое занятие, полезное. Так озорная пчелка Майя стала приносить своему улью пользу.
Н. Лобанова, Н. Серикова
Шустрая белочка
Жила-была маленькая белочка. У нее было много братьев и сестренок-бельчат. Они любили вместе прыгать с ветки на ветку и бегать наперегонки. Белочка была самая шустрая среди них, ей очень нравилось прыгать с ветки на ветку быстрее всех. Она считала, что это получается у нее лучше всего. Время шло… Белочка подросла и научилась прыгать еще лучше, еще быстрее.
Все белки в лесу начали готовиться к зиме: они собирали запасы желудей и орешков, шишек. Белочка тоже начала собирать запасы. Она прыгала и прыгала, все быстрее и быстрее. Собрав всего несколько шишек, она скорее спешила к другой, затем к третьей… Но шишек и орешков у белочки все равно было намного меньше, чем у остальных белок. Она села на веточку и горько заплакала: «Ну почему же у меня не получается собрать много орешков?»
В это время на соседнем дереве сидела сорока, которая каждый день наблюдала из любопытства за белками. Она услышала плач белочки и говорит: «У тебя не получается собрать много запасов, потому что ты невнимательна и не умеешь доводить дело до конца! Ты спешишь с ветки на ветку, собирая всего несколько орешков, а остальные белки никуда не спешат и спокойно собирают все-все орешки с каждой ветки, не пропуская ни одного. Поэтому у них так хорошо получатся делать запасы!»
Белочка поняла свою ошибку, улыбнулась, поблагодарила сороку за совет и поспешила собирать орешки так, как советовала сорока. Добравшись до ветки, на которой было много орешков, белочка стала собирать каждый орешек. И вслух внимательно считала: «Еще один! Еще один! Это пока немного! Еще один! Еще один! Уже много! Нужно внимательно посмотреть: может быть, есть где-то еще орешек?»… Вскоре белочка заполнила почти все дупло запасами.
Это увидела сорока и поспешила рассказать всем белкам о запасах белочки. Со всех веток стали прыгать к дуплу белочки остальные белки, чтобы посмотреть на ее запасы. И все хором стали хвалить белочку: «Какая ты молодец! Собрала столько запасов, что на всю зиму хватит!»
Белочке стало очень приятно, что ее похвалили — и она стала помогать другим белкам делать запасы на зиму. С тех пор она поняла, что для того, чтобы дело удавалось хорошо, нужно доводить его до конца!
С. Киржайкина
Непослушный медвежонок
Жила была на севере семья белых медведей. В этой семье был белый медвежонок, которого звали Топотун. Он был очень веселым и озорным, не помогал родителям, постоянно играл со снегом и рыбками, которых он распугивал, оставляя поэтому других медведей без пропитания. И из-за этого с ним никто не дружил.
Но однажды в один солнечный морозный день родители не пустили медвежонка на улицу, и мама ему сказала, чтобы он убрался в своей комнате, а сама пошла ловить рыбу. Когда мама ушла, медвежонок не стал убираться, а пошел гулять. Когда он вышел на улицу, то увидел, что вдали что-то сверкало. Это было полярное сияние. Он решил направиться туда, чтобы на это посмотреть.
Медвежонок шел очень долго, и его дома уже не было видно. Вдруг сверкание кончилось и началась сильная метель. Медвежонок испугался и начал смотреть по сторонам, но из-за сильной метели он ничего не смог увидеть, расплакался. И тут сквозь хлопья снега он увидел папу, белого медведя. Он подошел к медвежонку и спросил: «Что случилось?». Потом он успокоил сына — они вместе пошли домой.
По дороге домой медвежонок все рассказал папе, как он не стал убираться в своей комнате и без спроса убежал гулять и заблудился. Когда они пришли домой, мама уже была дома и нервничала. Медвежонок попросил у нее прощения и сказал, что больше убегать не будет и будет вести себя хорошо. Мама простила его, и они сели ужинать. С тех пор медвежонок стал хорошо себя вести и помогал родителям.
А. Гусев
Сказка про Бардак
Жил-был Бардак. Точнее, ему негде было жить. Вот он и ходил по улицам: присматривал себе дом и квартиру, в которой он мог бы поселиться. Однажды он заметил, что в одной из квартир многоэтажного дома живет очень дружная семья: «Наверное, вместе с ними будет весело и мне!» — подумал Бардак. И стал ждать удобного случая.
Когда дети выносили мусор, он тихонько пробрался в квартиру и спрятался за батареей. Вскоре мама обнаружила там склад фантиков. «Ребята, кто спрятал за батареей фантики? Это же бардак!» — сказала она. Бардак довольно улыбнулся: «Вот и познакомились!» Постепенно он освоился и стал делать вылазки в ванную — мама находила там папины носки, спрятанные за стиральной машинкой, на кухню — там он перепутал ей все баночки из-под специй, в детскую — там Бардак поселился среди игрушек.
Но беда была в том, что его никто не замечал. Все думали друг на друга и обижались. Однажды Бардак устроил сражение из тапочек всех членов семьи в коридоре. Мама совсем разозлилась. Дети тоже рассердились — и отказались убираться за неизвестным нарушителем порядка. Скорее всего, дело бы закончилось совсем плохо — в семье все поссорились бы, но вовремя вернулся с работы папа.
Он сразу понял, в чем дело. «Я принес свежую газету, — сказал он. — Не поверите, там написано про нас». Конечно. Ему не поверили, но стали слушать. «Живет на свете такая дружная семья — семья … (папа назвал их фамилию). Родители там очень любят своих детей, а дети — родителей. Но больше всего дети любят убираться в квартире: в детской, в гостиной и спальне — и вообще, там, где обнаружат бардак (тут Бардак даже испугался, что его обнаружили). И очень любят, чтобы мама им напоминала, что пора убираться и разгребать кучу тапочек в коридоре. Тогда они говорят: „Спасибо!“ — и с космической скоростью наводят порядок! Вот какая славная семья живет в нашем городе!»
Дети поняли шутку и взялись за уборку, а Бардак, пока его совсем не разоблачили, сбежал через открытую форточку. Уж очень он не хотел, чтобы с ним расправились с космической скоростью.
Н. Микляев
Приключение Веры
Жила была девочка Вера. Она была очень капризная и всегда все делала наоборот. Когда ей мама говорила: «Вера, помой руки!» Девочка кричала: « Не хочу!» — и бежала подальше от ванной комнаты. Ее просили: «Вера, сходи в магазин за хлебом!», она снова кричала: «Не хочу!» — и бежала во двор играть. Что только не говорили Вере, она на все отвечала «Не хочу!»
Долго мама пыталась объяснить Вере, что так себя вести нельзя, но девочка продолжала делать все по-своему. И вот однажды мама сказала: — Вера, если ты постоянно будешь говорить «Не хочу» то очень скоро попадешь в страну Нехочухию. Вера, как обычно, сказала «Не хочу» и пошла по своим делам.
Вдруг поднялся сильный ветер. Веру приподняло от земли, и она полетела вместе с ветром куда-то очень далеко. Она закрыла глаза, а когда открыла их, то увидела, что находится в очень красивом зале.
— Где я? — спросила Вера.
— Добро пожаловать в страну Нехочухию, Ваше величество! — откуда-то сверху произнес голос.
«Ух ты, да я теперь королева!» — подумала Вера и устроилась на троне, который стоял около нее. Появились придворные и слуги.
— Что желаете, Ваше величество?
— Я хочу мороженое, пирожное! — ответила им Вера. Придворные испугались, многие стали убегать из зала.
— В чем дело? — ничего не понимая, спросила Вера.
— В нашей стране нельзя говорить слово «хочу». Самое хорошее слово — «не хочу», — ответили ей придворные. Вера подумала и сказала:
— Я не хочу мороженое и пирожное. Придворные поклонились ей и вышли из зала. Вера удивилась. Она вновь позвала придворных.
— Я не хочу сидеть одна! — закричала Вера. Придворные вошли в зал и встали около Веры. А что же дальше?
— Вам можно говорить только слово «не хочу», а если мне что-то нужно, что мне делать? — спросила их Вера.
— Мы не знаем, что тебе сказать, и не хотим знать! Вера поняла, что ничего от них не получит, и очень расстроилась.
— Я хочу домой, — тихо сказала Вера и заплакала. Она вспомнила маму и подумала, как часто она говорила ей слово «не хочу». Она больше не хотела его говорить. Но как же попасть домой?
Вдруг в зале появилась маленькая девочка. Она подбежала к Вере и на ушко ей сказала: «Никогда не говори слово „не хочу“, а то опять попадешь в этот зал. Мама тебе плохого не желает, ты для нее — как принцесса, которую она очень любит. Чаще говори маме волшебные слова „спасибо, мамочка“, „пожалуйста, мамочка“ и главные слова „я хочу это сделать“ и „я хочу тебе помочь!“ А чтобы попасть домой, произнеси эти волшебные слова три раза, пока никто тебя не видит и не помешает тебе».
Вера произнесла слова. Вновь поднялся ветер и перенес Веру обратно к себе домой. Увидев маму, Вера бросилась к ней. — Мамочка, я тебя очень люблю и очень хочу тебе помогать! — Что случилось, Вера? — спросила мама. — Я просто побывала в стране Нехочухии и много поняла, — ответила ей Вера. Мама поцеловала дочку.
— Как же ты подросла, моя умница, моя помощница!
С. Козина
История про Куницу-озорницу
Жила-была маленькая Куница. Росла она непоседой и озорницей. Постоянно бегала, карабкалась куда-нибудь. Когда она пошла в школу, то оказалось, что к этому добавилась еще одна беда: она никак не могла усидеть на месте. Еще ей было трудно выполнить задание до конца: она отвлекалась и забывала, что нужно было сделать. А учитель делал ей замечания за частые выкрики с места и другие шумные выходки во время урока.
И вот однажды, когда Куница грустила на полянке после того, как ее выгнали из класса, к ней подлетел Филин.
— Что случилось? — спросил Филин. Слово за слово, так и рассказала Куница обо всех своих горестях Филину.
— Не отчаивайся, — сказал Филин, — ты совсем не плохая, а наоборот, очень хорошая! Просто ты вместо того, чтобы сосредоточится на чем-то одном, пытаешься делать все сразу. Но забываешь самую главную цель: сделать все не быстро, а хорошо. Для этого надо уметь заставить проверять себя. Попробуй сделать так! Вот увидишь, у тебя все получится!
И вот, придя в школу на следующий день, Куница решила во что бы то ни стало довести хоть одно дело до конца. На уроке учительница дала очень трудное задание: нужно было нарисовать очень много одинаковых крючочков в тетради. Раньше Куница нипочем бы не дорисовала их до конца. Но, вспомнив слова мудрого Филина, решила бороться изо всех сил. Она даже не пыталась нарисовать все крючочки разом, а стала рисовать их один за одним, стараясь не отвлекаться, как бы этого не хотелось. И вдруг она представила, что это — рыбки в пруду. И стала их рисовать, представляя, как они соревнуются: кто быстрее доплывет до конца строчки. И так, крючочек за крючочком, наша Куница и сама не заметила, как выполнила все задание. Оказалось, что это совсем несложно, стоит только приложить побольше усилий и проявить настойчивость. А когда учительница похвалила ее за отлично проделанную работу, Кунице захотелось выполнить еще более сложное задание.
С тех пор дела пошли намного лучше. Еще у Куницы появилось много друзей. И неудивительно: научившись проявлять упорство и выдержку, она перестал обращать внимание на неудачи в играх — это и ценили ее товарищи. А она им говорила в ответ: «Если не получилось сейчас, в следующий раз наверняка получится: стоит только постараться!»
К. Яровенко
Часы
Жил-был дедушка. Он очень любил свою комнату и все вещи, которые находились в ней. Вещи отвечали ему взаимностью. Они тоже очень любили дедушку. Дед всегда заботился и ухаживал за своими вещами, а вещи никогда не терялись и всегда были на своих местах.
У дедушки были старые любимые часы, которые всегда стояли на столе и всегда исправно работали. Но однажды что-то в часах пошло не так и они замолчали. Стрелки, шестеренки, пружина и даже ключик с циферблатом стали спорить между собой, кто из них важней, только маятник угрюмо молчал. Ключ кричал, что если бы не он, то все они не сдвинулись бы с места! Пружина твердила, что это она заставляет работать весь механизм, пока у нее хватает сил. Стрелки кричали, что без них дедушка не узнал бы время! Но тут стал спорить циферблат, что он самый нужный — ведь именно на нем нарисованы красивые цифры. Шестеренки- сестренки на разные голоса запели, что без них, без их зубчиков не нужны будут ни стрелки, ни циферблат.
Но тут в комнату вошел дедушка и увидел, что его любимые часы встали. Он бережно взял их в руки, смахнул с них пыль. Дед как будто услышал их спор. Он аккуратно и бережно завел ключиком часы. Ключик перестал сердиться и туго закрутил пружинку. Она стала распрямляться и давить на зубчики одной из шестеренок-сестренок. Шестеренка стала цеплять другую свою сестру своими зубчиками, словно ладошками, и заставила кружиться в танце остальные. Маятник от движения шестеренок, стал размеренно отмерять ход — тик-так, тик-так! И стрелки, подчинившись маятнику, стали двигаться по циферблату. А циферблат, почувствовав свою значимость, весь напыжился.
Дедушка был рад, что его часы вновь заработали. Он бережно поставил их на стол. И только сейчас все детальки поняли, что именно дедушка дает им жизнь. Что друг без друга им не справиться, они все очень важны в общем деле. Каждый должен выполнять свое дело, чтобы время не остановилось.
И. Крупская
Как сбывается мечта
В сказочном лесу жила лисья семья: папа Лис, мама Алиса, лисичка-сестричка и братик Лиус. Семья была дружная и отличалась добрым и спокойным нравом. Лишь братец Лиус был постреленком, а еще он был немножко хитренький и хвастливый. Сделает что-нибудь на копейку, а трезвонит, как будто на рубль. За это родные над ним часто посмеивались, но в общем он был их любимцем.
Шло время, детки подрастали, и наступила пора идти им в школу. Не пришел, а со всех ног прибежал Лиус на свой первый урок, увидел много других зверят. Все зверята были такие вежливые друг с другом, заботливые и очень дружные: и Волчонок, и Медвежонок, и Белочка, и Ежик!
«Вот бы меня все уважали и слушались, — размечтался Лиус. — Но как же заставить их так относиться ко мне как к самому главному? Как ко льву, например?» Подумал так, а у самого аж лапки зачесались — так захотелось скорее что-нибудь сделать, чтобы мечта скорее сбылась.
Понаблюдал он за зверятами — и заметил, что в центре их внимания совсем не он, а серый Зайчонок. Это очень огорчило Лисенка. И он решил применить всю свою хитрость. Сказал Медвежонку, что Зайчишка называет его неуклюжим торопышкой. И тот вдруг отобрал на перемене у Зайчонка морковку. Потом Лисенок прогрыз дырку в рюкзачке у Белочки, и она потеряла собранные для больной бабушки орешки. Плачущей Белочке он сказал, что это Мишка своей неуклюжей лапой порвал рюкзак.
И так он почти всех перессорил, но почему-то ни уважения, ни любви к нему никто не проявлял. Все как бы друг от друга отодвинулись. А тут еще премудрый Ежик высказался, что до Лиуса ничего подобного у них в классе не было. Тут уж Лисенку стало совсем грустно: он хотел как лучше, а «вышло все наоборот».
Плача, он пришел к маме Алисе. Она обняла его и сказала: «Ты должен относиться к товарищам так, как ты хочешь, чтоб они к тебе относились». «Так что же мне теперь делать?» — спросил Лиус. «Извинись перед всеми для начала, — ответила мама, — и хорошо подумай, что тебе надо делать».
Со всех ног бежал на другой день Лиус в школу. Так ему хотелось сказать, что он все понял и хочет, чтоб все опять были дружные. И что он не хочет быть главным среди них. «Но разве они мне теперь поверят?» — переживал Лиус. И тут вспомнил про орешник, с которого Белочка собирала орешки для больной бабушки. Он отыскал его и увидел, что к счастью, на нем еще осталось немного орехов. Бил, бил лопатой по стволу, а они никак не падали вниз. Он уже плакать начал от горя, когда подлетел к дереву старый Дятел и помог ему — сбил своим клювом с веток орешки. Сколько же было радости у всех, когда положил Лиус перед Белочкой целебные орешки. Все порадовались за нее — и помирились. Потому что радость за другого человека дарит мир в сердце каждого. С тех пор зверята опять стали дружными, а Лиуса даже зауважали.
О. Барабаш
Сказка о шалунишке, который научился смотреть в сердце
В одном большом прекрасном городе, на одной из больших центральных улиц жил-был мальчишка-шалунишка. Целыми днями он шалил, резвился, баловался. Из-за своих детских шалостей он всегда попадал в какие-то неприятные истории. И маму это огорчало. «Шалун, непоседа, баловник», — со всех сторон приходилось слышать маме про сына.
Но однажды у шалунишки произошла удивительная встреча. Как-то во дворе, когда он в очередной раз за хвост хотел стащить соседского кота с дерева, его остановил необыкновенный на вид старичок. Шалунишке даже показалось, что старичок чем-то напоминает волшебника из сказки, которого он видел на страницах книжки. Незнакомец окинул непоседу добрым, проницательным взглядом и промолвил:
— Добрый день! Ты знаешь, на свете, кроме шалостей, много тайн и загадок. И у тебя есть возможность разгадать, постичь их.
— Но я же не волшебник?! — воскликнул непоседа. — Тебе не нужно им быть, — продолжал таинственный незнакомец.
— Приложи усилия, чтобы чувствовать того, кто рядом с тобой. Умей видеть в его глазах радость и беду, счастье и горе. Умей читать его душу. Необходимо много думать не только о себе, но и обо всем окружающем тебя…
С этими словами старичок исчез, словно и не было его. Шалунишка быстро протер глаза («Уж не во сне ли это случилось со мной?»). Но нет, все было наяву: и двор, и дерево, и соседский кот, глядевший с высоты на своего «неприятеля».
С тех пор что-то произошло в душе мальчика. Не поздоровавшись, он не мог спокойно пройти мимо бабушек, сидевших на скамейке. А своей бабушке перестал грубить, и, приходя домой, он первым делом справлялся о ее здоровье. Мама не могла нарадоваться такому поведению сына. Вот такая удивительная встреча перевернула жизнь мальчишки-шалунишки, который теперь стал примерным во всем. Не потому, что хотел стать лучше всех и примером для других мальчишек и девчонок, а потому, что научился смотреть в свою душу и чувствовать других.
Н. Клементьева
Читайте также:
Рассказы Валентины Осеевой
Рассказы Льва Толстого
Рождественские сказки
Заходите в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Большинство родителей уверены, что нет ничего лучше детских народных сказок, которые представляют собой настоящий кладезь мудростей и ненавязчивых нравоучений. Ведь сопереживая героям, ребенок узнает о добре и зле, справедливости и взаимопомощи. Однако изначальные варианты народных сказок вовсе не так веселы и просты, а нормальный родитель не стал бы читать такое своим детям. Братья Гримм и Шарль Перро «отстирали», а местами даже «кастрировали» народные сюжеты, благодаря чему они стали читабельны и приобрели ту форму, к которой привык современный читатель. Какими же они были изначально?
Вероятно, у многих взрослых возникали вопросы относительно некоторых нюансов, которые встречаются в сказках. Почему Красная шапочка ходила одна через лес? Почему отец Золушки игнорировал бедственное положение дочери, а Спящую красавицу плохо искали? Но эти странности и не состыковки сущий пустяк по сравнению с их изначальным вариантом. Многое из народного фольклора, то, что читается детям в качестве классических сказок, были и не детскими произведениями вовсе. Либо же каждый взрослый, через чьи уста проходило повествование добавлял своих подробностей, «нагоняя жути» на и без того странный сюжет.
У основных сказочников – братьев Гримм и Шарля Перро то и дело встречаются схожие сюжеты, ведь за основу своего творчества они брали фольклорные произведения и несколько видоизменяли их, адаптируя для широкой публики. Произведения братьев традиционно принято считать более жесткими и сложными, чем у Перро. Хотя, для современников многое покажется диким и у Перро, и у братьев Гримм.
Красная шапочка
Любимая сказка многих детей.
В оригинальной версии сказки про девочку в красном головном уборе и голодного волка, первая носит шаперон. Это такая накидка с капюшоном, кстати, на иллюстрациях шаперон довольно часто сохраняется. Переодели девочку в шапку братья Гримм, хотя логичнее было бы гулять летом по лесу в плаще-накидке, чем в шапке. Но суть не в этом, главной переделкой было вовсе не это.
Историю об отношениях волка и девочки в Европе пересказывали друг другу еще в 14 веке, правда, в не присутствовали леденящие душу подробности. Если в современной версии сказки волк аккуратно съедает бабулю, не оставив на ней ни единой царапины от клыков, то в оригинальной версии он готовит из своей добычи наваристый суп. Затем приходит Красная Шапочка, тут волк в бабушкином чепчике, приглашает внучку к столу, мол, только приготовила.
Изначальный вариант сказки вовсе не такой жизнерадостный.
Кот бабушки пытается предупредить о том, чтобы внучка не ела угощение, но лжебабушка кидает в него деревянным башмаком, да так метко, что ненароком пришибает животинку. Впрочем, это обстоятельство расправы над любимым питомцем, никак не смущает девочку, и она плотно обедает.
Затем девочка раздевается и ложится в кровать, где ее поджидает волк. И все, никаких дровосеков (да и зачем они, если бабушка уже пущена на суп), финал остается открытым, уж что там будет происходить в дальнейшем между героями сказки, каждый решает в меру своей испорченности.
Счастливый финал с дровосеками и спасение бабушки сочинил Шарль Перро, который, впрочем, чтобы не снижать градуса воспитательного момента, добавил, мол, такова мораль для тех, кого незнакомцы зазывают в свою кровать.
Гретель и Гензель
Дом из хлеба в лесу на который вышли дети.
Немецкая народная сказка даже в современной интерпретации имеет несколько неоднозначную интонацию, что на нее даже снимают ужастики. Но ее изначальная версия и вовсе была не для слабонервных. Ее сюжет берет начало в 14 веке, как раз в период Великого голода 1315-1317 годов. В ту пору три года заморозков подряд уничтожали весь урожай, что погубило почти четверть населения, был распространен каннибализм. Тогда и появилась история про Гретель и Гензель.
Итак, первоначальная версия предполагает, что доведенные до отчаяния голодом родители собираются не просто избавиться от лишних ртов, а съесть их. По воле случая дети подслушивают этот разговор и бегут, спасая себя, в лес. Впрочем, их план тоже весьма жесток, там они собирались пересидеть пока с голоду не умрут родители, поэтому периодически они приходили к дому снова, узнать не пора ли возвращаться.
Так, однажды брат с сестрой снова подслушивают разговор старших о том, что им удалось добыть немного хлеба, а вот «мясная подливка» ускользнула из рук. Дети, стащив кусок хлеба, отправляются обратно в свое убежище, но зачем то помечают дорогу крошками хлеба. Их немедля съедают птицы. Казалось, что ребятам осталось недолго, но тут на их пути встречается дом, который сделан полностью из хлеба. Они накидываются на него и наедаются вдоволь.
Ужастик, который сняли по мотивам сказки.
После ребята решают вернуться домой, прихватив с собой хлеб и ведьму, которая предварительно была изжарена в собственной печи. Родителям больше не нужно есть своих детей, хлеба достаточно и все счастливы.
После того как голод остался в прошлом, видоизменялась и сказка, так, родители якобы просто отвели детей в лес, а не собирались их съесть. А домик стал пряничным, видимо потому что детей обычным хлебом уже было не прельстить. Ведьму тоже с собой домой никто уже не волок, она оставалась там же в печи.
Но, несмотря на такую переделку, возникает масса вопросов к сюжету. А что будет после того как закончится та еда, которую дети принесли с собой? Простили ли дети такое поведение родителям?
Белоснежка и семь гномов
Белоснежку гномы впустили пожить вовсе не по доброте душевной.
Этот сюжет сохранился благодаря народной сказительнице Доротее Виманн, затем было записано братьями Гримм, как водится в более цензурной версии, хотя и она для современного читателя кажется диковатой. Чего уж говорить о первоначальном варианте.
Царица планировала съесть Белоснежку, причем явно не от голода она задумала это, а от злобы и жестокости. Слуге она приказала принести ее легкие и сердце. Он, как и в современном варианте, прельстившись молодостью и красотой царевны, идет на обман и оставляет девушку в живых. Царице же относят сердце и легкое оленя. Она тут же устраивает званый ужин, использовав в блюдах эти потроха.
По традиционному стечению обстоятельство девушка оказывается в доме у семи гномов, которые оставляют ее у себя, пленившись ее красотой, а не кулинарными навыками и хозяйственностью. Царица узнает, что Белоснежка жива, перевоплотившись в старуху, отравляет ее яблоком, девушка впадает в летаргический сон, а ее тело укладывают в хрустальный гроб и водружают на вершину горы. Там-то ее и находит проезжавший мимо королевич.
Белоснежка покоряла всех своей красотой.
Как водится, ему тоже очень нравится Белоснежка, пусть даже и не подающая признаков жизни. В оригинальном варианте он начинает уговаривать гномов отдать ему тело. Причем предлагает им несметные богатства, но те не соглашаются. Уж на что понадобилось молодому мужчине бездыханное тело юной красавицы, история умалчивает, видимо давая простор для взрослой фантазии.
Пока царевич пытался сторговаться с гномами, слуги неудачно роняют гроб, что из горла царевны вылетает кусок яблока, которым она поперхнулась, и она оживает. Дальше свадьба и счастливый конец, в котором царица, пляшет на мероприятии, правда перед этим на нее надели железные башмаки, раскалив их на костре.
Спящая красавица
Поцелуем дело не ограничилось.
Сюжет, во многом схожий с Белоснежкой, но есть еще более ранняя версия. До Шарля Перро Джамбаттиста Базиле успел записать несколько более народную версию и в ней вовсе не так сильно романтичное начало. По ней девушку в гробу нашел не юный царевич, а вполне себе взрослый король. Да еще и женатый. И не целовал он ее вовсе, а так воспользовался беззащитностью девушки, что спустя 9 месяцев, после их встречи, она родила двойню – мальчика и девочку. Так, один из младенцев по ошибке стал сосать ее палец и вытащил занозу (в этой версии царевна уснула, уколовшись веретеном). Красавица не успевает огорчиться тем фактом, что оставлена на произвол судьбы, да еще и с неведомо откуда взявшимися детьми, как приезжает король.
Нет, коронованная особа приехала вовсе не навестить отпрысков, просто вспомнил, что некогда проводил здесь весело время и решил вернуться. Узнав про детей, он стал приезжать регулярно, проявлять заботу. Но тут в дело вмешалась законная супруга короля, детей она отдала повару для приготовления ужина, а саму Красавицу приказала сжечь. Но если бы не ее жадность, то задуманное может быть бы и удалось. Но царица велела снять с прикованной к столбу Красавицы вышитое золотом платье.
Король же, вновь прельстившись красотой обнаженной девушки, решил поменять их с супругой местами. Так на костре сожгли царицу, а Красавица заняла ее место на троне. Ах да, детей повар оказывается спас.
Рапунцель
Мультфильм, хоть и далекий от изначальной версии, очень полюбился зрителям.
Сюжет, изложенный братьями Гримм, хоть и называется Рапунцель, но имеет множество расхождений с современным мультфильмом. Супружеская пара жила около огромного сада, в котором росло много разных овощей, зелени и кустарников. Так, супруга однажды захотела рапунцеля (растение семейства Колокольчиковых), муж, чтобы порадовать супругу, полез тайком в этот сад, но одного раза показалось мало, потому мужчину отправили за добавкой. Но на сей раз он попался соседке, которая оказалась ведьмой. В обмен на свободу она взяла с него обещание отдать ему будущую дочь. Мужчина, у которого еще и в планах не было никакой дочери, согласился на такой уговор. Однако ведьма уговор не забыла и забрала новорожденную девочку себе, назвав ее Рапунцель.
В обоих версиях Рапунцель лишается волшебных волос.
Так жила девушка в заточении в огромной башне, пока сюда не приехал принц, познакомился он с девушкой, стал приезжать регулярно, когда ведьмы не было дома. Так Рапунцель забеременела и уже не смогла так резво как раньше поднимать ведьму на волосах в башню. Последней это совсем не понравилось, и она отрезала ей волосы и выгнала вон. Волосы, между тем, остались у ведьмы, она спустила их с башни и стала ждать. Совсем скоро пришел принц и забрался по ним в башню, где вместо любимой обнаружил ведьму.
Ведьма отчитала принца и столкнула его с башни вниз, тот угодил прямо в кусты, шипы которых выкололи ему глаза. Он не смог вернуться обратно в свое королевство и стал скитаться по свету – слепым калекой. Так и встретил он свою возлюбленную, которая уже успела разродиться двойней, она так обрадовалась их встрече, что ее слезы счастья, упав на глазницы принца, вернули ему зрение.
Маша и Три медведя
Сюжет о проказнице Маше и медведе лег в основу популярного мультфильма.
Несмотря на то, что история про девочку Машеньку, которая объедала медведей, воспринимается как исключительно русское, на самом деле это не так. Это шотландская сказка, которую можно встретить в книгах по английскому фольклору. Популярностью в России она обязана Льву Толстому, который перевел ее и адаптировал для отечественного читателя.
В изначальной фольклорной версии никаких девочек и вовсе не было, была лисица, точнее старый хитрый лис, который пробрался в берлогу к медведям и съел их запасы. Вернувшиеся некстати хозяева застают его в своем доме, тот бросается наутек, но они его настигают. А заканчивается история тем, что самый младший медвежонок очень любил греть лапки в шкуре лиса.
в русской версии Маша остается безнаказанной.
Роберт Саути, который опубликовал еще в 19 веке несколько иную версию фольклорной сказки, превратил лиса в старушку. Но концовка сказки остается туманной, старушка, спасаясь от медведей, выпрыгивает в окно, а дальнейшая ее судьба неизвестна. Автор рассуждает на эту тему, дескать, не понятно, то ли она сломала шею при падении, то ли смогла выйти из леса, то ли ее схватили стражи порядка и, приняв за бродяжку, отправили в исправительное учреждение. Но к медведям она больше не приходила.
А вот Лев Николаевич адаптировал сказку на русский лад, не оставив в ней никакой морали, согласно которой, не стоит рыскать по мискам, в чужих домах. Девочка не только выбирается сухой из воды, да еще и сумеет наказать медведей.
Баба Яга и ее собирательный образ
Редко какая русская сказка обходится без Бабы-Яги.
Пожалуй, самым популярным негативным героям всех славянских сказок является Баб-Яга, ее образ жизни, да и сам внешний вид не просто нагоняли страху и были придуманы по принципу «пострашнее», в них есть тайный смысл, который на самом деле способен испугать. Это для современных детей непонятно, что такое избушка на курьих ножках, а вот их сверстники, живущие в 13-15 веках, прекрасно знали о том, что в лесу, в таких избушках или, так называемых, «домовниках» и «избах смерти» хоронили умерших.
Обычно такой способ захоронения практиковался в северных районах, где много деревьев, а вот прорубить промерзшую землю слишком сложно. Откуда же взялись куриные ноги? Этому тоже есть объяснение. В лесу находили деревья, которые стояли рядом, их срубали на высоте 1,5-2 метров, местами оголяли корни, чтобы дерево высохло, а не сгнило (вот тебе и «куриные ножки»), сверху сооружался сруб, в который и укладывали погибшего, обустраивая ему некое подобие жилища.
Избушка на курьих ножках в реальности выглядит примерно вот атк.
В такие сооружения не смогли бы добраться животные, потому стояли они достаточно долго. Безусловно, такие домики считались страшными и их старались обходить стороной. Впрочем, вполне вероятно, что такие истории распространялись для того, чтобы навести страху и сберечь покой умерших, ведь сама Баба-Яга жила в этих сооружениях.
Отсюда и всякие, кто приходил в эти домики на курьих ножках, сначала омывались, а затем спать укладывались.
источник
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями:
И не забудьте:
Подписаться на мой Instagram
Шел
голодный человек по дороге. Увидел —
продают булки. Купил одну, съел — не
наелся. Съел еще одну булку — опять не
наелся. А потом купи.1
маленькую
бара-ночку (вариант
— сушку),
съел ее и наелся. И подумал: «Зря я покупал
булки, деньги тратил. Надо было купить
бараночку, я бы сразу и наелся».
Основной
вопрос:
Чем
наелся человек?
Вопрос-подсказка
1:
Зачем
он покупал булки?
Вопрос-подсказка
2:
Можно
ли наесться маленькой бараночкой
(сушкой) ?
6. Осел и муравей
Шел
осел в гору, навстречу ему муравей. Осел
его спрашивает: «Муравей, муравей, а
на горе трава высокая?» «Высокая, сочная!»
— отвечает муравей. Забрался осел
на гору, смотрит, а трава низкая, редкая.
Он и кричит муравью: «Эй, муравей, ты
зачем меня обманул?»
Основной
вопрос:
Обманул
ли муравей осла ?
Вопрос-подсказка
1:
А
муравей какой?
Вопрос-подсказка
2:
А
осел какой?
Вопрос-подсказка
3:
Муравью
трава какой казалась?
Вопрос-подсказка
4:
Почему
муравью трава казалась большой?
7. Последний вагон
В
одном городе в метро часто случались
аварии. При этом в аварию всегда попадал
последний вагон поезда. Тогда начальник
метрополитена приказал у каждого
поезда отцеплять последний вагон.
Основной
вопрос:
Стало
ли аварий меньше?
В
случае предъявления рассказа такого
уровня сложности не предполагается
возможность задавать ребенку
вопросы-подсказки.
Последний
вагон
(второй
вариант
рассказа)
Как-то
раз
железнодорожное
начальство
заметило,
что
в
авариях
всегда
страдает,
бьется
последний
вагон.
И
решило
тогда
железнодорожное
начальство
отцеплять
последний
вагон,
чтобы
аварий
стало
меньше.
Основной
вопрос:
Как
ты
считаешь,
правильно
ли
оно
поступило?Аварий
действительно
стало
меньше?
Анализируемые
показатели
П
характер
поведения ребенка и отношения к заданию
(рассказам); П
доступный
уровень сложности задания в целом;
□ возможность
принятия и объем необходимой помощи со
стороны взрослого;
П
критичность
ребенка к результатам своей деятельности;
□ характер
трактовки предлагаемых рассказов
(уровень сложности анализа текста,
понимаемого переносного смысла).
Анализ
результатов и примерные возрастные
нормативы выполнения
Как
уже сообщалось, представленные рассказы
различны по сложности понимания
заложенного в них скрытого смысла.
П
Нормативно
развивающиеся дети 4-5
лет
при
предъявлении рассказа «Сахар»,
как правило, нуждаются в одном, реже в
двух вопросах-подсказках, после
которых могут самостоятельно ответить
на основной вопрос.
-
Дети
5,5-6
лет
справляются
с заданием «Саша»
примерно
с таким же объемом помощи, а рассказ
«Сахар»
в
основном понимают уже самостоятельно
или с минимальной помощью. -
Дети
6-7-летнего
возраста
при анализе рассказов «Горькое
лекарство»,
«Спор
зверей»
и
«Бараночка»
нуждаются
в небольшом объеме помощи — необходим
один, реже два вопроса-подсказки —
после чего понимают их смысл. В ряде
случаев ребенок 7
лет
может
справиться с заданием самостоятельно.
Это зависит не только от особенностей
собственно вер-бально-логического
мышления, но и от личностной зрелости
ребенка, его возможности преодолеть
эгоцентрическое решение. Эти
характеристики становления субъекта
деятельности, элементы «Я-концепции»
(а именно: возможность встать на позицию
другого, принять точку зрения другого)
наиболее интенсивно формируются в
норме как раз на 6-7
году
жизни.
Более простые рассказы дети этого
возраста понимают, в основном,
самостоятельно.
П
Рассказ
«Осел
и
муравей»
—
более
сложен именно в плане понимания логики.
При небольшой помощи со стороны взрослого
в виде описанных выше вопросов (не
более двух) или при самостоятельном
выполнении смысл этого рассказа
доступен детям 7-8
летнего
возраста.
□ Рассказ
«Последний
вагон»
по
своей сути имеет неоднозначное решение,
то есть допускаются различные варианты
правильных ответов. Важным является
необходимость логично объяснить свое
решение. Можно говорить, что логично
верные решения в норме принимаются
самостоятельно в возрасте 8,5—9
лет.
Говоря
о специфике понимания скрытого смысла
коротких рассказов детьми,
воспитывающихся в различных социокультурных
условиях, следует отметить следующее.
Детям, воспитывающимся вне семьи (в
дошкольных, а, впоследствии, в школьных
образовательных учреждениях интернатного
типа), подобные рассказы оказываются,
как уже говорилось, часто недоступны в
связи с их «исключенностью» из
реальной социальной жизни. Эти условия
существования формируют у них, как
правило, как ответы эгоцентрической,
так и конкретной трактовки. Точно так
же у этой категории детей специфика
выполнения заданий чаще всего отражает
и присущие этим детям особенности
личностного развития. Хотя эти результаты
реже, чем в случае понимания переносного
смысла метафор, будут сочетаться с
нормативными показателями выполнения
других методик.
Дети
с искаженным развитием преимущественно
аффективно-эмоциональной сферы, вне
зависимости от уровня своего
интеллектуального развития, редко
способны понимать скрытый смысл не
только пословиц и поговорок (см. выше),
но и подтексты рассказов, в том числе и
юмористических. Это является характерной
особенностью именно для этого типа
отклоняющегося развития.
Необходимость
большого объема помощи, трудности
переноса на последующий материал
логики рассуждения или даже полная
недоступность понимания простых
рассказов детьми старше
8-8,5-летнего
возраста будет свидетельствовать о
проблемах собственно интеллектуального
плана. В том случае, если это сочетается
и с низкими показателями выполнения
других методик, направленных на
исследование познавательной сферы, а
также с элементами неадекватности
и некритичности в поведении в целом,
можно говорить о различных вариантах
тотального недоразвития.
УСТАНОВЛЕНИЕ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
СОБЫТИЙ
Методика
также была описана А. Н. Бернштейном еще
в 1911 году для исследования сопоставления,
сравнительной оценки нескольких данных
в их отношениях друг к другу, в том числе
и для исследования особенностей
мыслительной деятельности психически
больных детей разного возраста [12]. С
помощью методики исследуется также
способность к пониманию ситуации и
предвосхищению событий [16]. В наиболее
общем виде можно сказать, что для
выполнения данного задания ребенок
должен соотнести различия в отдельных
элементах рисунков и, руководствуясь
ими, определить последовательность
расположения сюжетных картинок. Вначале
путем невербальных действийустанавливается
связь изображенных на них событий, а
затем данная последовательность
картинок вербализуется — по ней
составляется связный рассказ.
Цель.
Исследование особенностей мыслительной
деятельности ребенка, возможности
установления причинно-следственных и
пространственно-временных связей,
анализ речевого развития ребенка.
Используются
различные по сложности серии сюжетных
картинок. В каждой серии картинки
объединены сюжетом, в соответствии с
которым испытуемый должен расположить
их в определенной последовательности.
Методика широко используется в ряде
диагностических комплексов, наиболее
известным из которых в нашей стране
является методика
Векслера, описанная
в большинстве современных пособий
по психодиагностике [ 16; 21; 43; 57; 89; 81; 122;
134 и др.]. В то же время используемые в
методике Векслера сюжетные
последовательности к настоящему
времени, будучи распечатаны во множестве
популярных и околонаучных психологических
изданий, достаточно хорошо известны
не только в кругах специалистов. Кроме
того, сами изображения соответствующего
(десятого) субтеста перцептивно
«перенасыщены», что часто вызывает
трудности зрительного опознания у
современных детей, снижая тем самым
дифференциально-диагностическую
ценность методики.
Вследствие
этого, начиная с 1992 года, нами был подобран
и используется предлагаемый набор
сюжетных последовательностей,
разработанный на основе несколько
упрощенных (из вышеуказанных соображений)
рисунков X. Бидструпа [14]1.
Размер, перцептивная сложность и цветовая
гамма изображений подбирались и
адаптировались в соответствии с
особенностями зрительной перцепции
современной детской популяции.
Стимульный
материал. Методика представляет
собой набор из четырех оригинальных,
ранее не использовавшихся в диагностической
практике сюжетных последовательностей,
выполненных синим контуром на белом
фоне, маркированных латинскими
буквами в перевернутой по отношению к
ребенку позиции2.
Такая цветовая гамма, как показывают
многолетние исследования, вызывает
ббльшую заинтересованность ребенка
в работе, менее контрастна и не вызывает
зрительного дискомфорта (рис. 10.1).
Рис.
10.1. Образецы
стимульного материала методики
«Последовательность событий» (серия
«А») (приведены в измененном масштабе
и черно-белом варианте)
Последовательности
ранжированы по сложности сюжета и
количеству рисунков в каждом сюжете.
Первая последовательность сюжетных
картинок — «Снеговик»
— состоит
из трех картинок (маркировка «А») и
является наиболее простой3.
Вторая по сложности сюжетной линии
последовательность — «Клумба»
(маркировка
«В») — состоит из четырех картинок.
Третья по сложности последовательность
— «Портрет»
(маркировка
«С») — состоит из пяти сюжетных
картинок. В последней сюжетной
последовательности уже присутствуют
характеристики комичности-трагичности
(эмоционального подтекста). Наиболее
сложной по построению сюжетной линии,
причинно-следственным и временным
связям в настоящей методике является
четвертая последовательность —
«Садовод»
(маркировка
«D»),
состоящая из шести картинок. Трудность
выполнения этой последовательности
определяется не только количеством
картинок, которые необходимо разложить
в
правильной
(адекватной) последовательности, но
и пониманием комичности самой ситуации
(что же на самом деле прижилось у
садовода?). Комичность ситуации находится
в тесной взаимосвязи с перцептивной
сложностью сюжета.
Возрастной
диапазон применения. Соответствующие
серии картинок предназначены для
работы с детьми от 3,5—4 до 7—8 лет.
Процедура
проведения и регистрации результатов
Перед
ребенком на столе в случайном порядке
(но не в линию) располагаются картинки
доступной ребенку, по мнению специалиста,
серии.
Инструкция
1.
«Здесь
на картинках нарисован рассказ. Посмотри
на них внимательно, подумай, с чего
все началось, что было потом и на какой
картинке нарисовано окончание
рассказа. Разложи, как все было, с чего
началось и
чем
закончилось. Посмотри внимательно
и начинай раскладывать».
В
соответствующем разделе протокола
регистрируются все действия ребенка.
Отмечается, как он рассматривает
картинки, как начинает работать, в каком
стиле (хаотично или целенаправленно)
действует. Замечает ли ребенок несуразности
в последовательности или просто
продолжает свою раскладку, просматривает
ли всю последовательность после ее
завершения, спокоен он или тревожится,
как ориентируется на возможные реакции
взрослого, обращается ли за помощью
или работает самостоятельно и т. п.
После
завершения работы психолог записывает
в протоколе порядок расположения
карточек и их направление (слева —
направо или справа — налево и пр.).
Далее
специалист просит ребенка рассказать
сам рассказ по картинкам и придумать к
нему подходящее название.
Инструкция
2.
«А
теперь попробуй составить рассказ по
тем картинкам, которые ты разложил,
и дай этому рассказу название».
Особенности
рассказа по данной серии изображений,
в
первую
очередь, возможность понимания его
основного смысла (последнее выражается,
в том
w
В данном случае мы отдали дань уважения
А. Н. Бернштейну. поскольку именно он
впервые разработал серию картинок, на
которых изображена последовательность
создания детьми спежпоп бабы
(121.
числе,
и в возможности дать адекватное название
разложенной последовательности)
фиксируются в протоколе.
Если
ребенок справляется с данным заданием,
то предъявляется следующая по
сложности (в данном случае, количеству
картинок) последовательность. Со стороны
психолога возможны различные виды
помощи (стимулирующая и организующая
помощь, полное обучение), характер и
объем которой также заносятся в протокол.
Анализируемые
показатели
□ доступный
уровень сложности;
О
соответствие
рассказа ребенка созданной им
последовательности картинок,
адекватность названия;
О
логичность
и связность самого рассказа (способность
установления причинно-следственных
и пространственно-временных
закономерностей);
П
уровень речевого развития, в том числе
возможность дать название сложенной
последовательности;
-
пространственная
ориентация разложенных ребенком
картинок (как, в определенной степени,
показатель специфики межфункциональной
организации мозговых систем);
-
критичность
ребенка к результатам собственной
деятельности.
Анализ
результатов
В
первую очередь анализируется доступный
уровень сложности, то есть полное
соответствие сюжета, созданного ребенком,
разложенной последовательности. При
этом довольно часто для того, чтобы
соответствовать созданной последовательности,
рассказ ребенка оказывается нестандартным,
лишенным привычной для взрослого логики.
Формально такая оригинальная раскладка
может считаться неправильной, но. с
нашей точки зрения, должна быть оценена
как адекватная, если созданный ребенком
сюжет рассказа ей полностью соответствует.
Так, если рассказ точно соответствует
разложенному ребенком порядку, а сам
ребенок ловко придумывает оправдание
некоторым несоответствиям, то есть
«складно» излагает рассказ и может
придумать ему название в той же логике,
то задание следует считать выполненным.
Иногда,
наоборот, при формально правильно
разложенной последовательности
картинок ребенок не в состоянии построить
адекватный рассказ или дать адекватное
название, соответствующее смыслу сюжета.
В этом случае задание считается
выполненным лишь частично. У детей с
выраженными трудностями «вербализации»
сюжета (дети с вариантами парциаоьной
несформированнос-ти когнитивного
компонента познавательной деятельности)
критерием доступности выполнения
может выступать название сюжета, даже
в случае оригинальной последовательности
разложенных ребенком картинок.
Очень
важно оценить, улавливает ли ребенок
юмористическую окраску предлагаемых
заданий (сюжеты «Портрет»
и
«Садовод»),
как
меняется выражение его лица, мимика,
эмоциональные высказывания по поводу
сюжета.
В
соответствии с обычной логикой рассказ
ребенка анализируется с точки зрения
не только речевого оформления (соответствия
возрасту, развернутости речи, ее
активности, грамматической правильности),
но и с точки зрения понимания
причинно-следственных и
пространственно-временных отношений.
Так, в сюжетной последовательности
«Портрет»
можно
выяснить у ребенка, как, в конце концов,
была повешена картина: так, как хотели
раньше (с использованием лестницы —
то есть высоко), или как-то по-другому,
и почему. В последовательности « Кгумба»
ребенок
может рассказать, что в начале собрали
цветы, после этого перекопали землю и
посадили что-то новое (например, лук), а
затем этот лук вырос. Тем самым сама
последовательность будет выглядеть
следующим образом: 4,
1,
2, 3. Но,
в то же время, причинно-следственная и,
соответственно, временная последовательность
событий оказывается сохраненной,
что позволяет считать выполнение задания
правильным. Хотя, безусловно, такое
выполнение задания допустимо для детей
не старше 6,5-летнего возраста, имеющих
хотя бы небольшой опыт «садово-огородных»
работ (последнее можно рассматривать
в качестве одного из показателей
социально-психологического норматива).
Все
особенности устного рассказа ребенка
(связность, развернутость, грамматическая
правильность, специфика звукопроизношения,
интонирования и т. п.) оцениваются с
точки зрения их соответствия возрасту
и соотносятся с актуальным уровнем
развития ребенка. Так, например, ребенок
может с трудом справиться с серией
«Клумба»,
говоря,
что это разные люди и разные мальчики,
но при этом само речевое оформление
может быть чрезвычайно «пышным», с
наличием взрослых оборотов, элементов
резонерства, эмоциональным несоответствием
и собственно уходом рассказа от самого
сюжета. В данном случае можно говорить
о диспропорции уровней речемыслительного
и аффективно-эмоционального развития,
характерной для определенных типов
отклоняющегося развития.
Очень
часто у детей школьного возраста уже
сам процесс раскладки серии «Садовод»
вызывает
смех, то есть ребенок прекрасно замечает
комичность ситуации. В то же время
иногда он не в состоянии сформулировать
связный рассказ, отражающий эту
комичность. Очень часто от рассказа
остаются одни междометия или вообще
«сухой остаток»: «это», «вот», «оно
потом», «ничего не получилось», «черти
что выросло» и т. п. По отношению к серии
«Портрет»
это
может выразиться в своеобразном выражении
(штампе-эмболе): «Ну дает, руки-крюки».
Большое
значение имеют пространственная
ориентация и направления раскладывания
сюжетной последовательности и
распределения (компоновки) картинок на
поверхности стола. Следует проанализировать
такие стратегии раскладывания от первой
картинки к последней, как: справа-налево,
«этажами» и тому подобное оригинальное
и своеобразное размещение картинок
сюжета в пространстве плоскости
стола. Стратегия работы справа-налево
имеет основание анализироваться как
недостаточно адекватная, отклоняющаяся
от возрастного норматива только начиная
с 5-летнего возраста, и только тогда
может оцениваться как косвенный
показатель специфики формирования
межфункциональной организации (в
том числе и специфики профиля латеральных
предпочтений). Это позволяет с высокой
степенью вероятности прогнозировать
трудности овладения программным
материалом в начальной школе.
Раскладка
«от себя» или «к себе» встречается не
так часто, как раскладка картинок
справа-налево, но также может
свидетельствовать о проблемах
формирования пространственных
представлений.
Важным
показателем анализа является возможность
переноса усвоенного способа действия
на последующее по сложности задание
(показатель обучаемости ребенка).
Также
при оценке выполнения задания необходимо
обратить внимание на объем помощи (часто
в виде вопросов психолога по поводу
несоответствия рассказа), необходимой
ребенку для изменения рассказа, на то,
как ребенок принимает эту помощь.
Этот момент выполнения ребенком задания
можно рассматривать как один из
показателей критичности.
Возрастные
нормативы выполнения
-
Последовательность
«Снеговик»
(3
изображения),
как наиболее простая, рекомендуется
для работы с детьми с 3-3,5-летнего
возраста. Как правило, дети, начиная
с этого возраста, выполняют задание с
небольшой помощью со стороны
специалиста или самостоятельно.
Составление самого рассказа может
быть еще затруднено, а сам он иметь
«телеграфный» стиль. -
Последовательность
«Клумба»
(4
изображения)
выполняется детьми 4,5—
5-летнего возраста самостоятельно или
с незначительной организующей помощью
специалиста, порой в виде единичных
наводящих вопросов.
П
Последовательность «Портрет»
(5
изображений)
выполняется детьми 5,5—6-летнего возраста
с логично обоснованным рассказом, после
6 лет — с пониманием комичности или
трагичности ситуации. В некоторых
случаях необходима незначительная
помощь.
О
Последовательность
« Садовод»
(6
изображений)
ориентирована в основном на детей
младшего школьного возраста (7—8 лет),
хотя и доступна детям старшего дошкольного
возраста с высоким уровнем актуального
когнитивного и эмоционального развития.
Полностью выполненным задание должно
считаться в том случае, если ребенок
разложил картинки в правильной
последовательности и разобрался, какая
из «палок» (стволов) прижилась и дала
ростки.
Примечание.
Следует иметь в виду, что данные возрастные
нормативы в целом применимы к детям
без значительно выраженного снижения
остроты зрения, с отсутствием
каких-либо других нарушений зрительного
восприятия.