Проверку сформированности навыка чтения целесообразно проводить 3 раза в год: на начало учебного года, в конце первого полугодия и в конце учебного года. Но иногда учитель предпочитает проверять технику чтения по окончанию каждой четверти.
В проверку техники чтения входит не только оценка скорости чтения, но также учитывается правильность чтения, осознанность и выразительность. Об этом я более подробно писала в статье «Как проверить технику чтения ребенка».
- Для проверки техники чтения, подбираются специальные тексты.
- Текст должен быть понятен ребенку, но быть незнакомым для него.
- Предложения должны быть короткими, без каких-либо усложняющих конструкций или знаков.
- Лучше, если текст для проверки чтения будет без иллюстраций и диалогов, чтобы дети во время чтения не отвлекались.
- Текст должен быть размещен на одной странице.
- Во время чтения текста, нельзя прерывать ребенка, исправлять ошибки. После завершения чтения, нужно вернуться к тем словам, которые вызвали затруднение или были прочитаны неправильно и попросить ребенка снова их прочитать. В процессе чтения первоклассник может следить по тексту пальцем, чтобы не потерять строчку.
- Для проверки осознанности чтения, необходимо задать несколько вопросов по тексту.
Норма техники чтения в 1 классе
1 полугодие
Чтение должно быть плавным слоговым, осознанным и правильным, с четким проговариванием слогов и слов.
Темп чтения — 25-30 слов в минуту.
2 полугодие
Ребенок читает целыми словами правильно, осознанно. Слова со сложным слоговым строением прочитываются по слогам.
Темп чтения — 30-40 слов в минуту.
Эти тексты можно использовать не только для проверки техники чтения ребенка, но и для пересказа. Как научить ребенка пересказывать можно прочитать в статье «Учим ребенка пересказывать».
Тексты для проверки техники чтения в 1 классе
Воробей и ласточки
Ласточка свила гнездо. Воробей увидел гнездо и занял его. Ласточка позвала на помощь своих подруг. Вместе ласточки выгнали воробья из гнезда. (22 слова)
Вопросы:
- Что сделал воробей?
- Кого позвала на помощь ласточка?
Муравей
Муравей нашел большое зерно. Он не мог тащить его один. Муравей позвал на помощь товарищей. Вместе муравьи легко притащили зерно в муравейник. (22 слова)
Вопросы:
- Что нашел муравей?
- Почему муравей позвал на помощь друзей?
Лето
Наступило теплое лето. В саду поспела смородина. Маша и Таня собирают ее в ведерко. Мама будет варить из нее варенье. Зимой в холода дети будут пить чай с вареньем. (29 слов)
Вопросы:
- Какая ягода поспела в саду?
- Что будет делать мама?
Лиса и рак
Лиса предложила раку бегать наперегонки. Рак согласился. Лиса побежала, а рак уцепился за лисий хвост. Лиса добежала до места. Обернулась лиса, а рак отцепился и говорит: «A я давно тут тебя жду». (32 слова)
Вопросы:
- Что предложила лиса раку?
- Как перехитрил рак лису?
Журавли
Журавли живут возле болот, лесных озер, на лугах, берегах речек. Гнёзда строят прямо на земле. Журавль кружит над гнездом, охраняет его. В конце лета журавли собираются в стаи и улетают в тёплые страны. (33 слова)
Вопросы:
- Где строят гнёзда журавли?
- Когда журавли улетают в тёплые страны?
Цыплёнок
Маленькая девочка намотала шерстяные нитки на яйцо. Получился клубок. Этот клубок она положила на печку в корзинку. Прошло три недели. Вдруг послышался писк из корзинки. Пищал клубок. Девочка размотала клубок. Там был маленький цыпленок. (34 слова)
Вопросы:
- Как девочка сделала клубок?
- Что произошло с клубком через три недели?
Грибы
Ребята пошли в лес за грибами. Дима нашел под берёзой красивый подберёзовик. Таня увидела под сосной маленький маслёнок. Илья разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов. Ребята весёлые и довольные вернулись домой. (38 слов)
Вопросы:
- Кто нашёл подберёзовик?
- Какой гриб рос под сосной?
- Где прятался боровик?
Лето
Наступило лето. На лесных полянках трава выше колен. Стрекочут кузнечики. На бугорках краснеет земляника. Цветут малина, брусника, шиповник, черника. Вылетают из гнезд птенцы. Пройдет немного времени, и появятся вкусные лесные ягоды. Скоро придут сюда дети с корзинками собирать ягоды. (39 слов)
Вопросы:
- Какая трава на полянках?
- Какие ягоды цветут?
Ёж
Ходили ребята по лесу. Нашли под кустом ежа. Он со страху шариком свернулся. Закатили ребята ежа в шапку и домой принесли. Дали ему молока. Развернулся ёжик и начал есть молоко. А потом ёж удрал к себе обратно в лес. (39 слов) (по Е. Чарушину)
Вопросы:
- Кого нашли ребята?
- Что сделал ежик со страху?
- Что ребята дали ёжику?
Купание медвежат
Из леса вышли большая медведица и два веселых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Другой медвежонок испугался и убежал в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду. Медвежата остались довольны. (40 слов) (по В. Бианки)
Вопросы:
- Кто вышел из леса?
- Что сделал второй медвежонок?
- Остались ли медвежата довольны купанием?
Рысь
В темном лесу, у лесной тропинки, залег зверь. Это рысь — кошка ростом с большую собаку. Хвост у нее короткий, уши с кисточками, шкура в пятнышках. Лежит рысь на толстом суку и ждет. Она с дерева так и бросится на добычу. (40 слов)
Вопросы:
- Какой у рыси хвост?
- Где спряталась рысь?
Весна
Солнце пригрело землю. Побежал ручьи. Прилетели грачи. Птицы выводят птенцов. Весело скачет по лесу заяц. Лисица вышла на охоту и чует добычу. Волчица вывела волчат на поляну. Медведица рычит у берлоги. Над цветами летают бабочки и пчелы. Все рады весне. (41 слово)
Вопросы:
- Что делает заяц?
- Куда вывела волчат волчица?
- Где летают бабочки и пчёлы?
Дятел
Что делает дятел в лесу? В лесу он живёт и трудится. Птица с красной шапочкой на голове сидит на высокой сосне и стучит сильным клювом по стволу. Зачем он это делает? Дятел спасает деревья от вредных насекомых. Поэтому его часто называют лесным доктором. (43 слова)
Вопросы:
- Что у дятла на голове?
- Почему дятла называют лесным доктором?
Встреча
Миша идёт по аллее старого парка. Вдруг на дорожку прямо к его ногам выбегает маленький рыжий зверёк. Белка! У белочки пушистый хвост. Она смотрит умными глазками. Белка ждёт угощения. Миша протягивает ей орех. Зверёк доволен. И вот уже на дереве мелькнул её пушистый хвост. (44 слова)
Вопросы:
- Кто гулял в парке?
- Кого встретил Миша?
- Чем мальчик угостил белку?
Храбрецы
Ребята шли в школу. Вдруг выскочила собака. Она с лаем кинулась на ребят. Мальчики бросились бежать. Один Боря остался стоять на месте. Собака перестала лаять и подошла к Боре. Боря погладил ее. Потом Боря спокойно пошел в школу, а собака тихо побрела за ним. (44 слова)
Вопросы:
- Куда шли ребята?
- Что случилось по дороге?
- Как повели себя мальчики?
- Что сделал Боря?
Хитрая рыба
Долго сидел я с удочкой на берегу. Не клюют у меня пескари. А дед под кустиком сидит и уже ведерко наловил. Сел и я в тени. Сразу пескари клевать стали. Оказывается, на чистом месте тень от удочки видна. Вот и не шла к крючку хитрая рыба. (48 слов) (По Э. Шиму)
Вопросы:
- Где ловил рыбу дедушка?
- Почему у него шел лов?
- Почему у мальчика сначала рыба не клевала?
Петушок
Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Хвост у Пети колесом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Петя зернышко нашел. Зовет он курочку с цыплятами. Они зернышко не поделили — подрались. Петя-петушок их помирил: сам зернышко съел, крыльями замахал, во все горло закричал: «Ку-ка-ре-ку!» (49 слов)
Вопросы:
- Где ходит петушок?
- Что нашел петушок?
- Кого он позвал?
- Почему цыплята подрались?
Летучие мыши
Летучие мыши очень полезные зверьки. Они поедают вредных насекомых. Днем летучие мыши заворачиваются в свои широкие крылья, как в плащи, и висят в темных местах вниз головой. Наступает ночь. Вылетают они на охоту. Многие вредные насекомые летают ночью. Почти все птицы спят в это время. Поэтому «работа» летучих мышей особенно важна. (51 слово) ( По Ю. Дмитриеву)
Вопросы:
- Какую пользу приносят летучие мыши?
- Как спят летучие мыши?
- Когда охотятся летучие мыши?
Уточки
Сидит Вася на бережку. Смотрит он, как уточки в пруду плавают: широкие носики в воду прячут. Не знает Вася как уточек домой загнать. Стал Вася уточек кликать: «Ути-ути-уточки! Носики широкие, лапочки перепончатые! Хватит вам червячков таскать, травку щипать — пора вам домой идти. Уточки Васю послушались, на берег вышли, домой идут. (52 слова) (по К. Ушинскому)
Вопросы:
- Что Вася делал на бережку?
- Какие у уточек носики?
- Как Вася уточек звал?
- Что сделали уточки?
Зима
Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Матвей и Лера играют в снежки. Андрей и Саша лепят снежную бабу. Только животным тяжело в зимнюю стужу. Птицы летят ближе к жилью. Ребята, помогите зимой нашим маленьким друзьям. Сделайте для птиц кормушки! (55 слов)
Вопросы:
- Кто рад зиме?
- Кому тяжело зимой?
- Как можно помочь птицам?
Четыре бабочки
Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, жёлтая бабочка и зелёная бабочка. Вдруг прилетела большая чёрная птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на ромашку. Красная бабочка – на мак. Желтая – на одуванчик, а зелёная спряталась за листом дерева. Летала птица, летала, но не увидела бабочек. (56 слов)
Вопросы:
- Какие бабочки летали над цветами?
- Почему птица не увидела бабочек?
Если техника чтения ребенка ниже нормы, то необходимо очень много читать (что очень сложно при плохом качестве чтения) и не всегда приносит результаты. Лучше воспользоваться специальными приемами и упражнениями, т.к. причины плохого чтения могут быть разными.
В помощь медленно читающим детям и детям, которым никак не удается продвинуться в сторону увеличения скорости чтения можно помочь, используя чтение по слоговым таблицам или же, что гораздо результативнее, использовать комплексный подход, содержащий различные профессиональные методики.
Для этого я вам предлагаю воспользоваться книгами:
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ — это
- готовый инструмент для тренировки навыков чтения и скорочтения;
- 200 слоговых таблиц разного уровня сложности;
- профессиональную методику работы с таблицами.
Самые результативные методики позволят каждую таблицу использовать многократно несколько раз, повышая интерес ребенка к чтению.
Работая с этими слоговыми таблицами ребенок получит:
- улучшение навыков чтения;
- повышение скорости чтения;
- улучшение дикции;
- понимание прочитанного;
- развитие мышления и внимания;
- расширение словарного запаса;
- повышение уверенности в себе.
Ребенок перестанет при чтении спотыкаться на трудных словах. Процесс чтения станет естественным и безболезненным.
Вы без труда сможете распечатать необходимые страницы. Все страницы книги можно использовать отдельно.
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ подойдет и тем, кто только делает первые шаги в чтении, и тем кто хочет значительно улучшить качество чтения.
Слоговые таблицы помогают развить у детей навыки быстрого чтения. Но часто бывает, что ребёнок застревает на скорости чтения 10-20 слов в минуту. Этот момент важно вовремя отследить и начать сразу выполнять нужные упражнения.
Я создала тренинг, который поможет без особого труда преодолеть этот барьер. Его удобно использовать как дома, так и при работе с целым классом. Разнообразие заданий не даст детям заскучать, а родителям и учителям не придется подолгу подбирать нужный материал и мучить детей изнурительным, невероятно трудным на этом этапе процессом — чтением.
Скачать ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи»
Вместе с тренингом в подарок вы получите небольшую книгу — 20 слоговых таблиц для отработки навыков чтения (не повторяют таблиц большой книги).
Тексты для чтения 1 класс распечатать с заданиями
О. Наумова «Зашумленные тексты для чтения и пересказа»
Навык качественного чтения и письма зависит от состояния зрительного восприятия и внимания ребенка.
Чем лучше ребенок распознает зрительные образы, тем лучше он читает и грамотнее пишет.
Работа с зашумленными текстами максимально включает в работу мозг ребенка и в разы увеличивает продуктивность занятий. При этом идет развитие образного мышления, внимания, памяти, умение понимать прочитанное.
В книге вы найдете:
- Зашумленные тексты с вопросами;
- Тексты с вопросами для чтения, пересказа, проверки техники чтения;
- Методику работы с зашумленными текстами;
- Варианты проработки с максимальной продуктивностью;
- Упражнения для развития речи и понимания прочитанного.
В результате у ребенка:
- увеличивается скорость чтения;
- развивается внимание и память;
- вырабатываются навыки осознанного чтения;
- развиваются навыки самоконтроля;
- развивается речь;
- уменьшается количество ошибок при письме;
- облегчается процесс написания изложений и сочинений;
- улучшение учебных показателей.
Подходит для индивидуальных и групповых занятий.
Удобна для распечатывания и использования.
Серия книг «Зашумленные тексты» состоит из трех частей.
Тексты отличаются количеством слов, сложностью и степенью зашумленности.
Желательно проработать по всем трем уровням сложности.
Уровень 1
Количество слов в текстах 25-55. Простая шумовка.
Уровень 2
Количество слов в текстах 35-75. Наклонная шумовка.
Уровень 3
Количество слов в текстах 45-95. Сложная шумовка.
А также:
Заходите в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гатчинская НОШ№ 5»
СБОРНИК
ТЕКСТОВ ДЛЯ ПРОВЕРКИ
ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ
1 КЛАСС
УМК «Школа России»
Богородицк-2017 г.
ВВЕДЕНИЕ.
Умение читать — один из самых важных навыков, способствующих успешному усвоению знаний. На первой ступени обучения технике чтения уделяется довольно много внимания. Это не удивительно, ведь именно в этот период и формируется темп чтения. Особенно тщательно техника чтения отслеживается в 1 классе. В этот период чтение выступает объектом усвоения.
По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов. Но оказалось, что фактором номер один является скорость чтения. Действительно, ребенок, который не умеет хорошо читать, испытывает огромные трудности при выполнении любого вида работ, ему зачастую не интересно на уроках, он не усидчив, он не хочет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука. Это прописная истина для каждого учителя
Как проверить технику чтения?
Техника чтения включает в себя несколько элементов, а именно:
осознанность чтения (понимание ребенком того, о чем прочитал);
скорость чтения (характеризуется количеством слов, прочитанных за определенный промежуток времени);
способ чтения (читает ребенок по слогам или целыми словами);
выразительность чтения (проявляется в использовании пауз, нахождении нужной интонации, верной постановке ударения);
правильность чтения (выражается в том, что ученик избегает, или наоборот, допускает ошибки).
Так, скорость чтения представляет собой лишь отдельную составляющую техники чтения.
Одним из вопросов, интересующих родителей является: зачем проверять технику чтения у детей? Технику чтения в начальных классах нужно проверять более двух раз в год. Делать это следует для того, чтобы следить за
динамикой формирования навыка чтения — такова цель проверки техники чтения.
Как выбрать текст для проверки техники чтения?
Для проверки техники чтения, подбираются специальные тексты, согласно рекомендациям методистов. Текст должен быть незнаком ребенку, но понятен. Предложения должны быть короткими, без каких-либо усложняющих конструкций или знаков.
Лучше, если текст для проверки чтения будет без иллюстраций и диалогов, чтобы дети во время чтения не отвлекались.
Текст должен быть размещен на одной странице.
Перед началом проверки следует настроить ребенка на спокойное чтение, чтобы он не волновался и не переживал. Во время чтения текста, нельзя прерывать ребенка, исправлять ошибки. После завершения чтения, нужно вернуться к тем словам, которые вызвали затруднение или были прочитаны неправильно и попросить ребенка снова их прочитать. В процессе чтения первоклассник должен следить по тексту пальцем, чтобы не потерять строчку.
Для проверки осознанности чтения, необходимо задать несколько вопросов по тексту.
Если ребенок переволновался и во время проверки часто запинается, голос его срывается, то следует перенести проверку техники чтения на другое время и организовать проверку в форме игры.
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ
В 1 классе техника чтения проверяется особенно тщательно.
1полугодие
Чтение должно быть плавным слоговым, осознанным и правильным, с четким проговариванием слогов и слов.
Темп чтения—25-30 слов в минуту.
2полугодие
Ребенок читает целыми словами правильно, осознанно. Слова со сложным слоговым строением прочитываются по слогам.
Темп чтения — 30-40 слов в минуту.
ОЦЕНИВАНИЕ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ ПО НОРМАТИВАМ ФГОС
Оценка |
1 полугодие |
2 полугодие |
«Просто чудо!» |
Более 20 слов |
Более 40 слов |
«Это здорово!» |
16-20 слов |
31-40 слов |
«Замечательно» |
10-15 слов |
25-30 слов |
«Эх, маловато» |
Менее 10 слов |
Менее 25 слов |
КАК ТРЕНИРОВАТЬ ТЕХНИКУ ЧТЕНИЯ
Развивать технику чтения можно с помощью специальных игр.
Вот некоторые из них:
Жужжащее чтение.
Ежедневное чтение на уроке, когда все ученики читают вполголоса в течение 5 минут.
Чтение перед сном.
Многократное чтение текста. Суть такого упражнения заключается в следующем: ученики читают одновременно текст, но каждый в своем темпе. По истечении минуты учитель останавливает ребят, и они примечают слово, до которого дочитали. Далее педагог просит прочитать детям текст орфографически. Затем, повторное прочтение этого же отрывка предполагает чтение орфоэпическое (как говорим). И снова ребята примечают слово, до которого они дочитали и сравнивают с предыдущим результатом.
Чтение наоборот. Такой способ предполагает чтение слов не слева направо, а справа налево. Такое чтение полезно, так как регулярно тренирует ребенка в слиянии букв и чтении слов без напряжения.
Вершки да корешки. Ребятам предлагается прочитать слова, закрывая длинной непрозрачной линейкой верхнюю или нижнюю половину букв.
На доске записано много слов. Ребята должны найти то слово, которое назовет учитель.
Самозамер чтения. В конце урока оставлять несколько минут для того, чтобы произвести самозамер чтения и записать результаты в специальный дневник.
Чтение «вверх ногами». Дети с удовольствием почитают текст в книжке, которую будут держать «вверх ногами».
Техника чтения за 1 четверть
У Макара кролики. Макар кормил кроликов. Кролики ели морковку и капусту. Кролики у Макара милые!
У Марины кот Мурлыка. Марина купила молоко, масло, сметану и сосиски. Мурлыка украл сосиску. Вот так плут!
У Сани санки. Он катает Марину.
У Милы санки. Она катает Иринку. Им весело.
У Лины корова. Корову зовут Симка. Корова ест траву – осоку. У коровы вкусное молоко.
( 60 слов)
Техника чтения за II четверть
Юля и Юра – юные натуралисты. Они любят природу. Юля и Юра наблюдают и ухаживают за животными в живом уголке.
У Юли мама умеет шить. Она сшила Юле юбку, а папе брюки. Мама учит Юлю шить одежду для кукол.
Летом Юра и Юля ездили на юг. Каждое утро они бежали к морю и любовались кораблями. Потом Юля собирала на берегу ракушки, а Юра нашёл морскую звезду.
(65 слов)
Техника чтения за III четверть
Орёл
Орёл свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.
Один раз возле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла камнями.
Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли.
Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.
(66 слов)
Техника чтения за IV четверть
Утята и стрекоза
Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза. Она страшно стрекотала. Утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке.
(65 слов. Е. Житков)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2»
СБОРНИК
ТЕКСТОВ ДЛЯ ПРОВЕРКИ
ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ
1 КЛАСС
УМК «Школа России»
Богородицк—2017 г.
ВВЕДЕНИЕ.
Умение читать — один из самых важных навыков, способствующих
успешному усвоению знаний. На первой ступени обучения технике чтения
уделяется довольно много внимания. Это не удивительно, ведь именно в этот
период и формируется темп чтения. Особенно тщательно техника чтения
отслеживается в 1 классе. В этот период чтение выступает объектом
усвоения.
По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов. Но
оказалось, что фактором номер один является скорость чтения.
Действительно, ребенок, который не умеет хорошо читать, испытывает
огромные трудности при выполнении любого вида работ, ему зачастую не
интересно на уроках, он не усидчив, он не хочет посещать библиотеку,
потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько
удовольствие, сколько мука. Это прописная истина для каждого учителя
Как проверить технику чтения?
Техника чтения включает в себя несколько элементов, а именно:
осознанность чтения (понимание ребенком того, о чем прочитал);
скорость чтения (характеризуется количеством слов, прочитанных за
определенный промежуток времени);
способ чтения (читает ребенок по слогам или целыми словами);
выразительность чтения (проявляется в использовании пауз, нахождении
нужной интонации, верной постановке ударения);
правильность чтения (выражается в том, что ученик избегает, или наоборот,
допускает ошибки).
Так, скорость чтения представляет собой лишь отдельную составляющую
техники чтения.
Одним из вопросов, интересующих родителей является: зачем проверять
технику чтения у детей? Технику чтения в начальных классах нужно
проверять более двух раз в год. Делать это следует для того, чтобы следить за
динамикой формирования навыка чтения — такова цель проверки техники
чтения.
Как выбрать текст для проверки техники чтения?
Для проверки техники чтения, подбираются специальные тексты, согласно
рекомендациям методистов. Текст должен быть незнаком ребенку, но
понятен. Предложения должны быть короткими, без каких—либо
усложняющих конструкций или знаков.
Лучше, если текст для проверки чтения будет без иллюстраций и диалогов,
чтобы дети во время чтения не отвлекались.
Текст должен быть размещен на одной странице.
Перед началом проверки следует настроить ребенка на спокойное чтение,
чтобы он не волновался и не переживал. Во время чтения текста, нельзя
прерывать ребенка, исправлять ошибки. После завершения чтения, нужно
вернуться к тем словам, которые вызвали затруднение или были прочитаны
неправильно и попросить ребенка снова их прочитать. В процессе чтения
первоклассник должен следить по тексту пальцем, чтобы не потерять
строчку.
Для проверки осознанности чтения, необходимо задать несколько вопросов
по тексту.
Если ребенок переволновался и во время проверки часто запинается, голос
его срывается, то следует перенести проверку техники чтения на другое
время и организовать проверку в форме игры.
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ
В 1 классе техника чтения проверяется особенно тщательно.
1полугодие
Чтение должно быть плавным слоговым, осознанным и правильным, с
четким проговариванием слогов и слов.
Темп чтения—25—30 слов в минуту.
2полугодие
Ребенок читает целыми словами правильно, осознанно. Слова со сложным
слоговым строением прочитываются по слогам.
Темп чтения — 30—40 слов в минуту.
ОЦЕНИВАНИЕ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ ПО НОРМАТИВАМ ФГОС
КАК ТРЕНИРОВАТЬ ТЕХНИКУ ЧТЕНИЯ
Развивать технику чтения можно с помощью специальных игр.
Вот некоторые из них:
Жужжащее чтение.
Ежедневное чтение на уроке, когда все ученики читают вполголоса в течение
5 минут.
Чтение перед сном.
Многократное чтение текста. Суть такого упражнения заключается в
следующем: ученики читают одновременно текст, но каждый в своем темпе.
По истечении минуты учитель останавливает ребят, и они примечают слово,
до которого дочитали. Далее педагог просит прочитать детям текст
орфографически. Затем, повторное прочтение этого же отрывка предполагает
чтение орфоэпическое (как говорим). И снова ребята примечают слово, до
которого они дочитали и сравнивают с предыдущим результатом.
Чтение наоборот. Такой способ предполагает чтение слов не слева направо,
а справа налево. Такое чтение полезно, так как регулярно тренирует ребенка
в слиянии букв и чтении слов без напряжения.
Вершки да корешки. Ребятам предлагается прочитать слова, закрывая
длинной непрозрачной линейкой верхнюю или нижнюю половину букв.
На доске записано много слов. Ребята должны найти то слово, которое
назовет учитель.
Самозамер чтения. В конце урока оставлять несколько минут для того,
чтобы произвести самозамер чтения и записать результаты в специальный
дневник.
Чтение «вверх ногами». Дети с удовольствием почитают текст в книжке,
которую будут держать «вверх ногами».
Техника чтения за 1 четверть
У Макара кролики. Макар кормил
кроликов. Кролики ели морковку и
капусту. Кролики у Макара милые!
У Марины кот Мурлыка. Марина купила
молоко, масло, сметану и сосиски.
Мурлыка украл сосиску. Вот так плут!
У Сани санки. Он катает Марину.
У Милы санки. Она катает Иринку. Им
весело.
У Лины корова. Корову зовут Симка.
Корова ест траву – осоку. У коровы
вкусное молоко.
( 60 слов)
Техника чтения за II четверть
Юля и Юра – юные натуралисты. Они любят
природу. Юля и Юра наблюдают и
ухаживают за животными в живом уголке.
У Юли мама умеет шить. Она сшила Юле
юбку, а папе брюки. Мама учит Юлю шить
одежду для кукол.
Летом Юра и Юля ездили на юг. Каждое
утро они бежали к морю и любовались
кораблями. Потом Юля собирала на берегу
ракушки, а Юра нашёл морскую звезду.
(65 слов)
Техника чтения за III четверть
Орёл
Орёл свил себе гнездо на большой дороге,
вдали от моря, и вывел детей.
Один раз возле дерева работал народ, а орёл
подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях.
Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали
кричать и бросать в орла камнями.
Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и
ушли.
Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли
свои головы и стали пищать: они просили
корма.
(66 слов)
Техника чтения за IV четверть
Утята и стрекоза
Каждое утро хозяйка выносила утятам полную
тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку
возле куста, а сама уходила. Как только утята
подбегали к тарелке, из сада вылетала большая
стрекоза. Она страшно стрекотала. Утята убегали
и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза
их всех перекусает. А злая стрекоза садилась на
тарелку, пробовала еду и потом улетала. После
этого утята уже целый день не подходили к
тарелке.
(65 слов. Е. Житков)
1 класс.
Тексты для проверки техники чтения.
I ч. – 10-15 слов
II ч. – 15-20 слов
III ч. – 20-25 слов
IV ч. – 25-30 слов
Сентябрь.
Д. Тихомиров.
Кот.
У ко-ти-ка у-сы.
По-па-ла ко-ту мыш-ка и про-па-ла.
(8 слов)
___________________________________________________
Л. Толстой.
* * *
Жили мыши на поле подле пруда.
Пришла весна. Мыши пошли на гору.
На горе жила лиса.
Лиса была рада, что пришли мыши.
(22 слова)
___________________________________________________
Л. Толстой.
* * *
Была зима, но было тепло. Было много снегу. Дети были на пруду. Взяли снегу, клали куклу. Руки зябли. Зато кукла вышла славно. Во рту куклы была трубочка. Глаза куклы были угли.
(31 слово)
1 класс
Текст для проверки техники чтения.
Октябрь.
Н. Носов.
Ступеньки.
Однажды Петя возвращался с детского сада. В этот день он научился
считать до десяти.
Дошел он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот.
— А я уже считать умею! – похвастался Петя. – В детском саду научился. Вот смотри, как я сейчас все ступеньки на лестнице сосчитаю.
Стали они подниматься по лестнице, я Петя громко ступеньки считает:
— Одна, две, три, четыре, пять…
(64 слова)
___________________________________________________
Текст для проверки техники чтения
за I четверть.
Количество слов в мин. 10-15 слов.
Л. Толстой
Умная галка.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что воды стала выше и можно было пить.
(40 слов)
1 класс
Тексты для проверки техники чтения.
Ноябрь.
Л. Толстой.
* * *
Тётя дала Варе мёда.
Варя сама ела мало мёда, а дала мёд Мише, Васе и Кате, и они были рады.
(20 слов)
________________________________________________
К. Ушинский.
Мышки.
Собрались мышки у своей норки – старые и малые. Глазки у них чёрненькие, лапки у них маленькие, остренькие зубки, серенькие шубки, ушки кверху торчат, хвостища по земле волочатся.
…Ох, берегитесь, мышки! Ваш приятель Вася недалеко. Он вас очень любит, лапкой приголубит, хвостики вам помнёт, шубочки вам порвёт.
(46 слов)
1 класс
Текст для проверки техники чтения.
Декабрь.
С. Редозубов и др.
Зимой.
Была зима. Стоял лютый мороз. Люба и Люся бежали домой. Видит Люба: на дворе дети Андрюша и Нюра. Они сделали кормушку и повесили её на дерево. Андрюша насыпал в кормушку зёрен.
Сюда прилетели синицы и снегири. Птички клюют зёрна и крошки.
(41 слово)
___________________________________________________
Текст для проверки техники чтения
за II четверть.
Количество слов в мин. 15-20 слов
Л. Толстой
Косточка.
(Быль)
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они ещё лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».
Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточка, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».
Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».
И все засмеялись, а Ваня заплакал. (151 слово)
1 класс
Тексты для проверки техники чтения.
Январь.
С. Редозубов и др.
Костя.
Ехал Костя в трамвае. Видит он: в дверь трамвая вошла старушка. Костя встал со своего места и сказал:
— Садитесь. Я постою.
— Спасибо, родной, — сказала ему старушка.
(25 слов)
___________________________________________________
Снег идет.
А снег всё шёл и шёл. Снежинки всё кружились и падали. После обеда Таня вышла гулять и не узнала свою деревню. Стала она вся белая – и крыши белые, и дорога белая, и огород белый, и лужок белый..
(37 слов)
___________________________________________________
Н. Носов.
Живая шляпа.
Шляпа лежала на комоде, котёнок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то упало на пол. Они о-бер-ну-лись и увидели на полу возле комода шляпу.
Вадик подошёл поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:
— Шляпа живая!
(45 слов)
1 класс
Тексты для проверки техники чтения.
Февраль.
С. Редозубов и др
Трудная задача.
Светлана решала задачу, но задача не выходила.
— Давай я решу тебе задачу, — сказал брат.
— Нет, я сама решу, — ответила Светлана и продолжала решать.
— Дай я тебе помогу, — сказала мама.
— Нет, я сама справлюсь!
Девочка думала, считала, писала, — и задача у неё вышла.
(42 слова)
___________________________________________________
Н. Сладков.
Кто как спит.
— Ты, Заяц, как спишь?
— Как положено – лёжа.
— А ты, Тетёрка, как?
— А я сидя.
— А ты, Цапля?
— А я стоя.
— Выходит, друзья, что я, Летучая мышь, ловчее всех вас сплю, удобнее всех отдыхаю!
— А как же ты, Летучая мышь спишь – отдыхаешь?
— Да вниз головой…
(44 слова)
1 класс
Текст для проверки техники чтения.
Март.
Е. Чарушин.
Медведица и медвежата.
А ну-ка, лезь на пенёк, сорви ягодки! Не свались, не ушибись!
Хоть мы, медведи, косолапы, а ловкачи. Мы так бегать умеем — лошадь догоним.
На деревья лазим, в воду ныряем.
Тяжёлые пни выворачиваем, жирных жуков ищем.
Мы мёд и траву едим, корешки и ягоды.
А личинка попадёт – и ей рады.
(49 слов)
________________________________________________
Текст для проверки техники чтения
за III четверть.
Количество слов в минуту 20-25
Л. Толстой.
Волк и белка.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть.
Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете». Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя». Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».
(100 слов)
1 класс
Тексты для проверки техники чтения.
Апрель.
Л. Толстой.
* * *
Ехали два мужика, один в город, а другой из города. Они задели санями друг за друга. Один кричит: «Дай дорогу, мне скорей в город надо!» А другой кричит: «Ты дай дорогу, мне скорей домой надо!» Они долго кричали. Третий мужик видел и сказал: «Кому скорей надо, тот осади назад».
(49 слов)
Л. Толстой.
* * *
Овцы ходили под лесом, два ягнёнка отошли от стада. Старая овца сказала: «Не шалите, ягнята, недолго до беды». А волк стоял за кустом и сказал: «Неправда, ягнята, овца стара, у ней ноги не ходят, так ей завидно. Бегайте одни по всему полю». Ягнята так и сделали: отошли от стада, а волк поймал их и съел.
(55 слов).
1 класс
Текст для проверки техники чтения
за IV четверть.
Количество слов в минуту 25-30
Л. Толстой
Котёнок.
Были брат и сестра – Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала: «Нашёл? Нашёл?» Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей: «Нашел? Наша кошка… у неё котята; какие чудесные; иди сюда скорее».
Катя побежала домой, достала молоко и принесла кошке.
Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.
Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.
(170 слов).
Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2»
СБОРНИК
ТЕКСТОВ
ДЛЯ ПРОВЕРКИ
ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ
1 КЛАСС
УМК «Школа России»
Богородицк-2017 г.
ВВЕДЕНИЕ.
Умение читать — один из самых важных навыков, способствующих
успешному усвоению знаний. На первой ступени обучения технике чтения уделяется
довольно много внимания. Это не удивительно, ведь именно в этот период и
формируется темп чтения. Особенно тщательно техника чтения отслеживается в 1
классе. В этот период чтение выступает объектом усвоения.
По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов.
Но оказалось, что фактором номер один является скорость чтения. Действительно,
ребенок, который не умеет хорошо читать, испытывает огромные трудности при
выполнении любого вида работ, ему зачастую не интересно на уроках, он не
усидчив, он не хочет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой
технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука. Это прописная
истина для каждого учителя
Как проверить технику чтения?
Техника чтения включает в себя несколько элементов, а именно:
осознанность чтения (понимание ребенком того, о чем прочитал);
скорость чтения (характеризуется количеством слов, прочитанных
за определенный промежуток времени);
способ чтения (читает ребенок по слогам или целыми словами);
выразительность чтения (проявляется в использовании пауз,
нахождении нужной интонации, верной постановке ударения);
правильность чтения (выражается в том, что ученик избегает, или
наоборот, допускает ошибки).
Так, скорость чтения представляет собой лишь отдельную
составляющую техники чтения.
Одним из
вопросов, интересующих родителей является: зачем проверять технику чтения у
детей? Технику чтения в начальных классах нужно проверять более двух раз в год.
Делать это следует для того, чтобы следить за
динамикой
формирования навыка чтения — такова цель проверки техники чтения.
Как выбрать текст для проверки техники чтения?
Для проверки техники чтения, подбираются специальные тексты,
согласно рекомендациям методистов. Текст должен быть незнаком ребенку, но
понятен. Предложения должны быть короткими, без каких-либо усложняющих
конструкций или знаков.
Лучше, если текст для проверки чтения будет без иллюстраций и
диалогов, чтобы дети во время чтения не отвлекались.
Текст должен быть размещен на одной странице.
Перед началом проверки следует настроить ребенка на спокойное
чтение, чтобы он не волновался и не переживал. Во время чтения текста, нельзя
прерывать ребенка, исправлять ошибки. После завершения чтения, нужно вернуться
к тем словам, которые вызвали затруднение или были прочитаны неправильно и
попросить ребенка снова их прочитать. В процессе чтения первоклассник должен
следить по тексту пальцем, чтобы не потерять строчку.
Для проверки осознанности чтения, необходимо задать несколько
вопросов по тексту.
Если ребенок переволновался и во время проверки часто
запинается, голос его срывается, то следует перенести проверку техники чтения
на другое время и организовать проверку в форме игры.
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ
В 1 классе техника чтения проверяется особенно тщательно.
1полугодие
Чтение должно быть плавным слоговым, осознанным и правильным, с четким
проговариванием слогов и слов.
Темп чтения—25-30 слов в минуту.
2полугодие
Ребенок читает целыми словами правильно, осознанно. Слова со сложным слоговым
строением прочитываются по слогам.
Темп чтения — 30-40 слов в минуту.
ОЦЕНИВАНИЕ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ
ПО НОРМАТИВАМ ФГОС
Оценка |
1 полугодие |
2 полугодие |
«Просто чудо!» |
Более 20 слов |
Более 40 слов |
«Это здорово!» |
16-20 слов |
31-40 слов |
«Замечательно» |
10-15 слов |
25-30 слов |
«Эх, маловато» |
Менее 10 слов |
Менее 25 слов |
КАК ТРЕНИРОВАТЬ ТЕХНИКУ ЧТЕНИЯ
Развивать технику
чтения можно с помощью специальных игр.
Вот некоторые из
них:
Жужжащее чтение.
Ежедневное чтение
на уроке, когда все ученики читают вполголоса в течение 5 минут.
Чтение перед сном.
Многократное
чтение текста. Суть такого упражнения заключается в
следующем: ученики читают одновременно текст, но каждый в своем темпе. По
истечении минуты учитель останавливает ребят, и они примечают слово, до
которого дочитали. Далее педагог просит прочитать детям текст орфографически.
Затем, повторное прочтение этого же отрывка предполагает чтение орфоэпическое
(как говорим). И снова ребята примечают слово, до которого они дочитали и
сравнивают с предыдущим результатом.
Чтение
наоборот. Такой способ предполагает чтение слов не слева
направо, а справа налево. Такое чтение полезно, так как регулярно тренирует
ребенка в слиянии букв и чтении слов без напряжения.
Вершки
да корешки. Ребятам предлагается прочитать слова,
закрывая длинной непрозрачной линейкой верхнюю или нижнюю половину букв.
На
доске записано много слов. Ребята должны найти то слово, которое назовет
учитель.
Самозамер
чтения. В конце урока оставлять несколько минут для того,
чтобы произвести самозамер чтения и записать результаты в специальный дневник.
Чтение
«вверх ногами». Дети с удовольствием почитают текст в
книжке, которую будут держать «вверх ногами».
Техника чтения за 1 четверть
У
Макара кролики. Макар кормил кроликов. Кролики ели морковку и капусту. Кролики
у Макара милые!
У
Марины кот Мурлыка. Марина купила молоко, масло, сметану и сосиски. Мурлыка
украл сосиску. Вот так плут!
У
Сани санки. Он катает Марину.
У
Милы санки. Она катает Иринку. Им весело.
У
Лины корова. Корову зовут Симка. Корова ест траву – осоку. У коровы вкусное
молоко.
( 60 слов)
Техника чтения за II четверть
Юля
и Юра – юные натуралисты. Они любят природу. Юля и Юра наблюдают и ухаживают за
животными в живом уголке.
У
Юли мама умеет шить. Она сшила Юле юбку, а папе брюки. Мама учит Юлю шить
одежду для кукол.
Летом
Юра и Юля ездили на юг. Каждое утро они бежали к морю и любовались кораблями.
Потом Юля собирала на берегу ракушки, а Юра нашёл морскую звезду.
(65 слов)
Техника
чтения за III
четверть
Орёл
Орёл свил себе гнездо на большой дороге,
вдали от моря, и вывел детей.
Один
раз возле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в
когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла
камнями.
Орёл
выронил рыбу, а люди подняли её и ушли.
Орёл
сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили
корма.
(66 слов)
Техника
чтения за IV четверть
Утята и стрекоза
Каждое
утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку
возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада
вылетала большая стрекоза. Она страшно стрекотала. Утята убегали и прятались в
траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. А злая стрекоза садилась
на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не
подходили к тарелке.
(65
слов. Е. Житков)