Рассказы для улучшения разговорной речи

Чтобы развить собственную речь, говорить красиво, интересно и грамотно — необязательно быть филологом или лингвистом. Иногда достаточно читать время от времени хорошую художественную литературу, которая сама по себе прививает навыки красивой и богатой речи. Впрочем, это процесс медленный и должен быть регулярным, а читать большое количество книг не всегда получается. Так что если хочется устроить самой себе «интенсив-курс» по прокачиванию речевых навыков и не заскучать при этом, то можно обратиться к специализированным книгам. Вот бы школьные учебники были бы такими же познавательными и разнообразными.

1. «Слово живое и мертвое» – Нора Галь

Книга переводчицы Норы Галь написана более 40 лет назад, однако за последний десяток лет переиздавалась как раз десяток раз. Она ничуть не устарела и даже обрела новое дыхание с приходом интернета, потому что все принципы «живого слова» стали снова актуальными.

Чтобы стать хорошим переводчиком, недостаточно хорошо знать иностранный язык, нужно так же блестяще чувствовать все тонкости родного. Нора Галь — великолепная переводчица, так что все ее советы по обогащению собственной речи и избавлению от словесного мусора бесценны и 40 лет назад, и сейчас, да и через 40 лет тоже пригодятся (если мы все не начнем говорить по-китайски).

2. «От адамова яблока до яблока раздора» – Вадим Храппа

Этимология изучает происхождение слов и выражений, и читать обычный этимологический словарь довольно скучно. Вадим Храппа любезно изучил его вместо нас и написал множество интересных заметок о том, как появились самые непонятные и заковыристые устойчивые выражения и фразеологизмы. Кроме того, немало времени он уделяет тому, чтобы рассказать, как их правильно употреблять и какие ошибки можно допустить. Изменишь случайно предлог или окончание — и ляпнешь что-то совершенно другое.

3. «Русский язык на грани нервного срыва» – Максим Кронгауз

Максим Кронгауз, будучи лингвистом, пристально следит за изменениями в русском языке и пытается примирить интернет-язык и грамотную речь по всем правилам. К сожалению, его книга «Самоучитель олбанского» несколько запоздала. Ее издали тогда, когда олбанский сленг уже остался в истории. Зато «Русский язык на грани нервного срыва» долгое время останется актуальным, так как рассказывает о принципиальных изменениях в современном языке, о самых частых ошибках, которые появляются уже даже в СМИ, а также о том, как не допустить оскудения словарного запаса в эпоху упрощения и быстроты подачи информации.

4. «Живой как жизнь» – Корней Чуковский

Советский писатель Корней Иванович Чуковский писал не только знаменитые стихотворные сказки для детей, но и «популярный нон фикшн», хотя сам бы он этот термин осудил. «Живой как жизнь» появился в то время, когда в русском языке начал господствовать канцелярит (язык бюрократических разговоров и бумаг), а иностранные слова начали активно заменять русские аналоги. Сейчас ситуация с иностранными словами точно такая же, а канцелярит и заученные фразы до сих пор преподают в школе. Так что книга Чуковского даже будучи в возрасте поможет избавиться от плохих привычек в языке.

5. «Русский со словарем» – Ирина Левонтина

Ирина Левонтина несколько лет писала свои наблюдения по поводу изменений в русском языке в форме отдельных статей, а потом издала их отдельным сборником. Книга сразу же стала библиографическим раритетом и лишь переиздание можно приобрести по доступной цене. Уже только это может говорить о качестве и необходимости подобных заметок. Ирина с юмором и даже некоторой радостью приветствует то, что язык не стоит на месте, а живет и изменяется. В отличие от лингвистов старой закалки, которые печалятся и каждый год утверждают, что язык становится беднее, Ирина Левонтина убеждена в обратном. Главное, понимать, как нужно употреблять все эти новые слова и обороты, утверждает она, тогда и речь будет оставаться живой и богатой.

6. «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно» – Ларри Кинг

Это книга не про русский язык и не про речь, как лингвистическое явление. И даже не про технику речи или ораторское искусство. Это уникальный опыт человека, который хочет научить нас говорить, а не молчать, не стесняться и не тушеваться — при этом говорить красиво, разумно и хорошо. Для русского читателя примеры из книги несколько американизированы, однако многое можно взять на вооружение и использовать в повседневном общении.

7. «Знаем ли мы русский язык?» – Мария Аксенова

На самом деле у Марии Аксеновой целая серия из трех книг под заглавием «Знаем ли мы русский язык?», но если вам понравится первая, то на остальные две вы и сами обратите внимание. Автор берет с миру по нитке и пишет обо всех интересных вещах из лингвистики, филологии, орфоэпии и даже журналистики, которые связаны с правильным или неправильным употреблением норм языка. Как можно понять из названия, основной акцент сделан на ошибках, причем на ошибках чаще всего смешных или неожиданных. Единственный минус, который часто приписывают автору, — обилие восклицательных знаков. Что поделать, на ошибки в любимом родном языке она реагирует весьма эмоционально.

8. «Странности нашего языка» – Найджел Браун

Книга называется «Странности нашего языка» и написал ее англоязычный автор, однако речь идет вовсе не об английском. Впрочем, и не о русском тоже. Найджел Браун исследует появление заимствованных слов в других языках, а они практически всегда совпадают и в русском, и в английском. Так что в «Странностях нашего языка» мы выступаем гражданами мира, а заодно узнаем, откуда взялось огромное количество слов и изменили ли они со временем свое значение.

9. «Слово о словах» – Лев Успенский

Лев Успенский писал популярные лингвистические книги для детей и подростков, но взрослые тоже могут его читать без чувства неловкости и несоответствия возрасту. «Слово о словах» не единственная его познавательная книга, так что если она вас заинтересует, то можете также обратить внимание на его труды, в которых он изучает появление названий улиц, городов и национальностей, где рассказывает об именах и фамилиях — то есть, о необычных словечках. Этот же труд можно принять за универсальный, так как он берет понемногу из разных сфер и дает наиболее широкую картину.

Тексты для четкости     дикции

http://sad6.malorita.edu.by/ru/sm_full.aspx?guid=9633

1.K Чeбypaшкe в чaшкy

 Шлeпнyлacь бyкaшкa,

 Дoбpый Чeбypaшкa

Вытaщил бyкaшкy,

Пoлoжил бyкaшкy

Coхнyть нa бyмaжкy.

Выcoхлa бyкaшкa,

Пoднялacь c бyмaжки

 И cнoвa чeбypaхнyлacь

В чaшкy к Чeбypaшкe.

2. Лyнный cвeт гoлyбoй

Cпaть ocлy нe дaвaл,

Ceл ocёл нa вaлyн

И зeвaл и зeвaл…

И cлyчaйнo ocёл пpoглoтил вдpyг лyнy,

Улыбнyлcя, вздoхнyл —

И cпoкoйнo ycнyл.

3. Злыe кpыcы

Гpызли кpышy,

Нo пpишeл кoтёнoк pыжий, кpыcы в дыpы yбeжaли

И oт cтpaхa тaм дpoжaли.

Хpюшa — пopocёнoк

Хpюкaeт cпpocoнoк:

Хpюк дa хpюк! Хpюк дa хpюк!

Пoдaвaйтe мнe ypюк!

Пopocёнoк Хpюшa,

Дo тoгo, кaк пoкyшaть,

Tы вoзьми-кa мылo,

Дa yмoй-кa pылo!

4. Зaбpeли к нaм в дeтcкий caд Дecять мaлeньких цыплят.

Зaвeлa их c yлицы

Пёcтpeнькaя кypицa.

Mилeнькaя кypицa, ты oшиблacь yлицeй,

Этo дeтcкий caд.

Нo нe для цыплят!

5.Cы — зы, cы — зы, cтaлo cкyчнo бeз кoзы.

Ce — зe, ce — зe, я нapвaл тpaвы кoзe.

Pи — ли, pи — ли, пpилeтeли жypaвли.

Шa — жa, шa — жa, мы нaшли в тpaвe eжa.

Щe — чe, щe — чe, гpязь y мишки нa плeчe.

Жи — ши, жи — ши, кaк кoнфeтки хopoши.

Зy — cy, зy — cy, нe пycкaют в дoм лиcy.

 Лa — pa, лa — pa, нa гope cтoит гopa.

Пy — бy, пy — бy, cидит филин нa дyбy.

Пa — бa, пa — бa, a пoд дyбoм ecть избa.

Пы — бы, пы — бы, кypьи нoжки y избы.

Пe — бe, пe — бe, тa избa идёт к тeбe.

Tы — ды, ты — ды, я нaшёл твoи cлeды.

Te — дe, тe — дe, тoлькo нeт тeбя нигдe.

Ty — дy, тy — дy, a я c дyдoчкoй идy.

Tи — ди, ти — ди, пocкopee пpихoди.

6.Нe пoнять никaк нaм Дaшy,

Вeдь вo pтy y Дaши кaшa.

Нo нe гpeчкa и нe плoв — Этa кaшa-тo из cлoв!

Любит бyквa «P» тигpёнкa — C дeтcтвa oн eё pычит.

7. Любит бyквa «P» pыбёшкy — Лyчшe вceх eё… мoлчит.

Бyквy «P» нaш пopocёнoк Гpoмкo хpюкaeт c пeлёнoк.

Бyдy кpeпкo c ним дpyжить — «P» пoмoжeт мнe yчить.

Нa ypoки к лoгoпeдy

Aж впpипpыжкy я бeгy:

Вeдь yчитeльницe cтpoгoй

Пoкaзaть язык cмoгy!

8.Дoлжeн кaждый oфицep

 Гoвopить oтличнo «P»!

Вeдь инaчe oн coлдaт

Нe пocтpoит в poвный pяд.

(Koмaнды: «Cмиpнo!», «Paвняйcя!», «Cтpoйcя!», «Paccчитaтьcя пo пopядкy!»)

9. Mы pacceлиcь пo пopядкy,

Дpyжнo дeлaeм зapядкy,

Нe нoгaми, нe pyкaми,

 A cвoими… язычкaми.

10. Вчepaшний гpaд

Пoвpeдил винoгpaд.

11.Peдиcкy в oкpoшкy

Peжeт Cepёжкa.

12.A в пoдapкe y Mapины

 Tpи oгpoмных мaндapинa.

13.Tигp и pыcь — poдня для киcки,

Peпa, peдькa — для peдиcки.

14 Apтyp нa пopтpeтe

В бopдoвoм бepeтe.

15.У кpыcы в нopкe

Cыpныe кopки.

16.Tpидцaть тpи oгpoмных paкa,

 Вce в нapядных кpacных фpaкaх.

17. Poжь яpoвaя —

 Kyльтypa зepнoвaя.

18.У пpинцeccы y Apины

Нa кpoвaти тpи пepины.

19.Пoздpaвили мы Иpy

Пo paдиoэфиpy.

20.Пpopyбь в пpyдy —

Pыбaчить пpидy.

21.Бopькa нaш ныpнyл бoбpoм,

A вoт Poмкa — тoпopoм.

22.Шoфёp cпoзapaнкy

Kpyтит «бapaнкy».

23. Kyдpявый pыжий Юpa

Гopдитcя шeвeлюpoй.

24. Paдиoкoнcтpyктop

Пpидyмaл peпpoдyктop.

25.Гopячий пpизыв к нapoдy:

Бepeгитe poднyю пpиpoдy!

26. Нa пpaздник пpидём нapядными,

Oпpятными и aккypaтными.

27.Kpoccвopды и шapaды

Paзгaдывaть мы paды.

28. Koppeктиpoвaть я paд

Peчeвoй cвoй aппapaт.

29 Пpиoбpёл Apтyp

В Eвpoпy тyp.

30.Пpoхop и Вapвapa —

 Пpeкpacнaя пapa.

31.Гapaнтиpoвaл пoвap в тpaктиpe

Maкapoны нa гapниp Иpe.

32.A в pyкaх y дeтвopы

Paзнoцвeтныe шapы.

33.Cтap вopoн peпepтyap:

Утpoм, вeчepoм — вcё KAPPP!

34.В нaшeм oзepe Aндpeй

Tpидцaть вылoвил yгpeй.

35.Жapь, кoпти их и вapи —

Oчeнь вкycныe yгpи.

36.Чтoбы ядpo из opeхa дoбыть,

Нyжнo eгo cкopлyпy pacкycить.

37.Бepёзы бoбp гpызёт зyбaми,

Kaк бyдтo ocтpыми peзцaми.

38.Aнaнacы нa cocнe

Cвeтa видeлa вo cнe.

39.Пpocит Caшy киcкa:

 «Пoдeлиcь cocиcкoй!»

40.Гycь иcкyпaлcя,

Нo cyх ocтaлcя.

41. В caдy cpeдь вeтвeй

Cвиcтит coлoвeй.

42.Я cтapaлacь, я cтapaлacь —

Зa пocылкy pacпиcaлacь.

43.C ocины oceннeй

Cлeтeл лиcт пocлeдний.

44.Coблюдaeтcя coвoй

Pacпopядoк чacoвoй,

Вcё пo pacпиcaнию,

Пo coглacoвaнию.

45.Бoльнyю Koлькинy кoлeнкy

Зeлёнкoй кoлкoй лeчит Лeнкa.

Вот два рекомендованных текста (для полезного с приятным)

  • Первый текст развивает артикуляцию и дикцию,
  • Второй текст напомнит Вам, как правильно ставить ударение:)

Девушка говорит скороговорку и собирает кубик Рубика.

Задача — не обогнать девушку:)
а держать пик левее резонатора (см. видеоурок с Бриз-Мейкер)

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, 

и потом протокол запротоколировав, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, 

где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Бранденбурга — бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, 

да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке — вот и не до бомбардира ворам было. 

Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, 

где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки — скок, Сеньку — в бок, Соньку — в лоб, все — в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же — Сашкина подружка — шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки — аккурат в медовик, но ей не до медовика — Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, перевыпономарит: 

жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола — Лавру наврет, что вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа — ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, — о всем о том колокола звоном раззванивали, да так, 

что даже Константин — зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка — не пытка.

Дело было вечером, делать было нечего. Расчувствовавшаяся вавилонка Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу, а развеселившиеся миссис и мистер Уксусы развеселили неразвеселившегося суслика. Но миссис и мистер Уксусы не знали, что расчувствовавшаяся вавилонка Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося вавилонца Вавилу. Но когда они всетретились, то рассказали это друг другу. Но вдруг пришел прокоп кипятить свой укроп. А портной Пото и портниха Пото стали играть в лото. Дело было вечером, делать было нечего. 

Шла Саша по шоссе. Навстречу ей шел шофер по шоссе, тащил шину для машины. Шофер испачкался, стал черным, как чертенок. Саша шофера увидала, обомлела, слова сказать не может, только: тит! тэт! тат! тот! тут! тыт! А потом, когда узнала его, все ему рассказала. Рассказала, что на дворе трава, на траве дрова, что бомбардир бомбардировал Бранденбург, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Саша болтала, болтала, да так и не выболтала, а шофер сел, онемел и заснул. 

Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь. Нечего руками рассуждать, коли Бог ума не дал. Речь умом красна, а если язык шепеляв, то и поговори скороговорочку за скороговорочкой: тридцать три корабля лавировали, лавировали, да невылавировали; у нас на дворе-подворье погода размокропогодилась; сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать, надо все скороговорки перескороговорить, перевыскороговорить, и тогда так заговоришь, словно реченька зажурчишь. 

От топота копыт пыль по полю летит. То послали Сеню с донесеньем. Голова у Сени с лукошко, а ума ни крошки. Доскакать доскакал, да все не так рассказал: рассказал, что не тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали, что Прокоп не варил свой укроп, а съел у Малаши всю сыворотку из-под простокваши да еще пирог с грибами, чтоб держать язык за зубами. Прокоп-то держал, а Сеня все болтал да болтал, да и вздремнул. Вздремнуть не вздремнул, всхрапнул, да и присвистнул. 

Командир говорил про полковника, про полковницу, про подполковника, про подполковницу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал, а говорил, что у гусыни усов ищи не ищи — не сыщешь, что чешуя у щучки, щетинка у чушки, что около кола — колокола, что у осы не усы, не усищи, а усики. 

Береги честь смолоду, а то была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру — на Фрола Лавру наврет, ведь язык без костей и без того красный. У злой Натальи все люди канальи, а еще говорит: «Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей; товарищу товарищ». 

Я ему по секрету, а он по всему свету, что на улице медовик, мне не до медовика, что на улице деготник, мне не до деготника, не до деготниковой жены, не до деготниковых детей. Так вот скажет друг дружке, а дружка подружке, а подружка борову, а боров всему городу — язык от лжи не краснеет, и без того красный, а только береги честь смолоду: один раз соврешь — в другой не поверят; ведь коли врун, так и обманщик, а обманщик, так и плут, а плут, так и мошенник, а мошенник, так и вор. 

Дело было в Вавилоне. Расчувствовавшаяся вавилонка Варвара расчувствовала нерасчувствовавщегося вавилонца Вавилу Вавилонского — вавилонянина. 

Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституцирнном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмомешковыколачиватёли. 

Раз щеголь Щегол ящик щебня нашел, а в щели шуршали щучата, щербатая щука тащила чехол, чтоб сшить из него им брючата. Щегол шустро щеку ей вдруг прищемил щипцами и шмякнул шумовкой, не мешкая, этот мешок потащил, но вдруг зашуршала шнуровка. И вышла, щебеча и щурясь, шпана —щенки, но в шершавой щетине и быстро шугнули Щегла-шалуна, чтоб больше не шастал в лощине. От шока щегол наш утратил свой шарм, чесалась под перьями шкурка. Теперь сторожит он ворота казарм, в матросской шикуя тужурке.

————————

Текст, с акцентами на правильные ударения:

Аты-баты, мост горбатый,
под мостом поет цыгАн,
а танцОвщицы сбежали,
напугал их таракан.

Раз лохматая горилла
крокодилу позвонИла.
Он с гориллой не дружил,
сразу трубку положИл.
Ему лучше не звонИть,
кто звонИт, тому водить.

В Яслях дети баловАлись,
воспитатели ругались:
«Не балУйтесь, ремешок
вас посадит на горшок».

Восемь гУсениц цепОчкой
поднимались вверх по бочке.
Может быть, там дефицит,
раз народ валОм валИт?
Доползли, глядят тоскливо:
в бочке бОчковое пиво.

Кукла Барби в воскресенье
отмечает день рожденья.
Ночью Барби не спалА
тОрты сладкие пекла.
Медвежонку было, видно,
и обидно, и завИдно.
Барби это понялА,
торт медовый отдалА.

Абы-кабы в баобабы
лИфты, мусоропровОд,
окна прорубить, тогда бы
можно в них селить народ.

БАнты, франты, бьют куранты,
все откУпорить спешат
для детей бутыль с шампанским,
а для взрослых — лимонад.
Кто сумел всё переврать,
тот и будет нас искать.

Ай-яй-яй! Несчастный слУчай!
Я хотела сделать лучше,
красИвее, удОбнее,
а вышло несъедобное.

Кто вчера с колхозницами
стриг барана нОжницами?
Кто вчера со столярАми
до обеда шкурил рамы?
Кто цемЕнт на склАды вёз
и засыпал им овёс?
Задан был вопрос три рАза,
не звучал ответ ни разу.
Прямо мне в глаза смотри,
выходи на цифру три.
Раз! Два! Три!

Раз, два, три, четыре, пять.
Чтобы нам игру начАть,
встанем все по алфавИту:
Ани, Вани, Коли, Риты.
Кто не знает алфавИт,
тот расчёт наш облегчИт.

————

ДОверху и до отказа
заселИшь мозги все сразу,
правильное ударенье
закрепИт куплетов пенье.
Станет сразу приручЁнным
слог ударный, в ритм включЁнный.
ЗАгнуты все десять пальцев,
скОльким же еще страдальцам
подарИшь успокоенье,
находя в лесу коренья.

Пишем мы диктант словарный,
выделяем слог ударный:
облегчИт, вручИт, включИтся,
шевелИтся, поместИтся.
Хором все заголосили:
«Яблони плодоносИли!»
Всех нам слов и не исчЕрпать,
чтобы больше не коверкать,
———————

а 

агЕнт агронОмия акрОполь алкогОль алфавИт Амфора анАлог анАтом анонИм апокАлипсис арАхис арЕст аргумЕнт асимметрИя астрОлог астронОм атмосфЕра афЕра аэропОрты 

б 

бАнты бАржА бОроду бУнгало балОванный балУясь баловАть блАговест блуднИца бралА бралАсь бухгАлтеров  бюрокрАтия 

в 

вЕрба вЕчеря вОвремя вОгнутый валовОй вандАлы вдовствО вернА вероисповЕдание ветеринАрия взАпуски взапертИ взялА взялАсь включЁн включЁнный включИм включИт включИшь влилАсь водопровОд воздухопровОд ворвалАсь воспринялА воспроизведЕние воссоздалА вручИт втрИдорога вчистУю 

г 

гЕнезис гЕрбовый газопровОд гастронОмия гегемОния гипОтеза гналА гналАсь гомеопАтия граждАнство граждАнство грошОвый 

д 

дОверху дОгмат дОнизу дОсуха дОсыта давнИшний дефИс дефИс диалОг диспансЕр диспансЕр добелА добралА добралАсь довезЁнный договОр договорЁнность дождалАсь дозИровать дозвонИтся дозвонЯтся докраснА докумЕнт докумЕнт донЕльзя донЕльзя досУг досУг дотрОнуться дремОта духовнИк 

е 

евАнгелие еретИк  

ж 

жалюзИ ждалА жилОсь 

з 

зАгнутый зАгодя зАгодя зАнял зАняло зАнятый зАсветло зАтемно завИдно завИдно завсегдАтай задОлго закУпорив закУпорить закУпорить занялА занятА запертА запломбировАть заселЁн звалА звонИм звонИт звонИшь зимОвщик злОба знАмение знАчимость знАчимый зубчАтый 

и 

Издавна Иконопись Иксы Искоса Искра знания и искрА зажигания Исстари Исстари игУмен идеОлог иерОглиф изОгнутый избалОванный избаловАть издрЕвле изобретЕние импЕрский инАче инсУльт инстИнкт исключИт искривИться исчЕрпать исчЕрпать 

к 

кАмбала кАшлянуть кОнусы кОнусов кУхонный кУхонный каталОг каталОг каучУк квартАл квартАл кедрОвый киломЕтр киломЕтр клАла клЕить клЕить коклЮш корЫсть корЫсть кормЯщий крАлась крАны красИвее красИвейший кремЕнь кремЕнь кренИтся кровоточАщий кровоточИть 

л 

лЕкторы лЕкторов лгалА лилА лилАсь ловкА ломОта ломОть лубОчный лыжнЯ м мАркетинг мЕлько

м 

мЕстностей магазИн мастерскИ медикамЕнты метонИмия мозаИчный молОх молЯщий монолОг мусоропровОд мытАрство 

н 

нАискось нАчал нАчали нАчатые-убрать нАчатый нЕдруг нЕнависть нЕнецкий нОвости новостЕй нОгтя род.п ед.ч. наОтмашь навЕрх навралА наговОр надОлго наделИт надорвалАсь нажИвший нажИлся-убрать нажитА назвалАсь назлО накренИт налИвший налилА налитА намЕрение намЕрение нанЯвшийся нарОст нарОст нарвалА насорИт начАв начАвший начАвшись начАть начАть началА недУг незадОлго некролОг некролОг ненадОлго ненадОлго несказАнно нефтепровОд низИна низведЁн новоприбЫвший новорождЁнный 

о 

обеспЕчение обетовАнный обзвонИт облегчИт облегчИть облилАсь обнаружЕние обнялАсь обогналА ободрЁн ободрЁнный ободрИть ободрИшься ободралА ободренА обострЁнный обострИть объезднОй одОбренный одолжИт озвУчение озлОбить озлОбленный ознакОмленный оклЕить окружИт опОшлят оперИться опломбировАть определЁн оптОвый освЕдомить освЕдомиться освЕдомишься осведомлЁнный остриЁ осужденА отбылА отдАв отдалА откУпорил откУпорить отключЁнный отозвалА отозвалАсь оторвалА Отрочество оценЁнный 

п 

пАсквиль пЕтля пОнял пОручни пОстриг пУстошь пУстынь партЕр патриАрхия перезвонИт перекрОенный перелилА петлЯ пиццерИя плЕсневеть платО плодоносИть пломбировАть поИмка повторЁнный повторИт поделЁнный подзаголОвок поднЯв подрОстковый подчистУю позвалА позвонИт позвонИшь поискОвый полилА положИл положИть полтергЕйст понЯв понЯвший понялА портфЕль послАла прИбыл прИбыло прИкус прИнял прИняли прИнятый предвосхИтить премировАть прибЫв прибылА приговОр придАное призЫв принУдить принУдить принЯть приручЁнный прогИб прожИвший прозорлИва проторЁнный процЕнт процЕнт псевдонИм пулОвер пургА путепровОд 

р 

рАджа рАпорт рОвненько рОзги развитОй ракУшка рвалА РевЕнь 

с 

сЕтчатый сОгнутый сОздало сабО свЁкла свЁкла сверлИт сверлИшь сегмЕнт сирОты слИвовый снялА снятА созЫв созЫв создАвший создАл создалА создалА созданА сорИт сосредотОчение срЕдства Едствами стАтуя столЯр столЯр 

т 

тАинство тОртов тОрты тОтчас тУфля табУ тамОжня танцОвщица твОрОг (двойное ударение) тигрОвый толИка тошнотА трУбчатый трубопровОд 

у 

убралА убыстрИть углубИть углубИть уговОр узаконЕние украИнский укрепИт умЕрший упрОчение 

ф

факсИмиле фенОмен (необычное явление) феномЕн (выдающийся человек) фетИш флюорогрАфия 

х

ходАтайство 

ц 

цЕнтнер цемЕнт цепОчка 

ч 

чЕрпать чИстильщик 

ш 

шАрфы шофЁр 

щ 

щЁлкать щИколотка щавЕль щемИт 

э 

экспЕрт Экскурс электропрОвод

тег: 
Методы и тексты

Тексты для тренировки.

Над широким берегом
Дуная,

Над великой
Галицкой землей

Плачет, из Путивля
долетая,

Голос Ярославны
молодой.

Н.
Заболоцкий

Ни ветерка, ни
крика птицы,

Над рощей — красный
диск луны,

И замирает песня
жницы

Среди вечерней
тишины.

А.
Блок

Не ветер бушует
над бором,

Не с гор побежали
ручьи,

Мороз-воевода
дозором

Обходит владенья
свои.

Н.
Некрасов

Король лакея
своего

Назначит генералом,

Но он не может
никого

Назначить честным
малым.

***

Настанет день, и
час пробьет,

Когда уму и чести

На всей земле
придет черед

Стоять на первом
месте.

***

Богатство, честь,
в конце концов,

Приносят мало
счастья.

И жаль мне трусов
и глупцов,

Что их покорны
власти.

Р.
Бернс

Снова я вижу
знакомый обрыв

С красною глиной
и сучьями ив,

Грезит над озером
рыжий овес,

Пахнет ромашкой
и медом от ос.

С.
Есенин

У п р а ж н е н и е
31 .

Речевой аппарат
устанавливается для произнесения звука
А (расстояние между зубами равно двум
пальцам, язык лежит плоско, кончик у
нижних передних резцов), но губы в
отличие от положения при звуке А
сомкнуты; гортань должна быть опу­щена,
глотка раскрыта, маленький язычок и
нёбная занавеска подняты.

Проверить опущенное
состояние гортани можно следующим
образом: положить палец на хрящ гортани
(адамово яблоко) и сделать глубокий
вдох носом. Если палец ощутит движение
хряща вниз, то это значит, что гортань
опустилась и приняла нужное для
свободного течения звука положение,
глотка при этом раскрылась, как она
обычно раскрывается при зевке: нёб­ная
занавеска и маленький язычок поднялись
вверх.

Встать прямо,
проверить, нет ли мышечного напряжения
шеи, головы, рук, всего тела; гортань и
речевой аппарат установить в основное
положение для свободного звукотечения.
Сделать вдох через нос и, сохраняя
основное положение, послать выды­хаемую
на звуке М струю так, чтобы ощутить
звучание в верх­них передних зубах.
Звучащая струя воздуха как бы идет от
диафрагмы и «ударяется» в верхние
передние зубы. Звук дол­жен быть
легким и не очень продолжительным.
Приложив руку к губам и верхней челюсти,
можно ощутить некоторое дрожа­ние—
вибрирование. Это значит, что звук идет
верно, без пре­пятствий, что он попал
в маску, то есть в кости лица, и отража­ется
в ней.

У п р а ж н е н и е
32.

Взяв вдох через
нос, поискать правильное течение звука
в различных (четырех-пяти) удобных для
данного голоса высо­тах («удобных»,
то есть не очень завышая и не очень
занижая).

Во время упражнения
внимательно следить за дыханием —
правильной работой диафрагмы, ребер и
мышц живота. Не те­рять опоры звука
и не переполнять легкие воздухом.

У п р а ж н е н и е
33.

Вывести в маску
звук М, который как бы разрывает
сомкну­тые губы гласным звуком А.
Нижняя челюсть, естественно, опу­скается.
Звук должен быть довольно продолжительным;
следить за тем, чтобы при разрыве губ
не появлялось призвука гнуса­вости,
которая вызывается тем, что нёбная
занавеска не подни­мается и не
закрывает прохода звука в носовую
полость. Соче­тание звуков МА взять
в разных высотах.

У п р а ж н е н и е
34.

На одном дыхании
вывести сочетание звука М с тремя
глас­ными— А, О, У и И, Э, Ы. Стараться
все звуки произносить на одной высоте
и направлять в маску. Следить за
отсутствием напряжения, опорой и точной
артикуляцией всех звуков.

В зависимости от
индивидуальных особенностей голоса в
на­чальной работе над этим упражнением
сочетания М нужно брать с более верно
звучащими гласными. Для одного голоса
более легкое и верное звучание может
быть на звуках А, О, У, для другого — И,
Э, Ы; важно в этом упражнении вначале
доби­ваться непрерывного попадания
в маску трех слогов (МИ, МЭ, МЫ), чтобы
вырабатывать непрерывно льющуюся и
верную струю звука голоса. Укрепив
более легкие сочетания, перейти к более
трудным.

Протяженность
звуков характеризует определенную
мело­дию, которую в дальнейшей
тренировке мы будем называть «распевной
интонацией», так как это звучание
приближается к протяженному певческому.
В отличие от «распевной интона­ции»
в тренировке голоса будем развивать
такое звучание, ко­торое назовем
«речевой интонацией». «Речевая интонация»
отличается отсутствием протяженного
звучания гласных и при­ближается к
разговорной мелодии.

У п р а ж н е н и е
35.

Задача упражнения
— добиться правильного посыла звука
в маску в речевой и распевной интонациях.
На одной высоте нужно постараться
произнести сочетание звука М с тремя
лю­быми (более верными) гласными,
затем новый вдох — и новое сочетание.

Последовательность
упражнения:

а) вдох носом;

б) на одном выдохе
— МА, МО, МУ или НА, НО, НУ;

в) вдох носом;

г) на одном выдохе
— МИ, МЭ, МЫ или НИ, НЭ, НЫ.

В процессе
упражнения необходимо следить за тем,
чтобы не форсировать звук, посылать
его в маску, держать опору. Проделать
упражнение в различных высотах.

У п р а ж н е н и е
36.

Для упражнения
можно взять текст короткой пословицы
или строчку стихотворения, например:

Красно поле пшеном;

Белеет парус
одинокий;

Не ветер бушует
над бором.

Для начальной
тренировки фразу нужно выбирать с
наибо­лее удобными и верными гласными.
Произносится выбранная фраза в распевной
и речевой интонациях в трех удобных
для голоса высотах. Все слова строки
должны произноситься на од­ном
дыхании, а все ударные звуки каждого
слова — звучать на одной высоте, как
бы «в монотоне». Начать тренировку
мож­но с любой интонации, наиболее
легкой для тренирующегося — речевой
или распевной, но в дальнейшем обязательно
доби­ваться умения свободно выполнять
и ту и другую интонацию. Избегать крика,
следить за правильным посылом звука и
опо­рой дыхания.

У п р а ж н е н и е
37.

Средним речевым
регистром голоса мы называем наиболее
привычное в разговоре звучание голоса,
то высотное звучание, к которому
постоянно возвращается голос. Средний
регистр имеет определенный диапазон.
Диапазон среднего регистра мо­жет
быть небольшим — включать четыре-пять
нот различных высот, но может охватывать
высотное звучание и большего объема.
Говоря о диапазоне среднего речевого
регистра, мы не принимаем во внимание
широкий диапазон голоса, который мо­жет
быть у данного студента и больше
раскрывается при пении. Нас интересует
диапазон, то есть максимальный объем
высот­ных звучании, которые используются
в разговорной речи. В не­разработанном
голосе природный речевой диапазон не
всегда используется, и речь, естественно,
обедняется, лишается мелоди­ческого
разнообразия, регистр из пяти нот не
дает выразитель­ности, «голосом,
поставленным на квинту, не выразишь
жизни человеческого духа»13,
— говорил К. С. Станиславский. Иногда
бывает так, что средний речевой регистр
обладает достаточным диапазоном, то
есть в нём есть низкие и высокие ноты,
но главного перехода от высоких к низким
и наоборот в голосе нет. В таком голосе
все ноты существуют как бы сами по себе,
не связываются, и человек может говорить
либо только на низких, либо только на
высоких нотах, а это фактически также
делает голос однообразным.

В голосе необходимо
добиваться постепенности перехода из
одной высоты в другую, плавного звучания
голоса. Укрепляя средний речевой
регистр, мы, во-первых, воспитываем в
голосе гибкость переходов, а во-вторых,
постепенно увеличиваем его диапазон,
то есть приучаем голос использовать
высоты, ранее не использованные.

Упражнение делается
следующим образом.

Взяв дыхание через
нос и соблюдая правильный посыл звука
в маску, произнести тренировочную фразу
в речевой ин­тонации, на одной удобной
для голоса высоте. Затем, взяв снова
дыхание, произнести ту же фразу в
звучании более высоком, затем снова
дыхание и снова повышение. И так пройти
на по­вышение четыре-пять ступенек.
Если первая фраза была произ­несена
уже в относительно высоком тоне, то
трудно будет под­няться на четыре-пять
ступенек, не насилуя голоса, поэтому
нужно начинать упражнение с ноты
удобного среднего звуча­ния.

Далее, взяв ту же
строчку в том же среднем звучании,
по­пытаться спуститься (снизиться)
на несколько ступенек. Также после
каждой строчки брать дыхание, следить
за правильным направлением звука. При
правильном опускании от среднего звука,
если мы положим руку на грудную клетку,
то почув­ствуем ее дрожание или
вибрацию. Это значит, что у нас рабо­тает
грудной резонатор. Но вибрация звука
в грудной клетке не снимает его звучания
в маске. Звук независимо от его вы­соты
обязательно должен посылаться в маску.

Данное упражнение
в какой-то мере определяет первона­чальный
диапазон голоса, так как постепенное
повышение и по­степенный спуск уже
заставляют голос двигаться от одной,
вы­соты к другой. Образуется как бы
лесенка из нескольких сту­пенек. Если
мы поднялись на четыре ступеньки от
середины и спустились на четыре
ступеньки, то объем голоса будет
опре­деляться восемью ступеньками,
восемью высотами. В начале тренировки
не следует увеличивать объем голоса,
главное в упражнении — это добиваться
правильного направления звука во всех
высотах и укреплять это звучание, делать
его привыч­ным и свободным.

У п р а ж н е н и е
38.

Принцип упражнения
тот же, что и в предыдущем упражне­нии.
Но для тренировки берется уже не одна
строка или фраза, которая фактически
устанавливает верное звучание одних
гласных в разных высотах (красно поле
пшеном; белеет парус оди­нокий и т.
д.), а четверостишие. В четверостишии
мы должны тренировать разнообразные
гласные в разных высотах. При­мерные
тексты для тренировки голоса в речевой
интонации:

Задремали звезды
золотые,

Задрожало зеркало
затона,

Брезжит свет на
заводи речные

И румянит сетку
небосклона.

Улыбнулись сонные
березки,

Растрепали шелковые
косы.

Шелестят зеленые
сережки,

И горят серебряные
росы.

С.
Есенин

Ветер принес
издалека

Песни весенний
намек,

Где-то светло и
глубоко

Неба открылся
клочок.

А.
Блок

На солнце темный
лес зардел,

В долине пар белеет
тонкий,

И песню раннюю
запел

лазури жаворонок
звонкий.

В.
Жуковский

Взять дыхание и
произнести первую строчку четверостишия
на удобной средней высоте, затем снова
дыхание — на новой, близкой к первой
высоте произносится вторая строчка,
далее снова дыхание — третья строчка
(с повышением), дыхание — четвертая
строчка (повышение), дыхание — снова
первая строч­ка четверостишия
(повышение), дыхание — вторая строчка
(по­вышение) . Итак, всего шесть ступенек
— шесть высот.

Затем, задержавшись
на достигнутой ступеньке, зафиксиро­вав
ее высоту, постараться спуститься вниз.
Вдох — первая строка четверостишия на
высоте последней ступеньки подъема;
вдох — вторая строчка, понижаясь на
ступеньку; вдох — тре­тья строчка,
еще ниже; вдох — четвертая строчка, еще
ниже; вдох — первая строчка, еще ниже;
вдох — вторая, ниже; вдох — третья,
ниже; вдох — четвертая, ниже. И так,
спустились на восемь ступенек.

Во время упражнения
нужно следить за тем, чтобы при по­вышении
голос не усиливался, не уходил в крик,
а при пониже­нии темп не замедлялся,
чтобы различные гласные одной строки
попадали на одну высоту и звучали в
маске, чтобы голова не поднималась
кверху вслед за высотой голоса; держать
опору дыхания.

У п р а ж н е н и е
39.

Текст для упражнения
в распевной интонации:

Ковыль, моя
травушка, ковыль бесприютная,

Росла ты под
бурями, от зноя повысохла.

Идет зима с вьюгами,
а ты все шатаешься;

Прошла почти
молодость, — отрады нет молодцу.

И. Никитин

Повышение идет
от ноты удобной, но относительно низкой.
Дыхание берется после каждой строчки.
Подняться на шесть ступенек и опуститься
на восемь ступенек (четверостишие
по­вторяется). Следить за плавностью
смены высот и точным по­паданием
гласных каждой строки на одну высоту.

У п р а ж н е н и е
40.

Для упражнения
берутся следующие строчки:

речь — Над светлым
озером пурпуровой зари

распев — Вечерний
пламень потухает.

речь — На берегу
огни разводят косари,

распев — И
беззаботно собирает

речь — Рыбак близ
камыша сеть мокрую

в челнок;

распев — Уснули
в сумраке равнины,

речь — И только
изредка прохладный ветерок

распев — Пошевелит
листы осины.

И. Никитин

Первая строчка в
речевой интонации произносится на
вы­соте относительно низкой. Следующая
строчка произносится в распевной
интонации, повышаясь на ступеньку,
затем — снова речевая интонация с
повышением на ступеньку и так до конца.
Дыхание берется после каждой строчки.

Это же упражнение
на чередование речи и распева проде­лать
еще раз, но попытаться строчку распева
не повышать, а делать ее на той же высоте,
что и предыдущая строчка в рече­вой
интонации. Последовательность упражнения
такая: вдох — строчка в речевой интонации;
вдох — строчка в распев­ной интонации,
но без повышения; вдох — строчка в
речевой интонации уже с повышением на
следующую ступеньку; вдох — строчка в
распевной интонации на той же высоте,
и так до конца предложенного текста.

У п р а ж н е н и е
41.

Строчка гекзаметра
содержит большее количество слов, чем
предложенные выше четверостишия, и,
следовательно, включает в себя и большее
количество звуков, которые долж­ны
приобрести единое звучание на каждой
высоте.

Принцип упражнения
тот же, что при тренировке на четве­ростишии
в речевой и распевной интонациях.
Дыхание берется после каждой строчки.
Если трудно произнести медленно целую
строку в распевной интонации на одном
дыхании, то нужно ускорить темп, но не
брать дыхание внутри строчки.

Текст для тренировки:

Вышла из мрака
младая с перстами пурпурными Эос.

Путники, снова в
свою колесницу блестящую ставши,

Быстро на ней со
двора через портик помчалися звонкий,

Часто коней
погоняя, и кони скакали охотно.

Пышных равнин,
изобильных пшеницей, достигнув, они
там

Кончили путь,
совершенный конями могучими быстро;

Солнце тем временем
село, и все потемнели дороги.

Гомер

Точно направлять
звук в маску, не забывать о правильном
произнесении гласных и согласных
звуков, следить за опорой дыхания.

У п р а ж н е н и е
42.

Тренировочный
текст:

Вышла из мрака
младая с перстами пурпурными Эос.

Путники, снова в
свою колесницу блестящую ставши и т.
д.

Упражнение также
идет на повышение каждой строчки на
ступеньку во всем предложенном тексте,
а затем на посте­пенном понижении
также по ступенькам. Принцип дыхания
тот же — вдох после каждой строчки. Но
каждая строчка гек­заметра разбивается
на две половины, где одна половина
должна прозвучать в речевой интонации,
а другая — в распев­ной, но на той же
высоте, что и речевая. Голос из одной
интона­ции должен перейти в другую
без перерыва со свободным зву­чанием
в маске. Кроме того, при повышении на
следующую ступеньку первая половина
строчки звучит в той же интона­ции
(распевной или речевой), в которой
кончилась предыду­щая строчка. Такая
последовательность должна соблюдаться
на протяжении всего упражнения.

Вдох — Вышла из
мрака младая (речь) с перстами пурпурными
Эос (распев)

Вдох — новая
высота — Путники, снова в свою
(распев) колесницу блестящую ставши
(речь) и т. п.

У п р а ж н е н и е
43.

Тренировочный
текст: Звон медный несется, гудит над
Москвой.

Последовательность
упражнения — взять дыхание и, начи­ная
с низкой ноты среднего регистра в
речевой интонации, повышать каждое
слово со ступеньки на ступеньку.

Задача упражнения
— пройти весь диапазон голоса от низ­ких
до высоких нот, добирая дыхание перед
каждым новым повторением этой фразы.
При повышении стараться не усили­вать
звук.

и т. д.

над
Москвой

гудит

несется

медный

звон
(можно взять дыхание)

над
Москвой

гудит

несется

медный

Вдох — Звон

То же проделать
в распевной интонации.

У п р а ж н е н и е
44.

Начиная с удобной
низкой ноты, вместе с повышением на
каждом слове стихотворной строчки
усиливать звук и прой­ти весь объем
голоса до самой высокой удобной ноты.
Повы­шение должно идти большими
ступенями или большими ин­тервалами.
После каждого слова берется дыхание.

Вдох—голубом!

Вдох—моря!

Вдох—в тумане!

Вдох—одинокий!

Вдох—парус!
Вдох —
Белеет!

То же самое
проделать сверху вниз.

У п р а ж н е н и е
45.

Текст для упражнения:

О степь! Люблю
твою равнину,

И чистый воздух,
и простор,

Твою безлюдную
пустыню,

Твоих ковров живой
узор,

Твои высокие
курганы,

И золотистый твой
песок.

И перелетный
ветерок,

И серебристые
туманы …

И.
Никитин

Начиная с верхней
удобной ноты, на каждой строчке стиха
спускаться вниз. Все слова строчки
произносятся на одной вы­соте, но
ударный звук каждого слова строчки как
бы поднима­ется кверху.

Звук направляется
в маску, должно быть ощущение сто
легкости и полетности. Полетности
ударного звука нужно до­биваться и
в строчках, произносимых в нижних нотах.
Если текста стихотворения не хватает
на весь диапазон, его можно начать
сначала.

У п р а ж н е н и е
46.

Тренировочный
текст для женского голоса:

речи заветные.

веселые

игры

подруженек
Знаю

милых

и
сродников да
помню лишь

близких

родного

друга

батюшку

забыла я

любезного.

Все-то

Упражнение делается
так:

От удобного низкого
звучания на каждое слово идет повы­шение
по всему диапазону, а слова «речи
заветные» произ­носятся на самом
удобном высоком звучании. Затем от этой
высоты со слов «Знаю да помню лишь друга
любезного» голос на каждом слове
понижается до самой удобной низкой
ноты в более медленном темпе.

У п р а ж н е н и е
47.

Тренировочный
текст для мужского голоса.

Принцип упражнения
тот же, что и для женского голоса.

видится

правда-то

слышится

горе-то

жалобу
толку-то

слезную
милая

девица

мало —

Слышу я

малехонько

У п р а ж н е н и е
48.

Взяв дыхание,
послать звук в маску на слове АУ так,
что­бы он постепенно усиливался, а
затем затихал. Делать упраж­нение на
разных высотах и по всему диапазону.
Следить за дыханием.

У п р а ж н е н и е
49.

Текст для тренировки:

Дай взгляну
веселей:

Дума — не
помога. (верхний регистр)

Для меня ль, бобыля,

Всюду не дорога!

Без избы — я
пригрет.

Сокол — без
наряда, (средний регистр)

Без казны — мне
почет,

Умирать не надо!

В чистом поле
идешь, —

Ветерок
встречает, (нижний регистр)

Забегает вперед,

Стежки подметает.

И.
Никитин

В предложенном
тексте три четверостишия. Каждое
произ­носится на одном дыхании и на
разных высотах: первое — в верхнем
регистре, второе — в среднем, третье —
в грудном регистре. Нужно добиваться,
чтобы каждое четверостишие зву­чало
как разговорная фраза и удерживалось
в намеченном ре­гистре.

У п р а ж н е н и е
50.

Упражнение помогает
выравниванию диапазона голоса сред­него
регистра.

Текст для тренировки:

Дай взгляну
веселей:

Дума — не помога.

Для меня ль, бобыля,

Всюду не дорога!

Определить удобную
высоту верхнего звучания. От этой
вы­соты пройти предложенный текст
по всему диапазону в быстром темпе на
одном дыхании. Текст четверостишия на
всем диапа­зоне повторится три-четыре
раза. Добиваться плавного перехода из
одной высоты в другую. Должен четко
работать речевой ап­парат.

У п р а ж н е н и е
51.

Произнести фразу
«Я вам приказываю» с повышением по
строчкам, начав с удобной нижней высоты.
Всего пройти пять-шесть ступеней, не
уходя в крик. Произнести данную фразу,
оправдывая ситуацию (оправданием может
быть, например, то обстоятельство, что
приказ не выполняется).

У п р а ж н е н и е
52.

В упражнении
участвуют два человека. У первого фраза
«Накажу!», у второго «Нет!». Первый
произносит свою фразу в повышении по
строчкам, второй идет на понижении.
Первый приказывает, второй отвечает.
Необходимо оправдать диалог предлагаемыми
обстоятельствами.

У п р а ж н е н и е
53.

Двое работают на
тексте Бирюча из пьесы А. Н. Остров­ского
«Снегурочка». Задача — объявить приказ
царя. Упражне­ние тренирует силу и
полетность звука, а также умение
музы­кально подхватить и продолжить
призыв партнера. Следует использовать
работу всех резонаторов, не забывать
об опоре, выдерживать стихотворную
паузу.

Первый:
Слушайте-послушайте,

Государевы
люди,

Слободские
берендеи!

Второй: По
царскому наказу,

Государеву
приказанию,

Старому,
исконному обычью,

Собиратися
вам на завтрее

На
вечерней на зорюшке,

Теплой,
тихой, погодливой,

В
государев заповедный лес,

Первый: На
гульбище, на игрище, на позорище.

Второй: Венки
завивать,

Круги
водить, играть-тешиться,

До
ранней зорьки, до утренней.

Первый: Напасены
про вас, наготовлены

Пива—браги
ячные,

Старые
меды стоялые.

Второй: А на
ранней заре утренней

Караулить,
встречать солнце восхожее,

Вместе:
Кланяться Яриле светлому!

У п р а ж н е н и е
54.

Работают двое.
Текст — «Баллада о королевском
бутер­броде» А. Мильна в переводе С.
Маршака.

Первый: Король —

Его
величество

Просил
ее величество,

Чтобы ее
величество

Спросила
у молочницы:

Нельзя
ль доставить масла

На завтрак
королю.

Второй: Сто раз
прошу прощения

За это
предложение,

Но если
вы намажете

На тонкий
ломтик хлеба

Фруктовый
мармелад,—

Король,
его величество,

Наверно,
будет рад.

Упражнение
тренирует гибкость голоса и различные
резона­торы. Необходимо определить
предлагаемые обстоятельства, которые
дадут основания использовать разные
приспособления в звучании голоса. Вот
пример обстоятельств и ситуаций,
пред­ложенных студентами.

Первый: 1) я — паж
его величества и очень горжусь своим
ответственным постом. Я молод, поэтому
мой голос звучит вы­соко, я приказываю
от имени короля;

2) я — паж короля,
но меня первый раз послали с таким
ответственным поручением, и я предстаю
перед важным и ста­рым камердинером.
Говорю-то я «молодым» голосом, но не
при­казываю, а прошу, извиняясь.

Второй: 1) я —
любимый приближенный королевы, давно
служу при дворе и знаю, что король в
стране не пользуется ни­каким
авторитетом. Говорю в нижнем регистре,
издеваюсь, пред­лагая заменить масло
мармеладом;

2) я молодой слуга
и хотя знаю, что король не пользуется
уважением при дворе, мне неловко
отказывать старому и ува­жаемому
слуге.

При тренировке
партнеры должны использовать как можно
больше комбинаций звучания и
приспособлений,— так, один произносит
текст в верхнем регистре, другой отвечает
ему в нижнем, первый произносит в нижнем,
второй — в среднем, оба
в нижнем и т.
д.

У п р а ж н е н и е
55.

В упражнении
участвуют двое.

Первый: Антропка-а-а!
Антропка-а-а! Антропка-а-а! (Звать громко
— партнер далеко. Усиливать звук А.)

Второй: Чего-о-о
тебе? (Тихо, издалека, растягивая звук
О).

Первый: Иди
сюда-а-а! (Громко звук А.)

Второй: Заче-е-ем?
(Средняя громкость.)

Первый: Тебя тятя
вы-ы-сечь хочи-и-ит! (Громко, усиливая
звуки Ы и И.)

Второй: Не пойду-у!
(Громко звук У.)

Первый: Антропка-а!
(Громко.) Антропка-а! (Тише, удаля­ясь.)
Антропка-а! (Тихо, издалека.)

В упражнении
следует применять те приемы, которые
помо­гают использовать голос в
различных силовых звучаниях. Не надо
забывать о резонаторах.

У п р а ж н е н и е
56.

В упражнении
участвуют трое. Задача та же, что и в
предыдущем упражнении.

Первый: Перево-о-озчик!
Перево-о-озчик! (Громко.)

Второй: Эге-ге-е-ей!
(Громко.)

Третий: Жди-и-те-е!
(Тихо, издалека.)

Первый: Скоре-е-ей!
(Громко.)

Третий: Плыву-у-у!
(Средняя громкость.)

У п р а ж н е н и е
57.

Для упражнения
выбирается такой текст, который по
своему содержанию дает возможность
использовать различ­ные выразительные
средства голоса: высоту, силу, тембральные
краски, темповые изменения.

Конечно, выбор
тех или иных выразительных средств
будет определяться смысловым или
художественным анализом тек­ста, а
не просто формальным поиском «красок».
У каждого тренирующегося, безусловно,
будет свое творческое отношение к
выбранному материалу, вызванное
индивидуальной оценкой, собственными
видениями и логикой. Важно при работе
уже в комплексе тренировать полученные
ранее навыки по владе­нию голосом,
дыханием и логическому анализу текста.
Это спо­собствует развитию интонационной
выразительности речи.

Разберем с этих
позиций отрывок из сказки Ершова
«Конек-Горбунок»14:

1.Тут дельфины
поклонились

2. И ерша искать
пустились.

3. Ищут час они в
морях,

4. Ищут час они в
реках,

5. Все озера
исходили,

6. Все проливы
переплыли,

7. Не могли ерша
сыскать

8. И вернулися
назад,

9. Чуть не плача
от печали…

10. Вдруг дельфины
услыхали

11. Где-то в маленьком
пруде

12. Крик неслыханный
в воде.

13. В пруд дельфины
завернули

14. И на дно его
нырнули, —

15. Глядь: в пруде,
под камышом,

16. Ерш дерется с
карасем.

17. «Смирно! Черти
б вас побрали!

18. Вишь, содом
какой подняли,

19. Словно важные
бойцы!» —

20. Закричали им
гонцы.

21. «Ну, а вам какое
дело?—

22. Ёрш кричит
дельфинам смело.—

23. Я шутить ведь
не люблю,

24. Разом всех
переколю!»

25. «Ох ты, вечная
гуляка,

26. И крикун, и
забияка!

27. Все бы, дрянь,
тебе гулять,

28. Все бы драться
да кричать.

29. Дома — нет, ведь
не сидится!..

30. Ну, да что с
тобой рядиться,—

31. Вот тебе царев
указ,

32. Чтоб ты плыл к
нему тотчас».

33. Тут проказника
дельфины

34. Подхватили под
щетины

35. И отправились
назад.

36. Ерш ну рваться
и кричать:

37. «Будьте милостивы,
братцы!

38. Дайте чуточку
подраться.

39. Распроклятый
тот карась

40. Поносил меня
вчерась

41. При честном при
всем собранье

42. Неподобной
разной бранью…»

43. Долго ерш еще
кричал,

44. Наконец и
замолчал;

45. А проказника
дельфины

46. Все тащили за
щетины,

47. Ничего не говоря,

48. И явились пред
царя.

Выразительные
средства должны раскрывать действенное
содержание каждого события. Не желая
навязывать краски, предлагаем примерный
разбор каждого события, который может
подсказать нужные выразительные
средства в тренировке всего комплекса
профессиональных навыков сценической
речи.

В отрывке
повествовательный текст перемежается
с прямой речью дельфинов и ерша.
Следовательно, возникает возмож­ность
искать выразительные средства для
речевой характери­стики всех
действующих лиц.

Так, звучание
текста рассказчика будет определяться
отно­шением рассказчика к дельфинам
и ершу, его видениями и оценкой событий.
Поэтому в возможностях рассказчика —
ис­пользовать весь диапазон своего
голоса, разнообразие темпов, силу
звучания голоса и тембральных красок.

Речь дельфинов —
преданных служак кита — может звучать
на более низких нотах, а реплики ерша
— задиристого мужи­чонки, гуляки-забияки
— на верхних нотах среднего регистра.
Выразительные голосовые средства в
характеристике действую­щих лиц
определяются и различными ситуациями
отрывка.

Назовем события:

1. Дельфины принимают
приказ отыскать ерша (строки 1—2);

2. Упорные, но
безрезультатные поиски (строки 3—9);

3. Неожиданное
происшествие (строки 10—14);

4. Ерш найден!
(15—16);

5. Дельфины
включаются в драку и захватывают ерша
(17—32);

6. Поединок дельфинов
с ершом на пути к царю (33 — до конца).

В первом событии
дельфины с большой ответственностью
принимают возложенное на них поручение.
Они озабочены тем, чтобы не уронить
престиж верных служак царя кита. Фантазия
подскажет, как они выглядят, как кланяются
царю, как отплы­вают и т. д. Все это
определяет характер речи и голоса
рассказ­чика в первом событии.

Второе событие —
выполнение приказа — не осуществляется
гладко: перед дельфинами возникает ряд
препятствий, одно не­ожиданнее
другого; в местах, где по их предположению
нахо­дится ерш, его не оказывается.
Это делает поиски напряженнее и
напряженнее, и все же в результате они
оказываются тщет­ными. Дельфины
должны возвратиться, не выполнив
приказа. Они утомлены, подавлены своей
беспомощностью. В этом куске особенно
заметна смена темпов (что определяется
внутренним ритмом события), более
напряженными станут паузы и появится
особое тембральное звучание.

Третье событие
характерно своей неожиданностью,
внезап­ностью включения в общий ход
развития рассказа. В услышан­ном из
пруда шуме-скандале дельфины узнают
голос ерша. С какой же поспешностью
дельфины бросаются на дно пруда, чтобы
убедиться в своем предположении! Снова
меняются темп и сила голоса.

Четвертое событие
— ерш найден! Активность дельфинов
возрастает. Пережитые муки поисков и
бесшабашность ерша включают в их
действия желание наказать праздного
гуляку, отомстить ему, что выражается
в их словах уже в пятом собы­тии, где
они разнимают дерущихся.

В раскрытии пятого
события должна быть донесена атмо­сфера
ажиотажа драки. Фантазия снова подскажет
нужные ви­дения и образы: ерш с таким
ожесточением дерется, что даже появление
дельфинов — посланцев кита — не пугает
его, а вос­принимается лишь как помеха
в возможной победе над карасем. Поэтому
в речи ерша звучит прямая угроза
дельфинам, а это в свою очередь распаляет
дельфинов на немедленную расправу с
ершом.

В шестом событии
идет поединок между дельфинами и
упи­рающимся, не желающим следовать
за ними ершом, который по-прежнему видит
перед собой только своего противника-карася.
В его речи и угроза карасю, и обида на
него, и просьба к дельфинам отпустить
его «подраться». Но дельфины преодолевают
сопротивление ерша и с упорством верных
слуг выполняют приказ.

Разобрав таким
образом любой выбранный для тренировки
нужно добиваться четкой технической
отработки каждого и следить за тем,
чтобы голос звучал без напряжения.

Первоклассник имеет в словарном запасе всего 2.000 оборотов речи. У студента вокабулар больше в 5 раз, и держится на уровне 10.000. А у людей, имеющих профессорскую степень, этот показатель еще больше. Он превышает отметку в 50.000.

Когда мы разговариваем с другими людьми в обычной, непринужденной обстановке, то редко используем заумные слова. Наоборот, мы стараемся применять простые речевые обороты. Чтобы собеседник нас понял, и правильно отреагировал на полученную информацию. Но говорить простыми словами – недостаточно. Нужно уметь «играть голосом». И делать это так, чтобы собеседнику было интересно с вами общаться.

По статистике, человек узнаёт одно новое слово в неделю. Если не читает книги и не смотрит научные передачи. И эта статистика очень печальная. С такой скоростью обучения человек не сможет стать достаточно интеллектуально развитым, чтобы общаться с людьми из высокого общества. И у него не получится проявить себя с лучшей стороны.

Но расстраиваться не нужно. Подросток сможет с легкостью выучить много новых слов и научиться разговаривать красиво, подавая свою мысль интересно. Правда, только в том случае, если будет заниматься. Чтобы решить эту проблему, ребенку нужно всего лишь читать правильные книжки.

Безусловно, вы можете дать тинейджеру почитать классические произведения. Но ими ограничиваться не стоит. В 21 веке выпущено огромное количество книг, которые помогают интеллектуально развить ваше чадо. С помощью них подросток сможет не только пополнить свой словарный запас, но и научиться говорить красиво, интересно, и развить навык ораторского искусства. Мы подготовили для вас лучшие, по нашему мнению, книги такого типа.

1. Дзен в искусстве написания книг. Писатель: Рей Бредбери

Эта книга – довольно популярна на рынке. В ней написаны такие мудрости, которые можно буквально вырезать из произведения, и сделать из них цитаты.

Издание удивило не только обычных читателей, но и фанатов Рея Бредбери. Большинство заявило, что эта книга – шедевр в области литературы. А фанаты даже сказали, что это произведение – самое лучшее из тех, что когда-либо писал Бредбери.

Рей отходит от своего привычного стиля – фантастики. Здесь он публикует собственные тексты, которые писал в разное время; и истории, которые происходили в реальной жизни.

Интересно, что к каждой истории Бредбери делает пометки. В них он объясняет свои действия, и дает советы начинающим писателям.

Это издание изначально предназначалось для тех, кто собирается стать профессиональным писателем. Но красивые речевые обороты, новые слова и прочие элементы речи отложатся в памяти подростка. И он сможет использовать их в повседневной жизни. Как результат, тинейджер будет красиво говорить.

Это произведение можно приобрести как подросткам, так и родителям. Книга интересная, и необычная. Так что, если ребенок не захочет читать ее, то вы можете изучить ее и самостоятельно.

2. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно. Писатель: Ларри Кинг

По статистике, большинство людей может профессионально общаться на одну-три темы. Разговаривая об этом, они чувствуют себя хорошо, потому что полностью разбираются в том, что говорят. После того, как в ходе разговора кто-то из собеседников переходит на иную, неизвестную другому человеку, тему, начинается ужасное. Незнающий мужчина или женщина уже не может поддерживать разговор, как раньше. Он просто поддакивает, в некоторых местах кивает, и слушает, что ему говорит тот, с кем он ведет диалог. И это большая проблема. Потому, что она убивает харизму незнающего человека при разговоре, и выставляет его молчаливым, недалеким.

Для решения этой проблемы Ларри Кинг и написал эту книгу. Он, по его же словам, может говорить с любыми людьми на любые темы. Вне зависимости от того, разбирается он в них или нет. Книга подойдет жителям любых стран. Несмотря на то, что Ларри писал ее для жителей Америки.

Это издание поможет вашему ребенку научиться разговаривать с людьми. И в любой теме чувствовать себя, «как рыба в воде». Что пригодится подростку, когда он будет общаться с девушками.

3. Черная риторика. Власть и магия слова. Писатель: Карстен Бредемайер

Карстен довольно известный специалист. Люди считают его профессионалом отношений между людьми. Это, конечно, не доказанный факт. Но отдельные популярные люди копируют поведение Бредемейера в ходе своих выступлений.

Научить подростка ораторскому искусству с нуля эта книга не сможет. Но если ребенок будет регулярно тренироваться и читать, то сможет улучшить свои навыки в этой сфере.

4. Русский со словарем. Писатель: Ирина Левонтина

Это довольно интересная книга. В ней писательница собрала большое количество материалов о том, как менялся русский язык. Интересно, что все они были выпущены в разное время. Некоторые из них даже в Советском Союзе.

В прежние времена лингвисты расстраивались из-за того, что язык меняется с большой скоростью. Они считали, что постоянное обновление словарей и прочего негативно влияет на формирование языка. Они ссылались на то, что заимствования убьют его, а жаргонизмы сделают не таким красивым, как ранее. Но автор этой книги говорит, что постоянное обновление русского языка – это хорошее явление, которое сделает его более интересным и необычным.

С помощью этой книги, подросток сможет научиться красивой речи. И узнает много нового о том, как именно происходили изменения русского языка. Также, подросток узнает о том, как упрощали русский язык, и внедряли в него профессионализмы.

В тексте присутствуют заметки, которые оставил для ребенка сам автор. Примечательно, что в книге писательница много шутит и подает материал так, чтобы это было максимально весело. Что может привлечь внимание тинейджера.

Рекомендуем малышу тренироваться по этой книге как можно чаще. Он сможет за короткий срок научиться правильно говорить и подавать материал устно, если будет постоянно практиковаться.

5. Слово о словах. Писатель: Лев Успенский

Лев Успенский – довольно популярный автор. С которым подростки наверняка хотя бы раз сталкивались в школе. Издание под названием «Слово о словах» подойдет не только для подростков. Но и для их родителей.

Из книги тинейджер сможет понять, как появились слова с ошибками. Какие буквы были созданы первыми.

Эта литература подойдет журналистам, начинающим писателям, поэтам, и всем, кто собирается профессионально работать с пером. С помощью этой книги вы сможете углубиться в историю русского языка, и узнать из нее много полезного.

6. Хочу говорить красиво. Техники речи. Писатель: Наталья Ром

«Ораторами не рождаются. Ораторами становятся!» — основная мысль книги Натальи Ром.

Она говорит о том, что красивая речь требует жертв. Человеку придется на протяжении долгого времени ежедневно трудиться над тем, как он говорит. И эти занятия могут быть долгими и мучительными. Но, в конце-концов, дадут свои плоды.

В процессе обучения ораторскому искусству, подросток должен научиться не только красивым речевым оборотам, но и тому, как правильно подавать свою мысль. Эмоционально ее окрашивать, ставить определенные интонации. Чтобы завладеть вниманием слушателя или того, кто читает его произведение.

В книге Наталья учит подростка громко, и понятно разговаривать. Если малыш будет регулярно заниматься, он сможет освоить ораторское искусство на таком уровне, что его словами начнут восхищаться даже те, кто имеет другое мировоззрение.

С помощью этой книги тинейджер сможет научиться контролировать голос и речевые обороты. Главное – чтобы ребенок действительно увлекся этим.

7. Камасутра для оратора. Писатель: Радислав Гандапас

Такое название Гандапас поставил, чтобы книга продавалась. Содержанию книги оно не соответствует.

Но еще автор хотел донести мысль, что если читатель будет что-то делать потому, что ему это нравится, у него все получится.

В своей книге писатель приводит много примеров из жизни. Например, он сравнивает связь говорящего со слушателями с тем же самым сексуальным соитием.

Гандапас расскажет, как перестать бояться выступать. Как убрать дрожь в коленях, когда поднимаетесь на сцену. То, как завладеть аудиторией: куда смотреть, и что показывать жестами.

Рекомендуем обратить особое внимание на эту книгу специалистам, работа которых заключается в общении с людьми. Если вас часто зовут выступать на собраниях компании, презентовать товар на конференциях или произносить речь на семинарах, то обязательно ознакомьтесь с этой литературой. Она поможет побороть страх и неуверенность.

  • Рассказы для старшей группы детского сада
  • Рассказы для средней группы детского сада
  • Рассказы для списывания для 3 класса
  • Рассказы для списывания 4 класс маленькие
  • Рассказы для списывания 2 класс русский язык