На полянке ручеёк течёт. И трава кругом густая, разноцветная — от цветов разноцветная. Тут и пчёлы работают, и шмель гудит. А у сосенки, у трёхлетки, что мне по колено ростом, толкунцы толкутся, комары. Всей кучей на одном месте подпрыгивают. А полянка-то маленькая, будто комнатка, — шагов пять в ширину, десять в длину.
Стеной вокруг смородина растёт, в смородине рябина, под рябиной опять малина. А дальше настоящий лес обступил поляну. Еловый лес.
Иду я с ружьём по лесу. Увидел эту гущину — малину, смородину, рябину, — полез в кусты.
Смотрю, а за кустами эта самая полянка. Ишь ты, как запряталась!
«А нет ли тут дичи?» — думаю.
Высматриваю потихоньку сквозь смородину и вижу: как раз посерёдке дичь ходит.
Маленький-маленький котёночек ходит, большеголовый котёночек. Хвост короткий — не хвост, хвостишко. Мордочка пучеглазая, глаза глупые. А ростом он с полкошки всего.
Играет себе котёночек. Схватил в рот длинную соломину, а сам упал на спину и задними ногами соломину кверху подбрасывает. Задние-то ноги у него длинные, куда длиннее передних, а ступни у ног толстые, с подушечками.
Надоела котёнку соломинка. За мухой погнался, потом цветок лапой ударил. Схватил цветок, пожевал и выплюнул, головой мотает — горький, видно, цветок попал. Отплевался, отфыркался, посидел немного так, спокойненько, и вдруг тучу толкунцов-комаров заметил.
Подполз к ним, прыгнул и передние лапы врозь расставил — видно, хотел всех комаров в охапку поймать. Да ни одного не поймал.
А тут шмель попал на глаза. Подобрался котёнок и к шмелю, да как даст задней лапой по ромашке, на которой шмель сидел, и сшиб его наземь.
Ловко орудует задней ногой. Как передней. Домашней кошке так не суметь.
Сшиб он шмеля на землю, а потом как запищит, замяучит. Ужалил его шмель. Хотел было я ему помочь, яд выдавить, шмелиное жало вытащить. Да вдруг сообразил: нет, никак нельзя. И похолодел я весь со страху. Не помню, как на ноги вскочил и бежать пустился. Что есть мочи от котёнка удираю, только глаза заслоняю от веток.
Яма на пути — я через яму. Куст — я через куст. И такая во мне прыть от страха, что рад бы одним махом через весь лес перепрыгнуть.
Бегу, скачу. Километра два, наверное, этак проскакал. Выбежал наконец на луг и упал на траву — так прямо и грохнулся. Уж и ноги меня не держат, а сердце бьётся, колотится.
Хорошо, думаю, что ноги от котёнка унёс.
Котёнок-то не простой был — это рысёнок был. Значит, и мать его недалеко где-то бродила. Пока он играл себе тихо-мирно на полянке, ловил мух да соломинки жевал, мать тоже своим делом занималась — охотилась. А как подал он голос, запищал, завопил, — тут уж рысь, конечно, к нему — на помощь, на выручку. И разорвала бы она меня в клочки, если бы я ей по дороге попался.
А ружьё у меня, как назло, самой мелкой дробью было заряжено — на рябчика, на мелкую дичь. Где уж тут с рысихой сладить! Рысиха-мать — с доброго волка.
- Следующая сказка → Евгений Чарушин — Бык Забодай
- Предыдущая сказка → Евгений Чарушин — Яшка
Читать рассказ «Евгений Чарушин — Лесной котенок» на сайте РуСтих онлайн: лучшие рассказы, повести и романы известных авторов. Поучительные рассказы для мальчиков и девочек для чтения в детском саду, школе или на ночь.
Лесной котёнок — Чарушин Е.
Лесной котёнок — автор Е. Чарушин, забавный рассказ про то, как охотник наблюдал за маленьким рысёнком. Текст рассказа «Лесной котёнок» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль.
Распечатать рассказ «Лесной котёнок» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают, чем отличаются лесные кошки от домашних.
Краткое содержание рассказа «Лесной котёнок» для читательского дневника: Автор шёл по лесу с ружьём и высматривал дичь. На пути ему попалась полянка. Он затаился в кустах и увидел, что посерединке ходит маленький большеголовый котёночек. Хвостик у него был короткий, задние лапы длиннее передних. Он гонялся за мухами, ловил комаров, а потом увидел шмеля. Шмель его ужалил, и котёнок запищал от боли. Автор похолодел от страха и тут же бросился бежать прочь. Он не мог подойти и помочь рысёнку, потому что на его писк уже бежала огромная рысь. А у охотника как назло ружьё было заряжено мелкой дробью.
Главная мысль рассказа «Лесной котёнок»: Лесные кошки внешне очень красивые и милые, но они отличаются от домашних кошек своими дикими повадками и темпераментом, поэтому опасны для человека.
Чему учит рассказ «Лесной котёнок»: Учит осторожности в общении с дикими животными, уметь отличать диких животных от домашних.
Лесной котёнок читать
На полянке ручеёк течёт. И трава кругом густая, разноцветная — от цветов разноцветная. Тут и пчёлы работают, и шмель гудит. А у сосенки, у трёхлетки, что мне по колено ростом, толкунцы толкутся, комары. Всей кучей на одном месте подпрыгивают. А полянка-то маленькая, будто комнатка, — шагов пять в ширину, десять в длину.
Стеной вокруг смородина растёт, в смородине рябина, под рябиной опять малина. А дальше настоящий лес обступил поляну. Еловый лес.
Иду я с ружьём по лесу. Увидел эту гущину — малину, смородину, рябину, — полез в кусты.
Смотрю, а за кустами эта самая полянка. Ишь ты, как запряталась!
«А нет ли тут дичи?» — думаю.
Высматриваю потихоньку сквозь смородину и вижу: как раз посерёдке дичь ходит.
Маленький-маленький котёночек ходит, большеголовый котёночек. Хвост короткий — не хвост, хвостишко. Мордочка пучеглазая, глаза глупые. А ростом он с полкошки всего.
Играет себе котёночек. Схватил в рот длинную соломину, а сам упал на спину и задними ногами соломину кверху подбрасывает. Задние-то ноги у него длинные, куда длиннее передних, а ступни у ног толстые, с подушечками.
Надоела котёнку соломинка. За мухой погнался, потом цветок лапой ударил. Схватил цветок, пожевал и выплюнул, головой мотает — горький, видно, цветок попал. Отплевался, отфыркался, посидел немного так, спокойненько, и вдруг тучу толкунцов-комаров заметил.
Подполз к ним, прыгнул и передние лапы врозь расставил — видно, хотел всех комаров в охапку поймать. Да ни одного не поймал.
А тут шмель попал на глаза. Подобрался котёнок и к шмелю, да как даст задней лапой по ромашке, на которой шмель сидел, и сшиб его наземь.
Ловко орудует задней ногой. Как передней. Домашней кошке так не суметь.
Сшиб он шмеля на землю, а потом как запищит, замяучит. Ужалил его шмель. Хотел было я ему помочь, яд выдавить, шмелиное жало вытащить. Да вдруг сообразил: нет, никак нельзя. И похолодел я весь со страху. Не помню, как на ноги вскочил и бежать пустился. Что есть мочи от котёнка удираю, только глаза заслоняю от веток.
Яма на пути — я через яму. Куст — я через куст. И такая во мне прыть от страха, что рад бы одним махом через весь лес перепрыгнуть.
Бегу, скачу. Километра два, наверное, этак проскакал. Выбежал наконец на луг и упал на траву — так прямо и грохнулся. Уж и ноги меня не держат, а сердце бьётся, колотится.
Хорошо, думаю, что ноги от котёнка унёс.
Котёнок-то не простой был — это рысёнок был. Значит, и мать его недалеко где-то бродила. Пока он играл себе тихо-мирно на полянке, ловил мух да соломинки жевал, мать тоже своим делом занималась — охотилась. А как подал он голос, запищал, завопил, — тут уж рысь, конечно, к нему — на помощь, на выручку. И разорвала бы она меня в клочки, если бы я ей по дороге попался.
А ружьё у меня, как назло, самой мелкой дробью было заряжено — на рябчика, на мелкую дичь. Где уж тут с рысихой сладить! Рысиха-мать — с доброго волка.
Рассказы / Чарушин
Просмотров: 3 845
Лесной котенок — рассказ Чарушина Е.И. про детеныша рыси. Охотник заметил на маленькой полянке в густом еловом лесу звереныша. У него была большая голова, короткий хвост, пучеглазая мордочка. Малыш игрался с соломинкой, мухой, цветком, комарами, шмелем. Когда он сшиб жужжащего кусача с бутона, насекомое ужалило рысенка, он громко замяукал. Человек хотел помочь малышу, но вдруг разглядел, что это детеныш рыси, а значит, его грозная мать сейчас примчится на выручку. Охотник кинулся прочь, не разбирая дороги. У него с собой не было оружия, чтобы отразить нападение разъяренной хищницы. Лесной котенок вел себя совершенно так же, как домашние питомцы, резвился на солнышке. Только вот задние лапы у него намного длиннее и сильнее передних.
На полянке ручеёк течёт. И трава кругом густая, разноцветная — от цветов разноцветная. Тут и пчёлы работают, и шмель гудит. А у сосенки, у трёхлетки, что мне по колено ростом, толкунцы толкутся, комары. Всей кучей на одном месте подпрыгивают. А полянка-то маленькая, будто комнатка, — шагов пять в ширину, десять в длину.
Стеной вокруг смородина растёт, в смородине рябина, под рябиной опять малина. А дальше настоящий лес обступил поляну. Еловый лес.
Иду я с ружьём по лесу. Увидел эту гущину — малину, смородину, рябину, — полез в кусты.
Смотрю, а за кустами эта самая полянка. Ишь ты, как запряталась!
«А нет ли тут дичи?» — думаю.
Высматриваю потихоньку сквозь смородину и вижу: как раз посерёдке дичь ходит.
Маленький-маленький котёночек ходит, большеголовый котёночек. Хвост короткий — не хвост, хвостишко. Мордочка пучеглазая, глаза глупые. А ростом он с полкошки всего.
Играет себе котёночек. Схватил в рот длинную соломину, а сам упал на спину и задними ногами соломину кверху подбрасывает. Задние-то ноги у него длинные, куда длиннее передних, а ступни у ног толстые, с подушечками.
Надоела котёнку соломинка. За мухой погнался, потом цветок лапой ударил. Схватил цветок, пожевал и выплюнул, головой мотает — горький, видно, цветок попал. Отплевался, отфыркался, посидел немного так, спокойненько, и вдруг тучу толкунцов-комаров заметил.
Подполз к ним, прыгнул и передние лапы врозь расставил — видно, хотел всех комаров в охапку поймать. Да ни одного не поймал.
А тут шмель попал на глаза. Подобрался котёнок и к шмелю, да как даст задней лапой по ромашке, на которой шмель сидел, и сшиб его наземь.
Ловко орудует задней ногой. Как передней. Домашней кошке так не суметь.
Сшиб он шмеля на землю, а потом как запищит, замяучит. Ужалил его шмель. Хотел было я ему помочь, яд выдавить, шмелиное жало вытащить. Да вдруг сообразил: нет, никак нельзя. И похолодел я весь со страху. Не помню, как на ноги вскочил и бежать пустился. Что есть мочи от котёнка удираю, только глаза заслоняю от веток.
Яма на пути — я через яму. Куст — я через куст. И такая во мне прыть от страха, что рад бы одним махом через весь лес перепрыгнуть.
Бегу, скачу. Километра два, наверное, этак проскакал. Выбежал наконец на луг и упал на траву — так прямо и грохнулся. Уж и ноги меня не держат, а сердце бьётся, колотится.
Хорошо, думаю, что ноги от котёнка унёс.
Котёнок-то не простой был — это рысёнок был. Значит, и мать его недалеко где-то бродила. Пока он играл себе тихо-мирно на полянке, ловил мух да соломинки жевал, мать тоже своим делом занималась — охотилась. А как подал он голос, запищал, завопил, — тут уж рысь, конечно, к нему — на помощь, на выручку. И разорвала бы она меня в клочки, если бы я ей по дороге попался.
А ружьё у меня, как назло, самой мелкой дробью было заряжено — на рябчика, на мелкую дичь. Где уж тут с рысихой сладить! Рысиха-мать — с доброго волка.
Читать рассказ с картинками Лесной котенок — Евгения Чарушина
На полянке ручеёк течёт. И трава кругом густая, разноцветная, от цветов разноцветная. Тут и пчёлы работают, и шмель гудит. А у сосенки, у трехлетки, что мне по колено ростом, толкунцы толкутся, комары. Всей кучей на одном месте подпрыгивают. А полянка-то маленькая, будто комнатка — шагов пять в ширину, десять в длину. Стеной вокруг смородина растёт, в смородине рябина, под рябиной опять малина. А дальше настоящий лес обступил поляну. Еловый лес.
Иду я с ружьём по лесу. Увидел эту гущину — малину, смородину, рябину — полез в кусты. Смотрю, а за кустами эта самая полянка. Ишь ты, как запряталась!
«А нет ли тут дичи?» — думаю.
Высматриваю потихоньку сквозь смородину и вижу: как раз посередке дичь ходит. Маленький, маленький котёночек ходит, большеголовый котёночек. Хвост короткий — не хвост, а хвостишко. Мордочка пучеглазая, глаза глупые. А ростом он с полкошки всего.
И грает себе котёночек. Схватил в рот длинную соломину, а сам упал на спину и задними ногами соломинку кверху подбрасывает. Задние-то ноги у него длинные, куда длиннее передних, а ступни у ног толстые, с подушечками. Надоела котёнку соломинка. За мухой погнался, потом цветок лапой ударил. Схватил цветок, пожевал и выплюнул, головои мотает, — горький, видно, цветок попал. Отплевался, отфыркался, посидел немного так, спокойненько, и вдруг тучу толкунцов-комаров заметил.
Подполз к ним, прыгнул и передние лапы врозь расставил, — видно, хотел всех комаров в охапку поймать. Да ни одного не поймал. А тут шмель попал на глаза. Подобрался котёнок и к шмелю, да как даст задней лапой по ромашке, на которой шмель сидел, и сшиб его наземь. Ловко орудует задней ногой. Как передней. Домашней кошке так не суметь. Сшиб он шмеля на землю, а потом как запищит, замяучит. Ужалил его шмель. Хотел было я ему помочь, яд выдавить, шмелиное жало вытащить. Да вдруг сообразил: нет, никак нельзя. И похолодел я весь со страху.
Не помню, как на ноги вскочил и бежать пустился. Что есть мочи от котенка удираю, только глаза заслоняю от веток. Яма на пути — я через яму. Куст — я через куст. И такая во мне прыть от страха, что рад бы одним махом через весь лес перепрыгнуть.
Бегу, скачу. Километра два, наверное, этак проскакал. Выбежал, наконец, на луг и упал в траву, — так прямо и грохнулся. Уж и ноги меня не держат, и сердце бьётся, колотится. Хорошо, думаю, что ноги от котёнка унёс.
Котёнок-то не простой был — это рысёнок был. Значит, и мать его недалеко где-то бродила. Пока он играл себе тихо-мирно на полянке, ловил мух да соломинки жевал, мать тоже своим делом занималась — охотилась. А как подал он голос, запищал, завопил, — тут уж рысь, конечно, к нему — на помощь, на выручку. И разорвала бы она меня в клочки, если бы я ей по дороге попался.
А ружьё у меня, как назло, самой мелкой дробью было заряжено — на рябчика, на мелкую дичь. Где уж тут с рысихой сладить! Рысиха- мать — с доброго волка.
На полянке ручеёк течёт. И трава кругом густая, разноцветная — от цветов разноцветная. Тут и пчёлы работают, и шмель гудит. А у сосенки, у трёхлетки, что мне по колено ростом, толкунцы толкутся, комары. Всей кучей на одном месте подпрыгивают. А полянка-то маленькая, будто комнатка, — шагов пять в ширину, десять в длину.
Стеной вокруг смородина растёт, в смородине рябина, под рябиной опять малина. А дальше настоящий лес обступил поляну. Еловый лес.
Иду я с ружьём по лесу. Увидел эту гущину — малину, смородину, рябину, — полез в кусты.
Смотрю, а за кустами эта самая полянка. Ишь ты, как запряталась!
«А нет ли тут дичи?» — думаю.
Высматриваю потихоньку сквозь смородину и вижу: как раз посерёдке дичь ходит.
Маленький-маленький котёночек ходит, большеголовый котёночек. Хвост короткий — не хвост, хвостишко. Мордочка пучеглазая, глаза глупые. А ростом он с полкошки всего.
Играет себе котёночек. Схватил в рот длинную соломину, а сам упал на спину и задними ногами соломину кверху подбрасывает. Задние-то ноги у него длинные, куда длиннее передних, а ступни у ног толстые, с подушечками.
Надоела котёнку соломинка. За мухой погнался, потом цветок лапой ударил. Схватил цветок, пожевал и выплюнул, головой мотает — горький, видно, цветок попал. Отплевался, отфыркался, посидел немного так, спокойненько, и вдруг тучу толкунцов-комаров заметил.
Подполз к ним, прыгнул и передние лапы врозь расставил — видно, хотел всех комаров в охапку поймать. Да ни одного не поймал.
А тут шмель попал на глаза. Подобрался котёнок и к шмелю, да как даст задней лапой по ромашке, на которой шмель сидел, и сшиб его наземь.
Ловко орудует задней ногой. Как передней. Домашней кошке так не суметь.
Сшиб он шмеля на землю, а потом как запищит, замяучит. Ужалил его шмель. Хотел было я ему помочь, яд выдавить, шмелиное жало вытащить. Да вдруг сообразил: нет, никак нельзя. И похолодел я весь со страху. Не помню, как на ноги вскочил и бежать пустился. Что есть мочи от котёнка удираю, только глаза заслоняю от веток.
Яма на пути — я через яму. Куст — я через куст. И такая во мне прыть от страха, что рад бы одним махом через весь лес перепрыгнуть.
Бегу, скачу. Километра два, наверное, этак проскакал. Выбежал наконец на луг и упал на траву — так прямо и грохнулся. Уж и ноги меня не держат, а сердце бьётся, колотится.
Хорошо, думаю, что ноги от котёнка унёс.
Котёнок-то не простой был — это рысёнок был. Значит, и мать его недалеко где-то бродила. Пока он играл себе тихо-мирно на полянке, ловил мух да соломинки жевал, мать тоже своим делом занималась — охотилась. А как подал он голос, запищал, завопил, — тут уж рысь, конечно, к нему — на помощь, на выручку. И разорвала бы она меня в клочки, если бы я ей по дороге попался.
А ружьё у меня, как назло, самой мелкой дробью было заряжено — на рябчика, на мелкую дичь. Где уж тут с рысихой сладить! Рысиха-мать — с доброго волка.
Лесной котенок Рассказ Чарушина для детей
На полянке ручеёк течёт. И трава кругом густая, разноцветная — от цветов разноцветная. Тут и пчёлы работают, и шмель гудит. А у сосенки, у трёхлетки, что мне по колено ростом, толкунцы толкутся, комары. Всей кучей на одном месте подпрыгивают. А полянка-то маленькая, будто комнатка, — шагов пять в ширину, десять в длину.
Стеной вокруг смородина растёт, в смородине рябина, под рябиной опять малина. А дальше настоящий лес обступил поляну. Еловый лес.
Иду я с ружьём по лесу. Увидел эту гущину — малину, смородину, рябину, — полез в кусты.
Смотрю, а за кустами эта самая полянка. Ишь ты, как запряталась!
«А нет ли тут дичи?» — думаю.
Высматриваю потихоньку сквозь смородину и вижу: как раз посерёдке дичь ходит.
Маленький-маленький котёночек ходит, большеголовый котёночек. Хвост короткий — не хвост, хвостишко. Мордочка пучеглазая, глаза глупые. А ростом он с полкошки всего.
Играет себе котёночек. Схватил в рот длинную соломину, а сам упал на спину и задними ногами соломину кверху подбрасывает. Задние-то ноги у него длинные, куда длиннее передних, а ступни у ног толстые, с подушечками.
Надоела котёнку соломинка. За мухой погнался, потом цветок лапой ударил. Схватил цветок, пожевал и выплюнул, головой мотает — горький, видно, цветок попал. Отплевался, отфыркался, посидел немного так, спокойненько, и вдруг тучу толкунцов-комаров заметил.
Подполз к ним, прыгнул и передние лапы врозь расставил — видно, хотел всех комаров в охапку поймать. Да ни одного не поймал.
А тут шмель попал на глаза. Подобрался котёнок и к шмелю, да как даст задней лапой по ромашке, на которой шмель сидел, и сшиб его наземь.
Ловко орудует задней ногой. Как передней. Домашней кошке так не суметь.
Сшиб он шмеля на землю, а потом как запищит, замяучит. Ужалил его шмель. Хотел было я ему помочь, яд выдавить, шмелиное жало вытащить. Да вдруг сообразил: нет, никак нельзя. И похолодел я весь со страху. Не помню, как на ноги вскочил и бежать пустился. Что есть мочи от котёнка удираю, только глаза заслоняю от веток.
Яма на пути — я через яму. Куст — я через куст. И такая во мне прыть от страха, что рад бы одним махом через весь лес перепрыгнуть.
Бегу, скачу. Километра два, наверное, этак проскакал. Выбежал наконец на луг и упал на траву — так прямо и грохнулся. Уж и ноги меня не держат, а сердце бьётся, колотится.
Хорошо, думаю, что ноги от котёнка унёс.
Котёнок-то не простой был — это рысёнок был. Значит, и мать его недалеко где-то бродила. Пока он играл себе тихо-мирно на полянке, ловил мух да соломинки жевал, мать тоже своим делом занималась — охотилась. А как подал он голос, запищал, завопил, — тут уж рысь, конечно, к нему — на помощь, на выручку. И разорвала бы она меня в клочки, если бы я ей по дороге попался.
А ружьё у меня, как назло, самой мелкой дробью было заряжено — на рябчика, на мелкую дичь. Где уж тут с рысихой сладить! Рысиха-мать — с доброго волка.
Лесной котёнок
Иду я с ружьём.
Вижу: на полянке маленький котёночек
ходит. Хвост короткий, мордочка пучеглазая,
глаза глупые. Схватил он в рот длинную
соломинку, а сам упал на спину и задними
ногами соломинку подбрасывает.
Надоела котёнку
соломинка – за мухой погнался. Потом
цветок лапой ударил. А тут шмель попал
на глаза. Подобрался котёнок к шмелю да
как даст задней лапой по ромашке, на
которой шмель сидел, и сбил его.
Ловко орудует
задней ногой, как передней! Домашней
кошке так не суметь. Котёнок не простой
был. Это был рысёнок. (По Е. Чарушину)
В слабом классе
по усмотрению учителя проводится
совместная работа по формированию
предложений. Предварительно обсудим с
учащимися, какие признаки необходимо
учитывать при делении текста на
предложения: смысловой признак
(предложение содержит законченную
мысль); интонационный признак (предложение
характеризуется законченной интонацией);
грамматический признак (в предложении
должна быть грамматическая основа).
Урок 81. Основные
разделы пунктуации (§32; урок 81
– упр. 482, 483; д.
з.: пересказ
текста (с. 181), упр. 485; индивидуальное
задание – упр. 484; урок
82 – упр. 486,
490, 492, 494; резерв
– упр. 487; д.
з.: на выбор:
упр. 429, или 491, или 489; урок
83 – упр.
495-497; резерв
– упр. 499; д.
з.: упр. 498;
урок 84
– упр. 500, 502; изложение (упр. 505); д.
з.: §32
повторить; на выбор: упр. 473 или составление
диктовки из 10-ти предложений с различными
пунктограммами.
На уроках по теме
тренируем пятиклассников в умении
проводить пунктуационный анализ
изученных синтаксических конструкций.
Основная задача
урока 81
– подвести учащихся к выводу, что знаки
препинания в конце предложения являются
выражением его эмоциональной окраски
и цели высказывания. На уроке
82 повторяем
и обобщаем сведения о расстановке знаков
препинания внутри простого предложения
на основе таблицы в упр. 486. По усмотрению
учителя предлагается распределительный
диктант.
Задание.
Заполните данными примерами таблицу
упр. 486.
1. Пожелай нам,
ветер, доброго пути (Г. Сапгир и Г.
Циферов). 2. Пляшут искорки рассвета на
деревьях и кустах (М. Пляцковский). 3.
Чтение — вот лучшее учение. 4. Мерцают,
как живые, росинки при луне (М. Пляцковский)
5. Мы, конечно, верим в чудеса.
Изложение (упр.
505) проводим как обучающую работу –
подготовку к написанию контрольного
диктанта.
Урок
85. Контрольная работа № 3 (диктант с
языковым анализом по разделам «Синтаксис»
и «Пунктуация»).
Цель
работы
– проверить умения учащихся в области
синтаксиса и пунктуации в пределах
изученного в первом полугодии.
Диктант
Однажды
я гулял возле пруда и увидел в траве
большой сачок на длинной палке. Сетка
сачка шевелилась. Я просунул руку в
мокрую сетку и вытащил настоящую золотую
рыбку. Она хватала ртом воздух и жалобно
смотрела на меня большими глазами.
Я
бросился к пруду, а рыбка билась в моих
ладонях и, кажется, начала затихать. Но
я уже подбежал к берегу, опустил ладони
в воду, и рыбка махнула хвостом и уплыла.
На
сердце у меня стало легко и спокойно.
«Плыви, золотая рыбка, и больше в сеть
не попадайся!» — пожелал я рыбке. (По Ю.
Алешковскому) (89 слов)
Языковой
анализ текста.
1.
Озаглавьте текст. Определите тип речи.
2.
Найдите и укажите в предложениях текста
обращение (1 вариант) и вводное слово (2
вариант).
3.
Подчеркните в предложениях второго
абзаца члены предложения.
4.
Выполните синтаксический разбор третьего
предложения. Составьте его схему.
Уроки 86-87.
Текстоведение как раздел лингвистики.
Понятие о тексте (§33;
урок 86
– тексты (с. 189-190), упр. 506-508; резерв
– упр. 510; д.
з.: пересказ
текста (с. 189-190), упр. 509; урок
87 – упр. 511,
513-515; д. з.:
на выбор: упр. 512, или 516, или 518).
Одно из основных
умений, которое должно быть выработано
в ходе изучения темы, – это умение
проводить смысловой анализ текста –
главным образом, правильно и полно
определять тему и основную мысль текста.
Назначение упр.
507 – развести в сознании учащихся понятия
«тема» и «идея» и отработать умение
отражать тему и идею в заголовках
текстов. Ребята могут предложить
следующие заголовки: «В тайге» и «Тишина
хвойного царства» для первого текста;
«В пустыне» и «В жаркой пустыне» — для
второго. Урок
88. Типы речи. (§ 34;
урок 88
– текст (с. 195-196); упр. 520, 521; д.
з.: пересказ
текста § 34; на выбор: упр. 519, или 523, или
525, или 570; урок
89 – упр. 526,
507, 509, 528; д.
з.: на выбор:
упр. 529 или орфографический анализ текста
2 упр. 526; по желанию – упр. 526 (3); урок
91 – упр. 531,
534, 533; резерв
— упр. 538; д.
з.: на выбор:
упр. 532 или сжатый пересказ сказки В.
Бианки (см. упр. 533); урок
92 — упр. 535,
540, 539, 567, 568; резерв
– упр. 537; д.
з.: на выбор:
упр. 542, или 543, или 544, или 569; индивидуальное
задание — упр. 545).
Основными задачами
уроков по теме является повторение и
углубление сведений о типах речи, а
также формирование умения создавать
тексты разных типов речи, уместно
употребляя соответствующие языковые
средства
На уроке
88 добиваемся
от учащихся уяснения способа определения
типа речи текста (способа постановки
вопроса). Предложим задание передать
основное содержание текста (с. 195 -196) в
виде схемы:
Типы речи.
Описание какой? |
Повествование что |
Рассуждение почему? |
Приступая к
изучению темы «Описание», дадим
пятиклассникам понятие о том, что
существуют тексты-описания природы,
интерьера, отдельного предмета, животного,
внешности и характера человека, его
внутреннего состояния. Обратим внимание
ребят на то, что для обозначения деталей
описываемого предмета, явления часто
используются существительные определённых
тематических групп (например, черты
лица, одежда), для выражения признаков
этих предметов и явлений – прилагательные,
наречия, яркая глагольная лексика.
На уроке
91 учим
опознавать тексты-рассуждения и
анализировать их структуру, а также
формируем умение создавать
тексты-рассуждения, уместно употребляя
языковые средства выражения
последовательности развития мысли,
логики предъявления доказательств
(аргументов).
В ходе анализа
текстов упр. 531 обращаем внимание учеников
на то, что рассуждение может состоять
из одного предложения (текст 3 и первое
предложение текста 1). Текст 3, которые
состоит из одного предложения, представляет
собой законченное рассуждение, поскольку
включает исчерпывающий аргумент. Первое
предложение текста 1 включает аргумент,
требующий подкрепления, поэтому автор
приводит ещё один аргумент, который
оформляет как отдельное предложение.
Заключительное предложение текста
представляет собой вывод, который
вытекает из аргументов и является по
существу усиленным тезисом.
На уроке
92 пятиклассники
должны не только вспомнить особенности
каждого типа речи, но и сопоставить эти
особенности. Подведём учеников к выводу
о том, что повествование, описание и
рассуждение различаются содержанием,
построением и языковым оформлением.
Различия в содержании
текстов разных типов учащиеся определят,
опираясь на схемы упр. 535. Рассказывая
об особенностях строения текстов
различных типов речи, пятиклассники
должны будут описать структуру рассуждения
(тезис – аргументы – вывод), перечислить
основные элементы композиции
текста-повествования (завязка, развитие
действия, развязка), отметить такие
элементы описания, как создание общего
впечатления о предмете и описание
деталей. При анализе наиболее часто
используемых языковых средств на данном
этапе, думаем, достаточно будет назвать
глаголы для повествования, прилагательные
для описания, сложноподчинённые
предложения для рассуждения.
Урок 90. Подготовка
к сочинению по картине В. Д. Поленова
«Московский дворик»
(упр. 530; д.
з.: сочинение
по картине).
Готовя пятиклассников
к описанию изображённого на картине
Поленова уголка старой Москвы,
подчёркиваем, что важно передать общее
настроение картины, уловить и отметить
в сочинении то, что в этом художественном
полотне производит такое сильное
впечатление на самых разных людей уже
в течение многих десятилетий. Поэтому,
как и при описании любой другой местности,
мы обращаем внимание только на те детали,
которые это особое настроение создают.
Заострим внимание
пятиклассников на том, что сочинение-описание
местности, написание которого им
предстоит, строится по своим законам.
Сначала даётся общий план – указывается,
какая именно местность (деревня, улица,
двор) будет являться предметом описания,
и говорится об её отличительных
особенностях. Затем описываются отдельные
детали, с помощью которых эти особенности
создаются. Отметим также, что любая
местность выглядит по-особому в разное
время суток. Это связано и с освещением,
и с тем, как изменяют общий вид местности
люди, которые оживляют пейзаж и привносят
своё настроение.
План сочинения
может выглядеть следующим образом:
I. Сюжет картины
В. Д. Поленова «Московский дворик»
(предмет изображения).
II. Общий вид дворика.
1. Лужайка, сад,
особняк, сарай на первом и втором планах.
2. Городские дома,
церковь, колокольня на заднем плане.
3. Небо, солнечный
свет.
В качестве словарной
работы можно предложить запись под
диктовку и объяснение написания опорных
словосочетаний. Поможем пятиклассникам
записать безошибочно слова с неизученными
орфограммами. На усмотрение учителя
данный список может быть сокращён или
расширен.
Уголок старой
Москвы, пышный разросшийся сад, фасад
особняка, лепные наличники, покосившийся
дощатый сарай, панорама Москвы,
белокаменная церковь, столпы с куполами,
пирамидальная колокольня, золотой
купол-луковка, повседневная жизнь,
копошатся в земле, прелесть деревенской
жизни, гармоническая связь жизни человека
с жизнью природы, прозрачное небо,
белоснежные облачка, тишина и безмятежность,
ослепительность ясного летнего дня,
настроение спокойствия, умиротворённости,
светлой радости бытия.
Урок 93. План
текста (упр.
565, 541, 546; §35;
текст (с. 207-208), упр. 547, 548, упр. 551 (1); резерв
– упр. 550, 551 (2); д.
з.: на выбор:
упр. 549 или 553).
На уроке совершенствуем
умение составлять план готового текста.
После прочтения
текста упр. 547 подведём пятиклассников
к примерно следующему определению темы
и идеи текста: «Этот текст о том, как
пингвины строят гнёзда. Автор объясняет,
что пингвины всегда кричат и дерутся,
потому что отнимают друг у друга камушки,
так как эти камушки им нужны для
строительства гнёзд. Если мы хотим
отразить в заголовке тему, то озаглавим
его «Как пингвины гнёзда строят», а если
выражаем идею – «Крикливые строители»
и т. п.» План может выглядеть примерно
так: 1) Почему пингвины идут с пляжа
молча. 2) Борьба за камушек. 3) Зачем
пингвинам камушки. 4) Пингвины-сторожа.
5) Почему пингвины кричат и дерутся.
Урок 94. Изложение
(упр. 554; д.
з.: на выбор:
упр. 552 или 555).
Подготовка к
изложению будет включать внимательное
чтение, частичный смысловой анализ
текста и подбор заголовка, составление
тезисного плана и устный пересказ,
орфографический анализ отдельных слов
и пунктуационный анализ простых
осложнённых и сложных предложений.
Типологическая
структура текста будет выглядеть
следующим образом.
1. Описание с
элементами рассуждения. [Описание
движения корабля в Анадырском заливе
и объяснение особенностей движения;
описание ночи в море и объяснение
особенностей состояния природы.] 2.
Повествование с элементами описания.
[Рассказ о появлении чудовища и
столкновении его с кораблём и описание
движений этого чудовища.] 3. Описание.
4. Рассуждение. 5. Повествование с
элементами рассуждения.
Учащиеся определяют
тему текста («Этот текст о том, как
молодой кашалот принял судно за своего
сородича и всю ночь плыл рядом с кораблём»)
и предлагают возможные заголовки:
«Заблудившийся кашалот», «Как китёнок
маму искал» и т. п. Тезисный план может
выглядеть примерно так.
1) Однажды ночью
корабль шёл в Анадырском заливе и с
большим трудом пробирался малым ходом
между льдинами. 2) Вдруг за бортом
появилось какое-то чудовище. 3) Всю ночь
за кораблём плыл и тяжко вздыхал кашалот
– самый большой по размерам зубастый
кит. 4) Наверное, молодой кашалот отстал
от матери и принял судно за кита. 5)
Молодой кит отправился искать экватор.
Урок 95. Основные
нормы построения текста (§36;
упр. 556, 557; текст (с. 212), упр. 561-563; резерв
– упр. 558; д.
з.: пересказ
текста (с. 212), упр. 564; на выбор: упр. 571 или
560; индивидуальное задание – упр. 563).
Основная задача
урока – учить пятиклассников
руководствоваться основными требованиями
к содержанию текста при составлении
устных и письменных высказываний и
редактировать готовые тексты.
После совместного
определения признаков текста упр. 557
предложим отдельным учащимся дать
полный ответ. (Перед нами текст, так как
все части этого высказывания подчинены
раскрытию единой темы – «Проказы
сорок»; автор выражает мысль о том, что
в сорочьих гнёздах можно найти много
интересных вещиц, даже старинные монеты.
В этом тексте достаточно предложений,
чтобы раскрыть тему и выразить главную
мысль.
Предложения связаны
по смыслу и грамматически. Средства
связи – однокоренные слова (ложечка
— ложка (1-2
предложения),
сорока – сорочьи (3-5
предложения)); союз (а
– 2-3 предложения); частица, местоимение
(вот, её
(3-4 предложения)) и т. д. Смысловая и
грамматическая связь существует и между
абзацами, например, второй абзац связан
с первым с помощью повтора слова (весной),
однокоренных слов (сорочьих
– сорок),
контекстных синонимов (сорочьи
квартиры – гнезда).
Части текста
логически связаны и представлены в
стройной композиции текста-повествования:
первая часть – завязка, вторая – развитие
действия, третья – развязка.)
Урок 96. Обобщение
по разделу «Текстоведение». Подведение
итогов работы в первом полугодии.
На уроке повторяем
сведения об основных требованиях к
образцовому тексту и подводим итоги
работы в первом полугодии.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Прислала Я. В. Кузнецова.
_______________
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ
СОДЕРЖАНИЕ
Лесной котёнок 3
Волчишка 6
Друзья 9
Олешки 12
Про зайчат 15
Медвежата 18
ЛЕСНОЙ КОТЁНОК
На полянке ручеёк течёт. И трава кругом густая, разноцветная. Тут и пчёлы работают и шмель гудит. А у сосенки толкунцы толкутся, комары. Всей кучей на одном месте подпрыгивают.
А полянка-то маленькая, будто комнатка, — шагов пять в ширину, десять в длину. Стеной, вокруг смородина растёт, в смородине — рябина, под рябиной — малина. А дальше настоящий лес обступил поляну. Еловый лес.
Иду я с ружьём по лесу, увидел эту гущину — малину, смородину, рябину — и полез в кусты. Смотрю, а за кустом эта самая полянка!
«А нет ли тут дичи?» — думаю.
Высматриваю потихоньку сквозь смородину и вижу: как раз посерёдке дичь ходит.
Маленький-маленький котёночек ходит, большеголовый котёночек. Хвост короткий — не хвост, а хвостишко. Мордочка пучеглазая, глаза глупые. А ростом он с полкошки всего.
Играет себе котёночек. Схватил в рот длинную соломину, а сам упал на спину и задними ногами соломину кверху подпинывает. Задние-то ноги у него длинные, куда длиннее передних, а ступни у ног толстые, с подушечками.
Надоела котёнку соломина. За мухой погнался, потом цветок лапой ударил. Схватил цветок, пожевал и выплюнул, головой мотает — горький, видно, цветок попал.
Отплевался, отфыркался, посидел немного так и вдруг тучу толкунцов-комаров заметил.
Подполз к ним, прыгнул и передние лапы врозь расставил. Видно, хотел всех комаров в охапку поймать. Да ни одного не поймал. А тут шмель попал на глаза. Подобрался котёнок — и к шмелю, да как даст задней лапой по ромашке, на которой сидел шмель, и сшиб его наземь! А потом как замяучит! Ужалил его шмель.
Хотел было я ему помочь, яд выдавить, шмелиное жало вытащить. Да вдруг сообразил: нет, никак нельзя. Вскочил на ноги — и бежать. Что есть мочи от котёнка удираю, только глаза заслоняю от веток. Ямы на пути — я через ямы. Куст — я через куст. Выбежал наконец на луг и упал в траву — так прямо и грохнулся. «Хорошо, — думаю, — что ноги от котёнка унёс».
Котёнок-то не простой был — это рысёнок был. Значит, и мать его недалеко где-то бродила. Пока он играл себе тихо-мирно на полянке, мать своим делом занималась — охотилась. А как подал он голос, запищал, завопил, тут уж рысь, конечно, к нему — на помощь. И разорвала бы меня в клочки, если бы я ей попался. Ружьё у меня, как назло, самой мелкой дробью было заряжено — на рябчика, на мелкую дичь.
ВОЛЧИШКА
Жил в лесу волчишка с матерью.
Вот как-то раз ушла мать на охоту.
А волчишку поймал человек, сунул его в мешок и принёс в город. Посреди комнаты мешок положил.
Долго не шевелился мешок. Потом забарахтался в нём волчишка и вылез. В одну сторону посмотрел —
испугался: человек сидит, на него смотрит.
В другую сторону посмотрел — чёрный кот фыркает, пыжится, самого себя вдвое толще, еле стоит. А рядом пёс зубы скалит.
Совсем забоялся волчишка. Полез в мешок обратно, да не влезть — лежит пустой мешок на полу, как тряпка.
А кот пыжился, пыжился да как зашипит! Прыгнул на стол, блюдце свалил. Разбилось блюдце.
Пёс залаял.
Человек закричал громко: «Ха! Ха! Ха! Ха!»
Кресло посреди комнаты стоит.
Кот со спинки кресла вниз посматривает.
Пёс вокруг кресла бегает.
Человек в кресле сидит — дымит.
А волчишка еле жив под креслом.
Ночью человек уснул, и пёс уснул, и кот зажмурился.
Коты — они не спят, а только дремлют.
Вылез волчишка осмотреться.
Походил, походил, понюхал, а потом сел и завыл.
Пёс залаял.
Кот на стол прыгнул.
Человек на кровати сел. Замахал руками, закричал. А волчишка опять под кресло залез. Стал тихонечко там жить.
Утром ушёл человек. Молока налил в плошку. Стали кот с собакой молоко лакать.
Вылез из-под кресла волчишка, подполз к двери, а дверь-то открыта!
Из двери на лестницу, с лестницы на улицу, с улицы по мосту, с моста в огород, из огорода в поле.
А за полем стоит лес.
А в лесу мать-волчиха.
Обнюхались, обрадовались и дальше побежали по лесу.
А теперь волчишка вот каким стал волком.
ДРУЗЬЯ
Однажды лесник расчищал в лесу просеку и высмотрел лисью нору. Он раскопал нору и нашёл там одного маленького лисёнка. Видно, лисица-мать успела остальных перетащить в другое место.
А у этого лесника жил дома щенок гончей породы. Тоже ещё совсем маленький. Вот и стали лисёнок и щенок расти вместе. И спят они рядышком, и играют вместе.
Очень занятно они играли! Лисёнок лазил и прыгал, как настоящая кошка. Прыгнет на лавку, а с лавки на стол, хвост задерёт трубой кверху и смотрит вниз. А щенок ползёт на лавку — хлоп! — и упадёт. Лает, бегает вокруг стола целый час. А потом лисёнок спрыгнет вниз, и оба лягут спать.
Поспят-поспят, отдохнут и снова начнут гоняться друг за другом.
Щенка звали Огарок, потому что он был весь рыжий, будто огонь. А лисёнка лесник назвал Васькой, как кота: он лаял тоненьким голоском, будто мяукал.
Всё лето щенок и лисёнок прожили вместе и к осени оба выросли. Лесник посадил лисёнка на цепь, чтобы он не убежал в лес, а с гончим Огарком стал ходить на охоту и стрелять зайцев.
Однажды утром вышел лесник покормить лису. Глядит, а у лисьей будки одна цепь и рваный ошейник. Убежала лиса.
«Ну, — подумал лесник, — видно, не бывать тёбе ручным зверем. Найду в лесу и застрелю, как дикую»!
Вызвал он своего Огарка, снял с полки ружьё.
— Ищи, — говорит, — Огарок, ищи своего приятеля. — И показал следы на снегу.
Огарок залаял и побежал по следу. Гонит, лает — по следу идёт. И ушёл он далеко-далеко в лес, еле-еле слышно. Вот он и совсем замолк. А вот снова сюда идёт. Лай всё ближе, ближе. Лесник спрятался за ёлку на опушке, взвёл курки на ружье.
И вот видит: выбежали из лесу лиса и собака. Как настоящие приятели — плечо к плечу! Ну как тут стрелять? Ведь собаку убьёшь!
Увидели звери лесника, подбежали. Васька прыгнул к нему на плечи, а пёс стал на задние лапы, упёрся в грудь хозяину и ловит, шутя, лисий хвост.
— Эх вы, чертенята! — сказал лесник. Спустил курки на ружье и вернулся домой.
И так жила лиса у него в избе всю зиму — не на цепи, а просто так. А весной стала уходить в лес — мышей ловить. Ловила-ловила, да и осталась в лесу совсем.
А гончий Огарок с тех пор не гонит лисиц. Видно, все лисицы ему стали друзья.
ОЛЕШКИ
Привезли в зоопарк как-то двух олешков. Маленьких, ростом с козу.
У оленя рога с развилиной, а самка безрогая.
Глаза у обоих большие, чёрные и с ресницами, как у человека.
Совсем людей не боялись олешки: тыкались холодными носами в руки — корм выпрашивали. И очень любили, когда у них за ушами чешут.
Однажды увидел я — завешена их клетка брезентом, а брезент прибит гвоздями по бокам, чтобы народ его не отворачивал.
— Зачем, — спрашиваю, — завесили оленей?
— Олениха объягнилась!
Ну, я не вытерпел, всё-таки посмотрел за брезент. И увидел: два маленьких, жёлтых с белыми пятнами олешка — не больше кошки ростом — стоят и глазами и ушами на меня наставились.
Ножки у них беленькие, передние в коленях сходятся, а у земли разошлись в стороны.
Лупоглазые, глупые олешки.
Смотрели они, смотрели, испугались и повернулись ко мне задом.
А олениха, всегда ласковая, вдруг бросилась на меня и стукнулась безрогим лбом о решётку.
Долго я не был в зоопарке.
Прихожу — в клетке теперь не четверо, а только трое.
Вырос оленёнок, ростом с мать уже, рога шишками на лбу прорастают, а шкура всё ещё ребячья — жёлтая, в белых пятнышках.
— А где же другой оленёнок? — спрашиваю у служителя.
— А как сняли брезент с клетки, дал ему кто-то конфетку; он конфетку вместе с бумажкой съел и к утру издох. Слабенький был олешек!
Потом я ещё раз зашёл в зоопарк и даже не узнал моего оленёнка.
Он стал совсем такой же, как и его отец: и стройный, и гордый, и шкурка гладкая, и рожки с развилинами.
ПРО ЗАЙЧАТ
Однажды на даче ребята принесли с лугов трёх зайчат, они их на сенокосе поймали.
Ну и славные же были зайчатки! Этакие мохнатые шарики! Уши врозь, глаза коричневые, большие. А лапки мягкие-мягкие, будто зайчата в валеночках ходят.
Захотели мы зайчат покормить. Дали им травы — не едят. Налили молока в блюдце — и молока не пьют…
А спустили их на пол — они шагу никому не дают ступить. Прямо наскакивают на ноги. Тычутся мордочками в сапоги и лижут их… Должно быть, ищут мать-зайчиху…
Видно, голодные, а есть не умеют. Сосунки ещё.
Как же нам накормить зайчат? Ведь они, бедняги, умрут с голоду. Надо им непременно найти кормилицу.
И тут я вспомнил. Как-то на охоте я увидел у лесника — кошка зайчика кормит. Помню, я так долго удивлялся, что лесник надо мной смеяться стал.
— То ли, — говорит, — ещё бывает. Я сам видал в зоопарке, как маленькая собачка львёнка выкармливала…
И мы пошли кошку-кормилицу искать.
Кошка лежала на лавке у соседнего дома и кормила своих котят. Такая пёстрая, расписная, даже нос у неё разноцветный.
Притащили мы кошку к зайчатам. Она как зафыркает на них, как заворчит басом! Чуть не воет. Да ну её!
Пошли мы другую кормилицу искать. Уж в самом конце деревни нашли. На вид такая хорошая, ласковая. Только эта ласковая-то чуть-чуть наших зайчат не съела. Как увидела их, вырвалась из рук — и прямо на зайчат, как на мышей. Насилу мы её оттащили и за дверь выбросили.
Наверно, наши зайчата так и умерли бы с голоду, если бы, на наше счастье, не нашлась ещё одна кошка, третья. Она сама к нам пришла. А пришла потому, что своих котят искала. Рыженькая такая, худая. Мы накормили её, напоили и принесли к ней зайчат. Сунулись к ней зайчатки, сразу присосались, даже зачмокали — нашли молоко! А кошка сначала задёргалась, забеспокоилась, а потом видим — вылизывать их стала и даже песенку замурлыкала. Значит, всё в порядке!
Много дней кормила кошка зайчат. Лежит, бывало, на подоконнике, песенку мурлычет, мордочка довольная, щурится на солнышке, а зайчатки у неё под боком.
А потом зайчата подросли, научились сами есть траву и убежали в лес.
А кошка завела себе настоящих котят.
МЕДВЕЖАТА
В разных лесах охотники убили трёх медведиц и три выводка медвежат привезли в зоопарк.
В зоопарке их всех посадили в одну клетку — бурых, рыжих, черноватых, не одинаковых и мастью, и ростом: кто побольше, кто поменьше.
Самый маленький — самый угрюмый. Сидит в углу, чешет животик, лапу сосёт и всё время ворчит.
А другие весёлые: борются, по клетке лазят, барахтаются, пыхтят — мохнатые, пузатые, большеголовые, косолапые медвежатки.
Один хоть и всех перерос, а есть не умеет. Его служительница соской кормит.
В бутылку молока нальёт, тряпку в горлышко сунет и отдаст ему.
Он бутылку облапит и сосёт. Никого к себе не подпускает, ворчит. Страшно так!
Другой, черноватый, с белым пятном-нагрудником, полез по железным прутьям клетки к потолку. Лез, лез, до половины добрался, а дальше — никак.
Вовсю лапами работает, визжит со злости, а ничего не выходит — вниз съезжает.
Придумал. Вцепился зубами в железный прут и висит — лапы отдыхают. Повисел, отдохнул — и сразу до потолка добрался. Потом и по потолку полез, да сорвался, упал и завопил отчаянным голосом.
Прибежала служительница, взяла его на руки, укачивает, гладит.
Медвежишка успокоился, учуял в кармане конфету, достал и вместе с бумажкой давай её сосать, причмокивать.
Принесли медвежатам молочной каши.
Все на корытце навалились, прямо в кашу лезут, огрызаются, чавкают, сопят.
Вдруг кто-то опять закричал. Орёт благим матом, надрывается.
А это тот самый сосун, который по-настоящему есть не умеет. Выбрался он из клетки, когда кашу давали, и полез по метле — у клетки метла стояла.
Полез Миша по метле и вместе с ней свалился. Об пол ушибся, да ещё и палка от метлы по голове его ударила.
Лежит, закрыл глаза и вопит. А метлу из лап не выпускает. Дали ему опять соску.
Медвежата съели кашу. Так вывозились, что никакой масти не узнаешь, — все в каше. Они стали полосатые, пятнистые.
Поели и снова давай играть.