Рассказы и сказки мамина сибиряка для детей отличаются

1. Д.Н.Мамин-Сибиряк. Рассказы о детях-тружениках, о природе Урала и людях Урала: «Алёнушкины сказки».

Дмитрий
Наркисович Мамин-Сибиряк не раз говорил,
что «ребенок — самый лучший читатель».
Для детей им написаны рассказы и сказки:
«Емеля-охотник», «Зимовье на
Студеной», «Серая Шейка», «Вертел»,
«Богач и Еремка». У Мамина-Сибиряка
было свое, продуманное отношение к
детской литературе. Он считал, что книги
для детей формируют разум и воспитывают
чувства ребенка. Видя в детях будущее
человечества, писатель выдвигал в
произведениях, им адресованных, глубокие
социальные проблемы, в художественных
образах раскрывал правду жизни. Об
«Аленушкиных сказках», которые
писатель придумывал для своей маленькой
дочери, он сказал: «Это моя любимая
книжка — ее писала сама любовь, и поэтому
она переживет все остальное». Нет
слов, хороши «Аленушкины сказки»,
но и у большинства других произведений
Мамина-Сибиряка долгая и славная жизнь.

А.М.
Горький, обращаясь к Мамину-Сибиряку,
писал: «В день сорокалетия великого
труда Вашего, люди, которым Ваши книги
помогли понять и полюбить русский народ,
русский язык, — почтительно и благодарно
кланяются Вам, писателю воистину
русскому… Земле родной есть за что
благодарить Вас, друг и учитель наш».

Художественное
наследие Мамина-Сибиряка для детей
составляет более полутораста произведений:
повестей и очерков, рассказов и сказок.
К сожалению, лишь малая их часть известна
нашим детям. Всего несколько рассказов
вошли в программу начальной школы.

Судьба
с ранних лет связала Мамина-Сибиряка с
Уралом. Недаром его часто называют
«певцом Урала», открывшим целую
область, ранее неизвестную. «Урал,
Урал! Тело каменно, сердце пламенно… »
— говорил он.

Целый
цикл рассказов посвящает писатель
детям-труженикам. Он описывает нелегкую
жизнь и раннюю смерть двенадцатилетнего
кормильца семьи Прошки («Кормилец»).
Мамин-Сибиряк рассказывает о беспросветной
работе мальчика Васи, отданного в ученики
к сапожнику («В каменном колодце»).
Так писатель выполнял основную задачу
своего творчества — готовил сознание
молодого поколения к борьбе с общественным
злом.

Один
из ранних рассказов «Емеля-охотник»
открывается превосходной пейзажной
зарисовкой: «Далеко-далеко, в северной
части Уральских гор, в непроходимой
лесной глуши спряталась деревушка
Тычки». Удивительно слияние почти
сказочного зачина «далеко-далеко»
и ритмической напевности с реалистической
точностью места действия — «деревушка
Тычки». В человеческих характерах
Мамин-Сибиряк в первую очередь подмечает
то, что роднит простого человека,
труженика, с природой. Близость к природе
определяет поведение охотника Емели,
оставившего в живых олененка.

Много
сказочного и в рассказе «Зимовье на
Студеной», особенно в описаниях
природы («Ходит ветер по Студеной,
наметает саженные сугробы снега, завывает
в лесу, точно голодный волк, избушка
Елески совсем потонула в снегу»).
Ритмичность, применение инверсий,
сравнения, эпитеты — все продумано, все
создает живость, одухотворенность
повествования.

Друзьями
людей в рассказах писателя обычно
оказываются собаки: Лыско у Емели,
Музгарко у старика Елески. Особенно
трогательно описывает Мамин-Сибиряк
долгую дружбу Елески и Музгарки. Скупо
и предельно выразительно рассказывается
о корнях этой дружбы, о долгих годах ее
и о смерти сначала Музгарки, а потом и
Елески.

Мамин-Сибиряк
всегда тщательно продумывает структуру
своих произведений для детей. В них, как
правило, невелик круг действующих лиц.
Сюжет развивается плавно и неторопливо.
Вставные эпизоды имеют тесную связь с
сюжетом. Например, воспоминания о
молодости старика Елески или эпизод о
первой встрече Лисы и Серой Шейки.
Композиционная прозрачность и
стилистическая ясность произведений
помогают Мамину-Сибиряку, не снижая
идейной остроты, воспитывать в детях
любовь к родине, к народу-труженику.

Детям
дошкольного возраста адресованы
«Аленушкины сказки», над которыми
Мамин-Сибиряк работал с 1894 по 1897 г. Они
представляют собой произведения
подлинной детской литературы. Это
гуманистическая книга, в которой
органично сочетаются нравственные и
общественные идеи. Аллегория сказок
связана с перенесением социальных
явлений в мир птиц, зверей, рыб. Например,
«Сказка про храброго Зайца — длинные
уши, косые глаза, короткий хвост»
начинается как будто традиционно, с
хвастовства Зайца: «Никого я не боюсь!
— крикнул он на весь лес — Вот не боюсь
нисколько, и все тут!» Но трусом
оказался не столько хвастунишка, сколько
сам страшный Волк. «Когда Заяц упал
на него, ему показалось, что кто-то в
него выстрелил. И Волк убежал. Мало ли
в лесу других зайцев можно найти, а этот
был какой-то бешеный… » С начала и до
конца сказку пронизывает один мотив —
«надоело бояться», «надоело
прятаться». Условный мир зайцев и
волков иносказательно отражает
взаимоотношения слабых и сильных в мире
и уязвимость тех, кто держит слабых в
страхе.

Главное
— поверить в себя: «С этого дня храбрый
Заяц начал сам верить, что он действительно
никого не боится». Эта мысль четко
воплощена в конфликте и в системе
художественных образов персонажей
сказки.

В
«Аленушкиных сказках» образы,
композиция, стиль, язык тесно связаны
с целями воспитания разума ребенка, с
задачами пробуждения общественного
сознания («Умнее всех»; «Сказочка
про Воронущку — черную головушку и желтую
птичку канарейку»; «Сказка про
Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и
веселого трубочиста Яшу»). Сказки
Мамина-Сибиряка по-настоящему детские,
и их цели и задачи осуществляются с
учетом особенностей восприятия
дошкольников. Аллегория и антропоморфизм
сказок Мамина-Сибиряка сродни народным
детским сказкам. Заяц трусоват, Кот
плутует, Воробей озорничает. В то же
время животные разговаривают, действуют
подобно людям; с ними происходят
необычайные, удивительные события.

«Аленушкины
сказки» занимают особое место в
творчестве Мамина-Сибиряка. Они были
сначала рассказаны писателем дочери
во время ее болезни, а потом подготовлены
для издания. Посвящение сказок маленькой
Аленушке определило лиризм, задушевность
и колыбельную интонацию: «Баю-баю-баю…
один глазок у Аленушки спит, другой —
смотрит; одно ушко у Аленушки спит,
другое — слушает. Спи, Аленушка, спи,
красавица, а папа будет рассказывать
сказки».

Стиль
этой присказки Мамина-Сибиряка близок
к народным. Писатель тщательно работал
над сказками, используя богатство
русской народной речи, отшлифовывал в
них свой стиль, который современники
метко назвали «Маминслог». Язык
детских произведений Мамина-Сибиряка
свеж и колоритен, полон пословицами и
поговорками, остроумными и меткими
присловьями. Так, спесивость и зазнайство
Индюка в сказке «Умнее всех»
подчеркиваются в диалоге его с обитателями
птичьего двора. Когда Индюк требует,
чтобы его признали самым умным, ему
отвечают: «Кто же не знает, что ты
самая умная птица!» Так и говорят:
«Умен, как индюк». Ирония этой
характеристики понятна дошкольникам.

Таким
образом, «Аленушкины сказки» —
превосходный образец творчества для
маленьких, они прочно вошли в чтение
уже не одного поколения детей.

2. В.Маяковский
— детям: проблематика и поэтика. Роль
В.Маяковского в становлении «новой»
детской поэзии
.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Реферат
по теме  «
Д.Н. Мамин — Сибиряк – детский писатель.

(Сказка. Цикл сказок. Рассказ. Особенности
повествовательной манеры.)»

   
 Содержание

Введение

1. История создания сказок

2. Галерея сказочных образов животного
мира

3. Особенности языка

4. Воспитательная ценность сказок

Заключение

Список литературы

Введение

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк не раз
говорил, что «ребенок — самый лучший читатель». Для детей им написаны
рассказы и сказки: «Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной», «Серая Шейка»,
«Вертел», «Богач и Еремка». У Мамина-Сибиряка было свое, продуманное отношение
к детской литературе. Он считал, что книги для детей формируют разум и
воспитывают чувства ребенка. Видя в детях будущее человечества, писатель
выдвигал в произведениях, им адресованных, глубокие социальные проблемы, в
художественных образах раскрывал правду жизни. Об «Аленушкиных сказках»,
которые писатель придумывал для своей маленькой дочери, он сказал: «Это моя
любимая книжка — ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное».

К детской литературе Мамин — Сибиряк относился
очень серьезно. Он называл детскую книжку «живой нитью», которая выводит
ребенка из детской комнаты и соединяет с широким миром жизни. Обращаясь к
писателям, своим современникам, Дмитрий Наркисович призывал их правдиво
рассказывать детям о жизни и труде народа. Он часто говорил, что только честная
и искренняя книга приносит пользу: «Детская книга — это весенний солнечный луч,
который заставляет просыпаться дремлющие силы детской души и вызывает рост
брошенных на эту благодатную почву семян».

                                        
1. История создания сказок

Родился Дмитрий Мамин 6 ноября 1852 года в
Висимо-Шалтанском заводском поселке, в сорока километрах от Нижнего Тагила, в
семье священника заводской церкви. Семья была культурная. Книга была в ней не
прихотью и не забавой, а предметом первой необходимости. Имена Карамзина и
Крылова, Аксакова, Пушкина и Гоголя, Кольцова и Некрасова, Тургенева и
Гончарова были здесь близкими и дорогими и детям, и взрослым. А еще все любили
природу Урала. Она вливалась в душу с детства и в течение всей жизни согревала,
вдохновляла, помогала не растерять привязанность к родному краю, к
Отечеству.[1,2]

Прошли годы. Мамин — Сибиряк стал
писателем. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью
изображал в них простой народ и красоту уральской природы.

В 1890 году развёлся с первой женой, а в
1891 женился на артистке Марии Абрамовой и переехал в Санкт-Петербург. Через
год Абрамова умерла при родах, оставив … дочь Алёнушку (Елену) на руках
потрясённого этой смертью отца.[8]

Елена-Аленушка родилась больным ребенком.
Врачи говорили «не жилец». Но отец, друзья отца, няня-воспитательница
— «тетя Оля» вытащили Аленушку с «того света». Пока
Аленушка была маленькой, отец днями, часами сидел у ее кроватки. Недаром ее
называли «отецкой дочерью».

Когда девочка начала понимать, отец ей
стал рассказывать сказки, сначала те, что знал, потом начал сочинять свои
сказки, стал их записывать, собирать.

Эти сказки создавались от случая к случаю
с 1894 до 1897 года и первоначально не предназначались для опубликования — они
сочинялись для тяжело больной дочери, которой трудно иногда было засыпать по
ночам. В последствии кому- то из друзей пришла в голову мысль издать их.

«Аленушкины сказки» задумывались как
педагогические заповеди ребенку, которому необходимо быть в жизни стойким,
независимым и самоценным.[7]

Сказки печатались в журналах «Детское
чтение», «Всходы» в 1894- 1896 годах. Отдельным изданием «Аленушкины сказки»
вышли в 1897 г. и после этого не однократно переиздавались. Даже сейчас его
«Аленушкины сказки» ежегодно издаются, переводятся на другие языки. О них много
написано, их связывают с фольклорными традициями, уменьем писателя занимательно
преподнести нравственные уроки.

                            2. Галерея
сказочных образов животного мира

Герои Мамина-Сибиряка те же, что и герои
многих народных сказок: мохнатый неповоротливый медведь, голодный волк,
трусливый заяц, хитрый воробей. Они и думают и разговаривают между собой, как
люди. Но в то же время это настоящие животные. Медведь изображён неуклюжим и
бестолковым, волк злым, воробей озорным, проворным забиякой.

Лучше представить их помогают имена и
прозвища.

Вот Комарище — длинный носище — это
большой, старый комар, а вот Комаришко — длинный носишко — это маленький, ещё
неопытный комарик.

Оживают в его сказках и предметы. Игрушки
празднуют праздник и даже затевают драку. Разговаривают растения. В сказке
«Пора спать» избалованные садовые цветы гордятся своей красотой. Они похожи на
богачей в дорогих платьях. Но скромные полевые цветы писателю милее. Одним
своим героям Мамин-Сибиряк сочувствует, над другими подсмеивается. Он с
уважением пишет о трудящемся человеке, осуждает бездельника и лентяя.

Не терпел писатель и тех, кто зазнаётся,
кто думает, что всё создано только для них. В сказке «О том, как жила-была
последняя Муха» рассказывается об одной глупой мухе, которая убеждена, что окна
в домах сделаны для того, чтобы она могла влетать в комнаты и вылетать оттуда,
что накрывают на стол и достают из шкафа варенье только для того, чтобы её
угостить, что солнышко светит для неё одной. Ну конечно, так может думать
только глупая, смешная муха!

Что общего в жизни рыбы и птицы? И
писатель отвечает на этот вопрос сказкой «Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича
и весёлого трубочиста Яшу». Хотя и живёт Ерш в воде, а Воробей летает по
воздуху, но и рыба и птица одинаково нуждаются в пище, гоняются за лакомым
куском, страдают зимой от холода, да и летом у них множество неприятностей…

Великая сила действовать всем вместе,
сообща. Уж как могуч медведь, но и комары, если они объединятся, могут победить
медведя («Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и про мохнатого Мишу —
короткий хвост.

                                           
3. Особенности языка

В центре «Аленушкиных сказок» — животные,
рыбы, насекомые, куклы, а вот человек в них почти не появляется. Мастерства
Мамина- Сибиряка проявилось в решении сложнейшей задачи — в предельно
лаконичной форме дать детям представление о законах человеческого бытия. Не
случайно язык «Аленушкиных сказок» у современников получил название «Мамин
слог».[7]

«Аленушкины сказки» Мамина-Сибиряка —
классический образец того, как надо писать для детей. Вся система
художественных образов, композиция, стиль, язык связаны с воспитательными и
образовательными целями, которые ставил автор, рассказывая сказки своей дочери,
а затем записывая их для широкого круга читателей.

Художественные приемы сказок соответствуют
особенностям восприятия маленьких детей. В основе каждой сказки лежит реальная
жизнь, реальные герои. Все они близки и знакомы ребенку — заяц, кот, ворона,
обыкновенные рыбы, насекомые, привлекательные люди (веселый трубочист Яша,
девочка Аленушка), вещи и игрушки (башмачок, ложечка, ванька-встанька, куклы).
Но сказки не были бы настоящими детскими, если бы эти обыкновенные герои не
совершали необыкновенных поступков, если бы с ними не происходили занимательные
происшествия. Умелое сочетание реальной действительности и фантастики в
«Аленушкиных сказках» нравится детям. Кукла и игрушки в сказке «Ванькины
именины» выглядят совершенно обыденными: у куклы Ани был немного попорчен
носик, у Кати недоставало одной руки, «сильно подержанный Клоун» приковылял на
одной ноге, у Аленушкина Башмачка дырка на носке. Но вот все эти знакомые
ребенку предметы преображаются: начинают двигаться, разговаривать, дерутся,
мирятся. Ребенок воспринимает их как живые существа. Как и в народной сказке,
говорящее животное или вещь не теряет своих реальных, привычных черт. Например,
Воробей драчлив и задорен. Кот любит молочко, а Метелочка и на пиру говорит:
«Ничего, я и в уголке постою .»

Посвящение сказок маленькой Аленушке
определило задушевность и колыбельную интонацию: «Баю-баю-баю… один глазок у
Аленушки спит, другой- смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое — слушает.
Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки». Стиль этой
присказки Мамина-Сибиряка близок к народным. Писатель тщательно работал над
сказками, используя богатство русской народной речи, отшлифовывал в них свой
стиль, который современники метко назвали «Мамин слог».

Язык детских произведений Мамина-Сибиряка
свеж и колоритен, полон пословицами и поговорками, остроумными и меткими
присловьями. Так, спесивость и зазнайство Индюка в сказке «Умнее всех»
подчеркиваются в диалоге его с обитателями птичьего двора. Когда Индюк требует,
чтобы его признали самым умным, ему отвечают: «Кто же не знает, что ты самая умная
птица!..» Так и говорят: «Умен, как индюк». Ирония этой характеристики понятна
дошкольникам.

                                       4.
Воспитательная ценность сказок

Действительно, «Аленушкины сказки»
являются прекрасным образцом высокого искусства для детей. Они проникнуты
гуманизмом, насыщены благородными социальными и нравственными идеями.

Они поучительны, но мораль их умная,
выражена не декларативно, а воплощена в системе художественных образов, простых
и доступных детям.

Каждая сказка — это своеобразный урок,
лишенный примитивной однозначности, модель поведения слабого существа в большом
мире. Только что родившейся Козявочке поначалу кажется, сто мир прекрасен и
принадлежит ей одной, но, увы, первые же встречи подвергают ее в изумление —
все уже кому- то принадлежит, а козявочкам со всех сторон грозит беда. Ищи свое
место в жизни. Не будь беззащитен и зависим, как желтая птичка Канарейка, но
постарайся не омещаниться, как Воронушка. Помни, что даже маленькие комары
способны победить медведя, знай, что храбрость «города берет», но не слишком
увлекайся победой. Не суди по законам «птичьего двора». Имей ввиду, что пока
двое ссорятся, третий обязательно извлечет из этого пользу. А главное — надо
уметь любить жизнь.

В сказке «Ванькины именины» изобличаются
стяжательство, самохвальство, драчливость, любовь к сплетням. Все это автор
рисует так, что мораль оказывается близкой и понятной маленьким детям. В сказке
действуют куклы, игрушки, домашние вещи.

Во многих сказках Мамина-Сибиряка наряду с
глупыми, жадными и драчливыми персонажами действуют простые и умные герои. В
сказке «Ванькины именины» скромнее всех ведут себя дырявый Аленушкин Башмачок и
игрушечный Зайчик. Но их-то и обвиняют драчливые игрушки в развязывании ссоры.
Читатель-ребенок, несомненно, будет на стороне несправедливо обиженных Зайчика
и Башмачка; он многое поймет и во взаимоотношениях людей, задумается и о
несправедливости. Правда, автор, учитывая ограниченность социального опыта
детей, не придает своим образам той остроты, которая присуща произведениям для
взрослых.

В сказках Мамина-Сибиряка нередко в
условном мире животных действуют жестокие законы социальной розни и
соперничества, лишь внешне выраженные в формах естественной борьбы за
существование. Сказочная аналогия между жизнью людей и животных отнюдь не
подменяет социальные явления биологическими. Скорей наоборот: социальное
переносится на мир животных, отчего сказки пробуждали в сознании юного читателя
очень важные политические ассоциации и чувства. Сказки Мамина-Сибиряка
проникнуты идеей гуманности и пробуждают сочувствие к слабым, угнетенным.

Образы писателя жизненны, связаны с теми
представлениями, которые уже имеет ребенок. Они типичны. Это живые
индивидуальности.

С характером героев связан юмор и в других
сказках Мамина-Сибиряка. Читателю становится смешно, когда Комар Комарович и
его комариное войско выгоняют из болота огромного Медведя. И смешная ситуация
помогает понять одну из мыслей, вложенных автором в эту сказку, мысль о победе
слабых, когда они объединяются.

Сказки Мамина-Сибиряка динамичны. Каждый
персонаж дается в действии. Например, Воробей Воробеич обнаруживает свое
озорство, вороватость во взаимоотношениях с птицами, рыбами и трубочистом Яшей.
Кот Мурка не может скрыть свое плутовство под лицемерной речью — дела его разоблачают.
сказка мамин-сибиряк воспитательный

В движении показаны куклы и игрушки в
сказке «Ванькины именины». Они разговаривают, веселятся, пируют, ссорятся,
дерутся, мирятся. Эти полные живости картины не только заставят улыбнуться
читателя.

В сказке «Умнее всех» высмеиваются спесь,
тупость, зазнайство. Индюк, который считал себя аристократом среди обитателей
птичьего двора, требует всеобщего признания, что он — самая умная птица.

Отличительной чертой «Аленушкиных сказок»
является их лиричность, задушевность. Автор с нежностью рисует образ своей
слушательницы и читательницы — маленькой Аленушки. Любовно к ней относятся
цветы, насекомые, птицы. И сама она говорит: «Папа, я всех люблю.»

«Аленушкины сказки» — превосходный образец
творчества для маленьких, они прочно вошли в чтение уже не одного поколения
детей.

                                             
Заключение

Мамин-Сибиряк сказки начал писать, когда
уже был взрослым. До них было написано множество романов и рассказов.
Талантливый, сердечный писатель — Мамин-Сибиряк оживлял страницы детский книг,
проникая в молодые сердца своим добрым словом. Читать Аленушкины сказки
Мамина-Сибиряка нужно особенно вдумчиво, там автор легко и познавательно заложил
глубокий смысл, силу своего уральского характера и благородство мысли.

Мамина-Сибиряка читать начинают с детского
сада или младших школьных классов. Сборник Аленушкины сказки Мамина-Сибиряка —
самые известные из них. Эти небольшие сказки из нескольких глав говорят с нами
устами животных и птиц, растений, рыб, насекомых и даже игрушек. Прозвища
главных героев умиляют взрослых и веселят детей: Комар Комарович — длинный нос,
Ерш Ершович, Храбрый Заяц — длинные уши и другие. Мамин-Сибиряк «Аленушкины
сказки» при этом написал не только для развлечения, автор умело совместил
полезные сведения с захватывающими приключениями.

                                            
Список литературы

1. Мамин-Сибиряк Д.Н. Аленушкины сказки.-
М.:Детская литература, 2014.

3. Мамин-Сибиряк Д.Н. Рассказы и сказки. —
М.: Детская литература, 1985.

1. В чём отличие литературной сказки от народной? А в чём сходство? Используй опорные слова:…

Народные сказки создаются народом, она не имеет одного определенного автора. Такие произведения годами передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Литературные сказки сочиняют авторы, имена которых известны.  Сказки бывают разными: волшебными, бытовыми и о животных.
В волшебных сказках присутствуют чудеса, перевоплощения, волшебные предметы.
В сказках  о животных они изображаются по-особому, не такими, как мы видим их в реальной жизни. Сказочные животные умеют говорить, мыслить, испытывать человеческие чувства.
Бытовые сказки похожи на реальную жизнь. Положительные герои в них всегда добрые, смелые и трудолюбивые. В них описываются необычные, часто смешные ситуации.

2. Почему не состоялось путешествие лягушки из сказки Гаршина? Выбери правильный ответ:

3: из-за хвастовства, зазнайства лягушки.

3.  Вспомни басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица». На кого из героев этой басни похожа лягушка?

На ворону. Она тоже не удержалась, чтобы не похвастаться, и раскрыла рот.

4. Прочитай пословицы. К кому из героев прочитанных сказок их можно отнести? Объясни.

Смелость города берет: Заяц из сказки про храброго зайца, Лягушка-путешественница. Они проявили большую смелость, благодаря чему были способны решить задачи, которые не под силу другим.
Смелый приступ – половина победы:  Заяц из сказки про храброго зайца, Лягушка-путешественница. Они показали, как смелость способна решить проблему.
Пословица Терпение и труд все перетрут характеризует Рукодельницу. Благодаря своему трудолюбию, девочка выбралась из колодца, да еще и с ценными подарками.

5.  Сравни сказки Д. Мамина-Сибиряка и В. Одоевского с народными сказками «Заяц-хваста» и «Морозко». Чем они различаются? Что у них общего? Заполни таблицу в «Рабочей тетради». Что нового вам открыли сказки, обработанные писателями?

В народной сказке «Морозко» и сказке Одоевского «Мороз Иванович» идентичен сюжет, похожи типажи главных героев, имеется сказочный персонаж, волшебные предметы. Отличаются сказки тем, что одну придумал и передал из уст в уста народ, а вторую придумал автор, поэтому она отличается большей оригинальностью, своеобразием и авторской оценкой поступков и действий главных персонажей. Одоевский в старом, известном бродячем сюжете увидел возможность отобразить современность, обновить характеры, придумал новые имена героям, новых персонажей, вложил в уста Мороза Ивановича ряд мудрых мыслей и поучений, ввел в текст пословицы и сделал из всего им сказанного вывод.

Сравнение произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка “Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост” с русской народной сказкой “Заяц-хваста”. Сказки похожи. Главный герой – заяц. В обоих текстах зайцы хвастаются. В обеих сказках зайцев слушают другие зайцы. Различие: В русской народной сказке ворона воспитывает зайца, он ее боится. Потом спасает. В сказке Мамина – Сибиряка зайца хочет съесть волк, но заяц случайно прыгает на лоб волку, они бегут в разные стороны. Зайцы ищут храброго зайца, он лежит под кустиком. Заяц никого не спасает, ему другие зайцы говорят, что он храбрый, он этому верит.

6.  Составь текст-описание героя сказки Д. Мамина-Сибиряка и текст-рассуждение «Можно ли назвать Зайца храбрым?». Запиши в «Рабочую тетрадь».

Заяц-хваста

Зайчик был внешне таким же, как все остальные зайцы, и ничем не отличался от них. У него были длинные уши, косые глаза и короткий хвост. Разве что, это зайчик, наверное, был самым трусливым из всех. Он боялся всего, любого шороха и треска. Он был не только трусливым, но еще и глупым, потому что начал хвастать перед всеми, что не боится самого волка и сам его съест. Но после того, как он напугал волка, зайца все стали уважать, да и он сам стал думать, что ничего не боится.

 Можно ли назвать Зайца храбрым?

Зайчик жил в лесу и был таким же трусливым, как все остальные зайцы, а может даже еще трусливее. Но он устал всего бояться и начал всем хвастать, что он никого не боится, даже волка. Но волк как раз проходил мимо и решил полакомиться зайчатинкой. Заяц с испугу прыгнул на волка и прогнал его. Так почему же автор называет зайца храбрым? Да потому, что все остальные зайцы подумали, что их собрат действительно храбрец. В их глазах все выглядело так, как будто заяц сам напал на волка. Но на самом деле зайчик так и остался трусишкой, но этот случай, наверное, все же поднял его самооценку, и он стал поменьше всех бояться.

Перейти к контенту

Сказки для детей

Дмитрий Мамин-Сибиряк: Сказки, рассказы

Список сказок и рассказов:

Отзывы: 32

  1. Мамин-Сибиряк написал любимую сказку моей дочки про козявочку. Очень она полюбила эту простую историю, наверное потому что у неё хороший конец и написано она с добротой и теплом.

    Ответить

  2. Хабиба Шар

    16.11.2020 в 18:33

    Здравствуйте я известный печей рад этими ответами.Спасибо?

    Ответить

  3. спасибо за подсказку

    Ответить

  4. Я читала Серая шейка она прикольная

    Ответить

  5. незнакомец

    14.12.2020 в 18:52

    спасибо за подсказку помогли домашнюю работу сделать =)

    Ответить

  6. аааааааааа

    15.12.2020 в 18:42

  7. мне нравится про зайца храброго

    Ответить

  8. Мне понравилась сказка про муху

    Ответить

  9. Спасибо за домашку

    Ответить

  10. Прикольно про кашу молоко и кота мурку

    Ответить

  11. Амелия

    23.12.2020 в 17:40

    мне очень понравились его рассказы

    Ответить

  12. Кто то

    21.01.2021 в 15:59

    А какая сказка самая короткая??

    Ответить

  13. Ррррррррр

    27.01.2021 в 17:53

    Спасибо большое помогли домашку сделать ??

    Ответить

  14. Милана

    04.02.2021 в 15:09

    Очень хорошие сказки мне понравилось!!!!!????

    Ответить

  15. Тасека?

    14.03.2021 в 16:54

    Спасибо огромное, мне понравилось?✌️

    Ответить

  16. Спосибо помогли с д/з

    Ответить

  17. АРТУР ПИРО

    21.11.2021 в 15:51

    Спасибо за домашку ??‍?

    Ответить

  18. Вы помогли мне сделать дз по литературе спасибо вам большое ????

    Ответить

  19. leila1106

    14.12.2021 в 20:11

    Спасибо за дз по литературе, 4 класс. очень хорошие сказки

    Ответить

  20. Василиса

    28.12.2021 в 08:57

    Очень много хороших людей пошло ?

    Ответить

  21. Platon

    11.01.2022 в 18:11

    Сказки хорошие правда большие не знаю какой выбрать на дз ?

    Ответить

  22. прикол

    22.01.2022 в 11:34

    прикольная сказка про подсказку и спасибо за дз

    Ответить

  23. Мне тоже нравятся сказка про Мурку?

    Ответить

  24. Вы помогли мне сделать дз по литературе спасибо вам большое

    Ответить

  25. Мне очень понравилось произведение Постойко. Но я не поняла какая подсказка?

    Ответить

  26. Спасибо помогли с д/з

    Ответить

  27. душка миля

    12.10.2022 в 19:30

    мне серая шейка нравится
    спасибо помогли с дз

    Ответить

  28. Лизуник

    07.12.2022 в 10:32

    Сп помогли написать д/з

    Ответить

  29. Мне понравилось эти сказки пусть кто их написал мы ему будем благодарны

    Ответить

  30. Спасибо помогли я ломала голову как помочь сестре с домашкой СПАСИБО ОГРОМНОЕ!!! ❤️

    Ответить

  31. Даже моя кошка слушала как я читала очень интересно

    Ответить

  32. Спасибо за домашку

    Ответить

Дмитрий Мамин-Сибиряк: Сказки, рассказы: читать онлайн популярные, лучшие народные сказки для детей, мальчиков и девочек, и их родителей о любви и Родине, природе, животных. Если вы не нашли желаемую сказку или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

  • Рассказы из петли кинопоиск
  • Рассказы короткие братьев гримм
  • Рассказы и сказки льва толстого для начальных классов
  • Рассказы из петли tales from the loop
  • Рассказы корнея чуковского для детей