Рассказы ибрая алтынсарина на русском языке

Сборник рассказов Ы. Алтынсарина

Ыбырай Алтынсарин

Сборник рассказов

Спор животных.

Верблюд, лошадь, корова, баран, собака, петух, курица, мышь и другие животные заспорили , с чьего имени люди должны начинать счет годам.

— Если человек садится на меня и едет, то далекое расстояние делается близким, — говорила лошадь. — Человек пользуется моей силой, пьет молоко, даже арканы из моих волос делает . Нет для человека животного полезнее меня. Счет годам должен начинаться с моего имени.

— Если ты выполняешь работу для человека, то за это ешь овес, ячмень, сено; ты за пищу сделалась его рабой, — возразил верблюд. — А вот я поднимаю тяжести, которых ты не в состоянии поднять, и доставляю их на расстояния в несколько месяцев пути. Когда я голоден, я не требую овса, ячменя, а довольствуюсь тем, что попадается мне на пути: если есть ковыль — ковылем, если есть полынь — полынью. Находится вода — на пьюсь, а если нет воды, то могу . Поэтому счет по годам должен начинаться с моего имени.

— Я пашу человеку землю, он пьёт моё молоко, делает из него курт, сбивает масло, — говорила корова.

— Если бы не было меня, то чем бы покрывал казах юрту? Из моей шерсти он делает кошмы, вьёт арканы, сучит нитки, из жаб аги шьёт себе халаты, — говорил баран.

— Если бы не было меня, то многих из вас украли бы воры или задавили бы волки. Всех вас я стерегу, и если покажется враг, то я начинаю громко лаять, — даю хозяину знать о приближении врага, — говорила

собака.

— Если бы нас не было, то человек не вставал рано утром на работу, просыпал бы, — сказала курица. — Петух, проснувшись рано, начинает петь, давая знать, что заря занимается. В полночь он кричит, возвещая, что время ложиться спать, иначе можно проспать и опоздать на работу. Вечером он опять кричит, давая знать, что настало время отдыха. Мышь некоторое время молчала, не зная что сказать, и обдумывала, как бы всех обмануть. Затем она предложила собравшимся:

— Из этого спора не будет никакого толку. Давайте подождём начала года, и именем того, кто раньше всех увидит его, пусть будет назван первый год летоисчисления. Верблюд, полагаясь на свой рост, был твёрдо уверен, что раньше всех сможет увидеть наступление года, и первый одобрил слова мышки. И вот все начали смотреть и ждать начала года. Между тем мышь тихонько взобралась на верблюда, а затем на верхушку его горба и стала ждать. Поэтому она первая увидела наступающий год и оповестила всех об этом. Её имя и было присвоено первому году летоисчисления. Вот почему, говорят, и существует поговорка: «Верблюд, полагаясь на свой рост, остался ни с чем » .

КАРА-БАТЫР

Когда отважный герой Кара-батыр был ещё мальчиком, его захватили разбойники при набеге на аул и заставили пасти овец. Он ходил в отрепьях, голодный и питался лишь молоком овец.

Однажды, когда мальчик печально сидел в одиночестве, к нему под-

летела и села рядом ворона. Мальчик обратился к ней со словами:

Эй, ворона, птица моя!

Твоя пища — крови струя! Амулет я с себя сниму — Долети в мой аул родной. Там отец мой скован тоской, Амулет тот отдай ему!

Ворона каркнула и улетела. Затем прилетели и сели рядом журавли. А мальчик им:

Журавли, мои господа! Длинной шеей славен ваш род. В свой аул направьте полёт, Амулет снесите туда!

Журавли прокричал и «тыррау-тыррау» И тоже улетели. Прилетели гуси. Просит их мальчик:

Эх вы, гуси, гуси-друзья!

К вам спешу с моей просьбой! Амулет, что отдам вам я, Отнесите в аул родной!

Гуси, гогоча, улетели. Прилетели лебеди. Мальчик снова:

Лебедей озёрных семья! Господа, вы дородны собой!

Амулет, что отдам вам я,

Отнесите в аул родной!

Обернулись к нему лебеди, подождали немного и также улетели. Через некоторое время прилетела ласточка. А мальчик:

Ах ты, ласточка, птичка моя! у врагов я в неволе злой! Амулет, что отдам тебе я,

Отнеси в мой аул родной!

Ласточка поднялась, полетала вокруг, и, пожалев мальчика, вернулась и села к нему на руку.

— Отец, если даже и узнает мой амулет, не будет знать, среди какого народа я живу. Надо на амулете сделать какой-нибудь знак, — подумал мальчик и, взяв ножик, сделал укол в руку и кровью начертил на амулете тамгу (родовой знак) туркменов. После этого он привязал амулет на шею ласточке, рассказал ей, какого рода и племени его отец и мать и где они живут, и отпустил.

Ласточка всё летела по указанному мальчиком направлению:

Через цепи высоких гор, Над пучиной тёмных озёр,

Над безлюдьем пустынь и болот. На неведомый край земли

Её крылья несли, несли,

А по крыльям струился пот.

Если сверху она замечала опасность, то скрывалась за неровностями почвы:

Пролетела через много земель, Много стран легло позади,

Но конец наступил пути.

Встало солнце в тридцатый раз, И внизу промелькнул аул,

Тот, что мальчик просил найти.

Достигнув аула, ласточка, перелетая, садилась на верхушку то одной, то другой юрты. Рассматривала людей аула и сколько ни приглядывалась к ним, не могла найти таких, которые были бы похожи на тех, о которых говорил мальчик.

Наконец, усталая, она задремала. И послышался ей жалобный стон старухи. Ласточка стала внимательно прислушиваться. А старуха жалобно пела:

Ой, дитя, жеребёнок мой! Прядь моих несчастных седин! у озёр камыш молодой — Мой единственный милый сын! Где найти мне твои следы’? Враг ли злобный тебя увлек, Или бурный унёс поток,

Или дикий зверь уволок?

Или жертвы требует рок? Пусть погибну я, но не ты!

Год прошел, за ним и другой … Тяжко жить без сына, одной!

прервал вдруг старуху старик, а сам стал причитатъ

— Ты погоди, — прервал вдруг старуху старик, а сам стал причитать:

Как былинка, рос одинок!

Мой единственный, мой сынок! Твой отец обошёл весь свет,

Но о сыне весточки нет!

Худ, как тощий бура (верблюд), я стал. Мои кости, что крепче скал,

Опаляет и рушит жар.

Где ты, мой надёжный тулпар? Иль мой сокол попался в сеть? Я б теперь одного желал:

Повидав тебя, умереть!

Тут молодая девушка, попросив старика и старуху помолчать, запела:

На отточенный меч стальной Походило тело твоё,

Брат, рожденный вместе со мной! Мне казалось, до склона дней Моя доля будет легка!

у меня одежда — шелка,

А мои табуны коней — Чистокровные скакуны!

у меня не редеет круг Молодых весёлых подруг, Верных спутниц моей весны!

Но пропал ты — судьба так зла! и душа моя замерла,

На лице румянец потух,

Вянет цвет моих вешних дней, Не успев раскрыться пышней! Старики мои, старики!

Слёз не лейте горькой реки! Я сегодня видела сон, —

Если б счастье принёс нам он! Разгадайте сон, старики!

Сокол мой, что скрылся давно, Прилетел обратно ко мне;

Конь пропал у нас в табуне — Он во сне вернулся ко мне; Брат мой милый во сне моём Снова смело вошёл в наш дом! Милость нам судьба подарит! Я клянусь, о Баба-Тукты,

Я клянусь, о Азиз-Шашты:

Вижу – ласточка к нам летит

От родного весть передать!

Услышав такие слова, ласточка слетела и села перед стариком и старухою. Бедные, рыдая, они сняли амулет, разглядели тамгу и по тамге узнали, что Кара-батыр находится у туркменов. Подготовив коней, собрав людей, они поехали к ним. Щедро одарив туркменов, старики с сыном вернулись в аул.

ЧИСТЫЙ РОДНИК

Три путника встретились возле одного родника.

Родник вытекал из каменистого места. Вокруг него рос густой лес, ветви, и листья которого затянули русло. Вода в роднике была чистая, холодная, как лед, и блестела, как стекло. У самого источника кто-то положил камень с котел величиной, просверлил и обтесал его, а в том месте, где стекала вода, высек надпись: «Эй, путник, будь чистым, как этот родник » .

Когда три путешественника, напившись вдоволь воды, прочитал и надпись, то один из них, по-видимому, купец, сказал:

— Умные слова здесь высечены. Ручеек от родника бежит днём и ночью, не переставая, и протекает в дальние земли, и чем дальше течет, тем больше вливается в него других ручейков. Так, протекая, превращается он в большую реку. Из этого следует такой вывод: «Ты, человек, тоже не переставая, работай, никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь поступать так, то, в конце концов, станешь великим и достигнешь цели». Вот о чем говорит эта надпись, как я разумею.

Второй путник был бедным муллой; он, качая головой, сказал:

— Нет, я думаю не так. Смысл надписи куда более значительней, чем вы предполагаете. Этот родник готов служить всем: кто изнывает от жары, тому он дает прохладу и усладу душе; кто хочет пить, тому утоляет жажду, — и за все это он ни от кого не ждёт награду. А если так, то смысл этой надписи таков: если делаешь кому-то добро, то не возлагай на него обязанность ответить тебе тем же. Вот о чем говорит эта надпись.

Третий путник, стройный красивый юноша, стоял молча. Товарищи спросили его, что думает он.

Юноша ответил так:

— Я думаю иначе. Если бы вода в этом роднике стояла спокойно на одном месте, то травы и мусор, попадая в нее, замутили бы его и загрязнили его. Тогда люди и животные не так любили бы родник. Но так как родник течет беспрестанно днем и ночью, то он очищается, и за это его любят. Если так, то смысл надписи такой: душу и тело храни в чистоте, как этот родник, ибо, когда смотришь в него, видишь, как в нем отражаются блеск солнца и трава, если они глядятся в него. Поэтому душу, как этот родник, держи открытой для всех — пусть в ней видно будет все. Вот о чем, по-моему, говорит эта надпись.

МУРАВЬИНАЯ МЕРА

Много лет тому назад жил на свете мудрец. Он был необыкновенным, знал язык птиц и зверей. Как-то отправился этот мудрец в путь. В дороге он остановился на …

Ибрай Алтынсарин — биография


Ибрай Алтынсарин – казахский ученый-этнограф, переводчик, общественный деятель, просветитель и писатель. Автор книг «Начальное руководство к обучению казахов русскому языку» и «Казахская хрестоматия».

Знаменитый казахский просветитель Ибрай Алтынсарин самого раннего детства понимал важность образования. Он с радостью учился сам, и став взрослым, с таким же удовольствием начал обучать других. За свою короткую жизнь общественный деятель успел сделать многое во благо родного народа. Благодаря упорству Алтынсарина возможность ходить в школу получили не только мальчики, но и девочки, что в мусульманском мире считалось недопустимым.

Ибрагим пользовался уважением у казахов, его обожали русские. В конце жизни писатель удостоился чина статского советника, но сам он к высоким должностям и почестям не тяготел. Главным дело его жизни было народное образование, а все остальное великий казах считал второстепенным.

Детство и юность

Писатель родился 1 ноября 1841 года в Аракарагайской волости (Кустанайская область современного Казахстана). Мама мальчика, Айман Шегенкызы, была потомком племени Аргын, а папа, Алтынсары, был представителем рода Кыпшак. Ибрай рано потерял отца – его убили во время нашествия на аул войск хана Касымова. Во время атаки чуть не погиб и сам будущий просветитель, но, к счастью, односельчанам удалось его спасти.

Овдовевшая Айман через некоторое время вышла замуж за брата погибшего мужа. Ибрая отдали на воспитание к родному деду, бию Балгожи Джанбучину. Дедушка был старшиной Оренбургской комиссии и пользовался уважением среди местных жителей. Став опекуном мальчика, старик записал его в строящуюся для казахских детей школу. Предполагалось, что в этом учебном заведении будут готовить профессиональных переводчиков и писарей.

Когда Алтынсарину исполнилось девять лет, школа наконец открылась. Это было современное здание с простой архитектурой и мебелью из пальмовых деревьев. Дети приходили опрятными, преимущественно в национальной одежде. Для Оренбургской администрации было крайне важно, чтобы в школе соблюдались исконно казахские традиции.

Ибрай Алтынсарин

Чтобы сохранить кочевой быт и научить молодое поколение жить в суровых степных условиях, руководство построило для них самые настоящие юрты. Была приобретена национальная одежда, белье, приспособления для ухода за животными и несколько десятков лошадей. В здании школы располагалась обширная библиотека и зал со спортивными снарядами.

В программу входило изучение арифметики, делопроизводства, русского, татарского, персидского и арабского языков. В России об этом учебном заведении узнали из статьи художника А. Ф Чистякова «Школа для киргизских детей в Оренбурге». Автор включил в заметку несколько собственных рисунков, изображающих классы, спальню, мини-больницу и то, в какой одежде ученики приходили на занятия. Художник с нескрываемым восхищением описывал эту чудесную, возведенную посреди степи школу, оборудованную самыми современными мебелью и инвентарем.

Начало карьеры

В учебе Ибраю не было равных. После школы он окончил оренбургское училище и поступил на работу сначала писарем к своему деду, затем помощником к начальнику Оренбургской администрации. Его руководителем был ученый-востоковед Василий Григорьев, который прибыл в казахский край из Петербурга. В столице Василий Васильевич работал начальником пограничной комиссии и занимался налаживанием отношений с жителями среднеазиатских ханств. Помимо этого, деятель курировал систему образования и помогал строить школы для кочевников.

В 1857 году Ибрай стал официальным переводчиком Григорьева. На этой должности молодой человек не только усовершенствовал свой русский язык, но и узнал многое о ведении полноценной научной работы. В своих воспоминаниях Алтынсарин отмечал, что ученый позволял ему читать столько, сколько душа пожелает. Основная работа была несложной, и юноша мог часами проводить за изучением любимых книг.

Ибрай Алтынсарин

Портрет Ибрая Алтынсарина

В начале службы Ибрай часто обращался к начальнику за разъяснением непонятных слов. Скоро этих вопросов появилось столько, что Василий Васильевич перестал успевать на них отвечать. К счастью, в жизни Алтынсарина появился еще один духовный наставник – профессор, ученый-востоковед Николай Ильминский, ставший для молодого переводчика источником знаний в разных областях. Николай Иванович был невероятно терпеливым человеком, готовым бесконечно разъяснять любознательному казахскому парню те или иные понятия.

Узнав о том, что Ибрай тесно общается с Ильминским, Григорьев освободил его от конторской работы и позволил чаще навещать нового знакомого. В доме ученого молодой человек развлекал дам чтением вслух, пока те рукодельничали. Если вдруг чтец совершал ошибку в неизвестных ему словах, слушательницы терпеливо поправляли его и объясняли значение. Со временем Алтынсарин стал близким другом этой замечательной семьи. Несмотря на свою природную застенчивость, парень часто оставался здесь на трапезы, до такой степени ему не хотелось покидать гостеприимный дом.

По воспоминаниям Ильминского, будущий писатель был очень ранимым человеком, поддающимся приступам грусти. Если кто-либо проявлял к нему участие, он был очень благодарен и старался отплатить той же монетой.

Могут быть знакомы

Школьный учитель

В 1860-м посреди степи выросло еще четыре школы для казахских и русских ребятишек. Ибрагим оказался в группе учителей, которых направили туда для преподавательской работы. Молодому педагогу досталась школа в Оренбургском укреплении (сейчас это город Тургай).

В первые месяцы Алтынсарин не находил себе места. Здесь был дефицит с книгами, учителя окружали, в основном, необразованные люди, русская часть населения постоянно конфликтовала между собой. В своих письмах Ильминскому преподаватель жаловался, что чувствует себя ссыльным каторжником.

Ибрай Алтынсарин

Школа открылась только спустя четыре года. До этого времени Ибрай занимался с учениками в частном порядке. Когда наконец прозвенел первый звонок, грусть и хандра исчезли, и педагог полностью погрузился в любимое дело. Своим друзьям он писал:

«Как голодный волк за барана, взялся я горячо за учение ребят. К крайнему моему удовольствию, мальчики эти, в всего лишь в течение трех месяцев, научились читать и даже писать по-русски и по-татарски».

Позже Алтынсарин поменял сферу деятельности, устроившись на должность помощника уездного начальника Оренбургского укрепления, а потом даже был назначен главным судьей. На этом посту деятель боролся с коррупцией и родовыми распрями, что вызывало недовольство во многих слоях общества. Однажды он даже поругался с собственными родственниками, выступив против назначения на должность судьи одного из своих братьев. В итоге место получил местный аксакал, чего родня простить Ибраю не смогла.

Инспектор образовательных учреждений

У Ильминского была возможность помочь Алтынсарину с получением высокой должности. Однако последний отказывался и говорил, что хочет заниматься только народным образованием. В 1879 году преподаватель получил должность инспектора тургайских школ и оставался на этом посту до конца своих дней.

С тех пор все его устремления были направлены на поиск денег для открытия новых учебных заведений. Он обивал пороги высокопоставленных начальников, доказывая необходимость школ или училищ в той или иной местности. Алтынсарин хотел открывать не просто степные школы, а образцовые заведения с лучшим оборудованием и профессиональными педагогами. Просветитель говорил так:

«На личном опыте убедился я, что при дурных хозяйственных условиях школьное дело никогда не примет хороший, полезный оборот, является апатия как у учащих, так и у учащихся».

Огромное внимание инспектор уделял школьным библиотекам. Ибрай организовывал читальни не только для учеников школ и училищ, но и для всех желающих приобщиться к миру книг.

Современников писателя поражало его умение общаться с совершенно разными людьми. В письмах к русскоговорящим адресатам Алтынсарин предстает вполне европейским человеком, знающим тонкости западного мира. А если заглянуть в переписку Ибрая с представителями мусульманских регионов, можно увидеть настоящего дипломата с типичной восточной хитрецой.

Открыв десятки школ для мальчиков, инспектор принялся за воплощение давней мечты – построить первую школу для девочек-казашек. Для ее возведения Ибрай выделил собственную землю в Кустанае.

Позже Алтынсарин основал школу для преподавателей. Все эти проекты постоянно натыкались на недовольство местных властей, которые не понимали устремлений прогрессивного учителя. Активисту не только урезали бюджет, но даже отнимали помещения и оборудование, добытые с огромным трудом.

И все же, хороших людей вокруг Ибрая было намного больше. В число его единомышленников вошли братья Сейдалины, окончившие Неплюевский кадетский корпус в Оренбурге. Они участвовали в открытии школы в Иргызе, куда вскоре отправили учиться своих детей. В лице литератора и переводчика Асылкожи Курманбаева деятель встретил верного последователя и продолжателя дела всей его жизни. После смерти Алтынсарина Асылкожа возглавил построенную им школу в Лепсы. Еще один подопечный инспектора – Г. Балкымбаев – занял пост руководителя Музея истории в г. Алматы.

Литератор

Творческая биография Алтынсарина началась в 1879 году, с выхода его первой книги «Казахская хрестоматия». В построенных им школах, помимо мебели и инвентаря, была постоянная нехватка учебников. С этой ситуацией педагог решил бороться, выпуская собственную учебную литературу. Вслед за хрестоматией увидела свет книга «Начальное руководство к обучению казахов русскому языку», направленная на помощь преподавателям.

Ибрай Алтынсарин

Труды автора отражают его разносторонне развитую личность. Он публиковал стихи, сказки, басни и этнографические исследования. Сам Ибрагим себя писателем не считал – он говорил, что все его произведения были созданы исключительно для первого тома «Казахской хрестоматии». В начале книги собраны небольшие рассказы о повседневном казахском быте, с которым был хорошо знаком каждый юный читатель. Помимо рассказов, создатель включил в хрестоматию десятки народных пословиц, легенд и загадок.

Как литератор, Ибрай прославился своими этнографическими очерками. Самые известные произведения этого плана – «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства» и «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства».

Ибрай Алтынсарин

Произведения Ибрая Алтынсарина

Подводя итог, можно выделить ряд основных достижений Ибрагима Алтынсарина:

  • открытие нескольких народных школ
  • открытие и снабжение учебной литературой женской школы и двух училищ
  • создание образовательного учреждения для подготовки педагогов
  • организация и запуск учебных заведений для подготовки узких специалистов сельского хозяйства и ремесленной отрасли.

Смерть

Казахский общественный деятель умер 17 мая 1889 года, причиной смерти стало заболевание сердца и печени. Себя Алтынсарин не берег, все силы отдавал просветительской работе. Похоронили учителя рядом с могилой его отца, на берегу Тобола.

Единственное, что Ибрай успел сделать лично для себя – это построить деревянный дом неподалеку от Кустаная. В нем он провел последние годы жизни, там же и скончался.

Алтынсарин имел огромный авторитет в Степи и жил довольно небедно. Однако никогда за ним не замечалось ни социальных, ни расовых предрассудков. В его школы ходили дети из самых разных семей – богатых и бедных, казахских и русских. Учитель любил приговаривать:

«Всех ласково греет солнце, всем светят лучи луны, особо рожденных не было и нет на этой земле».

Ссылки

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Что было главным в Ибрае Алтынсарине, этом замечательном просветителе казахского народа? Он с детства любил учиться, а потом любил учить и искренне хотел, чтоб люди вокруг него жили лучше. И когда он умирал, хотя прожил он, по нашим понятиям, совсем немного — 48 лет, то мог сказать себе, что прожил жизнь не зря. Им были открыты   десятки школ, он настоял, что надо учить не только мальчиков, но и девочек, что было неслыханно для мусульманского народа. Я  предлагаю вам краткую биографию Алтынсарина, а в конце вы сможете найти его стихи, загадки, собранные им.

Если вы щелкнете по нужной вам строчке содержания, то перейдете на соответствующую главу.

Содержание

  1.  Детство. Школа в Оренбурге
  2. Служба в Оренбурге. Русские друзья — Григорьев,  Ильминский
  3. Школа в Тургае
  4. Алтынсарин — инспектор школ в Тургайской области
  5. Алтынсарин — писатель и собиратель фольклора
  6. Стихи И. Алтынсарина

У него было много друзей среди русских, его уважали и любили казахи. Алтынсарин сделал карьеру, и перед смертью ему был присвоен чин действительного статского советника, что соответствовало званию генерал-майора. Но, в то же время, он никогда не стремился к почестям, занимаясь делом, которое любил — народным образованием и был настолько увлечен им, что, кажется, больше ничего для него не существовало.

Детство. Школа в Оренбурге

Ибрай Алтынсарин родился 1 ноября 1841 года. Мать Ибрая Айман Шегенкызы происходила из племени Аргын. А его отец Алтынсары — из племени Кыпшак. Он погиб, при нападении на аул отрядов Кенесары Касымова. Мог погибнуть и сам Ибрагим, но его, трехлетнего, спасли, спрятали добрые люди. Айман после гибели мужа вышла замуж за его брата. Мальчик воспитывался у своего деда, бия Балгожи Джанбучина. Дед был известным человеком в степи, он занимал пост старшины Оренбургской комиссии. И, едва получив под свое крыло внука, наперекор другим родственникам, записал его кандидатом в еще только предполагавшуюся школу, где должны были учиться дети казахов. Эта была первая такого рода школа, где готовили писарей и переводчиков.

Школа открылась в 1850 году, когда Ибрагиму исполнилось 9 лет. Вот как писал об этой школе очевидец: «Примерная опрятность и щеголеватая простота бросились мне в глаза с первого взгляда. В классной зале почти вся мебель из пальмового дерева, кафедры особенное загляденье. Все дети одеты хорошо, применительно к их национальной одежде». Колониальная администрация Оренбургского края делала все, чтобы соблюсти национальные обычаи казахов. В этой связи она решила не отлучать детей от кочевого быта, не нежить, а наоборот, закалять их в условиях суровой степной жизни. Для этого были закуплены для детей юрты из лучшей белой кошмы, национальное белье и одежду, библиотеку, физкультурные снаряды, ветеринарные инструменты для ухода за скотом, а также табун дойных кобылиц и коней. Два месяца учащиеся проводили в степи. В школе обучали русскому, арабскому, татарскому и персидским языкам, основам ислама, делопроизводству, арифметике, производству следствий, гимнастике.

Алтынсарин Биография

Об этой школе художник А. Ф. Чистяков написал статью «Школа для киргизских детей в Оренбурге». Он же сделал несколько рисунков, где изображены класс, спальня, школьная больница и  то, как были одеты мальчики летом, зимой, в классе и в торжественных случаях. Художник пишет о том, какая добротная там мебель, как разумно построено обучение.

Служба в Оренбурге. Русские друзья — В. Григорьев, Н. Ильминский

Учился Ибрай блестяще и по окончании училища остался в Оренбурге сначала писарем у своего деда, а потом младшим толмачом у начальника Оренбургского областного правления. Начальником его был Василий Васильевич Григорьев — ученый-востоковед (1816-1881). Он начинал свою службы в Петербурге, а в 1851 году получил назначение в Оренбургский край, где занимал должность начальника пограничной комиссии.  Эта комиссия налаживала отношения со среднеазиатскими ханствами, и степными кочевниками. Это как раз В. В. Григорьев занимался созданием школ для кочевников в степных укреплениях.

В 1857 году после окончания школы, И. Алтынсарин был назначен переводчиком Григорьева. Эта должность помогла молодому человеку не только усовершенствовать знание русского языка, получить первые навыки системной научной деятельности, но и испытать немалое нравственное влияние замечательного ученого. Сам Алтынсарин писал, что начальник поощрял его увлечение чтением, и т.к.  службы была не обременительной: докладывать о посетителях, переводить, если посетитель киргиз, — все остальное время Ибрай не отрывался от книг.

Он так потом будет вспоминать о Григорьеве: «Находясь под Вашим покровительством и пользуясь нравственным Вашим влиянием, мы, несколько киргизских офицеров, начали свою служебную деятельность. Доброе влияние Ваше глубоко вкоренилось в нас и, идя по указанному Вами направлению, мы стали, впоследствии, не бесполезными, как полагают, людьми для родного нам народа».

По совету Григорьева, все незнакомые слова Алтынсарин выписывал в тетрадку, а потом спрашивал об их значении.  Поначалу Григорьев успевал давать краткие объяснения незнакомых слов, но скоро ученик принес целую толстую тетрадь, заполненную словами, требующими разъяснения.  У Григорьева не было возможности отвечать на все вопросы, но в это время судьба свела Алтынсарина еще с одним очень интересным человеком — Николаем Ивановичем Ильминским, ученым-востоковедом, профессором, как говорили тогда, главным миссионером Священного Синода на Волге и в Казахстане. Алтынсарин на всю жизнь сохранил признательность этому человеку. Ильминский был терпелив и не уставал отвечать на вопросы любознательного юноши.

Григорьев, узнав об этом, уволил Алтынсарина от обязательных дежурств, и юноша уже с утра приходил к Ильминскому. Дамы занимались рукоделием, Алтынсарин читал им вслух. Когда он ошибался в произношении или встречал неизвестные слова, слушательницы его поправляли, объясняли то, что надо. Постепенно Алтынсарин так сдружился с ними, что стал оставаться на обед, хотя был очень застенчив и совестлив. Ильминский вспоминал, что Алтынсарин был очень восприимчив, и нередко подвергался приступам тоски. Участие к нему его трогало, а малое недоразумение или одиночество могли повергнуть его почти в отчаяние.

Школа в Тургае

В 1860 году было решено открыть 4 маленьких киргизских школы в степи. И 4 выпускника Оренбургской школы отправились туда учителями. Одним из них был Ибрагим Алтынсарин. Он получил назначение в Оренбургское укрепление, ныне город Тургай. Поначалу жизнь казалась невыносимой: школы нет, книг нет, русское население занято склоками, нет образованных людей, к обществу которых он успел привыкнуть. Алтынсарин писал Ильминскому: «А жить тут можно только ссыльному. Одно только удовольствие бывает зимой, что постоянно находить себе круг порядочных киргизов, и в беседах с честными людьми можно провести много приятных минут».

4 года он ждал открытия школы, занимаясь с отдельными учениками, скучая без общества, без работы. В 1864 году школа открылась. И куда девалась хандра! Его письма полны школьными заботами: «Как голодный волк за барана, взялся я горячо за учение детей. К крайнему моему удовольствию, мальчики эти, в течение каких-нибудь трех месяцев, выучились читать и даже писать по-русски и по-татарски».

Был у него потом такой период, когда он отошел от педагогической работы, стал помощником уездного начальника в Тургае, стал даже уездным судьей, пытался бороться со взяточничеством и родовой враждой, за что, конечно. Навлек на себя гнев многих. А однажды очень рассердил своих родственников, когда, зная, что за должность волостного управителя долго сражались два его двоюродных брата, посоветовал не выбирать ни того, ни другого. В результате выбрали почтенного аксакала, а обиженные родственники стали жаловаться на Алтынсарина в Оренбург, называя его социалистом.

Алтынсарин — инспектор школ в Тургайской области

Ильминский предлагал Алтынсарину замолвить за него слово, с тем, чтобы он мог занять высокий пост в степи, но тот ответил, что его интересует только народное образование. И с 1879 года и до смерти он был инспектором школ Тургайской области.

Отныне его жизнь проходила в поисках средств на все новые и новые школы и училища, и он не уставал доказывать начальству, что не надо экономить на образовании. Помня о своей оренбургской школе, Алтынсарин хотел, чтобы школы, открытые им, были чистые и опрятные.

«На личном опыте убедился я, что при дурных хозяйственных условиях школьное дело никогда не примет хороший, полезный оборот, является апатия как у учащих, так и у учащихся».  Он заботился о создании библиотеки при каждой школе: «При училищах Тургайской области я намереваюсь учредить библиотеки¸ учительские и ученические, на что я уже собрал 700 рублей. Цель этих библиотек заключается в том, чтобы книгами из них пользовались не только учащиеся и учителя, но, чтобы грамотные вообще люди имели в степи места, откуда есть возможность брать полезные книги».

Когда читаешь об Алтынсарине, думаешь: вот бы сегодня об учителе заботились так, как он в XIX веке! Вот воспоминания о нем учителя Актюбинской русско-казахской школы Арсения Андреевича Мозохина. Он писал, как в 1881 году приехал к месту службы и обнаружил, что в школе нет ни окон, ни мебели, что киргизы не хотят отдавать детей в школу, а ведут к мулле, которые стремится выжить русского учителя, не знающего ни слова по-киргизски. Конечно, у Мозохина опустились руки. И вдруг он получает письмо от инспектора Тургайской области, своего начальника, которого никогда не видел.  Письмо его подбодрило, помогли и присланные деньги, а скоро приехал и сам начальник. А следом обоз со школьными принадлежностями.  «В каких-нибудь 18 дней инспектор успел приготовить все для школы: тут была хорошая мебель, учебники, учебные пособия. И я не был забыт: для меня были привезены койка, матрац, разная кухонная посуда и другие мелочи хозяйства».

Но инспектор не ограничился только материальной помощью. Он постарался сделать так, чтоб мулла не притеснял учителя и чтоб киргизы не боялись отдавать детей в школу.

Удивительно умел Алтынсарин разговаривать с разными людьми. Когда мы читаем его письма к русским адресатам, перед нами встает вполне европейский человек. Но вот перед нами письмо к татарскому учителю, и перед нами уже человек, владеющий всеми хитростями восточной дипломатии. Он умудрился сделать так. Чтобы и муллу не обидеть, и учителя избавить от интриг. Мозхохин пишет о нем так: «Ибрай Алтынсарин был не только начальником для учителей, но отцом, самым задушевным и добрым приятелем. Ему можно было говорить все, все свои ошибки по школьной практике, даже такие, которые нельзя было заметить при ревизии.  И на все это всегда давались от всей его доброй души дельные советы для руководства в будущем».

Есть много писем Алтынсарина к Мозохину. В одном из них он упрекает учителя, что обращается к нему «Ваше превосходительство». Алтынсарин не любил чинопочитания. А ведь таких Мозохиных у инспектора было множество. И каждому надо было помочь — советом, а то и материально.

Он будет открывать не только обычные школы. Какой диковиной в степи была первая школа для казахских девочек или сельскохозяйственная школа в Кустанае, которой Алтынсарин завещал землю, принадлежавшую лично ему.  Он открыл и первую учительскую школу. Все это было непросто, так как инспектор Алтынсарин постоянно сталкивался с противодействием местной администрации, которая не только не помогала ему, но урезала средства, а то и вовсе норовила отобрать и помещение, и инвентарь.

Надо сказать, постепенно вокруг Алтынсарина  появляется все больше посвященных казахов. Альмухамед и Тилеймухамед Сейдалины,  выпускники  Неплюевского кадетского корпуса в Оренбурге  всячески поддерживали начинания Алтынсарина. Например, А.Сейдалин помог ему открыть школу в Иргызе и первый из казахов отправил свою дочь Гульжаухар учиться в его школу. Среди его учеников будут замечательные люди: поэт и переводчик  Асылкожа Курманбаев. После смерти учителя он переехал Семиречье и стал директором школы в Лепсы. Другой его ученик Г. Балкымбаев стал директором Исторического музея в Алматы.

Алтынсарин — писатель, автор учебников и собиратель фольклора

При создании новых школ нужны были не только здания, мебель, кадры, но и новые учебники. В 1879 вышла его «Казахская хрестоматия». Кроме нее Алтынсарин написал  «Начальное руководство к обучению казахов русскому языку». (1879).

Когда листаешь собрание сочинений Алтынсарина, обращаешь внимание на разнообразие его интересов. Тут и этнографические статьи, и стихи, и басни. О нем говорят, как о писателе, но писательство не было для него самоцелью, все его произведения были предназначены для первой «Казахской хрестоматии», он хотел, чтоб дети, начиная учебу, читали о той жизни, которую они хорошо знали. Поэтому в первом разделе хрестоматии собраны коротенькие рассказы из казахского быта.

Чтоб дети знали свой фольклор, Алтынсарин собирал пословицы, сказки и загадки казахского народа. Вот некоторые казахские загадки, напечатанные в первом томе его собрания сочинений:

Белый баран ушел, а черный остался (снег и земля весной)
Ряд к ряду камни поставил, рыжую лошадь свободной оставил (зубы и язык)
Есть один белый дом, но, если задумаешь войти, дверей не найдешь (яйцо).
А вот пословицы:
Если дашь, то возьмешь, если посеешь, то пожнешь.
Ветер разбивает горы и камни, слово убивает человека.

А еще он переводил поучительные рассказы из «Азбуки» Л. Толстого: «Визирь Абдул», «Царь и Рубашка», «Наблюдательность»,«Китайская царевна Цилинши»,  «Три вора», «Праведный судья», «Крестьянин и Стражник», «Петр I и Мужик», «Садовник и сыновья», « Два товарища», «Попала Лисица в колодец», «Злу Добро», «Верное средство разбогатеть».

Находим мы в «Хрестоматии» в переводе Алтынсарин и басни И. Крылова: «Ворона и Лисица», «Пустынник и Медведь», «Колосья», «Стрекоза и Муравей», «Добрая Лисица».

Стихи И. Алтынсарина

Если говорить о стихах Ибрая Алтынсарина, то самым известным из них является «Посвящение»:

Знаний увидев свет,
Дети, в школу идите!
В памяти крепко, навек
Прочитанное сохраните.
Учение даст вам счастье,
Оно озарит, как свет,
Каждое ваше желание,
Яркий оставит след…

Давайте, дети, учиться!
В памяти вашей пусть
Знаний запас сохранится.
Как добрый конь не устанет,

Так знание не подведет.
Темному человеку
Счастья жизнь не дает.
Давайте, дети, учиться!

В памяти вашей пусть
Знаний запас сохранится.
Ученье схоже с алмазом —
Сила его растет!
К грамотному человеку
Булат на поклон идет.

Узнать неизвестные тайны
Умные дети хотят.
Глупые дети вздорно
Целые дни галдят.

Дети, в школу идите!
В памяти крепко, навек
Знания сохраните.

И в других своих стихах Алтынсарин будет говорить о том, как просвещение меняет жизнь народа к лучшему:

Строит дивные дворцы
Умный знающий народ.
Сильный знанием своим,
Он уверенно живет. …
Средь пустынь вода звенит.
Корабли — в морях любых,
Люди мир весь обошли,
Лень и скуку позабыв…

Молодежь! Мои друзья!
Зелень свежая полей!
Сверстников своих догнать
Постарайтесь поскорей.

То, что сделать не смогли
Мы — седые старики,
Вы теперь должны достичь,
Вы — грядущего ростки!

Уповаю лишь на вас,
Радость в сердце затаив.
Так примите в добрый час
Пожелания мои.

А вот совсем короткое стихотворение, но смысл его тот же:  человек может многого добиться только благодаря высоким устремлениям

У скакуна до времени хорошая стать и прыть,
Когда отвернется счастье — богатству, семье не быть.
 Лишь сердце, которое рвется всегда в зовущую высь, 
Ничем нельзя успокоить, ничем не остановить.

Впрочем, Алтынсарин может быть и настоящим лириком, он очень поэтично пишет о природе родного края.

Вот и лето пришло, нет чудеснее этой поры.
И деревья, и травы могучей становятся, краше.
Землянику, смородину с песней на склонах горы
 Собирают аульные девушки наши. 
Так бывает всегда: позабыв о суровой зиме,
Погружаемся мы в золотистое жаркое лето.
Все живое цветет. И потоки в зеленой кайме
Звонко мчатся, как песня степного поэта.

Широко известно его стихотворение «Река».

Несется с грохотом река с высоких гор,
Ее движение схватить не может взор.
Пусть дуют ветры и тяжелый зной плывет,
 Она ведет все тот же шумный разговор.

Гремит река, срывая камни на бегу.
Испив воды, люблю стоять на берегу.
Любая хворь покинет в этот миг тебя.
И я рекой налюбоваться не могу.

К реке спешат, устав от зноя, табуны.
Блаженство им дает прибой крутой волны.
По берегам под ветром клонятся леса
Зеленогривы, многодумны и темны.

Не замутить реки и тысяче коней,
Она летит, всех силой радуя своей.
В ее долинах, утопающих в траве,
Народу с давних пор живется веселей.

Хоть грязь, хоть золото бросай на дно реки
Все так же волны будут чисты и легки.
Ведь даже к зверю, что войдет порой в поток,
Игриво рыбы льнут, качая плавники.

А в стихотворении «Весна» картины пробуждения земли соединяются с пробуждением человеческих чувств.

В апреле наступает благодать : 
Весенних в небе птиц не сосчитать,
С веселым гулом мчатся воды с гор, 
Земля сосет тяжелые снега,

Дыханьем райским полнится простор, 
Благоухают зеленью луга.
Так ярко солнце светит надо мной,
И день и ночь равны между собой,

Всему живому свет дарит весна,
Все ожило и полно красоты.
И, как ребенка, вставшего от сна, 
Обвили землю нежные цветы.

Звенят дожди. Туман, клубясь, плывет. 
И человек, как влагу, воздух пьет,
Как будто жажду утоляет он.
Довольны дети. Бегают с утра 

С горы к оврагу... Облепили склон.
И катится по склону детвора.
В рост рвется зелень, радостно дыша, 
Трава и высока и хороша.

И люди и животные к ней льнут,
И, чтобы каждый славил бытие,
Из рая ветры бережно несут
 Земле благоухание свое.

Весна от всех болезней лечит нас,
Все веселит хозяйский острый глаз.
У бедняка одна овца была,
Теперь ему на радость стало две.

Вот быстро, словно легкая стрела, 
Ягненок мчится по густой траве.

....................................................

Когда рассвет из-за горы блеснет, 
Окрасив слабо синий небосвод, 
Возлюбленного выйдет проводить 
Из древней юрты девушка. Она

С ним долго, нежно будет говорить.
Так над сердцами властвует весна!
Благословляет бога стар и мал
За то, что радость им весною дал.

И человек, и зверь, и муравей —
Все провидение благодарят.
Леса в горах, цветы в густой траве
От счастья меж собою говорят.


Особое место в творчестве Алтынсарина занимают этнографические очерки. Среди них — «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства»,  «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе  у киргизов Оренбургского ведомства». Те, кому нужно найти хороший материал по обычаям казахов, найдут в этих статьях много интересного и полезного. Во второй раздел автор думал собрать рассказики из географии, истории, естествознания. Чтоб найти сведения по истории казахских степей, Алтынсарин писал  в Казань Ильминскому, прося поискать в тамошних библиотеках нужные ему сведения.Составлено было им и «Начальное руководство по обучению киргизов русскому языку. Краткий очерк русской грамматики».

Ибрагим Алтынсарин скончался 17 мая 1889 года и похоронен недалеко от своего дома на берегу реки Тобол, рядом с могилой своего отца. Он болел еще с весны. Беспокоили сердце и печень, но он никогда не отлеживался, было некогда: то надо было ехать в Кустанай на встречу с губернатором, то поволновался по поводу пожара, вспыхнувшего у него на зимовке.  В последние годы он построил себе деревянный дом под железной крышей в трех километрах от Кустаная на излучине реки Тобол. Там работал и жил до смерти.

Ибрай Алтынсарин
Ибрай Алтынсарин: YouTube/Айгүл Сағымбайқызы

Ибрай Алтынсарин был педагогом-просветителем, фольклористом, общественным деятелем, ученым-этнографом и писателем. Этот выдающийся человек сделал многое для просвещения казахского народа, так как был страстно увлечен любимым делом. Узнайте подробности биографии знаменитого педагога и литератора.

Ибрай Алтынсарин: биография поэта и ученого

Годом рождения Ибрая стал 1841-й. Мальчик рано остался сиротой, его опекуном стал родной дед, Балгожи Жанбуршин (Балгожа-бий). Вот главные этапы и биография Алтынсарина:

Годы учебы

С девяти лет Ибрай — ученик школы-интерната, в которой обучались местные чиновники низшего звена. Главы родов также старались дать детям образование именно там, чтобы в будущем усилить собственное влияние в обществе. Учащимся в школе предъявляли два обязательных требования:

  • знать русский язык;
  • поддерживать царский режим.

Эти требования полностью устраивали Балгожи Жанбуршина, поскольку на тот момент это была единственная возможность получить системное образование. Потому дед записал внука в школу, когда она только начала строиться. Ибрай (Ыбырай Алтынсарин) был одним из первых учеников интерната.

Хоть образовательный процесс и был направлен на воспитание верности и преданности представителей казахской элиты царскому режиму России, Ибрай оставался близок к народу, искренне проникался его проблемами:

  • Уже в отрочестве будущий борец за просвещение простого люда понимал, что навязывание казахам оседлости на постоянных местах жительства, отбирание у них плодородных земель и прочие действия властей были несправедливыми и причиняли вред.
  • Юноша был согласен с тем, что кочевничество замедляет развитие казахов, но считал, что скотоводство и земледелие испокон веков были для них родным и знакомым делом и не могли быть просто запрещены. Он считал, что просвещение и качественное образование — единственно грамотный путь к оседлости.

Ибрай Алтынсарин

Просветитель Ибрай Алтынсарин: YouTube/The2mproduction

Учителя восхищались тем, как Ибрай тянулся к знаниям. Его увлекали произведения классиков российской и мировой литературы. Байрон, Пушкин, Гете, Шекспир, Лермонтов, Гоголь были для него лучшими друзьями. Это сформировало и развило его поэтический талант.

Отзыв-благодарность школе-интернату, в которой учился Ибрай, содержит слова о том, что в этом заведении был воспитан значимый человек, сердце которого принадлежало казахстанскому народу, культуре и традициям.

Педагогическая деятельность

Первой работой Ибрая после получения диплома с отличием стала должность переводчика в правлении Оренбурга. Также Алтынсарин, произведения которого стали знаменитыми, был преподавателем в местной казахской школе.

Некоторое время он не мог определиться с дальнейшим профессиональным путем и около трех лет прослужил писарем у своего деда. Судьбоносное задание ему поручила Оренбургская администрация. Юный педагог, а Ибраю тогда было всего 19 лет, должен был отправиться в Тургай и основать школу, а также преподавать в ней русский язык. Это было большое доверие и очень ответственный шаг.

Управленцы в Оренбурге дали юноше множество предписаний, рассказали о полномочиях, но никакой иной поддержки от них ждать не приходилось. Молодому организатору пришлось вплотную заняться строительством, искать финансирование, создавать учебники, подбирать педагогический коллектив, заниматься просветительской работой среди населения.

Но новое дело было очень важным для Ибрая, а потому и со всевозможными проблемами он справлялся легко. Об этом свидетельствуют такие интересные факты:

  1. Он сумел преодолеть сопротивление казахов, убедив их в том, что детям необходима школа, даже если семья будет вести кочевой образ жизни и переезжать.
  2. В постоянных поездках из аула в аул он без устали разъяснял жителям, что лишь в образовании заключается возможность достойного будущего для детей и внуков.
  3. Ибраю удалось собрать достаточно средств и построить школу к 1864 году. В этом же году 16 мальчиков стали первыми учениками нового учебного заведения.

В школе Ибрай работал пять лет. Далее он занял должность делопроизводителя и занимался судейскими обязанностями в Тургайском правлении. На этой работе он был высоко оценен благодаря выдающимся моральным качествам.

Но другие чиновники и представители власти не поддерживали такое поведение. На Алтынсарина поступало много жалоб. Таким путем нечестные на руку бюрократы и управленцы хотели убрать правдолюбца с дороги. Ибрая даже обвинили в том, что он занимается пропагандой социализма. Из-за этого проводилось серьезное расследование.

Ибрай Алтынсарин стремился к тому, чтобы обеспечить всем казахским детям достойное образование и привить любовь к знаниям и национальной культуре.

Собственным домом рядом с рекой Тобол в Николаевском уезде он обзавелся только в 1883 году. Просветитель построил небольшую деревянную усадьбу, в которой работал и жил до последних своих дней.

Не дожив до 49-го дня рождения пару месяцев, Алтынсарин скончался. Причина смерти осталась неизвестной.

Ибрай Алтынсарин: произведения

Еще во времена открытия первой школы Ыбрай Алтынсарин столкнулся с тем, что не хватает учебных материалов. С понимания этой проблемы началась его научная деятельность.

Великолепное образование и знания педагога помогли ему самостоятельно готовить учебники. Одновременно этот процесс привел Ибрая к пониманию того, что он способен создавать литературные произведения.

Алтынсарин известен созданием азбуки казахского языка, основанной на русскоязычном алфавите. Эту наработку стали использовать для разнообразных текстов, написанных на казахском языке.

Кроме того, Ибрай стал автором руководства по обучению казахскому языку и хрестоматии под названием «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» и «Киргизской хрестоматии» 1879 года издания.

Чтобы расширить литературные познания детей Казахстана, просветитель занимался переводами на казахский язык русскоязычных литературных произведений. Помимо этого, его многочисленные труды включают басни, рассказы, сказки, новеллы, например:

  • «Чистый родник»;
  • «Драгоценная трава»;
  • «Кибитка и дом»;
  • «Сын бая и сын бедняка»;
  • «Мать и сын».

Знания как высшее благо и способ для каждого человека достигнуть благополучия — вот одна из главных тем, которые затрагивал в произведениях Ибрай Алтынсарин. Стихи этого выдающегося литературного деятеля на русском и казахском языках остаются актуальными не только для народа Казахстана, но и для многих других стран мира.

Памятник Ибраю Алтынсарину

Памятник Ибраю Алтынсарину: YouTube/The2mproduction

Вот переведенные на русский язык поэтические строки, которые написал Ыбырай Алтынсарин:

…Строит дивные дворцы

Умный знающий народ.

Сильным знанием своим

Он уверенно живет.

Книги Ибрая Алтынсарина оказали значительное влияние на формирование светского образования, он стал выдающимся просветителем, а его труды легли в основу многочисленных современных учебных пособий по казахскому и русскому языку.

Рассказы о поступках казаха-просветителя, исторические документы дают право утверждать, что Алтынсарин защищал интересы простых тружеников. Например, в письме 1864 года он сообщает, что по работе часто встречается с чиновниками, которые открыто заявляют о том, как грабят казахов.

Параллельно с творческой деятельностью Алтынсарин с 1879 года инспектировал учебные заведения в Тургайской области. За время деятельности на этой должности ему удалось:

  • открыть несколько народных школ;
  • основать и укомплектовать учебниками женскую школу и два училища;
  • создать образовательное учреждение для подготовки учителей;
  • организовать и запустить в работу учебные заведения для подготовки узких специалистов-ремесленников, работников сельского хозяйства.

Сегодня народ Казахстана помнит огромный вклад, который сделал Ибрай Алтынсарин, и чтит память выдающегося просветителя. В его честь названы районы, проспекты, образовательные и просветительные учреждения, высшие учебные и академические заведения, например один из ведущих педагогических центров Казахстана — Национальная академия образования.

Современные казахстанцы не забывают, что за годы короткой жизни Ибрай Алтынсарин дал своему народу надежду на грядущее, знания, выступал за права обычных людей, был поборником справедливости.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1631262-ibraj-altynsarin-biografia-literatora/

  • Рассказы и я яковлева на чувашском языке для детей
  • Рассказы и я яковлева для детей на русском языке
  • Рассказы и фэнтези яндекс дзен дар по наследству
  • Рассказы и фэнтези читать на дзен яндексе
  • Рассказы и фэнтези дар по наследству часть