Рассказы ибрая алтынсарина о труде

Сборник рассказов Ы. Алтынсарина

Ыбырай Алтынсарин

Сборник рассказов

Спор животных.

Верблюд, лошадь, корова, баран, собака, петух, курица, мышь и другие животные заспорили , с чьего имени люди должны начинать счет годам.

— Если человек садится на меня и едет, то далекое расстояние делается близким, — говорила лошадь. — Человек пользуется моей силой, пьет молоко, даже арканы из моих волос делает . Нет для человека животного полезнее меня. Счет годам должен начинаться с моего имени.

— Если ты выполняешь работу для человека, то за это ешь овес, ячмень, сено; ты за пищу сделалась его рабой, — возразил верблюд. — А вот я поднимаю тяжести, которых ты не в состоянии поднять, и доставляю их на расстояния в несколько месяцев пути. Когда я голоден, я не требую овса, ячменя, а довольствуюсь тем, что попадается мне на пути: если есть ковыль — ковылем, если есть полынь — полынью. Находится вода — на пьюсь, а если нет воды, то могу . Поэтому счет по годам должен начинаться с моего имени.

— Я пашу человеку землю, он пьёт моё молоко, делает из него курт, сбивает масло, — говорила корова.

— Если бы не было меня, то чем бы покрывал казах юрту? Из моей шерсти он делает кошмы, вьёт арканы, сучит нитки, из жаб аги шьёт себе халаты, — говорил баран.

— Если бы не было меня, то многих из вас украли бы воры или задавили бы волки. Всех вас я стерегу, и если покажется враг, то я начинаю громко лаять, — даю хозяину знать о приближении врага, — говорила

собака.

— Если бы нас не было, то человек не вставал рано утром на работу, просыпал бы, — сказала курица. — Петух, проснувшись рано, начинает петь, давая знать, что заря занимается. В полночь он кричит, возвещая, что время ложиться спать, иначе можно проспать и опоздать на работу. Вечером он опять кричит, давая знать, что настало время отдыха. Мышь некоторое время молчала, не зная что сказать, и обдумывала, как бы всех обмануть. Затем она предложила собравшимся:

— Из этого спора не будет никакого толку. Давайте подождём начала года, и именем того, кто раньше всех увидит его, пусть будет назван первый год летоисчисления. Верблюд, полагаясь на свой рост, был твёрдо уверен, что раньше всех сможет увидеть наступление года, и первый одобрил слова мышки. И вот все начали смотреть и ждать начала года. Между тем мышь тихонько взобралась на верблюда, а затем на верхушку его горба и стала ждать. Поэтому она первая увидела наступающий год и оповестила всех об этом. Её имя и было присвоено первому году летоисчисления. Вот почему, говорят, и существует поговорка: «Верблюд, полагаясь на свой рост, остался ни с чем » .

КАРА-БАТЫР

Когда отважный герой Кара-батыр был ещё мальчиком, его захватили разбойники при набеге на аул и заставили пасти овец. Он ходил в отрепьях, голодный и питался лишь молоком овец.

Однажды, когда мальчик печально сидел в одиночестве, к нему под-

летела и села рядом ворона. Мальчик обратился к ней со словами:

Эй, ворона, птица моя!

Твоя пища — крови струя! Амулет я с себя сниму — Долети в мой аул родной. Там отец мой скован тоской, Амулет тот отдай ему!

Ворона каркнула и улетела. Затем прилетели и сели рядом журавли. А мальчик им:

Журавли, мои господа! Длинной шеей славен ваш род. В свой аул направьте полёт, Амулет снесите туда!

Журавли прокричал и «тыррау-тыррау» И тоже улетели. Прилетели гуси. Просит их мальчик:

Эх вы, гуси, гуси-друзья!

К вам спешу с моей просьбой! Амулет, что отдам вам я, Отнесите в аул родной!

Гуси, гогоча, улетели. Прилетели лебеди. Мальчик снова:

Лебедей озёрных семья! Господа, вы дородны собой!

Амулет, что отдам вам я,

Отнесите в аул родной!

Обернулись к нему лебеди, подождали немного и также улетели. Через некоторое время прилетела ласточка. А мальчик:

Ах ты, ласточка, птичка моя! у врагов я в неволе злой! Амулет, что отдам тебе я,

Отнеси в мой аул родной!

Ласточка поднялась, полетала вокруг, и, пожалев мальчика, вернулась и села к нему на руку.

— Отец, если даже и узнает мой амулет, не будет знать, среди какого народа я живу. Надо на амулете сделать какой-нибудь знак, — подумал мальчик и, взяв ножик, сделал укол в руку и кровью начертил на амулете тамгу (родовой знак) туркменов. После этого он привязал амулет на шею ласточке, рассказал ей, какого рода и племени его отец и мать и где они живут, и отпустил.

Ласточка всё летела по указанному мальчиком направлению:

Через цепи высоких гор, Над пучиной тёмных озёр,

Над безлюдьем пустынь и болот. На неведомый край земли

Её крылья несли, несли,

А по крыльям струился пот.

Если сверху она замечала опасность, то скрывалась за неровностями почвы:

Пролетела через много земель, Много стран легло позади,

Но конец наступил пути.

Встало солнце в тридцатый раз, И внизу промелькнул аул,

Тот, что мальчик просил найти.

Достигнув аула, ласточка, перелетая, садилась на верхушку то одной, то другой юрты. Рассматривала людей аула и сколько ни приглядывалась к ним, не могла найти таких, которые были бы похожи на тех, о которых говорил мальчик.

Наконец, усталая, она задремала. И послышался ей жалобный стон старухи. Ласточка стала внимательно прислушиваться. А старуха жалобно пела:

Ой, дитя, жеребёнок мой! Прядь моих несчастных седин! у озёр камыш молодой — Мой единственный милый сын! Где найти мне твои следы’? Враг ли злобный тебя увлек, Или бурный унёс поток,

Или дикий зверь уволок?

Или жертвы требует рок? Пусть погибну я, но не ты!

Год прошел, за ним и другой … Тяжко жить без сына, одной!

прервал вдруг старуху старик, а сам стал причитатъ

— Ты погоди, — прервал вдруг старуху старик, а сам стал причитать:

Как былинка, рос одинок!

Мой единственный, мой сынок! Твой отец обошёл весь свет,

Но о сыне весточки нет!

Худ, как тощий бура (верблюд), я стал. Мои кости, что крепче скал,

Опаляет и рушит жар.

Где ты, мой надёжный тулпар? Иль мой сокол попался в сеть? Я б теперь одного желал:

Повидав тебя, умереть!

Тут молодая девушка, попросив старика и старуху помолчать, запела:

На отточенный меч стальной Походило тело твоё,

Брат, рожденный вместе со мной! Мне казалось, до склона дней Моя доля будет легка!

у меня одежда — шелка,

А мои табуны коней — Чистокровные скакуны!

у меня не редеет круг Молодых весёлых подруг, Верных спутниц моей весны!

Но пропал ты — судьба так зла! и душа моя замерла,

На лице румянец потух,

Вянет цвет моих вешних дней, Не успев раскрыться пышней! Старики мои, старики!

Слёз не лейте горькой реки! Я сегодня видела сон, —

Если б счастье принёс нам он! Разгадайте сон, старики!

Сокол мой, что скрылся давно, Прилетел обратно ко мне;

Конь пропал у нас в табуне — Он во сне вернулся ко мне; Брат мой милый во сне моём Снова смело вошёл в наш дом! Милость нам судьба подарит! Я клянусь, о Баба-Тукты,

Я клянусь, о Азиз-Шашты:

Вижу – ласточка к нам летит

От родного весть передать!

Услышав такие слова, ласточка слетела и села перед стариком и старухою. Бедные, рыдая, они сняли амулет, разглядели тамгу и по тамге узнали, что Кара-батыр находится у туркменов. Подготовив коней, собрав людей, они поехали к ним. Щедро одарив туркменов, старики с сыном вернулись в аул.

ЧИСТЫЙ РОДНИК

Три путника встретились возле одного родника.

Родник вытекал из каменистого места. Вокруг него рос густой лес, ветви, и листья которого затянули русло. Вода в роднике была чистая, холодная, как лед, и блестела, как стекло. У самого источника кто-то положил камень с котел величиной, просверлил и обтесал его, а в том месте, где стекала вода, высек надпись: «Эй, путник, будь чистым, как этот родник » .

Когда три путешественника, напившись вдоволь воды, прочитал и надпись, то один из них, по-видимому, купец, сказал:

— Умные слова здесь высечены. Ручеек от родника бежит днём и ночью, не переставая, и протекает в дальние земли, и чем дальше течет, тем больше вливается в него других ручейков. Так, протекая, превращается он в большую реку. Из этого следует такой вывод: «Ты, человек, тоже не переставая, работай, никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь поступать так, то, в конце концов, станешь великим и достигнешь цели». Вот о чем говорит эта надпись, как я разумею.

Второй путник был бедным муллой; он, качая головой, сказал:

— Нет, я думаю не так. Смысл надписи куда более значительней, чем вы предполагаете. Этот родник готов служить всем: кто изнывает от жары, тому он дает прохладу и усладу душе; кто хочет пить, тому утоляет жажду, — и за все это он ни от кого не ждёт награду. А если так, то смысл этой надписи таков: если делаешь кому-то добро, то не возлагай на него обязанность ответить тебе тем же. Вот о чем говорит эта надпись.

Третий путник, стройный красивый юноша, стоял молча. Товарищи спросили его, что думает он.

Юноша ответил так:

— Я думаю иначе. Если бы вода в этом роднике стояла спокойно на одном месте, то травы и мусор, попадая в нее, замутили бы его и загрязнили его. Тогда люди и животные не так любили бы родник. Но так как родник течет беспрестанно днем и ночью, то он очищается, и за это его любят. Если так, то смысл надписи такой: душу и тело храни в чистоте, как этот родник, ибо, когда смотришь в него, видишь, как в нем отражаются блеск солнца и трава, если они глядятся в него. Поэтому душу, как этот родник, держи открытой для всех — пусть в ней видно будет все. Вот о чем, по-моему, говорит эта надпись.

МУРАВЬИНАЯ МЕРА

Много лет тому назад жил на свете мудрец. Он был необыкновенным, знал язык птиц и зверей. Как-то отправился этот мудрец в путь. В дороге он остановился на …

Ибрай Алтынсарин — биография


Ибрай Алтынсарин – казахский ученый-этнограф, переводчик, общественный деятель, просветитель и писатель. Автор книг «Начальное руководство к обучению казахов русскому языку» и «Казахская хрестоматия».

Знаменитый казахский просветитель Ибрай Алтынсарин самого раннего детства понимал важность образования. Он с радостью учился сам, и став взрослым, с таким же удовольствием начал обучать других. За свою короткую жизнь общественный деятель успел сделать многое во благо родного народа. Благодаря упорству Алтынсарина возможность ходить в школу получили не только мальчики, но и девочки, что в мусульманском мире считалось недопустимым.

Ибрагим пользовался уважением у казахов, его обожали русские. В конце жизни писатель удостоился чина статского советника, но сам он к высоким должностям и почестям не тяготел. Главным дело его жизни было народное образование, а все остальное великий казах считал второстепенным.

Детство и юность

Писатель родился 1 ноября 1841 года в Аракарагайской волости (Кустанайская область современного Казахстана). Мама мальчика, Айман Шегенкызы, была потомком племени Аргын, а папа, Алтынсары, был представителем рода Кыпшак. Ибрай рано потерял отца – его убили во время нашествия на аул войск хана Касымова. Во время атаки чуть не погиб и сам будущий просветитель, но, к счастью, односельчанам удалось его спасти.

Овдовевшая Айман через некоторое время вышла замуж за брата погибшего мужа. Ибрая отдали на воспитание к родному деду, бию Балгожи Джанбучину. Дедушка был старшиной Оренбургской комиссии и пользовался уважением среди местных жителей. Став опекуном мальчика, старик записал его в строящуюся для казахских детей школу. Предполагалось, что в этом учебном заведении будут готовить профессиональных переводчиков и писарей.

Когда Алтынсарину исполнилось девять лет, школа наконец открылась. Это было современное здание с простой архитектурой и мебелью из пальмовых деревьев. Дети приходили опрятными, преимущественно в национальной одежде. Для Оренбургской администрации было крайне важно, чтобы в школе соблюдались исконно казахские традиции.

Ибрай Алтынсарин

Чтобы сохранить кочевой быт и научить молодое поколение жить в суровых степных условиях, руководство построило для них самые настоящие юрты. Была приобретена национальная одежда, белье, приспособления для ухода за животными и несколько десятков лошадей. В здании школы располагалась обширная библиотека и зал со спортивными снарядами.

В программу входило изучение арифметики, делопроизводства, русского, татарского, персидского и арабского языков. В России об этом учебном заведении узнали из статьи художника А. Ф Чистякова «Школа для киргизских детей в Оренбурге». Автор включил в заметку несколько собственных рисунков, изображающих классы, спальню, мини-больницу и то, в какой одежде ученики приходили на занятия. Художник с нескрываемым восхищением описывал эту чудесную, возведенную посреди степи школу, оборудованную самыми современными мебелью и инвентарем.

Начало карьеры

В учебе Ибраю не было равных. После школы он окончил оренбургское училище и поступил на работу сначала писарем к своему деду, затем помощником к начальнику Оренбургской администрации. Его руководителем был ученый-востоковед Василий Григорьев, который прибыл в казахский край из Петербурга. В столице Василий Васильевич работал начальником пограничной комиссии и занимался налаживанием отношений с жителями среднеазиатских ханств. Помимо этого, деятель курировал систему образования и помогал строить школы для кочевников.

В 1857 году Ибрай стал официальным переводчиком Григорьева. На этой должности молодой человек не только усовершенствовал свой русский язык, но и узнал многое о ведении полноценной научной работы. В своих воспоминаниях Алтынсарин отмечал, что ученый позволял ему читать столько, сколько душа пожелает. Основная работа была несложной, и юноша мог часами проводить за изучением любимых книг.

Ибрай Алтынсарин

Портрет Ибрая Алтынсарина

В начале службы Ибрай часто обращался к начальнику за разъяснением непонятных слов. Скоро этих вопросов появилось столько, что Василий Васильевич перестал успевать на них отвечать. К счастью, в жизни Алтынсарина появился еще один духовный наставник – профессор, ученый-востоковед Николай Ильминский, ставший для молодого переводчика источником знаний в разных областях. Николай Иванович был невероятно терпеливым человеком, готовым бесконечно разъяснять любознательному казахскому парню те или иные понятия.

Узнав о том, что Ибрай тесно общается с Ильминским, Григорьев освободил его от конторской работы и позволил чаще навещать нового знакомого. В доме ученого молодой человек развлекал дам чтением вслух, пока те рукодельничали. Если вдруг чтец совершал ошибку в неизвестных ему словах, слушательницы терпеливо поправляли его и объясняли значение. Со временем Алтынсарин стал близким другом этой замечательной семьи. Несмотря на свою природную застенчивость, парень часто оставался здесь на трапезы, до такой степени ему не хотелось покидать гостеприимный дом.

По воспоминаниям Ильминского, будущий писатель был очень ранимым человеком, поддающимся приступам грусти. Если кто-либо проявлял к нему участие, он был очень благодарен и старался отплатить той же монетой.

Могут быть знакомы

Школьный учитель

В 1860-м посреди степи выросло еще четыре школы для казахских и русских ребятишек. Ибрагим оказался в группе учителей, которых направили туда для преподавательской работы. Молодому педагогу досталась школа в Оренбургском укреплении (сейчас это город Тургай).

В первые месяцы Алтынсарин не находил себе места. Здесь был дефицит с книгами, учителя окружали, в основном, необразованные люди, русская часть населения постоянно конфликтовала между собой. В своих письмах Ильминскому преподаватель жаловался, что чувствует себя ссыльным каторжником.

Ибрай Алтынсарин

Школа открылась только спустя четыре года. До этого времени Ибрай занимался с учениками в частном порядке. Когда наконец прозвенел первый звонок, грусть и хандра исчезли, и педагог полностью погрузился в любимое дело. Своим друзьям он писал:

«Как голодный волк за барана, взялся я горячо за учение ребят. К крайнему моему удовольствию, мальчики эти, в всего лишь в течение трех месяцев, научились читать и даже писать по-русски и по-татарски».

Позже Алтынсарин поменял сферу деятельности, устроившись на должность помощника уездного начальника Оренбургского укрепления, а потом даже был назначен главным судьей. На этом посту деятель боролся с коррупцией и родовыми распрями, что вызывало недовольство во многих слоях общества. Однажды он даже поругался с собственными родственниками, выступив против назначения на должность судьи одного из своих братьев. В итоге место получил местный аксакал, чего родня простить Ибраю не смогла.

Инспектор образовательных учреждений

У Ильминского была возможность помочь Алтынсарину с получением высокой должности. Однако последний отказывался и говорил, что хочет заниматься только народным образованием. В 1879 году преподаватель получил должность инспектора тургайских школ и оставался на этом посту до конца своих дней.

С тех пор все его устремления были направлены на поиск денег для открытия новых учебных заведений. Он обивал пороги высокопоставленных начальников, доказывая необходимость школ или училищ в той или иной местности. Алтынсарин хотел открывать не просто степные школы, а образцовые заведения с лучшим оборудованием и профессиональными педагогами. Просветитель говорил так:

«На личном опыте убедился я, что при дурных хозяйственных условиях школьное дело никогда не примет хороший, полезный оборот, является апатия как у учащих, так и у учащихся».

Огромное внимание инспектор уделял школьным библиотекам. Ибрай организовывал читальни не только для учеников школ и училищ, но и для всех желающих приобщиться к миру книг.

Современников писателя поражало его умение общаться с совершенно разными людьми. В письмах к русскоговорящим адресатам Алтынсарин предстает вполне европейским человеком, знающим тонкости западного мира. А если заглянуть в переписку Ибрая с представителями мусульманских регионов, можно увидеть настоящего дипломата с типичной восточной хитрецой.

Открыв десятки школ для мальчиков, инспектор принялся за воплощение давней мечты – построить первую школу для девочек-казашек. Для ее возведения Ибрай выделил собственную землю в Кустанае.

Позже Алтынсарин основал школу для преподавателей. Все эти проекты постоянно натыкались на недовольство местных властей, которые не понимали устремлений прогрессивного учителя. Активисту не только урезали бюджет, но даже отнимали помещения и оборудование, добытые с огромным трудом.

И все же, хороших людей вокруг Ибрая было намного больше. В число его единомышленников вошли братья Сейдалины, окончившие Неплюевский кадетский корпус в Оренбурге. Они участвовали в открытии школы в Иргызе, куда вскоре отправили учиться своих детей. В лице литератора и переводчика Асылкожи Курманбаева деятель встретил верного последователя и продолжателя дела всей его жизни. После смерти Алтынсарина Асылкожа возглавил построенную им школу в Лепсы. Еще один подопечный инспектора – Г. Балкымбаев – занял пост руководителя Музея истории в г. Алматы.

Литератор

Творческая биография Алтынсарина началась в 1879 году, с выхода его первой книги «Казахская хрестоматия». В построенных им школах, помимо мебели и инвентаря, была постоянная нехватка учебников. С этой ситуацией педагог решил бороться, выпуская собственную учебную литературу. Вслед за хрестоматией увидела свет книга «Начальное руководство к обучению казахов русскому языку», направленная на помощь преподавателям.

Ибрай Алтынсарин

Труды автора отражают его разносторонне развитую личность. Он публиковал стихи, сказки, басни и этнографические исследования. Сам Ибрагим себя писателем не считал – он говорил, что все его произведения были созданы исключительно для первого тома «Казахской хрестоматии». В начале книги собраны небольшие рассказы о повседневном казахском быте, с которым был хорошо знаком каждый юный читатель. Помимо рассказов, создатель включил в хрестоматию десятки народных пословиц, легенд и загадок.

Как литератор, Ибрай прославился своими этнографическими очерками. Самые известные произведения этого плана – «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства» и «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства».

Ибрай Алтынсарин

Произведения Ибрая Алтынсарина

Подводя итог, можно выделить ряд основных достижений Ибрагима Алтынсарина:

  • открытие нескольких народных школ
  • открытие и снабжение учебной литературой женской школы и двух училищ
  • создание образовательного учреждения для подготовки педагогов
  • организация и запуск учебных заведений для подготовки узких специалистов сельского хозяйства и ремесленной отрасли.

Смерть

Казахский общественный деятель умер 17 мая 1889 года, причиной смерти стало заболевание сердца и печени. Себя Алтынсарин не берег, все силы отдавал просветительской работе. Похоронили учителя рядом с могилой его отца, на берегу Тобола.

Единственное, что Ибрай успел сделать лично для себя – это построить деревянный дом неподалеку от Кустаная. В нем он провел последние годы жизни, там же и скончался.

Алтынсарин имел огромный авторитет в Степи и жил довольно небедно. Однако никогда за ним не замечалось ни социальных, ни расовых предрассудков. В его школы ходили дети из самых разных семей – богатых и бедных, казахских и русских. Учитель любил приговаривать:

«Всех ласково греет солнце, всем светят лучи луны, особо рожденных не было и нет на этой земле».

Ссылки

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Ибрай Алтынсарин
Ибрай Алтынсарин: YouTube/Айгүл Сағымбайқызы

Ибрай Алтынсарин был педагогом-просветителем, фольклористом, общественным деятелем, ученым-этнографом и писателем. Этот выдающийся человек сделал многое для просвещения казахского народа, так как был страстно увлечен любимым делом. Узнайте подробности биографии знаменитого педагога и литератора.

Ибрай Алтынсарин: биография поэта и ученого

Годом рождения Ибрая стал 1841-й. Мальчик рано остался сиротой, его опекуном стал родной дед, Балгожи Жанбуршин (Балгожа-бий). Вот главные этапы и биография Алтынсарина:

Годы учебы

С девяти лет Ибрай — ученик школы-интерната, в которой обучались местные чиновники низшего звена. Главы родов также старались дать детям образование именно там, чтобы в будущем усилить собственное влияние в обществе. Учащимся в школе предъявляли два обязательных требования:

  • знать русский язык;
  • поддерживать царский режим.

Эти требования полностью устраивали Балгожи Жанбуршина, поскольку на тот момент это была единственная возможность получить системное образование. Потому дед записал внука в школу, когда она только начала строиться. Ибрай (Ыбырай Алтынсарин) был одним из первых учеников интерната.

Хоть образовательный процесс и был направлен на воспитание верности и преданности представителей казахской элиты царскому режиму России, Ибрай оставался близок к народу, искренне проникался его проблемами:

  • Уже в отрочестве будущий борец за просвещение простого люда понимал, что навязывание казахам оседлости на постоянных местах жительства, отбирание у них плодородных земель и прочие действия властей были несправедливыми и причиняли вред.
  • Юноша был согласен с тем, что кочевничество замедляет развитие казахов, но считал, что скотоводство и земледелие испокон веков были для них родным и знакомым делом и не могли быть просто запрещены. Он считал, что просвещение и качественное образование — единственно грамотный путь к оседлости.

Ибрай Алтынсарин

Просветитель Ибрай Алтынсарин: YouTube/The2mproduction

Учителя восхищались тем, как Ибрай тянулся к знаниям. Его увлекали произведения классиков российской и мировой литературы. Байрон, Пушкин, Гете, Шекспир, Лермонтов, Гоголь были для него лучшими друзьями. Это сформировало и развило его поэтический талант.

Отзыв-благодарность школе-интернату, в которой учился Ибрай, содержит слова о том, что в этом заведении был воспитан значимый человек, сердце которого принадлежало казахстанскому народу, культуре и традициям.

Педагогическая деятельность

Первой работой Ибрая после получения диплома с отличием стала должность переводчика в правлении Оренбурга. Также Алтынсарин, произведения которого стали знаменитыми, был преподавателем в местной казахской школе.

Некоторое время он не мог определиться с дальнейшим профессиональным путем и около трех лет прослужил писарем у своего деда. Судьбоносное задание ему поручила Оренбургская администрация. Юный педагог, а Ибраю тогда было всего 19 лет, должен был отправиться в Тургай и основать школу, а также преподавать в ней русский язык. Это было большое доверие и очень ответственный шаг.

Управленцы в Оренбурге дали юноше множество предписаний, рассказали о полномочиях, но никакой иной поддержки от них ждать не приходилось. Молодому организатору пришлось вплотную заняться строительством, искать финансирование, создавать учебники, подбирать педагогический коллектив, заниматься просветительской работой среди населения.

Но новое дело было очень важным для Ибрая, а потому и со всевозможными проблемами он справлялся легко. Об этом свидетельствуют такие интересные факты:

  1. Он сумел преодолеть сопротивление казахов, убедив их в том, что детям необходима школа, даже если семья будет вести кочевой образ жизни и переезжать.
  2. В постоянных поездках из аула в аул он без устали разъяснял жителям, что лишь в образовании заключается возможность достойного будущего для детей и внуков.
  3. Ибраю удалось собрать достаточно средств и построить школу к 1864 году. В этом же году 16 мальчиков стали первыми учениками нового учебного заведения.

В школе Ибрай работал пять лет. Далее он занял должность делопроизводителя и занимался судейскими обязанностями в Тургайском правлении. На этой работе он был высоко оценен благодаря выдающимся моральным качествам.

Но другие чиновники и представители власти не поддерживали такое поведение. На Алтынсарина поступало много жалоб. Таким путем нечестные на руку бюрократы и управленцы хотели убрать правдолюбца с дороги. Ибрая даже обвинили в том, что он занимается пропагандой социализма. Из-за этого проводилось серьезное расследование.

Ибрай Алтынсарин стремился к тому, чтобы обеспечить всем казахским детям достойное образование и привить любовь к знаниям и национальной культуре.

Собственным домом рядом с рекой Тобол в Николаевском уезде он обзавелся только в 1883 году. Просветитель построил небольшую деревянную усадьбу, в которой работал и жил до последних своих дней.

Не дожив до 49-го дня рождения пару месяцев, Алтынсарин скончался. Причина смерти осталась неизвестной.

Ибрай Алтынсарин: произведения

Еще во времена открытия первой школы Ыбрай Алтынсарин столкнулся с тем, что не хватает учебных материалов. С понимания этой проблемы началась его научная деятельность.

Великолепное образование и знания педагога помогли ему самостоятельно готовить учебники. Одновременно этот процесс привел Ибрая к пониманию того, что он способен создавать литературные произведения.

Алтынсарин известен созданием азбуки казахского языка, основанной на русскоязычном алфавите. Эту наработку стали использовать для разнообразных текстов, написанных на казахском языке.

Кроме того, Ибрай стал автором руководства по обучению казахскому языку и хрестоматии под названием «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» и «Киргизской хрестоматии» 1879 года издания.

Чтобы расширить литературные познания детей Казахстана, просветитель занимался переводами на казахский язык русскоязычных литературных произведений. Помимо этого, его многочисленные труды включают басни, рассказы, сказки, новеллы, например:

  • «Чистый родник»;
  • «Драгоценная трава»;
  • «Кибитка и дом»;
  • «Сын бая и сын бедняка»;
  • «Мать и сын».

Знания как высшее благо и способ для каждого человека достигнуть благополучия — вот одна из главных тем, которые затрагивал в произведениях Ибрай Алтынсарин. Стихи этого выдающегося литературного деятеля на русском и казахском языках остаются актуальными не только для народа Казахстана, но и для многих других стран мира.

Памятник Ибраю Алтынсарину

Памятник Ибраю Алтынсарину: YouTube/The2mproduction

Вот переведенные на русский язык поэтические строки, которые написал Ыбырай Алтынсарин:

…Строит дивные дворцы

Умный знающий народ.

Сильным знанием своим

Он уверенно живет.

Книги Ибрая Алтынсарина оказали значительное влияние на формирование светского образования, он стал выдающимся просветителем, а его труды легли в основу многочисленных современных учебных пособий по казахскому и русскому языку.

Рассказы о поступках казаха-просветителя, исторические документы дают право утверждать, что Алтынсарин защищал интересы простых тружеников. Например, в письме 1864 года он сообщает, что по работе часто встречается с чиновниками, которые открыто заявляют о том, как грабят казахов.

Параллельно с творческой деятельностью Алтынсарин с 1879 года инспектировал учебные заведения в Тургайской области. За время деятельности на этой должности ему удалось:

  • открыть несколько народных школ;
  • основать и укомплектовать учебниками женскую школу и два училища;
  • создать образовательное учреждение для подготовки учителей;
  • организовать и запустить в работу учебные заведения для подготовки узких специалистов-ремесленников, работников сельского хозяйства.

Сегодня народ Казахстана помнит огромный вклад, который сделал Ибрай Алтынсарин, и чтит память выдающегося просветителя. В его честь названы районы, проспекты, образовательные и просветительные учреждения, высшие учебные и академические заведения, например один из ведущих педагогических центров Казахстана — Национальная академия образования.

Современные казахстанцы не забывают, что за годы короткой жизни Ибрай Алтынсарин дал своему народу надежду на грядущее, знания, выступал за права обычных людей, был поборником справедливости.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1631262-ibraj-altynsarin-biografia-literatora/

Тема 13.2  Рассказы и сказки
К.Д. Ушинского и И. Алтынсарина для детей.

UshinskiiУшинский К.Д.
Деятельность как писателя. Его книга «Детский мир», «Родное
слово». Принципы, положенные в основу учебных книг. Сущность и значение.
Многообразие тематики произведений Ушинского. Народность языка. Рассказы о
детях. Педагогическая направленность. Рассказы о животных для самых маленьких.
Особенности, познавательной характер. Рассказы познавательного характера.
Сочетание богатства познавательного материала с простотой и доступностью
изложения.

Детскую
литературу, чтение в школьные годы Ушинский рас­сматривал как способ постижения
народной культуры, бо­гатств родного языка. Практическое воплощение идеи
педагога получили в созданных им книгах для чтения “Детский мир” и “Родное
слово”. Они интересны, во-первых, тем, что дают представление о круге детского
чтения того времени и, во-вторых, знакомят с творчеством Ушинского как самобыт­ного
детского писателя, многие произведения которого со­ставляют классику детского
чтения.

Книга “Детский мир”(1861) была создана как учебное пособие для чтения на уроках
русского языка в младших классах средних учебных заведений, для детей при­мерно
10—12 лет
. Пособие состояло из двух частей, к каждой была приложена
хрестоматия художественных текстов. В це­лом в “Детский мир” вошло 316
материалов, из которых 194 написал сам Ушинский.

Отдавая приоритет содержательности книги для детского
чтения, Ушинский пишет, что она должна быть “по возмож­ности занимательной”.
Язык ее должен быть простым, ис­ключающим “формальные украшательства”, а также
поддел­ку под детский способ выражения.

Тематика книги обширна и разнообразна. Первый раздел — рассказы о временах года, о
человеке, строении его тела и его способностях (дар слова, ум, воля, вера).
Далее следует знакомство с миром животных, растений, неорганической природой,
строением Земли, географическими открытиями, городами и странами. В каждой
части есть раздел, посвящен­ный истории России.

Основной жанр “Детского мира”
небольшие научно-популярные статьи, написанные “деловым слогом”, то есть
стилем научной прозы. Они принадлежат в основном Ушинскому. “Деловым” — не
значит сухим и скучным.

Оригинален был замысел Ушинскогосоединить
в учеб­ной книге познавательный и художественный материал
, дать два рода
чтения: логическое и художественное, эстетическое (Ушинский называл его
“плавным и изящным”). Материал для него представлен в хрестоматии.
Хрестоматийная часть содержала более ста произведений художественной
литерату­ры
: стихотворений, рассказов, басен, сказок. Среди авторов:
Жуковский, Крылов (его басен особенно много), Пушкин, Лермонтов, Кольцов,
Некрасов, Мей, Тургенев, Гончаров. Здесь же представлены рассказы, сказки и
басни самого Ушин­ского, народные былины в его обработке.

По мысли педаго­га, художественные произведения,
прочитанные параллель­но с научно-познавательными, должны не просто оживить,
дополнить знания, но — создать новое качество восприятия, развивать в
единстве и мысль, и чувство, и дар слова
. После чтения статьи “Яблоня”
предполагалось познако­мить детей с басней “Листья и корни”, при чтении статей
о временах года — обратиться к стихам Пушкина, Кольцова. Некоторые критики в
связи с этим упрекали Ушинского в утилитарном подходе к поэзии. Но он в
предисловии к “Дет­скому миру” писал, что полагается на чутье педагога, его
слово, обдуманно связующее разные тексты.

Обращение к произведениям знаменитых поэтов, проза­иков,
драматургов было вполне оправданным в связи с исто­рическими темами. Художественный
интерес в этом случае способствовал пробуждению интереса исторического
, тем
более что Ушинский стремился представить детям историю “в лицах”. Рассказ о
князе Олеге дополняет пушкинская “Песнь о вещем Олеге”, рассказ о древнерусских
летописцах оживляется монологом Пимена из “Бориса Годунова”. В свя­зи с
важнейшими историческими событиями Ушинский зна­комит читателей со “Словом о
полку Игореве”, “Полтавой” Пушкина, стихотворением Лермонтова “Бородино”,
прозой А.К.Толстого.

К помощи художественного слова Ушинский часто
при­бегает и для того, чтобы ярче, красочнее рассказать о городах и землях
российских
. Стихотворения А. Хомякова, Ф. Глин­ки, К.Батюшкова, А.Пушкина
поэтизируют облик России. Выразительны рассказы и очерки географической, страно­ведческой
тематики, принадлежащие перу Ушинского. Са­мые известные из них — “Поездка из
столицы в деревню” и “Путешествие по Волге”. Описание путешествия дает автору
прекрасную возможность познакомить читателей с бескрай­ними просторами России,
ее городами, селами, с жизнью народа, историей. Читателям младшего возраста
особенно интересен первый рассказ, где дорога увидена глазами лю­бознательных
детей — мальчика Володи и девочки Лизы. Очерк “Путешествие по Волге” органично
включает народ­ные песни, легенды, предания.

На страницах “Детского мира” возникает образ
Родины
, объединяющей все части этой замечательной книги. Читая статьи о
природе, животном мире своего края, размышляя о прошлом, восхищаясь красотой
былинного слога, песенных напевов, дети проникаются живым, трепетным чувством к
своей Родине, учатся ценить и понимать ее материальную и духовную культуру.

Вторая знаменитая книга Ушинского — “Родное слово”
(1864) — имела сходные с “Детским миром” принципы отбо­ра материала для чтения.
Она состояла из азбуки и первой после азбучного периода книги для чтения,
“Руководства для учащих” (педагогов, родителей) и была предназначена для 1 и 2
года обучения в школе, а также в семье.

“Родное слово”, как и “Детский мир”, имеет тенденцию
к энциклопедичности
, затрагивает широкий круг представлении и понятий,
стремясь охватить все, что интересовало ребенка того времени (семья,
школа, обряды, обычаи, праздники, до­машние животные, растения, трудовая
деятельность). Здесь та же авторская установка — дать детям систему реальных
знаний.

Поскольку читатель “Родного слова” младше, чем читатель
предыдущей книги, здесь налицо более четкое следова­ние принципу
постепенности и последовательности
. Боль­шую роль играет наглядность —
рисунки к текстам
. Вначале дети читают о близких и хорошо знакомых
предметах и явле­ниях: “Классная доска”, “Грифельная доска”, “Наш класс”,
“Хлеб”, “Вода”, “Одежда”, “Посуда” и так далее. Затем поня­тия усложняются,
расширяются границы “детского мира”, но сам этот мир остается близким и
понятным детскому уму (“Какие бывают растения”, “Как человек ездит по земле”,
“Как летают по воздуху”, “Село и деревня”, “Город”, “Яр­марка”). Композиционно
материал объединен определенной темой: зима, весна, лето, осень, домашние
животные и т. д.

“Дитя мыслит образами”, — писал Ушинский. Он стре­мился
к тому, чтобы у маленького читателя первоначально запечатлелся фольклорный,
художественный образ предме­та, явления
. К примеру, в теме “Животные
травоядные и пло­тоядные” вместо подробных объяснений Ушинский дает сказ­ку
“Старик и волк”, сценку “Лиса и кролик”, пословицы и поговорки, в том числе и
такую ироничную “Не торопись, коза, в лес: все волки твои будут”.

Поэтические произведения в “Родном слове” подобраны
с учетом возраста начинающих читателей
: небольшие отрывки из стихотворений
Пушкина, из поэмы Некрасова “Крестьян­ские дети”, стихотворения Майкова, Фета,
Плещеева. Специ­ально для “Родного слова” написал несколько стихотворений
известный педагог и сподвижник Ушинского Л.Н.Модзалевский, в том числе
популярное “Приглашение в школу”:

Дети!
В школу собирайтесь,

Петушок
пропел давно!

Попроворней
одевайтесь, —

Смотрит
солнышко в окно!..

В народно-поэтическом творчестве Ушинского особенно
привлекали пословицы. Все они, по его словам, “короче птичьего носа”,
но в каждой, как в зеркале, отразилась русская жизнь
. Каждая тема в “Родном
слове” иллюстрировалась дву­мя-тремя пословицами, поговорками. Пословичные
заглавия он дает басням, сказкам, поэтическим отрывкам. По мотивам пословиц
Ушинский пишет свои рассказы-миниатюры (“Тише едешь, дальше будешь”, “Неладно
скроен, да крепко сшит”, “Некрасиво, да спасибо”, “Горшок котлу не товарищ”) и
даже очерк о работе кузнеца называет “Куй железо, пока горячо”.

Великий педагог высоко ценил
эстетический, нравствен­ный потенциал народной сказки
, не раз подчеркивал,
что ставит народную сказку значительно выше всех рассказов, написанных
специально для детей: “Это первые и блестящие попытки русской народной
педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом
случае с пе­дагогическим гением народа”.“Родное слово” включает все виды
русских народных сказок
: кумулятивные (“Колобок”, “Репка”, “Мена”), сказки
про животных, волшебные, быто­вые. Большинство из них пересказаны,
обработаны самим Ушинским.
Они сохраняют смысл, идею, дух народной сказ­ки,
отличаются динамичным сюжетом, простотой и яснос­тью языка.

Тяготеют к народно-поэтическому
творчеству
и авторские рассказы Ушинского о животных: “Бишка”,
“Васька”, “Уточ­ка”, “Петушок с семьей”. Они написаны ритмизованным сло­гом,
украшены прибаутками, поговорками, присловьями, с характерными повторами,
уменьшительными и увеличитель­ными суффиксами.
“Котичек-коток — серенький
лобок. Лас­ков Вася, да хитер, лапки бархатные, ноготок остер”. Так начинается
рассказ “Васька”. В этих рассказах животные раз­говаривают, спорят друг с
другом, общаются с ребенком. Они — друзья человека: “Некрасива коровка, да
молочко дает”.

Сказки, басни, рассказы, прозаические
миниатюры, ста­тьи и очерки — “педагогическая проза” Ушинского разнооб­разна. “Дети
в роще”, “Четыре желания”, “Чужое яичко”, “Сумка почтальона”, “Слепая лошадь”

— эти и многие дру­гие произведения стали классикой детского чтения.
Расска­зы Ушинского отличает отчетливо выраженная познаватель­ная и
воспитательная направленность.

Рассказы Ушинского сюжетны. В них часто присутствует
герой-ребенок
. Это обостряет интерес читателя-сверстника к содержанию
произведения. Рассказ “Как рубашка в поле вы­росла” построен как развернутая
метафора. Любознательная Таня пытается понять загадочные слова отца: “А вот сею
ле­нок, дочка: вырастет рубашка тебе и Васютке”. Девочка на­блюдает, как лен
всходит, цветет голубыми цветочками, по­том его убирают, отбеливают… И вот,
наконец, новые, бе­лые, как снег, рубашечки. Ребенок узнает, как много труда,
терпения, поэзии вложено в каждую вещь, сделанную рука­ми человека.

Стиль произведений Ушинского меняется в зависимости от
литературно-педагогической задачи
. В
маленьком расска­зе-притче “Хромой и слепой” он предельно лаконичен. “При­ходилось
слепому и хромому переходить быстрый ручей. Сле­пой взял хромого за плечи — и
оба перешли благополучно”. В развернутом сюжетном рассказе, очерке автор не
отказы­вается от колоритных пейзажных зарисовок, выразительных деталей.

Одну из своих задач Ушинский видел в том, чтобы
подготовить своих читателей к восприятию разнообразия и богатства
отечественной литературы.

        Ибрай Алтынсарин (1841-1889)

012ce4dc3f56a1a5e9ca7e0b6a0382fcвошел
в историю Казахстана как выдающийся просветитель, педагог, поэт, общественный
деятель. Начав свою просветительско-педагогическую деятельность, Ы. Алтынсарин
часто выезжает в аулы, разъясняет местному населению значение и цели, пользу
светского образования, организует сбор средств для строительства школ. При нем
открылись русско-казахские школы в Тургае, Илецкой защите, Иргизе, Актюбинске.
Он добивается открытия первой женской школы
. Всю свою жизнь Алтынсарин
посвятил просвещению родного народа. «Народ казахский сам по себе представляет
благодатную почву для образования»,- писал он.

Алтынсарин
был убежденным сторонником содружества русского и казахского народов. Он
пропагандировал демократическую русскую литературу, использовал опыт русских
педагогов-писателей К. Д. Ушинского и Л.Н. Толстого.

Алтынсарину
как просветителю присущ культ знания и вера во всеспасительность знания для
развития общества и каждой человеческой индивидуальности. Современники,
следившие за литературной деятельностью Ибрая Алтынсарина, уже при жизни смогли
оценить, насколько она отвечает потребностям народа. В числе заслуг помимо
собственного литературного творчества — составление хрестоматии на родном
языке, которые назывались «Начальное руководство к обучению киргизов русскому
языку» и «Киргизская хрестоматия» (1879).

Наряду
со стихами на общественно-просветительские темы, в поэтическом творчестве
Алтынсарина есть такие произведения, где раскрывается социальное неравенство в
ауле, обличается скупость и жестокость баев. Гнет несчастный народ свои спины в
поклоне, Над народом — всесильные ханы на троне, Бедняков обирают по-зверски,
бесчестно, А богатых одаривают повсеместно.

Алтынсарин-поэт
мастерски рисовал и картины родной природы. Наверное, нет ни одного настоящего
поэта, который не восхищался бы своеобразными законами гармонии, красками и
звуками природы. «Симпатия к природе есть первый момент духа, начинающего
развиваться. Каждый человек начинает с того, что непосредственно поражает его
ум формою, краскою, звуками…»,- писал В.Г. Белинский.

Алтынсарину
— поэту бесконечно близка степная природа. Особенно его волнует степь весной. В
стихотворении «Весна» картины природы неотделимы от картин народной жизни.
Панорама ожившей степи с «благодатью земной», с «далью голубой», когда в
«росном тепле испарений бескрайний простор уже покрывается свежей душистой
травой», дополняется задушевным описанием радостной встречи вечно живущего с
весной.

Куланы,
сайгаки — в просторах весенней земли, Заскачут, довольные тем, что опять
расцвели Высокие травы. И на воду чистых озер Опустятся с криками лебеди и
журавли. А в час, когда солнце слепит человеческий взор, Манящий мираж задрожит
в лучезарной дали.

Весна
приносит радость людям. Зоркий глаз Алтынсарина замечает и резвящихся малых
детей «на бархате трав молодых», и снарядившийся в путь караван, и женщин «с
веселыми шутками», и расставание влюбленных на заре.

Вместе
с тем, Алтынсарин — не просто тонкий наблюдатель природы, умеющий давать
красочные зарисовки. Это поэт-философ, задумывающийся над смыслом жизни, вечным
ее обновлением. Природа в глазах поэта — великий целитель, она вносит в жизнь
умиротворенность. Алтынсарин с восторгом воспринимает жизнь, верит в то, что
она разумна и прекрасна. Это можно почувствовать не только в стихотворении
«Весна», но в и другом его знаменитом стихотворении «Река». С одной стороны,
это конкретный образ реки, по берегам которой растут сочные травы и пасутся
стада, а в светлых струях резвятся косяки рыб, с другой, — это символ вечно
текущей жизни:

Сотни
стад не сумеют реки замутить, И ничем невозможно ей путь преградить!

Художественная
конкретность пейзажа, проникновенное описание природы, воздействие ее на
чувства человека, с его думами, жизнью и заботами свидетельствуют о
реалистической манере изображения автором действительности.

Кроме
стихотворений, Ы. Алтынсарин писал рассказы, в которых также выражены
демократические, гуманистические, просветительские идеи автора. В них в
социальном аспекте рисуются картины быта и нравов казахской жизни в 60-70-х
годах XIX века.

В
рассказах «Сын бая и сын бедняка», «Кипчак Сейткул», «Юрта и деревянный дом»,
«Невежество», «Вред лжи» и других ставятся важные проблемы общественной жизни:
социальное неравенство, преимущество оседлого образа жизни, вред невежества,
польза знаний и науки.

В
рассказе «Сын бая и сын бедняка» повествуется о том, как два
мальчика-ровесника, случайно оставшиеся на месте старого кочевья, разыскивали
откочевавший аул. Рассказывая об их приключениях, Алтынсарин показывает
характеры этих мальчиков, обусловленные их социальным положением, образом
жизни, воспитанием, навыками и привычками.

Смысл
рассказа — в противопоставлении двух характеров, двух социальных типов. Усен —
сын бедняка, он трудолюбив, и этим определяются все его достоинства. Именно
труд воспитывает настоящего человека, способного преодолеть любые жизненные
препятствия, а праздность — корень пороков.

Рассказ
«Сын бая и сын бедняка» преследует педагогические цели: он учит и наставляет. Алтынсарин
стремится не к сложности, а к ясности и простоте характеров. Но эти характеры
не абстрактны, они подсказаны реальной жизнью. Жизненная точность, легко
напрашивающиеся дидактические выводы — все это сделало рассказ «Сын бая и сын
бедняка» популярным не только среди казахских школьников, но и среди русских
читателей. Еще в 1890 году в журнале «Родник» рассказ был напечатан в русском
переводе.

Важным
для понимания мировоззрения, демократических и гуманистических взглядов
Алтынсарина является и рассказ «Кипчак Сейткул», написанный в 70-х годах и
опубликованный в «Киргизской хрестоматии». В 70-е годы, в пору расшатывания
устоев патриархально-феодального уклада в степи, казахские бедняки начинают
переходить к оседлости, заниматься земледелием. Алтынсарин поддерживает их. В
рассказе «Кипчак Сейткул» труженик Сейткул глубоко ненавидит баев, ищет
избавления от них. Он и его бедные сородичи поселяются в долине речки и
занимаются земледелием. С теплотой описывает Алтынсарин совместный труд
земледельцев, показывает, как укреплялось содружество бедняков, как оно все
больше и больше притягивало к себе других: «… беднота из кочевого населения
присоединялась к Сейткулу. По прошествии пяти-шести лет число хозяйств,
руководимых им, дошло до четырехсот». Успехи Сейткула и его друзей Алтынсарин
объясняет их исканиями, тем, что они приобщились к земледелию и торговле. Как и
в рассказе «Сын бая и сын бедняка», Алтынсарин прославляет трудолюбие — человек
труда нигде не пропадет, и счастье найдет его.

В
рассказе «Кипчак Сейткул» Алтынсарин использует свой излюбленный прием —
антитезу. Труженику Сейткулу противопоставлен его старший брат, стремившийся
разбогатеть воровством и грабежом чужого скота. В конце концов, он был убит.
Автор подчеркивает мысль о том, что добро, добытое насилием и грабежом, не идет
впрок.

Значение
творчества Ыбрая Алтынсарина в истории казахской литературы огромно. Видный
просветитель и педагог, поэт и переводчик, создатель первых образцов казахской
реалистической прозы, Алтынсарин был одним из тех, кто приобщил казахскую степь
к миру высоких культурных ценностей.

Ибрай Алтынсарин. Биография. Вклад в педагогику

23 Ноябрь 2017      

      

    

Просмотров:  
2739

О фактах некоторых фактах биографии казахского педагога Ибрая Алтынсарина, о жизни и трудах, о вкладе в педагогику рассказывается в одном из выпусков журнала «Семья и школа» (1968 год):

Биография

Ибрай Алтынсарин родился 20 октября (по старому стилю) 1841 года в роде Кипчак Среднего Жуза (Затобольский район Кустанайской области). Его раннее детство прошло в семье деда — бия Балгожи Жанбурчина, служившего в то время войсковым старшиной в Оренбургской Пограничной комиссии. К счастью для Ибрая, когда ему исполнилось 8 лет, при Пограничной комиссии была открыта школа для казахских детей. В этой школе Алтынсарин учился с 1850 года по 1857 год (при окончании он был отмечен как особо отличившийся), а затем работал сначала писарем у деда, и с 1860 года — толмачом-переводчиком при Оренбургском областном правлении. Все свободное время Алтынсарин посвящает самообразованию: он много занимается русским языком, стремясь овладеть им в совершенстве, знакомится с сочинениями русских классиков, внимательно следит за современной ему журнальной периодикой.

У Алтынсарина появляется немало друзей среди местной интеллигенции (одним из них был в эту пору известный востоковед В. Григорьев). Все они в один голос отмечают начитанность молодого казаха, его неуемную любознательность и особенный интерес к педагогическому делу. В 1860 году Алтынсарин получает возможность реализовать этот интерес — ему поручают открыть школу. Четыре года неустанного труда ушло на ее создание. Он преподает в ней сам, помогает другим учителям, напряженно работает над первыми национальными учебниками — «Начальным руководством к изучению русского языка» и «Киргизской хрестоматией» (такое название объясняется тем, что в эту пору казахов официально именовали киргизами или киргиз-кайсаками). Они выходят в свет в 1879 году.

Глубокое уважение, которое завоевал Алтынсарин в кругу своих соплеменников, его безграничное трудолюбие и самоотверженность находят, в конце концов, признание и у властей. В 1879 году он получает назначение на должность инспектора народных училищ Тургайской области, должность не столь высокую по служебной иерархии, но для казаха совершенно необычайную. Именно в то десятилетие, которое провел Алтынсарин на этом посту, и были заложены первые основы казахской национальной школы. Он создает сначала центральные училища в каждом из уездов Тургайской области, а затем, в 1887 году — еще 5 волостных школ. Одним из самых больших бед в развитии образования было полное отсутствие учителей-казахов ; Алтынсарин добивается открытия учительской школы в городе Орске. С его именем связано и начало женского образования в Казахстане. Первая женская школа была открыта им в Иргизе, еще четыре, создание которых также было подготовлено им, начали действовать уже после его смерти. И наконец, трудами Алтынсарина было положено начало и техническому образованию на его родине. Он создает первое в своем крае ремесленное училище; организованному им сельскохозяйственному училищу Алтынсарин завещал свои земельные участки.

…Жизнь Ибрая Алтынсарина оборвалась рано, когда ему не было еще 50 лет. Он никогда не отличался крепким здоровьем, а беспокойная скитальческая жизнь, которой требовали от него его обязанности (в его письмах то и дело встречаешь «опять… скитаюсь по степям… таскаюсь по таким трущобам, где и самому. дьяволу трудно было меня отыскать»), конечно же, тоже не укрепляла его. Летом 1889 года смертельная болезнь настигает его, и 17 июля он умирает.

Вклад в педагогику

Мы рассказали о внешней канве жизни Алтынсарина. Но простой перечень событий дает слишком мало для того, чтобы понять, какие реальные (и огромные) трудности пришлось преодолеть ему, в каких обстоятельствах пришлось действовать. В ту пору в Казахстане не было, по существу, никакой системы образования. Ничтожно малое число казахских детей обучалось в русских школах, еще какая-то часть — в религиозных училищах (мектебах). В мектебах детей калечили умственно и физически. Их рассаживали на голый пол, и целыми днями они, глотая пыль, бессмысленно заучивали тексты на незнакомых им татарском или арабском языках.

Порка была главным и единственным способом «педагогического воздействия». И естественно, что преподававшие в этих школах муллы оказались первыми противниками начинаний Алтынсарина. Они всячески стращали казахов, запугивали их тем, что в «казенных» школах детей отучат от веры и обычаев отцов. «В нашей стране муллинская порода распространяется в больших размерах и выжить их… нет никакой возможности», — замечает Алтынсарин. И не единожды еще в его письмах встречаем мы упоминание о противодействии, которое оказывали ему муллы, об упреках в отступничестве, которые раздавались по его адресу. Не мог он рассчитывать на поддержку и в том кругу, который, казалось, хотя бы по его происхождению мог быть ему близок, — в кругу казахской знати. Целью Алтынсарина было «дать казахам такое образование, чтобы они могли стать полными руководителями, учителями народа по части наук и искусства». У знати же, посылавшей своих детей в школы, были цели совсем иные. С горечью пишет Алтынсарин: «Отдавая своих детей на обучение, просят научить их прежде государственным законам, с тем намерением, чтобы из них вывести законщиков, следовательно, кляузников. Вот куда у них глаза глядят! Они употребят во зло свое маленькое образование, станут безжалостными обидчиками казахов же».

Алтынсарин был государственным чиновником «по министерству народного просвещения». Но стремление, которое было смыслом жизни Алтынсарина — дать образование народу, вывести из мрака невежества — менее всего входило в намерения царских властей. Им достаточно было иметь несколько десятков грамотных «инородцев» для исправления низшей чиновничьей службы; все прочее было не нужно, да и опасно. Казенные «фонды» на образование были нищенскими; все школы, которые удалось открыть Алтынсарину, были созданы им буквально своими руками, на собранные по крохам пожертвования. Самое большее, чего он мог ждать от властей — чтобы ему не мешали. Но и так было далеко не всегда — чаще можно было встретить невежество или самоуправство.

…Но значит ли все это, что Ал¬тынсарин был одиноким подвижником, черпавшим силы лишь в личном мужестве? Думается, такое заключение все же было бы неверным. Поддержкой и опорой была для него, прежде всего, вера в силы своего народа. Несмотря на вековую нищету, бесправие, влияние религии, в казахском народе всегда жило стремление к свету знания, всегда сохранялась мысль о том, что образование и воспитание — важнейшая жизненная необходимость, своего рода «второе рождение» человека, превращение его в подлинную личность. И дело, которому посвятил свою жизнь Алтынсарин, не было потому лишь его личным устремлением и порывом — это была его общественная, национальная миссия, значимость которой, он, бесспорно, ощущал.

Опорой Алтынсарину были и достижения передовой русской культуры, литературы, педагогики. В овладении ими он видел один из основных путей образования и культурного роста родного народа. И потому национальная школа, основы которой были положены им, закономерно создавалась как школа, дающая русско-казахское образование.

И наконец, опорой Алтынсарину, в особенности в последние годы его жизни, был круг его соратников, молодых учителей, которых он по-отечески заботливо опекал, вникал в каждую мелочь их труда и быта, поддерживал и ободрял — и круг его учеников, успехам которых он не уставал радоваться.

Какова же роль Алтынсарина в развитии национальной казахской педагогики? Мы уже упомянули о созданных им учебниках, но они, бесспорно, заслуживают более подробной оценки. Значимость их — не только в том, что это первые учебники на родном языке; не только в их методических достоинствах. Главная особенность их (если говорить, в частности, о «Киргизской хрестоматии») — в органическом, мастерском соединении народной традиции воспитания, испокон веков передаваемой изустно, и научной — прогрессивной русской педагогики. В хрестоматию Алтынсарина широко вошли народные сказания, песни, притчи, легенды — за-писанные им, переработанные или положенные в основу собственных стихотворных и прозаических сосинений. И одновременно он опирается на опыт русской педагогики, на материалы хрестоматий Ушинского, Л. Толстого. Если учесть, к том; же, что хрестоматия Алтынсарин: дала первые (и прекрасные) образцы казахского литературного языка, понятно будет ее значение.

В педагогических работах Алтынсарина выразились воззрения, во многом совпадающие с идеями передовых русских педагогов.

Воспитание детей и молодежи подчеркивал он, должно быть разумным и свободным, основываться на идее равенства природных способностей человека, на стремлении выявить и развить в каждом человеке все лучшие задатки.

«Всех ласково греет солнце,
Всем светят лучи луны,
Особо рожденных не было и нет на этой земле», — писал Алтынсарин, опровергая мысль об особой якобы избранности людей «благородной крови».

С двумя другими замечательными казахскими просветителями-демократами второй половины XIX века — Чоканом Валихановым и Абаем Кунанбаевым — Алтынсарина роднит непримиримость ко всякому насилию, расовой и национальной нетерпимости и высокомерию; горячая вера в освободительное значение творческого труда, научного знания, образования, просвещения масс, призыв к миру, дружбе и сотрудничеству разноязыких народов во имя общего прогресса.

В эпоху, когда обучение не только в религиозных, но и в большинстве светских, государственных школ основывалось на беспрекословном подчинении авторитету учителя, Алтынсарин подчеркивал, что основа этого авторитета — любовь к детям.

Он писал: «Учитель как воспитатель должен обладать удивительным качеством полюбить всей душой школу, всеми силами отдаваться своим обязанностям, имея дело с детьми, уметь общаться с ними не раздражительно и терпеливо. Чем бодрее дети, тем больше учитель окажет правильное влияние на учеников, тем успешнее пойдут и занятия».

…Именно таким учителем и был сам Ибрай Алтынсарин, о чем нам поведала его биография.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Идеи просвещения в ΧVΙΙΙ веке были наиболее актуальными в духовной сфере во многих странах мира. Просветители, отстаивая свободу народа и человека, все надежды возлагали на мирные преобразования. Они верили, что существующее социальное неравенство произошло от неразумности, невежества людей. Потому своей главной целью просветители объявили просвещение народа. Ведь они, по их мнению, по неразумности своей принимали существующие порядки.

Благотворное влияние на духовную жизнь казахского народа оказало распространение демократической русской культуры и общественной мысли. Под ее воздействием сложилось мировоззрение выдающихся казахских просветителей Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева. Вся их деятельность и творчество ярко свидетельствовали о прогрессивном характере присоединения Казахстана к России, о традиционной и неразрывной дружбе казахов и русских, которая развивалась помимо воли царизма.

Высокая тяга казахского народа к знанию и культуре была отчетливо выражена этими его замечательными представителями. В приобщении казахов к передовой культуре они видели единственно верный выход из средневековой темноты, в котором пребывало общество. Крупный казахский просветитель Ибрай Алтынсарин широко известен в истории общественной мысли, культуры и литературы казахского народа, как выдающийся педагог-новатор и организатор новых школ, этнограф, фольклорист, поэт, прозаик и переводчик произведений русских классиков.

Ибрай Алтынсарин родился 20 октября (1 ноября) 1841 года в Аракарагайской волости Николаевского уезда (ныне Алтынсаринский район Костанайской области). Отец его Алтынсары Балгожин умер, когда Ибраю не исполнилось и четырех лет. Мальчик воспитывался в доме своего деда, известного бия Балгожи Жанбурчина. Балгожа был в то время одним из самых авторитетных биев во всей Средней Орде и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки казахского общества.

В 1850 году, когда Ибраю исполнилось 9 лет, в Оренбурге — административном центре Тургайской области, открылась первая особая школа для казахских детей, куда Балгожа отдал своего внука. Одаренный, живой и прилежный, он с первых же дней школьной жизни резко выделялся среди своих сверстников. Преподаватели сразу обратили внимание на одаренного мальчика, который старательно воспринимал все, что они объясняли, глубоко вникая в каждый изучаемый предмет. Ибрай быстро и хорошо овладел русским языком, изучению которого обращалось особое внимание.

В 1857 Ибрай Алтынсарин окончил школу и как лучший ученик получил похвальный отзыв. При распределении он был оставлен переводчиком Правления Оренбургской губернии. Два последующих года И.Алтынсарин упорно самостоятельно занимается, значительно углубляя свои знания в области русской литературы. Изучает историю своего народа.

В 1860 году областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в Оренбургском укреплении, (г. Тургай) в которой он назначался учителем русского языка. Открыть школу в глухом городке было делом нелегким: не было средств, не было поддержки областного правления и местных властей. Однако, трудности не остановили Алтынсарина.

Здание школы И. Алтынсарина

8 января 1864 года состоялось торжественное открытие школы. Так началась просветительская деятельность Алтынсарина. Некоторые время он работал в Тургайском уездном управлении в качестве делопроизводителя, исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника, временно — уездного судьи.

В 1879 году Алтынсарин получил назначение на должность инспектора школ Тургайской области. В этой должности проработал до конца своей жизни.

В 1883 году Алтынсарин переехал в Николаевский (Кустанайский) уезд. В родном местечке в Аракарагайской волости, в трех километрах от г. Кустаная, на сгибе реки Тобол, на островке, где имелось небольшое озеро, получившее в последствии название «Инспекторское», он построил дом, где жил и работал до самой смерти.

И. Алтынсарин скончался 17 июля 1889 года и был похоронен по-казахскому обычаю при огромном стечении народа недалеко от своего дома на берегу Тобола рядом с могилой отца. Перед смертью Алтынсарину было присвоено звание статского советника, что по тем временем соответствовало генерал — майору от инфантерии.

Выдающаяся историческая заслуга Алтынсарина заключается в том, что по его инициативе при самом непосредственном его участии была создана в Казахстане сеть народных светских школ. При жизни ему удалось открыть четыре двухклассных центральных русско-киргизских училища, одно ремесленное училище, одно женское училище, пять волостных школ, два училища для детей русских поселян.

Школы, созданные им, после его смерти продолжали существовать, но развитие получить они не смогли. Новая станица в истории школ Ы. Алтынсарина открылась после победы Октября: они были преобразованы в советские трудовые школы. Одна из таких школ на его родине, в г. Кустанае, — в 20-е годы была передана в ведение Наркомпроса Казахской ССР и реорганизована в школу-коммуну. Затем перед Великой Отечественной войной-преобразована в среднюю школу с пансионом для воспитанников. Ей было присвоено имя ее основателя Ибрая Алтынсарина.

Много труда вложил И.Алтынсарин в дело подготовки учителей для начальных народных школ в крае, прежде всего из казахов. По его инициативе была открыта учительская школа в г. Троицке, немного позже переведена в г. Оренбург.

Алтынсарин не только открывал светские народные школы, но и разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, создал учебные и методические пособия, регулярно осуществлял инспекторский надзор, ежегодно посещая каждую школу, заботился о создании библиотеки при каждой школе.

Около трех лет потратил на разработку казахского алфавита на основе русской графики. Еще до назначения на должность инспектора школ Тургайской области Алтынсарин приступил к составлению учебных пособии для учащихся русско-казахских школ. В 1879 году вышли в свет два учебных пособия «Киргизская хрестоматия», «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку». Обе книги занимают особое место в истории культуры Казахстана как памятники письменной литературы, а также как учебные пособия, построенные по научному принципу.

Большую художественную, историческую и познавательную ценность представляет публицистическое наследие Ибрая Алтынсарина. Основную его часть составляет переписка казахского просветителя с русскими друзьями, учителями и различного ранга представителями народного образования.

И. Алтынсарин выступал и как ученый-этнограф. В его очерках вскрывается консервативная сущность патриархально-феодального быта и обычаев казахов. Особого внимания заслуживает труды И. Алтынсарина, посвященные преобразованию социально-экономического строя и хозяйственного быта казахского аула.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или
автора.
Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и
смежных правах». 8 (7172) 57 14 08
(вн — 1164)

Ыбырай Алтынсарин (Жаман жолдас)

Екi дос кiсi жолдастасып келе жатып, бiр аюға ұшырапты. Бұл екi кiсiнiң бiреуi әлсiз, ауру екен, екiншiсi мықты, жас жiгiт, аюды көрген соң бұл жiгiт ауру жолдасын тастап, өзi бiр үлкен ағаштың басына шығып….

Ыбырай Алтынсарин (Мейірімді бала)

Қытай жұртында ескi заң бар, бiреудi алдағандығы мойнына түскен кiсiнiң қолын кесе-тұғын. Бiр төре осындай iспен күнәлi болып, әлгi айтылған жазаны беруге тұрғанда, күнәлi төренiң жас қыз баласы әкем үшiн жауап беремiн деп, мәлiм болды. Қызды патшаға алып келiстi.

– Тақсыр, патшам, – дедi қыз, – менiң әкем жазаға лайық болғаны рас, соның үшiн қолынан айрылуы керек болды, мiнекей, тақсыр, әкемнiң қолы, – деп өзiнiң қолын көтердi. – Бұл қол да менiң жазықты болған атамның…..

Ыбырай Алтынсарин (Шеше мен бала)

Шешесі қыз баласынан сұрады:

—Берген ақшамды қайда қойдың?

Бала:

—Біреуге….

Ыбырай Алтынсарин (Аурудан — аяған күштірек)

Сейiт орам үстiнде жүгiрiп бара жатқанда, бiр арбалы келiп, аңдаусыз соғып кетiп, аяғын сындырыпты. Ойбайлап жылап жатқан баланы көрiп шошынғаннан шешесi есiнен танып қалыпты. Мұны көрген…..

Ыбырай Алтынсарин (Әке мен бала + видео)

Бір адам он жасар баласын ертіп, егіннен жаяу келе жатса, жолда қалған аттың бір ескі тағасын көріп, баласына айтты:

—Анау тағаны, балам, ала жүр, — деп.

Бала әкесіне:

— Сынып қалған ескі тағаны алып неғылайын, — деді.

Әкесі үндемеді, тағаны өзі иіліп алды да, жүре берді.

Қаланың шетінде темірші ұсталар бар екен, соған жеткен соң, әкесі қайырылып, манағы тағаны соларға үш тиынға сатты. Одан біраз жер өткен соң, шие сатып отырғандардан ол үш тиынға бірталай шие сатып алды. Сонымен, шиені орамалына түйіп, шетінен өзі бірем — бірем алып жеп, баласына қарамай, аяңдап жүре берді. Біраз жер…..

Атымтай Жомарт әңгімесі — Ыбырай Алтынсарин

Атымтай жомарт өзi есепсiз бай бола тұрып, күн сайын бiр мезгiл үстiне ескi-құсқы киiм киiп, отын кесiп, шөп тасып жұмыс қылады екен. Бiр күнi өзiнiң жақын, таныстары сұрады дейдi:

– Жомарт, құдай бергей дәулетiңiз бар, ашқа – тамақ, жалаңашқа…..

Ыбырай Алтынсарин (Бай мен жарлы баласы)

Асан деген бай баласы, Үсен жарлы баласы – екеуi құрдас екен. Бiр күнi ел көшкенде қыр астында ойнап жүрiп, ескерiлмей, екеуi жұртта қалыпты. Бiр мезгiлде үйге баралық деп келсе, ауыл жоқ, құр жұрты жатыр. Асан айқай салып, жылай бастады, Үсен ойланып тұрды да айтты:

– Жылағанмен еш нәрсе өнбес. Көшкен ауылды iздеп табалық.

Жұртта бiр көзi сынған ине жатыр екен, оны алды және бiр пышақтың…..

Ыбырай Алтынсарин (Бір уыс мақта)

– Бiр кiшкентай қыз әкесiнiң шапанын жамап отыр екен, шешесi қасына отырып, ақыл айтты:

– Балам, дүниедегi жаратылған жанды-жансыздардың ешқайсысының да керексiз болып, жерде қалатыны болмайды, – деп. Сол сөздi айтып отырғанда, қыз бала киiмiн жамап болып, жердегi мақтаның қиқымын…..

Ыбырай Алтынсарин (Әдеп)

Бiр жүрттың бас әкiмi екiншi бiр байға жолығысып сөйлесiп тұрғанда, қасынан бiр жарлы мұжық өтiп бара жатып иiлiп, бас ұрып сәлем бердi дейдi. Оған қарсы әлгi үлкен әкiм төре онан да төменiрек бас ұрып сәлем….

Ыбырай Алтынсарин (Айуанның естісі көп, бірақ адамдай толық ақылы жоқ)

Ит адамға шын дос жануар. Дүние жүзінде иттің неше атасының ұлы бар: біреуі қора, біреуі үй күзетеді, біреуі малшы орнына мал бағады, біреуі аң, құс алып береді, біреулері, тіпті, ат орнына жегіліп те жүріледі; бұлардың бәрін де екінші кітапта уақытымен айтармыз.
Англия жұртының ең үлкен Лондон деген қаласында өрт….

  • Рассказы из школьной программы слушать
  • Рассказы ибрая алтынсарина на русском языке
  • Рассказы и я яковлева на чувашском языке для детей
  • Рассказы и я яковлева для детей на русском языке
  • Рассказы и фэнтези яндекс дзен дар по наследству