Алексей Николаевич Толстой пишет рассказы, которые позже объединил в цикл и назвал «Рассказы Ивана Сударева». Более детально хотелось бы остановиться на рассказе «Русский характер». Писатель использует довольно интересную форму – «рассказ в рассказе». Думаю, что каждому читателю приходилось сталкивать с такой формой повествования. И вот, читатель знакомится с героями – Егором Дремовым, его родителями – Егором Егоровичем, Марьей Поликарповной и невестой Катей.
Цикл «Рассказы Ивана Сударева» состоит из семи коротких историй, в которых прослеживается одна общая тема – изображение Великой Отечественной войны. Идея – описание героизма советских людей. Автор изображает каждого своего героя как личность. В каждом рассказе читатель знакомится с новыми героями, рассказчиком выступает – бывалый кавалерист Иван Сударев.
В каждом из этих рассказов писатель вводит рассуждения, касающиеся русского характера. Более конкретно проявляется его характер в те моменты, когда он оказывается в сложных ситуациях. Завершительным произведением цикла «Рассказы Ивана Сударева» и является рассказ «Русский характер». Благодаря данному произведению, писатель в очередной раз подчеркивает читателю своеобразие русского человека. Основной темой является изображение русского характера, а вот главная идея прослеживается читателем не сразу. Только благодаря кольцевой композиции читатель, прочитав рассказ, улавливает идею автора.
Читатель начинает понимать, что автор осознанно рассуждает о красоте характера человека. На протяжении всего повествования, писатель описывает поступки героев. Действия рассказа разворачиваются в военное и далеко неспокойное время, однако автор сосредотачивает наше внимание не только лишь на этих событиях, он рассказывает о любви. Здесь писатель вводит два главных и два второстепенных эпизода, которые тесно между собой переплетены. Однако Толстой вводит в данный рассказ как можно меньше героев, он не стал углубляться во все подробности и достиг сильного драматического эффекта.
Краткое содержание «Русский характер»
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 1474.
Обновлено 10 Ноября, 2022
О произведении
Рассказ «Русский характер» Толстого был написан в 1944 году. Это история о том, как главный герой, пережив тяжелое ранение на войне, смог преодолеть себя, свои страхи и комплексы и вернуться к полноценной жизни. Настоящую поддержку, любовь и заботу он нашел у близких, не отвернувшихся от него в тяжелую минуту.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Русский характер» на нашем сайте. Пересказ произведения Толстого будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Место и время действия
События рассказа происходят во время Великой Отечественной войны в СССР.
Главные герои
- Егор Дремов – лейтенант, танкист, простой деревенский парень, отважный боец.
Другие персонажи
- Марья Поликарповна – мать Егора, добрая, любящая женщина с чутким сердцем.
- Егор Егорович – отец Егора, строгий мужчина, прививший сыну правильные жизненные ценности.
- Катя Малышева – невеста Егора, очень красивая, любящая девушка.
- Чувилев – сослуживец Егора, спасший его от верной смерти.
Краткое содержание
До войны Егор Дремов был обычным деревенским парнем, которого родители воспитали в строгости и уважении к своим корням, к своей Отчизне. Егор был хорошим товарищем, он «чрезвычайно уважал и любил мать, Марью Поликарповну, и отца своего, Егора Егоровича»
. Кроме того, у молодого человека «была невеста из того же села на Волге»
, которую он очень любил.
Егор был очень скромным человеком, и даже во время затишья, когда солдаты судачили о разном, он редко упоминал и невесту свою, и совершенные боевые подвиги. Лишь благодаря водителю Чувилева сослуживцы Егора узнали о том, каким неизменно отважным и храбрым он проявлял себя во время атак.
Так и воевал молодой лейтенант, «покуда не случилось с ним несчастье»
. Во время очередного сражения танк Дремова загорелся. Егора спас водитель Чувилев, который успел вытащить его из танка до того, как тот со страшной силой взорвался. Чтобы потушить огонь с лица и тела боевого товарища, он принялся кидать на него пригоршнями рыхлую землю.
К удивлению медиков Егор не только выжил, но и не утратил зрение, «хотя лицо его было так обуглено, что местами виднелись кости»
. Он пролежал на больничной койке восемь месяцев, в течение которых ему одну за другой проводили пластические операции. В итоге танкисту восстановили «и нос, и губы, и веки, и уши»
, но внешность его была навсегда обезображена. Ему оформили инвалидность, однако Дремов настоял на том, чтобы вернуться на фронт. Генерал вынужденно согласился, но перед этим оформил лейтенанту «двадцатидневный отпуск для полного восстановления здоровья»
.
Дремов отправился в родную деревню. Его терзала мысль о том, какое впечатление он произведет на родителей, а потому при встрече с матерью представился лейтенантом Громовым, якобы привезшим новости о ее сыне. Марья Поликарповна не узнала в изуродованном бойце своего касатика. Не узнал Егора и родной отец. Лейтенанту было горько оттого, что самые близкие, дорогие люди не признали его. Тяжелой оказалась и встреча с Катей. Егору так хотелось поцеловать «теплые светлые волосы»
своей невесты! Когда же он заметил, какое впечатление произвел на девушку своим изуродованным лицом, то «твердо решил уйти»
навсегда.
Дремов вернулся в полк и вскоре получил от матери письмо, в котором она умоляла развеять ее сомнения: женщина почти не сомневалась, что это гостил их сынок. Егор во всем признался родителям, которые с большой радостью и облегчением приняли его. Не отказалась от Егора и красавица Катя, давшая ему обет верности и любви. Так в сложные минуты раскрылись во всей красе русские характеры.
И что в итоге?
Егор Дрёмов — в письме признаётся родителям и невесте, что это он гостил у них, назвавшись другим именем.
Марья Поликарповна — узнала сына, несмотря на его увечья, о чём сообщает ему в письме.
Катя Малышева — принимает Егора, несмотря на его изуродованное лицо, и не отказывается от своего обещания любить.
Заключение
Своим произведением Алексей Николаевич Толстой хотел напомнить, какой красотой и внутренней силой обладают русские люди, способные в трудные времена противостоять всем бедам и горестям.
После ознакомления с кратким пересказом произведения «Русский характер» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Alex Yesterday
8/10
-
Дмитрий Борисов
8/10
-
Анастасия Романцова
9/10
-
Евгения Меньшикова
9/10
-
Даниил Головченко
8/10
-
Елена Аникова
10/10
-
Алишер Азизов
10/10
-
Некит Малунов
9/10
-
Павел Старицкий
10/10
-
Евгений Фомиченко
9/10
Рейтинг пересказа
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 1474.
А какую оценку поставите вы?
История создания
Рассказ считается последним значительным произведением автора. Толстой включил его в свой знаменитый цикл, над которым закончил работу в 1944.
Кроме него в сборник вошли и другие произведения:
- «Ночью в сенях на селе»;
- «Как это начиналось»;
- «Семеро чумазых»;
- «Нина»;
- «Странная история».
Обычно военная литература содержит описания боев или отношений противоборствующих сторон. Толстой написал довольное необычное произведение. В его основе лежат семейные отношения. В рассказе нет героев с отрицательным характером. Практически все персонажи благородны, умны и добры.
Весь конфликт был надуман главным персонажем, противоречия появились только у него в голове. Благодаря этому произведение завершилось счастливо. Но на самом деле в военные годы семьи, которые смогли жить по-прежнему после возвращения своих мужчин с фронта, не были многочисленными.
Толстой знал, что многие солдаты погибали или приезжали домой искалеченными физически и морально. Он не хотел описывать ужасы войны, о которых и так все знали. Позитивный рассказ с интересным сюжетом можно сравнить со спасительным плотом — народу необходимо было положительное мышление на фоне страшных событий.
Произведение написано на основе реальных событий. О танкисте, чуть не сгоревшем в танке, Толстому рассказал сотрудник газеты «Красная звезда». Необычная судьба солдата заинтересовала писателя, пробудила в нем силу духа русского человека.
Переживаниям главного героя автор уделил намного больше внимания, чем описанию военных событий. Благодаря такому приему рассказ стал интересным и для взрослых, и для детей.
Основные персонажи
В рассказе Толстого «Русский характер» главные герои отличаются добрым характером и положительными качествами. Они приспосабливаются к разным событиям, но при этом остаются человечными. Основные персонажи:
- Егор Дремов;
- Чувилев;
- Егор Егорович;
- Мария Поликарповна;
- Катя Малышева;
- Иван Сударев.
Один из главных героев «Русского характера» Толстого — танкист Егор Дремов. Он принимал участие в бою на Курской дуге и чуть не погиб. Его танк практически сгорел, а сам солдат получил серьезные ожоги. Выбраться ему помог водитель Чувилев.
Дремов вернулся домой, но отказался признаваться родителям в том, что он их сын. С обожженным лицом его никто не узнал. Но Мария Поликарповна и Егор Егорович — мать и отец танкиста — беспокоились не о его внешнем виде. Они радовались тому, что сын вернулся живым, ведь многие их соседи получали известия о смерти детей.
Мать гордится поступками Егора, ведь он вел себя мужественно на поле боя, а отец считает, что такое лицо говорит о совершенных подвигах. Пусть человек уродлив снаружи, но его внутренняя красота перекрывает любые шрамы. Его поведение на поле боя только вызывает уважение, ведь Егор — один из немногих солдат, кого отметили «Золотой звездой» Героя СССР.
Катя Малышева — невеста танкиста. Она обещала ждать его с фронта и хранить верность, и девушка сдержала свое слово. Когда она узнала, что обожженный молодой человек и есть ее жених, согласилась выйти за него замуж. Катя была преданна Егору до самой смерти, она считала его настоящим героем и смелым мужчиной.
Рассказчиком в произведении выступает друг танкиста Иван Сударев. Это доброжелательный молодой человек, отличающийся рассудительным и сдержанным характером.
Именно он оценивал поступки всех героев, наблюдал за их отношениями. Ивана интересовала человеческая натура и ее проявление в разных ситуациях.
Начало произведения
Для читательского дневника можно ознакомиться с кратким содержанием «Русского характера». Толстой начинает свой рассказ с описания жизни главного героя до войны. Егор был обыкновенным человеком с тихим характером. Он жил в селе, уважительно относился к родителям и занимался земледелием.
Юношу назвали в честь отца, хотя такое имя носил и дед. Означает оно «возделывающий землю», что соответствовало роду занятий семьи. Нравственные ценности у разных поколений были одинаковыми.
Егор был красивым юношей с богатырским телосложением. Он не боялся физического труда, переносил все сложности сельской жизни. Была у парня любимая девушка Катя. Влюбленные планировали в скором времени пожениться.
Но началась война, Егора забрали на фронт. Боевые товарищи восхищались его красотой, смелостью и простым русским характером. Парень много рассказывал о своих родителях и Кате, очень тосковал по ним.
На войне юноша совершил несколько подвигов, но не гордился ими. Он был от природы скромным, поэтому скрывал свои награды. Историю, которая произошла с Егором, узнал его товарищ от других солдат.
Во время очередного сражения танк юноши подбили. Водитель успел вытащить его из пожара, чуть ли не пожертвовав собой. Егор получил серьезные ожоги, у него сильно пострадало лицо. Врачам удалось сохранить ему зрение, но вернуть былые черты не получилось. Солдату пришлось пережить многочисленные пластические операции. Ожоги и новые шрамы не добавили ему привлекательности — из красивого молодого человека он превратился в урода.
Хотя Егор получил звание лейтенанта и Героя СССР, его хотели комиссовать домой. Парень отказался уходить с фронта и решил остаться в полку. Вместо этого ему дали отпуск на 20 дней, чтобы он посетил своих родителей и любимую Катю.
Развязка рассказа
Егор не хотел возвращаться домой. Он боялся показаться родителям и невесте. Но все-таки пришлось ехать. Родителям парень назвался другом их сына и начал рассказывать о собственных подвигах.
Дома вежливо встретили его, обрадовались тому, что их сын жив и храбро ведет себя на поле боя. Но мать заподозрила, что приехавший к ним юноша и есть Егор. Сердце женщины не могло обманывать, ведь она чувствовала родное дитя. Отец очень гордился тем, что его единственный наследник добился больших успехов, совершал подвиги и был уважаем товарищами.
На следующее утро в дом Дремовых пришла Катя. Девушка сначала испугалась внешнего вида гостя. Но затем она с ним разговорилась, обрадовалась вестям про Егора. Она пообещала и дальше ждать его с войны, призналась в своих чувствах.
Сам Егор с тоской наблюдал за родителями и невестой. Он не хотел быть им обузой, пугать их, поэтому решил навсегда уйти из дома. Лейтенант снова вернулся на фронт, пытался забыть о родной деревне.
Но Мария Поликарповна не находила себе места. Она чувствовала, что к ним приезжал именно Егор. Ни его внешность, ни изменившийся голос не оттолкнули материнское сердце. Женщина решила написать письмо своему сыну. Она прямо спросила его, что с ним произошло, не он ли недавно приезжал домой.
Мать рассказала Егору, что гордится им, ее не волнует его изуродованная внешность. Немногословный отец также выступил за возвращение сына домой. Он считал, что обожженным лицом парень должен гордиться, ведь шрамы говорят о его доблести.
Егор все-таки вернулся домой, признался во всем родителям. Больше всего он боялся встречи со своей невестой. Катя была красивой девушкой с добрым нравом. Но она не отказалась от него, ведь очень любила. Девушка ответила, что согласна остаться с ним на всю жизнь, ведь для нее важны его чувства, а не внешность.
Внутренний конфликт главного героя не повлиял на его окружение. Близкие друзья, родители и невеста не бросили его из-за уродливой внешности. В этом и проявляется настоящий русский характер — красота душевная затмевает наружные качества.
Главная мысль
Современный читатель может погрузиться в военные годы с помощью краткого содержания «Русского характера». Произведение позволит ощутить себя частью храброй нации, проникнуться общей идеей и зарядиться энергией, которая была присуща народу.
Рассказ благотворно влияет на развитие патриотичности у школьников. Они учатся отстаивать свои принципы, уважать родителей, не робеть перед сложными ситуациями.
Загадочную русскую душу описывало много прозаиков и поэтов. Не стал исключением и Алексей Толстой. Он решил разобраться в особенных национальных качествах.
Писатель не стал рассказывать о негативных героях. Все его персонажи обладают достаточным мужеством, чтобы пережить военные годы и остаться человечными.
Толстой указал, что Россия — страна, которая не поддается никаким шаблонам. В ней проживают люди, способные жертвовать собой ради незнакомцев. Только эта нация может самозабвенно сражаться на войне, ущемлять свои интересны, чтобы близкие остались счастливыми.
В жизни Егора разделяющей границей стала Курская битва. После подрыва танка и многочисленных операций он только один раз посмотрел в зеркало. С тех пор изменилась и его душа, ведь он боялся, что близкие не примут такого урода. Но русский характер был заложен не только в Егоре, но и в его родителях, невесте.
Читать полную или сокращенную версию рассказа можно на сайте «Народный брифли» или другом электронном ресурсе. А в книжных магазинах продается полный сборник Толстого, в который входит и это произведение.
Толстой Алексей
Рассказы Ивана Сударева
Алексей Николаевич ТОЛСТОЙ
РАССКАЗЫ ИВАНА СУДАРЕВА
ОГЛАВЛЕНИЕ:
I. НОЧЬЮ В СЕНЯХ НА СЕЛЕ
II. КАК ЭТО НАЧАЛОСЬ
III. СЕМЕРО ЧУМАЗЫХ
IV. НИНА
V. СТРАННАЯ ИСТОРИЯ
VI. РУССКИЙ ХАРАКТЕР
I
НОЧЬЮ В СЕНЯХ НА СЕЛЕ
Русский человек любит высказаться, — причину этого объяснить не берусь. Иной шуршит, шуршит сеном у тебя под боком, вздыхает, как по маме родной, не дает тебе завести глаз, да и пошел мягким голосом колобродить про свое отношение к жизни и смерти, покуда ты окончательно не заснешь. А бывают и такие, — за веселым разговором вдруг уставится на рюмку да еще кашлянет, будто у него душа к горлу подступила, и ни к селу ни к городу начинает освобождать себя от мыслей…
А мыслей за эту войну накопилось больше, чем полагается человеку для естественного существования. То, что наши деды и отцы недодумали, приходится додумывать нам в самый короткий срок, иной раз — между двумя фугасками… И делать немедленный вывод при помощи оружия… Непонятно говорю?
Дед мой был крепостным у графа Воронцова. Отец крестьянствовал ни шатко ни валко, жил беспечно, как трава растет, что добудет — прогуляет, зазовет гостей и — ему ничего не жалко, к рождеству все подчистит: ни солонинки на погребище, ни курей, ни уток. А он знай смеется: «Веселому и могила — пухом, чай, живем один раз…» Ох, любил я папашку!.. Советская власть потребовала от него серьезного отношения к жизни, — папашка мой обиделся, не захотел идти в колхоз, продал он корову, заколотил избу и вместе с мачехой моей уехал на Дальний Восток… А мне, его сыну, уже пришлось решать государственную задачу, и решать не кое-как, а так, чтобы немец меня испугался, чтобы немцу скучно стало на нашей русской земле. Он стоек в бою, я — стойче его, его сломаю, а не он меня… Он, как бык, прет за пищей. Ему разрешено детей убивать… Он похабник. Я же руку намну, погуляв клинком по немецким шеям, как было в феврале, и этой же рукой пишу стихи…
Давеча вы правильно заметили, что я пишу стихи. Печатался во фронтовой газете… «У тебя, Сударев, — это личные слова редактора, тематическое и боевое крепко выходит, а лирику надо бросить…» А и верно — ну ее в болото. Завел я тетрадь для таких стихов, но в походе пропала вместе с конем Беллерофонтом, — такой у меня был конь… До сих пор жалко этого коня… В марте ранило меня в обе ноги без повреждения кости, думаю — лягу в госпиталь, кто напоит, накормит коня? Доказал врачу, что могу остаться при эскадроне, и в самом деле легко поправился… А он, Беллерофонт, понимает — животное — чего мне стоит в лютый мороз в одних подштанниках проковылять с ведерком от колодца к конюшне, — в лицо мне дышал и губой трогал… Стихов не записываю, лирику ношу в груди.
Не так давно видел в одном частном доме картину, — средней величины, да и ничего в ней не было особенного, кроме одного: представляете — лесок, речонка, самая что ни на есть тихая, русская, и по берегу бежит тропинка в березовую рощу. Взглянул я и все понял, — ах, сколько жил, и не мог словами выразить этого!.. А художник написал тропинку, и я чувствую — на ней следочки, тянет она меня, умру я за нее, это — моя родина… Опять непонятно говорю?
Представляете: в деревне, на завалинке, сидит старушка, худая, древняя, лицо подернуто могильной землей, одни глаза живые. Я сел рядом. День апрельский, солнышко, а еще — снег кое-где и ручьи…
— Ну, бабушка, — спрашиваю, — кто же победит?
— Наши, красные победят, русские.
— Ай да патриотка, — говорю. — Почему же ты все-таки так уверенно думаешь?
Долго бабушка не отвечала, руки положила на клюшку, глаза, как черная ночь, уставила перед собой. Я уж уходить собрался.
— Давеча петухи шибко дрались, — ответила, — чужой-то нашего оседлал и долбит и долбит, крыльями бьет, да слез с него, да закукуречит… А наш-то вскочил и давай опять биться, давай того трепать и загнал его куда, и хозяйка не найдет.
Эта бабушка — была молодой — бегала по тропинке над речкой, березу заламывала, шум лесной слушала… Теперь сидит на завалинке, путь ее кончен, впереди — земля разрытая, но хочет она, чтобы ее вечный покой был в родной земле.
Вам, вижу, спать тоже не хочется. Как только зенитки кончат стрелять, мы заснем. А пока расскажу несколько правдивых историй. Пришлось видеть немало, — из каких только речек мой конь воду не пил и по эту и по ту сторону фронта… Подойдут рассказы — печатайте, сам-то я за славой не гонюсь…
II
КАК ЭТО НАЧАЛОСЬ
Березовое полено кололось, как стеклянное, под ударом топора. Хорош был январский денек, — спокойный дым над занесенной снегом крышей подымался и таял в небе, таком бирюзовом, с нежным отливом по краю, что казалось, невозможно, будто в небе такой холод; невысокое солнце глядело во все око на разукрашенную в иней плакучую березу.
Только вот человек здесь мучил человека. А хорошо бы вот так — тюкать и тюкать колуном по немецким головам, чтобы кололись они, как стеклянные… Василий Васильевич заиндевелой варежкой вытер нос, опустил топор и оглянулся. Со стороны села по дороге, бледно синевшей санным следом, шел в ушастой шапке низенький паренек, — вернее — катился, расстегнув полушубок, размахивая в помощь себе руками.
Увязнув в снегу по пояс, он перевалился через плетень во двор, не здороваясь, сдернул шапку, — от стриженой головы его поднялся пар, достал из шапки синеватый листочек.
— С самолета сбросили! — сказал, схватил топор и с выдохом начал тюкать по сучковатому полену, чтобы избавить себя от переизбытка возбуждения.
Этого паренька звали Андрей Юденков. Весной он окончил в Ельне среднюю школу, где директорствовал Василий Васильевич, и начал готовиться к университетским экзаменам, но был призван в армию и в злосчастных боях под Вязьмой попал в плен. В то время еще живы были устаревшие понятия о том, как надо воевать: если окружен — значит, проиграл, клади оружие. Тогда еще не был доподлинно известен немецкий характер: с виду каменный, но истерический и хрупкий, если ударить по немцу с достаточной решимостью. Но — за науку платят. Поплатился и Андрей Юденков. Вместе с другими военнопленными его загнали на болото, обнесенное проволокой, где все они простояли по колено в жидкой грязи четверо суток под дождем, без еды. Некоторые не выстояли, — повалились, утонули. На пятый день обессилевших людей погнали на запад. В пути тоже многие ложились, и тогда слышались выстрелы, на которые никто не оборачивался.
Когда проходили деревней, отовсюду — из-за плетня, или в приоткрытую калитку, или в пузырчатое окошечко глядели на унылую толпу военнопленных милосердные глаза русских женщин и протягивалась рука с хлебом, с куском пирога, а иная женщина, пропустив угрюмого конвоира с автоматом на шее, из-под платка доставала глиняный горшок: «Родные мои, молочка съешьте…»
Читать дальше