«Рассказы из Петли» — невероятно кинематографичная и необычная по формату сай-фай антология сервиса Amazon. Сериал вдохновлен ретрофутуристическими работами шведского художника Саймона Столенхага. Он пишет провинциальные пейзажи, населяя их причудливыми зданиями, одинокими роботами и прячущимися в лесах динозаврами. Все эти образы бережно перенесли на экран в качестве сеттинга и населили новыми героями сценарист Натаниэл Халперн («Легион», «Изгой») и продюсер Мэтт Ривз (трилогия «Планета обезьян»). В центр каждого эпизода Халперн поставил историю одного нового персонажа, но объединил их родственными узами или дружбой, создав целую сагу о трех поколениях семьи директора института экспериментальной физики. Петля и созданные в ее стенах аномалии повлияли на каждого: одних поменяли телами, другую забросили во времени на несколько десятилетий вперед, третьего отправили в зеркальный мир. По духу сериал больше всего напоминает классическую фантастику середины прошлого века — романы Рэя Брэдбери и братьев Стругацких. А это значит — никакого цинизма и технофобии, как в «Черном зеркале». Несмотря на все трудности и даже трагедии в жизнях героев, сериал оставляет после себя очень светлые чувства. А проводником в этот уникальный мир для зрителя становится проникновенная музыка композитора-минималиста Филипа Гласса и умиротворяющий голос Джонатана Прайса («Игра престолов», «Два Папы»).
Сюжет
С тех пор, как в городке Мерсер штата Огайо построили научно-исследовательский институт, который местные прозвали Петлей, жизнь людей перевернулась. Повсюду они натыкаются на бесхозные артефакты и гаджеты, обладающие необъяснимыми свойствами, а по лесам здесь бродят самые одинокие в мире роботы. Впрочем, это не пугает уже привыкших к странностям жителей — они стараются вести свой привычный быт, насколько это возможно. Однажды маленькая девочка случайно попадает в аномальную зону и, вернувшись, не обнаруживает ни своего дома, ни мамы Альмы (Электра Килби). Оказалось, девочку перебросило на несколько десятков лет вперед. Тут она знакомится с мальчиком своего возраста Коулом (Дункан Джойнер). Вся его семья так или иначе связана с Петлей. Дедушка Расс Уиллард (Джонатан Прайс) — директор НИИ, уже много лет разгадывающий загадки Вселенной, но неспособный изобрести для себя чудо-приспособление, которое спасет его от неизлечимой болезни. Мать Лоретта (Ребекка Холл) — преемница деда на посту главы Петли, скрывает тайну из собственного детства. Отец Джордж (Пол Шнайдер) — обладатель кибернетического протеза и жуткой истории, сделавшей его инвалидом. Брат Джейкоб (Дэниэл Золгадри) вообще странно ведет себя в последнее время, будто он — не он вовсе. Впрочем, все эти люди не обращают особого внимания на творящиеся под носом чудеса. Они так же, как все, живут, работают, влюбляются, ссорятся, заводят семьи и переживают из-за ухода близких. Они разгадывают загадки Вселенной, но все чаще изучают даже не бескрайний космос или физические парадоксы, а самую сложную тайну — природу человека…
Трейлер
Стриминговые сервисы
В главных ролях
Отзывы и рецензии
Оценка:
17.07.2021
Вы можете оказаться во временной аномалии, ваше время может идти вперёд, остановиться, вернуться назад или пройти в мгновение ока, а фильм лучше смотреть не отвлекаясь, потому что в деталях многое скрывается. Сериал для внимательного зрителя, который не ждет следующей сцены, интриги, действия. Сочетание научно фантастического, психологического и эмоционального. Про поиск смысла жизни и насколько быстротечна эта жизнь, но каждая история несёт и свою отдельную мораль, этакий жизненный намёк. Медленно и постепенно мы получаем подсказки. Видеоряд прекрасный, основан на картинах шведского художника Симона Столенхага. Актёрам удалось не использовать клише, а показать красивые, грустные моменты глубоко трогательно. Американский и шведский композиторы Филип Гласс, Пол Леонард Морган создали идеальную музыку для погружения в путешествие во времени, параллельные вселённые или внутрь себя.
Оценка:
19.04.2020
Это шедевр Давно я такого увлекательного не смотрел. Саундтрек обменный. Понравится не всем, однозначно Местами слегка затянут, но оно того стоит…
Оценка:
30.01.2022
Удивительные истории, логически ни где не начинаются и ни где не заканчиваются. Как будто бы ты вошёл в историю и принял участие в некой части чей то жизни и мягко вышел. Обычно всё важные моменты даны как намёк, как что то недосказанное. Однако, великолепие сценариста в том, что в твоём сознании, всё чётко и расставлено по полочкам. Ты в какой то момент будто сам догадываешься, что продолжение истории может быть только т аким и ни каким иным. Такое повествование, как бы и не договаривает, и в тоже время окончательно но и бесповоротно все уже сказано. Без сомнения, продолжение может быть только таким Ты как бы даёшь карт бланш сценаристу и он позволяет тебе выиграть, при этом ты в сюжете не участвуешь. Великолепный сериал. Естественно любителям звёздных воин и марвел, а также динамического детектива погони в этом месте истории делать не чего. Кстати, режиссером сериала выступила Джоди Фостер. Всё любителям неспешной фантастики, где события случаются сами собой, а не Танос их генерит, добро пожаловать. Однако 1. В втором эпизоде показывают как дети меняются сознанием. Тут бы не мешало понять как в этом будущем определяется сознание, это что 2. ЛГБТ повестка тут в 6 том эпизоде, кто не любит не смотрите шестой эпизод про негра оритолога тонкой внутренней организации.
Оценка:
03.03.2021
Псевдо научные байки затронут не всегда правильные поступки обитателей населённого пункта под которым и расположена та самая Петля лаборатория в которую как на фабрику плотным строем маршируют взрослые светила и чего то там исследуют.Посмотрев несколько серий мне открылась не удобная для их службы безопасности истина то над чем они там усердно работают им самим на самом деле не совсем понятно.Потому как артефакты и различные приспособления действующие по принципу ХЗ разбросаны по всей поверхности территорий этого самого научного гетто.По этой причине слоняющаяся от безделья молодёжь раз за разом находит себе злоключений на место пониже спины как раз по выше описанной причине.Одной предстоит выбиться из временного континуума,другим обременятся телами,третьи остановят время,четвёртые об мажутся вытяжкой радиоизотопа и тд и тп.И всё это становится доступно практически каждому шаркающему неуверенной походкой индивиду.По тому как сюрпризы буквально валяясь под ногами делают финт ушами всему исследовательскому корпусу протирающему штаны в подземелье.Вердикт идея хорошая и интересная но вяло текущее исполнение не очень способствует вовлечению.Я понимаю так задумано для погружения но всё же могли и поддать газку в отдельно взятых моментах можно ещё похвалить музыку которая массажируя барабанные перепонки заставляет вас закрыть глаза и наслаждаться.Что сюжету в данном исполнении совсем не присуще нужно заставлять себя включать каждую последующую серию.Вердикт не плохо но и не хорошо смотреть можно тем кто любит пофилософствовать на тему жития бытия.
Оценка:
29.07.2020
Атмосферный, умный сериал. Не подойдёт любителям движухи здесь камерная музыка, тишина, диалоги и перемещения в параллельные миры. Сериал начинается депрессивно, но к концу ощущение депрессии исчезает, и появляется некоторое просветление , как будто погода прояснилась. В этом фишка сериала, по моим ощущениям. Немного затянуто, всё же можно было бы подинамичнее, но музыка компенсирует длинноты. NB Для тех, кто категоричен во мнении по поводу нетрадиционных отношений пропустите 6 серию.
Роботы как залог бессмертия: Антон Долин разбирает сериал «Рассказы из Петли»
Для номера журнала «Искусства кино», посвященного сериалам во всем их многообразии, авторы сами выбирали, о чем писать. Выбор главного редактора Антона Долина — один из новых сериалов, вышедших только в 2020-м, премьера онлайн-кинотеатра Amazon Prime под названием «Байки из Петли», экранизация одноименной книги Симона Столенхага.
«НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН ДОЛИНЫМ АНТОНОМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ ЛИЦОМ, ВХОДЯЩИМ В СОСТАВ ОРГАНА ЛИЦ, УКАЗАННЫХ В Ч. 4 СТ. 9 ФЗ «О КОНТРОЛЕ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ИНОСТРАННЫМ ВЛИЯНИЕМ», ВКЛЮЧЕННОГО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ»
Короткая скупая заставка — буквы названия, которые медленно складываются из символов, парящих на белом фоне. Восьмерка (в сериале восемь эпизодов) ложится на бок и превращается в знак бесконечности, а потом в двойное «о» в слове loop («петля»), напоминая петлю визуально. Если представить себе, что картинка трехмерная, в этом знаке можно было бы рассмотреть ленту Мёбиуса, к которой вольно или невольно отсылают многие сюжеты «Рассказов из Петли».
Cериалы, как и фильмы, принято «продавать» через их создателей или звезд. Среди актеров есть известные (Ребекка Холл, Джонатан Прайс), но не настолько, чтобы привлечь массовое внимание. Шоураннер, продюсер и сценарист Натаниэль Халперн — по большому счету новичок. Как ни смешно, самое медийное имя в «Рассказах из Петли» — американский композитор-минималист Филип Гласс, написавший саундтрек в соавторстве с успешным шотландцем Полом Леонардом Морганом: тот много пишет для сериалов, для Гласса это первый опыт. Участие Гласса значимо — и не только потому, что музыка выразительна и уместна. Слово loop в музыкальный лексикон ввели именно минималисты (в частности, Стив Райх) еще в одном значении: это закольцованная пленка магнитофонной кассеты, которая бесконечно повторяет один и тот же паттерн, пока инструменты обогащают его нюансами. По большому счету, такая «пленка-петля» — воплощение идеологии минимализма, который предлагает искать гармонию не в мелодическом богатстве, как предписывает романтическая традиция Европы (лежащая в основе большинства популярных саундтреков), а в повторяемости жизненных циклов, в способности видеть смысл в рутинной смене времен года или даже времени суток, что ближе к буддистской созерцательности.
На этот лад следует настроиться и зрителю неторопливых, даже медитативных «Рассказах из Петли». Здесь ощущается существенное влияние «Твин Пикс», «Секретных материалов» или «Очень странных дел» (среди главных героев преобладают дети и подростки), однако приключения поданы в ритме, напоминающем о кинематографе Тарковского или Малика. Именно о кинематографе. Тщательной работой с визуальным рядом, декорациями и костюмами, изысканным внутрикадровым монтажом «Рассказы из Петли» будто просятся на большой экран. Недаром в операторской бригаде работал Джефф Кроненвет («Бойцовский клуб», «Социальная сеть»).
А меньше всего «Рассказы из Петли» похожи на многосерийную адаптацию литературного текста. Важнее диалогов здесь паузы, которые создают эффект тех самых музыкальных loop («петель»), будто снимая ответственность с рассказчика. Из чего не следует, будто сценарий плох: напротив, он мастерски работает с воздушными недоговоренностями и умеет пасовать мяч визуальным образам.
Это вполне закономерно, если учитывать первоисточник «Рассказов из Петли». Да, это книга, но своеобразная. Швед Симон Столенхаг — больше художник, чем писатель. Весь мир знает его ретрофутуристические картины из провинциального прошлого маленького северного городка, прямиком из детства Столенхага, но с добавлением невероятных деталей — блуждающих роботов, летающих тракторов, прячущихся в лесах динозавров. В его «Рассказах из Петли» не изображения иллюстрируют текст, а наоборот — небольшие ностальгические литературные зарисовки, эдакие сфантазированные «Денискины рассказы», становятся иллюстрациями для изображений. Иные визуальные образы воспроизведены в сериале с удивительной точностью; сюжеты (часто нитевидные) Столенхага, напротив, почти не использованы или изменены до неузнаваемости.
Смысловая петля (или лента Мёбиуса) спрятана в самом слове «ретрофутуризм». Как можно одновременно находиться в прошлом и будущем, совмещать мечту о грядущем с ностальгией о невозвратимом? На этот вопрос и дают ответ «Рассказы из Петли» — сериал еще более отчетливо, чем книга.
Действие помещено в то самое условное прошлое — то 1950-е (в местном кинотеатре показывают бергмановское «Лето с Моникой», фильм о мимолетности счастья), то 1970-е, то вдруг 1990-е. Лишь в эпилоге оно синхронизируется с нашим временем. С этой хронологией совпадает история Петли, секретного НИИ, скрытого под землей, над которой в академгородке живут ученые и обслуживающий персонал. Там построен экспериментальный ускоритель частиц, как бы искривляющий пространство и время; благодаря ему — прямо или косвенно — происходят все важные события сериала.
- В первой серии, «Петля» (режиссер Марк Романек), работающая в НИИ женщина украла магический камень из ускорителя частиц, что привело к созданию временнóй петли: она исчезает, а ее дочь переносится в будущее и встречается с самой собой.
- Во второй, «Транспонирование» (Ким Со Ён), два старшеклассника находят в лесу чудесный аппарат, позволяющий им поменяться телами.
- В третьей, «Стазис» (Дербла Уолш), девочка открывает способ остановить время, оставшись в застывшем мире вдвоем со своим возлюбленным.
- В четвертой, «Эхосфера» (Эндрю Стэнтон), внук узнает о скорой смерти дедушки, не услышавшего эха своего голоса в старом сферическом резервуаре — по легенде, эхо определяет, сколько тебе осталось жить.
- В пятой, «Контроль» (Тим Миеланц), тревожный отец пытается защитить дочь и жену, купив у мусорщицы управляемого робота.
- В шестой, «Параллель» (Чарли Макдауэлл), молодой мужчина умудряется починить трактор на магнитной подушке, и тот оказывается порталом в параллельный мир — там он встречает самого себя и собственного идеального возлюбленного.
- В седьмой, «Враги» (Тай Уэст), юноша брошен приятелями на необитаемом острове, где сталкивается с таинственным существом. Наконец, в завершающей восьмой, «Дом» (Джоди Фостер), мальчик ищет брата в лесу и, случайно перейдя замерзший (на дворе лето) ручей, перескакивает во времени на несколько десятилетий вперед.
Если в классической фантастике 1950–1980-х нередко схематичные персонажи были нужны лишь как транспорт для смелых научных теорий и прогнозов, то здесь технические чудеса и гаджеты существуют как данность, а основной фокус направлен на антропологическую составляющую. «Рассказы из Петли» — сериал о людях, а не путешествиях во времени или искусственном интеллекте. Человек хрупок, но это и делает его более интересным, чем созданные им приспособления. Тем паче что в них постоянно кончается топливо, иссякает заряд в батарейке или срок годности. Вспоминается та самая аудиокассета, которая дала название термину tape loop, а сегодня превратилась в доисторический артефакт. Да, человек еще менее долговечен — зато за прошедшие тысячелетия принципиально не менялся.
Ни в одном эпизоде нет даже попытки объяснить природу фантастического явления или принцип работы футуристического гаджета. Герои или слишком взволнованы, или слишком заняты, или попросту некомпетентны, чтобы это сделать. Волшебные предметы (они работают на чистом доверии — как ковер-самолет или скатерть-самобранка) служат своеобразными зеркалами: недаром в трех сюжетах как минимум персонажи буквально сталкиваются нос к носу с собой. Не будем, впрочем, забывать и о важной функции зеркала в сказках. И если атмосфера самой Петли — вполне советской по своему демократически домашнему духу — в чем-то напоминает НИИЧАВО из сатирических повестей братьев Стругацких, то философские дилеммы, связанные с интригой каждого эпизода, уже отсылают к «Пикнику на обочине» или основанному на нем «Сталкеру». Петля подобна Зоне, где опасности и чудеса встречаются одинаково часто, а иногда оказываются одним и тем же явлением (как и в сказке, где пользу или вред приносит не сам артефакт, а то, как им воспользуются). Или планета Солярис, на которой человек вынужден иметь дело со своими затаенными страхами или надеждами, а не решать умозрительные научные проблемы. Или даже Институт из эпопеи «Дау», где физические проблемы меркнут перед метафизическими и этическими.
Истории, в которых больше доля образа, чем сюжета. Прошлое, в котором живет неслучившееся будущее. Научная фантастика, которая мало интересуется и научным, и фантастическим. В «Рассказах из Петли» даже на уровне нарративной структуры содержится парадокс. Поначалу кажется, что перед нами антология, недаром у каждого эпизода свой режиссер и свои герои, но к финалу оказывается, что пять серий из восьми исследуют взаимоотношения внутри одной семьи.
Так что это еще и семейная сага, за счет флешбэков и флешфорвардов растянувшаяся минимум на три поколения: априори парадоксальный жанр, в котором вынуждены сосуществовать прогресс и консервативность, новое и старое, дети и отцы. Хотя дети, а не взрослые тут служат точкой отсчета. И, если уж на то пошло, современность, а не прошлое — недаром так строго соблюдены все законы репрезентации, уравновешивающие баланс не только старых и малых, но также белых, чернокожих и азиатов, гетеро- и гомосексуалов.
В эпизоде «Враги» трое мальчиков оказываются на маленьком острове, куда им запрещали ездить взрослые и где явно скрыт какой-то секрет. Созданный художниками-постановщиками в безлюдных окрестностях Торонто и Ванкувера оазис Петли — такой же «Таинственный остров», который позволит, в точности как у Жюля Верна, взвесить ценность прогресса перед лицом экзистенции. Люди пытаются ставить эксперименты над природой, но в конечном счете при помощи изобретенных этими людьми гаджетов природа испытывает их. Здесь случается самый важный из многочисленных парадоксов «Рассказов из Петли». При всей нарочитой небрежности и поверхностности фантастических допущений в итоге это и научное исследование тоже, поскольку на подопытном человеческом материале разбирается с природой важнейшего, из чего состоит жизнь любого из нас: времени.
Центральная серия — фактически лишенная фантастического элемента «Эхосфера» — рассказывает историю ученого, основателя Петли, обнаружившего у себя злокачественную опухоль. Его дни сочтены, он рассказывает об этом близким. И потом умирает. Никакие чудеса науки не способны излечить человека ни от страха смерти, ни от самой смерти; это впервые понимает мальчик по имени Коул (Данкан Джойнер; возможно, лучшая и главная роль сериала). Вне зависимости от того, мучительно ли тебе больно за «бесцельно прожитые годы», которыми стращали в советской школе, жизнь пролетит «в мгновение ока». Эти слова становятся меланхоличным лейтмотивом сериала.
«Человеческое, слишком человеческое» бессильно перед временем и наносимыми им ранами. В «Петле» ускоритель частиц не поможет умерить боль от расставания с матерью. В «Транспонировании» и «Доме» попытка ускользнуть от самого себя, приняв чужое тело и вместе с ним судьбу, обернется трагедией. В «Контроле» могучий робот, на которого потрачены все деньги, не избавит от тоски и тревоги, но чуть не приведет к распаду семьи. В «Параллели», чудесным образом обнаружив мужчину мечты, герой так и не спасется от одиночества. Лишь в «Стазисе», заморозив время, героиня некоторое время будет наслаждаться любовью без препон и запретов — пока не выяснится, что и у нее — вне зависимости от внешних обстоятельств — есть ограниченный срок годности.
Значит ли это, что технические инновации в «Рассказах из Петли» лишь вдохновенно придуманные и богато исполненные макгаффины? И все-таки нет.
Если гаджеты функционально представлены в «Рассказах из Петли» как магические артефакты, механизм действия которых не может и не должен быть объяснен, то сопровождающие действие роботы несут несравнимо большую смысловую нагрузку. Робот в «Контроле» управляется «механической рукой» и не обладает самостоятельным разумом: лишь выражает и продолжает чужую волю. Но в «Транспонировании» и «Доме» мы видим, как в «тело» негуманоидной машины вселяется человеческая личность — по сути, душа; это снимает вечный этический вопрос о «человечности» робота, на котором построены сотни книг и фильмов. Наконец, во «Врагах» и финале «Дома» разворачивается центральная метафора европейской научной фантастики: легенда о монстре Франкенштейна, искусственном человеке, от которого отрекся создавший его ученый.
Разумеется, это разговор о Боге, его возможностях и обязанностях, и о предательстве человека, брошенного на произвол судьбы, — как мальчик Джордж (Эмджей Энтони) оставлен легкомысленными приятелями на острове. Там он встретит своего механического брата по несчастью и в качестве напоминания о встрече после вынужденной ампутации навсегда обзаведется механической рукой.
Взглянем на режиссеров «Рассказов из Петли». Марк Романек снимал «Не отпускай меня» по роману Кадзуо Исигуро — меланхоличную притчу об участи клонов, выращиваемых на убой. Эндрю Стэнтон — создатель самой прославленной сказки XXI века о влюбленном роботе, который человечнее самого человека, «ВАЛЛ-И». Джоди Фостер — постановщица «Бобра», в котором рука сходящего с ума человека начинала жить собственной, независимой от его воли жизнью. Продюсер Мэтт Ривз в фильмах серии «Планета обезьян» подвергал конструктивному сомнению антропоцентричность современной цивилизации. Вместе с Халперном в «Рассказах из Петли» они задают необычный вопрос: а что, если только одни роботы, которым мы постараемся передать частичку собственной души, и станут залогом нашего бессмертия, его единственной возможной формой? Хотя бы потому, что у них другой срок годности.
Можно шагнуть чуть дальше, усмотрев в преувеличенной, несериальной кинематографичности «Рассказов из Петли» еще одну метафору. Подобным долговечным роботом является и сам кинематограф, которому, в отличие от человека, подвластно управление временем.
В «Космической одиссее 2001», положившей начало всей традиции научно-фантастического кино современности, экстатический финал намекал на возможность для человека выйти за пределы своего тела и разума, шагнув в вечность. В «Искусственном разуме», последнем фильме Кубрика, который за него снял Стивен Спилберг, человечество исчезало с лица Земли. За него перед инопланетным разумом отвечал ребенок-робот, сохранивший о людях воспоминания. Он показывал их пришельцам, а те смотрели, будто кино. «Снятся ли андроидам электроовцы?» — спрашивал в своем романе отец-основатель современной фантастики Филип К. Дик. «Рассказы из Петли» на уровне не только содержания, но и формы задают схожий вопрос: смотрят ли роботы кино? И если смотрят, то нельзя ли предположить, что оно в чем-то напоминает этот сериал?
Материал Антона Долина «Срок годности» был впервые опубликован в журнале «Искусство кино» (№5/6, 2020).