Рассказы луки в пьесе на дне

Luka-Na-dne-Gorkij-obraz-harakteristika-dlja-sochinenija
Лука и другие
обитатели ночлежки.
Художник С. Гонков

Лука является одним из центральных персонажей знаменитой пьесы «На дне» М. Горького.

Ниже представлен цитатный образ и характеристика Луки в пьесе «На дне» Горького: описание, биография, история жизни героя, а также критика об образе Луки.

Смотрите: 
Краткое содержание пьесы
— Все материалы по пьесе «На дне»

Образ и характеристика Луки в пьесе «На дне»: описание, биография, история жизни

Возраст Луки — 60 лет:
«…странник, 60 лет…»

О внешности Луки известно следующее:
«…Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса…»
«…Гляди – какой я? Лысый… «

Лука является странником, бездомным человеком:
«…Проходящий… странствующий…»
«…Прохожий… тоже! Говорил бы – проходимец… всё ближе к правде-то…»

Старик Лука становится одним из постояльцев ночлежки Костылевых:
«…Вот – новый постоялец…»

Он является интересным, любопытным человеком:
«…Какого занятного старичишку-то привели вы, Наташа…»
«…Любопытный старикан… да! Вот Настёнка – влюбилась в него…»

Лука — человечный старик:
«…а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…»

Он является ласковым, мягким человеком:
«…на отца ты похож на моего… на батюшку… такой же ласковый… мягкий…»

Лука — милый старик:
«…А-а, это ты? А – где старичок… милый старикашка?..»

Он является умным, проницательным человеком:
«…Он – всё видел… всё понимал…»

Лука — добрый человек:
«…Добрый ты, дедушка… Отчего ты – такой добрый?..»

Лука — жалостливый человек:
«…Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!..»

«…Он… жалостливый был…»

Лука любит петь песни:
«…Лука (в кухне, напевает). Середь но-очи… пу-уть дорогу не-е видать…»
«…А я, значит, не хорошо? <…> Ишь ты! А я думал – хорошо пою…»

Старик Лука много повидал в жизни. По его словам, его много «мяли», то есть он пережил много трудностей:
«…Мяли много, оттого и мягок…»

Лука — странник, беглый человек. Вероятно, он когда-то сбежал из Сибири с поселения или с каторги, где отбывал срок за какое-то преступление:
«…Позови дядю… Беглого, мол, изловил… Награду дядя получить может… копейки три…»

Известно, что Лука когда-то служил сторожем на даче у инженера под Томском:
«…Вот, примерно, служил я сторожем на даче… у инженера одного под Томском-городом…»

У Луки был горький опыт общения с женщинами:
«…Гляди – какой я? Лысый… А отчего? От этих вот самых разных баб… Я их, баб-то, может, больше знал, чем волос на голове было…»

Лука не всегда говорит людям всю правду. Он часто врет людям из жалости к ним:
«…Правды он… не любил, старик-то… Очень против правды восставал… так и надо! Верно – какая тут правда? И без нее – дышать нечем…» (Клещ о Луке)

«…Он врал… но – это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я – знаю! я – читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут!.. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая…» (Сатин о Луке)

Лука нравится многим обитателям ночлежки за то, что он не говорит им жестокую правду об их жизни:
«Хороший был старичок!.. А вы… не люди… вы – ржавчина!» (Настя о Луке и других обитателях ночлежки)
«…Старик? Он – умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» (Сатин)

Лука рассказывает пьянице Актеру (соседу по ночлежке) о том, что в одном городе есть бесплатная лечебница для алкоголиков. Услышав это, Актеру бросает пить и начинает копить деньги на дорогу в этот город. На самом деле Лука выдумал это, чтобы помочь Актеру бросить пить:

«Лука. Ну, чего? Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница – тоже человек… и даже – рады, когда он лечиться желает! Ну‑ка, вот, валяй! Иди… 

Однажды в ночлежке происходит драка, в которой погибает хозяин ночлежки Костылев. После этого случая Лука тут же исчезает. Вероятно, он отправляется странствовать дальше — в Украину:
«…Ну, ребята!.. живите богато! Уйду скоро от вас… <…> В х*хлы… Слыхал я – открыли там новую веру… поглядеть надо… да!..»

Когда Лука исчезает из ночлежки, Актер снова начинает пить и скоро кончает жизнь самоубийством:
«Актер (быстро слезает с печи, подходит к столу, дрожащей рукой наливает водки, пьет и – почти бежит – в сени). Ушел!»

Критик Ю. Юзовский об образе Луки:

«…Спор о правде и составляет философский сюжет пьесы. В чем суть этого спора? В ответе на вопрос, как следует поступать человеку перед лицом враждебной ему жестокой действительности. В споре обнаруживаются три точки зрения (они, естественно, не носят наглядно прямолинейного характера, это не простое столкновение тезисов, спор течет подспудно, и важно к нему прислушаться)… <…>

…Лука каждому несчастному и пострадавшему хочет найти утешение, дать выход, пусть в воображении, а не в действительности, зато поддерживающий человека и дающий ему возможность существовать… <…>

…Сатин, который отражает позицию автора, направляет свои реплики и против бесперспективной философии Бубнова, и против утешительства Луки… <…>

…Горький был недоволен своим изображением Луки. Он считал, что допустил ошибку, сделав его привлекательным, располагающим к себе. По-видимому, Горький опасался, как бы субъективное доброжелательство, бескорыстное стремление Луки помочь человеку не скрыло объективного вреда его отношения к жизни. Ведь без реального искоренения зла и мораль добра, и сами добрые поступки не способны существенно изменить судьбу человека… <…>

…Несмотря на проповедь Луки и вызываемые им симпатии, в пьесе явно чувствуется противоборствующая утешительству, напротивленчеству и примиренчеству тенденция. Она выражена в бодром, оптимистическом горьковском тоне пьесы, и в развитии сюжета, и в монологах Сатина, в его убежденности в способность человека строить свою жизнь… <…>

…Показательно, что если у Луки преобладает момент моральный, то у Сатина — деяния, действия, созидания… <…>

…Наконец, сюжет пьесы развивается таким образом, что показывает оборотную сторону утешительного обмана, крушение тех воздушных замков, которые так старательно и добросовестно воздвигал Лука на протяжении всей пьесы.

Он никого не спас из тех, кого старался спасти по своему рецепту: Пепла сажают в тюрьму; Наташа изуродована своей сестрой; Актер кончает самоубийством; Настя близка к этому же. Рецепты, которые Лука давал ночлежникам, может быть, сами по себе и прекрасны, но логика жизни сильнее их…

«
(Ю. Юзовский, отрывки из статьи «Драматургия Горького»)

Это был цитатный образ и характеристика Луки в пьесе «На дне» Горького: описание героя, биография, история жизни персонажа, критика об образе Луки.

Смотрите: Все материалы по пьесе «На дне»

Пьеса М. Горького «На дне» была написана в 1902 году и тогда же поставлена на сцене Московского художественного театра. Драматургический нерв пьесы составляет странник Лука. Именно вокруг него группируются персонажи, именно с его приходом начинает гудеть, как улей, давно застоявшаяся жизнь ночлежки. Этот странствующий проповедник всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: «Ты — надейся’», «Ты — верь!» Он не видит для людей иного облегчения, чем мечты и иллюзии. Вся философия Луки сжата в одном его изречении: «Во что веришь, то и есть». Умирающей Анне старик советует не бояться смерти: она ведь несет покой, которого вечно голодная Анна никогда не знала. Спившемуся Актеру Лука внушает надежду ка излечение в бесплатной лечебнице для алкоголиков, хотя знает, что такой лечебницы нет, а Ваське Пеплу говорит о возможности начать новую жизнь вместе с Наташей в Сибири. Одним из идейных центров пьесы становится рассказ странника о том, как он спас двух беглых каторжников. Это произошло, когда он служил сторожем на даче у одного инженера под Томском. Холодной зимней ночью проникли воры на дачу. Лука заставил их раскаяться, пожалел, накормил. Он говорит: «Хорошие мужики! Не пожалей я их- они бы, может, убили меня… али еще что… А потом — суд, да тюрьма, да Сибирь… что толку? Тюрьма — добру не учит, и Сибирь не научит… а человек-научит… да! Человек — может добру научить… очень просто!»

Та же мысль о великой силе добра звучит и в его рассказе про «праведную землю». Жил один бедный человек, жил он плохо, но не унывал, терпел и мечтал бросить эту’ жизнь и уйти в праведную землю: «Должна» говорил, быть на свете праведная земля… в той, дескать, земле- особые люди населяют… хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке — завсяко-просто — помогают… и все у них славно хорошо!» В самые трудные минуты жизни поддерживала этого человека мысль о «праведной земле». Он говорил себе: «Ничего! потерплю’ Еще несколько — подожду… а потом — брошу всю эту жизнь и — уйду в праведную землю.,. Одна у него радость была— земля эта…» Жил он в Сибири. Там он познакомился со ссыльным ученым и попросил его показать на карте, где находится эта самая «праведная земля». «Ученый книги раскрыл, планы разложил… глядел-глядел — нет нигде праведной земли! Все верно, все земли показаны, а праведной — нет!» Не поверил человек этому ученому. Как же так, «жил-жил, терпел-терпел и все верил- есть! а по планам выходит — нету!». Разозлился он на ученого, дал ему в ухо, а потом пошел домой — и удавился!..

Рассказ Луки можно назвать притчей, потому что он содержит в себе поучительный смысл. Слушатели прониклись сочувствием к бедному человеку, чьи надежды не оправдались. Наташа делает вывод: «Жалко… человека-то… Не стерпел обмана…» Пепел говорит: «Н-да… вот те и праведная земля… не оказалось, значит…» Эти слова наводят на мысль, что и Наташа, и Пепел тоже были готовы поверить в существование такой земли, где могли бы найти пристанище и работу. Он говорит Наташе: «Я — грамотный… буду работать… Вот он говорит (указывает на Луку) — в Сибирь-то по своей воли надо идти.. Едем туда, ну? Ты думаешь — моя жизнь — не претит мне?..: Я — не каюсь… в совесть не верю… Но — я одно чувствую: надо жить… иначе! Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно мне было уважать…»

Притча, рассказанная Лукой, имела печальный конец. Этим Лука как бы подготавливал своих слушателей к тому, что многое из того, о чем мечтают Настя, Наташа, Актер, Барон, Клещ, Пепел, может оказаться утопией, недостижимой мечтой. Семена, посеянные Лукой, пали на благодатную почву. Актер в волнении собирается искать мифический город с мраморной лечебницей для алкоголиков. Пепел, убежденный стариком, что нужно ехать в Сибирь, мечтает уйти от реальной действительности в фантастическое царство справедливости и увести за собой чистую Наташу. Несчастная Анна пытается возлюбить перед смертью загробный мир. Настя верит в «настоящую любовь» и ждет ее. Лука умело использует то яркое, что сохранилось еще в сознании этих людей, чтобы расцветить, разукрасить окружающий мир. Когда же начинается крушение надежд, он незаметно исчезает. Финал столь же трагичен, как и в притче о «праведной земле». Кончает жизнь’ самоубийством Актер, арестован Пепел за убийство Костылева, глубоко несчастна и исковеркана жизнь Наташи, умирает Анна. Под занавес третьего акта истошно кричит обезумевшая, искалеченная Наташа: «Берите их… судите их… Возьмите и меня, в тюрьму меня! Христа ради… в тюрьму меня!..»

В пьесе «На дне» Лука выступает не просто как утешитель. Он философски обосновывает свою позицию. Главная мысль горьковского персонажа состоит в том, что спасти человека и научить добру может не насилие, не тюрьма, а только добро. Лука говорит: «Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу — вовремя человека пожалеть — хорошо бывает!» Итак, в пьесе главный носитель добра — Лука, он жалеет людей, сострадает им и пытается помочь словом и делом. Авторская позиция выражена, в частности, сюжетно. Последнее событие пьесы -смерть Актера — подтверждает слова Луки: поверил человек, затем потерял веру — и удавился. И хотя Горький во многом был близок по своим человеческим качествам этому страннику-утешителю, он сумел разоблачить ложный гуманизм Луки. Именно финалом пьесы он доказывает, что спасительная ложь никого не спасла, что нельзя жить в плену иллюзий, что выход и прозрение всегда трагичны, а главное -что человек, живущий в мире утешительной лжи, примиряется со своей убогой, беспросветной жизнью и тем самым обрекает себя на гибель. 

Первый вариант сочинения

Развитие сюжета пьесы «На дне» концентрируется на образе Луки. Это один из центральных персонажей. Его появление является завязкой произведения. Лука сразу же оказывается в центре внимания, участвуя в каждом описываемом событии.

Кто такой Лука?

Лука. Иллюстрация

О Луке практически ничего не известно. Сам о себе он говорил, что: «Мяли много, оттого и мягок». Документов его никто не видел, он только обещал их принести, для того чтобы предъявить хозяйке ночлежки Василисе.

Ночлежникам удалось узнать про Луку одну историю. Когда-то он занимал должность сторожа у инженера, живущего рядом с Томском. Однажды на этот дом напали грабители. Лука не убил их, а только заставил выпороть друг друга, угрожая ружьём. Потом выяснилось, что эти грабители – беглые каторжники, которые не могли заработать себе на жизнь честным путём. Лука пожалел их, и оставил у себя переждать холода.

Некоторые обитатели ночлежки считали, что таким праведным Луку сделало именно его прошлое. Возможно, у него были проблемы с законом, и ему даже довелось побывать на каторге, которая сильно меняет людей.

Значение имени

Автор выбрал имя для этого персонажа не случайно. С одной стороны это имя апостола Луки, который покровительствует докторам и живописцам, а с другой стороны имя Лука ассоциируется со словом «лукавый», что означает «от чёрта».

Роль Луки в жизни других персонажей

Лука помогает обездоленным обрести надежду. Он не пытается кому-либо навязать свои мысли, он просто утешает тех, кому это действительно необходимо. Именно в этом и проявляется его мудрость. Он считает, что человек является тем, во что он верит, поэтому просто дарит веру тем, кто её потерял.

Лука жалеет обитателей ночлежки, а они хотят верить в его утешения, но всё равно считают сказочником. Анну он утешает разговорами об умиротворении, которое ждёт её после смерти, Ваську Пепла убеждает изменить жизнь, переехав в Сибирь, а Актёру рассказывает о специализированных лечебницах, где могут вылечить его от пьянства. Во всех этих случаях Лука выступает как положительный герой, ведь Анна действительно стала меньше бояться смерти, Васька решил перестать воровать, а Актёр даже бросил пить на время, и стал работать, чтобы собрать денег на дорогу в хваленую лечебницу.

Данная Лукой надежда смогла бы помочь этим людям вырваться со дна, если бы они сами этого захотели. Он искренне верил, что его ложь спасает окружающих, а правда – жестока и губительна.

Образ Луки – это олицетворение милосердия и человечности. Несмотря на то, что он такой же обитатель дна, как и все остальные, он не утратил своих человеческих качеств, сохранил в сердце доброту и сострадание для других людей. Даже в тех случаях, когда любить и жалеть не за что.

Характеристика Луки

Возраст 60 лет
Внешность Лысый старичок, ходит с палкой в руках и котомкой за спиной
Род деятельности Странник
Черты характера Добрый, мягкий, человечный, отзывчивый, внимательный, любопытный, ласковый, жалостливый, умный и проницательный
Увлечения Любит петь песни
Отношение окружающих Многим Лука нравился за то, что он не говорил им в лицо суровую правду
Отношение к окружающим Любит и уважает всех людей
Мечты Мечтает помочь всем нуждающимся
Отношение автора Неоднозначное. Наделил его и пороками, и достоинствами.

Одним из наиболее значимых и влиятельных персонажей в пьесе является Лука. Уже на протяжении многих лет литературные исследователи не могут прийти к единому мнению относительно его образа. Одни считают, что Лука приносит вред окружающим своим обманом, а другие уверены, что без надежды, которую он даёт, обречённым людям было бы ещё хуже.

Образ Луки

Спектакль “На дне” в постановке БДТ. 1987

Лука – это странник, который ненадолго останавливается в ночлежке Костылева. Как и все её обитатели, он беден и не имеет собственного дома, но в отличие от остальных Лука всегда готов помочь добрым словом своему ближнему. В ночлежку его привела Наташа, младшая сестра Василисы.

Это единственный персонаж, о чьём прошлом, совсем ничего не известно. И о том, куда он неожиданно уходит – тоже не говорится. Важно только одно – его пребывание в ночлежке оставило неизгладимый след в душах отверженных обществом людей.

Вместе с Лукой в ночлежку пришла доброта и ласка. Он сразу расположил к себе окружающих, потому что в его словах звучала мудрость, и он умалчивал то, о чём не следует говорить. Главным для него было сострадание, которым он делится со всеми жителями ночлежки.

Лука умел понять истинную натуру человека, всего лишь взглянув на него. Он умело останавливал ссоры, драки, сглаживал любую конфликтную ситуацию. Обитатели ночлежки сами раскрывают ему свои души, так сильно они нуждаются в сочувствии и сострадании. Этим людям просто необходимо, чтобы кто-нибудь в них поверил, и убедил их сам в возможности изменить будущее.

Взгляды

У Луки особые взгляды на жизнь, сильно отличающиеся от взглядов других жителей ночлежки. В отличие от большинства, он считает, что правда не всегда приносит пользу. Лука часто прибегает к «спасительному» обману, который дарит людям надежду на то, что им удастся изменить свою жизнь к лучшему.

Он действует исходя из благих намерений, но его неосторожные слова приводят к настоящим трагедиям. Ложь во спасение, обнадёжившая на время обитателей дна, в итоге разочаровала их ещё больше, а некоторые и вовсе не смогли справиться с обрушившейся на них реальностью.

Воздействие на окружающих

Лука всегда умеет подобрать нужные слова, чтобы утешить нуждающегося в этом человека. Ему не трудно было успокоить умирающую Анну, которая так сильно боялась смерти. Луке удалось повлиять даже на Пепла, относившегося вначале к нему скептически. После его рассказов Пепел решил перестать воровать, и уехать в Сибирь, для того чтобы начать новую жизнь.

Актёру Лука подарил надежду на исцеление, рассказав ему о лечебнице, где бесплатно лечат от алкогольной зависимости. А для Насти чудный странник стал просто хорошим слушателем, который, как она думала, верит во все её придуманные истории о большой любви.

Значение образа

Лука – это самый неоднозначный персонаж пьесы. Именно благодаря ему все остальные персонажи более полно раскрываются. Кроме того, все философские разговоры и споры начинаются только после его появления. Он заставил обитателей ночлежки задуматься над смыслом жизни, но на реальные действия они оказались не готовы.

Лука искренне пытался всем помочь, но он не подумал о том, что его слова для кого-то могут оказаться губительными. Он хорошо понимал, что у этих людей нет будущего, но хотел, чтобы у них хотя бы появилась надежда, способная согреть душу.


Второй вариант сочинения

Введение

образ луки

Лука

Пьеса М. Горького «На дне» – первая социально-философская драма в русской литературе, поднимающая вопросы существования человека, смысла жизни, правды и лжи. Написанное в 1902 году, произведение реалистично рисует жизнь маргиналов, «людей, оказавшихся на дне жизни», не верящих ни в себя, ни в будущее.

Клещ, Актер, Пепел, Настя и др. – люди слабые, не способные отстаивать свои интересы, да и не видящие в этом смысла.

Образ Луки

Самым противоречивым героем пьесы считается Лука – странствующий проповедник, явившийся в ночлежку в самый разгар споров о чести и справедливости.  С образом старца напрямую связан главный вопрос произведения – «Что лучше – истина или сострадание?».

Лука – утешитель, пытающийся успокоить каждого и подарить надежду на прекращение страданий. Показательно то, что он умеет видеть в каждом ту черту, которая особенно заботит человека. Умирающей Анне он сулит избавление от боли и обид на том свете, пьющему Актеру рассказывает сказку о лечебницах от алкоголя, Насте говорит, что ее ждет неземная счастливая любовь, Ваське Пеплу помогает по-новому взглянуть на Сибирь.

Его нереалистичные рассказы нравятся ночлежникам, они верят в них. Сам же Лука говорит – во что веришь, то и есть. Другими словами, странник пытается спасти людей, дать им возможность поверить в свои силы и изменить отношение к жизни, дать им своеобразный толчок.

Проповедник

Появление праведника разделяет жителей ночлежки на два лагеря – тех, кто верит в проповеди Луки и тех, кто относится к ним с предубеждением, скептически. Настя после исчезновения Луки говорит, что он был хорошим старичком, Клещ отмечает его жалостливость, даже Сатин, не принимающий позицию сострадания, утверждает, что старик врал единственно из любви к людям.

Мнения литературных критиков также разделилось. Одни сравнивали его с искусителем. Имя Лука схоже по звучанию с именем Сатаны – Лукавый. Обвиняли старика, прежде всего, в нежелании противостоять действительности. Другие исследователи соотносили его имя с образом евангельского апостола Луки, ассоциируя тем самым с мудростью и библейскими заповедями.

Интересен еще и тот факт, что ложью во спасение Лука нарушает одну из заповедей – не лги. Но мне кажется, что он просто не мыслит этими категориями, для него неважно, где правда, где ложь. Главное для праведника – сделать добро человеку. Наверное, для него ближе заповедь – не навреди.

Отношение автора

Отношение автора к Луке неоднозначно. Порой он осуждает его, порой образ его становится настолько силен, что выходит за рамки замысла Горького. Читатели сами должны решить, принимать ли ложь во спасение, или же разделить утверждения Сатина о приоритете правды. На мой взгляд, истина находится где-то посередине их позиций.

Даниил Романович | Просмотров: 18.1k

Рассказ Луки про «праведную землю» (анализ эпизода из 3 акта пьесы М. Горького «На дне»)

Проблема иллюзий – содержание многих произведений Горького 90-х годов («Болесь», «Проходимец», «Читатель»). Но ни в одном из них эта тема не была разработана с такой полнотой, как в пьесе «На дне». Горький разоблачал иллюзорное мировоззрение в самых различных её проявлениях и осуждал тех, кто поддавался утешительству. Каковы бы ни были проявления утешительства, он видел в них лишь форму примирения с действительностью. Таким образом, основным вопросом пьесы является вопрос «Что лучше, истина или сострадание?» Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Вокруг этого вопроса и разворачиваются в пьесе горячие споры о человеке, о смысле и правде жизни, о путях стремления к светлому будущему. Одним из аргументов против проповеди Луки является судьба Актера. Старец уверил его в существовании прекрасной бесплатной лечебницы для алкоголиков. Герой поверил этим сказкам и собирается в путь – искать мраморную лечебницу. Воодушевленный Актер вспоминает некогда читанные им стихи: Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не умеет, — Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой! Эти стихи звучат как гимн иллюзиям. Когда же иллюзорность надежд становится очевидной, человек гибнет. «Утрата надежд вызвала смерть его души»,- сказал Горький о судьбе Актера. Упорно работает, страстно хочет вернуться к трудовой жизни Клещ. Действительность разбивает его иллюзию добиться правды только для себя. Горький, вводя в конкретные условия современного бытия нравственные идеи Толстого и Достоевского, показывал ложность их правды. Он разоблачал не только идеологию, но и психологию людей, которые рождали иллюзии и жили ими. Но в пьесе есть эпизод, который предостерегает героев от опрометчивого шага – веры словам Луки, а в конечном счете, и от гибели. Это рассказ старца о «праведной земле». Он находится в середине третьего акта, являясь, с точки зрения композиции, вставным эпизодом. Лука рассказывает эту историю потому, что считает, что «не всегда правдой душу вылечишь»: «Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил». Праведная земля понималась героем этого рассказа так: «…в той, дескать, земле – особые люди населяют… хорошие люди! Друг дружку они уважают, друг дружке – за всяко-просто – помогают… и всё у них славно-хорошо». Таким образом, «праведная земля» представляет собой противоположность реальной жизни, по крайней мере, той, какой её знают обитатели ночлежки. Далее Лука рассказывает: «Был он – бедный, жил – плохо… и когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай,- духа он не терял, а всё, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! Потерплю! Ещё несколько – подожду… а потом – брошу всю эту жизнь и – уйду в праведную землю…». История этого человека, как две капли, похожа на жизнь ночлежников: они также бедны, им также плохо живётся. Но никто из слушателей не задумывается об этом. Конец этой истории трагичен и неожиданен. Человек, веривший в «праведную землю», погибает, когда узнаёт от одного ссыльного ученого, что такого места на карте нет и быть не может: «Сейчас это учёный книги раскрыл, планы разложил… глядел-глядел – нет нигде праведной земли! Всё верно, все земли показаны, а праведной – нет!». Иллюзия разбита, надежды на избавление от тягот настоящей жизни не осталось, человек умирает: «Жил-жил, терпел-терпел и всё верил – есть! А по планам выходит – нету! Грабёж!..» Смысл этой истории, по мнению Луки, в том, что человек умер потому, что тот ссыльный учёный вовремя не пожалел ближнего своего. Если б солгал, что есть «праведная земля», человек бы и дальше жил спокойно, а так… Но сам автор считает совершенно по-другому. Горький, как уже было неоднократно сказано, выступал против утешающих иллюзий. Сказка о «праведной земле» иллюзия и есть, и, следственно, причину смерти человека автор видит в том, что сказка в какой-то момент заменила реальность. А если ушло заблуждение, то и жизнь, следовательно, вместе с ней. Автор даёт босякам пьесы «На дне» последний шанс. Он как бы обращается к ним со словами: «Одумайтесь, не верьте старику! Ложь не спасёт вас!». Но по реакции героев эпизода понятно, что они не поняли глубинный смысл этого рассказа про «праведную землю». Наташа с большим интересом слушает старца, а в конце истории жалеет покойного: «Жалко… человека-то». Пепел тоже. Он почти поверил в существование этой земли. Один лишь Бубнов смеётся: «Всё — выдумки». Таким образом, эпизод имеет важное значение для понимания проблематики пьесы. Он становится пророчеством будущей судьбы ночлежников.

  1. Маска доброго и внимательного человека.
  2. Зеркальная правда «праведной земли».
  3. Трудные пути праведников-ночлежников.

Появление Луки в ночлежке становится словно лучом света в темном царстве дна. Странник резко отличается от всех остальных ночлежников этого дна жизни. Заходя, он желает всем здравия и называет честным народом, хотя за минуту до его прихода говорили о том, что честь и совесть как сапоги на ноги не оденешь. И эта маска человека доброго и внимательного приходится по душе всем ночлежникам. Они, истосковавшиеся по элементарному вниманию, раскрывают ему свою душу. Ведь прохожему и незнакомому человеку легче рассказать, что накипело на душе. И для каждого из них Лука находит слова утешения. В дальнейшем они сами облекают их плотью, расширяют границы воображаемого. Например, фраза странника о том, что есть бесплатная лечебница для пьяниц, вырастает у Актера в свой образ. «Понимаешь — есть лечебница для организмов… для пьяниц… Превосходная лечебница… Мрамор… мраморный пол! Свет… чистота, пища… все -даром! И мраморный пол, да!» Кажется, что только от одного вида можно вылечиться. Может именно по этому, они так близко к сердцу принимают рассказ про «праведную землю».
В чем же суть этого повествования о праведной земле: жил человек, превозмогая все несчастья и боли, и верил, что есть земля, где этого ничего нет, где все помогают друг другу. Ученый же, погруженный с головой в гору книг, ответил, что такой земли нет. Получается, что на земле нет места, где к тебе просто отнесутся по-человечески. В результате кругом остается и навсегда останется беспросветный мрак жизни.

В этом рассказе о «праведной земле» дается краткая роль Луки в жизни ночлежников. А ведь споры вокруг места его в пьесе всегда, как правило, сводятся к вопросу о правде жизни: стоит ли ему врать каждому персонажу или нет. Что более под-ходящее в этой ситуации: спасительная правда или ложь во благо? Перед рассказом как раз Клещ и говорит за многих в пьесе: «Какая — правда? Где — правда? (Треплет руками лохмотья на себе) Вот — правда! Работы нет… силы нет! Вот — правда! Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она правда! Дьявол! На что мне она — правда? Дай вздохнуть… вздохнуть дай! Чем я виноват?… За что мне — правду? Жить — дьявол — жить нельзя… вот она — правда!» Может, стоит ставить здесь вопрос не о правде или лжи, а о вере. Лука дает им веру, которую имел человек, мечтающий о праведной земле,. С^ц укладывает в них веру в себя: «Кто крепко хочет — найдет!» Людям, опустившимся на дно жизни, он дает возможность поверить в себя, в силы, заложенные в них природой. А идти ли дальше этим открывшимся путем, должен решить каждый сам.

Примечательно, что в рассказе Луки дается и итог веры в «праведную землю» — она привела к тому, что несчастный человек удавился. Однако на вопрос: стоит ли по этому пути идти — многие ответили -да. И с ними можно согласиться. На этом беспросветном дне они получили возможность сделать самим шаг вперед, ведь другие за них этого не сделают. Попытаться стоит: а вдруг именно им повезет, и»они смогут найти ту праведную землю, о которой мечтали.

Рассказав свою историю, Лука говорит о том, что хохлы открыли новую веру, и он идет посмотреть. Значит людям всегда присуще стремление к лучшему.

Мне хотелось бы отметить еще один немаловажный момент. В своей истории Лука говорит о помощи и взаимопомощи в поисках лучшего. Ведь в рассказе о «праведной земле» ученый реально мог помочь человеку, просто сказав да. Книжник вселил бы веру в него, и тот смог бы найти праведную для себя землю, тот уголок, где ему было бы хорошо. И Пепел, наиболее адекватно оценивающий обстановку, поддается влиянию «праведной земли». Он зовет Наташу с собой и хочет начать жизнь с чистого листа. Васька Пепел понимает самое важное: «Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себе можно мне было уважать…» Простое уважение к себе, понимание своего места на земле — вот то главное, что выносит Пепел из рассказа Луки. Именно такая вера, а не заоблачная праведная земля, дает человеку возможность достойно прожить свою жизнь. А помощь в укреплении этой веры должна Пеплу оказать Наташа. Поверив ему и в него, она смогла бы помочь не только себе (вырваться отсюда), но и Ваське Пеплу.

Сатин же от начала и до конца не принимает правды Луки. Он уверен, что человек, однажды убивший другого, убил и свой внутренний мир. Он не сможет в дальнейшем рассчитывать на праведную землю, где все друг другу помогают — он не достоин этого. Хотя его поступок имеет оправдание: защищал сестру — он уверен, что «после тюрьмы — нет ходу!» И здесь дело не в том, что тебя не будут уважать, а в том, что ты сам не можешь найти своего места в мире. И простая вера, даже в свои собственные силы не поможет.

Но вот Лука внезапно исчезает, и каждый из ночлежников проходит путь человека из рассказа о «праведной земле». Лишь Сатин говорит, что старик врал из жалости к ним. «Он врал… но — это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… Ложь — религия рабов и хозяев». И все принимают версию Сатина. Никто не упоминает о том, что все сказанное Лукой не просто ложь. Их уже слишком глубоко засосало на дно. Однако Пеплу удалось уговорить Наташу поверить ему. А Актер все же заработал немного денег и сумел не пропить их.

Чтобы достичь «праведной земли» им оказался нужен и проводник. Об этом говорит Клещ: «Поманил их куда-то… а сам — дорогу не сказал…» Когда Лука был в ночлежке, они смогли идти хоть и с опаской, но вперед. При его исчезновении все «остановились» (пошли не по тому пути). Образ Луки стал для них прообразом уче-ного, который сказал, что земля есть. А вот путь оставил на выбор самим ночлеж-никам.

Стоило ли тогда вообще говорить о такой земле и обнадеживать обитателей дна? Я думаю, что да. Ведь события после пребывания Луки и рассказа им истории о праведной земле изменились кардинально, показывая, что человек способен сам строить свою жизнь, несмотря на внешние преграды и пренебрежение окружающих людей.

Пьеса «На дне», написанная в 1902 году, показала, что в русскую литературу пришел драматург-новатор. Были необычны и проблематика пьесы, и ее герои – обитатели ночлежки. В ней Горький выступил как создатель нового типа социально-философской драмы. Он умел объективно анализировать окружающую действительность, проникать во все ее противоречия, что необходимо для написания любой пьесы. «На дне» – это пьеса, которая явилась итогом всего увиденного, пережитого и созданного ранее. Пьеса «На дне» – обвинительный акт капиталистическому обществу, которое выбрасывает людей на дно жизни, лишая их чести, достоинства, вытравляя высокие человеческие чувства. Но и здесь, «на дне», продолжается власть «хозяев жизни», представленных в пьесе зловещими фигурами содержателей ночлежки. Обитатели «дна» — «выломившиеся» из жизни люди, но, в отличие от героев ранних рассказов, Горький показывает их как людей, лишенных чувства протеста. Писатель не знакомит нас с историей жизни своих героев, о ней говорится бегло. Настоящее у постояльцев ночлежки ужасно, будущего у них нет. Внимание драматурга сосредоточено не столько на судьбах отдельных людей и возникающих противоречиях между ними, сколько на течении жизни всех персонажей в целом. Горький не ограничился изображением одной из наиболее характерных социально-бытовых сторон русской действительности. Это не бытовая, а социально-философская пьеса, в основе которой лежит идеологически конфликт. В ней противопоставляются различные взгляды на человека, правду и ложь в жизни, мнимый и подлинный гуманизм. В обсуждении этих больших вопросов в той или иной мере принимают участие почти все ночлежники. Для пьесы характерны диалоги и монологи, раскрывающие социальные, философские и эстетические позиции персонажей. Из обитателей ночлежки Горький особенно выделяет странника Луку. Беспаспортный бродяга Лука, которого много мяли в жизни, пришел к выводу, что человек достоин жалости и щедро одаряет ею ночлежников. Он выступает как утешитель, желающий ободрить или же примирить человека с его безрадостным существованием. Перед уходом из ночлежки Лука рассказывает ее обитателям про «праведную землю». Есть такая земля, где живут «особые люди», которые друг друга уважают, друг другу помогают, и все у них «славно-хорошо». Один человек, которого знал Лука, свято верил в эту землю. Трудно ему приходилось в жизни, и в особо тяжкие минуты эта вера в «праведную землю» помогала ему не терять присутствия духа. «Одна у него радость была – земля эта…» Но однажды столкнула его судьба с одним ученым, у которого было много разных книг, планов и карт. Попросил тот человек показать ему на карте ту землю. Но ученый не нашел такой земли, оказалось, не существовало ее на свете. Разлетелась мечта этого человека, которую он лелеял в своей душе. На самом же деле эта «праведная земля» была ложью от начала до конца, и он это прекрасно знал, но жил этим обманом, потому что он давал ему хоть какую-то надежду, помогал выжить. Но когда ему сказали в глаза, что его «праведная земля» – ложь, то и жить оказалось незачем. Подобная утешительная ложь лишь на время успокаивает человека, уводя его от тяжелой реальности. И чем больше себя обманывает человек, тем страшнее восприятие действительности. Утешительная ложь во благо человеку, «не всегда правдой душу вылечишь», – такова философская позиция Луки. Такая позиция неприемлема для Горького, он называет Луку жуликом, обманщиком. Однако эти высказывания не следует воспринимать буквально. Ложь не приносит Луке никаких выгод. суждение о Луке как обманщике связано с горьковским пониманием истинного гуманизма. Подлинный гуманизм, по мысли писателя, утверждает высокое назначение человека и активно выступает в защиту его жизненных прав. Мнимый гуманизм призывает жалеть человека, выражая ему лишь внешнее сочувствие. Проповедники, подобные Луке, лишь притупляют в человеке чувство протеста против социальной несправедливости. Они выступают как примирители с жизнью, в то время как необходимы гуманисты, призывающие к коренной перестройке социального мироустройства.

(Анализ эпизода из III акта пьесы М. Горького «На дне»)

Пьеса М. Горького «На дне» была написана в 1902 году и тогда же поставлена на сцене Московского Художественного театра. Драматургический нерв пьесы составляет странник Лука. Именно вокруг него группируются персонажи, именно с его приходом начинает гудеть, как улей, давно застоявшаяся жизнь ночлежки. Этот странствующий проповедник всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: «Ты – надейся!», «Ты – верь!» Он не видит для людей иного облегчения, чем мечты и иллюзии. Вся философия Луки сжата в одном его изречении: «Во что веришь, то и есть». Умирающей Анне старик советует не бояться смерти: она ведь несет покой, которого вечно голодная Анна никогда не знала. Спившемуся Актеру Лука внушает надежду на излечение в бесплатной лечебнице для алкоголиков, хотя знает, что такой лечебницы нет, а Ваське Пеплу говорит о возможности начать новую жизнь вместе с Наташей в Сибири. Одним из идейных центров пьесы становится рассказ странника о том, как он спас двух беглых каторжников. Это произошло, когда он служил сторожем на даче у одного инженера под Томском. Холодной зимней ночью проникли воры на дачу. Лука заставил их раскаяться, пожалел, накормил. Он говорит: «Хорошие мужики! Не пожалей я их – они бы, может, убили меня… али еще что… А потом – суд, да тюрьма, да Сибирь… что толку? Тюрьма – добру не учит, и Сибирь не научит… а человек – научит… да! Человек – может добру научить… очень просто!»

Та же мысль о великой силе добра звучит и в его рассказе про «праведную землю». Жил один бедный человек, жил он плохо, но не унывал, терпел и мечтал бросить эту жизнь и уйти в праведную землю: «Должна, говорил, быть на свете праведная земля… в той, дескать, земле – особые люди населяют… хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке – завсяко-просто – помогают… и всё у них славно-хорошо!» В самые трудные минуты жизни поддерживала этого человека мысль о «праведной земле». Он говорил себе: «Ничего! потерплю! Еще несколько – подожду… а потом – брошу всю эту жизнь и – уйду в праведную землю… Одна у него радость была – земля эта…» Жил он в Сибири. Там он познакомился со ссыльным ученым и попросил его показать на карте, где находится эта самая праведная земля. «Ученый книги раскрыл, планы разложил… глядел-глядел – нет нигде праведной земли! Все верно, все земли показаны, а праведной – нет!» Не поверил человек этому ученому. Как же так «жил-жил, терпел-терпел и все верил – есть! а по планам выходит – нету!» Разозлился он на ученого, дал ему в ухо, а потом пошел домой – и удавился!..

Рассказ Луки можно назвать притчей, потому что он содержит в себе поучительный смысл. Слушатели прониклись сочувствием к бедному человеку, чьи надежды не оправдались. Наташа делает вывод: «Жалко… человека-то… Не стерпел обмана…» Пепел говорит: «Н-да… вот те и праведная земля… не оказалось, значит…» Эти слова наводят на мысль, что и Наташа, и Пепел тоже были готовы поверить в существование такой земли, где могли бы найти пристанище и работу. Он говорит Наташе: «Я – грамотный… буду работать… Вот он говорит (указывает на Луку) – в Сибирь-то по своей воли надо идти.. Едем туда, ну?.. Ты думаешь – моя жизнь – не претит мне?… Я – не каюсь… в совесть не верю… Но – я одно чувствую: надо жить… иначе! Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно мне было уважать…»

Притча, рассказанная Лукой, имела печальный конец. Этим Лука как бы подготавливал своих слушателей к тому, что многое из того, о чем мечтают Настя, Наташа, Актер, Барон, Клещ, Пепел, может оказаться утопией, недостижимой надеждой. Семена, посеянные Лукой, пали на благодатную почву. Актер в волнении собирается искать мифический город с мраморной лечебницей для алкоголиков. Пепел, убежденный стариком, что нужно ехать в Сибирь, мечтает уйти от реальной действительности в фантастическое царство справедливости и увести за собой чистую Наташу. Несчастная Анна пытается возлюбить перед смертью загробный мир. Настя верит в «настоящую любовь» и ждет ее. Лука умело использует то яркое, что сохранилось еще в сознании этих людей, чтобы расцветить, разукрасить окружающий мир. Когда же начинается крушение надежд, он незаметно исчезает. Финал столь же трагичен, как и в притче о «праведной земле». Кончает жизнь самоубийством Актер, арестован Пепел за убийство Костылева, глубоко несчастна и исковеркана жизнь Наташи, умирает Анна. Под занавес третьего акта истошно кричит обезумевшая, искалеченная Наташа: «Берите их… судите их… Возьмите и меня, в тюрьму меня! Христа ради… в тюрьму меня!..»

В пьесе «На дне» Лука выступает как не просто утешитель. Он философски обосновывает свою позицию. Главная мысль горьковского персонажа состоит в том, что спасти человека и научить добру может не насилие, не тюрьма, а только добро. Лука говорит: «Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть – хорошо бывает!» Итак, в пьесе главный носитель добра – Лука, он жалеет людей, сострадает им и пытается помочь словом и делом. Авторская позиция выражена, в частности, сюжетно. Последнее событие пьесы – смерть Актера – подтверждает слова Луки: поверил человек, затем потерял веру и удавился. И хотя Горький во многом был близок по своим человеческим качествам этому страннику-утешителю, он сумел разоблачить ложный гуманизм Луки. Именно финалом пьесы он доказывает, что спасительная ложь никого не спасла, что нельзя жить в плену иллюзий, что выход и прозрение всегда трагичны, а главное – что человек, живущий в мире утешительной лжи, примиряется со своей убогой, беспросветной жизнью и тем самым обрекает себя на гибель.

УРОК-ПРАКТИКУМ по литературе. (ПО пьесе М. Горького « НА дне».) ОБУЧЕНИЕ АНАЛИЗУ ЭПИЗОДА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Цели
:
повторить основные литературоведческие термины, связанные с анализом произведения; обратить внимание на особенности анализа эпизода эпического произведения; развивать навык анализа драматического произведения, навык самостоятельной работы и работы в группах.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

При подготовке к сочинению по творчеству М. Горького больше внимания обратим на анализ эпизодов драмы «На дне». Помним, что художественное произведение – это живой организм, в котором все части взаимодействуют и соотносятся с целым.

В процессе такого анализа нужно установить связь элементов, определив их функцию в идейно-художественной системе всего произведения. Надеюсь, что анализ произведения поможет вам войти в чудесный мир художественного слова.

II. Блицопрос «Кто лучший теоретик?»

Проверка знания терминов.

Эпос?

(Один из трех родов литературы, повествование о жизни человека, событиях, в которых он участвовал, его поведении, взаимоотношениях с другими людьми, переживаниях и т. д.)

Тематика?

(Включает главную тему и частные темы (мотивы).

Вечные темы?

(Имеют вневременное, всечеловеческое значение: жизнь и смерть, любовь и ненависть, человек и природа и т. д.)

Проблематика?

(Совокупность проблем (вопросов) – нравственных, философских, социальных, политических, исторических, семейно-бытовых, религиозных и т. д.; она связана с мировоззрением автора, особенностями его творческого метода.)

Конфликт?

(Противопоставление, противоречие, столкновение, борьба, лежащие в основе сюжета. Характер конфликта – острый, вялый, интрига.

Его тип – социальный, нравственный, психологический, социально-исторический, интимно-психологический и т. д., обстоятельства.Конфликт характеров, внутренний конфликт.)

Фабула?

(Конкретное развитие событий в произведении; изложить фабулу – значит кратко пересказать произведение, эпизод.)

Композиционное своеобразие?

(Состав произведения (сколько частей и каковы они), соотношение частей, особые композиционные приемы (контраст, обрамление, внесюжетные элементы и др.)

Структура сюжета?

(Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.)

(Понимание жизни и выражение отношения к ней. Формы выражения авторской позиции: прямые (авторская характеристика и авторские отступления), косвенные, позиция героя, название произведения, эпиграф, посвящение. Проявляется также в выборе места действия, подборе персонажей, образах природы, пафосе.)

Пафос?

(Глубокое, страстное чувство, эмоциональный тон повествования.)

III. Работа в группах.

1. Практика анализа эпизода эпического произведения.

Сопоставьте анализ эпизода с примерной схемой анализа.

Схема анализа эпизода

1. Определить границы эпизода.

2. Проанализировать его содержание: герои, их поступки, авторские размышления.

3. Обрамление эпизода (пейзаж, лирические отступления), стилевые особенности, особенности композиции.

4. Вычленить другие эпизоды, логически связанные с анализируемым. Найти сходные темы, мотивы, размышления автора.

5. Указать, какую роль играет анализируемый эпизод в идейном пространстве всего произведения, как он помогает понять авторскую концепцию.

Анализ эпизода пьесы М. Горького «На дне»(раздаточный материал)

Жизнь ночлежников до появления Луки. Анализ 1-й сцены

Правда о босяке, сказанная Горьким, заслуживает величайшего внимания.

Д. Мережковский

Отказ в подчинении высшей воле, стоящей над человеком, и понимание значимости каждой отдельной личности создали широкую перспективу развития европейского гуманизма. В России он начался в XVIII–XIX веках, получив выражение в Петровских реформах и затем в идеологии и практике декабристов.

Наиболее логически завершенное и вместе с тем глубоко парадоксальное выражение гуманизм в России нашел в громадной фигуре Максима Горького, появившейся на русском горизонте в 90-е годы девятнадцатого столетия.

Поистине горький опыт детских и юношеских лет, описанный в трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты», рано развившаяся ненависть к злу заставили писателя искать более глубокие корни страдания человека, нежели те, что он наблюдал на поверхности жизни.

Как никто из русских писателей, Горький скоро столкнулся с несовершенством человеческой природы. «В наши дни ужасно много людей, только нет человека», – заявил в одном из писем молодой автор. Горьковский гуманизм – яростный бунт против всего, что искажает «образ человека», стесняя его в бытовых, национальных, социальных и прочих границах, – ярко отражен в его знаменитой пьесе «На дне».

«На дне» – это карнавал «масок», в котором на «узкой житейской площадке» сошлись не просто босяки, но «бывшие люди» в символическом значении этого слова.

Дом для них – «подвал, похожий на пещеру».

Еще больше, мне кажется, он похож на каменный мешок, перегороженный тонкими переборками и грязными ситцевыми занавесками.

Кто же живет среди этих холодных закопченных стен?

Многие персонажи носят не имена, а клички. Спившийся актер по имени Сверчков-Заволжский (явно пародийное имя) называется просто Актер. Разорившийся дворянин – просто Барон. Впрочем, его социальное прошлое весьма сомнительно, похоже на пародию на мещанское представление о «благородной породе»: «Старая фамилия… времен Екатерины… дворяне… вояки!.. Богатство… сотни крепостных… лошади… повара…» – монотонно говорит Барон, будто вспоминает забытый урок. Не исключено, что Барон просто придумал свое прошлое, и на самом деле он был не барином, а, допустим, лакеем.

Теперь это «бывшие» люди: бывший «образованный человек» Сатин, бывший актер, чей «организм отравлен алкоголем», вор Пепел, умирающая Анна и другие – «братия несчастная, никудышная, пропащая», как о них говорит Костылев.

Автор как бы изображает бездонную пустоту, в которую постепенно падает человечество, находя последнее пристанище в ночлежке, в сообществе людей, где не все еще «слиняло» и «прогнило». Но в основном это только видимость жизни, которую создают обитатели.

Всякий персонаж носит какую-нибудь «маску», пытаясь спрятать свою внутреннюю опустошенность в «лохмотьях» смыслов, понятий и определений. Бывший телеграфист Сатин не утруждает себя работой, рассуждая: «Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!» Вор Пепел утверждает, что «на ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть…»

Клещ презирает людей, с которыми живет в одном помещении: «Рвань, золотая рота… люди! Я – рабочий человек… мне глядеть на них стыдно…», он совершенно равнодушен к страданиям тяжело больной жены и, страшно сказать, даже ждет ее смерти: «вылезу… кожу сдеру, а вылезу… Вот, погоди… умрет жена…»

Люди в костылевском подвале живут разрозненно, не желая знать о проблемах друг друга, хотя стараются создать видимость общежития: устанавливают «очередь убираться», выказывают некоторое сочувствие больной Анне.

Дальнейший ход пьесы поможет углубить представление героев о смысле жизни, о своем месте в человеческом сообществе.

На самом деле «На дне» – пьеса, заставляющая спорить, размышлять о правде и лжи, о смысле человеческого существования, о сострадании, об ответственности за свою личную судьбу. В ней отразилась вся многокрасочность творческой палитры большого писателя, Максима Горького.

2. Проверка домашнего задания. (Групповая работа по анализу выбранного эпизода.)

1) Рассказ Луки про «праведную землю». (Анализ эпизода из 3-го акта пьесы Горького.)

2) Спор ночлежников о человеке. (Анализ диалога в начале 3-го действия пьесы «На дне».)

3) В чем смысл финала пьесы Горького «На дне»?

4) Появление Луки в ночлежке. (Анализ сцены из 1-го акта пьесы.)

IV. Итог урока.

Домашнее задание.

Написать сочинение-анализ эпизода на выбранную тему (см. задания для групповой работы).

Пустырь за ночлежкой Костылевых. На бревне сидят Наташа и Настя, на дровнях — Лука и Барон. Клещ лежит на куче веток. Настя рассказывает вымышленную историю про свой роман со студентом. Остальные уличают ее во лжи, кроме Луки, который Настю жалеет: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит — была она». Наташа говорит, что ложь приятнее правды, признается, что сама она любит мечтать и ждет чего-нибудь необыкновенного. Наташа говорит, что всем плохо жить, а Клещ возмущается: «Ведь если бы всем было плохо жить, тогда было бы не так обидно». Бубнов и Барон утверждают, что люди врут из желания «подкрасить душу». Лука советует Барону приласкать Настю, говорит, что надо быть добрым: «Христос -от всех жалел и нам так велел». Рассказывает историю из своей жизни о том, как он воспитывал грабителей (заставил их сечь друг друга), а потом дал им хлеба. Если бы он не пожалел их тогда, они бы убили его и попали в тюрьму или Сибирь, где их вряд ли научили бы добру. Клещ кричит, что правды нет, работы нет и силы нет. Он не понимает, в чем он виноват, твердит, что всех ненавидит, и проклинает свою жизнь. Появляется Пепел. Он не любит Клеща за злобу и гордыню: «Ежели людей по работе ценить… тогда лошадь лучше всякого человека… Возит и — молчит!» Лука рассказывает притчу о праведной земле. Один бедный человек собирался идти искать праведную землю. Несмотря на то, что жил он очень плохо, он не унывал, терпел и мечтал бросить эту жизнь и уйти в праведную землю. Жил он в Сибири. Там он познакомился со ссыльным ученым и просил его показать на карте праведную землю, которой, естественно, на карте не оказалось. Человек не верит, сердится: он столько терпел — и все зря. Бьет ученого, а потом уходит и вешается. Лука собирается отправиться на Украину, где открыли новую веру. Пепел зовет Наташу уходить с ним, обещает бросить воровство, начать работать (он грамотный). Он не кается, потому что не верит в совесть, но чувствует, что надо жить иначе. Его ни разу в жизни никто не называл иначе как вором. Он просит Наташу остаться с ним и поверить ему. Наташа отвечает, что не любит его и что он плохо обошелся с ее сестрой. Пепел говорит, что в жизни ему не за что было ухватиться: «Василиса жадная до денег», которые ей нужны, чтобы развратничать. Наташа же, по его словам, сумеет удержать его. Лука советует Наташе выходить за Пепла, потому что больше ей идти некуда, и почаще напоминать ему, что он хороший человек. Наташа соглашается, но только до первых побоев, а потом обещает удавиться. Появляется Василиса и «благословляет» молодых: «Не бойся, Наталья! Он тебя бить не станет… Он ни бить, ни любить не может… Я знаю! Он больше на словах удал…» Вошедший Костылев отсылает Наташу ставить самовар. Пепел говорит Наташе, чтобы она больше не слушалась Костылева, Василиса подзадоривает Пепла, сталкивая его с мужем, однако Лука успокаивает Пепла. Костылев говорит Луке, что человек должен на одном месте жить, «а не путаться зря по земле». По его мнению, человек должен работать, чтобы от него была польза. Человеку нужна не всякая правда, нужно уметь молчать, жить праведно, никому не мешать, никого не осуждать, зря людей не мутить. Лука отвечает загадкой: «Я говорю — есть земля, неудобная для посева… и есть урожайная земля… что ни посеешь — родит». Василиса выгоняет Луку, подозревая, что он беглый. Вошедший Бубнов рассказывает свою историю: его жена сошлась с мастером, они хотели отравить Бубнова, он злился и бил жену, а мастер злился и бил Бубнова. Мастерская была записана на жену, Бубнов сильно пил и в результате остался ни с чем. Появляется Актер. Он хвастается, что сегодня не пил, а работал (подметал улицу) и заработал деньги на дорогу. Сатин декламирует вслух стихи Пушкина («Песнь о вещем Олеге») — «Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною?» Затем рассказывает о себе: в юности он хорошо плясал, играл на сцене, смешил людей, но защищая честь сестры, убил человека, попал в тюрьму, которая совершенно его изменила. Появляется Клещ, опечаленный тем, что пришлось продать все инструменты: нужны были деньги на похороны Анны. Теперь он не может работать. Сатин советует ему ничего не делать: «Люди не стыдятся того, что тебе хуже собаки живется… Подумай — ты не станешь работать, я — не стану… еще сотни… тысячи, все! — понимаешь? Все бросают работать! Никто ничего не хочет делать — что тогда будет?» Клещ отвечает, что тогда все умрут с голоду. Слышатся крики Наташи, поднимается суматоха, Квашня и Настя приводят Наташу, которую Василиса избила и обварила ей ноги кипятком. Прибегает Медведев, которого Костылев просит арестовать Ваську-вора. Появляется Пепел, с размаху бьет Костылева и убивает его. Василиса кричит торжествующим голосом, что Пепел убил ее мужа и зовет полицию. Пепел хочет убить и ее, но его удерживают. Сатин вызывается быть свидетелем — защищать Пепла. Неожиданно Наташа заявляет, что Пепел с Василисой сговорились и убрали мешавших им людей — ее и Костылева, проклинает сестру и Пепла. Пока Пепел пытается ее успокоить, появляется полиция.

Государство

Как раскрывается тема любви в творчестве Бунина и Куприна?

Инф. технологии

Внешнее описание катерины островский гроза

Государство

Энциклопедия Школьника – содружество русского слова и литературы

Драматургический нерв пьесы составляет странник Лука. Именно вокруг него группируются персонажи, именно с его приходом начинает гудеть, как улей, давно застоявшаяся жизнь ночлежки. Этот странствующий проповедник всех угощает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит «Ты — надейся!», «Ты – верь!

» Он не видит для людей иного облегчения чем мечты и иллюзии. Вся философия Луки сжата в одном его изречении «Во что веришь, то и есть» Умирающей Анне старик советует не бояться смерти она ведь несет покой, которого вечно голодная Анна никогда не знала. Спившемуся Актеру Лука внушает надежду на излечение в бесплатной лечебнице для алкоголиков, хотя знает, что такой лечебницы нет, а Ваське Пеплу говорит о возможности начать новую жизнь вместе с Наташей в Сибири.

Одним из идейных центров пьесы становится рассказ странника о том, как он спас двух беглых каторжников. Это произошло, когда он служил сторожем на даче у одного инженера под Томском Холодной зимней ночью проникли воры на дачу Лука заставил их раскаяться пожалел, накормил Он говорит «Хорошие мужики!» Не пожалей я их — они бы, может, убили меня али еще что. А потом — суд, да тюрьма да Сибирь что толку? Тюрьма — добру не учит, и Сибирь не научит а человек — научит да Человек — может добру научить очень просто1″ Та же мысль о великой силе добра звучит и в его рассказе про «праведную землю» Жил один бедный человек, жил он плохо, но не унывал, терпел и мечтал бросить эту жизнь и уйти о праведную землю «Должна, говорил, быть на свете праведная земля в той, дескать, земле — особые люди населяют хорошие люди1 друг дружку они уважают, друг дружке – завсяко просто — помогают и все у них славно-хорошо» .В самые трудные минуты жизни поддерживала этого человека мысль о «праведной земле» Он говорил себе «Ничего!

Потерплю! Еще несколько — подожду а потом — брошу всю эту жизнь и — уйду в праведную землю. Одна у него радость была — земля эта » Жил он в Сибири. Там он познакомился с ссыльным ученым и попросил его показать на карте, где находится эта самая праведная земля «Ученый книги раскрыл, планы разложил глядел-глядел — нет нигде праведной земли! Все верно, все земли показаны, а праведной – нет!

» Не поверил человек этому ученому. Как же так «жил-жил, терпел-терпел и все верил — есть а по планам выходит — нету!» Разозлился он на ученого, дал ему в ухо, а потом пошел домой — и удавился. aпоучительный смысл. Слушатели прониклись сочувствием к бедному человеку, чьи надежды не оправдались Наташа делает вывод «Жалко человека-то.

Не стерпел обмана «. Пепел говорит «Н-да вот те и праведная земля не оказалось значит » Эти слова наводят на мысль что и Наташа и Пепел тоже были готовы поверить в существование такой земли, где могли бы найти пристанище и работу Он говорит Наташе, «Я — грамотный буду работать. Вот он говорит (указывает на Луку) — в Сибирь-то по своей воли надо идти. Едем туда, ну Ты думаешь — моя жизнь — непретитмне? Я некаюсь в совесть не верю. Но я одно чувствую надо жить иначе! Лучше надо ЖУТЬ!

Надо так жить чтобы самому себя можно мне было уважать » Притча, рассказанная Лукой, имела печальный конец. Этим Лука как бы подготавливал своих слушателей к тому, что многое из того, о чем мечтают Настя, Наташа, Актер Барон, Клеш Пепел может оказаться утопией, недостижимой надеждой. Семена посеянные Лукой, пали на благодатную почву. Актер в волнении собирается искать мифический город с мраморной лечебницей для алкоголиков. Пепел, убежденный стариком что нужно ехать в Сибирь, мечтает уйти от реальной действительности в фантастическое царство справедливости и увести за собой чистую Наташу Несчастная Анна пытается возлюбить перед смертью загробный мир. Настя верит в «настоящую любовь» и ждет ее Лука умело использует то яркое что сохранилось еще в сознании этих людей чтобы расцветить разукрасить окружающий мир.

Когда же начинается крушение надежд, он незаметно исчезает Финал столь же трагичен как и в притче о «праведной земле». Кончает жизнь самоубийством Актер, арестован Пепел за убийство Костылева, глубоко несчастна и исковеркана жизнь Наташи, умирает Анна. Под занавес третьего акта истошно кричит обезумевшая искалеченная Наташа «Берите их судите их. Возьмите и меня, в тюрьму меня Христа ради в тюрьму меня! » В пьесе «На дне» Лука выступает как не просто утешитель. Он философски обосновывает свою позицию.

Главная мысль горьковского персонажа состоит в том, что спасти человека и научить добру может не насилие не тюрьма, а только добро.

Характеристика Луки (На дне)

В пьесе М. Горького «На дне» особое место занимает образ Луки, так как его появление в ночлежке меняет жизни других персонажей. Данная статья поможет рассмотреть характеристику Луки («На дне»).

Судьба

Лука на момент повествования – шестидесятилетний странник, оказавшийся в ночлежке, где уже долгое время проживают другие персонажи пьесы М. Горького.

Лука мало говорит о своей прошлой жизни. Вероятнее всего, он пробыл на каторге после совершения какого-то преступления.

В рассказе о себе Лука говорит о том, что его «мяли много», поэтому он такой мягкий и ласковый. Такая самохарактеристика позволяет говорить о том, что Луке пришлось на своем жизненном пути столкнуться с различными препятствиями, однако он не испугался их и все преодолел.

Взгляды

Лука придерживался особых взглядов, которые во многом отличались от взглядов других жителей ночлежки. Рассмотрим эти взгляды с цитатами.

Лука считает, что каждый человек заслуживает уважения, ведь каким бы он ни был, «всегда своей цены стоит». Именно поэтому Лука относится ко всем с теплотой и добротой.

Странник считал, что к каждому человеку нужно относиться по-доброму, что каждого нужно жалеть. Здесь Лука опирается на учение Христа, который «всех жалел и нам так велел». Причем Лука отмечает, что жалеть нужно не тех, кто уже умер, а тех, кто еще жив, ведь «вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!».

Значение образа

Образ Луки в пьесе «На дне» занимает особое место. Он является олицетворением «трех правд» в произведении. Лука считает, что правда человеку не всегда приносит только добро. Герой использует ложь во спасение, давая жителям ночлежки надежды на то, что им удастся изменить свою жизнь к лучшему.

Лука действует на судьбы многих персонажей горьковского произведения, что поможет продемонстрировать таблица:

Герой

Влияние Луки

Анна

Помогает ей, всячески поддерживает, говоря о том, что после смерти она обретет желанный покой

Настя

Поддерживает героиню, верит в ее рассказы о любви с французом-студентом

Барон

Верит в рассказы о том, что герой в прошлом был влиятельным дворянином

Васька Пепел

Советует уйти в Сибирь, чтобы там начать новую жизнь, отказавшись от воровского пути

Наташа

Советует уйти вместе с Васькой Пеплом в Сибирь, где она сможет жить спокойно без семейства Костылевых

Актер

Лжет о существовании бесплатной лечебницы, в которой людей лечат от алкоголизма, дает надежду на изменение жизни к лучшему и возвращение на сцену

Если говорить кратко, то все намерения странника Луки добры, но они приводят к настоящим трагедиям разного характера. Ложь во спасение, которой пользовался Лука, сначала дает людям надежду на лучшее, но затем люди понимают, что им не удастся ничего изменить, и это приносит только разочарование. С помощью образа Луки М. Горький разоблачает теорию лжи во имя блага.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Характеристика Луки («На дне»)», рассмотрит судьбу Луки, его взгляды на жизнь, а также продемонстрирует роль Луки во всей пьесе М. Горького.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Инна Семенова

    11/15

  • Ама Хай

    14/15

  • Алексей Пловец

    10/15

  • Лиза Иконкина

    14/15

  • Семен Девятов

    15/15

  • Наталья Белогородская

    14/15

  • Сева Страшко

    15/15

  • Ерболат Назарбаев

    13/15

  • Ирина Дорохова

    15/15

  • Демьян Кузьменко

    15/15

  • Рассказы летчиков полярной авиации
  • Рассказы летчиков и штурманов об авиации байки приколы
  • Рассказы летчиков дальней авиации о полетах
  • Рассказы летчиков гражданской авиации о полетах на ан 2
  • Рассказы летний отдых в деревне