Рассказы льва николаевича толстого читательский дневник

Акула

Повествование рассказа Льва Николаевича Толстого начинается с того, что автор описывает, где стоял корабль на якоре. Было это возле берегов Африки. Сначала на корабле было прохладно. Читать далее

Альберт

Рассказ начинается с прибытия на праздник в Петербург отнюдь не бедной компании друзей из 5 человек. В обществе прекрасных дам было выпито много шампанского. Но обстановка выглядела скучной, навевая тоску. Читать далее

Анна Каренина

Роман описывает действия, которые берут своё начало в 1873 году. Первый герой, с которым знакомит Толстой, Стива Облонский, изменивший своей жене Долли. Для примирения с супругой он вызывает на помощь Читать далее

Бедные люди

Рассказ писателя начинается с мрачной картины жизни бедных рыбаков. В темной хижине мы видим, как перед огнем сидит жена одного из рыбаков и подшивает старенький парус. Читать далее

Бородинское сражение (Война и мир)

Лев Толстой описал в своём романе «Война и мир» подробный ход событий Бородинского сражения. Автор знакомит читающих в разных точках боевых действий: например, в гарнизоне российских войск, потом переносит в Наполеоновское окружение Читать далее

Булька

Булька – кличка собаки, которую так обожает рассказчик. Собака сильная, но добрая и людей никогда не кусает. При этом Булька обожает охоту и многих зверей может одолеть. Читать далее

Власть тьмы

Дело было осенью. Жена Анисья и дочка Акулина от первой жены богатого хозяина Петра поют песни в огромной и свободной избе. В это время хозяин пытается найти своего безумного и ленивого работника Никиту Читать далее

Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть

Богатый мужик Пётр живет с женой Анисьей, у них имеются две дочки. Акулине, старшей дочери, шестнадцать лет, она немного глуховата и не слишком умна, Анютке десять лет. Петр держит работника Никиту, это ленивый парень, любящий женское внимание. Читать далее

Война и мир

Роман Толстого «Войн и мир» рассказывает о военных и довоенных, а также, послевоенных событиях девятнадцатого века. Главные исторические события – война Наполеона Бонапарта с Россией. Читать далее

Война и мир 1 том

В первом томе читателя знакомят с главными действующими лицами: Пьером Безуховым, Андреем Болконским, семейством Ростовых, княжной Марьей. Так же читателю даётся описание первых военных действий с Францией и даётся описание исторических личностей Читать далее

Война и мир 2 том

В этом томе показана жизнь общественности, как раз накануне Отечественной войны, а именно 1806-1811 года. В этом томе показываются и раскрываются отношения между героями, всех чувства и переживания. Читать далее

Война и мир 3 том

Третий том романа-эпопеи «Война и мир» рассказывает о начале войны 1812 года, получившей название Отечественная. В центре внимания такие исторические события как нападение французской армии во главе с Напалеоном Боанапартом на Россию Читать далее

Война и мир 4 том

Заключительный том романа включает в себя все значащие события для страны, произошедшие в 1812 году. Описывается Толстым и Бородинское сражение, и сдача врагу Москвы и бегство французов Читать далее

Война и мир Эпилог

В эпилоге две части. В первой части автор размышляет о том, какую роль в войне 1812 года и вообще в истории сыграли император Александр Первый и Наполеон. Затрагивается область философских вопросов Читать далее

Воскресение

Свое произведение автор создал в оригинальном стиле. В изложении необычной истории практически не прослеживается спокойствие. Звучит голос писателя, который выступает в роли судьи, обвиняющего не только конкретное общество, но и весь мир Читать далее

Глава Наталья Савишна (Детство)

Давно, когда ещё дедушка был молодой, в семье появилась юная краснощёкая Наташка. Из-за просьб её отца – кларнетиста Саввы, она стала прислужниц бабушки Читать далее

Два брата

Два брата отправились в путешествие. В полдень они остановились отдохнуть в лесу, а когда проснулись, увидели камень. На камне была надпись Читать далее

Два гусара

Номера в гостиницах губернского городка К. все заняты. В город съезжаются помещики и дворяне на выборы. Молодой граф Турбин посещает город. В гостинице нет свободных номеров. «Кавалерист» в отставке Завальшевский, который никогда не был кавалеристом Читать далее

Два товарища

По лесу шли два товарища. Вдруг, откуда не возьмись, выбежал медведь. Один мальчик стал убегать, а потом залез на дерево и там притаился. Второй же не успел спрятаться. Мальчику пришлось лечь на землю Читать далее

Детство

«Детство» — первая повесть трилогии Льва Николаевича. Она написана в 1852 году. Жанр произведения можно трактовать как автобиографическую повесть. Повествует сам автор Читать далее

Исповедь

Лев Толстой пишет о том, что потерял свою детскую веру после того, как его старший брат пришел и сказал, что Бога нет. А чуть позднее он перестала становиться на молитву после рассказа некого С. Читать далее

Кавказский пленник

В 1872 году Львом Толстым был написан рассказ. Граф Лев Николаевич Толстой продолжает традиции А.С.Пушкина. Но не в романтизме, а в русском реализме. Он рассказывает о русском офицере Жилине Читать далее

Казаки

Произведение начинается с момента, когда главный герой Дмитрий Оленин рано утром направляется по месту службы в звании юнкера. Дмитрий Андреевич, беспечный молодой человек, сирота, в настоящее время нигде не обучался и не проходил службу Читать далее

Как гуси Рим спасли

История эта произошла в те далекие времена, когда древние римляне вели борьбу с дикими галлами. Римлянам приходилось трудно, очень много людей было убито, кто-то из жителей Рима сумел сбежать. Читать далее

Котенок

Рассказ Котенок повествует читателям о том, что человек всегда несет ответственность за тех, кого приручил. Ведь халатность хозяина может иногда привести к печальным последствиям. Когда-то у Васи и Кати дома жила кошка. Читать далее

Крейцерова соната

Эта повесть, насыщенная красками быта и суровой реальности, начинается в одном из вагонов поезда, где ведётся весьма жаркая и волнующая беседа о сущности любви и её атрибутов. Беседа начинается с пожилого человека и дамы с папиросой Читать далее

Лев и собачка

В рассказе Льва Николаевича Толстого повествуется об обыкновенной маленькой собачке. Она совершенно случайно оказалась в клетке у льва. Произошло это следующим образом. Читать далее

Липунюшка

Сказка Толстого «Липунюшка» рассказывает о том, как у бездетных стариков появился Липунюшка. Читать далее

Орел

Орел свил гнездо и в нем породил орлят. Столкнувшись с неблагородными людьми — орла с рыбой в когтях закидали камнями Читать далее

Ореховая ветка

Сюжетная линия произведения повествует об одной купеческой семье, в которой имеются трое дочерей. Однажды купец уезжает в поездку и дочери заказывают ему подарки в виде бус для старшей Читать далее

Отец Сергий

Повесть начинается с момента, когда в Петербурге аристократическое общество было удивлено известием о том, что всеми известный обаятельный князь, любимец всех женщин решил стать монахом Читать далее

Отрочество

Семейство Иртеньевых, в том числе и главный герой – Николенька, после смерти матери, переезжают в Москву к бабушке графине. Всё путешествие занимает 4 дня. Читать далее

Отрывок Петя Ростов из романа Война и мир

С начальных страниц романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого читатели замечают такого персонажа, как Петя Ростов. Хороший и спокойный юноша, воспитание которого происходило в прекрасной, по мнению автора, семье Читать далее

Пожар

Рассказ Льва Николаевича Толстого имеет подзаголовок «быль». Это означает, что его основой являются события, которые произошли в реальной жизни. Главными героями выступают дети — два брата, 8-летний Ваня и 1,5-годовалый Кирилл Читать далее

После бала

Л.Н. Толстой написал рассказ «После бала» в 1903 году. Сюжет произведения основан на реальных событиях, которые произошли с его братом. Читать далее

Прыжок

Описывается ситуация на круизном корабле, который возвращался в родную страну после длительного плавания. На палубе много людей и также там есть неугомонная обезьяна, которая как подобает представителям этой народности Читать далее

Птичка

Главным героем произведения является мальчик Сережа, которому на день рождения среди многочисленных подарков преподносят ловушку для птиц. Читать далее

Севастопольские рассказы

С зарей первые лучи солнца появились над Сапун-Горою и всё ещё чёрным морем. Бухта покрылась густым туманом. Снега нет, но очень морозно. Вокруг тишина и безмолвие, прерываемые шумом морских волн Читать далее

Сказка Три медведя

Сказка Льва Толстого Три медведя повествует нам о маленькой девочке, которая убежала из дома. Она пошла в лес и заблудилась. Читать далее

Смерть Ивана Ильича

Иван Ильич, как гласят газеты, умер ровно 4 февраля 1882 год своей жизни. Он тогда боле длительно время болезнью, которую невозможно излечить. Читать далее

Старый дед и внучек

Жила была семья: дедушка, муж, жена и их сын. Дедушка был старый, беспомощный. Не мог он нормально есть и пить, все вытекало со рта. Брезгали муж с женой его и решили отправить его сидеть за печкой Читать далее

Три смерти

Толстой начинает свое повествование с рассказа о двух женщинах, которые едут в экипаже. О барыне и ее прислуге. Болезненная худощавая госпожа резко выделяется на фоне горничной, красивой, немного полноватой, дышащей здоровьем женщины. Читать далее

Филиппок

Основным персонажем произведения, названного писателем былью, является маленький мальчик, называемый всеми ласковым именем Филипок. Читать далее

Хаджи Мурат

Хаджи-Мурата – один из сильнейших чеченских воинов имама Шамиля. Он ведет борьбу с ним за освобождение своей семьи из плена. Читать далее

Холстомер

День начинается с утреннего оживления на барском конном дворе. Слышится характерное лошадиное фырканье, ржание и ворчания старого табунщика Нестера. Проголодавшиеся за ночь лошади столпились у ворот Читать далее

Чем люди живы

История произведения рассказывает об одном интересном случае, когда ангел снизошел с небес дабы помочь обычному человеку. Читать далее

Юность

В повести Толстого описывается жизнь шестнадцатилетнего юноши Николая Иртеньевича. Впереди его ждут экзамены и поступление в университет. На его жизненном пути будут встречаться разные люди Читать далее

Толстой Лев Николаевич является классиком российской литературы. Его творчество стало началом движения под названием «толстовство».

Писатель творил в 19 и 20 веках. Свою деятельность начал в 18 лет с ведения дневника. В 22 года писатель начал свое произведение «Детство» и закончил его в 24 года (1852 год). После этого автор отправился на службу, годы которой отразил в таких произведениях, как «Набег», «Казаки», «Рубка леса» «Хаджи-Мурат», «Разжалованный». По окончанию службы, писатель возвращается в Петербург и пишет рассказы «Поликушка» и «Утро помещика»,  в которых выступает против крепостного права.

В 1962 году автор связал свою судьбу с дочерью врача Софьей Андреевной и начал работу над эпопеей «Война и мир», которая описывает события отечественной войны 1812 года. В это же время он написал роман «Анна Каренина», в котором показал образ жизни России после окончания реформы.

Автор много пишет в 1880-1890-е годы. Именно тогда появляются «Смерть Ивана Ильича» и «После бала». В этих произведениях присутствовали настроения, направленные против религии и самодержавия, за что писателя отлучили от церкви. Последним романом Толстого является «Воскресенье».    

Проанализировав творчество Толстого, можно сказать, что его «толстовство» заключается в непротивлении злу, всеобщей любви и нравственном самосовершенствовании личности, а также в опрощении. Термин «опрощение» Толстой изобрел сам и подразумевал под ним отказ от большинства благ современной цивилизации. Автор был сторонником пацифизма, христианского анархизма. В своих произведениях Толстой пользовался основной (по его мнению) заповедью «не противься злу». Он осудил государство, которое поддерживает элементы насилия и принуждения. Основные понятия «толстовства» описаны в таких творениях, как «Христианское учение», «Исповедь», «В чем моя вера?», «О жизни».

Автор: Толстой Лев Николаевич. Родился в 1828 г, умер в 1910 г. Русский писатель, мыслитель, публицист, просветитель. Участник Великой обороны Севастополя. Классик мировой литературы. Наиболее известные произведения – «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», и др.  

Название: «Севастопольские рассказы»

Жанр произведения: повесть

Тема произведения: бессмысленность и ужас войны

Число страниц: 175

Год написания повести «Севастопольские рассказы» — 1855. С ноября 1854 по август 1855 года Толстой сам участвовал в обороне Севастополя. Опубликованы в 1855-1856 гг., в журнале «Современник». Состоит из трех частей, связанных сквозной темой.

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Михайлов – штабс-капитан. Тщеславный, неуверенный в себе, беспокойный. «Выражение некрасивого с низким лбом лица этого офицера изобличало тупость умственных способностей, но притом рассудительность, честность и склонность к порядочности».
  2. Михаил Козельцов – поручик. Храбрый, талантливый, яркий человек, очень самолюбивый. Настоящий военный офицер.  «Мысль, что его могут принять за труса, не хотевшего выйти к роте в критическую минуту, поразила его ужасно».
  3. Владимир Козельцов – его младший брат, 17 лет. Красивый, пылкий, восторженный юноша. Он еще не видел в плохого и живет воспоминаниями о светской жизни  в Москве и Петербурге. «Это был такой приятно-хорошенький мальчик, что все бы так и смотрел на него».

Время и место действия повести «Севастопольские рассказы» — декабрь 1854 г., май и август 1855 г., Севастополь.

Краткое содержание повести «Севастопольские рассказы»

  1. Севастополь в декабре месяце.  В городе первые легкие морозы, снега еще нет. Севастополь живет повседневной жизнью, и люди привыкли к звукам выстрелов, они уже разбираются, из какого орудия и где стреляли. Приезжий человек сразу видит атмосферу соединения обычной городской жизни и военного лагеря.
  2. Рассказчик предлагает зайти в госпиталь, и в большой зале увидеть около полусотни тяжелораненых, с ампутированными конечностями, солдат.  Один из них был ранен в ногу, и до сих пор чувствует ее, от обрубка руки другого солдата исходит тяжелый запах, а сам он в забытьи. А женщине оторвало ноги выше колена, когда она носила обед мужу в бастион. Все вокруг наполнено страданиями, и любому посетителю становится понятно, как ужасна война.
  3. Разговорившись в трактире с солдатами, автор узнает о четвертом бастионе, самом страшном и опасном. По пути к бастиону город уже почти необитаем, всюду разрушения, следы обстрелов, на дороге попадаются капли крови и обязательно встречаются носилки с ранеными.  Свист бомб и пуль слышен совсем рядом. Морской офицер охотно показывает свою батарею и рассказывает, что после недавнего боя в его распоряжении оставалось только восемь человек.
  4. Рассказчик попадает под перестрелку, испытывая страх и в то же время приятное чувство игры со смертью. Он видит, как на носилки грузят раненого матроса, у которого вырвана часть груди, и он только просит прощения у товарищей. Все эти картины убеждают рассказчика, что русский народ не сломить, и Севастополь никогда не будет взят.
  5.  Севастополь в мае. Прошло уже полгода войны за город. Тысячи уже были убиты и ранены, но прекратить войну с помощью дипломатии не получается. В городе все меньше жителей, он разрушается постоянными обстрелами. Тех, кто разжигает и поддерживает войну, рассказчик считает сумасшедшими. А солдаты сами не понимают, за что они воюют, во время перемирия спокойно общаясь с врагами – такими же людьми, не желающими умирать. 
  6. Штабс-капитан Михайлов прогуливается по городу. Он мечтает заслужить награды и большое денежное содержание. В городе все наполнено тщеславием, и Михайлов не решается поздороваться со знакомыми офицерами – «аристократами», из страха быть проигнорированным ими.  Все-таки пересилив себя, он гуляет с офицерами по бульвару  и радуется этому, пока они не начинают демонстративно общаться только между собой.
  7.  Дома  Михайловым овладевают мысли о предстоящем дежурстве на бастионе. Он уверен, что сегодня его точно убьют.  Он срывается на своем слуге, после чего чувствует себя виноватым. Подходя к бастиону, Михайлов успокаивает себя надеждой, что его не убьют, а только ранят. На бастионе обстрел, множество раненых.
  8. Ротмистр Праскухин получает от генерала приказ передислоцировать второй батальон к основному полку. Он передает приказ Михайлову, сначала принявшему Праскухина за вышестоящего командира. Когда начинается передислокация, обстрел усиливается, за ночь в роте Михайлова выбыло 26 человек.
  9.  Праскухин убит разорвавшейся рядом бомбой, перед смертью перед ним проносятся тысячи воспоминаний.  Михайлов ранен в голову камнем при разрыве той же бомбы. Несмотря на пережитый страх, он остается командовать ротой, чтобы произвести хорошее впечатление. Он думает, что нужно обязательно сделать перевязку в медицинском пункте, тогда его точно представят к награде. Цветущая долина покрыта мертвыми телами людей, которые еще несколько часов назад жили и мечтали.
  10. После вчерашнего боя офицеры – «аристократы» вновь гуляют по бульвару. Каждый говорит о себе и своей личной доблести, и каждый готов сражаться снова, только бы получить новую награду или звание. На бастионах выставлены белые флаги, рабочие убирают изуродованные мертвые тела. Русские и французские солдаты общаются на смеси из двух языков и смеются.  Они не раскаиваются за содеянное, и как только будет дана команда, снова готовы убивать.
  11.  Севастополь в августе 1855 года. Поручик Михаил Козельцов едет в осажденный город после лечения в госпитале.  На станции нет ни одной целой повозки, лошади голодны, офицеры в ожидании обсуждают, что им не платят денег, и надежды на честный расчет уже нет. Автор рассуждает, что такое отношение способно погасить энтузиазм даже самых патриотично настроенных добровольцев. 
  12. Внезапно Михаил встречает на станции своего младшего брата Владимира. Он тоже решил ехать в действующую армию, движимый чувством патриотизма и чести, вместо карьеры в гвардии. Михаил убеждает Владимира ехать вместе в Севастополь. Тот сначала тревожится от такой близости военных действий, но понимает, что с братом будет спокойнее. К тому же у младшего Козельцова нет денег, он задолжал штабс-капитаны и надеялся на подъемные. Михаил оплачивает долг брата из своих последних денег. По пути в Севастополь Владимир мечтает о подвигах и славе. 
  13. Приезд в город ошеломляет Владимира контрастом с тем миром, в котором он жил недавно. Встреченный офицер рассказывает им, что город разбит бомбами, нет ни женщин, ни музыки. Володе становится страшно, ему кажется, что в любую минуту его убьют. Михаил отправляется на свой бастион, где его встречают как давнего товарища. В первую ночь Володя не спит от страха, чувствует отвращение к самому себе за этот страх, молится.
  14. Володя входит  в круг офицеров, которые относятся к нему с приязнью и дружелюбием. Все тянут жребий, кому идти сегодня на батарею, и жребий выпадает Володе.  Вместе с новым товарищем Влангом он попадает на Малахов курган. Там он сразу погружается во все ужасы войны, которые совсем не совпадают с теоретическими представлениями. Но Володе удается собраться и выполнять свои обязанности наравне с другими. Володя даже начинает испытывать удовольствие, играя с судьбой, и не хочет укрываться в блиндаже. Он радуется своей храбрости и чувствует себя молодцом.
  15. Наутро начинается штурм Малахова кургана. Михаил Козельцов видит, что солдаты его роты в панике, и готовы отступать. Он вдохновляет себя криком и первым бежит в атаку. Мысль, что его убьют, придает Михаилу храбрости. Он тяжело ранен, но боли не чувствует, и видит только, что врач, посмотрев рану, отошел к другому раненому, а священник читает над ним молитву. Михаил спрашивает, удалось ли выбить французов, и священник отвечает, что победа осталась за нами, утаивая, что французы заняли курган. Михаил умирает, счастливый от своего геройства.   
  16. При наступлении французов Володя забывает об опасности, увлеченный боевыми действиями. Враги обходят батарею с тыла, и, воспользовавшись замешательством, занимают курган. Вланг пытается спасти своего товарища, крича и атакуя, но, когда он оглядывается на то место, где стоял Володя, то видит только лежащее тело в шинели и французов повсюду.
  17. Из 20 солдат батареи выжили только восемь. Вланг уезжает с ними из Севастополя и громко плачет, вспоминая Володю. Солдаты жалеют, что город, при обороне которого было положено столько жизней, достался врагу – поступил приказ сдать Севастополь без боя. На севастопольских бастионах уже никого нет, только осколки, обломки, пушечные ядра и множество трупов солдат обеих армий.  Смотря на оставленный город, солдаты чувствуют горечь, стыд и злобу.

Главная мысль повести «Севастопольские рассказы»

Нельзя романтизировать войну. Война ужасна для обеих армий, потому что приносит только смерть и разрушения. Невозможность решить конфликт дипломатическими средствами приводит к трагическим последствиям для простых людей.      

Отзыв о повести «Севастопольские рассказы»

Это книга сильного эмоционального воздействия, настоящая антивоенная проза. Толстой целенаправленно показывает всю неприглядность войны. Это простые будни сражений, истинные, лишенные наносного героизма, помыслы солдат и офицеров: страх за свою жизнь, тщеславное желание славы и награды, усталость и разочарование. В книге нет ложного пафоса, она очень искренняя и честная.  

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
В повести мне больше всего запомнился отрывок из первой части, «Севастополь в декабре», когда рассказчик предлагает читателю посетить госпиталь и описывает картины, которые ему предстоит увидеть. Они очень натуралистичны и страшны, в них нет никакого налета героики. Это просто сотни искалеченных людей, чьи увечья и страдания оказались бессмысленными. Не случайно один из раненых говорит, что «когда не думаешь, оно и ничего» — потому, что от мыслей о своей судьбе в этом случае можно сойти с ума.

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Бивуак — оборудованное место расположения людей на отдых на природе, вне инфраструктуры
  • Бастион – выступающая постройка на земляном валу или крепостной стене, предназначенная для обороны территории
  • Бруствер – насыпь в фортификационном сооружении, предназначенная для удобной стрельбы, защиты от пуль и снарядов, а также для укрытия от наблюдения противника.
  • Траверс – защитное сооружение

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • страдания, кроме глубокого сочувствия, внушают почему-то страх оскорбить и высокое уважение к тому, кто перенесет их.
  • Оно первое дело, ваше благородие, не думать много: как не думаешь, оно тебе и ничего. Все больше оттого, что думает человек.
  • увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении — в крови, в страданиях, в смерти…
  • Сотни свежих окровавленных тел людей, за два часа тому назад полных разнообразных, высоких и мелких надежд и желаний, с окоченелыми членами, лежали на росистой цветущей долине, отделяющей бастион от траншеи, и на ровном полу часовни Мертвых в Севастополе
  • Козельцов-второй, Владимир, был очень похож на брата Михайлу, но похож так, как похож распускающийся розан на отцветший шиповник.
  • Радость, что он исполняет хорошо свою обязанность, что он не только не трус, но даже храбр, чувство командования и присутствия двадцати человек, которые, он знал, с любопытством смотрели на него, сделали из него совершенного молодца.

Другие читательские дневники вы найдете здесь

«Детство» читательский дневник

«Детство» читательский дневник

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 2556.

Обновлено 6 Августа, 2021

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 2556.

Обновлено 6 Августа, 2021

«Детство» – первая часть автобиографической трилогии Л. Н. Толстого, в которой описаны важные вехи в развитии и переживания, характерные для большинства детей. Первая любовь, первые серьёзные разочарования, боль от утраты, знакомство с несправедливостью – всё это предстоит узнать главному герою, десятилетнему мальчику Николеньке.

Краткое содержание «Детство» для читательского дневника

ФИО автора: Толстой Лев Николаевич

Название: Детство

Число страниц: 176. Толстой Лев Николаевич. «Детство». Издательство «Дрофа». 2013 год

Жанр: Повесть

Год написания: 1852 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Время и место действия

Действие повести происходит в первой половине XIX века в России, поначалу в одной из провинциальных губерний, а затем в Москве. Произведение во многом автобиографично, и в нём отражены наиболее яркие впечатления раннего московского периода жизни писателя.

Главные герои

Николенька Иртеньев – десятилетний мальчик, добрый, ласковый, эмоциональный, с богатым воображением.

Наталья Николаевна – мать Николеньки, добрая, любящая, очень болезненная женщина.

Пётр Александрович – отец Николеньки, заядлый игрок и большой любитель женщин.

Бабушка Николеньки – графиня, которая очень любит дочь и внуков.

Володя и Люба – родные брат и сестра Николеньки.

Карл Иванович – любимый домашний учитель детей.

Серёжа Ивин – красивый, эгоистичный мальчик, который поначалу очень понравился Николеньке.

Соня Валахина – красивая девочка, первая любовь Николеньки.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

Дворянское семейство Иртеньевых проживало в своём родовом имении где-то в провинции России. Володя, Николенька и Любочка обучались на дому, но когда старшие сыновья подросли, Петр Александрович решил отправить их в Москву для получения более приличного образования. Николеньке было очень грустно расставаться с отчим домом, особенно с матерью, которую он очень любил.

Вместе с мальчиками в столицу отправился и Карл Иванович, старый домашний учитель. Спустя месяц братья Иртеньевы вполне освоились с жизнью в Москве. Этому способствовало и то, что они остановились у своей бабушки-графини – доброй, любящей женщины.

В этот период Николенька впервые попробовал себя в стихосложении, и его первые стихи были посвящены бабушке на её именины. Она была очень растрогана этим подарком и нежно поцеловала внука. Николенька свёл дружбу с Серёжей Ивиным, которым восхищался и старался всячески ему подражать.

На торжественном приёме мальчик познакомился с красивой девочкой Соней. Он замечательно провёл с ней время: дети веселились, шутили, танцевали. Перед сном Николенька признался брату, что по-настоящему влюблён.

Спустя полгода, в самый разгар занятий, отец получил письмо от супруги. Она писала, что жестоко простудилась во время прогулки и дни её сочтены. Наталья Николаевна просила как можно скорее привезти к ней мальчиков, чтобы успеть с ними проститься. Не медля ни минуты, Петр Александрович с сыновьями отправился в путь. К несчастью, они не застали мать в сознании, и в тот же вечер она скончалась.

Смерть любимого человека глубоко потрясла Николеньку. Он много плакал и никак не могу поверить, что матушка умерла. Спустя три дня Иртеньевы покинули осиротевший дом и обосновались в Москве. Так закончилось детство Николеньки.

Вывод и своё мнение

Показав окружающий мир глазами десятилетнего мальчика, Лев Николаевич лишь доказал очевидную истину: только в детстве можно совершать удивительные открытия, искренне радоваться и сокрушаться по самым, казалось бы, незначительным поводам, различать добро и зло, любить всем сердцем. Тяжёлым этапом взросления Николеньки стала смерть матери, которая стала своеобразной границей между беззаботным детством и тревожным отрочеством.

Главная мысль

Детство – самая счастливая пора в жизни человека, которая, к сожалению, быстро проходит.

Авторские афоризмы

«…в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно…»

«…Страдание людей застенчивых происходит от неизвестности о мнении, которое о них составили…»

«…в одно и то же время разлюбить и полюбить – значит полюбить вдвое сильнее, чем прежде…»

«…Только люди, способные сильно любить, могут испытывать и сильные огорчения…»

«…Из всех пороков самый ужасный <…> это неблагодарность…»

Толкование непонятных слов

Борзятник – охотник при борзых.

Выжлятник – старший псарь, который водит стаю гончих, напускает и сзывает ее.

Егерь – охотник.

Мальтретировать – плохо обходиться, обижать.

Беляк – вид зайца – зимой совершенно белой, а летом серо-бурой шерсти.

Гончая – особая порода головастых и вислоухих собак, приученных гнать зверя стаей, с громким лаем.

Свора – соединение 2-4 борзых, рыскающих за одним охотником.

Денонфитура – поражение, банкротство.

Контрпункт – искусство подбора созвучий к данному напеву.

Пороша – такое время первозимья, когда снег, падая на землю, укроет её ровным слоем толщиною от 1-го до 4-х вершков, и затем перестаёт идти.

Тест по повести

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Шахрам Мохаммад

    10/14

  • Халк Январский

    14/14

  • Марина Никитина

    13/14

  • Сударь Господинович

    14/14

  • Pivniuk Rostislav

    13/14

  • Данил Ким

    12/14

  • Алексей Спасский

    14/14

  • Артём Тонконогов

    13/14

  • Артём Елееев

    10/14

  • Ай-Хаан Ооржак

    9/14

Рейтинг читательского дневника

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 2556.


А какую оценку поставите вы?

1. Время и место сюжета

Рассказ-быль написан автором в 1875 году, описываемое время – 1850-е годы, когда только начали появляться первые школы для крестьянских детей.

«Быль» подразумевает, что описанная история основана на реальных событиях, автор просто описал эпизод из жизни крестьянского мальчика.

2. Главные герои и их характеристика

Филипок – мальчик из крестьянской среды, желающий учиться в школе наравне с братом, успевший научиться немного чтению и письму дома.

Мать – работящая крестьянская женщина с обычной судьбой. Она сначала переживала за сына, запрещала ему учиться, но в итоге разрешила посещать школу.

Костя – старший брат Филиппка, который успел поделиться знаниями с братом (научил его читать).

Учитель деревенской школы для детей крестьян и бедняков. Человек, разглядевший в маленьком молчаливом робеющем мальчишке нового старательного ученика.

3. Краткий пересказ рассказа

Филипок, ребенок 5 лет из крестьянской семьи, мечтает пойти в школу, как его старший брат. Мама не пускает мальчика в школу, и тогда он решается тайком уйти в школу. Учитель принимает мальчика в учебное заведение, увидев его рвение и начальные навыки чтения.

4. Главная мысль, чему учит произведение

Если человеку очень хочется учиться, то никакие обстоятельства не смогут ему помешать это сделать. То же касается любого другого дела: нужно стремиться к своим целям так же, как Филипок стремился к учебе в школе.

А еще важно, чтоб нашлись люди, которые поддержат в этом стремлении. Например, Филиппка поддержал учитель, ребята в классе, а потом и мама (« С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу»).

5. Вывод и своё мнение

История очень короткая и простая, но многому учит даже современных школьников. Важно понимать: сейчас образование доступно каждому ребенку, а в 19 веке было новшеством обучать крестьянских детей. Ведь до этого образование считалось привилегией высшего дворянского класса, другим сословиям это было недоступно.

Хорошо, что нашлись энтузиасты, которые несли знания в широкие массы людей и хотели, чтоб каждый человек был образованным. Спасибо основателям школ и учителям, которые не разделяли мнения, что люди низших сословий не способны учиться.

Толстой подчеркивает: природное любопытство, смекалка, тяга к знаниям присуща всем детям без исключения.

6. Система образов произведения

Любопытно наблюдать, как главный герой взаимодействует с миром. В нем есть те, кто чинит препятствия его желаниям (мама, бабушка), а есть те, кто помогает на пути знаний.

Это образы людей, которые как бы подталкивают мальчика к его мечте. Например, женщина с ведром спрашивает Филипка: «Все учатся, а ты что тут стоишь?» Это укрепляет мальчишку в его стремлении, он решается войти в школу.

Учитель сначала строг и почти пугает Филипка своими грозными расспросами, но потом смягчается, увидев его трогательную растерянность и слёзы.

Ребята из класса подбадривают мальчика тем, что рассказывают учителю, кто он такой, упоминают его мечту ходить в школу. Так герою рассказа становится легче вылиться в коллектив.

7. Словарь незнакомых слов

Поденная работа – работа, оплата за которую начислялась крестьянам по дням.

Пострелёнок – уменьшительное название от слова «пострел», что значит шалун, проказник.

Полы (подобрал) – нижние части распахивающейся одежды ниже колена (кафтана, пальто, плаща). В единственном числе – пола.

Сенцы (сени) – входное помещение в русской избе, которое имело разделительную функцию между улицей и домом, что-то вроде прихожей.

Коли (не хочешь) – устаревший вариант слова «если».

8. Цитаты из рассказа

« Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу ».

« Филипок осмелился и сказал: …Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! ».

Толстой Л., рассказ «Котенок»

Жанр: рассказ о детях

Главные герои рассказа «Котенок» и их характеристика

    1. Вася. Мальчик храбрый и смелый. Ответственный
    2. Катя, маленькая трусливая девочка. Опасливая.

План пересказа рассказа «Котенок»

  1. Исчезновение кошки
  2. Мяуканье с крыши
  3. Пять котят
  4. Серый с белыми лапками
  5. Игра на дороге
  6. Охотник с собаками
  7. Побег Кати
  8. Геройство Васи

Кратчайшее содержание рассказа «Котенок» для читательского дневника в 6 предложений

  1. У Кати и Васи была кошка, которая вдруг пропала.
  2. Кошка нашлась на крыше и оказалось, что она родила пять котят.
  3. Дети забрали одного котенка и часто играли с ним.
  4. Однажды они взяли котенка с собой на дорогу.
  5. Две собаки хотели поймать и сожрать котенка, и Катя в страхе бежала.
  6. Вася накрыл собой котенка и спас его.

Главная мысль рассказа «Котенок»
Ради друга своего можно и жизнью рискнуть

Чему учит рассказ «Котенок»
Рассказ учит любить животных, заботиться о животных, защищать своих домашних животных. Учит быть ответственным. Учит быть мужественным и бесстрашным. Учит забывать о себе, ради помощи другу.

Отзыв на рассказ «Котенок»
Мне очень понравилось поведение Васи в этом рассказе. Он поступил как настоящий герой. Он боялся собак, но за котенка боялся сильнее. И он успел спасти котенка. Это настоящий подвиг.

Пословицы к рассказу «Котенок»
Не бросай друга в несчастье.
Друга любить — себя не щадить.
За друга в огонь и в воду.
Будь храбрым и будешь сильным.
Сам погибай, а товарища выручай.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Котенок»
У детей Васи и Кати была кошка. Однажды она пропала и дети долго искали ее. И вот они услышали, как кто-то мяукает на крыше амбара.
Вася залез на крышу по лестнице и увидел, что у кошки появилось пять котят, все очень хорошенькие.
Катя сразу принесла котятам молока и дети стали с ними играть.
Когда котята немного подросли, дети выбрали себе одного из котят — серого с белыми лапками. А остальных котят мать детишек раздала по соседям.
Однажды дети пошли играть на дорогу. Котенок играл с соломой, которую гонял ветер, а дети стали собирать щавель.
И вдруг они услышали, как кто-то кричит: «Назад!».
Дети оглянулись и увидели охотника на лошади. Рядом с ним бежали две огромные собаки. которые заметили котенка и хотели его сожрать.
А глупый котенок не убегал, а стоял выгнув спину.
Катя испугалась собак и бросилась домой. Вася испугался за котенка и первым добежал к нему. Он упал на котенка и скрыл его от собак.
Когда охотник увел собак, Вася отнес котенка домой и больше никогда не брал его на дорогу.

Ответы на вопросы к рассказу «Котенок»:

  1. Какой эпизод ты читал с особым волнением? — Эпизод спасения котенка от собак.
  2. Что ты можешь сказать о Васи? Опиши его. — Вася добрый, смелый, бесстрашный. Он герой.
  3. Какие черты характера проявились в поступке мальчика? — Решительность, смелость, находчивость, желание защитить беззащитного, ответственность.
  4. Возможна ли иная последовательность пересказа? — Нет. Если сперва рассказать о спасении котенка, а потом о появлении собак, то не понятно, от кого котенка спасали.
  5. Легко ли победить страх, когда происходит что-то неожиданное? — Страх все равно будет. Если что-то громко хлопнет — человек вздрогнет. Но смельчак сразу возьмет себя в руки, а трус будет долго дрожать.
  6. Пересказ от лица Васи: Наша кошка Мурка родила пять котят и они были очень хорошенькими. Когда они подросли, мы взяли себе Малыша, серого котенка. Я очень его полюбил. Однажды в поле на котенка напали собаки и хотели растерзать его. Но я закрыл Малыша собой и спас его. А как же иначе? Ведь котенок был моим другом.

  • Рассказы льва николаевича толстого небольшие
  • Рассказы льва николаевича толстого лев и собачка читать
  • Рассказы льва николаевича толстого краткие
  • Рассказы льва николаевича толстого для детей 4 класс
  • Рассказы льва николаевича толстого для детей 2 класса для крестьянских детей