Рассказы могут создаваться не только в письменной но и в устной форме

Помогите пожалуйста решить тест:
1.Укажите вариант(-ы) предложения(-ий) с грамматической ошибкой.

1 — По завершению эксперимента учёные публикуют аналитические отчёты.

2 — Рассказы могут создаваться не только в письменной, но и в устной форме.

3 — Согласно приказу министерства к работе необходимо приступить немедленно.

4 — Решив задачу, началось обсуждение хода её решения.

2.Укажите вариант(-ы) предложения(-ий) с грамматической ошибкой.

1 — Начав заниматься музыкой, я познакомился с нотной грамотой.

2 — По приезду из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых.

3 — Из открытого окна слышалось пение девушек.

4 — Учитель сплотил вокруг себя группу учеников, увлекающимися географией.

3.Укажите вариант(-ы) предложения(-ий) с грамматической ошибкой.

1 — Согласно графику отключения, горячей воды не будет в течение месяца.

2 — Работу нужно закончить к пятому апрелю.

3 — Читателю интересны не только чувства героев романа, а также их поступки.

4 — Лесные поляны покрылись яркими звёздочками земляники, обильно цветущей в этом году.

4.Укажите вариант(-ы) предложения(-ий) с грамматической ошибкой.

1 — Составляя предложение, мне было сделано замечание.

2 — В журнале была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.

3 — Согласно решению совета школы весенние каникулы начались раньше обычного.

4 — Алексей всегда культурный в общении и подтянут.

5.Укажите вариант(-ы) предложения(-ий) с грамматической ошибкой.

1 — Слушая эту симфонию Чайковского, мы ощущаем искренность музыканта.

2 — Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия.

3 — Начало лета было холодным и дождливым.

4 — Он умел говорить не только по-английски, но и писать статьи по-немецки.

6.Укажите вариант(-ы) предложения(-ий) с грамматической ошибкой.

1 — Мы идём к дому по аллее, усыпанной опавшими листьями.

2 — На песке были отчётливо видны как детские, так и взрослые следы.

3 — Звуковые волны идут во все стороны, подобно света электрической лампочки.

4 — Мария мало уделяла внимания на эту работу.

7.Укажите вариант(-ы) предложения(-ий) с грамматической ошибкой.

1 — Закинув удочку в воду, у рыбака всё внимание сосредоточилось на поплавке.

2 — В своих романах автор поставил вопросы, волнующие многих его современников.

3 — Мастер хорошо знает и разбирается в технике.

4 — Вопреки предсказаниям синоптиков, стояла чудесная погода.

8.Укажите вариант(-ы) предложения(-ий) с грамматической ошибкой.

1 — Те, кто много читает, обладают большим объёмом знаний.

2 — Присутствующие зрители в зале вели себя спокойно.

3 — Пациент обратился и лечился у этого врача.

4 — Собеседник оказался жизнерадостным и весёлым человеком.

9.Укажите вариант(-ы) предложения(-ий) с грамматической ошибкой.

1 — По прибытии из командировки сдайте отчёт.

2 — Добежав до остановки, дверь автобуса закрылась.

3 — Согласно правил, вводные слова выделяются на письме запятыми.

4 — Вчера я встретил своего одноклассника и долго беседовал с ним.

10.Укажите вариант(-ы) предложения(-ий) с грамматической ошибкой.

1 — Мой друг любит футбол и плавать.

2 — Все зрители с удовольствием смотрели и восхищались спектаклем.

3 — Используя специальные телескопы, учёные изучают звёзды.

4 — За короткий срок в городе построили не только школу, но и музей.

13.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A. Ошибка в построении сложноподчиненного предложения.
Б. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
B. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
Г. Ошибка в построении предложения с однородными членами.
Д. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Согласно сохранившимся документам купечество 1-й гильдии после этой зимы исчезло полностью.
2) Жалобный взгляд Нюрки, ничего не смыслящей в происходящем, не давал возможности спокойно пройти мимо нее.
3) А. Пушкин написал роман «Евгений Онегин», охарактеризованный В. Бе-линским как «энциклопедия русской жизни» и ставшим одним из самых популярных произведений всего девят-надцатого века.
4) Никто из одноклассников так и не узнали об этой неприятной истории с классным журналом.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:
5) Что я хотел бы пожелать молодежи моей Родины, посвятившей себя науке? Прежде всего — последовательности.
6) Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, что до чего был гениален А. С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».
7) Оттолкнувшись всеми четырьмя лапами, кот запрыгнул на шкаф.
8) Музыка может не только выразить нежность и радость, а также и тревогу, печаль.
9) О великой силе любви Орфея и Эвридики рассказывается в «Мифы Древней Эллады», составленной А. Немировским.
14.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в
которых они допущены.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
Б. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
B. Ошибка в построении предложения с однородными членами.
Г. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
Д. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Рассказы могут не только создаваться в письменной, но и в устной форме.
2) Летом небо на юге было черное-черное, и звезды на нем как будто водили хоро¬вод.
3) По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет.
4) У самой поверхности моря, на черте горизонта, появилась ослепительная желтеющая полоса, под которой можно угадать солнце.
5) Многие из тех, кто знал А. Чехова, вспоминал о его лютой ненависти к самовозвеличиванию и чванству.
6) Ко мне подошла женщина и спросила, где находится ближайшая аптека.
7) Во всяком случае, гостья моя еще спала беспробудно: ни шум воды в душе, ни грохот посуды ее не потревожили.
8) Одним из российских обычаев, ценившийся многими старыми москвичами, было устное рассказывание.
9) Изучая растения средней полосы, у меня появился интерес к этой проблеме


Frog12321nik
2 года назад

1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

2) «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.

3) М. Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.

4) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.

2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) В пьесе «Чайка» сюжетная линия развивается в нескольких направлениях.

2) В своих статьях этот журналист поставил вопросы, волнующих многих его современников.

3) Наука изучает законы окружающего мира и при этом опирается на опыт предшествующих поколений.

4) Живопись не только обогащает эмоционально, но и заставляет думать.

3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Лирический герой — один из центральных персонажей романа «Евгений Онегин».

2) На встречу с писателем пришли те, кто любит современный детектив.

3) Одним из художников, воспевших красоту русской глубинки, был Левитан.

4) Химическая реакция показывает и помогает разобраться в составе вещества.

4. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Все пришедшие на матч остались довольны игрой нашей команды.

2) В поэме Блока «Двенадцать» представлена сложная система образов.

3) Благодаря изобразительного искусства, связанного с движением декабристов, наши современники могут расширить знания об этой исторической эпохе.

4) Музыка воплощает в особую форму самые сложные чувства и может передавать их.

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Спортсмены занимались согласно расписанию тренировок.

2) Никто больше так не читал эти стихи!

3) Делегация направлялась к дому известного учёного, находившийся недалеко от главной площади.

4) Мы любили походы и часто ходили в лес.

6. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Зимняя сессия студентов проходила согласно расписанию.

2) Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок.

3) В этом докладе отражены проблемы, волнующие генетиков мира.

4) Студенты получили не только словари, но и рабочие тетради.

7. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Циолковский писал, что основная цель его жизни — продвинуть человечество хоть немного вперёд.

2) В городе создана специальная комиссия по градостроительству, которой поручено координировать работу всех строительных фирм.

3) По окончанию производственной практики каждый студент должен написать отчёт о проведённой работе.

4) Счастливы те, кто приближается в своей жизни к идеалу, сложившемуся в юности.

8. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Ко мне пришли те, кто был рядом последние несколько лет.

2) Впервые оперу «Хованщина» я слушал вместе с родителями.

3) Пациент обратился и лечился у этого врача.

4) Одним из первых учёных, открывших законы окружающего мира, был Ньютон.

9. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Собеседники укоряли друг друга в неискренности.

2) Археологические раскопки проводились согласно плану.

3) Мы заинтересовались книгами, привезённых из нового издательства.

4) Где бы я ни был, всюду обращал внимание на архитектурные постройки XIX века.

10. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) На картине И. И. Фирсова «Юный живописец» изображена домашняя мастерская художника.

2) Среди домов, построенных на этой улице, было несколько многоэтажных.

3) Не только способности, но и трудолюбие поможет достичь успеха в работе.

4) Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.

11. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) График проведения ремонтных работ в цехах завода был нарушен вопреки указания директора.

2) Те, кто сидел на берегу реки, не раз испытывали ни с чем не сравнимое блаженство.

3) Приезжий, видимо турист, спросил у прохожего, есть ли поблизости почта.

4) Моя сестра любит играть на фортепиано и петь в хоре.

12. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) На предсказания метеорологов ориентируются как городская хозяйственная, так и медицинская службы.

2) Большинство книг, рассказывающих о жизни рептилий, издано в нашей стране.

3) Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы».

4) Те, кто не изучает иностранный язык, лишены возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы.

13. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) По завершению эксперимента учёные опубликуют аналитический отчёт.

2) Многие из тех, кто знал Чехова, вспоминали о его лютой ненависти к самовозвеличиванию и чванству.

3) Одним из российских обычаев, ценившимся многими старыми москвичами, было устное рассказывание.

4) О великой силе любви Орфея и Эвридики рассказывается в книге «Мифы Древней Эллады», составленной А. И. Немировским.

14. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) В журнале была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.

2) Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность и живописность.

3) В картине художника Богатова «Соседки» поражает роскошный интерьер комнаты.

4) Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на стоящие в стороне возы с домашней утварью.

15. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия.

2) Вчера я добрался до Ялты и встретил там много знакомых, приехавших на отдых.

3) Приезжие поражались высоте Останкинской башни.

4) В поэме «Василий Тёркин» воспевается подвиг русского солдата, верного долгу и Отчизне.

16. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) В деревне Ольховке было три десятка домов.

2) Дети редко прислушиваются и выполняют советы старших.

3) Из всех, кто играл в спектакле, мне запомнился только Михаил Царёв.

4) Участникам первого Парада Победы, приехавшим в Москву, вручили памятные подарки.

17. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Благодаря душевности, доброте, взаимопониманию родителей в семье всегда царили мир и согласие.

2) В картине Остроухова «Золотой осени» многоцветие осени словно яркий весёлый ковер с нарядным орнаментом.

3) Ученый подчёркивал, что поэтический талант Пушкина необычайно расцветал в осеннюю пору.

4) В одном из старинных домов, сохранившихся в центре Москвы, бывали великие русские поэты и писатели, композиторы и художники.

18. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Одним из самостоятельных видов искусства, существующим с конца XV века, является графика.

2) Все, кто любит русскую культуру, знает имена великих поэтов и писателей — Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого.

3) По приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых (ныне на Суворовском бульваре).

4) О своём отношении к классической музыке В. П. Астафьев написал в очерке «Постскриптум».

19. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Благодаря усилиям врачей эпидемии гриппа удалось избежать.

2) В Москве состоялось совещание директоров школ по вопросам, касающихся выпускных экзаменов.

3) Как бы мы ни мечтали о будущем, оно всё равно остается неизвестным.

4) Историческими документами, приобретающими всё большее значение, являются портреты родственников декабристов.

20. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Мои родители хранят и часто перечитывают «Роман-газету».

2) Мы оплатили за покупки и вышли из универмага.

3) Студенты с радостью помогали археологам, приехавшим из Санкт-Петербурга.

4) Мы уже давно выписываем журнал «Природа».

21. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Лексические повторы — средство выразительности в стихотворении Лермонтова «Бородино».

2) Рассказы могут создаваться не только в письменной, но и в устной форме.

3) Протест Катерины, отстаивающий свои человеческие права, имел общественное звучание.

4) Интернет сохраняет огромные базы данных по разным вопросам науки и позволяет ими пользоваться.

22. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Одним из известнейших драматургов, показавших в своих пьесах мир купеческой Москвы, был А. Н. Островский.

2) Все, кто интересовался историей русской литературы, знакомы с творчеством русских беллетристов девятнадцатого века.

3) Между стволами сосен в лесу кое-где пробивался косой луч заката.

4) Среди научных трудов Ф. И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».

23. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Вопреки желанию больного его положили в больницу.

2) Нужно обязательно оплатить проезд в метро.

3) Урок-лекция впервые проведен в нашем классе.

4) Платье-халат постирано и убран в шкаф.

24. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Согласно распоряжения директора школы в спортивных играх могут принять участие все учащиеся.

2) Никто из тех, кто слушал удивительную музыку П. И. Чайковского к балету «Щелкунчик», не мог остаться равнодушным.

3) Все накопленные знания о мире животных не сможет вместить ни одна энциклопедия.

4) На картине «Три богатыря» В. М. Васнецов изобразил любимых героев русских былин: Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича.

25. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Картина А. П. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой» была близка и понятна современникам художника.

2) Те, кто настойчиво стремится к своей цели, достойны уважения.

3) Регистрация участников симпозиума была проведена сразу по их прибытии.

4) Каждой весной киви откладывает одно (редко два) зеленовато-белое яйцо в имеющее вид плоской платформы гнездо, устраиваемое среди корней, или в густом кустарнике, или в вырытой норке.

26. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Те, чьим талантом и виртуозностью исполнения музыкальных произведений восхищаются сегодня миллионы благодарных слушателей, преодолели много преград на пути к признанию.

2) Насыщенная удивительными фактами «Большая книга леса» Юрия Дмитриева — произведение энциклопедического характера, в то же время проникнутая необычайной поэзией.

3) На больших плакатах, прикреплённых к двум стендам, стоящим по обеим сторонам сцены, были изображены известные всем зрителям условные знаки.

4) По окончании конференции все были приглашены в зал, где должно было состояться выступление виртуозного пианиста.

27. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) На картине «Алёнушка» В. М. Васнецов изобразил девушку-крестьянку, пришедшую к лесному озеру, чтобы поделиться с природой своей печалью.

2) В конце XVIII столетия науке стало известно о существовании необычного млекопитающего, откладывающего яйца и насиживающего их: это был утконос.

3) Отважный смотритель, рискуя жизнью, бросился наперерез понёсшегося вскачь коня.

4) Те, кто не отступает перед трудностями, всегда будут примером для подрастающего поколения.

28. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Если бы не нашлись свидетели, неизвестно, как обернулось бы дело.

2) Те, кто побывал в Антарктиде, могли видеть действующий вулкан Эребус, расположенный на одном из прибрежных островов.

3) Страницу паспорта, содержащую закодированные сведения о его владельце, заполнят методом лазерного гравирования.

4) Благодаря Галилея человечество получило первый в своей истории оптический астрономический инструмент — телескоп.

29. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Ф. М. Достоевский писал, что высшая и самая характерная черта российского народа — это чувство справедливости.

2) Преподаватель напомнил о том, что рефераты необходимо сдать не позднее марта.

3) А. П. Чехов вспоминал о том, что он и его сестры знали французский, немецкий и английский языки благодаря их отцу.

4) Те, кто читал критическую статью Н. А. Добролюбова, знаком с оценкой критика «тёмного царства».

30. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Чехов верил в то, что грядущая истинная культура облагородит человечество.

2) Одна из главных черт, свойственных Наташе Ростовой, — честность в отношениях с людьми.

3) На уроках русского языка недостаточное внимание уделяется на изучение норм литературного языка.

4) В журнале «Этнографическое обозрение» Д.Н. Ушаков опубликовал ряд статей о поверьях и обычаях русских крестьян.

31. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Согласно правилам вводные слова выделяются на письме запятыми.

2) Жители этой местности уделяли особое внимание развитию садоводства.

3) Ввиду сложности маршрута решено было не включать в туристическую группу маленьких детей.

4) Международная общественность понимает и озабочена проблемами экономики развивающихся стран.

32. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Циолковский писал, что основная цель его жизни — продвинуть человечество хоть немного вперёд.

2) В городе создана специальная комиссия по градостроительству, которой поручено координировать работу всех строительных фирм.

3) По окончанию производственной практики каждый студент должен написать отчёт о проведённой работе.

4) Счастливы те, кто приближается в своей жизни к идеалу, сложившемуся в юности.

33. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Ввиду длительного отсутствия катера, вышедшего со специальным заданием во время шторма, на поиски судна был послан самолёт.

2) Те, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний, тянутся к новаторству.

3) Уезжая в командировку, отец обещал, что он обязательно вернётся к праздникам.

4) Скоро будет заселён дом, выросший на глазах за несколько месяцев и который приняла комиссия.

34. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Подобно многим другим произведениям Сурикова, картина «Боярыня Морозова» создавалась художником в течение ряда лет.

2) Осенью колосья пшеницы, отяжелевшие от созревших зёрен, ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.

3) Те, кто не смог понять и оценить новаторство Пушкина, постоянно обвиняли его в простонародности.

4) Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу».

35. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

2) М. Горький неоднократно говорил, что труд — основа культуры.

3) Вопреки прогнозам аналитиков, в этом году авиакомпании удалось сохранить объём перевозок на прежнем уровне.

4) Те, кто никогда не был на вершине колокольни Ивана Великого, кто ни разу не любовался величественной панорамой столицы, не имеют представления о Москве.

36. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Никто, даже лучшие специалисты, не мог вначале поставить правильный диагноз.

2) Это произведение Василя Быкова я прочитал летом, посвященное Великой Отечественной войне.

3) Древнегреческий философ Сократ когда-то произнёс, что «он знает, что ничего не знает».

4) Те, кто при помощи фактов может доказать правильность собственного решения, не должны мириться с некомпетентностью других.

37. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Те, кто думает, что хорошие манеры существуют в отрыве от реальной жизни, ошибаются.

2) Существуют три основные группы качеств человека, благодаря которых можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия,красноречие.

3) Лингвист Ф.И. Буслаев часто говорил, что убеждён в необходимости основательного преподавания родного языка.

4) Ф.М. Достоевский писал, что отличительная черта русского национального характера — это чувство справедливости.

38. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) В журнале была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.

2) Из всех, кто играл в спектакле, на меня особое впечатление произвёл Андрей Миронов.

3) Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с вулканами.

4) По окончанию института наши выпускники могут рассчитывать на трудоустройство в профильных компаниях.

39. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Многих читателей журналов в первую очередь интересуют теоретические статьи экономистов и социологов, которые ставят в своих публикациях проблемные вопросы.

2) Благодаря синонимам один и тот же смысл можно выразить по-разному.

3) Ю. Олеша в одном из своих писем рассуждал о том, что же самое прекрасное из увиденного им на земле.

4) Все, кто изучал процесс развития языка, знает о различных исторических изменениях на уровне фонетики, грамматики.

40. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Экологи неоднократно отмечали о том, что проблема охраны лесов сегодня особенно важна.

2) Все, кто любит поэзию, знают Фета как тонкого лирика, певца искусства, любви и природы.

3) О «Вишнёвом саде» Чехов писал, что у него вышла не драма, а комедия.

4) Участник дискуссии подтверждал свои выводы убедительными фактами.

41. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) В стихотворении «Мудрость языка» Борис Слуцкий вспоминает историю создания слова «лётчик».

2) Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

3) Благодаря трудолюбию и сообразительности абитуриенту удалось справиться со сложным заданием.

4) Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что он очень рад всех нас видеть.

42. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Кругом расстилались луга, благоухающие ароматами цветов и трав.

2) Все, кто видел море лунными южными вечерами, часто вспоминают о нём.

3) Офицер потребовал у станционного смотрителя, что ему нужны лошади.

4) Развитие нашей промышленности долгое время шло по линии укрупнения предприятий.

43. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Вследствие сильных дождей вода в реке всё прибывала.

2) В апрельском номере журнала «Юности» были опубликованы стихи молодого талантливого поэта.

3) Фёдор Абрамов вспоминал, как по приезде в Москву на него обрушилось всё худшее, что таит в себе поздняя осень.

4) Те из лингвистов, кто занимался исследованием языка художественной литературы, не сомневаются в особой роли глагола и в поэтическом, и в прозаическом текстах.

44. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Благодаря труду реставраторов мы можем любоваться фресками Ферапонтова монастыря.

2) Многие из тех, кто бывал в парке Михайловского, поражались величине старинных усадебных деревьев.

3) Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.

4) Когда смотришь на памятник Лермонтову, складывается впечатление, что поэт оглядывает любимый город и вспоминает счастливые минуты жизни.

45. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Лётчик действовал согласно инструкций, полученных от главного диспетчера аэропорта.

2) Все ученики, пришедшие на факультативное занятие, разобрались в сложной теме.

3) М. Горький иронично замечал, что «человек в конце концов захрюкает, если всё время ему говорить, что он свинья».

4) Главное, чему необходимо уделить внимание, — это художественная сторона произведений.

46. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) В рассказе Паустовского «Скрипучие половицы» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора П. И. Чайковского.

2) Среди домов, построенных на этой улице, было несколько многоэтажных.

3) Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы».

4) Те, кто не изучает иностранный язык, лишены возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы.

47. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Никто из тех, кто играл в школьной баскетбольной команде, не стал профессиональным спортсменом.

2) Лесные поляны покрылись яркими звёздочками земляники, обильно цветущей в этом году.

3) Сестры увлекались и хорошо разбирались в современной музыке.

4) В «Ровеснике» печатают много интересных статей.

48. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Благодаря статьи в газете мы узнали о возобновлении туристского теплоходного маршрута к «Северным островам».

2) Кемь является одним из самых старых городов России, расположенных на Белом море.

3) Все, кто написал рецензию на «отлично», дали глубокий анализ произведения и обосновали свою точку зрения.

4) В рассказе Паустовского «Скрипучие половицы» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора Чайковского.

49. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) На предсказания метеорологов ориентируются как городская хозяйственная, так и медицинская службы.

2) Большинство книг, рассказывающих о жизни рептилий, издано в нашей стране.

3) Среди научных трудов Ф.И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».

4) Все, кто знал великого писателя, отмечали его скромность и принципиальность.

50. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Благодаря находчивости Алексей вышел из словесного поединка абсолютным победителем.

2) Футболист, игравший в нападении и который забил два гола, был воспитанником известного тренера.

3) Задержавшись у дверей, сестра ещё раз помахала рукой и сказала, что будет рада всех нас видеть в воскресенье у себя на даче.

4) Те, кто хотя бы раз любовался закатом солнца, не сомневаются, что это одно из самых прекрасных зрелищ.

51. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Мир животных, изучаемый зоологией и некоторыми другими науками, отличается огромным разнообразием.

2) Те, кто настойчиво стремится к достижению своей цели, достойны уважения.

3) Вопреки прогноза установилась ясная погода.

4) В.М. Васнецов вырос в северном селе, отгороженном вековыми лесами от больших городов и сохранившем старинные обычаи и обряды, поверья и сказания.

Ответы:

1 – 1); 2 – 2); 3 – 4); 4 – 3); 5 – 3); 6 – 2); 7 – 3); 8 – 3); 9 – 3); 10 – 4);

11 – 1); 12 – 3); 13 – 1); 14 – 2); 15 – 1); 16 — 2); 17 – 2); 18 – 2); 19 – 2); 20 – 2);

21 – 3); 22 – 4); 23 – 4); 24 – 1); 25 – 4); 26 – 2); 27 – 3); 28 – 4); 29 – 4); 30 – 3);

31 – 4); 32 – 3); 33 – 4); 34 – 4); 35 – 1); 36 – 2); 37 – 2); 38 – 4); 39 – 4); 40 – 1);

41 – 2); 42 – 3); 43 – 2); 44 – 3); 45 – 1); 46 – 3); 47 – 3); 48 – 1); 49 – 3); 50 – 2);

51 – 3.

Дарминова Ирина Анатольевна

учитель русского языка

и литературы

МОУ СОШ №6

станицы Тбилисской

Краснодарского края

Развёрнутый план – конспект занятия по русскому языку в 10 –м классе

Тема урока: Грамматические нормы современного русского языка и их

функционирование в речи.

Цели: 1. Закрепить понятие «языковая норма».

2. Выработка умений находить и различать грамматические ошибки.

3. Формировать навыки использования нормированной речи.

4. Анализ типовых заданий ЕГЭ, связанных с речевыми нормами и культурой речи

(А3, А4, А5).

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Оборудование урока: раздаточный материал (по типу заданий ЕГЭ), компьютер,

проектор, диск со слайдами мультимедиа.

Ход занятия

1. Организационный момент: проверка готовности к уроку, настрой на работу.

2. Актуализация опорных знаний. Мотивационный этап.

Слово учителя. Беседа: Дорогие ребята, наш урок я хочу начать с высказываний

о русском языке:

«Ведь если для общения людей необходим язык, то для культурного общения

необходим как бы язык в квадрате, язык, культивируемый как особое искусство,

язык нормируемый» (Л. Щерба)

«Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна

история, сомнительна юриспруденция без грамматики» (М.В.Ломоносов)

«Грамматика повелевает даже царями» (Мольер)

Как вы думаете, ребята, что объединяет эти высказывания?

А всегда ли можем слышать грамматически правильную речь?

Где чаще всего мы встречаем речевые ошибки? Приведите примеры (реализация

домашнего задания проблемнопоискового характера)

Итак, актуальна ли на сегодняшний день проблема чистоты и правильности

русской речи?

Исходя из всего сказанного, как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня?

(Оформление тетрадей: запись темы занятия; постановка цели и задачи)

3. Работа по теме нализ содержания учебного материала, выделение главных

связей)

Слово учителя: Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура

речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли правильно и

выразительно, в соответствии с содержанием. Поэтому понятие «языковая

(литературная) норма» ключевое в учении о правильности речи. Известно, что

русский язык язык нормированный, т.е. подчиняющийся определённым нормам и

правилам. Что же такое норма применительно к языку?

озможны ответы учащихся, так как материал им уже известен)

Норма это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов,

их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и

рекомендованное ими.

Основные признаки нормы: 1) относительная устойчивость;

2) общеупотребительность;

3) обязательность.

Ряд заданий ЕГЭ как раз и проверяет уровень владения нормами русского

литературного языка. Вспомним классификацию основных языковых норм нализ

диаграммы):

Орфоэпические нормы

Лексические нормы

Морфологические нормы

Синтаксические нормы

Стилистические нормы

Нормы правописания

Мы же с вами остановимся на грамматических нормах, которые нашли своё

отражение в заданиях А3, А4, А5 ЕГЭ

Грамматические нормы русского языка (общая характеристика; анализ таблицы)

Морфологические нормы — это нормы

словоизменения при склонении

именных частей речи, при спряжении

глаголов, нормы словообразования и

определения родовой принадлежности.

Синтаксические нормы — это правила

использования синтаксических

конструкций, незнание которых

приводит к неправильному построению

словосочетаний и предложений.

4. Обобщение и систематизация.

Анализ языкового материала: типология типичных морфологических и

синтаксических ошибок. Работа по заполнению таблиц.

Задание 1: Исправьте ошибку, записав правильный вариант ответа (коллективная

работа)

Таблица 1.Типы Морфологических ошибок. (Раздаточный материал. Карточка 1)

Типы морфологических ошибок

Примеры из материалов ЕГЭ

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый (трудолюбивый)

Ошибочное образование формы:

1. Существительного

Опытные бухгалтера (бухгалтеры)

вкусные торта (торты)

пара ботинков (ботинок)

пара сапогов (сапог)

рота солдатов (солдат)

несколько абзацей (абзацев)

юных плясуньев (плясуний)

самый красивейший амый красивый)

длиньше ногтя (длиннее)

слаже (слаще)

с пятистами рублями (с пятьюстами)

в двухсот метрах (в двухстах)

Едь вперёд (поезжай)

ляжьте на коврик (лягте)

выбежи (выбеги)

попробывает (попробует)

Тренинг (по вариантам): самостоятельная работа по типу заданий А3 ЕГЭ.

(Раздаточный материал для самостоятельной работы. Карточка 2)

Задание 2: укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

№1 а) без вишен

б) более труднее

в) около двух тысяч человек

г) испеки пирог

№2 а) килограмм вафель

б) семьюдесятью процентами

в) ехай в Подмосковье

г) более резкое движение

№3 а) килограмм яблок

№1 а) с двадцатью пятью рублями

б) нет претензий

в) хужее всего

г) не кладите сюда тетради

№2 а) в пятистах шагах

б) пять килограммов

в) более красивее

г) лягте на коврик

№3 а) в обеих сумках

б) будущие выборы

в) до двух тысяч второго года

г) ошиблась

№4 а) более нужнее

б) несколько гектаров

в) с четырьмястами рублями

г) поезжай домой

№5 а) в две тысячи десятом году

б) не машите руками

в) у грузинов

г) небольшие транзисторы

б) беги

в) без комментариев

г) положь

№4 а) эмалированные вёдра

б) худший вариант

в) семисот шестидесяти птиц

г) килограмм вафлей

№5 а) большие очереди

б) в снегу

в) промокли

г) пятидесятью пятью годами

Комментарий к заданию№2:

Вариант 1: №1 б (труднее; более трудный); №2 в (поезжай); 3 в (до две

тысячи второго года в составном порядковом числительном изменяется

только последняя часть); №4 а (нужнее; более нужный); №5 в (у грузин).

Вариант -2: №1 в (хуже всего); №2 в (красивее; более красивый); №3 г (положи);

№4 г (вафель); №5 г (пятьюдесятью пятью рублями).

Анализ языкового материала (продолжение работы; заполнение таблицы 2)

Задание 3: Исправьте ошибку, записав правильный вариант ответа (коллективная

работа)

Таблица 2. Типы синтаксических ошибок. (Раздаточный материал. Карточка 3)

Типы синтаксических ошибок

Примеры из материалов ЕГЭ

Нарушение согласования сказуемого с

подлежащим

Четверо учащихся участвовало в игре

(участвовали)

Нарушение правил управления

Вопреки установившихся правил

(установившимся правилам)

Благодаря своего особого таланта

(благодаря своему особому таланту)

Вследствие печальным обстоятельствам

(печальных обстоятельств)

Подобно блеска кованого серебра

(подобно блеску)

Согласно приказа (приказу)

Нарушение способа выражения сказуемого в

отдельных конструкциях

Все были счастливы и весёлые.

частливы и веселы; счастливые и

весёлые)

Все, кто хоть раз побывал в Петербурге,

никогда не забудет его строгой красоты.

(не забудут)

Видна пара окон, занавешенные шторой.

(занавешенных)

Одной из форм духовной жизни, важным для

человека, стало искусство.

(важной)

Ошибки в использовании видовременных

форм глагола

Я живу в Лермонтове и была счастлива.

(живу и счастлива; жила и была

счастлива)

Ошибки в предложениях с причастным

оборотом

Дорожка покрыта тающим снегом под

ногами.

(Дорожка покрыта снегом, тающим по

ногами)

Ошибки в предложениях с деепричастным

оборотом

Свалившись с размаху в озеро, стало

стыдно за свою неуклюжесть.

(Свалившись с размаху в озеро, я

ощутил свою неуклюжесть)

Книга учила меня думать, которую я

прочитал в детстве.

(Книга, которую я прочитал в детстве,

учила меня думать)

Смешение прямой и косвенной речи

Петя сказал, что я не согласен с твоим

мнением.

(Петя сказал, что он не согласен с

моим мнением)

Нарушение границ предложения

Была уже ночь. Когда я вернулся домой.

(Была уже ночь, когда я вернулся

домой)

Тренинг: работа в парах по типу заданий А5 ЕГЭ.

(Раздаточный материал для работы в парах. Карточка 4)

Задание №4: Укажите пример с грамматической ошибкой нарушением

синтаксической нормы). Ответ обоснуйте. Запишите пример грамматически

правильно.

№1

1) Многие из крестьянских изб, сохранившимся с прошлого столетия в

Архангельске, расписаны узорами из небывалой красоты растений.

2) Пользователи компьютеров должны периодически проводить профилактику

заражения системы различными вирусами.

3) В картине Ф. Васильева «Оттепель» есть движение, неуловимое ощущение

напряжённости мгновения.

4) Кто бы ни читал о жизни Якова Брюса, все поражались глубине и широте его

познаний в самых различных областях.

№2

1) Благодаря труду реставраторов мы можем любоваться фресками Ферапонтова

монастыря.

2) Многие из тех, кто бывал в парке Михайловского, поражались величине старинных

усадебных деревьев.

3) Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите

проезд.

4) Когда смотришь на памятник Лермонтову, складывается впечатление, что поэт

оглядывает любимый город и вспоминает счастливые минуты жизни.

№3

1) В журнале была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.

2) Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность и живописность.

3) В картине художника Богатова «Соседки» поражает роскошный интерьер комнаты.

4) Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на стоящие в

стороне возы с домашней утварью.

№4

1) Лексические повторы средство выразительности в стихотворении Лермонтова

«Бородино».

2) Рассказы могут создаваться не только в письменной, но и в устной форме.

3) Протест Катерины, отстаивающий свои человеческие права, имел общественное

звучание.

4) Интернет сохраняет огромные базы данных по разным вопросам науки и позволяет

ими пользоваться.

№5

1) Одним из самостоятельных видов искусства, существующим с конца XV века,

является графика.

2) Все, кто в других странах любит русскую культуру, знает имена великих поэтов и

писателей – Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого.

3) По приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых (ныне на

Суворовском бульваре).

4) О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в очерке

«Постскриптум».

Комментарий к заданию №4: №1 1; №2 – 3; №3 – 2; №4 3; №5 1. Ответы

комментируются учащимися.

5. Контроль знаний, полученных на уроке. Проверочная работа.

(Раздаточный материал для самостоятельной работы. Карточка 5)

Задание 1: выберите грамматически правильное продолжение следующих предложений.

А) Потеряв к концу 17 века значение оборонительного сооружения,

1) Земляной вал стал таможенной границей Москвы.

2) на Земляном валу возникли таможенные заставы.

3) Земляной вал сделали таможенной границей Москвы.

4) в воротах Земляного вала стали собирать таможенные пошлины.

Б) Начав записывать слова в 1829 году,

1) первый том словаря опубликован В.И. Далем только 30 лет спустя.

2) работа над словарём потребовала более 30 лет.

3) к 1860 году было собрано 200 000 слов.

4) Даль смог подвести итог своей работы только через 30 лет.

В) Превратившись из пограничной крепости в столицу княжества,

1) изменилась оценка стратегического положения Москвы.

2) население Москвы стало быстро расти.

3) Москва стала быстро развиваться.

4) возникла необходимость построить новые крепости вокруг Москвы.

Г) Пользуясь советами специалистов,

1) всё станет простым и понятным.

2) требуется внимательное отношение к этим рекомендациям.

3) у меня возникло собственное решение проблемы.

4) вы можете отремонтировать свою квартиру самостоятельно.

Ответ: А1, Б4,В3, Г-4

Задание 2: укажите номера предложений с грамматической ошибкой нарушением

синтаксических норм)

1. Образ Кутузова появляется в романе Л.Н. Толстого, который восхищается и

обдумывает его.

2. Образ поэтапророка, созданного А.С. Пушкиным, определил и его собственную

жизнь.

3. Блок хотел, чтобы все его творчество рассматривалось как единый роман в

стихах.

4. Благодаря этого влияния, Пьер Безухов считает себя учеником Баздеева.

5. Дополнительный материал я не только брал из учебной литературы, но и из

газет и журналов.

6. В картине Сурикова «Боярыня Морозова» отразился один из сюжетов истории

раскола.

7. По приезде в город мы первым делом отправились в гостиницу.

8. Поднимаясь по лестнице, мне показалось, что на площадке ктото есть.

9. Вам нужно немедленно оплатить за телефонные переговоры.

10. Музейквартира М.А. Булгакова приобрел личные вещи писателя.

Ответ: 1, 2, 4, 5

,

6, 8, 9.

6. Итоги урока.

Слово учителя: Владение нормами русского языка зависит от речевого развития

говорящего и пишущего. Ряд заданий ЕГЭ (А1 А5; А26) проверяет уровень владения

языковыми нормами. Обобщая и систематизируя изученный материал, мы сегодня

уделили внимание нормам грамматики, с которыми связано выполнение заданий А3, А4,

А5. Таким образом, материал по теме «Культура речи и языковые нормы» имеет не только

прикладное, но и практическое значение.

7. Рефлексия.

И подводя итог нашего с вами урока, я хотела бы задать вам ещё одно небольшое

задание творческого характера. Так мы говорили сегодня о культуре речи и языковых

нормах, то прошу вас составить текст в форме пятистишия по теме «Литературная

норма».

План схема пятистишия: 1.Существительное (Литературная норма)

2. Два прилагательных.

3. Три глагола.

4. Одно предложение.

5. Ассоциативный ряд.

8. Домашнее задание.

1. Повторить теоретический материал по теме «Культура речи и языковая

норма».

2. Индивидуально: (для тех, кто проявляет интерес к предмету) подготовить

сообщение по одному из разделов темы с иллюстрацией примеров (в устной

форме или мультимедиа).

3. Выполнить задания А3 – А5 (вар.16); подготовиться прокомментировать выбор

ответа.

ЕГЭ

Грамматические нормы — тестирование

1. В каком слове ударение падает на последний слог?

  1. Тортов;                       3) директоров;
  2. складов;                       4) навзничь.

2. В каком слове ударение падает на второй слог?

  1. Стрекозами;             3) донизу;
  2. позвонит;                    4) пломбировать.

3. В каком слове ударение падает па последний слог?

1 ) Дочиста;                    3) тотчас;

2) добела;                        4) набок.

4. В каком слове ударение падает на последний слог?

1 ) Инструмент;         3) принял;
2) феномен;                       4) понят.

5.Укажите ошибку в образовании формы слова.

I )  Консервов;                          3) семеро смелых;

2) в двух тысяч первом году;        4) лечащий  врач.

6. Укажите ошибку в образовании формы слова.

1) Более красивый;        3) менее семьдесят  пяти рублей;

2) день именин;        4) поезжайте завтра.

7. Укажите ошибку в образовании формы слова.

  1. С пятьюстами рублями;                     3) вымыв руки,
  2. пять апельсинов;                               4) опытные аптекаря.

8. Укажите ошибку в образовании формы слова.

  1. Более  моложе;                   3) без золотых погон;
  2. лягте;                                                 4) в двухстах шагах.

9. Укажите ошибку в образовании формы слова.

  1. К две тысячи пятому году;        3) пачка макарон;
  2. жгет костер;                  4) фильм интереснее, чем книга.

10. Укажите ошибку в образовании формы слова.

  1. Больше  пятьдесят рублей;         3) пять блюдец;
  2. их дети;                    4) лягте на диван.

11.Укажите ошибку в образовании формы слова.

  1. Прочитая рассказ;        3) в две тысячи пятом году;
  2. менее значительный;        4) поезжай домой.

12.Укажите  предложение  с  грамматической  ошибкой (неправильно построенное).

  1. Хор исполнял «Калинку».
  2. Все, кто работал на заводе, отдыхали в санатории.
  3. Ознакомьтесь со списком учеников, сдавшими  экзамен.
  4. Один из студентов был удостоен  Ломоносовской премии.

13. Укажите предложение без грамматической ошибки (правильно построенное).

  1. Лексические повторы — средство выразительности  в стихотворении Лермонтова «Бородине».
  2. Рассказы могут создаваться не только в письменной, но и в устной форме.
  3. Протест   Катерины,   отстаивающий   свои   человеческие   права, имел общественное звучание.
  4. Интернет сохраняет и позволяет пользоваться огромными базами данных по разным вопросам науки.

14. Укажите предложение без грамматической ошибки (правильно построенное).

  1. О поэме А. Блока «Двенадцати» споры не утихают до сих пор.
  2. Одним из выдающихся поэтов был А. Фет, воспевших красоту природы.
  3. На встречу с писателем пришли те, кто любит научную фантастику.
  4. Автор надеялся  опубликовать и  познакомить с  поэмой  читающую аудиторию.

15.  Укажите предложение без грамматической ошибки (правильно построенное).

  1. В  стихотворении  А.   Блока   «Осенней   воле»   просматриваются традиции литературы XIX века.
  2. Одним из признанных вождей натуральной школы стал В. Белинский, сыгравших важнейшую роль в теории реализма.
  3. Воспоминания знакомят и дают полное представление о том или ином писателе.
  4. Музыка  может выразить не только нежность и  радость,  но  и тревогу, печаль.

16. Укажите предложение без грамматической ошибки (правильно построенное).

  1. В стихотворении «Письме к матери» С. Есенин раскрывает тему любви к самому родному человеку.
  2. Н. Некрасов показывает крестьян  неспособными на протест.
  3. Все, кто были на спектакле, остались довольны.
  4. Средства языка помогают и выражают самые сложные чувства.

17. Укажите предложение без грамматической ошибки (правильно построенное).

  1. В комедии А. Чехова «Вишневом саде» темой является судьба России, ее будущее.
  2. На каторге  Ф. Достоевский столкнулся с личностями уголовного мира, ставящих себя выше нравственных законов общества.
  3. Старшеклассники этой школы участвовали и выиграли это соревнование.
  4. Те, кто катался в этот день на лыжах, обморозили не только лицо, но и руки.

  • Рассказы михалкова для детей 2 класса
  • Рассказы михаила пришвина о природе
  • Рассказы михаила пришвина для 2 класса
  • Рассказы михаила пришвина 3 класс
  • Рассказы михаила зощенко читать