Рассказы на экологическую тему для старшеклассников

Тема экологии в художественной литературе

16+

Предлагаем вам познакомиться с рекомендательным списком художественной литературы, поднимающей, так или иначе, вопросы экологии, вопросы бережного отношения к природе. Список, в основном, предназначен читателям старше 16 лет, хотя некоторые книги доступны и читателям более младшего возраста.
А детям предлагаем обратиться к произведениям В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина, Д. Мамина-Сибиряка, М. Пришвина, К.Паустовского, Дж.Даррелла, А. М. Орлова, И. М. Пивоваровой, в которых тоже затрагиваются вопросы взаимоотношения человека и природы.

Экологическая обстановка в мире и в нашей стране вызывает растущую тревогу, ожесточённую полемику на научных заседаниях, в кабинетах власти, на встречах с общественностью. Проблемы взаимодействия природы и общества в последние десятилетия волнуют не только учёных, но и писателей.  В  художественных произведениях отразились представления людей о принципах взаимодействия человека и природы, воссозданы картины изменяющейся окружающей среды под влиянием различных причин.
Человек — дитя природы, поэтому  вне природы  и без природы невозможно существование человечества. Человек должен всё время помнить, что он совершеннейшее творение природы и именно ему природа доверила своё будущее.

1.Адамсон Д. Рожденная свободной / Д. Адамсон ; пер. с англ. Л. Жданова ; авт. вступ. ст. В. Эрлихман ; ил.: Н. Строгановой, М. Алексеева ; дизайн обл. И. Лицук. — Москва : Бертельсманн Медиа Москау, 2015. — 159 с.: ил. – 12+
В знаменитой трилогии Джой Адамсон — «Рожденная свободной», «Живущая свободной» и «Свободные навсегда» — рассказывается о судьбе львицы Эльсы, еще маленьким львенком попавшей к супругам Адамсон, и ее потомства. Читатели узнают много интересного о природе Кении, об удивительных повадках животных Африканского континента.

2.Айтматов Ч. Т. Плаха: роман / Ч. Т. Айтматов ; оформ. серии А. Кудрявцева. — М. : АСТ ; [Б. м.] : Астрель ; Владимир : ВКТ, 2011. — 351 с. — (Детская классика). -12+
Роман затрагивает самые серьезные нравственные проблемы. Судьба героев неразрывно связана с историей волчьей семьи, и Плаха у каждого своя — наивный Авдий погибает от рук наркоторговцев, Бостон сам вершит кровавое правосудие, а синеглазая волчица Акбара, у которой люди отняли волчат, в отчаянии крадет ребенка…

3.Алексиевич С. А. Чернобыльская молитва // Цинковые мальчики ; / С. А. Алексиевич. — Москва : Эксмо-Пресс, 2001. — 447 с.-16+
Главной техногенной катастрофе XX века посвящена четвертая книга знаменитого художественно-документального цикла «Голоса Утопии» Светланы Алексиевич, лауреата Нобелевской премии по литературе 2015 года «за многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время». «Совпали две катастрофы: космическая — Чернобыль, и социальная — ушел под воду огромный социалистический материк. И это, второе крушение, затмило космическое, потому что оно нам ближе и понятнее. То, что случилось в Чернобыле, — впервые на земле, и мы — первые люди, пережившие это». «Чернобыльская молитва» публикуется в новой авторской редакции — книга увеличилась на треть из-за восстановленных фрагментов, исключенных из прежних изданий по цензурным соображениям.

4.Астафьев В. П. Царь-рыба: повествование в рассказах / В. П. Астафьев ; дизайн обл. В. Обласова. — Санкт-Петербург : Лениздат : Команда А, 2014. — 511 с. — (Лениздат-классика). – 6+
Нравственно-философское повествование об ответственности человека за все живое вокруг, о трудном и мучительном стремлении его к миру и гармонии в природе и в собственной душе.

5.Брин Д. Красный свет / /Научная фантастика. Ренессанс : антология / пер. с англ. В. Двининой [и др.] ; пер. биогр. ст В. Полищук ; оформ. А. Золотухина ; ил. на обл. М. Ставика. — СПб. : Азбука-классика, 2007. — С. 209-214- (Лучшее).  -16+
На обзорных экранах корабля с Земли отразился красный луч, содержащий сообщение: «Заглушите двигатели и готовитесь к встрече». Кто же это мог быть? Оказалось — это корабль сверхминиатюрных размеров с агентом Корпуса Неукоснительных Прагматиков на борту. Что же ему надо? Агент просит отказаться от использования звездных двигателей, поскольку это нарушает экологию.

6.Брэдбери Р. Д. И грянул гром // Канун всех святых: повесть; Рассказы / Р. Д. Брэдбери ; пер. с англ. ; авт. предисл. Н. Караев ; оформ. А. Саукова. — Москва : Издательство «Э», 2016. — 638 с. — (Шедевры мировой классики) (Библиотека классической литературы).-16+
«И грянул гром!..» Как наказание? Избавление? Знак? Для природы важен каждый мотылёк, каждая травинка. Поэтому каждое наше действие имеет последствие. В прошлом, в сегодняшнем дне… На будущее.

7.Буторин А. Р. Метро 2033: Север: фантастический роман / А. Р. Буторин ; авт. идеи Д. Глуховский ; оформ. обл. И. Яцкевича. — Москва : Астрель : Полиграфиздат, 2012. — 312 с. — (Вселенная Метро 2033).
«Север» — удивительная книга, непохожая ни на одну другую в серии «Вселенная Метро 2033». В ней вообще нет метро! Так же, как бункеров, бомбоубежищ, подземелий и сталкеров. Зато есть бескрайняя тундра, есть изломанные радиацией еловые леса и брошенные города-призраки, составленные из панельных коробок. И искрящийся под солнцем снежный наст, и северное сияние во все неизмеримо глубокое тамошнее небо. И, конечно, увлекательная, захватывающая с первых же страниц история!

8.Васильев Б. Л. Не стреляйте в белых лебедей: роман / Б. Л. Васильев ; худож. А. А. Ушин. — Л. : Лениздат, 1981. — 168 с. — (Школьная библиотека).-12+
Роман «Не стреляйте белых лебедей» занимает особое место в творчестве Бориса Васильева. За какое бы дело ни брался Егор Полушкин, все кончалось недоразумением. И жена, и соседи звали его не иначе как бедоносцем. Но непутевый этот мужик был наделен талантом истинного художника и собственным взглядом на жизнь, который сильно отличал его от односельчан, практичных и рассудительных. Но в конце концов Егор находит свое призвание, дело, которое у него получается лучше всего, — любить и заботиться о прекрасном. Став лесничим, он с особой нежностью бережет семейство белых лебедей. Но однажды в лес приходят браконьеры…

9.Веллер М.  Б. Вавилонская : роман / М. Веллер ; Оформ.С.В.Шумилина. — СПб. : АСТ, 2006. — 334 с. -18+
Пророческий роман 20 века о злоключениях Москвы в экологических катастрофах.

10.Вознесенская Ю.Н. Звезда Чернобыль : роман / Ю. Н. Вознесенская ; оформ. серии Е. Вишняковой. — Москва : Лепта Книга : Вече : Грифъ, 2015. — 255 с. -16+
Пронзительный роман знаменитой православной писательницы Юлии Вознесенской «Звезда Чернобыль» рассказывает о судьбе трех сестер, чьи жизни перечеркнула Чернобыльская катастрофа, и о любви, которая побеждает страх, смерть и дает надежду на будущее. Произведение издается в России впервые. Написанный в лучших традициях реалистической русской литературы, роман включает в себя и документальный материал, взятый автором из советских газет, сообщений по радио и телевизионных передач, поэтому ценен не только как художественное произведение, но и как историческое свидетельство. 

11.Воннегут К. Колыбель для кошки : роман / К. Воннегут ; пер. с англ. Р. Райт-Ковалевой ; дизайн Э. Кунтыш. — М. : АСТ ; [Б. м.] : Астрель, 2011. — 222 с. -18+
Фантастическая и одновременно пугающе правдоподобная история об опасном изобретении талантливого ученого, поставившем мир на грань катастрофы.

12.Воробьев Л. И.  Долгая жизнь : рассказы / Л. И. Воробьев. — Л. : Лениздат, 1971. — 230 с. : ил. -12+
    Воробьев Л. И. Земной закон: рассказы / Л. И. Воробьев ; худож. В. Комаров. — М. : Современник, 1976. — 239 с. : ил. -12+
    Воробьев Л. И. Недометанный стог : рассказы и повести / Л. И. Воробьев. — М. : Современник, 1985. — 477 с. : ил. -12+
    Рассказы новгородского писателя о простых людях и природе.

13.Гиберсон Б. Жизнь в тайге : рассказы / Б. Гиберсон ; пер. с англ. Л. Л. Яхнина ; худож. Г. К. Спирин. — М. : Рипол Классик, 2011. — 40 с. : цв.ил. — (Шедевры книжной иллюстрации). -8+
Книга рассказывает о жизни в бореальном лесу, или тайге. Этот лес занимает одну треть зеленого покрова нашей планеты. Сохранить этот лес — наша общая задача.

14.Глуховский Д. А. Метро 2033: фантастический роман / Д. А. Глуховский. — М. : АСТ, 2013. — 384 с. : портр. — (Future corp.)-16+
Двадцать лет спустя Третьей мировой войны последние выжившие люди прячутся на станциях и в туннелях московского метро, самого большого на Земле противоатомного бомбоубежища. Поверхность планеты заражена и непригодна для обитания, и станции метро становятся последним пристанищем для человека. Они превращаются в независимые города-государства, которые соперничают и воюют друг с другом. Они не готовы примириться даже перед лицом новой страшной опасности, которая угрожает всем людям окончательным истреблением. Артем, двадцатилетний парень со станции ВДНХ, должен пройти через все метро, чтобы спасти свой единственный дом – и все человечество. «Метро 2033» — культовый роман-антиутопия, один из главных российских бестселлеров нулевых. Переведен на 37 иностранных языков, заинтересовал Голливуд, превращен в атмосферные компьютерные блокбастеры, породил целую книжную вселенную и настоящую молодежную субкультуру во всем мире.

15.Дик Ф. Мечтают ли андроиды об электроовцах? : Фантастические романы / Филип Дик. — М. : Центрполиграф, 1992. — 445 с. : ил. — (Осирис ; вып.16). 16+
После ядерной войны Земля превратилась в выжженную, умирающую пустыню. Вымерли почти все животные. Большинство людей давно перебрались на другие колонизированные планеты солнечной системы. Те же, кто был вынужден остаться, влачат жалкое, унылое существование в городах, тоже приходящих в упадок. Один из таких людей — Рик Декарт — профессиональный охотник на андроидов. Рик получает задание выследить и уничтожить нескольких беглых андроидов, нелегально прибывших на Землю. Но в ходе охоты у него невольно возникают сомнения. Рик задаётся вопросом — а гуманно ли это, уничтожать андроидов?

16.Елинек Э. Дикость: О! Дикая природа! Берегись! : проза / Э. Елинек, И.С. Алексеева . — СПб. : Амфора, 2006. — 363 с. — (Читать[модно]). -16+
Вовсе не сама природа и ее совершенство стали темой этой книги, а те «деловые люди», которые уничтожают природу ради своей выгоды. Именно против них направила Елинек все богатство своего языка, полного язвительной, можно сказать, ядовитой сипы. Пожалуй, это атака на некую коалицию, существующую сейчас между так называемыми «защитниками лесов» и теми, кто в действительности этими лесами владеет. Это произведение отнюдь не милое художественное рукоделие, ничего не прибавляющее и не убавляющее. В нем одно переходит в другое и все связано со всем. Это механизм человеческой жизни.

17.Залыгин С. П. На Большую землю: роман, повесть, рассказы / С. П. Залыгин ; худож. А. Елисеев. — М. : Молодая гвардия, 1985. — 495 с. : портр. — (Библиотека юношества).
В книгу  писателя, лауреата Государственной премии СССР, вошли роман «Тропы Алтая», повесть «Наши лошади» и рассказы «На Большую Землю», «Пик половодья» и «Санный путь». Роман посвящен исследователям Горного Алтая — чудесного края на юге Западной Сибири, наделенного самыми разнообразными природными богатствами. Два поколения ученых составляют «Карту растительных ресурсов» Алтая летом 1960 года. И хотя действие романа ограничивается несколькими месяцами, перед нами возникают непростые судьбы и биографии героев на протяжении почти всей их жизни. Человек и природа, человек — покоритель природы — вот основная идея романа, насыщенного острыми конфликтами, научными и философскими спорами.

18.Калугин А. Сеющие ветер / А. Калугин – М.: Эксмо-Пресс, 1999.-23 с.-16+
Эколог Закладин послан в командировку на планету Штрак, знаменитую производством так называемого штракового масла. Вся экономика планеты держится на этом, но последнее время полям растений, из которых это масло вырабатывается, стала угрожать постоянная опасность в виде местной фауны – пластунов, им объявлена настоящая война, но приведет ли силовой метод к победе?..

19.Калугин А.  Форс-мажор /А. Калугин.-М: Эксмо, 2008. – 16+
Если глюки оказываются не совсем глюками, а кошмары обретают полное правдоподобие, стоит задуматься: может, это кому-то надо? Может, этот «кто-то» крайне заинтересован, чтобы Петр Максин стал послушным орудием чьей-то злой воли и выполнил «миссию», даже не подозревая об этом? А если вдруг заподозрит неладное, заартачится, то его и ликвидировать недолго. Вряд ли поводом к международному скандалу станет исчезновение обыкновенного эколога, присланного в отсталую Россию спасать и просвещать упертых русских, никак не желающих присоединяться к такому удобному единому мировому информационному пространству. Однако когда за дело спасения Родины и человека берется Государственная Безопасность, сценарии поджигателей и диверсантов можно выбрасывать на помойку, будь они хоть трижды гениальные пришельцы или четырежды продвинутые гости из будущего…

20.Каста С. Зеленый круг: роман / С. Каста ; пер. со швед. М. Конобеевой ; оформ. А. Колбиной. — Москва : КомпасГид, 2013. — 333 с. — (Поколение www.). -12+
Климат на планете сильно изменился. Ливни и наводнения сменяются страшной засухой, однако человечество по-прежнему не хочет задуматься о будущем. Чтобы противостоять всеобщему равнодушию, четверо подростков из школы искусств Фогельбу организуют тайное общество «Зеленый круг».

21.Лесной чародей : рассказы о природе Нечерноземья / сост., авт. вступ. ст., авт. примеч. В. Пелихов. — М. : Современник, 1988. — 431 с. — (Сельская библиотека Нечерноземья). -12+

22.Леонов Л. М. Русский лес: роман / Л. М. Леонов ; авт. вступ. ст. В. Ковалев. — М. : Художественная литература, 1988. — 704 с. — (Библиотека советского романа). -16+
«Русский лес» положил начало новому экологическому самосознанию, которое во многом определило всенародное движение за возрождение поруганной земли, Родины, за выживание человечества.

23.Логинов М. В. Ключ от города Антоновска: повесть / М. В. Логинов ; ил. А. Шевченко ; оформ. серии А. Рыбакова. — Москва : Детская литература, 2015. — 234 с. — (Лауреаты 3 Международного конкурса имени Сергея Михалкова). – 12+
Над городом нависла экологическая угроза, которой взрослые не в силах противостоять. И тогда на защиту родного Антоновска встают дети.

24.Лондон Д. Зов предков: повесть, рассказы / Д. Лондон ; пер. с англ. М. Богословской [и др.] ; оформ. серии О. Горбовской. — М. : Эксмо, 2012. — 190 с. : ил. — (Классика в школе). -12+
В своих рассказах Джек Лондон делает сопоставление человека и природы. Писатель показывает, что ждет нас, если мы не прекратим беспощадную травлю всего живого. Скрытым подтекстом Лондон призывает человека остановиться уничтожать природу. Он не произносит громких слов, не пишет красивых фраз, а рассказывает о том, что есть сейчас, и о том, что может быть через несколько лет. Во времена Лондона слово «экология» было еще неизвестно, но автор уже тогда так описал последствия деятельности человека, будто бы он мог предвидеть на несколько десятилетий вперед.

25.Маринина А. Б. Казнь без злого умысла: роман / А. Б. Маринина ; ил. на обл. И. Хивренко ; разраб. серии А. Саукова. — Москва : Эксмо, 2015. — 478 с. — (А. Маринина. Больше чем детектив).-16+
Анастасия Каменская и ее бывший коллега Юрий Коротков приехали в далекий сибирский город Вербицк. Настин брат собирается построить здесь дорогой пансионат, и попросил их найти подходящее место.
Однако, властям Вербицка не до московских инвесторов. В самый разгар предвыборной гонки по городу прокатилась волна таинственных убийств экологов. Люди во всем винят чиновников. Уж больно рьяно мэр и его друзья отстаивают звероферму, притаившуюся в глухом таежном лесу…

26.Митчелл, Дэвид. Облачный атлас: роман / Д. Митчелл ; пер. с англ. Г. Яропольского ; сост. серии: А. Гузмана, А. Жикаренцева ; оформ. серии С. Шикина. — М. : Эксмо ; СПб. : Домино, 2012. — 702 с. — (Интеллектуальный бестселлер). -18+
И фильм, снятый совместно Томом Тыквером и тандемом Вачовски, и книга Дэвида Митчелла пытаются обратить внимание масс на неразумное поведение человека. Хоть и косвенно, в этом произведении также освещаются определенные проблемы экологии. Аргументы автор приводит таким образом, что читатель (а затем и зритель) попросту порой не может понять, прошлое перед ним или будущее.

27.Нойхаус  Н. Кто посеял ветер /Н. Нойхаус – М.: Эксмо, 2014.- 432 с.-16+
Конфликт, возникший в общине городка Таунуса, вначале не казался сотрудникам криминальной полиции опасным. Фирма «ВиндПро» собралась строить комплекс ветрогенераторов на лугу рядом с лесом, а местная организация защитников экологии во главе с владельцем земли была резко против. Последний даже отказался от огромной компенсации за луг. Но когда вначале произошел взлом офиса фирмы и погиб ее ночной сторож, а затем убили лидера «экологистов», отдел полиции К-2 отнесся к делу со всей серьезностью. Старший комиссар Пия Кирххоф сразу же избрала версию противостояния фирмы и погибшего эколога основной. Но вскоре ей пришлось убедиться в том, что дело это гораздо сложнее и запутаннее, чем предполагалось вначале, и что мотивы преступлений выходят далеко за рамки бизнеса, политики и экологии.

28.Паттерсон Д. Последнее предупреждение / Д. Паттерсон – М.: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2013. -18+
Максимум Райд и пятеро ее друзей, которые в результате безумных экспериментов ученых обрели способность летать, помогают группе экологов, исследующих глобальное потепление. Но даже в Антарктиде, царстве вечного холода, члены стаи Макс не будут в безопасности. Ведь тот, кто контролирует их силу, сможет контролировать весь мир…

 29.Рай земной : зарубежная проза на экологические темы: сборник / Р. Абернати [и др.] ; пер. с ин. яз. ; сост. Р. Л. Рыбкин ; авт. предисл. В. Андреев. — Москва : Радуга, 1990. — 671 с. -16+
В сборник вошли произведения более 20 писателей, объединенные общей темой — тревогой за судьбу природы и человечества перед лицом серьезных экологических проблем.

30.Распутин В. Г. Прощание с Матерой: повесть / В. Г. Распутин ; оформ. серии О. Горбовской. — Москва : Эксмо, 2015. — 255 с. — (Классика в школе).-16+
Имя Валентина Распутина широко известно и в России, и за ее пределами — его книги переведены на многие языки мира.
В его творчестве нашла отражение острейшая проблема конца XX века: разрушение природы и нравственности под воздействием цивилизации.

31.Риэль Й. Мальчик, который хотел стать человеком: художественная лит-ра / Й. Риэль ; пер. с дат. Л. Горлиной ; ил. П. Перевезенцева. — Москва : Самокат, 2011. — 197 с. : ил. — (Точка отсчета)-12+
Книга не об экологической катастрофе, но, скорее, о том, как ее избежать. То есть как относиться к природе бережно, как научиться с ней взаимодействовать, как не истреблять животных, которые тебе не сделали ничего плохого. И самое главное — как не брать у природы лишнего!

32.Рубанов А. В. Хлорофилия: роман / А. Рубанов ; компьютер. дизайн А. Фереза. — Москва : Астрель : АСТ, 2010. — 314 с. -16+
Россия, XXII век. Все население переехало в столицу, а Сибирь сдана в аренду китайцам. «Никто никому ничего не должен» — девиз, под которым живет Россия-Москва на китайские деньги. А однажды за двое суток Москва поросла травой с телебашню! Савелий Герц, специальный корреспондент журнала «Самый-самый», узнает — по тайным каналам: китайцы уходят из Сибири! Катастрофа! Что ждет страну в будущем? Одно пока не вызывает ни у кого сомнения: трава безобидна для человека… Но так ли это? 

33.Саймак К. Город: фантастические романы / К. Саймак. — Баку : Олимп, 1993. — 414 с. — (Галактика фантастов)-18+
Куда приведет человека развитие цивилизации и безумная жажда власти над природой и себе подобными? Какими будут последствия применения новейших технологий и создания все более разрушительных видов оружия? А что, если когда-либо в будущем обитателям Земли придется все начинать заново? Кто будет в ответе за судьбы мира? «Город» — культовый роман мастера «гуманитарной» НФ Клиффорда Саймака, завоевавший Международную фантастическую премию!

34.Сент-Экзюпери А. де. Маленький принц / А. Сент-Экзюпери ; пер. с фр. Н. А. Галь ; рис. автора. — Москва : Эксмо, 2014. — 103 с. : цв.ил. — (Самые любимые книжки). -6+
Эта печальная, мудрая, человечная сказка предназначена, скорее, взрослым, чем детям. В ней рассказано о самом важном: о дружбе и любви, о долге и верности, об ответственности человека за все живое…Читая эту чудесную историю, и улыбнешься, и взгрустнешь, и непременно задумаешься, над тем, что не всегда можно понять разумом… Как говорил Маленький принц — «увидишь сердцем».

35.Сенчин Р. В.  Зона затопления : роман / Р. В. Сенчин ; худож. С. Филиппова; дизайн перепл. И. Сальниковой. — Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2015. — 383 с. — (Проза Романа Сенчина). -16+
В новом романе Сенчина «Зона затопления» жителей старинных сибирских деревень в спешном порядке переселяют в город – на этом месте будет Богучанская ГЭС. Автор не боится параллели с «Прощанием с Матерой», посвящение Валентину Распутину открывает роман. Люди «зоны» – среди них и потомственные крестьяне, и высланные в сталинские времена, обретшие здесь малую родину, – не верят, протестуют, смиряются, бунтуют. Два мира: уходящая под воду Атлантида народной жизни и бездушная машина новой бюрократии…

36.Сесброн Ж. Елисейские поля: рассказы / Ж. Сесброн ; пер. с фр.; сост. В. Каспаров ; авт. предисл. Г. Косиков. — Москва : Известия, 1987. — 220 с. : ил. — (Библиотека журнала «Иностранная литература»). -16+
Рассказы на экологическую тему.

37.Стругацкий А. Н. Пикник на обочине: фантастический роман / А. Н. Стругацкий, Б. Н. Стругацкий ; дизайн: Г. В. Смирновой, В. Н. Ненова. — Москва : Астрель, 2013. — 190 с. — (Сталкер).-16+
После внеземного вторжения Земля оказалась поделена на зоны. Вдоль радианта Пильмана расположились территории, опасные для жизни людей. Но чем больше ученые исследовали загадочные участки, тем больше вопросов оставалось без ответов.
Книга о бесконечной проблеме нравственного выбора, фантастических приключениях и непростых судьбах. Произведение экранизировано в 1979 году и стало основой для популярной компьютерной игры «S.T.A.L.K.E.R.».

38.Толстая Т. Н. Кысь: роман / Т. Н. Толстая ; дизайн О. Пащенко. — испр. и доп. — Москва : Эксмо, 2011. — 414 с. – 18+
Наступил XXI век. Проблема экологии приобрела уже совсем иные очертания, чем это мыслилось полвека или век назад. В 2000 году Татьяна Толстая пишет роман-антиутопию «Кысь», где все темы, разрабатываемые в русской «природной» литературе ранее, как бы приведены к общему знаменателю.
Человечество уже не раз ошибалось, оказываясь на самой грани катастрофы. Ряд стран имеет ядерное оружие, наличие которого ежеминутно грозит обернуться трагедией, если человечество не осознает себя. В романе «Кысь» Толстая описывает жизнь после ядерного взрыва, показывая трагедию экологического плана и потерю нравственных ориентиров, которые стоят для автора совсем рядом, как это должно быть для каждого человека.

39.Уиндем Д. День триффидов / Д. Уиндем. – М.: Издательство:  АСТ, Neoclassic, 2016 г. – 290 с. -16+
«Если день начинается воскресной тишиной, а вы точно знаете, что сегодня среда, значит, что-то неладно». Однажды, вечерней порой, жители Лондона с интересом наблюдали необычное явление – зеленый звездный дождь, озаривший все небо. Наутро свидетели загадочного явления проснулись слепыми, а вскоре стало ясно, что зрения лишилось почти все население Земли. В мире грядут большие перемены. Те немногие, кто сумел сохранить зрение, получают почти безграничную власть и доступ к накопленным человечеством ресурсам. Но беда, как известно, не приходит одна – и в действие вступает третья сила: триффиды, разумные хищные растения, способные передвигаться и охотиться на людей. Сложная система безопасности, созданная для сдерживания очень ценных, но чрезвычайно опасных растений, дает сбой, и триффиды вырываются на свободу…

40.Фомбель Т. Тоби Лолнесс: роман в 2 кн. / Т. Фомбель. — Москва : КомпасГид, 2013 — 2015.
Кн. 1: На волосок от гибели / Т. де Фомбель ; пер. с фр. Е. Л. Кожевниковой ; ил. Ф. Пласа. — 3-е изд., стереотип. — 2015. — 312 с.: ил.
Кн. 2: Глаза Элизы / Т. де Фомбель ; пер. с фр. Е. Л. Кожевниковой ; ил. Ф. Пласа. — 2-е изд., стереотип. — 2014. — 331 с.: ил.
Первая из двух книг — «На волосок от гибели» — знакомит с главным героем и сказочным миром, в котором разворачиваются события романа. Крошечный мальчик Тоби и его семья живут на огромном Дереве. Отец Тоби, учёный, создал механизм, способный превращать древесный сок в энергию. Он отказывается раскрыть секрет своего великого изобретения, потому что уверен: оно может погубить Дерево и его народ. Семью Лолнесс отправляют в тюрьму. Сбежать удаётся одному Тоби, но с этого момента жизнь мальчика висит на волоске.
Во второй книге романа о крошечном древесном мире — «Глаза Элизы» — читатель узнает, что Дереву, на котором живут Тоби Лолнесс и его семья, по-прежнему грозит смертельная опасность. На Вершине царит злодей Лео Блю. Элиза в плену у врага, на людей Травяного племени объявлена охота. Скрываясь ото всех, Тоби борется со злом, и он не одинок. Этой зимой решится судьба Дерева. Сможет ли Тоби спасти хрупкий мир и своих родных? Удастся ли ему отыскать Элизу?..

41.Хаксли О. Обезъяна и сущность// Контрапункт. О дивный новый мир. Обезьяна  и  сущность.  Рассказы: Пер.  с  англ.  /  О.  Хаксли.  —  М.:  НФ  «Пушкинская   библиотека»,   ООО «Издательство ACT», 2002. — 986, [6] с. — (Золотой фонд мировой классики).
«Обезьяна и сущность» (1948) — одно из самых известных произведений Олдоса Хаксли наряду с романом «О дивный новый мир». Фантастическая антиутопия, своеобразное предупреждение писателя о грядущей ядерной катастрофе, которая сотрет почти все с лица земли, а на обломках былой цивилизации выжившие будут пытаться построить новое общество. Но ничего хорошего это новое общество не принесет: тотальный контроль Церкви над всей жизнью людей, запрет на любовь, на страсть и, как следствие, совершенно извращенные отношения между людьми. А поклоняться это новое общество будет не Богу, а Дьяволу по имени Велиал. Повесть «Обезьяна и сущность» как никогда актуальна. И кто знает, не сбудутся ли на самом деле пророчества Хаксли через 100 лет?

42.Хэрриот Д. О всех созданиях — больших и малых: рассказы / Д. Хэрриот ; пер. с англ.: И. Г. Гуровой, С. В. Струкова. — Переизд. — Москва : Захаров, 2015. — 493 с.: ил.-16+
Записки ветеринарного врача, практикующего в английской провинции. 30-60 годы прошлого века. С любовью и юмором автор, ветеринарный врач по специальности, рассказывает о домашних животных и их взаимоотношениях с человеком. В своей книге он делится с читателями воспоминаниями об эпизодах, встречающихся в практике ветеринарного врача. Несмотря на, казалось бы, довольно прозаические сюжеты, отношение врача к четвероногим пациентам и их владельцам – то теплое и лиричное, то саркастическое – передано очень тонко, с большой человечностью и юмором. Любовь к своей профессии, сопричастность к страданиям больных животных, радость или грусть по поводу их состояния передаются настолько живо, что читатель чувствует себя как бы непосредственным участником происходящих событий.

43.Чехов А. П. Дядя Ваня // Вишневый сад : пьесы / А. П. Чехов ; оформ. Е. Савченко. — СПб. : Азбука ; [Б. м.] : Азбука-Аттикус, 2013. — 317 с. — (Мировая классика).
Одним из главных защитников природы среди писателей XIX века был Антон Павлович Чехов. В пьесе «Дядя Ваня», написанной в 1896 году, тема экологии звучит вполне отчетливо. В уста главного героя доктора Астрова Чехов вложил своё отношение к природе: «Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо».

44.Этвуд М. Год потопа: роман / М. Этвуд ; пер. с англ. Т. Боровиковой ; оформ. А. Старикова. — Москва : Издательство «Э», 2016. — 507 с. — (Интеллектуальный бестселлер. Читает весь мир). -18+
«Год потопа» — это амбициозная панорама мира, стоявшего на грани рукотворной катастрофы — и шагнувшего за эту грань; мира, где правит бал всемогущая генная инженерия, и лишь вертоградари в своем саду пытаются сохранить многообразие живой природы; мира, в котором девушке-меховушке прямая дорога в ночной клуб «Чешуйки» — излюбленное злачное заведение как крутых ребят из Отстойника, так и воротил из охраняемых поселков Корпораций.

09 февраля 2017 г.

“Царь-рыба” повесть Виктора Астафьева

Виктор Астафьев показывает нам в повести единение и одновременно противостояние человека и природы. Автор указывает, что любое действие человека приводит к какому-либо результату. И только сам человек решает, будет он потребителем или будет помогать природе по мере своих сил. Астафьев через сцену противостояния Игнатьича и Царь-рыбы, которая олицетворяет природу в общем, говорит, что мы сами уничтожаем природу, а потом и уничтожим сами себя. Он не повествует об умеренном пользовании природными ресурсами, которые способны поддержать жизнь в человеке, но крайне негативно отзывается от бездушной эксплуатации природы ради денег и наживы.

Рис. 1. "Царь-рыба". Художник Олег Михайлов

Рис. 1. «Царь-рыба». Художник Олег Михайлов

Игнатьич является браконьером. После того, как он встречает царь-рыбу, он несмотря на поверие, хочет ее убить, и достать два ведра икры. Но природа возьмет свое, чудом спасается Игнатьич. Его спасение произошло только после покаяния в своих грехах.

“Отцы и дети” роман Ивана Сергеевича Тургенева

Знаменитая фраза “природа не храм, а мастерская”, принадлежащая Евгению Базарову, говорит о его эгоизме. Базаров думает только о себе, для него природа — лишь инструмент, который должен приносить пользу. В романе есть эпизод, где Евгений бездушно ломает ветки деревьев лишь из-за того, что у него плохое настроение.

Важно! Он был химиком, но его пренебрежительное отношение к природе сыграло с ним злую шутку — он умер от болезни, от которой так и не придумал вакцины. Природа не смогла стать его мастерской.

Рис. 2. Евгений Базаров. Художник Д. Боровский

Рис. 2. Евгений Базаров. Художник Д. Боровский

“Хозяин леса” рассказ Михаила Михайловича Пришвина

Небольшой рассказ о том, что даже самый маленький мальчик может сделать непоправимые вещи. “Хозяин леса” — так называет себя мальчик, который пришел вместе с подругой Зиной поджигать смолу на деревьях. Одно из подожженных деревьев замечает рассказчик, он успевает его потушить. Мальчик только тогда понимает, что они могли уничтожить весь лес. К нему приходит осознание, что он — не хозяин леса, и не может обычный человек распоряжаться тем, что создала природа.

“Прощание с матерой” повесть Валентина Распутина

Повесть просто пропитана любовью к природе. Персонажи боготворят родную землю, считают ее своей кормилицей и помощницей. Они хотят сберечь природу для потомков, однако молодому поколению этого не надо, оно считает, что человек — хозяин природы. Молодые люди восхищаются постройкой ГЭС, но дети не задумываются, что ГЭС уничтожает уникальные природные объекты, леса, поля. Новое поколение хочет поскорее уехать в город. Даже когда героиня Дарья просит своего сына скосить сено, он не знает, как это делать, зато он обучен работать на ГЭС.

Важно! Повесть заканчивается таинственным воем хозяина острова. Последние жители слышат его и понимают, что именно на острове они жили в ладах с природой и правильными ценностями.

Рис. 3. Прощание с Матерой. Иллюстрация С. Элоян

Рис. 3. Прощание с Матерой. Иллюстрация С. Элоян

“Плаха” роман Чингиза Айтматова

Роман об антропогенном уничтожении природных богатств. В заповедник, где живут волки, прилетают браконьеры на вертолетах, чтобы выполнить план по мясосдаче. Охотники убивают не только волков, но и волчат и сайгаков. Людей не останавливает ничего — они издеваются над животными, им нравится эта власть над животными. По сюжету одинокая волчица, чьи дети погибли в пожаре, также устроенным охотниками, приходит к людям, чтобы дать любовь человеческому ребенку. Отец не понимает животного и стреляет в волчицу, однако попадает в своего маленького сына. Автор показывает, что жизнь — бумеранг, и природа все равно возьмет свое. Человек не принимает заботу животного. А волк оказывается гораздо человечнее людей.

“Война и мир” роман-эпопея Льва Николаевича Толстого

Толстой часто обращается к природе в романе. Автор считает, что именно она способна оживить человека, дать ему силы идти дальше. Ясное небо под Аустерлицем видит Андрей Болконский, голубое небо дает ему силы выжить, понять свое предназначение. А после сцены со старым дубом Андрей Болконский говорит, что жизнь только начинается, и он может, как этот дуб, простоять долгие годы, если будет жить по совести и в любви к природе.

Рис. 4. "Война и мир". Иллюстрация А.В.Николаева

Рис. 4. «Война и мир». Иллюстрация А.В.Николаева

“Не стреляйте в белых лебедей” повесть Бориса Васильева

Уже в названии повести автор призывает нас обдумать свои поступки. Борис Васильев показывает разных персонажей — и тех, кто живет в гармонии с природой, и тех, кто бездушно истребляет ее. Автор рассказывает о непростительных поступках туристов: сжигание муравейников, убийство лебедей. Вот их благодарность природе — полное уничтожение всего вокруг. Против таких толп бездушных людей — маленькие люди с огромными душами, это герои повести Егор Полушкин и его сын Николай. Они всячески пытаются сохранить природу, садят деревья, помогают животным, тем самым помогают себе. Все перечисленные произведения остро ставят вопрос о сохранении природы. Литературные аргументы можно перенести и в нашу современную жизнь. Есть люди, которые убивают животных ради красивых вещей или просто ради денег, выкидывают мусор прямо на улице, рубят деревья, поджигают леса — все это актуально и по сей день. Отрадно лишь то, что такие, как Егор Полушкин и жители Матеры, до сих пор есть, и их число увеличивается. Может быть, когда-нибудь не только авторы произведений будут кричать об экологических преступлениях, но и каждый ребенок будет знать, как он может помочь нашей земле. Еще больше примеров для этой темы смотрите в видео.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА.

В некотором Царстве, в некотором Государстве, а точнее в Сказочном пространстве — страшный переполох!

Сказочные герои места себе не находят, и все идут к царю с жалобой.

Первая к Царю, Баба-Яга пришла.

— Что ж это такое Царь-Батюшка   твориться!? – говорит  Баба Яга.

 Ступа моя  взлетать  не хочет, боится в такой атмосфере заблудиться.  От выбросов, заводов и фабрик  такой смрад стоит, что даже дорогу к Кощею не видно!  А уж мимо  химических да атомных заводов, совсем пролетать невозможно! Тошнота да рвота открывается.

-А еще  посмотри на кого, я похожа стала!- Сняла Баба-Яга платок, а у нее  вместо волос «ежик» как у призывника. Все волосы видимо  из- за облучения повылазили.

— Боюсь Царь-батюшка, что еще триста лет не проживу.

-А что народ говорит? – спрашивает Царь.

-А что народ,  спит народ,- видимо его Экологическое  Чудо-Юдо заколдовало.

Не успела Яга царю своё негодование высказать, как Нептун пришел, и Рыбку Золотую в баночке принес.

-Что делать Воевода- не знаю?  Царство мое подводное в болото превращается.  Рыба исчезает, водоросли илом затянуло. « Рыбка золотая» и та всю магическую силу потеряла.  Совсем перестала желания выполнять.  «Русалочка»- наша ненаглядная,  мутацию проходит у нее, вместо хвоста, ноги начали расти.

И все это из-за тех же заводов и фабрик, которые в молочные реки и кисельные берега отходы свои сливают.

-А что народ говорит? – спрашивает Царь.

-А что народ, спит народ, видимо хорошо его Экологическое Чудо-Юдо заколдовало.

К обедне на крыльце дворца уже и Леший с   Кикиморой появились.

Кричат, перебивают друг друга. Горем своим делятся.

-Что твориться, что твориться!!

-Раньше люди в лес за ягодами, грибами, да за травой лечебной  приходили, а теперь?

-Придут, костер зажгут, не потушат. Хлама после себя оставят, не уберут.  Деревья порубят, веток наломают, цветы с корнем повырывают, а потом бросят.  Нас  уже не бояться!  Совсем страх потеряли!

—И что, это наш народ? – спрашивает Царь.

-Как видишь.

-Видимо хорошо  его  экологическое Чудо-Юдо заколдовало.

Тут Баба Яга снова в разговор встревает:

-А  у деда с бабкой, слыхали, какая беда  приключилась?   Появились у них на огороде, неизвестно,  откуда нитраты, да нитриты, пестициды и диоксиды.

 Сорняки то вроде  все исчезли, а на грядках теперь не только репка огромная вырастает, но и огурцы, и томаты небывалых размеров, что даже в бочку для соления не помещаются.  А мышонок  который всегда деду с бабкой  урожай помогал собирать, этими пестицидами, отравился и  ушел в подполье.  Теперь живет  в чулане и на улицу  больше не показывается.

—А что народ?

-А что народ, спит народ,  Видимо  хорошо его Экологическое Чудо-Юдо заколдовало.

-Вижу  страшное это —   Экологическое Чудо-Юдо!   -говорит Царь.

 Как бы красота  наша сказочная  совсем не погибла от него!

  Пора народ будить, да заклятье с них снимать,   землю матушку спасать!

Начал Царь бить во все колокола, да так сильно, что слышно стало во всех царствах да во всех государствах.

От такого звона проснулся весь народ, скинул с себя колдовство Чудища техногенного.

Потому что, ни кто не захотел,  чтобы их дети  и внуки были похожи на  это- Чудище проклятое с  несколькими тупыми  головами,  да с длинными хвостами.  И понял народ, как он долго спал, и ничего вокруг себя не видел, что творил.

И так захотелось людям, чтоб не только в сказках был порядок, но и на земле матушке.

И объявили они2017 год годом- Экологии.

Экология в художественной литературе

«Говорить сегодня об экологии — это,

значит, говорить не об изменении

жизни, а о её спасении».

В. Распутин

Согласно Указу Президента Российской Федерации № 7 от 5 января 2016 года «О проведении в Российской Федерации года экологии» 2017 год в России объявлен Годом экологии. Подобную задачу было решено воплотить в жизнь в связи с мировой тенденцией обращения общественного внимания на проблемы экологического характера каждой страны в отдельности и всего мира в целом.

Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, в интернете. Но кто же сказал первым, кто обратился в этой теме ещѐ в XIX веке, кто заметил начало этой губительной тенденции уже тогда, когда круг экологических проблем ограничивался необоснованной вырубкой помещичьей рощи? Как это часто случается, первыми здесь были «голоса народа» — писатели.

Проблему взаимоотношения человека с окружающей средой поднимают и современные российские и зарубежные писатели.

Предлагаем вашему вниманию список произведений, авторы которых не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.

Арсеньев, В. К. Дерсу Узала: романы / В. Арсеньев. - М.: Вече, 2013.-493 с.-(Сибириада).Арсеньев, В. К. Дерсу Узала: романы / В. Арсеньев. — М.: Вече, 2013.-493 с.-(Сибириада).

Арсеньев, В.К. Дерсу Узала: романы / В. Арсеньев. – М.: Вече, 2013.—493 с.—(Сибириада).

Книги В.К. Арсеньева — выдающегося путешественника, исследователя Дальнего Востока и писателя давно вошли в золотой фонд советской географической и приключенческой литературы. Автор книги — человек особенный. Это русский путешественник и исследователь начала двадцатого века, который сам был участником и руководителем многих экспедиций по Дальнему Востоку. В этих произведениях он рассказывает о том, какие тайны и несметные богатства хранит в себе суровая тайга, о том, как трудно выжить неподготовленному человеку, оказавшемуся одному в тайге.

Дерсу Узала — это имя главного героя, старого охотника-следопыта, который помогал Арсеньеву в его путешествиях, помогая прокладывать маршруты в непроходимых местах, в критических ситуациях не раз спасая ему жизнь. Акира Куросава снял по этим произведениям свой знаменитый фильм «Дерсу Узала».

 Астафьев, В. Царь-рыба: повести, рассказы / В. Астафьев.-М. : ЭКСМО, 2009.-800 с.Астафьев, В. Царь-рыба: повести, рассказы / В. Астафьев.-М. : ЭКСМО, 2009.-800 с.

Астафьев, В. Царь-рыба: повести, рассказы / В. Астафьев.— М.: ЭКСМО, 2009.—800 с.

Самобытный талант русского прозаика Виктора Астафьева мощно и величественно звучит в одном из самых значительных его произведений — повествовании в рассказах «Царь-рыба». Эта книга, принесла автору всенародное признание и мировую известность.

Астафьев в «Царь-рыбе» с помощью простых образов пове-ствует не только о разрушении природы, но и о том, что человек, «духовно браконьерствуя» по отношению ко всему, что его окружает, начинает разрушаться и личностно. Схватка с «природой» заставляет главного героя новеллы, Игнатьича, задуматься о своей жизни, о совершенных им грехах: «Игнатьич отпустился подбородком от борта лодки, глянул на рыбину, на ее широкий бесчувственный лоб, бронею защищающий хрящевину башки, желтые исиние жилки-былки меж хрящом путаются, и озаренно, в подробностях обрисовалось ему то, от чего он оборонялся всю почти жизнь и о чем вспомнил тут же, как только попался на самолов, но отжимал от себя наваждение, оборонялся нарочитой забывчивостью, однако дальше сопротивляться окончательному приговору не было сил».

 Толстая, Т. Кысь / Т. Толстая. – Москва : Эксмо, 2003.—320 с.Толстая, Т. Кысь / Т. Толстая. – Москва : Эксмо, 2003.—320 с.

Толстая, Т. Кысь / Т. Толстая. – Москва: Эксмо, 2003.—320 с.

Татьяна Толстая — прозаик, публицист, телеведущая («Школа злословия»), лауреат Премии им. Белкина («Легкие миры»). Автор сборников рассказов «На золотом крыльце сидели…», «День», «Ночь», «Изюм», «Легкие миры», «Невидимая дева» и др.

Роман «Кысь» был удостоен премии «Триумф» и вошел в шорт-лист премии «Русский Букер».

Наступил XXI век. Проблема экологии приобрела уже совсем иные очертания, чем это мыслилось полвека или век назад. В 2000 году Татьяна Толстая пишет роман-антиутопию «Кысь», где все темы, разрабатываемые в русской «природной» литературе ранее, как бы приведены к общему знаменателю.

Человечество уже не раз ошибалось, оказываясь на самой грани катастрофы. Ряд стран имеет ядерное оружие, наличие которого ежеминутно грозит обернуться трагедией, если человечество не осознает себя. В романе «Кысь» Толстая описывает жизнь после ядерного взрыва, показывая трагедию экологического плана и потерю нравственных ориентиров, которые стоят для автора совсем рядом, как это должно быть для каждого человека.

 Распутин, В. Прощание с Матерой: повести, рассказ / Валентин Распутин .—М.: ЭКСПО, 2013.—639 с.Распутин, В. Прощание с Матерой: повести, рассказ / Валентин Распутин .—М.: ЭКСПО, 2013.—639 с.

Распутин, В. Прощание с Матерой: повести, рассказ / Валентин Распутин .— М.: ЭКСПО, 2013.—639 с.

Имя Валентина Распутина широко известно и в России, и за ее пределами — его книги переведены на многие языки мира. В его творчестве нашла отражение острейшая проблема конца XX века: разрушение природы и нравственности под воздействием цивилизации. Писатель задается вопросами о смысле жизни, о соотношении нравственности и прогресса, о смерти и бессмертии. И о том, что делает человека человеком: о мужестве и достоинстве, о терпении и вере.

В повести «Прощание с Матёрой» речь идет о жизни и умирании маленькой деревеньки Матёра, что на реке Ангара. На реке строят Братскую ГЭС, и все «ненужные» деревни и острова необходимо затопить. Жители Матёры не могут смириться с этим. Для них затопление деревни – их личный Апокалипсис. Валентин Распутин родом из Иркутска, и Ангара для него – родная река, и от этого только громче и решительнее он рассказывает о ней, и о том, как органично всё в природе устроено изначально, и как легко эту гармонию разрушить. Как пожарный набат звучит голос Распутина: мы все вместе ответственны за порядок в своём доме, нам его сообща и наводить.

В повести «Прощание с Матерой» с наибольшей полнотой воплотилась русская идея соборности, слияния человека с миром, Вселенной, родом.

Пронзительная искренность, трагизм и исповедальность прозы В. Распутина потрясают не одно поколение читателей.

  Васильев, Б. Не стреляйте в белых лебедей / Б. Васильев .-М. : Вече, 2012. - 318 с. - (Любимая проза)Васильев, Б. Не стреляйте в белых лебедей / Б. Васильев .-М. : Вече, 2012. — 318 с. — (Любимая проза)

Васильев, Б. Не стреляйте в белых лебедей / Б. Васильев .— М.: Вече, 2012. — 318 с. – (Любимая проза)

Роман «Не стреляйте белых лебедей» занимает особое место в творчестве Бориса Васильева, писателя-фронтовика, знаменитого своей пронзительной и честной прозой о войне. Это произведение, которое некоторые критики упрекали в излишнем сентиментализме, неизменно вызывает у читателя острую жалость и сострадание к судьбе главного героя и настойчиво напоминает о том, что добро уязвимо. За какое бы дело ни брался Егор Полушкин, все кончалось недоразумением. И жена, и соседи звали его не иначе как бедоносцем. Но непутевый этот мужик был наделен талантом истинного художника и собственным взглядом на жизнь, который сильно отличал его от односельчан, практичных и рассудительных. В конце концов Егор находит свое призвание, дело, которое у него получается лучше всего, — любить и заботиться о прекрасном. Став лесничим, он с особой нежностью бережет семейство белых лебедей. Но однажды в лес приходят браконьеры…

 Паустовский, К. Повести и рассказы / К. Паустовский. - Л.: Худож. лит., 1985.-319 с.: ил.- (Классики и современники)

Паустовский, К. Повести и рассказы / К. Паустовский. – Л.: Худож. лит., 1985.—319 с.: ил.- (Классики и современники)

«Только так, исследуя какой-нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже к робкому попискиванию лесной пичуги».

Вот что он делал всегда. Исследовал «какой-нибудь клочок нашей страны», неприметный, казалось бы, затерянный на голубых просторах родины. Зоркий наблюдатель, он видел необычное в обычном и обычное в необычном, он открывал нам прелесть каждой травинки, березки, речушки, открывал красоту сокровенную, внутреннюю, которую увидеть можно только сердцем.

Повести и рассказы Константина Георгиевича, о чем бы ни были написаны, неизменно посвящены теме человека и природы, человека и Родины.

Написанные отточенным, чистейшим литературным языком, наполненные звуками, светом, переливами красок, эти проникновенные рассказы порой бывают пронзительны до слез (из тех, что читают еще в детстве, — «Теплый хлеб», «Робкое сердце»), но каждый очищает душу, воспитывает ее лучшие качества, любовь ко всему земному, взращивает в читателях стремление стать добрее, лучше.

 Залыгин, С. На Большую землю / С. Залыгин. - М. : Молодая гвардия, 1985.-495 с.-(Библиотека юношества).

Залыгин, С. На Большую землю / С. Залыгин. – М.: Молодая гвардия, 1985.—495 с.—(Библиотека юношества).

В сборник писателя, лауреата Государственной премии СССР вошли роман «Тропы Алтая» посвященный исследователям Горного Алтая — чудесного края на юге Западной Сибири, наделенного самыми разнообразными природными богатствами.

Два поколения ученых составляют «Карту растительных ресурсов» Алтая летом 1960 года. И хотя действие романа ограничивается несколькими месяцами, перед нами возникают непростые судьбы и биографии героев на протяжении почти всей их жизни. Человек и природа, человек — покоритель природы — вот основная идея романа, насыщенного острыми конфликтами, научными и философскими спорами.

Также в книгу вошли повесть «Наши лошади» и рассказы «На Большую Землю», «Пик половодья» и «Санный путь».

У Залыгина-писателя странная судьба. Несомненно, счастливая — как писатель он реализовался полностью. Прежде всего, Залыгин опроверг привычное представление о писательской биографии. Принято считать, что писатель начинает с короткого разбега, затем — бурное цветение таланта, когда на одном дыхании создаются самые яркие, эмоционально насыщенные произведения; далее следует постепенное оформление собственного стиля, которое идет параллельно с ослаблением эмоционального напора. Ну, а в конце биографии — медленное угасание творческого дара и переход к публицистике и мемуарным заметкам. А Залыгин-художник шел по восходящей до последних лет своей жизни. Даже тогда, когда силы его начали уходить катастрофически,(последние годы он очень часто попадал в реанимационное отделение), когда начинало отказывать, казалось бы, все — ему не отказывал, а как будто все разворачивался и разворачивался его дар художника.

Одну из последних своих повестей «Экологический роман» он заканчивал в реанимации. «Там, знаете, спокойно, никто не мешает, телефон молчит, там и дописал», — отвечал он на вопросы коллег.

Главная тема «Экологического романа» – Чернобыльская катастрофа. Чернобыль здесь не только глобальная трагедия, но и символ вины человека перед природой. Роман Залыгина проникнут сильным скептицизмом по отношению к человеку, к бездумной погоне за фетишами технического прогресса. Осознать себя частью природы, не разрушать её и себя – к этому нас призывает одно из последних произведений русского писателя Сергея Залыгина.

 Леонов, Л. Русский лес: роман / Л. Леонов. - М. : Сов. писатель, 1991. - 537с.Леонов, Л. Русский лес: роман / Л. Леонов. — М. : Сов. писатель, 1991. — 537с.

Леонов, Л. Русский лес: роман / Л. Леонов. – М.: Сов. писатель, 1991. – 537 с.

Современная «экологическая проза» развивается в традициях предшествующей литературы, прежде всего романа Л. Леонова «Русский лес». Роман «Русский лес», опубликованный в 1953 году, – произведение необыкновенно емкое и глубокое. Разрабатывая основную тему произведения, Л. Леонов проделал огромную работу: подробно изучил лесоводческие проблемы, труды классиков русского лесоводства и современные дискуссии на эту тему.

Центральный конфликт романа – спор двух ученых-лесоводов Ивана Вихрова и Александра Грацианского. Вихров призывал соотносить процент вырубки лесов с их приростом, Грацианский, прикрываясь лозунгами о плановом производстве, выступал за бесконтрольность в лесных делах.

Идея разумного отношения к лесным богатствам необыкновенно важна и по сей день, однако смысл произведения не сводится только к этому. «Для меня „Русский лес“ — это раздумья о прошлом, настоящем и будущем моей Родины и моего народа», — говорил сам автор.

Леонов своим произведением сложил гимн русскому лесу — щедрому источнику жизни народа. Никто еще из писателей не воспел так русский лес, не показал так его значение в истории своего народа, как Леонов.

Человек и природа – одна их самых главных проблем, которые волнуют литературу. Чем больше люди берут от природы, тем с большим вниманием и ответственностью они должны подходить к сохранению и воспроизводству окружающей среды.

Благополучие – это не только крыша над головой, автомобиль, красивая одежда. Благополучие немыслимо без здоровой пищи, без чистого воздуха, чистой воды, без радующего глаз пейзажа, без цветов и пения птиц. Мудрость состоит в том, чтобы сегодня, предрешая завтрашний день, помнить об этом.

Жила-была речка. Сначала была она маленьким, веселым ручейком, который прятался среди высоких, стройных елей и белоствольных берез, и все говорили: какая чистая, какая вкусная вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.

Речка очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома в которых жили люди.. много людей.

Подробнее…

Жил – был на свете очень любопытный мальчик. Он то и дело задавал одни и те же вопросы: где? Как? и почему?

Однажды мама перед сном рассказала мальчику сказку о ручейке. О том, как ручеек решил путешествовать по Земле, встретил своих братьев и вместе они превратились в реку. Как по дороге они помогали животным, растениям, напоив их водой.

Подробнее…

В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были король с королевой. Вскоре у них родилась дочь Аврора. Девочка росла очень аккуратной и доброй, она очень любила проводить время возле пруда. В котором она разводила разных рыбок. Но приключилось с ними горе. Кто-то по ночам стал пруд загрязнять. Первый день прошел, второй, а на третий день все узнали, что это Змей Горыныч. Это он начал прилетать по ночам к пруду на пикники и бросать фантики от конфет, бутылки из под лимонада, консервные банки из под сгущенки.

Подробнее…

Жила-была в лесу белочка. Хорошо ей жилось в лесу! Воздух чистый, травка зелёная. Всегда есть, что покушать: летом — грибы и ягоды, зимой — сушёные заготовки, которые она запасла летом. Но вот однажды случилась беда, — явились в лес люди и большие машины. Люди стали вырубать вековые ели и кедры ценных пород. А молодые поросли гибли под гусеницами бульдозеров. Много погибло лесных жителей: кто от голодной смерти пал, кто попал под машины.

Подробнее…

Жили-были два братца на берегу озера «Пестрое». Звали их Мерлин и Артур, им было по 12 лет.

Мерлин был добрым волшебником, а Артур любил животных и любил купаться в чистом озере. Они всегда очищали берег озера от мусора. И вот однажды они уехали летом на каникулы к бабушке на море.

Подробнее…

Жили-были дед и баба. Жили, не тужили, пока Кощей Бессмертный не построили рядом с их избушкой завод химической промышленности. Из огромных труб завода круглые сутки валил густой зловонный дым, отравляя все вокруг.

Вот однажды говорит дед бабке:

— Бабка, испеки мне колобок.

Подробнее…

Медвежонок Тишка и его дружок зайка Крош жили в удивительном лесу. Это лес был просто волшебный! Сосны в нем стояли до самого неба, а какие ягодные полянки в нем были. И весело жилось всем зверям, птицам в этом лесу. Однажды Тишка и Крош отправились собирать ежевику по маминой просьбе. Они весело бежали по тропинкам, болтая и смеясь. Вот зверята набрали корзинку ягод и отправились домой, они были так рады и спешили похвалиться маме, что так быстро управились. Но что-то случилось?!

Подробнее…

Как-то раз, пошел я в лес. Лес был густой, пели звонкоголосые птицы, аромат разнотравья дурманил голову. Иду я по лесной тропинке и слышу голос: «Стой! Осторожно! Ты наступишь на меня!». Я осмотрелся вокруг никого нет… И тут, приглядевшись на землю, увидел как шевелится зеленый листочек земляники, под ней я увидел муравьев. Муравьи тащили к себе в муравейник сладкую, сочную, спелую ягодку. Я помог маленьким труженикам собрать им много ягод.

Подробнее…

Жил был старик со старухой и был у них внук Ванечка. Приходит как то Ванечка, а дедушка деревья белит.

— Зачем это ты деревья красишь? Спросил Ванечка.

— Не крашу, а белю отвечает дедушка.

— А для чего ты это делаешь?

Подробнее…

В одном дремучем лесу жила белка. Мех у нее был густой и пушистый. Глазки были черненькие, как угольки, а на ушках были смешные кисточки – поэтому ее звали — Кисточка. Она очень любила свой лес и никогда не покидала его. Жила белка в чьем то заброшенном дупле. Летом готовила запасы на зиму – грибы, ягоды, орехи. И вот однажды зимой Кисточка услышала лай собак. Это были охотники со своими охотничьими собаками. Они охотились на диких животных.

Подробнее…

Жили в одном лесу в дружбе феи и животные. Феи помогали животным, а животные феям. Однажды, когда феи с медведями обустраивали берлогу Мише, они услышали ужасный шум, сопровождаемый сильным, едким дымом.

Бросив свою работу, Феи решили посмотреть, что там такого произошло.   И увидели там огромных великанов на огромных  разрушительных машинах. Позади машин тащилась огромная, черная бочка, с черной раскаленной жидкостью. Одна из фей решила подлететь и посмотреть, что в той бочке. Когда она засунула туда свою маленькуюручку, то очень сильно обожгла ее и вся рука покрылась черной, липкой смолой. Все были в диком ужасе и страхе   и не знали, что им делать.

Подробнее…

  • Рассказы на хэллоуин для детей страшилки
  • Рассказы на хэллоуин для детей на английском
  • Рассказы на французском языке слушать
  • Рассказы на ферме с конем
  • Рассказы на украинском языке для начинающих