Рассказы на этическую тему

О.Л. Лысюк, учитель-дефектолог, МОУ СОШ № 29, г. Иркутск

В работе по формированию у старших дошкольников эмоционального отношения к социальным нормам автор использует этические рассказы и сказки.

Сюжеты рассказов и сказок выстроены таким образом, что нравственная проблема становится явной, выпуклой, а образность изложения делает её эмоционально выразительной, эстетически привлекательной. Небольшой объём позволяет включать такие рассказы и сказки в занятия, а также использовать в нравственно-этических беседах.

К созданию подобных рассказов и сказок можно привлекать детей, что позволяет не только формировать у них представления о положительных и отрицательных качествах личности, но и развивать воображение и связную речь.

«Старость – не радость»

Занятие

Цель. Закреплять умение сопоставлять вербальное описание эмоции с её схематическим изображением. Учить определять и изображать эмоции. Формировать положительное отношение к пожилым людям.

Воспитатель (читает рассказ «Старость – не радость»).

«Светило ласковое летнее солнце. Тёплый ветерок нежно перебирал листочки на деревьях. Девочка Катюша вприпрыжку скакала по аллее. «Как хорошо жить на свете! – думала девочка. – Всё так красиво. И люди вокруг замечательные, у них такие добрые улыбки! Хорошо, когда все счастливы!»

Но тут взгляд Катюши остановился на старушке, которая сидела на скамейке в тени старого клёна. Старушка совсем не выглядела счастливой. Низко опущенные плечи, склонённая голова, сжатые руки делали её похожей на обиженного воробушка. Казалось, даже клён своими ветвями хочет спрятать её от всех.

Катюша подошла к старушке и села рядом.

– Бабушка, вы себя плохо чувствуете?

Старушка перевела на девочку грустный взгляд и горько вздохнула.

– Ничего, деточка, старость – не радость.

– Почему не радость? – поинтересовалась Катюша.

– Трудно мне, милая, и в доме убирать, и в магазин ходить.

– Наверное, у вас нет внуков, которые помогали бы вам?

– Есть у меня два внука: Петя и Антоша. Хорошие они мальчики. Петя ещё маленький, а Антоша очень внимательный, друзей у него много, всех навестить надо. А ещё он и артист, и спортсмен! В школе хорошо учится. Молодец Антоша!

Лицо старушки засияло от гордости за своего внука.

– Какой же он молодец, если своей бабушке не помогает? – возмутилась Катюша.

– Когда же ему помогать, если весь день у него занят: то уроки, то спортивные соревнования, то занятия в кружке. Ему и отдохнуть некогда. Вот сейчас пойду в магазин, куплю ему яблочек, пусть витаминов поест.

Старушка осторожно поднялась со скамейки и медленно побрела по аллее. Катюша смотрела ей вслед и думала, почему же старость – не радость и можно ли это исправить».

Вопросы к тексту.

– Чему радовалась Катюша?

– Почему бабушка была грустная?

– Кто мог бы помочь старушке? Каким образом?

– Как старушка говорит о своём внуке Антоше?

– Согласна ли с ней Катюша? А вы?

– Почему бабушка сказала, что старость – не радость?

– Как сделать так, чтобы старость не была горькой?

Упражнение «Эмоции».

Воспитатель. Вспомните, как менялось настроение Катюши на протяжении беседы с бабушкой.

Зачитывает отрывки из рассказа. Дети подбирают соответствующие мимические схемы для персонажа.

Воспитатель. Вам не понравилось, что Антоша не помогал своей бабушке. А вы помогаете дома бабушке и дедушке, маме и папе? Чем вы можете им помочь?

Дидактическая игра «Помощники».

Детям предлагается набор предметных картинок с изображением инструментов и хозяйственного инвентаря. Каждый выбирает картинку, поясняет функциональное назначение изображённого предмета и свои действия с этим предметом. («Это веник. Я подмету им пол»; «Это лопата. Я помогу вскопать грядки».)

Упражнение «Нарисуй эмоцию».

Каждый ребёнок получает три схематически изображённых лица. Воспитатель просит дорисовать необходимые элементы (брови, рот и т.д.) так, чтобы выражения получившихся «лиц» соответствовали зачитанным предложениям.

– Бабушка пришла из магазина усталая и грустная.

– Бабушка увидела, что Антоша пропылесосил ковёр, и очень удивилась.

– В вазе на столе стояли цветы. Бабушка обрадовалась.

Релаксация.

Каждый ребёнок должен  закончить предложение «Бабушка вернулась из магазина и…»

Предлагаем вашему вниманию ещё две этические сказки, которые вы также можете использовать и на занятиях, и во время бесед.

«Как кисточка краски подружила»

В одном детском саду на полочке жили яркие краски разных цветов. Каждая так гордились своей красотой, что не хотела дружить с другими. Каждая краска была уверена в том, что она достаточно хороша и ей никто не нужен.

Так стали появляться очень странные картины: красная река с красной травой на красных берегах, зелёное небо с зелёными облаками и зелёными птицами, фиолетовые горы с фиолетовыми оленями на вершине.

Никто не понимал таких рисунков. А упрямые краски никак не хотели дружить. Так бы и потратили они себя на непонятные изображения, но однажды из стакана с карандашами раздался тонкий голосок:

– Извините, я ещё очень маленькая кисточка, но если вы не против, я бы хотела подружиться с вами. Мне очень одиноко.

Краски не были против, но они не знали, что значит дружить. И тогда кисточка объяснила:

– Дружить – это значит всё делать вместе, помогать друг другу, заботиться и защищать друг друга. Дружба – это замечательно.

Маленькая кисточка обмакнула свою косичку в баночку с красной краской и провела дугу на чистом листе. Затем она провела рядом дугу оранжевого цвета, затем жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового…

Воспитатель. Дети, вы, конечно, догадались, что нарисовала кисточка. а, это была радуга. И переливалась радуга, как настоящая. Краски так обрадовались этой красоте, что пообещали друг другу всегда дружить. С той поры краски живут в одной коробочке и делают одно общее дело, а маленькая кисточка помогает им.

«Добрый клубок»

Лежал у бабушки в корзинке обыкновенный клубок шерсти. Был он довольно маленьким, потому что большая его часть уже была израсходована на варежки для Алёши.

– Ах! – вздохнул клубок. – Скоро от меня ничего не останется. А я так и не посмотрел мир.

Клубок ловко выскочил из корзинки и покатился прочь из дома. Выкатившись из подъезда, он натолкнулся на плачущего малыша.

– Почему ты плачешь?

Глотая слёзы, малыш показал свою машинку с оторванной верёвочкой.

– Понятно! Ты не можешь катать машинку! Не плачь! Вот, возьми.

И клубочек щедро поделился с малышом частью своей нити.

«Ничего, что я стал ещё меньше, зато малыш не плачет», – подумал клубок и покатился дальше. Но его остановило громкое мяуканье. На лавочке под деревом сидела Маша и крепко держала котёнка.

– Почему ты не отпустишь котёнка побегать? – спросил клубок у Маши.

Оказалось, что маленький котёнок всё время убегает от девочки, а поскольку он такой маленький, то может потеряться.

– Ох, – вздохнул клубок и протянул Маше свою ниточку. – Привяжи к ниточке бумажку, и твой котёнок от тебя не отойдёт.

Маша так и сделала. Теперь котёнок играл с бумажкой и совсем не собирался убегать от неё.

А наш клубок, значительно похудевший, покатился дальше. Ему очень понравилось путешествовать, но пора было возвращаться домой. Клубок выкатился на дорожку сквера и пустился в обратный путь. Почти у самого подъезда он увидел тонкое деревце. Ещё утром оно радостно шелестело листочками, а теперь его ствол склонился к земле, веточки безжизненно повисли, листочки увяли. Наверное, сильный ветер повредил его.

«Деревце может погибнуть, – подумал клубок. – Ему не хватит сил поднять ветки, оно слишком слабое. Надо подвязать тонкий ствол к палке, тогда никакой ветер ему не страшен. Но во мне так мало осталось ниток».

Клубок вздохнул и крепко-накрепко привязал ствол деревца к палке.

Клубок стал совсем маленьким. Он уже не сможет путешествовать, но зато шелестит листвой подросшее деревце, весело играет девочка Маша с котёнком, больше не плачет малыш с машинкой, а Алёшины руки не замёрзнут в зимнюю стужу.

Если вы хотите научить своего ребенка ценности сострадания, уважения, честности и ответственности, мы собрали список из 22 великих моральных историй, которые помогут вам начать работу. Расскажите их своей няне и родственникам, кто проводит много времени с ребенком, пусть рассказывают время от времени такие истории!

1) Черепаха и зайцы

Рассказывая о дорожной гонке между кроликом и черепахой, басня Эзопа из Черепахи и Заяц учит детей стараться и не хвастаться.

2) Мальчик, который плакал волка

Мальчик, который плакал волка, — это рассказ о мальчике, который ложно обвиняет волка в попытке получить овец. Когда волк действительно приходит, никто не верит ему, тем самым участвуя в честности детей.

3) Муравей и Кузнечик

Дети учатся брать на себя ответственность в «Муравейнике» и «Кузнечике», где описывается занятая пища для сбора мусора на зиму, а кузнечик играет и заканчивает голод.

История:

Когда-то был кузнечик, который прыгал, щебетал и пел так душевно, что пробирало до самого сердца в поле в жаркий летний день. Рядом с гнездом кузнечика стоял муравейник. Они были хорошими друзьями. Весна была весной, и кузнечик с удовольствием играл, пел и танцевал на солнце. Но муравью было тяжело работать. Он собирал продовольственные зерна и хранил их в своем доме на зиму.

Кузнечик не понимал, почему муравей занимался такой тяжелой работой и держался зимой. Он спросил: «Эй, муравей! Почему бы тебе не выйти на улицу и не сыграть со мной?» Муравей ответил: «Я не могу. Я сохраняю пищу на зиму, когда нечего есть!» Кузнечик только смеялся над муравьями и сказал: «Почему ты сейчас беспокоишься? Существует много еды!» И продолжал играть, в то время как муравей работал.

Когда наступила зима, кузнечик не нашел ни единого куска пищи. Он начал голодать и чувствовал себя очень слабым. Кузнечик увидел, как трудолюбивый муравей имел много еды, чтобы поесть, и осознал свою глупость.

4) Лев и Кролик

Идеально подходит для детей старшего возраста, Лев и Кролик — о льве, который ел всех лесных животных. Поворот кролика приходит, но он обманывает льва, обучая детей, что умение важнее, чем быть сильным.

История:

Давным-давно в глубоком лесу жил жестокий лев. Это был жадный лев и убивал всех животных в лесу. Увидев это, животные собрались и решили приблизиться к льву с предложением одного животного каждого вида, добровольно предлагающего себя съедать львом каждый день. Поэтому каждый день настал черед одного из животных и, в конце концов, пришел черед кроликов.

Кролики выбрали среди них старого кролика. Старый кролик был мудр. Он решил взять свое сладкое время, чтобы пойти к Льву. Лев с нетерпением ждал того, что не увидит какого-нибудь животного, и поклялся убить всех животных на следующий день.

Кролик отправился к Льву к закату. Лев рассердился на него. Но мудрый кролик был спокоен и медленно сказал Льву, что это не его вина. Он сказал Лев, что группа кроликов идет к нему в течение дня, но по дороге сердитый Лев напал на всех и съел всех кроликов, кроме него самого. Каким-то образом он убежал, чтобы достичь безопасности, сказал кролик. Он сказал, что другой Лев бросает вызов господству Льва. Лев, естественно, очень рассердился и попросил, чтобы его отвезли на место другого Льва.

Мудрый кролик согласился и привел Льва в глубокий колодец, наполненный водой. Затем он показал Лев своим отражением в воде колодца. Лев был в ярости и начал рычать, и, естественно, его образ в воде, другой Лев, также был так же сердитым. Затем Лев прыгнул в воду, чтобы атаковать другого Льва и убить его, но потерял жизнь в колодце. Таким образом, мудрый кролик спас лес и всех животных от гордого Льва.

5) Обезьяна и крокодил

Обезьяна и крокодил учит детей не недооценивать себя через рассказ о обезьяне, которая могла быть обманута голодным крокодилом, если бы он не доверял его инстинктам.

6) Честный режущий инструмент

В The Honest Wood Cutter дети узнают, что честность часто приходит с вознаграждением. В рассказе рассказывается о дровосеке, который потерял топор, но отказался воровать чужой топор.

История:

Плохой лесоруб случайно уронил свой топор в реку. Он был очень расстроен, так как у него не было денег, чтобы купить еще один топор. В это время фея появилась в реке, протягивая ему золотой топор. «Я нашел этот топор в реке, это твой?»

«Это не мое», ответил лесоруб. Тогда фея принесла серебряный топор. Лесоруб также отказался от этого. Наконец, фея протянула деревянный топор.

Улыбаясь от счастья, лесоруб сказал: «Это мое. Большое вам спасибо».

Фея почувствовала себя очень счастливой, увидев свою честность и сказала, что такая честность заслуживает награды. Она дала бедному человеку все три оси и исчезла.

Мораль: честность — лучшая политика. Всегда будьте честны.

7) Мокрые брюки

Многие дети могут идентифицировать себя с «Мокрыми брюками», рассказ о мальчике, который намочил штаны и девочку, которая пролила на него воду, чтобы избавить его от насмешек. Нравственность учит детей помогать другим.

История:

На столе сидит девятилетний ребенок, и вдруг между его ногами появилась лужа, и передняя часть его штанов намокла.

Он думает, что его сердце остановится, потому что он не может представить, как это произошло. Раньше этого не было, и он знает, что, когда мальчики узнают, он никогда не услышит его конца.

Когда девочки узнают, они никогда больше не будут разговаривать с ним, пока он живет. Мальчик верит, что его сердце остановится; он склоняет голову и молится этой молитве: «Дорогой Бог, это чрезвычайная ситуация! Мне нужна помощь сейчас! Через пять минут я мертвое мясо. Он поднимает взгляд от своей молитвы, и здесь идет учитель с выражением в ее глазах, который говорит, что он был обнаружен.

Когда учитель идет к нему, одноклассник по имени Сьюзи несет миску с золотыми рыбками, наполненную водой. Сьюзи едет перед учителем и необъяснимо сбрасывает чашу с водой на коленях мальчика.

Мальчик притворяется сердитым, но все это время говорит себе: «Спасибо, Господь! Благодарю Тебя, Господь!»

Теперь, внезапно, вместо того, чтобы быть объектом насмешек, мальчик является объектом сочувствия. Учитель бросает его вниз и дает ему спортивные шорты, чтобы надеть, пока его штаны высохнут.

Все остальные дети убираются вокруг стола. Сочувствие замечательно. Но по мере того, как жизнь имела бы это, смехотворство, которое должно было быть ему, было передано кому-то другому — Сьюзи. Она пытается помочь, но они говорят ей выйти. «Вы сделали достаточно!»

Наконец, в конце дня, когда они ждут автобуса, мальчик подходит к Сюзи и шепчет: «Вы сделали это специально, не так ли?»

Сьюзи шепчет: «Я тоже с мокрыми штанами».

Мораль: Все мы переживаем все хорошие и плохие вещи в жизни. Мы всегда должны помнить, что мы чувствовали, когда находились в таком же состоянии, и не должны издеваться над другими за то, что они в нем. Всегда старайтесь понять свою ситуацию так, как будто вы в ней, и помогаете, насколько это возможно, молиться Богу, что сегодня вы находитесь в состоянии помочь тем, кто в ней нуждается.

8) Лягушка и Окс

Маленькие изучают опасности хвастовства в «Лягушке» и «Охе», в которой рассказывается история о лягушке, которая так сильно думала о себе, что он действительно лопнул.

9) Неизвестный исполнитель

Научите детей довольствоваться «Недовольной собакой», которая хотела, чтобы другие животные были до тех пор, пока он не понял, насколько он хорош.

10) Лев и мышь

Прекрасная история для маленьких детей, «Лев и мышь» рассказывают историю льва с шипом в лапе, которую мышь удаляет. Нравственность учит детей, что, как бы они ни были малы, они могут помочь другим.

История:

Маленькая мышь подкралась к спящему льву. Мышь восхищался львиными ушами, его длинными усами и его большой гривой. «Поскольку он спит, — подумала мышь, — он никогда не будет подозревать, что я здесь!» При этом маленькая мышь поднялась на хвост льва, пробежала по нему назад, скользнул по ноге и спрыгнул с лапы. Лев проснулся и быстро поймал мышь между когтями. «Пожалуйста, — сказала мышь, — отпустите меня, я вернусь и помогу вам когда-нибудь «Лев рассмеялся: «Ты такой маленький, как можешь мне помочь?» Лев так усмехнулся, что ему пришлось держать его живот! Мышь подпрыгнула свободы и бежал, пока она не была далеко, далеко. На следующий день в джунгли прибыли два охотника. Они отправились в логово львов. Они установили огромную веревку. Когда в тот вечер лев пришел домой, он вошел в ловушка. Он взревел! Он плакал! Но он не мог освободиться. Мышь услышала жалкий рык льва и вернулась, чтобы помочь ему. Мышь посмотрела на ловушку и заметила одну толстую веревку, которая держала ее вместе. Она начала грызть и грызть, пока веревка не сломалась. Лев смог сотрясать другие веревки, которые держали его крепко. Он снова встал! Лев повернулся к мышке и сказал: «Дорогой друг, я был глуп, чтобы высмеивать вас за то, что вы маленькие. Ты помог мне спасти мою жизнь!

Мораль истории: независимо от размера, каждый может помочь и быть таким же важным

11) Кто счастлив?

Who-is-Happy-The-Peacock-and-The-Crow.jpg

В «Кто счастлив?» Ворона хочет, чтобы у него было более красочные перья, прежде чем осознать, что лучше быть счастливым, чем с тобой.

История:

Ворона жила в лесу и была абсолютно удовлетворена жизнью. Но однажды она увидела лебедя. «Этот лебедь такой белый, — подумала она, — и я такая черная. Этот лебедь должен быть самой счастливой птицей в мире ». Она высказала свои мысли лебедю. «На самом деле, — ответил лебедь, — я чувствовал, что я самая счастливая птица, пока не увидел попугая, который имеет два цвета. Теперь я думаю, что попугай — самая счастливая птица в творениях. Затем ворона подошла к попугаю. Попугай объяснил: «Я жил очень счастливой жизнью, пока не увидел павлина. У меня есть только два цвета, но у павлина много цветов ». Затем ворона посетила павлина в зоопарке и увидела, что собрались сотни людей, чтобы увидеть его. После того, как люди ушли, ворона подошла к павлину. «Дорогой павлин, — сказала ворона, — ты такой красивый. Каждый день тысячи людей приходят к вам. Когда люди видят меня, они сразу меня отталкивают. Я думаю, что ты самый счастливый на планете.

Павлин ответил: «Я всегда думал, что я самая красивая и счастливая птица на планете. Но из-за моей красоты я попал в этот зоопарк. Я осмотрел зоопарк очень осторожно, и я понял, что ворона — единственная птица, которая не хранится в клетке. Поэтому в течение последних нескольких дней я думал, что, если бы я был вороной, я мог бы радостно блуждать повсюду ». 

Мораль: Это тоже наша проблема. Мы делаем ненужное сравнение с другими и становимся грустными. Мы не ценим то, что Бог дал нам. Все это ведет к порочному кругу несчастья. Научитесь быть счастливыми в том, что у вас есть, вместо того, чтобы смотреть на то, чего у вас нет. Всегда будет кто-то, у кого будет больше или меньше, чем у вас. Человек, который удовлетворен тем, что у него есть, является самым счастливым человеком в мире.

12) Медведь и двое его друзей

Научите своего ребенка быть верным друзьям с Медведем и двумя друзьями.

bearnfriend.jpg

История:

Как только двое друзей шли по лесу. Они знали, что с ними в любое время в лесу может случиться что-нибудь опасное. Поэтому они обещали друг другу, что они останутся едиными в любом случае опасности. Внезапно они увидели приближающегося большого медведя. Один из друзей сразу поднялся на соседнее дерево. Но другой не знал, как лезть. Поэтому, руководствуясь здравым смыслом, он летел на землю, затаив дыхание, делая вид, что был мертвым человеком. Медведь приблизился к человеку, лежащему на земле. Он пахнул ушами и медленно покинул место. Потому что медведи не касаются мертвых существ. Теперь друг на дереве спустился и спросил своего друга на земле: «Друг, что медведь сказал тебе в уши?» Другой друг ответил: «Медведь посоветовал мне не верить ложному другу ».

Мораль: истинный друг — это тот, кто всегда поддерживает и поддерживает вас в любой ситуации.

13) Мужчина и маленькая кошка

В «Человеке и Маленькой кошке» человек пытается спасти кошку, несмотря на неоднократное поцарапание. Это одна из лучших моральных историй для детей, потому что она учит доброте.

История:

Однажды, старик прогуливался в лесу, когда вдруг увидел маленькую кошку, застрявшую в яме. Бедное животное изо всех сил пыталось выбраться. Итак, он протянул ей руку, чтобы вытащить. Но кошка испугалась его руку. Мужчина выдернул руку, крича от боли. Но он не остановился; он пытался дать руку кошке снова и снова. Другой человек наблюдал за сценой, закричал от удивления: «Ради Бога! Прекрати помогать этой кошке! Он собирается выбраться оттуда ». Другой человек не заботился ни о чем, он просто продолжал спасать это животное, пока он, наконец, не преуспел, И затем он подошел к этому человеку и сказал: «Сын, это инстинкты кошки, которые заставляют царапать и болеть, и это моя работа любить и заботиться ».

Мораль: относиться к окружающим с вашей этикой, а не с их. Обращайтесь с людьми так, как вы хотите, чтобы их лечили.

14) Смысловые галлюцинации

Научите своих детей помогать другим с эгоистичной лошадью — лошадь отказывается помочь ослу, но в конечном итоге делает всю работу.

История:

Однажды у торговца был осел и лошадь. Каждый день он тяжело нагружал осла и отправлялся в город, чтобы продать вещи. В один жаркий день у осла началось головокружение. Он попросил лошадь взять часть своего груза, но лошадь отказалась сказать, что это не его обязанность носить грузы. Вскоре ослик упал и умер из-за сильной жары. Трейдер положил всю нагрузку на спину лошади и продолжил свое путешествие. Итак, это правда, что тот, кто не помогает своему другу, нуждающемуся в этом, сам сталкивается с проблемами в долгосрочной перспективе.

15) Сладкие люди

Дети учатся довольствоваться богатством Бедняка, в котором богатый человек дает бедным людям деньги, но деньги забирают мир бедного человека.

История:

Рамчанд и Преччанд были соседями. Рамчанд был бедным фермером. Преччанд был арендодателем. Ранчанд был очень расслабленным и счастливым. Он никогда не потрудился закрыть двери и окна своего дома ночью. У него были глубокие звуки. Хотя у него не было денег, он был мирным. Преччанд всегда был очень напряженным. Он очень хотел закрыть двери и окна своего дома ночью. Он не мог хорошо спать. Он всегда беспокоился, что кто-то может открыть свои сейфы и украсть его деньги. Он завидовал мирному Рамчанду. Однажды, Преччанд позвонил Ramchand и дал ему коробку наличных, говоря: «Посмотрите, мой дорогой друг. Я благословлен богатством. Я нахожу вас в бедности. Итак, возьмите эти деньги и живите в процветании ».

Рамчанд был в высшей степени счастлив. Он был радостным в течение дня. Пришла ночь. Рамчан обычно ложился спать. Но сегодня он не мог спать. Он подошел и закрыл двери и окна. Он все еще не мог уснуть. Он начал смотреть на коробку наличных. Целую ночь он был обеспокоен.

Как только наступил день, Рамчанд взял коробку с деньгами в Преччанд. Он отдал коробку в «Premchand» и сказал: «Дорогой друг, я беден. Но ваши деньги отняли у меня мир. Пожалуйста, несите меня и заберите деньги.

Мораль: деньги не могут получить все. Научитесь довольствоваться тем, что у вас есть, и вы всегда будете счастливы.

16) Мудрый Старик

Маленькие читатели учатся преодолевать вредные привычки с Мудрым Стариком.

История:

Богатый человек попросил старого ученого отучить своего сына от его вредных привычек. Ученый взял молодежь на прогулку по саду. Остановившись, он попросил мальчика вытащить там крошечное растение. Молодой человек держал растение между большим и указательным пальцами и вытащил его. Затем старик попросил его вытащить несколько большее растение. Молодежь напряглась, и растение вышло, корни и все. «Теперь вытащи его, — сказал старик, указывая на куст. Мальчику пришлось использовать все силы, чтобы вытащить его. «Теперь выньте это, — сказал старик, указывая дерево гуавы. Молодой человек схватил сундук и попытался вытащить его. Но он не сдвинулся с места. «Это невозможно», сказал мальчик, тяжело дыша. «Так это с плохими привычками», — сказал мудрец. «Когда они молоды, их легко вытащить, но когда они уйдут, их нельзя вырвать». Сессия со стариком изменила жизнь мальчика.

Мораль: не ждите, пока в вас будут расти Плохие привычки, бросьте их, пока вы контролируете это, иначе они будут контролировать вас.

17) Контроль температуры

Контролирующий темперамент — это мальчик, который забивает гвоздь в забор, когда он злится. Он узнает, что гвозди можно удалить, но оставить шрамы, что учит детей быть осторожными с их словам.

18) Не судите книгу по ее обложке

Научите детей не судить других по мотивам выступлений с «Не судите книгу по ее обложке», в которой пара недобросовестных родителей посещает Гарвард, чтобы дать мемориал школе.

19) Пачка палочек

В The Bundle of Sticks дети учатся работать вместе, иллюстрируя силу пачки клюшек.

20) Смысловые галлюцинации

Помогите своим детям понять, что, хотя они не всегда видят плоды своих усилий, другие делают с «Другой стороной стены».

21) Лиса и журавль

Проиллюстрируйте понятие «делайте с другими, как вы бы сделали с вами» с Лиса и журавля.

22) Трудный труд всегда платит

В тяжелой работе всегда платит, ваш ребенок узнает ценность тяжелой работы, рассказывая историю человека, который тянет воду из колодца с корзиной, которая заканчивает поиск золотых монет.

Василий Сухомлинский

Красивые слова и красивые дела

Среди поля стоит маленькая хатка. Ее построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.

Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошел дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.

Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.

И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:

– Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…

Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова.

– Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…

А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела.

Василий Сухомлинский

Неблагодарность

Пригласил дед Андрей в гости внука Матвея. Поставил дед перед внуком большую миску с медом, белые калачи положил, приглашает:

– Ешь, Матвейка, мед. Хочешь – ложкой ешь мед с калачами, хочешь – калачи с медом.

Ел Матвей мед с калачами, потом – калачи с медом. Наелся так, что дышать трудно стало. Вытер пот, вздохнул и спрашивает:

– Скажите, пожалуйста, дед, какой это мед – липовый или гречневый?

– А что? – удивился дед Андрей. – Гречневым медом угостил я тебя, внучек.

– Липовый мед все-таки вкуснее, – сказал Матвей и зевнул: после обильной еды его клонило ко сну.

Боль сжала сердце деда Андрея. Он молчал. А внук продолжал спрашивать:

– А мука для калачей – из яровой или озимой пшеницы? Дед Андрей побледнел. Его сердце сжало невыносимой болью.Стало тяжело дышать. Он закрыл глаза и застонал.

Валентина Осеева

Навестила

Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.

– Пойди и узнай, что с ней: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?

Муся застала Валю в постели. Валя лежала с завязанной щекой.

– Ох, Валечка! – сказала Муся, присаживаясь на стул. – У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе…

– Моя мама тоже на работе, – сказала Валя, держась за щеку. – А мне надо бы полосканье…

– Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье. И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А еще мне помогала грелка, горячая-горячая…

Валя оживилась и закивала головой:

– Да, да, грелка… Муся, у нас в кухне стоит чайник…

– Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик!

Муся вскочила и подбежала к окну.

– Так и есть – дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!

Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши.

Потом, просунув в дверь голову, крикнула:

– Выздоравливай, Валечка! Я еще приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!

Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.

– Ну что? Что она говорила? Что ей нужно? – спрашивали Мусю девочки.

– Да у нее такой же флюс, как был у меня! – радостно сообщила Муся. – И она ничего не говорила! А помогают ей только грелка и полосканье!

Василий Сухомлинский

Скажи человеку «здравствуйте»

Лесной тропинкой идут отец и маленький сын. Вокруг тишина, только слышно, как где-то далеко стучит дятел и ручеек журчит в лесной глуши.

Вдруг сын увидел: навстречу им идет бабушка с палочкой.

– Отец, куда идет бабушка? – спросил сын.

– Увидеть, встретить или проводить, – ответил отец. – Когда встретимся с нею, мы скажем ей «здравствуйте», – сказал отец.

– Для чего же ей говорить это слово? – удивился сын. – Мы ведь совсем незнакомы.

– А вот встретимся, скажем ей «здравствуйте», тогда увидишь для чего.

Вот и бабушка.

– Здравствуйте, – сказал сын.

– Здравствуйте, – сказал отец.

– Здравствуйте, – сказала бабушка и улыбнулась.

И сын с удивлением увидел: все вокруг изменилось. Солнце засияло ярче. По верхушкам деревьев пробежал легкий ветерок, листья заиграли, затрепетали. В кустах запели птицы – до этого их не было слышно.

На душе у мальчика стало радостно.

– Почему это так? – спросил сын.

– Потому что мы сказали человеку «здравствуйте» и он улыбнулся.

Василий Сухомлинский

Для чего говорят «спасибо»?

По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить.

Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.

– Спасибо тебе, ручей, – сказал дедушка. Мальчик засмеялся.

– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку. – Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.

– Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»?

Подумай, кому нужно это слово?

Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял Долгий…

Благодарные статуи

Японская сказка

Жили в горной деревушке старик со старухой, жили бедно. Сплетут несколько соломенных шляп, старик несет их в город, продаст – купит чего-нибудь поесть, не продаст – голодными старики спать ложатся. Так кое-как и перебивались.

Раз перед Новым годом старик и говорит:

– Страсть как хочется отведать на Новый год рисовых лепешек. Да вот беда, в доме ни одного рисового зернышка!

– Да,– вздохнула старуха, – сходил бы ты, старый, в город, продал бы шляпы да купил риса.

– И то правда,– обрадовался старик.

Встал пораньше, перекинул шляпы через плечо и зашагал в город. Целый день бродил по городу, а ни одной шляпы так и не продал. Уж смеркаться стало. Побрел старик домой, думы невеселые его одолевают. Вдруг видит, у моста стоят в ряд шесть статуй Дзидзо. Всякий знает, что добрый дух Дзидзо покровительствует путникам и детям.

Удивился старик:

– Откуда в такой глуши статуи Дзидзо?

Подошел он ближе, смотрит, статуи все снегом запорошило. И показалось вдруг старику, что каменные статуи съежились от холода.

«Совсем, бедняжки, замерзли», – подумал старик. Взял он непроданные шляпы и надел их статуям на головы. Только вот незадача: шляп-то пять, а статуй – шесть. Не долго думал старик. Снял с головы старенькую шляпу и шестую статую одел.

– Хоть моя шляпа и дырява, но и это все же лучше, чем ничего,– пробормотал он.

Повалил снег еще сильнее, еле добрался старик до дому. Старуха уж и не чаяла живым его увидеть. Малость отогрелся старик и поведал ей о том, как у моста попались ему неизвестно откуда взявшиеся статуи Дзидзо и как он их шляпами одарил.

– Ты у меня добрый! – вздохнула старуха.– Не печалься! Нет у нас шляп, нет рисовых лепешек. Ну да ничего! Все на свете рисовые лепешки не стоят одного доброго дела.

Вздохнули старики да спать пошли. Только легли, слышат, вроде поет кто-то:

В снежную ночь, новогоднюю ночь

Сжалился старец, решил нам помочь:

Каждому шляпу он подарил, Славное дело он совершил.

Доброму старцу за то воздадим.

Благодарим тебя, благодарим!

Песня все ближе, ближе. Вот и шаги у дверей. Теперь затихло все, и вдруг раздался страшный грохот.

Вскочили старики, бросились к двери, распахнули… и остановились как вкопанные: на самом пороге лежал огромный сверток! А на свежем снегу – следы необычные: и не человеческие, и не звериные. Глянули старики в сторону леса и видят: шесть статуй мерно шагают, а на голове у каждой широкополая шляпа покачивается.

Подняли старики сверток, внесли в дом, развернули – там целая гора рисовых лепешек! Никогда еще в жизни старик со старухой не праздновали так весело Новый год!

Василий Сухомлинский

Скажи человеку «здравствуйте»

Лесной тропинкой идут отец и маленький сын. Вокруг тишина, только слышно, как где-то далеко стучит дятел и ручеёк журчит в лесной глуши.

Вдруг сын увидел: навстречу им идет бабушка с палочкой.

– Отец, куда идёт бабушка? – спросил сын.

– Увидеть, встретить или проводить, – ответил отец. – Когда встретимся с нею, мы скажем ей «здравствуйте», – сказал отец.

– Для чего же ей говорить это слово? – удивился сын. – Мы ведь совсем незнакомы.

– А вот встретимся, скажем ей «здравствуйте», тогда увидишь для чего.

Вот и бабушка.

– Здравствуйте, – сказал сын.

– Здравствуйте, – сказал отец.

– Здравствуйте, – сказала бабушка и улыбнулась.

И сын с удивлением увидел: всё вокруг изменилось. Солнце засияло ярче. По верхушкам деревьев пробежал легкий ветерок, листья заиграли, затрепетали. В кустах запели птицы – до этого их не было слышно.

На душе у мальчика стало радостно.

– Почему это так? – спросил сын.

– Потому что мы сказали человеку «здравствуйте», и он улыбнулся.

Василий Сухомлинский

Как Андрейка перевёз Нину

Андрейка и Нина возвращались из школы. На их пути был овражек. Пригрело солнце, растаял снег, и в овраге побежала вода.

Шумит в овражке бурливый ручеёк. Стоят перед ручейком Андрейка и Нина.

Андрейка быстро перешёл через ручеек и стал на противоположном берегу. Посмотрел мальчик на Нину, и ему стало стыдно. Ведь он в сапожках, а Нина – в туфлях. Как же она перейдёт?

«Ой, как нехорошо я сделал, – подумал Андрейка. – Почему я сразу не увидел, что Нина в туфлях?»

Мальчик вернулся назад, подошел к Нине и говорит:

– Это я хотел узнать, глубоко ли. Ведь переправляться будем вдвоём.

– Как? – удивилась Нина. – Ведь я в туфлях.

– Садись мне на спину, – сказал Андрейка. Нина села Андрейке на спину, и мальчик перевез её.

Василий Сухомлинский

Не поте́рял, а нашёл

Когда сыну исполнилось десять лет, отец дал ему новую лопату и сказал:
– Иди , сынок, в поле, отмерь участок сто шагов вдоль и сто поперёк и вскопай его.
Пошёл сын в поле, отмерил участок и стал копать. Только делать это он совсем не уме́л. Трудно было вначале, пока научился копать и к лопате приспособился.
К концу́ работа пошла лучше, веселее. Вот почти и делу конец. Воткнул сын лопату в землю, а лопата и сломалась.
Вернулся сын домой, а на душе грустно: что скажет отец за сломанную лопату?
– Простите меня, отец, – сказал сын. – Я вскопал почти весь участок, но сломал лопату.
– А копать ты научился?
– Научился.
– А трудно ли было тебе копать в конце или легко?
– В конце мне было легче, чем в начале.
– Значит, ты не потерял, а нашёл.
– Что же я нашёл, отец?
– Умение трудиться. Это самая дорогая находка.

Василий Сухомлинский

Петрик, собака и котёнок

Маленький Петрик шёл по тропинке через сад. Видит — бежит навстречу  чёрная лохматая собака. Петрик испугался, хотел убежать. Но вдруг к его ногам прижался маленький котёнок. Он убежал от собаки и просил Петрика: защити меня, мальчик, от этого страшного зверя.

Стоит Петрик, смотрит на котёнка, а тот поднял к мальчику голову и жалобно мяукает. Петрику стало стыдно перед котёнком. Он взял его на руки и пошёл навстречу собаке. Собака остановилась, испуганно посмотрела на мальчика и спряталась в кустах.

Василий Сухомлинский

Трудно быть человеком

Дети возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился в долине, за несколько километров от села. Уставшие дети едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайнюю хату попросить воды. Из хаты вышла женщина, за ней выбежал маленький мальчик. Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. Дети напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись!

Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:

– А ведь мы не поблагодарили женщину за воду. – Ее глаза стали тревожными.

Дети остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить.

– Ну что же… – сказал Роман, – это небольшая беда. Женщина уже и забыла, наверное. Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?

– Стоит, – сказала Марийка. – Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?

Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно.

– Вы как хотите, – сказала Марийка, – а я вернусь и поблагодарю женщину…

– Почему? Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? – спросил Роман… – Ведь мы так устали…

– Потому что мы люди…Она повернулась и пошла к хуторку. За ней пошли все. Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошел вместе со всеми.– Трудно быть человеком… – подумал он.

В. Осеева

Рассказы

Что легче?

ошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой — боятся:П

— Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

— Я скажу, — говорит первый, — будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

— Я скажу, — говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

— А я правду скажу, — говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.

— Нет, — говорит, — в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут — в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.

Плохо

обака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.С

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

— Как вам не стыдно!

— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.

— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.

В одном доме

или-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.Ж

Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку: мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. Скучно! Взял да и дёрнул за косичку Таню.

Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит — мальчик большой и сильный.

Ударила она ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Хотел укусить её, да Таня — хозяйка, трогать её нельзя.

Цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои перышки. Хотела цыплёнка Боську клювом ударить, да раздумала.

Вот и спрашивает её Барбос:

— Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.

— Я не такая глупая, как ты, — отвечает Барбосу утка.

— Есть глупее меня, — говорит пёс и на Таню показывает. Услыхала Таня.

— И глупее меня есть, — говорит она и на Ваню смотрит.

Оглянулся Ваня, а сзади него никого нет.

Кто хозяин?

ольшую чёрную собаку звали Жук. Два пионера, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.Б

Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.

— Собака моя, — говорил Коля, — я первый увидел Жука и подобрал его!

— Нет, моя! — сердился Ваня. — Я перевязал ей лапу и кормил её. Никто не хотел уступить.

— Моя! Моя! — кричали оба.

Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:

— Спасайся!

Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.

— Чья собака? — сердито закричал он.

— Моя, — сказал Коля. Ваня молчал.

Хорошее

роснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.П

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

“Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!”

А сестрёнка тут как тут:

— Погуляй со мной, Юра!

— Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает:

“Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!”

А няня тут как тут:

— Убери посуду, Юрочка.

— Убери сама — некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

“Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!”

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет:

“Дай мне попить, Юра!”

— Пошёл вон! Не мешай думать! Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

— Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове:

— Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

На катке

ень был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал разные фокусы — то ехал на одной ноге, то кружился волчком.Д

— Молодец! — крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.

— Я нечаянно… — сказал он, отряхивая с её шубки снег. — Ушиблась? Девочка улыбнулась:

— Коленку… Сзади раздался смех.

“Надо мной смеются!” — подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

— Эка невидаль — коленка! Вот плакса! — крикнул он, проезжая мимо школьников.

— Иди к нам! — позвали они.

Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.

Три товарища

итя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.В

— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

— Завтрак потерял…

— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!

— А ты где его потерял? — спросил Миша.

— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.

— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

— Бери, ешь!

Сыновья

ве женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.Д

Вот говорит одна женщина другой:

— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит.

— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.

— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

— Ну что? Каковы наши сыновья?

— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!

Синие листья

  Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:У

— Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

— Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

— Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

— Мама-то позволила, а брата я не спросила.

— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.

— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

— Я осторожненько, — говорит Лена. — Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

— Ну, что ж ты? Бери!

— Не надо, — отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

— Карандаша зелёного нет.

— А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

— Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:

— Надо так давать, чтобы можно было взять.

КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ, КОТОРЫЕ УЧАТ ДОБРОТЕ И ВЕЖЛИВОСТИ

Рассказ
на этическую тему, который используется
преимущественно в младших классах, —
это яркое эмоциональное изложение
конкретных фактов и событий, имеющих
нравственное содержание. Воздействуя
на чувства, рассказ помогает воспитанникам
понять и усвоить смысл моральных оценок
и норм поведения.

У
рассказов на этическую тему несколько
функций: служить источником знаний,
обогащать нравственный опыт личности
опытом других людей. Также служит
способом использования положительного
примера в воспитании.

К
условиям эффективности этического
рассказа относятся следующие.

1.
Рассказ должен соответствовать
социальному опыту школьников.

2.
Рассказ сопровождается иллюстрациями,
которыми могут стать произведения
живописи, художественные фотографии,
изделия народных умельцев.

3.
Обстановка имеет большое значение для
восприятия этического рассказа.

4.
Рассказ производит должное впечатление
только когда, когда выполняется
профессионально.

5.
Рассказ обязательно должен переживаться
слушателями.

Нужно
позаботиться, чтобы впечатления от него
сохранились как можно дольше.

Разъяснение
— метод эмоционально-словесного
воздействия на воспитанников. Разъяснение
применяется только там и только тогда,
когда воспитаннику действительно
необходимо что-то объяснить, сообщить,
так или иначе повлиять на его сознание
и чувства. Разъяснение применяется:

1)
чтобы сформировать или закрепить новое
моральное качество или форму поведения;

2)
для выработки правильного отношения
воспитанников к определенному поступку,
который уже совершен.

106. Смысл внушения, увещевания, этических бесед

Для
внушения характерно некритическое
восприятие школьником педагогического
воздействия. Внушение, проникая незаметно
в психику, действует на личность в целом,
создавая установки и мотивы деятельности.
Дети и подростки особенно внушаемы.
Внушение используется для усиления
воздействия других методов воспитания.
Увещевание сочетает просьбу с разъяснением
и внушением.

Действие
увещевания почти целиком зависит от
принятой воспитателем формы обращения.
Применяя увещевание как воспитательный
метод, педагог проектирует в личности
воспитанника положительное, вселяет
веру в лучшее, в возможность достигнуть
высоких результатов. Опора на положительное,
похвала, обращение к чувствам собственного
достоинства, чести создают необходимые
предпосылки для почти безотказного
действия увещевания даже в очень сложных
ситуациях воспитания.

Этическая
беседа — метод систематического и
последовательного обсуждения знаний,
предполагающий участие обеих сторон —
воспитателя и воспитанников. Предметом
беседы чаще всего становятся нравственные,
моральные, этические проблемы. Цель
этической беседы — углубление, упрочнение
нравственных понятий, обобщение и
закрепление знаний, формирование системы
нравственных взглядов и убеждений.
Этическая беседа – метод привлечения
воспитанников к выработке правильных
оценок и суждений по всем волнующим их
вопросам.

Эффективность
этической беседы зависит от соблюдения
ряда важных условий.

1.
Очень важно, чтобы беседа имела проблемный
характер, предполагала борьбу взглядов,
идей, мнений.

2.
Нельзя допускать, чтобы этическая беседа
развивалась по заранее составленному
сценарию с заучиванием готовых или
подсказанных взрослыми ответов.

3.
Нельзя допускать также, чтобы беседа
превращалась в лекцию.

4.
Материал для беседы должен быть близок
эмоциональному опыту воспитанников.

5.
В ходе беседы важно выявить и сопоставить
все точки зрения.

6.
Правильное руководство этической
беседой заключается в том, чтобы помочь
воспитанникам самостоятельно прийти
к правильному выводу.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Рассказы на экологическую тему для старшеклассников
  • Рассказы на хэллоуин для детей страшилки
  • Рассказы на хэллоуин для детей на английском
  • Рассказы на французском языке слушать
  • Рассказы на ферме с конем