Рассказы начальной русской летописи читать 4 класс

Меню сайта

НАРОД РУСИ - интернет проект.

СОДЕРЖАНИЕ сайта
пользуйтесь кнопкой «содержание»

Разделитель-низ-160х8

Разделитель-верх-160х8

НАШИ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

На сайте различные материалы по истории и культуре народа Руси Новгородской, Киевской, Владимирской, Московской Руси. (книги, звукозапись, фильмы, галереи - послушать, посмотреть, скачать mp3).



СОДЕРЖАНИЕ сайта

СОДЕРЖАНИЕ сайта

Категории раздела

Форма входа

Наш опрос

Статистика


Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0



угловые диваны в москве В ассортименте нашей компании представлены как готовые мебельные комплекты для офиса со всеми составляющими для обустройства полноценного рабочего места, так и отдельные предметы обстановки. Наша офисная мебель предназначена для размещения в кабинетах руководителей, помещениях для встреч и конференций, приемных, ресепшн-зонах. Если в офисе предусмотрена область для спонтанного сотрудничества, фуршетов, семинаров, презентаций, мастер-классов, у нас вы сможете выбрать мебель…

Смотреть онлайн rachel starr порно видео. . Смотреть онлайн полнометражные порно фильмы со смыслом, сюжетом и русским переводом!




ссылки биржы


***



Рассказы начальной русской летописи


Летопись — «Повесть временных лет».

Летопись - Повесть временных лет, из варяг в греки, князь Рюрик, князь Святослав, княгиня Ольга, святой князь Владимир, Русь, святая Русь


ПРЕДИСЛОВИЕ

Больше тысячи лет Существует на карте мира страна с названием Русь. Но задумывались ли вы над вопросом — откуда взялось это название? Нет? А вот ученые историки задумывались. И стали внимательно читать старинные рукописи, производить археологические раскопки, изучать название рек, озер, морей, гор и других местностей — топонимы, в которых могли сохраниться напоминания о седой старине. И обнаружили совершенно удивительные вещи. Всем известно, что Русское государство создавали славянские племена. Восточные славяне — древляне, поляне, северяне, радимичи вятичи… населявшие территорию будущей Киевской Руси, существовали до прихода Руси к власти над ними. С приходом же руси к власти и с образованием Киевской Руси это разделение исчезло. Но вот что интересно, выяснилось, что на карте древней Европы имя «Русь» встречается в самых разных местах. Например четыре разные Руси были в Прибалтике. В восточной Европе имя «Русь» можно найти не только на берегах Днепра, но и в Карпатских горах, в устье Дуная, на побережье Азовского и Каспийского морей, в Крыму. В западной Европе — на территории современной Австрии, а также в Тюрингии и Саксонии…

Летопись - Повесть временных лет, из варяг в греки, князь Рюрик, князь Святослав, княгиня Ольга, святой князь Владимир, Русь, святая Русь
Обширность наших стран измерьте,
Прочтите книги славнвх дел,
И чувствам собственным поверьте,
Не вам повергнуть наш предел.
Исчислите тьму сильных боев,
Исчислите у нас героев
От земледельца до царя
В суде, в полках, в морях и в селах
В своих и на чужих просторах
И у святого алтаря.

Писал М.Ломоносов ссылаясь на летопись, отстаивая русское достоинство перед иностранцами.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Повесть временных лет (Летопись) Часть 1
Славяне пришли и сели по Днепру; Был тут путь из Варяг в Греки; На сих горах будет город великий; И были три брата — Кий, Щек и Хорив; Погибли как обры; Не добрая это дань, княже.; С этой поры начнем и числа положим; Земля наша велика и обильна; Было у Рюрика два мужа, Аскольд и Дир; Это будет мать городам русским.


2. Повесть временных лет (Летопись) Часть 2
И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами; И вспомнил Олег коня своего; Родословное дерево Рюриковичей от Великого Князя Рюрика до Великого Князя Владимира Святого.



4. Повесть временных лет (Летопись) Часть 4
Иду на вы; Пришли впервые печенеги на Русскую землю; И сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него; Поди на брата своего и захвати волость его.


5. Повесть временных лет (Летопись) Часть 5
Не хочу разуть сына рабыни; Тогда выступил муж Владимира; Завел Владимир на дворе своем в гриднице пиры; Нас кормит сама земля; И похоронили тело Владимира с плачем


6. Повесть временных лет (Летопись) Часть 6
Заступники они за землю Русскую; Княже, можем за тебя бороться; И одолел Ярослав; Хотим и еще биться с Болеславом и со Святополком; Принял он муки окаянного; Чего ради губить нам дружины? Сойдемся да поборемся сами.


7. Повесть временных лет (Летопись) Часть 7
И была гроза велика и сеча сильна и страшна; Мстислав вышел на охоту, разболелся и умер; Заложил Ярослав город великий; Послал Ярослав сына своего Владимира на греков; Имейте любовь между собой, потому что все вы дети от одного отца и матери; Поднял рать Всеслав Полоцкий; Дай, княже, оружие и коней, и мы еще будем биться с половцами; Когда же наступила ночь, Всеслав тайно от киевлян бежал из Белгорода.



9. Повесть временных лет (Летопись) Часть 9
Украсил город Переяславль зданьями; В Полоцке ночью со стоном по улицам рыскали бесы; И люди не могли добиться правды княжой; Опустели села наши и города наши


10. Повесть временных лет (Летопись) Часть 10
Это уже в третий раз навел Олег язычников на землю Русскую; Пришел Боняк с половцами к Киеву; Почто губим Русскую землю?;



12. Повесть временных лет (Летопись) Часть 12
Бросил ты нож в нас; Если у твоего сына две головы, то посылай его нам; Лошади вам жаль, а смерда не жаль ли?; Игумен Сильвестр написал книгу сию.


ОГЛАВЛЕНИЕ; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12

Царственные правители, полководцы и флотоводцы Руси, России и других стран

На сайте различные материалы по истории и культуре народа Руси Новгородской, Киевской, Владимирской, Московской Руси. (книги, звукозапись, фильмы, галереи - послушать, посмотреть, скачать mp3).

Царственные правители
полководцы и флотоводцы Руси, России и других стран

Раздел IV нашего сайта называется «Царственные правители, полководцы и флотоводцы Руси, России и других стран» В этом разделе освящены следующие темы:
1. Российские правители — правители Руси и России. 1.1 Правители Руси; 1.2 Правители России;
2. Правители христианского, и не только, мира.
3 Полководцы Руси и России
4. Флотоводцы Руси и России
5. Венцы, короны и оружие
6. Кино — документальные, художественные и мультипликационные фильмы 6.1 Документальные фильмы; 6.2 Художественные фильмы; 6.3 Мультипликационные фильмы
7. Песни — народные, эстрадные и церковные (песнопения)
8. Галереи и слайдшоу картин и фотографий КРАСНЫЕ»»»СТРЕЛКИ




Разместить ссылку на материал.

HTML код для сайтов и блогов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Категория: История Руси | Добавил: Русич (17.01.2012)

+МоёМесто.ru

— послать письмо

Просмотров: 30488 | Рейтинг: 0.0/0

—>

Друзья сайта

Иконы Андрея Рублева

Православный календарь

Царь и Пророк Давид
послушать на наших страницах

Русь Святая - персональный сайт русича в.в.м - информационный интернет-проект направленный на укрепление веры и несение культуры в русскоязычных народах

Одесское время показывает
ПРОИГРЫВАТЕЛЬ

Жертвенник сайта

Друзья сайта

Поиск

И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда

В лето 6415 (907). Пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же он с собой множество варягов, и словен, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов — всех их называют греки «Великая Скифь». И с этими со всеми пошёл Олег на конях и на кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришёл к Царьграду. И вышел Олег на берег и начал воевать. И много убийства сделал около города, и разбил много палат, и церкви пожёг. И много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.

И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на них корабли. И так как был попутный ветер с поля, то подняли они паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав послов к Олегу:

— Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь.

И остановил Олег воинов, и вынесли ему греки яства и вино, но не принял Олег вина, ибо было оно отравлено. Испугались греки и сказали:

— Это не Олег, но святой Димитрий, посланный на нас от Бога.

И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен [денежная единица в Древней Руси — серебряный или золотой слиток весом около 400 граммов] на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей; а потом дать дани для русских городов: прежде всего для Киева, а затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов, ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу.

И согласились на это греки, и начали они просить мира, чтобы не воевал Греческой земли. И обещали греческие цари уплачивать дань. И давали друг другу присягу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили к клятве по закону русскому, и клялись те оружием своим и Перуном, богом своим, и Белесом, богом скота, и утвердили мир.

И пришёл Олег в Киев, неся золото, и паволоки [шёлковые ткани, покрывала], и плоды, и вино, и всякое узорочье [драгоценности, наряды]. И народ прозвал Олега Вещим.

И вспомнил Олег коня своего

В лето 6420 (912). И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить и уже не садился на него. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников:

— От чего мне умереть?

И сказал ему кудесник один:

— Княже! Коня любишь и ездишь на нём — от него тебе и умереть!

И запали слова эти в душу Олегу, и сказал он:

— Никогда не сяду на него и не увижу его больше.

И повелел кормить коня и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока ходил на греков.

Когда прошло четыре лета, на пятое, пришёл Олег от Царьграда в Киев и вспомнил своего коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшего конюха и сказал:

— Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?

Он же ответил:

— Уже умер!

Олег засмеялся и укорил того кудесника, сказав:

— Неправду говорят волхвы, но всё то ложь: конь умер, а я жив.

И повелел оседлать себе коня:

— Да увижу кости его.

И приехал на место, где лежали его кости голые и череп голый, слез с коня и, посмеявшись, сказал:

— От сего ли черепа смерть мне принять?

И ступил ногою на череп. И выползла змея из черепа и ужалила его в ногу. И с того разболелся и умер. И оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и до сего дня, слывёт могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.

Начали братья эти составлять славянскую азбуку

Был един народ славянский: и те славяне, что сидели по Дунаю, покорённые уграми, и моравы, и чехи, и ляхи, и поляне, которых теперь называют русь. Для них ведь, первых, для моравов, созданы буквы, названные славянской грамотой; эта же грамота и у руси, и у болгар дунайских.

Когда славяне жили уже крещёными, князья их, Ростислав, Святополк и Коцел, послали к царю греческому Михаилу, говоря:

— Земля наша крещёна, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас и истолковал святые книги, ибо не знаем мы ни греческого языка, ни латинского. Одни учат нас так, а другие иначе, от того не знаем ни начертания букв, ни их значения. Пошлите нам учителей, которые могли бы нам рассказать о книжных словах и о смысле их.

Услышав это, царь Михаил созвал всех философов и передал им речи славянских князей. И сказали философы:

— Есть муж в Солуни, именем Лев. У него два сына, искусные философы, разумеющие славянский язык, Кирилл и Мефодий.

Царь, узнав об этом, послал в Солунь ко Льву, говоря:

— Пошли к нам скорей сыновей своих, Кирилла и Мефодия.

Лев вскоре послал их и, когда они пришли, сказал им:

— Прислала послов ко мне Славянская земля, прося себе учителя, который мог бы им истолковать священные книги.

И уговорил их царь и послал в Славянскую землю. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол, Евангелие и Псалтырь и другие книги. И собрали хороших скорописцев и перевели все книги полностью с греческого языка на славянский в шесть месяцев, начав в марте, а закончив 26 октября.

В 907 году пошел Олег на греков, а Игоря оставил в Киеве; взял с собою варягов множество, и новгородцев, и чуди, и кривичей, и других народов. Со всеми с ними пошел Олег на конях и в кораблях и пришел к Царю-городу: греки замкнули гавань и затворили город. Олег вышел из корабля, велел корабли вытащить на берег и повоевал городские окрестности. Русские перебили множество греков, разорили дома, пожгли церкви, одним словом, поступили так, как обыкновенно поступают неприятели. Греки, видя все это, испугались, выслали к Олегу из города и сказали ему: «Возьми дани сколько хочешь». Олег согласился и возвратился в Киев, неся золото, драгоценные ткани, плоды и вина. Народ прозвал его Вещим.

По смерти Олега начал княжить Игорь, древляне затворились от него; Игорь пошел на них, победил и наложил дань больше, чем Олег. В 941 году пошел Игорь на греков. Болгары послали весть к императору, что идет русь на Царь-город. Русские опустошали азиатские берега до тех пор, пока не пришли греческие воеводы с востока и окружили их со всех сторон. Русские, посоветовавшись, вышли на греков, и, после злой сечи, греки едва могли одолеть. Русские сели ночью в лодки и побежали; но греческий воевода встретил их в лодках с огнем и начал пускать его трубами[8] на русские лодки, так что было страшно смотреть. Русские, увидав пламень, пометались в морскую воду, чтоб уйти как-нибудь, и таким образом возвратились домой. Пришедши, каждый рассказывал своим о чудесном огне. «У греков в руках точно молние небесное, которое они пускали и жгли нас; вот почему и не одолели мы их», — говорили воины Игоря, Игорь же, пришедши, начал собирать большое войско и послал звать варягов из-за моря: он опять хотел идти на греков. В 944 году Игорь в самом деле отправился к Царю-городу в лодках и на конях. Корсунцы[9], услыхав об этом, послали сказать императору Роману: «Идет русь; кораблей у них множество; покрыли все море корабли». Также и болгары послали весть: «Идут русские, наняли и печенегов» [10]. Тогда царь послал к Игорю лучших бояр с просьбою: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег; придам и еще к той дани». Игорь, дошедши до Дуная, созвал дружину и стал думать с нею о предложении царя. Дружина сказала: «Если царь так говорит, то чего же нам еще больше; без битвы возьмем золото, серебро и дорогие ткани. Ведь неизвестно, кто одолеет — мы или они? с морем нельзя заранее уговориться; теперь мы не по земле ходим, но по глубине морской: здесь одна смерть грозит нам всем». Игорь послушался дружины и велел печенегам воевать Болгарскую землю; а сам, взявши у греков золото и ткани на всех воинов, возвратился назад в Киев,

Вслед за князем пришли назад и послы русские и привели с собой послов от греческого царя Романа. Игорь призвал к себе греческих послов и спросил их: «Скажите, что же вам говорил царь?» Послы отвечали: «Вот царь послал нас к тебе; он очень рад миру, хочет мир иметь и любовь с русским князем: твои послы водили наших князей к присяге, и нас послали привести тебя и мужей твоих также к присяге». Игорь обещался исполнить это. На другой день он призвал послов и пошел на холм, где стоял Перун[11]: поклали перед идолом оружие, щиты и золото, и клялись Игорь и все люди его, сколько было язычников между русскими. А христиан русских приводили к присяге в церкви св. Илии, что над ручьем; то была соборная церковь, потому что многие варяги были уже христиане. Игорь, утвердив мир с греками, отпустил послов, одарив их звериными шкурами, рабами и воском. После этого Игорь начал княжить мирно в Киеве; когда же пришла осень, начал задумывать поход на древлян, желая взять с них еще больше дани. Дружина сказала ему: «Наши товарищи, которые с Свенельдом[12], богаты оружием и платьем, а мы наги; пойдем, князь, с нами за данью; и ты добудешь, и мы». Игорь послушался: пошел к древлянам за данью и начал обижать их; побравши дань, пошел было назад в свой город, однако на дороге раздумал и сказал дружине: «Ступайте вы с данью домой, а я возвращусь назад, похожу еще». Как сказал, так и сделал: отпустил дружину домой, а сам с немногими возвратился назад, желая взять еще больше с древлян. Те, услыхав, что Игорь опять идет, начали советоваться с князем своим Малом; они говорили: «Повадится волк к овцам, перетаскает все стадо, если не убьют его; так теперь и с нами: если не убьем Игоря, то всех нас погубит». После совещания они послали сказать Игорю: «Зачем идешь опять, ведь ты уже взял всю дань». Но Игорь не послушался их; тогда древляне вышли из города и убили Игоря и дружину его, потому что ее было очень мало,

ГЛАВА II

О том, как, Ольга отмстила древлянам за смерть своего мужа и установила порядок в земле, как приняла святое крещение, и как сын ее Святослав воевал с разными народами

Услыхав о смерти Игоря, жена его Ольга, вместе с сыном Святославом, собрала большое и храброе войско и пошла на древлянскую землю. Древляне вышли против нее; когда оба полка сошлись, Святослав бросил копьем в древлян; копье, пролетев между ушей его лошади, ударило ей в ноги, потому что Святослав был еще дитя и не умел владеть копьем. Тогда Свенельд и Асмуд, дядьки Святослава, сказали: «Князь уже начал; пойдем, дружина, за князем». Древляне были побеждены, побежали, затворились в своем городе. Ольга взяла город и сожгла его; старшин городских взяла в плен, а прочих людей иных убила, других отдала в рабство своим приближенным, остальных обложила тяжелою данью. Кончив войну, пошла Ольга с сыном и дружиною по древлянской земле; установила везде дани и оброки. Потом пришла в город свой Киев, и, пробыв здесь год, отправилась к Новгороду, и по дороге уставила везде так же оброки и дани.

В 955 году пошла Ольга в Грецию и пришла в Царь-город. Там приняла христианскую веру и, возвратясь в Киев, уговаривала и Святослава креститься; но он и слышать не хотел о том; если же кто другой хотел креститься, то ему не мешали, но только смеялись над ним. Часто Ольга говаривала сыну: «Я рада, что узнала истинного бога, и ты будешь радоваться, когда узнаешь его». Святослав обыкновенно отвечал на это: «Как мне одному принять новую веру? дружина станет смеяться надо мною!» Тогда Ольга говорила ему: «Если ты крестишься, то и все станут делать то же». Но Святослав не слушался матери и жил по языческим обычаям.

Когда он вырос и возмужал, то начал собирать около себя много храбрых воинов; ходил легко, как барс, и только и делал, что воевал. В походах не возил за собою ни возов, ни котлов и не возил мяса; но, изрезав тонкими ломтиками конское мясо, или какого-нибудь другого зверя, или говядину, пек сам на углях и так ел. Шатра у Святослава также не было, а спал он на войлоке, положив седло в головы, точно так же жили и все остальные воины. Он посылал к разным народам сказать им: «Хочу идти на вас». Ходил на Оку и на Волгу; на Оке нашел вятичей[13] и спросил их: «Кому дань даете?» Вятичи отвечали: «Козарам». Тогда пошел Святослав на козар, победил их и взял их город; потом победил ясов и косогов[14]; наконец пошел на Дунай, на болгаров, одолел их, побрал города по Дунаю и сел княжить здесь в Переяславце.

Между тем пришли в первый раз печенеги на Русскую землю, а Святослав был в Переяславце. Ольга затворилась в Киеве со внуками своими: Ярополком, Олегом и Владимиром. Печенеги обступили город со всех сторон, так что нельзя было ни выйти из города, ни вести послать; народ изнемог от голода и жажды. Жители другой стороны Днепра собрались в лодках, но ни одному из них нельзя было пробраться в город, ни из города к ним. Встужили тогда киевляне и стали говорить: «Нет ли кого, кто бы мог пройти на ту сторону и сказать им: если завтра никто нас не выручит, то сдадимся печенегам». Вызвался один мальчик и сказал: «Я перейду», — и точно пошел с уздою из города, и ходил между печенегами и спрашивал: «Не видал ли кто его лошади?» (Он умел говорить по-печенежски, так что печенеги приняли его за своего.) Когда же он дошел до реки, то скинул платье, бросился в Днепр и поплыл; увидав это, печенеги кинулись за ним и начали стрелять, но не могли уже ему ничего сделать, потому что жители другой стороны Днепра подъехали к нему и взяли его в лодку. Мальчик сказал им: «Если не подступите завтра к городу, то жители его хотят сдаться печенегам». Тогда воевода, именем Претич, сказал: «Подступим завтра в лодках к городу, схватим княгиню и молодых князей и умчим их на нашу сторону; если же так не сделаем, то Святослав погубит нас». На другой день, сев в лодки на рассвете, начали они громко трубить; а люди в городе отвечали им радостными кликами. Печенеги подумали, что сам князь пришел, и побежали от города в разные стороны, а Ольга со внуками вышла к лодкам. Увидав это, князь печенежский возвратился один к воеводе Претичу и сказал: «Кто это пришел?» Ему отвечали: «Лодки с той стороны». Князь печенежский спросил опять у Претича: «А ты князь ли?» Претич отвечал: «Я его воевода и пришел с передовыми, а за мною идет полк с князем — бесчисленное множество народа». Все это он насказал, чтоб испугать печенегов. Тогда печенежский князь сказал Претичу: «Будь мне другом»; Претич отвечал: «Пожалуй». Печенежский князь подарил Претичу коня, саблю и стрелы, а воевода подарил ему броню, щит и меч. Печенеги отступили от города. Тогда киевляне послали сказать Святославу: «Ты, князь, ищешь чужой земли и берешь ее, а до своей тебе и дела нет; нас чуть было не взяли печенеги, вместе с твоею матерью и детьми; если ты не придешь и не оборонишь нас, то нас опять возьмут печенеги: видно, тебе не жаль родной земли, ни матери-старухи, ни детей». Услыхав такие вести, Святослав тотчас же сел на коней с дружиною и приехал в Киев: рад он был, что нашел мать и детей своих в безопасности; но очень жалел, что случилась с ними такая беда от печенегов, и, собрав войско, прогнал варваров в степи, после чего настало мирное время.

вернуться

8

«…и начал пускать его трубами…» — речь идет о так называемом греческом огне — зажигательной смеси, в состав которой входили нефть, смолистые вещества и селитра, им пользовались и как метательным средством для бросания камней из металлических труб.

вернуться

9

Корсунцы — жители г. Корсуни — древнерусское название Херсонеса в Крыму (развалины на окраине Севастополя).

вернуться

10

Печенеги — тюркские и сарматские племена. До конца IX в. кочевали между Аральским морем и Волгой, позднее занимали Северное Причерноморье до Дуная.

вернуться

11

Перун — языческий бог грозы, грома и молнии, считался покровителем князя и его дружины.

вернуться

12

Свенельд — воевода кн. Игоря, отца кн. Святослава.

вернуться

13

Вятичи — древнерусское племя, жившее в бассейне реки Оки. Название свое получили, по летописи, от имени вождя Влтко.

вернуться

14

Ясы — древнерусское название скифо-сармато-алавских племен, предков осетин. Косоги (касоги) — древнерусское название адыгов, обитавших в Прикубанье.

  • Рассказы насти ильиной слушать
  • Рассказы насти ильиной на ютубе
  • Рассказы написанные детьми про дружбу
  • Рассказы нагибина рассказы о гагарине
  • Рассказы на чувашском языке слушать бесплатно