Рассказы о байкале сибирских писателей

Антон Чехов: Байкал – на стыке прозы и поэзии

Пожалуй, начать рассказ о писателях, которые в своей прозе и эпистолярном наследии обращались к Байкалу, следует с Антона Павловича Чехова. Притчей во языцех стало его определение Иркутска, где он ненадолго останавливался во время своего путешествия на Сахалин в 1890 году, – «совсем Европа».

Исследователи творческого наследия писателя считают, что описание Байкала в письмах – одна из эпистолярных вершин жанра.

Первое байкальское письмо Антона Павловича датировано 13 июня и отправлено со станции Лиственичная матери Евгении Яковлевне, сестре Марии и брату Михаилу.

Писатели на Байкале и о Байкале«Ехали мы к Байкалу по берегу Ангары, которая берет начало из Байкала и впадает в Енисей. Зрите карту. Берега живописные. Горы и горы, на горах всплошную леса. Погода была чудная, тихая, солнечная, теплая; я ехал и чувствовал почему-то, что я необыкновенно здоров; мне было так хорошо, что и описать нельзя. Это, вероятно, после сиденья в Иркутске и оттого, что берег Ангары на Швейцарию похож. Что-то новое и оригинальное. Ехали по берегу, доехали до устья и повернули влево; тут уже берег Байкала, который в Сибири называют морем. Зеркало. Другого берега, конечно, не видно: 90 верст. Берега высокие, крутые, каменистые, лесистые; направо и налево видны мысы, которые вдаются в море, вроде Аю-Дага или феодосийского Тохтабеля. Похоже на Крым. Станция Лиственичная расположена у самой воды и поразительно похожа на Ялту; будь дома белые, совсем была бы Ялта. Только на горах нет построек, так как горы слишком отвесны и строиться на них нельзя…»

В этот же день Чехов написал письмо архитектору Ф.О. Шехтелю:

«Вы никогда не получали писем с берегов Байкала. Так вот Вам. Пишу сие, сидя на берегу Байкала и ожидая, когда пароход смилостивится и повезет мою особу дальше. Приехал я сюда во вторник, а пароход пойдет в пятницу, идет дождь, на озере туман, есть ничего не дают; тараканов и клопов сколько угодно, до свиданья, дядя!»

И далее (из письма от 20 июня к родным):

«Прогулка по Байкалу вышла чудная, во веки веков не забуду. Только вот что было нехорошо: ехали мы в III классе, а вся палуба была занята обозными лошадями, которые неистовствовали, как бешеные. Эти лошади придавали поездке моей особый колорит: казалось, что я еду на разбойничьем пароходе. В Клюеве сторож взялся довезти наш багаж до станции; он ехал, а мы шли позади телеги пешком по живописнейшему берегу. Скотина Левитан, что не поехал со мной. Дорога лесная: направо лес, идущий на гору, налево лес, спускающийся вниз к Байкалу. Какие овраги, какие скалы! Тон у Байкала нежный, теплый. Было, кстати сказать, очень тепло…»

В тот же день Чехов отправил еще два письма. Своему другу писателю-юмористу И.А. Лейкину Антон Павлович писал: «Из Иркутска я послал Вам письмо. Получили ли? С того времени прошло больше недели, в продолжение которой я переплыл Байкал и проехал Забайкалье. Байкал удивителен, и недаром сибиряки величают его не озером, а морем. Вода прозрачна необыкновенно, так что видно сквозь нее, как сквозь воздух; цвет у нее нежно-бирюзовый, приятный для глаза. Берега гористые, покрытые лесами; кругом дичь непроглядная, беспросветная. Изобилие медведей, соболей, диких коз и всякой дикой всячины, которая занимается тем, что живет в тайге и закусывает друг другом. Прожил я на берегу Байкала двое суток. Когда плыл, было тихо и жарко. Забайкалье великолепно. Это смесь Швейцарии, Дона и Финляндии».

А поэту А.Н. Плещееву русский драматург отправил следующие строки: «Нахожусь под впечатлением Забайкалья, которое я проехал: превосходный край. Вообще говоря, от Байкала начинается сибирская поэзия, до Байкала же была проза».

Валентин Распутин: сияние Байкала

Один из главных байкальских писателей, который не просто посвятил озеру много пронзительных слов, но и значительную часть своей жизни провел на его берегах – это Валентин Распутин.

В своем очерке «Байкал, Байкал…» Валентин Григорьевич пишет:

«Байкал, казалось бы, должен подавлять человека своим величием и размерами – в нем все крупно, все широко, привольно и загадочно – он же, напротив, возвышает его. Редкое чувство приподнятости и одухотворенности испытываешь на Байкале, словно в виду вечности и совершенства и тебя коснулась тайная печать этих волшебных понятий, и тебя обдало близким дыханием всесильного присутствия, и в тебя вошла доля магического секрета всего сущего. Ты уже тем, кажется, отмечен и выделен, что стоишь на этом берегу, дышишь этим воздухом и пьешь эту воду. Нигде больше не будет у тебя ощущения столь полной и столь желанной слитности с природой и проникновения в нее: тебя одурманит этим воздухом, закружит и унесет над этой водой так скоро, что ты не успеешь и опомниться; ты побываешь в таких заповедных угодьях, которые и не снились нам; и вернешься ты с удесятеренной надеждой: там, впереди, обетованная жизнь…»

А вот описание озера из рассказа «Новая профессия», которое являет собой образец превосходной классической русской прозы:

«А Байкал в остывающем, меркнущем свете все больше погружался не во мрак, а в сияние. Алёша шел, и огромное водное полотно справа, стоящее от переполненности горкой, “перелистывало” цвета: только что было оранжевым и бликующим, играющим с зарей, затем фиолетовым, кладущим длинные мутные тени, затем изумрудным, с самоцветными вспышками, и становилось все глубже, все ярче…»

В описании Байкала Валентин Распутин не был голословен, ведь он жил в так называемом «байкальском Переделкино» – в писательской деревне в порту Байкал, напротив истока Ангары.

Писательская деревня

Фото

Поэт Владимир Скиф написал книгу о писателях, поэтах, художниках, которые в середине 60-х начали селиться на берегу озера. Свою книгу он назвал «Байкальское Переделкино», хотя в реальности это поселение называют просто и безыскусно – писательская деревня. Одним из первых там, где начинается знаменитая Кругобайкальская железная дорога, поселился сибирский писатель Глеб Пакулов. Вскоре к нему присоединились писатели Владимир Жемчужников и Нелли Матханова, а следом и Валентин Распутин купил дом в порту Байкал по адресу улица Вокзальная, 1. Это случилось в начале 1970-х – именно в это время писатель создал повести, которые принесли ему всемирную славу: «Живи и помни» и «Прощание с Матерой», их он и писал, закрывшись от мира в своем байкальском доме. Впоследствии этот дом Валентин Григорьевич подарил Владимиру Скифу – они были родственниками (их жены были родными сестрами). 

Жил на Байкале и Сергей Иоффе, который здесь написал свои лучшие книги. И не только сборники стихов, но и ряд книг, основу которых составили эссе о русских поэтах.

Писатели на Байкале и о БайкалеИзвестный отечественный драматург Александр Вампилов не просто жил в писательской деревне у своего друга Глеба Пакулова. Именно здесь он по воле судьбы и Байкала, который перевернул лодку, окончил свои земные дни.

Частыми гостями в писательской деревне были Виктор Петрович Астафьев с супругой, Евгений Иванович Носов, Николай Воронов, Геннадий Машкин, Станислав Китайский, Валерий Хайрюзов, Борис Лапин и многие другие.

Виктор Астафьев говорил, что его тянет на Байкал, как в родную деревню Овсянку, что несколько дней, проведенных на Байкале, позволяют ему отдохнуть от будней, зарядиться силами.

Отмечает Скиф и выдающегося русского писателя и поэта Леонида Ивановича Бородина, который оставил уникальные автобиографичные воспоминания ребенка о Байкале в книге «Год чуда и печали». На Байкале прошло его детство. И даже когда Леонид Бородин стал главным редактором журнала «Москва», он никогда не забывал Байкал, справедливо полагая, что он дал силы пережить тяготы судьбы, выпавшие на его долю, – аресты, обвинения в антисоветской пропаганде и, как следствие, одиннадцать лет лагерей…

На другом конце Кругобайкальской железной дороги, в поселке Култук жили и работали еще два известных сибирских писателя – Анатолий Байбородин и Михаил Просекин.

Пауло Коэльо и другие

В мае 2006 года на Байкале побывал всемирно известный автор «Алхимика» – Пауло Коэльо.

Во время пресс-конференции он сказал, что одним из самых незабываемых впечатлений от двухнедельной поездки по Транссибу стало для него купание в ледяном Байкале, где он смог ощутить силу русского духа:

«На Байкале меня сразу же охватило желание ступить в воду. Не знаю, какая была ее температура, но, наверное, градуса четыре. Когда окунулся, то почувствовал, будто погрузился в сердце России. Было невероятное ощущение ее крепости и силы».

В 2010 году в рамках года Франции в России на Байкале побывала делегация французских писателей. Писательница Сильви Жермен сказала:

«Я не помню, кто сказал, что писатели дружат с природой. Но Байкал – это не просто чувство дружбы, а чувство, которое можно испытывать к живому существу, человеку. Это чувство вызывается его величием и грандиозностью».

Величие и грандиозность… Пожалуй, именно это определение как нельзя лучше описывает Байкал. В этом его сила и его вдохновение, которым он щедро делится с творческими людьми и со всеми, кто готов эту энергию творчества воспринять.

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Сегодня все больше радуешься признанию того, что писатели и поэты вносят конкретную и значимую лепту в формирование гуман­ного и сострадательного отношения к природе,  развития интереса и любви к живому миру Байкала и Прибайкалья. Но констатация этого факта, как и в анализе научных проблем, не может убежать и от рассмотрения другой крайности, когда литература стремилась и даже еще стремится подчеркнуть противоречие, противостояние природы и человека, извечность их противоборства, при этом стоя своими художественными средствами явно на стороне человека. Дж. Оруэлл, анализируя рассказы Джека Лондона, приводит знамена­тельное суждение. «Не то чтобы он оправдывал безжалостную При­роду, нет — он просто мистически уверовал, что она действительно безжалостна. Природа «кроваво-клыкастая и когтистая». Наверное, быть свирепым плохо, но такова цена, которую надо платить за то, чтобы выжить… Человек сражается против стихий или против себе подобных, и в этой борьбе ему не на что и не на кого положиться, кроме самого себя».

Литература 19 века

Если проследить, сколько художественных сюжетов подобного рода промелькнуло в описаниях адаптации человека в суровых сибир­ских краях, в его «героических» преобразованиях окружающей среды соответственно задачам индустриализации страны, в его охотничьих и других навыках противоборства с природой, сразу становится ясно, что однозначной оценки лепты литературы в экологическую проблему сделать невозможно, но при любом раскладе сегодня ценнее и значи­мее произведения, в которых отражено созидательное преобразующее влияние природы на человека, хотя это проявляется не всегда.

Вспомним Чехова. Устами доктора Астрова он изрекает истину, которая, в сущности, означает подлинное открытие: растительный мир не только украшает землю, но и учит человека понимать пре­красное, внушает ему величавое настроение. Многие произведения писателя  развивают  трепетно-жгучую  проблему  человеческого счастья. В ряду его слагаемых одно из главных мест принадлежит природе. Об этом также говорит автор через Астрова: «…Когда я прохожу мимо крестьянских лесов, которые я спас от порубки, или когда я слышу, как шумит мой молодой лес, посаженный моими ру­ками, я сознаю, что климат немножечко и в моей власти, и что если человек через тысячу лет будет счастлив, то в этом немножечко буду виноват и я».

Но уже заметно по-иному смотрит Чехов на проблему того же леса, когда оказывается в «безграничной» тайге Сибири, в конце XIX века. Вспомним его воспоминания из поездки на остров Саха­лин. «Вот около сосен плетется беглый каторжник с котомкой и с ко­телком на спине. Какими маленькими и ничтожными представляются в сравнении с громадною тайгой его злодейства, страдания и он сам! Пропадет он здесь в тайге, и ничего в этом не будет мудреного, ни ужасного, как в гибели комара. Пока нет густого населения, сильна и непобедима тайга, и фраза «Человек есть царь природы» нигде не звучит так робко и фальшиво, как здесь. Если бы, положим, все люди, которые живут теперь по сибирскому тракту, сговорились уни­чтожить тайгу и взялись бы для этого за топор и огонь, то повтори­лась бы история синицы, хотевшей зажечь море. Случается, пожар сожрет в лесу верст пять, но в общей массе пожарище едва заметно, а проходят десятки лет, и на месте выжженного леса вырастает мо­лодой, гуще и темнее прежнего. Один ученый нечаянно поджег лес; в одно мгновение вся видимая зеленая масса была охвачена пламенем. Потрясенный необычайной картиною, ученый назвал себя «причиною страшного бедствия». Наверное, на месте бывшего пожара растет те­перь непроходимый лес, и труды ученого оставили в природе больше следа, чем напугавшее его страшное бедствие. Обычная человеческая мерка в тайге не годится».

Скорее всего, именно проблеснувшая в данном суждении мысль российского человека «у нас всего много, на всех хватит» позволя­ла и позволяет многим людям небрежно, хищнически и даже пре­ступно относится к матушке природе на территории всей России. Вот размышление хабаровского журналиста, пришедшее к нему во время путешествия по Байкалу и при виде экологических неуря­диц, что здесь творятся. «Кстати сказать, и наша многострадальная дальневосточная тайга беспощадно наказывает тех, кто беспар­донно врывается в ее владения со злым умыслом. Даже если, на первый взгляд, и умысла как бы не было. Ну, например, лесорубы знаменитого в свое время Дальлеспрома миллионами кубометров «косили» кедр       кормильца всего живого в тайге.  Косили тупо, косили фактически на… дрова. В верховьях речки Дурмин до сих пор гниют невывезенные километровые штабеля таких «дров». И у всех, кто этим безобразием занимался в не столь уж и далекое советское время, жизнь, в конце концов, пошла кувырком. Многие поумирали в мучениях от рака, хотя, казалось бы, в лесу свежим воздухом дышали.

Современным дельцам, засылающим в тайгу «дикие» бригадки из полуспившихся потомков советских лесорубов с одной только целью — хапнуть и лично обогатиться, надо бы знать, что всем им уготована кара, неотвратимая кара Природы, которая и есть Бог. Но скудость внутреннего мирка этих людишек не дает им возможности осознать, на кого они поднимают свою алчущую «зелени» руку. Будучи жесто­ко наказаны, некоторые из них лишь на смертном одре поймут, что жили и действовали не по-людски. А большинство и вовсе ничего не поймет — мусором были на этой земле, мусором в землю и уйдут…».

Приоритет  в  создании достаточно  объемного  художественного полотна о байкальском крае принадлежит первому сибирскому ро­манисту И.Т.Калашникову. В романе «Дочь купца /Колобова», на­звание которого сопровождается припиской «роман, извлеченный из иркутских преданий», автор создает остросюжетную картину жизни земли сибирской в начале XIX века. Здесь присутствуют и описа­ния самого священного моря, и горных хребтов, его окружающих, и своеобразных забайкальских степей… И. Калашников делает инте­реснейшие зарисовки жизни и быта русских старожилов, абориген­ных народов земли сибирской: бурят, монголов, тунгусов, якутов, коряков, юкагиров, чукчей. Широта описания, творческий рассказ о самобытных характерах сибиряков вызвали интерес к книге, опуб­ликованной в 1832 году. А.С.Пушкин в письме к писателю приводит мнение баснописца И.Крылова: «Ни одного из русских романов я не читывал с большим удовольствием». Из описаний, сделанных в романе, интеллигентная публика России, несомненно, многое узнала и о жизни сибирской земли.

Одним из самых известных в России и мире художественно-музыкальных произведений о Байкале является, несомненно, песня с зачином «Славное море Священный Байкал». Стихотворение Д.Давыдова, шесть из одиннадцати строф из которого стали текстом данной песни, было опубликовано в 1858 году в одном из номеров малоизвестной столичной газеты «Золотое руно» и называлось «Думы беглеца на Байкале». Зародилось оно, возможно, в период поездок Давыдова в Баргузин вместе с бурятским просветителем Сахаром Хамнаевым. Н.Дамдинов в документальной повести «Баргузин Тукум» так описывает этот момент: «По дороге в Баргузин, когда ехали по берегам Байкала, Хамнаев делал привалы в особенно жи­вописных местах. Дмитрий Павлович с восхищением вглядывался в просторы Байкала, изредка что-то записывал в тетрадку. Один раз спросил: «Значит, ветер, дующий с устья вашей реки, здесь так и на­зывается: «баргузин».

Несколько слов надо сказать о самом Д.Давыдове (1811 — 1888 гг.) — сибирском поэте, краеведе и педагоге XIX века. Он — ко­ренной сибиряк, уроженец города Канска Томской губернии. За­кончив Иркутскую гимназию и получив звание учителя в 1830 году, он получил назначение в Троицкосавск Кяхту. В дальнейшем его педагогическая деятельность продолжалась без малого тридцать лет. Давыдов был лично знаком с известными людьми Сибири. Так, знакомство и дружба с профессором Казанского, затем Варшавского университета О.М.Ковалевским стали стимулом к формированию у Дмитрия Павловича глубоких и устойчивых интересов к этногра­фии и фольклору бурят и монголов. Он постоянно собирал сказки, легенды и предания, пословицы и поговорки аборигенного населения, и для него свойственно было глубокое понимание своеобразия психологии и быта этих людей, уважение к их традициям, обычаям и обрядам.

«Знакомый с нравами бурята,

Я чтил его привычки свято», —

писал он в одном из своих стихотворений. Он и делом доказы­вал эти свои убеждения: будучи смотрителем учебных заведений, многое сделал для открытия бурятского училища в Баргузине, ряда других русских и бурятских школ на территории современной Бу­рятии и Иркутской области. Число сельских приходских школ при нём увеличилось вдвое, что по тем временам было явлением редким в Сибири.

Дмитрий Давыдов показал себя и человеком, интересующимся историей сибирской земли и заботящимся о сохранении ее свиде­тельств. Он одним из первых обнаружил Иволгинский «оленный ка­мень» — плиту с выбитыми на ней изображениями, напоминающими бегущих друг за другом оленей. Такие камни устанавливались древ­ними людьми в местах культовых торжеств, жертвоприношений или захоронений и имели ритуально-символическое значение. Несмотря на то, что камень имел значительную величину (длина — 3,5 м) и вес, Давыдов постарался, чтобы его доставили по грунтовым дорогам и льду Байкала в Иркутск. Сейчас этот камень находится у входа в Иркутский краеведческий музей.

Авторство песни о привольном Байкале долгое время было за­быто, но сама она, подобно её герою, сильному и смелому беглецу — каторжнику, вырвалась на волю и разошлась по российским горо­дам и весям. В песне ярко высветились характер и душа народа, его сокровенные чаяния о лучшей доле, протест против социальных бед, зол и страданий, любовь к родной земле.

Используя хронологический принцип в обзоре литературных произведений о Байкале, покажем всплеск его описаний в первой трети XIX века, что в немалой степени связано со ссылкой и катор­гой декабристов. Эти подневольные «очевидцы» Байкала оставили в своих мемуарах, воспоминаниях, письмах красочные его картины. Вот одно из них: «Я переплывал воды Байкала, пересекая вели­чайшие пространства, обозревал природу во все ее величестве… В отдаленной синеве седые исполины, препоясанные густым туманом, гладкая зеркальная поверхность воды в тихое время и страшные черные волны во время бури, оглушающие ревом своим и как бы готовые испровергнуть в бездну мшистые скалы, препятствующие их буйству, — вот зрелище, какое представляет Байкал в летний день с первого взгляда.

Тихо — и сердце наполняется каким — то особенным восторгом при виде сего озера. Воображение чрезвычайной отдаленности оного от средоточия отечества нашего, совершенный недостаток постоян­ного населения, дикая природа, разбросанные кое где хижины ловцов,  белеющиеся вдали парусы судов, — и мысль, что там,  за водами, за высокими хребтами гор, близко начинается земля, отлич­ная от всех, виденных нами, образом общежития и образом мыслей ее обитателей, — все это питает в душе задумчивость и особенные, неизъяснимые чувства.

Но зима, новое чудовище мест полунощных, не умедлит принести оковы свои. Борьба продолжительна, но победа ее неизбежна. Она разгонит мрак, сравняет и сгустит волны — Байкал предстанет опять взорам не страшный и покорный, приступный для всякого, но в но­вом величестве. Наступят ясные дни; поверхность сего вместилища вод, как гладкий хрусталь, ярко отражать будет лучи солнца; ветер, подобно тщательному блюстителю чистоты, сметает с него все посто­роннее, уносит снег на берега и сильным вихрем в ущелинах подымет до вершины гор, дабы украсить алмазами и изумрудами мрачную их одежду».

Это описание принадлежит декабристу и одному из соавто­ров М.М.Сперанского в создании Устава инородцев Сибири Г.С.Батенькову. Аналогичные и наоборот, не весьма лицеприятные комплименты для Байкала можно найти у декабристов Басаргина Н.В., В.Раевского, М.Кюхельбеккера и др. Байкалу свои строки посвятили в то время писатели Н.И.Полевой (повесть «Сохатый» — 1830 год), уже названный А.Калашников и ряд других авторов.

Естественно, среди художественных произведений встречались и такие, которые характеризовали Байкал и не в столь «изысканном» виде. Причин этому много, но все же две из них, на наш взгляд, самые существенные. Во-первых, попадающим в Сибирь по неволе людям, влачащим здесь весьма тяжелое состояние, нередко было не до муз. Во-вторых, Байкал, вне всякого сомнения, во многие вре­мена года, и особенно в связи с погодными условиями, потрясал своей суровостью, дикостью и своим коварным характером. Журнал «Восточное обозрение» в 1888году опубликовал стих М.Р-ова: «На Байкале», в котором ярко отражены такого рода впечатления:

Я стоял на скале. Впереди предо мной

Расстилалося море святое

И, слегка колыхался тихой волной,

В величавом дремало покое.

Чайки с криком летали над морем и плот

На лазурной поверхности дремлющих вод

С рыбаками лениво качало.

Набегала волна. Ветер грозно завыл

И свинцовыми тучами солнце закрыл:

Пробудилися воды Байкала.

Загудел, зароптал он, и бешеный вал

Двухсаженной могучей грядою

С плеском пены на берег бежал

И покрыл его мутной водою.

Разразилась гроза. Дробью дождь зашумел.

Ярко молния в небе сверкнула.

И глухими раскатами гром прогремел;

Море в сумраке будто тонуло,

Я увидел тогда опрокинутый плот, —

Он на камне лежал средь бушующих вод,

А кругом его щепки носило…

Не забыл я тот миг.

Моря тихая гладь,

Не могу я тебе с этих пор доверять,

Чуя в недрах стихийную силу!

Описание Байкала в литературе 20 века

Красоты Байкала и его берегов вызывают у восприимчивого че­ловека наряду с ощущением суровости, одновременно размышления о нечто первозданном, непреходящем, вечном. Вот одно из впечат­лений А. М. Станиловского, полученном им при поездке по Байкалу на пароходе в июне 1905 г. «В ясную погоду кругом моря стоят ве­личаво спокойные громады гольцов. На вершинах их, как фимиам, курятся облака. Сверху вниз изборождены они снеговыми полосами, которые красивою узорною одеждой покрывают их. Невольно взоры путешественника нет — нет да и подымаются, снова и снова туда на­верх, на эти ясные вершины. Только мыслью можно подняться на их неприступные высоты; на них все чисто, ясно, олимпийски спокой­но. Им чужда наша мелкая суетливая жизнь. Широкие громадные же, но ничтожные в сравнении с ними гривы отделяют их от нашего мира, и они стоят в божественном безмолвии, как бы олицетворяя со­бой вечность, и невольно заставляя человека оглядываться на себя, освежающе действуя на его душу, как освежает мысль и волю чело­века созерцание чистых идеалов».

Вместе с тем, человек, написавший эти строки, отмечал более века назад, что русские люди того времени не посвящали Байкалу своего поэтического творчества, что превалирование экономических интересов в психологии переселенцев в суровые края, не дает раз­виться их духовным склонностям. По его мнению, воспевание Бай­кала станет основой творчества потомков. «Поэзия по отношению к природе, конечно, явится, но явится лишь много позже, когда люди сживутся с новой природой. Когда острота исключительно экономи­ческого взгляда на нее несколько ослабнет, потомство, выросшее на ее лоне, конечно, снова встанет в те нежно-сыновные отношения к новой матери природе, взглянет на природу, на Байкал, снова как на своего «хозяина», — а это уже и есть основа всякого поэтического отношения и поэтического творчества».

Можно не соглашаться с категоричностью мысли Станиловского об отсутствии художественного отображения Байкала у его предшественников и современников. Когда обращаешься к байкальским легендам и преданиям, собранным известным фольклористом Л.Элиасовым, убеждаешься, сколь много значил Байкал в мыслях и чаяниях людей, проживающих на его берегах. Но все же Станиловский прозорливо предвидел, что священное море получит своих лирически настроенных певцов и служителей муз именно в будущем. Один из первых сборни­ков художественных произведений о Байкале «Славное море» вышел в Иркутске в 1957 году. В нем были сосредоточены рассказы, отрывки из романов и повестей, очерки и стихи об Иркутске и Байкале сибир­ских литераторов, начиная с XIX века. Проза представлена произведе­ниями о Байкале Г.Кунгурова, В.Мариной, Н.Волкова, и ряда других авторов. Свою поэзию внесли в сборник А.Ольхой, Ю.Левитанский, Е.Полянский, И.Молчанов-Сибирский, И.Луговой, Л.Татьяничева, П.Реутский и другие. Интересным является то, что цветами своих мыс­лей о сибирской земле делились иностранцы П. Неру да, А.Пьеррар, Д.Кершек, Ст.Станчев… И очень запоминающимися иллюстрациями оформил сборник художник Б.И.Лебединский.

С середины 20-го века широко стало известно байкальское твор­чество М.И.Жигжитова — народного учителя, прославленного охотника баргузинской тайги. Это о нем реальный рассказ, когда столкнувшись с медведем, он засунул ему по самый локоть руку в пасть и зарезал зверя ножом. В своих произведениях он, к приме­ру, описал как боролись баргузинские охотники во главе с Зеноном Сватошем за сохранение соболя, чтобы не вывели его под корень. В рассказе «Преступление в тайге» писатель очеловечивает своих героев — лося Хока и лосиху Экки, наделяет их тонкими чувства­ми, чтобы нагляднее и убедительнее показать читателю, что брако­ньер — это не просто хищник, убивающий зверей в неположенное время, тайком и недозволенными методами, но и враг всего, что дорого человеку в окружающей природе. А.Бальбуров писал о произведениях М.Жигжитова: «Они наполнены у него живыми соками жизни не только потому, что у него богатое и сочное воображение, а потому, главным образом, что в каждую фразу он вливает живую душу, трепещущую и поющую от восторга перед красотами природы и плачущую и стонущую, когда эту красоту уродуют, а то и уни­чтожают».

Сегодня образы Байкала в любом виде — суровом и нежном — вызывают поэтические чувства у многих наших современников. Осо­бо среди них надо выделить В. Распутина. В творчестве этого та­лантливейшего писателя рассыпаны жемчужины мыслей о природе, а образ священного моря красочно представлен в очерке «Байкал». «Байкал, казалось бы, должен подавлять человека своим величием и размерами — в нем все крупно, все широко, привольно и загадочно — он же, напротив, возвышает его. Редкое чувство приподнятости и одухотворенности испытываешь на Байкале — словно и тебя косну­лась тайная печать вечности и совершенства, словно и тебя обдало близким дыханием всесильного присутствия, и в тебя вошла доля магического секрета всего сущего».

Природе Байкала, его красотам и людям посвящены многие стро­ки известных не только в России, но и за рубежом поэтов и писателей (см. названия некоторых из книг в списке литературы): А. Байбородина, К. Балкова, А.Бальбурова, Л. Бородина, С. Воробьева, Н. Дамдинова, В. Жемчужникова, К. Карнышева, Н. Ладейщикова, Б. Лапина, М. Маликова, Н. Митыпова, В. Нефедьева, О. Серовой, Ф. Таурина, Н. Худугуева, А. Юркова и других мастеров пера. В 2010 году вышла в свет весьма объемная работа С. Гольбфарба с большим количеством иллюстраций «Мир Байкала», которую без преувеличе­ния можно назвать энциклопедией священного моря.

Весьма проблематичен и художественен Байкальский монолог «Берег печали» А.Румянцева, родившегося и выросшего в байкаль­ском селении Шерашево. С раннего детства, проникшись любовью к Байкалу, А.Румянцев посвятил ему немало строк в стихах и прозе, среди которых и поэма «Колодец планеты».

Под блещущим сводом небесным

Под темным крылом облаков

Хранится в колодце чудесном

Бесценная влага веков.

И нету надежней и строже

Ее окружающих стен.

Из камня суровое ложе

Не тронут ни червь и ни тлен.

Есть много колодцев на свете

Но только средь гор и равнин Прозрачный и чистый, как этот,

На нашей планете один.

К авторам малоизвестных, но оригинальных художественных произведений о Байкале, жизни и делах его моряков и рыбаков мож­но отнести писателя В.А.Старикова, который в 1963 году в далеком Свердловске выпустил в свет сборник рассказов «На Байкале». В рассказах «Волны шумят», «Радист с «Альбатроса», «Сарма» и др. писатель создал образы самобытных и сильных характером людей, душою и сердцем влюбленных в Байкал и противоборствующих его стихиям.

Среди ярких, самобытных и полемичных произведений о священ­ном море конца 20-го века стоит назвать очерк И.Широбокова «Мой Байкал, наш Байкал». Оригинальное восприятие природы и души Байкала, отличное знание его повадков и «чудачеств», вера в то, что озеро-море и люди, живущие на его берегах «одной крови», а также другие тонкости сделали очерк примечательным явлением. Не слу­чайно его автор в 1999 году награжден первой премией ТАСИС.

Представители других профессий о Байкале

Надо отметить, что в описании красот Байкала поэтичностью отличаются и представители других профессий. Традиции этого уходят к исследованиям суровых и неоднозначных прелестей Сибири с са­мых давних времён. Вот, к примеру, отношение к таким местам В.А. Обручева, стоящего на одной из скал Ольхона. «Перед упоённым взглядом туриста простирается далеко-далеко несравненное Байкаль­ское озеро. Глаз видит, созерцает, блаженствует и не может оторвать­ся от волшебной красоты. В туманной дали — берега родного края с его предательскими падями, таинственной тайгой, быстрыми горны­ми потоками, опасными ущельями и грозящими смертью пропастями. Как живы ещё в моей душе все ужасы странствий по той глуши! Надо мной прозрачно-голубое сибирское небо, под ногами причудливо зуб­чатые береговые скалы удаленного от мира одинокого острова, а во­круг неописуемо великолепная, прекрасная, водная гладь Байкала». У современников аналогичные мысли характерны для ученых, экологов, политических деятелей, особенно родившихся в данных местах. «Мы жили на берегу Байкала, боготворя Его, жили им, жили природой, ее дарами и красотой, живительной силой и вра­чующим воздухом. С Байкалом мыбыли на «Вы», но в минуты особой открытости сердца и души, благодарности и почтения обращались к нему на «ты», как к родному отцу! Он отвечал нам взаимностью, ла­ской и суровостью, воспитывающей мужество и благородство, добро­ту и щедрость. Да, он суров и одновременно ласков, велик и непри­ступен, неистов своими могучими ветрами, раскидывая их внезапно и странно, буйно и безоглядно. Он величественно спокоен, прозрачен и чист, как детская слеза, как лазурный небосвод над ним. Трудно, невозможно было счесть богатства его гор и долин, понять или разга­дать многоликую красу и тайну его изумрудных вод, и заключенную в них таинственную жизнь. С чем можно сравнить невероятные в их фантасмагории байкальские зори и закаты, таежные дебри, полные различной живности: бегающей и летающей, говорящей и поющей, благоухающей и зовущей, удивляющей своей библейской красотой и величием, разноликостью и таинственностью».

Эти строки принадлежат бурятскому биологу и экологу М.Шаргаеву. Они написаны от души, к тому же поэтичный вызыва­ют сильные эмоциональные отклики. И отступления подобного рода обязательно встретишь в работах Брянского В.П., Верещагина Г.Ю., Галазия Г.И., Голенковой А.И., Гурулева С.А., Гусева О., Доржие-ва Ц.З., Демина Э., Имитхенова А.Б., Ламакина В.В., Москаленко В.В., Мантатова В.В., Намзалова Б.Г., Россолимо Л.П., Тахтеева В.С, Тиваненко А.В., Устинова С.К. и др.

Заканчивая рассказ о литературных описаниях Байкала и его «окрестностей», приведем в качестве поэтического кредо всех влюб­ленных в Байкал людей стихотворение О.В.Быкова иркутского журналиста и писателя «О, Космос Байкала!»

О, Космос Байкала

Ты вечность, в которой всё тайна,

Источник легенд,

откровений людских и надежд.

Ты — мудрость планеты.

И всё    — то в тебе не случайно,

Как, скажем, убранство

твоих несравненных одежд.

В них всё  необычно —

и гор живописных складки.

Гольцов белизна,

и узоры твоих берегов,

Жарков полыханье,

которыми дышат распадки…

Само совершенство,

ты детище добрых богов.

Твоя чистота, как молитва.

Молитва влюблённой природы.

Отрада её,

бесконечная радость и боль.

К тебе прикоснёшься —

забудешь любые невзгоды,

За то, что ты есть,

мне, Байкал, поклониться

позволь…

К содержанию книги К списку источников книги

Списки

БАЙКАЛА-ОЗЕРА СКАЗКИ I / 1

Байкала-озера сказки Том I  разд.1 - i_001.jpg

НАСЛЕДСТВО СИБИРСКИХ НАРОДОВ

Байкала-озера сказки Том I  разд.1 - i_002.jpg

Меж высоких гор, в бескрайней тайге раскинулось величайшее в мире озеро Байкал — славное сибирское море.

Неизведанной и загадочной страной была Сибирь в давние времена — дикая, студеная, пустынная. Немногочисленные племена сибирских народностей — буряты, якуты, эвенки, тофалары и другие — кочевали по необъятным сибирским просторам. Для их кочевий самыми притягательными и щедрыми были прибрежья священного Байкала, тайга и степи между могучими реками Ангарой, Енисеем, Леной, Нижней Тунгуской и Селенгой, белые дали тундры вплоть до Северного Ледовитого океана.

Нелегкой была судьба коренных обитателей Сибири. Суровый климат, зависимость от природных условий, незащищенность от болезней, неумение вести натуральное хозяйство, гнет мелких князей, купцов и шаманов — все это формировало особый характер и духовный склад сибирских народностей.

Письменности у народов Сибири не было. Но жажда познания мира, его образного осмысления, жажда созидания неудержимо тянула людей к творчеству. Замечательные поделки из дерева, кости, камня и металла создавали сибирские умельцы. Слагались песни и былины, сказки и легенды, мифы и предания. Эти творения — бесценное наследство сибирских народов. Передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, они несли в себе огромную духовную силу. В них отражалась история народа, его идеалы, его стремление к освобождению от векового гнета, мечта о свободной и радостной жизни, о братстве народов.

Сибирский фольклор своеобразен и самобытен. Житейская мудрость, национальный колорит, художественная выразительность свойственны сибирским сказкам, легендам и преданиям.

В сборнике представлены различные жанры устного творчества народов, заселяющих берега Байкала и долины окружающих рек: волшебные сказки, легенды, предания и устные рассказы; сказки социально-бытовые и о животных. Наряду со старыми, традиционными сказками в сборник включены и сказки о новой жизни в советской Сибири.

Тексты представленных произведений неравнозначны. Одни из них даются в литературной обработке, другие созданы писателями по мотивам народных сказок, легенд, третьи печатаются в их первозданном виде, как они записаны от сказителей, лишь с незначительными поправками. Некоторые сказки могут показаться непритязательными и даже примитивными. Однако эта кажущаяся примитивность таит в себе живую непосредственность, естественность и простоту, которые и составляют истинную оригинальность неповторимого народного искусства. Конечно, никто не говорит, что эвенки собрались со всей тайги и столкнули гору в море, такое бывает только в сказке, но в этом заключена большая правда: народ — огромная сила, он может горы сдвигать; никто не поверит, что Ленин прилетал на Крайний Север к эвенкам на красном олене, сплотил их и они победили своих врагов. Ленин в северной тундре не бывал. Однако сказка вдохновляла, рождала веру, звала на борьбу.

Большая часть сказок этого сборника — бурятские, эвенкийские и тофаларские — творчество народов, которые издавна живут в непосредственной близости от Байкала.

Русские появились в Сибири более четырехсот лет назад. Они принесли с собой житейский опыт, свою культуру, подружились с местными народами, научили их возделывать землю, выращивать хлеб, разводить коров и овец, строить добротные дома.

Вместе с поселенцами в Сибири приживались и русские народные сказки.

Герои сибирских сказок, легенд и преданий своеобразны и колоритны. В сказках волшебных — это и сама сибирская природа, озера и реки, горы и леса, которые одушевлены народным воображением; это и обыкновенно могучие национальные богатыри, одаренные сверхъестественной силой и умом, борющиеся с чудовищными или злыми богатырями за свободу народа, за правду и справедливость. В сказках о животных героями являются сибирские звери и птицы, рыбы и даже насекомые, наделенные человеческими качествами. Персонажи социально-бытовых сказок обыкновенные люди, жители тайги, занимающиеся охотой и рыбной ловлей, скотоводством, борющиеся с нуждой и со своими извечными врагами — богатеями.

Интересным и важным явлением в сибирском фольклоре стали новые сказки о Сибири свободной и счастливой, новом, революционном времени, свежее дыхание которого дошло до самого глухого уголка сибирской тайги, до самой крайней точки России.

Это время поистине делало людей счастливыми, окрыляло их мечтой о близком светлом будущем, о всеобщем равенстве, братстве и справедливости. Все это не могло не всколыхнуть, не преобразить традиционное народное творчество. Все те события и настроения, несомненно, отразились в народных сказках сибирских жителей. Слагались сказки о великом Ленине, о русских баторах-революционерах, которые пришли в тайгу, в тундру и помогли людям найти ключ счастья, зажечь солнце новой жизни.

«Байкала-озера сказки» — двухтомное издание, оформленное известными советскими художниками братьями Трауготами.

В каждой книге — три раздела. В первой книге — сказки о Байкале («Волшебные сны Подлеморья»), героические сказки, прославляющие народных героев-богатырей («Вечные люди и живая вода»), топонимические легенды и предания («Так рождались реки и горы»). Во второй том включены сказки о животных («Небесные олени»), социально-бытовые («Счастье и горе») и сегодняшние, современные сказки («Солнце Подлеморья»).

Составитель Н. Есипенок

Рисунки Г. А. В. Траугот

Байкала-озера сказки Том I  разд.1 - i_003.jpg

ВОЛШЕБНЫЕ СНЫ ПОДЛЕМОРЬЯ

БОГАТЫРЬ БАЙКАЛ[1]

Байкала-озера сказки Том I  разд.1 - i_004.png

В старые времена могучий Байкал был веселым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару.

Красивее ее не было на земле.

Днем она светла — светлее неба, ночью темна — темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили ее. Даже перелетные птицы: гуси, лебеди, журавли — спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Они говорили:

— Разве можно светлое чернить?

Старик Байкал берег дочь пуще своего сердца.

Байкала-озера сказки Том I  разд.1 - i_005.jpg

Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею.

Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл да бесновалось море-богатырь.

Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от нее скалу и бросил вслед убегающей дочери.

Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить:

— Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды…

Байкал гневно крикнул:

— Я могу дать только свои слезы!..

Сотни лет течет Ангара в Енисей водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвет Шаманский камень, вода хлынет и зальет всю землю».

Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся…

Байкала-озера сказки Том I  разд.1 - i_006.png

Байкала-озера сказки Том I  разд.1 - i_007.jpg

Старожилы Сибири. Рассказы и очерки

ОтложитьЧитал

00

добавлено 2022-12-18 18:59:23

Россия огромна и Сибирь, это часть нашей страны, в которой происходят события каждый и они дороги нам всем.
Не большие …

Сказания о булгарских, болгарских и славянских народах

ОтложитьЧитал

00

добавлено 2022-10-18 12:47:52

Часто, в старые времена, люди сочиняли легенды, сказы, былины и песни. В наши дни этот вид фольклора уходит в не бытие, …

Капитан и Ледокол

ОтложитьЧитал

00

добавлено 2022-08-30 16:18:25

Главные герои этой увлекательной повести – Капитан и Российский ледокол «Ангара». Вместе они трудились на строительстве …

До Байкала и обратно на морально-волевых

ОтложитьЧитал

00

добавлено 2022-08-25 21:45:00

Как много нужно чтобы осуществить давнюю юношескую мечту?

Бела-Арабела

ОтложитьЧитал

00

добавлено 2022-08-10 12:18:41

Байкал – огромный мировой резервуар питьевой воды. Недалеко от этого уникального озера есть поселок Невесёлкино, где жив…

Лёд моей души

ОтложитьЧитал

00

добавлено 2022-05-04 20:45:24

Как быть, если в тридцать лет вдруг понимаешь, что твой брак – ошибка, а муж – ни разу не прекрасный принц? Смириться? О…

Нормальные герои

ОтложитьЧитал

00

добавлено 2022-04-11 20:46:14

«Нормальные герои» — путевые заметки, написанные в легкой юмористической форме. Четыре путешествия от Красного моря до Б…

Недетские рассказы

ОтложитьЧитал

00

добавлено 2022-03-01 23:16:09

Сборник «Недетские рассказы» включает в себя четыре произведения: фантазийный рассказ «Сашенька и ветер»; драматический …

Золотые россыпи Сибири

ОтложитьЧитал

00

добавлено 2022-01-11 23:33:01

Книга рассказов и очерков «Золотые россыпи Сибири» составлена из произведений сибирских писателей в именном сборнике Аль…

Дневники с Байкала: волонтерские записки

ОтложитьЧитал

00

добавлено 2021-12-19 21:15:59

Дневники с Байкала: волонтерские записки

Байкал – чудо России. Путешествие по самому глубокому озеру мира

ОтложитьЧитал

00

добавлено 2021-11-30 10:12:25

Самый интересный детский путеводитель по Байкалу! С ним вы отправитесь в увлекательное путешествие по бескрайним простор…

Шаман Байкала. История волонтёра

ОтложитьЧитал

00

добавлено 2021-08-04 12:33:07

«Шаман Байкала. История волонтёра» — это рассказ о том, как обычный студент колледжа, решился отправиться в путешествие …

Война закончится через два дня

ОтложитьЧитал

00

добавлено 2021-03-29 21:45:14

Проводив мужа Тимофея Дмитриевича на фронт в 1941 году, Лидия осталась с тремя детьми. Она рано потеряла родителей и рос…

Боцман Сарма

ОтложитьЧитал

00

добавлено 2021-01-08 14:15:29

Сборник сказочных историй о приключениях и путешествиях героя книги не только весело и занимательно знакомит детей с сиб…

На Камчатку!

ОтложитьЧитал

00

добавлено 2020-12-02 19:15:24

Здравствуй, дорогой читатель. Если ты держишь в руках эту книжку, значит, хоть капелька любви к путешествиям есть в твое…

Байкал. Остров Ольхон, водный мир

ОтложитьЧитал

00

добавлено 2020-07-24 19:17:04

Эта книга — первая из серии «Байкал». Она о водном путешествии вокруг острова Ольхон. Об особенностях природы и климата….

Подземка

ОтложитьЧитал

00

добавлено 2020-07-15 19:15:34

В передовое комсомольско-молодёжное звено проходчиков, работающих на строительстве Мысовых тоннелей Байкало- Амурской ма…

Байкал. Путеводитель

ОтложитьЧитал

00

добавлено 2020-06-17 19:07:53

Вряд ли можно встретить человека, который не мечтал бы побывать на Байкале. Озеро привлекает людей своей непревзойденной…

Люди. Человеки. Биороботы

ОтложитьЧитал

00

добавлено 2020-05-29 18:16:01

Удивительная философия жизни, рассказанная загадочным попутчиком, о которой ты узнаешь сидя на берегу Байкала за чашкой …

Дзэн и искусство езды на попутках

ОтложитьЧитал

00

добавлено 2019-09-23 17:15:21

В июне 2016 года я собрал походный рюкзак, вышел на трассу Санкт-Петербург — Москва и стал ловить попутку. Изначально я …

Байкал. Прозрачное чудо планеты

ОтложитьЧитал

00

добавлено 2019-07-25 11:51:21

Байкал – самое большое и глубокое озеро на Земле. Словно драгоценный алмаз, лежит оно посреди бескрайних сибирских прост…

Биология размножения и развития эндемичных коттоидных рыб озера Байкал

ОтложитьЧитал

00

добавлено 2019-05-15 18:34:19

Книга содержит материалы многолетних исследований эмбрионально-личиночного развития семи видов байкальских бычков-подкам…

Иммигрант

ОтложитьЧитал

00

добавлено 2019-02-25 21:28:14

Судьба героя трагична. Он бежит от войны из Донбасса в Россию к сестре. Но и здесь жизнь проверяет его на прочность. В д…

Золотой идол Хархана

ОтложитьЧитал

00

добавлено 2019-02-25 10:19:06

Времена меняются, человеческая природа — нет. Воинская доблесть и произвол царей, коварство и хитрость, любовь и предате…

БАМ. Книга стихотворений

ОтложитьЧитал

00

добавлено 2018-11-01 18:00:01

Автору довелось с большим трудом получить комсомольскую путевку на строительство БАМа. Ему было всего 17 лет, и он не сл…

Живая душа

ОтложитьЧитал

00

добавлено 2018-09-12 15:15:05

В новую книгу известного сибирского прозаика Владимира Максимова вошли повести и рассказы разных лет, в которых затронут…

Трансформация наземных экосистем южной части бассейна Байкала

ОтложитьЧитал

00

добавлено 2018-04-06 14:02:27

Монография подготовлена по результатам многолетних исследований в рамках Научной программы СРМКБЭ РАН и АНМ, а также вкл…

Провинциалы. Книга 2. Уроки истории

ОтложитьЧитал

00

добавлено 2018-03-06 22:49:23

Вторая книга «Уроки истории», охватывающая семидесятые годы, раскрывает нравственные и идейные поиски, описывает драмати…

Дом ондаторщика

ОтложитьЧитал

00

добавлено 2018-02-20 10:47:03

В лесной избушке живет существо, обладающее паранормальными способностями — Дион представитель параллельной цивилизации….

Байкал. Путеводитель

ОтложитьЧитал

00

добавлено 2017-08-31 13:43:40

Путеводитель по Байкалу серии «Оранжевый гид» – самой разнообразной и популярной серии путеводителей с яркой обложкой. В…

Байкал. Справочник-путеводитель 2017

ОтложитьЧитал

00

добавлено 2017-08-15 11:05:03

Планируйте отпуск с путеводителями от «Комсомольской правды» по России и СНГ!

Шаманы Байкала. Путевые заметки

ОтложитьЧитал

00

добавлено 2016-09-28 11:04:34

Люди всю жизнь находятся в поисках любви и счастья. Но настоящая любовь приходит редко, а счастье, как и смысл жизни, ищ…

С той стороны дерева

ОтложитьЧитал

00

добавлено 2018-06-27 16:35:27

Друзья, вчерашние школьники, отправляются в путешествие на Байкал, в заповедник. Угодья некогда принадлежали эвенкам. Та…

Секретный модуль

ОтложитьЧитал

00

добавлено 2012-05-26 23:57:23

На дне Байкала работает сверхсекретная подводная научная станция. Мало кто знает, что ее кодовое название «Ангар-004», и…

  • Рассказы о александре невском 4 класс
  • Рассказы о битве на курской дуге алексеев
  • Рассказы о 1945 год слушали с особым интересом
  • Рассказы о битве за москву
  • Рассказы ночь в поезде