Проект по литературе по теме «Знаменитые
баснописцы»
Выполнили:
ученики 6 класса
МБОУ
«КСОШ им. Т. Т. Шерета»
Годунова
Екатерина
Тимиргириева
Айна
Рамазанова
Айшат
Арахова
Александра
Проверила:
Фоменко Лариса Леонидовна,
учитель
русского языка и литературы
Тема. ««Знаменитые баснописцы »
Цели:
расширение
и углубление предметных знаний, возможность каждого проявить
свои знания, юмор, сообразительность, артистизм
Задачи: 1.
развитие коммуникативной компетентности школьников
2. формирование организационного умения
3. развитие наблюдения, воображения, ассоциативного мышления
Предмет
исследования. Басни Эзопа, И.А. Крылова.
Гипотеза.
Предположим, что басни Крылова учат нас быть добрыми, честными, справедливыми.
Этапы работы на проектом
1. Подготовить
рассказ о баснописце (Эзоп, И.А.Крылов)
2. Инсценирование
басен
3. Иллюстрации
к басням
Результат проекта —
инсценирование басен учащимися, презентации о
баснописцах, иллюстрации к басням
Работа в группах (выбор басен по желанию учащихся).
Результат проекта — инсценирование басен
учащимися, презентации о
баснописцах, иллюстрации
к басням
Работа в группах (выбор басен по желанию учащихся).
Басня
«Лисица и Виноград» Басня «Ворона и Лисица»
Выполнила
Тимиргириева Айна, 6 класс Рамазанова Айшат, 6 класс
Басня «Ворона и
Лисица» Басня «Лебедь, Щука и Рак»
Арахова
Александра, 6 класс Варламов Данил, 6 класс
Басня «Волк и
Ягненок» Басня «Лебедь, Щука и Рак»
Халявкин Олег, 6
класс Муртузалиева Россият, 6 класс
ПРОЕКТ
«ИЗВЕСТНЫЕ
БАС-
НОПИСЦЫ»
Выполнили:УЧАЩИЕСЯ 5 КЛАССА
МКОУ КУЧЕРЯЕВСКАЯ ООШ
2016г.
… Мир , который находим в басне,
есть некоторым образом чистое
зеркало, в котором отражается
мир человеческий…
Василий Жуковский
ЭПИГРАФ
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
П.А.Вяземский
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Знакомство с известными баснописцами , их баснями.
НУЖНЫ ЛИ НАМ БАСНОПИСЦЫ?.
ЭЗОП- древнегреческий
баснописец(VIвек до н. э.),
считавшийся создателем басни.
Легенды рисуют Эзопа
юродивым, народным мудрецом, безвинно сброшенным со скалы.
Б А С Н Я Э З О П А.
- «Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать её, но не могла. Ушла она и говорит: «Он ещё не дозрел».
Иной не может доделать что — либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай».
ЖАН ДЕ ЛАФОНТЕН
XVI-XVII распространение
басни в Западной Европе
Жан де Лафонтен- один из ярких баснописцев того времени. Ему сужде-
но было стать реформа-
тором басни.
ВАСИЛИЙ
КИРИЛЛОВИЧ
ТРЕДИАКОВСКИЙ
(1703-1768)
Русский поэт, филолог ,
академик Петербург-
ской АН.
Ворон и Лисица
(Басня)
Негде Ворону унесть сыра часть случилось; На дерево с тем взлетел, кое полюбилось. Оного Лисице захотелось вот поесть; Для того, домочься б, вздумала такую лесть: Воронову красоту, перья цвет почтивши, И его вещбу еще также похваливши, «Прямо,- говорила,- птицею почту тебя Зевсовою впредки, буде глас твой для себя, И услышу песнь, доброт всех твоих достойну». Ворон похвалой надмен, мня себе пристойну, Начал, сколько можно громче, кракать и кричать, Чтоб похвал последню получить себе печать; Но тем самым из его носа растворенна Выпал на землю тот сыр. Лиска, ободренна Оною корыстью, говорит тому на смех: «Всем ты добр, мой Ворон; только ты без сердца мех».
- Александр Петрович Сумароков (1717-1777) Писатель-просвети- тель, поэт- сатирик, всю жизнь боровшийся с общественным злом, людской несправедли- востью.
- Александр
- Петрович
- Сумароков
- (1717-1777)
- Писатель-просвети-
- тель, поэт- сатирик, всю
- жизнь боровшийся с
- общественным злом,
- людской несправедли-
- востью.
Сумароков Александр Петрович
Российский поэт
Поэт, драматург и литературный критик; один из крупнейших представителей русской литературы XVIII века. Считается первым профессиональным русским литератором. 26 января 1767 года удостоен ордена Святой Анны и чина действительного статского советника. Википедия
Родился 25 ноября 1717 г., Лаппеенранта
Умер 12 октября 1777 г. (59 лет), Москва
Родители Пётр Панкратьевич Сумароков
Дети Екатерина Александровна Княжнина
Цитата Многоречие свойственно человеческому скудоумию.
Волк и журавель басня Сумарокова
Волк ел — не знаю, что, — и костью подавился, Метался от тоски, и чуть он не вздурился. Увидел журавля и слезно стал просить, Чтоб он потщился в том ему помощник быть, И всю он на него надежду полагает. Журавль свой долгий нос в гортань ему пускает И вынимает кость. Потом он просит мзды, Что он от таковой спас злой его беды. «Довольствуйся ты тем, — зверь хищный отвечает, — Что Волк тебя в таком здоровье оставляет, Какое до сея услуги ты имел, И радуйся тому, что нос остался цел». Тот права честности немало собрегает, Кто людям никогда худым не помогает.
ИВАН
ИВАНОВИЧ
ДМИТРИЕВ
Дмитриев значительно
преобразует традицион-
ный жанр. Его басни ли-
шены социальных моти-
вов и сатирического эле-
мента. Поэт призывает
довольстваваться тем,
что они имеют и не роп-
тать на судьбу.
Басня Петух, Кот и Мышонок
О дети, дети! как опасны ваши лета! Мышонок, не видавший света, Попал было в беду, и вот как он об ней Рассказывал в семье своей: «Оставя нашу нору И перебравшися чрез гору, Границу наших стран, пустился я бежать, Как молодой мышонок, Который хочет показать, Что он уж не ребенок. Вдруг с розмаху на двух животных набежал: Какие звери, сам не знал; Один так смирен, добр, так плавно выступал, Так миловиден был собою! Другой нахал, крикун, теперь лишь будто с бою; Весь в перьях; у него косматый крюком хвост; Над самым лбом дрожит нарост Какой-то огненного цвета, И будто две руки, служащи для полета; Он ими так махал И так ужасно горло драл, Что я, таки не трус, а подавай бог ноги — Скорее от него с дороги. Как больно! Без него я верно бы в другом Нашел наставника и друга! В глазах его была написана услуга; Как тихо шевелил пушистым он хвостом! С каким усердием бросал ко мне он взоры, Смиренны, кроткие, но полные огня! Шерсть гладкая на нем, почти как у меня; Головка пестрая, и вдоль спины узоры; А уши как у нас, и я по ним сужу, Что у него должна быть симпатия с нами, Высокородными мышами». «А я тебе на то скажу, — Мышонка мать остановила, — Что этот доброхот, Которого тебя наружность так прельстила, Смиренник этот… Кот! Под видом кротости он враг наш, злой губитель; Другой же был Петух, миролюбивый житель. Не только от него не видим мы вреда Иль огорченья, Но сам он пищей нам бывает иногда. Вперед по виду ты не делай заключенья».
1802 г.
ДЕНИС
ИВАНОВИЧ
ФОНВИЗИН
(1745-1792)
Русский драматург
и баснописец
«Путешествие голубя в чужие края»
Голубь, будучи в крайней опасности от ястреба и других хищных птиц, предприял наконец оставить свое отечество и искать такого места, где б остаток жизни мог препроводить спокойно и избавиться от опасности, которой был он подвержен в своем отечестве. Потом простился с своими приятелями и начал путешествие. По долговременном летании прибыл в весьма отдаленный город, где рассудил остаться; однако не прошло еще получаса, как увидел ястреба на башне.
— Так ты и здесь еще? — сказал он в крайней досаде. — Если б я это знал, то б, конечно, все равно мне было и в моем отечестве остаться.
Баснь сия учит, что в свете будучи, нигде несчастия избежать не можно; оскорбления могут быть, хотя и под разным видом, равно чувствительны.
ИВАН
АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ
(1769-1844)
Высшего расцвета басня
в России достигла в твор-
честве И.А. Крылова.
Он считал, что искоре-
нить пороки человечест-
ва можно через их осме-
яние.
Ворона и Лисица
Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да призадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил. Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перушки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица,- Ведь ты б у нас была царь-птица!» Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло,- И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло: Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
СЕРГЕЙ
ВЛАДИМИРОВИЧ
МИХАЛКОВ
(1913-2009)
Поэт, писатель, басно-
писец, драматург, акаде-
мик Российской Акаде-
мии образования.
Басня Соловей и ворона
Со дня рожденья четверть века Справлял в дубраве Курский Соловей. (Немалый срок и в жизни человека, А соловью — тем паче юбилей!) Среди лесных певцов подъем и оживленье: Окрестные леса Вручают юбиляру адреса. Готовится банкет. Концерт на два часа. И от Орла приходит поздравленье. Счастливый юбиляр растроган и польщен Не зря в своих кустах свистел и щелкал он… За праздничным столом в тот вечер шумно было. На все лады звенели голоса, И лишь Ворона каркала уныло: «Подумать только, чудеса! Уж мне за пятьдесят давно перевалило, И голосом сильней, и всем понятней я, И столько раз Сова меня хвалила… А юбилей — поди ж ты — Соловья!..»
ВЫВОДЫ.
Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. В иносказательном сюжете басни действующими лицами чаще являются условные басенные звери.
Баснописцы нам нужны, благодаря им,
мы учимся различать порок и добродетель на простых и доступных примерах, через частное показывается общее.
- Самым известным русским баснописцем является И. А. Крылов (2 февраля 1769 г – 9 ноября 1844 г).
Он родился в Москве в семье небогатого военного. Семья переехала в Тверь, где скоро отец умер. Маленький Иван учился самостоятельно, читая книги.
Он любил народные гуляния, где слушал простую русскую речь, которая потом стала основой его басен.
В 1782 году он переехал в Петербург, где служит на казенной службе. Он пишет трагедии, комедии. Комедии «Мельник» и «Проказники» высоко оценила публика.
Крылов создает сатирические журналы «Почта духов» и «Зритель». Со службы Крылов уходит и становится работником библиотеки.
В 1805 году Иван Андреевич отправляет на критику И.И. Дмитриеву сборник басен. Тот их одобряет, отметив, что басни – это призвание Крылова. С той поры писатель посвящает себя только написанию басен, которых он создал около 200, как для детей, так и для взрослых.
Иван Андреевич был лежебокой и любил много кушать. Умер он от двустороннего воспаления легких, хотя многие утверждают, что причина смерти – переедание и неподвижный образ жизни.
Самые известные басни И. А. Крылова: «Квартет», «Мартышка и очки», «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Слон и Моська».
- Иван Иванович Дмитриев – поэт и баснописец. (21 сентября 1760 г – 15 октября 1837 г)
Он родился в дворянской семье под Сызранью, учился в пансионах в Казани и Симбирске. После обучения переведен в Петербургскую полковую школу. В нем он служил 12 лет и достиг чина полковника, хотя не имел никакого желания быть офицером.
По обманному доносу он был обвинен в покушении на Павла I. Его арестовали, но потом отпустили. В 1799 году Дмитриев уходит в отставку, желая заниматься литературой, но снова возвращается на службу в штатскую должность, где служит то 1814 года. После уходит в отставку насовсем.
В 10 лет он начал писать стихи. Уже после отставки печатал свои труды в «Московском журнале», и потому стал известным. Там он издавал сказки, басни, песни. Но больше всего он написал басен – их у него около 80.
В баснях Дмитриева, которого называли «русским Лафонтеном», он размышляет о человеческих недостатках, призывая людей не ругать судьбу, а ценить то, что имеешь.
Известные басни И. И. Дмитриева – «Верблюд и носорог», «Муха», «Два голубя», «Искатели фортуны».
- Александр Петрович Сумароков – один из самых известных баснописцев. (14 ноября 1717 – 1 октября 1777).
Будущий баснописец был родом из дворян, и до 15 лет учился дома. Примерно с 15 лет стал писать стихи. После был адъютантом у графов Головкина и Разумовского, и продолжал писать.
Сумароков придумывает любовные песни, которые пользуются популярностью у людей. Между Сумароковым и Ломоносовым развязывается спор о написании стихов, который оказывается важным для целой эпохи поэтов.
Сумароков начинает писать трагедии в стихах – «Хорев», «Гамлет». Эти трагедии стали причиной открытия Русского театра, а Сумароков стал его директором.
С 1759 года выходит первый в России литературный журнал «Трудолюбивая пчела».
При царствовании Екатерины II Сумароков стал знаменитым. Его поддержал сам Д. И. Фонвизин, который высоко оценил его басни, которые были направлены на обличение взяточничества, произвола бюрократии и жестокого обращения с крепостными.
Но в 1770 году Сумароков ссорится с П. Салтыковым, и императрица поддержала последнего. Сумароков пишет гневное письмо, и после этого жизнь его изменилась. Он перестал быть популярным, стал нуждаться в деньгах. От неудач писатель стал употреблять алкоголь, от чего и умер.
Самые известные басни А. П. Сумарокова – «Блоха», «Волк и журавель», «Волк и ягненок», «Мышиный суд», «Собачья ссора».
1
Басни. Русские баснописцы.
2
1. Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение. 2. Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор (из словаря С.И.Ожегова) Басня — вымышленное происшествие, выдумка, рассказ ради красного словца. Иносказательное, поучительное повествование, притча, где принято выводить животных, и даже вещи словесными; ложь, пустословие. Например: Полно басни сказывать, берись за дело (из словаря В.Даля)
3
Русские баснописцы. И.И. Хемницер. В баснях высмеивал жадность, глупость, тупость, лесть и ложь. А.Е. Измайлов. Современник И.А.Крылова.
4
Иван Иванович Дмитриев. Русский писатель, современник А.С.Пушкина, И.А.Крылова. Стихи, сказки и басни имели большой успех у читателей.
5
Иван Андреевич Крылов ( )
6
В Санкт-Петербурге сооружен памятник Крылову. На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник, – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России
7
Особенности басен: интересный короткий занимательный сюжет; мало описаний; много диалогов; героев обычно несколько; главный герой выражает основную идею; героями являются животные, растения, вещи, птицы, рыбы; басни обычно пишутся в стихотворной форме; используется прием иносказание; в начале или в конце сформулирован вывод-мораль; высмеиваются человеческие пороки.
8
Что высмеивают басни? лесть ложь глупость лень безнравственность невежество хвастовство Чему учат басни? дружбе трудолюбию усердию честности доброте отзывчивости благородству благодарности добывать знания
9
Стрекоза и Муравей
10
Лебедь, Щука и Рак
11
К какой басне рисунок? 1. Ворона и Лисица. 2. Слон и Моська. 3. Лебедь, Щука и Рак. 4. Квартет. 5. Стрекоза и Муравей.
12
Отгадываем и раскрашиваем К каким басням относятся данные иллюстрации?
13
Отгадываем и раскрашиваем
14
Афоризмы из басен И.А. Крылова уже при его жизни использовались его современниками наряду с пословицами и поговорками. И.А.Крылов обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными, образными выражениями-сравнениями
15
А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. Да только воз и ныне там. Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом. Мартышка к старости слаба глазами стала. От радости в зобу дыханье сперло. Я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. «Крылатые выражения»
16
17
Подготовила: учитель начальных классов МБОУ «Байцуровская основная общеобразовательная школа» Кривошей Татьяна Васильевна. Спасибо за внимание! Вы молодцы!
Краткий материал о известных баснописцах
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Слайд 1
Проект «Известные баснописцы» Выполнила ученица 5 «В» класса Ваулина Лилия
Слайд 2
…Мир , который находим в басне, есть некоторым образом чистое зеркало, в котором отражается мир человеческий… Василий Жуковский Тема: «БАСНИ»
Слайд 3
Басня-краткий иносказательный поучительный рассказ чаще стихо — творного ,реже прозаического харак — тера ,героями в котором чаще явля — ются не люди, а животные и предме — ты быта. В басне непременно присутствует мораль-нравоучение.
Слайд 4
ИЗВЕСТНЫЕ БАСНОПИСЦЫ
Слайд 5
ЭЗОП- древнегреческий баснописец( VI век до н. э.), считавшийся создателем басни. Легенды рисуют Эзопа юродивым, народным мудрецом, безвинно сброшенным со скалы.
Слайд 6
ЖАН ДЕ ЛАФОНТЕН XVI-XVII распространение басни в Западной Европе Жан де Лафонтен- один из ярких баснописцев того времени. Ему сужде — но было стать реформа- тором басни.
Слайд 7
ВАСИЛИЙ КИРИЛЛОВИЧ ТРЕДИАКОВСКИЙ (1703-1768) Русский поэт, филолог , академик Петербург- ской АН.
Слайд 8
Александр Петрович Сумароков (1717-1777) Писатель-просвети- тель , поэт- сатирик, всю жизнь боровшийся с общественным злом, людской несправедли — востью .
Слайд 9
ИВАН ИВАНОВИЧ ДМИТРИЕВ Дмитриев значительно преобразует традицион — ный жанр. Его басни ли- шены социальных моти — вов и сатирического эле- мента. Поэт призывает довольстваваться тем, что они имеют и не роп — тать на судьбу.
Слайд 10
ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН (1745-1792) Русский драматург и баснописец
Слайд 11
ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ (1769-1844) Высшего расцвета басня в России достигла в твор — честве И.А. Крылова. Он считал, что искоре — нить пороки человечест — ва можно через их осме — яние .
Слайд 12
СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МИХАЛКОВ (1913-2009) Поэт, писатель, басно — писец, драматург, акаде — мик Российской Акаде — мии образования.
Слайд 13
Мораль- нравственная истина, отражающая представление человека о нравственных нормах общества Мораль учит понимать, что пра — вильно , что неправильно.
Автор – Глухова Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2 ст. Воровсколесская, Ставропольский край.
О его жизни известно немного: ведь он был рабом. Даже век, когда он жил, определяется приблизительно. По-видимому, служил он у хозяина во Фригии (Малая Азия), затем был отпущен на свободу. Некоторое время вроде бы находился при дворе лидийского Царя Креза, а позже попал в Дельфы, был обвинен жрецами в святотатстве и сброшен со скалы.
Эзоп не только сочинял, но и собирал народные поучительные и остроумные истории — басни. Вот одна из них:
Умирая, позвал крестьянин своих сыновей и говорит: «Дети мои, в нашем винограднике вы найдете все, что я имел». После его смерти сыновья перерыли весь виноградник в поисках сокровищ. Клад они
не нашли, зато хорошо вскопанная почва дала обильный урожай винограда. Ведь истинное сокровище — умение и желание трудиться.
Эзоп отличался не только остроумием, но и мудростью.
Рассказывают, что однажды хозяин Эзопа приказал рабам готовиться к дальней дороге. Эзоп взял тяжелую корзину с хлебом, тогда как другие выбрали поклажу полегче. После первого привала его корзина уменьшилась в весе, а после обеда стала легче наполовину. Только тогда всем стало ясно, что Эзоп оказался дальновидным.
В другой раз Эзоп шел по улице и встретил судью. Тот, подозревая, что раб отлынивает от работы, строго опросил:
— Куда ты идешь?
— Не знаю, — ответил Эзоп.
— Ты лжешь? — вскричал судья и приказал отправить его в тюрьму.
— Как видишь, я сказал чистую правду, — оказал Эзоп. — Разве мог я знать, что попаду в тюрьму.
Судья рассмеялся и отпустил его.
Интересна притча Эзопа «Бедняк»:
У бедняка была деревянная статуя бога. «Сделай меня богатым», — молился он ей, но молитвы его оставались напрасны, и он сделался еще беднее. Зло взяло его. Схватил он божка за ногу и ударил об стенку головой. Вдребезги разлетелась фигурка, и из нее высыпалась горсть червонцев. Собрал их счастливец и говорит: «Низок же и глуп ты, по моему мнению: почитал я тебя — ты не помог мне, хлопнул об угол — послал великое счастье».
В данном случае не менее уместна мораль, содержащаяся в старой русской пословице: «На Бога надейся, да сам не плошай».
Дельфы
Жан де Лафонтен — французский поэт. Родился в Шато-Тьерри 8 июля 1621 года. С детства отличавшийся непокорным нравом, был отправлен изучать право в парижскую семинарию. Вернувшись в родительское имение в Шампани, где его отец был королевским губернатором, двадцатишестилетний Лафонтен женился на пятнадцатилетней Мари Эрикар. Брак оказался неудачным, и Лафонтен, презрев семейные обязанности, в 1647 году отправился в Париж с намерением посвятить себя литературной деятельности.
Басни Лафонтена замечательны своим разнообразием, ритмическим совершенством, умелым использованием архаизмов (возрождающих стиль средневекового «Романа о Лисе»), трезвым взглядом на мир и глубоким реализмом.
Младший сын молдавского господаря, князя Дмитрия Константиновича и Кассандры Кантакузен. По матери он потомок византийских императоров. В отличие от своего отца, князя Константина, отец Антиоха, князь Дмитрий, всецело посвятил себя мирной деятельности, не оправдывая воинственной своей фамилии (Кантемир означает либо родственник Тимура — предки Кантемира признавали своим родоначальником самого Тамерлана, — либо кровь-железо; в любом случае татарское происхождение фамилии Кантемир несомненно).
1 января 1732 года Кантемир уехал за границу, чтобы занять пост русского резидента в Лондоне. Во внутренней политической жизни России участия более не принимал, состоял первоначально (до 1738) представителем России в Лондоне, а затем в Париже. Кантемир скончался 31 марта (11 апреля) 1744 в Париже и погребен в Московском Никольском греческом монастыре. Ныне места его захоронения не существует, так как в 30-е годы XX века монастырь был взорван, а его прах никто не выкупил (в отличие от праха его отца, Димитрия Кантемира, который выкупило в 1936 году румынское правительство).
Памятная монета в честь Кантемира
Бюст Кантемира
Происходил из старинного дворянского рода.
Сумароков пишет басни, направленные против бюрократического произвола, взяточничества, бесчеловечного обращения помещиков с крепостными.
Последние годы жизни писателя омрачены материальными лишениями, утратой популярности
Дмитриев, Иван Иванович
— государственный деятель и известный поэт, родился 10 сентября 1760 г. в родовом поместье, селе Богородском, Симбирской губ., в 25 вер. от уездн. гор. Сызрани, в старинной дворянской семье, ведущей свой род от князей Смоленских.
Вообще, семья Дмитриевых была сама литературная, в которой привыкли прислушиваться к голосу писателей.
Как человека, прекрасно охарактеризовал Дмитриева Погодин: «В ранге действ. тайн. советника, он любил литературу; с тремя звездами, он приезжал во всякое ученое собрание; министр юстиции, он оставил после себя только шестьсот родовых душ; русский помещик — без долгов; поэт, умолкнувший в о время; старик, с которым всегда приятно было проводить время, приветливый, ласковый»
Иван Андреевич Крылов (1769 — 1844) – русский поэт, баснописец. Родился в небогатой семье в Москве.
Получить достойное образование ему не удалось. Однако занимаясь самообразованием, Крылов изучил несколько языков, считался одним из самых просвещенных среди своих современников.
Писатель путешествует по России, Украине, не прекращая свое творчество. Служит у князя Голицына учителем детей.
Писатель нашел свою стезю, развил у себя мастерство в жанре басни. Девять книг с 200 баснями Крылова были оставлены в наследство читателям. Среди самых известных басен Крылова: «Лебедь, рак и щука», «Овцы и собаки», «Обоз», «Стрекоза и муравей» и многие другие.
С 1812 года Крылов служит библиотекарем, собирает книги, составляет указатели. Памятники Крылову по всей стране напоминают о таланте великого баснописца.
Город Пушкино. Крылов и Пушкин
Санкт – Петербург. Летний сад. Памятник И.А.Крылову.
«Демьянова уха»
«Свинья под дубом»
«Квартет»
«Лиса и виноград»
«Ворона и лисица»
«Ворона и лисица»
«Стрекоза и муравей»
«Мартышка и зеркало»
«Лебедь, рак и щука»
Сергей Владимирович Михалков – писатель, поэт, драматург, председатель Союза писателей России, автор гимнов СССР, политический деятель.
Сергей Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Его семья имела дворянские корни.
Когда же началась Великая Отечественная война, Сергей работал военным корреспондентом.
После окончания войны сменил направление творчества. Появились известные стихи для детей Сергея Михалкова. Также он создавал детские пьесы, писал сценарии к мультфильмам.
Андрей Кончаловский — режиссер
Никита Михалков — режиссер
Анна Михалкова – внучка(дочь Никиты, актриса, телеведущая)
Егор Кончаловский –режиссер (сын Андрея)
Татьяна Михалкова – жена, дочери)
Степан Михалков – внук (слева)
Басня – древнейший жанр литературы, берущий начало еще в Древней Греции. В ее основе лежит нравоучительная история, содержащая мораль либо в тексте самого произведения, либо в отдельной его части. Традиционно этот жанр имеет небольшой объем и пишется в стихотворной форме. В качестве главных героев известные баснописцы чаще всего выбирают животных, воплощающих в себе пороки как отдельной личности, так и общества в целом.
Развитие жанра
Предполагается, что басня возникла в Древней Греции. Первыми ее авторами называют Стесихора и Гесиода. Однако наибольшей известности достиг Эзоп, чьи произведения впоследствии использовали известные баснописцы в качестве основы для создания произведений этого жанра. Меньшей популярностью пользовались Деметрий Фалерский (300 год до н. э.) и Бабрий (2-й век н. э.).
Со времен средневековья и до 19-го века басни писали Жан де Лафонтен, живший во Франции в 17-и веке, немецкий поэт Геллерт. В 18-19-м веках этот жанр приобретает большую популярность в русской литературе. Наибольшей известности здесь добились А. Кантемир, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев и, конечно же, И. А. Крылов.
Эзоп – известный древнегреческий баснописец
Это довольно известная и между тем таинственная личность. Предполагается, что Эзоп жил в 6-м веке до н. э. в одном из городов Фракии или Фригии.
Главный источник сведений о баснописце – легенды, так как до сих доподлинно не известно, существовал ли такой человек на самом деле. Ему приписывают создание небольших увлекательных историй в прозе, из которых вытекал нравоучительный смысл. В основном они были направлены против знати, что требовало особого, завуалированного содержания. Героями стали условные животные, говорившие на простом языке. Отсюда крылатое выражение «эзопов язык», активно использующееся и в наше время в значении «иносказание».
Интерес к сюжетам басен Эзопа существовал всегда. Его последователи Федр, Флавий Авиан делали переложение текстов на латинский язык. Многие самые известные баснописцы разных времен использовали их в качестве основы для создания собственных произведений. Отсюда довольно знакомые и похожие сюжеты в текстах разных авторов. Вот один из примеров басни Эзопа: волк увидел пастухов, обедавших овцой, подошел и сказал, обращаясь к ним: «А сколько было бы шума, если бы это делал я».
Творчество Жана де Лафонтена
История современной басни начинается с творчества французского баснописца, жившего в 1621-1695 годах.
Его детство прошло рядом с природой, так как отец служил по лесному ведомству. К должности, переданной от родителя, Лафонтен отнесся несерьезно и вскоре оказался в Париже, где и прожил всю жизнь, добившись, к слову, большой известности. Перед ним были открыты двери практически всех столичных салонов, за исключением королевского дворца: там не любили вольного и легкомысленного поэта, не принимающего никаких обязательств.
Главную известность поэту приносят 6 книг под единым названием «Басни Эзопа, переложенные на стихи М. Лафонтеном». Они отличались очень хорошим, образным языком, разнообразными поэтическими формами и особым ритмом. В содержании органично переплетались интереснейшие философские размышления и лирические отступления. Герои Лафонтена обычно добивались успеха благодаря своей ловкости и умению пользоваться ситуацией.
Жанр басни в русской литературе
Интерес к творчеству Эзопа, а затем и Лафонтена наблюдался во многих странах, в том числе и в России. Еще в 17-м веке были известны басни Стефанита и Ихнилата. Однако наибольшей популярности этот жанр достигает только после Петровской эпохи, когда в литературе появляются по-настоящему известные баснописцы. Русские подражательные произведения этого жанра постепенно сменяются оригинальными.
Первыми здесь стали А. Кантемир, написавший 6 басен в духе Эзопа, и В. Тредиаковский, занимавшийся переработкой произведений древнегреческого поэта.
Известные баснописцы А. Сумароков, И. Хемницер, И. Дмитриев
Следующий серьезный шаг сделал А. Сумароков: в его творческом наследии 334 басни, большинство из которых уже самостоятельные произведения. Это небольшие живые сценки, написанные вольным стихом и несколько грубоватым языком. По утверждению автора, этого требовал низкий штиль, к которому относились басни. Сами произведения очень напоминали натуралистическую сценку из обыденной жизни, да и сюжет происходил из фольклора, что также придавало произведениям народный характер. Сам Сумароков часто называл их баснями-притчами, что уже определяет авторский замысел.
Во второй половине 18-го века вышел сборник «Басни и сказки N.N. в стихах», особенностью произведений которого стало сочетание черт классицизма и сентиментализма. Имя автора — И. И. Хемницера стало известно широкому читателю лишь спустя два десятилетия, когда книгу переиздали после смерти поэта. Основные черты его басен хорошо выражаются в эпиграфе ко второму сборнику: «В природе, в простоте он истину искал…» Для поэта важнее были точность и логическое выражение мысли, что ограничивало его в выборе выразительных средств. Многие отмечали, что, в отличие от Сумарокова с его «мужицким» разговором, язык Хемницера больше походил на дворянскую речь, более сглаженную и изящную.
Замыкает этот ряд баснописцев И. Дмитриев, который был очень дружен с Карамзиным. Это наложило отпечаток на его творчество. Язык Дмитриева отличается особой легкостью, плавностью и хорошим вкусом, а герои-животные изъясняются остроумно и вместе с тем мило. Не случайно его называли реформатором в области поэтического языка и основоположником салонной басни.
В русской литературной критике сохранилось мнение, что эти известные баснописцы сумели реформировать язык произведений этого жанра и заложили основы для формирования творчества другого известного поэта.
Великий И. А. Крылов
Этот известный нам с детства поэт начинал с переводов любимого им Лафонтена в 1805 году, а затем еще 6 лет пробовал силы в разных жанрах.
Признание Крылова как баснописца произошло в 1811 году, в течение которого было написано 18 басен, причем 15 из них были оригинальными. Яркий и меткий образный язык, привлекательные и зачастую неожиданные образы, практически все ставшие нарицательными, моментальные отзывы на самые актуальные общественно-политические события – это самые существенные черты басен И. Крылова. Его произведения воплотили в себе мудрость и самобытность народа и заложили основы реализма. Творческое наследие И. Крылова включает 340 басен, изданных в 9 сборниках. Еще при жизни поэта его книги были переведены на итальянский, немецкий, английский, французский языки.
Так получилось, что известный русский баснописец И. А. Крылов сыграл ведущую роль в развитии этого жанра во всей мировой литературе. Лучше и больше него уже никто сказать не мог.
Басня является неотъемлемой частью русской художественной культуры, литературным жанром, который представляет собой краткий стихотворный рассказ, в иносказательной форме сатирически изображающий человеческие отношения и поступки. У его истоков стояли древнегреческий поэт Эзоп и французский поэт Лафонтен.
Герои басен, как правило, животные и даже неодушевленные предметы, а ситуации, в которые они попадают, берутся из жизни людей. Язык басен, который принято называть эзоповым, авторы использовали, чтоб скрыть свои идеи от цензуры, но при этом донести их до читателя в доступной и понятной форме.
Среди выдающих русских баснописцев – Крылов Иван Андреевич (1769 – 1844) – большой русский поэт, публицист и издатель. Басни Крылова давно стали русской классикой: их знает каждый ребенок с детского сада. С именем Ивана Андреевича связан триумф русской басни. И. А. Крылов писал искрометные ироничные басни-зарисовки с поучительной моралью, всего их написано около 210. Еще А. С. Пушкин отмечал веселое лукавство его ума, иронию и живописность выражения. Лучшая оригинальная басня И. А. Крылова – «Волк на псарне». Басни Крылова можно назвать универсальными: в детстве замечаешь исключительно их занимательность, живость, остроумный язык, но с возрастом понимаешь вложенный в них глубочайший смысл. Творческое наследие Крылова неоценимо.
Хемницер Иван Иванович (1745 – 1784) – поэт и переводчик, дипломат, русский патриот с немецкой кровью, обладающий энциклопедическими знаниями. Иван Иванович – наиболее значительный русский баснописец до Ивана Крылова, который равнялся его творчество, повторяя и сюжеты, и даже отдельные выражения. Всего Хемницером написано около ста басен, треть их которых – талантливые переложения. Как правило, его произведения не содержат прямолинейных нравоучений, его изложение просто и ясно, а мораль вытекает из содержания.
Среди лучших его басен – «Метафизический ученик», «Дерево», «Богач и бедняк». Произведения Ивана Ивановича неизменно включались в детские альманахи и хрестоматии. И пускай басни Хемницера нельзя назвать уморительно смешными, все они имеют глубокий смысл и написаны на злобу дня. Сегодня трудно себе представить, насколько велика была в свое время популярность басен Ивана Ивановича: сборник его басен переиздавался несколько десятков раз.
Дмитриев Иван Иванович (1760 – 1837) не только поэт и баснописец, но и государственный деятель, сенатор. Он является литературным предшественником И. А. Крылова. Заслуга Дмитриева в том, что он, выходец из богатой дворянской семьи, получивший прекрасное домашнее образование франкофон, сблизил поэтический язык с разговорной речью образованного, так называемого светского общества. Большое влияние на его творчество оказывали стихи Г. Р. Державина. Иван Иванович не стыдился обращаться в баснях к обыденному и повседневному, стремясь «приятно» выражать «обыкновенные мысли» в стихах, не лишенных остроумия и «тонкости». Иван Иванович полагал, что баснописец должен быть не скучным моралистом, а мудрым советчиком. Басня «Муха» – одна из лучших в творчестве литератора.
Дмитриевым написано около 80 басен, которые наполнены личными чувствами: он опирается исключительно на собственный опыт. Возможно, басни Дмитриева менее красочные и менее экспрессивные, чем, скажем, у Сумарокова. Но Дмитриев совершил творческий прорыв, отойдя от деления жанров на низкие и высокие. Таким образом его трудами стал создаваться единый литературный язык, который, по мнению Ивана Дмитриевича, мог бы использоваться в произведениях любого жанра. Дмитриев боролся против засилья од и литературной безвкусицы, был одним из инициаторов освобождения языка от устаревших тяжеловесных форм, придания стиху изящества, правильности слога и хорошей подачи.
Измайлов Александр Ефимович (1779 – 1831) – русский чиновник (статский советник), издатель, публицист и педагог. Он пришел в поэзию с государственной службы, и талант А. Е. Измайлова-поэта проявился именно в баснях, первое издание которых вышло в 1814 году. Кроме заимствованных, у Измайлова есть ряд оригинальных басен с чисто русским юмором и на специфически русские темы. В них сказалась характерная особенность его дарования – некая добродушная грубость, наклонность к реализму. Зачастую они содержат жанровые зарисовки из быта чиновников, купцов и разночинцев. Лучшие басни Измайлова – «Кулик-астроном», «Лгун», «Дворянка-буянка», «Страсть к стихотворению». Все произведения Измайлова пропитаны русским духом, в них прослеживаются национальные мотивы и правдивое знание русской действительности. В число трудов Измайлова входит также теоретическая работа о басне – «О рассказе басни» и «Разбор басен».
Сумароков Александр Петрович (1717 – 1777) – русский поэт, драматург и литературный критик. Считается первым профессиональным русским литератором. Особенность поэтической манеры Сумарокова – яркое авторское начало. Александр Петрович создал 334 басни, которые были излюбленным жанром этого поэта-универсалиста. Сам автор считал их баснями-притчами; часть их – вольные переводы Лафонтена, но большинство – оригинальные произведения. Сумароков, будучи также талантливым драматургом, создавал целые поэтические зарисовки с диалогами, бытовыми и языковыми оригинальными подробностями. В написании басен А. П. Сумароков был настоящим новатором. Их злободневное содержание в сочетании с ненавязчивым назиданием способствовало расширению популярности этого жанра.
Изложенные вольным стихом разностопного ямба, его произведения очень легко читаются и запоминаются. При этом, следуя традициям, в стихах Сумароков употребляет нарочито грубую лексику, потому что в то время басню относили к низкому жанру.
Кантемир Антиох Дмитриевич (1708 – 1744) – современник Петра, русский поэт-сатирик и дипломат молдавского происхождения, деятель раннего русского Просвещения, первопроходец басенного жанра. Именно Кантемир пробудил к нему необычайный интерес в России XVIII века. Именно он первым написал 6 басен («Огонь и восковой болван», «Пчельная матка и змея», «Верблюд и Лисица» и др.) в подражание Эзопу. Он же впервые прибег к эзопову языку, говоря о себе в эпиграмме «На Эзопа»: «Не прям будучи, прямо все говорить знаю… Много душ исправил я, уча правду ложно».
Тредиаковский Василий Кириллович (1703 – 1768) – русский поэт, переводчик и филолог, великий просветитель и гражданин, глубокий исследователь природы поэзии и предназначения поэта. Впервые в русском языке и литературе теоретически разделил поэзию и прозу и ввёл эти понятия в русскую культуру и общественное сознание. Тредиаковский не мог упустить возможности внести собственный вклад в осуждение человеческих пороков, и басенное творчество отразило духовные искания поэта. В творчестве Тредиаковский уверенно опирался на античную традицию и смело вводил в тексты своих произведений лексику высокого стиля. Современники критиковали Василия Кирилловича за обилие местоимений и некоторых слов, затрудняющих восприятие текста, хотя и они являются принадлежностью народной речи XVII века и неотъемлемыми приметами времени. Самые известные его басни – «Петух и жемчужина», «Пес и Повар», «Кот и Мыши».
Ломоносов Михаил Васильевич (1711 – 1765) – гордость русской науки и реформатор русского языка. Помимо теоретических трудов в области стихосложения, литературы и языкознания, известны литературные опыты М. В. Ломоносова в жанре басни.
Среди самых известных басен Михаила Васильевича – переложения Лафонтена «Лишь только дневной шум умолк», «Жениться хорошо, да много и досады», «Послушайте, прошу, что старому случилось», «Мышь некогда, любя святыню». Позаимствовав только идеи, Ломоносов написал совершенно новые произведения с оригинальным русским наигрышем и богатым национальным колоритом. Михаил Васильевич не только продолжил русскую басенную традицию, но и привнес в басенный жанр определенную свежесть и новизну, провел расширение его выразительных средств за счет живой народной речи. Во многом из-за этого его басенные произведения порождали резкую полемику.
Басням М. В. Ломоносова присущи острота мысли и необычность слога. В них нашли отражение литературные и человеческие принципы, которых придерживался сам автор. Произведения М. В. Ломоносова необычайно реалистичны несмотря на присущие басенному жанру аллегоричность и иносказательность.
Майков Василий Иванович (1728 – 1778) – русский поэт и драматург, ученик Сумарокова. В cбopникe «Hpaвoyчитeльныe бacни» поэт paзвивaeт тpaдиции cyмapoкoвcкoй пpитчи. Василий Иванович в своих баснях использовал мотивы русского фольклора и древнерусской литературы. Выраженные в них социальные идеи продолжают пропаганду дворянского либерализма. Так, например, заимствованная у Эзопа, Федра или Лафонтена басня «Лягушки, просящие о царе», как впоследствии и знаменитая крыловская басня на тот же сюжет, содержит осуждение глупых людей, жаждущих власти самодержца, чурбана или – еще хуже – цапли.
В баснях Майков («Нравоучительные басни и сказки») наметил ряд типов из живой действительности: тип русского барина-помещика (басни «Повар и портной», «Неосновательная боязнь», «Господин со слугами в опасности жизни») с его любовью к роскоши, чванством, самодурством и тупым эгоизмом, и тип русского простолюдина (басни «О хулителе чужих дел», «Общество» и другие) с его сметливостью, наивной верой в счастливый случай, любовью к тяжёлому труду над «пашенкой святой». Черты этого типа обрисованы Василием Ивановичем с живым сочувствием.
Кошкаров Сергей Николаевич (1878 – 1919) – русский поэт и баснописец позднейшего времени. Первый сборник стихотворений и басен Кошкарова вышел в 1902 году в Романово-Борисоглебске. В связи с тем, что влиятельные в городе лица узнали себя в баснях, поэту пришлось переехать. Всего Сергей Николаевич выпустил 5 сборников стихов и басен. После Октябрьской революции Кошкаров вступил в РКП(б) и взял себе революционный псевдоним Сергей Заревой, сотрудничал в окнах сатиры РОСТА, газете «Беднота». Творчество Кошкарова по своему поэтическому строю, лексике и стилистике очень близко к народной, крестьянской поэзии.
В своих баснях Кошкаров использовал традиционные аллегории. Многие его басни носили ярко выраженный социальный и политический характер. В них говорится о Волке, нарядившемся в овечью шкуру и привольно живущем среди овец («Волк»), о Медведе, в страхе от которого «не только лес, и город замолчал» («Медведь»), о Зайце, который решил у Льва просить защиты от всех обид и был им съеден («Право Зайца»), о богаче, пожертвовавшем на бедных тысячу рублей и поднявшем цены, чтобы покрыть эту тысячу («Богач и мастеровой»). Басням Кошкарева свойственна захватывающая интрига и развязка, тщательная прорисовка характеров персонажей посредством их поступков и языка.
Державин Гавриил Романович (1743 – 1816) – государственный деятель и русский поэт эпохи Просвещения, литературный патриарх России. Благодаря личности Державина и его творчеству русская литература ХVIII века получила дальнейшее развитие. Гавриил Романович не мог «пройти равнодушно» мимо такого жанра, как басня, поскольку с молодых лет Державину доводилось встречаться с нарушением законов в стране, бесправием: у него была своя, личная дорога унижений. Таким образом у Гавриила Романовича никогда не пропадала потребность отточить перо, творя в басенном жанре.
Державин обращается к басне во второй половине 1770-х гг. и сохраняет живейший интерес к этому жанру до конца своих дней. Басня «Лев и волк», затрагивающая интересы высших эшелонов власти, и басня «Крестьянин и дуб», удивляющая выразительностью слога, увидели свет еще при жизни поэта. Они характеризуют автора, как смелого, дерзкого человека. Борьба за справедливость и правду – это то, что можно прочувствовать во всех произведениях автора. Правда, басенное наследие поэта невелико и насчитывает чуть более двух десятков произведений, многие из которых так и не были опубликованы при его жизни.
Добившиеся вершин стихотворного мастерства русские баснописцы – талантливые писатели, которые на примере героев своих произведений дают возможность всем взглянуть на свои поступки со стороны и сделать надлежащие выводы. Они учат нас бороться с ложью, неправдой и корыстью. При этом в большинстве миниатюрные стихотворные произведения читаются на одном дыхании и очень быстро запоминаются, становясь для многих девизом по жизни. Выдающиеся мастера русского слова призывают нас проникать в суть происходящего и не обманываться внешними признаками людей и явлений.