Валерий Викторович Андреев
Эксперт по предмету «Литература»
Задать вопрос автору статьи
Образ ребенка занимает одно из важных мест в русской литературе. Многие литературоведы в разные времена изучали образы детей в русской литературе. Подобные исследования проводили и в других областях, например, в изобразительном искусстве, религии. И. С. Кон выделял следующие детские образы в русской культуре:
- детство-противопоставляется взрослой жизни
- ребенок – объект воспитания, девство – период формирования личности, то есть подготовки к взрослой жизни
- дети как ценность сама по себе, дети обладают уникальными характеристиками, которые теряются по мере взросления
- «бедные, обездоленный дети, жертвы взрослой тирании»
- детальные разнообразные образы детей
Но именно в литературе детский образ нашел свое непохожее на остальные сферы отражение. Образ детей прослеживается в русской литературе следующих направлений:
- классицизм
- просвещение
- романтизм
- реализм
Образ детей в литературе классицизма
В литературе классицизма образы детей еще не занимали центрального места. Для классицизма важно идеальное взрослое поведение, а детское поведение — это «невзрослое» поведение, соответственно оно не является идеальным. В это время набирает силу светская культура. В этот период помимо просветительской литературы для детей начинают появляться художественные произведения. Эта литература ставит перед собой цель олицетворить в своих произведениях «детское я». Но следует еще раз отметить, что детский образ является не идеальным и противопоставляется взрослому.
Образ детей в литературе эпохи просвещения
В это время происходит зарождение нового детского образа в литературе, интерес к личности ребенка развивается во многих областях. Общество начинает осознавать, что детство — это человеческая ценность. В основном детская тема носит поучительный характер. Писатели того периода начинают ориентировать свои произведения не только на взрослое аристократическое общество, но и на детей, так как дети глубже других воспринимают информацию, и подвержены большему благоприятному воздействию. В произведениях все больше уделяется внимания детским годам главного героя, так как они являются тем временем, когда происходит формирование личности. Но детство все еще не рассматривается как самостоятельный жизненный этап, детство по мнению писателей того времени всего ишь подготовка к настоящей жизни.
«Дети в русской литературе» 👇
Замечание 1
По мнению писателей, того времени книги помогают заложить в ребенке положительные качества, которые будут необходимы ему во взрослой жизни, именно поэтому книги пишутся на доступном для детей языке.
Образ детей в литературных произведениях эпохи романтизма
Только в эпоху романтизма детство начинает восприниматься не как подготовительная фаза к взрослой жизни, а как особый мир, который демонстрирует свою привлекательность взрослым. В эпоху романтизма в литературе взгляд на детство меняется коренным образом. Ранее считалось, что детство — это недоразвитая степень взрослости, в эпоху романтизма считается что детство — это непосредственность и чистота, а взрослый человек теряя эту детскую наивность, становится ущербным и обделённым.
Детский образ в литературных произведениях периода романтизма предстает как идеальный, невинный образ, совершенно далекий от образа реального ребенка. Образ ребенка в романтизме близок природе, он является девственным, не искушенным. По мнению писателей того времени детство представляет собой самую счастливую, безмятежную пору. Но в то же время сам ребенок как психологический объект ни каким образом не освещался. Образ детей находит место не только в детской литературе, но и во взрослой: идет противопоставление ущербным взрослым идеальных детей.
Образ детей в произведениях 19 века
В первой половине 19 века в литературе был представлен образ ребенка с национальными чертами, черты сословия были стерты. Русское детство было представлено эпизодами из деревенской жизни, традиционными детскими забавами. Писатели того времени обращают внимание на то, что детский возраст сам по себе является ценностью, изображают богатство души маленького ребенка. Ключевой линией в произведениях о детях этого периода является та грань, которая проходит между детским миром мечтаний и сложным миром реальности и ответственности за свои поступки.
Во второй половине 19 века детский образ наполняется реалистичными чертами, но в то же время не теряет своей идеальности. В конце 19 века в произведениях о детях появляется линия обездоленных детей. Цель писателей того времени обратить внимание на тяжелое положение детей, которые вынуждены существовать в мире, где правят взрослые, целью которых является только власть и нажива.
Тема тяжелого детства наполняет произведения многих известных писателей того времени. Еще одна линия, которая проходит в произведениях о детях того времени, – это идея психологического состояния детей в богатых семьях. В своих произведениях писатели стараются показать, как отношения со взрослыми, обстановка вокруг оказывают влияние на психологический мир ребенка.
Образ детей в произволениях конца 19 — начала 20 века
В это время тема детства преобладает в русской литературе. Некоторые писатели пытались разгадать загадку будущего основываясь на том, какие предпосылки для этого закладываются в детстве. В это время тему детской проблематики затрагивают такие авторы как М. Горький, Л. Андреев, А. Куприн и др. Писатели повествуют о том, как в жизненных реалиях закаляется характер ребенка или наоборот, как умирает детская душа, в этих суровых обстоятельствах.
В начале 20 века актуальной становится тема осиротевших детей, связано это с началом Первой мировой воны.
В 30-х годах 20 века литературные тенденции претерпевают изменения. Писатели больше не имеют возможности описывать в своих произведениях психологические образы. Авторам ничего не остается как изображать ребенка в образе маленького взрослого. Ребенок становится во всем похож на взрослого героя, пропадают уникальные детские черты, характеристики, сюжет сводится к действиям.
Образ детей в литературе периода Второй мировой войны и после нее
Неизгладимым образом великая отечественная война повлияла на все сферы жизни людей. Литература не стала исключением. В это время писатели используют в своих произведениях образ ребенка, лишенного войной детства. Образы детей в произведениях того времени крайне символичны: дети — это жизнь, война – смерть. Позже начинает появлятся образ ребенка — мстителя. Дети в произведения выступают тружениками, помощниками взрослым.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Основные тенденции
в детской литературе рубежа XIX — XX вв.
Итак, на рубеже
XIX — XX вв. детская литература становится
неотъемлемым компонентом общего
литературного процесса и, так же как
литература в целом, отражает те перемены,
которые происходят в жизни общества.
Начало ХХ в. — время трагических событий,
повлекших за собой серьёзные изменения
в общественном сознании. В такие
переломные моменты в литературе и
культуре в целом осуществляются попытки
осмыслить происходящее, и так как новая
реальность уже не может быть освоена
при помощи старых методов и форм, на
смену им приходят новые направления в
искусстве.
Это не одномоментное
событие, но сложный противоречивый
процесс, борьба старого и нового, острая
полемика вокруг самых важных явлений.
В литературу входят новые темы, образы,
сюжеты, меняется язык и стиль, меняется
и само представление о роли и месте
искусства слова в жизни общества. Все
эти тенденции характерны и для детской
литературы, однако они находят в ней
специфическое воплощение.
Без преувеличения
можно сказать, что именно на рубеже
веков начинается расцвет
отечественной детской литературы.
В это время издаётся масса журналов для
детей, а после революции открываются и
специализированные детские издательства.
Появляется множество новых произведений,
написанных как детскими писателями,
так и участниками большого литературного
процесса. Л. Чарская, К. Лукашевич, В.
Авенариус, М. Горький, И. Бунин, А. Блок
— вот далеко не полный перечень имён
авторов, чьи произведения были адресованы
детям. Авторы произведений для детей
экспериментируют со словом, ищут новые
формы, адекватные детскому сознанию.
Оформляются новые жанры детской
литературы, в неё входят новые темы.
Изменение тематики напрямую связано с
переменами в реальной действительности:
на смену стабильному существованию
приходят война
и революция.
Именно эта тема доминирует в детской
прозе рубежа веков — прозаические жанры,
стремящиеся к отображению реальных
событий, быстрее других откликаются на
изменения в общественной жизни и
общественном сознании.
В начале века
популярным детским чтением были военные
повести Л. Чарской и К. Лукашевич,
публиковавшиеся в журналах для детей.
Как правило, они рассказывали о необычайных
приключениях «юных солдат». И герои,
и обстоятельства изображались в
романтическом ключе: война воспринималась
прежде всего как возможность для
совершения подвига, герои же оказывались
наделены невероятными качествами и
выходили победителями из самых безвыходных
положений. Трагические
по своей сути события нарисованы едва
ли не радужными красками, всё происходящее
рассматривается как увлекательное
приключение с неизменно счастливым
концом. Так
же далеки от
реальности и образы юных героев:
это герои идеальные и почти всемогущие,
этим детям под силу даже то, на что на
самом деле не всегда отважится даже
взрослый. Они отчаянно храбры и
безрассудны, они без долгих размышлений
бросаются навстречу опасности и, конечно
же, побеждают самых могущественных
врагов. Подобные сюжеты и образы прежде
всего были рассчитаны на то, чтобы увлечь
юного читателя, удовлетворить его тягу
ко всему необычному, героическому.
Впрочем, образы отважных героев несли
и определённую
педагогическую нагрузку:
юные смельчаки пускались в опасные в
авантюры не
ради развлечения, они служили царю и
отечеству.
Таким образом военная проза воспитывала
патриотические
чувства
подрастающего поколения.
Произведения
художественного реализма
представлены такими писателями, как
В.Г.Короленко, А.И.Куприн, А.Н.Толстой,
И.А.Бунин, А.П.Чехов, Л.Н.Толстой,
А.М.Горький, К.М.Станюкович, Д.Н.
Мамин-Сибиряк и другие. Это — лишь часть
очень разных,
не похожих по стилю авторов,
чье творчество и до сих пор полностью
не проанализировано. Сколько разных
замечательно нравственных и сложных
характеров,
интересных и современному юному
читателю. Для
примера — романтическая, прелестная,
с трагической судьбой Олеся
А.И.Куприна
и непостижимо внутренне сильная,
завораживающая волей, выдержкой
внешне хрупкая героиня-революционерка
из рассказа В.
Короленко «Чудная».
Эстетическая
эмоциональная сила героини рассказа
«Чудная» — юной ссыльной революционерки
Морозовой так велика, что попавший под
арест ее бывший конвоир находит именно
в ее образе источник достойного поведения.
Главное здесь, не в революционной
фабуле рассказа, а в художественной
выразительности, правдивости
образа, в
красоте и величии души
внешне такого хрупкого человека, какой
была Морозова.
В
69
этот период началась новая поэтическая
эпоха, получившая название «поэтического
ренессанса» или «серебряного
века«. Этим термином
стали определять часть художественной
культуры России конца XIX — начала XX века,
связанной с символизмом, акмеизмом,
«неокрестьянской» литературой и
отчасти футуризмом.
Старшие символисты:
Н.Минский,
Д. Мережковский, В.Брюсов, К.Бальмонт…
И младшие символисты, приверженцы
философии Вл.
Соловьева: А. Блок, А. Белый, В.Иванов…
Их нередко
называли «поэтами духа». Символизму
свойственно стремление осмыслить и
проявить внутреннее «я» человека.
Характерен поиск своей формы выражения
трагедии человека и общества. Поиск
ответа на вопросы смысла жизни и смерти.
На вопросы о назначении человека. О
ценностях высшего порядка…
Замкнутость
противопоказана их творчеству, как
писательскому, эстетико-теоретическому,
так и читательскому, и педагогическому.
Вот, например, воздушное, легкое по
форме, не содержащее критической оценки
трудностей детства стихотворение
В.Брюсова «Две головки»:
-
Красная и синяя
—Девочки в траве,
Кустики полыни
Им по голове.
Рвут цветочки
разные,Бабочек следят…
Как букашки —
праздные,Как цветки на
взгляд.Эта ленокудрая,
С темной скобкой
— та…Вкруг природы
мудройРадость разлита.
Вот, нарвав
букетики,Спорят: «Я
да ты…»Цветики — как
дети,Дети — как
цветы.Нет нигде
уныния,Луг мечтает
вслух…Красный блик,
блик синий,Шелк головок
двух!
Акмеизм и футуризм.
В рассматриваемый период, кроме уже
отмеченного, немалое число талантливых
искателей истины объединялось под
знаменами акмеизма и футуризма. «Акме»
— греческое: цветущая пора, высшая
степень чего-либо (и по существу и по
форме). Акмеизм — очищение от тяжких
реалий, так называемое чистое
искусство.
Акмеизм
— искусство зрелого сознания, равно
далекого от начала и конца земного
пути души, и вместе с тем это искусство
«детски-мудрого незнания» — идеальной
формы отношения человека к миру
неведомого.
В числе акмеистов
были Н.Гумилев,
С. Городецкий, А.Ахматова, М.Кузмин,
О.Мандельштам. Николай Гумилев
интересен умением преодолевать преграды,
доказывать себе и другим, что человек
может достигнуть цели: «Быстрокрылых
ведут капитаны — открыватели новых
земель, для кого не страшны ураганы, кто
изведал мальсремы и мель». Он
понимал смысл жизни в том, чтобы открывать
планету, каждый уголок которой казался
ему первозданным раем. Одной из задач
своей поэзии он считал воспитание
мужества, а в своих читателях видел
отважных капитанов и странствующих
рыцарей («конквистадоров»):
Но когда вокруг
свищут пули.
Когда волны ломают
борта,
Я учу их, как не
бояться.
Не бояться и делать
что надо.
(«Мои читатели»)
Образ
детства, традиционно связанный в русской
литературе с образом родины, дополнен
в его творчестве идеями и мотивами
интернационального единства человечества.
Дети разных народов и вер воплощают
мудрость и благородство. Для детей Н.
Гумилевым было написано стихотворение
«Маркиз
де Карабас», которое высоко
оценил поэт-символист Вяч. Иванов именно
как произведение для детей. В нем Гумилев
заговорил на «пушкинском» языке («Мой
первый друг, мой друг бесценный…»):
Мой добрый кот,
мой кот учёный,
Печальный подавляет
вздох,
И белой лапкою
точёной,
Сердясь, вычёсывает
блох.
Главный
вклад Гумилева в детскую литературу —
«африканская поэма» «Мик».
Помимо «африканской поэмы» есть у
Гумилева «китайская поэма» для детей
«Два
сна» (1918),
сохранившаяся не полностью. Для детей
Гумилев также написал пьесу в стихах
«Дерево
превращений» (1918).
Значение
поэта в детской литературе весьма
велико. «Детский» литературный процесс
в XX
веке находился под большим влиянием
Музы Дальних Странствий поэта,
путешественника и воина.
Футуристами
числились, проявляя себя по-разному, В.
Маяковский, В.Каменский,
Д.Бурлюк, В.Хлебников...
Был весьма известен эгофутурист И.
Северянин.
Молодежь, подростки увлекались и
поэзией группы «Центрифуга» (Н.Асеев,
Б.Пастернак и другие).
В
70
.В.Маяковский
(1893—1930).
— наиболее известный и
яркий представитель футуристов. В его
произведениях действительность — это
апокалипсис, и он вынужден кричать,
чтобы быть понятым. В.В. Маяковский
явился реформатором литературного
языка. Его язык воинственен, груб,
контрастен. Наиболее известные его
произведения: «Облако в штанах»,
«Человек», «Прозаседавшиеся», «Во весь
голос» и др. Для детей Маяковский написал
стихотворение «Что такое хорошо, и что
такое плохо», «Кем быть», «Кон – огонь»,
«Майская песенка», «Эта книжечка моя
про моря и про маяк» и др.
Писатели-модернисты,
такие, как К. Бальмонт, А.Блок, В. Брюсов,
Ф. Сологуб, С.Городецкий, М. Моранская и
др. создали элитарную
литературу
для детей.
Крестьянские
поэты. В
конце первого десятилетия XX века, после
1910 года заметно вновь усиление
реалистических тенденций в
художественной культуре. Приобретают
известность, любовь читателей крестьянские
поэты: Н. Клюев, А. Ширяевец, С.Клычков,
П. Орешин…
Особое место в
этом направлении принадлежит
Сергею Александровичу Есенину.
Основным мотивом раннего Есенина стала
поэзия
русской природы,
отразившая его любовь к Родине. Именно
в этот период написаны многие стихотворения,
которые до сих пор известны детям и
любимы ими. Это и «Топи да болота», «С
добрым утром», («Береза», «Черемуха»,
«Бабушкины сказки», «Поет зима», «Пороша»,
«Нивы сжаты, рощи голы.
Несмотря
на возросшую роль темы детства во
взрослой литературе, литература для
детей переживала не лучшие времена
из-за ужесточения двойной цензуры —
политической и педагогической. Количество
детских книг и периодических изданий
возросло, но это была в основном так
называемая массовая литература,
не обладавшая большими художественными
достоинствами, зато тематически
привлекательная. Вместе с тем с самого
начала XX
века, получившего название «века
ребенка»
шли активные поиски модели «новой»
детской литературы. Свой вклад в критику
«старой» детской литературы и становление
«новой» внесли писатели всех литературных
течений.
В
литературе для детей стала особенно
цениться изобразительность. К
оформлению книги стали предъявляться
более высокие требования, рисунок должен
был согласовываться не только с
текстом, но и с подтекстом. От художника
детской книги ждали выражения его
собственной личности, непосредственности
рисунка и свободы интерпретации.
Новые
литературные течения принесли детям
сравнительно
немного классических творений
(среди них и стихотворения Есенина,
Саши Черного).
Однако и в этих произведениях то или
иное течение проявилось неотчетливо,
будто поэты сами чувствовали, что язык
модернизма не может быть понятен ребенку.
В 10-х
годах возвращается мода на старинное
народное искусство. Писатели,
художники, музыканты и театральные
деятели воспринимают историю России
через призму мифов и сказок. Благодаря
увлечению писателей стариной дети
получили книги, дающие излюбленную
пищу для их воображения и чувств. Среди
произведений начала XX
века, адресованных непосредственно
детям, назовем короткие сказочки
костромского крестьянина Ефима
Васильевича Честнякова
(1874—1961) — «Иванушко», «Сергиюшко»,
«Лесное яблоко». Они отличаются прямым
родством с народной культурой. Это
единственные в своем роде авторские
произведения для самых маленьких,
передающие идеи народной философии и
педагогики.
Увлечение стариной
сопровождалось вниманием к миру раннего
детства, в котором совершается наиболее
интимное, сокровенное познание родины
— через речь, сказки и песни нянек,
кормилиц (о роли кормилицы очень сильно
сказал поэт Владислав Фелицианович
Ходасевич в стихотворении «Не матерью,
но тульскою крестьянкой…»). Образ няни
был вновь поднят на ту высоту, которую
некогда задал в своих стихах Пушкин.
МКУ «Управление образования администрации МО «Баргузинский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Улюнская средняя общеобразовательная школа имени Сахара Хамнаева» 671601, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Улюн, ул. Пионерская, 29 Тел. 8 (301 31) 94-129; факс 8 (301 31) 94-219; e-mail: USOSchool@mail.ru
Научно-исследовательская работа по русскому языку и литературе
Образы детей в произведениях писателей 19 века
Выполнила: учащаяся 8 класса Гармаева Эржена
Научный руководитель:
Степанова Б.Б.,
учитель русского языка и литературы
2017- 2018 гг.
Содержание
1. Введение………………………………………………………………
I.Теоретическая часть
1.1. Тема детства в русской литературе 19 века………………………..
II. Практическая часть
2.1.Образы крестьянских детей в рассказе И.С.Тургенева
«Бежин луг». (1851г.)…………………………………………………………………………..
2.2. Николенька Иртеньев из повести Л.Н.Толстого «Детство» 1852г.).
2.3.«Дети подземелья» В.Г.Короленко (1886). …………………………………..
Заключение………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………
Приложение 1. «Образы крестьянских детей в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»
Приложение 2. «Николеньки Иртеньева»
Приложение 3. «Вася и Валек ?????»
Приложение 4. Таблица « Влияние внешних и внутренних …… на формирование личности ребенка»??????
Введение
Все мы родом из детства.
Антуан де Сент-Экзюпери
«Маленький принц»
Детство – самая светлая и радостная пора в жизни каждого человека. По крайней мере, оно должно таким быть, потому что в детстве закладывается характер человека, его отношение к себе и к окружающему миру. На уроках русской литературы нам дается возможность увидеть удивительный мир детства наших сверстников. И узнаем о них благодаря произведениям Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, А. П. Чехова и др., где главными героями являются дети, их психология, отношения с окружающими людьми. Несмотря на то, что эти произведения были написаны в XIX веке, мне, как читателю XXI века, глубоко понятны их детские переживания, и я в полной мере разделяю вместе с ними их горечь от поражений и радость их побед. Эти произведения всегда будут настольными книгами нескольких поколений детей, потому что они очень точно раскрывают суть становления ребенка как личности. В этом и заключается актуальность моей работы.
Объектом исследования являются образы детей в литературе писателей 19 века. Предмет исследования: характер, поступки героев, их влияние на формирование личности подростка.
Цели исследовательской работы:
Исследовать изображения детей в произведениях русских писателей;
Проанализировать произведения о детях; проникнуть в их поступки и взаимоотношения, осмыслить и понять черты характера (какие он постепенно приобретает, и в чем причины этих изменений;
Научиться формулировать свои мысли.
Задачи:
1.Сравнить несколько произведений русских писателей 19 века.
2. Дать характеристику образам героев, выбранных для исследовательского проекта.
3. На основе сравнительного анализа увидеть изображение мира детства и становление личности ребёнка.
4.Подвести итог проделанной работы и сделать выводы.
Выводы оформить в виде сравнительной таблицы.
Методы исследования: исходя из задач исследования, были определены следующие методы исследования, т.е. способы достижения цели исследования:
1. общие методы (теоретические) – изучение и сопоставление литературных произведений, сравнение эпизодов (т.к. позволяет установить сходство и различие предметов и явлений; выявление общего, повторяющегося в явлениях);
2. метод целенаправленной выборки;
обобщение материала (выводы на разных этапах исследования и в работе в целом).
I. Теоретическая часть.
1.1. Тема детства в русской литературе 19 века.
Детство — одна из самых ключевых тем художественной литературы. Мир детства – это сложный мир общения ребенка с людьми, мир его взаимоотношений.
В литературе 19 века «создавался образ детства с четкими национальными чертами, растворялись признаки сословной принадлежности ребенка». Сформировались каноны образа русского детства — изображение зимы, деревенской жизни и народных забав, чувствительного и доброго ребенка.
Детство представляется писателями как пора невинности и чистоты. Дети несравненно нравственнее взрослых. Они не лгут (пока их не доведут до этого страхом), они сближаются со сверстниками, не спрашивая, богат ли он, ровен ли им по происхождению. У детей нужно учиться пониманию истинного добра и правды. Героев произведений воспитывает окружающий мир во всех его проявлениях. Тема детства неразрывно связана с темой русского народа. Во всех произведениях воссоздается сложная жизнь детей, которые мечтают о лучшей жизни, которая сделала бы их счастливыми.
«Будущее человечества» так называет детей один из героев Ф. Достоевского. Каким может предстать завтра это «будущее человечества», во многом зависит от духовно зрелой любви к детям, основанной на понимании своеобразия их внутреннего мира и на способности чему-то научиться у них. «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!- восклицал Л. Толстой — Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».
Тема детства позволяет оценить состояние общества. Литературу XIX века интересует социально-нравственный аспект. Поиск гармонии ведет к миру
детства, ибо там цельность, чистота.
Образы детства, возникающие в произведениях художественной культуры, так или иначе, отражают важные стороны социальной реальности. На протяжении истории человечества и реальное содержание детства, и, следовательно, образ ребенка и детства в произведениях литературы многократно менялся.
II. Практическая часть.
2.1.Образы крестьянских детей в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг». (1851г.)
«Читая рассказ, словно наяву любуешься
мальчишками- каждый из них – характер, в каждом
неповторимая душа»
И. Смольников « Середина столетия»
Каким же представил И.С.Тургенев мир крестьянских детей 19 века? Чем он наполнен? Как они жили?
В рассказе мы знакомимся с крестьянскими ребятишками, которые на лугу в жаркую летнюю ночь стерегли табун лошадей. Мальчиков пятеро: Павлуша, Федя, Ильюша, Костя и Ваня.
Каждый ребенок есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Автор очень хорошо относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером. Какие они?
— Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.
— Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.
— Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.
— Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.
— Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.)
Образы ребят выписаны в рассказе ярко, они глубоко индивидуальны, каждый по-своему интересен, глубок, как это может быть только у профессионала такого класса, как И. С. Тургенев.
Все эти ребятишки очень по-разному рассуждают о людях и деревенских событиях, но все они искренне верят в чудеса, готовы разгадывать неведомые загадки жизни. У мальчиков немало предрассудков и суеверий это следствие темноты и забитости их отцов и матерей.
Реальная жизнь, по мнению Тургенева, вскоре развеет иллюзии и мистические настроения мальчиков, но обязательно сохранит их редкостные поэтические чувства.
Видно, что бедность и нужда заставляют детей с самых ранних лет уже принимать серьезное участие в трудах родителей. Таким образом, крестьянские ребятишки совсем лишены образования. С другой же стороны, эти самые обстоятельства жизни ставят их в тесные отношения с природой, с трудом, и уже с детства воспитывают в них физическую силу, бодрость духа, находчивость, одним словом — характер.
2.2. Николенька Иртеньев из повести Л.Толстого «Детство» (1852г.).
Николенька Иртеньев мальчик из дворянской семьи, он живет и воспитывается по установленным правилам, дружит с детьми из таких же семей. Он любит своих родителей и гордится ими. Но детские годы Николеньки были беспокойными. Он испытал немало разочарований в окружающих его людях, в том числе и в самых близких для него.
В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. С какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были «так сладки и приветливы», нежные прикосновения ее рук, «грустную, очаровательную улыбку». Любовь Николеньки к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство», и от этого на душе у него становилось «легко, светло и отрадно», и он начинал мечтать о том, «чтобы дал Бог счастья всем, чтобы все были довольны…». [7,86-93c]
Большую роль в духовном развитии мальчика сыграла простая русская женщина Наталья Савишна. «Вся жизнь ее была чистая, бескорыстная любовь и самоотвержение», она привила Николеньке представление о том, что доброта одно из главных качеств в жизни человека.
Николенька остро чувствует фальшь и обман, казнит себя за то, что и в себе замечает эти качества. Также большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, и эта способность ребенка любить других восхищает Толстого. Николенька Иртеньев часто глубоко раскаивается в своих плохих поступках и остро переживает свои неудачи. Это характеризует его как думающего, способного анализировать свое поведение и начинающего взрослеть человека.
Это маленький десятилетний мальчик с добрым, чутким сердцем, живой и впечатлительной душой. Становление характера Николеньки проходит среди различных, близких ему людей: родителей, братьев и сестер, учителей, дворовых. Отношения с каждым из них оставляют в сердце мальчика неповторимый след, оказывающий влияние на душевное состояние, мысли и чувства Николеньки. Отзывчивый и впечатлительный ребенок внимательно наблюдает не только за событиями, происходящими в мире внешнем, но и за изменениями в своем внутреннем мире. Эта внимательность ко всем движениям собственной души помогает Николеньке справляться со многими проблемами, делать верные выводы. Мне кажется, что в будущем из Николеньки вырастет добрый, наблюдательный, отзывчивый и честный человек.
(Приложение 2)
2.5.«Дети подземелья» В.Г.Короленко (1886г.)
В ряду писателей, которые особое внимание уделяли детям, обделенным любовью, заботой взрослых и не имеющим необходимых условий для благополучной жизни, стоит В.Г. Короленко. В своих произведениях он создал целостные, неподдельные образы детей, лишенных детства. Однако внутренний мир этих детей отличается богатством и глубиной.
Место описываемых в произведении событий – город Ровно, где Короленко учился в третьем классе реальной гимназии. Город назван в повести Княжье-Вено. В образе судьи писатель воспроизвел некоторые черты своего отца, который был уездным судьей в провинциальных городках и для которого поистине рыцарская честность была привычной и естественной.
До встречи с Валеком и Марусей Вася чувствовал постоянное одиночество. Отец не замечал своего мальчика из-за горя (умерла мать Васи). Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.
После встречи с Валеком и Марусей Вася почувствовал радость от нового знакомства. Ему понравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь. Вася полюбил Валека и Марусю, скучал по ним, когда не мог прийти к ним на гору. Не видеть друзей стало для него большим лишением.
Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушел домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась «острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли».
Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменилось. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятием справедливости, верности и человеческой любви. Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания.
Можно составить целый список человеческих качеств, которые проявляет Вася- это любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие.
Во время дружбы с обездоленными детьми Вася смог осознать то неясное “что-то”, к которому он стремился, и проявить лучшие человеческие качества. История, рассказанная В.Г. Короленко,- урок милосердия и любви к людям.
Заключение
В ходе нашей работы был проанализирован ряд произведений, написанных во второй половине 19 века. Центральным образом рассмотренных рассказов и повестей является образ ребёнка.
И трудно найти такого писателя, который не обращался бы памятью к детству. Именно поэтому, перелистывая знакомые страницы любимых книг, мы убеждаемся в том, что лучшие из них о самой удивительной и прекрасной поре жизни – детстве. Ведь для детского сердца нет богатых и бедных, нет знатных и незнатных, а есть лишь любящие и равнодушные, злые и добрые.
Образы героев понятны и близки нам, их сверстникам. И мы вместе с ними переживаем их горечь от поражений и радость их побед.
Несмотря на разные подходы к созданию образов детей, писатели отмечают одно – ребёнок по духовной природе своей, ищет гармонии и согласия, ему претят ненависть и ожесточение, он весь открыт для любви. И как важно, чтобы из детства ребенок вступал в юность с чистой и ясной душой, верующей и любящей, и чтобы память сердца не омрачалась тягостными воспоминаниями и хранила те, которые благодатно отзовутся на всей его последующей судьбе.
Сопоставив образы героев, я пришла к такому выводу:
— В крестьянских мальчиках Тургенев раскрывает поэтическую натуру русского народа, его живую связь с родной природой.
— Л.Толстой уделяет преимущественное внимание внутреннему миру своих героев, они пристально следят за возникновением и развитием душевных движений, воспроизводя даже самые незначительные из них.
— Уроки доброты и сострадания можно увидеть в повести В.Г.Короленко «Дети подземелья».
Список использованной литературы
1. Бирюков П. Родители и дети в произведении Л.Н. Толстого. — М., 1988, — 165 с.
2. Короленко В.Г. «Дети подземелья», Искатель, 2014г.
3.Толстой Л.Н. Детство // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений- М.: Наука, 2000.
4.Тургенев И. С. Бежин луг. М.: Детская литература, 1988.- 40 с.
5. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. – М., 1989.