Рассказы о григе и чайковском

Эдвард Григ и Петр Ильич Чайковский: несостоявшаяся встреча.

        Не многие знают, что великий норвежский  композитор Эдвард Григ и Петр Ильич Чайковский  познакомились 1 января 1888 года, в Лейпциге, на обеде у скрипача Адольфа Бродского, и что это знакомство переросло вскоре в настоящую крепкую дружбу.

        В то время оба композитора уже были  известны и любимы  публикой. В восьмидесятых годах XIX века П.И. Чайковский много путешествовал,  побывал с гастролями  во многих странах. «В моем лице путешествовала русская музыка» так писал об этом  сам Чайковский.

        Как известно круг личного и профессионального общения П.И.Чайковского был очень широким. П.И.Чайковский был лично знаком со многими выдающимися русскими композиторами, а также с европейскими коллегами – композиторами: Берлиозом, Листом, Брамсом,  Дворжаком, Малером и Дебюсси. Но  по-настоящему сдружился Чайковский в своих зарубежных гастролях только с французским композитором Камилем Сен-Сансом и норвежским композитором Эдвардом  Григом.

        В «Автобиографическом описании путешествия за границу в 1888 году» Пётр Ильич Чайковский так описывает свое первое впечатление от встречи с Эдвардом Григом: «В комнату вошёл очень маленького роста человек, средних лет, весьма тщедушной комплекции, с  плечами очень неравномерной высоты, с высоко взбитыми кудрями на голове и очень редкой, почти юношеской бородкой и усами. Черты лица этого человека, наружность которого сразу привлекла мою симпатию, не имеют ничего особенно выдающегося, ибо их нельзя назвать ни красивыми, ни неправильными; зато у него необыкновенно привлекательные средней величины голубые глаза, неотразимо чарующего свойства, напоминающие взгляд невинного прелестного ребёнка. Я был до глубины души обрадован, когда по взаимном представлении нас одного «другому раскрылось, что носитель этой безотчётно для меня симпатичной внешности оказался музыкант, глубоко прочувствованные звуки которого давно уже покорили моё сердце. То был Эдвард Григ…»

         К моменту знакомства Чайковский уже знал многие произведения Грига, и был очарован его талантом.

         Вскоре завязалась переписка:

         Париж, 2 марта 1888 года. «Знаете ли Вы, что Вы очень известны в Париже? Почти в каждом концерте исполняется что-нибудь Ваше…»

         От Грига из Лейпцига, в середине апреля приходит ответ: «Вы не поверите, какую радость доставила мне встреча с Вами. Нет, не радость — гораздо больше! Как художник и как человек Вы произвели глубокое впечатление.

         «… как я горжусь, что заслужил Вашу дружбу!» — восклицает композитор в следующем письме. В мае, из Дании Эдвард Григ пишет: «… мы должны повидаться, — где бы то ни было: в России, в Норвегии или еще где-нибудь! Родственные души ведь не растут на деревьях!»

          Из Клина, 5 (17) сентября 1888 года приходит письмо: «В Москве были бы очень счастливы видеть и слышать Вас. Если бы Вы могли принять это предложение, то было бы лучше всего, если бы Вы приняли участие в концерте 28 ноября. Очень прошу Вас ответить мне сейчас же! Как Вы поживаете, милый друг? Я написал новую симфонию и увертюру «Гамлет» (которая, правда, ещё не инструментована). Эта увертюра посвящена         Вам…»   И уже 27 сентября Григ отозвался на это событие письмом: «Как дитя радуюсь я увертюре к «Гамлету». Сердечная благодарность за посвящение!»

          По этим письмам можно проследить, как росла и крепла их дружба, как сразу, буквально с первых слов, возникло абсолютное взаимопонимание. Такое понимание было связано с «внутренним родством двух музыкальных натур, хотя и чуждых друг другу по происхождению…». Чайковский неизменно восхищался поэтичностью музыки Грига, свежестью и самобытностью его стиля, а главное чистым, бескорыстным  служением своему народу, созданием национальной народной музыки, к чему стремился и  Чайковский.

           Оба композитора находили наслаждение, воспевая  природу родного края, народные песни,  старинный быт, простые и искренние человеческие чувства.

          Чувствуя это родство двух музыкальных душ, Чайковский писал о музыке Грига: «В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно-широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий, сочувственный отклик».

      И когда в 1893 году,  Чайковский был первым из русских композиторов удостоен почётного звания доктора музыки Кембриджского университета, это была особая радость, ведь он получил это почетное звание вместе с «милым другом» Эдвардом Григом.

Но, к сожалению, новой встрече не суждено было состояться. В ночь с 6 по 7 ноября 1893 года композитор скончался от холеры «неожиданно и безвременно».

Сотрудник музея-усадьбы П.И. Чайковского, Мария Рябова.

Певцы родной природы (Э. Григ, П. Чайковский)

«Надо иметь не только глаз, но и внутренне чувствовать природу, надо слышать ее музыку и проникаться её тишиной.« И. Левитан

Сегодня мы с вами познакомимся с мыслями двух композиторов.

Это Пётр Чайковский и Эдвард Григ.

В чём сходство и различие музыкальной речи этих композиторов. Музыка Эдварда Грига привлекает людей всего мира, в ней много радости, тепла, нежности. В ней живёт Норвегия, с её чудесной природой и людьми. Ведь она родилась среди северной норвежской природы и звуки его музыки неотделимы от скалистого берегового пейзажа, зелени леса и горных лугов.

Вот что говорит о себе композитор: «Как я счастлив, что родился в Норвегии. Я обязан рассказать миру о ней…Я ищу спасения в родной природе моей страны…Я черпал богатые сокровища в народных напевах моей родины».

Я думаю, вы узнали это произведение Грига. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»

А вот великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский говорил вот что о себе: «Я ещё не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русские обычаи… Я проникся неизъяснимой красотой…русской народной музыки…»

Конечно же его музыка была овеяна любовью к русской природе. А русская природа – это леса, реки, поля, ели, березы.

Звучит «Мелодия» П.И.Чайковского

Так что же общего в музыке этих двух композиторов и в чём отличие? Эдвард Григ и Петр Чайковский очень любили родную природу и отображали это в своих произведениях на музыкальном языке. Они жили в разных странах. Вы знаете, ребята, а ведь эти композиторы были знакомы и даже дружили. Они познакомились 1 января 1888года на одном из творческих вечеров в доме скрипача Адольфа Бродского в Лейпциге в Германии. И на протяжении почти двух месяцев они общались, давали концерты, слушали друг друга и обменивались опытом. Но к сожалению, после этих гастролей они больше так и не увиделись, хотя оба питали надежду на встречу. Вот как они отзывались друг о друге: «Вот мастер, который мне по душе!» писал Э.Григ о П.Чайковском; «Григ сумел сразу и навсегда завоевать русские сердца», говорил П.Чайковский о Э.Григе.

Итак, давайте сделаем вывод: композиторы, жившие в разное или в одно время и в разных странах мира, вслушиваясь в музыку своего народа, изучали её, также как все мы изучаем свой родной язык. Тот, кто знаком с народной музыкой, никогда не ошибается, определяя её национальность. Вот почему музыка Э.Грига узнаётся как норвежская, П.И.Чайковского как русская и т.д.

Домашнее задание:

  1. Нарисовать образы природы родного края (выслать фото Д/з в Сетевой город или по телефону в Контакты )

Григ Эдвард

Э. Х. Григ (1843-1907), норвежский композитор, пианист и дирижер - кликните по картинке!

1843 — 1907, норвежский композитор, дирижер, музыкальный деятель.

Начало 1888 года прошло у Чайковского «под знаком Грига». 1 января в доме скрипача А.Бродского в Лейпциге состоялось знакомство русского и норвежского композиторов. Январь и февраль изобилуют встречами. Эдвард и Нина Григ присутствуют на концертах Чайковского, последнее свидание — в Берлине 8 февраля.

К моменту встречи Чайковский знал музыку Грига — она исполнялась в концертах Императорского русского музыкального общества начиная с середины 70-х гг. В «Автобиографическом описании путешествия за границу в 1888 году» Петр Ильич пишет: «Быть может, у Грига мастерства гораздо меньше, чем у Брамса…, но зато он нам ближе, он нам понятнее и родственнее, ибо он глубоко человечен. Слушая Грига, мы инстинктивно сознаем, что музыку эту писал человек, движимый неотразимым влечением посредством звуков излить наплыв ощущений и настроений глубоко поэтической натуры… Сколько теплоты и страстности в его певучих фразах, сколько ключом бьющей жизни в его гармонии, сколько оригинальности и очаровательного своеобразия в его остроумных, пикантных модуляциях и в ритме, как и все остальное, всегда интересном, новом, самобытном!» (II, 345 — 6).

В этих же записках Чайковский запечатлел — с глубокой симпатией — внешний облик Грига, и этот словесный портрет рисует норвежского музыканта едва ли не лучше, чем сохранившиеся его фотографические и живописные портреты!

Взаимные дружеские чувства, ощущение творческой и человеческой близости передают и письма этих двух художников. Все они относятся к тому же 1888 году. В начале марта, из Парижа, Петр Ильич спешит порадовать своего нового друга: «знаете ли Вы, что Вы очень известны в Париже? Почти в каждом концерте исполняется что-нибудь Ваше». Григ — Чайковскому, из Лейпцига, середина апреля: «Вы не поверите, какую радость доставила мне встреча с Вами. Нет, не радость — гораздо больше! Как художник и как человек Вы произвели глубокое впечатление…» И очень скорый отклик русского композитора: «… как я горжусь, что заслужил Вашу дружбу!» Наконец, в мае, из Дании Эдвард Григ пишет: «… мы должны повидаться, — где бы то ни было: в России, в Норвегии или еще где-нибудь! Родственные души ведь не растут на деревьях!» Но увидеться еще раз им было не суждено.

В том же 1888 году Чайковский посвятил Григу симфоническую увертюру-фантазию «Гамлет», и 27 сентября Григ отозвался на это событие: «Как дитя радуюсь я увертюре к «Гамлету». Сердечная благодарность за посвящение!»

Л. З. Корабельникова

Конспект урока.
Дата: 26.10.2018 г.
Предмет:  музыка.
Класс: 3
Школа: Новониколаевская «СШ № 1»
Учитель: Есикова Марина Александровна 
Студент: Афрамеева  Татьяна Александровна. 
Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления знаний.
Цель:  познакомить   учащихся   с   образами   природы   в   музыке   русского   композитора   П.
Чайковского и норвежского композитора Э. Грига.
Задачи: 
­   показать   соотношение   содержания   музыкального   произведения   с   использованными   в   нем
выразительными средствами на примере музыки П. И. Чайковского и Э. Грига.
­развивать основные вокально­хоровые навыки (умение петь напевно, легко, не форсируя звук).
­воспитание любви и бережного отношения к музыке.
Оборудования: портреты композиторов П. Чайковского, Э. Грига, М. Мусоргского, презентация.
Ход урока.
1.
Организационный момент.
­Здравствуйте , садитесь! 
  2. Актуализация знаний.
­ Во втором классе вы встречались с музыкой двух русских композиторов: П. И. Чайковского и С. 
Прокофьева. Это были пьесы из «Детского альбома П. Чайковского и из альбома «Детская 
музыка» С. Прокофьева. В этих сборниках композиторы рассказали музыкой о том, как протекает
день маленького человека с утра до вечера с играми, танцами, песнями, событиями и 
переживаниями прожитого дня. В эти сборники композиторы включили и пьесы, рисующие образы
и картинки природы.
3.Изучение нового материала. 
Беседа. ­ И сейчас мы переходим к теме нашего урока «Утро ». А именно, сейчас поговорим об утреннем 
пробуждении.
­ А кто же может нам сказать, что такое утро? ( тро — часть суток, следующая за ночью и 
предшествующая дню. В русском языке точный временной интервал со словом «утро» не 
связан.)
УУ
­ Ребята, вы обратили внимание, какое сегодня было утро? В нем было что­то особенное? ( ответы
детей)
­ Сегодня мы поговорим о пьесе,  которую мы слушали во 2 классе. Это «Утренняя молитва «Пётр 
Ильич Чайковскии. На доске мы видим его портрет. Детство Петр Ильич Чайковский родился 25 
апреля 1840 года в Воткинске , в семье директора Воткинского завода. Впечатлительный ребенок 
чутко постигал окружающие его природу и быт : с детства на всю жизнь он проникся глубокой 
привязанностью к родине впитал в себя народные песни.
В семье родителей любили музыку , мать хорошо пела , играла на фортепиано , в доме нередко 
проводились музыкальные вечера. Способности к музыке проявились у Чайковского рано : в пять 
лет он начал играть на фортепиано , а в восемь лет читал ноты и записывал свои музыкальные 
впечатления.. После Чайковский жил в Москве и преподавал теорию музыки в Московской 
консерватории.
Чайковский стал первым из русских композиторов , который еще при жизни добился мировой 
славы. 
­ Он был глубоко верующим человеком. С чего начинался день верующего человека? (С молитвы.)
­ Действительно, раньше день любого человека, и взрослого, и ребенка,  начинался и заканчивался 
обращением к Богу. Послушайте «Утреннюю молитву». Какое настроение, душевное состояние 
ребенка передается в этой пьесе?
(Звучит «Утренняя молитва» П. Чайковского).
­  Итак, какое настроение, душевное состояние ребенка передается в этой пьесе? (Спокойное, 
умиротворенное, светлое, безмятежное. «Утренняя молитва» светлая, чистая, 
безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно.)
­ Какими средствами музыкальной выразительности передается это настроение? Какая мелодия? 
Как она звучит? ( Напевная, плавная, широкая, мягкая, похожая на песню.)
­ Действительно, мелодия песенная, она останавливается на длинных, выдержанных звуках. 
Мелодия звучит один раз или повторяется? (Повторяется много раз, словно усиливая 
эмоциональное состояние героя пьесы ­ маленького ребенка.)
­В каком ладу звучит пьеса? (В мажорном, светлом)
­ Что происходит с динамикой, как она развивается? (В начале музыка звучит тихо, затем 
громче, потом затихая и в конце очень тихо.)
­На начало, середину или окончание пьесы приходится кульминация, наивысшая точка 
эмоционального развития? (Кульминация в середине пьесы, на самом высоком, ярком звуке.) ­Вспомните окончание пьесы. Как она заканчивается? Что мы слышим в конце? (Повторяющийся 
звук в низком регистре, очень тихо.)
­ Что он изображает, на что похоже это звучание? (На  мерные удары большого колокола, 
который возвещает об утреннем богослужении.)
­ А о чем молился ребенок утром? (В  утренней молитве ребенок благодарил Бога за то, что 
наступил новый день, и просил, чтобы день его прошел благополучно. Он молился о здоровье 
родных и близких, и чтобы он не огорчал своих родителей.)
­ Ребята, обратите внимание на рисунок художника в учебнике на стр. 24. Что там изображено? (На
рисунке показана детская комната, ребенок сидит у окошка, смотрит вдаль, думает, 
размышляет, мечтает. За окном тихая, спокойная погода.)
­ Как вы думаете, сходны ли настроения музыки и картины? ( Да, они созвучны. И музыка, и 
картина тихие, спокойные, умиротворение.)
­ Итак, «Утренняя молитва» ­ это музыка, которая отображает душевное состояние человека, 
чувства и мысли, связанные с его внутренним миром. Но есть музыка, которая передает 
настроения, связанные с образами природы, внешней картиной мира, а также настроения, которые 
испытывает человек, любующийся природой. И пьеса именно такого рода прозвучит в следующей 
части нашего урока. Эта пьеса называется «Утро» норвежского композитора Э. Грига из музыки к 
драме норвежского драматурга Г. Ибсена «Пер Гюнт».
 
4. Физминутка.
У меня спина прямая
У меня спина прямая, (Ходьба на месте, руки за спину.)
Я наклонов не боюсь: (Наклон вперед.)
Выпрямляюсь, прогибаюсь, (Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь. (Повороты туловища.)
Раз, два. три. четыре.
Три. четыре, раз. два. (Наклон вперед и выпрямиться.)
Я хожу с осанкой гордой. (Повороты туловища.)
Прямо голову держу, (Наклон вперед и выпрямиться.)
Никуда я не спешу. (Ходьба на месте, руки за спину.)
Раз. два. три. четыре, (Повороты туловища.)
Три. четыре, раз, два. (Ходьба на месте, руки за спину.)
Я могу и поклониться. (Поклон и выпрямиться.)
И присесть, и наклониться, (Присед, наклон вперед.)
Повернись туда ­ сюда! (Повороты туловища направо ­налево.) Ох, прямешенька спина! (Наклон 
вперед и выпрямиться.)
5. Продолжаем работать над темой урока.
Беседа.
 ­Пьеса «Утро» ­ это музыкальный лирический пейзаж, нарисованный музыкальными красками и 
звучностями симфонического оркестра. ­  Послушайте эту пьесу. Какие образы и картины можно представить, слушая музыку, какое утро 
«нарисовал» композитор? Можно представить себя в роли дирижеров, передавая характер музыки
выразительными жестами рук.
 (Звучит «Утро» Э Грига).
­  Итак, какие образы и картины можно представить, слушая музыку, какое утро «нарисовал» 
композитор? (Утро, спокойное, светлое, безмятежное, доброе. Можно представить картину 
наступления нового дня, пробуждения природы. Вся природа просыпается: встает солнце, 
поют птицы, шелестит легкий ветерок в листве, журчит прозрачный ручей. И, слушая 
музыку,  словно можно увидеть легкий туман и утреннюю дымку.)
­ Какими средствами музыкальной выразительности создается эта картина? Какая мелодия? 
(Мелодия песенного характера. Она звучит очень мягко, плавно, ласково, нежно, распевно.
 Она звучит много раз, повторяясь у разных инструментов: у флейт, у гобоев и валторн.) 
­ А почему именно деревянные духовые солируют, на что похоже это звучание? (Тембры духовых 
инструментов напоминают звучание пастушеской свирели, а валторна звучит как охотничий 
рог.)
­ Как развивается музыка? (Она начинается очень тихо, затем постепенно нарастает, в музыку 
включаются все новые инструменты. Звучание становится все более мощным и ярким и 
доходит до кульминации. ) 
­ Почему именно такое развитие, что изобразил композитор? (Музыка словно рассветает, 
показывая, как встает солнце).
­ Вот что сказал сам Э. Григ об этой музыке: «Это настроение утренней природы, где, как мне 
кажется, при первом же форте солнце прорывается сквозь облака».
­ А что дальше происходит с музыкой? (Звучность постепенно ослабевает, становится все более
прозрачной и тихой.)
­Ребята, музыка Грига, рисуя картины природы, одновременно выражает и чувства человека, 
который любуется красотой природы. А какие чувства или душевные состояния человека 
передаются в этой музыке? (Радость наступления нового дня, восторг и восхищение красотой 
природы, душевный подъем. И, в то же время, спокойствие, умиротворение, любовь к родной 
природе.)
­ Музыка Грига созвучна норвежским народным стихам:
         Ту песню пою я, услышат ее
         Все люди от края до края,
         И правду о северной дивной земле
         Расскажет им песня родная.
Эдвард Григ родился в прекрасной северной стране с живописной, хотя и суровой природой. Это 
Норвегия – страна неприступных скал и диких горных ущелий. Берега ее изрезаны причудливыми 
заливами – фьордами. Густые хвойные леса покрывают склоны гор и побережье.  
     В течение долгих лет Норвегия находилась в подчинении у Дании, позже Швеции. 
Экономический и политический кризис тормозил развитие страны. Но в середине 19 века в 
Норвегии начала развиваться культура, живопись, музыка. Широчайшую популярность в конце 19 
в. завоевала музыка Э. Грига. Он родился в небольшом городке Бергене  15 июня 1843г. Отец его 
был широко образованным человеком. В его доме часто звучала музыка. Он играл на рояле и скрипке. Мать была отличной пианисткой, хорошо пела. В доме часто устраивались музыкальные 
вечера.
     Музыкальность родителей унаследовали и дети. Эдвард был четвертым ребенком в семье. 
Первой учительницей Эдварда была его мать, Госпожу Гезину радовали успехи сына, но она редко
хвалила его. Эдвард любил сказки, которые ему рассказывала мать. 
 Горы, леса и реки населяли диковинные существа. В горах жили странные великаны тролли. Под 
землей обитали гномы – хранители великих богатств. В лесу можно было встретить эльфов – 
прекрасных сказочных существ.
     Мать знакомила детей с древними норвежскими преданиями – сагами ­ об отважных викингах, 
смело разъезжавших по северным морям на своих боевых кораблях. С увлечением Эдвард слушал 
сказания о подвигах богатырей.
     Впечатления детства отразились и в творчестве Грига. В своей музыке он стремился к 
использованию своеобразного норвежского фольклора. Композитор изучал норвежские народные 
песни и танцы. И, конечно, вся музыка его проникнута норвежскими народными интонациями. 
Очень любил Григ родную северную природу и воспевал ее в своей музыке.
     «В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской 
природы, то величественно­широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души 
северянина всегда несказанно чарующей, есть что­то нам близкое, родное …», ­ так писал 
Чайковский о музыке Эдварда Грига. 
­Ребята, а если мы сравним «Утреннюю молитву» Чайковского и «Утро» Грига, что общего мы 
отметим? (И русский и норвежский композиторы обращаются к образам родной природы, 
рассказывают о мыслях и чувствах людей, любующихся ее красотой. В музыке обоих 
композиторов чувствуется согласие между миром природы и миром людей.) 
­ А в чем отличие? (Музыка Чайковского больше отражает душевное состояние ребенка утром, а 
музыка Э. Грига рисует картину утренней природы и выражает отношение человека к ней.) 
6. Подведение итогов.
­ Итак, ребята, мы с вами познакомились сегодня с музыкой утра в творчестве разных 
композиторов. И музыка эта передавала не только краски рассвета, но и те душевные настроения, 
которые возникали при виде восходящего солнца. Каждый композитор пользовался своим 
музыкальным языком, не требующим перевода. А какие произведения особенно понравились и 
запомнились вам? (ответы учащихся).
7. Домашнее задание.
­ Ребята, дома нарисуйте иллюстрации к понравившимся произведениям. И те образы, которые вы 
«увидели», слушая музыку, передайте в своих рисунках.
Спасибо, наш урок окончен. Пусть всегда ваше утро будет добрым! 
 
Оценка:
Методист:
Учитель:

  • Рассказы о городах россии
  • Рассказы о глупцах и мудрецах
  • Рассказы о героях вов
  • Рассказы о героических подвигах
  • Рассказы о героизме для детей