От автора: С согласия клиента публикую страницы из его дневника.
Я часто в жизни ощущал подавленность. Создавались в ситуации, в которых мне, действительно, хотелось поступать иначе, как правило – противоположно выбранному решению. Но я не находил в себе смелости сделать именно так, как я считал правильным в этой ситуации. Я задумывался – почему я так поступаю, боюсь, постоянно ощущаю неуверенность в действиях и, чаще всего, в моем сознании ответ возникал в свете возвышения другого человека. Я считал нужным промолчать, если оппонент ситуации в чем-то меня превосходил, как мне кажется. Я не хотел конфликтовать и создавать себе неудобство, потому что свою позицию надо было отстаивать. Если это был друг – я не хотел ссориться, если это были родственники – я не хотел обид, если это была девушка – я не хотел терять, как мне казалось, ее «расположения». Я часто соглашался и, при этом, чувствовал свою несостоятельность и второсортность, я знал, что мою позицию многие могут разбить в пух и прах и растоптать. Это пассивность. Это приспособленческая методология отношений, не позволяющая брать лучшее в жизни, а я всегда стремлюсь именно к этому.
Я не помню ни единого раза, к моему великому сожалению, чтобы отец мне рассказывал, как правильно действовать мужчине, поучал повседневным и необходимым правилам поведения. Отец был всегда в стороне, просто был, вообще. Я хотел его внимания и его участия в моей жизни. Я не находил способа потребовать, боялся подойти за советом. Отчасти, это еще и потому, что и мой отец не был образцом для подражания, периодами уходил в запой. Но мне хотелось, чтобы меня именно учили. А я учился сам, путем потрясений, разочарований, непонимания, размышлений и постоянного наблюдения. Это давалась тяжело. Многие ситуации только усугубляли мое положение, подавляли мою мужественность, решительность и силу. К примеру, случай который произошел в деревне, в которой я часто бывал летом:
Мне было около 7 лет. Моя мама постоянно соревновалась с моей теткой, что и сейчас происходит, в сфере ухода и помощи их родителям, моей бабушке и деду, земля ему пухом. Это происходило в полнейшем молчании и только косвенно подтверждалось пронзительными надменными взглядами друг на друга. Как это произошло со мной. Надо было прополоть картошку, и в деревню съехались все родственники. У моей тетки двое детей, они девушки, у меня тоже есть сестра. И вот я помню, как все собрались полоть картошку, и пошли на поле. Тетка взяла своих дочерей (как бы – всех детей), и мать пошла с моей сестрой. Я отказался, мне это не нравилось, это было скучно и по-женски – я тогда уже так считал. Чтобы не ударить в грязь лицом перед теткой и тоже приобщить к прополке всех своих детей, мать настоятельно заставила меня идти, не понимая, что мной движет. Я не отказывался помогать, но я хотел помогать, как мужчина. Ведь, мужчины оставались дома и занимались другой работой, такой, как рубка дров, заготовка сена, или что-то еще. Я хотел с ними. Я не нашел слов, объяснить все это матери. Я помню как расплакался, говорил, что это не для меня, что я этого не хочу. Я помню унижение и слом своей маскулинности, я сам себя презирал и гнобил за нерешительность, но шел туда, повинуясь матери. Ущербность, беспомощность и презрение к самому себе. Я шел и боялся. Это происходило 10-20 секунд.
Потом, на поле, меня заставили одеть платок, чтобы не схватить солнечный удар, но это был женский платок, хоть я и повязал его узлом на затылке. Я был сломлен. Я чувствовал только обиду, страх и презрение к себе, что не смог противостоять и отстоять свою позицию. Все было безразлично, в душе пусто и беспомощно. Я на несколько минут ментально стал женщиной и идентифицировался с женским обществом – 3 сестры, тетка и мать. И я проклинал эти ряды с картошкой, злился, и давил свои чувства протеста и давил сам себя. Стыдился себя, что не отстоял свою позицию. Обесценил за не решительность. Надо было кинуть эту тяпку, а лучше сломать об забор, послать всех и сказать громко, на чем я вертел вашу прополку. И принять кару от матери. Почему я так боялся ослушаться? Что бы было? Максимум – меня бы поругали, а за спинами говорили бы, что растет мужик. А так я сам себя опустил, а мать дала этому повод. Потому что женщина не знает механизмы мужского восприятия.
Больше ничего не помню, кроме как темнота, мерзкая темнота. Только толстый зад тетки, она полола лучше всех и была впереди. Ущербность, несостоятельность, второсортность и нерешительность. Я точно помню, как это вплелось в мое существо и сопровождало всегда. Потом пару раз на прополку выходил дед и я, видимо, принял ситуацию как данность. Особенно ярко это было в отношениях с девушками. Я чувствовал себя униженным, всегда, там внутри, на начальных уровнях, обесцененным. Что говорить, я постоянно ждал первых шагов от женщин. Я делал их, конечно, и сам. Но после этого, в глубине, я стал пассивным, как если бы занял женскую позицию. Жаль, что все так вышло.
Еще в этот же год, на таком же поприще соревнования семей, меня с сестрами заставили собирать ягоды. Мужчины никогда не ходили в лес по ягоды. Особенно отец. Он вообще никуда не ходил, не любил работать. Я смотрел на него, как и должно быть у мужчины, смотреть на отца. Но делал, все, что делала мать. В общем, я понимал, что делаю женскую работу, собираю ягоды – мужчины занимаются другим. Какими-то там угрозами, уговорами мать заставляла меня это делать. Я шел подавленный и униженный. Не уважая сам себя, еле-еле собирал. Но я понимал, что я мужчина, и всегда стремился быть мужчиной. Я был сломленным мужчиной. Надо было вывернуть пинком этот долбанный бидон с ягодами, по дороге, и сказать им: «Еще раз меня спровоцируете, я выверну ваши! Идите вы знаете куда, со своими грибами и ягодами!» И что бы было – ну, осудили меня, даже наказали бы, наверно, но развивалась бы моя подлинная мужественность. Так решительно поступать, учить может только отец. Почему я боялся перечить матери? Возможно, что родительская фигура для парня в 6-7 лет не обсуждаема. В тот момент, чтобы сохранить свою подлинность и мужественность, произошло расщепление меня — я отделил женскую пассивную часть и мужскую, для сохранения себя.
В обществе мужчин не было сильных проблем в общении, хотя сильным я уступал. Были трудности в общении с девушками. Это расщепление привело к тому, что я выбирал ту или иную роль в разных ситуациях, наиболее выгодную, для получения самого лучшего результата. Позже возникло больше ролей. Это привело к появлению тяжелых состояний апатии – ведь надо было тратить много сил, чтобы справляться со всеми ролями сразу. Жизнь многогранна. А я топил свою подлинность и естественность, не уважая себя и считая, что только играя роли, не будучи самим собой, я буду чего-то добиваться, получать признание и уважение, любовь. В том числе и родительскую. Я стал приспособленцем. Это мерзко.
Может, не только лишь это стало причиной, но это была одна из ключевых ситуаций. У меня еще много чего такого произошло, что провоцировало подавлять себя, сдерживать, уступать. Я комплексовал. С девушками я был застенчивый и робкий, мог долго переглядываться, смотреть, но был так скован и неуверен, что не решался подойти, и часто даже они подходили, не выдерживая, и отношения складывались с их подачи. Если отношения заканчивались, то, чтобы начать новые, мне надо было уже не завоевать, а привлечь девушку. Это пассивность. Так делают девушки – они привлекают своей внешностью и чем-то там еще.
К сожалению, будучи подростком, я сфокусировался на том, как я могу привлечь женщин, а не взять ее, добившись своим напором и демонстрацией своих чувств. Я сконцентрировался на своей внешности и внешней атрибутике. Например, обладать дорогими вещами, дорогой машиной, самой лучшей, своими успехами и достижениями – это стало навязчивым желанием. Я уперся в деньги и считал деньги единственным источником своей значимости. Я стремился разбогатеть. Было очень тяжело. Я сам был на вторых ролях, я себя не любил. В глубине презирал. Жажда денег заменила стремление развивать свою подлинность. Отсутствие денег воспринималось как трагедия. А где было взять много денег сразу? Я комплексовал очень сильно. Казалось, будет лучше одежда – я буду успешен и т.д.
Это разделение себя на несколько частей, создало невообразимые трудности в выборе. Я не мог сделать выбор неделями, это ввергало меня в критическую безысходность, я воспринимал себя как ничтожество. Я мог выбирать джинсы 1,5 недели и потом сидеть и разочарованно смотреть на них, что я купил не то, что хотел. В каком-то аспекте мне нравилась девушка, а в другом нет, я ее категорически отрицал. Такая неспособность определится разрушала во мне все стремление жить и смысл жизни, и все мои намерения и попытки полюбить девушку заканчивались всегда разочарованием и отторжением с моей стороны. Всегда казалось, что другие женщины лучше, и я выбрал не ту, и все не так. Я сильно уставал от этого, и не понимал, что происходит вообще. Себя я за это ненавидел, ругал, и бессильно впадал в отчаяние.
Выходил из этих состояний, набирался сил. Но это повторялось, раз за разом, бесконечно и непрерывно. Отчаяние, подавленность, растерянность, абсолютное бессилие и беспомощность. Каждый выбор, любой выбор доводил меня в сложное состояние, потому что нельзя было окончательно решить, что лучше выбрать. Мои части смотрели на выбор по-своему. Я не мог подводить итог. Решался на что-то вынужденно и потом был разочарован. Это на фоне отсутствия достаточного количества денег, чтобы, если что, заменить выбор. Выбор женщины был особенно сложен, она же не вещь, ее не заменишь, она на всю жизнь. На фоне того, что я был робкий и не решительный с ними, но нуждался в лучшей и лучших!!! Возникало противоречие. Я вступал в отношения, заведомо зная, что они прекратятся. Жесть! Это мерзко, подло и пассивно. От безысходности я уходил, в мир иллюзий, мечтаний и кинематографа. Так проходило мое становление. Я мучился и падал без сил. Каждый раз я поднимался и шел дальше. Я искал ответы. И опять, униженный и побитый ситуациями, падал без сил.
Казалось бы, мгновение, по сравнению со всей жизнью – с подачи матери, мои выводы и ощущения, приводят к изменению психики. Ведь, меня заставил сделать это самый близкий человек, а не чужой. Парень в 6-10 лет нуждается в инициации в мужчину, необходимо мужское начало и пример, знания и характер поведения. Но кругом женщины, разговоры о женском, поведение женщин…
P.S. В середине написания этой рефлексии, я впал в определенную истерику – я рыдал и истерично смеялся, катаясь по полу. Такое было только в детстве. От обиды и злости я не мог остановиться около 2-3 часов. Я и сейчас, честно говоря, нахожусь в прострации. Такие вот дела…
________________
Александр
Дaмиaн Синaйcкий,
кoyч пo развитию лидepcтва, экcпepт-пcихoaнaлитик
Pyкoвoдитeль Цeнтpa cтpaтeгичecкoгo кoyчингa и пcихoтepaпии
Источник: Центр стратегического коучинга и психотерапии Дамиана Синайского
Страх кастрации — один из самых сильных для мужчины. Однако в старые времена кастратам жилось не так уж плохо. В общем-то, даже лучше, чем простым обывателям. Быть евнухом было престижно, а некоторые из них добивались таких высот, что правили страной и свергали императоров по своему желанию.
Наш главный знаток исторических безумностей Евгений Бучий порылся в древних источниках (в основном, в вики) и предлагает взглянуть на главные плюсы и минусы ремесла евнуха.
ПЛЮСЫ
Ты живешь намного дольше
Сравнительный анализ жизни евнухов показывает, что они, в среднем, жили на 14-17 лет дольше, чем мужчины сравнимого социального статуса. Это довольно предсказуемо: давно замечено, что домашние животные, которых кастрировали, живут дольше. Правда, кто-то наверняка заметит: разве это жизнь?
Тебе будет проще в плену
Одним из возможных «наказаний» для пленного военачальника в древние времена было оскопление. Но в случае с евнухами у победителей иногда возникал когнитивный диссонанс. Персидский царь Артаксеркс III отправил на подавление бунта в Египте своего евнуха, Багоя. Правительственные войска потерпели поражение, генерала захватили и, судя по всему, хотели кастрировать. Обнаружив, что сами персы уже сделали все до них, египтяне крепко призадумались. Пока они размышляли над дальнейшей судьбой Багоя, его освободили союзники.
Тебя ждет невероятная власть
Евнухи были привилегированной частью населения практически везде, где существовал этот институт. Еще в древней Ассирии правители смекнули, что приближенный, который не может продолжить род (а значит, основать новую династию) — это очень надежный слуга. Он не сможет занять место правителя, и ему можно доверять серьезные посты. Евнухи были настолько влиятельны, что иногда правили страной от имени безвольных царей и императоров.
В Османской империи глава придворных евнухов, кизляр-аги, был четвертым в стране человеком по значимости после султана, визиря и главного муфтия. Иногда его власть и вовсе затмевала их всех. Когда в 1617 году султан Ахмед I умер от тифа, евнух Хаджи Мустафа сделал правителем Мустафу I, а когда тот оказался строптивым, низверг его и посадил на трон 13-летнего Османа II.
Подобные вещи происходили и в других странах. В Китае и Византии евнухи периодически захватывали власть, особенно когда правитель был слабым или малолетним. Например, скопец Вэй Чжунсянь узурпировал власть при императоре Тяньци в XVII веке. А евнух Евтропий стал консулом в Византии. Влиятельный евнух Иоанн Орфанотроф вообще сделал императором своего брата — Михаила IV Пафлагонского, а затем и своего племянника — Михаила V.
Ты сможешь вершить судьбы империй и цивилизаций
Евнухи были настолько могущественны, что подчас вершили при дворе глобальнейшие дела (но не всегда справлялись с ними). В Китае печально известен евнух Ван Чжэнь, который правил страной в XV веке от имени императора и проиграл войну монголам. А евнух Чжао Гао вообще своими действиями уничтожил империю Цинь и погубил всю династию. Зато евнух Цай-лунь, бывший сановником в I-II веках нашей эры, считается изобретателем бумаги, которая, как мы понимаем, изменила весь мир.
Евнух-армянин по имени Нарсес был полководцем и дипломатом при императоре Юстиниане, и в 532 году даже спас его от смерти во время восстания спортивных болельщиков. Евнуху Хрисафию в 449 году вообще была доверена организация покушения на вождя гуннов Аттилу. А уже упомянутый Евтропий, возглавив войска Византии, смог защитить страну от гуннов, за что был назначен консулом. Евнухи Евсевий и Пробаций, исповедовавшие арианство, едва не сделали эту ветвь христианства государственной для Восточной Римской империи.
Ты даже сможешь заниматься сексом с женщинами!
На самом деле, оскопление евнухов редко было полным. В Османской империи, например, полная кастрация вошла в обиход только в XV веке, когда султан Мехмед II увидел, как мерин, то есть кастрированный жеребец, покрывает кобылу. Как правило, евнухам лишь раздавливали или отрезали тестикулы. Если верить свидетельствам современников, это нередко приводило к тому, что евнухи сохраняли способность заниматься сексом с женщинами — особенно, если были кастрированы во взрослом возрасте. Сестра султана Сулеймана Великолепного даже вышла за евнуха замуж. Некоторые из наложниц, которых отдавали из гарема в жены янычарам, жаловались, что те в постели хуже евнухов, причем не в переносном смысле, а буквально.
Некоторые из евнухов даже покидали гарем из-за слишком сильного влечения к женщинам. Один из них писал в своих мемуарах: «Желание становилось таким сильным, что мне хотелось касаться, обнимать, кусать губы, грудь, бедра прекрасных наложниц, которые даже не думали прикрывать рядом со мной свои обнаженные тела. Я чувствовал себя возбужденным быком, поэтому решил уйти из гарема и жениться. Женщина, которая вышла за меня, была верной и преданной женой. Я уверен, что от близости с ней получал гораздо больше удовольствия, чем обычный мужчина».
А еще ты сможешь стать патриархом или святым!
В 325 году Никейский собор подтвердил, что евнухи могут становиться священнослужителями, хотя самооскопление при этом осуждалось. Как следствие, в Византийской империи евнухи доходили даже до сана патриарха. Всего их было 9: Герман I, Никита II, Мефодий, Игнатий, Стефан II, Феофилакт, Полиевкт, Константин III, Лихуд и Евстратий Гарида.
Были и святые-евнухи, как минимум пятеро: Никита Патрикий, Патриарх Константинопольский Игнатий, Никифор, епископ Милетский Иоанн, Постник Епископ и Иоанн Гераклейский.
Ты сможешь плести интриги безнаказанно
Все тот же персидский евнух Багой не только избежал кары, попав в плен. Позже он отравил своего царя Артаксеркса III и возвел на трон его сына Арсеса. Вскоре, опасаясь уже самого Арсеса, Багой убил и его, а также всех его детей. И ему за это ничего не было! Следующим царем всесильный евнух поставил Дария III, но не смог ужиться и с ним, попытавшись отравить еще и этого царя. На этот раз удача покинула Багоя: Дарий заставил евнуха выпить поднесенный ему отравителями кубок с вином. Багой был вынужден согласиться и отправился в «Дом Лжи» — зороастрийский ад.
Несколько лучше все кончилось для византийского евнуха Стефана Перса. Он был казначеем, причем явно вороватым и бездарным. Во многом из-за его действий император Юстиниан II был низвергнут, ему отрезали нос и язык. А что Стефан? Ему, как вы поняли, ничего не было. И даже больше того: когда Юстиниан восстановился на престоле, он не перестал верить евнухам и все так же вверял им свою казну (до тех пор, пока не был обезглавлен).
МИНУСЫ
Но есть, конечно же, и минусы!
Тебе отрежут член (на самом деле, не факт)
В действительности, полная кастрация — довольно редкая операция. В большинстве случаев будущему евнуху либо раздавливали, либо отрезали тестикулы. Подчас не требовалась даже операция: человек, «зарекомендовавший» себя как импотент (особенно, пожилой) мог быть взять в гарем под «честное слово».
С другой стороны, даже неполная кастрация была опасным делом. Византийский император Юстиниан I приводит такую статистику: из 90 подвергшихся операции выживали лишь трое. Возможно, Его Величество сильно преувеличивает, но ситуация ясна: в старые времена кастрация чаще всего приводила к осложнениям и смерти.
Операция по кастрации — это чертовски, ужасающе больно
Византийские источники рассказывают о «щадящем» способе кастрации: мальчика, которого готовили к судьбе евнуха, погружали в ванну с горячей водой, а затем отрезали яички быстрым движением скальпеля. У османов все было гораздо жестче: жертву (как правило, мальчика 8 лет) привязывали к столу, член перетягивали жгутом и отрезали острым лезвием. Рану прижигали каленым железом или заливали смолой, а в мочеиспускательный канал вставляли бамбуковую трубочку. Затем жертву операции на несколько дней закапывали по шею в горячий песок. Больше похоже на пытку — словно самой кастрации было недостаточно.
В Китае все было проще: иногда для роли евнуха оскопляли военнопленных, а если те в результате операции массово гибли — никто не переживал. Другой источник евнухов — осужденные за неповиновение императору и подозрение в измене. Их, как нетрудно, догадаться, тоже не особо жалели. Третий источник — дети из нищих семей, которых отдавали специальному мастеру (на самом деле, просто умельцу, который холостил свиней и коней). Расчет был на то, что ставший евнухом ребенок рано или поздно подымется в иерархии и сможет обеспечивать все семейство. Разумеется, большая часть детей после операции гибла, но о них тоже не слишком горевали — одним голодным ртом меньше.
Тебя вряд ли будут любить в обществе
В Китае считалось, что евнухи не могут попасть в рай — но только если потеряют свои отторгнутые части. Так что оскопленные старались сохранить их в драгоценных шкатулках, чтобы быть похороненными вместе с ними и на том свете очнуться уже целиком.
При всем их влиянии, евнухов недолюбливали, и в китайской истории во всех бедах Поднебесной было принято винить именно их. Падение династий и вторжения варваров зачастую объяснялось кознями евнухов и утратой Небесного мандата. Император Хунси вообще считал их тунеядцами и массово ссылал в солдаты. При этом в армии они нередко показывали себя весьма неплохо. Например, флотоводец-евнух Чжэн Хэ стал национальным героем, организовав экспедицию, которая доплыла до берегов Африки.
У тебя будет жутковатый детский голос
Вообще-то, это могло быть плюсом кастрации, но уж очень он ситуативен. Мужчины, оскопленные в детстве, сохраняли тонкий голос и даже могли иметь сопрано, за что ценились в оперных театрах вплоть до XIX века. Индустрия «создания» певцов-кастратов была настолько развита, что пришлось вмешаться Папе римскому: Лев XIII лично запретил их использование, но произошло это лишь в 1878.
Однако современники по большей части считали голоса кастратов пугающими, вызывающими смутную тревогу. Древнеримский историк Аммиан Марцеллин считал, что евнухи «своими вкрадчивыми и независимо от возраста вечно детскими голосами» нашептывают императору хулу на достойных людей, например, на полководца Урсицина. С другой стороны, в Восточной Римской империи кастратов использовали в императорских церемониях — считалось, что «невинные» голоса и бесполость делают их похожими на ангелов и серафимов.
-
Новые лица
-
Медиа в ЖЖ
-
#встречаемновыйгод
-
#зимавместе
-
Коротко
-
Видео
-
путешествия
-
психология
-
Еда
-
дети
-
Кино
-
Ещё
-
Ещё
ЖЖ рекомендует
«Денег лишних нет, зато дышу свежим воздухом»
Легче ли прожить на маленькую пенсию в деревне
Иртыш. Могуч, как река
Зима в горах: загадочная Трансильвания
Кто сказал, что зима в горах — это обязательно лыжи? Смотрите, какой она может быть
Здоровый сон: когда и сколько нужно спать
И как не сбить ритм при ночной работе и в отпуске
Может, лучше ни с кем не заводить дружбу?
«Люди появляются, а потом неожиданно уходят из твоей жизни, оставляя в груди рану»
Мемуары Гарри. Финальные залпы
Как мог выглядеть Леонардо да Винчи в реальности
Больше записей