Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему “Мебель”
Автор-разработчик: Читанава Диана Ревазиенва, воспитатель ОДОД ГБОУ школы №580 Приморского района Санкт-Петербурга.
Длительность НОД: 30 минут.
ЦЕЛЬ: Актуализация словаря по лексической теме ”мебель” посредством дидактических игр и упражнений.
ЗАДАЧИ:
Образовательная область познавательное развитие: Уточнение и расширение представлений о мебели, ее назначений.
Образовательная область речевое развитие: совершенствовать навыки словообразования через называние предметов мебели, развивать речевую активность детей. Учить составлять описательный рассказ по опорной схеме.
Образовательная область физическое развитие: развивать зрительное внимание и мелкую моторику.
Образовательная область социально-коммуникативное развитие: развивать свободное общение со взрослыми и детьми в ходе образовательной деятельности.
Образовательная область художественно-эстетическое развитие: развивать у детей интерес к художественно-образовательному творчеству.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Чтение стихотворения С. Маршака: “Откуда стол пришел?”, рассматривание предметов мебели, картин, иллюстрации.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Сундук, игрушечная мебель, наглядный материал, мнемотаблица, мяч, бубен, разрезные картинки, бумажные медали.
ХОД НОД
Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Готовы к занятию?
Улыбнулись, подтянулись, друг на друга посмотрели,
И на стулья тихо сели.
Ребята, сегодня у нас не простое занятие, а волшебное, мы отправимся в Царство мебели. Давайте закроем глаза и повторим слова:
Асть, асть, асть — мы хотим попасть,
Ли, ли , ли — в Царство Мебели!
Что-то в царстве тишина, никого нет. Я вижу свиток. Что же здесь случилось?
(читаю)
“ В ЦАРСТВЕ МЕБЕЛИ БЕДА! ЦАРИЦА В ПЕЧАЛИ. ПРОПАЛА ВСЯ МЕБЕЛЬ, ОСТАЛСЯ ОДИН СУНДУК. В СУНДУКЕ ЗАДАНИЯ, ПРОЯВИ ВНИМАНИЕ, ЕСЛИ ВСЕ ЗАДАНИЯ ВЕРНО ВЫПОЛНЯТЬ, СУНДУК БУДЕТ МЕБЕЛЬ ВОЗВРАЩАТЬ.”
ЗАДАНИЕ№1. ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК
(после того как дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет иллюстрации отгадок)
Я удобный, очень мягкий, вам не трудно угадать,
Любят бабушки и внуки, посидеть и полежать, (диван)
В кухне нашей тесновато, там для стульев места нет,
Мы под стол обычно ставим деревянный….. ( табурет)
Я на кухне самый нужный, для семьи большой и дружной,
Я готов служить всегда, и стоит на мне еда.
Все тарелки, ложки, кружки, мои верные подружки,
Не посыпятся на пол, с ними вместе друг их … (стол)
Хоть у нас четыре ножки, мы не мышки и не кошки,
Хоть мы все имеем спинки, мы не овцы и не свинки,
Мы не кони, хоть на нас вы садились много раз. (стул)
Здесь и вешалки, и полки, словно в доме этажи,
Брюки, кофточки, футболки — по порядку все лежит. (шкаф)
Если ты устал играть, ты ложишься на … (кровать)
На диван оно похоже, и на стул немного тоже,
Нам вдвоем сидеть в нем тесно, догадались? Это… (кресло)
Дети, посмотрите на картинки, как можно все это назвать одним словом?
Мебель — это предметы, изготовленные в основном из дерева, пластмассы, металла, стекла.
ЗАДАНИЕ№2 ИГРА “ ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?”
Стул из дерева. Какой? — деревянный
Диван из кожи. Какой? — кожаный.
Кресло из велюра. Какое? — велюровое
Стол из стекла. Какой? — стеклянный
Кровать из металла. Какая? — металлическая.
Табурет из пластмассы. Какой? — пластмассовый.
Ребята, как называется мастер, который изготавливает мебель? (столяр)
Следующий рассказ, про мастера столяра, который сделал красивый шкаф.
ЗАДАНИЕ №3 РАССКАЗ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ “ СТАРЫЙ ШКАФ”
Один мастер столяр, сделал большой и красивый шкаф. А помогли ему в этом его друзья инструменты. Купили этот шкаф мама и папа девочки Маши и мальчика Саши. Детям очень понравился новый шкаф. Стали они там прятаться и рассказывать друг другу свои секреты, придумывать веселые истории. Шкаф так полюбил детей, что когда они приходили, он весело притоптывал своими толстыми ножками. Дети выросли, а шкаф состарился. Его поставили в кладовую и держали в нем банки с вареньем и старые вещи.
Иногда, уже взрослыми, Маша и Саша приходили в кладовую, садились около своего старого друга шкафа, вспоминали детские забавы, и на душе у них становилось светло и радостно.
ФИЗ.МИНУТКА
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА “ МНОГО МЕБЕЛИ В КВАРТИРЕ”
Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого на обеих руках)
Много мебели в квартире, (сжимают и разжимают кулаки)
В шкаф повесим мы рубашку, а в буфет поставим чашку.
Чтобы ноги отдохнули, посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали, на кровати мы лежали.
А потом мы с котом, посидели за столом. (загибают пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели.)
Чай с вареньем дружно пили, много мебели в квартире. (Ритмично попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
ЗАДАНИЕ №4 ИГРА “ ОДИН-МНОГО”
Цель: Употребление существительных в единственном и множественном числе.
Один диван — много диванов
Один стол — много столов.
Один стул — много стульев.
Одно кресло — много кресел.
Одна кровать — много кроватей.
Один шкаф — много шкафов
Одна полка — много полок.
ЗАДАНИЕ №5 “ НАЗОВИ ЛАСКОВО”
Воспитатель бросает мяч ребенку, и называет предмет мебели. Ребенок ловит мяч и кидает обратно, образовав слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Стул-стульчик Диван-диванчик.
Стол-столик. Табурет-табуретка
Кровать-кроватка. Полка-полочка
Шкаф- шкафчик Тумба- тумбочка.
ЗАДАНИЕ №6 ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
- Стол, за которым обедают называют …
- Стол для компьютера называется…
- Шкаф для книг называется…
- Стол для журнал и газет называется…
- Мебель для кухни называется…
- Мебель для спальни называется…
- Мебель для гостиной называется..
- Полка для обуви называется…
ЗАДАНИЕ №7 СЛУШАЙ БУБЕН
Упражнение на внимательность. Один удар в бубен — “стул” (присесть на корточки, обхватив колени руками)
Два удара в бубен — “вешалка” (встать, руки в стороны)
Три удара в бубен — “шкаф” (встать, опустив руки вниз)
ЗАДАНИЕ №8 СКАЖИ НАОБОРОТ
Буфет высокий, а комод… (низкий)
Диван широкий, а кресло… (узкое)
Стул мягкий, а табурет… (жесткий)
Табурет жесткий, а кресло… (мягкое)
Шкаф большой, а тумбочка… (маленькая)
Тумбочка низкая, а шкаф… (высокий)
ЗАДАНИЕ №9 ПОВТОРЯЕМ ЧИСТОГОВОРКИ
Цель: Развитие фонематического слуха и речеслуховую память.
-ЛЫ,ЛЫ,ЛЫ — накрываем мы столы.
-НЫ,НЫ,НЫ — стоит кресло у стены.
-ОТ,ОТ,ОТ — под столом играет кот.
-СУ.СУ,СУ — книгу в шкаф я отнесу.
-ШУ,ШУ.ШУ — стульчик дали малышу.
-ЗА, ЗА, ЗА — ложись в кровать, закрой глаза.
-ЖУ,ЖУ.ЖУ — на диване я лежу.
-ЛА,ЛА,ЛА — стул поставлен у стола.
ЗАДАНИЕ№10 РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ.
Дети делятся на две команды и собирают картинку из частей, потом они называют какую картинку( мебель) они собрали.
ИТОГ: Молодцы ребята, справились со всеми заданиями.
Слышите музыку, из волшебного сундука? — Что же там? (Дети достают из волшебного сундука мебель и расставляют ее в Царстве). На дне сундука весточка от царицы:
“Я в зеркало волшебное за вами наблюдала. Смотрела. как вы верно задания выполняли. Вы дружные ребята, с дороги не свернули и мебель царскую вернули. В сундук еще раз взгляните, награду от Царицы получите” (Дети получают медали)
Ребята, нам пора возвращаться в детский сад, скажем дружно: “раз, два, три — повернись, в группе снова окажись!”
Ребята, сегодня вы очень хорошо занимались. Верно выполняли все задания, отвечали на вопросы полными предложениями, проговаривали все звуки правильно.
МОЛОДЦЫ! А какое задание для вас было самым сложным?
А самим интересным?
Дети мы побывали в Царстве мебели, а куда бы вы хотели отправиться в следующий раз?
Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие в Царство мебели»
Тема: «Путешествие в Царство мебели»
Задачи: — Продолжать учить детей составлять описательный рассказ по опорной схеме. — Расширять и активизировать словарный запас детей по теме «Мебель». — Уточнить названия видов мебели, ее составных частей и назначения. — Формировать навыки словообразования: образование слов с уменьшительно- ласкательным суффиксом; образование прилагательных от существительных; образование существительных в родительном падеже; подбор слов- антонимов. — Совершенствовать грамматический строй речи: составление предложений с предлогами. — Развивать мыслительную деятельность, умение обобщать и делать выводы, зрительное внимание и мелкую моторику. — Воспитывать у детей навык самоконтроля за речью, культуру быта.
Словарь: табурет, кожаный, пластмассовый.
Индивидуальная работа: упражнять Кирилла, Ваню Ш. в правильном употреблении предлогов.
Предварительная работа: чтение стихотворения С.Маршака «Откуда стол пришел?», рассматривание предметов мебели, картин, иллюстраций, разучивание физкультминутки «В гостиной» и зрительной гимнастики. мольберт, схема описательного рассказа, мяч.
Ход занятия:
Организационный момент. — Ребята, сегодня у нас не простое занятие, а волшебное. Мы отправимся в Царство Мебели. Мебель назовите, через веревочку перешагните. Артикуляционная гимнастика: Асть — асть – асть Мы хотим попасть, ли – ли — ли В царство Мебели! Основная часть. — Что-то в царстве тишина, никого нет. Я вижу свиток, на нем печать Царицы. Что же здесь случилось? (читаю) « В царстве Мебели — беда! Царица в печали. Пропала вся мебель, остался один сундук. в сундуке — задания, прояви внимание. Если все задания верно выполнять Сундук будет мебель возвращать». — А сундук — то на замке!
1.Д/ игра «Найди ключ». — Кирилл, Ваня, помогите найти ключ. Где он? (Ключ на сундуке, ключ за сундуком, ключ под сундуком и т.д.) Открыли сундук с заданиями. После выполнения, в нем появляется предмет мебели для Царицы.
2. Игра с мячом «Назови ласково» стул — стульчик шкаф — шкафчик полка — полочка стол — столик тумба – тумбочка кресло — креслице диван — диванчик кровать — кроватка зеркало — зеркальце
3. Игра «Из чего сделано?» Стул из дерева (какой?) — деревянный Диван из кожи (какой?) — кожаный Кресло из велюра (какое?) – велюровое Стол из стекла (какой?) — стеклянный Кровать из металла (какая?) — металлическая — Ребята, как вы считаете, можно сделать мебель из пластмассы? Какую, например … Табурет из пластмассы (какой?) — пластмассовый и т.д.
4. Физкультминутка «В гостиной»: Вот идем мы по квартире- Раз; два; три; четыре, Дверь за ручку открываем И в гостиной побываем. Видим шкаф большой, широкий, Рядом с ним торшер высокий, В середине стол стоит, А вокруг четыре стула, В кресле кошка прикорнула. На диване посидим И в окошко поглядим. Песню весело споем, Как уютно мы живем!
5.-Задание: «Из каких частей состоит мебель?» — А теперь к столам пройдите и картинку соберите. Вопросы: — Что было бы, если бы у стула не было спинки? (ответы детей) — А у табурета не будет ножки? (ответы детей).
6. Задание: «Подбери мебель в комнату» — А теперь ко мне пройдите, эту мебель разберите. (1 команда подбирает мебель для кухни, 2- для гостиной, 3- для детской комнаты) Вопросы: — Почему вы этот стол поставили в кухню? (ответы детей) — Как называется мебель для кухни? (кухонная) — Какие столы есть в других комнатах? (журнальный, письменный) — Как вы думаете, почему они так называются? (ответы детей)
7.Гимнастика для глаз: Люблю я маме помогать, Буду пыль я вытирать: И за шкафом, и под шкафом, И в шкафу, и на шкафу, Не люблю я пыли — фу!!!
8. Игра « Чего не стало?» Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает из «комнаты» предмет мебели. — Чего не стало? (нет стула, журнального стола и т.д.)
9. Игра «Скажи наоборот»: буфет высокий, а комод… низкий; диван широкий, а кресло… узкое; стул мягкий, а табурет … жесткий; табурет жесткий, а кресло… мягкое; шкаф большой, а тумбочка… маленькая; тумбочка низкая, а шкаф … высокий;
— А сейчас задание на внимание. Раз, два, три — только к мебели иди! 10.Задание «Составь предложение с предлогом» — Юля, где ты сидишь? («Я сижу за столом», ответы других детей)
11. Сейчас нелегкое задание, нужно проявить старание, — Про мебель загадку загадай, но ее не называй. Сначала воспитатель составляет рассказ о мебели по схеме, дети отгадывают о чем идет речь. Затем рассказ загадку составляют дети (3-4 ребенка)
Итог: — Молодцы, ребята. Справились со всеми заданиями. Слышите музыку из волшебного сундука? Что- же там? (Дети достают из волшебного сундука мебель и расставляют ее в Царстве) На дне сундука весточка от Царицы: «Я в зеркало волшебное за вами наблюдала. Смотрела, как вы верно задания выполняли, Вы дружные ребята, с дороги не свернули, И мебель царскую вернули. В сундук еще раз загляните, Награду от Царицы получите!» (Дети получают медали) — Нам пора возвращаться в детский сад, скажем дружно: «Раз, два, три, повернись, В группе снова окажись!» — Ребята, сегодня вы очень хорошо занимались, верно выполняли все задания, отвечали на вопросы полными предложениями, проговаривали все звуки правильно. Молодцы! — А какое задание для вас было самым сложным? А самым интересным? — Дети, сегодня мы побывали в царстве Мебели, а куда бы вы хотели отправится в следующий раз?
НОД по развитию речи
на тему «Мебель»
Возраст: 6-7 лет
Цель:
Расширять представления детей о мебели, её назначении в жизни человека.
Задачи:
1. Совершенствовать навыки словообразования, через называние предметов мебели.
2. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных.
3. Закреплять навыки употребления родительного падежа существительных во множественном числе, предлогов в речи.
4. Развивать речевую активность детей.
Ход:
Воспитатель: — Ребята, давайте возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу, чтобы создать хорошее настроение на весь день. Чтобы много узнать интересного на нашем занятии, нужно быть внимательными, не выкрикивать с места, поднимать руку.
— Ребята я подготовила вам загадки, попробуйте их отгадать:
(после того как отгадали, воспитатель выставляет иллюстрации отгадок)
1. Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать,
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать. (Диван)
2. Оно вроде стула, но мягкое очень.
И есть подлокотники в нем,
между прочим.
На нем короли восседали когда-то,
Что это за мебель, узнали, ребята? (Кресло)
3. Я на кухне самый нужный
Для семьи большой и дружной!
Я готов служить всегда
И стоит на мне еда!
Все тарелки, ложки, кружки,
Мои верные подружки,
Не посыпятся на пол,
С ними вместе друг их. (Стол)
4. Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки,
Мы не кони, хоть на нас
Вы садились много раз. (Стул)
5. В кухне нашей тесновато,
Там для стульев места нет,
Мы под стол обычно ставим
Деревянный (Табурет)
6. Здесь и вешалки, и полки,
Словно в доме этажи.
Брюки, кофточки, футболки –
По порядку все лежит. (Шкаф)
7. Если ты устал играть,
То ложишься на (Кровать)
— Скажите, а как можно назвать все эти предметы одним словом?
(Мебель)
— Мебель –это предметы комнатной обстановки.
— Скажите, пожалуйста, для чего нужна мебель? (Для удобства в жизни, для красоты и уюта)
— Какую мебель можно отнести к кухонной, к гостиной, к спальной?
— Кто знает, где изготавливают мебель? (Мебельная фабрика. Столярная мастерская)
— Как называется мастер, который изготавливает мебель? (Столяр)
— Как называется магазин, в котором продают мебель? (Мебельный)
Молодцы, а сейчас давайте поиграем.
Игра: «Какой? Какая? Какие?»
Ход игры. Воспитатель предлагает детям выполнить задание (образовать относительные прилагательные по образцу) .
Например:
— Тумбочка из дерева (какая) деревянная.
— Стол из пластмассы (какой…
— Кровать из металла (какая…
— Диван из кожи (какой…
— Полка из стекла (какая…
— Кресло из велюра (какое…
Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре (загибают пальчики, начиная с большого на обеих руках)
Много мебели в квартире, (сжимают и разжимают кулачки).
В шкаф повесим мы рубашку, (загибают пальчики на обеих руках)
А в буфет поставим чашку,
Чтобы ноги отдохнули посидим чуть – чуть на стуле,
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали,
А потом мы с котом посидели за столом.
Час с вареньем дружно пили. (попеременно хлопают в ладоши и кулачки)
Много мебели в квартире.
Воспитатель:- Ребята ,а хотите сходить в гости к наши куклам?
(Дети вместе с воспитателем отправляются в кукольный уголок, где встречает их кукла).
Воспитатель: — Ребята, на чём стоит посуда?
Дети: — На столе.
Воспитатель: — Стол, за которым обедают, какой стол?
Дети: — Обеденный стол.
Воспитатель: — А стол, за которым пишут, какой?
Дети: — Письменный стол.
Воспитатель: — Какие части стола вы знаете?
Дети: — Крышка, ножки, ящики (у письменного стола).
Воспитатель: — Верно. Ребята, на чём стоит ваза с цветами?
Дети: — Ваза стоит на шкафу.
Воспитатель: — Давайте рассмотрим шкаф. Что есть у шкафа?
Дети : — Дверцы, ручки, стенки, полочки.
Воспитатель: — Шкаф, в котором хранят книги, какой?
Дети: — Книжный шкаф.
Воспитатель: — Шкаф, в котором хранят посуду, — какой?
Дети: — Посудный шкаф.
Воспитатель: — Молодцы. Ребята, посмотрите, где лежит кошка?
Дети: — Кошка лежит на кровати.
Воспитатель: — Потрогайте кровать, какая она?
Дети: — Кровать мягкая.
Воспитатель: — Если кровать для детей, то она какая?
Дети: — Детская кровать.
Воспитатель: — Если кровать для взрослых, она какая?
Дети: — Взрослая кровать.
Воспитатель: — Ребята, а на чём вы сидите?
Дети: — На стульях.
Воспитатель: — Что есть у стула?
Дети: — У стула есть сиденье, спинка, ножки.
Воспитатель: — Сравните два стула. Какие они?
Дети: — Один стул высокий, а другой — низкий.
Воспитатель: — Верно. А что стоит около стола?
Дети: — Около стола стоят диван и кресло.
Воспитатель: — Что есть у дивана и кресла?
Дети: — Сиденье, спинка, ножки.
Воспитатель: — Ещё у дивана и кресла есть подлокотники. Подлокотники — это ручки у кресла, дивана, на которые опираются локтём. Повторите. (Дети повторяют)
Воспитатель: — Потрогайте диван и кресло, какие они?
Дети: — Они мягкие.
Воспитатель: — Ребята, стул, стол, кровать, шкаф, кресло, диван — что это?
Дети: — Это мебель.
Воспитатель: — Если мебель для кукол, то она какая?
Дети: — Кукольная мебель.
Воспитатель: — Молодцы.
Игра с мячом «Что для чего?»
— Стул нужен для того, чтобы…(сидеть).
— Кровать нужна для того, чтобы…(спать, лежать).
— Шкаф нужен для того, чтобы…(хранить книги, посуду, одежду).
— Кресло нужно для того, чтобы…(сидеть, отдыхать).
— Диван нужен для того, чтобы…(сидеть, лежать).
Игра с мячом «Назови ласково»
Ход игры. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет предмет мебели. Ребенок ловит мяч и кидает, обратно образовав слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Например: стул – стульчик (стол, кровать, шкаф, диван, кресло,табурет)
Физкультминутка «А теперь на месте шаг»
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся)
Игра «Один – много»
Ход игры. На экране картинки с предметами мебели. Воспитатель называет предмет мебели в именительном падеже единственного числа, а ребенок, употребив слово с наречием «много».
Например: Один стул – много стульев.
Игра «Дополни предложение»
Ход игры. Воспитатель предлагает детям дополнить предложения и назвать «маленькое» слово, которое они добавили.
— Ваза стоит… столе.
— Мяч закатился … диван.
— Валя достала мяч … дивана.
— Паша упал… кровати.
— Папа сидит … кресле.
— Мама поставила стаканы … сервант.
— Бабушка достала конфеты… буфета.
Итог:
— Молодцы, ребята, хорошо поработали!
— Ребята, скажите, что нового вы сегодня узнали?
— Что вам понравилось?
— А что вызвало у вас затруднение?
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по развитию речи
Воспитатель 1 категории
Байденко О.В.
Проектировочный компонент
Тема: Беседа «Мебель»
Программное содержание:
— познакомить детей с историей развития мебели.
— продолжать формировать обобщающее понятие «мебель».
— закрепить классификацию мебели и ее назначение.
— упражняемся в составлении описательного рассказа.
— продолжать развивать воображение, мышление, фантазию.
— воспитывать бережное отношение к предметам мебели.
Предварительная работа:
-
Чтение сказки-пьесы «Кошкин дом» и стихотворения «Откуда стол пришел?» С.Маршака
-
Чтение сказки «Три медведя»
-
Чтение отрывков сказки «Приключения Буратино» А.Толстого
-
Знакомство со свойствами дерева, стекла и пластмассы.
-
Дидактические игры
-
Подвижная игра «Встаньте в круг»
-
Пальчиковая гимнастика «Мебель»
Словарная работа: столяр и столярное ремесло, мебель, интерьер, письменный, журнальный, кухонный, книжный, компьютерный, кожаный, стеклянный, деревянный, металлический, пластмассовый
Материал: иллюстрации на тему «Мебель» и «Интерьер», три игрушки, бубен, брусок из натурального дерева и из стружки, листы бумаги и цветные карандаши.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Физическая культура».
Организационный компонент
Воспитатель: Ребята, отгадайте из какой сказки отрывок…
Пьеса С.Маршака «Кошкин дом» Здесь у меня столовая. Вся мебель в ней дубовая. Вот это стул — На нем сидят. Вот это стол — За ним едят… … Направо — шкаф, мои друзья, Я вешаю в нем платья. Налево — спаленка моя С лежанкой и кроватью. |
Русская народная сказка «Три медведя» В домике было две комнаты: одна — столовая, другая — спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой… Девочка захотела сесть и видит у стола три стула… Она пошла в другую горницу. Там стояли три кровати… |
А.Толстой «Приключения Буратино» Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, |
Подумайте, о чём рассказывает каждый отрывок? (Об обстановки комнаты, о мебели)
Воспитатель демонстрирует картинки с изображением различного интерьера (русская изба, дворец, современная квартира).
История мебели берет свое начало еще с древних времен. Человек всячески искал пути облегчения ведения быта. Возникла необходимость где-то хранить вещи, на чем-то сидеть, на что-то ставить приготовленную пищу… Так и началась история мебели.
Русская изба. Особенность нашей страны — суровый климат, и жилые помещения, обогреваемые печью, были небольшими, а семьи, проживающие в них, могли состоять из нескольких поколений. Поэтому мебель выполняла несколько функций. Изобретение русского интерьера — лавки — это широкие и длинные скамьи без спинок. Днем на ней сидели несколько человек, а ночью она служила кому-то постелью.
Подвижная игра «Встаньте в круг» Ставится три стула в разных местах комнаты. На стульях разные игрушки. Дети образуют три хоровода. После начала музыки дети разбегаются по залу, когда музыка заканчивается дети собираются в круг возле стула со своей игрушкой (пока дети бегают воспитатель меняет игрушки местами).
Итак. Раньше всех появились табуреты, столы и кровати. Сундуки и лари заменяли…(шкафы)
-
Что появилось раньше стол или шкаф? (стол)
-
Из чего делали мебель? (из дерева)
-
Мебель из дерева (какая?) – (деревянная).
-
Кто делает деревянную мебель? (столяр в столярной мастерской)
Шкаф можно назвать родителем буфета, серванта и книжного шкафа.
-
Посмотрите, чем отличается шкаф от буфета или от книжного шкафа? (у буфета стеклянные полки и дверцы)
-
Чем они похожи? (прямоугольной формы, с дверцами и полками)
-
Как вы думаете, почему в буфете стеклянные полки, а в книжном шкафу – деревянные? (книги тяжёлые и стекло может треснуть под их тяжестью)
С развитием столярного ремесла появлялись различные столы.
-
Какие столы вы знаете? (книжный, письменный, кухонный, обеденный, журнальный)
Упражнение на словообразование. Закончи предложение:
Стол, за которым пишут, называется … (письменным)
Стол, за которым обедают, называется …
Стол для компьютера, называется …
Стол для журналов и газет, называется …
Я хочу вас познакомить с новым для вас предметом мебели – бюро или секретер.
-
Как вы думаете, каких два предмета мебели объединило в себе бюро? (стол и шкаф)
Первая мягкая мебель появилась во дворцах Франции.
-
Какую мебель мы называем мягкой? (диваны, кресла, пуфы – набитые чем-то мягким и обтянутые тканью)
-
Как вы думаете, зачем придумали мягкую мебель? (чтобы было удобно сидеть и отдыхать, для уюта и красоты)
Шло время, интерьер менялся. Сегодня у нас есть разная мебель. Её делают на мебельной фабрики. А в каком магазине продают? (мебельном) Каждый может выбрать себе интерьер по средствам и вкусу. Есть дорогая мебель из натуральных материалов – дерева, кожи, шерсть, шёлк и лён. Есть попроще, из синтетических материалов, пластмассы, прессованной древесной стружки. Дети рассматривают брусок из натурального дерева и стружки. Где мы используем мебель из пластмассы? (на даче, на природе) Почему? (она лёгкая для передвижения, за ней легко ухаживать – мыть и сушить, дешёвая)
Игра «Четвёртый лишний, почему?»
Диван, кресло, пуф, стул
Сервант, буфет, бюро, шкаф
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики на обеих руках, начиная с большого пальца)
Много мебели в квартире. (сжимать и разжимать кулачки)
Мы в буфет поставим чашку,
В шкаф повесим мы рубашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.(загибать пальчики, начиная с большого пальца)
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире! (Попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками)
Дети рисуют свою комнату. Рассказы детей «Какая мебель у меня в комнате».
Выставка рисунков.
Загадки:
1. Под крышей — четыре ножки, А на крыше — суп да ложки. Стол 2. Днем спит на ней покрывало и подушка, А по ночам там спит – Андрюшка. Кровать 3. Я на стол чуть-чуть похожа, Есть на кухне, и в прихожей, В спальне я бываю редко, А зовусь я … Табуретка |
4. На него садятся, но не стул. С подлокотниками, но не диван. С подушками, но не кровать. (Кресло) 5. Есть спина, а не лежит никогда. Есть четыре ноги, а не ходит. Сам всегда стоит, а другим сидеть велит. (Стул) 6. У него спина большая, И на ней он разрешает И писать, и рисовать, И лепить, и вырезать. (Письменный стол) |
7. Хорошо, когда он есть, На него и лечь, и сесть. Он для отдыха нам дан, Мягкий плюшевый (диван) . 8. Он стоит в углу у стенки. Ох, огромный он на вид, Но он вовсе не наказан. Мама вещи в нём хранит. (Шкаф) |
Во второй половине дня проводится игра «Угадай, что это?». Ребёнок рассказывает о предмете мебели , изображённый на картинке , не называя его и не показывая. Дети должны назвать его и дополнить рассказ, если возможно.
Конспект занятия по лексической теме «Мебель». (Подготовительная логопедическая группа).
«Путешествие в мебельный магазин».
Шабалина С.В.
г. Иркутск.
Коррекционно — образовательные цели:
Расширение словаря по теме: «Мебель».
Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие цели:
Активизация речевой деятельности детей.
Формирование навыков связной речи с опорой на мнемосхему.
Развитие речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления и памяти.
Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование положительной установки на участие в мероприятии.
Воспитание культуры общения, умение выслушивать ответы товарищей.
Оборудование: предметные картинки по теме «Мебель», мнемотаблица.
Ход занятия: 1. Самомассаж.
Подготовим глазки, (поглаживание верхних век)
Подготовим ушки, (растирание ушных раковин)
Подготовим ручки (растирание ладоней)
Подготовим ножки (топанье ногами).
2.Дидактическая игра на развитие фонематического слуха: «Чуткие ушки».
Хлопните в ладоши, когда услышите название мебели: берёза, шкаф, капуста, стол, ракета, диван, ковёр, цветы, стул, комод.
— Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о мебели. Чтобы мебель долго служила людям и не ломалась, за ней нужно ухаживать. Как ухаживают за мебелью? Содержат её в чистоте, протирают от пыли, убирают мусор. Давайте и мы с вами сделаем уборку. Дети садятся на стульчики.
3. Артикуляционная гимнастика.
Мы давно не убирали. (Нахмуриться)
Беспорядок увидали. (Провести указательным пальцем по столу, а затем подуть на палец)
Дома всё кругом протрём
И порядок наведём.
Мы достали пылесос,
У него внутри насос: «У-у-у….» (вытянуть губы трубочкой и длительно произносить звукоподражание)
Под столом и под диваном-
Всюду мусор он достанет.
Протрём мы стены, (рот открыть, заострённым кончиком языка изнутри погладить в направлении сверху вниз сначала правую, а затем левую щёку)
Пол. (Рот открыть, заострённым кончиком языка погладить в направлении вперёд- назад дно ротовой полости)
Стол журнальный мы протрём. (Проводить ладонью по воображаемому столу)
В шкаф одежду уберём. (Протянуть ладони вперёд)
Все игрушки уберём, нет игрушек на полу. ( Потянуться языком к подбородку)
Нет их больше слева, (потянуться языком к левой щеке)
Справа. (Потянуться языком к правой щеке)
Нам уборка, как забава.
Надо всегда нам убирать, (поднять вверх указательный палец)
Нашей няне помогать. (Широко улыбнуться)
4. Речевая гимнастика.
-Дети, на чём вы сейчас сидите? (на стуле) Я знаю чистоговорки про стул. Давайте произнесём чистоговорки вместе.
Ул-ул-ул, мне купили новый стул.
Ула-ула-ула, четыре ножки есть у стула.
Улу-улу-улу, подойди-ка, Маша, к стулу.
Улом-улом-улом, не бегайте со стулом.
Уле-уле-уле, посиди на стуле.
5. Пальчиковая гимнастика.
Мебель я начну считать: кресло, стол, диван, кровать, полка, тумбочка, буфет, шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвали — десять пальчиков зажали.
6.- Дети, где можно купить мебель? (в магазине) Совершим прогулку в мебельный магазин.
Физминутка «Мебельный магазин».
Утром в магазин пойдём, (ходьба по кругу)
Мебель там приобретём:
Высокий шкаф (встают на носочки, тянуться руками вверх)
И табурет, (приседают)
Кровать — на ней нам будет мягко спать. ( Кладут сложенные ладони под левую щёку)
Купим стул (к прямой правой ладони присоединяют согнутую левую, чтобы получился «стул»)
И стол ещё. (Разводят руки в стороны)
7. Дидактическая игра «Один — много». На столе лежат картинки с изображением мебели. Дети берут по одной картинке и составляют предложения.
У меня один стол, а в магазине продаётся много столов.
У меня один диван, а в магазине продаётся много диванов.
У меня один шкаф, а в магазине продаётся много шкафов.
У меня одна кровать, а в магазине продаётся много кроватей.
У меня одна полка, а в магазине продаётся много полок.
8. Дидактическая игра «Мой-моя-моё-мои». Назовите купленную мебель со словами: мой-моя-моё-мои.
9. Рассказ по мнемотаблице «Старый шкаф». (По цепочке)
Один мастер – столяр сделал большой и красивый шкаф. А помогли ему в этом его друзья — инструменты: звонкая пила, весёлый молоток, отвёртка — балерина да рубанок-строгальщик. Купили этот шкаф мама и папа девочки Маши и мальчика Саши. Детям очень понравился новый шкаф, Стали они там прятаться и рассказывать друг другу свои секреты, придумывать весёлые истории. Шкаф так полюбил детей, что, когда они приходили, он весело притопывал своими толстыми ножками. Дети выросли, а шкаф состарился. Его поставили в кладовую и держали в нём банки с вареньем и старые вещи.
Иногда, уже взрослыми, Маша и Саша приходили в кладовую, садились около своего старого друга шкафа, вспоминали детские забавы, и на душе у них становилось светло и радостно.
10.Итог занятия. Самомассаж.
Наша умная головка
Думала сегодня ловко (погладить себя по голове).
Ушки всё услышали (погладить ушки),
Глазки посмотрели (погладить веки),
Ручки всё исполнили (погладить ладошки),
А ножки посидели (погладить ножки).
Вид занятия: формирование лексико-грамматических категорий и связной речи.
Тип занятия: фронтальное.
Цель занятия: обобщить знания детей по лексической теме «Мебель».
Задачи занятия:
- побуждать детей к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний;
- закрепить активный словарь по теме;
- совершенствовать умение детей пересказывать близко к тексту;
- совершенствовать умение использовать в речи существительные в родительном падеже;
- совершенствовать умение ориентироваться в пространстве;
- формировать монологическую речь;
- закрепить умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос;
- формировать умение правильно выполнять глазодвигательную и дыхательную гимнастику;
- развивать внимание, логическое мышление;
- развивать подвижность мимических мышц;
- воспитывать умение слушать ответ товарища и не перебивать;
- устранять аграмматизмы, связанные с использованием в речи распространенных предложений.
Речевой материал: сундук, мебель, стол, жилое помещение, комната, картон, дерево, вата, железо, пластик, ткань, стекло, паралон, песок, комод, диван, телевизор, в центре событий, мастер, полочка, художник и т.д.
Оборудование: предметные картинки, рисунки детей, схема комнаты, игра «Что перепутал художник?», презентация, ноутбук, глина, вата, песок, дерево, пластик, картон, картинки к мимической гимнастике.
Предварительная работа:
- Рассматривание альбомов, иллюстраций и реальных предметов по теме «Мебель».
- Чтение книг и энциклопедий для дошкольников.
- Разучивание стихотворений и загадок по теме.
- Подбор дидактических игр в соответствии с темой.
- Рисование по теме «Мебель».
Ход занятия
1. Оргмомент
— Ребята, посмотрите, какую картинку нарисовал художник (картинка из игры «Что перепутал художник?»).
— Что перепутал художник? (ответы детей).
— Как вы думаете, почему произошла такая путаница? (ответы детей).
— Мы могли бы помочь художнику в этой ситуации? Как? (ответы детей).
— Тема нашего занятия «Мебель. Пересказ рассказа».
— Значит, какая цель нашего занятия?
— Верно, закрепить полученные знания по теме мебели и узнать что-то новое.
— Чтобы помочь художнику, мы расскажем о мебели и отправим ему видео нашего занятия. Сегодня мы закрепим: для чего нужна мебель; вы узнаете, какая мебель появилась самая первая; выполним глазодвигательную гимнастику; вспомним, из каких материалов делают мебель; поиграем в игру «Что где?»; будем пересказывать текст и выполним мимическую и дыхательную гимнастику. Работать будем подгруппами и индивидуально. Оценивать работу на занятии будем с помощью полочек и книг. Если ответ правильный, то на какую полочку поставим книгу? (На верхнюю).
— Если были допущены незначительные ошибки и неточности? (На среднюю полочку).
— Если в ответе было допущено много ошибок и неточностей? (На нижнюю).
2. Игра «Для чего нужна мебель?».
— Ребята, что такое мебель?
— Верно, мебель – это предметы обстановки жилого помещения. Для чего нужна людям мебель?
3. Работа с компьютером
— А кто знает, какая мебель появилась у людей самой первой?
— На самом деле, сундук является самой первой мебелью. В силу того, что его легко можно было переставить с места на место, он был одним из самых важных предметов каждого дома. Посмотрите, ребята, это настоящий, старинный сундук (показываю презентацию).
— В нем хранилось очень много вещей. Это были предметы одежды, посуды, украшений.
— Со временем, сундуки стали делать самых разных размеров и ставить вертикально. Позже, в сундуке стали делать полочки. Этот предмет теперь называется — шкаф.
Посмотрите – это старинный шкаф, а вот – современный.
— Сейчас, мы с вами выполним глазодвигательную гимнастику. Глазами, не поворачивая головы, будем следить за передвижением домовенка Кузи с маленьким сундучком.
— Оцените себя, за выполнение глазодвигательной гимнастики.
4. Игра «Из чего делают мебель?»
— Пришло время отдохнуть и поиграем в игру «Из чего делают мебель?». Гоша, подойди, пожалуйста к столу и найди материалы, из которых не изготавливают мебель.
Ребенок находит картон и песок.
— Верно. А теперь, назови все материалы, которые мастер использует в работе, когда изготавливает мебель.
Ребенок выполняет и называет.
Картон, песок, дерево, железо, паралон, пластик, ткань, стекло.
— Пока звучит музыка, вы движетесь вокруг стола. Как только музыка перестает звучать, вы берете материал, из которого можно изготовить детали мебели или саму мебель. Будьте внимательны.
— Оцените свою работу.
5. Игра «Что где?» (за столами)
— Сейчас вы будете работать по подгруппам. На карточке изображена комната. Вам надо быть очень внимательными, чтобы правильно расставить мебель в комнате и расположить окно. Работаете дружно, помогаете друг другу. Внимание! Прямо перед вами – окно. В центре комнаты – стол. В левом дальнем углу – комод. На комоде – телевизор. Справа от стола – диван, на котором сидит семья. Проверьте – все ли правильно (Задаю вопросы детям «Где стоит стул?» и т.д.).
6. Пересказ
— Сейчас мы с вами будем пересказывать текст. А о чем он, вы поймете, когда отгадаете загадку Ярославы и вспомните, какую мебель вы рисовали с воспитателем.
Удобный мебели предмет.
Сундук – его отец иль дед.
В нем много ящиков живёт,
Он называется… КОМОД
— Отгадка – комод. А какой стол вы рисовали с Натальей Александровной?
— Верно, рассказ о кухонном столе и комоде. Называется он — «Как Комод почувствовал себя в центре событий» и поможет нам в этом схема комнаты, которую вы сейчас выполнили.
— Что значит в центре событий?
— Быть в центре событий – это обращать на себя внимание, или быть тем, кем интересуются. Послушайте текст.
Как Комод почувствовал себя в центре событий
Комод скромно стоял в углу комнаты. А в центре – важно красовался круглый Стол. За Столом происходили интересные события. Здесь обедали, проводили веселые праздники, читали книги, мастерили разные поделки. Словом, Стол был всегда в центре событий. И Комод ему чуточку завидовал. Ему тоже хотелось, чтобы ему больше уделяли внимания.
Однажды в доме появился Телевизор. И его поставили на Комод. Когда показывали интересные передачи, все усаживались напротив Комода на диван и смотрели телевизор. Комод был счастлив. Теперь он тоже почувствовал себя в центре событий.
Вопросы:
— Где стоял Комод?
— Где стоял Стол?
— Что происходило за Столом?
— Что хотелось Комоду?
— Куда поставили телевизор?
— Почему Комод был счастлив?
Физминутка
— Выходите и вставайте в круг.
— Давайте ненадолго превратимся в артистов.
— Покажите мимикой и движениями, грустный Комод.
— Сделайте глубокий вдох и на плавном выдохе движением руки вытрите пыль с Комода.
— Покажите важный Стол.
— А теперь, движением руки на выдохе вытираем пыль со Стола.
— Покажите мимикой и движениями, грустный Стол.
— Покажите выражением мимики и движениями, счастливый Комод.
— Проходите на места.
— Послушайте рассказ.
Ответы детей.
— Оцените свою работу – одна книга за выполнение схемы, а вторая – за пересказ.
Итог
— Как вы думаете, какой мебели не хватает, чтобы Стол находился в центре событий? Почему?
— Верно. А для того, чтобы появились стулья, вы на логочасе выполните с воспитателем графический диктант. Тот, кто выполнит его без ошибок, сможет расположить свой стул рядом со столом на схеме. На следующем занятии мы поговорим о профессии человека, который изготавливает мебель.
— О чем мы сегодня говорили?
— Что нового вы узнали сегодня?
— Какие задания вам понравились больше всего?
— Какие задания вызвали затруднения?
— Посмотрите на свою полочку и оцените свою работу на занятии.
— Почему ты считаешь, что ты работал хорошо? и т.д.
— На занятии мы закрепили знания о мебели. Посмотрев его, художник больше не допустит таких ошибок.
— Занятие окончено. Вы свободны.