Рассказы о минькином детстве зощенко читательский дневник

Полный текст >>> Лёля и Минька

Содержание

  1. Зощенко: Лёля и Минька: Читательские дневники
  2. Читательский дневник — 1
  3. Читательский дневник — 2
  4. Читательский дневник — 3
  5. Читательский дневник — 4

Зощенко: Лёля и Минька: Читательские дневники

содержание, план пересказа, главные герои, главная мысль, отзыв, анализ.

‘Лёля и Минька’ — это цикл юмористических рассказов для детей о маленьких брате и сестре, написанный Зощенко в 1939 40-х годах.

Это рассказы: Галоши и мороженое, Елка, Бабушкин подарок, Не надо врать, Тридцать лет спустя, Находка, Великие путешественники, Золотые слова.

В них писатель Михаил Зощенко рассказывает о своём собственном детстве, где Минька — это и есть Михаил Зощенко, а Лёля — его старшая сестра.

В этих произведениях юмор сочетается с грустью, их интересно читать и взрослым и детям.

Читательский дневник — 1

Главные герои — мальчик Минька и его старшая сестра Лелька. Судя по многим деталям, рассказы достаточно автобиографичны.

В них писатель говорит о разных проделках и проказах детей: иногда веселых, иногда немного грустных, иногда не самых умных. И о том, как реагируют родители и бабушка на все эти детские выходки.

Лелька нередко подбивает наивного и доверчивого Миньку на всякие штучки, не всегда вызывающие одобрение взрослых.

То единицу в дневнике заклеить, то спрятать в коробку лягушку, завязать красивой ленточкой и подложить на дороге, чтоб посмеяться над прохожим. А то продать галоши гостей тряпичнику.

И каждый раз мама приходит в ужас, бабушка невероятно сердится, а папа решает, как наказать детей, но и разъясняет им, почему они поступили плохо, почему так поступать нельзя.

Рассказы смешные, но поучительные.

Читательский дневник — 2

Истории про Лелю и Миньку это юмористичные истории о детях, которые думают, мечтают, хитрят. Каждый рассказ учит уважению к старшим, доброте, щедрости и другим ценностям, которые делают нас настоящим человеком. Это так чудесно, что есть возможность окунуться в детство, где есть волшебная елка, украшенная пастилой, яблоками и игрушками, такое вкуснющее мороженное, ребячество и беззаботное веселье.

Старшая сестренка Лёля постоянно затевает какое-нибудь сомнительное мероприятие. А ее братишке Миньке ничего не остается, как участвовать в этом. В результате оба оказываются в такой ситуации, когда за шалости приходится платить — строгий папа то оставит их без подарков (Ёлка), то запретит есть мороженое (Калоши и мороженое).

Лёлька и Минька хулиганистые дети. Они продают чужие калоши, чтобы купить себе мороженое, разыгрывают прохожих, подбрасывая им коробку от конфет с лягушкой внутри, Минька прячет дневник с единицей, Лёлька притворяется, что проглотила бильярдный шарик… Но их родители вместо того, чтобы просто отшлепать и разъяснить проступки, неадекватно реагируют на такие ‘милые шалости.

У каждого взрослого есть воспоминания о том, какие смешные глупости вытворял он в детстве и от последствий шалостей получал жизненный опыт. Каждое предложение в рассказах смешное, особенно когда Зощенко подводит итоги вроде этих:

‘И даже теперь, дети, когда я стал совсем взрослый и даже немножко старый, даже и теперь иной раз, кушая мороженое, я ощущаю в горле какое-то сжатие и какую-то неловкость. И при этом всякий раз, по детской своей привычке думаю: Заслужил ли я это сладкое, не соврал ли и не надул ли кого-нибудь?

Сейчас очень многие люди кушают мороженое, потому что у нас имеются целые огромные фабрики, в которых изготовляют это приятное блюдо.

Тысячи людей и даже миллионы кушают мороженое, и я бы, дети, очень хотел, чтобы все люди, кушая мороженое, думали бы о том, о чём я думаю, когда ем это сладкое.’

Эта книга мне очень понравилась. Она может послужить хорошим примером воспитательных приемов. Веселые истории учат малышей быть добрыми и честными, сильными и храбрыми, уважать старших.

Читательский дневник — 3

Леля и Минька — герои цикла рассказов Михаила Зощенко. В них писатель вспоминает о своем собственном детстве. Мне книга понравилась, она добрая и смешная.

Брат с сестрой совершают разные поступки, иногда и не совсем хорошие (например, ломают чужие подарки в истории про Новый год), но из любой ситуации они выносят полезные уроки. Мне кажется, каждый ребенок проходит через похожие моменты в своей жизни, и мы должны делать это легко и с юмором, как Леля и Минька.

Читательский дневник — 4

Минька — младший брат Лёли. Они любят играть, веселиться. С ними всегда случаются интересные истории. В рассказе про Ёлку говорится о том, что не надо быть жадиной.

В рассказе ‘Галоши и мороженое’ Лёля продала галоши и купила себе и брату мороженое. Все рассказы про Лелю и её брата Миньку интересные и поучительные. Они учат тому, что надо сначала думать, а потом уж делать.

Михаил Зощенко: Лёля и Минька: что написать для читательского дневника: ученикам разных классов. Кратчайшее содержание, главные герои, главная мысль, отзыв, анализ. Зощенко: zoshhenko.ru

Рассказы о Минькином детстве

Учитель истории

Учитель истории вызывает меня не так, как обычно. Он произносит мою фамилию неприятным тоном. Он нарочно пищит и визжит, произнося мою фамилию. И тогда все ученики тоже начинают пищать и визжать, передразнивая учителя.

Мне неприятно, когда меня так вызывают. Но я не знаю, что надо сделать, чтоб этого не было.

Я стою за партой и отвечаю урок. Я отвечаю довольно прилично. Но в уроке есть слово «банкет».

— А что такое банкет? — спрашивает меня учитель.

Я отлично знаю, что такое банкет. Это обед, еда, торжественная встреча за столом, в ресторане. Но я не знаю, можно ли дать такое объяснение по отношению к великим историческим людям. Не слишком ли это мелкое объяснение в плане исторических событий?

Я молчу.

— А-а? — спрашивает учитель, привизгивая. И в этом «а-а» я слышу насмешку и пренебрежение ко мне.

И, услышав это «а», ученики тоже начинают визжать.

Учитель истории машет на меня рукой. И ставит мне двойку. По окончании урока я бегу за учителем. Я догоняю его на лестнице. От волнения я не могу произнести слово. Меня бьёт лихорадка.

Увидев меня в таком виде, учитель говорит:

— В конце четверти я вас ещё спрошу. Натянем тройку.

— Я не об этом, — говорю я. — Если вы меня ещё раз так вызовете, то я… я…

— Что? Что такое? — говорит учитель.

— Плюну в вас, — бормочу я.

— Что ты сказал? — грозно кричит учитель. И, схватив меня за руку, тянет наверх, в директорскую. Но вдруг отпускает меня. Говорит: — Иди в класс.

Я иду в класс и жду, что сейчас придёт директор и выгонит меня из гимназии. Но директор не приходит.

Через несколько дней учитель истории вызывает меня к доске.

Он тихо произносит мою фамилию. И когда ученики начинают по привычке визжать, учитель ударяет кулаком по столу и кричит им:

— Молчать!

В классе водворяется полная тишина. Я бормочу задание, но думаю о другом. Я думаю об этом учителе, который не пожаловался директору и вызвал меня не так, как раньше. Я смотрю на него, и на моих глазах появляются слёзы.

Учитель говорит:

— Не волнуйтесь. На тройку вы во всяком случае знаете.

Он подумал, что у меня слёзы на глазах оттого, что я неважно знаю урок.

Гроза

Со своей сестрой Лёлей я иду по полю и собираю цветы.

Я собираю жёлтые цветы.

Лёля собирает голубые.

Позади нас плетётся младшая сестрёнка Юля. Она собирает белые цветы.

Это мы нарочно так собираем, чтоб было интересней собирать.

Вдруг Лёля говорит:

— Господа, глядите, какая туча.

Мы смотрим на небо. Тихо надвигается ужасная туча. Она такая чёрная, что всё темнеет вокруг. Она ползёт, как чудовище, обволакивая всё небо.

Лёля говорит:

— Скорей домой. Сейчас будет жуткая гроза.

Мы бежим домой. Но бежим навстречу туче. Прямо в пасть этому чудовищу.

Неожиданно налетает ветер. Он крутит всё вокруг нас.

Пыль поднимается. Летит сухая трава. И сгибаются кусты и деревья.

Что есть духу мы бежим домой.

Вот уже дождь крупными каплями падает на наши головы.

Ужасная молния и ещё более ужасный гром потрясает нас. Я падаю на землю и, вскочив, снова бегу. Бегу так, как будто за мной гонится тигр.

Вот уж близко дом.

Я оглядываюсь назад. Лёля тащит за руку Юлю. Юля ревёт.

Ещё сто шагов — и я на крыльце.

На крыльце Лёля меня бранит, зачем я потерял свой жёлтый букетик. Но я его не потерял, я его бросил.

Я говорю:

— Раз такая гроза, зачем нам букеты?

Прижавшись друг к другу, мы сидим на кровати.

Ужасный гром сотрясает нашу дачу.

Дождь барабанит по стёклам и крыше.

От потоков дождя ничего не видно.

У бабушки

Мы в гостях у бабушки. Сидим за столом. Подают обед.

Наша бабушка сидит рядом с дедушкой. Дедушка толстый, грузный. Он похож на льва. А бабушка похожа на львицу.

Лев и львица сидят за столом.

Я не отрываясь смотрю на бабушку. Это мамина мама. У неё седые волосы. И тёмное, удивительно красивое лицо. Мама сказала, что в молодости она была необыкновенная красавица.

Приносят миску с супом.

Это неинтересно. Это я вряд ли буду кушать.

Но вот приносят пирожки. Это ещё ничего.

Сам дедушка разливает суп.

Подавая свою тарелку, я говорю дедушке:

— Мне только одну капельку.

Дедушка держит разливательную ложку над моей тарелкой. Одну каплю супа он капает в мою тарелку.

Я смущённо смотрю на эту каплю.

Все смеются.

Дедушка говорит:

— Он сам попросил одну каплю. Вот я и выполнил его просьбу.

Я не хотел супа, но почему-то мне обидно. Я почти плачу.

Бабушка говорит:

— Дедушка пошутил. Дай твою тарелку, я налью.

Я не даю свою тарелку и не дотрагиваюсь до пирожков.

Дедушка говорит моей маме:

— Это плохой ребёнок. Он не понимает шуток.

Мама говорит мне:

— Ну, улыбнись же дедушке. Ответь ему что-нибудь.

Я сердито смотрю на дедушку. Тихо говорю ему:

— Я больше к вам никогда не приеду…

Я не виноват

С идим за столом и кушаем блины.

Вдруг отец берёт мою тарелку и начинает кушать мои блины. Я реву.

Отец в очках. У него серьёзный вид. Борода. Тем не менее, он смеётся. Он говорит:

— Видите, какой он жадный. Ему для отца жаль одного блина.

Я говорю:

— Один блин, пожалуйста, кушай. Я думал, что ты все скушаешь.

Приносят суп. Я говорю:

— Папа, хочешь мой суп?

Папа говорит:

— Нет, я подожду, когда принесут сладкое. Вот если ты мне сладкое уступишь, тогда ты действительно добрый мальчик.

Думая, что на сладкое клюквенный кисель с молоком, я говорю:

— Пожалуйста. Можешь кушать моё сладкое.

Вдруг приносят крем, к которому я неравнодушен.

Пододвинув к отцу моё блюдце с кремом, я говорю:

— Пожалуйста, кушай, если ты такой жадный.

Отец хмурится и уходит из-за стола.

Мать говорит:

— Пойди к отцу, попроси прощения.

Я говорю:

— Я не пойду. Я не виноват.

Я выхожу из-за стола, не дотронувшись до сладкого.

Вечером, когда я лежу в кровати, подходит отец. У него в руках моё блюдце с кремом.

Отец говорит:

— Ну, что ж ты не съел свой крем?

Я говорю:

— Папа, давай съедим пополам. Что нам из-за этого ссориться?

Отец целует меня и с ложечки кормит кремом.

Хролофилл

Только два предмета мне интересны — зоология и ботаника. Остальное нет.

Впрочем, история мне тоже интересна, но только не по той книге, по которой мы проходим.

Я очень огорчаюсь, что плохо учусь. Но не знаю, что нужно сделать, чтобы этого не было.

Даже по ботанике у меня тройка. А уж этот предмет я отлично знаю. Прочитал много книг и даже сделал гербарий — альбом, в котором наклеены листочки, цветы и травы.

Учитель ботаники что-то рассказывает в классе. Потом говорит:

— А почему листья зелёные? Кто знает?

В классе молчание.

— Я поставлю пятёрку тому, кто знает, — говорит учитель.

Я знаю, почему листья зелёные, но молчу. Я не хочу быть выскочкой. Пусть отвечают первые ученики. Кроме того, я не нуждаюсь в пятёрке. Что она одна будет торчать среди моих двоек и троек? Это комично.

Учитель вызывает первого ученика. Но тот не знает.

Тогда я небрежно поднимаю руку.

— Ах, вот как, — говорит учитель, — вы знаете. Ну, скажите.

— Листья зелёные, — говорю я, — оттого, что в них имеется красящее вещество хлорофилл.

Учитель говорит:

— Прежде чем вам поставить пятёрку, я должен узнать, почему вы не подняли руку сразу.

Я молчу. На это очень трудно ответить.

— Может быть, вы не сразу вспомнили? — спрашивает учитель.

— Нет, я сразу вспомнил.

— Может быть, вы хотели быть выше первых учеников?

Я молчу. Укоризненно качая головой, учитель ставит пятёрку.

В зоологическом саду

Мать держит меня за руку. Мы идём по дорожке.

Мать говорит:

— Зверей потом посмотрим. Сначала будет состязание для детей.

Мы идём на площадку. Там множество детей.

Каждому ребёнку дают мешок. Надо влезть в этот мешок и завязать его на груди.

Вот мешки завязаны. И дети в мешках поставлены на белую черту.

Кто-то машет флагом и кричит: «Бегите!»

Путаясь в мешках, мы бежим. Многие дети падают и ревут. Некоторые из них поднимаются и с плачем бегут дальше.

Я тоже чуть не падаю. Но потом, ухитрившись, быстро передвигаюсь в этом своём мешке.

Я первый подхожу к столу. Играет музыка. И все хлопают. И мне дают коробку мармеладу, флажок и книжку с картинками.

Я подхожу к матери, прижимая подарки к своей груди.

На скамейке мама приводит меня в порядок. Она причёсывает мне волосы и платком вытирает моё запачканное лицо.

После этого мы идём смотреть обезьян.

Интересно, кушают ли обезьяны мармелад? Надо их угостить.

Я хочу угостить обезьян мармеладом, но вдруг вижу, что в моих руках нет коробки…

Мама говорит:

— Наверное, мы коробку оставили на скамейке.

Я бегу к скамейке. Но там уже нет моей коробки с мармеладом.

Я плачу так, что обезьяны обращают на меня внимание.

Мама говорит:

— Наверно, украли нашу коробку. Ничего, я тебе куплю другую.

— Я эту хочу! — кричу я так громко, что тигр вздрагивает и слон поднимает хобот.

Так просто

Мы сидим в телеге. Рыжеватая крестьянская лошадёнка бойко бежит по пыльной дороге.

Правит лошадёнкой хозяйский сынок Васютка. Он небрежно держит вожжи в руках и по временам покрикивает на лошадь:

— Ну-ну, иди… заснула…

Лошадёнка совсем не заснула, она бежит хорошо. Но вероятно, так полагается покрикивать.

У меня горят руки — так мне хочется подержать вожжи, поправить и покричать на лошадь. Но я не смею попросить об этом Васютку.

Вдруг Васютка сам говорит:

— Ну-ка, подержи вожжи. Я покурю.

Сестра Лёля говорит Васютке:

— Нет, не давай ему вожжи. Он не умеет править.

Васютка говорит:

— Что значит — не умеет? Тут нечего уметь.

И вот вожжи в моих руках. Я держу их на вытянутых руках.

Крепко держась за телегу, Лёля говорит:

— Ну, теперь будет история — он нас непременно опрокинет.

В этот момент телега подпрыгивает на кочке.

Лёля вскрикивает:

— Ну, ясно. Сейчас она нас перевернёт.

Я тоже подозреваю, что телега опрокинется, поскольку вожжи в моих неумелых руках. Но нет, подскочив на кочке, телега ровно катится дальше.

Гордясь своим успехом, я похлопываю лошадь вожжами по бокам и покрикиваю: «Ну, заснула!»

Вдруг я вижу — поворот дороги.

Торопливо я спрашиваю Васютку:

— За какую вожжу тянуть, чтоб лошадь побежала направо?

Васютка спокойно говорит:

— Потяни за правую.

— Сколько раз потянуть за правую? — спрашиваю я.

Васютка пожимает плечами:

— Один раз.

Я дёргаю за правую вожжу, и вдруг, как в сказке, лошадь бежит направо.

Но я почему-то огорчён, раздосадован. Так просто. Я думал, гораздо трудней править лошадью. Я думал, тут целая наука, которую нужно изучать годами. А тут такая чепуха.

Я передаю вожжи Васютке. Не особенно интересно.

Жанр: рассказы

Список рассказов «Леля и Минька»:
По ссылкам можно посмотреть читательский дневник для каждого рассказа.

  1. «Елка»
  2. «Калоши и мороженое»
  3. «Бабушкин подарок»
  4. «Не надо врать»
  5. «30 лет спустя»
  6. «Находка»
  7. «Великие путешественники»
  8. «Золотые слова»

Главные герои рассказов «Леля и Минька» и их характеристика

  1. Минька. 5-7 лет. Будущий писатель. Бойкий, веселый, упрямый, настойчивый. Любит быть хорошим. Не хочет отставать от сестры и потому часто идет у нее на поводу.
  2. Леля. Его старшая сестра. Умная, и веселая. Выдумщица и заводила игр. Предусмотрительная, Обидчивая. Мнительная.
  3. Мама. Добрая, милая, отходчивая, любит детей.
  4. Папа. Строгий, мудрый, опытный. Любит детей и хочет вырастить из них настоящих людей.

Краткое содержание рассказов «Леля и Минька» для читательского дневника в 6 предложений

  1. На елке Минька узнает, что нельзя брать чужого и бить маленьких.
  2. Минька с Лелей пытаются торговать калошами, но лишаются мороженого.
  3. Минька узнает, что быть хорошим нелегко, но к этому нужно стремиться.
  4. Минька выясняет, что людям нужно делать добро, чтобы быть счастливым.
  5. Минька и Леля отправляются в путешествие, но вовремя поворачивают.
  6. Дети ссорятся с папиным начальником, и узнают, что всегда нужно думать головой.

Главная мысль рассказов «Леля и Минька»
Правильное воспитание превращает ребенка в настоящего человека.

Чему учат рассказы «Леля и Минька»
Рассказы учат быть честными и добрыми. Учит не завидовать и не брать чужое. Учат находчивости и смекалке. Учат любить своих детей. Учат слушаться родителей.

Отзыв на рассказы «Леля и Минька»
Мне очень нравятся эти автобиографические рассказы Зощенко. Их герой — он сам, тогда еще маленький мальчик Минька. Минька живет с Лелей, своей старшей сестрой, и старается походить на нее. Они часто ругаются, но все равно любят друг друга. У детей очень хорошие родители, любящая мама, мудрый папа, который все-таки часто бывает слишком строг. Но благодаря полученным в детстве урокам, Минька стал хорошим писателем и настоящим человеком.

Пословицы к рассказам «Леля и Минька»
Делай людям добро и жди добра.
Скромность каждому к лицу.
На чужой каравай рот не разевай.
Раз соврешь, другой раз не поверят.
Нет правил без исключений.

Краткое содержание рассказа «Елка

  1. Минька и Леля ели сласти с елки, и сломали куклу.
  2. Мама нашла обкусанное яблоко, но тут пришли гости.
  3. Мама подарила мальчику паровозик, а Минька подрался с ним.
  4. Родители других детей ругались, а мама защищала детей.
  5. Дети выгнали гостей, чтобы завладеть подарками.
  6. Папа отправил детей спать, а подарки отнес другим детям.

Краткое содержание рассказа «Калоши и мороженое»

  1. Минька и Леля нашли старую калошу и продали ее старьевщику.
  2. Чтобы купить еще мороженое, они продали новую калошу гостя.
  3. Старьевщик обещал дать больше денег за пару калош, но обманул детей.
  4. Гости собрались уходить и обнаружили пропажу калош.
  5. Папа сказал, что дети два года не получат мороженое.
  6. Он продал игрушки детей, чтобы купить калоши гостям.

Краткое содержание рассказа «Бабушкин подарок»

  1. Бабушка подарила Миньке монеты, а Леле нет.
  2. Леля обиделась и ударила Миньку по руке.
  3. Бабушка стала ругать Лелю, а папа сказал, что Минька не прав.
  4. Минька дал Леле монетки, и стал этим хвастать.
  5. Папа сказал, что так поступать некрасиво.
  6. Минька решил быть хорошим, и отдал Леле еще монетку.

Краткое содержание рассказа «Не надо врать»

  1. Минька получил единицу, а Леля посоветовала заклеить страницы дневника.
  2. Минька забыл один дневник в саду, а второй закинул за шкаф.
  3. В третьем дневнике он заклеил страницы.
  4. Женщина принесла забытый дневник и Минька во всем сознался.
  5. Пришел учитель, но папа уже все знал.
  6. Миньке подарили фотоаппарат и он никогда больше не врал.

Краткое содержание рассказа «Тридцать лет спустя»

  1. Минька часто болел и родители делали ему подарки.
  2. Леле тоже хотелось подарков, но она не болела.
  3. Леля сделал вид, что проглотила шарик от бильярда.
  4. Родители нашли шарик и наказали Лелю.
  5. Через 30 лет Минька приехал к сестре и узнал, что Леле хотелось, чтобы ее любили.
  6. Минька любил сестру и сделал ей подарок.

Краткое содержание рассказа «Находка»

  1. Минька и Леля положили в коробку лягушку и оставили на улице.
  2. Они смеялись над прохожим, который открыл коробку.
  3. Прохожий надрал Миньке уши, и папа сказал, что он был прав.
  4. Минька вырос и в чужом городе остался без денег.
  5. Он увидел на улице кошелек и обрадовался.
  6. Но кошелек был на веревочке, и над ним смеялись дети.

Краткое содержание рассказа «Великие путешественники»

  1. Степка с Лелей собрались в кругосветное путешествие.
  2. Минька отдал перочинный нож, чтобы его тоже взяли.
  3. Дети тяжело нагрузились и отправились в путь.
  4. Миньку покусали осы, дети сильно устали.
  5. Леля развернула спящего Степку, и дети пошли обратно.
  6. Они вернулись к приезду родителей, и Степка был удивлен.

Краткое содержание рассказа «Золотые слова»

  1. Дети влезли в разговор взрослых и обидели начальника папы.
  2. Папа запретил детям участвовать в общих обедах.
  3. Дети обещали молчать за столом, и их пустили на обед.
  4. Минька уронил в чай начальнику масло, но дети молчали.
  5. Начальник испугался и рассердился, а дети сказали, что им велено было молчать.
  6. Папа сказал, что всегда нужно думать своей головой.

Главные герои рассказа Михаила Зощенко — ученик и учитель. Учитель истории почему-то недолюбливал одного ученика, и когда вызывал его отвечать, произносил фамилию мальчика нарочито неприятным тоном. Прочие ученики при этом начинали визжать и пищать, поддерживая поведение учителя.

Однажды, когда ученик в очередной раз отвечал урок, учитель истории спросил его, что такое «банкет»? Ученик растерялся, и, хотя знал ответ, не смог ничего ответить. Учитель в очередной раз выставил ученика в неприглядном свете перед всем классом, после чего поставил ему двойку.

После урока ученик бросился вдогонку за учителем. Увидев, что ученик крайне взволнован, учитель стал говорить ему, что в конце четверти повторно спросит его и вытянет на тройку.

Но ученика волновала не оценка. Он сказал, что если учитель еще раз вызовет его подобным образом, с насмешкой, то тогда он плюнет в него. Услышав такие слова, учитель истории поначалу рассердился, и хотел отвести ученика к директору, но потом он передумал и велел мальчику возвращаться в класс.

Ученик подумал, что его выгонят из гимназии за дерзкие слова, сказанные учителю. Но через несколько дней учитель истории, вызывая его к доске, произнес фамилию ученика очень тихо. Когда же весь класс начал по привычке визжать, учитель ударил кулаком по столу и окриком велел всем соблюдать тишину.

Во время ответа ученик думал о том, что учитель не стал жаловаться на него директору. От волнения в глазах ученика появились слезы. Видя это, учитель попросил его не волноваться и поставил тройку.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Зощенко «Учитель истории» заключается в том, что некорректное поведение, насмешки недопустимы, особенно, если сильный насмехается над слабым. Учитель истории без всякого повода насмехался над учеником, пока тот не потребовал прекратить насмешки. Учитель, подумав, понял, что был неправ, и изменил свое отношение к этому ученику.

Рассказ учит в любой ситуации отстаивать свою честь и достоинство. Ученик не имел права дерзить учителю истории, но он больше не мог терпеть насмешки над собой и высказал учителю свои претензии, рискуя быть исключенным из гимназии.

В рассказе мне понравился ученик, который сумел отстоять свою честь и не позволил смеяться над собой.

Какие пословицы подходят к рассказу Зощенко «Учитель истории»?

Где есть понимание, там нет места насмешке.
Нужно быть умеренным в шутках.
Угроза сильнее её исполнения.
За совесть да за честь — хоть голову снесть.

Учитель истории вызывает меня не так, как обычно. Он произносит мою фамилию неприятным тоном. Он нарочно пищит и визжит, произнося мою фамилию. И тогда все ученики тоже начинают пищать и визжать, передразнивая учителя.

Мне неприятно, когда меня так вызывают. Но я не знаю, что надо сделать, чтоб этого не было.
Я стою за партой и отвечаю урок. Я отвечаю довольно прилично. Но в уроке есть слово «банкет».
– А что такое банкет? – спрашивает меня учитель.

Я отлично знаю, что такое банкет. Это обед, еда, торжественная встреча за столом, в ресторане. Но я не знаю, можно ли дать такое объяснение по отношению к великим историческим людям. Не слишком ли это мелкое объяснение в плане исторических событий?
Я молчу.
– А-а? – спрашивает учитель, привизгивая. И в этом «а-а» я слышу насмешку и пренебрежение ко мне.
И, услышав это «а», ученики тоже начинают визжать.
Учитель истории машет на меня рукой. И ставит мне двойку. По окончании урока я бегу за учителем. Я догоняю его на лестнице. От волнения я не могу произнести слово. Меня бьёт лихорадка.
Увидев меня в таком виде, учитель говорит:
– В конце четверти я вас ещё спрошу. Натянем тройку.
– Я не об этом, – говорю я. – Если вы меня ещё раз так вызовете, то я… я…
– Что? Что такое? – говорит учитель.
– Плюну в вас, – бормочу я.
– Что ты сказал? – грозно кричит учитель. И, схватив меня за руку, тянет наверх, в директорскую. Но вдруг отпускает меня. Говорит: – Иди в класс.
Я иду в класс и жду, что сейчас придёт директор и выгонит меня из гимназии. Но директор не приходит.
Через несколько дней учитель истории вызывает меня к доске.
Он тихо произносит мою фамилию. И когда ученики начинают по привычке визжать, учитель ударяет кулаком по столу и кричит им:
– Молчать!
В классе водворяется полная тишина. Я бормочу задание, но думаю о другом. Я думаю об этом учителе, который не пожаловался директору и вызвал меня не так, как раньше. Я смотрю на него, и на моих глазах появляются слёзы.

читайте тексты
произведений Михаила Зощенко

Учитель

Учитель второй ступени Иван Семенович Трупиков одернул куцый свой
пиджачок, кашлянул в руку и робкими шагами вошел в класс.

Вы опять опоздали? — строго спросил дежурный
ученик.

Иван Семенович сконфузился и, почтительно здороваясь с классом, тихо
сказал:

Это трамвай, знаете ли… Это я на трамвай не
попал…

Прямо беда с этим видом передвижения…

Отговорочки! — усмехнулся дежурный.

Учитель робко присел на кончик стула и зажмурил глаза. Странные
воспоминания теснились в его уме.

Вот он, учитель истории, входит в класс, и все ученики почтительно
встают. А он, Иван Семенович, крепким строгим шагом идет, бывало, к
кафедре, открывает журнал и… необыкновенная тишина
водворялась тогда в классе.

И тогда он, учитель, строго смотрел в журнал, потом на учеников, потом
опять в журнал и называл фамилию.

Семенов Николай.

Учитель вздрогнул, открыл глаза и тихо сказал:

Товарищ Семенов…

Чего надо? — спросил ученик, рассматривая альбом
с марками.

Ничего-с, — сказал учитель. — Это я
так. Не придавайте значения.

Чего так?

Ничего-с… Это я хотел узнать — здесь
ли молодой товарищ Семенов…

Здесь! — сказал Семенов, разглядывая на свет
какую-то марку.

Учитель прошелся по классу.

Извиняюсь, молодые товарищи, — сказал он,
— на сегодня вам задано… то есть я хотел
сказать… предложено прочитать — реформы бывшего
Александра I. Так, может быть, извиняюсь, кто-нибудь расскажет мне о
реформах бывшего Александра I?.. Я, поверьте, молодые товарищи, с
презрением говорю об императорах.

В классе засмеялись.

Это я так, — сказал учитель. — Это я
волнуюсь, молодые товарищи. Не истолковывайте превратно моих слов. Я не
настаиваю. Я даже рад, если вы не хотите рассказывать… Я
волнуюсь, молодые товарищи…

Да помолчи ты хоть минуту! — раздался чей-то
голос. — Трещит, как сорока.

Молчу… Молчу… — сказал
учитель. — Я только тихонько. Я тихонько только хочу спросить
у молодого товарища Семечкина: какие он извлек политические новости из
газеты «Правда»?

Семечкин отложил газету в сторону и сказал:

Это что? Газету, по-вашему, убрать? Да я, черт
возьми…

Ничего-с, ничего-с… Ей-богу, ничего…
То есть я про Бога ничего такого не сказал. Не истолковывайте превратно.

Учитель в волнении заходил по классу.

Да не мелькай ты перед глазами! — сказал кто-то.
— Встань к доске.

Учитель встал к доске и, сморкаясь в полотенце, тихонько захныкал.

Свиное
дело

Эх, братишки, рука дрожит, перо из пальцев вываливается —
негодование, одним словом, у меня на душе по поводу одного происшествия!

Ведь есть же падаль такая, как Володька Гуськов! Фатишка, представьте
себе, трехсотый курит, ходит — носки нарочно врозь, галстуку
него голубой с прожилками… И агентом на Орловской служит.

Ну да ничего: закатали нынче этого агента на пять лет со строжайшей
изоляцией.

А дело было — свиное.

Свинья была у Ивана Семеныча. Превосходная свинья, и этакая жирная, что
и выразить невозможно. От жиру своего она все время на заду сидела. А
уж если и поднималась куда, так гудело у ней изнутри и задом она своим,
что метлой, по двору гребла.

Да. Замечательная была свинья. Иван Семеныч до того на нее радовался,
что и работать не мог, работа из рук валилась. Сядет он, бывало, на
крыльцо, очи в крышу и мечтает.

«Зарежу, мечтает, ее к лету. Пуд проем, пуд загоню, пуд
посолю… Да еще множество пудов остается».

Но только не зарезал ее Иван Семеныч — иное вышло.

Сидел он раз на крыльце и с бабой своей по поводу свиньи вслух мечтал.
И не заметил совсем, как свинья эта со двора ушла.

А жил Иван Семеныч вовсе недалеко от полотна — рукой подать.

Вот свинья вышла со двора, хрю да хрю, видит — полотно, и на
заду поперла к самой то есть насыпи. И шут ее знает, как она, при
подобной комплекции, угодила на рельсы! А время было к четырем
— пассажирский шел.

Машинист видит, что на рельсах неблагополучно — насыпь кто-то
рылом роет, — свистит… Свинья и в ус не дует
— лежит, что королева, и рельсы нюхает. Шмякнуло тут ее в бок
и по рылу и разорвало на три половинки. Не хрюкнула даже.

А в эту секунду самую Иван Семеныч с бабой своей едва не повздорил
из-за свиньи. Куда ему, видите ли, свиную голову подевать: то ли
продать, то ли студень из нее сделать, то ли что… Баба все
на студень напирает, студня ей охота, а Иван Семенычу желательно
деньжонок понабрать.

Баба все свое:

Студень, Иван Семеныч, студень… Ей-богу, студень.

А Иван Семеныч не хочет студня.

Нет, говорит, баба, ты посмотри, какая голова. За такую
голову ужасно много дадут. А ты говоришь — студень…

Захотел Иван Семеныч еще раз на свиную голову посмотреть, оглянулся
— нету свиньи.

Ой, говорит, баба, а где же свинья?

Вскочили они оба, бросились со двора.

Прося, прося…

Вдруг видят след, что тропинка, проложен от свиного зада. Бросились они
по следу. Полотно. А вокруг толпа стоит и любуется.

Но пришла беда — отворяй ворота. Не успел Иван Семеныч с
бабой своей всласть поплакать, как вдруг железнодорожный агент Володька
Гуськов к ним на двор заявился.

Это, говорит, кто из вас беспорядки нарушает, а?

Это, говорит, кто свиные остатки с рельсов снял без разрешения на то
законных властей? А?

Оробел Иван Семеныч, лепечет непонятное, а баба за него отвечает:

Позвольте, батюшка, это наши свиные остатки. Весь народ
подтвердить может.

А, — говорит Володька, — ваши остатки?
А может быть, тут убийство произошло или самоубийство? Может быть, вы
поезд животным опрокинуть хотели, а? Встань, говорит, баба, передо мной
в струнку!

Тут и баба оробела. Встала она, по возможности, в струнку.

Ваше, говорит, вашество, ваше степенство, по глупости
свинья на рельсу взошла…

А, по глупости? А знаешь ли ты, дура баба, уголовный кодекс
Всероссийского судопроизводства? Да я вас могу за подобное уголовное
преступление в тартарары без применения амнистии… Да вы
знаете, кто я такой? Да меня, может, вся Москва знает. Да я вас,
растакие такие, к высшей мере могу без амнистии.

Покричал еще Володька, покричал, а после и говорит:

Ладно, говорит, помилую на этот раз. Неси ко мне на
квартиру половину свиных остатков.

Охнул Иван Семеныч, и баба охнула. Взвалили они на плечи изрядный
оковалок, пуда на три, и понесли к Володьке.

А съел Володька немного — фунтов пять, что ли. Да и тех не
доел — арестовали.

А давеча я в «Правде» прочел: на пять лет Володьку
со строгой изоляцией. Правильно!

……………………….

Михаил
Михайлович Зощенко

Михаил
Зощенко: Учитель истории

Учитель истории
— рассказ Зощенко для детей: о Минькином детстве

Учитель истории вызывает меня не так, как обычно. Он произносит мою
фамилию неприятным тоном. Он нарочно пищит и визжит, произнося мою
фамилию. И тогда все ученики тоже начинают пищать и визжать,
передразнивая учителя.

Мне неприятно, когда меня так вызывают. Но я не знаю, что надо сделать, чтоб этого не было.

Я стою за партой и отвечаю урок. Я отвечаю довольно прилично. Но в уроке есть слово «банкет».

А что такое банкет? — спрашивает меня учитель.

Я отлично знаю, что такое банкет. Это обед, еда, торжественная встреча
за столом, в ресторане. Но я не знаю, можно ли дать такое объяснение по
отношению к великим историческим людям. Не слишком ли это мелкое
объяснение в плане исторических событий?

А-а? — спрашивает учитель, привизгивая. И в этом «а-а» я слышу насмешку и пренебрежение ко мне.

И, услышав это «а», ученики тоже начинают визжать.

Учитель истории машет на меня рукой. И ставит мне двойку. По окончании
урока я бегу за учителем. Я догоняю его на лестнице. От волнения я не
могу произнести слово. Меня бьёт лихорадка.

Увидев меня в таком виде, учитель говорит:

В конце четверти я вас ещё спрошу. Натянем тройку.

Я не об этом, — говорю я. — Если вы меня ещё раз так вызовете, то я… я…

Что? Что такое? — говорит учитель.

Плюну в вас, — бормочу я.

Что ты сказал? — грозно кричит учитель. И, схватив меня
за руку, тянет наверх, в директорскую. Но вдруг отпускает меня.
Говорит: — Иди в класс.

Я иду в класс и жду, что сейчас придёт директор и выгонит меня из гимназии. Но директор не приходит.

Через несколько дней учитель истории вызывает меня к доске.

Он тихо произносит мою фамилию. И когда ученики начинают по привычке визжать, учитель ударяет кулаком по столу и кричит им:

Молчать!

В классе водворяется полная тишина. Я бормочу задание, но думаю о
другом. Я думаю об этом учителе, который не пожаловался директору и
вызвал меня не так, как раньше. Я смотрю на него, и на моих глазах
появляются слёзы.

Учитель говорит:

Не волнуйтесь. На тройку вы во всяком случае знаете.

Он подумал, что у меня слёзы на глазах оттого, что я неважно знаю урок.

Вы читали текст
рассказа
для детей
— Учитель истории — Михаила М Зощенко, из цикла рассказов о Минькином
детстве.

Андрюша хотел броситься в воду, чтобы спасти Саню Палочкина. И уже подбежал к берегу. Но тут он подумал: «Нет, я плохо плаваю, и у меня не хватит сил спасти Саньку. Я поступлю умней: я сяду в лодку и на лодке подплыву к нему».

А у самого берега стояла рыбацкая лодка. Андрюша оттолкнул эту тяжёлую лодку от берега и сам вскочил в неё.

А в лодке лежали вёсла. Андрюша стал бить этими вёслами по воде. Но у него ничего не вышло – он не умел грести. И течение отнесло рыбацкую лодку на середину реки.

И Андрюша от страха стал кричать.

А в этот момент по реке плыла другая лодка.

И в ней сидели рыбаки.

Эти рыбаки спасли Саню Палочкина. И кроме того, они догнали Андрюшину лодку, взяли её на буксир и доставили к берегу.

Андрюша пошёл домой и дома, утирая слёзы, сказал своей маме:

– Мама, я сегодня был храбрый – я хотел спасти мальчика. Я сегодня был умный, потому что не бросился в воду, а поплыл в лодке. Я сегодня был сильный, потому что оттолкнул тяжёлую лодку от берега и тяжёлыми вёслами колотил по воде. Но снова ничего хорошего у меня не получилось.

Мама сказала:

– Глупый мальчик. Я забыла сказать тебе самое главное. Недостаточно быть храбрым, умным и сильным. Это слишком мало. Надо ещё иметь знания. Надо уметь грести, уметь плавать, ездить верхом на лошади, летать на самолёте. Надо многое знать. Надо знать арифметику и алгебру, химию и геометрию. А для того чтобы это всё знать, надо учиться. Кто учится, тот бывает умный. А кто умный, тот должен быть храбрым. А храбрых и умных все любят, потому что они побеждают врагов, тушат пожары, спасают людей и летают на самолётах.

Андрюша сказал:

– С этих пор я буду всему учиться.

И мама сказала:

– Вот и хорошо.

Учитель истории

Учитель истории вызывает меня не так, как обычно. Он произносит мою фамилию неприятным тоном. Он нарочно пищит и визжит, произнося мою фамилию. И тогда все ученики тоже начинают пищать и визжать, передразнивая учителя.

Мне неприятно, когда меня так вызывают. Но я не знаю, что надо сделать, чтоб этого не было.

Я стою за партой и отвечаю урок. Я отвечаю довольно прилично. Но в уроке есть слово «банкет».

– А что такое банкет? – спрашивает меня учитель.

Я отлично знаю, что такое банкет. Это обед, еда, торжественная встреча за столом, в ресторане. Но я не знаю, можно ли дать такое объяснение по отношению к великим историческим людям. Не слишком ли это мелкое объяснение в плане исторических событий?

– А-а? – спрашивает учитель, привизгивая. И в этом «а-а» я слышу насмешку и пренебрежение ко мне.

И, услышав это «а», ученики тоже начинают визжать.

Учитель истории машет на меня рукой. И ставит мне двойку. По окончании урока я бегу за учителем. Я догоняю его на лестнице. От волнения я не могу произнести слово. Меня бьёт лихорадка.

Увидев меня в таком виде, учитель говорит:

– В конце четверти я вас ещё спрошу. Натянем тройку.

– Я не об этом, – говорю я. – Если вы меня ещё раз так вызовете, то я… я…

– Что? Что такое? – говорит учитель.

– Плюну в вас, – бормочу я.

– Что ты сказал? – грозно кричит учитель. И, схватив меня за руку, тянет наверх, в директорскую. Но вдруг отпускает меня. Говорит: – Иди в класс.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


0

М. Зощенко «Лёля и Минька» читательский дневник, как составить?

Читайте также

Автор — Кассиль Лев.

Название произведения — «У классной доски».

Жанр — рассказ.

Тема: морально-этическая, патриотическая, о поведении советских людей в тяжёлое время испытаний ВОв.

Место действия: село, занятое фашистами.

Главные герои: 1)Ксения Андреевна Карташова, профессия — учитель, возраст — 55, рассудительная, сдержанная, смелая, уверенная в себе, требовательная, удивительно красивая и статная, несмотря на возраст, с седыми волосами, с красивыми плавными движениями и ярко-синими глазами; её все в селе любили и уважали; 2) Рыжков Костя — ученик, хороший пловец, смелый парень, помогающий доставлять донесения партизанам; 3) Капустина Саша — девочка, умеющая оказывать медицинскую помощь бойцам; 4) Пичугин Семён — тихоня, скромный и на вид несмелый, но помогающий партизанам наравне с другими ребятами, он предупредил партизан о наступлении фашистов.

Немцы угрозами хотели добиться от детей признания, где партизаны, Косте удалось убежать, выпрыгнув через окно, перед этим ударив доской одного из фашистов.

Партизаны спасли ребят и учительницу.

Главная мысль: не сдавайся, даже в самую страшную минуту жизни думай не о себе, а о Родине и о тех людях, которые от тебя зависят.

Мне лично рассказ не понравился, потому что он, на мой взгляд, далёк от реальной жизни, слишком уж книжные положительные герои, слишком правильными, идеальными прописаны они. Но это моё мнение. А для детей возраста четвёртого класса пойдёт.

Поучительное произведение Михаила Зощенко «Глупый вор и умный поросенок» входит в сборник рассказов «Умные животные».

Краткое содержание:

Однажды, ночью вор пробрался в сарай, чтобы украсть поросёнка. Он завернул животное в одеяло, чтобы заглушить громкой визг. Поросенок начал барахтаться, пытаясь освободиться. Потом он неожиданно затих. Вор испугался, что сильно сжал поросёнка и развернул одеяло. Животное тут же вырвалось и громко завизжало. Хозяева прибежали на шум и схватили вора. Вор ругал поросёнка. Он так и не понял нарочно тот притворился мертвым или действительно упал в обморок. А хозяин сказал, что просто у него очень умный поросенок.

Краткое содержание в несколько предложений:

  1. Вор похищает поросёнка.
  2. Поросенок барахтается в одеяле, а потом затихает.
  3. Вор разворачивает одеяло.
  4. Поросенок громко визжит и убегает.
  5. Хозяева ловят вора.

Главную мысль рассказа можно узнать, пройдя по ссылке.

Автор произведения — Михаил Зощенко

Жанр — сатирический рассказ, год

Главные герои — колдун,

Краткое содержание: Автор сетует на то, что в век , когда есть сеялки,веялки и пар, люди продолжают верить в колдунов. И рассказывает как в одно крестьянское хозяйство пришел колдуН, которго ретивый хозяин изгнал из дома, а хозяйки испугались. Когда колдун ушел, всю ночь ревел телок. Пришлось опять пойти к колдуну самому хозяину и попросить извинения. Тот пришел домой, и вытащил из под хвоста телка булавку. Хозяин увидел и вместе с дружками убили колдуна. Но опять сели кругом и начали бояться, что кодун отомстит и после смерти.

Главная мысль — нельзя верить всяким предрассудкам, Пора иметь здравый ум.

Рассказ очень лаконичный и точный.

В сборнике рассказов Михала Зощенко «Умные животные» содержатся интересные, веселые и поучительные произведения о животных. Одно из них «Глупый вор и умный поросенок» повествует о том, как поросенок перехитрил своего неудачливого похитителя.

Михаил Зощенко — мастер сатирического рассказа. В его коротких историях всегда так много смысла. Вот и из рассказа «Глупый вор и умный поросенок» можно вынести важный урок.

Главная мысль:

В трудных и порой безвыходных ситуациях надо сохранять выдержку и самообладание, не впадать в панику и отчаяние, только тогда из них можно выбраться победителем. Прямо как умный поросенок из рассказа.

Рассказ «В зоологическом саду» включен Михаилом Зощенко в цикл произведений для детей «Рассказы о Минькином детстве». Как следует из названия, в нем описаны некоторые эпизоды из детства самого писателя. В частности, в рассказе «В зоологическом саду» автор повествует о том, как будучи мальчишкой победил в соревновании по бегу в мешках и выиграл коробку с мармеладом, которую потом забыл на скамейке в парке.

Рассказ учит: быть внимательными по отношению к своим вещам, в особенности, к тем, что нам дороги.

Главная идея: победа важнее полученного трофея, а любую даже самую простую вещь в наших глазах может сделать особенной связанное с ней воспоминание.

Обновлено: 10.01.2023

Список рассказов «Леля и Минька»:
По ссылкам можно посмотреть читательский дневник для каждого рассказа.

  1. Минька. 5-7 лет. Будущий писатель. Бойкий, веселый, упрямый, настойчивый. Любит быть хорошим. Не хочет отставать от сестры и потому часто идет у нее на поводу.
  2. Леля. Его старшая сестра. Умная, и веселая. Выдумщица и заводила игр. Предусмотрительная, Обидчивая. Мнительная.
  3. Мама. Добрая, милая, отходчивая, любит детей.
  4. Папа. Строгий, мудрый, опытный. Любит детей и хочет вырастить из них настоящих людей.
  1. На елке Минька узнает, что нельзя брать чужого и бить маленьких.
  2. Минька с Лелей пытаются торговать калошами, но лишаются мороженого.
  3. Минька узнает, что быть хорошим нелегко, но к этому нужно стремиться.
  4. Минька выясняет, что людям нужно делать добро, чтобы быть счастливым.
  5. Минька и Леля отправляются в путешествие, но вовремя поворачивают.
  6. Дети ссорятся с папиным начальником, и узнают, что всегда нужно думать головой.

Чему учат рассказы «Леля и Минька»
Рассказы учат быть честными и добрыми. Учит не завидовать и не брать чужое. Учат находчивости и смекалке. Учат любить своих детей. Учат слушаться родителей.

Отзыв на рассказы «Леля и Минька»
Мне очень нравятся эти автобиографические рассказы Зощенко. Их герой — он сам, тогда еще маленький мальчик Минька. Минька живет с Лелей, своей старшей сестрой, и старается походить на нее. Они часто ругаются, но все равно любят друг друга. У детей очень хорошие родители, любящая мама, мудрый папа, который все-таки часто бывает слишком строг. Но благодаря полученным в детстве урокам, Минька стал хорошим писателем и настоящим человеком.

Пословицы к рассказам «Леля и Минька»
Делай людям добро и жди добра.
Скромность каждому к лицу.
На чужой каравай рот не разевай.
Раз соврешь, другой раз не поверят.
Нет правил без исключений.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Весёлые рассказы для детей (сборник) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Рассказы о Минькином детстве

Учитель истории вызывает меня не так, как обычно. Он произносит мою фамилию неприятным тоном. Он нарочно пищит и визжит, произнося мою фамилию. И тогда все ученики тоже начинают пищать и визжать, передразнивая учителя.

Мне неприятно, когда меня так вызывают. Но я не знаю, что надо сделать, чтоб этого не было.

— А что такое банкет? — спрашивает меня учитель.

Я отлично знаю, что такое банкет. Это обед, еда, торжественная встреча за столом, в ресторане. Но я не знаю, можно ли дать такое объяснение по отношению к великим историческим людям. Не слишком ли это мелкое объяснение в плане исторических событий?

Учитель истории машет на меня рукой. И ставит мне двойку. По окончании урока я бегу за учителем. Я догоняю его на лестнице. От волнения я не могу произнести слово. Меня бьёт лихорадка.

Увидев меня в таком виде, учитель говорит:

— В конце четверти я вас ещё спрошу. Натянем тройку.

— Я не об этом, — говорю я. — Если вы меня ещё раз так вызовете, то я… я…

— Что? Что такое? — говорит учитель.

— Плюну в вас, — бормочу я.

— Что ты сказал? — грозно кричит учитель. И, схватив меня за руку, тянет наверх, в директорскую. Но вдруг отпускает меня. Говорит: — Иди в класс.

Я иду в класс и жду, что сейчас придёт директор и выгонит меня из гимназии. Но директор не приходит.

Через несколько дней учитель истории вызывает меня к доске.

Он тихо произносит мою фамилию. И когда ученики начинают по привычке визжать, учитель ударяет кулаком по столу и кричит им:

В классе водворяется полная тишина. Я бормочу задание, но думаю о другом. Я думаю об этом учителе, который не пожаловался директору и вызвал меня не так, как раньше. Я смотрю на него, и на моих глазах появляются слёзы.

— Не волнуйтесь. На тройку вы во всяком случае знаете.

Он подумал, что у меня слёзы на глазах оттого, что я неважно знаю урок.

Со своей сестрой Лёлей я иду по полю и собираю цветы.

Я собираю жёлтые цветы.

Лёля собирает голубые.

Позади нас плетётся младшая сестрёнка Юля. Она собирает белые цветы.

Это мы нарочно так собираем, чтоб было интересней собирать.

Вдруг Лёля говорит:

— Господа, глядите, какая туча.

Мы смотрим на небо. Тихо надвигается ужасная туча. Она такая чёрная, что всё темнеет вокруг. Она ползёт, как чудовище, обволакивая всё небо.

— Скорей домой. Сейчас будет жуткая гроза.

Мы бежим домой. Но бежим навстречу туче. Прямо в пасть этому чудовищу.

Неожиданно налетает ветер. Он крутит всё вокруг нас.

Пыль поднимается. Летит сухая трава. И сгибаются кусты и деревья.

Что есть духу мы бежим домой.

Вот уже дождь крупными каплями падает на наши головы.

Ужасная молния и ещё более ужасный гром потрясает нас. Я падаю на землю и, вскочив, снова бегу. Бегу так, как будто за мной гонится тигр.

Вот уж близко дом.

Я оглядываюсь назад. Лёля тащит за руку Юлю. Юля ревёт.

Ещё сто шагов — и я на крыльце.

На крыльце Лёля меня бранит, зачем я потерял свой жёлтый букетик. Но я его не потерял, я его бросил.

— Раз такая гроза, зачем нам букеты?

Прижавшись друг к другу, мы сидим на кровати.

Ужасный гром сотрясает нашу дачу.

Дождь барабанит по стёклам и крыше.

От потоков дождя ничего не видно.

Мы в гостях у бабушки. Сидим за столом. Подают обед.

Наша бабушка сидит рядом с дедушкой. Дедушка толстый, грузный. Он похож на льва. А бабушка похожа на львицу.

Лев и львица сидят за столом.

Я не отрываясь смотрю на бабушку. Это мамина мама. У неё седые волосы. И тёмное, удивительно красивое лицо. Мама сказала, что в молодости она была необыкновенная красавица.

Приносят миску с супом.

Это неинтересно. Это я вряд ли буду кушать.

Но вот приносят пирожки. Это ещё ничего.

Сам дедушка разливает суп.

Подавая свою тарелку, я говорю дедушке:

— Мне только одну капельку.

Дедушка держит разливательную ложку над моей тарелкой. Одну каплю супа он капает в мою тарелку.

Я смущённо смотрю на эту каплю.

— Он сам попросил одну каплю. Вот я и выполнил его просьбу.

Я не хотел супа, но почему-то мне обидно. Я почти плачу.

— Дедушка пошутил. Дай твою тарелку, я налью.

Я не даю свою тарелку и не дотрагиваюсь до пирожков.

Дедушка говорит моей маме:

— Это плохой ребёнок. Он не понимает шуток.

Мама говорит мне:

— Ну, улыбнись же дедушке. Ответь ему что-нибудь.

Я сердито смотрю на дедушку. Тихо говорю ему:

— Я больше к вам никогда не приеду…

С идим за столом и кушаем блины.

Вдруг отец берёт мою тарелку и начинает кушать мои блины. Я реву.

Отец в очках. У него серьёзный вид. Борода. Тем не менее, он смеётся. Он говорит:

— Видите, какой он жадный. Ему для отца жаль одного блина.

— Один блин, пожалуйста, кушай. Я думал, что ты все скушаешь.

Приносят суп. Я говорю:

— Папа, хочешь мой суп?

— Нет, я подожду, когда принесут сладкое. Вот если ты мне сладкое уступишь, тогда ты действительно добрый мальчик.

Думая, что на сладкое клюквенный кисель с молоком, я говорю:

— Пожалуйста. Можешь кушать моё сладкое.

Вдруг приносят крем, к которому я неравнодушен.

Пододвинув к отцу моё блюдце с кремом, я говорю:

— Пожалуйста, кушай, если ты такой жадный.

Отец хмурится и уходит из-за стола.

— Пойди к отцу, попроси прощения.

— Я не пойду. Я не виноват.

Я выхожу из-за стола, не дотронувшись до сладкого.

Вечером, когда я лежу в кровати, подходит отец. У него в руках моё блюдце с кремом.

— Ну, что ж ты не съел свой крем?

— Папа, давай съедим пополам. Что нам из-за этого ссориться?

Отец целует меня и с ложечки кормит кремом.

Только два предмета мне интересны — зоология и ботаника. Остальное нет.

Впрочем, история мне тоже интересна, но только не по той книге, по которой мы проходим.

Я очень огорчаюсь, что плохо учусь. Но не знаю, что нужно сделать, чтобы этого не было.

Даже по ботанике у меня тройка. А уж этот предмет я отлично знаю. Прочитал много книг и даже сделал гербарий — альбом, в котором наклеены листочки, цветы и травы.

Учитель ботаники что-то рассказывает в классе. Потом говорит:

— А почему листья зелёные? Кто знает?

В классе молчание.

— Я поставлю пятёрку тому, кто знает, — говорит учитель.

Я знаю, почему листья зелёные, но молчу. Я не хочу быть выскочкой. Пусть отвечают первые ученики. Кроме того, я не нуждаюсь в пятёрке. Что она одна будет торчать среди моих двоек и троек? Это комично.

Учитель вызывает первого ученика. Но тот не знает.

Тогда я небрежно поднимаю руку.

— Ах, вот как, — говорит учитель, — вы знаете. Ну, скажите.

— Листья зелёные, — говорю я, — оттого, что в них имеется красящее вещество хлорофилл.

— Прежде чем вам поставить пятёрку, я должен узнать, почему вы не подняли руку сразу.

Я молчу. На это очень трудно ответить.

— Может быть, вы не сразу вспомнили? — спрашивает учитель.

— Нет, я сразу вспомнил.

— Может быть, вы хотели быть выше первых учеников?

Я молчу. Укоризненно качая головой, учитель ставит пятёрку.

В зоологическом саду

Мать держит меня за руку. Мы идём по дорожке.

— Зверей потом посмотрим. Сначала будет состязание для детей.

Мы идём на площадку. Там множество детей.

Каждому ребёнку дают мешок. Надо влезть в этот мешок и завязать его на груди.

Вот мешки завязаны. И дети в мешках поставлены на белую черту.

Путаясь в мешках, мы бежим. Многие дети падают и ревут. Некоторые из них поднимаются и с плачем бегут дальше.

Я тоже чуть не падаю. Но потом, ухитрившись, быстро передвигаюсь в этом своём мешке.

Я первый подхожу к столу. Играет музыка. И все хлопают. И мне дают коробку мармеладу, флажок и книжку с картинками.

Я подхожу к матери, прижимая подарки к своей груди.

На скамейке мама приводит меня в порядок. Она причёсывает мне волосы и платком вытирает моё запачканное лицо.

После этого мы идём смотреть обезьян.

Интересно, кушают ли обезьяны мармелад? Надо их угостить.

Я хочу угостить обезьян мармеладом, но вдруг вижу, что в моих руках нет коробки…

— Наверное, мы коробку оставили на скамейке.

Я бегу к скамейке. Но там уже нет моей коробки с мармеладом.

Я плачу так, что обезьяны обращают на меня внимание.

— Наверно, украли нашу коробку. Ничего, я тебе куплю другую.

— Я эту хочу! — кричу я так громко, что тигр вздрагивает и слон поднимает хобот.

Мы сидим в телеге. Рыжеватая крестьянская лошадёнка бойко бежит по пыльной дороге.

Правит лошадёнкой хозяйский сынок Васютка. Он небрежно держит вожжи в руках и по временам покрикивает на лошадь:

— Ну-ну, иди… заснула…

Лошадёнка совсем не заснула, она бежит хорошо. Но вероятно, так полагается покрикивать.

Вдруг Васютка сам говорит:

— Ну-ка, подержи вожжи. Я покурю.

Сестра Лёля говорит Васютке:

— Что значит — не умеет? Тут нечего уметь.

И вот вожжи в моих руках. Я держу их на вытянутых руках.

Крепко держась за телегу, Лёля говорит:

— Ну, теперь будет история — он нас непременно опрокинет.

В этот момент телега подпрыгивает на кочке.

— Ну, ясно. Сейчас она нас перевернёт.

Я тоже подозреваю, что телега опрокинется, поскольку вожжи в моих неумелых руках. Но нет, подскочив на кочке, телега ровно катится дальше.

Вдруг я вижу — поворот дороги.

Торопливо я спрашиваю Васютку:

— За какую вожжу тянуть, чтоб лошадь побежала направо?

Васютка спокойно говорит:

— Потяни за правую.

— Сколько раз потянуть за правую? — спрашиваю я.

Васютка пожимает плечами:

Я дёргаю за правую вожжу, и вдруг, как в сказке, лошадь бежит направо.

Бабушкин подарок

Рассказ ведется от лица мальчика Миньки и автора. У мальчика есть бабушка, которая его сильно любит. К его сестре Леле относится более холодно. Читать далее

Бедный Федя

Великие путешественники

Рассказ Зощенко Великие путешественники написан о приключении детей. Написан в легкой, юмористической форме, что позволяет детям быстро и с интересом читать такие рассказы. Речь идет о мальчиках Читать далее

Встреча

В рассказе Зощенко Встреча повествование ведётся от первого лица. Главный герой рассказывает случай из своей жизни. Он очень любит людей. Некоторые холят и лелеют собачек, а ему милее люди, но вот совсем бескорыстных он не встречал. Читать далее

Галоша

В этом рассказе Зощенко главный герой теряет, собственно, галошу. Произошло это трагическое событие в трамвае, то есть, по факту, мелочь, а неприятно. И герой обратился в специальную контору, где можно найти потерянные вещи Читать далее

Галоши и мороженое

Главными героями произведения являются Леля и Минька, представленные писателем в образе брата и сестры, которые сильно обожают мороженое, однако родители нечасто дают детям возможность полакомиться этой сладостью. Читать далее

Глупая история

В этом рассказе представлена, действительно, глупая история, но о её абсурдной причине читатель узнаёт в финале. Сначала она может показаться страшноватой и очень серьёзной. Читать далее

Голубая книга

Произведение Голубая книга было написано по просьбе Горького. Книга рассказывает об обычной бытовой жизни простых людей, состоит она из новелл и написана простым и обычным языком наполненным жаргонизмами. Читать далее

Перед праздником они с сестрой видят прекрасную, роскошную елку. Сначала дети решили съесть по одной конфетке, после – ещё по одной Читать далее

Золотые слова

Леля и Минька, брат с сестрой, очень любят ужинать с гостями родителей. В такие вечера на стол ставятся разные вкусные блюда, а взрослые рассказывают истории из своей жизни, которые дети любят слушать. Читать далее

История болезни

В этом рассказе Михаила Зощенко, написанном от первого лица (с яркой манерой рассказчика), герой неожиданно попадает в больницу. Вместо комфорта, лечения и даже отдыха, он окунается с головой в мир бюрократии Читать далее

Карусель

Основным персонажем произведения является деревенский парнишка, приехавший в город на первомайские праздники. Читать далее

Колдун

В истории Зощенко Колдун рассказывается о быте крестьянских семей в деревнях. Проводится сравнение: на фоне существования электричества, пара, швейных машин продолжают существовать колдуны и кудесники Читать далее

Любовь

После завершения вечеринки влюбленный молодой человек по имени Вася Чесноков уговаривает свою возлюбленную Машеньку не торопиться домой, а задержаться в гостях и подождать трамвая, чтобы не идти домой впотьмах пешком. Читать далее

Находка

Главными персонажами книги являются Минька и Лёля. Однажды Лёля и Минька решили пошалить и в коробку от конфет положили лягушку с паучком. После чего они завернули коробку как подарок с голубой лентой Читать далее

Не надо врать

Этот рассказ из числа рассказов про детство автора. Главными героями являются сам автор — Минька и его сестра Лёля. Маленький брат пока еще познает окружающий мир, а Леля опять проказничает. Читать далее

Не надо иметь родственников

Тимофей Васильевич искал своего племянника Сергея Власова, которого не видел уже семь лет, и совершенно случайно встретил его в трамвае. Он собирался было оплатить проезд, но заметил, что лицо кондуктора ему знакомо. Им и оказался разыскиваемый племянник. Читать далее

Нервные люди

В девять часов вечера по своему обыкновению жительница коммунальной квартиры Марья Васильевна Щипцова зашла на кухню разжечь примус, выпить чаю и поставить компрессы. Но примус почему-то не разжигался. Читать далее

Обезьяний язык

Автор начинает свое повествование с того, что находится на каком-то заседании. Он сразу оговаривается, что у него нет высшего образования, поэтому считает себя новичком в собраниях подобного рода Читать далее

Самое главное

Один мальчик Андрюша Рыженький был очень трусливым. Он боялся всех животных, а больше всего – мальчишек во дворе. Мама мальчика очень переживала, что ее сын – трус. Она объяснила Андрюше, что трусливым людям живется плохо, скучно и неинтересно Читать далее

Трусишка Вася

Главным героем произведения является маленький мальчик по имени Вася, представленный в рассказе в образе сына кузнеца, который ежедневно отправляется на работу на телеге, запряженной лошадью. Читать далее

Ученая обезьянка

Об авторе

В Петербурге в 1894 году родился мальчик, которого назвали Михаилом, ему суждено было стать сатириком советского времени. Он рос в семье, идущей от дворянского рода. Его мать и отец были талантливыми людьми. Мама играла в театре и была корреспондентом газеты, а папа создавал картины. После окончания гимназии он становится студентом университета, но через год началась Первая мировая, и учебу пришлось отложить.

Цикл забавных, во многом автобиографичных, новелл о мальчике Миньке и его старшей сестре Леле. Дети попадают в курьезные, иногда опасные, ситуации, затевают шалости, открывают для себя мир взрослых.

За минуту

Минька и Леля – брат и сестра, неразлучные друзья. Им некогда скучать, ведь вокруг столько грандиозных идей для приключений.

Лелька, как старшая сестра, нередко провоцирует доверчивого, наивного Миньку на всякие шалости. Родители не всегда одобряют эти забавы, и младшему частенько достается за двоих.

Озорники продают чужие калоши, чтобы на вырученные деньги купить мороженое. Отправляются в кругосветное путешествие длиной в сутки. Разыгрывают прохожих, подбрасывая конфетную коробку с лягушкой внутри. Выводят двойки в школьном дневнике. Объедают все лакомства с новогодней елки до прихода гостей.

Каждая история про Миньку и Лелю заканчивается поучительными наставлениями родителей. Взрослые разъясняют непоседам, в чем их провинность и почему так поступать нельзя.

Читайте также:

      

  • Бунин визитные карточки читать краткое содержание
  •   

  • Джейн остин три сестры краткое содержание
  •   

  • Три позы казановы юрий поляков краткое содержание
  •   

  • Симон наринэ абгарян краткое содержание
  •   

  • Краткое содержание синий платочек

  • Рассказы о переходном возрасте
  • Рассказы о минине и пожарском для детей
  • Рассказы о переодевании мужчин в женщин
  • Рассказы о милосердии и сострадании для подростков
  • Рассказы о перенесенном коронавирусе