Байки и флотская бывальщина
АДМИРАЛЬСКИЙ ЭФФЕКТ
Байка
За всю историю инспекций и проверок на 4-й эскадре такого кошмара не случалось. Как не случалось ничего подобного вообще на всех четырех флотах СССР, а также Каспийской флотилии. А у нас случилось… Читать
БЕЗ «ДЯДЬКИ»
Походная быль
— Товарищ командир! Наблюдаю массовый взлет авиации!
Старпом уступил окуляр перископа командиру. Тот быстро нашел американский авианосец, за которым подводная лодка следила третьи сутки, и сердце его тоскливо сжалось… Читать
ГЕНЕРАЛЬСКИЕ САПОГИ
Байка от А.Кибкало
На один из крейсеров Тихоокеанского флота прибыла инспекция во главе с Генералом Армии, заместителем главного инспектора вооруженных сил. Корабль долго и упорно готовился к этому важному экзамену, учтены были все мелочи. Экипаж был полон решимости… Читать
ДЕРЖАЩИЙСЯ ЗА ПЯТКУ
Никакая не байка. Стопроцентная быль.
Катер командира противолодочной дивизии приближался к крейсеру «Александр Невский». Строгим глазом оглядывал контр-адмирал Ярцев корабль, стоявший на бочке. Образцовый крейсер, образцово покрашенный, образцово стоял посреди… Читать
…И ДРУГИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА
Быль
Шурик – это не имя и не прозвище. Шурик – это фамилия. Старший лейтенант В.А. Шурик, начальник матросского клуба в Н-ском гарнизоне. В прошлой жизни. А в нынешней – заместитель командира подводной лодки… Читать
КАЮТА ФЛАГМАНА
Байка от А.Кибкало
…Самым ответственным моим объектом на крейсере после артиллерийской башни, была каюта флагмана. Громадная двухкомнатная каюта, отделанная дубовыми лакированными панелями, бронзовыми канделябрами и массивными… Читать
ВОЖДЬ ПЛЕМЕНИ ИПУТАКИ
Кольская байка
А служили мы в русской Лапландии – на Мурмане, где кроме экипажей атомных и дизельных субмарин, надводных кораблей и морских летчиков, обитали коренные народы крайнего Севера… Читать
КОМАНДИРСКИЙ МОСОЛ
По древней флотской традиции на обед командиру борщ всегда подавался с мослом. Одна из немногих радостей у командира на подводной лодке – мосол: мозговая кость торчащая из тарелки с борщом… Читать
ГАУПТМАН
Байка
Фамилия у начальника эскадренной судоремонтной мастерской (СРМ) была очень необычной: Шпрот-Придавыш. Некоторые думали, что это одновременно и фамилия, и прозвище. Поэтому официально обращались к капитану… Читать
ПЕРСОНА НОН ГРАТА
Байка-быль 18+
В 70-е годы кораблей строилось — так много, что не хватало специалистов для комплектации экипажей. Стали призывать из запаса. Так на большой противолодочный корабль (БПК) «Красный пролетарий», стоявший у достроечной стенки… Читать
ЛАЗАРЬ АНАНАСОВИЧ
Балтийская быль
Духовой оркестр грянул марш «Гвардия флота», и почетные гости — ветераны-подводники, почти все герои Советского Союза, прославленные моряки вошли в Аллею Славы, дабы перерезать алую ленточку. Вместе с ними шагал… Читать
МЕДИТАЦИЯ, БЛИН…
Байка антиалкогольная
Капитан 3 ранга Щитомырдников целый год командовал подводной лодкой, а потом снова вернулся в «первобытное состояние» — на должность старпома. И все из-за пристрастия к «красному вину». «Красное вино» он сотворял сам… Читать
НА РОДИНЕ ОТЕЛЛО
Дипломатическая байка
После многомесячного боевого патрулирования (боевой службы) в Средиземном море подводная лодка Б-555 получила «добро» на заход в марокканский порт Касабланка. Зашли как раз в национальный праздник этой страны, и по такому случаю… Читать
ОЙ, МАТИ ОСА!…
Почти медицинская быль
За гальюны на подводной лодке отвечают механик и доктор. Мех за эксплуатацию, а док за санитарное состояние. Это информация для общего развития и расширения кругозора. А теперь к делу… Читать
ОШИБОЧКА ВЫШЛА…
Ялтинская байка на документальной основе
Эта история столь интимна, что никакие фамилии здесь не уместны. Обойдемся должностями. А кому надо тот себя узнает. Итак… Читать
АДМИРАЛ В ПИЖАМЕ
Байка-быль
Чаще всего командующий флотом летал в Москву самолетом, собственным бортом. Но это по вызовам в Главный штаб, а в отпуск предпочитал ездить поездом, любимой «Арктикой» в вагоне СВ, в двухместном купе. Обычно адъютант… Читать
«ВО ЧРЕВЕ КИТОВОМ»
Быль
Девяностые годы… Подводная лодка стояла в навигационном ремонте у стенки родной базы. По этому поводу все офицеры, кроме механических и минных, которые по очереди несли дежурство по кораблю, разъехались по отпускам… Читать
ОДИССЕЯ ЛЕЙТЕНАНТА СУВОРОВА
Заполярная быль
Командир гидроакустическй группы лейтенант Суворов получил телеграмму от невесты: «Вылетаю рейсом №…. Встречай!»
Оформить брак в Ленинграде они не успели… Читать
СВАТОВСТВО СТАРПОМА ИЛИ МАКАРОНЫ ПО-ФЛОТСКИ
Байка
«Сухой закон» он и в Африке сухой, но в Арктике, в гарнизонах Крайнего Севера сухость его невыносима. Шибко холодно, однако… Шутка сказать, ближайший винный магазин только в Мурманске… Читать
УФОЛОГ
Байка
— Товарищ командир, слева триста сорок – неопознанный летающий объект! Угол места — семьдесят пять.
— Штурманило, опять за свое?! Это спутник летит! Только не вздумай в Навигационный журнал про НЛО писать … Читать
ДОРОГА В РАЙ
Байка
Подводная лодка шла на глубине ста метров, разверзая толщу Средиземного моря. Командирскую вахту нес старпом, а командир сидел в кают-компании, обхватив голову, которая раскалывалась от насущных проблем: вышел из строя… Читать
«ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ!»
Бабайка
Старая флотская шутка: «Когда матрос становится человеком?» «Когда падает за борт»
Крейсер стоял на якорной бочке, когда мимо него прошел рейсовый пассажирский катер. И кто-то выкинул за борт собаку… Читать
ЧЕРНОМЫРДИЗМЫ
Памяти В.С Черномырдина (моего земляка)
А он был приколистом, согласитесь!… Читать
ШТУРМАНЕНОК ПЕТЯ
Байка
«Товарищ мичман, ваше приказание выполнено!»
«А я вам ничего и не приказывал»… Читать
НЕСМЕШНО
Служебная байка
Ждали очередную комиссию из Москвы. И надо было «подбить» документацию подводной лодки, то есть привести ее в порядок…
Вот и сидел мой друг старпом Жора Баутин в кают-компании и, обложившись всякими документами – сброшюрованными и нет, переплетенными и нет, на скрепках и россыпью, и диктовал «машинистке», старшине-секретчику, который довольно сноровисто долбил клавиатуру двумя указательными пальцами с грубо подстриженными ногтями.
Читать
ЛЕНИН НА «АВРОРЕ»
Новогодняя быль
А бывал ли Ленин на крейсере «Аврора»? Историки сомневаются: мол, залпом «Авроры» вождь руководил удаленно — из Смольного. А я не сомневаюсь: бывал! Ленин на «Авроре» бывал. Сам видел… Поскольку, сам там бывал вместе с Ильичем. И это не записки пациента с Потешной улицы. Это реальная история, с реальными именами, отчествами и фамилиями.
*** Читать
«МЫ НА ЛОДОЧКЕ КАТАЛИСЬ…»
Полярнинская быль
В Полярном ждали шефов из Москвы — артистов и артисток прославленного театра оперетты. Ждать ждали, но времени не теряли. Жизнь в базе шла своим чередом и по суточному плану на подводной лодке Б-641, стоявшей у третьего пирса вторым корпусом с веста, должна была быть прострелка торпедных аппаратов. Дело это не хитрое*** Читать
«НЕТ БАЗАРА!…»
Цыганская рапсодия
Дело было в Северодвинске. Дело было в Северодвинске в ту пору, когда там строили подводные лодки для индийского флота, и там же, в Белом море, обучали индийские экипажи непростому подводному делу. Русские механики передавали свой опыт индийским механикам, русские штурманы – индийским коллегам, ну и соответственно русские командиры учили индийских командиров.
>>>Читать
«ПЬЯНЫЕ ПИЯВКИ»
Байка гирудотерапевтическая
Командир атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения Герой Российской федерации капитан 1 ранга Куницын с детства боялся пиявок. Может, потому и в моряки пошел, поскольку пиявки в соленой воде не водятся. А тут после очередной «автономки» лодочный доктор капитан медслужбы Пилилкин
>>>Читать
«ЧП В НОЧНОМ БАРЕ»
Афишка перед ДОФом – Домом офицеров флота – извещала: «Сегодня в 16 часов. «Суд офицерской чести». Слушается персональное дело лейтенанта Симакова.
После суда – танцы».
***
>>>Читать
«ПЛАСТИЛИН»
ДВА ХОРОШИХ КОНЦА
Торпедная байка
Немецкая пословица: два хороших конца бывает только у колбасы.
Жизнь на флоте, как и в родной стране, движется волнами, то есть кампаниями. Пришло указание из Центра и поднялась волна выше сель-гор-облсовета. К исполнению – всем, всем и всем! И не важно, что через неделю-другую административный энтузиаст опадет, как опадает любая, даже океанская волна. Но когда гребень вздымается к самому пику…! Тогда волна приобретает порой убийственную силу…
>>>Читать
ПОЗОР НА ВСЮ ЕВРОПУ или «за гранью возможного»
Ей Богу, не байка, а достоверная быль из уст контр-адмирала Олега Николаевича Лазарева
Марьята! Это милое женское имя встрепенет не одного моряка-североморца, участит биение сердца…
«Марьята» — это норвежский разведывательный корабль, который всегда появлялся вблизи наших морских полигонов, когда туда приходили наши подводные лодки или крейсера, БПК, эсминцы…
>>>Читать
ПОРОСЕНОК В ЛИМОННОМ СОУСЕ
Свинобайка
Подводная лодка Б-400, чей номер эскадренные остряки истолковывали как «два раза по двести», возвращалась с боевой службы на месяц раньше положенного срока. Это известие обрадовало почти всю женскую половину города Полярного, но весьма огорчило двоих мужчин. И тут никакой романтики, ничего личного: тут одно, можно сказать, свинство.
>>>Читать
Строевая байка
Они были просто созданы друг для друга: старший лейтенант Кошконогов и старший матрос Клюворылов. Как говорили остряки «на флоте только двое старших: старший матрос да старший лейтенант, а остальные все капитаны разных рангов да адмиралы».
>>>Читать
Музыкантская байка
Вообще-то он вовсе не турецкий. Это его так музыканты меж собой называли. На самом деле это был обычный большой оркестровый барабан и играл на нем мичман с замечательной (в тему) фамилией Барабаш. Петр Петрович. «Как лейтенант Шмидт», не забывал подчеркивать бравый мичман при всяком новом знакомстве. Но лейтенант Шмидт никакого отношения к дальнейшей истории не имеет. Итак, подводная лодка Б-404 стояла в Пятой точке.
>>>Читать
Байка
Сначала надо допеть заголовок: «…Но лошадь, как известно, не овца. И лошадь на парады выезжала, и маршалу об этом ни словца»…
Но речь-то не о лошади (хотя и о ней тоже), а о маршале, возглавлявшим ГИМО.
ГИМО это вам не МГИМО. ГИМО – это государственная инспекция министерства обороны. И нагрянула она на Четвертую эскадру дизельных подводных лодок в ту самую зиму, когда морозы сковали льдом Екатерининскую гавань. Одна напасть наложилась на другую.
>>>Читать
Байка
Средиземное море. Район восточнее острова Корсика. Подводная лодка Б-400 идет на глубине 70 метров. Дифферент – ноль, крен – ноль, курс – ноль (чистый норд). Всё – по нолям. Горизонт чист. Работает экономход. Скорость три узла. На вахте вторая боевая смена. На командирской вахте – старпом. В центральном посту стылая тишина, подчеркнутая жужжанием приборов. Старпому скучно. И всем скучно. Точно также все было вчера. И позавчера. И неделю назад. И завтра так же будет, и послезавтра. И через неделю. Уж такую глухую позицию нарезали лодке – никаких целей, ни надводных, ни подводных. Ерзай не ерзай, а горизонт чист. Глубина -70. И все по нолям — дифферент, крен, курс.
>>>Читать
Байки на тему словаря «Командных слов»
Восседал одно время в кресле министра обороны очень случайный гражданский человек, который хорошо разбирался в мебели, и не бельмеса не смыслил в военных делах, за что и получил кличку «фельдмебель»
Сидит однажды «фельдмебель» на коллегии министерства обороны и листает словарь «Командные слова», приложение к «Корабельному уставу ВМФ».
>>>Читать
Любимая байка командира крейсера «Мурманск»
Часть первая.
После морского парада на Североморском рейде подводную лодку «Комсомолец Бурятии» поставили у городского причала. Пользуясь редким случаем, офицеры отправили лодочного доктора в боновый магазин «Альбатрос» отоваривать чеки Внешторгбанка, которые у многих остались после загранплавания. В моде были женские парики, поэтому помощник, механик, минер, штурман со «штурманенком» и примкнувший к ним боцман заказали импортные парики для своих жен и подруг. Доктор записал в блокноте: «три блондинки, одна брюнетка, две шатенки», а также размеры голов боевых подруг подводников «Комсомольца Бурятии».
>>>Читать
Немедицинская байка
Подводная лодка Б-400, известная в народе, как «два по двести» стояла у причала и была готова к проверке флотской комиссией по всем параметрам – от готовности электромеханической боевой части к дальнему походу до концерта художественной самодеятельности силами экипажа.
Адмирал прошел по коридору жилого отсека, разглядывая боевые листки и всякую наглядную агитацию. Остановился.
>>>Читать
Дезинсекционная байка
«Тараканы распространены по всему миру, — утверждают научные книги, — и обитают в самых разных средах, особенно в тропиках и субтропиках. Тараканы могут выдерживать чрезвычайно низкие температуры, что позволяет им жить в Арктике. Некоторые виды способны выдерживать температуру -122 °C , производя антифриз из глицерина».
>>>Читать
Термоядерная байка
Во все времена и на всех флотах новички подвергались розыгрышам разной степени безобидности. Вот и на атомных подводных лодках первого поколения (как, впрочем, и всех последующих тоже) разыгрывали «молодых» на весьма болезненную тему – радиофобию. Кто ее знает, эту радиацию, что ее задерживает (да и задерживает ли ее что-либо?) и на сколько пагубно она влияет на мужской организм? Все эти вопросы вольно или невольно роятся в голове моряка, впервые пришедшего в прочный корпус атомохода.
>>>Читать
Байка в 2 частях
Часть первая. ЕРШИЛО
Командир БЧ-3, минно-торпедной боевой части, в миру «властелин торпед» старший лейтенант Симаков нежданно-негаданно, то есть досрочно, получил звание «капитан-лейтенант». Это прекрасное событие он встретил на сбор-походе, где наша подводная лодка стояла уже почти пятые сутки, готовясь к сдаче «задачи Л-1». Стояла в виду родного города Полярного, но без связи с берегом, а значит, с городом.
>>>Читать
Байка
Сорок вторая бригада подводных лодок стояла отдельно от всей эскадры в заполярном городке Линахамари. Туда редко заглядывало начальство, и потому новый командир эскадры контр-адмирал Чекмарев решил лично проинспектировать бригаду, причем сделать это врасплох.
>>>Читать
Морские байки
День донора
Столы в кают-компании были устелены не привычными накрахмаленными скатертями, а медицинскими клеенками. Промеж столов сновали медицинские сестры, а в коридоре кают-компании стояла очередь жаждущих «пролить кровушку» за благое дело.
Старшая из медперсонала заглянула в список и охнула:
— Куда ж вас столько? У нас норма 30–50 человек с корабля, а здесь — все 120!
— Сто двадцать четыре, — поправил ее командир большого противолодочного корабля «Адмирал Михайлов» капитан 1 ранга Панкратов. — Причем учтите, что это только с одного корабля. Сейчас остальные подойдут.
Девушка схватилась за голову:
— Да где ж я столько емкостей для крови наберу?
Неделю назад, узнав, что на дивизии планируется проведение Дня донора, Александр Владимирович обратился к экипажу:
— Несмотря на то, — меряя шагами вертолетную площадку, говорил Панкратов, — что нам определен лимит в пятьдесят человек с корабля, я настоятельно советую каждому, кого допустит начмед, сдать кровь.
Отметив про себя, что его слова не затронули душу стоящих в строю подчиненных, командир продолжил:
— Я не собираюсь рассказывать вам, что сданная кровь может спасти кому-нибудь жизнь. Об этом вы знаете не хуже меня… Скажу о другом: смена крови очень пользительна для мужского организма. Обновившаяся кровь, подобно молодому матросу, стремится как можно быстрее ознакомиться с новой обстановкой и точно так же лезет куда ни попадя… В том числе и в пещеристое тело, — и, видя улыбки на лицах впередистоящих, Александр Владимирович понял, что его слова задели за живое. — Но и это еще не все! Нигде и никогда вам не сделают подробных анализов абсолютно бесплатно, а догадываясь, где и как вы проводите свои увольнения, для вас это будет нелишним.
Естественно, что после такой речи не было отбоя от желающих.
В кают-компанию заглянул командир сторожевого корабля «Невесомый» Сергей Береза.
— Это здесь кровопролитие происходит? — и, увидев Панкратова, расплылся в улыбке. — А! Ты уже здесь! А моих сейчас старпом приведет. Мы, как всегда, в первых рядах?
— Естественно! — ответил Саня, и, повернувшись к сестре, спросил — Уже можно?
Девушка в белом халате вздохнула:
— Куда от вас денешься… Раздевайтесь.
Скинув рубашки, товарищи устроились на столе — голова к голове.
— Доктор! — обратился Береза к колдовавшей возле Панкратова медсестре. — А вы можете у него литра три скачать? Там же чистый коньяк!
Сестричка зарделась от «доктора» и кокетливо ответила, что, к сожалению, отбор крови осуществляется только по 400 граммов.
— Жаль! А какой бы коньяк был… Хоть всего три звездочки, — Сергей кивнул на погоны Панкратова, — но зато «Командирский»!!!
— Моя-то кровь хоть на что-то годна, — парировал командир «Михайлова». — А твою, кроме анализов, и применить некуда! Да и те — хреновые…
Так, привычно переругиваясь и подкалывая друг друга, товарищи лежали на столе и наблюдали как медсестры начинают отбор крови у других членов экипажа БПК.
Когда пластиковые мешки наполнились бурой кровью и были выдернуты иглы из вен, командиры почти синхронно соскочили со стола. Но если командир «Невесомого» сразу направился к аккуратно повешенной рубашке, то Панкратова при соприкосновении с палубой мотануло влево и он оказался почти в объятиях симпатичной медсестрички, успевшей подхватить его под руки.
— Вы хорошо себя чувствуете? — участливо спросила девушка.
Саня поднял на нее полные страдания глаза:
— А Вы меня до каюты доведете?
— Нет!!! — сестричка отпрянула от капитана 1 ранга.
— Жаль! — во внешнем облике командира произошли разительные перемены и взгляд приобрел привычную твердость. — Придется самому.
И Александр Владимирович направился к Березе, уже застегнувшему рубашку.
— Недолет? — Сергей указал глазами на ошарашенную медсестру.
— Пристрелочный, — усмехнулся Панкратов, задумавшись.
Через секунду он обращался к старшей медгруппы:
— Когда это все, — он обвел рукой лежащих на столах матросов, — закончится, я прошу весь медперсонал подняться ко мне в каюту — надо решить один организационный вопрос.
С этими словами командир вышел из кают-компании.
Часа через два в тамбуре перед командирской каютой весело щебетали все шесть медсестер. Старшая, гадая, какой это вдруг вопрос потребовал разрешения, постучав, открыла дверь.
— Заходите! — раздался радушный голос хозяина.
Девушки переступили порог и обомлели — стол, за которым обычно сидели командиры боевых частей во время совещаний, был уставлен всевозможными деликатесами от фруктов до икры, а венчали все это великолепие несколько бутылок красного вина.
Командир «Невесомого» сидел тут же — куда ж без него…
— Что?.. Зачем?! — вскинулась было старшая, но Панкратов не дал ей закончить.
— Говорят, что «Каберне» очень способствует восстановлению крови.
— А мы тут причем?
— Ну не можем же мы тут вдвоем злоупотреблять — это уже пьянка получится, — встрял в разговор Сергей. — А в вашем присутствии и при непосредственном участии — уже медицинское мероприятие. «Praesente medico, — так сказать, — nihil nocet»[1], как говорили древние латиняне… — блеснул он скрытым запасом эрудиции.
— Ага! In vino veritas![2] — поддержал товарища хозяин каюты и победно глянул на Березу: «Мы тоже не ботфортом консомэ хлебаем!» — читалось в его глазах.
— Да, но in aqua sanitas,[3] — пыталась возразить старшая группы, хотя было видно, что, никак не ожидавшая от моряков таких познаний в латыни, делает она это по инерции и без энтузиазма, мобилизовав в памяти подготовку к зачету по древне-медицинскому на втором курсе.
— Ну, воды вокруг нас всегда предостаточно, — сходу перевел Панкратов. Подумаешь — «аква» — она кругом аква, да и санита в каждом, пардон, туалете в бутылочке стоит!
— Поэтому, наверное, и такие здоровые, — подытожил Александр. — Не будем терять время на препирательства. Прошу к столу!
Убывая через некоторое время с борта большого противолодочного корабля «Адмирал Михайлов», сестрички клялись в искренней любви ко всем представителям Военно-Морского флота и, в особенности, к командиру лучшего БПК.
http://sea.2bb.ru/viewtopic.php?id=243
Автор: MuRena (Ренат Мустафин)
О воспитании моряков
Случилось так, что во времена холодной войны наше торговое судно, разгрузившееся в одном из западно-германских портов, не выпускали по причине каких-то финансовых нестыковок на уровне министерства. Как назло, капитан успел загрузить на борт приобретенный автомобиль, который запросто могли конфисковать на советской таможне, сроки на его бумаги были всего на месяц. Ругань с начальством порта ни к чему не привела, капитан было совсем опустил руки, но тут старпома осенило. Он извлек откуда-то солдатские гимнастерки, кирзачи, дюжину пилоток…
И вот. Очень раннее утро. Вдруг тишину разрывает марширующий шаг и рев: «Вставай проклятьем заклейменный…». Через весь город марширует колонна «советских солдат» во главе с «офицером» и во весь голос орет гимн мирового пролетариата.
Что при этом испытали немцы, еще помнящие 45 год, можно себе представить. Вызванный для объяснений капитан судна поведал бургомистру, что пока судно стоит в порту и делать им нечего, они будут каждое утро маршировать по городу и петь песни, поскольку военно-патриотическое воспитание моряков никто не отменял. «Мы еще и учения устроим! — сказал капитан и, мрачно добавил: — Совместные!».
В тот же день судно отправили восвояси, и оно вовремя прибыло в порт приписки.
http://six.net.ua/index.php?topic=1231.0
Разместил: Goose
Секретность
Довелось мне как-то раз обеспечивать проводку ПЛ в доке из завода в Комсомольске-на-Амуре на раздоковку м. Тык — м. Южный. Шарахаюсь на своем БГК (большом гидрографическом катере) — занимаюсь гидрографическим обеспечением. В общем, все серьезно… Особенно по связи. Я «начинание», где «окончание», «пустельга» запрашивает где «свадьба», на каком километре (ПЛ тащат по Амуру в доке, при полном сопровождении, охранении, накрыв маскировочной сеткой, женам, соседям и детям нельзя говорить, чем мы заняты эти дни и пр. — далекий 1990 год!). Кругом секретность.
Однако раннее утро, по левому борту проходим славный городок Николаевск-на-Амуре, на берегу толпы людей: мужички, женщины с детьми. Еще бы — событие в городе: по Амуру тащат объект! Многие так и называют — «свадьба идет»! Все глазеют, секретность присутствует. Нам же положено рыскать впереди всей этой свадьбы, чтобы она нигде не застряла и одновременно снимать ветер и прочую суету.
У меня на борту: два военных и 12 гражданских мореманов пенсионного и предпенсионного возраста, которым я во внуки гожусь. Они ко мне подступают с просьбой — давай командир от «свадьбы» оторвемся, зайдем на Пронге — там в лабазе леспромхоза «Прима» без талонов есть. Спорить с ними не стоит — все же опытные мореманы, да к тому же талонное время, грех пройти мимо. Все понимают, секретность надо соблюдать, поэтому сразу договариваемся, что, зачем и с какой целью подходим к леспромхозу никому ни-ни.
Нас, конечно, встречают, начинают расспрашивать, чего это мы тут делаем, а не рыбу ли ловим? Отпираемся, как можем. Подходим к лабазу, а на двери объявление аршинными буквами: «Всем владельцам маломерных судов: такого-то числа в море не выходить! Будет проводка атомной подводной лодки такого-то проекта. Сельсовет».
http://uglich.mybb.ru/viewtopic.php?id=138
Автор: Дачник
Кесареву кесарево
Так вот, будучи в г. Севастополе в 70–80 годы, Ю. Ю. рьяно снимал на фотоаппарат какой-то заплыв яхт в бухте недалеко от Графской пристани. Ю. Ю. был завзятым яхтсменом и заядлым фотографом. Однако, продолжение этой бухты являлось военно-морским объектом, ну там база чего-то секретного. Об этом и поведал фотолюбителю подошедший милиционер. И настойчиво попросил его засветить пленочку, или… «пройдемте гражданин… «. Обидно на фик. Тут Ю. Ю. с досады замечает, что на противоположной стороне бухты швартуется какой-то туристический итальянский пароход, и весь борт этого плавсредства улеплен буржуйским турьем, которое тоже снимают на все что под руку попадает эти яхты и бухту и город и все вообще. Им, мол, можно, а мне-то почему нельзя, кстати, Италия член НАТО. Страж порядка почесал репу и выдал:
— Ну, им мы запретить не можем.
http://v1.anekdot.ru/an/an9909/o990912.html
Отрегулировал…
На любом судне существует антагонизм между «машиной» («маслопупы») и «мостиком» (судоводы, по-простому — «рогали»). Маслопупы на 100 % уверены, что рогалям просто нечего делать, и те со скуки делают все, чтобы угробить машину. А судоводы наоборот — уверены, что машина до конца не нагружается, а это снижает показатели добычи рыбы.
Доходило до серьезных стычек. Сам был свидетелем как «дед» (главный механик) — дюжий дядька, притиснувши до переборки здоровенным своим брюхом испуганного 4-го механика (вчерашнего курсанта мореходки) орал ему в ухо:
— Какого хера ты слушаешь штурмана? Он — рогаль!
4-й ему в ответ:
— Михалыч, это мне старпом сказал!
— И старпом тоже рогаль!
(Старпом стоял рядом, делая вид, что ничего не слышит, хотя дед ревел так, что закладывало уши). Такие вот были отношения. Поэтому среди «машины» было высшим шиком «обуть» рогаля. Как-то и мне удалось подобное…
На одном судне мне довелось встретить довольно необычного капитана. Почему необычного? Потому, что капитаны, как правило, в машину не заходили. А этот заходил.
Однажды, когда я стоял на вахте, заходит капитан, да с такой радостью на лице, словно родственника встретил. Я оглянулся: может не ко мне? Нет, ко мне! Прямиком ко мне шел капитан, уже протягивая руку, чтобы поздороваться. Поручкались сердечно, и он с такою же премилою усмешкой на лице стал ходить туда-сюда по ЦПУ. Ходил, ходил, а потом подходит ко мне и говорит:
— А гребная установка недостаточно нагружена! — и показывает на амперметр нагрузки гребных двигателей, стрелка которого на две риски не достигла 2500 А.
Я опешил. Что делать? Скорость судна была близка к оптимальной. Дед же всегда долбал меня, чтобы не перегружал двигатели — берег технику. Был бы обычный рогаль, отправил бы его до деда, а может, и еще куда… А как от такого «знатока» отвязаться?..
Дотумкал я, что про амперметры ему кто-то разболтал, но в каком объеме? Времени на размышления не было — кэп стоял рядом и жаждал увеличения нагрузки. И я ее «увеличил» — отверткою начал крутить эксцентрик установки стрелки до нуля, на самом амперметре. Крутил до тех пор, пока она не стала ровно на 2500 ампер. Спрашиваю:
— Достаточно?
Капитан:
— Вот такую нагрузку и поддерживайте!
— Есть!
http://neandertalshome.narod.ru/HTML/morsky_baiky.html
Автор: Виктор «Злой», Мурманск
Цена опрометчивости
Дежурный по кораблю лейтенант Капустин, едва не опоздав в назначенное расписанием время дать команду на спуск флага, влетает в рубку дежурного и, включая по ошибке не ту фишку корабельной трансляции («Каюта СПК» вместо «Верхняя палуба»), командует, таким образом, в каюту старпома:
— Встать к борту!
Через некоторое время из каюты опешивший старпом грубо отвечает:
— Стою у переборки. Что дальше?
— Флаг и гюйс спустить! — автоматически произносит лейтенант, совершая тем самым еще одну роковую ошибку.
Старпом, выдержав паузу, зычно командует:
— Лейтенант, дежурство сдать. Повязку тоже! Месяц — без берега!..
Анекдот о том, как старпома лейтенант к переборке поставил, неделю не сходил с уст местных остряков. Ну а потом жизнь взяла свое: появились новые опусы, новые «решительные лейтенанты» — и про этого лейтенанта забыли. Но осталась и долго еще будет жить эта почти достоверная история.
http://www.vvmure1987.ru/kms_catalog+stat+cat_id-14+page-1+nums-105.html
Автор: Александр Козлов
Отдать сходню
Произошло это в одной из воинских частей Балтийского флота СССР. Перед отходом одной подводной лодки на боевое дежурство командир лодки и его приятель, проверяющий из штаба эскадры, изрядно подвыпили. И в таком состоянии прибыли к отшвартовке лодки.
Провожать лодку в автономку пришли командир эскадры (комэск), начштаба и другое начальство. Командир лодки и приятель стоят на мостике. Звучит команда «Отдать швартовы!» Командир лодки командует: «Сходню на борт!». Матросы, которым все до фени, тянут сходню на борт лодки.
Трезвый комэск понимает, что на лодке сходня в море, на боевом дежурстве, абсолютно не нужна. Поэтому от него звучит команда: «Сходню на пирс!». Матросы начинают тянуть сходню на берег.
Командир лодки спьяну заупрямился:
— Я сказал — «сходню на борт»!
Матросы послушно тянут трап на борт.
Комэск, возмущенно:
— «Сходню на пирс!»
Матросы исполняют.
— «Сходню на борт».
Тянут.
— «Сходню на пирс».
Тянут. Тут очнулся от дремоты приятель командира лодки и, видя весь этот раздор, принимает дипломатичное решение и громко (всем слышно) говорит командиру:
— Да отдай ты ему эту сходню! На хрен она тебе сдалась?
http://nvo.ng.ru/notes/2009-06-26/16_baiki.html
Автор: Андрей Рискин
* * *
На неоднократно краснознаменном Балтийском флоте по инструкции было положено швартоваться так: дается команда «самый малый назад» и корабль медленно причаливает. Так швартоваться для уважающего себя капитана считалось западло. Боевой капитан швартовался так: давалась команда «полный назад», затем, слегка недоплывая до причала, «полный вперед», чтобы погасить скорость, и «стоп машина». Корабль останавливался, весь в пене и под восхищенные взгляды болельщиков. При этом на корме обязательно стоял мичман, который отсчитывал расстояние до берега и выкрикивал его капитану.
Однажды один сторожевик начал тормозить слишком поздно. Монолог мичмана:
— Семьдесят метров… сорок метров… двадцать метров… десять метров… П*здец! Море кончилось!!!
http://nvo.ng.ru/notes/2009-06-26/16_baiki.html
Автор: Андрей Рискин
Пионерский пароход
Дело было в проливе Балабак. Опаздывали на судне «ПИОНЕР НИКОЛАЕВ» на МРТО в Сингапур. От Новой Зеландии выходили. Мастер выбрал самый оптимальный вариант: море Сулу — пролив Балабак. Тогда славились филиппинские пираты. И вот по тем местам решили проскочить.
Ночь. Справа Филиппины, слева Индонезия. Прем полным. Противопиратские группы по всему пароходу вооруженные разными железками. Мы с Витей Балиным (ст. трал) стояли за кормовым порталом в кармане, вооруженные пожарным топором и пожарной пипкой под давлением. Все огни на палубе были погашены, иллюминаторы задраены. Короче, глухая тропическая ночь.
И вдруг сбавляем ход и начинаем отворачивать. Решили с Витей шкуры свои подороже продать, топор и пипку удобней перехватили. Молодым советским морякам решительности не занимать. Ждем, когда полезут. Не полез никто. Витя вспомнил про телефон, запросил мостик. Думал, может там все под автоматами уже лежат и едет наш пионерский пароход в рабство. Мастер лично орал матом про рыбака, который перебирал сетку в этом самом проливе. На клотике у рыбака горел огонек. Как его заметили и успели отвернуть никто толком не объяснил. Глаз на мосту хватало. Переехали бы и не заметили. Рисковые ребята. Азия-с. После этого рейса Вите дали орден Дружбы народов. Так совпало. Но веселились долго.
http://korabli.qdg.ru/forum/index.php?topic=31.45
Автор: klim611
Корабельный питомец
На минном тральщике, где дед служил в войну, держать самого распространенного корабельного питомца — кота, было невозможно. Из-за сильных магнитных полей кот ходил по палубе, постоянно отрясая лапы, потом начинал болеть. Держали собак, а однажды матрос привез из отпуска кавказского медвежонка.
Медведь хорошо прижился и, как водится, развлекал команду. Например, он умел бороться, но проигрывать не любил, начинал кусаться. Поборов матроса, триумфально восседал на побежденном и довольно урчал.
Мишка очень любил компот и наравне со всеми стоял в очереди к бочковому. Следил за порядком — тех, кто пытался пролезть без очереди, сердито отталкивал. Пил компот из бутылки с обвязанным тряпкой горлышком. Единственная проблема была с медведем — он сильно мешал команде при боевых тревогах. Когда, услышав сигнал, все бежали наверх, мишка устремлялся вниз и с ним невозможно было разойтись на узком трапе. Протиснувшись сквозь ругающуюся толпу, он бросался на чью-нибудь койку и прятался под одеялом.
И все же с любимцем пришлось расстаться. Подрастая, он принялся хулиганить по-настоящему. Прогуливавшихся по набережной женщин неожиданно кто-то обнимал сзади. Реакция несчастной, которая оборачивалась посмотреть, с чьей стороны ей оказаны подобные «знаки внимания», очевидна. Поступило распоряжение — списать зверя с корабля. И его отвезли в зоопарк.
http://www.sukhoi.ru/forum/archive/index.php/t-33475.html>
Разместил: la5-er
Морская кошка
А вот представьте себе такую картину: родилась у нас на корабле кошка. Сходила одну автономку с нашим первым экипажем, потом с нами, по приходу сидим мы день на третий на пирсе, сами греемся.
Вдруг морякам приходит в голову показать кошечке «мир». Нашли ее по-быстренькому в третьем отсеке, а она как почувствовала что ей что-то не то готовят, упираться стала, так матросик ее в РБешку свою завернул, по трапу поднялся и вытряхнул ее по середине пирса.
У бедной кошки шерсть дыбом, глаза из орбит вылезли, на первую минуту потеряла «дар речи» своей кошачьей. Потом истошно заорала традиционное «Мяу!» и так стремительно бросилась обратно в ограждение рубки, что не все поняли сначала, в свой пароход она шмыгнула или соседний.
Все нормально через пару дней видели ее на обычном месте. Интересно, какое у нее сложилось мнение об окружающем мире?
http://forum.sevastopol.info/viewtopic.php?f=22&t=183527&sid=1a1c79b563eae9546486e8b446dd64ec
Автор: Morze
Не девичья романтика
Боевой корабль, стоящий на приколе, становится местом бурной деятельности зама командира по воспитательной работе. А зама хлебом не корми — дай устроить какую-нибудь экскурсию. К нам на корабль, например, часто ходили скауты. Практически каждую субботу они приходили в гости, и вечно с ними возникали проблемы.
Вот однажды на двух катерах приехали три десятка девушек 14–16 лет, посмотреть на корабли вероятного противника (дело происходило в Севастополе).
Девушка в 14 лет это квинтэссенция романтичности. Море. Корабли. Тельняшки. Храбрость. Два капитана.
Спрашивается — кто их просил приезжать на час раньше назначенного времени?
Пока девочки, незамеченные вахтенными, выпрыгивали на причальную стенку, на всех кораблях нашей дивизии проходил телесный осмотр. В теплое время года он, как всем известно, проводится на юте и с причала все очень даже видно. Тем более что именно этот телесный осмотр был приурочен к появлению на Черноморском флоте сифилиса.
Какая-то причальная бабочка опылила шестерых моряков с Графской пристани, и они в результате намотали себе на пестики. А все потому, что недостаточно ведется замами воспитательная работа среди личного состава.
Да… Вот, значит, девочки высыпали на пирс и внимательно смотрят на наш корабль, а там стоит 250 бравых моряков в трусах и тапочках. И в этот момент звучит команда дежурного по кораблю: «К медицинскому осмотру на предмет трипера трусы спу-стить!». И все 250 человек в две секунды остаются в одних тапочках. Очень красиво получилось. То есть я хотел сказать — некрасиво.
Мне аж страшно представить, какое впечатление произвел этот военно-морской стриптиз на неокрепшие детские умы. Говорят, что на корабль их потом еле загнали.
http://six.net.ua/index.php?topic=1231.0
Разместил: Goose
ВАС после АВАС
Военно-морское училище. Надвигается экзамен по мореходной астрономии. Эта астрономия в то время сопровождалась долгими, нудными и кропотливыми расчетами по специальным таблицам, которые называются «Высоты и азимуты светил», издания 1958 года, и, как все в ВМФ, аббревиатурятся по принципу: первые буквы названия — год издания, т. е. «ВАС-58».
К экзамену, естественно, никто не готов. Дежурного по классу направляют на кафедру кораблевождения, надо каждому по этой книжке до завтра — предполагается, что ночью (!) все (!!) станут готовиться. И он идет. В лаборантской сидит этакая козочка и стучит на машинке. Этот просовывает голову в дверь:
— Г-ы-ы… А можно «ВАС» на ночь взять, потренироваться?
Несколько секунд они смотрят друг на друга, причем дежурный продолжает улыбаться и не понимает, чем так напугал бедную девушку.
Наконец, до нее доходит скрытый смысл фразы:
— А-а-а… (осторожно так) «ВАС-58»?
— Не-а! (ему же на всех…) Нас двадцать четыре!»
http://flot.com/welfare/anecdote/anecdotes.php
* * *
Вышли в море так, что берегов не видно, для стрельб личного состава из АКМ. Вертолетная площадка, построение РТД. Инструктаж по безопасности стрельб проводит командир РТД Малышев:
— Дивизион, кто ответит, куда надо попасть?
— В небо!
— Неправильно.
— В цель!
— Неправильно.
— В мишень!
— Неправильно.
Комдив, поднимая палец верх:
— Главное — попасть не в товарища, не в себя, не в корабль, а нужно попасть в море. Инструктаж закончен, приступить к стрельбам!
http://admiral-umashev.flybb.ru/archive/o_t/t_3/start_30/index.html
Разместил: yra
Подводная драма
Атомная подлодка из серии знаменитых «Акул» бороздит океан уже месяц. Автономка. Лодка лишь в положенные часы на мгновения подвсплывает на сеансы связи.
Однажды связисты, почесывая «тыковку», приносят командиру загадочную циркулярную радиограмму с базы: «Срочно доложить, сколько находится на руках у членов экипажа денежных купюр достоинством в 50 и 100 рублей». Командир машет рукой: «Да ну вас с такими подколами, не смешно!».
Но после следующего сеанса связисты снова бумажку несут. Текст примерно такого содержания: «В стране объявлен обмен денежных знаков! Кто не успеет поменять купюры на дензнаки нового образца в течение трех дней, может считать их туалетной бумагой». То есть настоящий текст-то был посерьезней, но подлодочное начальство именно так его и донесло до обитателей отсеков.
Что тут началось! Ну, «женатики» — те только вздохнули скорбно: зарплата, полученная за три месяца вперед, все равно отдана «вторым половинам». А оставленные при себе заначки… Что ж поделаешь, такова се-ля-вуха.
А вот холостые подводники, в основном лейтенанты и молодые мичмана, которые всю трехмесячную зарплату с собой в море взяли, не вздохнули, а завыли в голос. Пропали денежки, пропали!
Впрочем, вой длился не очень долго: молодые холостяки смирились. Служба еще только начинается, все деньги впереди. Лейтенанты в лодочной подводной курилке гордо поджигали сигареты от пламени 100-рублевок (хоть раз в жизни попробовать!), двери кают как-то сами собой обклеились купюрами (а куда они еще годятся!). Весело!
Лишь старый мичман-турбинист, полжизни собиравший на «Москвич», ходил чернее тучи. Все свои накопления он традиционно хранил не в сберкассе, а в личном отсечном сейфе с диким количеством накладных и врезных, внешних и внутренних замков. Наконец и он махнул рукой, достал толстую пачку сотенных и… разрубил аварийным топором на мелкие кусочки, подложив под место «денежной казни» красную аварийную доску. После чего сгреб бумажки (по сути, обломки своего «Москвича»), сунул в пластиковый мешочек и уложил обратно в сейф, успокоенный.
И тут командиру снова радио приносят: «Почему не доложили, сколько на борту 50 — и 100-рублевых купюр? По возвращении корабля в базу заказанное вами количество денежной массы будет обменяно!»
И тут лейтенанты заплакали, а старый мичман из турбинного отсека надел на себя изолирующий противогаз и завещал подчиненным матросикам-турбинистам в таком виде себя и похоронить. Причем на памятнике изобразить не его портрет, а автомобиль «Москвич»… В общем, командир заказал денег по максимуму, на всякий случай.
Вернулась лодка из морей. Потянулись «автономщики» в финчасть с остатками заначек и сбережений. Не пошел только мичман, «казнивший» свою автомобильную мечту… Лишь через месяц командир письменным приказом обязал его в финчасть сходить со своим «денежным мешком». И буквально через полгода мичман купил-таки себе «Москвич»! Вот такой хэппи-энд. Секрет прост: командующий флотилией приказал всем без исключения береговым «финслужащим» восстановить мичманские деньги по любому! И целую неделю все финансисты базы складывали мозаику…
http://www.lionblog.net.ru/2007/04/27/radio_bujj.html
Прослушивание
То были дни тотального, настоянного на истерии, противостояния двух флотов: «Великого Белого» (US Navy) и «Великого Ржавого» (ВМФ СССР).
Обычный ход вещей поменялся — склонные к нагнетанию военного психоза военные уступили место политикам. Подгоняемый Рейганом министр ВМС США Леман, которого за его безрассудность послал на фиг папа американского ядерного флота адмирал Риковер, отправлял ракетные ударные группы (КРА УРО «Лонг Бич», ЛК «Нью Джерси» и «Миссури»), только что оснащенные «Томагавками», в Японское море под Владивосток и к Петропавловску-Камчатскому, где они выполняли реальные стрельбы крылатыми ракетами в сторону Японии и Алеутских островов.
Цинизм ситуации заключался в том, что, повернув пеленг стрельбы на 180 градусов, Вы получали в качестве целей «Томагавков» любимый Джерибосток (точнее — ресторан «Челюскин» в центре Владивостока) и братский Петропавловск (еще точнее — Сопку Любви). Обидно? Хрен там, досадно!
Но за «ржавыми» в те годы не ржавело: дали оповещение об учебных пусках баллистических ракет, объявили закрытыми два квадрата — в 200 милях севернее и южнее острова Оаху (Гавайские острова) и плюнули ракетой с разделяемой БГ. Получилось очень точно и эффектно — Леман поутих, а вскоре и вовсе был отправлен в отставку на радость Риковеру. Так и вижу, как старый щуплый адмирал потирал руки!
Но на другом берегу сидел еще один старичок-морячок, который это западло не простил, и злю флотскую затаил. Звали старичка Сергей Георгиевич Горшков. Замечу, мощный был дед, авторитетный. Но годы давили, «братва» требовала подтвердить авторитет, иначе — «черная метка». И дед отважился на невыполнимое — «взять» американскую ПЛАРБ (атомную ракетную лодку) «Огайо» на выходе из базы, чем показать американам большой фак и щит, «братву» протащить через канифас-блок и харей их, харей по палубе.
И вот, получив боевое распоряжение, наш корабль выдвинулся в Аляскинский залив и далее к проливу Хуан де Фука (большому водоразделу между США и Канадой).
Пролив длиной 70 миль, окруженный цепью гор вулканического происхождения, заканчивается группой заливов, один из которых с американской стороны, носящий название Адмиралти Инлет, приютил ВМБ Бангор — базу ПЛАРБ. Отсюда «бумеры» стартуют в Тихий на боевое патрулирование, предварительно погрузившись в проливе и пройдя его в подводном положении. Если лодку, излучаемые шумы которой близки к естественному фону океана, не взять на выходе — дальше ее ищи-свищи.
Поставленная нам задача была трудноразрешимой — сродни иллюзионизму, аферизму и престидижитации. Как услышать «бумера»? Гидроакустика бесполезна, его связь на УКВ с базой и портовыми службами скрыта горами Олимпия и дальностью в 70 миль. Осталось одно — встать в створе Хуан де Фука и слушать все переговоры по международному каналу связи на «Рейде», установленном на ходовом, а там — 99 различных каналов и десятки одновременных сеансов связи коммерческих судов, портовых служб, диспетчеров Ванкувера, Сиэттла, Виктории и рыбаков!
Начали «чесать» по все каналам, пытаясь разобраться в этой мешанине и молясь флотскому богу не дать съехать умом. И бог помог! На одном из каналов вдруг прорвалось:
— Микыта, так то я тэбе бачу на плэжер крафте (прим. прогулочном катере)? Фишингуешь трохи?
— Так то я, бразер. Салмона (прим. лосося) фишингую с киндерами.
— Файно! Салмона бачишь?
— Та, не що. Стэнд бай на связи, а то мой собако шо-то развылся.
Испуганный голос Микыты через пять минут:
— Микыта коллинг Павло. Павло, що было — не поверишь! Воить мой собако и воить, на вотер бачит. Та, разумляю, факинг кобелина. Тут, бачу на вотер: биг фиш под нами проплываеть. Та ну, якой фиш — субмарина с мой апартмент билдинг! Якой не бачил во все бефор. Мериканьска то, разумляю!
Вот он! Момент истины!
Нам осталось дать команду «Фас!» (кому — догадайтесь сами) и, с теплотой думая о братьях-хохлах, отправиться восвояси… А вы говорите, великий и могучий…
http://www.sukhoi.ru/forum/archive/index.php/t-33475.html
Разместил: FilippOk
Благодарность
Было это на ТР «Ураган» в 1975-м. После загрузки рыбой на промысле, идем в республику Заир, чтобы часть рыбы сдать в портах Бома и Матади, расположенных на реке Конго. Ближе к вечеру становимся на рейде Бомы, как раз посредине реки — правый берег — Заир, левый — Ангола (видны хижины и плантации, колония Португалии). Не прошло и получаса, с ангольского берега подплывает лодка с местными неграми. Парень и девушка, на девушке только юбочка надета. Собирается небольшая толпа мужиков, поглазеть на полуголую…
Конец ознакомительного фрагмента.
Рубрика: Были и байки плавсостава
«Честный ребенок любит не маму с папой, а трубочки с кремом. Честный матрос хочет не служить, а спать. По этому, его надо принуждать к службе». Вице-адмирал Г.А.Радзевский Существует целая масса национальных напитков. Во Франции — это «Божоле». В Шотландии — джин, в Германии – шнапс и куча сортов пива, в Американских штатах – виски, в Мексике […]
На дизельной подводной лодке, выходящей из заводского ремонта, проводились ходовые испытания отремонтированной техники. Лодка вышла в море, погрузилась на заданную глубину и тут… произошла весьма забавная и любопытная история. Каюта замполита (раньше их называли именно так) размещалась в 1-м торпедном отсеке. И, как назло, именно в этом отсеке из-под клапана системы вентиляции ЦГБ (цистерны главного […]
Помощник начальника штаба флота Огурцов Олег Иванович, только недавно назначенный на эту должность, решил сразу же навести порядок в подчиненных ему соединениях так называемых «отстойных»: ремонтирующихся и утилизованных надводных кораблей и подводных лодок. Для этой цели он собрал всех своих многочисленных помощников и заместителей, получил от них доклады по состоянию тех самых кораблей, и не […]
«Мы будем проводить иностранную политику иностранными руками». Виктор Черномырдин Дело было в Америке, точнее во Флориде, в замечательном курортном городке Дайтона-бич, куда нас пригласило международное сообщество «Шаркхантер». А теперь все по полочкам. Время действия — середина сумасшедших 90-х годов, совершенно безденежных для автора и героев этой жестокой были. Нас было трое: контр-адмирал Лев Соломонович Черемушкин, […]
«И с кого спросить, я вас спрашиваю? Эти там, те тут, а тех до сих пор никто ни разу… В. Черномырдин Фамилия у начальника эскадренной судоремонтной мастерской (СРМ) была очень необычной: Шпрот-Придавыш. Некоторые думали, что это одновременно и фамилия, и прозвище. Поэтому официально обращались к капитану 3 ранга-инженеру – «товарищ Шпрот», а за глаза звали […]
Описанная история имела место быть в реальности. Написана с подачи Никиты Александровича Трофимова и с корректурой Александра Васильевича Козлова — настоящего инженер-механика. На вечерний чай в кают-компанию офицеров медленно подтягивались офицеры БПК. Впереди вечерняя поверка и отбой. Скучно вечерами на корабле. Жизнь как бы затихает. И лишь обеспечивающая смена офицеров и мичманов «облизывает» любыми методами […]
«Клинтона целый год долбали за его Монику. У нас таких через одного. Мы ещё им поаплодируем. Но другое дело Конституция. Написано: нельзя к Монике ходить — не ходи! А пошел – отвечай!»… В.Черномырдин Женщину можно искать повсюду – в большом городе, в степи, в дальней дороге, в ресторане, в космосе, иногда даже в ресторане «Космос», […]
Влияние руководящей и направляющей роли родной партии на службу молодых лейтенантов продолжилось, причём без перерыва. Проводники этого влияния, называемые, в то время, в среде политически незрелых офицеров, политработниками, мыслили крайне нетрадиционно. Например, к революционным праздникам, они имели привычку организовывать смотры художественной самодеятельности и брать повышенные социалистические обязательства. О соревнованиях расскажу позже, а об искусстве – […]
«Сухой закон» он и в Африке сухой, но в Арктике, в гарнизонах Крайнего Севера сухость его невыносима. Шибко холодно, однако… Шутка сказать, ближайший винный магазин только в Мурманске, да и то, ничего не привезёшь, на КПП проверят и отберут, потом сделают вид, что выльют в раковину, а в сифон вмонтирована ёмкость. Тем не менее, старший […]
На один из крейсеров Тихоокеанского флота прибыла инспекция во главе с Генералом Армии, заместителем главного инспектора вооружённых сил. Корабль долго и упорно готовился к этому важному экзамену, учтены были все мелочи. Экипаж был полон решимости, с честью выдержать проверку, не опозорить флота. После изнурительных бессонных ночей, проведённых в подготовке, наступил ответственный день. К стоящему на […]
Экскурсия с непрофессионалом.
Начнем с того, что каждое плавсредство должно иметь (и имеет) имя собственное. Гланое место, где написано название корабля — бронзовая табличка, где-то внутри помещения, на видном месте. Там еще высечены название верфи, год постройки, регистрационный номер и прочие значимые вещи. На носу, там где мы чаще всего привыкли читать название судна, оно может писаться на родном языке. В прошлые годы все советские суда были подписаны кирилицей. Сейчас можно встретить много кораблей, где нос украшен какими-нибудь иероглифами и их дубляжем на латинице. Так-же на родном языке название пишется на корме корабля, только тут еще обязательно присутствует наименование порта приписки корабля. По сухопутному — его прописки.
Название корабля латиницей обязательно пишется на уровне самой верхней палубы, чуть позади капитанского мостика. Это необходимо, что бы любой иностранец мог прочитать название и не ломал себе голову незнакомым алфавитом. Хотя, некоторые названия и так заставляли многих лоцманов и диспетчеров биться головой о планширь (перила). В Грузинском морском пароходстве был танкер «Пятидесятилетие советской Грузии».
Вот он:
Представляете какого-нибудь испанского лоцмана, вызывающего по рации «Pyatidesyatiletie sovetskoy Gruzii»? Об этом в Батуми ходило много историй.
Корабли строятся «семьями», называемые «сериями». По-английски так и звучит «sistership». А по нашему — «однотипный». Внутри типа суда отличаются друг от друга некоторыми мелочами и особенностями — где-то ставится дополнительное оборудование, где-то что-то совершенствуют, опираясь на опыт эксплуатации первых судов серии. Но выглядят они очень похоже (их часто даже красят одинаково) и носят названия из одной сферы.
В советское время были серии «города», «республики», «космонавты», «реки», «»инженеры», «революционеры» и т.д. до бесконечности. Хотя, внутри одного типа, скажем «пионеров-героев», могли один из кораблей назвать, почему-то, в честь поселка городского типа. (Наверное запутывали врага))). Были так же многочисленные серии практически безымянных «волготанкеров», «ленанефтей» и «волго-донов», отличавшихся друг от друга только порядковым номером. Но то речной флот.На море я такого отсутствия фантазии не припомню.
Хотя сейчас многие судовладельцы не сильно ломают голову над названиями своего имущества. И бороздят океаны тысячи «Sea Star- 88» и «Morning Breeze — 56»
Имя кораблю присваивала его «крестная мать» — специально приглашавшаяся женщина, которая торжественно нарекала корабль его именем и разбивала о его борт бутыль шампанского. И сейчас, в век священников и их обязательных ритуалов, участие «крестной матери» в церемонии присвоения судну имени никто не отменял.
В процессе жизни корабль может множество раз менять название. Последнее, как правило, ему дают перед тем как отправить в последней рейс — к месту его разборки.
А вы когда-нибудь задумывались: как устроена жизнь на корабле?
Сухопутные граждане ходят на работу, возвращаются домой, спят (как правило) — ночью, и (как правило) у себя в спальне. Ежедневно воспитывают детей и, бывают, воспитываемы своими половинами. А если ты – моряк торгового флота? (с военными моряками я практически не общался, поэтому про них ничего сказать не могу). Для меня с самого раннего детства профессия моряка была близка, любима, и я не представлял себя в жизни нигде, кроме как на капитанском мостике, поэтому могу вам рассказать то, чего, возможно, вы не знали.
Что чувствует человек, поднимающийся на борт судна? Учтите: даже, если борт судна расположен ниже уровня причала, то вы на борт ПОДНИМАЕТЕСЬ. Соответственно, покидая корабль, вы СПУСКАЕТЕСЬ на берег, какой бы высокий он не был. Первое ощущение – качка. Я ни разу не видел трап, который бы был жестко закреплен и не качался (трап должен мягко «играть» при качке судна, а не биться о причал от каждой волны). Это ощущение усиливается от того, что ступеньки на судовом трапе не плоские, а выпуклой формы, чтобы нога вставала уверенно при любом угле наклона трапа к горизонту.
При подъеме по трапу ,вы услышите плеск воды в узком промежутке между причалом и бортом корабля, от падения в который вас должна ограждать натянутая страховочная сетка. Кроме плеска воды, обязательно будет слышно глухое резиновое скрежетание. Это выполняют свою скучную работу кранцы – цилиндры, круги, шары из толстой резины, а часто – старые автопокрышки, которые смягчают трение металлического борта корабля о неподвижную бетонную стенку причала. Судно всегда находится в движении – даже если оно надежно пришвартовано. Его раскачивают волны, течения, которых в любом порту полным-полно, оно поднимается или опускается, в зависимости от проводящихся грузовых операций, его даже может кренить и передвигать ветер. Связывают судно с сушей толстые пеньковые или синтетические канаты, которые на флоте называются «концы» и каждый раз, в зависимости от особенностей порта, образуют оригинальный узор паутины, оплетающий металлические пеньки-кнехты.
Первый шаг на пассажирском лайнере вам вряд ли запомнится – там все ровно, гладко и покрыто коврами. Другое дело – грузовой корабль. Там, скорее всего, с трапа на палубу вам надо будет спрыгнуть. Невысоко. Не более полуметра. Может и меньше, но трап сделан так, что он всегда «торчит» выше палубы. Не стесняйтесь поданной вам вахтенным матросом руки. Это признак хорошего морского воспитания – подать руку поднимающемуся на борт, даже если вы — офигительно крутой чувак. Это у себя на берегу – вы офигительно крутой чувак. На корабле такой чувак уже есть – это Капитан. Но о нем – позже. А пока, приняв помощь встречающего, вы приземляетесь на мягкий плетеный или твердый пробковый коврик, называемый на море «мат». Не забудьте вытереть об него ноги. Даже, если ваши туфли чисты. Покажите, что вы не хотите разносить по кораблю сухопутную грязь. Даже если палуба покрыта слоем пыли железной руды, которую сейчас грузят в трюм. Входя в любое помещение — не ленитесь потоптаться на мате. (При вступлении на борт какой-нибудь модной яхты вас, на 99,9%, заставят просто снять обувь и забыть о ней до момента схода на берег).
Грузовая палуба пахнет тем, что возит этот пароход. Я чаще всего бывал на нефтеналивных танкерах и нюхал ароматы бензина, дизельного или авиационного топлива. Всегда хотел побывать на виновозе (да, бывают и такие корабли!) и понюхать воздух на его грузовой палубе.
На корабле есть замечательные высоченные пороги – комингсы. Произошло это слово от английского «come in», которое слышал каждый, кто стучался в дверь каюты и ждал приглашения переступить порог. Упаси вас Посейдон наступить на комингс! Нет, вас не отправят на корм акулам, но и уважения вам точно не добавит. На флоте есть правило: не наступать на порог, а перешагивать его, каким бы высоким он не был. И не забывайте – войти в любое помещение на корабле можно только получив утвердительный ответ после вопроса «Разрешите?»
Проникнув внутрь надстройки, так на корабле зовется то «здание», что возвышается над бортом, вы почувствуете, как пахнет корабль изнутри. Если на снаружи вы услышите запах морской соли, ржавчины, краски, перевозимого груза (если он не в контейнерах), то внутри вас встретит теплый, воздух, прошедший по воздуховодам системы вентиляции, и меняющий свой вкус в зависимости от того, в какой части надстройки вы будете находиться.
Если спуститься в машинное отделение – там почувствуете жар и гул работающего главного двигателя корабля – машины. Воздух там наполнен ароматом топлива, смазки, промасленной ветоши. Круглосуточно там горит искусственный яркий свет – как правило, иллюминаторов в машинном отделении нет. Гул и лязгание механизмов сильны, и многократно отражаются металлическими поверхностями. Разговаривать с провожатыми, задавать им вопросы – практически бесполезно. Ваш вопрос не услышат. И вы не услышите ответа. ЕСЛИ ТОЛЬКО НЕ КРИЧАТЬ ДРУГ-ДРУГУ В УХО. В каком-нибудь дальнем закутке запросто можно найти парочку станков – сверлильный, токарный, фрезерный.
Если пройтись по судовым коридорам, на стенах которых обязательно расположен поручень, за который надо держаться во время шторма, то, проходя мимо лазарета, почувствуете легкий запах чего-то медицинского. Рядом с хозяйством артельщика, будет пахнуть судовыми запасами – мукой, крупами, овощами и консервами. Приближаясь к судовому камбузу или столовой, почувствуете запах еды. Готовая порция еды есть на камбузе всегда – несмотря на то, что прием пищи командой проходит по расписанию. Каждую минуту есть возможность, что придут покушать сменившиеся с вахты члены экипажа. Заходя в помещение столовой – пожелайте приятного аппетита присутствующим. А закончив еду – поблагодарите простым словом «Спасибо» тех, кто вас обслужил: кока и буфетчицу. Меню на корабле разнообразное. Но во время сильной качки не готовят первых блюд – они будут выплескиваться из котлов и тарелок. А еще во время шторма столы накрывают мокрыми скатертями – по мокрой ткани тарелки не скользят. И еще одна особенность судовых столов – невысокий бортик по периметру столешницы. Так меньше вероятность того, что всякая мелочь будет скатываться и падать на пол.
Коридоры и каюты корабля никогда не спутаешь с другими помещениями. Они пахнут пластиком тонких стен-переборок, вибрируют мелкой дрожью в такт работы силовой установки корабля, поскрипывают от раскачивания корабля на морских волнах.
Рядом с капитанским мостиком находится штурманская рубка – комнатка без солнечного света, с большим столом, на котором разложена ходовая карта, освещаемая настольной лампой. Какова бы не была степень автоматизации, компьютеризации и спутниконизации штурманской профессии, бумажная крупномасштабная карта, на которую карандашом наносится маршрут движения корабля, с отметками времени прохождения контрольных точек, никуда не денется.
Так же рядом – радиорубка. Как она выглядит сейчас – в век интернета, я понятия не имею. А раньше в ней стоял запах паяльной канифоли, гудели ламповые радиоприемники передатчики, а на самом видном месте был установлен радиоключ для передачи сообщений азбукой Морзе, и висели часы с выделенными, каждую четверть часа, трехминутными секторами тишины. В это время все передатчики замолкали, и радисты слушали – не звучит ли в эфире сигнал SOS.
Капитанский мостик, как правило, пах табаком. Даже постоянный сквозняк из двух боковых дверей, которые открывали доступ на крылья мостика, не выветривал тот запах, который оставлял за собой даже один куривший в экипаже вахтенный офицер или матрос. Дело в том, что курить на крыльях мостика было небезопасно с противопожарной точки зрения. Поэтому курили внутри. Сигаретный дым проникал в установленную аппаратуру, пропитывал скатанные рулончиками и уложенные в деревянные ячейки сигнальные флаги, оседал на деревянных перилах-планшире, которые проходило вдоль всего ряда остекления рубки. Ходовой мостик никогда не оставался в тишине. Даже в самые спокойные ночные часы, тишину нарушало мерное тихое гудение и жужжание аппаратуры, каждый аппарат которой издавал звук своего тембра, сливавшиеся в итоге в монотонный тихий гул, к которому очень быстро привыкаешь. Пощелкивала разрядами атмосферного электричества дежурная судовая радиостанция. Поскрипывало кресло, под весом вахтенного рулевого.
Вот так и живут люди на корабле, никуда, по полгода, не уходя с работы. Можете себе представить жизнь в своем офисе или заводе в течение полугода? При этом ваш офис (в лучшем случае) будет постоянно гудеть, вибрировать, качаться…
Рабочий день на корабле поделен на четырехчасовые вахты. Те, кто не несет вахту, работают, как правило, с восьми утра до вечера с обязательным «адмиральским часом» — обедом и возможностью прикорнуть с полудня до часа дня.
У каждого вахтенного в сутки две вахты по 4 часа через 8 часов отдыха. Каждая вахта имела свое название:
8:00 – 12:00 – «детская» или «пионерская» вахта. Утро, начало дня. Никаких трудностей. Можно поставить самого неопытного матроса. Приглядывать за ним будет Капитан.
12:00 – 16:00 – время второго помощника и его вахтенного рулевого. Называется «собачья». Почему? – Объясню ниже.
16:00 – 20:00 вахта старшего помощника. Замечательная по времени вахта: отстоял и успел на вечерний общекомандный отдых: кино, домино или увольнительная на берег для танцев с девушками. Поэтому и называется «Хорошая» или «Королевская».
20:00 – 0:00 Опять Капитан, или его третий (если он есть) помощник, «отдохнувший после рабочего дня», и его малоопытный молодой матрос, которому еще рано на берег к девушкам. Поэтому и зовется это время – «Прощай молодость!»
0:00 – 4:00 Опять у второго помощника «Собака». Весь экипаж лег спать после трудового дня, а стоящим вахту – бороться со сном. Присядешь – заснешь. Поэтому, еще эту вахту называют «плоскостопой». Днем история та же – экипаж на обеденном перерыве и отдыхе, а «второй» опять обделен – стоит «Собаку».
4:00 – 8:00 – романтичные старшие помощники капитана назвали эту вахту «Диана» — по имени утренней звезды. Хотя по мне – та же «Собака»!
Вообще тема флотского юмора и сленга настолько обширна, что заслуживает не то что отдельного поста, а целой книги!
Помощники Капитана, помимо вахт, несут еще каждый свою нагрузку: ответственность за морально-психологический климат в судовом коллективе, за груз и грузовые документы, за навигационные расчеты, оборудование и пособия, за использование материальной части корабля, за средства спасения и безопасности.
Боцман, он же «Дракон», руководит палубной командой. Это своеобразный бригадир матросов. В его зоне ответственности все палубное и трюмное хозяйство.
В машинном отделении правит старший механик. Его зовут «Дед». О важности Деда говорит тот факт, что его зарплата зачастую равна капитанской.
Всем электрохозяйством заведует Электромеханик. Электронику тяжело – он, как правило, на судне один. И, случись что, спросить совета не у кого. Так как в электричестве понимать никто не хочет. А всяких схем, плат, датчиков и прочих проводков с каждым годом становится все больше.
Капитан. Он же: Мастер, Кэп, Дядя или Папа. Но на судне он — один. При правильной организации работы Капитан может ничего и не делать. Просто нести за все ответственность. Вы считаете этого мало? Но и после этого у капитана есть масса обязанностей, выполнение которых, кроме него, на корабле никто не может взять на себя.
У капитана есть красивая форма – фуражка с «крабом» и дубовыми листьями на козырьке, китель с расшитыми рукавами (три прямые полосы и четвертая, верхняя, — с вензелем), погоны с теми же самыми четырьмя нашивками и элегантный значок – Знак Капитана Дальнего Плавания.
В своем родном городе Капитана называют не просто по фамилии, а с добавлением его гордого звания. А если Капитан умирает, то на его могильном камне обязательно укажут, что здесь лежит не просто человек, а Капитан.
Если бы я был Капитаном, то я бы с радостью принимал на борту гостей, и организовывал им познавательные экскурсии. Наверное, потому, что когда я, пацаном, попадал на борт корабля, моряки с удовольствием водили меня по всем закоулкам корабля, рассказывая о своей жизни и работе в море. Но я не стал Капитаном, и приходится проводить виртуальные экскурсии, пользуясь воспоминаниями не одного десятка лет давности.
Стать капитаном морского судна мне так и не пришлось. Как ни парадоксально – отговорил меня от этого мой самый любимый Капитан, который и влюбил меня в морскую профессию – мой дед. Но это – другая история…