Рассказы о морском флоте

Рассказы о Флоте

Служебный пропуск Владимира Овсянникова

Рассказы
12.02.2018

Профилактическое гранатометание

Как советские военные советники противостояли южноафриканским «боевым пловцам» в Анголе В достижении успехов ангольского народа в борьбе за независимость огромную роль сыграли поставки из СССР техники, вооружения и боеприпасов. После подрывов в 1985 – 1986 годах в портах Анголы поставки из Советского Союза оказались под угрозой срыва. (Подводные диверсанты разведывательно-диверсионных групп спецназа ВС ЮАР подорвали более 15 судов, принадлежащих разным…


Рассказы
24.06.2017

Петр Ниточкин к вопросу о матросском коварстве

Нелицемерно судят наше творчество настоящие друзья или настоящие враги. Только они не боятся нас обидеть. Но настоящих друзей так же мало, как настоящих, то есть цельных и значительных врагов. Первым слушателем одного моего трагического рассказа, естественно, был Петя Ниточкин. Я закончил чтение и долго не поднимал глаз. Петя молчал. Он, очевидно, был слишком потрясен, чтобы сразу заняться литературной критикой. Наконец…


Рассказы
22.03.2017

«Минск»

ТАКР, тяжелый авиационно-несущий крейсер. Второй в серии данного проекта, первым был «Киев». Это были первые советские авианосцы, несущие самолеты вертикального взлета ЯК-36. До этого были только два вертолетоносца, «Москва» и «Ленинград», они самолетов не несли, а только корабельные вертолеты КА-52. На тех мне бывать не доводилось, и они ушли в историю без моего присутствия. А вот «Минск» на некоторое время…


Рассказы
12.03.2017

Враги по несчастью

Из цикла «Байки от Петра Ивановича Хвостокрута»  Петр Иванович – натура лирическая и романтическая. В молодые годы его очаровал Сергей Есенин и, как потом оказалось, на всю жизнь. Трехтомник поэта весь разместился в голове Петра Ивановича. Он и сейчас читает многие его произведения по памяти. Да и сам, под настроение, пишет неплохие стихи. А уж восхищаться природой, восторгаться красотой ее…


Рассказы
12.02.2017

Верное решение

Из цикла «Байки от Петра Ивановича Хвостокрута» И что у меня за приятели – врут, просто сил нет. С ними рюмку выпить нельзя, их фантазия выплескивает такие истории, что нормальный человек рехнуться может, выслушивая их.  Но мы с Петром Ивановичем не совсем нормальные люди, а военно-морские пенсионеры. Поэтому, слушая своего коллегу Сергея Вершинова, с катушек не едем, но и не…


Рассказы
07.02.2017

Сюрприз с поросенком

Из цикла «Байки от Петра Ивановича Хвостокрута» На переборке третьего, жилого отсека подводной лодки мерно, в такт волнам, бушующим на поверхности океана, покачивался лист ватмана. Атомоход возвращался из боевого похода. В течение трех месяцев он нес службу в Средиземном море. В Бискайском заливе, где редко господствует штиль, даже на глубине 60 м чувствовалось, что и сейчас океан резвится. На ватмане…


Киев. Подол. Красная Площадь.

Рассказы
23.01.2017

Курсантские будни

В столичном городе на Днепре курсанты Киевского высшего военно-морского политического училища на деле ощущали любовь народа к флоту. В доперестроечный период государством тоже применялись определенные меры, целью которых было ограничение употребления спиртного и борьба с пьянством. В вино-водочных отделах магазинов строго настрого запрещалось продавать спиртное до одиннадцати часов. Однако, в случае острой нужды, когда в выходной день в дообеденное время…


Статьи
21.11.2016

ИМЕНИ ПОЛИТРУКА

На крутом берегу в бухте Казачьей взметнулся в небо белый обелиск. Он высечен из инкерманского камня руками черноморских моряков. В центре обелиска слова: «Верному сыну Родины Павлу Силаеву». Ниже размещен металлический барельеф символа рыцарской доблести «Щит и меч», а на плите у подножья памятника надпись: «Здесь 4 июля 1942 года героически погиб защитник Севастополя моряк-чекист младший политрук Силаев Павел Михайлович….


Статьи
09.09.2016

Боевой подвиг Гитлера Семена Константиновича

Красноармеец Гитлер при обороне 174,5 высоты Тираспольского укрепительного района в течение восьми суток уничтожал своим огнем противника. Будучи наводчиком станкового пулемета, поддерживал огнем наступление своего взвода. Оказавшись в окружении и получив ранение, тов.Гитлер вел огонь, пока не израсходовал боеприпасы, после чего, не бросив оружия, выбрался к своим, в общей сложности уничтожив более сотни военнослужащих Вермахта. За свой подвиг Гитлер награжден медалью «За Отвагу».  Семён Константинович…


Книги
20.03.2016

Книга будущих адмиралов

Книга о военно-морском искусстве, об истории военно-морского флота с древних времен до сегодняшних дней. В книге семь разделов, основной из них посвящен рассказу об участии Советского Военно-Морского Флота в Великой Отечественной войне, подвигу советских моряков. Содержание книги дополняют схемы и красочное оформление. Все может родная земля: накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама…


В Индийском океане

Статьи
19.01.2016

ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

Утром 20 февраля российские корабли покинули гостеприимный порт Мумбай и в 12 часов вышли из территориальных вод Индии. Позади шесть ярких и насыщенных дней программы визита. Каждый член экипажа имел возможность выйти в город и полюбоваться достопримечательностями самого большого в Индии мегаполиса, расположенного на семи островах. По поручению главы администрации Владивостока командир ОБК передал руководству Мумбайского отделения представительства Росзарубежцентра в…


Статьи
15.12.2015

«ЗЛОЙ УМЫСЕЛ ОСМАНОВ ОБРАТИЛСЯ НА ИХ ЖЕ ГОЛОВЫ»

Гибель и второе рождение турецкого крейсера «Меджидие» … В Страстную субботу 1915 года (выпавшую тогда на 21 марта / 3 апреля), недалеко от Одессы подорвавшись на русской мине затонул турецкий крейсер «Меджидие». «Турки задались целью испортить нам первый день Пасхи, ‒отмечала в эти дни «Московская копейка». ‒  …Злой умысел османов обратился на их же головы». «С Николаевского бульвара в бинокль отчетливо виден…


Виктор Конецкий

Рассказы
10.10.2015

Жмурик и Барракуда

Виктор Конецкий (1929–2002), написавший много хороших книг, никогда туристом не был. Он был моряком и писателем, и его книги – это путевые заметки. У него был прекрасный юмор, вспомним хоть «Полосатый рейс». Конецкий – один из соавторов сценария фильма. Так что читаем прикол – фрагмент его рассказа. Повествование идет от лица капитана Петра Ниточкина. Русский кот-дворняга по кличке Жмурик ничего…


Рассказы
05.07.2015

«Смольный» жив!

Я глазам своим не поверил — в Средней гавани Кронштадта четко прорисовывался знакомый силуэт. Да, это был он – учебный корабль «Смольный» (887 проекта) Из всех кораблей, на которых мне доводилось ходить в дальние моря, в живых остался только он один– УК «Смольный». Одни были проданы, другие порезаны и только он, «Смольный» да его родной брат «Хасан» все еще числятся…


Байки и флотская бывальщина

АДМИРАЛЬСКИЙ ЭФФЕКТ

Байка

За всю историю инспекций и проверок на 4-й эскадре такого кошмара не случалось. Как не случалось ничего подобного вообще на всех четырех флотах СССР, а также Каспийской флотилии. А у нас случилось…  Читать

БЕЗ «ДЯДЬКИ»

Походная быль

— Товарищ командир! Наблюдаю массовый взлет авиации!

Старпом уступил окуляр перископа командиру. Тот быстро нашел американский авианосец, за которым подводная лодка следила третьи сутки, и сердце его тоскливо сжалось…  Читать

ГЕНЕРАЛЬСКИЕ САПОГИ

Байка от А.Кибкало

На один из крейсеров Тихоокеанского флота прибыла инспекция во главе с Генералом Армии, заместителем главного инспектора вооруженных сил. Корабль долго и упорно готовился к этому важному экзамену, учтены были все мелочи. Экипаж был полон решимости…  Читать

ДЕРЖАЩИЙСЯ ЗА ПЯТКУ

Никакая не байка. Стопроцентная быль.

Катер командира противолодочной дивизии приближался к крейсеру «Александр Невский». Строгим глазом оглядывал контр-адмирал Ярцев корабль, стоявший на бочке. Образцовый крейсер, образцово покрашенный, образцово стоял посреди…  Читать

…И ДРУГИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА

Быль

Шурик – это не имя и не прозвище. Шурик – это фамилия. Старший лейтенант В.А. Шурик, начальник матросского клуба в Н-ском гарнизоне. В прошлой жизни. А в нынешней – заместитель командира подводной лодки…  Читать

КАЮТА ФЛАГМАНА

Байка  от А.Кибкало

 …Самым ответственным моим объектом на крейсере после артиллерийской башни, была каюта флагмана. Громадная двухкомнатная каюта, отделанная дубовыми лакированными панелями, бронзовыми канделябрами и массивными… Читать

ВОЖДЬ ПЛЕМЕНИ ИПУТАКИ

Кольская байка

А служили мы в русской Лапландии – на Мурмане, где кроме экипажей атомных и дизельных субмарин, надводных кораблей и морских летчиков, обитали коренные народы крайнего Севера…  Читать

КОМАНДИРСКИЙ МОСОЛ

По древней флотской традиции на обед командиру борщ всегда подавался с мослом. Одна из немногих радостей у командира на подводной лодке – мосол: мозговая кость торчащая из тарелки с борщом… Читать

ГАУПТМАН

Байка

Фамилия у начальника эскадренной судоремонтной мастерской (СРМ) была очень необычной: Шпрот-Придавыш. Некоторые думали, что это одновременно и фамилия, и прозвище. Поэтому официально обращались к капитану… Читать

ПЕРСОНА НОН ГРАТА

Байка-быль 18+

В 70-е годы кораблей строилось — так много, что не хватало специалистов для комплектации экипажей. Стали призывать из запаса. Так на большой противолодочный корабль (БПК) «Красный пролетарий», стоявший у достроечной стенки… Читать

ЛАЗАРЬ АНАНАСОВИЧ

Балтийская быль

Духовой оркестр грянул марш «Гвардия флота», и почетные гости — ветераны-подводники, почти все герои Советского Союза, прославленные моряки вошли в Аллею Славы, дабы перерезать алую ленточку. Вместе с ними шагал… Читать

МЕДИТАЦИЯ, БЛИН…

Байка антиалкогольная

Капитан 3 ранга Щитомырдников целый год командовал подводной лодкой, а потом снова вернулся в «первобытное состояние» — на должность старпома. И все из-за пристрастия к «красному вину». «Красное вино» он сотворял сам… Читать

НА РОДИНЕ ОТЕЛЛО

Дипломатическая байка 

После многомесячного боевого патрулирования (боевой службы) в Средиземном море подводная лодка Б-555 получила «добро» на заход в марокканский порт Касабланка. Зашли как раз в национальный праздник этой страны, и по такому случаю… Читать

ОЙ, МАТИ ОСА!…

Почти медицинская быль

За гальюны на подводной лодке отвечают механик и доктор. Мех за эксплуатацию, а док за санитарное состояние.  Это информация для общего развития и расширения кругозора. А теперь к делу… Читать

ОШИБОЧКА ВЫШЛА…

Ялтинская байка на документальной основе

Эта история столь интимна, что никакие фамилии здесь не уместны. Обойдемся должностями. А кому надо тот себя узнает. Итак… Читать

АДМИРАЛ В ПИЖАМЕ

Байка-быль

Чаще всего командующий флотом летал в Москву самолетом, собственным бортом. Но это по вызовам в Главный штаб, а в отпуск предпочитал ездить поездом, любимой «Арктикой» в вагоне СВ, в двухместном купе. Обычно адъютант… Читать

«ВО ЧРЕВЕ КИТОВОМ»

Быль

Девяностые годы… Подводная лодка стояла в навигационном ремонте у стенки родной базы. По этому поводу все офицеры, кроме механических и минных, которые по очереди несли дежурство по кораблю, разъехались по отпускам… Читать

ОДИССЕЯ ЛЕЙТЕНАНТА СУВОРОВА

Заполярная быль

Командир гидроакустическй группы лейтенант Суворов получил телеграмму от невесты: «Вылетаю рейсом №…. Встречай!»

Оформить брак в Ленинграде они не успели… Читать

СВАТОВСТВО СТАРПОМА ИЛИ МАКАРОНЫ ПО-ФЛОТСКИ

Байка

«Сухой закон» он и в Африке сухой, но в Арктике, в гарнизонах Крайнего Севера сухость его невыносима. Шибко холодно, однако… Шутка сказать, ближайший винный магазин только в Мурманске… Читать

УФОЛОГ

Байка

— Товарищ командир, слева триста сорок – неопознанный летающий объект! Угол места — семьдесят пять.

— Штурманило, опять за свое?! Это спутник летит! Только не вздумай в Навигационный журнал про НЛО писать … Читать

ДОРОГА В РАЙ

Байка

Подводная лодка шла на глубине ста метров, разверзая толщу Средиземного моря. Командирскую вахту нес старпом, а командир сидел в кают-компании, обхватив голову, которая раскалывалась от насущных проблем: вышел из строя… Читать

«ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ!»

Бабайка

Старая флотская шутка: «Когда матрос становится человеком?» «Когда падает за борт»

Крейсер стоял на якорной бочке, когда мимо него прошел рейсовый пассажирский катер. И кто-то выкинул за борт собаку… Читать

ЧЕРНОМЫРДИЗМЫ

Памяти В.С Черномырдина (моего земляка)

А он был приколистом, согласитесь!… Читать

ШТУРМАНЕНОК ПЕТЯ

Байка

«Товарищ мичман, ваше приказание выполнено!»

«А я вам ничего и не приказывал»… Читать

НЕСМЕШНО

Служебная байка

Ждали очередную комиссию из Москвы. И надо было «подбить» документацию подводной лодки, то есть привести ее в порядок…

Вот и сидел мой друг старпом Жора Баутин в кают-компании и, обложившись всякими документами – сброшюрованными и нет, переплетенными и нет, на скрепках и россыпью, и диктовал «машинистке», старшине-секретчику, который довольно сноровисто долбил клавиатуру двумя указательными пальцами с грубо подстриженными ногтями.

 Читать

ЛЕНИН НА «АВРОРЕ»

Новогодняя быль

А бывал ли Ленин на крейсере «Аврора»? Историки сомневаются: мол, залпом «Авроры» вождь руководил удаленно — из Смольного. А я не сомневаюсь: бывал!  Ленин на «Авроре» бывал. Сам видел… Поскольку, сам там бывал вместе с Ильичем. И это не записки пациента с Потешной улицы. Это реальная история, с реальными именами, отчествами и фамилиями.

*** Читать

«МЫ НА ЛОДОЧКЕ КАТАЛИСЬ…»

Полярнинская быль

В Полярном ждали шефов из Москвы — артистов и артисток прославленного театра оперетты. Ждать ждали, но времени не теряли. Жизнь в базе шла своим чередом и по суточному плану на подводной лодке Б-641, стоявшей у третьего пирса вторым корпусом с веста, должна была быть прострелка  торпедных аппаратов. Дело это не хитрое*** Читать

«НЕТ БАЗАРА!…»

Цыганская рапсодия

Дело было в Северодвинске. Дело было в Северодвинске в ту пору, когда там строили подводные лодки для индийского флота, и там же, в Белом море, обучали индийские экипажи непростому подводному делу. Русские механики передавали свой опыт индийским механикам, русские штурманы – индийским коллегам, ну и соответственно русские командиры учили индийских командиров.

>>>Читать

«ПЬЯНЫЕ ПИЯВКИ»

Байка гирудотерапевтическая

Командир атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения Герой Российской федерации капитан 1 ранга Куницын с детства боялся пиявок. Может, потому и в моряки пошел, поскольку пиявки в соленой воде не водятся. А тут после очередной «автономки» лодочный доктор капитан медслужбы Пилилкин

>>>Читать

«ЧП В НОЧНОМ БАРЕ»

Афишка перед ДОФом – Домом офицеров флота – извещала: «Сегодня в  16 часов. «Суд офицерской чести». Слушается  персональное дело лейтенанта Симакова.

После суда – танцы».

 ***

>>>Читать

«ПЛАСТИЛИН»

ДВА ХОРОШИХ КОНЦА

Торпедная байка

Немецкая пословица: два хороших конца бывает только у колбасы.

Жизнь на флоте, как и в родной стране, движется волнами, то есть кампаниями. Пришло указание из Центра и поднялась волна выше сель-гор-облсовета. К исполнению – всем, всем и всем! И не важно, что через неделю-другую административный энтузиаст опадет, как опадает любая, даже океанская волна. Но когда гребень вздымается к самому пику…! Тогда волна приобретает порой убийственную силу…

>>>Читать

ПОЗОР НА ВСЮ ЕВРОПУ или «за гранью возможного»

Ей Богу, не байка, а достоверная быль из уст контр-адмирала Олега Николаевича Лазарева

Марьята! Это милое женское имя встрепенет не одного моряка-североморца, участит биение сердца…

«Марьята» — это норвежский разведывательный корабль, который всегда появлялся вблизи наших морских полигонов, когда туда приходили наши подводные лодки или крейсера, БПК, эсминцы…

>>>Читать

ПОРОСЕНОК В ЛИМОННОМ СОУСЕ

Свинобайка

Подводная лодка Б-400, чей номер эскадренные остряки истолковывали как «два раза по двести», возвращалась с боевой службы на месяц раньше положенного срока. Это известие обрадовало почти всю женскую половину города Полярного, но весьма огорчило двоих мужчин. И тут никакой романтики, ничего личного: тут одно, можно сказать, свинство.

>>>Читать

Строевая байка

Они были просто созданы друг для друга: старший лейтенант Кошконогов и старший матрос Клюворылов. Как говорили остряки «на флоте только двое старших: старший матрос да старший лейтенант, а остальные все капитаны разных рангов да адмиралы».

>>>Читать

Музыкантская байка

Вообще-то он вовсе не турецкий. Это его так музыканты меж собой называли. На самом деле это был обычный большой оркестровый барабан и играл на нем мичман с замечательной (в тему) фамилией Барабаш. Петр Петрович. «Как лейтенант Шмидт», не забывал подчеркивать бравый мичман при всяком новом знакомстве. Но лейтенант Шмидт никакого отношения к дальнейшей истории не имеет. Итак, подводная лодка Б-404 стояла в Пятой точке.

>>>Читать

Байка

Сначала надо допеть заголовок: «…Но лошадь, как известно, не овца. И лошадь на парады выезжала, и маршалу об этом ни словца»…

Но речь-то не о лошади (хотя и о ней тоже), а о маршале, возглавлявшим ГИМО.

ГИМО это вам не МГИМО. ГИМО – это государственная инспекция министерства обороны. И нагрянула она на Четвертую эскадру дизельных подводных лодок в ту самую зиму, когда морозы сковали льдом Екатерининскую гавань. Одна напасть наложилась на другую.

>>>Читать

Байка

Средиземное море. Район восточнее острова Корсика. Подводная лодка Б-400 идет на глубине 70 метров. Дифферент – ноль, крен – ноль, курс – ноль (чистый норд). Всё – по нолям. Горизонт чист. Работает экономход. Скорость три узла. На вахте вторая боевая смена. На командирской вахте – старпом. В центральном посту стылая тишина, подчеркнутая жужжанием приборов. Старпому скучно. И всем скучно. Точно также все было вчера. И позавчера. И неделю назад. И завтра так же будет, и послезавтра. И через неделю. Уж такую глухую позицию нарезали лодке – никаких целей, ни надводных, ни подводных. Ерзай не ерзай, а горизонт чист. Глубина -70. И все по нолям — дифферент, крен, курс.

>>>Читать

Байки на тему словаря «Командных слов»

Восседал одно время в кресле министра обороны очень случайный гражданский человек, который хорошо разбирался в мебели, и не бельмеса не смыслил в военных делах, за что и получил кличку «фельдмебель»

Сидит однажды «фельдмебель» на коллегии министерства обороны и листает словарь «Командные слова», приложение к «Корабельному уставу ВМФ».

>>>Читать

Любимая байка командира крейсера «Мурманск»

Часть первая.

После морского парада на Североморском рейде подводную лодку «Комсомолец Бурятии» поставили у городского причала. Пользуясь редким случаем, офицеры отправили лодочного доктора в боновый магазин «Альбатрос» отоваривать чеки Внешторгбанка, которые у многих остались после загранплавания. В моде были женские парики, поэтому помощник, механик, минер, штурман со «штурманенком» и примкнувший к ним боцман заказали импортные парики для своих жен и подруг. Доктор записал в блокноте: «три блондинки, одна брюнетка, две шатенки», а также размеры голов боевых подруг подводников «Комсомольца Бурятии».

>>>Читать

Немедицинская байка

Подводная лодка Б-400, известная в народе, как «два по двести» стояла у причала и была готова к проверке флотской комиссией по всем параметрам – от готовности электромеханической боевой части к дальнему походу до концерта художественной самодеятельности силами экипажа.

Адмирал прошел по коридору жилого отсека, разглядывая боевые листки и всякую наглядную агитацию. Остановился.

>>>Читать

Дезинсекционная байка

«Тараканы распространены по всему миру, — утверждают научные книги, — и обитают в самых разных средах, особенно в тропиках и субтропиках. Тараканы могут выдерживать чрезвычайно низкие температуры, что позволяет им жить в Арктике. Некоторые виды способны выдерживать температуру -122 °C , производя антифриз из глицерина».

>>>Читать

Термоядерная байка

Во все времена и на всех флотах новички подвергались розыгрышам разной степени безобидности. Вот и на атомных подводных лодках первого поколения (как, впрочем, и всех последующих тоже) разыгрывали «молодых» на весьма болезненную тему – радиофобию.  Кто ее знает, эту радиацию, что ее задерживает (да и задерживает ли ее что-либо?) и на сколько пагубно она влияет на мужской организм? Все эти вопросы вольно или невольно роятся в голове моряка, впервые пришедшего в прочный корпус атомохода.

>>>Читать

Байка в 2 частях

Часть первая.  ЕРШИЛО

Командир БЧ-3, минно-торпедной боевой части, в миру «властелин торпед» старший лейтенант Симаков нежданно-негаданно, то есть досрочно, получил звание «капитан-лейтенант». Это прекрасное событие он встретил на сбор-походе, где наша подводная лодка стояла уже почти пятые сутки, готовясь к сдаче «задачи Л-1». Стояла в виду родного города Полярного, но без связи с берегом, а значит, с городом.

>>>Читать

Байка

Сорок вторая бригада подводных лодок стояла отдельно от всей эскадры в заполярном городке Линахамари. Туда редко заглядывало начальство, и потому новый командир эскадры контр-адмирал Чекмарев решил лично проинспектировать бригаду, причем сделать это врасплох.

>>>Читать

Российская Федерация является континентальной державой. Военно-морской флот – это один из трех столпов, на котором держится могущество страны.

Защита морских рубежей, защита в открытом океане, демонстрация флага — это является задачами флота, которые стояли, стоят и будут стоять перед ВМФ России.

Рассмотрим более подробно военно-морской флот России, история его создания, какие основные цели и задачи стоят перед ним, основной состав и структура, какое вооружение и оснащение используется сегодня.

Содержание

  1. История создания ВМФ Российской Федерации
  2. Цели и задачи ВМФ
  3. Структура военно-морского флота РФ
  4. Надводные силы
  5. Подводные силы
  6. Морская авиация
  7. Береговые войска флота
  8. Оперативно-стратегическими объединениями
  9. Вооружение ВМФ России
  10. Флаги военно-морского флота
  11. День Военно-морского флота России

История создания ВМФ Российской Федерации

Согласно древнерусским летописям, первые боевые корабли появились в 12 веке. Хотя, наверное, они были и раньше, ведь путь «Из варяг в греки» существовал с незапамятных времен. Первая же документированная победа российского флота произошла 22 июля (1 августа) 1656 года в битве под Котлиным во время Русско-шведской войны.

История создания Российского императорского флота (РИФ), как это называлось во времена Российской империи, начинается в 1696 году после Азовских походов Петра I. Первые боевые корабли строились на верфях в Воронеже, а после начала строительства Балтийского флота, строительство началось вблизи современного Санкт-Петербурга.

Корабли ВМФ

К 1725 году мощность РИФ хотя и не была на первых позициях, но была довольно сильной, чтобы с ней считаться.

После смерти Петра I, при правлении Петра II, флот стал хиреть, должного внимания ему не уделялось. Корабли стояли у причалов, учений и морских походов не проводилось. И только при воцарении Анны Иоанновны ситуация начала меняться. Была учреждена Воинская морская коллегия под предводительством вице-канцлера графа Андрея Остермана, в состав которой вошли вице-адмирал граф Николай Головин, вице-адмирал Наум Сенявин, вице-адмирал Томас Сандерс, контр-адмирал Петр Бредаль и контр-адмирал Василий Дмитриев-Мамонов, произведена реформа управления, введены новые штаты флота.

Также в 1732 году было восстановлено строительство кораблей в Архангельске. Это дало мощный толчок русскому кораблестроению. Материалы для строительства кораблей были фактически рядом, а корабли, построенные из лиственницы, были не хуже, а то и лучше кораблей, строившихся в центральной России из корабельного дуба. Удобная логистика тоже дала возможность ускорения и удешевления строительства. На долгие годы Архангельск стал базой для строительства Балтийского флота.

Во второй половине XVIII века русский флот развивался еще быстрее. Это было вызвано прямой военной необходимостью, т.к. усилилась внешняя политика России, да и русско-турецкие войны за господство на Черном море не прекращались. Первый раз в своей истории Россия послала военно-морские эскадры из Балтийского моря в Средиземное. Переход сопровождался множеством проблем. Суда садились на мель, получали повреждения во время штормов, болели и умирали моряки. Если первый корабль флота прибыл в пункт назначения в ноябре 1769 года, то основная часть флота дошла только в феврале 1770 года. Но это не помешало русским морякам пройти «огнем и мечом» по турецкому флоту и прибрежным крепостям.

Во время Чесменского сражения 1770 года была одержана одна из самых значительных побед русского флота. Была перекрыта возможность Турции действовать в Дарданеллах и Эгейском море, что вызвало перебои со снабжением столицы Османской империи. Вообще же, постоянные войны с Турцией середины и конца XVIII века привели к тому, что к концу века РИФ стал третьим по боевой мощности в мире, после Англии и Франции. Однако задержки в экономическом и промышленном развитии страны повлекли за собой и отставание в развитии флота России. И это хорошо показала Крымская война.

На построении

Несмотря на название, ТВД (театры военных действий) располагались не только в Крыму, но и на Кавказе, Дальнем востоке, в Балтийском и Белом морях. Война вскрыла все техническое отставание России от ведущих держав, и только героизм народов Российской империи не дал закончиться войне с гораздо более плачевными результатами.

После Крымской войны в развитие флота было вложено много сил и средств, и флот в очередной раз получил ускорение своего развития. Началось активное строительство паровых судов, много боевых кораблей закупалось за границей.

В начале XX века разразилась Русско-Японская война. Японцы, флот который им поставили англичане, выиграли войну, более того, нанесли пощечину России не без помощи своих командующих, включая того же Рожественского и Небогатова.

После войны флот откатился на 6 место в мире, однако, начал восстанавливаться быстрыми темпами. Например, 19 марта 1906 года был создан новый род сил РИФ – подводные. И до настоящего времени в России этот день является днем подводника. В том же году была принята «Малая судостроительная программа». Много кораблей было заказано в других странах, что привело к конфискации задела кораблей на немецких верфях и недопоставке комплектующих из Англии.

Первую мировую войну Российский императорский флот провел достойно, несмотря на происходившие процессы в государстве. На Черном море господствовал Черноморский флот, на Балтике немцам не удалось реализовать свои планы.

После революции и гражданской войны тоннаж флота фактически сократился до 16% от довоенного. Численность личного состава уменьшилась на две трети. Однако, едва встав на ноги, Советский Союз стал уделять флоту повышенное внимание. Так, 28 марта 1924 года было организовано Управление Военно-морских сил (УВМС) РККА, подчинявшееся непосредственно Наркому по военным и морским делам (Наркомвоенмору) СССР Л. Д. Троцкому.

Военно-морской флот России

На протяжении всего времени, вплоть до начала Великой Отечественной войны, флот развивался, особенно активно строились подводные лодки. На 22 июня 1941 года корабельный состав Рабоче-крестьянского красного флота (РККФ) насчитывал 3 линейных корабля, 7 крейсеров, 59 лидеров и эсминцев, 218 подводных лодок, 269 торпедных катеров, 22 сторожевых корабля, 88 тральщиков и много других кораблей и катеров, а также вспомогательных судов. В постройке находилось 219 кораблей.

Война для флота началась раньше всех, так самый первый боевой приказ был отдан в 03:06 22 июня 1941 года начальником штаба Черноморского флота контр-адмиралом И. Д. Елисеевым. Это был приказ открыть огонь по немецким самолетам.

Основные сражения Великой Отечественной войны проходили на суше, поэтому флот в основном действовал по поддержанию наземных сил. С кораблей на берег, в основном в морскую пехоту, было направлено более 400 тысяч моряков.

После второй мировой войны флот продолжил свое развитие и могущества достиг к 80-м годам XX века. Начиная с 1955 года, на вооружение были приняты лодки с баллистическими ракетами. В 1958 году спущена первая атомная подводная лодка.

После развала Союза ССР Военно-морской флот Российской Федерации стал гораздо слабее. Из 1561 корабля в 1985 году, осталось 136 в 2010 году. Однако будем надеяться, что флот возродится, как это бывало уже не раз в его истории.

Цели и задачи ВМФ

Военно-Морской Флот — это, прежде всего, военное подразделение, которое имеет полномочия при необходимости применять оружие.

Основными целями, которые на сегодняшний день возложены на ВМФ являются:

  1. Обеспечение безопасности суверенитета страны на водных просторах, то есть готовность отразить вооруженное нападение.
  2. Обеспечение поддержки сухопутных войск артиллерийским огнем. На современных российских кораблях установлены такие пушки, которые по своей мощности не уступают полевой артиллерии.
  3. Создание безопасного прохода для торговых кораблей и их деятельности. Сегодня распространены морские нападения на суда. Для того чтобы при возникновении угрозы захвата корабля морскими разбойниками была возможность их освободить, и существуют отдельные подразделения ВМФ.
  4. Сдерживание других государств от мысли о нападении на Россию. До тех пор, пока в Российской Федерации имеются самые современные вооруженные корабли, значительно превосходящие по огневой мощи аналогичные суда других государств, ни одна страна не решит нападать на более сильного врага. Кроме этого, боевые корабли России находятся во всех морских пространствах, принадлежащих российскому суверенитету. Это позволяет контролировать все корабельные маневры других стран. Российская Федерация граничит на морских просторах с территориями многих других стран — США, Японией, Польшей, Литвой, Финляндией и др. В случае возникновения угрозы нанесения удара с одной из них Россия может нанести удар на опережение.
  5. Участие в международных учениях позволяет Российской Федерации демонстрировать свою мощь на мировой арене.

Корабль в порту

Структура военно-морского флота РФ

В состав Военно-морского флота входят следующие силы:

  • Надводные силы.
  • Подводные силы.
  • Морская авиация:
    • береговая;
    • палубная;
  • Береговые войска флота.

В состав ВМФ входят также части специального назначения, части и подразделения тыла.

Надводные силы

Кроме того, существует Гидрографическая служба ВМФ, которая относится к Главному управлению навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации.

Надводные силы

Надводные силы – род сил Военно-Морского Флота.

Надводные силы используются для:

  • защиты морских коммуникаций;
  • перевозки и прикрытия десантов;
  • минирования и разминирования водного ТВД и территориальных вод;
  • обеспечения выхода и развертывания подводных сил, возвращения их на базы.

Главные свойства надводных сил – большая ударная мощь, высокая маневренность, широкий пространственный размах действий.

Выполнение боевых задач надводными силами может быть осуществлено как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими родами сил флота.

Подводные силы

Подводные силы используются для нанесения ударов по морским и континентальным целям и для разведывательных целей. Атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами – часть триады Российских стратегических сил. Также на вооружении флота состоят дизельные подводные лодки разных классов, вооруженные как торпедным, так и ракетным вооружением.

Разные корабли

Морская авиация

Морская авиация предназначена для:

  • поиска, целеуказания и уничтожения надводных кораблей и подводных лодок противника в океане;
  • нанесения бомбовых и ракетных ударов;
  • отражения атак самолетов и противокорабельных ракет.

Также морская авиация может привлекаться к постановке минных и противолодочных заграждений, радиоэлектронной борьбе (РЭБ), воздушным перевозкам и десантированию, поисково-спасательным работам (ПСР) на море и на суше.

Береговые войска флота

Задачи береговых войск (БВ) флота:

  • оборона побережья (военно-морских баз, портов, пунктов базирования и береговых объектов);
  • ведение боевых действий в составе морских, воздушных и воздушно-морских десантов.

Береговые войска включают 2 рода войск: береговые ракетно-артиллерийские войска и морскую пехоту.

Каждый род войск решает определенные целевые задачи самостоятельно и во взаимодействии с другими родами войск БВ и сил ВМФ, а также с соединениями и частями других видов Вооруженных Сил и родов войск.

Основными организационными единицами БВ являются бригады, батальоны (дивизионы).

Вынесение флага

Оснащены БВ преимущественно вооружением и техникой общевойскового типа, однако, имеют на вооружении береговые ракетные комплексы (БРК) противокорабельных управляемых ракет (ПКР), стационарные и подвижные артиллерийские установки, предназначенные для поражения морских и наземных целей, специальные (морские) средства разведки и др.

Оперативно-стратегическими объединениями

Оперативно-стратегическими объединениями ВМФ России являются:

  • Балтийский флот со штабом в Калининграде. Корабельный состав: 3 дизельные подводные лодки, 2 эсминца, 3 корвета, 2 сторожевых корабля, 4 малых ракетных корабля, 7 малых противолодочных кораблей, 7 ракетных катеров, 5 базовых тральщиков, 14 рейдовых тральщиков, 4 больших десантных корабля, 2 малых десантных корабля на ВП, 6 десантных катеров. Итого: подводные лодки – 3, надводные корабли – 56.
  • Северный флот со штабом в Североморске. Корабельный состав: 10 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, 3 атомные подводные лодки с крылатыми ракетами, 14 многоцелевых атомных подводных лодок, 9 атомных подводных лодок спецназначения, 1 дизельная подводная лодка спецназначения, 6 дизельных подводных лодок, 1 тяжелый авианесущий крейсер, 2 тяжелых атомных ракетных крейсера, 1 ракетный крейсер, 5 БПК, 1 эсминец, 3 малых ракетных корабля, 1 артиллерийский катер, 6 малых противолодочных кораблей, 4 морских тральщика, 6 базовых тральщиков, 1 рейдовый тральщик, 4 больших десантных корабля, 4 десантных катера. Итого: подводные лодки – 43, надводные корабли – 39.
  • Черноморский флот со штабом в Севастополе. Корабельный состав: 2 дизельные подводные лодки, 1 ракетный крейсер, 2 БПК, 3 СКР, 7 МПК, 4 МРК, 5 ракетных катеров, 7 морских тральщиков, 2 базовых тральщика, 2 рейдовых тральщика, 7 больших десантных кораблей, 2 десантных катера. Итого: подводные лодки – 2, надводные корабли – 41.
  • Тихоокеанский флот со штабом во Владивостоке. Корабельный состав: 3 атомные подводные лодки с баллистическими ракетами, 5 атомных подводных лодок с крылатыми ракетами, 5 многоцелевых атомных подводных лодок, 8 дизельных подводных лодок, 1 тяжелый атомный ракетный крейсер, 1 ракетный крейсер, 4 больших противолодочных корабля, 3 эсминца, 8 малых противолодочных кораблей, 4 малых ракетных корабля, 11 ракетных катеров, 2 морских тральщика, 7 базовых тральщиков, 1 рейдовый тральщик, 4 больших десантных корабля, 4 десантных катера. Итого: подводные лодки – 21, надводные корабли – 50.
  • Каспийская флотилия со штабом в Астрахани. Корабельный состав: 2 сторожевых корабля, 4 малых артиллерийских корабля, 5 ракетных катеров, 5 артиллерийских катеров, 2 базовых тральщика, 5 рейдовых тральщиков, 7 десантных катеров. Итого: надводные корабли – 28.

Северный и Тихоокеанский флоты являются полноценными океанскими флотами. Их корабли могут проводить все виды военно-морских операций в дальней океанской зоне. Только эти два флота ВМФ России располагают ПЛА и ПЛАРБ. Также здесь сосредоточены все российские ракетные крейсера кроме флагмана Черноморского флота РКР «Москва».

Корабль в море

Балтийский и Черноморский флоты являются преимущественно флотами морской зоны. Их корабли тоже могут совершать выходы в Мировой океан, но лишь в условиях глобального мира, для осуществления экспедиционных операций против заведомо более слабого противника.

Вооружение ВМФ России

На вооружении Военно-морского флота есть как ядерные, так и неядерные боеприпасы. Например, РПКСН (ракетные подводные крейсеры спецназначения) вооружены баллистическими ракетами с ядерными боеголовками, такими как «Булава» и «Синева». В то же время флотом активно применяются крылатые ракеты с обычной боевой частью «Калибр», которые могут работать как по надводным, так и по наземным целям.

Комплекс «Калибр» активно применялся в Сирии. Также на вооружении флота стоят средства ПВО и ПЛО, такие как комплексы «Полимент-Редут», ЗРАК «Кортик» и другие.

Однако важной частью вооружения флота остается и пушечное вооружение, например, универсальная артиллерийская корабельная установка (АУ) АК-130. Установка имеет большую скорострельность (до 90 выстрелов в минуту). Наличие механизмов автоперезагрузки боеприпасов позволяет без участия дополнительной команды выпустить весь боекомплект до полного опустошения погребов.

День ВМФ

В АУ есть приборы коррекции прицела по всплескам падающих снарядов и визирный пост для стрельбы по береговым целям. Орудие, благодаря большой скорострельности и наличию нескольких типов специализированных снарядов, может вести эффективную зенитную стрельбу (в боекомплект входят снаряды с дистанционным и радиолокационным взрывателями).

В целом вооружение ВМФ РФ позволяет выполнять все возложенные на него задачи по защите страны, ее берегов и интересов в прибрежной зоне и в Мировом океане.

Флаги военно-морского флота

  • Флагом Военно-морского флота является Андреевский крест. Этот флаг вывешивается на корме кораблей флота.
  • Также на кораблях Военно-морского флота 1го и 2го рангов поднимается гюйс (носовой флаг).
  • На кораблях, имеющих звание Гвардейских, вывешивается гвардейский кормовой флаг.
  • На кораблях, награжденных орденами, вывешивается кормовой флаг, содержащий изображение ордена.
  • На Гвардейских кораблях, награжденных орденом, поднимается кормовой флаг с гвардейской лентой и изображением ордена.

Вообще же, в Военно-морском флоте существует огромное количество флагов, начиная от флагов командующих различного ранга и до флагов вспомогательных сил флота и т.д.

Андреевский крест

Например, флаг Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации.

День Военно-морского флота России

Официальное празднование Дня Военно-морского флота Российской Федерации было учреждено Указом Президента РФ в 2006 году. Его отмечают в последнее воскресенье июля.

День ВМФ – профессиональный праздник военных моряков, военнослужащих российского флота, ветеранов, работников судостроительных и судоремонтных предприятий.

На День ВМФ запланировано множество торжественных мероприятий, а в местах базирования флота состоятся военно-морские парады. Традиционно празднование предполагает концерты, поздравление командованием экипажей кораблей и судов, эскадрилий морской авиации, личного состава береговых подразделений и всех, кто служит в ВМФ. Особо отличившимся вручают награды, грамоты и ценные подарки. Поздравления принимают и ветераны Военно-морского флота.

Военно-морской флот как самостоятельный вид Вооруженных Сил Российской Федерации складывался с конца XVII в. до начала XX в.

Создание регулярного военного флота в России – историческая закономерность. Оно было обусловлено настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже XVII-XVIII вв. главным препятствием для экономического и социального развития Русского государства.

Первая постоянная группировка сил – Азовский флот – была сформирована из кораблей и судов, построенных зимой 1695–1696 гг. и предназначалась для содействия армии в кампании по овладению турецкой крепостью Азов. 30 октября 1696 г. боярская дума по представлению царя Петра I приняла постановление «Морским судам быть …», что стало первым законом о флоте и признание официальной датой его основания.

В ходе Северной войны 1700–1721 гг. определились основные задачи флота, перечень которых остается практически неизменным до настоящего времени, а именно: борьба против военно-морских сил противника, борьба на морских коммуникациях, оборона своего побережья с морского направления, содействие армии на приморских направлениях, нанесение ударов и обеспечение вторжения на территорию противника с морского направления. Удельный вес этих задач менялся по мере изменения материальных средств и характера вооруженной борьбы на море. Соответственно этому изменялись роль и место отдельных родов сил, входивших в состав флота.

Так, до Первой мировой войны основные задачи решались надводными кораблями, и они были главным родом сил флота. В период Второй мировой войны эта роль на некоторое время перешла к морской авиации, а в послевоенный период с появлением ракетно-ядерного оружия и кораблей с атомными энергетическими установками в качестве главного рода сил утвердились подводные лодки.

До Первой мировой войны флот был однородным. Береговые войска (морская пехота и береговая артиллерия) существовали с начала XVIII в., однако, в организационном отношении в состав флота не входили. 19 марта 1906 г. зародились и стали развиваться как новый род сил ВМФ подводные силы.

В 1914 г. были сформированы первые части морской авиации, которая в 1916 г. также приобрела признаки самостоятельного рода сил. День авиации ВМФ отмечается 17 июля в честь первой победы русских морских летчиков в воздушном бою над Балтийским морем в 1916 г. Окончательно ВМФ как разродное стратегическое объединение сформировался к середине 1930-х гг., когда в состав ВМФ организационно вошли морская авиация, береговая оборона и части ПВО.

Современная система органов управления ВМФ окончательно сложилась накануне Великой Отечественной войны. 15 января 1938 г. Постановлением ЦИК и СНК был создан Народный комиссариат ВМФ, в составе которого был образован Главный морской штаб. В период становления регулярного флота России его организационно-штатная структура и функции были нечеткими. 22 декабря 1717 г. по указу Петра I для повседневного управления флотом была сформирована Адмиралтейств-коллегия. 20 сентября 1802 г. образовано Министерство морских сил, впоследствии переименованное в Морское министерство и просуществовавшее до 1917 г. Органы боевого (оперативного) управления силами ВМФ появились после русско-японской войны с созданием 7 апреля 1906 г. Морского генерального штаба. Во главе Российского флота стояли такие известные флотоводцы, как Петр I, П.В. Чичагов, И.К. Григорович, Н.Г. Кузнецов, С.Г. Горшков.

Постоянные группировки сил на морских театрах складывались по мере решения российским государством исторических задач, связанных с приобретением выходов в Мировой океан, включением страны в мировую экономику и политику. На Балтике флот постоянно существовал с 18 мая 1703 г., Каспийская флотилия – с 15 ноября 1722 г., а флот на Черном море – с 13 мая 1783 г. На Севере и Тихом океане группировки сил флота создавались, как правило, на временной основе или, не получив значительного развития, периодически упразднялись. Нынешний Тихоокеанский и Северный флоты в качестве постоянных группировок существуют соответственно с 21 апреля 1932 г. и 1 июня 1933 г.

Наибольшее развитие флот получил к середине 1980-х гг. В это время в его составе имелось 4 флота и Каспийская флотилия, в составе которых было более 100 дивизий и бригад надводных кораблей, подводных лодок, морской авиации и береговой обороны.

В настоящее время Военно-морской флот является главной составляющей и основой морского потенциала Российской Федерации, одним из инструментов внешней политики государства и предназначен для обеспечения защиты интересов Российской Федерации и ее союзников в Мировом океане военными методами, поддержания военно-политической стабильности в прилегающих к ней морях, военной безопасности с морских и океанских направлений.

Основным мероприятием боевой подготовки сил ВМФ в 2010 г. стало участие Тихоокеанского флота во взаимодействии с тяжелым атомным ракетным крейсером «Пётр Великий» Северного флота и гвардейским ракетным крейсером «Москва» Черноморского флота в оперативно-стратегическом учении «Восток-2010». С борта тяжелого атомного крейсера «Пётр Великий» за ходом учений в Японском море наблюдал Верховный Главнокомандующий ВС РФ — Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев.

Продолжается активизация сотрудничества с флотами зарубежных стран в сфере обеспечения безопасности мореплавания, борьбе с пиратством, наркобизнесом, контрабандой, по оказанию помощи судам, терпящим бедствие, и спасанию жизни на море.

В 2010 г. Балтийский флот принял участие в международных учениях «БАЛТОПС-2010», Северный флот – в российско-норвежских учениях «Помор-2010». Большой противолодочный корабль «Североморск» Северного флота совместно с боевыми кораблями ВМС США, Великобритании и Франции участвовал в международных военно-морских учениях «ФРУКУС-2010», которые проходят в Атлантике.

Впервые силы Северного, Тихоокеанского флотов отрабатывали взаимодействие в составе группировок в дальних океанских походах.

В военно-дипломатической сфере значимую роль играла и продолжает играть демонстрация Андреевского флага во время посещений морских портов иностранных государств. ВМФ России продолжил свое регулярное присутствие в районах Африканского Рога и Аденского залива. Боевые корабли Северного, Тихоокеанского и Балтийского флотов осуществляли и продолжают осуществлять проводку конвоев гражданских судов через районы повышенной пиратской активности.

Рубрика: Были и байки плавсостава

«Честный ребенок любит не маму с папой, а трубочки с кремом. Честный матрос хочет не служить, а спать. По этому, его надо принуждать к службе». Вице-адмирал Г.А.Радзевский Существует целая масса национальных напитков.  Во Франции — это «Божоле». В Шотландии — джин, в Германии – шнапс и куча сортов пива, в Американских штатах – виски, в Мексике […]

На дизельной подводной лодке, выходящей из заводского ремонта, проводились ходовые испытания отремонтированной техники. Лодка вышла в море, погрузилась на заданную глубину и тут… произошла весьма забавная и любопытная история. Каюта замполита (раньше их называли именно так) размещалась в 1-м торпедном отсеке. И, как назло, именно в этом отсеке из-под клапана системы вентиляции ЦГБ (цистерны главного […]

Помощник начальника штаба флота Огурцов Олег Иванович, только недавно назначенный на эту должность, решил сразу же навести порядок в подчиненных ему соединениях так называемых «отстойных»: ремонтирующихся и утилизованных надводных кораблей и подводных лодок. Для этой цели он собрал всех своих многочисленных помощников и заместителей, получил от них доклады по состоянию тех самых кораблей, и не […]

«Мы будем проводить иностранную политику иностранными руками». Виктор Черномырдин Дело было в Америке, точнее во Флориде, в замечательном курортном городке Дайтона-бич, куда нас пригласило международное сообщество «Шаркхантер». А теперь все по полочкам. Время действия — середина сумасшедших 90-х годов, совершенно безденежных для автора и героев этой жестокой были. Нас было трое: контр-адмирал Лев Соломонович Черемушкин, […]

«И с кого спросить, я вас спрашиваю? Эти там, те тут, а тех до сих пор никто ни разу… В. Черномырдин Фамилия у начальника эскадренной судоремонтной мастерской (СРМ) была очень необычной: Шпрот-Придавыш. Некоторые думали, что это одновременно и фамилия, и прозвище. Поэтому официально обращались к капитану 3 ранга-инженеру – «товарищ Шпрот», а за глаза звали […]

Описанная история имела место быть в реальности. Написана с подачи Никиты Александровича Трофимова и с корректурой Александра Васильевича Козлова — настоящего инженер-механика. На вечерний чай в кают-компанию офицеров медленно подтягивались офицеры БПК. Впереди вечерняя поверка и отбой. Скучно вечерами на корабле. Жизнь как бы затихает. И лишь обеспечивающая смена офицеров и мичманов «облизывает» любыми методами […]

«Клинтона целый год долбали за его Монику. У нас таких через одного. Мы ещё им поаплодируем. Но другое дело Конституция. Написано: нельзя к Монике ходить — не ходи! А пошел – отвечай!»… В.Черномырдин Женщину можно искать повсюду – в большом городе, в степи, в дальней дороге, в ресторане, в космосе, иногда даже в ресторане «Космос», […]

Влияние руководящей и направляющей роли родной партии на службу молодых лейтенантов продолжилось, причём без перерыва. Проводники этого влияния, называемые, в то время, в среде политически незрелых офицеров, политработниками, мыслили крайне нетрадиционно. Например, к революционным праздникам, они имели привычку организовывать смотры художественной самодеятельности и брать повышенные социалистические обязательства. О соревнованиях расскажу позже, а об искусстве – […]

«Сухой закон» он и в Африке сухой, но в Арктике, в гарнизонах Крайнего Севера сухость его невыносима. Шибко холодно, однако… Шутка сказать, ближайший винный магазин только в Мурманске, да и то, ничего не привезёшь, на КПП проверят и отберут, потом сделают вид, что выльют в раковину, а в сифон вмонтирована ёмкость. Тем не менее, старший […]

На один из крейсеров Тихоокеанского флота прибыла инспекция во главе с Генералом Армии, заместителем главного инспектора вооружённых сил. Корабль долго и упорно готовился к этому важному экзамену, учтены были все мелочи. Экипаж был полон решимости, с честью выдержать проверку, не опозорить флота. После изнурительных бессонных ночей, проведённых в подготовке, наступил ответственный день. К стоящему на […]

Нужен вариант попроще (по картинке из Азбуки)???? Он здесь.


Россия – огромная страна, у которой есть выход к морю. Многие километры российских границ походят по береговой линии. Именно поэтому в нашей стране построено множество морских портов и военно-морских баз.

В настоящее время российский флот насчитывает множество гражданских и военных судов, обеспечивающих безопасность и торговые связи внутри страны и за ее пределами.

Как в России появился флот?

Первые корабли были построены в российском государстве еще в 9 веке, однако тогда они еще не были сильным и организованным флотом. Они использовали в основном для торговли или разовых военных операций.

В последующие годы на северных и южных границах страны начинают строить все более совершенные корабли, которые уже способны противостоять неприятелю на море и участвовать в военных конфликтах с Швецией и Турцией.

Первый настоящий военный корабль, соответствующий европейским стандартам, был построен на реке Оке в 1668 году на реке Оке и получил гордое имя «Орел».

Активное развитие флота началось в конце 17 века, когда страной правил Петр I. Именно он принял решение о создании флотилии из современных кораблей, которая могла бы обеспечить безопасность границ и стать гордостью государства.

Российский император увлекался мореплаванием с детских лет. Еще будучи совсем юным Петр ходил под парусом на небольшой шестиметровой лодке, ранее принадлежавшей его отцу. Задавшись идеей сделать Россию великой морской державой, император отправился в Европу, где в течение полутора лет изучал теорию и практику кораблестроения. После возвращения на родину за 15 лет Петру I удалось построить больше 2 сотен кораблей, ставших основой российского регулярного военно-морского флота.

В самом начале 18 века Петр строит новые верфи и открывает военно-морское училище, где готовят специалистов по постройке и управлению военными кораблями. Деятельность неутомимого императора дала свои плоды – его государство все сильнее укреплялось на море, одерживая одну за другой несколько внушительных побед.

К середине столетия в распоряжении страны была уже огромная флотилия, состоящая из нескольких сот судов разного размера и назначения.

После смерти Петра I флот стал постепенно утрачивать свое величие и боеспособность, а качество подготовки экипажей кораблей оставляло желать лучшего. Правители, руководившие страной после Петра, в большинстве своем не разделяли его любви к кораблестроению. Спустя годы в России началась работа по возрождению военно-морского флота: спускали на воду новые современные суда, корабельные специалисты отправлялись на практику зарубеж.

Несмотря на все трудности, за 300 лет существования флота наша страна одержала немало военных побед на море.

Современный военно-морской флот

Сегодня российский флот состоит из множества судов, базирующихся не только в нашей стране, но и за рубежом.

В состав флота входит боевая техника различного вида и назначения. Помимо крупных военных крейсеров Россия обладает атомными подводными лодками, авианосцами, самолетами морской авиации и десантными судами.

В задачи флота входит защита морских границ государства и обеспечение безопасности в территориальных водах России.

  • Рассказы о море и моряках
  • Рассказы о монахах отшельниках
  • Рассказы о моей семье
  • Рассказы о петре великом
  • Рассказы о моей квартире на английском