Рассказы о петре первом для детей

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!!!

Сегодня мы проведем небольшую историческую лекцию о самом масштабном российском царе. Масштабном во всех смыслах этого слова. Наверное, все знают, что Петр I был человеком немалого роста, а слава о его делах дошла до наших дней.

Давайте поговорим о человеке, «прорубившем окно в Европу». Возможно, эти факты из жизни Петра Алексеевича Романова окажутся для вас новыми.

Родителями будущего императора были правивший в те годы царь Алексей Михайлович Романов и его вторая жена Наталья Кирилловна Нарышкина.
Петр I родился 9 июня 1672 года.

Петр был четырнадцатым ребенком, что, впрочем, не помешало ему впоследствии занять русский престол: старшие сыновья царя умерли, Федор Алексеевич правил только в течение шести лет, а Иоанн Алексеевич в будущем стал лишь соправителем Петра. После смерти отца мальчик жил в подмосковном селе Преображенское, где играл в солдатиков, командовал состоявшими из сверстников «потешными войсками» и изучал грамоту, военное дело и историю.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - izobrazhenie-3.png

Петр I был самым крепким из детей Алексея Михайловича Романова, обладал замечательным здоровьем, рост у императора был выдающимся — 2 метра 4 сантиметра. Однако Петр вовсе не был гигантом – носил одежду 48 размера, а обувь всего лишь 38-го.

Петр получил очень слабое образование от малообразованных дьяков, поэтому всю жизнь писал с ошибками и не мог похвастаться обширным словарным запасом. Но недостатки теории царь с лихвой заменил богатой практикой. За свою недолгую жизнь он прекрасно изучил 14 ремесел. Однако далеко не все ремесла, которые пытался за свою долгую жизнь освоить Петр, ему покорялись. Одно время император пытался научиться плести лапти, но у него ничего не вышло. С тех пор он почтительно относился к «мудрецам», сумевшим овладеть наукой, показавшейся ему такой сложной.

Именно в детстве царь подружился с тем, кто в течение всей жизни будет его преданным сподвижником и доверенным лицом. Речь идет об Александре Меньшикове, участвовавшем во всех ребяческих забавах будущего императора. Интересно, что правителя абсолютно не смущало отсутствие хорошего образования у государственного деятеля.

Интересные факты о Петре I

Первым, кто приклепал коньки к обуви, был Петр Великий. Дело в том, что раньше коньки просто привязывали к обуви верёвками и ремнями. А идею привычных теперь для нас коньков, прикрепленных к подошве ботинок, Пётр I привез из Голландии во время своего путешествия по западным странам.
Из Голландии Петр I привез много интересных вещей в Россию. Среди них и тюльпаны. Луковицы этих растений появились в России в 1702 году. Реформатор был настолько очарован растущими в дворцовых садах, растениями, что учредил «садовую контору» специально для выписки заморских цветов.

Российский император был весьма любознательным человеком. Его интересовала жизнь подданных. Поэтому нередкими были случаи, когда Пётр I переодевался в простую одежду и ходил по улицам, подслушивал разговоры.

Однажды переодетый император зашёл в трактир и увидел там знакомого солдата, который уже потратил все деньги. Солдат предложил трактирщику свою саблю в залог.

Пётр I спросил у него: «Как же ты будешь воевать без оружия?» Не узнавший императора солдат рассказал свой хитроумный план. Он собирался вложить в ножны деревянную лучину, пока не получит деньги и не выкупит свою саблю.

Утром следующего дня Пётр I решил посетить полк, где служил солдат. Император увидел его во время построения, подошёл к солдату и сказал: «Сейчас же достань саблю и ударь меня ею!»

Солдат испугался до такой степени, что начал заикаться. Он даже не смог ответить государю.

Пётр I был в гневе и снова повторил свой приказ, пригрозив казнить солдата за неподчинение.

Солдат был в отчаянии. Он прокричал: «Господи, пусть это оружие превратится в дерево!» После чего выхватил из ножен деревянную лучину. Весь полк был в шоке. Послышались шепотки, что это сам Бог чудо даровал, чтобы спасти императора.

Петру I ничего не оставалось, как только восхититься находчивостью солдата.

После возвращения в Россию Петр I запустил реформы, направленные на европеизацию страны. Для этого он предпринял меры самого разного порядка: запретил ношение бород, осуществил переход на юлианский календарь. Тогда же вышел и Указ Петра 1 о праздновании Нового года в первый день января, а не в сентябре, как это было прежде. Одним из нововведений стал и обычай украшать дома новогодними ёлками.

Многие интересные факты про Петра 1 связаны с его увлечениями, среди которых попадались и весьма необычные. Петр I увлекался медициной. Он пробовал себя в хирургии и активно изучал анатомию человеческого тела. Но больше всего царя увлекала стоматология. Ему нравилось выдирать больные зубы. Известно, что с помощью инструментов, привезённых из Голландии, он нередко удалял больные зубы своим царедворцам. При этом иногда царь увлекался. Тогда под раздачу могли попасть и их здоровые зубы.

Многие замечательные вещи никогда бы не появились в России, если бы не Петр 1. Интересные факты связаны с картошкой. Обитатели нашей страны не были знакомы с этим овощем, пока царь не привез его из Голландии. Первые попытки внедрить картошку в качестве повседневной пищи оказались провальными. Крестьяне пытались есть ее в сыром виде, не догадываясь запечь или сварить, и в результате отказывались от этого вкусного и питательного овоща. Также во времена Петра I впервые завезен на территорию России рис.

Царь издал указ: всех воров, которые украли из государственной казны больше стоимости веревки, должны были повесить на этой веревке.

В 1700 году Россия объявила войну Швеции, чтобы вернуть принадлежавшие ранее России земли и выйти к Балтийскому морю. В 1703 году на завоеванной территории Петр основал Санкт-Петербург, который впоследствии более 200 лет был столицей Российской империи.

Пётр продолжал активную деятельность по масштабным изменениям страны. Он провел реформы армии, создал флот, уменьшил роль церкви в жизни государства.

При Петре I появилась первая в России газета «Санкт-Петербургские ведомости», открылся первый музей — Кунсткамера, была основана первая гимназия, Университет и Академия наук. В страну приехали приглашенные из Европы архитекторы, инженеры, художники и другие специалисты, которые не только творили на территории России, но и передавали опыт российским коллегам.

Петр I умел и любил танцевать на ассамблеях. Особенно выразителен он был в паре с царицей: «Екатерина, как и Петр, танцевали очень ловко и проворно. В паре с супругом она успевала сделать три круга, тогда как остальные не успевали еще окончить и первый. Но Екатерина танцевала старательно только с государем, который, подобно ей, выделывал каждое па. С другими же кавалерами она танцевала небрежно, не подпрыгивала, не вертелась, а ходила обыкновенным шагом. Дочери Петра — Елизавета и Анна — танцевали также много и весело».

Ассамблеи сделались не только местом приятного увеселения, где женщины демонстрировали свою красоту и невиданные наряды, но и центром социальной и культурной «реабилитации» русских женщин. Благодаря культурным преобразованиям Петра I, женщины стали обретать социальный статус в жизни русского общества. Жизнь женщин допетровской эпохи была изолирована от всех социальных процессов. Не имея контактов с внешним миром, женщина была лишена всяких гражданских прав. Ее личные качества — ум, воспитание, чувство собственного достоинства — не были востребованы обществом. Она представляла собой лишь заповедный товар, которым распоряжались ее родственники.

Петр I взошел на трон в 1682 году и правил Россией 43 года. В ноябре 1724 года он тяжело заболел после того как, стоя по пояс в воде, вытаскивал севший на мель корабль. 8 февраля 1725 года в страшных мучениях Петр I скончался в Зимнем дворце.

Во многих ведущих странах были возведены памятники Петру I. Медный всадник в Санкт-Петербурге является одним из известных памятников Петру I. После смерти царя в его честь стали называть города.

Представляем Вашему вниманию виртуальный показ литературы «Образ Петра Первого в литературе», который позволит больше узнать о жизни и государственной деятельности Петра I.

Все эти книги вы можете прочитать в нашей библиотеке!

Библиотека всегда ждет ВАС!!!

Главная
» Статьи
» Детям о Петре первом. Интересные факты о Петре 1 (Первом)

08.11.2019 в 09:49

Содержание

  1. Детям о Петре первом. Интересные факты о Петре 1 (Первом)
  2. Петр 1 кратко. Пётр 1(1689-1725)
  3. Личная жизнь Петра 1

Детям о Петре первом. Интересные факты о Петре 1 (Первом)

Детям о Петре первом. Интересные факты о Петре 1 (Первом)

Петр Алексеевич Романов или просто Пётр I — первый Российский император и последний царь из Династии Романовых. Провозглашен царем Пётр был аж с 10-летнего возраста, правда самолично править стал лишь через несколько лет. Петр 1 очень интересная историческая личность, поэтому здесь мы рассмотрим несколько самых интересных фактов о Петре первом (1).

Детям о Петре первом. Интересные факты о Петре 1 (Первом)

1. Пётр 1 был очень высоким человеком (2 метра и 13 см роста), но несмотря на это у него был маленький размер ноги (38).

2. Именно Пётр 1 придумал полностью и намертво крепить лезвия к обуви, чтобы получились коньки для катания на льду. До этого они просто напросто привязывались ремнями, что было не очень удобно.

3. Пётр I очень не любил пьянство и всячески пытался искоренить его. Одним из его излюбленных методов была специальная медаль «За пьянство», которая весила 7 кг и была сделана из чугуна. Эту медаль вешали на пьяницу и крепили так, чтобы он не мог ее снять. После этого человек ходил с этой «наградой» целую неделю.

4. Пётр был очень разносторонним человеком и он прекрасно разбирался во многих вещах, например он преуспел в кораблестроении и навигации, также научился делать часы, кроме того даже освоил ремесло каменщика, садовника, плотника и брал уроки рисования. Он даже пытался плести лапти, но эту науку он так и не освоил.

5. Многие солдаты не могли различать право и лево, как бы им это не «вдалбливали». Тогда он велел каждому солдату привязать к левой ноге немного сена, а к правой немного соломы. После этого вместо влево-вправо было принято говорить сено-солома.

6. Кроме всего прочего Пётр I очень увлекался стоматологией, в частности он очень любил выдирать больные зубы .

7. Именно Пётр Первый ввел указ о праздновании Нового года с 31 декабря на 1 января (1700 год). Также Новый год отмечали и в Европе.

8. Сам Пётр обладал отличным здоровьем, но все его дети очень часто болели. Поговаривали даже, что дети не от него, но это только слухи.

И напоследок несколько указов от великого императора, которые некоторым могут показаться забавными:

1.  Штурманов в кабаки не пущать, ибо они, отродье хамское, не замедля напиваются и дебош устраивают

2.  «О бритии бород и усов всякого чина людям» от 16 января 1705 года. «А буде, кто усов и бород брить не похотят, а похотят бродить с бородами и усами, и с тех имать, с царедворцев и с дворовых, и с городовых, и всяких служилых, и приказных людей по 60 рублей с человека, с гостей и гостиной сотни первые статьи по сто рублей… И давать им приказа земских дел знаки, а те знаки носить при себе».

3.  Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство.

Петр 1 кратко. Пётр 1(1689-1725)

АРМИЯ

1705 — рекр утские наборы, регулярная армия (обязательная пожизненная служба дворян)

Военные школы:

-1698- первое мореходное училище в Азове

— 1698-1699-первая военная школа при Преображенском полке

— 1701-в Москве первая артиллерийская школа

1712-артиллерийская школа в Петербурге

-1721- в Петербурге- артиллерийская школа, две военно-инженерные школы

ФЛОТ:

Конец 90-хгг 17в- Азовский флот

1722-1723- Каспийский флот.

1702-1704-строительство Балтийского флота

1716- Устав воинский

1718-1722-Устав морской, Регламент адмиралтейский.

ЗАВОДЫ:

1698- Невьянский металлургический завод на Урале

— 1699-Виниус  первый на Урале железоделательный завод

1700- начало разработки Нерчинских серебросвинцовых рудников

1703- на Урале Алапаевский железоделательный завод

1716-железоделательный завод Демидовых на р. Тагил

1723-1725- казенные медеплавильные заводы на Урале

1703-ПЕРВАЯ биржа купцов

1699-1700- создание Ратуши в Москве и земских изб в городах

1700-перход на новое летоисчисление

1701- создана Консилия министров —  решала дела Боярской думы ДО создания Сената

1702 г. – начало издания первой печатной газеты «Ведомости». Первый общедоступный театр.
1703 г.– основание Санкт-Петербурга .
1704, 1711- денежная реформа

1708-1790- ПЕРВАЯ областная реформа: 8 губерний — уезды

1708- гражданский шрифт

1711- вместо боярской думы- Правительствующий  Сенат

1712- столица — Петербург

1714 — указ о единонаследии

1714- первая публичная библиотека

1718- тайная канцелярия (полит. сыск).Фискалы- тайные агенты

1718- ревизские сказки   — перепись

1718-1724-перепись и подушная подать ( с 1725)

1718-1721 гг. – создание  коллегий

1718- ассамблеи

1719- вторая реформа: уезд-провинция- губерния

1719-мануфактур – коллегия, поддержка частного предпринимательства( объявление Берг-привилегии )

1719- первый музей- кунсткамера

1721 — СИНОД- часть государственного  аппарата, во главе- обер-прокурор( должность утверждена в 1722)

1721 г. – провозглашение России империей.

1721- указ о праве недворянам покупать и переселять крестьян на заводы

1722 — указ о наследовании престола

1722- главный магистрат

1722 г. – введение «Табели о рангах».

1724- первый протекционный таможенный устав , паспортная система

1724- запрет крестьянам уходить на заработки без разрешения помещиков.

1725 г. – указ о создании Академии наук.

Народные восстания:

1705-1706 — в Астрахани ( против воеводы Ржевского). Власть к выборному купцу Якову Носову.

Расправился с ними Шереметьев.

13 марта 1706г.- Астрахань взята штурмом.

1707-1708- Восстание Кондратия Булавина .

1705-1711-  Башкирское восстание

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Западное направление.

1699-1700- создан Северный союз ( Русское царство, Речь Посполитая, Дания, Саксония- протии в Швеции).

1700-1721-  Северная война

1700 г. – поражение под Нарвой.
1708 г. – сражение у деревни Лесная.
1709 г.- Полтавская битва.
1714 г. – победа русского флота при мысе Гангут.
1720 г. – победа русского флота у о. Гренгам.

1710-1713 гг. – русско-турецкая война.

1722-1723 г. – русско-персидская война .

1716- распался Северный союз (не хотели преимущества России)

30августа 1721- Ништадский мир

Р +выход к Балтийскому морю,порты Ригу,Ревель.+ Ингрия, Эстляндия, Лифляндия, часть Карелии с Выборгом и часть Финляндии.

Южное направление:

1695-война с Крымом за крепость Азов, первый поход.

1696- второй Азовский поход . Захват Азова. Построены флот, крепость Таганрог.

1697-16980 Великое посольство (Лефорт, Головин, Возницын  и др.)

3 июля 1700- Константинопольский мир с Турцией(закреплены результаты Азовских походов и нейтралитет Турции со Швецией).

1710-1713- русско-турецкая война

1711- Прутский поход — неудача в Модавии,

Р.окружена турками на р. Прут

Р. возвращает Азов, разоряет Таганрог, Азовский флот

1722-1723- Каспийский поход . С Персией.

1722- Р. +_ Дербент

1723- Р.+несколько городов на побережье Каспийского моря, Турция захватила Грузию.

1723- Петербургский договор с Персией : Р.+ западное и южное побережье каспийского моря, г. Баку, Ленкорань, Решт.

1724- Константинопольский договор с Турцией : признавались территории России  на Каспии, а Россия согласилась   с территорией  Турции в Закавказье.

( потом Анна Иоанновна вернёт земли Персии).

Восточное направление

1716-1717-экспедиция кабардинского князя Бековича-Черкаского по каспийскому морю в Среднюю Азию( поиск пути в индию) Гибель в Хиве.

Личная жизнь Петра 1

В юности Петр 1 любил находиться в Немецкой слободе, наслаждаясь иностранным обществом. Именно там он впервые увидел немку Анну Монс, в которую сразу же влюбился.

Мать же была против его отношений с немкой, поэтому она настояла на том, чтобы он женился на Евдокии Лопухиной. Интересен факт, что Петр не стал перечить матери, и взял в жены Лопухину.

Конечно, в этом вынужденном браке их семейную жизнь нельзя было назвать счастливой. У них родилось двое мальчиков: Алексей и Александр, последний из которых умер в раннем детстве.

Законным наследником престола после Петра 1 должен был стать Алексей. Однако вследствие того, что Евдокия пыталась свергнуть супруга с престола и передать власть сыну, все вышло совершенно иначе.

Лопухина была заключена в монастырь, а Алексею пришлось спасаться бегством за рубеж. Стоит заметить, что сам Алексей никогда не одобрял реформ отца, и даже называл его деспотом.

Личная жизнь Петра 1

Пётр I допрашивает царевича Алексея. Ге Н. Н., 1871

В 1717 г. Алексея нашли и арестовали, а затем и вынесли смертный приговор за участие в заговоре. Однако он умер еще в тюрьме, причем при весьма загадочных обстоятельствах.

Расторгнув брак с женой, в 1703 г. Петр Первый увлекся 19-летней Катериной (в девичестве Марта Самуиловна Скавронская). Между ними завязался бурный роман, который продолжался долгие годы.

Со временем они поженились, однако еще до замужества она родила от императора дочерей Анну (1708) и Елизавету (1709). Елизавета позже стала императрицей (правила в 1741-1761)

Катерина была очень умной и проницательной девушкой. Ей одной удавалось с помощью ласки и терпения успокаивать царя, когда у того случались острые приступы головной боли.

Личная жизнь Петра 1

Пётр I со знаком ордена Св. Андрея Первозванного на голубой андреевской ленте и звездой на груди. Ж.-М. Натье, 1717

Официально они поженились только в 1712 г. После этого у них родилось еще 9 детей, большинство из которых умерли в раннем возрасте.

Петр Первый по-настоящему любил Катерину. В её честь был учрежден орден Святой Екатерины и назван город Екатеринбург на Урале. Имя Екатерины I носит также Екатерининский дворец в Царском Селе (построенный при её дочери Елизавете Петровне).

В скором времени в биографии Петра 1 появилась еще одна женщина Мария Кантемир, которая оставалась фавориткой императора до конца его жизни.

Конспект НОД в подготовительной группе

на тему: «Царь Пётр Первый»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Используемые технологии: ИКТ, исследовательская, здоровьесберегающая.

Тема: «Царь Пётр Первый»

Программное содержание: Познакомить детей  с историей возникновения города Санкт – Петербург; познакомить детей с исторической личностью – Петром 1,подвести детей к выводу, что человек славен делами; учить различать плохое и хорошее в поступках людей, воспитывать стремление к добрым делам. Поддерживать интерес детей к истории своей Родины.

Материал: физическая карта России, иллюстрации с видами города Санкт – Петербург, иллюстрация памятника Петру Первому, портрет Петру Первому, иллюстрации флота (кораблей) того времени, герб города Санкт – Петербург, три вида герба на каждого ребёнка для игры «Найди герб».

Словарь: «потешное войско», флот, корабельное дело, Невский проспект, Преображенский и Семёновский полки, якорь, болотистое.

Содержание НОД: (Вывешивается физическая карта России)

— Ребята, сегодня мы ещё раз поговорим о нашей стране.

-Как называется наша страна? (Россия)

— Как называется главный город- столица нашей Родины? (Москва)

— Как называется город, в котором мы живём? (Пермь)

-Наша страна очень большая и в ней много-много других  городов. Какие города России вы знаете? (дети перечисляют города России, игра «Назови город России»)

-Ребята, есть в нашей стране ещё один очень красивый город  и сегодня мы отправимся в путешествие  по городу Санкт- Петербургу. Приготовится к путешествию. Отправляемся.

«Я страну свою люблю,

Знать о ней я всё хочу

Машина времени включается

И в путешествие мы отправляемся»

Мы оказались в городе Санкт –Петербург.

Город Санкт – Петербург один из самых больших и красивых  городов нашей страны. Стоит этот город на реке, которая называется Нева. А как называется река, на берегах которой стоит наш город?(ответы детей- Кама) В городе Санкт – Петербурге очень красивые мосты, которые на ночь раздвигаются и пропускают под собой пароходы, а утром сдвигаются обратно. В городе очень красивые здания, площади, набережные, памятники. (Рассматривание иллюстраций)  А  в центре Санкт – Петербурга стоит памятник: на красивом, лихом  коне сидит всадник. И даже самый маленький житель города знает, кому воздвигнут этот памятник. А  вы хотите узнать, что это за памятник и почему он тут поставлен? (ответы детей) Ну тогда слушайте внимательно!

-Давным-давно жил да был царь и звали его Петр 1(показ портрета Петра 1) Отец Петра  рано умер, и воспитывала его мать. Когда Пётр  был маленьким, то ему всё хотелось знать и понимать. Он любил учиться и трудиться. А в свободное время Петр, как и вы, любил играть, играть в солдатики. У него было много друзей и товарищей, и все они играли вместе и дружно. Петр принимал играть с собой всех ребят: и богатых, и бедных. Он учил ребят маршировать,  строить игрушечные крепости и штурмом брать их. Такое его детское войско все называли «потешное войско». А вот когда все его солдаты выросли, Петр стал  царём, то его «потешное войско превратилось в самые лучшие полки – Преображенский и Семёновский».

Когда Пётр стал царём, Россия была страной, где люди жили очень бедно. Не было даже школ. Петру хотелось, что – бы в его стране люди жили хорошо. Что – бы торговать с другими, странами нашей стране нужен был флот, а его не было. Посмотрите на карту России – как богата наша страна реками, морями. И задумал царь Пётр построить свои корабли, свой флот. Отправился он за границу, учится корабельному делу. Вернувшись в Россию, он принялся за строительство  русского флота. (строительство-физкультминутка)

«А сейчас все дружно встанем

И строительство начнём.

Пилами мы рубим,

Топором стругаем,

Гвозди прибиваем,

Мачту поднимаем.

На корабль мы поднялись

И довольны все остались»

 И создал первый русский флот, который стал одним из сильнейших  флотов. (рассматривание иллюстраций кораблей того времени) А раз есть флот, то нужно море. Для торговли с другими странами очень подходило Балтийское море. Но тогда на берегах  Балтийского моря не было больших городов. Вот тогда и решил царь Пётр построить на берегу Балтийского моря город.  Город возводился поспешно. На работы  каждый день сгоняли более 40 тысяч людей. Места там болотистые, поэтому сначала надо было осушить болота, вырыть каналы, сделать насыпи. Очень много людей умерло во время строительства этого города. Ведь тогда не было никакой техники: люди всё делали руками. Вот, наконец, город построили. А  Пётр1 назвал этот город именем Святого Петра – Петербург, а позже стали называть Санкт-Петербург. Санкт — означает святой.  Город получился очень красивым. Главная его улица  называется Невский проспект. (рассматривание иллюстраций с видами города) В благодарность и в память о царе Петре1 поставили в этом городе ему памятник – вот этот самый всадник на коне.

-А теперь давайте рассмотрим герб Петербурга. (рассматривание  иллюстрации)

— Какая форма щита? (квадратная)

— Что вы видите на гербе? (два якоря)

-Как вы думаете, почему на гербе Петербурга изображены якоря? (предположения детей) Это два якоря – морской и речной порт. У вас на столах лежат 3 вида герба. (герб городов Перми, Москвы, Санкт-Петербург) Рассмотрите их внимательно и слушайте моё задание. (проводится игра «Выбери герб»)

Многое сделал Пётр 1 для России. При Петре год стал начинаться с 1 января, и на Новый год при Петре впервые стали наряжать елки. При Петре впервые стали выпускать газеты. При Петре 1 впервые были учреждены ордена за боевые заслуги. При Петре впервые  в России появилась вилка, картошка.

-Ребята, как вам кажется, каким был русский царь Пётр 1? (Рассуждения детей) Нам поможет разобраться в этом игра «Хорошо-плохо»

-Маленький царевич Пётр любил трудиться, учиться. Это хорошо или плохо? Почему?

-Царевич Пётр дружил со всеми мальчиками: и богатыми, и бедными. Это хорошо или плохо?

-Царь Пётр русский флот построил. Это хорошо или плохо? Почему России было бы плохо, если бы не было флота?

-Пётр 1 построил Санкт – Петербург. Это хорошо или плохо? Что в этом строительстве нельзя считать хорошим?

Вот такой интересный человек жил в нашей стране. Каких ещё знаменитых людей вы знаете? (ответы детей)

В нашей большой и красивой стране жили и живут много хороших и умных людей. Может быть и вы , когда вырастете, прославите нашу страну, а для этого нужно много знать, хорошо учиться и любить свою Родину.

<span class=bg_bpub_book_author>Ишимова А.О.</span><br>История России в рассказах для детей

  • Полный текст
  • Древнерусское государство *VI–XII века*
  • Славяне до 862 года
  • Начало русского государства и первые государи русские от 862 до 945 года
  • Святая Ольга от 945 до 957 года
  • Великий князь Святослав I от 957 до 972 года
  • Сыновья Святослава от 972 до 980 года
  • Крещение Руси от 980 до 988 года
  • Владимир христианин от 988 до 1015 года
  • Святополк окаянный от 1015 до 1019 года
  • Великий князь Ярослав I Владимирович от 1019 до 1054 года
  • Кудесники от 1054 до 1078 года
  • Ссоры князей от 1078 до 1097 года
  • Съезды князей От 1097 ДО 1113 года
  • Владимир Мономах от 1113 до 1125 года
  • Русь удельно-вечевая *XII–XIII века*
  • Олеговичи и Мономаховичи от 1125 до 1147 года
  • Начало Москвы от 1146 до 1155 года
  • Своевольство новгородцев от 1155 до 1167 года
  • Андрей Боголюбский от 1157 ДО 1174 года
  • Убиение Андрея Боголюбского 1174 год
  • Великий князь Михаил I от 1174 до 1176 года
  • Вступление на престол великого князя Всеволода III от 1176 до 1178 года
  • Слово о полку Игореве от 1178 ДО 1185 года
  • Ливония и немецкие рыцари от 1185 до 1202 года
  • Роман Волынский и княжество Галицкое от 1198 до 1212 года
  • Мстислав Мстиславич Удалой, князь новгородский от 1210 ДО 1218 года
  • Русь покоренная *XIII–XIV века*
  • Нашествие татар от 1219 до 1238 года
  • Россия покоренная от 1238 до 1243 года
  • Святой Александр Невский от 1240 до 1263 года
  • Великий князь Ярослав III и князья литовские от 1263 до 1272 года
  • Дети Александра Невского от 1272 до 1304 года
  • Михаил Ярославич Тверской от 1304 до 1318 года
  • Соперничество Москвы с Тверью от 1319 до 1328 года
  • Иоанн Калита и Москва, столица великокняжеская от 1328 до 1340 года
  • Святой митрополит Алексий от 1340 до 1359 года
  • От Куликова поля до реки Угры *XIV–XV века*
  • Малолетство Дмитрия Иоанновича, великого князя московского от 1359 до 1362 года
  • Донское сражение, или Куликовская битва от 1362 до 1380 года
  • Новое бедствие Москвы и разбои новгородцев от 1380 до 1388 года
  • Великодушие князя Владимира Храброго 1389 год
  • Великий князь Василий Дмитриевич от 1389 до 1425 года
  • Враги великого князя
  • Ссора на свадьбе великого князя Василия II от 1425 до 1433 года
  • Дмитрий Шемяка от 1433 до 1446 года
  • Последние годы княжения Василия Темного от 1446 до 1462 года
  • Великий князь ИОАНН III И греческая царевна София от 1462 до 1472 года
  • Совершенное покорение Новгорода от 1472 до 1478 года
  • Освобождение Руси от 1478 до 1480 года
  • Московская Русь *XV–XVI века*
  • Новое состояние России от 1480 до 1498 года
  • Два наследника престола от 1498 до 1505 года
  • Покорение Пскова и совершенное уничтожение уделов от 1505 до 1523 года
  • Нравы и обычаи русских при Василии III от 1523 до 1533 года
  • Регентство Великой княгини Елены от 1533 до 1538 года
  • Детство и первая молодость Иоанна IV от 1538 до 1546 года
  • Царство Грозного царя и последние Рюриковичи *1547-1584-1597 года*
  • Чудесная перемена 1547 год
  • Казаки от 1547 до 1552 года
  • Покорение царства Казанского 1552 год
  • Кончина Анастасии от 1552 до 1560 года
  • Опричники и слобода Александровская от 1560 до 1569 года
  • Слабость России от 1569 до 1582 года
  • Ермак, покоритель Сибири от 1582 до 1584 года
  • Кончина Иоанна Грозного 1584 год
  • Новый царь и его любимец от 1584 до 1591 года
  • Углич и последний потомок Рюрика от 1591 до 1597 года
  • «Смутное время» *1598–1613 года*
  • Борис Годунов, царь России от 1597 до 1600 года
  • Мучительная жизнь убийцы от 1600 до 1603 года
  • Самозванец от 1603 до 1605 года
  • Поляки в Москве от 1605 до 1606 года
  • Смерть самозванца 1606 год
  • Несчастное царствование Шуйского от 1606 до 1610 года
  • Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский от 1609 до 1610 года
  • Междуцарствие от 1610 до 1613 года
  • Россия в годы правления первых Романовых *1613–1682 года*
  • Иван Сусанин и его потомство 1613 год
  • Скромность Романовых
  • Восстановление порядка и спокойствия от 1613 до 1619 года
  • Царица Евдокия
  • Продолжение царствования Михаила Федоровича до его кончины от 1619 до 1645 года
  • Боярин Морозов и народные мятежи от 1645 до 1649 года
  • Патриарх Никон от 1649 до 1654 года
  • Малороссия и Богдан Хмельницкий от 1654 до 1667 года
  • Величие души Алексея от 1667 до 1670 года
  • Рождение Петра I 1672 год
  • Царь Федор Алексеевич от 1676 до 1682 года
  • Россия накануне перемен *1682–1703 года*
  • Петр, десятилетний царь России 1682 год
  • Царевна Софья Алексеевна и стрельцы от 1682 до 1688 года
  • Петр, единодержавным обладатель России 1689 год
  • Начало русского флота и первая победа Петра от 1689 до 1697 года
  • Путешествие Петра в чужие края и последний бунт стрельцов от 1697 до 1700 года
  • Новые обычаи и война со Швецией от 1698 до 1703 года
  • Россия во времена реформ Петра I *1703–1725 ГОДА*
  • Новая столица, новые крепости и гавани от 1703 до 1708 года
  • Изменник Мазепа и Полтавская битва от 1708 до 1710 года
  • Царица Екатерина
  • Праздники и петербургские увеселения
  • Новое путешествие Петра в чужие края и царевич Алексей от 1717 до 1719 года
  • Мир со Швецией и Петр император
  • Последние деяния Петра I от 1722 до 1725 года
  • Кончина Петра Великого 1725 год
  • Эпоха дворцовых переворотов *1725–1762 года*
  • Императрица Екатерина I от 1725 до 1727 года
  • Петр II и князь Меншиков от 1727 до 1728 года
  • Долгорукие от 1728 до 1730 года
  • Императрица Анна Иоанновна 1730 год
  • Бирон
  • Войны с Польшей и Турцией от 1732 до 1739 года
  • Двор императрицы Анны
  • Император Иоанн и регентство Бирона 1740 год
  • Правительница Анна Леопольдовна от 1740 до 1741 года
  • Императрица Елизавета 1741 год
  • Непостоянство счастья от 1741 до 1742 года
  • Наследник престола и его супруга
  • Состояние Европы во время царствования императрицы Елизаветы от 1745 до 1756 года
  • Воина с Пруссией и кончина императрицы от 1756 до 1762 года
  • Император Петр III 1762 год
  • «Просвещенный век» Екатерины II *1762–1796 годы*
  • Первые пять лет царствования Екатерины II от 1762 до 1767 года
  • Первая турецкая война и первое разделение Польши от 1767 до 1772 года
  • Моровая язва и Пугачев от 1772 до 1775 года
  • Торжество мира с Турцией и учреждение губерний 1775 год
  • Вооруженный нейтралитет, или новая слава Екатерины от 1775 до 1780 года
  • Князь Потемкин-Таврический
  • Полуостров Крым и путешествие императрицы 1787 год
  • Вторая война с Турцией и Суворов от 1787 до 1790 года
  • Война и мир со Швецией 1790 год
  • Смерть Потемкина и мир с Турцией от 1790 до 1792 года
  • Польша от 1792 до 1795 года
  • Кончина Екатерины 1796 год
  • Правление Павла I *1796–1801 года*
  • Император Павел I от 1796 до 1797 года
  • Императрица Мария
  • Русские в Италии и Швейцарии от 1797 до 1801 года
  • Россия в годы правления Александра I *1801–1825 года*
  • Состояние Европы в первые четыре года царствования императора Александра I от 1801 до 1805 года
  • Воины с Францией и Тильзитский мир от 1805 до 1808 года
  • Завоевание Финляндии от 1808 до 1810 года
  • Новые успехи русских в военных и гражданских делах от 1810 до 1812 года
  • Отечественная война 1812 год
  • Александр в Париже
  • Конгресс в Вене 1815 год
  • Последние десять лет царствования Александра I от 1815 до 1825 года
  • Словарь
  • Условные сокращения

Россия накануне перемен *1682–1703 года*

Петр, десятилетний царь России 1682 год

Нако­нец-то, на троне Рос­сии появ­ля­ется госу­дарь, самой судь­бой кото­рому было пред­на­зна­чено про­из­ве­сти в нашем Оте­че­стве вели­кий пере­во­рот, неслы­хан­ный ни у каких наро­дов. Все они, начи­ная с самых древ­ней­ших наро­дов, про­све­ща­лись посте­пенно; Рус­ские же сде­лали это вдруг, как будто по веле­нию какой-то вол­шеб­ной силы. Эту вол­шеб­ную силу Бог вло­жил в душу сво­его любимца, Петра. И вправду, этот вели­кий госу­дарь мог назваться любим­цем Бога. Чудесно его мла­ден­че­ство, чудесны дет­ские годы!

Даже само его рож­де­ние было чудесно пред­ска­зано за несколько меся­цев. Прежде чем он родился, два монаха, один — Симеон Полоц­кий, и дру­гой, быв­ший потом мит­ро­по­ли­том в Ростове, — свя­ти­тель Димит­рий ска­зали царю Алек­сею Михай­ло­вичу, что у него родится сын Петр, что он насле­дует его пре­стол и будет таким героем, с кото­рым не срав­нится никто из совре­мен­ни­ков. Они гово­рили, что уви­дели это по рас­по­ло­же­нию звезд на небе. Пред­ска­за­ние о Петре было сде­лано не в одной Рос­сии. В биб­лио­теке Импе­ра­тор­ской Ака­де­мии Наук име­ется пере­писка двух ино­стран­ных уче­ных — Нико­лая Гейн­зи­уса и Иоанна Гре­ви­уса. Пер­вый в 1672 году был Нидер­ланд­ским послан­ни­ком в Москве и писал к Гре­ви­усу о рож­де­нии царе­вича Петра и о тех пред­ска­за­ниях, кото­рые были даны о нем, а Гре­виус отве­чал на это из Гол­лан­дии, что — и у них уче­ные-пред­ска­за­тели отме­тили то же самое по звез­дам и согласны с пред­ска­за­ни­ями Рус­ских о ново­рож­ден­ном царевиче.

Что же должны были думать наши предки об этом мла­денце, уди­вив­шем мир еще до сво­его рождения?

Нач­нем наши рас­сказы с самых пер­вых лет Петра: вели­кие люди бывают инте­ресны даже в то время, когда только начи­нают говорить.

В день свя­тых апо­сто­лов Петра и Павла, 21 июня, празд­но­ва­лись име­нины цар­ствен­ного малютки. Кроме доро­гих вещей, полу­чен­ных Пет­ром в пода­рок в этот день от его неж­ных роди­те­лей и дру­гих лиц цар­ского семей­ства, мно­же­ство подар­ков от вер­ных под­дан­ных ожи­дало малень­кого име­нин­ника в одной из ком­нат Крем­лев­ского дворца. Вот он вхо­дит туда с боярами, при­став­лен­ными к нему: дедом Кирил­лом Полу­ек­то­ви­чем Нарыш­ки­ным, кня­зьями Про­зо­ров­ским, Голо­ви­ным и Голов­ки­ным. С дет­ским любо­пыт­ством смот­рит на все, чем усерд­ный народ хотел пове­се­лить сына обо­жа­е­мого госу­даря, и вдруг его быст­рые, пре­крас­ные глаза засвер­кали от радо­сти: он уви­дел малень­кую сталь­ную саблю! Не про­шло и минуты, как он уже дер­жал ее в руках, уже знал, что ее под­нес какой-то купец, уже при­ка­зал при­ве­сти к себе этого купца! Как только тот появился, царе­вич бро­сился к нему навстречу, при­ка­зал ему под­нять себя на руки, поце­ло­вал его в голову и ска­зал, что нико­гда не забу­дет его за такой пре­крас­ный пода­рок. Не выпус­кая из рук сабли, он побе­жал к сво­ему роди­телю и попро­сил обя­за­тельно чем-нибудь побла­го­да­рить купца, а его опо­я­сать саб­лей. Алек­сей Михай­ло­вич с вос­хи­ще­нием смот­рел на пла­мен­ную радость двух­лет­него ребенка при виде ору­жия: она пред­ве­щала его любовь к воен­ной славе. Все было испол­нено по жела­нию Петра: купец был удо­стоен зва­ния Мос­ков­ского гостя; сабля с молит­вой надета самим госу­да­рем сверх голу­бого шел­ко­вого каф­тан­чика царе­вича. Царь сде­лал еще больше: видя осо­бен­ную страсть сво­его сына к воен­ным заня­тиям, он собрал несколько детей — ровес­ни­ков Петра, при­ка­зал сде­лать для них раз­ные малень­кие ору­жия и выучить их всему, чему учи­лись сол­даты. Тут-то каж­дый день нача­лись для Петра празд­ники: с утра до вечера он играл и учился со сво­ими малень­кими вои­нами, и счаст­ли­вая сабля почти нико­гда не сни­ма­лась с храб­рого малютки; слу­ча­лось даже, что он засы­пал вме­сте с ней!

Вот, милые мои чита­тели, каким был Петр в воз­расте трех лет! На чет­вер­том году он лишился забот­ли­вого и неж­ного отца, но его место занял такой же неж­ный брат, и его вос­пи­та­ние про­дол­жа­лось по-преж­нему; на пятом году учи­те­лем к нему был опре­де­лен дьяк* Никита Мои­се­е­вич Зотов. Он учил его читать и писать по-рус­ски, а также все­об­щей исто­рии и осо­бенно исто­рии Оте­че­ствен­ной. Зотов, хотя сам и не полу­чил отлич­ного обра­зо­ва­ния, слиш­ком ред­кого в то время в нашем Оте­че­стве, и не знал ино­стран­ных язы­ков, но был чело­век очень умный, кото­рый сумел сде­лать уче­ние при­ят­ным заня­тием и, кроме того, был усер­ден и неуто­мим при испол­не­нии своих обя­зан­но­стей. Его уроки исто­рии не могли соот­вет­ство­вать этому стро­гому назва­нию. Это были не уроки, а очень зани­ма­тель­ные рас­сказы, в кото­рых он повест­во­вал малень­кому сво­ему уче­нику о слав­ных Рус­ских госу­да­рях, осо­бенно о Свя­то­славе, Вла­ди­мире, Алек­сан­дре Нев­ском, Дмит­рии Дон­ском, Иоан­нах: Вели­ком и Гроз­ном и, нако­нец, о Миха­иле и Алек­сее. Чтобы сде­лать свои рас­сказы еще раз­но­об­раз­нее, Зотов велел запе­чат­леть в рисун­ках все важ­ней­шие собы­тия, про­ис­хо­див­шие во время цар­ство­ва­ния этих зна­ме­ни­тых госу­да­рей, и раз­ло­жил их во всех ком­на­тах Царе­вича. Если бы вы могли пред­ста­вить себе, малень­кие мои дру­зья, как эти кар­тины и рас­сказы нра­ви­лись Петру! Каким огнем горели его глаза, когда он слы­шал о храб­ро­сти Свя­то­слава или Вла­ди­мира! Как весело улы­бался при победе Дон­ского! Как вос­хи­щался вели­кими делами Гроз­ного! Как огор­чался его пре­ступ­ле­ни­ями! Одним сло­вом, Зотов в пол­ной мере достиг своей цели: пяти­лет­ний царе­вич, несмотря на свой мла­ден­че­ский ум, понял, что, только зная исто­рию госу­дарств, может научиться цар­ство­вать, и полю­бил эту науку больше всех дру­гих. Ино­гда, слу­шая опи­са­ние какого-нибудь города или кре­по­сти, он про­сил, чтобы ему пока­зали их планы, и, к удив­ле­нию всех его окру­жав­ших, рас­смат­ри­вал их со всей вни­ма­тель­но­стью и любо­пыт­ством взрос­лого чело­века. Нередко слу­ча­лось даже и так, что быст­рый ум уче­ника шел далее позна­ний учи­теля, и доб­рый Зотов, несмотря на все свое усер­дие, не в состо­я­нии был отве­чать на его бес­ко­неч­ные вопросы и вынуж­ден был при­бе­гать в таких слу­чаях к уче­ным ино­стран­цам, нахо­див­шимся на цар­ской службе, а ино­гда и к самому царю, кото­рый с осо­бен­ным удо­воль­ствием любил раз­го­ва­ри­вать с умным малют­кой и удив­лялся его необык­но­вен­ным способностям.

Таков был ум Петра в самом неж­ней­шем дет­стве; теперь я рас­скажу моим малень­ким чита­те­лям слу­чай, кото­рый откроет им сердце и нрав Петра в этом возрасте.

Царица Ната­лья Кирил­ловна, несмотря на все сынов­нее почте­ние к ней Федора Алек­се­е­вича, имела много при­чин для огор­че­ний во время сво­его вдов­ства. Ближ­ние бояре, окру­жав­шие царя, по боль­шей части род­ствен­ники его матери — Мило­слав­ские, нена­ви­дели вто­рую супругу Алек­сея Михай­ло­вича и вме­сте с ней всех Нарыш­ки­ных. Поль­зу­ясь частыми болез­нен­ными при­пад­ками Федора и кро­то­стью Ната­льи, не любив­шей сво­ими жало­бами тре­во­жить доб­рого и боль­ного госу­даря, они и их при­вер­женцы выду­мы­вали и рас­про­стра­няли на нее раз­ную кле­вету, ста­ра­лись отда­лять ее от царя и даже осме­ли­ва­лись ино­гда открыто пока­зы­вать ей свое неува­же­ние. Одна­жды самый дерз­кий из них, боярин Язы­ков, похва­стал своим при­я­те­лям, что заста­вит вдов­ству­ю­щую царицу выехать из дворца и жить в дру­гом доме, отда­лен­ном от цар­ского. На дру­гой день он и в самом деле явился к Ната­лье Кирил­ловне и сде­лал ей об этом свое дерз­кое пред­ло­же­ние под пред­ло­гом, что ее мно­го­чис­лен­ный двор не может поме­щаться в одном доме с государевым.

(Здесь, к слову, очень важно ска­зать о том, что царь Федор Алек­се­е­вич так ува­жал супругу роди­теля сво­его, что, всту­пив на пре­стол, не пере­ме­нил ничего при ее дворе и оста­вил на преж­них местах всех слу­жив­ших у нее. Этот двор был так мно­го­чис­лен, что одних столь­ни­ков* было 102. Из детей этих при­двор­ных чинов­ни­ков были выбраны пер­вые това­рищи воен­ных игр Петра.)

Сна­чала царица, зная, что это выдумка Язы­кова, не встре­во­жи­лась из-за этого без­рас­суд­ного пред­ло­же­ния и твердо отка­за­лась от него, но потом, когда обман­щик ска­зал, что при­шел от имени царя, Ната­лья вздрог­нула и, испу­гав­шись опас­но­стей, кото­рые гро­зили ее сыну в слу­чае неми­ло­сти его цар­ство­вав­шего брата, не могла сдер­жать своих слёз. Между тем сын, пред­мет ее неж­ней­ших попе­че­ний, был тут же в ком­нате. С удив­ле­нием слу­шал гор­де­ли­вый малютка того, кто осме­ли­вался так грубо гово­рить с госу­да­ры­ней. Он уже готов был закри­чать от гнева, как вдруг забле­стели в пре­крас­ных гла­зах его матери слезы. Как сильно заби­лось мла­ден­че­ское сердце Петра! Царица, его обо­жа­е­мая мать, пла­кала из-за дерз­ких слов под­дан­ного! В эту минуту он уви­дел, что для нака­за­ния Язы­кова мало его соб­ствен­ного гнева, и, не ска­зав никому ни слова, пошел к царю. Один Зотов про­во­жал его и едва успе­вал бежать за своим пыл­ким учеником.

Федор Алек­се­е­вич обра­до­вался, как обычно, уви­дев сво­его любимца, но испу­гался его встре­во­жен­ного вида и с уча­стием спро­сил, что с ним? Тогда Петр поце­ло­вал несколько раз руку брата и ска­зал: «Госу­дарь! Я при­шел к тебе с жало­бой на Язы­кова: он хочет меня с моей мате­рью выгнать из дома моего отца и отда­лить от тебя, как в ста­рину Году­нов отда­лил, а потом погу­бил царе­вича Дмит­рия. Если тот дом, куда нас посы­лают, нра­вится тебе, то я буду жить в нем вме­сте с тобой, но из дома моего отца без тебя, госу­дарь, никуда не выеду». Ска­зав это, малень­кий царе­вич обер­нулся ко всем окру­жав­шим в это время госу­даря и при­ба­вил со сле­зами на гла­зах: «Разве я не сын вели­кого царя Алек­сея Михай­ло­вича, что мне нет места в доме моего отца?»

Федор был тро­нут почти так же, как и его малень­кий брат; он спе­шил успо­ко­ить и уте­шить его сво­ими лас­ками и тот­час же пошел к царице уве­рить ее, что он нико­гда не думал отда­вать Язы­кову таких неспра­вед­ли­вых при­ка­за­ний. Он предо­ста­вил ей право нака­зать обман­щика так, как ей угодно, но крот­кая Ната­лия отка­за­лась от этого и вели­ко­душно про­стила винов­ного боярина. Ей при­ятно было ока­зать эту милость: в душе ее раз­ли­ва­лась такая боль­шая радость в ту минуту, когда она неж­ными лас­ками бла­го­да­рила сво­его малень­кого защит­ника, что ей хоте­лось всему свету пода­рить хотя бы поло­вину того сча­стья, какое могло чув­ство­вать ее мате­рин­ское сердце!

Так Петр во вре­мена сво­его дет­ства про­дол­жал быть уте­ше­нием и сла­вой своей роди­тель­ницы и всего цар­ского семей­ства. Вы слы­шали уже, что Федор Алек­се­е­вич так любил его, что, уми­рая, назна­чил своим наслед­ни­ком. Хотя это не было под­твер­ждено пись­мен­ным актом, но все окру­жав­шие царя пом­нили его слова. К тому же раз­ли­чия в здо­ро­вье и душев­ных спо­соб­но­стях между обо­ими царе­ви­чами были так велики, что каж­дый дол­жен был сознаться: царь посту­пил спра­вед­ливо и вели­ко­душно. Здесь столк­не­тесь вы с новым вели­ко­ду­шием, милые мои дру­зья! Вы уже узнали, что один из них из любви к Оте­че­ству отдал пре­стол не стар­шему, род­ному брату и наслед­нику, а млад­шему, рож­ден­ному от вто­рой супруги сво­его роди­теля. Но что же сде­лал этот стар­ший царе­вич? Иоанн доб­ро­вольно согла­сился с жела­нием скон­чав­ше­гося царя и, усту­пая корону млад­шему брату, с кро­то­стью сознался, что не чув­ствует себя спо­соб­ным цар­ство­вать так хорошо, как он! Какой тро­га­тель­ный при­мер сми­ре­ния и брат­ской любви пока­зал нам доб­рый Иоанн Алек­се­е­вич! Его не вынуж­дали делать это. Прежде пат­ри­арх Иоаким со всем духо­вен­ством и госу­дар­ствен­ными чинами явился к обоим царе­ви­чам и спра­ши­вал, кому из них будет угодно при­нять Рус­скую корону? Иоанн Алек­се­е­вич в ту же минуту объ­явил, что отка­зы­ва­ется от нее, чув­ствуя свои сла­бые силы, и тогда все уже при­сяг­нули деся­ти­лет­нему Петру. Иоанну же было в это время шест­на­дцать лет. Не уди­ви­тельны ли такие скром­ность и уступ­чи­вость в этом пыл­ком и само­на­де­ян­ном воз­расте? Иоанн заслу­жи­вает нашего ува­же­ния, как бы ни было мало его уча­стие в госу­дар­ствен­ных делах в тече­ние всей его непро­дол­жи­тель­ной жизни. Но оста­вим этого крот­кого сына царей: он был на земле не для здеш­него мира, и хотя впо­след­ствии мы еще будем встре­чать его имя в нашей исто­рии, но оно будет сиять в ней тихо, едва заметно, подле луче­зар­ного блеска, окру­жав­шего имя его млад­шего брата. Обра­тимся к этому необык­но­вен­ному смерт­ному, обра­тимся к нашему Петру: он уже на пре­столе! Самые отда­лен­ные страны Рос­сии уже назы­вали его своим царем, а его доб­ро­де­тель­ную мать — пра­ви­тель­ни­цей. Всё внешне было спо­койно, все, каза­лось, с довер­чи­во­стью вве­рили свою судьбу тому, кто еще до рож­де­ния был назван героем! Но это спо­кой­ствие похо­дило на тишину — пред­вест­ницу страш­ной грозы!

Пётр I Великий — последний царь всея Руси из династии Романовых (с 1682 г.) и первый Император Всероссийский (с 1721 г.). Имя Петра I известно каждому с детских лет. Жизнь и деятельность этого человека привлекала и привлекает внимание многих деятелей культуры. Сведения о Петре можно почерпнуть из художественной прозы и поэзии, скульптуры, живописи, из  художественных фильмов и музейных собраний.

Предлагаем Вашему вниманию книги о Петре Великом, которые имеются в фонде Детской библиотеки №7.

Юрий Крутогоров: Петр I
Возраст: 12+

Повесть о великом русском царе Петре I. Он и сам жил во благо своей страны, и других наставлял: «Делайте добро Отечеству, служите ему верой и правдой». Серия «История России» — единственная в своем роде серия книг для детей, наиболее полно раскрывающая перед юным читателем весь уникальный мир русской истории.

Александр Дорофеев: Страницы истории. Ключ от моря
Возраст: 6+

Рассказ о взятии русской армией и флотом во главе с Петром I крепости Азов. Как и для чего воевали в XVIII веке? Как происходила осада, что такое минные подкопы и какую роль в штурме крепости может сыграть флот? Обо все этом рассказано простым и понятным языком, динамично и живо. Петр I предстает в этой книге не только мудрым и дальновидным правителем, но и живым человеком, со своими мечтами и сомнениями, радостями и разочарованиями, тревогами и заботами.

Александр Дорофеев: Корабельные пути
Возраст: 6+

Это книга о юности Петра I, когда впервые зародилась у будущего императора мысль о создании российского флота. Не сухое перечисление фактов и дат, а яркий авторский рассказ заставляет взглянуть на Петра I как на живого человека, любознательного, целеустремленного юношу, который упорно идет к своей цели, преодолевает преграды и приобретает новые знания, находит единомышленников и учителей, переживает взлеты и падения.
Книгу проиллюстрировал замечательный художник Сергей Бордюг.

Рассказы о Петре Великом
Возраст: 12+

Книга рассказывает о Петре Великом, стараниями которого Россия сначала превратилась в огромную и сильную империю, а потом – в великую державу.

Из этой книги вы узнаете: когда царь Петр Великий был маленьким, как молодой Петр в войну играл; как он путешествовал к иностранцам в науку; как ему удалось шведов под Полтавой разгромить и вывести Россию к морю; как изменилась Россия при Петре.

Сергей Алексеев: Рассказы о Петре Первом, Нарве и делах воинских
Возраст: 12+

В книге собраны увлекательные рассказы о Петре Первом, его государственных преобразованиях и военных победах. Это повесть о том, как царь Петр I завоевывал шведские крепости, и как основан был великий город Санкт-Петербург, названный в честь апостола Петра, небесного покровителя русского царя.

Юрий Каштанов: Эпоха Петра
Возраст: 6+

Это книга о славной и жестокой эпохе в истории нашей Родины, когда `…Россия молодая, в бореньях силы напрягая, мужала с гением Петра…

Юрий Каштанов повествует о стрелецком бунте, войне со Швецией, полтавской баталии, прутском «конфузе», личной жизни и заклятых врагах, преобразованиях и победных трубах.

Эти книги помогут ответить на вопросы интерактивной викторины о Петре Великом, которому 9 июня исполняется 349 лет со дня рождения.

Прочитать  эти книги можно в библиотеках города и в электронной библиотеке ЛитРес.

Все приведённые данные о книгах взяты из открытых источников.

Составитель:  Данильянц Н.К., зав. детской библиотекой №7

  • Рассказы о москве и москвичах во все времена
  • Рассказы о москве для дошкольников 6 7 лет
  • Рассказы о моряках подводниках
  • Рассказы о морском флоте
  • Рассказы о море и моряках