Рассказы о ремеслах для детей

Сказка для знакомства детей с Городецким промыслом.

«Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста – такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы – голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали душу людям, веселили их.

Но вот однажды нависла над Городцом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи.

Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно бы за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входами-выходами следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за подмогой. Был у него вороной конь, быстрый как ветер…». А дальше сказку придумаем вместе….Молодцы, интересная сказка у нас с вами получилась.

Легенда для знакомства детей с искусством Хохломы.

I вариант. В народе сказывают о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда в миг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез…

II вариант. Говорят в давние времена в Москве жил талантливый мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но еще больше любил он свободу. Но однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало всем родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась красота русской природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки.

Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да красотой любоваться. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере донеслась и до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких сапог. Узнал о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого художника, как ни искали, нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но осталось его удивительное искусство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты. Знать, кисть у художника была необычной – она была из солнечных лучей.

Легенда-сказка «Откуда в Гжели синий цвет»

«Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показами девушки мастерам красоту такую. И решили , что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду».

Сказка-легенда «Цветок – Огонь и цветок «Снежинка».

(жостовский промысел)

Сто крылец, сто колец, сто вестей, сто коней – так начинается наша сказка. Вся земля наша – земля мастеров. Все может человек; превратить дерево в терем расписной, камень – в украшение или в шкатулку, глину – в игрушки забавные или посуду, железо – в подносы, красоты невиданной.

        Жил да был на свете мастер. Был он очень трудолюбивый, потому и делал изумительные подносы. Вдруг случилось чудо. Как-то принес ветер к избе мастера два цветка. Один с северной стороны, другой с южной. Пригляделся мастер к ним, а цветы и впрямь были необычные. (Под музыку воспитатель показывает два цвета: красный и голубой) Спрашивает у детей: какая музыка, какому цветку соответствует?

Да, ребята, вот это цветок – огонь, а другой цветок – снежинка. Посадил их мастер, у себя дома. Но не знал мастер, что они волшебные. В первый же вечер, как только уснул мастер, а месяц вышел из-за тучи и коснулся их серебряным светом, превратились цветы в красивых девиц-мастериц на все руки. Пока старый мастер спал, красны девицы расписали все подносы. А под утро снова в цветы превратились. Проснулся мастер и чуду невиданному подивился. Кто же так ночью поработал? Но, увидев, что на листьях у цветов краска осталась, догадался, кто ему помог. Попросил мастер цветы, чтобы показали они чудо всем жителям села.

        Как взмахнул цветок – огонь, своей шапочкой — разлетелись в разные стороны искры и тут же превратились в цветы и узоры красоты невиданной.

        Как упали несколько цветов на подносы, так и засияли там букеты. Второй цветок взмахнул своей шапочкой – разлетелись вокруг серебряные нити, переплелись в сине-голубые цветы, как на ковре.

        Оглядитесь вокруг: в нашей студии тоже есть удивительной красоты цветы. Все они вот на этих красивых подносах.

Подходит к подносам и рассматривает их вместе с детьми.

ОБНОВЛЕНИЕ 10.11.2009

По результатам обсуждения удалось собрать небольшой список литературы о традиционных художественных промыслах и старинных ремеслах. Если вспомните еще что-нибудь подходящее — дополняйте!

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для дошкольного и младшего школьного возраста:


Петишкa Э. «Как кроту штанишки шили» — коротенькая сказка для малышей
«…цветок, под которым он стоял, наклонился к нему и сказал: «Меня зовут Лён, и если ты сделаешь все, что я тебе скажу, ты получишь свои штаны.»

Бажов П. «Сказы» — знаменитые уральские сказы о рудокопах и старателях («Серебряное копытце», «Две ящерки», «Синюшкин колодец», «Таюткино зеркальце», «Огневушка-поскакушка», «Золотые дайки», «Жабреев ходок»;, «Про великого полоза», «Золотой волос», «Голубая змейка», «Сочневы камешки», мастерах-камнерезах и гранильщиках («Малахитовая шкатулка», «Медной горы хозяйка», «Каменный цветок», «Железковы покрышки», «Горный мастер», «Хрупкая веточка»), углежогах («Живинка в деле»), златоустовских оружейниках («Иванко-крылатко», «Коренная тайность»), каслинском художественном литье («Чугунная бабушка»), лаковой росписи («Прозрачный лак») и других ремеслах. О сказах Бажова на Библиогиде.


В.Галкин «Чудные зерна», «Сибирские сказы» , «Горностаева гора» — замечательные сказы сибирского писателя и собирателя фольклора рассказывают о людях таежных — охотниках, промысловиках, ремесленниках, травниках. В них есть истории о Седом Медведе и Горном Батюшке; о трудном и опасном ямщицком промысле; об умельце Терехе, мастерившем певучие таратайки: «колёса у них певучие, и каждое свой голос имело: одно синицей посвистывает, другое кукушкой кукует, третье щеглом щёлкает, четвёртое жаворонком заливается»; о плотнике Митюше, украшавшем избы дивной резьбой, чтобы людям в доме жить было радостно; о кузнеце, сковавшем крест невиданной красоты — «коли снизу через него на небо глянуть, будто кружевным узором по лазоревому полю выткано».
Мультфильмы Седой медведь», Терехина таратайка»


Пермяк Е. «Золотые колечки. Уральские были-небыли «, «Семьсот семьдесят семь мастеров», «Памятные узелки» — в основе сказок Е.Пермяка, как и у Бажова, лежит уральский горнозаводский фольклор, истории о мастерстве и мастеровых людях. Многие сказки  можно назвать научно-художественными: они рассказывают о явлениях, механизмах, технологиях («Сказка о стране Терра-Ферро», «Сказ про газ», «Как самовар запрягли», «Мелкие калоши», «Хитрый коврик»,»Чугун и Сталь», «Как огонь воду замуж взял» и др.). Сказки Е.Пермяка иногда излишне назидательные, но попадаются среди них и удивительно простые и милые истории. Лучшие сказки представлены в авторском сборнике «Дедушкина копилка»

Подкорытов Ю. «Дед Куделька и Огонь Великан», «Сказки о ремесле» — сказы и притчи челябинского писателя Ю.Подкорытова просто и интересно рассказывают малышам о заводах, шахтах, производстве металла. Один из главных героев его книг о труде и мастерстве — дед Куделька — мудрый, умелый старик, живой, с лукавой хитринкой. Ему противостоит Верхушка, который легко за все берется, но делает все кое-как, только смешит людей. Некоторые сказы основаны на старых уральских легендах, башкирском фольклоре.


«Мастера изумрудного края»— замечательный сборник сказов об уральских умельцах, выпущенный издательством «Аркаим». В сборник вошли произведения как уже упомянутых авторов — Бажова, Пермяка, Подкорытова, так и менее известных, но очень интересных писателей . Книга иллюстрирована цветными репродукциями картин, а старые фотографии приглашают рассмотреть тех, о ком сложены эти легенды — ремесленников, рудознатцев, золотоискателей. Содержание.


Кочнев М. «Шелковые крылья», «Серебряная пряжа», «Миткалевая метель», «Расписной узор», «Сорок веретен» — Михаил Кочнев — писатель-фольклорист, собиратель и истолкователь сказов «ситцевого царства» — края ивановских ткачей.

Афоньшин С.В. «Городецкий пряник», «Сказ про Семена — ложкаря» — интересные, своеобразные легенды и сказы Нижегородского края о непростой истории этой земли и ее умельцах: кузнецах, ковавших волшебные подковы и сундуки со звоном да замки с музыкой; звероловах, выведших породу старинных русских гончих багряной и чепрачной масти; искусных рукодельницах и монахах-целителях; о медовых городецких пряниках и расписных деревянных ложках.


Тринова Е. «Кружевные сказки» — сказки про вологодские кружева и мастериц-кружевниц. Отрывок

Александрова Е., Туберовский М. «Зеленая пиала» — чудесные сказки о среднеазиатских ремесленниках: ковроделах, резчиках, чеканщиках, гончарах, строителях.


Панькин И. «Волшебный мастер», «Тайны старого колчана», «Легенды о мастере Тычке» — увлекательные и очень своеобразные сказы о тульских оружейниках. Чудо-мастера вроде лесковского Левши — постоянные герои сказов И. Панькина. Сказ

Луда «Трудус, трудум, труд», «Кузнец Энрик» — сказки по мотивам средневековых французских легенд о старых мастерах и тайнах ремесел: о секрете окраски тканей и истории парижских гобеленов, о прекрасных витражах и чудесных зеркалах, о мастерстве корзинщика, об искусных кузнецах, о тех, кто ищет воду и роет колодцы, и о том, какое ремесло самое главное.


Погодин Р. «Маков цвет» — первоклассник Вовка Попугаев от скуки нарисовал в новгородском музее на колонне чертика. Глупая шалость. Но колонна оказалась волшебной, и после того, как Вовка ее осквернил, из Новгорода ушла рукотворная красота. А с уходом красоты стали умирать старые мастера… И чтобы вернуть в Новгород красоту, Вовке и его двойнику Полувовке (которого волшебница Маков Цвет сделала из намалеванного Вовкой чертика) пришлось пройти сквозь века и страны, испытав на себе, как создается красота и чего она стоит.

Гурьян О. «Набег» — повесть о далеком прошлом, когда все было по-иному, когда расстояние мерили верстами, а в бой шли с мечами и булавами. Помимо приключенческого сюжета здесь есть подробный и увлекательный рассказ о работе гончара, кузнеца, бортника.


Дьяконов Л. «Олень — золотые рога» — в этой повести о детях предреволюционной Вятки есть эпизод, где рассказывается про изготовление знаменитой дымковской игрушки.
«Мишка сел и стал делать только одно: смотреть в руки Афанасьевны. Эти руки не оставались в покое ни на минуту. Вот они оторвали от вымешенной глины изрядный кусок, величиной с Мишкин кулак. Потом быстро-быстро свернули этот кусок в шар, а шар раскатали, и получился тонкий сочень. Миг — и сочень свернулся, и оказалось, что этот сочень — широченная юбка! Вот на юбку посажен кусок глины поменьше. Это — тулово. На тулово второй кусок. Это — голова. А два валика к бокам — это руки. Они согнуты в локтях, пальчики спрятаны в муфту. Теперь последнее — шляпу на голову. И получилась глиняная барыня, вроде той, какая у Мишкиной хозяйки на комоде. Только там она — белая, а по белому — в красках да в золоте, а здесь — еще черная некрашеная…

— Сперва всегда черные! — сказала Афанасьевна. — А потом будут красные. А потом – белые. А после — нарядятся… Ты заходи… И все увидишь…»

Отзыв.


Есть у Л.Дьяконова и книга очерков про дымковскую игрушку: «Дымковские глиняные расписные», отрывок из которой можно посмотреть здесь

Каманин Ф. «Золотой рубин», «Хрустальная ваза» — две повести о дятьковском хрустале. «Золотой рубин» — историческая повесть о крепостном мальчике, сыне стекольного мастера на хрустальном заводе, помогшем отцу разгадать секрет изготовления необыкновенного стекла -золотого рубина. «Хрустальная ваза» — маленькая повесть о деревенской девочке Насте, попавшей в 20-е годы на Дятьковский завод и обнаружившей удивительный талант и тонкий вкус в росписи по стеклу.

Для среднего и старшего возраста


Фингарет С. «Демка — камнерез владимирский» — историческая повесть об умельцах владимиро-суздальской земли, создававших удивительное белокаменное кружево — исторические памятники, объединяемые сейчас названием «Золотое кольцо».

Волков А. «Зодчие» — повесть о русских ремесленниках и строителях, создавших чудо русского зодчества — храм Василия Блаженного в Москве.

Храму Василия Блаженного посвящена и знаменитая поэма Дм.Кедрина «Зодчие», рассказывающая трагическую легенду о его строителях:
«…И тогда государь

Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях
И в землях Рязанских
И прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова!»


Лесков Н. «Левша» — классический сказ о тульском умельце — косом Левше и о стальной блохе.
«Стали все подходить и смотреть: блоха действительно была на все ноги подкована на настоящие подковы, а левша доложил, что и это еще не все удивительное.
— Если бы,- говорит,- был лучше мелкоскоп, который в пять миллионов увеличивает, так вы изволили бы,- говорит,- увидать, что на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал.
— И твое имя тут есть? — спросил государь.
— Никак нет,- отвечает левша,- моего одного и нет.
— Почему же?
— А потому,- говорит,- что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты,- там уже никакой мелкоскоп взять не может.
Государь спросил:- Где же ваш мелкоскоп, с которым вы могли произвести это удивление?
А левша ответил:- Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши.
«

Ивич А. «Художник механических дел» — повесть о трудной жизни и замечательных изобретениях механика-самородка И.П. Кулибина.

Вересов А.

  • «Невская легенда» — историческая повесть о Северной войне, несколько эпизодов которой посвящено литью пушек и колоколов.»Логин Жихарев, как и все пушечные мастера, был сначала колокольным литцом. Одинаковый металл шел на то и на другое дело. Почти одинаковой была сноровка. Потому и первые русские пушки украшались вязью, гирляндами, чеканным хитрым узором, будто ими не врага крушить, а сзывать людей на праздник.»
  • «Старые мастера’ (переиздана под названием «Питерские умельцы. Рассказы о старых мастерах») — в этой книге собраны повести и рассказы о старых умельцах: строителях, литейщиках, корабелах, камнерезах и людях многих других профессий давних лет.


    Кирпичникова И. «Хрустальные тайны»— увлекательная повесть об искусстве мастеров-стеклодувов, об удивительном стекле с острова Мурано, как развивалось стеклодувное искусство на протяжении веков и о современных мастерах.

    Паустовский К. «Стекольный мастер» — рассказ о мастере, задумавшем сделать хрустальный рояль.

    Романовский С. «Вятское кружево» — действие в повести происходит в «кружевном» краю — в вятской деревне, где исстари женщины-крестьянки плетут прославленное на весь мир кружево. По мотивам книги снят фильм «Домовик и кружевница».


    Магомедов М. «Знаменитая трость», «Секрет мастера Кади»; — в повестях аварского писателя немалую роль играют рассказы об искусных дагестанских ремесленниках

    Погодин Р. «Тишина» — плохо в деревенском доме без печки. Еще хуже, что нет печника. Но неугомонный Гришка берется ее сложить – были бы руки, да желание и кое-какое знание теории.
    «Мальчишка глянул на художника с сожалением, извлек из-за пазухи веревочку и молча принялся обмерять дом.
    — Хороша кубатура. По такой кубатуре русскую печку вполне подходяще.
    — Нельзя ли поменьше? — угрюмо спросил Анатолий.
    -Можно. Вам какую?
    — А какие бывают?
    Мальчишка посвистел дупловатым зубом и принялся перечислять: — Русские бывают, хлебы печь. Голландки бывают — это для тепла. Буржуйки бывают, они для фасона больше… Времянки еще.»

    Алмазов Б. «Деревянное царство» — приключенческая повесть. Петька Столбов отправляется на лето в деревню, где узнает тайну староверческого скита и откроет для себя «деревянное царство» — мир русской старины, народное «рукомесло».
    «Дед вставляет в патрон круглое полешко, включает станок и берёт в руки резец. Сначала из-под резца летят щепки, а потом стружки и наконец — тоненькая кудрявая ленточка. Смотрит Петька, а вместо полешка крутится уже половинка матрёшки, или шляпка от грибка, или чашка без ручки, миска деревянная.
    — Земля у нас хорошая, но мало её — всё в болоте. Иной раз цельное лето вода с полей не сходит. Вот все мужики и знали какое-либо рукомесло. Вон в Глинянке, двадцать пять вёрст отсюда, — гончары. В Никольском — печники, в Петербург ездили печки класть! В Сухановке кирпичики делали, изразцы. А вот в Староверовке — плотники! Деревянного рукомесла мастеры…
    Смотрит Петька, как в мосластых дедовских руках появляется хрупкая тонкая ложечка. Вот уж и черенок появился, и рыбка на черенке. Чудеса да и только!»

    Санд Ж. «Мастера мозаики» — повесть об искусных венецианских ремесленниках XVI века, братьях Дзуккато, хранящих секреты своего ремесла, доведенного до высокого совершенства.

    ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

    Для дошкольного и младшего школьного возраста


    Ушинский К. «Как рубашка в поле выросла» — простой и понятный рассказ о льноткачестве для малышей.

    Каменева Е. «Волшебная глина» — что делают из глины? В чем секрет китайского фарфора? Что такое изразцы, фаянс, майолика? — ответы на эти вопросы можно найти страницах этой книги.

    Аракчеев Ю., Хайлов Л. «Чудеса из глины» — яркая разноцветная майолика, черно-красная греческая амфора, тончайшая фарфоровая чашка и грубый  керамический горшок — все они сделаны из глины. Содержание.

    Уварова И. «Глина, вода и огонь» — состоит из отдельных рассказов о том как, какими народами и в какие эпохи создавалась керамика..


    Утевская П.

  • «История фарфоровой чашки» — в коротких простых рассказах описана история фарфора. Отрывок.
  • «Рассказы о стеклянной ниточке» — история стекла и стеклодувного мастерства.

    Ионеску И. «Хрустальный человечек» — увлекательный рассказ об истории стекла. Мальчик с человечком из хрусталя путешествует по странам и эпохам, узнавая,как делают стекло: склянки,витражи, вазы, мозаику, хрусталь.


    Л.Яхнин — серия большеформатных, хорошо иллюстрированных книг для малышей

  • «Серебряная птица — ажурное перо» — о русских народных кузнечных промыслах, об искусстве мастеров-литейщиков, златокузнецов и ювелиров.
  • «Веселое слово Хохлома» — о хохломской росписи.
  • «Вкусные картинки» — про традиционные русские печатные пряники.
  • «Воздушные узоры» — об искусстве русских кружев.

    Мартынов А.

    «Здравствуй, мастер!» — незаменимая книга для мальчиков дошкольников, будущих мастеров. Интересные рисунки основных инструментов и краткие рассказы о них.


    Шим Э. «Деревянная книга» — книга состоит из рассказов, занимательных историй и даже сказок о профессии столяра, о деревьях, о том, какие разнообразные вещи можно из них сделать.


    Осетров Е. «Сказ о друкаре Иване и его книгах» — Откуда взялось печатное творение? Кто его придумал? Давно ли? И какой была самая первая книга? кто такие Иоанн Гуттенберг и Иван Федоров? Перед вами сказ — ответ на эти и множество других вопросов. Здесь описаны первая московская друкарня, первый букварь и календарь. А кроме того, есть план Москвы, карта Европы и Русского государства XVI века, фотографии старинных переплетов и фрагменты страниц древних книг.

    Серия «Почемучкины книжки»:

  • Зубков Б. «Книжка про книжку» — о всех секретах рождения книг — и современных, и самых-самых первых.
  • Константиновский М., Смирнова Н. «Как ткани ткут и нити прядут»
  • Кривин Ф. «Сказки, добытые из-под земли» — содержание: Медная сказка, Алюминиевая сказка, Глиняная сказка, Гипсовая сказка, Асфальтовая сказка
  • Навроцкий А. «О кузнецах и кузница» — о том, как люди познакомились с железом, научились его обрабатывать и использовать, о первых кузнецах и кузнечном деле.
  • Пермяк Е. «От костра до котла» — история домашнего очага
  • Подольный Р. «Как человек огонь приручил» — о том, как наши предки огонь добыли, научились им управлять и сделали его з мастером на все руки.

    Для среднего и старшего школьного возраста

    Клиентов А. «Народные промыслы» — не только детям, но родителям интересно будет узнать, чем отличаются хохломская и федоскинская роспись, что такое «северная чернь» и техника финифти. На 47 страницах рассказано о традиционных русских промыслах. Каждому промыслу уделено 2 страницы, где описаны история промысла и его техника. На форзаце есть географическая карта, показывающая расположение мест народных промыслов. Содержание: художественные изделия из бересты, богородская резная игрушка, хотьковская резьба по дереву, городецкая роспись, русская матрешка, хохломская роспись, палехская лаковая живопись, федоскинская лаковая живопись, лаковая миниатюра Холуя, лаковая живопись Мстёры, скопинская керамика, филимоновская игрушка, дымковская игрушка, жостовские подносы, ростовская финифть, великоустюжское чернение по серебру, каслинское чугунное литье, платки из Павловского Посада, вологодское кружево, торжокский золотошвейный промысел, холмогорская резьба о кости, русский народный костюм.

    Лаврова С. «Урал. Кладовая земли» — тем, кому полюбились сказы Бажова, несомненно, будет интересна эта книга. В ней описана история Урала от древнего Аркаима до наших дней. И, конечно, здесь есть рассказы о знаменитых уральских промыслах (даже страницы в книге украшены малахитовой каймой). Тексты небольшие, легкие для понимания, с постраничными иллюстрациями.

    Аристова В. «Икона» — иконопись — одно из самых сложных и удивительных направлений изобразительного искусства. Многое в иконах кажется загадочным, непонятным, и изображенное на них надо уметь понимать, ведь иконописцы, создавая их, обращаются к нам на языке символов. Книга исполнена в формате детской иллюстрированной энциклопедии: обилие красочных иллюстраций с поясняющими подписями и небольшие, написанные доступным языком статьи, дающие ответы на вопросы: что такое икона, когда и где появились первые изображения святых ликов и чем отличается древнее письмо от современного, как работали иконописцы, какова символика иконы, каких святых издавна особенно почитают русские христиане. Качество иллюстраций могло бы быть и получше, но книжка вполне достойная, с цельным подходом и неплохим содержанием.

    ;;

    Серия «Секреты старых мастеров» , выпускаемая издательством «Московские учебники и Картолитография» совместно с журналом «Кукумбер«. Красочно иллюстрированные книги в простой, занимательной форме рассказывают о традициях, истории и некоторых секретах исконно российских промыслов. Твердая обложка, мелованная бумага, энциклопедический формат. Уже изданы:
    «Федоскино»
    «Хохлома
    «Холуй»
    «Дулево»
    «Вербилки»



    Н.Тарановская «Маленькие чудеса» — рассказы о русских народных ремеслах,
    написанные сотрудниками Государственного Русского музея:филимоновская игрушка;
    пижемская резьба и роспись по дереву; изделия из бересты; лубочные картинки;
    ;плетеные кружева и домотканные половики; деревянные сани; скопинские гончарные изделия и абашевская глиняная игрушка; гжельская роспись; холмогорская и ненецкая резьба по кости; черненое серебро из Великого Устюга; фигурные кованые изделия, игрушки из села Полхов-Майдан. Цветные иллюстрации и вдумчиво подобранные фольклорные песенки и прибаутки.

    Ополовников А., Островский Г. «Русь деревянная. Образы русского деревянного зодчества» — рассказ о традиционном деревянном зодчестве, о его памятниках, вошедших в сокровищницу мировой художественной культуры. Книга проиллюстрирована фотографиями и схематичными изображениями основных элементов архитектуры.

    Голицын С. «Сказание о белых камнях» — своеобразный увлекательнейший путеводитель по  древностям Владимиро-Суздальской земли. С любовью и восхищением рассказывает автор  о «камнесечцах» и каменном узорочье Владимира, Боголюбова, Суздаля, об удивительных и загадочных рельефах на стенах собора в Юрьеве-Польском.


    Данько Е. «Китайский секрет» — история изобретения и технологии производства фарфора в увлекательных рассказах. Эта довольно редкая книга, из которой вы узнаете немало действительно интересных историй, связанных с этим удивительным материалом, поймете, что «всякую фарфоровую вещицу можно прочесть, как книгу». Замечательная статья о книге Е.Данько есть на Библиогиде .

    Дайн Г. «Русская игрушка» — книга знакомит с историей русской народной игрушки. Страницы русской потешной летописи расскажут о мифологии и обычаях, связанных с игрушками, о промыслах и мастерах-игрушечниках России. Кратко, но увлекательно и доступно рассказывается о технологии изготовления. Есть словарь терминов. На иллюстрациях – экспонаты из коллекции Музея игрушки в Сергиевом Посаде. Отрывок

    Блинов Г.  «Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке» — книга об игрушечных промыслах и старинных ремеслах (вознесенские тарарушки, кони в полоску, сопелки и грематушки, рязанские улютки, кружево из лозы, соломенные хороводы, пекарские изделия, архангельская деревянная резьба, оятская народная скульптура и многое другое).


    Рогов А. «Кладовая радости» — очерки о русском народном искусстве и его творцах (Палех, Городец, Скопин и др.). Автор книги — известный писатель и искусствовед, есть у него проникновенная и грустная повесть о народной пинежской сказительнице, «старушечке-побирушечке», Марии Дмитриевне Кривополеновой — «Махонька».

    И.Гольдин «Хороша ложка!:о деревянных ложках России» — книга очерков об одном из самых известных на Руси ремесел -ложкарном.Читатель узнает,где и когда были сделаны первые деревянные ложки,где особенно расцвели ложкарные промыслы,чем отличалась их продукция.


    В.Елкин «Дерево рассказывает сказки» — в увлекательной форме рассказывает об искусстве резьбы по дереву, о народных умельцах и прославленных мастерах; о подмосковной усадьбе-музее Абрамцево, где хранятся искусные работы по дереву многих прославленных русских художников; о творцах богородской резной игрушки, о сказочных сюжетах в деревянной миниатюрной скульптуре, о секретах ремесла, об инструментах, приспособлениях и приемах резьбы по дереву.

    Кабанова Н. «О царь-колоколе, бубенцах, валдайских колокольчиках, о биле и иерихонских трубах» — история колокольного звона, предания и суеверия, связанные с ним, рассказ о колокольного дела мастерах.Содержание: Предшественники колокола: иерихонская труба и старое доброе било; Откуда пришел колокол? Колокола на Руси, Господин Великий Новгород, Очеп и веревка, «А лил мастер Бориско», Москва. XVII-XVIII века. Колокола-гиганты, О звонницах и колокольнях, Форма колокола, О колокольном звуке, Как льют колокол, Названия колоколов.


    Рабинович М. «Судьбы вещей» — «Вещи имеют свою судьбу», – говорили в древности. И в самом деле, есть на свете много вещей, переживших удивительные приключения: Ярославов шлем, врата новгородской Софии, царь-пушка и простое пряслице. Следя за приключениями вещей, можно узнать немало интересного о людях, которые их делали и которые ими владели.


    Кузнецов А. «Дальние дороги» — очерки о традициях и национальных обычаях средней полосы России , ее Европейского Севера, Кавказа и Камчатки. Есть небольшие рассказы о ростовской финифти, северном деревянном зодчестве, хевсурском и кубачинском оружии, украинских дукачах.

    Владимиров А., Осипов Н. «Магия цвета» — увлекательная повесть о красках. Роль красок в жизни человека каменного века и нашего времени, секреты старых мастеров-красковаров, современная промышленность красителей.

    СВОИМИ РУКАМИ

    Малышам и младшим школьникам

    Для первого знакомства с народными художественными промыслами можно использовать серию альбомов-раскрасок И. Лыковой. Альбомы рассчитаны на

    дошкольников и предлагают серию несложных занятий для поэтапного обучения традиционным росписям. Каждый альбом содержит небольшой рассказ об истории и особенностях самого промысла и методические указания к занятиям

    «Небесная гжель»

    «Дымковская игрушка»

    «Веселый городец»

    «Золотая хохлома»

    «Сказочный лубок»

    «Филимоновская игрушка»

    «Старинные изразцы»

    Последние два альбома кроме росписи содержат инструкции по лепке. Но интереснее всего, пожалуй, альбом «Чудесные писанки» — в нем рассказывается откуда взялся промысел, описан древний способ рисования воском, приводятся основные узоры и элементы декора, в общем — все, что необходимо, чтобы самим создать по-настоящему красивые писанки. Пасха не за горами!

    Детям

    постарше (6-9 лет), уже знакомым с основами рисования, занимающимся в изостудиях или художественных школах, могут быть полезны рабочие альбомы, выпускаемые издательством «Мозаика-Синтез». Каждый альбом также содержит серию занятий, построенных по принципу от простого к сложному, с рассказом об истории и особенностях каждого промысла и с методическими рекомендациями для педагогов и родителей. Материал изложен ясно и доступно, задания подробно иллюстрированы. Темы частично те же, что и в альбомах И.Лыковой, но уровень сложности повыше:

    «Сказочная Гжель»

    «Дымковская игрушка»

    «Каргопольская игрушка»

    «Городецкая роспись»

    «Хохломская роспись»

    «Жостовский букет»

    «Узоры Северной Двины»

    «Мезенская роспись»

    «Лубочные картинки»

    «Цветочные узоры Полхов-Майдана»

    Есть здесь и своя изюминка:альбом «Филимоновские свистульки» не только знакомит с характерными для филимоновской игрушки орнаментами, но и приводит схему лепки свистульки. Технология не самая простая, но отчего же не попробовать?

    Литвинец Э. «Бусинка за бусинкой» — книжка знакомит со старинным народным ремеслом — низанием, или как его часто называют — бисероплетением. Ребята познакомятся с азами низания, научатся изготовлять несложные, но красивые вещи из бисера. Для детей 4-9 лет.

    Для среднего и старшего возраста


    Газарян С. «Прекрасное — своими руками» — В книге рассказывается о возникновении и развитии народных художественных ремесел, таких, как филигрань, витраж, мозаика, резьба по дереву, игрушки из соломки, чеканка, ткачество, кружево, эмаль и др. В каждом очерке дана краткая технология работы. Книга оформлена рисунками, цветными и черно-белыми фотоиллюстрациями. Выдержки из книги по отдельным видам ремесел мoжно посмотреть здесь .


    Федотов Г. «Большая энциклопедия ремесел» — подробно и интересно рассказано о каждом материале, его разновидностях, традициях использования и обработки: дерево, металл, камень, керамика, мозаика и аппликация, плетение из сухих трав.

    Описание главных приемов обработки, необходимых инструментов, простые и подробные чертежи и схемы, наглядные цветные рисунки позволят даже начинающим умельцам разобраться в процессах изготовления оригинальных декоративных работ. Заглянуть внутрь книги можно здесь.

    Федотов Г. «Дарите людям красоту» — практика художественных ремесел. В книге, являющейся своеобразной энциклопедией народных художественных ремесел, рассказывается как о широко распространённых видах обработки дерева и металла (чеканка, резьба, инкрустация, маркетри), так и о незаслуженно забытых и бытующих у отдельных мастеров (роспись стекла, надрезная чеканка, ажурное литьё, тиснение по фольге и пр.).

    Дайн Г. и М. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология» — великолепная книга, рассказывающая об истории кукол, об их основных видах, способах изготовления и мастерах, создающих тряпичные куклы.

  • Содержание статьи

    • Что такое промысел – как промыслы зарождались и развивались?
    • Виды народных промыслов в России
    • Народные промыслы с использованием древесины
    • Художественные промыслы: роспись
    • Русские народные игрушки из глины
    • Промыслы с использованием ткани
    • Промыслы с использованием металла
    • Где можно увидеть процесс создания изделий?
    • Центры народных промыслов центральной России – таблица
    • Музеи народных промыслов России
    • Самые известные промыслы России
    • Павлопосадские платки
    • Хохломская посуда
    • Жостовские подносы
    • Дымковская игрушка
    • Вологодское кружево
    • Вопросы и ответы

    Русь издавна славилась своими мастерами и рукодельницами. Многие народные промыслы России стали визитной карточкой страны. Предлагаем окунуться в дивный мир старинных глиняных игрушек, резного дерева, пестрой росписи и дивного кружева. Взрослые и дети узнают больше о традициях своих предков. Школьникам информация поможет написать сочинение в 3 классе или научный доклад по географии.

    Что такое промысел – как промыслы зарождались и развивались?

    Народные промыслы и ремесла – это прикладные виды искусства, которые складывались усилиями мастеров нескольких поколений. Мастерство передавали «из рук в руки» отцы сыновьям, а матери дочерям.

    Промысел – это форма народного творчества, зародившаяся много веков назад. Изделия русского промысла отражают русскую культуру и традиции.

    Мастера стремились создать не только практичные, но и красивые предметы. Для создания использовались природные материалы: дерево, глина, кость и другие. Приемы и способы художественной обработки, формы изделий с течением лет оттачивались, приобретали свой особый стиль. В орнаменте изделий отражается видение мастера окружающего мира, его представление добре и зле, связанные с историей народа.

    Видео презентация для дошкольников:

    Картинки:

    Народные промыслы России 1 Народные промыслы России 2 Народные промыслы России 3 Народные промыслы России 4 Народные промыслы России 5 Народные промыслы России 6 Народные промыслы России 7

    Различно происхождение промыслов. Зарождение одних связано с бытом крестьян, изготовлением праздничных и повседневных предметов: вышивка, узорное ткачество. Другие промыслы берут начало от деревенских ремесел: плотничество, гончарство. Некоторые появлялись благодаря заказам: великоустюжская чернь, холмогорская резьба.

    Многие промыслы стали визитной карточкой России, а кустарное производство перешло на промышленную основу. Мастера получают поддержку от государства и продолжают развивать свое дело.

    Виды народных промыслов в России

    К изделиям народного промысла относятся посуда и фигурки из глины, особая роспись, кружево, ковроткачество, резьба по дереву и кости.

    Промыслы возникали и развивались вблизи природных источников сырья.

    Художественная обработка дерева зарождалась в лесных районах, гончарное производство – в местах залежей глин. Производство металлических изделий характерно для районов с месторождениями руд черных и цветных металлов. Эскимосы, ненцы, чукчи издавна занимались обработкой кости морских животных, а жители гор обрабатывали камень.

    Виды народных промыслов в России

    Народные промыслы с использованием древесины

    Россия самая лесная страна в мире – 45% ее территории покрыто лесом. Неудивительно, что во многих районах страны получили развитие народные промыслы с использованием древесины. Вот самые известные из них:

    • Матрешка. Ставшая символом страны деревянная игрушка появилась в подмосковной усадьбе Абрамцево в 1891 году.
    • Абрамцево-кудринская рельефная резьба по дереву.
    • Хохломская посуда.
    • Волховская роспись по дереву.
    • Богородская игрушка.
    • Капокорешковый промысел

    Матрешка. Ставшая символом страны деревянная игрушка появилась в подмосковной усадьбе Абрамцево в 1891 году. Абрамцево-кудринская рельефная резьба по дереву. Хохломская посуда. Волховская роспись по дереву. Богородская игрушка. Капокорешковый промысел

    Художественные промыслы: роспись

    Узоры резьбы и росписи в художественных промыслах России имели определенное символическое и магическое значение. Отличительной чертой старинных художественных промыслов является использование натуральных красителей: сажи, соков растений, глины, отваров коры деревьев, ягод и корней. Примеры:

    • Мезенская роспись.
    • Федоскинская миниатюра.
    • Палехская миниатюра.
    • Городецкая роспись.
    • Борецкая роспись.

    Художественные промыслы: роспись

    Русские народные игрушки из глины

    Наряду с игрушками из дерева, соломы и ткани, в России были широко распространены игрушки из глины. Создавались они в основном детскими руками из остатков глины, используемой для изготовления посуды. Русские народные промыслы, представленные глиняными игрушками:

    • Старооскольская глиняная игрушка.
    • Абашевская игрушка.
    • Дымковская игрушка.
    • Филимоновская игрушка.
    • Каргопольская игрушка.
    • Романовская игрушка.

    Русские народные игрушки из глины

    Промыслы с использованием ткани

    Одним из распространенных видов народного искусства на Руси было ручное узорное ткачество. В 16-17 вв. в Москве располагалось несколько ткацких слобод, где делали льняные полотенца и узорные скатерти для бояр. Узорами украшали передники, сарафаны, рукава и подолы рубах. Ткани изготавливали на ручных станках, а ткать и прясть девочки учились с малых лет. Считалось, что вышивка играет роль оберега. Промыслы с использованием ткани:

    • Вологодское кружево.
    • Елецкое кружево.
    • Оренбургский пуховый платок.
    • Павлопосадский платок.
    • Древнерусское лицевое шитье.
    • Крестецкая вышивка.

    Вологодское кружево

    Промыслы с использованием металла

    Обработка металла издавна развивалась на Руси. Литье было освоено еще в 6-8 вв. В Новгороде, Киеве, Владимире и Москве ремесленники изготавливали браслеты, пряжки и поясные накладки. Использовали бронзовые сплавы, золото, серебро. Литье часто сочеталось с эмалью, чеканкой, филигранью. Самого высокого уровня художественная обработка металла достигла в Костроме, Вологде, Ростове, Калуге, Великом Устюге. Русские народные промыслы с использованием металла:

    • Каслинское литье.
    • Тагильский поднос.
    • Жостовский поднос.
    • Великоустюжское чернение по серебру.
    • Мороз по жести.

    Каслинское литье

    Где можно увидеть процесс создания изделий?

    Многие народные промыслы России живы по сей день. Старинными ремеслами продолжают заниматься дети мастеров и рукодельниц. В таких местах особая аура, которая переносит на десятки и сотни лет назад. В них стекаются туристы, проводятся экскурсии для взрослых и детей.

    • Слобода Дымково. Чтобы увидеть процесс создания глиняных изделий, в Дымково лучше приехать на летних каникулах или в начале осени. Весной здесь случаются паводки, отчего слободу называют «вятской Венецией». Здесь проводятся фестивали, конкурсы и мастер-классы по лепке и росписи игрушек.
    • Село Коровино. Здесь мастера гончарного промысла изготавливают керамику по старинным технологиям. Сначала глина хранится в специальных ямах, потом «зреет» на солнце. Наконец, к ней добавляют воду и замешивают «глиняное тесто». Лепят в основном посуду. Изделия сушат, обжигают в печи и украшают глазурью. Гости села могут увидеть весь процесс своими глазами, и при желании, попробовать себя в гончарном деле.
    • Деревня Жостово. Небольшая деревушка находится неподалеку от подмосковного города Мытищи. В ней все напоминает о старинном промысле. Даже дорожные указатели и таблички на зданиях сделаны в виде знаменитых «цветущих» металлических подносов. Здесь можно вживую понаблюдать за работой художника, посмотреть выставку, и даже украсить металлические заготовки самому.

    Слобода Дымково.

    Центры народных промыслов центральной России – таблица

    География центральной Россия разнообразна. Поэтому здесь сосредоточились самые различные народные промыслы. Таблица:

    Название промысла Центр Изделия
    Гжельская керамика Московская обл., с. Гжель Керамическая посуда с синей росписью по белому фону
    Богородская резьба Московская обл., п. Богородское Резные деревянные игрушки на темы сказок
    Дымковская игрушка Кировская обл., г. Киров Расписная глиняная игрушка-свистулька
    Торжокское золотое шитье Тверская обл., г. Торжок Вышивка золотыми и серебряными нитями предметов одежды
    Жостовская роспись Московская обл., с. Жостово Металлические подносы с росписью (цветы, фрукты)
    Палехская миниатюра Ивановская обл., с. Палех Лаковая миниатюра из папье-маше
    Хохломская роспись Нижегородская обл., с. Семино Деревянная посуда с золотой росписью на черном и красном фоне
    Городецкая роспись Нижегородская обл., г. Городец Декоративные панно, детская мебель, игрушки, деревянная посуда
    Ростовская финифть Ярославская обл., г. Ростов Медальоны, ювелирные украшения, столовая посуда с художественной эмалью
    Павлопосадский платок Московская обл., г. Павловский Посад Шерстяные шали и платки с объемным цветочным рисунком

    Музеи народных промыслов России

    В каждом центре народного промысла России действуют музеи с удивительными экспонатами. Некоторые из них располагаются на базе старинных фабрик.

    • В Вологде на Кремлевской площади в 2010 году открылся Музей кружева, где представлены больше 500 образцов, рассказывающих о зарождении и развитии традиционного промысла Вологодчины. Ознакомиться с экземплярами вологодского кружева можно в музее кружевной фирмы «Снежинка» и в музее-заповеднике в Вологде.
    • В Оренбурге расположен первый частный музей «Гильдия Пуховниц». В нем собрана большая и эксклюзивная коллекция оренбургских пуховых платков ручной работы – визитной карточки Оренбургского края.
    • В г. Туле стоит посетить музей Тульского пряника. Сразу после открытия он стал невероятно популярен не только у горожан, но и жителей других городов и стран. Старинное лакомство имеет свои традиции и историю. В музее представлены старинные формы для пряников, пряник, размером с полтинник, и гигантский пудовый. Туристы могут продегустировать тульский пряник с чаем и приобрести его в качестве сувенира.
    • В г. Москве находится уникальный музей народной игрушки «Забавушка». В нем представлено больше тысячи экспонатов из разных уголков России (40 традиционных центров ремесла). Детям на экскурсии разрешается трогать игрушки руками, играть с ними, как делали это предки 100 лет назад.

    Музеи народных промыслов России Музеи народных промыслов России

    Увидеть все разом образцы народных промыслов и ремесел России можно в Московском областном музее в с. Федоскино. В нем представлены подлинные предметы крестьянского быта России 19-20 вв.: тканные, деревянные, скобяные, гончарные изделия. Среди декоративных промыслов Хохломская, Семеновская, Жостовская, Мезенская, Тагильская, Городецкая, Гуслицкая, Кудринская, Владимирская, Пермогорская, Борецкая росписи, изделия Ленинградского фарфорового завода, завода Гжель, Дымковская игрушка, Скопинская керамика, Тульские самовары и мозаичные работы в технике «Маркетри».

    Самые известные промыслы России

    Многие народные художественные промыслы России снискали мировую известность. Изделия участвуют в выставках за рубежом и отмечаются высокими наградами. Туристы приобретают их в качестве сувениров, а антиквары собирают коллекции.

    Павлопосадские платки

    Сегодня красочные павлопосадские платки производят на фабриках. Но изначально павлопосадский платок появился как промысел. Он зародился в селе Павлове (в наши дни Павловский Посад) в 18 веке. В 1795 году крестьянин Иван Лабзин на его базе создал предприятие с наемными рабочими, а еще спустя 60 лет, его внук Яков, организовал полноценное производство набивных платков и шалей.

    Павлопосадские платки

    Выглядели они точно так же, как сейчас:

    Традиционный павлопосадский платок представляет собой набивную шерстяную шаль черного или красного цвета, с объемным цветочным узором.

    Павлопосадский платок покупают не только в качестве сувенира из России, но и используют его по прямому назначению. Это теплый, уютный и модный элемент гардероба. Рисунки платков самые разнообразные. Они развивались от стандартных образцов, характерных для московского региона, до турецких «огурцов» и натуралистических садовых цветов. Сегодня стиль павлопосадского платка характеризует объемное изображение цветов (георгин, роз, и других). Они могут быть собраны в гирлянды, букеты или разбросаны по полю платка. Иногда рисунок дополняет орнамент и стилизованные растительные элементы.

    Хохломская посуда

    В конце 19 века хохломской посудой пользовались не только крестьяне, но и члены царской семьи. И сегодня интерес к ней не угас. Хохломская роспись деревянной посуды уникальна в мировой культуре. Ее стиль больше нигде в мире не повторяется. Зародился русский народный художественный промысел в Заволжье, а свое название получил по одному из сел Нижегородского округа – Хохлома. Село удачно располагалось на торговых путях, поэтому хохломская посуда развозилась по всей России, продавалась в страны Западной Европы и Азии.

    Хохломская посуда

    Особенностью хохломской деревянной посуды является пестрый черно-красно-золотой узор растительных мотивов.

    Любопытно, что на дерево наносится не золотой, а серебряный оловянный порошок. После посуда покрывается лаком, 3-4 раза обрабатывается в печи. Так появляется эффект матовости и уникальный медово-золотой цвет. В наши дни хохломской росписью занимаются в двух центрах – в г. Семенове на фабриках «Хохломская роспись», «Семеновская роспись» и в деревне Семино Ковернинского района на предприятии «Хохломской художник».

    Жостовские подносы

    Кажется, что украшенные жостовской росписью металлические подносы подсвечиваются изнутри. Сложно не залюбоваться рисунком из полевых трав и садовых цветов, мелким золотым узором по краю. Любопытно, что изначально в деревне Жостово расписывали портсигары и табакерки из папье-маше. Но после того как местные мастерские стали выпускать кованые металлические подносы, промысел вышел на новый уровень.

    Жостовские подносы

    Жостовские мастера последовали примеру тагильцев, которые рисовали цветочные композиции на железе еще с середины 18 века. Оба промысла живы по сей день, и отличить их непрофессионалу сложно. Но есть одна особенность: в Жостово помимо цветов рисуют коней.

    Дымковская игрушка

    Красочная нарядная глиняная игрушка из слободы Дымково (ныне окрестность г. Кирова) имеет многовековую историю.

    Народ изготавливал игрушки из местной глины к празднику Свистопляски. Петухи, бараны, птички и коровы имели полость внутри и могли издавать свист. Позднее появились образы барынь, крестьянских мужиков, офицеров, всадников, водоносок.

    В начале 20 века промысел едва не прекратил свое существование. Оставалась только одна мастерица – Анна Мерзина. После революции дымковскую игрушку восстановили, и она перешла под крыло Союза художников, где находится и сегодня. Народный «дымковский» стиль неоднократно использовали модельеры одежды. Он был задействован в создании многих художественных произведений и на церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.

    Дымковская игрушка

    Вологодское кружево

    Известное во всем мире вологодское кружево, отмеченное множеством золотых медалей – достояние Русского Севера. Здесь кружевоплетением занимались с 16 века.

    Кружево плели на деревянных палочках – коклюшках. Его особенностью есть то, что основные изображения выполняются плотной, равномерной и непрерывной тесьмой. Они четко вырисовываются на фоне узорчатых решеток со звездочками и розетками.

    В нынешнем виде вологодский промысел появился в 19 веке. Кружевоплетение было организовано в мастерских при усадьбах, где над ним работало 40 000 мастериц. Затем в 1928 году появилась профессионально-техническая школа и в 1930 году Вологодский кружевной союз. Сегодня действует объединение «Снежинка», организованное в 1960 году. Здесь сохранены старинные технологии, изготавливаются уникальные кружева по эскизам художников для выставок, а также обычные кружевные занавеси, покрывала и салфетки.

    Вологодское кружево

    Вопросы и ответы

    О каких народных промыслах России мало кто вспоминает?

    Россия невероятно богата промыслами, но многие из них, несмотря на былую популярность, незаслуженно ушли в тень. Это абашевская игрушка, финифть, томская береста, костромская скань, шемогодская резьба. На грани вымирания находятся буткинское ковроткачество, туринская игрушка, богдановичский фарфор.

    Сколько видов народных промыслов существует в России?

    На сегодняшний день в России работает около 300 организаций промыслов. Но их количество стремительно сокращается. По оценке минпромторга, за последние 30 лет страна лишилась более 200 промыслов.

    Народные художественные промыслы России – часть национального наследия и самобытной культуры русского народа. В разных городах действуют музеи и выставочные центры. Особенно интересно посещать их детям. Можно открыть неожиданные таланты и почувствовать себя народным мастером.

    Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.

    Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале мы собрали самые яркие и известные из них.

    Расскажите своим детям о том, что  ассоциируется с Россией и вызывает восхищение у жителей всего мира

    1. Дымковская игрушка

    Дымковская игрушка — символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.

    © dymkatoy

    2. Жостовская роспись

    В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас — Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.

    © souvenirdvor

    3. Хохлома

    Хохлома — один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.

    Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.

    © ru.wikipedia

    4. Городецкая роспись

    Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.

    © artorbita

    5. Уральский малахит

    Известные месторождения малахита — на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке.

    © zolotopro

    6. Гусевской хрусталь

    Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.

    © sergic-chist

    7. Матрешка

    Круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.

    Сейчас матрешка — не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов.

    8. Финифть

    Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду — не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области.

    Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.

    © kvartline

    9. Тульский самовар

    В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом.

    Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.

    © allsamovars

    10. Палехская миниатюра

    Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.

    Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

    © lavka-podarkov

    11. Гжель

    Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускать полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.

    © efarfor

    12. Павлово-посадские шали

    Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.

    Сейчас оригинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.

    © platki

    13. Вологодское кружево

    Вологодское кружево плетется на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.

    © livemaster

    14. Шемогодская резная береста

    Шемогодская резьба — традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте. Орнаменты шемогодских резчиков называются «берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.

    Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, кругов, ромбов, овалов. В рисунок могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда — даже сцены гуляния в саду и чаепития.

    © mirberesti

    15. Тульский пряник

    Тульский пряник — русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие — ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.

    © oldtula

    16. Оренбургский пуховый платок

    Платки вяжутся из натурального козьего пуха и получаются изумительно нежными, красивыми, теплыми и практичными. Ажурные платки-паутинки настолько тонкие и изящные, что их можно продеть через обручальное кольцо. Они ценятся женщинами всего мира и считаются прекрасным подарком.

    © orenshal

    adme.ru

    Источник/автор: Гл.редактор

  • Рассказы о ратных подвигах родного народа 3 класс
  • Рассказы о путешествиях и путешественниках 4 класс читать короткие
  • Рассказы о путешествиях для детей 3 класс
  • Рассказы о путешествиях для 4 класса короткие
  • Рассказы о путешественниках для 4 класса