Обилие духовых, струнных и ударных инструментов говорит о культурном богатстве древних русских. Впитывая звуки природы, народ создавал из подручных материалов нехитрые трещотки и свистульки. Каждый ребенок на Руси обладал навыками изготовления и игры на простых музыкальных инструментах. Это было неотъемлемой частью народной культуры и быта со времён Древней Руси. Многие из них используются по сей день в неизменном виде – иные были усовершенствованы и легли в основу народных оркестров.
Русская народная музыка (инструменты):
Балалайка
Балалайка стала символом русской культуры. Это трёхструнный щипковый инструмент с треугольной декой. Первые упоминания инструмента датируются XVII в. но массовое распространение инструмент получил только спустя сотню лет. Классическая балалайка произошла от восточнославянской домры с полусферическим корпусом и тремя струнами в русской версии.
Статус народного инструмента был присвоен ей неспроста. Корень слова балалайка такой же, как в словах балакать или балаболить, которые означают бессодержательный, ненавязчивый разговор. Так и инструмент чаще всего выступал аккомпанементов для досуга русских крестьян.
Гусли
Ещё один струнный народный щипковый инструмент, но гораздо старше балалайки. Первые исторические свидетельства использования гуслей относятся к V веку. Предок инструмента точно не установлен, но, согласно наиболее распространённой гипотезе они произошли от древнегреческой кифары. Существовало несколько типов гуслей с резонатором различной формы и количеством струн от 5 до 30.
Гусли всех типов (крыловидные, шлемовидные, лироообразные) использовались для аккомпанемента голосу солиста, а музыканты назывались гуслярами.
Рожок
Небольшой мундштуковый духовой инструмент со раструбом на конце ствола и шестью игровыми отверстиями (одновременно название группы духовых инструментов). Традиционный рожок вырезался из можжевельника, берёзы или клёна. Ансамблевая и танцевальная разновидность инструмента произошли от сигнальных рожков пастухов и воинов, которые аккомпанировали и досугу, и работе.
Первые сведения о рожках, зафиксированные на бумаге, датируются XVII веком, но фактически их начали использовать гораздо раньше. С XVIII века появляются упоминания о рожковых ансамблях.
Домра
Традиционный славянский щипковый струнный инструмент – прародитель балалайки. Принципиальные отличия от первой от последней заключаются в конфигурации деки (овальной и треугольной соответственно). Широкое распространение получила в XVI веке, предположительно эволюционировав из монгольских двухструнных щипковых инструментов.
В России это трёхструнная домра с квартовым строем — в России, в Беларуси и Украине — четырёхструнная домра с квинтовым строем . Домра считалась инструментом путешествующих скоморохов (игрок на домре — домрачей).
Баян
Баян – русский народный музыкальный инструмент с баварскими корнями. Конструктивной основой для него послужила гармоника. Первый инструмент был создан мастером Мирвальдом в 1891 году, а уже в следующем баяны появились и в России. Однако название инструмента впервые упоминается в 1903-м году (до этого он назывался хроматической гармонью).
Это сольный концертный или ансамблевый инструмент. Однако нередко он аккомпанирует и народному досуга на общественных гуляниях или семейных праздниках.
Русская гармонь
Ручная гармонь пришла в русскую музыкальную культуру вместе с нашествием монголо-татар. Её прародителем стал китайский инструмент шен. Китайский прародитель прошел долгий путь из Азии в Россию и Европу, но массовую народную любовь гармоника получила после 1830-х годов, после открытия первого производства. Но даже при наличии поставленного производства большую часть инструментов изготавливали народные мастера, что способствовало широкому конструктивному разнообразию.
Бубен
Установить время и место появления бубна как музыкального инструмента практически невозможно – он использовался в различных обрядах многих народов. Обрядовые бубны чаще всего представляют собой кожаную мембрану на круглом деревянном каркасе – обечайке. На обечайку русских музыкальных бубнов часто подвешивались бубенцы или круглые металлические пластины.
На Руси бубном назывался любой ударный музыкальный инструмент. Четко выделяется ратный и обрядовый бубен. Именно они послужили основой для бубнов музыкальных, используемых во время выступлений скоморохов и других увеселительных мероприятий.
Дрова
Ударный инструмент с говорящим названием дрова «вырос» из обычной вязанки дров. По принципу действия он схож с ксилофоном. Звук извлекается специальной колотушкой из деревянных пластин. В нижней части каждой пластины выбирается углубление, от глубины которого зависит высота звука. После настройки пластины лакируются и собираются в связку. Для изготовления дров используется высушенная берёза, ель и клён. Кленовые дрова считаются самыми благозвучными.
Свистулька
Небольшой керамический духовой инструмент – свистулька – часто снабжался декоративными элементами. Особо популярны были свистульки в виде птиц с декоративной росписью. Предпочитаемые существа и орнаменты часто указывают на регион изготовления инструмента.
Свистульки издают высокие трели. В некоторые виды свистулек заливается вода и тогда трели получаются с переливами. Создавались свистульки как детские игрушки.
Трещотка
Ряд деревянных пластинок, скрепленных шнурком, это и есть славянская трещотка. Встряхивание такой связкой создаёт резкие хлопающие звуки. Трещотки изготавливаются из прочных пород древесины – дуба, к примеру. Для увеличения громкости между пластинами вставляются прокладки порядка пяти миллиметров толщиной. Использовался инструмент на ярмарках и народных гуляниях для привлечения внимания к тому или иному выступлению.
Деревянные ложки
Ещё один символ русской культуры – деревянные ложки. Это единственный ударный инструмент, которым можно есть. Древние русские использовали ложки для извлечения ритмических звуков не меньше, чем для еды. Ложки из разных пород древесины с характерной росписью используется в комплектах от двух до пяти. Наиболее распространён вариант с тремя – две зажаты в левой руке ложкаря, а третьей он ударяет по нижним сторонам черпаков.
Сегодня разговор о народных музыкальных инструментах был бы неполным без обращения к традициям нашей страны и к истории появления самобытных русских инструментов. Народное творчество хранит в себе память веков, специфические национальные черты нашего народа. Духовная жизнь, бытовой уклад, эстетические и нравственные устои — всё нашло отражение в музыке и… способах её исполнения.
Погрузиться в историю нам помогают «свидетели» того времени: фрески, иконы, миниатюры рукописей, лубочные картинки, археологические находки, легенды, сказки, предания. Благодаря ним мы знаем, что практически все крестьяне играли на каких-либо инструментах и сами их делали из подручных материалов. Музыка и обучение игре на инструментах неразрывно связаны с играми и работой в русских деревнях.
Например, на фресках в башне Софийского собора (заложен в 1037 г.) изображены скоморохи, играющие на арфе, трубе и флейте, плясуны, водящие хоровод. Подобные изображения есть и в Дмитриевском соборе во Владимире (XII век), на новгородской иконе «Знамение», в Летописном своде 1205-1206 годов.
В Киевской Руси по предположениям исследователей были известны такие музыкальные инструменты:
- рога и деревянные трубы (духовые ратные и охотничьи);
- колокольчики и бубенцы, глиняные свистульки (обрядовые);
- калюка и кугиклы (духовой обрядовый);
- гусли (струнный);
- сопель и свирель (духовые ратные инструменты достигали длины в аршин);
- било (ударный сигнальный и обрядовый).
В те времена в Древней Руси творчество скоморохов и гусляров осуждалось церковью и признавалось бесовством. Поэтому народные музыкальные инструменты были не в почёте у власти, изымались и уничтожались. Так, в одной из летописей приведён указ, который требует искоренения скоморошества:
«…где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды, и тебе бъ то все велеть выимать, и изломавъ те бесовския игры велеть жечь…».
Благо, что эти времена тоже прошли и народ продолжал творить и жить вместе с музыкой. В XIX веке начинают появляться первые пособия по обучению игре на народных инструментах. А к концу века оформляется идея создания первого оркестра русских народных инструментов.
Первый народный оркестр
Первый коллектив народников был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым. Сначала это был Кружок любителей игры на балалайке, но после успешных концертов в России и за рубежом он получил название Великорусского оркестра. А уже после Октябрьской революции оркестры русских народных инструментов стали появляться повсеместно. Какие же инструменты входили в состав народного оркестра? Сначала это были домры, балалайки, гусли, баяны и жалейки (духовой инструмент). Конечно, состав оркестра постоянно варьировался и постепенно расширялся другими русскими народными инструментами.
Инструменты русского народного оркестра
Весь инструментарий оркестра можно разделить на четыре группы:
- Струнные: домры, балалайки и гусли.
- Гармоники и баяны.
- Духовые инструменты: рожок, жалейка, свирель, кугиклы, свистульки и др.
- Ударные: ложки, бубенцы, колокольчики, дрова, шаркун, трещотки, кокошник и др.
Верхние строки партитуры русского народного оркестра занимают струнные инструменты, а именно — домры. Расскажем чуть подробнее о большинстве инструментов по порядку.
Струнные
Домра — струнный щипковый музыкальный инструмент. Корпус — полусферической формы, звук производится с помощью медиатора. Обладает бархатным тембром и значительным техническим потенциалом. Среди основных исполнительских приёмов, которыми пользуются домристы, — связное и раздельное тремоло, пиццикато, одинарные и двойные удары по струне, глиссандо и флажолеты.
Домры бывают двух модификаций: трёхструнные и четырёхструнные, при этом следует отметить, что четырёхструнные инструменты широкого распространения не получили и в оркестрах обычно используются трёхструнные, которые делятся на подвиды по размеру, диапазону и настройке: пикколо, малые, меццо-сопрановые, альтовые, теноровые, басовые и контрабасовые.
Читайте интервью с нашим педагогом по домре А. Н. Башкатовой →
Балалайка — трёхструнный инструмент с корпусом треугольной формы. Звук мягкий, но довольно звонкий; тембр — нежный и тёплый. Основным звукоизвлечением являются удары и защипывание струн. Исполнительские приёмы — многообразны: бряцание, дробь, тремоло, пиццикато. В народном оркестре играют балалайки: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Они отличаются размерами, настройкой и диапазоном.
Гусли. У этого старинного инструмента разновидностей очень много. В русском народном оркестре обычно применяются так называемые стационарные варианты: щипковые и клавишные гусли. По-другому их ещё называют концертными или академическими. Но если того требует замысел композитора, то в ход идут крыловидные, или звончатые, гусли.
Клавишные гусли устанавливаются на металлической раме с ножками, на которой натянуты струны. С левой стороны у инструмента встроена небольшая клавиатура. Работает она следующим образом: при нажатии клавиши открываются и звучат только определённые струны. Играют на таких гуслях с помощью медиатора, а основные исполнительские приёмы — глиссандо, арпеджио и пиццикато. Диапазон составляет пять октав.
Щипковые гусли тоже установлены на ножках: металлическая рама с металлическими струнами. Они натянуты в двух разных по высоте плоскостях. Звук извлекается благодаря защипыванию струн пальцами обеих рук
Читайте также интервью с нашим педагогом по гуслям Еленой Мартьяновой →
Первые упоминания о гуслях начинают встречаться с эпохи Киевской Руси в лубочных картинках, летописях, житиях святых, фресках и различных сказках, пословицах и песнях.
Например, письменные источники с конца X — начала XI веков дают сведения о нескольких исторических лицах, умеющих играть на гуслях, и упомянутых в былинах.
Среди них Добрыня Никитич — богатырских дел мастер в Новгороде, Киеве, Чернигове и Москве.
Садко — богатый гость, герой новгородских былин. Кстати, Садко — имя историческое, которое встречается в новгородских летописях. В одной из них (1167 г.) содержится запись о том, что Садко построил храм Бориса и Глеба в Новгороде.
Вещий Боян, который родился не позже 1006 г. и жил примерно 95 лет. А свои песни начал слагать шестнадцатилетним юношей.
Но наиболее раннее упоминание в письменных источниках относится к 1015 году, и встречается в древнейшей летописи житии Фёдора Печерского «Овы гусльми гласы испускающее» и свидетельствующие о гусельной игре.
Гармоники оркестровые
В большинстве случаев используются современные баяны (от двух до пяти): обычно половина из них исполняет мелодию, остальные — басовые партии. Без баяна сегодня невозможно представить ни один народных оркестр.
В некоторых оркестрах могут также использоваться региональные варианты двухрядных гармошек: «ливенки», саратовские, «хромки» и т. д. Разновидности оркестровых гармоник: сопрано, альт, тенор и контрабас.
Звук гармоник обладает большой звуковой силой и по тембру значительно отличается от остальных народных инструментов. Именно поэтому они прежде всего применяются как колористические и мелодические инструменты.
Читайте интервью с нашим педагогом по баяну и аккордеону О. Н. Никитиной →
Духовые
В русском народном оркестре входят не только инструменты русского происхождения: жалейки, одинарные и двойные свирели, волынки, свистульки, кугиклы, владимирские рожки — но и европейские. Среди них: флейта, флейта-пикколо, гобой и английский рожок.
Деревянный духовой инструмент под названием владимирский рожок обладает сильным, пронзительным звуком и немного гнусавым тембром. Поскольку рожки бывают разных размеров, то существует три разновидности этого инструмента: сопрано, альт и тенор.
Есть один русский инструмент, который часто называют народной флейтой — это свирель. По форме и тембровому окрасу она напоминает продольную флейту.
Уже не раз мы упомянули про жалейку — инструмент весьма простой конструкции, состоящий из трубочки длиной до 20 см с игровыми отверстиями, раструбом и мундштуком, который в простонародье называется пищиком. Жалейки отличаются размером, конструкцией и высотой звучания.
Европейские народные инструменты тоже стали частью нашего народного оркестра. И их заслуги очевидны. Звук флейты завораживает своей мелодичностью и выразительностью. Мелодии, исполняемые на флейта-пикколо, — пронизывают до глубины души. А гобой используется очень часто, потому что обладают тембром, почти идентичным русским инструментам, но с бо́льшим диапазоном. Его звук отличается особенной выразительностью и проникновенностью.
Ударные
В русском народном оркестре, как и в любом другом, без ударных инструментов ничего бы не получилось. Здесь есть и традиционные для симфонического оркестра инструменты: литавры, тарелки, треугольник, колокола, ксилофон, бубен, кастаньеты, большие и малые барабаны. Из народных ударных инструментов в оркестре звучат ложки, трещотки, бубенцы, колокольчики, коробочки, шаркуны и дрова.
- Ложки — обычные, сделанные из дерева суповые ложки. От удара ложки об ложку получается звук, напоминающий стук кастаньет, но более звонкий.
- Трещотки — нанизанные на шнурок деревянные дощечки, которые при встряхивании издают щёлкающий звук.
- Дрова — ударный инструмент, напоминающий ксилофон. Это скреплённые верёвкой деревянные брусочки, с тыльной стороны имеющие выдолбленную полость, глубина которой влияет на высоту звука. На инструменте играют специальными молоточками.
- Шаркун — деревянная погремушка, внутри которой насыпан сухой горох.
- Коробочка — это продолговатый, обструганный брусок с небольшой полостью в корпусе. Звук, колоритно имитирующий цоканье копыт, извлекается барабанными палочками.
- Колокольчик — открытая к низу металлическая чашечка с закреплённым к низу ударником (язычком). Колокольчик (в сравнении с бубенцами) более чист и ярок по тембру.
- Бубенчик — полый шар, в котором катается металлический шарик (иногда несколько). При встряске шарик ударяется о стенки и извлекает звук. Звук бубенчика (в сравнении с колокольчиком) тускловат; звук менее продолжителен. Его преимущество — он звучит в любом положении.
Интересные факты
- В нынешнее время балалайка является одним из самых популярных сувениров, которые иностранные туристы любят приобретать на память о посещении России.
- В разных странах мира к русским народным инструментам относятся с большим интересом. Например, в Японии есть оркестр с названием «Токийская балалайка». Он организован по типу оркестра русских народных инструментов и музицируют в нём только жители «Страны восходящего солнца». В США тоже есть общество любителей музицирования на русских инструментах, а небольшая книжечка о том, как изготовить балалайку, вызвала у американцев настолько большой интерес, что переиздавалась более десяти раз.
- В 1551 году, во время правления Ивана IV Грозного, решением Стоглавого собора все гусли, балалайки и дудки как греховные и бесовские попали под запрет, а почти через сто лет, в 1648 году, по указу царя Алексея Михайловича Романова, эти скоморошьи инструменты были собраны и публично сожжены на берегу Москва-реки. Костёр был настолько большой, что пылал несколько дней.
- Балалайка и домра — это две разновидности одного старинного струнного инструмента. В древние времена его корпус изготавливали из очищенной от мякоти тыквы.
- В России лучшими исполнителями на народных духовых инструментах: жалейках, свирелях и рожках — всегда признавались не профессиональные музыканты, а простые пастухи.
- Ученые предполагают, что самыми древними музыкальными инструментами на Земле являются струнные. Считается, что первым таким инструментом был… охотничий лук! Именно звучание тетивы натолкнуло людей на мысль о создании струн и первого полноценного струнного инструмента — арфы.
- Однако самый старый инструмент, дошедший до нашего времени, является не струнным, а духовым. Это флейта, обнаруженная в 2009 году при раскопках на юго-западе Германии. Её возраст составляет свыше 35 тысяч лет.
- Балалайка не зря получила статус народного инструмента. Корень в слове «балалайка» такой же, как и в «балакать», т. е. ненавязчиво говорить. Инструмент и впрямь чаще всего выступал в качестве аккомпаниатора для досуга крестьян.
- Точный предок гуслей доподлинно неизвестен, но бытует мнение, что инструмент произошёл от древнегреческой кифары. Издревле их использовали в качестве аккомпанемента для голоса солиста.
- Русскую гармонь — язычковый инструмент не следует путать с аккордеоном и баяном. Изделие попало в нашу страну вместе с нашествием татаро-монгол. Прародителем гармони является китайский инструмент под названием шен. Массовую популярность и народную любовь изделие получило лишь в 1830 году, пройдя длинный путь из Азии в Россию.
- Чем гармонь отличается от аккордеона и баяна? Компактными размерами, меньшим количеством октав, на стандартной модели исполнитель извлекает лишь диатонические звуки, в исключительных случаях к ним прибавляются хроматические.
В завершение хочется сказать, что инструменты русского народного оркестра — вечны. И мы верим в это. Они попадали в опалу, но заново возрождались. Сегодня к ним относятся весьма трепетно.
Репертуар русских народных оркестров включает обычно обработки русских народных песен и переложения сочинений, написанных для других составов, но также и произведения, написанные специально для них.
Народная музыка, созданная с помощью русских музыкальных инструментов, продолжает радовать своим звучанием слушателей как в огромных концертных залах нашей страны, так и за её пределами.
P.S. Для тех, кто особенно увлекается народными инструментами, мы настоятельно рекомендуем прочитать почти художественную книгу «Рассказы о русских народных инструментах». Вы прочувствуете их поэтичность, глубину и историю, и, возможно, ваши дети (или вы сами) захотите выбрать один из русских народных инструментов для изучения: книга по ссылке →
Иллюстрация: «Маленький концерт с балалайкой» Н. П. Богданов-Бельский
Содержание
- 1 Балалайка
- 2 Гусли
- 3 Рожок
- 4 Домра
- 5 Баян
- 6 Русская гармонь
- 7 Бубен
- 8 Дрова
- 9 Свистулька
- 10 Трещотка
- 11 Деревянные ложки
- 12 Гудок
- 13 Жалейка
- 14 Свирель
- 15 Бубенцы
- 16 Кугиклы
- 17 Рубель
- 18 Заключение
Русские народные музыкальные инструменты появились очень давно, что свидетельствует о культурном богатстве наших предков. Они впитывали звуки окружающего мира, создавали из подручных материалов свистульки и передавали свои эмоции с помощью волшебных мелодий. На Руси даже самый маленький ребёнок умел создавать простые инструменты и играть на них. Многие из музыкальных приспособлений наших предков используются и по сей день.
Балалайка
Музыкальный символ русского народа. Это традиционный инструмент славян, первые упоминания о котором датируются семнадцатым веком. Однако массовую популярность он получил лишь спустя столетия.
Трехструнный щипковый инструмент с треугольным корпусом из дерева произошел от восточнославянской домры, оснащенной двумя струнами и округлой декой.
Длина балалайки варьируется от шестисот миллиметров (прима) до 1,7 м (контрабас). Корпус изделия составлен из нескольких сегментов, которые склеены между собой. Головка грифа слегка отогнута назад.
Инструмент не зря получил статус народного. Корень в слове «балалайка» такой же, как и в «балакать», т.е. ненавязчиво говорить. Музыкальное изделие и впрямь чаще всего выступало в качестве аккомпаниатора для досуга крестьян.
Инструмент характеризуется нежным, но громким звуком. С его помощью получаются душевные и слегка печальные мелодии. Балалайку используют в оркестрах или в качестве сольного «исполнителя». Самые распространенные игровые приемы – бряцание, дроби, тремоло.
Определить хороший инструмент легко по внешнему виду: его собирают из качественных материалов, которые тщательно отполированы. Идеальная балалайка должна соответствовать следующим требованиям:
- Гриф прямой, без трещинок и искривлений. Оптимальный вариант для изготовления элемента – чёрное дерево.
- Лады одной высоты и тщательно отшлифованы.
- Колки для струн механические, верхние и нижние порожки выполнены из твердой древесины или кости.
- Навесной панцирь не должен соприкасаться с декой.
- Подставка для струн создана из клёна.
Помните, что качественная музыка получится только с помощью хорошего инструмента.
Гусли
Народные инструменты сложно представить без этого струнного изделия. Впервые об использовании щипковых гуслей упоминают в летописях, датированных пятым веком. Их точный предок доподлинно неизвестен, но бытует мнение, что инструмент произошел от древнегреческой кифары. Издревле их использовали в качестве аккомпанемента для голоса солиста.
Старинное изделие, дошедшее до наших дней практически в неизменном виде, бывает шлемовидным или крыловидным. Последние создают в форме треугольника. Минимальное количество струн – пять штук, максимальное – четырнадцать. Техника исполнения на крыловидных гуслях такова, что человек правой рукой задевает одновременно все струны. При этом левой нейтрализует лишние звуки.
При игре на шлемовидных гуслях исполнитель использует сразу две руки. Освоить этот инструмент крайне сложно. Однако все современные оркестры имеют в своем составе гусляров, ведь они придают произведению неповторимый колорит.
В древности широкое распространение получили клавирообразные гусли. Часто на них исполняли мелодии представители духовенства. В основе инструмента лежал ящик прямоугольной формы, оборудованный крышкой.
На одной стороне вырезали несколько овальных отверстий и крепили к ней две щепки из древесины. Первая щепка выполняла роль приструнника. Во вторую вворачивали колки из металла, на них наматывали струны. Инструмент характеризовался фортепианным строем. Чтобы исполнять мелодию на подобных гуслях, требовалось предварительно выучить ноты.
Основные приемы игры на инструменте – щипок и бряцание. В наши дни появились и клавишные гусли. На них установлен уникальный механизм, при нажатии на клавиши открываются струны, и исполнитель может выбрать необходимый аккорд. Это существенно упрощает процесс игры.
Рожок
Духовые народные инструменты, к которым относится данное изделие, являются неотъемлемой частью культурного наследия Руси. Чаще всего для изготовления рожка берут древесину клёна, берёзы или можжевельника. Обычно инструмент имеет специфическое название, в зависимости от местности, где был создан и получил популярность.
Первые упоминания об изделие встречаются в бумагах семнадцатого века, но в реальности он гораздо раньше вошел в обиход. Рожок часто использовали чабаны, сторожи и воины. Ведь его звук приковывает внимание и выполнял роль своеобразного сигнала о нападении недругов.
Также инструмент применяли для создания песенных и танцевальных ритмов. Репертуар рожечников достаточно широк. Изделие отличается простотой устройства. Коническая трубка из древесины, оборудованная пятью дырочками сверху и одним отверстием внизу.
На противоположных сторонах инструмента находился раструб и мундштук, предназначенный для извлечения мелодии. Рожок характеризуется резким и громким звуком, обладающим скрытой мягкостью.
Вернуться к оглавлению
Домра
Прародительница балалайки, отличающаяся от нее конфигурацией деки. Широкое распространение инструмент получил в шестнадцатом веке. В наши дни домру активно используют калмыки и киргизы.
Классическая модель изделия оснащена тремя струнами, на которых играют с помощью медиатора. В звучании между балалайкой и домрой практически нет разницы. А вот по внешнему виду они слегка отличаются. Первая имеет треугольный корпус, а прародительница оснащена овальной декой.
Музыкантов, играющих на инструменте, называют домрачеями. Трехструнное изделие встречается в нескольких формах: пикколо (самая миниатюрная), малая, альтовая и басовая. Корпус домры и гриф создают из древесины. Обычно это клён или палисандр.
Гриф состоит из двух элементов: головки и шейки. В некоторых моделях создается цельным, в виде одной детали. Колки-валики, использующиеся для настройки звучания домры, прокручивают вручную. Их создают из металла, ранее брали твердую древесину.
Для изготовления струн применяют стальную проволоку, отличающуюся по толщине. История инструмента практически трагическая. Он был надолго забыт и воссоздан лишь в наше время. Сейчас домра является перспективным изделием, с огромным музыкальным потенциалом.
Баян
Русский народный инструмент, имеющий баварские корни. Конструктивной основной является гармоника. Первый баян был создан в 1891 году мастером Мирвальдом, следующие модели появились уже на Руси.
Первые упоминания об инструменте встречаются в 1903 году. Используют для воспроизведения сольных или ансамблевых композиций.
Нередко в наши дни баян применяют в качестве аккомпаниатора на семейных торжествах или народных гуляниях.
Русская гармонь
Язычковый инструмент не следует путать с аккордеоном и баяном. Изделие попало в нашу страну вместе с нашествием татаро-монгол. Прародителем гармони является китайский инструмент под названием шен. Массовую популярность и народную любовь изделие получило лишь в 1830 году, пройдя длинный путь из Азии в Россию.
Гармонь состоит из двух полукорпусов, которые по бокам оснащены клавишами и кнопками. Левая сторона используется для аккомпанемента, правая предназначена для игры. В середине инструмента располагается меховое отделение, которое накачивает кислород к звуковым планкам.
Чем гармонь отличается от аккордеона и баяна?
- Компактными размерами.
- Меньшим количеством октав.
- На стандартной модели гармоники исполнитель извлекает лишь диатонические звуки, в исключительных случаях к ним прибавляются хроматические.
Точных данных о том, где и когда был изготовлен первый инструмент, нет. Согласно одной из версий дебютная гармонь собрана в девятнадцатом веке в Германии Ф. К. Бушманом. Если верить иной легенде, то первый инструмент появился именно в России в 19783 году в Санкт-Петербурге. Создателем музыкального изделия является органный мастер Франтишек Киршник, родом из Чехии.
С конца девятнадцатого столетия гармонь считалась национальным инструментом жителей Татарстана.
Бубен
Установить точные сведения о дате появления инструмента практически нереально. Его использовали еще во времена язычества для проведения многочисленных ритуалов и обрядов. Подобные изделия представляли собой мембрану из кожи, натянутую на деревянный каркас (обечайку). В России на него подвешивали бубенчики или колокольчики.
Боковые стенки каркаса могут иметь прорези, куда устанавливают металлические пластины круглой формы. Существует множество разновидностей инструмента. Есть модели, созданные специально для шаманов и жрецов. Они издают глухой и низкий звук, который извлекается с помощью палки-колотушки (вощага).
В давние времена на Руси бубном именовали любой ударный инструмент, однако, многие из них позже обрели собственные наименования: литавры, ксилофон и т.д.
Большой популярностью у наших предков пользовались ратные бубны (например, набат). Они отличались огромными габаритами, для их перевозки брали минимум четырех лошадей. Изделия применяли в пехоте и коннице русского войска. Гром инструмента был так страшен, что противники в ужасе разбегались, даже не вступив в сражение.
Дрова
Ударное изделие, имеющее говорящее название, было создано из обычной вязанки дров. Имеет идентичный с ксилофоном принцип действия. Для извлечения звука берется специальная колотушка, выполненная из деревянных пластинок.
В их нижней части выбивают выемки, от глубины зависит высота ноты. После окончания настройки, пластинки покрывают лаком и объединяют в связку. Для создания дров берется высушенная береза, ель или клён. Последний материал считается оптимальным вариантом, поскольку из него получаются самые благозвучные инструменты.
Вернуться к оглавлению
Свистулька
Духовой инструмент, выполненный из керамики, обычно оснащен декоративными элементами. Наибольшей популярностью у славян пользовались изделия в форме птиц, оформленными красивыми узорами или орнаментом. Рисунок порой указывал на регион создания изделия.
Поверхность инструмента, изготовленного из обожженной глины, покрывают художественной росписью. Узнать точный возраст свистульки не представляется возможным, поскольку предметы из глины не подлежат долгому хранению. Скорей всего, самая первая модель инструмента давно превратилась в обычный комок глины.
Устройство свистульки поражает своей простотой. В небольшой глиняной камере с помощью продувания создают разнообразные завихрения и колебания воздуха. В результате чего получаются тонкие и свистящие звуки.
Наши предки использовали инструмент как средство для общения с богом Перуном. Сейчас это обычная игрушка для малышей.
Трещотка
Один из самых старых музыкальных инструментов, который представляет собой ряд прямоугольных пластинок из древесины, нанизанных на прочный шнурок. При встряхивании изделие выдаёт резкий и трескучий звук. Для создания инструмента берут прочную породу дерева, например, дуб.
Чтобы увеличить громкость между пластинками закрепляют специальные прокладки толщиной около пяти миллиметров. Трещотку часто использовали на ярмарках и выставках для привлечения внимания народа к собственной продукции.
Деревянные ложки
Еще один символ русской культуры и творчества. Это единственный музыкальный инструмент, которым можно кушать. Однако наши предки активно использовали ложки из дерева для создания ритмичных звуков.
Изделия, вырезанные из разных пород древесины, используют от двух до пяти штук. Самый популярный вариант – три ложки. Пара зажата в левой руке исполнителя, третьей он стучит по нижней части черепков.
Старинные ложки создавались вручную, без применения высокоточного оборудования, поэтому они получались с толстыми стенками. Изделия отличались прочностью и низким звуком. Некоторые музыканты подвешивали к ним бубенчики, чтобы разнообразить мелодию.
Благодаря ритмичному рисунку и ажурному многозвучию, игра на ложках узнаваема и любима миллионами людей.
Гудок
Старинный струнный инструмент, который наши предки использовали вместе с иными изделиями: бубнами, гуслями. Корпус гудка выдолблен из древесины, имеют овальную или грушевидную форму. Гриф относительно короткий, с прямой или изогнутой головкой. На нем закрепляют три струны.
Плоская дека изделия оснащена резонаторным отверстием. Длина гудка составляет не более одного метра. Максимальные параметры инструмента – от тридцати до восьмидесяти сантиметров. Смычок имеет форму дуги и по внешнему виду напоминает лук.
Исполнитель в процессе игры затрагивает сразу все струны. Но чтобы получить основную мелодию требуется только первая струнка. Остальные считаются бурдонными и звучат в единой тональности.
Отличительная черта инструмента – безостановочное гудение нижних струн. Музыкант, исполняя мелодию, старается удерживать гудок на коленях, в вертикальном положении.
Жалейка
Точного возраста изделия не знает никто. Сведения о его происхождении затерялись в глубинах тысячелетий. Инструмент неспроста получил подобное название. Слыша звуки, которые он издает, человек непроизвольно испытывает жалость.
Жалейка выдает резкую, плачущую мелодию. Для создания изделия берут тростник или древесину (например, иву). В наши дни инструмент обычно выплавляют из металла или пластика, что существенно упрощает производственный процесс.
Чтобы добиться специфического звучания требуется пищик (язычок). Роль раструба отводится берестяной воронке или коровьему рогу. Из-за подобных насадок в некоторых регионах России жалейку ошибочно именуют рожком.
Максимальный размер инструмента составляет пятнадцать сантиметров. От него напрямую зависит высота музыкального строя. Специальный мундштук с пищиком вставляют в трубку, при необходимости его легко заменить на новый.
Поверхность трубки имеет несколько отверстий для расширения звукового диапазона.
Вернуться к оглавлению
Свирель
Относится к древнейшим духовым инструментам. Изделие имеет несколько названий: сопель, цевница. Устройство свирель близко с продольной флейтой. Ее часто используют в художественных фильмах, на инструменте играют влюбленные парни и пастухи. Не зря на Руси изделие считалось символом любви.
На свирели постоянно играл вечно юный Бог Лель. С приходом весны он самостоятельно мастерит инструмент из камышей или прутиков березы. Затем Лель играет на нем, издавая волшебные звуки и заманивая в свои сети молоденьких барышень.
Самая древняя модель инструмента была обнаружена на территории современной Смоленщины. Классическую дудочку, изготовленную из металла или древесины, в наши дни можно приобрести в любом музыкальном магазине.
Традиционная модель инструмента имеет шесть отверстий. Также в продаже можно отыскать двойную свирель, которая позволяет исполнителю существенно расширить репертуар.
Бубенцы
Язычковый музыкальный инструмент. Наверняка вы хоть раз в жизни сталкивались с тройкой лошадей, которые бегут, весело звеня бубенчиками. Разве можно с чем-то перепутать подобный звук? Однако, спешим вас разочаровать. Это вовсе не бубенцы, а обычные колокольчики.
Перевернутые чашечки из металла, оснащенные язычком, издают столь знакомый звенящий звук. Получить мелодию от колокольчиков можно лишь в вертикальном положении. А вот бубенцы издают характерный звук при встряхивании.
Они представляют собой полый шарик из металла, внутри которого перекатывается несколько шариков. На нею лошадям их подвешивают исключительно для красоты, а вот другой домашней живности (коровы, козы) помогают не потеряться при выгуле.
Со временем бубенчики из разряда украшений перешли в категорию музыкальных инструментов. С их помощью можно получить красивые мелодии. В наши дни бубенцы навешивают по несколько штук на специальный ремешок. Некоторые исполнители крепят их к деревянным ложкам или бубну.
Кугиклы
Духовой инструмент, относящийся к категории многоствольных флейт. Для изготовления берутся пустотелые стебли камыша или куги, отсюда и такое необычное название. Для создания изделия подходят и иные растения: веточки бузины с мягкой сердцевиной, зонтичные травы с полой серединкой, бамбуковидные.
В наши изготовление кугилы ведется из полимеров и металлических трубок. Для создания инструмента требуется от трех до пяти трубок разной длины (от 100 до 160 миллиметров), но идентичного диаметра. Их нижние концы закрывают, верхние используют для игры.
Стволы разрешено менять местами, поскольку фиксированное соединение отсутствует. Верхние концы трубочек расположены в одной плоскости и выстроены по горизонтали в ровную линию.
Стволы можно регулировать, вставлять в них подвижные пробки, заливать воском, высверливать дополнительные отверстия, менять длину. Чаще всего на кугиклах играют девушки, которое в процессе исполнения мелодии пляшут и поют.
Вернуться к оглавлению
Рубель
Ударный инструмент, относящийся к одним из самых древних изделий. Наши предки создавали их из подручных материалов: дерево, кожа, кости, металл. Им приписывали волшебную силу и порой использовали для связи с духами. Ударные инструменты, характеризующиеся отсутствием звукового ряда, имеют большие выразительные возможности. Поэтому находят широкое применение в народной музыке.
Рубель или пральник – это предмет домашнего обихода. В старинные времена девушки применяли его для разглаживания белья после стирки. Вещи вручную отжимали, наматывали на скалку и раскатывали ребраком. В итоге даже плохо выстиранное бельё приобретало белоснежный оттенок. Отсюда и появилась в народе пословица: «Не мытьём, так катаньем».
Рубель представляет собой пластину из древесины твердых пород, оснащенный на конце ручкой. С одной стороны пральник был идеально гладким, с другой имел ребристую поверхность. В разных регионах изделие отличалось по форме или декоративным элементам.
Например, во Владимирской губернии, рубели украшали геометрической резьбой и были необычайно длинными. На речке Мезень их делали широкими, слегка расширяющимися к низу. В Ярославской области, помимо геометрической резьбы, пральник порой декорировали объемными фигурами. Иногда ручка рубеля была полой, внутрь нее помещали горошины или иные мелкие элементы. При раскатывании они издавали дополнительный шум.
Для создания пральников используют исключительно твердую древесину лиственных пород: рябина, дуб, клён и т.д. Порой местные умельцы брали для работы отходы от деревянных досок, вручную либо на станке их обрабатывали. Торцы изделия опиливают, острые грани закругляют с помощью напильника. Затем на нижней поверхности проводят нарезку валиков.
Заключение
Старинные русские народные инструменты являются отражением культурного наследия страны. Наши предки не представляли своей жизни без музыки. Она помогала не только весело провести время, но и облегчала выполнение сложных полевых работ. Многие инструменты славяне изготавливали самостоятельно, из подручных материалов. Некоторые из них дошли до современности в неизменном виде, другие слегка трансформировались.
Посмотрев видеоролик, вы познакомитесь со старинными русскими инструментами.
Вернуться к оглавлению
Русские народные музыкальные инструменты: балалайка, домра, гусли, колокола и другие. Детские познавательные видеофильмы о русских народных музыкальных инструментах из цикла «Большая музыка для маленьких детей». Загадки, стихи, речевые упражнения.
На дворе – Масленица! Русское раздольное гуляние! И как же в этот день не вспомнить о наших исконно русских народных музыкальных инструментах. Поэтому я предлагаю всем нам сегодня отправиться в Большой Концертный Зал имени Петра Ильича Чайковского на занятие для детей дошкольного и младшего школьного возраста «В старину на Руси», а также побеседовать с детьми о русских народных музыкальных инструментах.
Русские народные музыкальные инструменты: детям о Руси.
Видео о русских народных музыкальных инструментах для детей.
В этих прекрасных познавательных и очень красивых музыкальных видеофильмах для детей Вы увидите основные инструменты оркестра русских народных инструментов (балалайку, домру, гусли и другие), узнаете о том, какая музыка звучала раньше на народных гуляниях, откуда произошло слово «балалайка», как проходили ярмарочные гуляния и колядование и многое другое. Приятного просмотра! И спасибо большое телеканалу «Радость моя», который делает для наших детей такие замечательные программы!
Во второй части этой программы для детей Вы не только продолжите знакомство с известными русскими народными музыкальными инструментами и известными произведениями для русского народного оркестра, но и узнаете о таких малоизвестных, но очень интересных народных музыкальных инструментах, как «ладошки», «черепашка», «кокошник», а также… рубель, пила, ложки и трещотки!
Лучше всего каждый видеоролик посмотреть отдельно и после просмотра обсудить с малышом. Спросите, что больше всего удивило в фильме, что нового он узнал, что еще хотел бы узнать о русских инструментах. А после этого через несколько дней вспомните еще раз путешествие в мир русских народных музыкальных инструментов – загадайте загадки. Пусть ребенок попробует, опираясь на полученный опыт, отгадать названия русских народных инструментов. А помогут отгадывать наши картинки, задания и стихи. Не спешите рассказать сразу обо всем! Вполне достаточно за один раз познакомить малыша с 1-2 инструментами!
Русские народные музыкальные инструменты: загадки, стихи, картинки и задания для детей.
Балалайка.
Отгадайте загадку:
У неё есть три струны ,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать
И по-русски приседать. (Балалайка).
О каких признаках этого инструмента говорится в загадке? (У балалайки три струны, их щиплют рукой, этот предмет нужен чтобы играть музыку).
К каким инструментам относится балалайка – к струнным, к ударным или к духовым? Да, это струнный инструмент. Почему? (у нее есть три струны, на струнах играют мелодию).
Балайка – это струнный щипковый инструмент. Почему же «щипковый»? Вспомните с ребенком, как играет музыкант на балалайке.
О балалайке есть еще одна загадка: «Из дерева вырубается, а в руках плачет».>О каких еще музыкальных инструментах, можно сказать, что они «из дерева вырубаются»? (Вспомните с ребенком известные музыкальные инструменты, изготавливаемые из дерева – домра, гитара, скрипка и другие)
Балалайка – инструмент очень веселый! Ноги сами в пляс идут. И не зря название этого инструмента похоже на слова «балаганить», «балагурить», «балаболить», «балакать», «баловаться». О каком человеке говорят, что он «балагурит» ? А о ком можно сказать, что он «балаболит»? Есть такое мнение среди ученых, что слово балалайка произошло от татарского слова «бала» — ребенок.
Домра.
Загадайте ребенку загадку о домре:
Играет, а не гитара.
Деревянная, а не скрипка.
Круглая, а не барабан.
Три струны, а не балалайка.
Что это за музыкальный инструмент? Мы его видели в видеофильме. Это домра! Вот она — рассмотрите домру на картинке.
Есть еще одна загадка о домре:
Ой, звенит она, звенит!
Всех игрою веселит
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
К этой загадке подходит несколько отгадок. Какие? Это может быть и уже знакомая детям балалайка, и домра — любой инструмент, у которого три струны. Домра – это очень старинный музыкальный инструмент. Дети видели домру в ролике выше и узнают ее на картинке.
Расскажите ребенку о домре: «На домрах играли музыканты – скоморохи. Под игру домры рассказывали былины.
Некоторые ученые считают, что уже очень давно у музыкантов были разные домры: от самой маленькой – она называлась очень смешно, как бы ты ее назвал? (Выслушайте предположения детей) Называлась она «домришка» 🙂 До самой большой под названием «домра басистая». Спросите ребенка, как он думает — какой звук был у маленькой домры (высокий), а у домры басистой? (низкий)
У нашей русской домры есть много родственников. Какие у нас с тобой есть родственники? Перечислите их с малышом. А вот какие родственники есть у русской домры – У грузин чунгури, у украинцев – бандура, у казахов – домбр, у калмыков – домр, у туркменов – дутар».
Рассмотрите с ребенком домру. Чем она похожа на балалайку? (У нее тоже три струны, корпус у нее тоже деревянный). А чем домра отличается от балалайки? (У балалайки треугольный корпус, а у домры он круглый – как половина шара)
Оказывается, у скромной русской домры — огромная родня. У грузин – чунгури, у украинцев – бандура, у туркменов – дутар, у киргизов и татар – думра, у казахов – домбр, у калмыков – домр.
Гусли.
На чём в гостях, вдали от дома,
Играл Садко царю морскому?
Тот музыкальный инструмент
Сломал он, улучив момент.
(Гусли.)
А Ваш малыш знаком с былиной о Садко? Если нет, то посмотрите замечательный фильм по этой былине.
Слово «гусли» похоже на слово «гудеть», «гудьба». И их звук похож на гудение. Во многих былинах гусли называются «яровчатыми». Откуда произошло такое странное слово «яровчатый»? Дело в том, что раньше — давным–давно корпус гуслей делали из дерева явора. Вот и называли их поэтому «яворчатыми» или «яровчатыми».
А в сказках часто гусли называют «звончатыми». Спросите ребенка, почему? Какие еще музыкальные инструменты можно назвать этим красивым словом – «звончатые» (например, звончатые колокола).
Кто же играет на гуслях? Гусляр.
Колокола.
Загадайте загадки:
Кричит без языка, поет без горла,
Радует и бедует, а сердце не чует. (Колокол)Язык есть, речей нет, вести подает. (Колокол)
Колокола – это какой музыкальный инструмент – струнный, духовой или ударный? Что нужно сделать, чтобы получить музыкальный звук? Ударить в колокол! Значит, это ударный инструмент.
Есть разные колокола. У одних колоколов внутри корпуса есть язык как и у нас во рту, только металлический. И корпус колокола тоже сделан из специального металла. Язык колокола ударяет по корпусу. Получается красивый звук. Найдите на картинке язык колокола.
А есть колокола без языка. Попросите ребенка догадаться, как же может звучать колокол без языка? Что надо сделать, чтобы он зазвучал? Да, надо ударить по корпусу колокола снаружи, и он зазвучит. Чем же можно ударить? Палочкой – «колотушкой».
Спросите ребенка, где он видел настоящие колокола? Наверняка, на колокольне!
А как же быть, если нужно изобразить колокольный звон в театральном спектакле или в музыке? Ведь не принесешь колокольню в театр или в концертный зал? Попросите ребенка придумать, чем можно заменить колокола? Оказывается, для этого существуют оркестровые колокола – специальный музыкальный инструмент. Это небольшие металлические трубки или пластинки, которые висят на перекладине. Их заставляют звучать, ударяя колотушкой, обтянутой кожей. И получается колокольный перезвон. Вот как выглядят оркестровые колокола.
Гармонь.
«То толстеет, то худеет, на весь дом голосит». Что это? (Гармонь)
Почему в этой загадке говорится, что гармонь то худеет, то толстеет? Попросите ребенка изобразить руками, как играют на гармошке и как гармошка растягивается – она толстеет, и как она сжимается – худеет.
Вспомните с малышом песенку «Я играю на гармошке у прохожих на виду. К сожаленью, День рождения только раз в году». На каком инструменте играл Крокодил Гена? Конечно, на гармони – на гармошке!
У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.
(Гармошка)
В загадке говорится о пуговках на гармони. Что за пуговки есть у гармони? Рассмотрите внимательно картинку. Зачем нужны эти пуговки- кнопочки?
Предложите ребенку послушать еще одну загадку о гармони и сказать, какой называется гармонь в этой загадке.
В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?
(Гармонь)
Как называют гармонь в этой загадке – она какая? (Русская, звонкая, нарядная, двухрядная). Почему гармонь называют двухрядной? Где у нее эти два ряда? А если бы было три ряда, то как бы мы могли сказать про гармонь? (Пусть ребенок попробует по аналогии придумать слово «трехрядная»). А если был бы один ряд, то как бы мы сказали? (Однорядная).
Гармонь – это очень интересный музыкальный инструмент. Он и не струнный, и не ударный, и не духовой. Он клавишно-пневматический.
Почему «клавишный»? Потому что у него есть клавиши – кнопочки. Музыкант нажимает на кнопочки, и раздается звук. Правой рукой музыкант играет мелодию, а левой аккомпанирует.
Рассмотрите с ребенком части гармони на рисунке. По бокам у гармони клавиатура с кнопками или клавишами. А между ними – камера, в которую накачивается воздух. Воздух накачивается к звуковым планкам гармошки, и она звучит. Именно поэтому инструмент – «пневматический», в нем работает невидимка-воздух. Вспомните с ребенком, какую еще работу выполняет воздух-невидимка, как он людям помогает (интересный материал о том, какую работу выполняет воздух Вы найдете в статье о воздухе- помощнике «Откуда берется ветер?»)
Интересно об истории любимой русским народом гармошки рассказано в телепередаче «История одной вещи. Гармонь». Это передача для взрослых. Но, показав малышу отдельные фрагменты из нее, Вы поможете ему увидеть, как работает гармонь, какие кнопочки на ней, услышать как гармонь звучит, ее переливы. А также узнаете много нового об истории гармони в России.
Жалейка, рожок, свирель – народные духовые инструменты.
Свирель.
А на ней пастух играет
И овечек собирает,
Фью-фью-фью,
Фью-фью-фью,
Идём мы к пастуху. (Свирель)
Свирель – это деревянная дудочка. С одной стороны у нее острый клюв. В самой дудочке есть игровые отверстия. Бывает и двойная свирель, которая состоит из двух спаренных дудочек. Свирель изготавливается из дерева с мягкой древесиной — крушины, орешника, клёна или черёмухи, ивы, бузины. Сердцевину дерева вынимали тоненькой палочкой, один конец дудочки срезали. А в дудочке делали обычно 6 отверстий, но могло быть от 4 до 8 отверстий. Вот и получалась свирель – деревянная дудочка, на которой играли пастухи. Ее еще называли на Руси «сопилкой»
Рожок.
Мы собрали хоровод.
Пригласили весь народ,
А пастуший рожок
Дополняет наш кружок.
Какой инструмент – рожок: духовой, струнный или ударный? Конечно же, духовой. Почему? Конечно же ребенок ответит, что в него дуют, чтобы получился звук. И действительно, духовыми инструментами называются те музыкальные инструменты, в которых звук получается в результате колебаний воздухе в трубке.
Рожок представляет собой конической формы прямую трубу. В этой трубе пять отверстий вверху, и одно отверстие внизу для игры. В трубу дуют, зажимают игровые отверстия пальчиками, и получается звук. А свирель – это какой инструмент – тоже духовой или нет?
Рожки бывают разные: во владимирские рожки играли во Владимирской области. А как называют рожки, в которые играли в Костроме? (Костромские – пусть ребенок сам образует это слово от слова «Кострома»). А в Ярославле? (Ярославские). В Курске? (Курские).
Из чего можно сделать рожок? Из березы, клена, можжевельника. Раньше их делали из двух половинок и скрепляли берестой. А сейчас появились токарные станки, и рожки делают сразу же целиком. Звук рожка очень пронзительный, сильный.
На рожке играют наигрыши. Наигрыши бывают разные. Под песенные наигрыши поют песни, под плясовые и танцевальные можно плясать. А для чего нужны сигнальные наигрыши? Что за сигналы можно подать с помощью рожка? Когда людям могут пригодиться эти сигналы? (напомните ребенку, что на рожках раньше играли пастухи. А это значит, что звуком рожка пастух собирал стадо, охранял его)
Если Вы хотите больше узнать о рожках, то можете посмотреть передачу канала «Ремесло» об этих народных инструментах. Это ролик для старших детей и взрослых.
Речевое упражнение «Оркестр»
А теперь, когда ребенок познакомился с наиболее известными русскими народными музыкальными инструментами, можно поиграть в слова. Попросите малыша отгадать, как называется музыкант, который играет на данном инструменте.
Задания для игры:
- На гитаре играет гитарист, а на домре играет кто?… (домрист), а на баяне — ? …(баянист). А на гармони играет кто?… (Гармонист). На флейте — ?… (флейтист)
- А как называют музыканта, который играет на гуслях? (гусляр)
- А кто играет на балалайке? (балалаечник)
- На барабане играет… ? (барабанщик), а на жалейке?… (жалейщик). А на свирели — ? (свирельщик)
Главное в этом задании – стимулировать словотворчество детей, их желание экспериментировать со словами, развивать языковое чутье. Все дети в этом задании ошибаются, и это отлично! Если ребенок, например, скажет «На балалайке играет балалай», ответьте ему: «Такое слово могло бы быть в русском языке, но люди договорились называть этого музыканта по-другому. Догадайся, как». Пусть малыш попробует придумать другие слова. Дети могут назвать такие слова – «балалайщик», «балалист» и другие. Стимулируйте ребенка искать правильный вариант, но ни в коем случае не смейтесь над ошибками. Ведь это не ошибки, а словотворчество ребенка, его активный поиск точного слова, его экспериментирование с языком. В конце, если малыш так и не догадался, подскажите началом слова: «балала-е…» и назовите правильный вариант – «На балалайке играет балалаечник». В любом случае похвалите ребенка за его поиски ответов.
Еще раз хочу обратить внимание на то, что в этой игре главное не запоминание ребенком правильных названий профессий музыкантов, а активный поиск ответа и экспериментирование со словом.
Загадка — картинка для дошкольников.
На каких инструментах играют эти сказочные герои?
Вот и подошло к концу наше первое знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. Но мы с Вами не прощаемся!
По просьбам читателей сайта для более удобного использования материала я выкладываю картинки из этой статьи в высоком разрешении в виде презентации «Русские народные музыкальные инструменты» в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (найти их можно в разделе группы «Документы» — для тех, кто не знает где это находится — это правый столбик странички группы). Эту презентацию можно редактировать.
А с детьми можно выполнять задания и рассматривать картинки из статьи, данные в презентации ниже.
Еще на сайте о музыкальных инструментах для детей:
— Музыкальные инструменты своими руками: домашняя музыкальная мастерская, развивающие упражнения с самодельными музыкальными инструментами, познавательное видео для детей.
— Курс для родителей «Развитие музыкальности ребенка на основе метода Марии Монтессори: музыкальное развитие детей от рождения до трех лет».
Презентация «Русские народные музыкальные инструменты» для игр и занятий с детьми.
В презентацию вошли картинки из этой статьи для занятий с детьми. Скачать презентацию бесплатно можно:
- здесь по этой ссылке: http://rodnaya-tropinka.ru/wp-content/uploads/2017/09/muzinstrumenti.ppt,
- в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (в разделе «Документы» под видеозаписями сообщества).
До новых встреч в рубриках «Мир вокруг нас» и «Русские традиции и обычаи»
А если Вы хотите с ребенком попробовать сами поиграть на одном из доступных самодельных инструментов дома и сделать музыкальный инструмент из …. посуды :), то приглашаю Вас почитать статью «Колыбельные: слова, мелодии, игры для детей»
Познакомьтесь с историями других вещей:
Занимательная история утюга в картинках, загадках, заданиях и видео для детей и взрослых
Занимательная история часов для детей
Очень увлекательная и почти детективная история обыкновенной чашки
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 21 человек из 16 регионов
аудиоформат
- Сейчас обучается 51 человек из 25 регионов
- Сейчас обучается 94 человека из 32 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
«Рассказы о русских народных инструментах»
-
2 слайд
Цель презентации:
Изучение и сравнение русских народных ударных инструментов, знакомство с музыкальными традициями и музыкальной культурой русского народа.
-
3 слайд
Детский шумовой оркестр – один из видов коллективного музицирования.
-
4 слайд
Детский шумовой оркестр – один из видов коллективного музицирования. Занятия в оркестре позволяют раскрыть музыкальные способности детей: чувство метроритма, музыкально – слуховые представления , развивает интеллект, расширяет кругозор, эмоционально – образную сферу, дает возможность овладеть приемами игры на ударных инструментах, а развитие моторики при овладение инструментами – это основа прочной базы для координации и коррекции двигательного аппарата.
Также уже на начальном этапе обучения учащиеся начинают импровизировать на ударных инструментах, изображая цокот копыт, стук дождя и так далее. Важно, чтобы начинающие музыканты понимали, что создавая какой либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. Такое коллективное музицирование помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка в музыке, побуждает к самостоятельным импровизациям. Данный классный час посвящен рассказам о русских народных ударно- шумовых инструментах, об их истории, возможностях и способе изготовления. А также о том, что даже в самом простом музыкальном инструменте – изящество и целесообразность, достигнутые ценой труда, напряженных поисков, а порой и лишений сквозь которые шел к своей цели древний мастер. -
5 слайд
Историческая справка
Знакомство с инструментами -
6 слайд
Стояло прохладное туманное утро сентября 1964 года. Москва только проснулась. К реке Москве двигалась процессия монахов, они сопровождали 5 нагруженных доверху телег. Из – под соломы виднелись то резной завиток, то отполированная деревянная трубочка, то край изящного кузовка. Все это немилосердно брякало, скрипело и грохотало.
Встречные прохожие крестились. Наконец шествие остановилось. Монахи начали разгружать телеги. На землю полетели домры, гусли, рожки и свирели, бубны и трещотки. Потом всю эту гору инструментов подожгли. Сухая древесина горела с гулом. Не прошло и часу, как все – это, из чего умелые руки могли извлечь множество звуков – превратилось в золу и горстку угля. Средневековая христианская Русь считала игру на музыкальных инструментах «греху равному пьянству», а тех, кто был почитателем этого искусства – язычниками и богохульниками. Крестьянам и городскому люду под угрозой штрафа запрещалось держать у себя народные инструменты. Тем более на них играть.
-
7 слайд
Еще более строгие законы были направлены на борьбу со скоморохами. Эти музыканты – песнями и плясками зарабатывали себе на жизнь. Они ходили по деревням, где устраивали музыкальные представления, а в своих остроумных куплетах высмеивали глупых попов, жадных купцов и спесивых бояр. И в это время инструменты отбирали на улицах, в домах – везде и сжигали.
В этот период русская национальная музыка понесла чувствительный урон. Правда, сам народ всегда любил своих музыкантов. Эта любовь и спасла и инструменты и традиции исполнительства. А потом нашлись энтузиасты, возродившие их для новой жизни. -
8 слайд
Ударные музыкальные инструменты
-
9 слайд
Судить о том, какие именно ударные инструменты были у русских в древности очень трудно. Были и такие «бубны», которые возили на 4 лошадях, а играло на них сразу 8 человек, их называли еще набатами, были и парные бубны, вернее литавры, которые подвешивали в кавалерии впереди седла с обеих сторон. В то время на Руси все без исключения ударные называли бубнами, а игру на ударных – «бряцанием» или «ударянием». Конечно, русская музыка может обойтись без сопровождения ударных инструментов, но в современном оркестре русских народных инструментов – очень много. Они особенно хорошо используются в плясовых наигрышах. Невозможно представить русскую плясовую без ударных. Балалайки и баяна – маловато без бубна, ложек и многих других инструментов.
-
10 слайд
От ложек до дров
Многие инструменты, такие как тарелки, барабаны, литавры, бубен и т.д. – стали уже общенациональными и входят в состав самых разнообразных оркестров мира: симфонических, духовых, эстрадных и народных.
Но есть ряд очень самобытных ударных инструментов русского народа, рожденных самой повседневной жизнью и тесно связанных с бытом. Одни из них, такие как ложки, трещотки, бубенцы, узаконили свое место не только в самодеятельных оркестрах, но и на профессиональной сцене. Другие появляются и там и тут эпизодически. Но всех роднит оригинальность как внешнего вида, так и звучания, простота и забавность. На некоторых их них мы и остановимся. -
11 слайд
Употребление ложек в качестве музыкального инструмента не уникально. Известно, что раньше в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы, самоварные трубы, кастрюли, вилки, словом все, что может издавать звук. Также, среди домашней утвари устойчивою музыкальную функцию – приобрели коса и пила. В 19 – 20 веках ложки широко бытовали в хорах песенников и ансамблях русских народных инструментов. Игра на ложках в прошлом веке достигала высокого мастерства, о виртуозах – ложечниках сохранились в литературе весьма восторженные отзывы. Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых, только они выделываются из более прочных и твердых пород дерева, иногда вдоль рукоятки подвешивают бубенцы.
-
12 слайд
Трещотка – представляет собой связку деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг об друга и издают трескучие звуки.
Держат её обычно на уровне головы или груди, ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом, не редко её украшают цветными лентами, цветами и т.д. -
13 слайд
Бубенцы
Кто не знает изумительного свойства русского народа украсить все-то, что его окружает, привнести в самое обычное элементы красоты и творчества. Так как же можно было скакать на удалой тройке без музыки, без бубенцов и колокольчиков? Они вешались под дугой и при быстрой езде встряхивались издавая целую гамму серебристых звуков. Русской тройке и ямщикам посвящено так много песен и инструментальных сочинений, что возникла необходимость ввести в оркестр народных инструментов – бубенцы.
-
14 слайд
Кокошник
Люди старшего поколения, наверное помнят, чем были вооружены в прежние времена деревенские сторожа: так называемыми колотушками. Сторож ходил ночью по деревне и стучал в нее, давая всем понять, что он не спит, честно трудиться, да и воров отпугивал. Вот именно по принципу сторожевой колотушки и устроен ударный инструмент – кокошник. Основой его служит деревянный каркас с двух сторон обтянутый кожей, остальные 4 стенки сделаны из фанеры. В верхней части крепится ремешок с шариком, в нижнюю вставляется ручка. Совершаю кистью колебательные движения, заставляют привязанный шарик мотаться из стороны в сторону, и поочередно ударять по широким стенкам кокошника. -
15 слайд
Рубель
Рубель как и ложки – предмет повседневного обихода русского народа. В прежние времена, когда утюга еще не было, белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем утрамбовывали продолжительное время – рубелем.
Возможно, что кто-то, когда-то случайно провел по его зубцам другим упругим предметом и получился искристый каскад звуков, похожий на тот, который мы извлекаем палкой из досок забора. Как видите, музыкальные инструменты, в особенности ударные, рождает сама жизнь, нередко и наш быт. Нужно только уметь быть наблюдательным, находчивым и изобретательным. -
16 слайд
Коробочка
Деревянная коробочка – очень скромный, но важный инструмент русского народного оркестра. Это небольшой, продолговатый брусок, с небольшой полостью под верхней частью корпуса. Звук извлекают барабанными или ксилофонными палочками.
Коробочкой подчеркивают отдельные ритмические точки, имитируют стук каблуков или например цоканье копыт. -
17 слайд
Дрова
В народе выдумщики и шутники изобрели свой ксилофон, более простой и любопытный. Представьте себе: на сцену выходит обыкновенный прохожий с вязанкой дров за спиной. Затем он раскладывает свои «дрова» перед собой и небольшими деревянными молоточками начинает играть на них веселые плясовые мелодии. А если к нему присоединятся другие музыканты с подобного рода инструментами, эффект будет большой и неожиданный. Все это в традициях русского скоморошества. -
18 слайд
Можно было бы много еще рассказать о других самобытных инструментах или различных предметах, превращенных в таковые. Играют, например, на цветных горшках, бутылках с водой. Пиле, стиральной доске и т.д. Народ, как правило, не выдумывал ничего сложного, все делалось из подручного материала, все было подсказано самой природой и тесно связано с жизнью и бытом. Используя находки наших предков. Теперь, следует помнить о той обстановке. В которой обычно применялись эти затейные скоморошьи орудия (праздники, гулянья, свадьбы). Поэтому в наши дни, демонстрируя инструменты со сцены, нужно играть на них весело, артистично, с задором и юмором.
-
19 слайд
Спасибо за внимание!
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 058 653 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 16.03.2017
- 414
- 1
- 16.03.2017
- 441
- 1
- 16.03.2017
- 1403
- 2
- 16.03.2017
- 628
- 1
- 16.03.2017
- 1532
- 1
- 16.03.2017
- 827
- 2
- 16.03.2017
- 1428
- 1
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация работы в ДОО по подготовке детей к школе»
-
Курс повышения квалификации «Использование сказкотерапии с тревожными детьми в дошкольных образовательных организациях»
-
Курс повышения квалификации «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
-
Курс повышения квалификации «Использование декоративно-прикладного искусства в работе с детьми дошкольного возраста»
-
Курс повышения квалификации «Современные методы организации детской игры в ДОУ»
-
Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Проектирование предметно-игрового пространства дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО»
-
Курс профессиональной переподготовки «Сурдопедагогика в дошкольном образовании»
-
Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Проблемы и перспективы в развитии вариативных форм преемственности между детским садом, школой и системой дополнительного образования»
-
Курс повышения квалификации «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»
-
Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»
-
Курс повышения квалификации «Организация в ДОО «Школы для родителей»: формирование психологической грамотности»
-
Курс повышения квалификации «Система оптимизации взаимоотношений родитель-воспитатель, администрация-воспитатель, воспитатель-воспитатель»