Содержание статьи
- Кратко об основании
- Лучшие достопримечательности города
- Эрмитаж
- Кунсткамера
- Океанариум
- Рассказы о Петербурге для детей в интересных фактах
- Удивительное в цифрах
Санкт-Петербургу всего 300 лет, но он уже успел войти в список 20 наиболее посещаемых туристами городов в мире. Детям о Петербурге будет услышать не менее увлекательно, чем взрослым: он настолько многогранный, что каждый найдет там для себя что-то интересное.
Кратко об основании
История для детей не всегда может быть занимательной. Но самое важное, что нужно знать о Санкт-Петербурге — как настолько величественный город возник за столь короткое время.
Многие города появляются постепенно: маленькое поселение постоянно пополняется людьми и со временем превращается в город. Но с Санкт-Петербургом все было по-другому. Царь Петр I хотел создать большой населенный пункт поближе к Европе и укрепить свою власть.
16 мая 1703 года на Заячьем острове было положено начало строительства первого здания будущего города, которое позже назвали Петропавловской крепостью. А эту дату с тех пор считают днем рождения Санкт-Петербурга.
Несмотря на суровый климат, который мешал строительству, Петр I способствовал активному разрастанию города. Особое внимание он уделял постройке плотин, дорог, мастерских, тем самым привлекая к переселению огромное количество людей. Были и такие, кого переселяли принужденно.
Для создания уникальной архитектуры были приглашены лучшие мастера не только России, но и других стран. К первым шедеврам относятся здания Адмиралтейства, Петропавловской крепости, Кунсткамеры.
После смерти Петра I для города наступила эпоха переворотов. Во время борьбы за престол в городе не произошло никаких существенных изменений. Но 1741 года к власти пришла Елизавета Петровна — дочь Петра I. Она продолжила дело своего отца, и город снова ожил в строительстве и развитии. Благодаря ей появилась Академия художеств и много других учебных заведений, а также был возведен Зимний и Воронцовский дворцы.
Каждый следующий правитель Санкт-Петербурга стремился сделать что-то хорошее. Как и для большинства стран мира, переломным стало военное время. Но за годы Великой Отечественной войны город прославился за героическое сопротивление фашизму.
Лучшие достопримечательности города
Санкт-Петербург находится на берегу реки Невы, а это возможность любоваться разводными мостами, просто гуляя по улицам. Город считается главной туристической и культурной столицей России, при этом в любой туристической точке есть что-то занимательное для детей. А если еще дополнить посещения интересными рассказами — эмоции будут незабываемыми.
Эрмитаж
Сегодня это художественный музей. Но раньше по величественной лестнице, которую можно увидеть у самого входа, ходили послы из других государств на совещание к правителю.
Всего в Эрмитаже можно увидеть 3 миллиона экспонатов. Если каждый из них рассматривать в течение всего одной минуты — нужно 8 лет. На что обратить внимание детей:
- Здание Нового Эрмитажа украшено Атлантами — персонажами из древнегреческой мифологии, которые держат небо.
- Внутри есть два Тронных зала, где когда-то на своем троне сидел и сам Петр I. Узор на металлическом потолке в одном из залов точно такой же, как узор на паркете. А для изготовления этого паркета было использовано 16 видов дерева.
- В Эрмитаже есть часы «Павлин». Они сделаны в Лондоне в 1770 году, но до сих пор работают. По пятницам посетители могут послушать их «пение».
- В Рыцарском зале можно увидеть доспехи, которые в разные эпохи использовали рыцари разных стран.
Кунсткамера
Это один из самых старых музеев в мире. Основали его в 1714 году, но собирать необычные экспонаты для него Петр I приказал на 10 лет раньше. Все это время диковинные экспонаты зоологии и анатомии хранились в Аптекарском приказе в Москве.
Раньше в музее можно было увидеть не только заспиртованные экспонаты, но и живых людей. Например, Федор Игнатьев — его рост был всего 126 см, что и сделало его знаменитым. Он жил в самом музее на протяжении 16 лет.
Самые интересные экспонаты:
- двухметровый скелет Николя Буржуа (охранника Петра I);
- глобус-планетарий. Когда-то его подарили Петру I. Но позже тот глобус сгорел при пожаре и удалось сохранить только металлический каркас, благодаря которому его позже восстановили (в него можно залезть и посмотреть на звездную карту неба);
- ладья небесная (подвешенный кораблик, окружен слугами. Если завести его с помощью ключа — слуги начнут играть и танцевать);
- флейта из человеческой кости.
Океанариум
Над его созданием работали 4 года и открыли в 2006 году. Более правильно будет назвать его музеем подводной жизни. Всего океанариум состоит с 33 аквариумов с общим объемом в 1,5 млн литров воды.
Что можно увидеть:
- аквариум с 150 пираньями;
- 35-метровый подводный туннель (от водного мира здесь отделяет только стекло, толщиной в 8 см);
- посетить шоу акул и шоу тюленей.
Интересно, что тюлени здесь появились совершенно случайно: однажды кто-то позвонил и сообщил, что нашел маленького тюленя. Его забрали в океанариум, осмотрели и решили оставить. Позже из Литовского музея моря привезли еще двоих. Сегодня животные умеют выполнять более 20-ти команд.
Рассказы о Петербурге для детей в интересных фактах
Здесь можно начать даже с того, что всего за 3 столетия город успел трижды поменять свое название. Сначала он был Санкт-Петербургом, потом — Петроградом, позже — Ленинградом и в конечном итоге ему снова вернули самое первое имя.
Удивительное в цифрах
- 80 метров — именно такая глубина метрополитена в Санкт-Петербурге. Он считается самым глубоким в мире.
- 15 городов в США носят название Санкт-Петербург.
- 100 кг золота ушло на оформление купола Исаакиевского собора, который считается по величине самым большим в России.
- 600 км занимают трамвайные пути города. За это его называют трамвайной столицей. Этот факт можно прочитать в Книге рекордов Гиннесса.
- 21 разводной мост радует всех туристов и местных жителей. Всего их 342.
- 19 век — время, когда на улицах запрещали курить. Много зданий были построены из дерева, поэтому власти боялись возникновения пожаров.
Сейчас Санкт-Петербург является городом федерального значения. Город активно развивается и является наиболее популярным туристическим направлением в России.
Конспект НОД с детьми 5-6 лет «Знакомство дошкольников с историей возникновения Санкт-Петербурга и его достопримечательностями»
Интеграция образовательных областей:
« Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
Цель: Обогащать знания и представления детей о родном городе. Закрепить в памяти у ребят основные достопримечательности города Санкт-Петербурга.
Задачи:
• Формировать начальные знания о Санкт – Петербурге, его истории, основных достопримечательностях (Петропавловская крепость, Зимний дворец, Дворцовая площадь, здание главного штаба, Медный всадник и Адмиралтейство);
• Расширять словарь за счёт имён существительных (город, крепость, ангел, собор, шпиль, площадь, колонна, петербуржец);
• Развивать логическое мышление и зрительное восприятие;
• Развивать интонационную выразительность, четкость дикции;
• Развивать связную речь;
• Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости от осознания себя петербуржцем.
Материалы и оборудование:
— Фото презентация (портрет Петра I, карта Санкт-Петербурга, Петропавловский собор, здание Адмиралтейства, Дворцовая площадь, Зимний дворец, здание главного штаба, памятник «Медный всадник»).
— Открытки с достопримечательностями Санкт – Петербурга (Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Медный всадник, Зимний дворец).
Предварительная работа: экскурсии с родителями к основным достопримечательностям Санкт-Петербурга, рассматривание иллюстраций с изображением Петропавловской крепости, Петропавловского собора, Медного всадника, Адмиралтейства, Дворцовой площади, Казанского собора, рассматривание карт родного города, конструирование из конструктора собора, замков.
Содержание
1. Организационный этап
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее грани,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Ребята, о каком городе идет речь в этом стихотворении?
— правильно, о Санкт-Петербурге, о городе, в котором мы с вами живем.
Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в прошлое. Давайте закроем глаза, скажем волшебные слова и перенесемся в то время, когда нашего города еще не было.
Открываем глаза, что же мы видим? (показ слайда с лесами и болотами, маленькими деревеньками) Представляете, вот так выглядела эта местность до начала строительства нашего города. Эти земли принадлежали шведам.
Загадка:
Жил давно в Росси царь Одержал побед немало
Очень мудрый государь Мореходом был бывалым
Он на троне не сидел Он и плотник и кузнец
Делал за день по сто дел Кто был царь тот молодец? (Петр I)
Более 300 лет назад правил нашей страной великий царь Петр l. Решил он отвоевать эти земли у шведов, чтобы у русских купцов через Финский залив был выход к Балтийскому морю для торговли с другими странами. И Петру l это удалось, а чтобы закрепить положение русского народа на новых землях, решил он построить здесь крепость для защиты от врагов.
Как называется эта крепость? (верно, Петропавловская)
Петр-I начал строить наш город на острове.
Как называется этот остров? (Верно, Заячий). И самое первое строение, которое было заложено на этом острове – Петропавловский собор. Его шпиль был ориентиром для всех в строящемся городе.
Ребята, что такое шпиль? (Это остроконечное завершение здания) На шпиле Петропавловского собора установлен флюгер в виде ангела с крестом.
Что такое флюгер? Шпиль собора отличный ориентир, но многие считают центром города Адмиралтейство. На шпиле здания Адмиралтейства – флюгер в виде кораблика. Это еще один символ нашего города. Адмиралтейство строилось очень быстро, за 2 года. Оно являло собой хорошо защищенную крепость и, что самое важное, было крупной верфью.
. В Адмиралтействе при царе Петре I строились первые военные корабли для Российского флота. Поэтому шпиль Адмиралтейства украшен золотым корабликом. (Показывает детям фотографию здания Адмиралтейства).
Чтение стихотворения (читает ребёнок)
Здесь шпиль Адмиралтейства
Узнали мы с тобой –
В небесном океане
Кораблик золотой.
Есть гордость Петербурга –
Кораблик золотой.
Он высоко на шпиле
Над самою Невой.
Ребята, вы запомнили, что такое верфь? Верфь – это место, где строят и ремонтируют корабли.
Дети раскрашивают кораблики со шпиля Адмиралтейства.
Наше путешествие продолжается,
А теперь мы с вами оказались на самой главной площади нашего города. Это Дворцовая площадь. В центре Дворцовой площади возвышается колонна. Кто помнит, как она называется? Это Александровская колонна или Александрийский столп. Колонна была воздвигнута в честь победы России в войне с Францией 1812 года.
Ребята, что же еще мы видим на Дворцовой площади? Напротив друг друга стоят Зимний дворец (арх. Франческо Растрелли) и здание Главного штаба (арх. Карл Росси).
Зимний дворец очень красивый, нарядный и торжественный. Стоит прямо, ограничивая площадь со стороны Невы. А Главный штаб как бы «обнимает» площадь со стороны Невского проспекта. Дворцовая площадь – главная площадь Санкт-Петербурга.
Что-то мы с вами засиделись, пора нам немного размяться:
Физкультминутка « По болоту Петр шел»
По болоту Петр шел ( идут по кругу, взявшись за руки)
Остров Заячий нашел( разводят руки, показывают «остров»)
Он собрал рабочий люд( поворачиваются к друг другу, берутся за руки)
И построил крепость тут ( приседают, стучат по полу)
Крепость новая стоит, пушками врагу грозит (поворачиваются лицом в круг, берутся за руки, поднимают руки вверх)
Бам-бам, бам-бам, не осталось зайцев там (хлопают в ладоши)
Зайцы пушек испугались (приседают)
За кусточки разбежались. (прыгают в разные стороны).
А мы продолжаем наше путешествие во времени. Теперь перенесемся на 70 лет вперед. Давайте закроем глазки и скажем волшебные слова.
Где это мы с вами оказались? Что вы, ребята, видите? (показ слайда Медный всадник)
Еще одним символом нашего города является памятник Петру l “Медный всадник” . . ОН был торжественно открыт под гром орудийных салютов к 100-летию восшествия Петра 1 на престол. На постаменте надпись: «Петру Первому Екатерина Вторая». Автор памятника – французский скульптор Этьен Фальконе.
Постаментом для памятника Петру 1 послужил огромный валун, найденный в окрестностях Петербурга. Местные жители называли его Гром – камнем, потому что от удара молнии в нем осталась глубокая трещина. Чтобы доставить этот камень в Петербург весом 160 тонн и высотой более 8 метров, использовали хитроумную систему желобов – рельсов и бронзовых шаров – нечто вроде современных шарикоподшипников. С помощью этого устройства Гром – камень перевезли к берегу Финского залива и там погрузили на специально по-строенное для него грузовое судно. 26 сентября 1770 года толпы петербуржцев встречали его на Сенатской площади.
Задание “Обведи по точкам” (силуэт Медного всадника)
Постепенно разрастался наш город, приезжали новые люди, строились новые дома, микрорайоны. Постепенно наш город рос и превратился в один из самых больших и красивых городов нашей страны.
Понравилось вам быть в прошлом? Давайте послушаем и выучим стихотворение о нашем городе:
Коль живём мы с вами, дети,
В лучшем городе на свете,
В славном городе Петра
Нам узнать о нем пора.
Мы очень любим город свой.
Сияет солнце над Невой,
Или дожди стучат в окно –
Его мы любим все равно.
Мы в этом городе живем.
И он растет, и мы растем
(М. Борисова)
А теперь пора возвращаться в настоящее, в 2016 год, в нашу группу. Закрываем глазки и вновь произносим волшебное заклинание.
Рефлексия: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что запомнилось больше всего?
Санкт-Петербург притягивает к себе туристов, не отпускает от себя и коренных жителей. Таинственный, чарующий, непознаваемый до конца – этот город никого не оставляет равнодушным.
Книги о Петербурге помогут лучше узнать историю, архитектуру, достопримечательности и памятные места города. Можно составлять маршрут прогулок так, чтобы пройти то, о чём прочли накануне. Или брать с собой небольшие книжки и читать их уже на месте. Я так делала однажды с детьми в Летнем саду, и это была запоминающаяся яркая прогулка.
Я – петербурженка. Очень люблю свой город. По мере сил и возможностей стараюсь привить детям интерес к родному краю. Чтение книг о Петербурге, посещение музеев, достопримечательностей, а во время прогулок стараться обращать внимание на детали – всё это помогает мне отдохнуть душой и, надеюсь, заразить детей любовью к городу.
Если вы только собираетесь посетить наш город, тем более стоит почитать детям книги о Петербурге. В этой подборке собраны разные книги – и для первого знакомства, и для глубокого погружения в тему.
1. Надежда Радченко «Азбука Петербурга в стихах и картинках. От Ангела до Якоря»
Каждый разворот этой книги – слова, напрямую или опосредованно связанные с Петербургом: зонт, Чижик-пыжик, Исаакий, грифоны, Летний сад, Невский проспект и т.д. Слова расположены в алфавитном порядке и являются названиями небольших стихотворений.
Сопровождают текст нежные акварельные иллюстрации, пронизанные любовью к Санкт-Петербургу. Фишка книги – поиск рыжего котика на страницах.
Рекомендуемый возраст: от 4 лет.
2. Анна Рапопорт «Смотрите — Эрмитаж!», «Невский проспект»
Анна Рапопорт – экскурсовод, краевед, филолог, педагог, автор детских программ для музеев. Её книги отличает лёгкий разговорный стиль, доступное изложение серьёзной информации.
Книга «Смотрите – Эрмитаж!» проведёт нам экскурсию по некоторым залам величайшего музея (Рыцарский, Египетский и пр.), познакомит с самыми знаменитыми экспонатами Эрмитажа. Вы узнаете о том, как делали мумию, есть глава об экспозиции в здании Главного штаба, коллекции французской живописи второй половины ХIХ века и многом другом. В книге приведены конкретные данные о количестве экспонатов, и это впечатляет, ведь музей не напрасно обладает мировой славой.
Книга «Невский проспект» рассказывает о самой главной улице Санкт-Петербурга: откуда взялось такое название, какие дворцы, мосты и храмы есть на проспекте.
Рекомендуемый возраст: от 5 лет.
3. Ольга Феофанова
«Прогулки по детскому Петербургу. Карта-игра по Петропавловской крепости», «Прогулки по детскому Петербургу. Карта-игра по Музейному кварталу»
Это рисованные карты Петербурга по определённым маршрутам. Есть листы с историческими сведениями и вопросами для закрепления материала, которые можно задать во время прогулки.
Карта-игра по Петропавловской крепости содержит два маршрута.
— Петровский маршрут охватывает Мечеть, Музей политической истории, крейсер «Аврору», Домик Петра I, Петропавловскую крепость.
— Александровский маршрут: Мини-Петербург, Планетарий, Музей-театр «Сказкин дом», Ленинградский зоопарк, Музей Артиллерии, памятник «Стерегущему».
Карта-игра по Музейному кварталу содержит маршрут, охватывающий Исаакиевский собор, Медный всадник, Сенат и Синод, Манеж, «Республику кошек», Музей связи, Главпочтамт, Музей истории религии, площадь Труда, Военно-морской музей, Поцелуев мост, Юсуповский дворец, Музей Набокова, Синий мост, памятник Николаю I.
Цель маршрутов – найти указанные места, посетить их, узнать много нового из истории города.
Объём книг небольшой, но и цена доступная.
Рекомендуемый возраст: от 5 лет.
4. Книги издательства «Настя и Никита»
(Дина Арсеньева «Пешком по Невскому», Елена Литвяк «Летний сад», Дина Арсеньева «Васильевский чудо-остров», Хельга Патаки «Мосты Петербурга», Дина Арсеньева «Эрмитаж. С этажа на этаж»)
Тематические книги издательства «Настя и Никита» отличает простой стиль изложения – серьёзная историческая информация подаётся в доступной форме, а текст легко читается. Книги тонкие, с прочной глянцевой обложкой – их удобно брать с собой в краеведческое путешествие и читать, сидя на лавочке в Летнем саду или Эрмитаже.
Нежные романтичные иллюстрации передают волшебство и таинственность старого Петербурга.
Книги небольшого объёма, всего 24 страницы. Отлично подходят для первого знакомства с городом, позволяют окунуться в тему без лишнего перегруза информацией.
Рекомендуемый возраст: от 6 лет.
5. Татьяна Мучник «Кони, сфинксы, львы, грифоны. Каменные стражи Петербурга»
Гуляя по Петербургу можно увидеть необычные фигуры, расположенные порой в неожиданных местах нашего города. Главное, внимательно смотреть по сторонам. Набережные, фасады зданий, улицы, скверы украшают реальные (кони, львы, змеи) и мифические (сфинксы, грифоны, горгонейоны) персонажи. Образно и доступно рассказывается о назначении некоторых каменных стражей города, об особенностях быта того времени.
Неспешное повествование о «каменных жителях» Петербурга, как их ласково называет автор, сопровождается приятными карандашно-акварельными иллюстрациями.
Рекомендуемый возраст: от 6 лет.
6. Валерий Воскобойников «Санкт-Петербург. Иллюстрированная история для детей»
В книге доступно и последовательно рассказывается о значимых событиях в жизни Петербурга: возведение крепости на Заячьем острове, установка Александровской колонны, открытие Медного Всадника, о том, как русский мужичок устанавливал ангела на шпиле Петропавловского собора, какие были страшные наводнения на Неве и разудалые гуляния на Дворцовой площади. Отдельная глава посвящена страшному периоду в жизни города – суровым дням блокады.
Издание насыщенно хорошими иллюстрациями.
Рекомендуемый возраст: от 6 лет.
7. Хельга Патаки
«Городское ралли. Санкт-Петербург №1», «Пешком по Петербургу с Тимкой и Тинкой. Путеводитель»
Как здорово, что современные книги для детей всё чаще становятся интерактивными, приобретая необычный, но увлекательный формат. Хельга Патаки – писательница, режиссёр, музыкант, сценарист и краевед – подготовила интерактивное издание «Городское ралли. Санкт-Петербург №1». Это не книга в общепринятом смысле, но из неё можно узнать немало интересного о Петербурге. В набор входят несколько карт и список вопросов. Ответы на вопросы нужно искать во время прогулок по городу. В случае затруднений можно свериться с прилагаемой брошюрой. Издание затрагивает самые разные темы: архитектура, история, быт, сведения об известных людях и местах нашего города. Вооружившись «Городским ралли», можно пройти по следующим маршрутам: Петропавловская крепость, Парадный Петербург (Дворцовая площадь, Зимний дворец-Эрмитаж, Александровский сад, Сенатская площадь), Золотой Треугольник (Фонтанка), Стрелка Васильевского острова, Коломна, Каменноостровский проспект.
«Пешком по Петербургу с Тимкой и Тинкой. Путеводитель». Тимка и Тинка – любознательные мышата, кочующие из книги в книгу издательства «Пешком в историю». Вместе с ними можно “пройти” через всю историю Петербурга – от первых дворцов и церквей до современного города с его архитектурой и транспортом.
Рекомендуемый возраст: от 6 лет.
8. Юлия Иванова, книги о Петербурге из серии «Города и чудеса»
(«Чижик-Пыжик и сокровища Петербурга», «Чижик-Пыжик и тайна петербургского моста», «Чижик-Пыжик и хранители Петербурга», «Чижик-Пыжик и легенды эрмитажных котов», «Чижик-Пыжик и побег из Летнего сада»)
Чижик-Пыжик – петербургская достопримечательность. Памятник неприметной птичке, воспетой в шутливой песенке, установлен на реке Фонтанке. Вот уже много лет он манит к себе туристов и горожан.
Чижик-Пыжик авторства Юлии Ивановой – любознательный неутомимый эрудит, большой знаток Петербурга. Вместе с юными читателями он оказывается в гуще событий, связанных с историей города.
Здесь художественное повествование и увлекательный сюжет соединяются с серьёзной документальной информацией. Приправлен текст атмосферными нежными иллюстрациями.
Рекомендуемый возраст: от 6 лет.
9. Ольга Буткова «Живописный Санкт-Петербург. Раскраска-путеводитель»
Познавательный путеводитель по Петербургу охватывает непарадные центральные улицы. Вместе с книгой (или после прочтения) можно прогуляться по Итальянской и Пушкинской улицам, по Моховой и по улице Пестеля, по Галерной и Шпалерной, по линиям Васильевского острова и т.д.
Город таит немало удивительного – главное, не забывать смотреть по сторонам и заглядывать в книгу. С собой можно взять карандаши или фломастеры, ведь этой не простой путеводитель, а ещё и раскраска. На каждом развороте – множество элементов для раскрашивания.
Рекомендуемый возраст: от 6 лет.
10. Маргарита Альбедиль «Как строился Петербург»
Книга об истории строительства Санкт-Петербурга: как выглядели первые здания, как развивался и рос город с каждой последующей эпохой, как возводились мосты, образовывались площади, улицы и каналы. Вы узнаете, где и почему стали строить первые каменные дома, как происходило рождение города и что было на месте Петербурга до его основания.
Автор книги – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры).
Рекомендуемый возраст: от 8 лет.
Первое знакомство ребёнка с городом начинается с поездок и прогулок — непременно поближе к центру, где каждый дом достоин внимания и отличается от другого. Поэтому первый совет: не скупитесь на прогулки с годовалыми детьми в исторических парках и садах Петербурга и просто рассказывайте, где вы находитесь.
Сработает сама атмосфера города и понимание того, что город большой, интересный, разный. Старайтесь в каждом уголке города находить одну-две выразительные детали. Например, в Петропавловской крепости — статуя зайца (его можно понарошку покормить морковкой) или флаг и пушки рядом с флажной башней. На Марсовом поле — вечный огонь, в Летнем саду — фонтан или памятник Крылову, под которым летом всегда играет музыкант на вибрафоне. Чтобы связи были прочнее, вспоминайте дома увиденное.
Короткий рассказ об основателе города начните в 3-4 года. Для этого можно свозить ребенка к Медному всаднику, рассказав про то, как царь Петр плыл по Неве и нашел Заячий остров, построил на нем крепость, с которой все началось. И отправиться туда летом на кораблике или на карете, по-царски. Ребенок точно запомнит этот момент.
Можно подгадать и оказаться в крепости к выстрелу полуденной пушки, сказав, что право произвести полуденный выстрел время от времени предоставляется почётным гражданам Санкт-Петербурга, которые много знают о своем городе.
Помните, что поездки на любом транспорте для ребёнка — это уже приключение. Делайте так, чтобы одни впечатления вытекали из других. Например, прокатившись по Петроградской стороне на трамвайчике, сходите на Васильевский в музей трамваев. Предугадывайте, какого цвета стены на следующей станции метрополитена, что необычного есть в оформлении: портрет Маяковского из мозаики или памятник Пушкину на Черной речке, или зеленая, как елочка, Лесная.
Окончанием такого маршрута может стать выход на Дворцовой площади и показ дома, где жили цари. Зайти внутрь посмотреть надо на что-нибудь одно, например на часы с павлином. Предварительно можно показать видеоролик, чтобы ребенок узнал часы, увиденные вживую. Второй раз к ним можно прийти, когда часовщик будет их заводить, а заодно посмотреть еще один объект. Карету. Или рыцарей. Не перегружайте ребенка информацией, но подпитывайте интерес постоянно и возвращайтесь к увиденному. Оно будет становиться родным, а значит, не забудется.
Игорь Воеводский, главный редактор журнала «Автобус»:
«Отдельная тема для изучения — это фигурки животных, птиц, которые украшают многие фасады на Петроградской стороне, на Васильевском, в районе Невского проспекта. Их разглядывание, совместный поиск львиных масок, конных рельефов, сов будет интересен детям от полутора лет и «до глубокой школы».
С малышами возраста детского сада обязательно сходите посмотреть домик Карлсона. Он находится на Фонтанке, д. 50. Школьников, уже знакомых с предметом литературы, сводите во двор филологического факультета Санкт-Петербургского университета. Там вы найдете скульптуры поэтов, писателей, их героев, например Гоголевского носа. А еще есть гигантская улитка, такса в полтора метра длиной, маленькая бегемотиха Тоня, Древо мира, Фонтан любви, Скамья советов и многое другое. Адрес: Университетская набережная д. 11».
Мари Бурыйлев, основатель проекта «Это Питер деткам»:
«Чтобы заинтересовать ребенка и понять, что ему нравится, начните с выставки «Петербург в Миниатюре», где представлены одни из самых значимых исторических зданий нашей культурной столицы. Можно изучить наглядно каждое сооружение, таким образом провести небольшой экскурс в историю. И тогда уже, вооружившись представлением и любопытством, составить план и пойти знакомиться с «оригиналами». Историю также можно не только посмотреть, но и потрогать, понюхать и попробовать. Например, по пути от Казанского собора на Монетную (Конюшенную) площадь можно перекусить в пышечной, которая располагается там с 1958 года. Переступая порог этого места, вы перенесетесь на десятки лет назад, пробуете «те самые пышки», запивая их «тем самым какао», а вместо салфеток найдете нарезанную на неровные квадратики обычную бумагу. Или заглянуть в Музей игры и узнать, во что играли наши бабушки, когда еще не было даже «Монополии».
Так же очень важно показывать, как меняется и модернизируется город в лучшую сторону. Проведите небольшой экскурс в урбанистику и посетите лофт-проект «Этажи», пространство «Ткачи», лофт «Голицын» или Новую Голландию. Получайте удовольствие и создавайте ваши «семейные места». И пусть каждую лошадь на Аничковом мосту как-то зовут, а сфинкс маминым голосом будет спрашивать у малыша, как дела, и рассказывать легенды».
В 4-5 лет можно рассказать, что город состоит из домов, которые располагаются на улицах, проспектах, переулках, площадях. Что в Петербурге много рек и каналов. Возьмите большой лист ватмана и предложите делать карту города самостоятельно, рисуя, вырезая и приклеивая, лепя из пластилина те достопримечательности, которые вы посетили.
Дошкольникам и первоклашкам расскажите о наводнениях, а потом отправьтесь к самому широкому Синему мосту на Мойке и покажите на обелиске уровни воды в наводнения разных лет. Так же поведайте о том, как возникал город. Например, о том, что Невский когда-то прорубали в лесу как просеку. Рубили с двух сторон и сошлись просеки под углом (можно подъехать к перекрестку Невского и Суворовского, чтобы увидеть это наглядно). Параллельно с подобными рассказами можно поиграть дома в настольную игру «Санкт-Петербург» (скачать бесплатно), где можно самостоятельно с этапа «болота» построить свой карманный Петербург.
Попутно можно рассказать про границы города: реке Фонтанке, поехать на Загородный проспект, который раньше находился ЗА городом. А заодно показать перекресток с пятью углами. Словом, если комбинировать прогулки и увлекательные занятия дома, готовящие вас и ваших детей к открытиям, то с городом возникнут настоящие, живые отношения, в которых интересно познавать и открывать друг друга. А там глядишь и Монферрана с Растрелли удастся запомнить и не путать.
- Детский исторический журнал «Автобус».
- Алексей Бобринский «Эрмиты. Петербургская сказка».
Львы стерегут город» Вячеслав Нестеров. - «Знаешь ли ты свой город» (книга-викторина). Вячеслав Нестеров.
- «Стражи белых ночей» (сказка для старшего школьного возраста). Анна Ремез, Наталья Колотова.
- «Брысь, или кот его высочества» и другие книги серии (6 книг). Ольга Малышкина.
- «Прогулки по детскому Петербургу. Карта-игра по Музейному кварталу». Ольга Феофанова, Юлия Гурко.
- «Находилки-прогулки. Гуляем с детьми по Петербургу». Юлия Гурко, Ольга Феофанова.
- «Прогулки по детскому Петербургу. Карта-игра по Музейному кварталу». Ольга Феофанова, Юлия Гурко.
- «Моя первая книжка о Петербурге». Елена Первушина.
- Серия издательства «Лабиринт»: «Настя и Никита» («Мосты Петербурга», «Эрмитаж с этажа на этаж», «Пешком по Невскому». «Царское Село», «Петергоф»).
- «Прогулки по Петербургу. Игра-экскурсовод». Ю. В. Гурин.
Материал размещен во Всероссийском сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания», АВГУСТ — 2021
Петрова Наталья Валерьевна
воспитатель
МБДОУ ЦРР детский сад № 242 «Садко»
г. Ульяновск
Цель: расширять представление о городах России
Задачи:
образовательные:
- -обогащать и углублять знания детей о стране, о северной столице нашей родины.
- -познакомить с городом Санкт-Петербург.
- -систематизировать знания детей о символике города, его достопримечательностях
развивающие:
- -развивать познавательный интерес, коммуникативные навыки.
воспитательные:
- -воспитывать чувство гордости за людей, живущих в России и Санкт-Петербурге.
- -прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины.
Рекламное сообщение
Речевое развитие: обогащать словарный запас детей, развивать связную речь детей.
Материалы и оборудование: фотографии достопримечательностей Санкт-Петербурга, планшет.
Ход:
Воспитатель: Ребята, посмотрите на иллюстрации. Как вы думаете, какой город изображен? (Санкт–Петербург)
Беседа о городе Санкт-Петербург.
Воспитатель: Ребята, рассмотрите герб города, в который мы отправляемся сегодня. О чем он нам может рассказать? Мы видим на гербе якоря, что означает порт, и корону – символ царской власти. Санкт-Петербург называют северной столицей нашего государства, т.к. более 200 лет он был столицей России. (изображение герба)
Воспитатель: Ребята, попробуйте отгадать загадку:
Жил давно в России царь.
Очень мудрый государь,
Он на месте не сидел,
Делал за день сотню дел,
Совершил побед немало,
Мореходом был бывалым,
Он и плотник, и кузнец…
Кто был царь тот удалец?
Дети: (Петр Первый)
Воспитатель: – Правильно, молодцы! Город Санкт-Петербург основал Пётр 1. Он решил построить на реке Нева новую современную столицу России. В честь Петра 1 был воздвигнут памятник, который называется «Медный Всадник» (изображение памятника)
-27 мая 1703 года началось строительство Санкт-Петербурга. Насыпали из земли стены высокие, на них поставили пушки. Назвали крепость Санкт-Петербургом, что означает Святого Петра и Павла крепость. В честь святого Петра и Павла построили внутри стен крепостных собор. Собор – это главный храм города или монастыря. С Нарышкина бастиона Петропавловской крепости ежедневно в 12:00 производится выстрел сигнальной пушки. Петропавловский собор с его необычным позолоченным шпилем долгое время считался самым высоким зданием России. (изображение Петропавловской крепости)
– По городу протекает река Нева. И, чтобы кораблям было, где пристать велел Петр Первый строить верфь. Верфь – это место, где собираются корабли. И назвали эту верфь – Адмиралтейство! Адмиралтейство – это владыка морей.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним о каком городе мы говорим?
(Санкт-Петербург)
Воспитатель: Кто его основал?(Пётр 1)
Воспитатель: На какой реке он построен? (Нева)
Воспитатель: Как называется памятник Петру 1? (Медный всадник)
Воспитатель: Из какой крепости ровно в 12.00 раздаётся выстрел пушки? (Петропавловская крепость)
Воспитатель: Как называется место, где собираются корабли? (Верфь)
Воспитатель: Молодцы, правильно! Как мы уже с вами узнали, Санкт-Петербург стоит на Неве, но есть и другие реки – Мойка, Фонтанка.
– Летом многие туристы стараются посетить г. Санкт-Петербург. В июне наступает период белых ночей. В этот период туристы любят наблюдать за разводом мостов.
Физкультминутка.
-Ребята, давайте немного отдохнем.
Быстро встали, улыбнулись.
Выше, выше, потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали
И на месте побежали.
Воспитатель: – На набережной Невы был построен Зимний дворец. В здании Зимнего дворца находится один из самых крупных музеев России – Эрмитаж. (изображение музея)
– Очень красива загородная резиденция императорской семьи – Петергоф. Резиденция использовалась как место для летнего отдыха царской семьи. На территории Петергофа установлены различные фонтаны, им около 200 лет.
(изображения Петергофа, фонтанов)
– Ребята, а как вы думаете, как назывался город Санкт-Петербург раньше? (Ленинград). В 1941 году фашисты обрушились на Ленинград и отрезали его от всей страны. Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда. Что такое блокада? Блокада города – окружение его войсками противника. Не было топлива, электричества, вышел из строя водопровод, начался голод. Но город не сдавался. Одновременно с оборонительными работами велись работы по сохранению исторических памятников города. Например, был обшит досками и прикрыт землей «Медный всадник». Закрасили маскировочной краской золоченый купол Исаакиевского собора и шпиль, и колокольни Петропавловской крепости. 900 дней и ночей находился город в осаде. Закончилась Великая Отечественная война, прошло время, и город на Неве стал по-прежнему красив.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята понравилось вам путешествовать по городу Санкт-Петербург? Назовите имя царя, основавшего город Санкт-Петербург. (Пётр 1). На какой реке построен город? (Нева) Какие достопримечательности этого города вам запомнились? Как называется самый крупный музей России? (Эрмитаж) Какой дворец в прошлом был резиденцией царской семьи? (Зимний дворец). Что нового узнали об истории этого города?