Рассказы о семье известных авторов

 В. А. Осеева «Волшебное слово»

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

— Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

— С тобой что-то случилось?

— Ну и ладно! А вам-то что? — покосился на него Павлик.

— Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…

— Ещё бы! — сердито буркнул мальчик.— Я скоро совсем убегу из дому.

— Убежишь?

— Убегу! Из-за одной Ленки убегу. — Павлик сжал кулаки. — Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!

— Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.

— Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…

Павлик засопел от обиды.

— Пустяки! — сказал старик. — Один поругает, другой пожалеет.

— Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик. — Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

— Что же, не берёт тебя брат?

— А почему вы всё спрашиваете?

Старик разгладил длинную бороду:

— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…

Павлик раскрыл рот.

— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни — тихим голосом, глядя прямо в глаза…

— А какое слово?694713.jpg

Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:

— Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

— Я попробую, — усмехнулся Павлик, — я сейчас же попробую.

Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зелёные, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

«Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймёт волшебное слово!..»

Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

— Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

— Ка…кую тебе?

— Мне синюю, — робко сказал Павлик.

Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»

Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

— Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.

Бабушка выпрямилась.

Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке…

— Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.

«Волшебник! Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика.

За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

— Возьми меня, пожалуйста.

За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

Борис Алмазов «Горбушка» 

Гришка из нашей средней группы принес в детский сад пластмассовую трубочку. Сначала он в нее свистел, а потом стал из нее плеваться пластилиновыми шариками. Он плевался исподтишка, и наша воспитательница Инна Константиновна ничего не видела.

Я в тот день был дежурным в столовой. Инна Константиновна говорит, что это самый ответственный пост. Ответственнее всего суп разносить, потому что тарелку за края брать нельзя – можно пальцы обмакнуть, а на ладошках нести горячо! Но я весь суп хорошо разнес. Просто прекрасно! Даже на столы не пролил! Стал раскладывать хлеб на тарелки-хлебницы, тут все ребята пришли, и Гришка этот с трубочкой своей. Я понес поднос на кухню, а горбушку одну в руке нес – себе оставил, я горбушки очень люблю. Тут Гришка как дунет в меня! Пластилиновый шарик попал мне прямо в лоб и отскочил в мою тарелку с супом! Гришка как захохочет, и ребята тоже хихикать стали. Смеются надо мною, что мне шарик в лоб попал.

Мне так обидно стало: я старался, дежурил изо всех сил, а он мне в лоб, и все смеются. Я схватил свою горбушку да как запустил в Гришку. Я очень хорошо кидаюсь! Метко! Попал ему прямо по затылку. Он даже охнул – горбушка ого какая! Не какой-то там шарик пластилиновый. Горбушка от его стриженой головы отскочила и долго по полу через всю столовую катилась – вот как я сильно бросил!

Но в столовой сразу стало тихо, потому что Инна Константиновна покраснела и стала на меня смотреть! Она наклонилась, медленно подняла горбушку, сдула с нее пыль и положила на край стола.

– После тихого часа и полдника, – сказала она, – все пойдут гулять, а Сережа останется в игровой комнате и хорошенько обдумает свой поступок. Сережа ходит в детский сад один, но мне, я чувствую, нужно поговорить с его родителями. Сережа! Пусть завтра придут твои папа или мама!

Когда я пришел домой, папа уже вернулся с работы и читал газету, лежа на диване. Он у себя на заводе устает очень, один раз даже за обедом уснул.

– Ну, как дела? – спросил он.

– Нормально, – ответил я и поспешил поскорее в свой уголок к моим игрушкам пройти. Я думал, папа опять свою газету читать будет, но он ее свернул, с дивана поднялся и присел рядом со мной на корточки.

– Так ли уж все нормально?

– Да хорошо! Хорошо все! Замечательно… – и быстрее самосвал кубиками нагружаю, а они почему-то не нагружаются, так и прыгают из рук.

– Ну, если все замечательно, то почему некоторые в шапке в комнату входят и, явившись с улицы, рук не моют?

И действительно, я в шапке и руки вымыть позабыл!

– В общем, так! – сказал папа, когда я вернулся из ванной. – Давай рассказывай, что у тебя стряслось?

– А потому что Инна Константиновна,– говорю,– несправедливый человек! Не разберется, а наказывает! Мне же Гришка первый в лоб шариком запустил, а я его горбушкой потом… Он же первый, а она меня наказала!

– Какой горбушкой?

– Обыкновенной! От круглого хлеба. Гришка первый начал, а меня наказали! Разве это по-честному?

Папа ничего не ответил, только сел на диван, ссутулился, руки между колен свесил. У него такие руки большие и жилы, как веревки. Он очень расстроился.

– Как ты думаешь, – спросил папа, – за что тебя наказали?

– Чтобы не дрался! Но ведь Гришка первый начал!

– Так! – сказал папа. – Ну-ка, принеси мою папку. Она в столе лежит, в нижнем ящике.

Папа ее очень редко достает. Это большая кожаная папка. Там папины почетные грамоты, фотографии, как он во флоте служил. (Я тоже моряком буду, когда вырасту). Папа достал не фотографии своих товарищей-моряков, а конверт из пожелтевшей бумаги.

– Ты никогда не задумывался, почему у тебя нет ни бабушки, ни дедушки?

– Задумывался, – сказал я. – Это очень плохо. У некоторых ребят по два дедушки и по две бабушки, а у меня никого…

– А почему их нет? – спросил папа.

– Они погибли на войне.

– Да,– сказал папа. Он достал узенькую полоску бумаги. – «Извещение», – прочитал он, и я увидел, как у папы мелко и часто задрожал подбородок: – «Проявив мужество и героизм в составе морского десанта, пал смертью храбрых…» – это один твой дедушка. Мой отец. А вот это: «Скончался от ран и общего физического истощения…» – это второй твой дедушка, мамин папа.

– А бабушки! – закричал я, потому что мне их всех было очень жалко.

– Они умерли в блокаду. Ты же знаешь про блокаду. Фашисты окружили наш город, и Ленинград остался совсем без продовольствия.

– И без хлеба? – эти слова у меня получились шепотом.

– В день выдавали по сто двадцать пять граммов… Один кусочек, такой, который ты за обедом съедаешь…

– И все?

– И все… Да и хлеб-то этот был с мякиной да с хвоей… Блокадный, в общем, хлеб.

Папа достал из конверта фотографию. Там были сняты школьники. Все наголо стриженные и ужасно худые.

– Ну, – сказал папа, – найди меня.

Все ребята были похожи между собой, как братья. У них были усталые лица и печальные глаза.

– Вот, – папа показал на мальчика во втором ряду. – А вот твоя мама. Я ее вообще никогда бы не узнал. Я думал: это мальчик лет пяти.

– Это наш детский дом. Нас не успели вывезти, и мы всю блокаду были в Ленинграде. Иногда к нам приходили солдаты или моряки и приносили целый вещевой мешок хлеба. Мама наша была совсем маленькая и радовалась: «Хлебушко! Хлебушко!», а мы, ребята постарше, уже понимали, что бойцы отдали нам свой дневной паек и, значит, сидят там в окопах на морозе совсем голодные…

– Я обхватил папу руками и закричал:

– Папочка! Накажи меня как хочешь!

– Что ты! – папа поднял меня на руки. – Ты только пойми, сынок, хлеб – не просто еда… А ты его на пол…

– Я больше никогда не буду! – прошептал я.

– Я знаю, – сказал папа.

Мы стояли у окна. Наш большой Ленинград, засыпанный снегом, светился огнями и был таким красивым, будто скоро Новый год!

– Папа, ты завтра, когда в садик придешь, про хлеб расскажи. Всем ребятам расскажи, даже Гришке…

– Хорошо, – сказал папа, – приду и расскажу.

Василий Сухомлинский «Самые ласковые руки»

Маленькая девочка приехала с мамой в большой город. Пошли они на базар. Мама вела дочку за руку. Девочка увидела что-то интересное, от радости захлопала в ладоши и потерялась в толпе. Потерялась и заплакала.

– Мама! Где моя мама?

Люди окружили девочку и спрашивают:

– Как тебя зовут, девочка?

– Оля.

– А как маму зовут? Скажи, мы ее сейчас же найдем.

– Маму зовут…. мама… мамочка…

Люди улыбнулись, успокоили девочку и снова спрашивают:

– Ну, скажи, какие у твоей мамы глаза: черные, голубые, синие, серые?

– Глаза у нее… самые добрые…

– А косы? Ну, волосы какие у мамы черные, русые?

– Волосы… самые красивые…

Опять улыбнулись люди. Спрашивают:

– Ну, скажи, какие у нее руки… Может быть, какая-нибудь родинка у нее на руке есть, вспомни.

– Руки у нее… самые ласковые.

И объявили по радио:

«Потерялась девочка. У ее мамы самые добрые глаза, самые красивые косы, самые ласковые в мире руки».

И мама сразу же нашлась.

Василий Сухомлинский «Бабушка отдыхает»

Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала:

– Тихо, Галинка, бабушка отдыхает. Целую ночь не спала, болело сердце.

Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.

Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки.

Она громко сказала:

– Галинка, слушай…

Галинка погрозила ей пальцем, как мама, и прошептала:

– Тихо, Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.

Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.

А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки.

Когда бабушка встала, Галинка спросила:

– Бабушка, почему вы во сне плакали?

Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В ее глазах светилась радость.

И. Гамазкова «Волшебная семья»

В одной волшебной семье жил-был мальчик Петя Волшебников. Однажды мама ему сказала:

— Возьми-ка влажную тряпочку и протри свои сапоги-скороходы, а потом начисть их гуталином, чтоб как новенькие блестели!

А Петя:

— Не хочу!

— Петя, — удивилась мама, — ты почему меня не слушаешься?

— А я тебя, мамочка, теперь совсем никогда не буду слушаться!

— Ну тогда, — сказала мама, — я тоже не буду слушаться папу! Вот придет он с работы и спросит: «Что у нас на ужин? Расстели-ка скатерть-самобранку!» — а я ему: «Никаких самобранок! Я ее в стирку отдала! Дома есть нечего! И вообще, я теперь тебя не слушаюсь!»

— А я тогда, — сказал папа, — не буду слушаться дедушку! Вот он спросит: «Ты ковер-самолет пропылесосил? Ты на кухне волшебную лампу ввинтил?» — а я ему: «Не хочу и не буду! Я тебя, дедушка, больше не слушаюсь!»

— Вот оно что, — сказал дедушка, — отлично! Тогда я не буду слушаться бабушку! Яблоню с золотыми яблочками не полью! Жар-птицу не накормлю! Золотой рыбке в аквариуме воду не сменю!

— Ах так! — сказала бабушка. — Ну, значит, я больше Петю не слушаюсь! Вот пусть он только попросит связать ему шапку-невидимку! Никаких шапок!

И теперь у нас всегда сапоги будут не чищены, скатерть не стелена, яблоня не полита, а шапка вообще не связана! И ничего! И ладно! И пускай!

И тогда Петя закричал:

— Мама! Давай я опять буду тебя слушаться! Всегда-всегда!

И Петя стал слушаться маму.

А мама — папу.

А папа — дедушку.

А дедушка — бабушку.

А бабушка — Петю.

А когда все друг друга слушаются, это и есть настоящая волшебная семья!

Книги о семейных ценностях

Семья – пожалуй, главная опора в нашей жизни, сокровище, которое нужно беречь. Если вы согласны с этим утверждением, наша подборка книг о семейных ценностях придется вам по душе.

 

1. «История нашей семьи», Екатерина Ласкова

Вам может казаться, что бабушки и дедушки – это та часть вашей жизни, которая не поменяется никогда. Миг, когда вы осознаете, что они не бессмертны, всегда приходит внезапно. Помимо огромной любви к вам, ваши родные хранят ценнейшее – историю вашей семьи, вашего рода. Эта книга содержит сотню вопросов, которые стоит задать бабушке, а также свободное место, где можно записать ее ответы и вклеить фотографии. И если вы не пожалеете на это времени, то, возможно, столетие спустя эта книга будет самой ценной в коллекции ваших правнуков.

История нашей семьи

Читать отрывок

2. «Глиняный мост», Маркус Зусак 

Новый роман Зусака по праву вошел в списки лучших книг 2019 года. Автор бестселлера «Книжный вор» вновь порадовал поклонников великолепным и душевным произведением, заставляющим задуматься о ценностях жизни. По сюжету к молодым братьям возвращается нерадивый отец, который внезапно предлагает своим сыновьям построить глиняный мост.

Глиняный мост

Читать отрывок

3. «Беззаботные годы», Элизабет Джейн Говард

1937 год, мир наслаждается покоем и счастьем, еще не зная, что ждет впереди. Английская семья по традиции переезжает в загородный дом на лето. Окунитесь в беззаботные летние деньки и проживите их вместе с семьей Казелет и их простым незамысловатым счастьем.

Беззаботные годы

Читать отрывок

4. «Замок из стекла», Джаннетт Уолс

Автор книги пишет о себе, вскрывая гнойники из прошлого. Ее детство не было счастливым, шокирующие методы воспитания, которые практиковали ее родители, оставили следы на всю жизнь. Джаннетт тщательно скрывала тайны из своего детства, пока не поняла, что не сможет жить нормальной жизнью, не рассказав об этом. Итогом стала книга, установившая рекорд популярности в Америке – 250 недель в списке бестселлеров.

Замок из стекла

Читать отрывок

5. «Маленькие женщины», Луиза Мэй Олкотт

Потрясающее произведение о сильных женщинах, повествующее о жизни сестер во времена патриархальных устоев и смут в обществе. Роман уже стало проверенной временем классикой, полюбившись многим читателям. Книга неоднократно экранизировалась, последним ее воплощением стала одноименная лента, попавшая в список лучших фильмов 2020 года.

Маленькие женщины

Читать отрывок

6. «Сестры Спринг», Анна Тодд

Эта книга точно заинтересует поклонников упомянутого выше романа, так как она являет собой оригинальную адаптацию «Маленьких женщин». Четыре сестры Спринг будто и не сестры вовсе, у каждой свой характер, свои мечты и мировоззрение, но когда их семью касается беда, они объединяются и поддерживают друг друга, доказывая в очередной раз, что семейные ценности позволяют выдержать любые удары судьбы.

Сестры Спринг

Читать отрывок

7. «Соль», Жан-Батист Дель Амо

Луиза приглашает на ужин троих своих взрослых детей, даже не подозревая, что обычная семейная встреча и воспоминания о прошлом вскроют страшную правду об их семье: дети Луизы глубоко несчастны и винят во всем свою мать.

Соль

Читать отрывок

8. «Ненависть и прочие семейные радости», Кевин Уилсон

Чета Фэнги помешана на эпатаже, они артисты, и мнение публики для них гораздо важнее заботы о собственных детях. Они инсценируют свою смерть, чтобы привлечь внимание, ведь творчество всегда должно быть на первом месте.

Ненависть и прочие семейные радости

9. «Моя бабушка — Лермонтов», Маша Трауб

Сборник рассказов о маленькой девчушке и ее счастливом детстве с любящей семьей и, конечно, бабушкой, которую все в шутку называют Лермонтовым. Забавная и очень позитивная книга, которая заставит читателя улыбнуться и вспомнить свое детство.

Моя бабушка - Лермонтов

Читать отрывок

  • Читайте также
  • Комментарии

Счастье начинается с семьи! Каждая семья уникальна, в каждой – свои традиции и правила, боли и радости. Какой бы ни была ваша, важно, чтобы в ней царили любовь, взаимопонимание и уважение друг к другу. Построить такую семью – настоящее искусство, требующее опыта, мудрости и хорошего примера перед глазами. Первые и главные учителя ребенка в деле семейных отношений – конечно, родители. Достроить этот образ, поднять нужные темы для обсуждения и усвоить ценные уроки помогут книги из нашей подборки!

Смешные рассказы маленького мальчика

«Рыцарь детской литературы, самый солнечный писатель наших дней» — так отзывались критики об Олеге Кургузове (1959–2004). В 1997 году вышла книга О. Кургузова с циклом весёлых рассказов, посвящённых взаимоотношениям взрослых и детей. В том же году книгу выдвинули на Почётный диплом Совета по детской книге России, а годом позже автору вручили Международную литературную премию имени Януша Корчака. Сегодня все эти рассказы собраны в книге «Смешные рассказы маленького мальчика». Мальчик, от лица которого ведётся повествование, учится в школе, а ещё очень любит своих маму и папу. У них — что ни день, то новая игра: сила воображения превратит домашнего кота — в грозного тигра, качели — во взлётную полосу, и даже поможет путешествовать во времени!

Смешные рассказы маленького мальчика

Муми-тролли и новые истории Муми-дола

В историях Туве Янссон про долину Муми-троллей может произойти всё что угодно: Муми-папу однажды унесли волны потопа, электрические хатифнатты неожиданно оказались на необитаемом острове, а волшебная шляпа устроила настоящий кавардак. И в центре всех этих приключений — уютный домик, похожий на изразцовую печку, где живёт Муми-семья. В этом сборнике собраны три удивительные истории, основанные на сюжетах оригинальных работ Туве Янссон и адаптированные для маленьких читателей: — «Дорога в Муми-дол» — «Муми-тролль и шляпа Волшебника» — «Муми-тролль на острове хатифнаттов». Встречайте сказочное семейство: заботливая Муми-мама, у которой в сумке всегда найдётся пара теплых носков, фантазер и искатель приключений Муми-папа, любознательный Муми-тролль и его загадочный друг Снусмумрик…

Муми-тролли и новые истории Муми-дола

Дядя Фёдор, пёс и кот и другие истории о Простоквашино

Дядя Фёдор — очень самостоятельный «сам по себе мальчик». В четыре года он научился читать, а в шесть лет уже сам варил себе суп, за что и получил своё прозвище. Но даже такому мальчику мама и папа очень нужны! Помимо главной повести Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» в книгу вошли повести-продолжения про то, как в Простоквашино встречали Новый год, спасали дядю Фёдора от любви к девочке Кате и как справлялись с неприятностями, когда в Простоквашино появился дедушка Кадушкин Сил Нилыч — бывший хозяин дома, где живут главные герои… 

Дядя Фёдор, пёс и кот и другие истории о Простоквашино

Дети и эти

Книги из цикла «Дети и Эти» — это не просто истории про взаимоотношения детей и взрослых, это новый жанр психологического перевёртыша. Дети ведут себя как взрослые, а взрослые — хуже малых детей. И почему-то сразу становится очевидно, насколько эгоистичным и непоследовательным бывает поведение родителей и как дико и необузданно порой ведут себя дети. «Дети и Эти» Г. Остер написал специально для того, чтобы дети и родители посмотрели друг на друга и на себя, засмеялись и задумались.

Дети и Эти

Как вырастить динозавра?

Яркая юмористическая история «Как вырастить динозавра?» от редакции «Вилли Винки» расскажет малышам, каково это — быть старшим братом или сестрой, подготовит их к встрече с малышом и поможет осознать значимость своей роли в его воспитании. По сюжету малыш-динозаврик узнает, что скоро станет старшим братом. Он очень рад, но при этом насторожен: что ждёт его впереди? Он вытаскивает свои лучшие игрушки для малыша. Но увы — кроха ещё слишком мал, чтобы играть. Слишком мал, чтобы разговаривать или хотя бы понимать, что говорят ему другие. Да что там: всё, что он пока умеет делать, — это вопить, есть, спать и плохо пахнуть. И всё-таки его появление в доме — счастливое событие. Почему? Смешная книга «Как вырастить динозавра?» поможет в этом разобраться. 

Как вырастить динозавра?

Чук и Гек

Рассказ про двух мальчиков, которые под самый Новый год вместе с мамой уехали далеко-далеко, на самый край нашей необъятной родины ради встречи с отцом, наполнен прекрасными описаниями зимней природы, семейным теплом, а также наблюдениями и приключениями братьев Чука и Гека. Произведение входит в программу по литературному чтению в начальной школе. Рисунки Ю. Устиновой.

Чук и Гек

Манюня

Светлый, пропитанный солнцем и запахами южного базара и потрясающе смешной рассказ о детстве, о двух девочках-подружках Наре и Манюне, о грозной и доброй Ба — бабушке Манюни, и о куче их родственников, постоянно попадающих в казусные ситуации. Это то самое теплое, озорное и полное веселых приключений детство, которое делает человека счастливым на всю жизнь. Книга — лауреат премии «Рукопись года». 

Манюня

Детство Никиты

Одна из самых светлых повестей о детстве рассказывает о жизни и приключениях десятилетнего сына сельского помещика. Книга дарит читателям уникальную возможность — прочитать это произведение с комментариями биолога, найти ответы на самые частые вопросы и по-новому взглянуть на окружающий нас мир природы!

Детство Никиты

Дорога уходит в даль…

Александра Яковлевна Бруштейн закончила писать свою самую знаменитую, горячо любимую многими поколениями читателей книгу уже в глубокой старости, будучи почти глухой и слепой. Там, на её страницах она снова была десятилетней девочкой, переполненной жаждой жизни, юношеской горячностью и непосредственностью. Отец Саши — гениальный врач Яков Выгодский. В его доме собирался цвет городской интеллигенции. Несмотря на тяжелоые предреволюционные времена, детство саши — счастливое, потому что рядом всегда есть любящие люди — папа, мама, няня, учителя и друзья… 

Дорога уходит в даль...

Кондуит и Швамбрания

Автобиографическая повесть Льва Кассиля описывает жизнь двух братьев в маленьком городе Покровске до и после революции. Мальчики из интеллигентной семьи, где мама учительница музыки, а папа доктор. Кондуит — так называли в гимназии журналы, куда записывали провинности ребят, а Швамбрания — загадочная страна, которой нет на карте. Там живут самые отважные герои, происходят невероятные приключения, стоят бриллиантовые дома высотой в тысячу с лишним этажей, и плавают громадные пароходы, по палубе которых можно прокатиться на извозчике. А еще действует Черная Шахматная Королева. С исчезновения этой важной фигуры и началась история Швамбрании. Дело в том, что Королева охраняет Великую Тайну Швамбрании. Что это за тайна? И при чем здесь кондуит? 

Кондуит и Швамбрания

Большой сюрприз для маленького кролика

Добро всегда возвращается добром! Такой урок преподаст дедушка Кролик маленькому Крольчонку. В солнечный день они отправляются на прогулку, но обнаруживают, что многим лесным зверям нужна их помощь… Новый пикчербук от редакции «Вилли Винки» расскажет обаятельную историю о поддержке и внимании к близким. Малыш узнает, что помогать и приходить на выручку — это не только правильно, но и очень приятно! Эту поучительную книгу с уютными иллюстрациями можно читать вслух детям до 3-5 лет.

Большой сюрприз для маленького кролика

Мама для мамонтенка

«Пусть мама услышит, пусть мама придёт, пусть мама меня непременно найдёт!» Пронзительно нежная сказка Дины Непомнящей о том, как отважный Мамонтёнок искал свою маму, а нашёл приёмную, поможет сформировать эмпатию к детям, которые остались без попечения родителей и представление о семье как о важнейшей ценности в жизни человека. 

Мама для мамонтёнка

Динка. Динка прощается с детством

Повести Валентины Осеевой «Динка» и «Динка прощается с детством» стали любимыми у многих поколений читателей. Детство обыкновенной девчонки Динки совпало с годами, наступившими после первой русской революции. Динка, отчаянная, искренняя и непосредственная, попадает в необычные приключения, обретает друзей, учится расставаниям, усваивает мудрые и трудные уроки жизни. 

Динка. Динка прощается с детством

Сказки на ночь

Чтение сказок на ночь — прекрасный ритуал, который запомнится ребёнку на всю жизнь! Вечер — лучшее время, чтобы побыть наедине с ребёнком и восполнить чтением сказок и доверительной беседой своё дневное отсутствие. Эта книга подарит вам целых 300 минут увлекательного чтения и общения! А простые подсказки опытного психолога и сказкотерапевта Ирины Терентьевой помогут правильно организовать режим сна и бодрствования и быстро избавиться от ночных страхов. 

Сказки на ночь

Праздник непослушания

Вот это да! Теперь можно объедаться вдоволь сладостями, ложиться спать и просыпаться, когда захочешь, а ещё — ходить непричёсанным и рисовать на стенах… Это время — Праздник Непослушания, так назвали его герои одноимённой сказочной повести Сергея Михалкова, которые оказались в городе без взрослых. Ни врачей, ни учителей, ни продавцов, ни поваров… А главное — нет родителей, которые изо дня в день контролируют своих чад. Вот оно, детское счастье? Оказалось, совсем наоборот…

Праздник Непослушания и другие истории

Политика публикации отзывов

Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:

1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт

На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.

2. Мы за вежливость

Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.

3. Ваш отзыв должно быть удобно читать

Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.

4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки

Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.

5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»

Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».

Недовольны качеством издания?

Дайте жалобную книгу

Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.

6. Отзыв – место для ваших впечатлений

Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.

7. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов.

В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.

8. Мы уважаем законы РФ

Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.

Святые покровители семейного счастья

Святые супруги Петр и Феврония Муромские – известные исторические личности, их семейная жизнь является образцом идеального брака и отражает духовные ценности и высокие идеалы Древней Руси. Благоверные Петр и Феврония прославились своим благочестием и милосердием, чистотой и красотой души и отношений. Память о святых чудотворцах хранили веками, а в Муроме сохраняют и почитают их мощи до сих пор. О Петре и Февронии слагались народные предания, в которых истина переплеталась с легендами, и они передавались из поколения в поколение.

Знаменитую «Повесть о Петре и Февронии» написал в XVI веке священник Ермолай – Еразм, которая завоевала любовь среди русского народа и распространялась в большом количестве списков. В данной повести автором рассказана история любви и жизни князя Петра и крестьянки Февронии, спасшей его от неизлечимой болезни. Любовь супругов была настолько сильной, что в старости они постриглись в монахи и молились, чтобы после смерти они были положены в один гроб и воссоединились на небесах, где их любовь будет жить вечно. Последнее желание Петра и Февронии сбылось, несмотря на все препятствия, и умерли они 8 июля 1228 года. Через триста лет Петра и Февронию причислили к лику святых.

Православная церковь назвала их покровителями семьи и внесла в свой календарь 8 июля как день памяти Петра и Февронии. В 1990-х годах жители Мурома в этот день начали праздновать и день рождения своего города. В 2008 году Межрелигиозный совет России принял решение приурочить к памятной дате День семьи, любви и верности. Символом праздника является полевой цветок – ромашка, который обозначает чистую и искреннюю любовь. К празднику выпускают орден святых Петра и Февронии с девизом «За верность, милосердие, подвиг» и вручают лучшим семьям, прожившим в браке более 25 лет. Также в 2008 году у здания ЗАГСа в городе Муроме был установлен первый памятник святым Петру и Февронии, получивший название «Союз любви-мудрый брак», а с 2009 года скульптурные композиции появились во многих городах России.

Сборники историй о семейной жизни

Тема семьи является одной из главных тем в художественной литературе. Эту тему раскрывают в своих произведениях современные русские писатели: Дина Рубина, Людмила Улицкая, Людмила Петрушевская, Андрей Геласимов, Маша Трауб, Мария Метлицкая, Татьяна Тронина, Ариадна Борисова, Олег Рой, Ирина Муравьева, Лариса Райт, Ольга Исаева, Наталя Шумак, Татьяна Чернецкая, Венера Чернышова и другие. Их истории о семейной жизни вошли в сборники рассказов: «Любовь, или Моя семья», «Любовь, или Мой дом», «Любовь, или Связь поколений», «Счастливые истории». В этих сборниках мы прочтем счастливые, грустные, печальные, трагичные рассказы о семье и о такой разной многоликой любви: чистой, исцеляющей, страстной, всепоглощающей, всепрощающей, жертвенной.

«Любовь, или Моя семья»

Авторы этого сборника пишут о том, что с какими трудностями и проблемами не столкнулась семья, но все испытания можно преодолеть и исправить ошибки, а настоящая любовь способна исцелить и все простить («Чужие дети» Людмилы Улицкой, «Чистая случайность» Олега Роя, «Прощение» Марии Метлицкой и др.). В рассказе Ларисы Райт «Жадность не порок» герои счастливы в браке, хотя их отношений и образа жизни не понимают окружающие. В трагической истории Татьяны Трониной «Ошибки следствия» рассказывается о предательстве и измене любящему мужу и о том, что каким же хрупким может быть счастье, поэтому надо беречь настоящую любовь и свою семью.

Главная героиня рассказа «Умная женщина Зоя Николаевна» Марии Метлицкой всю жизнь работала в торговле, чтобы ее любимая дочь Лида и муж ни в чем не нуждались. Спасая Лиду от неприятностей, она решает найти ей выгодную партию и выдает ее замуж без любви за немца. Дочь уезжает в Германию, где рожает ей внучку и редко вспоминает о матери. Муж Зою не любил, и женила она его на себе с помощью женской хитрости, потому что безумно любила. Много лет она прощала ему мимолетные романы и продолжала заботиться о нем, но только муж не ценил ее и полюбил другую женщину. Поэтому признался ей во всем и сказал, что уходит из семьи.

Жизнь для Зои потеряла смысл, ведь ее семья, ее опора рухнула: муж бросил, а дочь она сама далеко отправила. Дочь решает с внучкой приехать в гости и вернуть ее к полноценной жизни. Зоя выплакала все слезы от обиды, но рада была приезду дочери и внучки, которые вдохнули в нее новую жизнь. Она бросила работу, чтобы заниматься воспитанием родной отдушины, а дочь встретила свою любовь и осталась в Москве. Муж вернулся домой через год, и Зоя сумела его простить, ведь она была умной женщиной, умеющей прощать, и не таить обиды. Так они стали жить большой и любящей семьей.

«Любовь, или Мой дом»

В этом сборнике рассказов авторы пишут о счастливой, несчастной, несбывшейся любви и доме, который раскрывается с разных сторон как родина, теплое и уютное место, очаг, крепость-защита от всех проблем, куда хочется всегда вернуться («На золотом крыльце сидели…» Татьяны Толстой, «Весенний день» Ирины Муравьевой, «Случайные обстоятельства» Марии Метлицкой, «Я ехала домой» Ольги Исаевой и др.).

В рассказе «Когда цвели флоксы» Татьяны Булатовой главные герои-супружеская пара, прожившая душа в душу много лет, Нина Николаевна и Фарид Иззахович. Дети давно выросли и уже воспитывали своих детей, погрузившиеся в ежедневные заботы, редко видели своих родителей. Нина Николаевна уже ничего не видела, но тонко чувствовала запахи и особенно любила, чтобы в ее доме пахло прекрасными цветами-флоксами. Она тщательно готовилась к церковному празднику – дню Пантелеймона Целителя и радовалась, что после посещения храма они зайдут в гости к сыну.

Счастливая Нина Николаевна, отстоявшая службу в церкви, с мужем отправляются повидаться с Ильей, снохой и внучками. Только неприветливо встречает их Люба и просит подождать, когда внучки проснутся, а сын придет домой. Сидели они долго и ждали, когда же про них вспомнят, ведь сын давно пришел и внучки встали. Нина Николаевна понимает всю нелепость этой ситуации, что они не нужны семье сына, ведь никто их не позвал за стол и не общался с ними. Они уходят, обиженными на сына, и Нина Николаевна хочет вернуться скорее в свой дом, где они счастливо живут и любят друг друга. Татьяна Булатова напоминает нам, что надо ценить и любить самых родных людей, и находить время на общение с ними, и заботиться о своих родителях.

«Любовь, или Связь поколений»

Этот сборник рассказов посвящен нашим любимым бабушкам, дедушкам, матерям, отцам, которые своим жизненным опытом, мудростью поддерживают в трудных ситуациях, помогают советом и заботой, любят и прощают. Дети, внуки, чужие люди  любят, уважают, восхищаются силой духа и заряжаются их оптимизмом («Дед» Ирины Муравьевой, «Зинка одноглазая» и «Божий одуванчик» Маши Трауб, «Бабушка» Ольги Исаевой и др.).

Главная героиня рассказа Людмилы Петрушевской «Младший брат» всю свою жизнь посвятила детям, особенно, заботилась и любила младшего сына, которого поздно родила. Диана была красивой, умной, доброй женщиной и работала переводчицей, гидом. Каждый день крутилась как белка в колесе: работала в разных местах, бегала в магазин, готовила ужин, выполняла домашние дела и не знала никакого отдыха. Муж давно ушел к подруге, но она и не жалела, что он ее бросил. Старшая дочь вышла замуж за непутевого мужа, но их браку она препятствовать не стала и даже выбила им отдельную квартиру. Поэтому безграничную материнскую любовь она отдавала сыну Владику, который рос эгоистом и ни в чем матери не помогал. С восьмого класса он не хотел вставать и идти в школу, поэтому каждое утро Диана поливала его холодной водой из чайника и продолжался этот ритуал уже много лет. С помощью матери он окончил школу, институт, а теперь учился в аспирантуре, только с возрастом Владик не менялся.

Все за него делала мама, пока сама от этой тяжелой жизни не слегла и больше не смогла встать с постели. Владик даже и не заметил, что с мамой что-то случилось и она заболела, потому что, наконец-то, он почувствовал долгожданную свободу. Никто его больше по утрам не будил и в институт он не ходил, но позвонила сестра и вызвала скорую. Сначала Владик хотел сбежать с ее деньгами, но потом, увидев маму беспомощную, в нем что-то произошло, потому что он начал за ней самостоятельно ухаживать. Он прочитал книгу по уходу за лежачими больными и сестре скажет, что маму не отдаст ни в какую больницу, а будет за ней сам смотреть. Понял Владик, что сильно любит свою маму и теперь его очередь пришла во всем ей помогать и поддерживать.

«Счастливые истории»

Все истории этого сборника о любви, семье, сострадании, заботе, добре и обязательно о долгожданном счастье («Женщина его мечты», «Идеальные супруги» Венеры Чернышевой, «Нежданное счастье» Анны Шведовой, «Родственный обмен» Татьяны Толстиковой и др.).

 Рассказ «Бобренок» написан Наталей Шумак и Татьяной Чернецкой, в котором главные герои – семья Бобровых решила взять под опеку ребенка. У них есть взрослые дочь и сын, родившие им внуков и внучек, но жили они далеко, поэтому виделись редко. Анна с Алексеем жили в мире и согласии, но ей хотелось заботиться о ком-то еще. Алексей был против, потому что знал неудачные примеры опеки и переживал, что такая же ситуация может и с ними случится. Когда в их доме появился Вася, то опасения Алексея подтвердились, потому что он был неуправляемым, постоянно хулиганил, не слушался никого.

Анна очень переживала, но знала твердо, как трудно им не было, но не вернет Васю обратно. И ей кажется, что она нашла ключ к сердцу ребенка, когда отвезла его на работу к брату-кинологу, где он увлекся овчарками. Она хочет подарить ребенку щенка, только Алексей категорически ей отказывает, и они начинают ссориться. С Анной происходит несчастный случай, и она окажется в больнице с серьезным переломом ноги. Ей очень плохо, потому что переживает за Васю, как они будут вместе жить без нее. Вася тоже попадает в больницу с аппендицитом, и Алексей будет заботиться о ребенке. Вместе они придут к ней в больницу, и она заметит, что Вася стал с нежностью и заботой к ней относиться. Также Анну порадует, что и с Алексеем отношения у них сложились теплые и доверительные. Когда Анна вернулась домой, то увидела счастливого ребенка, который радовался ее возвращению и подаренному щенку. Вася стал их называть мамой и папой, и они приняли решение усыновить его. Так семья Бобровых пополнилась и стала настоящей любящей семьей.

Приятного и интересного вам чтения!

Ирина Лысенко, главный библиотекарь отдела городского абонемента

РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ О СЕМЬЕ

«Государство – это семейство семей», — так пишет в своём учении о семейной жизни учитель Церкви и выдающийся педагог святитель Филарет, митрополит Московский. Государство он сравнивает с деревом, а семьи – с корнями его. «Чтобы дерево зеленело, цвело и приносило плод, надо, чтобы корень его был крепок», – учит святитель.

Тема семьи была актуальна во все времена. И в русской классической литературе она звучит как одна из самых важных.

В повести Николая Васильевича Гоголя «Старосветские помещики» перед нами семья, которую автор рисует с любовью и глубоким искренним чувством умиления и удивления. Повесть проникнута уверенностью, что семья эта прекрасна такой преданностью супругов друг другу, которой он не встречал, пожалуй, нигде и никогда. Семейный союз этот вызывает у автора восхищение. Афанасий Иванович и Пуль-херия Ивановна так приятны и милы ему своей душевной чистотой, которая подобна детской, и взаимной любовью, что общение с ними оставило в его душе незабываемое впечатление. Небольшая повесть о супругах наполнена поэзией, а источник ее – ясная, спокойная семейная жизнь героев. Сердце читателя горячо отзывается на отношение автора, который, не произнося этого слова, признаёт эту семью идеальной. Невольно вспоминается пушкинская строчка «Татьяны милый идеал». Для Гоголя «милый идеал» – это такая семья, которой он посвятил в своём сборнике «Миргород» первую повесть – «Старосветские помещики».

«Необыкновенно уединённая» жизнь скромных владетелей небольшой усадьбы, по словам Н.В. Гоголя, «так тиха, так тиха, что на минуту забываешься и думаешь, что страсти, желания и неспокойные порождения злого духа, возмущающие мир, вовсе не существуют, и ты их видел только в блестящем, сверкающем сновидении».

В портретной характеристике мужа и жены Товстогубов автор подчёркивает то, что живёт в душе их: Афанасий Иванович «всегда почти улыбался, хотя бы рассказывал или просто слушал», а Пульхерия Ивановна была «несколько серьёзна, почти никогда не смеялась, но на лице и в глазах её было написано столько доброты, готовности угостить вас всем, что было у них лучшего, что улыбка её могла бы показаться «чересчур приторною для её доброго лица». Даже «лёгкие морщины на их лицах были расположены» как-то особенно приятно.

А их обращение друг с другом (как это важно в семье)! Они никогда не говорили друг другу «ты», но всегда «вы» и, главное, не раздражались. Одно и то же ведь можно сказать по-разному, причем от этого зависят семейные отношения: ссора, размолвка могут вспыхнуть из-за пустяка. Вот это было совершенно исключено в отношениях гоголевских супругов. Отточенное перо мастера приводит лишь один диалог из двух реплик, и им сказано всё: «Это вы продавили стул, Афанасий Иванович?» – «Ничего, не сердитесь, Пульхерия Ивановна: это я».

«Если не будете, как дети, не войдёте в Царствие Небесное», – сказал Спаситель. И в авторской характеристике своего героя Гоголь с радостью подчёркивает искренний, похожий на детский, интерес Афанасия Ивановича к обстоятельствам жизни собеседника, удачам и неудачам, что не так уж часто встречается: люди любят больше говорить о себе, чем слушать других.

Свою любовь к семье старосветских помещиков Н.В. Гоголь показывает, описывая детали окружающей их обстановки: необыкновенно тёплые комнаты, «сундуки и сундучочки» у Пульхерии Ивановны, поющие двери, ужин в уютной низенькой комнате майской тёмной ночью и соловей, обдающий сад, дом и дальнюю реку своими раскатами. Всё это описывается с таким восторгом, что он невольно передаётся читателю.

Крепкими, хорошими хозяевами назвать супругов было нельзя. Никакого накопительства, любостяжания… Им нужно было ровно столько, сколько необходимо для скромной, непритязательной жизни. И еще для гостей, которых они встречали так радушно, что, можно сказать, «эти добрые люди… жили для гостей». Всем лучшим, всем, что только производило их хозяйство, они наперерыв старались угостить приехавших. «Но более всего приятно было то, – подчёркивает Гоголь, – что во всей их услужливости не было никакой приторности. Это радушие… так кротко выражалось на их лицах, так шло к ним, что поневоле приходилось соглашаться на их просьбы». Эти просьбы были «следствие чистой, ясной простоты их добрых, бесхитростных душ».

В «Симфонии…» схиархимандрита Иоанна (Маслова) в главе «Семья» читаем: «Правильно вступившие в супружество должны друг друга любовь и верность хранить до конца жизни. Ни муж жены, ни жена мужа не должны оставлять до смерти, но, как обещались и согласились, неразлучны пребывать до кончины». Именно так прожили жизнь Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна. Странно, что даже обстоятельства кончины их были сходны. Оба знали о времени своей кончины и угасли мирно, тихо, как умирают праведники. Хоть Афанасий Иванович умер через 5 лет после Пульхерии Ивановны, но можно сказать, что они, как святые Пётр и Феврония Муромские, умерли в один день. Перед смертью Пульхерия Ивановна сердечно сокрушалась лишь о том, что не на кого оставить бедного своего спутника, что он как дитя маленькое и обязательно нужно, чтобы любил его тот, кто будет ухаживать за ним. «Она с необыкновенною расторопностью распорядила всё таким образом, – пишет автор, – чтобы после неё Афанасий Иванович не заметил её отсутствия».

А он даже плакать не мог после её кончины – так был совершенно поражён, так дико ему казалось случившееся. Лишь после прощания у могилы на глазах его показались какие-то бесчувственные слёзы, которые после возвращения с кладбища домой полились, как река, из его тусклых очей. Он рыдал, рыдал сильно и неутешно и больше уже, можно сказать, не жил. Через 5 лет автор посетил хуторок Афанасия Ивановича и увидел, что совершенно согбенный старик, несмотря на ту же улыбку, по временам смотрел совершенно бесчувственно. Он не мог самостоятельно есть, не мог полностью произнести имя покойной. На половине этого слова лицо его судорожно исковеркивалось, и плач дитяти поражал автора в самое сердце. «Слёзы, как ручей, как немолчный фонтан, лились, лились ливмя» на салфетку, которой он был подвязан, чтобы не испачкать во время еды всё платье. «Такая долгая, такая жаркая печаль»! – восклицает автор повести и для сравнения приводит рассказ об одном влюблённом человеке, исполненном благородства и достоинства, который дважды после смерти любимой покушался на самоубийство, но через год был встречен с молоденькой женой в многолюдном зале, где он весело говорил, играя в карты.

Единственным желанием Афанасия Ивановича, услышавшего однажды, как он утверждал, зов Пульхерии Ивановны и после этого быстро истаявшего, как свечка, было то, чтобы его положили возле жены, чувство к которой не угасло в нём до самой кончины.

Такие же прочные семейные союзы мы видим у А.С. Пушкина в «Капитан ской дочке». Семья Мироновых и семья Гринёвых как два прекрасных дерева, которых видно по плодам. Их дети: и Петр Андреевич Гринёв, и Мария Ивановна Миронова, воспитанные по заповедям Божиим, – видели постоянно пример родителей. «Вместе жить – вместе и умирать» – эти слова Василисы Егоровны, жены капитана Миронова, несмотря на смертельную опасность, не оставившей мужа во время приближения мятежников, можно отнести и к той, и к другой семье. Дети воспитывались в беспрекословном послушании родителям, им даже в голову не могло прийти спорить с отцом или матерью. Они твёрдо знали, что почитающие родителей «долголетны и благополучны будут на земле». Поэтому и были счастливы, соединив свои судьбы. Пётр Гринёв и Маша Миронова жили в семьях, которые дали обоим истинно православное воспитание и были для них идеалом семейной жизни. Супружескую верность и глубокое уважение родителей друг к другу они видели с самого детства. Как благословили их родители, так они и жили: берегли честь смолоду и во всём уповали на Бога.

Обратимся ещё к одному произведению Пушкина – роману «Евгений Онегин». Почему автор так любит свою героиню – Татьяну Ларину?

Немало строф этого романа в стихах Пушкин посвятил женщинам дворянского круга – светским дамам. Уже в самом начале перед нами проходит вереница образов: «кокеток записных», «милых дам», «очаровательных актрис», в том числе балерин, о которых Пушкин восклицает: «Мои богини!» Надменных, но обманчивых волшебниц, «причудниц большого света», которые «так непорочны, так величавы, так умны, так благочестия полны, так осмотрительны, так точны, так неприступны для мужчин»… «Красавиц недоступных, холодных, чистых как зима», а также искусниц завлекать мужчин в свои сети.

А вот и Ольга Ларина: «Всегда скромна, всегда послушна, всегда как утро весела»… И, наконец, Татьяна, её старшая сестра – полная противоположность Ольге: молчаливая, задумчивая, много читавшая, к сожалению, без хорошего руководителя в этом занятии. Онегин сразу отметил эту девушку, но много повидавший, разочарованный в женщинах «модный тиран» не смог по достоинству оценить её. А главное – он вовсе не собирался создавать семью, считая, что ничего не может быть скучнее. Восемь лет провёл он в «вихре света», с ранней юности живя бездумно, очаровываясь и разочаровываясь, и немудрено, что впал, наконец, в ужасную хандру, проще говоря, в уныние.

Как могла поступить в этой ситуации отвергнутая Татьяна? Чувство к Онегину было сильным, глубоким, и надолго, как мы знаем, сохранилось в её душе. Поэтому она могла не внять мольбам матери, не послушаться её совета устроить семейную жизнь. Но она пошла по пути послушания родителям – это путь, заповеданный Богом.

Став женой генерала, участника войны 1812 года, Татьяна должна была окунуться в жизнь высшего света, хотя душой стремилась к прежней уединённой жизни в деревне. Но она осталась такой же, как была, несмотря на изменившиеся обстоятельства, а это свойственно только цельным натурам. На светских раутах выглядела естественно, «была нетороплива, не холодна, не говорлива, без взора наглого для всех, без притязаний на успех, без этих маленьких ужимок, без подражательных затей – всё тихо, просто было в ней». «Беспечной прелестью мила», она превзошла всех светских красавиц, даже, как говорит Пушкин, блестящую Нину Воронскую, которая, сидя рядом с Татьяной, «мраморной красою затмить соседку не могла, хоть ослепительна была».

Именно такими рисует настоящих, идеальных, можно сказать, женщин в своей книге «О воспитании девиц в духе истинно христианском» писатель и педагог глинский иеромонах Порфирий (Левашов). Чистая совесть, вера, умение в любых обстоятельствах оставаться покорной своей судьбе, с молоком матери усвоенный Закон Божий: семья священна, преданность супругу необходимо сохранять до конца дней своих, – сияли из глубины её души, и все окружающие невольно проникались к ней уважением и любовью:

К ней дамы подвигались ближе,
Старушки улыбались ей,
Мужчины кланялися ниже,
Ловили взор её очей.
Девицы проходили тише
Пред ней по зале…

И читатель, прощаясь с любимой героиней Пушкина, верит, что такая женщина сумеет с Божьей помощью остаться чистой и незапятнанной.

Т.А. Шевченко,
учитель русского языка
и литературы высшей категории

Семейные саги – это слегка приоткрытая дверь в жизнь других людей. Книги, написанные в этом жанре, всегда пользовались популярностью, стоит только вспомнить «Поющих в терновнике» Колин Маккалоу или «Сагу о Форсайтах» Джона Голсуорси. Современные писатели тоже не обходят стороной эту тему, предлагая повествования о течении времени внутри одной семьи. Иногда кажется, что автор будто подсмотрел за жизнью самого читателя и теперь предлагает ему взглянуть со стороны на самого себя.

Людмила Улицкая, «Лестница Якова»

Людмила Улицкая, «Лестница Якова». / Фото: www.ozone.ru

Людмила Улицкая, «Лестница Якова». / Фото: www.ozone.ru

Автор назвала «Лестницу Якова» романом-притчей. В нём вместилась столетняя история одной семьи, которая начинается с Якова Осецкого и заканчивается его праправнуком, тоже Яковом. В основе романа – реальная история семьи Людмилы Улицкой, слегка сглаженная и художественно дополненная. Да и решение о создании книги пришло к писательнице после прочтения переписки её дедушки и бабушки. С момента выхода романа в свет в 2015 году, об этой книге не утихают споры. Кому-то она кажется скучной из-за большого количества писем, кто-то видит в произведении недостаточную проработку героев. Но жизнь пяти поколений семьи представляет собой несомненный интерес.

Мэтью Томас, «Мы над собой не властны»

Мэтью Томас, «Мы над собой не властны». / Фото: www.2000.ua

Мэтью Томас, «Мы над собой не властны». / Фото: www.2000.ua

Казалось бы, перед читателем предстаёт вполне обычная история жизнеописания среднестатистической американской семьи. Люди живут, борются с какими-то трудностями, надеются на счастливое будущее. И другая настоящая жизнь откладывается на потом. И оказывается, что жить надо было не будущим, а настоящим, ибо несчастный случай или болезнь могут внезапно перечеркнуть светлые мечты.

Филипп Майер, «Сын»

Филипп Майер, «Сын». / Фото: www.litres.ru

Филипп Майер, «Сын». / Фото: www.litres.ru

История штата Техас, поданная через призму жизни трёх поколений семьи Маккалоу. Автор не старается приукрасить действительность, прорисовывая характеры и судьбы своих героев. Кого-то могут шокировать слишком натуралистические подробности, некоторых читателей смутит весьма своеобразный стиль написания саги. Однако произведение никого не оставит равнодушным. Человеческая гибкость вместе с несгибаемостью, поиски своего места в жизни и осознание ценности свободы, всё это в увлекательном и глубоком произведении Филиппа Майера.

Джесси Бёртон, «Миниатюрист»

Джесси Бёртон, «Миниатюрист». / Фото: www.knigograd.com.ua

Джесси Бёртон, «Миниатюрист». / Фото: www.knigograd.com.ua

Дебютное произведение молодой английской писательницы заставило говорить о себе ещё до выхода книги в тираж. За право выпуска боролись сразу несколько издательств, а по продажам «Миниатюрист» стал одной из самых продаваемых книг в Европе. Роман сразу зачислили в разряд интеллектуальных. Действительно, разобраться в хитросплетениях событий, происходящих в Амстердаме XVII века в семье Йохана Брандта, оказалось совсем непросто.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: С 1950 до 2005: Книги, которые становились бестселлерами в разные годы >>

Дина Рубина, «Русская канарейка»

Дина Рубина, «Русская канарейка». / Фото: www.myjane.ru

Дина Рубина, «Русская канарейка». / Фото: www.myjane.ru

Самое главное достоинство саги Дины Рубиной в её кинематографичности. Читатель не пробегает глазами строки, а будто проживает вековую историю семьи, становясь её частью. И пропустив через себя расставания, встречи и потери героев «Русской канарейки», сам начинает относиться к жизни по-другому.

Адриана Трижиани, «Жена башмачника»

Адриана Трижиани, «Жена башмачника». / Фото: www.ozone.ru

Адриана Трижиани, «Жена башмачника». / Фото: www.ozone.ru

Семейная сага о любви и верности Адрианы Трижиани сравнима с лучшими образцами классики этого жанра. Героям романа пришлось пройти через множественные искушения, узнать горечь потери, пережить разлуку, чтобы в конце стать счастливыми. Увлекательный сюжет, прекрасный слог, красочное описание красот Италии, жизнеутверждающий финал, всё это лишь часть достоинств романа «Жена башмачника».

Виктория Хислоп, «Нить»

Виктория Хислоп, «Нить». / Фото: www.bookz.ru

Виктория Хислоп, «Нить». / Фото: www.bookz.ru

Это настоящая история любви. Но не только о любви мужчины и женщины, а об отношении к людям, к истории своей семьи, к городу в котором живешь. История жизни главных героев, написанная столь изящно-просто, оставляет после себя светлое послевкусие и заставляет думать о том, что наиболее ценно в этом мире.

Колум Маккэнн, «ТрансАтлантика»

Колум Маккэнн, «ТрансАтлантика». / Фото: www.livelib.ru

Колум Маккэнн, «ТрансАтлантика». / Фото: www.livelib.ru

Кажется, автор сумел в одной книге соединить воедино сразу несколько жанров. Несомненно, это семейная сага, но причудливым образом это ещё и детектив, и приключение, и исторический роман. На страницах «ТрансАтлантики» вполне мирно соседствуют вымышленные и реальные персонажи, разные континенты, политические интриги и настоящие чувства.

Наринэ Абгарян, «Люди, которые всегда со мной»

Наринэ Абгарян, «Люди, которые всегда со мной». / Фото: www.knigopoisk.org

Наринэ Абгарян, «Люди, которые всегда со мной». / Фото: www.knigopoisk.org

Пронзительная, трагичная и светлая сага. Это книга не только о нескольких поколения одной семьи. Это история армянского народа, пережившего геноцид и сумевшего сохранить свою любовь к Родине, свои национальные и семейные традиции. Эта сага – проникновенная ода памяти. И пронзительная песнь о самых главных жизненных ценностях: семье, Родине, людях.

Харпер Ли, «Пойди, поставь сторожа»

Харпер Ли, «Пойди, поставь сторожа». / Фото: www.litres.ru

Харпер Ли, «Пойди, поставь сторожа». / Фото: www.litres.ru

По сути, эта книга была написана раньше, чем бестселлер «Убить пересмешника», но свет она увидела лишь в 2015 году, за год до смерти писательницы. И в то же время она продолжает «Убить пересмешника». От продолжения популярного романа читатели, несомненно, ожидали большего, но прочесть «Пойди, поставь сторожа» стоит хотя бы для того, чтобы взглянуть на мир Глазастика, героини саги, уже другим, взрослым взглядом.

Классика мировой литературы всегда своевременна и современна. Однако сегодня в литературном мире существует целая плеяда писателей, вполне способных соперничать с великими литераторами прошлого. Их произведения позволяют насладиться превосходным языком и одновременно заставляют задуматься о смысле жизни. В списке, составленном литературным критиком Лизой Биргер, самые достойные авторы современности.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

  • Рассказы о семье для дошкольников старшей группы
  • Рассказы о хлебе 2 класс
  • Рассказы о семье для дошкольников средней группы
  • Рассказы о фрунзе архангельский
  • Рассказы о физкультуре для детей