Павел Николаевич Асс,
Нестор Онуфриевич Бегемотов
ПОХОЖДЕНИЯ ШТАНДАРТЕНФЮРЕРА CC ФОН ШТИРЛИЦА
Книга первая. ШТИРЛИЦ, ИЛИ КАК РАЗМНОЖАЮТСЯ ЁЖИКИ
ПРОЛОГ
За окном шел снег и рота красноармейцев.
Иосиф Виссарионович отвернулся от окна и спросил:
— Товарищ Жюков, вас еще не убили?
— Нет, товарищ Сталин.
— Тогда дайте закурить.
Жуков покорно вздохнул, достал из правого кармана коробку «Казбека» и протянул Сталину. Покрошив несколько папирос в трубку, главнокомандующий задумчиво прикурил от протянутой спички.
Через десять минут он спросил:
— А как там дела на Западном фронте?
— Воюют, — просто ответил Жуков.
— А как чувствует себя товарищ Исаев?
— Ему трудно, — печально сказал Жуков.
— Это хорошо, — сказал Сталин, — у меня для него есть новое задание…
А за окном шел снег и рота красноармейцев.
ГЛАВА 1. ДОБРЕЙШЕЙ ДУШИ ЧЕЛОВЕК
Низкий закопченный потолок кабачка «Три поросенка» был почти черным от сажи, стены были изрисованы сценами из знаменитой сказки, в честь которой был назван кабачок. Кормили в кабачке не очень хорошо, поили еще хуже, но это не отпугивало его завсегдатаев. Отпугивало их другое. С недавних пор в кабачок повадился заглядывать штандартенфюрер СС фон Штирлиц.
Вот и сейчас он сидел у дальнего столика, который был заставлен едой на семерых, а бутылками на восьмерых. Штирлиц был один и никого не ждал. Иногда ему становилось скучно, он вытаскивал из кармана маузер с дарственной надписью «Чекисту Исаеву за освобождение Дальнего Востока от Феликса Эдмундовича Дзержинского» и с меткостью истинного Ворошиловского стрелка расстреливал затаившихся по углам тараканов.
— Развели тут! — орал он. — Бардак!
И действительно, в кабаке был бардак.
Пол был залит дешевым вином, заплеван и завален окурками. Создавалось впечатление, что каждый считал своим долгом если не наблевать на пол, то хотя бы плюнуть или что-нибудь пролить. То и дело, ступая по лужам и матерясь, проходили офицеры. За соседним столиком четверо эсэсовцев грязно приставали к смазливой официантке. Ей это нравилось, и она глупо хихикала. В углу, уткнувшись лицом в салат из кальмаров, валялся пьяный унтер-офицер без сапог, но в подтяжках. Иногда он начинал недовольно ворочаться и издавал громкие неприличные звуки. Два фронтовика, попивая шнапс у стойки, тихо разговаривали о событиях на Курской дуге. Молоденький лейтенантик в компании двух девушек подозрительной наружности громко распинался о том, какой он молодец, и как хорошо он стреляет из пистолета.
Штирлиц отпил из кружки большой глоток пива, поковырялся вилкой в банке тушенки и пристальным взором оглядел окружающую действительность разлагающейся Германии, изредка задерживая взгляд на некоторых выдающихся подробностях снующих между столиками официанток.
— Какие сволочи эти русские, — неожиданно для всех сказал молоденький лейтенантик, — я бы их всех ставил через одного и стрелял по очереди.
В помещении воцарилась тишина. Все посмотрели на Штирлица. Штирлиц выплюнул кусок тушенки, встал, и, опрокинув три столика, строевым шагом подошел к зарвавшемуся лейтенанту.
— Свинья фашистская, — процедил он и влепил лейтенанту пощечину.
— Простите, я не совсем понимаю… — пролепетал оторопевший лейтенант.
Штирлиц вышел из себя и, схватив табуретку, обрушил ее на голову незадачливому лейтенанту. Лейтенант упал, и Штирлиц начал злобно пинать его ногами.
— Я — русский разведчик Исаев и не позволю грязному немецкому псу оскорблять русского офицера!
Четверо эсэсовцев бросились разнимать дерущихся. Развеселившегося Штирлица оттащили от стонущего лейтенанта и, чтобы успокоить, предложили выпить за Родину, за Сталина.
— Да, — сказал Штирлиц, немного успокоившись. Он выпил кружку шнапса, рыжий эсэсовец с готовностью налил вторую, Штирлиц выпил еще. Лейтенант стал ему неинтересен.
— Ну как же можно, — шепнул один из фронтовиков рыдающему лейтенанту, — при самом Штирлице говорить такое о русских, да еще и в таких выражениях! Я бы вас на его месте убил.
— Штирлиц — добрая душа, — вздохнул второй фронтовик, — я помню три дня назад тут били японского шпиона, так все били ногами, а Штирлиц — нет.
— Добрейший человек, — подтвердил первый фронтовик, и они вывели лейтенанта на свежий воздух.
Штирлиц, обнявшись с эсэсовцами, громко пел «Гитлер зольдатен».
Пьяный унтер-офицер поднял голову из салата, обвел зал мутным взглядом и восторженно заорал:
— Хайль Гитлер!
Весь зал вскочил, вскинув руки. Стены задрожали от ответного рева:
— Зик хайль!!!
А Штирлиц к этому времени уже спал. Снились ему соловьи, русское поле и березки. Снились ему голые девки, купающиеся в озере, а он подглядывал за ними из кустов.
Сейчас он спит. Но ровно через сорок две минуты он проснется, чтобы отправиться в Рейх на свою нелегкую работу.
ГЛАВА 2. МЕЛКИЙ ПАКОСТНИК
В кабинете Мюллера стоял сейф, в котором Мюллер хранил дела на всех сотрудников Рейха. Он часто с любовью залезал в свой сейф за очередным делом, чтобы пополнить его, восстановить в памяти, просто полистать или привести в действие. Но последнее случалось редко, ибо Мюллер, как истинный коллекционер, не любил расставаться с делами своих подопечных. Сейфы с делами были почти у всех сотрудников рейха, кроме Штирлица, но такого обширного собрания сочинений не было ни у кого, даже у самого Кальтенбруннера. Это было маленькое и невинное хобби шефа гестапо. В его коллекции были Гиммлер, Геббельс, Шелленберг, Борман, Штирлиц и даже сам Кальтенбруннер.
Обергруппенфюрер сидел у камина и листал дело Бормана. Это было одно из самых объемных дел в его сейфе. Мюллер насвистывал арию Мефистофеля из «Фауста» и перечитывал любимые строки.
Партайгеноссе Борман был мелкий пакостник. Если Борману не удавалось досадить кому-нибудь, он считал прожитый день пропавшим. Если же получалось кому-то нагадить, Борман засыпал спокойно, с доброй счастливой улыбкой на лице. Любимая собачка Бормана, которая жила у него в кабинете, кусала офицеров за ноги, и поэтому всем приходилось ходить по Рейху в высоких сапогах. Мюллер, у которого было плоскостопие, от этого очень страдал. Однажды он имел неосторожность зайти в кабинет к Борману в кедах и был злостно укушен за левую ногу. Собачку пришлось отравить. С тех пор они с Борманом стали злейшими врагами.
Читать дальше
1921 год. Уже существует организация, занимающаяся хранением драгоценностей — ГОХРАН. Но стало известно, что из России кто-то переправляет в Лондон и Париж золото, серебро и бриллианты. Где прячется валютное подполье? По каким каналам осуществляется связь с заграницей? Ясно, что начать надо поиски…
«Пароль не нужен» — роман, относящийся к началу цикла произведений о советском разведчике Максиме Исаеве, легендарном Максе Отто фон Штирлице. 1921 год. Дальний Восток. Именно здесь для продолжения борьбы с Советами сконцентрировались остатки белой армии. С помощью Японии они вынудили…
Другие озвучки:
1927 год. Максим Исаев уже несколько лет находится в Шанхае с заданием по разложению белоэмигрантского движения изнутри. От связника он узнает о разрешении вернуться в Москву, где надеется найти свою жену — Сашеньку Гаврилину, с которой он не виделся уже пять лет…
Максим Исаев на короткое время возвращается домой…
«Испанский вариант» — роман, входящий в цикл произведений о советском разведчике Максиме Исаеве, легендарном Максе Отто фон Штирлице.
Основное действие разворачивается в 1938 году на территории Испании, еще республиканской, но уже профашистской. С целью получить технические данные «мессершмитта» в…
Весна 1941 года. После присоединения Югославии к «антикомминтерновскому» пакту Германии, Италии и Японии в стране происходит государственный переворот. К власти приходит правительство генерала Симовича, более симпатизирующего Великобритании и США, чем странам «оси». Для Гитлера участь Югославии…
Июнь 1941 года. До вторжения Германии в СССР остались считанные дни. Опасаясь чрезмерного возвышения не знающей поражений германской армии, Гиммлер через руководителя политической разведки Шелленберга начинает операцию по дискредитации Вермахта. Разменной картой в этом деле должна стать Организация…
В основе сюжета исторические факты и события героической операции, проведенной советскими разведчиками по спасению Кракова от уничтожения фашистами в 1944 году. Фашисты приняли план уничтожения памятников культуры Восточной Европы. Узнав об этом, советское командование направляет в Краков группу…
Советский разведчик Максим Исаев под видом штандартенфюрера СС Макса-Отто фон Штирлица долгие годы работает в политической разведке фашистской Германии. В конце февраля 1945 года он получает из Центра невероятно трудное задание узнать подробности тайных переговоров немцев и союзников. Положение…
Действие романа «Приказано выжить» происходит накануне гибели гитлеровского рейха, когда реакционеры из ОСС (ЦРУ) пытались заключить сепаратную сделку с нацистскими главарями. Роман основан на документальной основе.
Другие озвучки:
Писатель Юлиан Семенов не нуждается в особом представлении. Он — культовый автор, создатель советского «шпионского романа». Герой романов Семенова, легендарный разведчик Исаев-Штирлиц, стал настоящим народным кумиром.
Полковник Исаев, проходя опасность буквально по лезвию бритвы, безукоризненно…
Рассказ о жизни и опасной работе легендарного литературного героя-разведчика Исаева-Штирлица. Главный герой — Максим Максимович Исаев (Штирлиц) оказывается во франкистской Испании. Он попадает в сферу интересов разведок — в свою игру его включает шеф новой немецкой разведки генерал Гелен.
30 часов 32 минуты
16 646
6
Роман «Экспансия-3» переносит нас сначала в послевоенную франкистскую Испанию, а затем в Аргентину, где скрестились интересы разведок самых разных стран. И вновь полковник Исаев, проходя порой буквально по лезвию бритвы, безукоризненно справляется с проведением сложнейшей операции по разоблачению…
22 часа 26 минут
16 280
10
Отчаяние — предпоследний роман из цикла произведений о советском разведчике Максиме Исаеве, легендарном Максе Отто фон Штирлице.
После войны Штирлиц оказывается в Латинской Америке, где с помощью американских разведчиков и мафии похищает Мюллера с нацистской базы в Аргентине и добирается до…
Война давно окончена, однако возрожденные вопреки решению Потсдамской конференции в начале 50-х годов монополистические концерны продолжают развиваться. Их деятельность оказывается тесно связанной с неонацистскими тенденциями в Западной Германии. Легендарный разведчик Штирлиц, ныне профессор Максим…
In 1960, reporter Yulian Semyonov became a member of the USSR Union of Writers and after that, actively worked as a writer within almost 30 years. Semyonov achieved a wide renown in the USSR with his novel series, “Political Chronicles” by the common name, united by the principal character, Soviet scout Isaev – Stierlitz. Time Magazine’s reporter John Kohan defined him as «the Soviet James Bond».[1] In the USSR (and later in Russia) there were published more than 100 million of this series books.[2] The novels of this cycle were translated into many world languages. Later, in so called “Militia Series” novels (“Petrovka, 38”, “Ogareva, 6”), Semyonov introduced the “police procedural” construction in Soviet literature.
Early works[edit]
The story “Diplomatic Agent”, the first noticeable work published, was written in 1958 after the trip to Kabul, where Semyonov was assigned to a job of the Pashto and Dari interpreter in 1955.
Semyonov’s first fiction works were by no means the adventure novels – they were full of romanticism and ran about ordinary toilers: “Five Stories from Geologist N. N. Ryabinina’s Life” (1958) – the short-stories cycle about geologists, “Weekdays and Holidays” (1959) – the short-stories cycle about builders of the taiga mainline, “People Storm the Sky” (1960) – collected stories about the builders of the East-Siberian mainline, “… On the Official Duty” (1962) – the story about polar pilots (this story was one of the most noticeable “anti-Stalin” works published by the “Yunost” magazine at the beginning of the 1960s ), “The Rain in the Rainwater Pipes”, “My Heart is in the Mountains”, “Farewell to the Beloved Woman” and many others.
In 1962 there was published the autobiographical short stories cycle “37-56” (“In the Summer of the Thirty-Seventh”, “The Autumn of the Fifty-Second”, “That Night in Yaroslavl”, “Soldier’s Fate in America”, “The First Day of Freedom”) on the “anti-Stalin” topic. In the end of the 1980s Semyonov got back to these stories and included them into the final edition of “Unwritten Novels”.
The “Isaev – Stierlitz” Series[edit]
The series began with the short novel “No Password Needed” (1966). During all further years Semyonov traces from the very beginning the biography of the character created. He appears in 12 works, being written for a period of nearly 25 years.
In 1969 a new novel of the series appeared – “Seventeen Instants of Spring”, a story of a Stierlitz spy work, during 17 days at the very end of World War II, being the base for the similarly-named 12-episode TV series shoot in 1973 by director Tatyana Lioznova. The series evoked people’s affection for the image of Stierlitz, acted by Vyacheslav Tikhonov.[3]
Stierlitz played by Tikhonov became at once the popular hero and the main character of many anecdotes (so cаlled Stierlitz jokes). In the Soviet culture his name became common meaning a shrewd, keen in conspiracy, and above all, very lucky person.[4]
The novel and the screenplay gave unprecedented humanity and depth to its Nazi characters. This was helped further by the exceptional performances by the first-rate actors cast in the series. “Stierlitz” is a composite image of various Soviet agents.[5]
The writer himself divided his Stierlitz works into 2 relative subcycles:
- “Alternative” (published as the four-volume edition in 1975 -1978), including such books as “Diamonds for the Dictatorship of the Proletariat”, “No Password Needed”, “Tenderness”, “Spanish Variant”, “Alternative”, “Third Card”, “Major Whirlwind”, “Seventeen Instants of Spring” and “Bomb for the Chairman”;
- “Position” (published as the four-volume edition in 1987), including such books as “Seventeen Instants of Spring” (is included into both subcycles), “The Order to Survive” and “Expansion” (3 parts).
The Isaev – Stierlitz books in succession:
- “Diamonds for the Dictatorship of the Proletariat” (1971) —is about the investigation of the theft from the State Precious Metals and Gems Repository; action is set to take place in Estonian Republic in 1920s; [6]
- “No Password Needed” (novel, 1966)— Cheka embeds a young spy Vladimirov (Isaev) in the White Guard movement in the Far East in 1921–1922;
- “Tenderness” — a story (1975) about the emotional sufferings of Stierlitz in 1927;
- “Spanish Variant” (novel) (1973) — is about Stierlitz’s work in Spain in 1938;
- “Alternative” (1974) — the story takes place in Yugoslavia in the spring of 1941;
- “Third Card” (1977) — is about the activities of Hitler agents from the Organization of Ukrainian Nationalists in Ukraine at the beginning of the Great Patriotic War;
- “Major Whirlwind” (1967) — is about Kraków being rescued by the Soviet army during the Great Patriotic War;
- “Seventeen Instants of Spring” (1969) — Isaev – Stierlitz is assigned to learn who of the Nazi leaders is going to hold the separate negotiations concerning the truce with the West;
- “The Order to Survive” (1982) — is about the last days of the Third Reich in the spring of 1945;
- “Expansion I” (1984) — is about Isaev – Stierlitz confrontation with Gehlen in Francoist Spain at the end of the 1940s;
- “Expansion II” (1984) — the action takes place in Spain and Argentina at the end of the 1940s;
- “Expansion III” (1984) — the action takes place in Argentina;
- “Despair” (1990) — the return of spy Isaev to the postwar USSR;
- “Bomb for the Chairman” (1970) — already aged Stierlitz chases the Nazi again (the novel was the base for 3-episode TV series shoot «The Life and Death of Ferdinand Luce»(1976)).[7]
Many novels of this cycle were filmed in the 1960s-80s.
“Militia Series”[edit]
In 1963 the first short story dedicated to the Soviet militia daily routine was published, that was “Petrovka, 38”, a story telling about investigation of the theft in the savings bank. The series was continued by the stories “Ogareva, 6” and “Confrontation”. All of them were filmed later on.
In those works Semyonov not only used a captivating storyline, but also introduced the “police procedural” construction in Soviet literature.[8] The main narrative consists of dialogues alternating with the author’s meditations and bright characters’ features.
The stories of the “Militia Series” are united by the common main hero figure, a militia colonel Vladislav Kostenko.
- “Petrovka, 38” (1963) —investigation of the theft in the savings bank.
- “Ogareva, 6” (1972) — solving big thefts of the socialistic property at the Pyatigorsk jewel factory and the murder in Moscow.
- “Confrontation” (1979) — investigation of the murders committed by a hiding Nazi criminal.
- “Reporter” (1987) — the detection of the underground syndicate thieving cultural values.
- “The Secret of Kutuzovsky Avenue” (1990) — the inquest concerning Zoya Fyodorova murder.
Political and historical detectives[edit]
The Series Dedicated to the State Security Apparatus (KGB)[edit]
Published 1987 by John Calder Ltd.
The series novels are united by the principal hero figure, state security colonel Vitaly Slavin.
- “Tass Is Authorized to Announce” (1977, filmed in 1984) — the novel runs about the Soviet counter-espionage activities for catching a CIA agent in Moscow at the end of the 1970s.
- “International Knot” (1986) — narrates about colonel Slavin confrontation with the foreign agent once connected with Oleg Penkovsky.
“Autobiographical Series”[edit]
The works of this series can be united by the main hero figure, journalist Dmitry Stepanov. He is Semyonov’s prevailing autobiographical character acting in several works of both “Militia” and “KGB” series (“Tass Is Authorized to Announce”, “International Knot”, “Ogareva, 6”, “Reporter”) and in numerous lyrical short stories (“The Rain in the Rainwater Pipes”, ‘It is not yet autumn”, “Leader” etc.)
Moreover, journalist Stepanov is the principal hero of the following stories and novels:
- “Dunechka and Nikita ” (1965) (the story was filmed in 1966 in the “Not the luckiest day” movie, which is about a complicated worldly situation, the centre of which appeared to be the divorce of the main hero;
- “He Killed Me Near Luang-Prabang ” (1970) (the story was filmed in 1971 in the “Night at the Fourteenth Parallel” movie) —it is a story about war in Vietnam;
- “Press Centre. The Anatomy of Political Crime” (1983) (the novel was filmed in 1988 in the “Big Game” movie)— it is about the putsch in the imaginary country Garivas;
- “Crossings” (1984) — the story is about the destiny of the talented theatre director who established his own theatre;
- “Auction” (1985) (the novel was filmed in 1986 in the “Face to Face” movie) — this is about the searches for the cultural values lost during the war.
In those works the writer trusts his alter- ego, journalist Stepanov, with the social and philosophical meditations from a first-person perspective.
Other Political Novels and Stories[edit]
- “Outcome” (1966) — a movie-essay about the baron Ungern forces defeat in Mongolia in the last days of the Civil War. The literary variant evidently differs from the namesake movie of 1968.
- “Sicilian Capriccioso” (1978) — a documentary story about the adventures of a journalist in Sicily. Later the author transferred the story text into the new edition of “Face to Face” in the form of some chapters dedicated to the mafia relations with fascism.
- “Face to Face” (“The Amber Room Quest”) (1983) — a documentary story about the searches for the cultural values moved abroad from Russia during World War II, carried out by Yulian Semyonov and his foreign friends.
- “Unwritten novels” (1990) — a philippic narrative about the times and morals of Stalin’s cult of personality, based on the historical documents, eyewitnesses’ accounts and the author’s personal experience.
- “Revelation” — a thrilling “novelette in TV style” (author’s definition) about the international drug traffic penetration in the Soviet Union in the first years of the perestroika. It was published in the book “Unknown Yulian Semyonov. Revelation” (2008).
- “Commentary on Skorzeny” — a documentary autobiographical short story about the background of creating the sketch “Skorzeny — Face to Face” (1974). It was intended to be the chapter of the “Unwritten Novels” second part. The story was published in the book “Unknown Yulian Semyonov. Revelation” (2008).
- “Baron” — a documentary short story about Y. Semyonov’s and baron Eduard von Falz-Fein’s activities in transportation the remains of F.I. Chaliapin to Russia in 1984, was intended to be the chapter of the “Unwritten Novels” second part, then published in the book “Unknown Yulian Semyonov. Revelation” (2008).
- “Three Translations of Omar Cabezas with Commentary” – a documentary narrative about the trip to Nikaragua in 1985. The background of meeting an outstanding Nicaraguan writer and political figure Omar Cabezas alternates with the extracts of his prose, given by Y. Semyonov. The story was published in the book “Unknown Yulian Semyonov. Revelation” (2008).
Historical Novels and Stories[edit]
Versions[edit]
- “Peter’s Death” (1982) — a version regarding the death of Peter I.
- “Death of Stolypin” (1983) — about the plot against Pyotr Stolypin.
- “Pseudonym” (1984) — an epistolary novel about the tragic fate of O’Henry.
- “Scientific Commentary” (1985) — a short story about the last days of Vladimir Mayakovsky, named “Suicide” in the first edition.
- “Guchkov Syndrome” (1989) —about the tragic circumstances which led Alexander Guchkov to a suicidal attempt.
Novels about Felix Dzerzhinsky[edit]
“Burning”, a four-volume chronicle novel (1977 — 1987) (filmed in the duology: “Without Distinguishing Features” and “Failure of the ‘Terror’ Operation”, 1978—1980)about Felix Dzerzhinsky life.
- Book I. 1900 – 1904. (1977). The magazine variant is “Dangerous Special Criminal”
- Book II. 1905 – 1906. (1979).
- Book III. 1907 – 1910. (1987). The magazine variant is “Irreconcilability”.
- Book IV. 1911. (1987).
Documentary and Journalistic Prose, Travel Prose[edit]
- “Chung Kuo, Ni Hao!” (1959) — the sketches about China (for children). In co-authorship with N.P. Konchalovskaya.
- “Vietnam. Laos. 1968” (1969) — a sketch-book about the Vietnam War and Laos partisans.
- “Vietnamese Diary” (1971) — about the Vietnam War.
- “Route SP-15 – Borneo” (1971) — travel sketches about the trip to Borneo.
- “Riding a ‘Goat’ after a Wolf” (1974) — sketches, diaries, notes.
- “Return to the Fiesta” (1975) — sketches about Spain and Italy.
- “Encounter” (1977) — political reports, stories, diaries.
- “Business Trips Report” (1986) — the selection from the sketch and travel prose.
Collected Stories[edit]
- “Short Stories” (1966).
- “The Rain in the Rainwater Pipes” (1981)
Plays[edit]
Beginning from the early sixties the writer worked a lot for the theatre. Many of his works of this genre were put on stage in the USSR, and later in Russia, as well as in CIS countries.
- “Truth for 9 Roubles by the Piece” (1961).
- “Children of Fathers” (1962).
- “Go and don’t be Scared” (1963).
- “Petrovka, 38” (1964).
- “Highway to Ursa Major” (1964).
- “Cipher for Blyukher” (1966).
- “Provocation” (1968).
- “Gropingly at Midday” (1969) — in co-authorship with G. Wainer.
- “Ogareva, 6” (1973).
- “Two Faces of Pierre-Auguste de Beaumarchais”.
- “Search-891. Theatre Journalism Experience” (1981).
- “Summary” (1988) —censored, prohibited to be staged and lost.
- “Process-38” (1990).
Criticism[edit]
- Montgomery Brower (1987). «In Yulian Semyonov’s Thrillers the Villains Are Cia Types—and Some Say the Author Works for the Kgb». People. Retrieved October 21, 2012.
- David MacFadyen (2001). Red Stars: Personality and the Soviet Popular Song, 1955-1991. Mcgill Queens. ISBN 978-0-7735-2106-3.
- Klaus Mehnert (1983). The Russians and their Favorite Books. Hoover Institution Press. ISBN 978-0-8179-7821-1.
- Ivan Zasursky (2004). Media and Power in post-Soviet Russia. M.E. Sharpe. ISBN 978-0-7656-0863-5.
- Richard Stites (1992). Russian Popular Culture: Entertainment and Society Since 1900. Cambridge University Press. ISBN 0-521-36214-8.
References[edit]
- ^ The KGB: Eyes of the Kremlin. Time magazine14 February 1983|accessdate=October 21, 2012
- ^ Klaus Mehnert The Russians and their Favorite Books (1983) ISBN 978-0-8179-7821-1
- ^ Vladimir Gromov. For the Filming of Seventeen Moments of Spring, Stierlitz Required Twelve Suits and One Hundred Shirts. Argumenty i Fakty, 20 July 2004.
- ^ Stierlitz: A War Hero for All Times. Daisy Sindelar. The Moscow Times. May 11, 1995
- ^ Lipovetsky, Mark (2000). «Iskostvo Alibi: Semnadzet Mgnovenyie Vesny v Svete Nashego Opyta». Iskustvo Kino (in Russian) (11): 73–76. ISSN 0130-6405. Retrieved October 21, 2012.
- ^ Diamonds for the Dictatorship of the Proletariat Archived November 8, 2012, at the Wayback Machine. kinoexpert.ru.
- ^ The Life and Death of Ferdinand Luce. kino-teatr.ru.
- ^ Klaus Mehnert (1983)The Russians and their Favorite Books ISBN 978-0-8179-7821-1
Resources[edit]
- Works by Yulian Semyonov @ Librusek (in Russian)
In 1960, reporter Yulian Semyonov became a member of the USSR Union of Writers and after that, actively worked as a writer within almost 30 years. Semyonov achieved a wide renown in the USSR with his novel series, “Political Chronicles” by the common name, united by the principal character, Soviet scout Isaev – Stierlitz. Time Magazine’s reporter John Kohan defined him as «the Soviet James Bond».[1] In the USSR (and later in Russia) there were published more than 100 million of this series books.[2] The novels of this cycle were translated into many world languages. Later, in so called “Militia Series” novels (“Petrovka, 38”, “Ogareva, 6”), Semyonov introduced the “police procedural” construction in Soviet literature.
Early works[edit]
The story “Diplomatic Agent”, the first noticeable work published, was written in 1958 after the trip to Kabul, where Semyonov was assigned to a job of the Pashto and Dari interpreter in 1955.
Semyonov’s first fiction works were by no means the adventure novels – they were full of romanticism and ran about ordinary toilers: “Five Stories from Geologist N. N. Ryabinina’s Life” (1958) – the short-stories cycle about geologists, “Weekdays and Holidays” (1959) – the short-stories cycle about builders of the taiga mainline, “People Storm the Sky” (1960) – collected stories about the builders of the East-Siberian mainline, “… On the Official Duty” (1962) – the story about polar pilots (this story was one of the most noticeable “anti-Stalin” works published by the “Yunost” magazine at the beginning of the 1960s ), “The Rain in the Rainwater Pipes”, “My Heart is in the Mountains”, “Farewell to the Beloved Woman” and many others.
In 1962 there was published the autobiographical short stories cycle “37-56” (“In the Summer of the Thirty-Seventh”, “The Autumn of the Fifty-Second”, “That Night in Yaroslavl”, “Soldier’s Fate in America”, “The First Day of Freedom”) on the “anti-Stalin” topic. In the end of the 1980s Semyonov got back to these stories and included them into the final edition of “Unwritten Novels”.
The “Isaev – Stierlitz” Series[edit]
The series began with the short novel “No Password Needed” (1966). During all further years Semyonov traces from the very beginning the biography of the character created. He appears in 12 works, being written for a period of nearly 25 years.
In 1969 a new novel of the series appeared – “Seventeen Instants of Spring”, a story of a Stierlitz spy work, during 17 days at the very end of World War II, being the base for the similarly-named 12-episode TV series shoot in 1973 by director Tatyana Lioznova. The series evoked people’s affection for the image of Stierlitz, acted by Vyacheslav Tikhonov.[3]
Stierlitz played by Tikhonov became at once the popular hero and the main character of many anecdotes (so cаlled Stierlitz jokes). In the Soviet culture his name became common meaning a shrewd, keen in conspiracy, and above all, very lucky person.[4]
The novel and the screenplay gave unprecedented humanity and depth to its Nazi characters. This was helped further by the exceptional performances by the first-rate actors cast in the series. “Stierlitz” is a composite image of various Soviet agents.[5]
The writer himself divided his Stierlitz works into 2 relative subcycles:
- “Alternative” (published as the four-volume edition in 1975 -1978), including such books as “Diamonds for the Dictatorship of the Proletariat”, “No Password Needed”, “Tenderness”, “Spanish Variant”, “Alternative”, “Third Card”, “Major Whirlwind”, “Seventeen Instants of Spring” and “Bomb for the Chairman”;
- “Position” (published as the four-volume edition in 1987), including such books as “Seventeen Instants of Spring” (is included into both subcycles), “The Order to Survive” and “Expansion” (3 parts).
The Isaev – Stierlitz books in succession:
- “Diamonds for the Dictatorship of the Proletariat” (1971) —is about the investigation of the theft from the State Precious Metals and Gems Repository; action is set to take place in Estonian Republic in 1920s; [6]
- “No Password Needed” (novel, 1966)— Cheka embeds a young spy Vladimirov (Isaev) in the White Guard movement in the Far East in 1921–1922;
- “Tenderness” — a story (1975) about the emotional sufferings of Stierlitz in 1927;
- “Spanish Variant” (novel) (1973) — is about Stierlitz’s work in Spain in 1938;
- “Alternative” (1974) — the story takes place in Yugoslavia in the spring of 1941;
- “Third Card” (1977) — is about the activities of Hitler agents from the Organization of Ukrainian Nationalists in Ukraine at the beginning of the Great Patriotic War;
- “Major Whirlwind” (1967) — is about Kraków being rescued by the Soviet army during the Great Patriotic War;
- “Seventeen Instants of Spring” (1969) — Isaev – Stierlitz is assigned to learn who of the Nazi leaders is going to hold the separate negotiations concerning the truce with the West;
- “The Order to Survive” (1982) — is about the last days of the Third Reich in the spring of 1945;
- “Expansion I” (1984) — is about Isaev – Stierlitz confrontation with Gehlen in Francoist Spain at the end of the 1940s;
- “Expansion II” (1984) — the action takes place in Spain and Argentina at the end of the 1940s;
- “Expansion III” (1984) — the action takes place in Argentina;
- “Despair” (1990) — the return of spy Isaev to the postwar USSR;
- “Bomb for the Chairman” (1970) — already aged Stierlitz chases the Nazi again (the novel was the base for 3-episode TV series shoot «The Life and Death of Ferdinand Luce»(1976)).[7]
Many novels of this cycle were filmed in the 1960s-80s.
“Militia Series”[edit]
In 1963 the first short story dedicated to the Soviet militia daily routine was published, that was “Petrovka, 38”, a story telling about investigation of the theft in the savings bank. The series was continued by the stories “Ogareva, 6” and “Confrontation”. All of them were filmed later on.
In those works Semyonov not only used a captivating storyline, but also introduced the “police procedural” construction in Soviet literature.[8] The main narrative consists of dialogues alternating with the author’s meditations and bright characters’ features.
The stories of the “Militia Series” are united by the common main hero figure, a militia colonel Vladislav Kostenko.
- “Petrovka, 38” (1963) —investigation of the theft in the savings bank.
- “Ogareva, 6” (1972) — solving big thefts of the socialistic property at the Pyatigorsk jewel factory and the murder in Moscow.
- “Confrontation” (1979) — investigation of the murders committed by a hiding Nazi criminal.
- “Reporter” (1987) — the detection of the underground syndicate thieving cultural values.
- “The Secret of Kutuzovsky Avenue” (1990) — the inquest concerning Zoya Fyodorova murder.
Political and historical detectives[edit]
The Series Dedicated to the State Security Apparatus (KGB)[edit]
Published 1987 by John Calder Ltd.
The series novels are united by the principal hero figure, state security colonel Vitaly Slavin.
- “Tass Is Authorized to Announce” (1977, filmed in 1984) — the novel runs about the Soviet counter-espionage activities for catching a CIA agent in Moscow at the end of the 1970s.
- “International Knot” (1986) — narrates about colonel Slavin confrontation with the foreign agent once connected with Oleg Penkovsky.
“Autobiographical Series”[edit]
The works of this series can be united by the main hero figure, journalist Dmitry Stepanov. He is Semyonov’s prevailing autobiographical character acting in several works of both “Militia” and “KGB” series (“Tass Is Authorized to Announce”, “International Knot”, “Ogareva, 6”, “Reporter”) and in numerous lyrical short stories (“The Rain in the Rainwater Pipes”, ‘It is not yet autumn”, “Leader” etc.)
Moreover, journalist Stepanov is the principal hero of the following stories and novels:
- “Dunechka and Nikita ” (1965) (the story was filmed in 1966 in the “Not the luckiest day” movie, which is about a complicated worldly situation, the centre of which appeared to be the divorce of the main hero;
- “He Killed Me Near Luang-Prabang ” (1970) (the story was filmed in 1971 in the “Night at the Fourteenth Parallel” movie) —it is a story about war in Vietnam;
- “Press Centre. The Anatomy of Political Crime” (1983) (the novel was filmed in 1988 in the “Big Game” movie)— it is about the putsch in the imaginary country Garivas;
- “Crossings” (1984) — the story is about the destiny of the talented theatre director who established his own theatre;
- “Auction” (1985) (the novel was filmed in 1986 in the “Face to Face” movie) — this is about the searches for the cultural values lost during the war.
In those works the writer trusts his alter- ego, journalist Stepanov, with the social and philosophical meditations from a first-person perspective.
Other Political Novels and Stories[edit]
- “Outcome” (1966) — a movie-essay about the baron Ungern forces defeat in Mongolia in the last days of the Civil War. The literary variant evidently differs from the namesake movie of 1968.
- “Sicilian Capriccioso” (1978) — a documentary story about the adventures of a journalist in Sicily. Later the author transferred the story text into the new edition of “Face to Face” in the form of some chapters dedicated to the mafia relations with fascism.
- “Face to Face” (“The Amber Room Quest”) (1983) — a documentary story about the searches for the cultural values moved abroad from Russia during World War II, carried out by Yulian Semyonov and his foreign friends.
- “Unwritten novels” (1990) — a philippic narrative about the times and morals of Stalin’s cult of personality, based on the historical documents, eyewitnesses’ accounts and the author’s personal experience.
- “Revelation” — a thrilling “novelette in TV style” (author’s definition) about the international drug traffic penetration in the Soviet Union in the first years of the perestroika. It was published in the book “Unknown Yulian Semyonov. Revelation” (2008).
- “Commentary on Skorzeny” — a documentary autobiographical short story about the background of creating the sketch “Skorzeny — Face to Face” (1974). It was intended to be the chapter of the “Unwritten Novels” second part. The story was published in the book “Unknown Yulian Semyonov. Revelation” (2008).
- “Baron” — a documentary short story about Y. Semyonov’s and baron Eduard von Falz-Fein’s activities in transportation the remains of F.I. Chaliapin to Russia in 1984, was intended to be the chapter of the “Unwritten Novels” second part, then published in the book “Unknown Yulian Semyonov. Revelation” (2008).
- “Three Translations of Omar Cabezas with Commentary” – a documentary narrative about the trip to Nikaragua in 1985. The background of meeting an outstanding Nicaraguan writer and political figure Omar Cabezas alternates with the extracts of his prose, given by Y. Semyonov. The story was published in the book “Unknown Yulian Semyonov. Revelation” (2008).
Historical Novels and Stories[edit]
Versions[edit]
- “Peter’s Death” (1982) — a version regarding the death of Peter I.
- “Death of Stolypin” (1983) — about the plot against Pyotr Stolypin.
- “Pseudonym” (1984) — an epistolary novel about the tragic fate of O’Henry.
- “Scientific Commentary” (1985) — a short story about the last days of Vladimir Mayakovsky, named “Suicide” in the first edition.
- “Guchkov Syndrome” (1989) —about the tragic circumstances which led Alexander Guchkov to a suicidal attempt.
Novels about Felix Dzerzhinsky[edit]
“Burning”, a four-volume chronicle novel (1977 — 1987) (filmed in the duology: “Without Distinguishing Features” and “Failure of the ‘Terror’ Operation”, 1978—1980)about Felix Dzerzhinsky life.
- Book I. 1900 – 1904. (1977). The magazine variant is “Dangerous Special Criminal”
- Book II. 1905 – 1906. (1979).
- Book III. 1907 – 1910. (1987). The magazine variant is “Irreconcilability”.
- Book IV. 1911. (1987).
Documentary and Journalistic Prose, Travel Prose[edit]
- “Chung Kuo, Ni Hao!” (1959) — the sketches about China (for children). In co-authorship with N.P. Konchalovskaya.
- “Vietnam. Laos. 1968” (1969) — a sketch-book about the Vietnam War and Laos partisans.
- “Vietnamese Diary” (1971) — about the Vietnam War.
- “Route SP-15 – Borneo” (1971) — travel sketches about the trip to Borneo.
- “Riding a ‘Goat’ after a Wolf” (1974) — sketches, diaries, notes.
- “Return to the Fiesta” (1975) — sketches about Spain and Italy.
- “Encounter” (1977) — political reports, stories, diaries.
- “Business Trips Report” (1986) — the selection from the sketch and travel prose.
Collected Stories[edit]
- “Short Stories” (1966).
- “The Rain in the Rainwater Pipes” (1981)
Plays[edit]
Beginning from the early sixties the writer worked a lot for the theatre. Many of his works of this genre were put on stage in the USSR, and later in Russia, as well as in CIS countries.
- “Truth for 9 Roubles by the Piece” (1961).
- “Children of Fathers” (1962).
- “Go and don’t be Scared” (1963).
- “Petrovka, 38” (1964).
- “Highway to Ursa Major” (1964).
- “Cipher for Blyukher” (1966).
- “Provocation” (1968).
- “Gropingly at Midday” (1969) — in co-authorship with G. Wainer.
- “Ogareva, 6” (1973).
- “Two Faces of Pierre-Auguste de Beaumarchais”.
- “Search-891. Theatre Journalism Experience” (1981).
- “Summary” (1988) —censored, prohibited to be staged and lost.
- “Process-38” (1990).
Criticism[edit]
- Montgomery Brower (1987). «In Yulian Semyonov’s Thrillers the Villains Are Cia Types—and Some Say the Author Works for the Kgb». People. Retrieved October 21, 2012.
- David MacFadyen (2001). Red Stars: Personality and the Soviet Popular Song, 1955-1991. Mcgill Queens. ISBN 978-0-7735-2106-3.
- Klaus Mehnert (1983). The Russians and their Favorite Books. Hoover Institution Press. ISBN 978-0-8179-7821-1.
- Ivan Zasursky (2004). Media and Power in post-Soviet Russia. M.E. Sharpe. ISBN 978-0-7656-0863-5.
- Richard Stites (1992). Russian Popular Culture: Entertainment and Society Since 1900. Cambridge University Press. ISBN 0-521-36214-8.
References[edit]
- ^ The KGB: Eyes of the Kremlin. Time magazine14 February 1983|accessdate=October 21, 2012
- ^ Klaus Mehnert The Russians and their Favorite Books (1983) ISBN 978-0-8179-7821-1
- ^ Vladimir Gromov. For the Filming of Seventeen Moments of Spring, Stierlitz Required Twelve Suits and One Hundred Shirts. Argumenty i Fakty, 20 July 2004.
- ^ Stierlitz: A War Hero for All Times. Daisy Sindelar. The Moscow Times. May 11, 1995
- ^ Lipovetsky, Mark (2000). «Iskostvo Alibi: Semnadzet Mgnovenyie Vesny v Svete Nashego Opyta». Iskustvo Kino (in Russian) (11): 73–76. ISSN 0130-6405. Retrieved October 21, 2012.
- ^ Diamonds for the Dictatorship of the Proletariat Archived November 8, 2012, at the Wayback Machine. kinoexpert.ru.
- ^ The Life and Death of Ferdinand Luce. kino-teatr.ru.
- ^ Klaus Mehnert (1983)The Russians and their Favorite Books ISBN 978-0-8179-7821-1
Resources[edit]
- Works by Yulian Semyonov @ Librusek (in Russian)
Политические хроники
Исаев-Штирлиц
Цикл книг; 1965 — 1989
Автор: Юлиан Семёнов
Это наиболее объёмный и наиболее протяжённый по хронологии действия (с 1921 по 1967 гг.) цикл произведений Юлиана Семёнова. В цикл входят 12 романов, повесть и рассказ. Произведения в цикле расставлены согласно внутренней хронологии, которая сильно отличается от хронологии написания и публикации. В отдельный раздел включены киноповесть «Исход», в первоначальном варианте которой главным персонажем был Максим Исаев, а также пьесы, написанные по мотивам романов «Пароль не нужен», «Семнадцать мгновений весны» и повести «Испанский вариант».
Бриллианты для диктатуры пролетариата (1974)
Автор: Юлиан Семёнов
Роман из цикла о работе Максима Максимовича Исаева, будущего Штирлица. Написан в 1970 году Юлианом Семёновым. В книге рассказывается о работе ЧК в 1920-е годы. Книга является первой по хронологии из всех книг про Владимирова-Исаева-Штирлица-Бользена-Брунна. Единственная, в которой жив отец Штирлица Владимир Владимиров.
Пароль не нужен (1966)
Автор: Юлиан Семёнов
Историко-приключенческий роман Юлиана Семёнова, написанный в 1966 году. Первый (по времени издания) и второй (по хронологии) роман из цикла о разведчике Владимирове-Исаеве-Штирлице.
Нежность (1975)
Автор: Юлиан Семёнов
Рассказ Юлиана Семёнова из цикла о разведчике Максиме Исаеве, будущем Штирлице.
Испанский вариант (1973)
Автор: Юлиан Семёнов
Повесть из цикла о работе советского разведчика Штирлица, он же Максим Максимович Исаев. Написана в 1973 году Юлианом Семёновым. В книге рассказывается о работе русского разведчика в Испании, во время гражданской войны.
Альтернатива (1978)
Автор: Юлиан Семёнов
Роман из цикла о советском разведчике Исаеве-Штирлице. Большая часть сюжетных линий и событий романа разворачиваются на территории Королевства Югославия весной 1941 года.
Третья карта (1975)
Автор: Юлиан Семёнов
Роман из цикла о работе советского разведчика Исаева-Штирлица. Написан в 1975 году Юлианом Семёновым. Книга также интересна тем, что в ней участвует большое количество реально существовавших личностей — лидеры ОУН Мельник и Бандера, рейхсфюрер СС Гиммлер, адмирал Канарис.
Майор «Вихрь» (1967)
Автор: Юлиан Семёнов
Роман из цикла о работе советского разведчика Штирлица, он же Максим Максимович Исаев. Написан в 1967 году Юлианом Семёновым. Книга является продолжением книги «Третья карта». Центральным персонажем книги является не сам Штирлиц, а группа диверсантов, в которую входит и его сын, Александр Исаев.
Семнадцать мгновений весны (1969)
Автор: Юлиан Семёнов
Роман Юлиана Семёнова, сюжет которого построен на противодействии попыткам сепаратных переговоров нацистских лидеров с представителями спецслужб США весной 1945 года. Персонаж советского разведчика Штирлица был придуман автором в 1965 году.
Приказано выжить (1982)
Автор: Юлиан Семёнов
Роман Юлиана Семёнова из цикла о работе советского разведчика Штирлица, он же Максим Максимович Исаев. Написан в 1982 году. Книга является непосредственным продолжением книги «Семнадцать мгновений весны»; в ней рассказывается о возвращении Штирлица в Берлин, где шеф гестапо Мюллер всё-таки разоблачает его и только взятие Берлина мешает ему убить разведчика…
Экспансия I (1985)
Автор: Юлиан Семёнов
Цикл романов о работе советского разведчика Штирлица, он же Максим Максимович Исаев. Первая книга написана в 1984 году Юлианом Семёновым. «Экспансия — I» является продолжением книги «Приказано выжить» В цикле рассказывается о работе Штирлица в Испании и Южной Америке, во время самого начала холодной войны (1946—1947) Цикл является одним из наиболее масштабных произведений о Штирлице.
Экспансия II (1986)
Автор: Юлиан Семёнов
Цикл романов о работе советского разведчика Штирлица, он же Максим Максимович Исаев. Первая книга написана в 1984 году Юлианом Семёновым. «Экспансия — I» является продолжением книги «Приказано выжить» В цикле рассказывается о работе Штирлица в Испании и Южной Америке, во время самого начала холодной войны (1946—1947) Цикл является одним из наиболее масштабных произведений о Штирлице.
Экспансия III (1987)
Автор: Юлиан Семёнов
Цикл романов о работе советского разведчика Штирлица, он же Максим Максимович Исаев. Первая книга написана в 1984 году Юлианом Семёновым. «Экспансия — I» является продолжением книги «Приказано выжить» В цикле рассказывается о работе Штирлица в Испании и Южной Америке, во время самого начала холодной войны (1946—1947) Цикл является одним из наиболее масштабных произведений о Штирлице.
Отчаяние (1990)
Автор: Юлиан Семёнов
Роман из цикла о работе советского разведчика Штирлица, он же Максим Максимович Исаев. Написан в 1990 году Юлианом Семёновым. В книге рассказывается о возвращении Исаева в СССР в 1947 году, его аресте, а также о событиях, происходящих в СССР в последние годы жизни Сталина.
Бомба для председателя (1982)
Автор: Юлиан Семёнов
Роман из цикла о работе советского разведчика Штирлица, он же Максим Максимович Исаев. Написан в 1970 году Юлианом Семёновым. Книга является последней по хронологии действия книгой о Штирлице, хотя написана раньше большинства других. В книге рассказывается о работе Исаева в Западном Берлине, где ему противостоят мощные монополистические концерны. Книга экранизирована в фильме «Жизнь и смерть Фердинанда Люса».
Исход (Киносценарий к фильму «Исход»; 1966)
Автор: Юлиан Семёнов
Киноповесть о разгроме в Монголии войск барона Унгерна в последние дни гражданской войны.
Шифровка для Блюхера (Пьеса «Шифровка для Блюхера»; 1966)
Автор: Юлиан Семёнов
Пьеса написана в 1963—1964 годах, в период работы над романом «Пароль не нужен», и развивает некоторые его сюжетные линии.
Провокация (Пьеса «Провокация»; 1968)
Автор: Юлиан Семёнов
В 1939 году в Испании пала Республика. Три года длилась гражданская война, начавшаяся из-за фашистского путча правых. На стороне республиканцев сражались тысячи добровольцев из многих стран мира. Пьеру Республикэну, бежавшему при помощи товарищей из барселонской тюрьмы, поручили любой ценой вывезти архивы интернациональных бригад из франкистской Испании в Швейцарию. В Женеве он должен встретиться со связным и вместе с ним пересечь границу. Нейтральная Швейцария — единственное место, откуда можно доставить архивы в СССР, но агенты ГЕСТАПО уже расставили свои капканы…
3
В каком порядке читать книги Юлиана Семенова о Штирлице?
12 ответов:
4
0
Всеволод Владимирович Владимиров, которому суждено было прославиться под псевдонимами Максим Максимович Исаев и Макс Отто фон Штирлиц, впервые был представлен читателям на страницах вышедшей в 1963 году книги «Пароль не нужен».
Порядок, в котором Юлиан Семенов сочинял книги о Штирлице, следующий:
Однако создавая жизнеописание своего самого знаменитого героя, Семенов не особо придерживался хронологии событий: мог рассказать в одном романе о Великой Отечественной, а в следующем вернуться к молодым годам Исаева и поведать, чем гениальный разведчик занимался в гражданскую войну. Поэтому желающим знакомиться с приключениями Штирлица в хронологическом порядке читать следует в такой последовательности:
3
0
Штирлиц это псевдоним разведчика Всеволода Владимирова из произведений Юлиана Семенова. Этот парень — сын ссыльных. После революции он начинает свою разведывательную деятельность под псевдонимом Исаев, и только в годы Великой Отечественной войны предстает перед читателями в образе штандартенфюрера СС Штирлица. Читать книги об этом герое следует не в хронологической последовательности их написания Семеновым, а согласно сюжетной линии. И так: начинается все с произведения «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (1970), затем «Пароль не нужен» (1963), «Нежность» (1975), «Испанский вариант» и «Альтернатива» (1973), «Третья карта» (1974), «Майор Вихрь»(1965), «Семнадцать мгновений весны» (1968), Приказано выжить» (1988), трилогия «Экспансия» (1986), «Отчаяние» (1988), «Бомба для председателя» (1970).
2
0
Порядок чтения книг и произведений Юлиана Семенова можно прочитать по году их выпуска в свет. Итак самая первая и последующие его книги : 1963 год Пароль не нужен, 1964 год Майор Вихрь, 1968 год Семнадцать мгновений весны, 1970 год Бриллианты для диктатуры пролетариата, 1970 год Бомба для председателя, 1972 год Нежность, 1973 год Испанский вариант, 1973 год Альтернатива, 1974 год Третья карта, 1982 год Приказано выжить, 1984 год Экспансия 1, 1985 год Экспансия 2, 1986 год Экспансия 3 и последняя его книга 1988 года Отчаяние. В таком порядке и идет прочтение его книг если вы хотите придерживаться событиям хронологии его героя.
2
0
Первым рассказ — “Нежность” (он первый, потому что в нем о Штирлице, упоменается впервые)
Испанский вариант — это рассказ, который не случайно так называется, так как в нем, описывается работа Штирлица во Франкийской Испании.
Альтернатива — здесь легендарный Штирлиц, уже прибывает в Москве.
Третья карта — этот роман, описывает события, непосредственно до вторжения немцев в СССР.
Семнадцать мгновений весны — это культовый рассказ, на основе которого, снят еще более культовый фильм.
Приказано выжить — это рассказ события которого разворациваются после того как Штирлиц вернулся из рассказа или фильма Семнадцать мгновений весны.
Дальше идет трилогия Экспансия и в ней Штирлиц опять будет в Испании и первый раз для себя в Латинской америке.
Экспансия — I
Экспансия — II
Экспансия — III
Отчаяние
Бомба для преседателя — здесь Штирлиц снова возвращается в Берлин.
Майор “Вихрь” — здесь о Штирлице упоминается всего один раз.
1
0
- Рассказ “Нежность” (в нём впервые появилось имя Макс Отто фон Штирлиц)
- Испанский вариант
- Альтернатива
- Третья карта
- Семнадцать мгновений весны
- Приказано выжить
- Экспансия — I
- Экспансия — II
- Экспансия — III
- Отчаяние
- Бомба для преседателя
- Роман “Майор “Вихрь”(главный герой сын Штирлица и сам Штирлиц там появился всего один раз)
1
0
Сразу отмечу, что Семенов не только о Штирлице книги писал. В его книгах фигурировали также такие персонажи, как Всеволод Владимирович, Исаев и даже сын Штирлица (в романе «Майор Вихрь», но вроде самого Штирлица в нем не было). Поэтому те, кто приводит здесь такие романы, как «Пароль не нужен», «Бриллианты…» и т.д., неправы.
А именно о Штирлице всего десять книг, вот их хронологический порядок:
Данный список найден во введении книги «Романы о Штирлице от 1 до 10».
1
0
Я знаю одиннадцать книг о Штирлице. Первая книга, в которой он появляется, называется «Нежность» от 1928 года, кажется, вторая книга — это «Испанский вариант». За ней следует «Альтернатива», потом «Третья карта», «17 мгновений весны», после — «Приказано выжить». За этими романами идет три книги «Экспансии», затем роман «Отчаяние» и наконец «Бомба для председателя», написанная уже в 1967 году.
1
0
Писатель Юлиан Семенов написал много книг, но конечно одни из его самых популярных книг это о разведчике Штирлиц.
Немного позже по этим книгам сняли прекрасный сериал «Семнадцать мгновений весны», который многие и сейчас пересматривают с большим удовольствием, к примеру я раза три так точно его смотрела.
Что касается книг, то их следует читать в таком порядке:
1
0
Особенностью цикла книг о известном и отважном шпионе является то что читать их можно совершенно в разном порядке. Например в таком как их писал сам автор, список в этом случае выглядит так:
Если же вы любите знакомится с жизнью и приключениями героя в той последовательности, в которой они и шли, то лучше придерживаться другого списка, выглядит он так:
1
0
Юлиан Семенов не только книги о Штирлице писал, у него фигурировали и другие герои и соответственно были произведения о них, где не было знаменитого Штирлица. Мне известны нижеследующие произведения о знаменитом разведчике.
Вот именно в таком порядке их и следует читать. Первая книга «Нежность» написана в 1928 году, а последняя «Бомба для председателя» в 1967, то есть большой период времени. Предпоследней книгой стал роман «Отчаяние». В нем рассказывается как Штирлиц в 1947 году вернулся в СССР. Хоть и написал его Семенов в 1990 году, но читать его надо именно перед «Бомбой для председателя». Всего книг о Штирлице — 11.
Произведения можно отнести действительно к нетленным, по ним Т. Лиозновой поставлен замечательный сериал который называется «Семнадцать мгновений весны» где в роли Штирлица Вячеслав Тихонов.
0
0
«Бриллианты для диктатуры пролетариата»
«Пароль не нужен»
«Нежность»
«Испанский вариант»
«Альтернатива»
«Третья карта»
«Майор Вихрь»
«Семнадцать мгновений весны»
«Приказано выжить»
«Экспансия I»
«Экспансия II»
«Экспансия III»
«Отчаяние»
«Бомба для председателя»
0
0
Книги Юлиана Семенова о Штирлице для лучшего их понимания лучше читать не в хронологическом порядке, в том, в котором они были написаны.
Правильнее будет читать исходя из их смыслового значения, содержания каждой книги.
Читать необходимо в такой последовательности, как:
Сам же автор написал книги совершенно в другом порядке, который выглядит так:
Книги о Штирлице очень популярны и интересны, стоит прочитать их, а начать стоит именно с рассказа «Нежность».
Читайте также
Книгу не читала, но уверена, если она Вам попала в руки, значит что-то для Вас там точно есть. В каждой книге, фильме и т.д. содержится информация необходимая каждому человеку, и каждый из одной и той же книги возьмет именно то, что принадлежит ему. Любая информация есть не что иное как ключ/пазла для нового открытия и нового процесса в жизни человека. Среди моря лжи, есть капля истины для другого и наоборот, кому что на данный момент разрешено и кто готов принять, тот и готов понять и осознать.
Я! Причем, не только смотрела, но и читала повести, написанные Анатолием Рыбаковым. Обожаю эти произведения, несмотря на их излишний пафос, но они соответствовали духу времени и на них было воспитано не одно поколение людей.
Сегодня смотрю их с дочерью, но этот «продукт 21» века не понимает этой романтики, предпочитая других героев, а жаль…
Есть у него книга — «История отмороженных в контексте глобального потепления» — собственно о глобальном потеплении, Никонов в этом ничегошеньки не понимает, но книга веселая.)
Я поддерживаю Чарли) В последнее время любая прочитанная книга для меня самая лучшая. Последняя книга, которую я прочла это произведение Виктора Гюго «Человек, который смеется». Мне так понравилось. Такая завораживающая история, которую прожила вместе с покинутым мальчиком. Написано так, что в один момент вроде все налаживается, думаешь это хорошо, пускай так и будет, хватит уже страданий, но не тут то было. Все снова закручивается, появляются новые факты, события и герои. И ты вновь в пучину с головой:)
Есть прекрасная книга о взаимоотношении полов. Она помогает избавиться от множества гендерных стереотипов — Алан и Барбара Пиз — Язык Взаимоотношений. Посвящена всему, что касается отношений мужчины и женщины от а до я, и не является большой по объему.