Рассказы о существах так называемой низшей демонологии лешем водяном домовом русалках ведьмах

Славянская мифология: домовой, леший, русалки

Автор:

08 сентября 2019 17:01

Сказки или реальность. Вам решать.

1.

Славянская мифология: домовой, леший, русалки

Любое загадочное и неизвестное создание существует для человека настолько, насколько он в него верит. А если верит, то может увидеть и услышать это существо, или может ощущать его присутствие.
Для одних существование домовых, леших, русалок – это просто сказки, а кто-то искренне верит и даже рассказывает о встречах с ними, описывает их облик и повадки. Наши предки свято верили в существование разных духов и считали, что они бывают самые разнообразные и живут рядом с человеком.
И каждому духу отведено своё особое место, где он является полноправным хозяином. Так в лесу властвовал леший, на болоте кикимора болотная, в реках и озёрах проживал водяной со свитой русалок, которые служили ему. А в доме обитал домовой, да и все дворовые постройки были заняты определёнными жильцами. Наши предки рассказывали про встречи с ними, описывали их внешность и повадки, знали, как можно задобрить или обмануть их, избежать неприятностей со стороны духов.
А мы сейчас считаем все их рассказы сказками, выдумкой, мифами. Наверное, мы утратили так называемый «третий глаз», связь с природой, и эти существа стали недоступны для нашего зрения, ощущения.
А может быть они стали осторожнее, ведь человек стал считать себя укротителем природы, и вытеснил всех непонятных обитателей, да и многих зверей в непроходимые места. Может быть, они сами переселились в глушь, где не ступала нога человека и не показываются больше людям на глаза, или вообще исчезли, не вынеся загрязнённого воздуха и отравленной воды рек и озёр.

2.

Домашние духи

Домашние духи домовой, банник, дворовой, кикимора запечная и прочие обитают в старых деревенских домах и на подворьях. Домовой живёт в доме вместе с человеком и является хозяином всех домашних духов, они у него в услужении, он управляет ими. Считается, что домашние духи более- менее дружелюбны к человеку и помогают ему в хозяйственных делах, если сам человек рачительный хозяин, заботящийся о своей скотине, о своём доме, о надворных постройках.

3.

Домовой

Домовой

В славянской мифологии домовой — это добрый домашний дух, который живёт вместе с человеком.Домовой помогает человеку по хозяйству, ухаживает за домашней скотиной, очень любит лошадей. Он защищает дом от краж, от пожара и от нечистой силы.
Домовой это добрый, морщинистый старичок, косматый, всё тело у него покрыто шерстью. Таким он и родился. Со временем он будет молодеть, а когда станет похож на младенца, тогда и придёт ему время умирать. Иногда домовой может принимать облик кошки.
Домовой не причиняет хозяевам зла, если ему по нраву жильцы дома. Он заботится о доме, может предупредить о несчастье, издавая стук или хлопая дверями. А в особых случаях даже может показаться кому- то из домашних.
Домовому нравятся настоящие трудолюбивые, хозяева, которые любят и заботятся о своём доме, о семье. Домовой любит, чтобы в доме был порядок и чистота, и помогает хозяевам поддерживать чистоту.
А вот если домовой невзлюбил домочадцев, или они обидели его, тогда он становится мстительным, щиплется, оставляя на теле человека болезненные синяки. Если на теле человека сами по себе появляются такие синяки, значит, жди неприятности. Если хозяин дома не поладит с домовым и не помирится вовремя, то домовой будет мстить.
Туго тогда придётся всем домочадцам, по ночам не будет покоя, будут шуметь шишиги, а коркоруши, обернувшись чёрными кошками, будут путаться под ногами. Да и все съедобные припасы могут исчезнуть из дома, их просто съест лизун-жировик. А в дом с ближайшего кладбища приползут духи мертвецов — упыри и в доме заведутся злые духи — навии.

4.

Дворовой

Дворовой

Дворовой – это помощник домового, он охраняет двор, домашнюю скотину, и всё, что растёт во дворе и считается не совсем добрым духом, так как недолюбливает человека и многих домашний животных, особенно белой окраски. Может мучить этих животных, и даже способен погубить, извести.
Дружит дворовой только с кошками, собаками и козлами. Внешность он имеет человеческую, но ноги у него могут быть козлиными, кошачьими и даже куриными.
Наши предки считали, что дворовой проживает на деревьях или в густых кустах и старались, чтобы все растения, деревья и цветы были ухожены. И если двор был ухожен, тогда и дворовой заставлял растения и цветы благоухать, хорошо расти и давать богатый урожай и приманивал ко двору удачу.
А если хозяева ленились, дворовой очень сердился и доводил их двор до полного запустения. Считалось, что дворовой дух может принимать облик животных и поэтому наши предки никогда не привечали и старались не пускать во двор приблудившихся животных. Чтобы дворовой не вредил людям, ему преподносили угощения, вешая их на железные вилы.

5.

Банник

Банник

Банник обитает в бане. Это маленький старик, но обладающий большой силой. Он голый, с длинной лохматой бородой, которая вся покрыта плесенью.
Это злобный дух, способный погубить человека, моющегося в бане, усыпить и удушить горячим воздухом. Может принимать облик кота, собаки и других небольших животных, а иногда и прикидывается банным веником.
Он любит пугать людей, стуча в стену, и раскидывая горячие камни с печки — каменки. Часто может обжечь кипятком, или упарить до полусмерти, если люди, которые пришли в баню торопятся быстрее помыться или пришли не в свою очередь. Считалось, что можно мыться в три очереди, а в четвёртую очередь моется сам банник.
Наши предки побаивались банника, старались задобрить его, после мытья обязательно оставляли ему кусочек ржаного хлеба с солью. После того как все помылись, баннику наливали чистую воду в таз и оставляли свежий банный веник и хороший пар, чтобы и он попарился. А под порог новой бани закапывали чёрную курицу, принося её в жертву.
А еще не ходили в баню поздно ночью и в праздник. Считалось, что банник помогает девушкам на святочных гаданиях предсказать, какой у неё будет жених. В полночь девушки вставали у открытых дверей бани, задирали юбку, и если банник прикоснётся мохнатой рукой –то жених у девушки будет богатый, если голой рукой — жених будет бедный, а если рука будет мокрая — то жених будет пьющий.

6.

Кикимора

Кикимора

Кикимора, чаще всего живет в лесу или на болоте, но если дом или дача находится рядом с лесом, она с радостью меняет место жительства. Ещё она поселяется в свободных домах и банях, где нет домового и банника.
Кикимора-маленькая старушка, неопрятного вида, в лохмотьях, вредная, шустрая, имеет способность становиться невидимой и быстро передвигаться. Иногда появляется в виде брошенного ребёнка и люди, проявляя сострадание, пригревают кикимору, а она в насмешку над людьми убегает, исчезает.
Считалось, что кикимора может похищать детей. Часто она пугает людей жутким воем, плачем, мешает спать, бегая по комнате и громко топая, разбивает посуду, раскидывает вещи, а если сильно разозлится, может спутать или состричь волосы и даже наваливаться на спящих людей и душить их.
Чтобы кикимора покинула дом, в сенях вешали горшок без дна или раскладывали по дому шерсть верблюда и ладан. Наши предки считали, что кикимору в дом могут подселить колдуны или плохие люди, подкинув куколку, сделанную из тряпок или щепок. И для того, чтобы избавиться от кикиморы и её проделок необходимо отыскать эту куколку и сжечь её на костре.

7.

Духи леса и воды -Леший

Духи леса и воды -Леший

Леший так же считается добрым духом. Живёт он в лесу и считается хозяином леса, он сторожит лес, ухаживает за деревьями и травами. Леший часто гуляет по лесу в окружении волков,зайцев, охраняет зверей и птиц от охотников.
Леший – это косматый старик, иногда покрытый корой, с козлиными ногами и рогатый. Он может превращаться в любых зверей или птиц ,может прикинуться деревом или кустом или грибом.
Наши предки побаивались лешего, в лесу не шумели, не свистели, не кричали, прежде чем зайти в лес по грибы или ягоды спрашивали у лешего разрешения, оставляли на пнях или тропинках ему гостинцы, блины, сало, завёрнутые в чистую ткань и перевязанные красной ниткой.
Если человек ломал деревья или убивал животных ради забавы, или разорял гнёзда птиц, поджигал лес — леший мог отомстить. Как правило, леший не губит людей, а наказывает их, может заморочить голову и завести в чащобу, и человек будет долго плутать по лесу, выбившись из сил, а леший — наказав плохого человека, будет радоваться, хохотать, хлопая в ладоши.
Чтобы избавиться от козней лешего нужно переодеть одежду изнанкой вверх, или надеть шапку задом наперед или переобуть обувь с левой ноги — на правую ногу.
Но стоит его задобрить ласковыми словами или гостинцем и попросить вывести на тропинку он обязательно поможет, так же он может указать грибное место или полянку где много ягод. Часто леший помогает людям отыскать пропавшую корову или козу. Пастухи и охотники всегда заключали с лешим договор и никогда не нарушали его.

8.

Водяной

Водяной

Водяной — это злой дух, это водный царь и живет он в речных омутах, под водяными мельницами и на дне озёр.
Водяной это старик с большим животом, с лохматыми волосами, с бородой и усами. Волосы и всё тело покрыто зелёной тиной и грязью. Он ухаживает за реками и озёрами, пасет свои рыбьи стада, ездит на крупной щуке или соме. Может превращаться в крупную рыбу или прикинуться корягой или стволом дерева, плавающего в воде.
Водяного боялись и прежде чем зайти в воду старались задобрить пением или танцами на берегу реки или озера, а так же приносили в жертву плоды или животных.
Мельники и рыбаки заключали с водяным договор, и прежде чем ловить рыбу полагалось бросить лапоть в воду в дар водяному, чтобы была удачной рыбная ловля. Первую рыбу всегда отпускали, в дар водяному. Если водяной гневался, то поднимал бурю на воде, разгонял рыбу, разрушал запруды и даже мог утянуть человека на дно в своё подводное царство.
Наши предки не купались в реках и озёрах в Иванов, Ильин и Петров день, и в то время, когда цветёт рожь, а так же ночью.

9.

Русалки

Русалки

Русалки — духи воды, обитают в подводном царстве и служат водяному. Русалки вечно молодые и красивые девушки с длинными зелёными волосами, обладающие чарующими голосами. У них бледная прозрачная кожа, они босоногие, а из одежды у русалок только просторная белая рубаха, да и то не у всех, многие просто голые.
Считалось, что русалками становятся девушки, которые утонули или утопились от неразделённой, несчастной любви, а так же младенцы, умершие некрещёными.
Днём русалки спят на дне водоёма, а вечером всплывают на поверхность и всё ночь плещутся в воде, веселятся. Когда наступает Русалочья неделя, русалки выходят из вод речных и устраивают на берегах водоёмов игрища с песнями и хороводами, они убегают в поля, в леса, плетут венки из цветов и трав, раскачиваются на ветвях деревьев.
Наши предки считали, что в полях, где бегали русалки и водили хороводы, будет богатый урожай хлеба.
Встречаться с русалками опасно. Своим чарующим пением они заманивают путника к рекам и омутам, щекочут его до смерти и утаскивают под воду.
В Русалочью неделю не купались в реках и озёрах, да и старались стороной обходить берега водоёмов. Носили с собой траву полыни — как оберег, считалось, что русалки не выносят запах полыни, и если случилась встреча с русалкой, ей нужно показать полынь, и она не сможет зачаровать своим пением и навредить путнику. А если девушки или женщины в поле или на тропе встречались с голыми русалками, они обязательно должны были кинуть русалке платок или лоскут материи, оторвав его от своей одежды.
Славянские русалки рыбьих хвостов не имели, а девы с рыбьими хвостами назывались у наших предков фараонками и обитали в морских пучинах.

Ссылки по теме:

Глава 3

НИЗШАЯ МИФОЛОГИЯ

Леший. — Водяной. — Болотник. — Полевик. — Полудни-ца. — Русалки. — Шуликуны. — Домовой. — Кикимора. — Баенник. — Обдериха. — Овинник. — Гуменник

Термин «низшая мифология» для обозначения мифологических персонажей, с которыми мы встречаемся в фольклорных и этнографических записях ХIХ-ХХ веков, условен, так как в народных верованиях этого времени уже не было места языческим божествам, представлявшим в древности уровень «высшей мифологии». Более того, с утверждением христианства на Руси образы высших языческих божеств, входящих в пантеон, постепенно трансформировались в народном сознании в сторону снижения, приобретая черты низших духов. Вспомним, к примеру, Мокошь — божество, покровительствующее женщинам и женским занятиям, которое со временем было низведено до уровня низшего духа Мокоши, или Мокуши, связанного, однако, с прядением, как и его предшественница.

Во времена же язычества низшие мифологические существа, согласно мнению исследователей, были гораздо ближе к человеку, чем высшие божества. Домашние и родовые духи, хозяева природных пространств активно вмешивались в жизнь человека, постоянно находясь в диалогических отношениях с миром людей. Поэтому в период становления христианства верования в низших духов продолжали существовать по-прежнему, тогда как поклонение высшим богам, представления о которых довольно быстро выветрились из народного сознания, уступило место христианской вере в Бога. Многовековое сосуществование православия и дохристианских верований не могло пройти бесследно. Представления о некоторых мифологических существах трансформировались или забывались вовсе, взамен появлялись новые, подчас известные лишь в узких локальных традициях. Так, например, поверья о домовом, лешем, водяном развиты у русских практически повсеместно, а о кикиморе, обдерихе — только на Русском Севере.

Как принадлежащие к миру природы — «иному», потустороннему, «чужому» для человека — образы низшей мифологии воспринимались в народном сознании как демонологические существа и имели общее название «нечистая сила», или «нечисть». В рамках и языческого, и христианского мировосприятия, четко разделявших божественное и бесовское начала, представители низшей мифологии воспринимались как носители последнего, хотя при этом далеко не всегда в контакте с человеком они характеризовались как однозначно отрицательные. В этиологических легендах, повествующих, в частности, о происхождении нечистой силы, в разных формах воплощается идея ее противопоставления Богу. Согласно одним повествованиям, нечистая сила создана самим Богом: из его отражения в воде, из его плевка. По другим легендам, нечистая сила образовалась из проклятых Богом демонических существ, надоевших ему «некрещеных». По третьим, в нечистую силу превратились низвергнутые Богом с небес ангелы: они так стремительно летели вниз, что всюду падали на крыши домов, в леса, в воду, и где какие упали, так там и остались. Те духи, что попадали на дома, стали называться домовыми, что в леса — лешими, что в воду — водяными. В Приангарье эта легенда, записанная в начале ХХ века, звучит следующим образом:

На небе у Бога были андели. Их было много. Жили ладом, хорошо. Потом о чем-то застырили промеж собя — это андели и Бог-то. Бог-то взял и спихнул их с неба. Ну, они полетели вниз, на землю. Кто куда упал, тот таким и доспелся. Новой упал в лес, доспелся лешим, новой в баню — так банник, а другой на дом — тот суседка; на мельницах живут мельники, на гумне и ригах — рижники. В воде опеть же водяные черти. А один упал в чан с пивом, баба наживила, ну там хмельник живет.

Бремя грехов Адамовых. Русский рисованный лубок.

Смоленская легенда рассказывает о том, что Адам постеснялся показать Богу целую ораву своих детей и часть из них спрятал. Эти спрятанные дети и сделались темной силой: хозяевами — по домам, лесовыми — по лесам, полевыми — по полям, водяными — по водам.

Сохранились также мифологические представления о том, что разного рода демонологическими существами становятся некрещеные дети, обмененные «нечистой силой» и рожденные от сношения с нею младенцы, проклятые и умершие неправильной смертью люди. Со времен глубокой древности и по сию пору в народном сознании существует различение правильной и неправильной смерти. Так, ушедшие из жизни естественно, от старости, осмыслялись как «правильные» покойники. Соответственно, они вливались в ряд почитаемых предков, которых называли «родителями» или «дедами». Умершие же от самоубийства, опоя при чрезмерном пьянстве, несчастного случая — утонувшие, сгоревшие и т. п. — считались «неправильными» покойниками, так как они не осуществили до конца свой жизненный путь. К этой же группе покойников относили тех, кто умер, не реализовав полностью те жизненные программы, которые выполняются всеми обычными людьми. Это, прежде всего, дети, мертворожденные, сознательно или случайно загубленные матерями, умершие некрещеными, а также не вступившие в брак, не оставившие после себя потомства. Все эти покойники, по народным представлениям, становились опасными для живых людей, поскольку не могли спокойно обрести свое место на том свете до тех пор, пока не придет срок смерти, положенный им при рождении. По поверьям, их не принимает земля, а их душами повелевает нечистая сила. До назначенного часа неправильные покойники бродят по земле неприкаянными, завидуя живым, пугают их, привносят в природу дисгармонию, отчего не вовремя случаются засуха, заморозки, вихри, что, в свою очередь, ведет к неурожаю, мору и другим стихийным бедствиям. Из таких покойников, например, происходят русалки, кикиморы, шуликуны и другие мифологические существа.

Названия персонажей низшей мифологии связаны с их отличительными признаками. Один из основных признаков номинации — место обитания: «леший», «полевой», «луговик», «межник», «водяной», «дворовой», «домовой», «овинник», «банник», «гуменник», «рижник», «запечник». Иногда именования персонажей соотносятся со временем их появления и действия: «по-лудница», «полуночница», «ночница», «святке», «святочница». Многие названия характеризуют действия и формы проявления персонажей: «гнетко», «обдериха», «игрец», «обмениха», «смутитель», «лизун», «лоскотуха». Некоторых духов низшей демонологии, обычно соотносимых с тем или иным пространством, называли «хозяином», «царем», «богом».

Несмотря на то что в традиционном воображении демонологические персонажи наделялись чаще всего антропоморфным обликом (хотя при этом — обычно с аномальными для человека, звериными признаками: нагота или косматость, остроголовость, хвостатость, рогатость, хромота, кривизна), их природа тем не менее всегда осознавалась как «чужая», отличная от человеческой, противопоставленная ей. Неслучайно черта называли «нечеловеко-ватым», а нечистую силу вообще — «нежитью». Представители мифологического мира, хоть и похожие по внешнему виду на людей и даже вступавшие с ними в отношения, никогда не воспринимались как часть человеческого общества, со свойственными ему нормами жизни и поведения. Отсюда наименования, например, лешего «вольным», а водяного и других подобных существ «ди-конькими». Вместе с тем к персонажам низшей мифологии нередко применялись названия по родству и социальным отношениям: «батюшка», «матушка», «бабушка», «дудушко», «дядя», «подруга», «суседушко», «помощники», «сотрудники», «гость». Эти именования выполняли этикетную и защитную функции.

Система мифологических представлений о духах и существах такого рода имела в традиционном обществе практическое значение: она очерчивала нормы поведения человека для поддержания порядка в отношениях между миром природы и миром людей. Передача этих представлений из поколения в поколение происходила с помощью мифологических рассказов, более или менее оформленных в сюжетное повествование. Представления о разных образах низшей мифологии и рассказы о них бытуют до сих пор.

Читайте также

Глава 1 БРЕМЯ «ПЛАВИЛЬНОГО ТИГЛЯ»: мифология Средиземноморья

Глава 1
БРЕМЯ «ПЛАВИЛЬНОГО ТИГЛЯ»: мифология Средиземноморья

Зевс, меж богов величайший и лучший, к тебе моя песня!
Громкораскатный, владыка державный, судья-воздаятель,
Любишь вести ты беседы с Фемидой, согбенно сидящей.
Милостив будь, многозвучный Кронид, —

Глава 2 «МОЖНО ЖДАТЬ ЧЕГО УГОДНО, МОЖНО ВЕРОВАТЬ ВСЕМУ»: семейная и государственная мифология античности

Глава 2
«МОЖНО ЖДАТЬ ЧЕГО УГОДНО, МОЖНО ВЕРОВАТЬ ВСЕМУ»: семейная и государственная мифология античности

Стойте в молчанье кругом: освящаем поля мы и жатву,
Чинный свершая обряд, древле завещанный нам.
Вакх, снизойди, и с рожек твоих да склоняются грозди,
Ты же, Церера,

6. Мифология

6. Мифология
6.1. Как, согласно воззрениям пеласгов, возникла Вселенная?Согласно религиозным представлениям пеласгов (древнейшего населения Греции), в начале творения из Хаоса восстала Эвринома – богиня всего сущего. Первым делом она отделила небо от моря, а затем, танцуя

Глава 4 «СЕРДЦЕ И ЕСТЬ БУДДА»: мифология китайского буддизма

Глава 4
«СЕРДЦЕ И ЕСТЬ БУДДА»:
мифология китайского буддизма

Ученик победит землю, мир Ямы и этот мир богов.
Дхаммапада

Китай и иноземные влияния. — Мировые религии в Китае. — Проникновение буддизма. — Первые переводчики сутр. — Хинаяна и Махаяна. — «Китаизация»

Глава 5 ТРИ ВЕРЫ — ОДИН МИР: поздняя китайская мифология

Глава 5
ТРИ ВЕРЫ — ОДИН МИР:
поздняя китайская мифология

Как известно, наша Вселенная находится в чайнике некоего Люй Дунбиня, продающего всякую мелочь на базаре в Чанъани… Еще когда Люй Дунбинь дремал за своим прилавком на базаре, в его чайнике шли раскопки развалин

Глава 1 ВЫСШАЯ МИФОЛОГИЯ

Глава 1
ВЫСШАЯ МИФОЛОГИЯ

Перун. — Велес (Волос). — Гипотеза об «основном» мифе восточных славян. — Мокошь. — Сварог (Сварожич). — Дажьбог-Хорс. — Стрибог. — Симаргл (Семаргл). — Исторические причины появления чужеземных божеств в пантеоне «русских»

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ ЭЛЬФЫ И ДРУГИЕ: НИЗШАЯ МИФОЛОГИЯ БРИТАНСКИХ ОСТРОВОВ

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
ЭЛЬФЫ И ДРУГИЕ: НИЗШАЯ МИФОЛОГИЯ БРИТАНСКИХ

Глава 8 БРИТТСКИЕ ГОБЛИНЫ: НИЗШАЯ МИФОЛОГИЯ БРИТТОВ[44]

Глава 8
БРИТТСКИЕ ГОБЛИНЫ: НИЗШАЯ МИФОЛОГИЯ БРИТТОВ[44]
Достоинства сказки. — Вера в фейри. — Святой Коллен и Гвинн ап Нудд. — Авалон. — Разновидности фейри. — Эллилон. — Эллилдан. — Коблинай. — Озерные фейри. — Горные фейри. — Подменыши. — Тилвит Тег. — Музыка

Глава 9 СРЕДИННОЕ КОРОЛЕВСТВО: НИЗШАЯ МИФОЛОГИЯ ГЭЛОВ[54]

Глава 9
СРЕДИННОЕ КОРОЛЕВСТВО: НИЗШАЯ МИФОЛОГИЯ ГЭЛОВ[54]
Историчность преданий. — Сиды, или ши. — Ведьмы. — Эльфы. — Лепрехуны. — Волшебные деревья. — Пука. — Проделки гэльских фейри. — Волшебный ветер. — Тропы фейри. — Бродячие огоньки. — Зачарованные места. —

МИФОЛОГИЯ

МИФОЛОГИЯ
(греч. myphos — сказание и logos — рассказ) — тип функционирования культурных программ, предполагающий их некритическое восприятие индивидуальным и массовым сознанием, сакрализацию их содержания и неукоснительность исполнения. Различают: классическую М. как тип

Мифология

Мифология

• «У всех иногда бывает депрессия, это дело житейское, такие пустяки сами пройдут. Никакая это не болезнь, просто делать человеку нечего, поэтому он выдумывает себе «плохое» настроение, баловство какое-то!»
Весьма оптимистичное, но тупое и косное мнение, потому

Мифология

Мифология
Альтернативщики и прочие астральные маги оправдываются тем, что, мол, отсутствие эффекта не страшно: в этом и суть, чтобы человек бы исцелился силой

  1. Низшая мифология славян

Персонажами
низшей мифологии являются различные
духи приро­ды (домовые, полевые,
водяные, лесные и т. д.), не имеющие
бо­жественного статуса. Верования
наших предков в повсеместную населенность
природы разными ду­хами приводили к
тому, что в повседневной жизни человек
зависел от них больше, чем от богов
вы­сшей мифологии. Связь персонажей
низшей мифо­логии с бытовой магией
способствовала сохранению представлений
о них, после принятия христианства
перешедших в разряд суеверий. Кроме
того, они стали главными персонажами
многих сказок и быличек, составив
бесчисленный сонм «нечистой силы».

  • Навьи
    и упыри

Навьи
(от древнерусского навьи-воплощение
Смерти) — враждебные духи умерших,
первона­чально чужеплеменников,
чужаков, умерших не в своем роду-племени,
позднее — души иноверцев. Зловредность
навий была универсальна: они вызы­вали
различные болезни людей и скота, их
смерть, а также стихийные бедствия.Верный
способ уберечь­ся от навий — не
выходить из дома. Дом был защищен от
злых духов магической символикой.
Различные заговоренные предметы,
изображения коней и петухов, солярные
и громовые знаки от­гоняли навий от
жилища. Оставаясь вне пределов дома,
наши предки, чтобы защитить себя от
воз­действия злых навий, носили разные
обереги, поль­зовались заговорами, а
свою одежду в тех местах, где навьи могли
проникнуть к телу (ворот, застеж­ка,
обшлага рукавов, подол), украшали
вышив­кой, состоящей из охранительных
магических зна­ков. Имелся еще один
способ не подвергаться воз­действию
авий — задобрить их. Для этого навий
приглашали помыться в бане.

В
Радзивиловской летописи на миниатюре,
ил­люстрирующей нашествие навий на
Полоцк, они изображены в виде
человекообразных существ, пок­рытых
шерстью, и хвостатых. По украинским
по­верьям, навьи (навки, мавки) имеют
спереди чело­веческое тело, но со
спины у них видны все внутренности. В
мавок превращаются умершие до крещения
дети. Очень часто в восточнославянском
фольклоре навьи отождествляются с
упырями, тоже злыми, вредоносными духами.
Однако, по мнению ученых, такое
отождествление произошло в более позднее
время в силу функционального сходства
навий и упырей, представления же об
упырях более архаичны. В «Слове об
идолах» говорится, что сла­вяне, еще
не зная богов, почитали духов: упырей и
берегинь. «Словене начали трапезу
ставити Роду и рожаницам переже Перуна
бога ихъ. А преже того клали требы упиремь
и берегынямъ». Берегини — добрые духи,
оберегающие людей. Обра­щает внимание
то, что берегини — духи женского рода.
Ученые относят почитание берегинь к
материнско-родовому культу святынь и
покровителей, т. е. к эпохе матриархата.

В
противопоставлении упырей и берегинь
отра­зился дуализм мировосприятия
древнего человека. Представители
структуралистского направления в
мифологии видят здесь бинарную оппозицию
до­бро-зло: берегини — упыри. Первобытный
человек делил мир по принципу отношения
этого мира к нему самому: плохое (злое)
составляло одну сторо­ну мира, сферу
чужого, а хорошее (доброе) — дру­гую,
сферу своего. Бинарная оппозиция свой
— чужой отчетливее всего проявляется
в возникшем позднее, на этапе патриархата
культе предков, которые противопоставлялись
злым духам чужих мертвецов — навий.

В
представлении славян упыри — злые духи
(позднее «живые мертвецы»), пьющие кровь
у людей и животных. Этимология слова
упырь (древнерусск. пирь, болг. въпиръ,
вампир, в дру­гих славянских языках
формы слова равны рус­скому или
болгарскому) не ясна. Некоторые ученые
(Соболевский, Вайан и др.) связывают это
слово с парить, перо.

Позднее
упырь (вампир) стал пониматься как
особого рода мертвец, оживающий по ночам
и уби­вающий людей или животных (или
сосущий у них кровь). Жертва упыря может
тоже стать упырем. Но обычно упырями
становятся «заложные покой­ники» —
люди, умершие неестественной смертью:
от насилия, в молодом возрасте («раньше
срока»), самоубийцы, «опойцы», а также
связанные с не­чистой силой колдуны,
которые при жизни могли быть
оборотнями-волкодлаками (отсюда
неправомерное отождествление в
художественной литера­туре
вампиров-упырей и вурдалаков-волкодлаков),
люди, родившиеся от нечистой силы,
покойники, через гроб которых перепрыгнула
черная кошка. Такие мертвецы не погребались
на кладбище и в ряде мест вообще не
предавались земле. Счита­лось, что
мать-сыра земля не принимает нечистое
тело, а возвращает его к живым людям,
сколько бы раз его ни хоронили. При этом
труп нисколько не подвергается тлению,
и благодаря этому упырь, выходящий по
ночам из могилы, внешне трудно отличим
от живого человека. Для предотвращения
появления «живых мертвецов» таких
покойников не закапывали в землю, а
оставляли где-нибудь в пустынном месте,
заложенными сучьями (отсюда их название
— заложные, т. е. заложенные покой­ники).
Но иногда и таким образом похороненные
мертвецы становились «живыми мертвыми»
и вре­дили окружающим. Чтобы «упокоить»
упыря, сле­довало пронзить его осиновым
колом. Об этом обычае писал великий
книжник XVI
в. Максим Грек: «Телеса утопленных или
убиенных и повер­женных не сподобляюще
я погребанию, но на поле извлекоше их,
отыняем колием».

Легенды
и сказки об упырях-вампирах сущес­твуют
у всех славянских народов. От славян
рас­сказы о вампирах распространились
по всей Евро­пе и вошли в художественную
литературу. Самым известным из образов
вампиров в художественной литературе
является, пожалуй, граф Дракула, ге­рой
одноименного романа Б. Стоукера. Роман
был написан на рубеже XIX—XX вв. и запечатлен
во множестве кинематографических
версий. Прототи­пом этого героя
послужил валашский (румынский) князь
Влад IV, прозванный за свою жестокость
у себя на родине Цепешем (прокалывателем,
сажателем на кол), а в венгерских и
немецких землях — Дракулой (драконом).
Необычайная жестокость, мстительность
и коварство Влада Цепеша послу­жили
основой для сказаний о его «неугомонности»
и после смерти. Рассказы о Дракуле быстро
разо­шлись по средневековой Европе,
были они извест­ны и на Руси («Повесть
о Дракуле», 1486 г.).

  • Берегини
    и вилы-русалки

Почитание
берегинь уходит своими корнями в
матриархально-родовой культ
духов-покровителей. Связь слова берегиня
с глаголами «беречь», «обе­регать»
очевидна. Берегини — духи, оберегающие
людей от злых сил, противостоящие
злокозненным упырям. Но некоторые ученые
отмечают связь име­ни «берегиня» и
со словом «берег». Так, Б. А. Ры­баков
соотносит слова «берегиня», «оберегать»,
«берег» следующим образом: «Для
первобытного рыболова эпохи мезолита
и неолита было совер­шенно естественно
соединить понятие о береге, о твердой
надежной земле с понятием оберегания,
охраны от нежелательного. В современных
рус­ских диалектах слово «берегиня»
уцелело только на Севере, где дольше
всего сохранялся охотничье-рыболовческий
быт». Тем не менее следует осторожнее
подходить к установлению эти­мологической
связи между берегинями. Несомненна
исконная связь между первыми двумя
именами, но возведение этимоло­гии
слова «берег» к глаголу «беречь» многим
лингвистам кажется малоубедительным.
Скорее всего, в дуалистическом
мировоззрении древних людей берегини
обладали свойством вездесущности, а не
ограничивались лишь водной стихией.
Ограниче­ние (локализация) происходит
позже, когда с раз­витием мифологического
миропонимания природные объекты и
явления персонифицируются в образах
духов или божеств. Письменные источники,
упо­минающие берегинь, как раз и
фиксируют такую локализацию.

Например,
на отношение берегинь к водоемам или к
их прибрежной зоне указывает контекст
одного из фрагментов «Слова некоего
христолюбца»: «А друзии к кладязям
приходяще моляться и в воду мечють
велеару жертву приносяще. А дру­зии
огневи и камению и рекам и источником
и берегыням». «А другие молятся, приходя
к ко­лодцам, и бросают что-либо в воду,
принося жертву Велеару (библейскому
божеству лжи и разрушения. А другие —
огню и камням, и рекам, и источникам, и
берегиням»). Связь берегинь с водой
объясняется просто:

вода
— непременное условие жизни, плодородия,
а следовательно, добра. Кроме того,
древние славя­не-земледельцы понимали
берегинь как податель­ниц живительной
влаги рек и источников, дождя. А
множественность берегинь указывает на
архаич­ность представлений о них.

Некоторые
исследователи считают, что со вре­менем
функции берегинь перешли на вил-русалок.
Вилы в славянском фольклоре — женские
божес­тва низшего порядка, покровительницы
влаги, обес­печивающей жизнь. Как
мифические существа-пода­тельницы
жизни вилы часто упоминаются вместе с
рожаницами, главным образом, с Мокошью:
«… и ньюя по украинам их молятся
проклятому богу их Перуну, Хорсу и Мокоши
и вилам», — писал ав­тор «Слова об
идолах». В «Слове некоего христолюбца»
указывается и точное число вил:
«Христь-янин не мога терпети христьян
двоеверно живущих, верующе в Перуна и
Хорса, и в Мокошь, ив Сима и в Рьгла, и в
вилы, их же числом 30 сестрениць. Глаголють
бо невегласии: «То все мнять богыня-ми»
и тако покладывають им требы и кур им
режють».«Христианин не мог терпеть
христиан, двоеверно живущих, верующих
в Перуна и Хорса, в Мокошь, и в Симаргла,
ив вил, числом 30 сес­триц. Потому что
говорят невежды: «Их все боги­нями
считают», — и совершают им требы и кур
им режут». В данном фрагменте зафиксирован
и обряд жертвоприношений вилам («кур
им режут»), сохранявшийся несколько
столетий после креще­ния Руси.

Болгарский
фольклор сохранил описание вил (самовил)
как добродетельных богинь влаги.
«Ру­салки (вилы) суть женские существа
— очень кра­сивые девушки с длинными
косами и крыльями. Они живут на краю
света, а к нам прибывают лишь однажды в
году и в нужное время орошают дождем
хлебородные нивы. Они выливают росу из
рогов, и хлеба начинают колоситься. От
русалок зависит плодородие нив». Сербский
фольклор изо­бражает русалок в виде
молодых красавиц с длин­ными волосами,
спускающимися по спине и груди. Одеты
они в белые платья длиною до пят. По
некоторым поверьям, эти длинные одеяния
скры­вают козьи, лошадиные, или ослиные
ноги вил. Обычно вилы доброжелательны
к людям, они за­щищают обиженных и
сирот. Если же вил разо­злить, то они
могут убить одним взглядом. Вилы имеют
крылья и летают, как птицы.

Вилы-русалки
представлялись существа­ми доброносными,
они были связаны с культом плодородия,
олицетворяя одно из непременных условий
такового, — влагу.

В
старину существовали особые празднества,
пос­вященные вилам-русалкам — русалии.
Они были тесно связаны с молениями о
дожде и приходи­лись в основном на
середину весны — начало лета. Кульминацией
русалий являлась русальная неделя —
период от Семика до Петрова дня.

Русалка
— это существо, которое чествуют в
праздник русалий. Данная точка зрения
в настоящее время является доминирую­щей
среди исследователей славянского
язычества. Ко всему этому весьма уместно
прибавить, что rosalia — праздник роз еще
у римлян-язычников был тесно связан с
культом умерших предков.

В
более же позднее, время под влиянием
хрис­тианства мифический образ русалок
у восточных славян трансформировался
и перешел в разряд не­чистой силы. В
таком виде, в виде демонических существ,
русалки описаны этнографами ХIХ начала
XX в. Согласно народным поверьям русалка­ми
становятся все младенцы женского пола,
ро­дившиеся мертвыми или умершие без
крещения, а также взрослые утопленницы.
В этих поверьях про­слеживается все
тот же культ заложных покойни­ков,
который мы отмечали, говоря об упырях
и навьях. Русалки имеют внешность
красивых деву­шек, по одним представлениям
они обладают веч­ной юностью, по другим
— русалки смертны: в облике русалок
покойницы «доживают свой зем­ной
срок», а потом наступает их естественный
конец. Русалки имеют тот же характер,
привычки и вкусы, какие были у покойниц.
Наиболее актив­ны те из них, кто умер
неудовлетворенной, с ка­ким-нибудь
страстным желанием, или же те, кто при
жизни обладал беспокойным характером.
Ук­раинцы к русалкам относят и мавок
(навок).

Русалки
живут в хрустальных дворцах на дне рек.
В русальную неделю они выходят на берег
и в ближайшие леса и рощи, где качаются
на ветвях деревьев, разматывают пряжу,
похищенную у жен­щин, которые ложатся
спать без молитвы, и поют. Поют русалки
так завораживающе, что услышав­ший
их пение человек полностью подчиняется
их воле. Попавшего к ним русалки могут
защекотать до смерти, поэтому украинцы
называют их еще лоскотухами, а белорусы
— казытками. Иногда русалки, прежде чем
щекотать, загадывают чело­веку загадки
и, если он их не отгадает, то погиб­нет.

В
народе существуют легенды и предания
о люб­ви русалок и мужчин. Русалка,
защекотав мужчи­ну, уносит его в свое
жилище, где он оживает и становится ее
мужем. Он живет там в полной ро­скоши,
и всякое его желание удовлетворяется,
кроме одного — хоть на мгновение оставить
водя­ное царство.

В
восточнославянском фольклоре XIX—начала
XX
в. наибольшее число легенд и преданий
связа­но с днепровскими русалками.
Эти коварные су­щества зажигают ночью
по северным берегам Чер­ного моря
огни на курганах, чтобы заманить к себе
путников, а потом сбросить их с высокой
кручи в днепровские пучины.

Итак,
в представлениях восточных славян
русалки являются, во-первых, существами,
связан­ными с земной водой, духами
воды; во-вторых, мифологическими
персонажами культа плодородия,
покровительницами вегетативных сил
злаков, что тесно связано с первым
пониманием, так как вода — необходимое
условие плодородия; в-третьих, злов­редными
существами, близкими к навьям, т. е.
от­носящимися к культу заложных
покойников. Пер­вые два понимания
восходят к языческим временам, к образу
вил и еще более древним берегиням, третье
же понимание русалок возникло уже под
влияни­ем христианства, вытеснившего
языческие персо­нажи в разряд нечистой
силы.

  • Домовой
    и другие домашние духи

Следы
низшей мифологии сохранились в наро­дных
верованиях в отличие от веры в высших
богов; поверья о домовом и лешем
распространены и сей­час в русской
деревне.

Распространение
веры в домового по всей Рос­сии
обусловило широкий набор различных
наименований духа — покровителя дома.

Считалось,
что домовой находился в каждом доме.
Домовой, как описывает В. И. Даль, дух —
хранитель и обидчик дома. Он стучит и
возится по ночам, проказит, душит ради
шутки сонного, гла­дит мохнатою рукою
к добру. Он особенно хозяй­ничает на
конюшне, заплетает любимой лошади гриву
в колтун, а нелюбимую вгоняет в мыло,
разбивает параличом, даже протаскивает
в подво­ротню.

Согласно
поверьям, в доме может быть только один
домовой; если заведутся двое, то они
начина­ют ссориться между собой.
Местонахождение до­мового указывают
по-разному: под печкой и за печкой, под
порогом, в подполье, на чердаке, в чулане,
в печной трубе, на полатях, в углу; по
ночам он навещает конюшню и хлев, за
пределы дома или усадьбы не выходит. За
печь надо было бросать мусор, чтобы
домовой не перевелся.

Домовой
покровительствует рачительным,
тру­долюбивым хозяевам, которые его
уважают и уме­ют ему угодить. Ленивых
и беспутных хозяев, которые не оказывают
ему почтения, домовой не любит и может
довести до разорения. Чаще всего милость
или немилость домового проявляется в
его отношении к скоту, особенно лошадям.
У каждого домового есть любимая масть
лошади — один лю­бит гнедых, другой
— чалых и т. п. В этом случае домовой
ухаживает за ней, заплетает ей ночью
гриву; если же лошадь нелюбимой масти,
то домо­вой замучает ее или заставит
хозяина переменить лошадь.

Верили
в то, что домовой может предсказывать
счастливые и несчастливые события. Он
предуп­реждает о них разными звуками,
плачем, оханьем, стонами (к горю), песнями,
прыжками (к радости), чаще же —
прикосновением в ночной темноте: если
прикоснется домовой мохнатой или теплой
своей лапой, — это к добру, если голой
или холодной, — не к добру, и он может
ответить просто человечес­ким голосом.

При
переезде в новый дом надлежало совер­шить
особые обряды, чтобы уговорить домового
переехать вместе с хозяевами.

Считалось,
что домовой вообще невидим и обна­руживает
себя лишь звуками. Однако в отдельных
случаях его можно и увидеть. Для этого
существо­вали различные способы:
если, например, с заж­женной пасхальной
свечой в руках прямо из цер­кви, не
заходя в хату, полезть на чердак, можно
увидеть там домового в одном из углов;
другой способ — спрятаться на ночь в
конюшне и смот­реть сквозь хомут или
борону. В. И. Даль записал поверье,
согласно которому, домового можно
уви­деть в ночь на Светлое воскресенье
в хлеву, он космат, но более этой приметы
нельзя упомнить ничего, он отшибает
память. Может показаться домовой и по
своей воле кому-нибудь из домаш­них,
предупреждая их о беде.

Домовой
представлялся в виде человека, часто
на одно лицо с хозяином дома. Предполагается,
что древнейшим названием домового могло
быть Мара.

  • Кикимора

Кикимора
(шишимора) — в восточнославянской
мифологии злой дух дома (иногда считается
женой домового). По ночам беспокоит
маленьких детей, путает пряжу. Кикимора
любит прясть или плести кружева, причем
звуки прядения кикиморы в доме предвещают
беду. Вера в кикимору сохраняется еще
в XIX
в. Даль описывает, что кикимора — это
род домового, который по ночам прядет,
днем сидит невидимкою за печью, а проказит
по ночам, с ве­ретеном, прялкою. В
прошлом веке говорили: «Спи, девушка,
кикимора за тебя спрядет, а мать вытчет!»,
«От кикиморы не дождешься рубахи» (хотя
она и прядет). По свидетельству В. Даля,
в Сибири существовало представление и
о лесной кикиморе, лешачихе. Кикимора
враждебна мужчинам. Она может вредить
домашним животным, в частности, курам.
Чтобы кикимора кур не воровала, пишет
Даль, вешают над насестом, на лык
отшибленное горло кувшина либо камень
со сквозною дырою. Основными атрибутами
(связь с пряжей, сырыми местами, темнотой)
кикимора схожа с мокушей, злым духом,
продолжающим образ славянской богини
Мокоши (ср. олонецкое поверье, согласно
которому, если пряхи дремлют, то говорят,
что заних прядет Мокуша).

Название
«кикимора» — сложное слово, вторая
часть которого — древнее имя женского
персона­жа мары, моры, первая часть,
возможно, связана со словом кика — «чуб,
коса, волосы» (родствен­ные кичка,
кок), менее вероятны сопоставления с
глаголом кикать — «кричать, куковать
и т. п.» » kaukas — «домовой, гном».

Водяной
— злой дух воды. Морской царь. Водяницы

В
России водяного называли также водяной
де­душка, водяной шут, водяной черт,
водяник, водовик, кое-где говорят омутник,
в Чехии его зовут vodnik. Он хорошо известен
у русских, а также у части белорусов,
тогда как у украинцев водяной несколько
отодвинут на второй план русалками. В
славянской мифологии — это злой дух,
вопло­щение стихии воды. Водяной был
одним из самых популярных образов в
демонологии восточных сла­вян.
«Домовой, леший и водяной входят в общее
представление злого духа, составляя
только мест­ные, так сказать, его
разновидности».

Образ
водяного подобно образу лешего,
преиму­щественно антропоморфный.
Чаще всего он высту­пает в облике
-мужчины с отдельными чертами животного
(лапы вместо рук, рога на голове) или в
образе безобразного старика, окутанного
тиной, с большой бородой и зелеными
усами. У В. И. Даля содержится такое его
описание: «Это нагой ста­рик, весь в
тине, похожий обычаями своими на лешего,
но он не оброс шерстью, не так назойлив
и нередко даже с ним бранится». Иногда
он мо­жет принимать и другую внешность:
представляться ребенком, ягненком,
свиньей, крупной рыбой и т. п. Водяной
принимал разные образы главным обра­зом
для того, чтобы заманить к себе в воду
чело­века.

Водяной
— хозяин водной стихии — морей, рек и
озер, он повелитель и покровитель рыб.
В пословицах о нем говорится: «Дедушка
водяной — начальник над водой»; «Со
всякой новой мельни­цы подать возьмет».
Человеку он, как правило, враждебен:
пугает и топит купающихся, разгоняет и
выпускает из невода рыбу, разоряет
плотины. В книге «Древняя религия славян»
Г. Глинка описы­вает водяного и его
повадки: «Водяные духи, или дедушки,
живут в глубоких местах рек, где имеют
великолепные домы. Они уносят купающихся
по тем местам людей, особливо же мальчиков,
коих и приучают жить у себя в домах, а
сии впоследствии времени заступают
место сих дедушек».

Водяной
уносит к себе тех, кто купается после
за­ката или в полдень или в самую
полночь. В XIX
в. верили, что водяной хватает тех, кто
перед купа­нием забыл осенить себя
крестным знамением, а также тех, кто не
носит крестов, забывает их дома или
снимает перед купанием. В этих поверьях
тесно переплетаются языческие и
христианские представ­ления. Под
водой водяной обращает свою добычу в
кабальных рабочих, заставляет переливать
воду, таскать и перемывать песок. Как
видим, по одним поверьям, утонувших
водяной обращает в своих рабов, по
другим, — утопленники сами становятся
водяными.

Живут
водяные чаще всего в омутах, в реках с
опасными водоворотами, около мельничных
пло­тин, в болотах.

У
восточных славян, а также у чехов, словен,
лужицких сербов известны также водяницы
— жен­ские духи воды, на Севере их
называли водянихи. Они близки русалкам
— это утопленницы, кото­рые становятся
злыми духами. В XIX
в., согласно сообщению В. И. Даля, считали,
что водяницы — это утопленницы из
крещеных, а потому и не принадлежат к
нежити, прочие русалки — это умер­шие
некрещеными.

Со
временем образ водяного и других духов
воды тускнеет и утрачивает свои прежние
черты, сбли­жаясь с «нечистой силой».
В XIX
в. о лешем, кикиморе, водяном говорили:
все это нежить, но водяной всех злее, и
его нередко зовут нечистым, сатаною.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1-вариант

1.Какому типу синонимов соответствуют данные пары слов: языкознание – лингвистика; вратарь – голкипер

А) стилистические В) Идеографические С) абсолютные Д) эвфемизмы Е) конверсивы

2.Какому типу синонимов соответствуют пары слов: высморкаться – воспользоваться носовым платком, туалет-уборная

А) абсолютные В) стилистические С) идеографические Д) конверсивы Е) эвфемизмы

3.Какое из указанных слов имеет в структуре лексического значения дополнительный коннотативный компонент:

А) учитель В) деревенщина С) студент Д) электросварка Е) компьютер

4. В каких отношениях находятся следующие пары слов: абонент – абонемент, диктат – диктант, белеть – белить А) паронимических В) синонимических

С) антонимических Д) омонимических Е) деривационных

5. В каких отношениях находятся следующие пары слов:

ключ¹ – ключ² завод¹ –завод² лук¹ –лук² А)синонимических

В) антонимических С) паронимических Д) омонимических Е) деривационных

6. Какое из слов является диалектным:

А) циркуль В) панева С) космос Д) альянс Е) деляга

7. Какое из слов является архаизмом:

А)монарх В)мастер С)аглицкий Д)шпилька Е)приказ

8. В каком ряду слов /словоформ/ все гласные переднего ряда:

А) мячи, телевидение, связник В) пединститут, летчик, жир С) легкий, заземление, к игле

Д) телеги, шипел, лилия Е) презрение, синеть, цирк

9. В каком слове наблюдается ассимиляция по твёрдости:

А) степь В) колосья С) концы Д) мягкой Е) кончать

10. В корне какого ряда слов (словоформ) наблюдается историческое чередование гласных: А) засохнуть-засыхать-засушить В) город-города-иногородний

С)история-исторический-предыстория Д)жесть-жестянка-жестяной Е)выпарить-пар-парная

11. Какое определение характеризует словообразование

А) раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка

В) раздел языкознания, изучающий словарный состав языка

С) раздел языкознания, изучающий произносительные нормы языка

Д) раздел языкознания, изучающий минимальные значимые части слов-морфемы и способы образования новых слов

Е) раздел языкознания, изучающий грамматические формы слов

12. Определите каким способом образовано слово привкус: А) суффиксальным

В) префиксальным С) суффиксально-префиксальным

Д) безаффиксным Е) префиксиально-суффиксально-постфиксальным

13. Какое слово образовано безаффиксным способом:

А) дворик В) сопереживание С) навсегда Д) сушь Е) взморье

14.Каким способом образовано слово вечнозеленый: А) лексико-синтаксический

В)лексико-семантический С)морфолого-синтаксический Д)морфологический Е) сложение

15. В какой паре слов наблюдается омонимия суффиксов: А) варить-варка В)учитель-преподаватель С)лес-лесник Д)носить-носка Е)подводный-подводить

16. Какое слово образовано путем сложения двух основ:

А) выпадание В) бездарь С) горнолыжник Д) дегуманизация Е) марсианин

17. Какое из данных существительных относится к разряду конкретных?

А) надежда В) радость С) переговоры Д) каникулы Е) соль

18. Какое из данных существительных относится к разряду неодушевленных?

А. народ В. Ферзь С. Журавль Д. друг Е. дети

19.Какое из данных существительных относится к женскому роду?

А. овощ В. Вуаль С. Табель Д. домина Е. санаторий

20. Выделите предложение, содержащее субстантивированное прилагательное:

А. Старушка шепчет добродушное В. У нее было добродушное лицо

С. Прошлое событие всех взволновало Д. Прекрасное завтра меня мало интересует

Е. Утро сегодня прекрасное

21. В примерах укажите числительное:

А)десятина В)Десяток С)Десятка Д)десять Е)удесятерить

22. Определите, в каком предложении употреблен глагол в форме средне-возвратного залога: А)Издавались и переиздавались первые две части его романа и повесть

В)Иванов соединился по телефону с майором С)Книги положительно оценивались критиками Д)Из лесу доносилось воркованье диких голубей Е)Месяц закрылся черной тучей

23. Укажите признак, который отличает предикативные сочетания от непредикативных словосочетаний:

А.Между компонентами устанавливается предикативная связь

В. Состоит из двух словоформ

С. Между компонентами устанавливается подчинительная связь

Д. Представляет расширенное наименование предмета

Е. Между компонентами устанавливается сочинительная связь

24. Укажите односоставное предложение:

А. С каждым днем, с каждым часом опасность для него возрастала

В. Арестовывали большевиков

С. В Петрограде шли повальные облавы и обыски

Д. На вокзалах и на всех выездах из города пассажиров останавливали офицерские патрули

Е. Емельянов жил в пригородном поселке

25. Укажите значение выделенного слова в предложении:

«Кому-то ещё не сидится дома»

А)Признак предмета В)Объект, связанный с действием С)Носитель предикативного признака Д) Объект, на который переходит действие Е) Субъект состояния

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1-вариант

1. Пример какой сказки дан: «Жил-был царь, у царя был двор, на дворе — столб, на столбе мочало, начинай сначала»?

А. волшебная В. социально-бытовая С. Детская Д. о животных Е. докучная

2. Как в русских народных сказках до 18 века называли Кощея Бессмертного?

А.Перун В.Идолище Поганое С. Карачун Д.Соловей-разбойник Е. Змей Горыныч

3. Рассказы о существах так называемой «низшей демонологии» — лешем, водяном, домовом, русалках, ведьмах – это:

А.былички В.Сказы С.Предания Д.легенды Е.сказания

4. Д. С. Лихачев показал, что в «Слове о полку Игореве» соединены два фольклорных жанра — А.«посвящение» и «слава» В. «заговор» и «былина» С. «похвала» и «плач»

Д. «сказ» и «притча» Е. «слава» и «плач»

5. Светские (мирские) жанры в древнерусской литературе А. житие, гимнография В.летопись, бытовая повесть С.слово, чтение, беседа

Д.торжественное слово, хождение Е. творение, сказание

6. Первый русский митрополит, автор «Слова о Законе и Благодати»

А.Нестор В.Илларион С.Алексий Д.Сергий Е. Даниил

7. Что такое литературное произведение?

А. особый вид художественной деятельности человека

В. элемент литературной системы

С. художественная модель реальной действительности

Д.наука, изучающая специфику, генезис и развитие литературы

Е. последовательность литературных явлений, подчиняющаяся закономерностям литературного развития

8.Материальный носитель образности литературных произведений:

А.метафора В. Образ С.знак Д. слово Е. символ

9.Двухтомный трактат немецкого философа Александра Баумгартена называется …

А. «Красота» В. «Возвышенность» С. «Эстетика» Д. «Этика» Е. «Прекрасное»

10. Построение, расположение всех элементов художественной формы называется

А.завязкой В.развязкой С.развитием действия Д.фабулой Е. композицией

11. Метонимия – это перенос названия с одного предмета на другой на основании их …

А. сходства В. Числа С. Содержания Д. смежности Е. выразительности

12. В тридцатые годы XVIII века основным направлением в русском искусстве становится

А.реализм В. Классицизм С.сентиментализм Д. романтизм Е. символизм

13.К кому обращена ода Г.Р. Державина «Фелица»?

А. императрице Елизавете Петровне В. императору Петру I С. императору Павлу I

Д. императору АлександруI Е. императрице Екатерине II

14. Кем являются главные герои повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

А.богатый чиновник и крестьянская девушка В.богатый дворянин и дворовая девка

С. богатый дворянин и крестьянская девушка Д. статский советник и дочь зажиточного поселянина Е. пастух и пастушка

15. Укажите определение жанра оды.

А. Стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица или события

В. Повествование о событиях исторической важности, описываемых в хронологическом порядке

С.Лироэпическое произведение, стихотворение фантастического, исторического и героического характера, часто по мотивам народных преданий

Д.Русский героический эпос

Е.Поучительное стихотворение

16.Кто является аллегорическим героем басни И.А.Крылова «Обоз»?

А. свинья В. Мартышка С. Слон Д. лошадь Е. волк

17. К какой теме относятся следующие стихотворения А.С. Пушкина: «Вновь я посетил…», «Брожу ли я вдоль улиц туманных», «Элегия» («Безумных лет участие веселье…»)

А.поэта и поэзии В. к философской С.свободы Д.любви Е.природы

18. Какому герою поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя отец завещал беречь и копить копейку? А.Чичикову В. Плюшкину С. Собакевичу Д.Ноздреву Е. Манилову

19. Идейный кульминационный центр поэмы М. Лермонтова «Мцыри»

А. эпизод борьбы Мцыри с барсом В.встреча с грузинкой С.сон о золотой рыбке

Д.побег Мцыри Е. возвращение Мцыри в монастырь

20. Н.В. Гоголь, собирая материалы по средневековью истории Украины, вместо научного труда создал героическое произведение…

А. «Вий» В.«Мертвые души» С.«Шинель» Д. «Тарас Бульба» Е.«Коляска»

21. Кому из героев комедии А.Грибоедова «Горе от ума» принадлежит фраза: Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь?

А) Скалозубу В) Хлестовой С) Молчалину Д) Фамусову Е) Чацкому

22. Для кого из перечисленных авторов характерны черты импрессионизма в изображении природы? А)Л.Толстой В)А.Фет С)Ф.Тютчев Д) Н.Некрасов Е) А.Минаев

23.Романтический герой М. Горького представлен в образе

А) Челкаша В)Емельяна Пиляя С) Коновалова Д) Сатина Е) Макара Чудры

24.О ком писал К. Чуковский: «Она первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично»?

А)А.Ахматова В)М.Цветаева С)З.Гиппиус Д)Мирра Лохвицкая Е) Кузьмина-Караваева

25. Данную стилевую тенденцию в лирике начала ХХ века представляют И. Анненский, К. Бальмонт

А)Эгофутуризм В)Натурализм С)Экспрессионизм Д)Акмеизм Е)Импрессионизм

ТЕСТОВЫЕ 
ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1-вариант

1.Какому типу синонимов соответствуют данные пары
слов:  языкознание – лингвистика; вратарь – голкипер

А) стилистические   В) Идеографические  С)
абсолютные   Д
) эвфемизмы  Е)  конверсивы

2.Какому типу синонимов соответствуют пары слов:  высморкаться
– воспользоваться носовым платком,  туалет-уборная

А) абсолютные  В)
стилистические  С)
идеографические  Д)
конверсивы  Е) эвфемизмы

3.Какое из указанных слов имеет в структуре
лексического значения    дополнительный коннотативный компонент:

А) учитель
В)
деревенщина
  С) студент  Д)
электросварка  Е)
компьютер

4. В каких отношениях находятся следующие пары слов:  абонент
– абонемент,   диктат – диктант,  белеть – белить
    А)
паронимических         В)
синонимических       

С) антонимических                    Д) омонимических         
Е
) деривационных

5. В каких отношениях находятся следующие пары слов:

ключ¹ – ключ²       завод¹ –завод²     лук¹ –лук²      А)синонимических  

В) антонимических        
С
) паронимических       Д)
омонимических            Е
) деривационных

6. Какое  из  слов  является  диалектным:

А) циркуль
                   В) панева                     С)
космос                 Д) альянс          Е) деляга

7. Какое  из  слов  является  архаизмом:

А)монарх                      
В)мастер                      С)аглицкий              Д)шпилька       Е)приказ

8. В каком ряду слов /словоформ/ все гласные переднего
ряда:

А)  мячи,
телевидение, связник    В
пединститут, летчик, жир   С)
легкий, заземление, к игле

Д)  телеги,
шипел, лилия               Е
)  презрение,
синеть, цирк

9. В каком слове наблюдается ассимиляция по твёрдости:

А) степь                         В) колосья                    С) концы                 Д) мягкой         Е) кончать

10. В корне какого ряда слов (словоформ) наблюдается
историческое чередование гласных
:     
А
)  засохнуть-засыхать-засушить          
В
)  город-города-иногородний  

С)история-исторический-предыстория    Д)жесть-жестянка-жестяной
Е
)выпарить-пар-парная

11. Какое определение характеризует словообразование

А) раздел
языкознания, изучающий звуковой строй языка

В) раздел
языкознания, изучающий словарный состав языка

С) раздел
языкознания, изучающий произносительные нормы языка

Д) раздел языкознания, изучающий минимальные значимые
части слов-морфемы и способы образования новых слов

Е) раздел
языкознания, изучающий грамматические формы слов

12. Определите каким способом образовано слово
привкус:
     А) суффиксальным      

В) префиксальным                  С) суффиксально-префиксальным

Д) безаффиксным         
          Е) префиксиально-суффиксально-постфиксальным

13. Какое слово образовано безаффиксным способом:

А) дворик                    В) сопереживание              С) навсегда             Д) сушь             Е) взморье

14.Каким способом образовано слово вечнозеленый:       А) лексико-синтаксический  

В)лексико-семантический  С)морфолого-синтаксический Д)морфологический   
Е
) сложение

15. В какой паре слов наблюдается омонимия суффиксов:  А) варить-варка                
           В
)учитель-преподаватель  С)лес-лесник   Д)носить-носка              
Е
)подводный-подводить

16. Какое слово образовано путем сложения двух основ:

А) выпадание  В)
бездарь  С) горнолыжник  Д)  дегуманизация  Е)
марсианин

17. Какое из данных существительных относится к
разряду конкретных?

А) надежда           В) радость        С) переговоры        Д) каникулы      Е) соль

18. Какое из данных существительных относится к
разряду неодушевленных?

А. народ                В. Ферзь           С. Журавль             Д. друг             
 Е. дети

19.Какое из данных существительных относится к
женскому роду?

А. овощ                 В. Вуаль            С. Табель               Д. домина  
        
Е. санаторий

20. Выделите предложение, содержащее субстантивированное
прилагательное:

А. Старушка шепчет  добродушное                      В. У нее было
добродушное лицо

С. Прошлое событие всех взволновало                Д. Прекрасное завтра
меня мало интересует

Е. Утро сегодня прекрасное

21. В примерах укажите числительное:

А)десятина 
                      
В)Десяток                   С)Десятка           Д)десять           Е)удесятерить

22. Определите, в каком предложении употреблен глагол
в форме средне-возвратного залога:   
А)Издавались и переиздавались первые две части
его романа и повесть

В)Иванов соединился по телефону с майором С)Книги
положительно оценивались критиками
 
Д)Из лесу
доносилось воркованье диких голубей

Е)Месяц
закрылся черной тучей

23. Укажите  признак, который отличает предикативные
сочетания от непредикативных словосочетаний:

А.Между компонентами устанавливается предикативная  связь

В. Состоит из двух словоформ

С. Между компонентами устанавливается подчинительная  связь

Д. Представляет расширенное наименование  предмета

Е. Между компонентами устанавливается сочинительная  связь

24. Укажите односоставное предложение:

А. С каждым  днем, с каждым часом опасность для него возрастала

В. Арестовывали большевиков

С. В Петрограде шли повальные облавы  и обыски

Д. На вокзалах и на всех выездах из города пассажиров останавливали
офицерские патрули

Е. Емельянов жил в пригородном поселке

25. Укажите значение выделенного слова в предложении:

«Кому-то ещё  не сидится дома»

А)Признак предмета  В)Объект,
связанный с действием
 С)Носитель предикативного признака       Д)  Объект, на который переходит действие               Е) Субъект состояния

ТЕСТОВЫЕ  ЗАДАНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1-вариант

1. Пример какой сказки дан: «Жил-был царь, у царя был
двор, на дворе — столб, на столбе мочало, начинай сначала»?

А. волшебная       В. социально-бытовая      С.
Детская
      Д. о животных       Е.
докучная

2. Как в русских народных сказках до 18 века называли
Кощея Бессмертного?

А.Перун               В.Идолище Поганое   С.
Карачун
   Д.Соловей-разбойник   Е. Змей
Горыныч 

3. Рассказы о существах так называемой «низшей
демонологии» — лешем, водяном, домовом, русалках, ведьмах – это:

А.былички                  В.Сказы                  С.Предания             Д.легенды              Е.сказания

4. Д. С. Лихачев показал, что в «Слове о полку
Игореве» соединены два фольклорных жанра —
А.«посвящение» и «слава»       В. «заговор» и «былина»         С. «похвала» и «плач» 

                 Д.
«сказ» и «притча»
                 
Е. «слава» и «плач»

5. Светские (мирские) жанры в древнерусской литературе   А. житие, гимнография     
 В.летопись, бытовая повесть                         С.слово, чтение, беседа 

Д.торжественное слово, хождение                Е.
творение, сказание

6. Первый русский митрополит, автор «Слова о Законе и
Благодати»

А.Нестор             В.Илларион              С.Алексий                Д.Сергий             Е. Даниил

7. Что такое литературное произведение?

А. особый вид художественной деятельности человека   

В. элемент литературной системы  

С. художественная модель реальной действительности  

Д.наука, изучающая  специфику, генезис и развитие литературы   

Е. последовательность  литературных явлений, подчиняющаяся
закономерностям литературного развития 

8.Материальный носитель образности литературных произведений:

А.метафора            В. Образ                      С.знак                 Д. слово   
               
Е. символ

9.Двухтомный трактат немецкого философа Александра
Баумгартена называется …

А. «Красота»         В. «Возвышенность»  С. «Эстетика»    Д. «Этика»              Е. «Прекрасное»

10. Построение, расположение всех элементов
художественной формы называется

А.завязкой             В.развязкой              С.развитием действия     Д.фабулой    Е.
композицией

11. Метонимия – это перенос названия с одного предмета
на другой на основании их …

А. сходства            В. Числа                  С. Содержания    Д. смежности        Е. выразительности

12. В тридцатые годы XVIII века основным направлением
в русском искусстве становится

А.реализм              В. Классицизм           С.сентиментализм    Д. романтизм     Е. символизм

13.К кому обращена ода Г.Р. Державина «Фелица»?

А. императрице Елизавете Петровне      В. императору Петру
I
       С. императору Павлу I  

Д. императору АлександруI              
      
Е. императрице Екатерине II

14. Кем являются главные герои повести Н.М. Карамзина
«Бедная Лиза»?

А.богатый чиновник и крестьянская девушка           В.богатый
дворянин и дворовая девка 

С.  богатый дворянин и крестьянская девушка    Д.
статский советник и дочь зажиточного поселянина  
                                                                 Е. пастух и пастушка  

15. Укажите определение жанра оды.

А. Стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица или
события

В. Повествование о событиях исторической важности, описываемых в
хронологическом порядке

С.Лироэпическое произведение, стихотворение фантастического,
исторического и героического характера, часто по мотивам народных преданий  

Д.Русский героический эпос

Е.Поучительное стихотворение

16.Кто является аллегорическим героем басни
И.А.Крылова «Обоз»?

А. свинья                  В. Мартышка           С. Слон                Д.
лошадь                 Е. волк

17. К какой теме относятся следующие стихотворения
А.С. Пушкина:   «Вновь я посетил…», «Брожу ли я вдоль улиц туманных», «Элегия»
(«Безумных лет участие веселье…»)

А.поэта и поэзии   В. к философской      С.свободы            Д.любви                   Е.природы

18. Какому герою поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя отец
завещал беречь  и копить копейку?
   А.Чичикову    В. Плюшкину       С.
Собакевичу
    Д.Ноздреву          Е.
Манилову

19. Идейный кульминационный центр поэмы М. Лермонтова
«Мцыри»

А. эпизод борьбы Мцыри с барсом        В.встреча с
грузинкой
       С.сон о золотой рыбке

Д.побег Мцыри                                        
Е. возвращение Мцыри в монастырь

20. Н.В. Гоголь, собирая материалы по средневековью
истории Украины, вместо научного труда создал героическое произведение…

А.  «Вий»         В.«Мертвые души»        С.«Шинель»        Д.
«Тарас Бульба»
        Е.«Коляска»

21. Кому из героев комедии А.Грибоедова «Горе от
ума» принадлежит фраза: Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да
сжечь?

А) Скалозубу 
           
В) Хлестовой         С) Молчалину        Д) Фамусову            Е)  Чацкому  

22. Для кого из перечисленных авторов характерны черты
импрессионизма в изображении природы?
  А)Л.Толстой
 В)А.Фет   С)Ф.Тютчев
 Д) Н.Некрасов Е)
А.Минаев

23.Романтический герой М. Горького представлен в
образе

А) Челкаша  
            
В)Емельяна
Пиляя 
    СКоновалова    Д) Сатина        Е) Макара Чудры 

24.О ком писал К. Чуковский: «Она первая обнаружила,
что быть нелюбимой поэтично»?

А)А.Ахматова В)М.Цветаева   С)З.Гиппиус 
Д
)Мирра Лохвицкая    Е) Кузьмина-Караваева

25. Данную стилевую тенденцию в лирике начала ХХ века
представляют
 И. Анненский,     К.
Бальмонт

А)Эгофутуризм  
      
В)Натурализм        С)Экспрессионизм     Д)Акмеизм   Е)Импрессионизм

  • Рассказы о суворове сергей алексеев книга
  • Рассказы о суворове и русских солдатах тест
  • Рассказы о суворове и русских солдатах краткое содержание для читательского дневника
  • Рассказы о суворове и русских солдатах главные герои
  • Рассказы о себе на английском языке с переводом