Рассказы о труде людей

Василий Сухомлинский

Бабушка и Петрик

В теплый весенний день бабушка взяла внука с собой в лес. Собираясь в дорогу, она дала Петрику корзинку с едой и фляжку с водой. Петрик был ленивым мальчиком, и вскоре ноша показалась ему тяжелой.

Тогда бабушка понесла корзинку с едой сама.

В лесу они сели под куст передохнуть. Вскоре к соседнему дереву прилетела маленькая птичка. В клюве она несла волосинку.

Петрик тихонько, чтобы не вспугнуть птичку, поднялся и увидел на дереве большое волосяное гнездо.

А птичка быстро улетела и вскоре возвратилась к гнезду с волосинкой в клюве. Петрик широко раскрыл глаза от удивления.

– Бабушка, – прошептал он, – неужели она каждый раз приносила по волосинке и построила такое большое гнездо?

– Да, по волосинке, – ответила бабушка. – Это трудолюбивая птичка. Петрик задумался. Через минуту он сказал:

– Бабушка, можно я сам понесу корзинку с едой? И пальто ваше понесу. Можно?

vensel

Василий Сухомлинский

Каждый человек должен

Мама с маленьким Петриком сели в поезд. Они едут в далекий южный город, на берег теплого моря – отдыхать. Мама стелет на полке постель для себя и на отдельной полке – для Петрика. Мальчик ужинает: ест вкусную булку, куриную ножку и яблоко. Мягко покачиваясь, убаюкивают вагоны. Лег Петрик на мягкую постель и спрашивает:

– Мама, вы говорили, что поезд ведет машинист. А кто же ночью ведет поезд? Неужели он идет сам?

– Ночью тоже ведет поезд машинист.

– Как? – удивляется Петрик. – Неужели он ночью не спит?

– Не спит, сынок.

– Мы спим, а он не спит? Целую ночь? – еще больше удивляется Петрик.

– Да, машинист не спит целую ночь. Если бы он хоть на минуту уснул, поезд разбился бы и мы погибли бы.

– Но как же это так? – не может понять Петрик. – Ведь спать-то ему хочется?

– Хочется, но он должен вести поезд. Каждый человек – должен. Посмотри в окно, видишь: вон в поле пашет землю тракторист. Ночь, а человек работает, видишь, как прожектором освещает поле? Потому что он должен работать ночью.

– И я должен? – спрашивает Петрик.

– И ты должен.

– Что же я должен?

– Быть человеком, – ответила мама. – Это самое главное. Трудиться. Уважать и почитать старших. Презирать лень и нерадивость. Любить свою родную землю.

Петрик долго не мог уснуть.

vensel

Василий Сухомлинский

Правильно думай о труде

Пятиклассники посадили много кустов рябины. Когда-нибудь целая роща вырастет. А пока что нужно поливать кусты, ухаживать за ними.

Разделили кусты между учениками. Каждому досталось по четыре деревца.

Марийка и Оля сидят за одной партой. И кусты рябины их рядом.

Договариваются девочки и приходят вместе поливать деревья.

Первую рябину Марийке поливать очень легко, вторую – немного труднее, третью – трудно, а на четвертую уже совсем мало остается сил.

Но вот заболела Оля, и пионервожатая попросила Марийку:

– Поливай и Олины деревца. Она же твоя подруга.

Марийка тяжело вздохнула, взяла ведро и пошла к рябиновой роще. Она все думала: теперь ей поливать восемь деревьев. Восемь поливалок воды надо нести от колодца.

Девочка взялась за работу. Полила одно дерево, второе, третье. И вот что странно: работа казалась ей легкой. Уже на шестом деревце стало труднее. Седьмое деревце поливать было совсем трудно, а на восьмое едва хватило сил.

«Вот оно что, – думала Марийка, окончив работу. – Теперь я знаю, как облегчить работу. Надо думать: мне поливать двенадцать деревьев. Тогда восемь поливать будет совсем легко».

Так она и сделала на следующий день. Собираясь на работу, она все время думала: мне надо полить двенадцать деревьев. Вытащить из колодца и отнести в рябиновую рощу двенадцать ведер воды.

Поливая, она все время думала только об одном: мне сегодня надо полить двенадцать деревьев.

Полила восемь – и не ощутила усталости. «Самое трудное – приучить себе правильно думать о труде», – вспомнила Марийка слова учителя.

vensel

Алексей Мусатов

Как хлеб на стол пришел

Хлеб был мягкий, пахучий, податливый, и Лёнька Вишняков вылепил из него петуха. Тот получился на славу: гордо вытянутая шея, толстый гребешок, хвост трубой, лапы со шпорами.

Не отстал от Лёньки его двоюродный брат Петя и тоже вылепил петуха. Пока взрослые за столом были заняты своими разговорами, Лёнька и Петя затеяли петушиный бой.

Он был непродолжительным. Хлебные клювы вскоре прогнулись, крылья и хвосты отвалились, шпоры притупились.

Тогда ребята превратили своих хлебных петухов в шарики и принялись шмякать ими об пол. Это было забавно.

И вдруг ребята получили от дедушки Семёна по крепкому подзатыльнику.

– Ах вы, нечестивцы! Да кто же так с хлебом обращается?

– Подумаешь! Хлеба ему жалко, – обиделся Лёнька, потирая затылок.

– Да я в городе хоть пять буханок из магазина могу принести, – поддержал его Петя.

Отец Пети ещё в начале зимы приехал из города в деревню, стал работать в колхозе инженером и вместе с сыном жил в доме у Вишняковых.

– Вот в том-то и беда, – сказал дедушка. – Не знаете вы ещё, с каким трудом людям хлеб достаётся. – И он принялся рассказывать про пахоту сохой, про сев из лукошка, про жатву серпом, про молотьбу цепом.

– Ну что вы их пугаете, дедушка, – вступился за ребят старший брат Лёньки Николай. – Соха да серп – это когда было-то? Теперь всё машинами делается…

– Машины машинами, а хлеб уважать нужно, – строго заметила Лёнькина мать Евдокия Ивановна и посмотрела на сына и Петю. – Вы, поди, думаете, что буханки да булки в магазине готовятся. А вам уж не мешало бы знать, как кусок хлеба на стол приходит.

– А я и так про хлеб всё знаю, – заявил Лёнька. – Это вон Петьке нужно… Он городской.

– Ничего ты толком ещё не знаешь… Так, с пятого на десятое, – сказала Евдокия Ивановна и обратилась к мужу: – Показал бы им, Василий, как хлеб в поле выращивают.

– Стоит, пожалуй, заняться, – согласился Василий Семёнович и кивнул ребятам: – Ну что ж, с завтрашнего дня и начнём…

– С завтрашнего? – переспросил Лёнька. – Так сейчас же зима, снег кругом, морозы… И в поле ничего не растёт.

– А добрые хозяева об урожае всегда заранее думают… Ещё задолго до весны. Вот завтра и приходите ко мне в бригаду.

На другой день Лёнька с Петей узнали, что Василий Семёнович и Николай выехали на тракторах в поле и пашут там снег.

– А зачем же его пахать? – удивились ребята.

Они встали на лыжи и помчались за околицу. И верно: Лёнькин отец вспахивал снег. К трактору был прицеплен сколоченный из толстых брёвен тяжёлый треугольный плуг – снегопах. Он, как утюг, врезался в сугробы и сдвигал снег в толстые валы.

– А я знаю, зачем снег пашут! – догадался Петя. – Когда поле покрыто валами, снег задерживается.

– Верно смекнул, – согласился Лёнькин отец, – запасём мы зимой снега побольше – весной в земле будет много влаги. Вот с этого и начинается забота об урожае.

А через неделю Лёнька с Петей застали Василия Семёновича на скотном дворе. Тот прицепил к трактору бульдозерную навеску и стал сдвигать навоз наружу, а там со специально построенной горки – эстакады – навоз перемещался на большие тракторные сани.

Ребята забрались в кабину трактора и поехали за деревню. Здесь навоз выгрузили из саней в большой бурт.

Потом Василий Семёнович пересел на колёсный трактор и принялся возить в поле торф с болота, а затем минеральные удобрения, похожие на соль,– со станции железной дороги.

– Догадались, зачем всё это нужно? – спросил Василий Семёнович. – Это чтобы лучше хлеб уродился.

В это воскресное утро Евдокия Ивановна разбудила Лёньку с Петей намного раньше обычного и сунула одному в руку корзиночку с едой, другому – бидончик с молоком.

– Отнесите-ка нашим завтрак. Уже время подходит.

– А где они сегодня работают? – спросил Петя.

– В мастерской. Машины к весне ладят.

– Опять к весне? Но на улице ещё зима…

– А ты знаешь поговорку: «Правь телегу зимой, а сани летом»? Так и у нас в колхозе. Ну, шагайте быстрее!

Мастерская находилась около машинного сарая. Через открытые ворота Лёнька и Петя увидели тракторы, сеялки, культиваторы, бороны… Ребята не раз встречали эти машины в поле, но вот так, собранными в одном месте, они их видели впервые.

– Ой, сколько машин! – воскликнул Петя. – Давай посмотрим.

– Оглядевшись по сторонам, ребята сели в кабину трактора, осмотрели и потрогали рычаги.

– А завтрак-то! Нас ведь ждут, – вспомнил вдруг Лёнька.

В ремонтной мастерской вовсю шла работа: гудели станки, в кузнице пылал огонь в горне. Василий Семёнович вытачивал на токарном станке какую- то деталь, Николай сваривал полосы железа.

Всеми работами руководил Петькин отец.

– У вас здесь, как на заводе, – сказал Петя. – И станки, и электросварка…

– Заметив ребят с завтраком, Николай обрадовался:

– Наши кормильцы пришли! Наконец-то! – И вдруг захохотал: – Да вы только посмотрите на них!.. Чумазые, грязные…

– Они, наверное, качество ремонта машин проверяли,– улыбнулся Василий Семёнович. – Ну, как, есть замечания?

– Все в порядке… Машины к севу готовы! – басом сказал Лёнька и переглянулся с Петькой; только сейчас они заметили, что их носы и щёки изрядно перемазаны машинным маслом.

– Да уж мы стараемся, – сказал Василий Семёнович и посоветовал: – Вы бы ещё проверили, как семена к весне готовят.

Лёнька с Петькой пошли к колхозному амбару. Там под навесом стояла большая сортировка. Ребята заглянули в её нутро и увидели много проволочных решёт.

Бригадир включил мотор, шестерёнки в сортировке закружились, решёта пришли в движение. Из дверей амбара по резиновой ленте транспортёра поползло зерно и толстой струёй стало сыпаться внутрь сортировки.

– А зачем же зерно через решёта пропускать? – спросил Петька. – Оно и так чистое…

– Чистое, да не очень, – пояснил бригадир и показал ребятам на отверстие внизу сортировки, из которого тонкой струйкой вытекали мелкие зёрнышки разного цвета и формы. – Это всё семена сорняков… Тут и лебеда, и осот, и вьюнок… Не очистим мы зерно от них перед севом – попадут они в почву, прорастут и будут мешать пшенице.– И он подвёл ребят к другой стороне сортировки, откуда сыпалось добротное семенное зерно.– Вот тут действительно чистые семена, без сорных примесей.

– Теперь их и сеять можно? – спросил Петя.

– Да нет, рано. Их ещё на всхожесть надо проверить. Вы к дедушке в агролабораторию зайдите. Может, ваша помощь потребуется.

Лёнька и Петька отправились в колхозную агролабораторию.

Войдя в просторную, светлую, тёплую комнату, ребята застыли в изумлении. Все столы в комнате были заставлены деревянными ящиками с землёй. Из земли пробивались сочные зелёные стебельки всходов.

Навстречу ребятам вышел дедушка Семён, дежурный по агролаборатории.

– Дедушка, мы тебе помогать пришли, – сообщил Лёнька. – Что надо делать? Землю копать, сеять, полоть?

– Нет, этого ничего не требуется. А вот считать до сотни…

– Мы и до тысячи можем… и до миллиона, – заявили ребята.

– Пока нужно только до сотни, – улыбнулся дедушка.

Дедушка подвёл ребят к ящикам с посевами. На каждом из них было написано, какой сорт пшеницы здесь посеян и из какого зернохранилища он взят.

– Мы сейчас проверяем семена на всхожесть, – объяснил дедушка. – В каждом ящике посеяно по сто зёрен. Вот вы и посчитайте внимательно, сколько зёрен взошло в каждом ящике. А чтобы не ошибиться, посчитайте по нескольку раз. Ясна задача?

Ребята быстро произвели подсчёт. Петьке повезло. В его ящике всхожесть оказалась самая лучшая: из ста зёрен проросло девяносто восемь. А у Лёньки дали всходы только восемьдесят семь зёрен. Дедушка все эти цифры тщательно записал в тетрадку. – Семена с плохой всхожестью, конечно, сеять не будем.

Подошла весна. Отгремели буйные ручьи, снег с полей сошёл, и земля начала подсыхать. На обочинах дорог зазеленела щетинка травы, зацвели жёлтые первоцветы.

Как-то вечером Лёнькин отец собрал всех трактористов своей бригады, развернул перед ними карту колхозных полей и принялся объяснять, кто из них на каком участке будет проводить весенние посевные работы.

На другой день ребята увязались с Василием Семёновичем в поле.

Лёнькин отец поднялся на пригорок, нагнулся, взял горсть земли, скатал из неё шарик и бросил на твёрдую дорогу. Шарик рассыпался на мелкие комочки.

– Ну, ребята, поспела землица. Можно начинать пахоту!

– А дедушка уже начал! – И Лёнька показал в сторону приусадебного участка, где дедушка Семён, покрикивая на лошадь, ходил за плугом.

– Ну, как пашется, батя? – спросил Василий Семёнович.

– Совсем измучился! – Дедушка остановил лошадь и вытер рукавом взмокшее лицо. – Плуг что-то мелко берёт.

– Да, мелковато, – Василий Семёнович замерил ладонью глубину борозды. – При такой пахоте хорошей картошки не вырастишь.

– Сюда бы, Василий, твой трактор пригнать, – со вздохом сказал дедушка. – Он бы за час всё перепахал.

– Нет, моему трактору на таком пятачке и делать нечего, – усмехнулся Василий Семёнович. – Ему простор нужен, широта…

К вечеру тракторно-полеводческая бригада переселилась жить в поле. Трактористы привезли сюда вагончик-общежитие, соорудили кухню, столовую, доставили бочки с горючим. Рядом с вагончиками прибили к столбу большой лист фанеры и положили кусок мела, чтобы записывать на доске, как идёт работа.

С утра тракторы, попыхивая синим дымком и, таща за собой сцепку с боронами, разошлись по разным сторонам поля, вспаханного ещё с осени, и начали бороновать землю, чтобы сохранить в ней влагу. Поле ожило, загудело. С каждым часом росли прямоугольники чёрной зяби.

Тракторы работали с восхода солнца до позднего вечера. Как-то вечером Лёнька с Петькой забрались на трактор Василия Семёновича. Это был мощный гусеничный ДТ-75.

– Видали? – сказал Лёнькин отец.– Это вам не лошадь.

– А что такое ДТ-75? – спросил Петя, показывая на марку трактора.

– А это значит: дизельный трактор в семьдесят пять лошадиных сил, – пояснил Василий Семёнович.– А есть и более мощные тракторы – в триста лошадиных сил… Подумай только – триста лошадиных сил! Этих степных богатырей выпускает Кировский завод в Ленинграде.

Потом Василий Иванович, посмеиваясь, спросил ребят, довольны ли они катанием на тракторе и не покатать ли их ещё и ночью?

– А ты разве и ночью работать будешь? – спросил Лёнька.

– Обязательно. Пока земля не высохла, надо её поскорее подготовить к посеву.

Через два-три дня по заборонованной зяби пустили культиваторы, и поле стало мягким, ровным и чистым. Теперь можно было сеять пшеницу.

Отец прицепил к своему трактору сцепку, а к ней – две сеялки. На загрузчике к сеялкам подъехал дедушка Семён.

Железные ящики сеялок наполнили пшеницей. Сеяльщицы встали на откидные доски, приделанные к каждой сеялке.

– Счастливого вам сева! – взмахнув рукой, крикнул дедушка.

Отец вёл машину, словно по шнуру. Зёрна пшеницы вытекали из носиков сошников и тут же засыпались землёй.

Дедушка всё же не выдержал и, присев на корточки, принялся осторожно разгребать землю – зёрна пшеницы лежали ровной цепочкой.

– Принимай, земля, золотые зёрнышки,– шепнул дед Семён.– Расти, хлебушек, густой, колосистый да умолотистый.

Сделав первый круг, Василий Семёнович остановил трактор с сеялками и сказал подошедшему председателю колхоза, что он хочет прицепить к трактору ещё одну сеялку.

– Это дельно! – одобрил дедушка.– Ещё с дюжину лукошек прибавится. Скорее отсеемся…

– Да что ты всё на лукошки меряешь,– отмахнулся председатель и спросил Василия Семёновича, потянет ли трактор.

– Ещё как! – ответил тот.– Он хоть гору своротит. Вот только кто сеяльщиком ещё будет?

– А я смогу,– согласился дедушка и кивнул на ребят: – У меня и помощники найдутся.

К трактору прицепили ещё сеялку, загрузили зерном.

Довольные ребята стояли рядом с дедушкой на откидной доске – вот они и сеяльщики!

Работа вроде несложная, но всё время надо быть начеку: не кончилось бы зерно в ящике сеялки, не засорились бы сошники. И дедушка то и дело покрикивал на молодых сеяльщиков:

– Эй, вы, севцы-ударники! Не зевать, смотреть в оба!

– Дедушка, а почему ты всё время про лукошко вспоминаешь? – спросили ребята.

– Э-э, хлопцы! – отозвался старик.– Я же в деревне, пока у нас машин не было, лучшим севцом считался. Как, бывало, выйду на зорьке с лукошком на груди да пойду полной горстью зерно разбрасывать по пашне, так все и залюбуются. К вечеру от усталости с ног валишься… А с утра опять рукой маши… Да нет, против таких богатырей,– кивнул он на трактор с сеялками,– куда там с лукошком тягаться. На таком поле сотня ручных севцов не справится.

Прошли считанные дни, и нежные росточки пшеницы пробили землю. Сначала они были слабенькими, робкими, но с каждым днём крепли, наливались соками, зеленели, и вскоре всё поле покрылось густыми всходами.

Раньше была тёмная комковатая пашня, а теперь до самого горизонта раскинулось безбрежное изумрудное море посевов пшеницы.

Раньше – шагай себе по пашне хоть вдоль, хоть поперёк, а теперь нельзя – помнёшь зелёные всходы.

Василий Семёнович вместе с ребятами пошёл осматривать посевы пшеницы – как-то они выглядят, не остались ли где незасеянные места.

Неожиданно Василий Семёнович свернул с дороги в поле. Он шёл и пристально вглядывался в посевы. Потом нагнулся и принялся вырывать какую-то зелёную траву.

– Вот сорняк проклятущий, всё же появился! Смотрите, вот это осот, это лебеда, это вьюнок, – Василий Семёнович показал ребятам сорняки. – И смотрите, какие они густые да сильные. Если им волю дать, они и пшеницу задушат.

– Как же так? – с недоумением спросил Петька. – Пшеницу перед севом сортировали, а сорняки лезут и лезут.

– Значит, земля ещё до сева была засорённая, – пояснил Василий Семёнович. – Сорняки живучие, с ними много лет бороться приходится…

– Давай мы будем вырывать сорняки,– кивнув Петьке, предложил Лёнька и ухватился за стебель лебеды.

– Да нет, куда там, это вам не грядка на огороде,– Лёнькин отец махнул рукой.– Разве сотни гектаров руками прополешь?

– Что же теперь будет? – озадаченно спросил Петя.

– Придумаем что-нибудь, – улыбнулся Василий Семёнович. – Пойду-ка я сейчас позвоню в район…

…Утром Лёньку с Петькой разбудил сильный гул самолёта. Казалось, что самолёт пролетел над самой крышей дома. Ребята стремглав выскочили на улицу. За околицей с пригорка они увидели самолёт. Похожий на лёгкую зелёную стрекозу, он на небольшой высоте летел над посевами пшеницы, и из его распростёртых крыльев падал мельчайший белый дождь. После первого захода самолёт развернулся, сделал второй заход, потом третий, четвёртый. Так он и сновал над полем из конца в конец, поливая дождичком зелёные посевы.

Всё это длилось каких-нибудь десять минут. Потом самолёт пролетел над крышами колхозных домов и пошёл на посадку в сторону старого пастбища.

Ребята помчались туда. Там находился заправочный пункт.

Самолёт уже приземлился. В бочки под крыльями перекачивали насосом какую-то жидкость.

Когда бочки наполнились, самолёт, взревев мотором, оторвался от земли. И снова над посевами пролился белёсый дождь, хотя в небе не было ни одной тучки.

На большой банке из белой жести Лёнька прочёл: «Препарат для борьбы с широколистными сорняками». И дальше шёл перечень тех сорняков, которые боялись этого самого препарата. Тут и василёк, и осот, и лютик, и лебеда, и вьюнок…

– Ага, миленькие! – обрадовался мальчик. – И на вас управа нашлась. Так вам и надо!

Потом ребята направились в поле – интересно, что же стало с сорняками? И как чувствует себя пшеница?

А председатель колхоза, бригадиры и агроном уже осматривали обработанные самолётом посевы.

– Это удивительный препарат,– пояснил бригадирам агроном.– Вот видите, сорняки поникли, сжались, а через несколько дней они и совсем высохнут. А для пшеницы и других культурных растений этот препарат совершенно безопасен.

– Ну и здорово же это придумано! – воскликнул Лёнька.

Пшеница созревала, покрывалась бронзовым налётом. Густые высокие хлеба стояли сплошной стеной.

Налившееся зерно в усатых колосьях стало твердеть.

В колхозе приближалась самая горячая пора – уборка урожая.

Механизаторы приводили в боевую готовность комбайны, жатки, грузовики. Всюду пестрели плакаты: «Уберём хлеб без потерь и в самые короткие сроки!»

Погожим солнечным утром Василий Семёнович прицепил к своему трактору сцепку с двумя жатками и вывел их в поле. Лёнька с Петькой в широкополых шляпах смело забрались в кабину трактора. Отсюда им хорошо было видно всё поле. Длинные острые носки жаток срезали густую пшеницу и укладывали её в валки.

Прошли эти жатки по полю, раз, другой, и тут все увидели, что им всё нипочём. Словно бритвой срезали они пшеницу: и мокрую, и полёглую, и заросшую травой.

А Василий Семёнович прицепил к трактору новую сцепку и к ней ещё жатку.

– Вот это жнёт-косит, вот это захватывает! – восхитился Лёнька и, не утерпев, измерил шагами ширину захвата трёх лафетных жаток. Получилось что-то без малого пятнадцать метров.

Через несколько дней пшеница в валках подсохла. На смену жаткам вышли в поле комбайны. Они двигались вдоль валков. К комбайнам были прицеплены подборщики, которые захватывали пшеницу и подавали её на транспортёр, а затем в молотилку.

Ребята решили взглянуть и на полевой ток.

Среди поля стояла большая зерноочистительная машина. Машина всё делала сама. Транспортёр забирал зерно из грузовиков и подвод, поднимал вверх, распределял по сортировкам, очищал его и вновь наполнял кузова автомашин уже сортированным зерном.

Ребята по примеру взрослых брали по полной пригоршне очищенной пшеницы, пересыпали её с ладошки на ладошку и даже пробовали на зуб. Придраться было не к чему – зерно сухое и чистое.

С полевого тока грузовики повезли очищенное зерно в колхозные амбары и на элеватор.

Утром Лёнька с Петей поехали на грузовике с пшеницей к железнодорожной станции. Вскоре показались высокие серые башни элеватора. Здесь машину с зерном взвесили на больших весах, девушки из лаборатории проверили пшеницу на чистоту и влажность и, наконец, вручили шофёру квитанцию.

– Дядя Миша, а что в бумажке написано? – полюбопытствовал Лёнька, прежде чем шофёр успел убрать квитанцию в карман.

– Написано, сколько пшеницы наш колхоз продал государству, по какой цене, а главное, сказано, что зерно принято элеватором по первому сорту, – пояснил дядя Миша.

– А я знаю, куда колхозное зерно пойдёт,– сказал Петя, садясь в машину.

– Куда же? – спросил Лёнька.

– Его на мельницу свезут, смелют, муку в пекарню отправят. Там булок напекут, саек, калачей, баранок. Потом в магазинах продавать будут. Ешь на здоровье!

К концу месяца колхоз обмолотил всю пшеницу.

– Вот мы и перехитрили непогоду,– сказал Василий Семёнович, когда вся семья вернулась с поля и села обедать.– Дали твёрдое слово за две недели убрать весь хлеб – и убрали. И дождь нас не задержал, и зерно мы не потеряли!

Дедушка отрезал каждому от свежеиспечённого каравая по ломтю хлеба.

– Отведайте-ка нового урожая… Чуете, какой дух сытный, – и он лукаво поглядел на Лёньку с Петей.– Теперь-то вы знаете, как кусок хлеба на стол приходит.

Ребята взяли по ломтю хлеба и переглянулись: ещё бы не знать!

vensel

Василий Сухомлинский

Не потерял, а нашел

Когда сыну исполнилось двенадцать лет, отец дал ему новую лопатку и сказал:

– Иди, сын, в поле, отмерь участок площадью сто ступней вдоль и сто поперек и вскопай.

Пошел сын в поле, отмерил участок и стал копать. А копать он еще не умел. Трудно было вначале, пока приловчился копать и к лопате приспособился.

К концу работа пошла все лучше и лучше. Но, когда сын вонзил лопату в землю, чтобы перевернуть последнюю горсть почвы, лопата сломалась.

Возвратился сын домой, а на душе неспокойно: что скажет отец за сломанную лопату?

– Простите меня, отец, – сказал сын. – Я допустил потерю в хозяйстве. Лопата сломалась.

– А копать ты научился? Копать тебе в конце было трудно или легко?

– Научился, и копать в конце мне было легче, чем в начале.

– Значит, ты не потерял, а нашел.

– Что же я нашел, отец?

– Желание трудиться. Это самая дорогая находка.

vensel

Валентина Осеева

Сыновья

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

– Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит.

– А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая.

А третья молчит.

– Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.

– Что же сказать? – говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьем заливается – заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у неё ведра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

– Ну что? Каковы наши сыновья?

– А где ж они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу!

vensel

Василий Сухомлинский

Пекарь и Портной

Заспорили Пекарь и Портной: чей труд важнее и нужнее людям? Пекарь говорит Портному:

– Что случится, если я не испеку хлеб? Да без хлеба ни шахтер в шахту не спустится, ни тракторист за руль не сядет, ни ты, Портной, ножницы в руки не возьмешь.

– А что случится, если портных не станет? Кто одежду сошьет? Без одежды ни шахтер в шахту не спустится, ни тракторист за руль не сядет, ни ты, Пекарь, в свою пекарню не пойдешь.

Так и не пришли к одному мнению – чей же труд важнее и нужнее людям.

– Я обойдусь без тебя, Портной, – сказал Пекарь.

– И я проживу без тебя, Пекарь, – ответил Портной.

Пошли каждый на свою работу. Трудится Пекарь день, трудится другой – можно и без Портного обойтись. На третий день повесил Пекарь пиджак возле печи, рукав пиджака и обгорел; да так обгорел, что и пепел посыпался. Почесал затылок Пекарь. Что же делать? Пиджак с одним рукавом. К Портному нужно идти…

А Портной тем временем поработал день без хлеба – ел суп и кашу. Поработал второй день без хлеба… А на третий день живот так подвело, что и ножницы из рук выпали. Надо идти к Пекарю за хлебом.

Вышли из дома одновременно – Пекарь и Портной. Пекарь шел к Портному, а Портной – к Пекарю.

Встретились. Пекарь держит в руке пиджак без рукава, а Портной – пустую корзинку.

vensel

Иоанн Рутенин

Три сестрицы

В Давние давние времена жил на Руси один хороший человек. Был он пасечник и цветовод.

И всё ему казалось, что он мало добра людям делает.

Помолился он как-то раз на ночь перед иконой и говорит:

– Господи! Что мне такое сделать, чтобы людям было хорошо и Тебе приятно?

И явился ему этой ночью во сне Ангел небесный и говорит:

– Вот, ты продаёшь людям душистый и сладкий мёд со своей пасеки. Люди его едят и Господа хвалят. И им хорошо, и Богу приятно.

Проснулся утром хороший человек, вспомнил сон и думает: «Может оно и так, но что бы мне ещё такое сделать?»

И на следующую ночь опять стал молиться:

– Господи, что бы мне сделать такое, чтобы и людям было хорошо и Тебе приятно?

И явился к нему и во вторую ночь Ангел небесный во сне и так сказал:

– Вот, у тебя есть богатый цветник. И люди покупают у тебя прекрасные розы. Люди их ставят у себя в вазу на стол, любуются ими – и Господа хвалят. И им хорошо, и Богу приятно.

«Может, оно и действительно так, но что бы мне ещё такое-эдакое сделать?»

И опять стал молиться прежде, чем лечь:

– Не гневайся на меня, Господи, что надоедаю Тебе со своими просьбами. Но что бы мне такое сделать, чтобы и людям было хорошо, и Тебе приятно.

И явился к нему в третий раз Ангел небесный и говорит:

– Раз уж ты так хочешь Богу угодить, возьми из двух живых сотвори одно мёртвое, но так, чтобы оно как живое было.

Растерялся хороший человек. Отвечает Ангелу небесному:

– Да как же это такое сделать-то можно?

Улыбнулся ему Ангел и говорит:

– А тебе в этом две сестрицы помогут. А та, что ты сотворишь, – будет третья сестрица… – Да и улетел к себе на небеса!

Проснулся утром хороший человек: «Вот это задача!» – думает. Вышел он во двор прогуляться. Глядит, а на самой красивой розе в его цветнике пчела сидит.

– Эка! – осенило его. – Может, это те две сестрицы самые и есть?

И начал он размышлять: «А чем они не сестрицы? Пчела никак не может без розы: каждое утро на ней нектар собирает. А роза этому и рада, и тоже скучает без пчелы».

Стал он размышлять дальше: «Да и похожи они, хоть роза – растение, а пчела – насекомое. И похожи вот как: у пчелы крылышки как лепестки, а у розы лепестки, похожие на крылышки! Роза пахнет сладко как мёд. А мёд благоухает, словно роза».

Размышляет он дальше и думает: «Схожи они даже и в том, что нежная роза может ненароком уколоть своим шипом, а добрая пчела может нечаянно ужалить. Ну чем не две сестрицы! – решил хороший человек. – Но как же им третью-то сотворить? Да так, чтобы она на своих сестер была похожа. Была тонкая и длинная как стебель розы. Была трудолюбивая как пчела, которая сама себя не жалеет, когда мёд собирает. Чтобы она пахла как мёд с розой и роза с мёдом. И чтобы у неё было крылышко, похожее на лепесток, и лепесток, похожий на крылышко?»

Думал, думал хороший человек, потом пошёл на пасеку, набрал воску и сотворил свечу.

Она получилась длинная, тонкая и прямая как стебель розы. Он зажёг её и пламя свечи было похоже и на крылышко пчелы, и на лепесток розы. А как дивно пахнет она, когда горит!

И, как роза может нечаянно уколоть, пчела нечаянно ужалить, так свеча может ненароком ожечь.

И также, как пчела не жалеет себя на работе, так и свеча до того не щадит себя в своём жарком горении, что сгорает дотла.

Вот и вам, двум сестрицам, – пчеле и розе, – третья сестрица – свеча!

Пошел хороший человек в церковь и всем свечки поставил: перед иконой Пресвятой Троицы, перед иконой Богородицы с Младенцем Христом, Всем Святым и тому Ангелу небесному, что во сне ему являлся.

Вы спросите меня, а что такое мёртвое как живое?

А вы зажгите свечку перед иконой. Посмотрите на её огонек.

Разве он не живой? Живой!

И как он молится вместе с нами Господу и Богородице!

И людям хорошо, и Богу приятно!..

vensel

Василий Сухомлинский

Счастье и труд

У одной бедной женщины были два сына-близнеца. Когда сыновьям исполнилось семь лет, мать дала им по ведру, взяла за руки и сказала:

– Пойдем, сыны, добывать разум.

Шли они день, шли другой, а на третий пришли к высокой горе.

– В этой горе, – рассказала мать, – маленькими золотыми крупицами рассыпан разум. Чтобы добыть разум, нужно найти полное ведро маленьких золотых крупинок. Добывайте себе разум. – И дала сыновьям по маленькой лопатке.

Сыновья-близнецы были очень похожи друг на друга: синие глаза, черные брови, белое лицо… но душа у них была разная. Один сын – Работящий, а другой – Ленивый.

Ленивый взял ведро и лопатку и пошел прочь от горы.

– Пойду к речке, – сказал он Работящему, – рыбу половлю и уху сварю.

А Работящий сел возле высокой горы и начал пересыпать землю маленькой лопаткой. Наберет лопатку земли, высыпет, а из нее иногда падает золотая крупинка. Он ту крупинку и кладет в ведро.

Прошло много лет. Ленивый сын вспомнил о своем Работящем брате и решил: пойду посмотрю, жив ли он еще.

Идет день, идет другой, на третий день приходит к горе. Но гора совсем не там, где была много лет тому назад, когда они с братом были семилетними детьми. Стоит возле горы Работящий брат, а рядом с ним полное ведро золотых крупинок.

Удивился Ленивый, понял, что его Работящий брат пересыпал всю земляную гору и добыл разум. А он, Ленивый, только и научился рыбу ловить и уху варить.

– Что же ты теперь будешь делать? – поинтересовался Ленивый брат у Работящего.

– Пойду добывать счастье для матери.

– За золото, счастье купишь? – спросил Ленивый.

– Счастье не покупается, – отвечал Работящий брат, – счастье достигается трудом.

vensel

Василий Сухомлинский

Дырявое ведро

Один раз в неделю третьеклассники приходили вечером в школу с ведрами. Они поливали маленькие дубки, которые росли довольно далеко от школы – метров за триста.

Приходил и Николай Лежебока. Очень не хотелось ему работать. Несет Николай ведро с водой и всю дорогу от колодца и до дубков думает: «Зачем я на свет родился? Разве для того, чтобы это ведро носить?» Когда приближался день работы, Николай с самого утра думал: «Хотя бы сегодня дождь пошел».

Но дождя не было. Николай стал думать: «Как бы облегчить работу?» И придумал: пробил гвоздиком дырочку на дне ведра.

Набирает Николай полное ведро, но пока донесет – воды на дне – стакан остается. Легко стало Лежебоке.

Однажды к зеленым дубкам пришел дед Матвей – старый солдат. Все в селе уважали деда Матвея: за подвиги на фронте награжден он был тремя орденами.

Увидел дед Матвей, что Николай обманывает товарищей, а никто не видит обмана. Подошел к Николаю, когда мальчик выливал под дубок стакан воды, положил ему руку на плечо и говорит:

– Выверни карманы.

Вывернул Николай карманы в штанах и смотрит с удивлением на деда. И мальчики смотрят, и вожатая.

Взял дед Матвей у Николая тот же гвоздик и провертел в кармане дырку. Потом и в другом кармане дырку сделал. Вынул из своего мешка две горсти желудей, положил в карманы Николаю и говорит:

– Это не желуди, а патроны. И ты идешь не воду набирать, а по врагу стрелять, потому что – война. Враг вон за тем забором. Подойди, мальчик, к забору, и вынимай там патроны из карманов.

Наклонив голову, Николай сделал шаг, другой, третий. Желуди все высыпались. Пока дошел до забора, не осталось в карманах ни одного.

– Подумайте, каким человеком может стать Николай, – сказал дед Матвей и пошел своей дорогой.

Дети стояли, опустив головы. Они думали

Иоанн Рутенин

Три сестрицы

В Давние давние времена жил на Руси один хороший человек. Был он пасечник и цветовод.

И всё ему казалось, что он мало добра людям делает.

Помолился он как-то раз на ночь перед иконой и говорит:

– Господи! Что мне такое сделать, чтобы людям было хорошо и Тебе приятно?

И явился ему этой ночью во сне Ангел небесный и говорит:

– Вот, ты продаёшь людям душистый и сладкий мёд со своей пасеки. Люди его едят и Господа хвалят. И им хорошо, и Богу приятно.

Проснулся утром хороший человек, вспомнил сон и думает: «Может оно и так, но что бы мне ещё такое сделать?»

И на следующую ночь опять стал молиться:

– Господи, что бы мне сделать такое, чтобы и людям было хорошо и Тебе приятно?

И явился к нему и во вторую ночь Ангел небесный во сне и так сказал:

– Вот, у тебя есть богатый цветник. И люди покупают у тебя прекрасные розы. Люди их ставят у себя в вазу на стол, любуются ими – и Господа хвалят. И им хорошо, и Богу приятно.

«Может, оно и действительно так, но что бы мне ещё такое-эдакое сделать?»

И опять стал молиться прежде, чем лечь:

– Не гневайся на меня, Господи, что надоедаю Тебе со своими просьбами. Но что бы мне такое сделать, чтобы и людям было хорошо, и Тебе приятно.

И явился к нему в третий раз Ангел небесный и говорит:

– Раз уж ты так хочешь Богу угодить, возьми из двух живых сотвори одно мёртвое, но так, чтобы оно как живое было.

Растерялся хороший человек. Отвечает Ангелу небесному:

– Да как же это такое сделать-то можно?

Улыбнулся ему Ангел и говорит:

– А тебе в этом две сестрицы помогут. А та, что ты сотворишь, – будет третья сестрица… – Да и улетел к себе на небеса!

Проснулся утром хороший человек: «Вот это задача!» – думает. Вышел он во двор прогуляться. Глядит, а на самой красивой розе в его цветнике пчела сидит.

– Эка! – осенило его. – Может, это те две сестрицы самые и есть?

И начал он размышлять: «А чем они не сестрицы? Пчела никак не может без розы: каждое утро на ней нектар собирает. А роза этому и рада, и тоже скучает без пчелы».

Стал он размышлять дальше: «Да и похожи они, хоть роза – растение, а пчела – насекомое. И похожи вот как: у пчелы крылышки как лепестки, а у розы лепестки, похожие на крылышки! Роза пахнет сладко как мёд. А мёд благоухает, словно роза».

Размышляет он дальше и думает: «Схожи они даже и в том, что нежная роза может ненароком уколоть своим шипом, а добрая пчела может нечаянно ужалить. Ну чем не две сестрицы! – решил хороший человек. – Но как же им третью-то сотворить? Да так, чтобы она на своих сестер была похожа. Была тонкая и длинная как стебель розы. Была трудолюбивая как пчела, которая сама себя не жалеет, когда мёд собирает. Чтобы она пахла как мёд с розой и роза с мёдом. И чтобы у неё было крылышко, похожее на лепесток, и лепесток, похожий на крылышко?»

Думал, думал хороший человек, потом пошёл на пасеку, набрал воску и сотворил свечу.

Она получилась длинная, тонкая и прямая как стебель розы. Он зажёг её и пламя свечи было похоже и на крылышко пчелы, и на лепесток розы. А как дивно пахнет она, когда горит!

И, как роза может нечаянно уколоть, пчела нечаянно ужалить, так свеча может ненароком ожечь.

И также, как пчела не жалеет себя на работе, так и свеча до того не щадит себя в своём жарком горении, что сгорает дотла.

Вот и вам, двум сестрицам, – пчеле и розе, – третья сестрица – свеча!

Пошел хороший человек в церковь и всем свечки поставил: перед иконой Пресвятой Троицы, перед иконой Богородицы с Младенцем Христом, Всем Святым и тому Ангелу небесному, что во сне ему являлся.

Вы спросите меня, а что такое мёртвое как живое?

А вы зажгите свечку перед иконой. Посмотрите на её огонек.

Разве он не живой? Живой!

И как он молится вместе с нами Господу и Богородице!

И людям хорошо, и Богу приятно!..

Содержание

  • Герои Социалистического Труда: имена, заслуги, интересные факты
  • Анатолий Александров
  • Борис Ванников
  • Яков Зельдович
  • Сергей Ильюшин
  • Мстислав Келдыш
  • Игорь Курчатов
  • Андрей Сахаров
  • Ефим Славский
  • Андрей Туполев
  • Николай Головацкий
  • Герои Советского Союза и Соцтруда
  • Рабочие люди
    • Смотреть что такое «Рабочие люди» в других словарях:
  • Сочинение «Труд в моей семье»
  • Читальный зал
  • Труд в жизни моей семьи
  • TESTSOCH.RU
  • Сочинение на тему: Труд в жизни человека.
    • Новые темы:

Герои Социалистического Труда: имена, заслуги, интересные факты

Герой Социалистического Труда — почетное звание, которым награждали в Советском Союзе, считалось высшим в СССР с 1938 по 1991 годы. Так отмечали заслуги за труд, вклад конкретного человека в развитие науки либо какой-то конкретной области промышленности или хозяйства. В этой статье мы остановимся на самых известных личностях, получивших это звание. Большинство из них трижды получало эту награду.

Анатолий Александров

Анатолий Александров впервые стал героем Социалистического Труда в 1954 году. Еще дважды он удостаивался почетного звания в 1960 и 1973 годах. Это знаменитый советский физик, член академии наук СССР.

Александров считается одним из основателей отечественной ядерной энергетики. Его основные труды написаны по физике твердых тел, ядерной физике и физике полимеров. Сразу после Великой Отечественной войны его назначили директором института физических проблем при академии наук — на этом посту он сменил Капицу, попавшего в то время в опалу.

Именно Александров участвовал в создании проектов и строительстве энергетических установок, которые применяли на знаменитых советских атомных ледоколах — «Арктика», «Ленин», «Сибирь». Именно он презентовал Сталину новый вид подводных кораблей — подводную лодку с ядерной установкой.

Решение было принято, подлодка была построена, был налажен серийный выпуск — так СССР стал крупнейшим в мире центром атомного подводного судостроения.

Александров был фанатом атомной энергетики, и когда произошла авария на Чернобыльской АЭС, признался, что для него она стала личной трагедией. Он умер в 1994 году в 91 год.

Борис Ванников

Герой Социалистического Труда Борис Ванников считается одним из первых, кому эта награда досталась трижды. Он ее получил в 1942, 1949 и 1954 годах. Ванников был активным государственным деятелем.

В годы Великой Отечественной организовывал обеспечение боеприпасами морской флот и Красную армию. Уже в 1943 году их производство в СССР выросло втрое, по сравнению с 1941 годом. К тому же советские инженеры делали их дешевле, не теряя при этом в качестве и даже улучшая баллистические характеристики снарядов. Это сыграло определенную роль в окончательной победе над фашизмом.

Сразу после войны он руководил Первым управлением при Совете Народных Комиссаров, курировал вопросы производства ядерного оружия. Фактически был одним из создателей атомного проекта, да и всей атомной отрасли в Советском Союзе. Если Курчатов отвечал за решение научных задач, то Ванников — за оперативное исполнение заказов и координацию всех работ. В этом плане он был незаменимым руководителем.

Умер в 1962 году, когда ему было 64 года.

Яков Зельдович

Герой Социалистического Труда Яков Зельдович был советским химиком и физиком. Он входит в число создателей атомной и водородной бомбы. Звание Героя Социалистического Труда получал в 1949, 1954 и 1956 годах. Среди ученых известны его труды по детонации, ядерной физике, физике горения взрыва и космологии.

Его работы по теории горения и сегодня считаются классическими. Именно Зельдович вместе с Дерингом и Нейманом предложил модель распространения детонационной волны в газовой среде.

Благодаря многочисленным открытиям, сделанным в области физики, его имя заслуженно входит в список Героев Социалистического Труда.

Умер в 1987 году в возрасте 73 лет.

Сергей Ильюшин

Сергей Ильюшин — один из самых известных в стране авиаконструкторов. Именно его заслугой стало массовое производство штурмовика Ил-2, названного в честь создателя. Благодаря Ильюшину, страна стала узнавать и запоминать имена Героев Социалистического Труда. Награду авиаконструктор получал в 1841, 1957 и 1974 годах.

Еще до войны он проектировал экспериментальные бомбардировщики. На одном из них был установлен первый советский авиационный мировой рекорд по высоте подъема груза в 1936 году. Именно в конструкторском бюро Ильюшина были созданы бомбардировщики Ил-4, которые уже в 1941 году, когда немцы вовсю бомбили территорию Советского Союза, совершали налеты на Берлин.

Но главная его заслуга — Ил-2, массовый самолет, который участвовал в той войне. Интересно, что после войны авиаконструктор сконцентрировался на выпуске пассажирских самолетов, которые также делали на базе Ил.

Ильюшин умер в 1977 года, ему было 82 года.

Мстислав Келдыш

Орден Героя Социалистического Труда трижды вручался советскому ученому Мстиславу Келдышу, одному из главных идеологов советской космической программы, в 1956, 1961 и 1971 годах.

После Великой Отечественной войны Келдыш разработал термоядерную бомбу, основав для этого специальное расчетное бюро. Именно за эту работу он и получил свою первую звезду Героя Социалистического Труда.

В середине 50-х годов стал членом Совета конструкторов, который возглавлял Королев, начал разрабатывать проекты по исследованию космоса и проектированию ракет. Тогда он проводил еще только теоретические расчеты вероятности полета на орбиту Земли, к Луне и другим планетам Солнечной системы.

Был в числе руководителей совета по запуску первого искусственного спутника Земли, много сделал для осуществления пилотируемых полетов. Входил в число советских ученых, которые сотрудничали с другими странами по программе «Интеркосмос».

Именно с Келдышем связывают развитие в Советском Союзе вычислительной математики. Умер в 1978 году в возрасте 67 лет.

Игорь Курчатов

В списке Героев Социалистического Труда это имя известно всем без исключения — Игорь Курчатов. Негласно его называют «отцом советской атомной бомбы». Почетного звания он удостаивался в 1949, 1951 и 1954 годах.

Советский атомный проект Курчатов курировал с самого начала в 1942 году и до самой своей смерти в 1960 году, когда ему было всего 57 лет. Поначалу эти работы носили преимущественно исследовательский и теоретический характер. При этом он вызывал у властей повышенное внимание: за ними пристально следили люди Сталина.

С 1943 года Курчатов начинает возвращать с фронта видных ученых, которые были ему необходимы для достижения скорейшего результата. В Специальном комитете по ГКО, главной задачей которого стояло развитие в стране атомной отрасли, Курчатов отвечал за научную часть, а все организационные вопросы ложились на плечи Ванникова.

В 1946 году состоялась встреча Курчатова со Сталиным, результатом которой стало подписание нескольких десятков документов, которые сделали атомную отрасль приоритетной в стране.

Андрей Сахаров

Рассказывая о Героях Социалистического Труда СССР, нужно обязательно упомянуть академика Сахарова. Он единственный из тех, кто был трижды обладателем этого звания, а затем лишен их. Сахаров — крупный отечественный физик-теоретик, один из главных создателей советской водородной бомбы.

Фактически трудился над этим проектом с 1948 по 1968 годы, параллельно проводил уникальные для того времени исследования по управляемой термоядерной реакции.

При этом не менее известен академик Сахаров благодаря своей правозащитной деятельности. Он автор проекта Конституции так называемого Союза Советских республик Европы и Азии. За его правозащитную деятельность в 1975 году Нобелевский комитет присудил Сахарову премию мира.

В 1980 году власти посчитали его деятельность антисоветской, выслали из Москвы и лишили всех наград. Вместе со своей женой Сахаров жил в Нижнем Новгороде, пока Михаил Горбачев в 1986 году не разрешил ему вернуться из ссылки.

Академика не стало в 1989 году, он умер в возрасте 68 лет.

Ефим Славский

Еще один руководитель советской атомной промышленности Ефим Славский получил звание Героя Соцтруда в 1949, 1954 и 1962 годах.

Он участвовал в создании атомной, а затем и водородной бомбы. В середине 50-х был министром машиностроения. Его заслуга — создание так называемых атомных городов — Озерска в Челябинской области, Актау, Зеленогорска и Железногорска.

Именно им было принято решение о строительстве Сибирской АЭС, а в начале 60-х годов он выступал в поддержку программы «мирных атомных взрывов».

Умер в 1991 году, когда ему исполнилось 93 года.

Андрей Туполев

Андрей Туполев получал звание Героя Соцтруда в 1945, 1957 и 1972 годах. В первую очередь он известен как советский авиаконструктор. Непосредственно под его руководством были спроектированы несколько десятков различных типов самолетов, 70 из которых в результате были запущены в серийное производство.

Именно Андрею Туполеву принадлежит заслуга по выпуску знаменитых самолетов Ту различных модификаций, которые до сих пор успешно используются в отечественной гражданской и военной авиации.

Туполев скончался в 1972 году в возрасте 84 лет.

Николай Головацкий

Примечательно, что много наград получали не только физики и авиаконструкторы, но и передовики сельского хозяйства. Так, дважды Героем Социалистического труда был председатель колхоза «40 лет Октября», который базировался в Панфиловском районе Алма-Атинской области, Николай Никитич Головацкий.

Будучи родом из Волынской губернии, из города Житомир, в Казахстан Головацкий отправился еще в конце 30-х годов. Сначала ему доверили колхоз «Красный Восток», а в годы Великой Отечественной войны он руководил подсобными хозяйствами.

Председателем легендарного по советским меркам колхоза «40 лет Октября» Головацкий стал в 1950 году, проработал в нем до 1992 года и только в возрасте 80 лет ушел на покой.

Все это время колхоз входил в число передовых, выгодно отличаясь от многих других хозяйств Советского Союза. В 1990 году о достижениях Головацкого даже был снят документальный фильм под названием «Союз хозяев земли».

Умер в 1996 году в возрасте 84 лет.

Герои Советского Союза и Соцтруда

Сразу 11 человек в истории страны одновременно являлись героями Советского Союза и героями Социалистического труда. Среди них военачальники, государственные деятели, сотрудники органов государственной безопасности.

Это Леонид Брежнев, Климент Ворошилов, Василий Головченко, Валентина Гризодубова, Петр Машеров, Иосиф Сталин, Петр Трайнин, Иван Третьяк, Дмитрий Устинов, Никита Хрущев.

Отдельного упоминания заслуживает Кирилл Орловский, имя которого не так известно, как большинства перечисленных выше. Он работал в НКВД, был одним из ключевых руководителей партизанского движения в Беларуси.

При этом не раз вдохновлял писателей и режиссеров на создание художественных произведений. Так, именно Орловский является прототипом главного героя драмы Алексей Салтыкова «Председатель», вышедшего на экраны в 1964 году.

Предположительно, Орловский — прототип Роберта Джордана, главного героя романа Эрнеста Хэмингуэя «По ком звонит колокол». Известно, что во время войны он не менее 70 раз нелегально переходил государственную границу и линию фронта.

Рабочие люди

Смотреть что такое «Рабочие люди» в других словарях:

  • Люди — ж., с опред. Наименования лиц по отношению к промыслу, роду занятий. // Горные люди. Жилы разрабатываются обыкновенно опытными горными людьми, хорошо знакомыми со всеми операциями, входящими в разработку рудников. ГЖ, 1863, № 12: 390; //… … Словарь золотого промысла Российской Империи

  • люди — 1. ЛЮДИ, людей, людям, людьми, о людях; мн. 1. к Человек. На улице много людей. Все л. смертны. Л. борются за мир. Обращение к людям всего мира. // чего или какие. Те, кто принадлежит к одной общественной среде, характеризующиеся наличием каких л … Энциклопедический словарь

  • Рабочие — люди, занятые преимущественно физическим трудом во всех сферах народного хозяйства … Социология: словарь

  • Рабочие-интеллигенты — люди с высшим образованием, занятые на рабочих местах … Социология: словарь

  • Рабочие-мигранты — (migrant labourers), люди, преодолевающие большие расстояния или границы стран в поисках работы. Такая миграция может быть врем., сезонной или на длительное время. Большинство мигрантов неквалифицированные рабочие, часто нелегалы (не имеющие… … Народы и культуры

  • люди — I люде/й, лю/дям, людьми/, о лю/дях; мн. см. тж. людской 1) а) к человек На улице много людей. Все лю/ди смертны. Лю … Словарь многих выражений

  • Мастеровые и работные люди — категории горнозаводского нас. XVII нач. XX вв. Вкл. неск. сословно правовых групп: казенные мастеровые; крепостные на з дском праве, купленные заводовладельцами недворянами; вечноотданные, сверстанные с крепостными; крепостные, купленные… … Уральская историческая энциклопедия

  • РАБОТНЫЕ ЛЮДИ — рабочие на промыслах и промышленных предприятиях России XIX–XIX вв. (крепостные крестьяне отходники, посессионные и вольные наемные работники) … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

  • Приисковые рабочие — В противоположность другим горным промыслам, где рабочими состояли крепостные и ссыльнопоселенцы, приписанные к заводам или промыслам, на золотых приисках в Сибири с самого начала частной золотопромышленности (1820 и 30 е годы) большинство… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Расчетные и рабочие книжки — В государствах Зап. Европы рабочей книжкой называется удостоверение, выдаваемое рабочему надлежащею властью, с последовательной отметкой всех фабрик, мастерских и др. мест, где служил рабочий; в книжке обозначается имя, время рождения,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Сочинение «Труд в моей семье»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 118 Красноармейского района Волгограда»

Эссе:

«Труд в моей семье»

Выполнил:

ученик 5 «Б» класса МОУ СШ № 118

Безгачев Дмитрий

Учитель русского языка и литературы

Бобер Татьяна Валерьевна

Волгоград, 2017

У нас очень весёлая и дружная семья. Она состоит из пяти человек: мама, папа, я, старший брат и младшая сестра. Мы очень любим друг друга и стараемся всегда прийти на помощь тому, кто в этом нуждается. Старшие помогают младшим, младшие – старшим. Вместе делаем уроки, наводим порядок в квартире, готовим обед, накрываем на стол, ходим в магазин за продуктами.

Мы с нетерпением ждём наступления лета, потому что всё выходные в это время года проводим на даче. И снова делаем всё вместе. Вместе поливаем, вместе пропалываем грядки, вместе собираем овощи, фрукты, ягоды, вместе делаем заготовки на зиму, а потом вместе зимними вечерами пьём чай с вкуснейшим вареньем. Я очень люблю и ценю эти моменты, потому что именно тогда понимаешь, что это и есть настоящее счастье.

Мы не только работаем вместе, но и вместе отдыхаем. Очень любим ходить на речку купаться, ловить рыбу. Нам никогда не бывает скучно. А ещё летом мы ездим в деревню к бабушке и дедушке, проводим там целый месяц. Но и здесь мы без дела не сидим. У бабушки есть корова и телёнок. Так как животные охотнее поедают влажную траву, покрытую росой, то выпускать их на пастбище нужно пораньше. Не всегда хочется рано вставать, зато вечером бабушка угощает нас парным молоком. С папой и братом мы заготавливаем сено для животных, потом я кормлю птиц, мне очень нравится возиться с маленькими утятами и цыплятами. А вечером бабушка обязательно печёт блины, которые мы с удовольствием едим, а дедушка сажает меня к себе на колени и рассказывает интересные истории из своей жизни. Время пролетает незаметно, но никому не хочется расходиться, так как всем дороги эти часы, проведённые вместе.

Так заведено в нашей семье, мы не боимся никакой работы. Мама говорит, что любая работа спорится у нас в руках. Наши родители хотят, чтобы мы выросли хорошими людьми, поэтому и приучают нас к труду, являясь для нас примером.

Читальный зал

Труд в жизни моей семьи

24.04.2008
школа

Михайлова Виктория
5 «в» класс МОУ «СОШ №26»
Иркутская область г. Зима

История жизни моих родственников богата неординарными, жизненными ситуациями, событиями. В нашей родословной люди разных профессий: земледельцы, инженеры, руководители колхозов, милиционеры, учителя, предприниматели и др. Все трудились и трудятся на своих местах достойно. За труд, успехи, достижения имеют правительственные награды: ордена и медали. Моя бабушка Ветеран труда, ударник социалистического труда. Дед награжден медалью за освоение целинных и залежных земель, двоюродный дед медалью «За трудовое отличие». Примером для всех были мои прабабушка и прадедушка. На их долю выпало очень трудное время, полное тяжелых испытаний. О них отдельный рассказ.

А сегодня я хочу рассказать об особом труде – труде учителя. В нашей семье 12 человек связали свою жизнь с работой учителя и воспитателя. Есть у нас учителя истории, географии, рисования и черчения, иностранного языка, воспитатели детского сада. Почему мои родственники выбрали эту профессию? Мама считает, что это от моей прабабушки- Коноваловой Евдокии Ивановны. И это удивительно, она ведь вообще в школе не училась? Да, она была неграмотная, но прабабушка учила своим примером, показывала уроки доброты, трудолюбия, мудрости, терпимости. Была примером для всех своих детей и внуков. Просто была учителем от Бога.

А первым, кто стал профессиональным педагогом, был мой двоюродный дед Коновалов Николай Матвеевич. В 1552 году он поступил в Тулунское педучилище, которое находилось в 60 км, от села Ингут, где он жил. Учиться было трудно. Родители работали в колхозе, зарплаты не получали, стипендии в училище были маленькие, жили на то, что могли привезти в рюкзаках из дома, иногда это были лишь клубки мороженной картошки. Иногда мой дядя ходил домой пешком, потому , что автобусы не ходили и не было попутной машины. Но как интересно было учиться, участвовать в спортивных соревнованиях, кружках художественной самодеятельности. Николай Матвеевич много лет проработал в школе и художественном училище г. Смоленска. За свой труд имеет много грамот, в том числе и за участие в союзных выставках. Он и сейчас очень интересный собеседник, пишет стихи, занимается изучением родословной нашей семьи.

Учителем стала и моя мама. Вначале она работала пионервожатой, т.е. возглавляла общественную организацию ребят 10-14 лет. Проводила пионерские сборы, с ребятами собирали металлолом, макулатуру, березовые почки. Проводили разные акции, даже отправляли открытки протеста в ООН, организовывали работу «зеленого» и «голубого» патрулей. Разучивали много песен. Потом мама стала работать учителем истории, она занималась восстановлением школьного музея, ходила с ребятами в краеведческую экспедицию, собирали историю исчезнувших деревень. За свой труд мама имеет грамоты и нагрудный знак «Почетный работник общего образования». Сейчас она работает заместителем директора по учебно-воспитательной работе в школе №10 г.Зимы. Я горжусь ей!

Все мамины сестры, мои тети, а их у меня трое – тоже педагоги. Они все такие разные, но такие творческие и интересные. Все они любят детей, а значит свою профессию. Я знаю, что быть учителем очень трудно. Чтобы занятия были интересными, мои тети и мама много готовятся, читают, изучают компьютерные технологии.

Я, считаю, что даже в 21 веке без учителя не обойтись. Пусть в школы приходит больше талантливых учителей. И пусть продолжается наша семейная династия. А в заключение я хочу выразить спасибо своей маме Михайловой Вере Михайловне за интересные рассказы о наших родных.

Текущий

TESTSOCH.RU

Сочинение на тему: Труд в жизни человека.

С раннего детства нас приучают трудиться. Сначала в наши обязанности входит просто слушаться старших. Затем задача немного осложняется. У каждого из нас появляются свои обязанности в зависимости от возраста и ситуации. Мы помогаем родителям по дому, учимся в школе, выполняем домашние задания. Все это очень дисциплинирует. Если мы приучимся с детства трудиться, правильно распределять свое время, то все будем успевать.

Наши родители тоже работают каждый день. В летнее время мы всей семьей трудимся на огороде, помогаем бабушке с дедушкой. У родителей, конечно, гораздо больше обязанностей, но зато какое удовольствие видеть плоды своих трудов в конце сезона. Сразу улучшается настроение, хочется трудиться с новой силой.

На эту тему есть много известных пословиц и поговорок: «Терпенье и труд все перетрут», «Делу – время, потехе – час». Думаю, что эти слова справедливо подмечены. Лишь труд помогает нам развиваться, узнавать много нового и интересного.

 «Что такое труд»,

Общая характеристика

Трудовая деятельность приносит не только материальное и физическое удовлетворение, но и является источником вдохновений, когда работа приходится по душе. Основа человеческого бытия творит чудеса и воплощает мечты в реальность.

Понятия и классификация

Труд представляет собой деятельность человека, направленную на удовлетворение личных или общественных потребностей. Всегда есть цель, которая достигается путем целенаправленной и усиленной работы.

В средствах массовой информации кратко передают об огромных достижениях в различных областях: в образовании, медицине, спорте, робототехнике. Люди создают новейшие разработки на производстве, достигают высоких успехов в здравоохранении, придумывая инновационные аппараты для лечения пациентов с тяжелыми заболеваниями, а также строят новые дома для комфортного проживания. Указанные достижения являются результатом огромного кропотливого труда в сочетании с желанием делать для себя и окружающих что-то полезное. Каждый человек, достигший значительных успехов, оценивается по заслугам за свою работу.

Труд делает человека необходимым обществу

Труд делает человека необходимым обществу. Рабочие резервы страны всегда отличаются дисциплинированностью, сознанием того, что деятельность является материальной составляющей жизни.

Направления работы:

  • Хозяйственная.
  • Интеллектуальная.
  • Общественная.

Благодаря инновациям сельскохозяйственной техники труженики села собирают огромные урожаи зерновых культур и другой сельхозпродукции. Трудовая деятельность объединяет людей, формирует чувство долга, ответственности, придает ощущение радости и гордости за внесение своей лепты в жизнь страны.

Классификация труда:

  • Умственный.
  • Физический.
  • Простой.
  • Сложный.
  • Функциональный.
  • Профессиональный.
  • Конкретный.
  • Абстрактный.
  • Индивидуальный.
  • Коллективный.
  • Частный.
  • Общественный.
  • Наемный.
  • Самозанятый.

Деятельность эффективнее, когда орудия труда отличаются высокотехнологичными, совершенными характеристиками, а квалификация кадрового потенциала находится на высоком уровне.

Четко разделять умственный и физический труд невозможно, потому что каждое действие сопровождается обдумыванием его необходимости и созданием мысленной последовательности алгоритмов.

Роль и значение

Благодаря старанию и работе человек произошел от обезьяны и стал разумным (Homo sapiens). Взаимодействие людей с предметами и средствами труда предопределяется степенью автоматизации и технологией машинных процессов.

Навязанная в советское время «легенда о праве на труд» привела к казусной модификации коллективного сознания, а большая часть народонаселения страны поверила в необходимость работы, как одной из основных человеческих потребностей.

Функции труда:

Удовлетворение финансовых потребностей

  • Удовлетворение финансовых потребностей, как источника богатства.
  • Утоление духовных нужд.
  • Приобретение новых знаний и творческих навыков.
  • Развитие индивида и общества.
  • Обеспечение безопасных условий.

В человеческой природе заложена потребность трудовой деятельности, являющаяся естественным принципом существования. Все предметы, необходимые для жизнедеятельности созданы руками трудящегося. Во время работы формируются предпосылки существования и будущего развития любого общества, а человек развивается наряду с производительными силами.

Различие исторических этапов заключается в средствах труда, являющихся измерителями общественного строя, знаний и умений человека.

Социальная составляющая, создающая полные условия для формирования личности в процессе работы, получает высокий уровень производительности.

Прототипы из жизни и мотивация

Значимым признаком характера труда является отношение человека к этой деятельности. Если есть заинтересованность к занимаемому делу, гарантирован успех и положительный результат. Представлено сообщение о людях труда, которые являются примером для будущего поколения и страны в целом.

Подлинные истории

Можно составить рассказ о сельских жителях, привыкших трудиться с раннего утра до поздней ночи. Например, Михаил Иванович Марценюк родился в деревне, работал в колхозе, во время войны находился в оккупации на протяжении трех лет, а после проходил службу в разведке ФРГ. В Лыткарино приехал с другом и остался здесь навсегда. С 1956 по 1964 год Михаил Иванович работал в ЦИАМе, далее судьба связала его с ТМКБ «Союз». В мае 1964 года он был принят на работу слесарем-сборщиком двигателей малой тяги.

Человек работает в цеху

Менялось время, экономика, но Михаил Иванович остался верен своему предприятию, сборке — исходной процедуре любого производства. В должности специалиста сборочного дела цеха № 3 проходила вся жизнь.

За период трудовой деятельности в ТМКБ этот скромный человек награждался разными знаками отличия, а венчает все заслуги юбилейная медаль «За верность и преданность». Такие герои есть в каждом селе или городе. Люди, какими нужно гордиться, не считали порой нелегкую работу подвигом, а просто делали должное.

Другим героем труда является Алексей Иванович Стародубцев — старейший житель села Кулешовка. Уважаемый, порядочный и честный человек оказался хорошим семьянином, воспитавшим ответственных и работящих детей. Личный трудовой путь Алексей Иванович начал с 1940 г, когда после окончания школы отправился работать в колхоз.

Посевная смена начиналась ранним утром. По сырой земле колесные трактора не выходили, поэтому мальчишки на лошадях самостоятельно тянули борону. Работы было много, времени на отдых было мало. Война забрала на фронт взрослых мужчин, поэтому мальчикам-школьникам пришлось заменить отцов на полях.

Алексея еще мальчишкой приняли в трактористы, где он проработал всю жизнь. В 1948 году механизатора призвали в армию, а по возвращении солдата дома ждала жена с ребенком.

Алексей Иванович считает, что нынешняя молодежь не стремится работать, а чаще ленится. Мужчин прошлого поколения воспитывали иначе: нужно было трудиться без отказов на износ.

Стародубцев вышел на пенсию, и еще пять лет доставлял воду в колхоз. За хороший и доблестный труд он получил награду и премии, был приглашен на слет Героев Социалистического труда. Государством удостоен орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской революции.

По мнению Алексея Ивановича, нужно мотивировать нынешнее поколение к постоянной работе, проявлять внимание и уважение к каждому человеку. От этого зависит последующее стремление молодых людей и заинтересованность.

Литературные аргументы

Тема труда в творчестве русских авторов является значимой и популярной. Остро поднято облагораживание человека деятельностью в романе Гончарова «Обломов». Автор показывает как отсутствие работы, физической активности, и ее наличие влияет на умы людей.

Матрена — героиня небольшого рассказа Солженицына «Матренин двор»

Всю жизнь работает Матрена — героиня небольшого рассказа Солженицына «Матренин двор». Женщина постоянно что-то делает, безвозмездно помогает родным и знакомым, но ее добротой часто злоупотребляют. Погибает Матрена, оказывая помощь соседям перевозить собственную избу. В таком отношении к жизни заключается праведность, на которой держится весь мир.

Написать пример текста можно по произведению Шолохова. Гришка Мелехов из «Тихого Дона» вынужден воевать долгое время: Первая мировая война, затем бесконечная Гражданская война. Мужчина хочет трудиться на родной земле, вернуться в пахари. Стремление защитить свою отчизну руководит Мелеховым в его метаниях между красной и белой армией.

В кратком автобиографическом очерке В. Астафьева «Конь с розовой гривой» автор приучает читателя к труду с детского возраста. Бабушка дает внуку задание собрать ягоды на продажу. Рассказчик, попав под влияние товарищей, съедает собранное и уходит на речку, отдав бабушке туесок, набитый травой, и прикрытый сверху ягодами.

Герой душевно мучается из-за обмана, раскрывшегося при продаже. Старушка обличает внука, но подарок из города привозит, а рассказчик на всю жизнь запоминает, что трудиться нужно добросовестно.

Стимулирование к эффективной работе

Труд является основой жизнедеятельности и развития человечества. Для любой работы требуется грамотная и сильная мотивация, ведь человек хочет работать больше, быстрее и качественно выполнять поставленные перед ним задачи.

Трудовая мотивация работы

Трудовая мотивация работы результативна, если каждый специалист ощущает собственную значимость. Благоприятно действуют разовые вознаграждения, в то время как постоянные и обязательные воспринимаются разумеющимися.

Классификация мотивации к труду:

  • Материальная.
  • Нематериальная.

Оплата и схема производительности должны быть четко продуманы и регламентированы. Человека прельщают всевозможные премии, проценты от продаж, увеличение заработной платы или наличие бонусов. Плюсом будут поощрительные выплаты в фитнес-клуб, оформление медицинского или страхового полиса, возможность получения дополнительного оплачиваемого отпуска.

Условия труда должны быть комфортными, руководство может взять на себя оплату расходов на общественный транспорт или предоставить возможность пользоваться служебным автобусом.

К эффективной трудовой деятельности мотивирует использование услуг социальных учреждений, оплата санаторно-курортного отдыха, возможность выхода по гибкому графику, регулярное обновление материально-технической базы и забота об усовершенствовании условий работы.

Похвала от лица руководства, возможность карьерного роста, повышение квалификации стимулирует сотрудников к труду.

Похвала от лица руководства

Добиться роста результативности работы можно, используя описанные принципы мотивации. Важно определить, что необходимо для каждого отдельного лица.

В маленьком рассказе о труде отмечено, что трудовое воспитание должно исходить от семьи. Родитель с детского возраста обязан помочь осознать, привить навыки и желание работы. Ребенок должен понимать, что существуют нравственные качества личности, например, трудолюбие, чувство долга, ответственность за порученное дело.

В коротком докладе приводится описание трудовой деятельности, ее значение, необходимость, а также представлен рассказ о человеке труда и примеры из произведений.

  • Рассказы о труде для дошкольников
  • Рассказы о труде для детей дошкольного возраста
  • Рассказы о труде для 3 класса
  • Рассказы о труде 5 класс
  • Рассказы о томске для детей