Рассказы о выдающихся людях для детей

Читать истории о великих людях детям бывает не очень-то интересно: родился, повзрослел, потом изобрёл или сделал что-то эдакое… К счастью, сейчас появились отличные издания, написанные специально для юных читателей. Мы подобрали самые интересные и красочно изданные биографии: ребёнок точно не заскучает!

Андрей Лисаченко: «Юрий Гагарин»

Издательство Clever

Издательство Clever

Небольшая книжка очень удобного для ребёнка формата (а это важно!). История человека, который первым полетел в космос, рассказывается коротко и просто — и главный герой выглядит близким и понятным. Мы так и привыкли представлять Гагарина: честный, открытый, с ясной улыбкой. Книжка при этом вовсе не создаёт впечатление, что в жизни героя всё складывалось, как в сказке: наоборот, и малышу будет понятно, как ему было непросто. Ещё один плюс издания — это иллюстрации: светлые, с настроением.

В серии «Вдохновляющие истории» также вышли книги «Валентина Терешкова», «Майя Плисецкая», «Дмитрий Менделеев», «Софья Ковалевская», «Фрида Кало» и даже «Белка и Стрелка». Кстати, именно книги этой серии победили в номинации «Вместе с книгой мы растём» национального конкурса «Книга года — 2019».

Хорди Баярри: «Галилео Галилей. Посланник звёзд»

Издательство «Бомбора»

Издательство «Бомбора»

История рассказывается в жанре комикса — а это уже интересный подход, который позволяет сразу «привязать» героя к конкретной эпохе, стране, городу, обстоятельствам. Это уже не просто какой-то учёный из чужой страны и далёкого прошлого: пожалуйста, в «кадре» — Пизанская башня, Базилика Сан-Марко в Венеции, виды Флоренции. Вот и компания учёных в тёмных мантях: интересно, зачем они так одевались? А ещё, как ни странно, книга, в какой-то мере, способна и помочь в развитии эмоционального интеллекта, уж очень выразительные лица у всех персонажей! Спойлер: только здесь можно увидеть, как Галилео Галилей говорит «упс».

В серии «Жизнь великих учёных в комиксах» можно также прочитать об Исааке Ньютоне, Марии Кюри, Аристотеле, Чарльзе Дарвине.

Владимир Соловьев. «Суворов. Накануне великих побед»

Издательство «Настя и Никита»

Издательство «Настя и Никита»

Великий полководец — тоже человек. Оказывается, в детстве Саша был болезненным и щуплым — и очень этого стеснялся. А потом твёрдо решил тренироваться, стать выносливым воином и сдержал слово, которое себе дал. Вдохновляющий пример для тех, кто привык относиться к себе уж очень трепетно и бережно, не правда ли? Книга — не парадный портрет Суворова: в ней больше историй из детства, забавных подробностей, есть и очень интересный сюжет о знакомстве с Абрамом Ганнибалом.

В издательстве — целая коллекция биографий, написанных «человеческим» языком: можно прочитать о Константине Циолковском, Викторе Васнецове, докторе Пирогове.

Дженнифер Берн: «На луче света. История Альберта Эйнштейна»

Издательство «Карьера Пресс»

Издательство «Карьера Пресс»

Удивительно тёплые рисунки, после которых невозможно не привязаться к главному герою и его родителям. Это, кстати, интересное открытие: учёного часто все и представляют сразу седым, как на известном фотопортрете, а он успел побывать и ребёнком тоже. Здорово, что о его детстве, обстановке в доме говорится не вскользь, а довольно подробно. Книга понятно рассказывает о его научных идеях и при этом словно подсказывает: а ты? о чём мечтаешь? над чем задумываешься? Наверное, многие маленькие исследователи после чтения тоже захотят завести «одежду для размышлений, как у великого учёного, и попросят на третье любимый вафельный рожок Эйнштейна — для вдохновения.

Сергей Король, Елена Смешливая. «Чему я могу научиться у Стивена Хокинга»

Издательство «Альпина. Дети»

Издательство «Альпина. Дети»

Своим обаянием, жизнелюбием, силой воли этот человек впечатлил, кажется, всех. Настолько, что 21 век трудно представить без него: он рассказал о космосе, звёздах и чёрных дырах так, что многие дети и взрослые всерьёз заинтересовались наукой. О нём знают младшие школьники, и даже дошкольники что-то слышали. Это красочное издание поможет лучше узнать профессора Хокинга и понять: многие трудности преодолимы, кто бы что ни говорил.

Среди героев серии, у которых можно много научиться, — Сергей Королёв, Илон Маск, Анна Ахматова, Стив Джобс, Ингвар Кампрад, Опра Уинфри, Фил Найт.

Кейт Панкхёрст: «Фантастические женщины, которые изменили историю»

Издательство «Бомбора»

Издательство «Бомбора»

Под одной обложкой — 14 историй выдающихся личностей. Выбор героинь для нас необычный: здесь есть родная и любимая Валентина Терешкова, но рассказ идёт и о кельтской правительнице Боудикке, и об Аде Лавлейс, придумавшей прообраз компьютера, и о Элизабет Блэкуэлл, первой женщине с учёной степенью в медицине, и о Покахонтас, и царице Хатшепсут. Оформление словно подыгрывает теме, — оно такое же яркое, нестандартное, как и сами персонажи этого сборника.

Ещё одна книга того же автора — «Фантастические женщины, которые изменили мир».

Луиза Маттиа, Альберто Нуччи Анжели, Лоренцо Терранера: «Леонардо»

Издательство «Пешком в историю»

Издательство «Пешком в историю»

Невероятно многогранный человек и великий мудрец или просто любознательный маленький мальчик? Рассказ идёт от первого лица, — юного Леонардо, и это даёт уникальную возможность посмотреть на мир его глазами. С неуёмной энергией он изучает буквально всё: водовороты на речке, птиц, лягушек, древесную кору. Смотрит, думает, запоминает, мечтает, постоянно что-то мастерит, пробует… Становится взрослее, и его работы всё серьёзнее. История обязательна к прочтению взрослым, которые часто, не задумываясь, одёргивают ребёнка: не лезь, не трогай, тебе это не нужно. Потому что будущие Леонардо — это маленькие мечтатели, которые много и свободно играют, изучая всё вокруг.

Павел Вакула: «Яичница Колумба: истории о великих путешественниках»

Издательство «Речь»

Издательство «Речь»

Это не биографии замечательных людей в чистом виде. И всё же главные герои книги — именно великие путешественники, которые открывали для человечества новые континенты, острова, земли. Пифей Массалийский, Васко де Гама, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг и многие-многие другие — о них любознательному внуку Кубе (а заодно и его родителям) рассказывает дедушка. И всё это интересно, обстоятельно и так увлечённо, что оторваться невозможно. Реплики и вопросы Кубы и его родителей только добавляют красок, делая впечатление более объёмным. Освежить знания по истории и географии (и запомнить новые имена) будет полезно и взрослым.

Евгения Долгинова: «Истории для маленьких мечтательниц»

Издательство Сlever

Издательство Сlever

ПОд одной обложкой — истории наших невероятных соотечественниц, каждая из которых была и есть по-настоящему особенной, единственной в своём роде и привнесла в любимое дело что-то своё. Среди 50 героинь — Фаина Раневская, Вера Мухина, Елизавета Глинка, Лариса Латынина, Майя Плисецкая, Анна Нетребко. Каждой посвящен «всего-то» один разворот, но это как раз тот случай, когда этого совершенно достаточно: небольшой, но ёмкий текст + точный, «с характером», портрет. Кстати, вот любопытный нюанс: каждую иллюстрацию — портреты героинь — рисовали разные художницы. И в этом что-то есть: если учесть, что речь идёт о таких ярких индивидуальностях.

Читайте также:

10 отличных детских энциклопедий и атласов: от мировых цивилизаций до редких животных

15 замечательных книг о бабушках и дедушках

5 главных вопросов о книгах, ответы на которые должен знать каждый родитель

Фото: N. Savranska/Shutterstock.com

Муниципальное  автономное  дошкольное  образовательное  учреждение  Детский сад №7 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

                               

МЕТОДИЧЕСКИЙ  СБОРНИК

«Сказания о великих людях России»

Разработчик:

Ябурова Зоя Сергеевна,

 воспитатель

Городской округ  Красноуральск

2012 год

От автора

        Невозможно оценить значение  патриотического воспитания, посредством знакомства детей с подвигами героев русской истории, вкладом великих ученых и культурных деятелей в развитие России.

        В программе Н. М. Крыловой «Детский сад – дом радости» одним из ведущих направлений работы с детьми является приобщение дошкольников к основам духовной культуры и интеллигентности. Данная работа предполагает решение образовательных и воспитательных задач по введению детей старшего дошкольного возраста в мир науки, искусства и знакомство с такими знаменитыми людьми России, как: Ломоносов М. В., Жуковский В. А., Крылов, Пушкин А. С., Суворов А. В., Кутузов М. И., Менделеев Д. И., Нахимов П. С., Айвазовский И. К., Чайковский П. И., Бианки В. В. и другими выдающимися соотечественниками.

        Чем вызвана необходимость данной работы?

        Во-первых, знакомство с выдающимися людьми России рассматривается, как средство формирования образа России. Познание Родины многообразно: это и история, и литература, и искусство, и природа и многое другое. Знакомство с тем или иным соотечественником позволяет детям прикоснуться к отдельным страницам истории России, раскрыть ее красоту и неповторимость, отраженную в художественных произведениях.

        Яркое впечатление о событии, о человеке, о красоте, которую увидел ребенок, оставляет след в памяти и в душе, наполняет смыслом и содержанием слова «любовь к Родине».

         Во-вторых, на основе системы представлений о выдающихся соотечественнике, как о личности, возникает редкая возможность содействовать формированию у детей образа человека — нравственного идеала. Образы великих людей, имена которых сохранила история, как лучших представителей нации, позволяют наглядно представить, раскрыть содержание нравственных категорий, понятий, наполнить их конкретными примерами.

         В-третьих, ознакомление детей со знаменитыми людьми России – это специфический путь развития вкуса к философствованию, как условию развития потребности учиться.

         Философствование шестилетнего ребенка – это новый способ познания окружающего мира и себя в нем. У детей формируется способность и умение принимать самостоятельные решения, критически относиться к достигнутым знаниям, творчески переосмысливать те, что имеются.

          Знаменитые соотечественники предстают перед детьми, прежде всего, как люди, которые были, прежде всего, хорошо образованы, и потому смогли совершить великие открытия и подвиги во славу России. На примере великих людей России дети приходят к осознанию того, что эти герои преодолевали трудности, сделали открытия и совершали подвиги потому, что применяли знания для умелого разрешения проблем.

           Ведущей формой работы с детьми явились – сказания. Главное отличие сказания от других форм работы заключалось в том, что сказание никогда не могло быть на новом содержании. Сказание – специально разработанный текст, благодаря которому ребенок систематизирует ранее полученные знания, совершает рефлексивную деятельность, активизирует ассоциативные ряды связей, обогащает вновь возникающие образы воспоминаниями о своем личном опыте.

         Готовность детей к пониманию «сказания» — результат длительной работы до занятия. Ежедневно — между занятиями, в свободные минуты, в ходе различных режимных моментов ведутся разговоры о том или ином выдающемся соотечественнике, его жизни, рассматриваются книги, иллюстрации, репродукции картин, позволяющие полнее раскрыть обстановку, время, в которое он жил. Это способствует тому, что дети могли представить то состояние, в котором находился герой, проникнуть в атмосферу того времени, представить себя на его месте.  

         Представления о великих людях России закладывают своеобразный фундамент, на который будут опираться более глубокие знания, которые ребенок получит в школе.

         На основе данных представлений формируется интерес к познанию, к философским рассуждениям, умение вести диалог, быть интересным собеседником. Дети приобретают навыки общения с энциклопедическими изданиями, словарями и, конечно же, у детей  формируется нравственный идеал человека.

Занятие — Сказание «Об адмирале  П. С. Нахимове»

     Цель:  рассказать детям о герое П. С. Нахимове, содействовать развитию интереса к прошлому и настоящему своей Родины, углублять представления о героях России; воспитывать чувство патриотизма, гордость за Российских героев.

     Оборудование: портреты А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Суворова, П. С. Нахимова, глобус, карта России, кадет, орден Святого Георгия  (мультимедийное сопровождение).

Словарная работа: кадет, мичман, бухта.

Предварительная работа: разговор о моряках, рассматривание книг о море, о моряках, чтение В. Маяковского «Эта книжечка моя про моря и про маяк», разговор о профессиях: штурман, капитан, моделирование морской бухты.

     Ход  мероприятия:

Детям предлагаются портреты А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Суворова, П. С. Нахимова.

— Дети, чем знамениты эти люди?

— Почему мы их узнаем? (знаем их дела).

— Чем прославил Россию этот человек? (портрет А. С. Пушкина).

— Чем знаменит этот человек? (портрет Суворова).

— О ком вы еще не знаете? Портрет этого героя перед вами.

— Это П. С. Нахимов. О нем я хочу сегодня вам рассказать.

П. С. Нахимов родился в семье офицера и тоже захотел стать военным. Учился он в городе Петербурге в морском кадетском корпусе.

       Кадетами называли учеников военно-морских училищ. Когда ему было 16 лет, он блестяще закончил морской кадетский корпус. Все предметы у него были сданы на оценку «отлично». Ему было присвоено звание мичмана – это офицерское звание. И он был зачислен на корабль. (показ кадетов)

Впоследствии П. С. Нахимов совершил кругосветное плавание, проплыл на корабле вокруг земного шара (показ на глобусе).

        В одном из морских боев на Балтийском море (показ на карте) П. С. Нахимов отличился особой храбростью и был награжден орденами Святого Георгия второй и четвертой степени за храбрость (показ слайда).

— Ребята, вы хотите стать моряками?

       Физкультминутка «Как живете, моряки?»

Итак, мы узнали, что сначала Павел Степанович Нахимов служил на Балтийском флоте, а потом стал служить на Черноморском флоте. И вот здесь ему пришлось командовать флотом во время войны с турками.

Разведка донесла П. С. Нахимову, что корабли турецкого флота сосредоточены в Синопской бухте (показ на карте). Адмирал П. С. Нахимов решил идти на корабле под названием «Императрица Мария» на перехват противника, чтобы напасть неожиданно. Он рассчитывал, что турецкие корабли стоят в тесной бухте и передвигаться не могут. И если действовать быстро, помощь туркам не подоспеет. Так и было! П. С. Нахимов напал смело, неожиданно, каждый его корабль знал свою цель. Шквал огня обрушился на турецкий флот. Турецкий адмирал Осман-паша был взят в плен. Из двенадцати турецких кораблей лишь один смог бежать. Турецкий флот перестал существовать. Так наш адмирал умело выиграл сражение.

          Так же П. С. Нахимов возглавил оборону города Севастополя (показ на карте, которая длилась почти год (349 дней).

           Он был храбрым человеком, требовательным и справедливым, внимательным к подчиненным. Приходил туда, где было трудно, дважды был ранен, но не ушел с поля боя. Но однажды на Малаховом кургане П. С. Нахимов был убит. Гроб с его телом был накрыт флагом, простреленном в бою. Это был флаг корабля «Императрица Мария», которым командовал П. С. Нахимов в Синопском сражении.

— Так почему все помнят П. С. Нахимова?

— Что он защищал?

— Можно ли его назвать героем?

— А вы бы хотели быть на него похожими?

В следующий раз я вам расскажу подробно о Синопском сражении и о Севастопольской обороне.

Совместная  образовательная деятельность «Сказание о А. С. Пушкине»

 Цель: Познакомить детей с биографией А.С.Пушкина в детские и юношеские годы.  Воспитывать любовь к поэтам и писателям России. Развивать чувство гордости за свою Родину.

Ход мероприятия:

Поиграем в нашу любимую игру «Лабада». Дружно шагаем мы, тра-та-та, тра-та-та. Мы танцуем танец. Это «Лабада». Мои плечи хороши, а у соседа лучше. Все берут друг друга за плечи, повторяют начало и так шагают, взявшись за плечи, по кругу, называют новую часть тела – локти, (колени, голову, шею и т. д.). Темп ускоряется с каждым новым кругом.

Воспитатель: Вы дружно живете! Любите играть друг с другом! О чем я обещала вам рассказать?

Дети: О Пушкине, как он учился в лицее.

Воспитатель: Да, о том, как в детские годы А.С.Пушкин учился в лицее. Принесите стулья, поставьте на краю ковра. А. С. Пушкин родился в Москве, в 1799 году. В доме Пушкина была бабушка Мария Александровна Ганнибал. Маленький Пушкин любил слушать рассказы бабушки о старине. Еще Пушкин любил слушать сказки своей няни Арины Родионовны. В кабинете у Сергея Львовича Пушкина…А кто это – Сергей Львович?

Дети: Папа Пушкина.

Воспитатель: Да, в кабинет отца была великолепная библиотека. В библиотеке были собраны на французском и русском языках, но особенно много было книг на французском языке.

       Пушкин очень рано научился читать, и чтение его было любимым занятием. В 8 лет он уже начал писать стихи, басни и даже написал комедию, которую он читал своей сестренке Оле – Ольге Сергеевне. Учитель не похвалил комедию, и Пушкин сжег ее. И детских стихов поэта не сохранилось.

        В Царском селе был открыт Лицей. Туда пригласили работать лучших учителей России. И родители Пушкина решили отдать его в новое учебное заведение. Из Москвы в Петербург собрался ехать дядя Пушкина – Василий Львович вот он – то и отвез племянника в Лицей. Добирались они из Москвы до Петербурга целую неделю, потому что ехали на лошадях.

        19 октября 1811 года в Актовом зале Лицея был торжественно отмечен день открытия этого учебного заведения. Было принято 30 воспитанников, среди них был и Пушкин. В лицейском зале между колоннами был поставлен большой стол, накрытый красным сукном с золотой бахромой. На нем лежала грамота об учреждении лицея. Справа стояли воспитанники и их наставники. А слева- профессора. Остальная часть зала была занята креслами для публики. Из Петербурга приехали педагоги, именитые гости и даже Царь Александр Первый. А так же и родители воспитанников.

           В лицейские годы произошла первая встреча Пушкина с выдающимися писателями: Василием Жуковским, Гавриилом Державиным, Николаем Карамзиным.

           Державин признал в лицеисте Пушкина своего преемника как поэта. Николай Карамзин сказал: «Пари как орел, но не останавливайся».

Время, свободное от занятийПушкин и его товарищи проводили в Екатерининском парке. Парк украшали широкие липовые аллеи. Пересекаясь под прямыми углами, аллеи образуют зеленые КУРТИНЫ – углы, на которых посеяна трава, образуя небольшую полянку. Среди куртин размещены павильоны и статуи. А вокруг большого пруда расположен ПЕЙЗАЖНЫЙ парк. Это название вам знакомо?

Дети: Да.

Воспитатель: Так называют разнообразные группы деревьев на широких полянках, которые кажутся естественно выросшими. Но, оказывается, их так вырастили садовники. А среди деревьев извилистые дорожки, пешеходные тропинки. В парке были памятники – Чесменская колонна в честь победы России над Турцией. У павильона, Камероновой галереи – статуя Геркулеса и Царскосельская статуя… Пушкин, когда стал поэтом, написал стихи о ней:

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! Не иссякнет вода, изливаясь из урны разбитой,

Дева, над вечной струей, вечно печально сидит.

Воспитатель: У лицеистов очень рано начинались занятия. Вставали очень рано, гуляли, занимались физкультурой. Нам тоже пора идти на физкультуру. После физкультуры еще расскажу.

Занятие — Сказание  «Путешествие в сказы Бажова»

Цель: Знакомить детей с биографией уральского сказочника П. П. Бажова.

Приобщать к изобразительному искусству через восприятие иллюстраций Т. Я. Калининой. Приобщать к музыкальному искусству через знакомство с русским хороводом. Развивать умение детей отвечать на вопросы, применять знания, полученные при чтении художественной литературы. Воспитывать желание работать совместно для получения общего продукта.

Предварительная работа: Чтение сказов П. П. Бажова, рассказывание детьми отрывков. Рассматривание иллюстраций, коллекции уральских камней и изделий из них. Разучивание хоровода «Красный сарафан», музыка А. Варламова. Подготовка детьми силуэтов для коллажа к сказу Бажова «Серебряное копытце».

Материалы: Макеты к сказам П. П. Бажова, иллюстрации воспитателя по изо деятельности Т. Я. Калининой к сказам,  портрет П. П. Бажова, шкатулка с угощением; 

Ход мероприятия:

1. Вводная часть.

Дети заходят в зал в русских народных костюмах. Их встречает Хозяйка Медной горы (воспитатель).

-Это кто пожаловал в мой лес заповедный, мастеровые люди или бездельники?

-Зачем пришли, богатства мои высматриваете или поучиться?

-Ну, коли учиться, так другой разговор. Я поведу вас путешествовать по моим владениям. Готовы? Приглашаю.

Дети ведут хоровод «Красный сарафан».

2. Рассказ Хозяйки Медной горы о сказочнике П. П. Бажове.

Дети садятся на скамеечки.

-Первым делом, ребята, я хочу вас познакомить со сказочником Павлом Петровичем Бажовым. Показ портрета писателя. Рассказ см. приложение.

3. Путешествие в картинную галерею

-А сейчас я вас приглашаю в мою картинную галерею по сказам Бажова.

1- 2 — 3 — повернись

Дети идут к стене, где висят картины

-В нашей галерее находятся картины — иллюстрации к сказам.  

Картины показываются по — порядку. Дети рассматривают, называют сказ, по возможности пересказывают изображенный сюжет.

1.- «Серебряное копытце»: «Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Дарёнка — кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козёл. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит. «

2.-«Огневушка -Поскакушка»: «У меня тепло!, У меня светло! Красно летичко! Обошла круг — тепло Федюньке стало, а Поскакушка шире да шире круг берет, сама подрастает. «

3.»Малахитовая шкатулка»: «Танюшка побегала много — мало по хозяйству и забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник, серьги повесила…»

4.»Синюшкин колодец»: «Поворотился Илюха в ту сторону. Видит — девчонка подходит. Простая девчонка, в обыкновенный человеческий рост. Годов так 18. Платьишко на ней синее, платок на голове синий. А пригожа эта девчонка — и сказать нельзя…»

5.»Медной горы хозяйка»: «Да ведь эта сама Хозяйка. Её одёжа — то. Из шёлкового малахиту платье. «

-Молодцы, ребята узнали сказы и вспомнили сюжеты. Понравились вам картины?

4. Путешествие в «Комнату Знаний»

-А теперь я хочу проверить ваши знания. Я думаю, вы внимательно слушали сказы и легко ответите на мои вопросы.

1 — 2 — 3 — повернись

В комнате Знаний окажись!

Дети присаживаются на скамеечки.

«Отгадайте загадки»:

1. Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем — каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Мурёнка,

И смотрит на них из окошка.

(Дарёнка)

2. Как куклёнка, девочка

Спляшет вам с припевочкой!

Появляется в огне.

Как зовут? Скажите мне!

(Огневушка — Поскакушка)

«Из какого сказа эти строки?»

1. «Глядит, — а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок — и разнесёт старушонку. » («Синюшкин колодец»)

2. «Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает. «(«Серебряное копытце»)

«Ответьте правильно на вопросы»

1. Какой писатель рассказывал про уральских мастеров, да про богатства Медной горы хозяйки? (П. П. Бажов)

2. В кого превращалась Хозяйка Медной горы? (В ящерку)

3. Что подарила Степану Хозяйка Медной горы? (Малахитовую шкатулку)

4. Что оставила бабка Лукерья Илюше в наследство? (Перышки)

5. Чьи это слова: «Пр-равильно говоришь, пр-равильно. » (Кошка Мурёнка)

6. Кто заухал, захохотал и спугнул счастье Федюньки и дедко Ефима? (Филин)

-Молодцы, порадовали меня знаниями, а вот теперь я умения ваши проверю.

5. Путешествие в » Мастерскую»

-Хочу я посмотреть, какие вы мастера — умельцы. И приглашаю вас в мастерскую.

1 — 2 — 3 — повернись

В мастерской окажись!

Дети подходят к столам, где находят силуэты персонажей сказа «Серебряное копытце», клей и др.

-Я знаю, что вы подготовили силуэты персонажей сказа, которые помогут вам создать коллаж по любимому сказу.

Самостоятельная деятельность детей.

Звучит музыка. Дети наклеивают заготовки на фон.

Хозяйка рассматривает готовый коллаж, узнаёт, каким способом дети раскрашивали заготовки; замечает, что не хватает драгоценных камней, которые выбивал Серебряное копытце, дарит стразы на клейкой основе или бусинки — каменья; благодарит за работу.

-Вот это настоящие мастера!

6. Подведение итогов работы.

-Ну что, ребята вот и закончилось наше путешествие по моим владениям. Вы хорошо потрудились и за это я награжу вас своими самоцветами.

Из шкатулки угощает детей конфетами в цветных обертках.

Прощается и уходит.

Приложение 1.

Павел Петрович Бажов  (рассказ о писателе).

     Бажов Павел Петрович – знаменитый русский советский писатель, знаменитый уральский сказочник, прозаик, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов.

Жить на Урале и не знать сказов Павла Петровича Бажова невозможно. Его, наверное, можно было бы назвать первым писателем Урала, потому что он открыл миру Урал во всем его величии и красоте, с его историей, людьми, богатствами гор, народными сказаниями и легендами, с его богатейшим языком.

       Мы уже знаем произведения П. П. Бажова: «Серебряное копытце», «Огневушка — поскакушка»,»Синюшкин колодец», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок».

         Но не все знают, какой непростой была судьба писателя. О Бажове можно сказать, что у него «необыкновенная биография в необыкновенное время».

Представить только: мальчишка из заводского поселка учится на священника, а становится всемирно известным писателем, депутатом Верховного Совета СССР, лауреатом Государственной премии. В его судьбе были и большие потери, и неожиданные чудеса.

Наверно, не случайно, ведь его фамилия происходит от слова «бажить» — ворожить, колдовать. В детстве у него было прозвище — Колдунков.

Родился Павел Петрович Бажов 27 января 1879 года (133 года назад) в поселке Сысертского завода, недалеко от Екатеринбурга в семье Петра Васильевича, потомственного рабочего-медеплавильщика. Мать Павла Петровича — Августа Степановна выросла сиротой, до замужества очень трудно жила, была искусной кружевницей и зарабатывала на жизнь рукоделием. Павел был единственным и любимым сыном в семье.

Будущий писатель жил в среде уральских горнорабочих. Впечатления детства оказались для Бажова самыми важными и яркими.

Вечерами, после тяжёлого трудового дня, заводская детвора собиралась у сторожил завода и слушали «тайные сказы» — народные предания о тяжелом труде в старых рудниках, о бунтах крепостных рабочих, легенды в которых говорилось о несметных сокровищах Уральских гор, охраняемых «тайной силой» — Малахитницей. Слышал эти горняцкие сказы и Павел Бажов.

У П. П. Бажова рано проявились способности к учебе, он легко запоминал стихи. Закончил 4-классную поселковую школу. Друзья отца советовали дать мальчику хорошее образование. Но на гимназию для сына у родителей денег не было. Пришлось везти десятилетнего Пашу в Екатеринбург, устраивать в бесплатное духовное училище с общежитием.

По окончании училища в 14 лет Павел поступил в Пермскую духовную семинарию, в которой обучался 6 лет.

        А после окончания Бажов работал учителем в начальной школе. Свой трудовой путь он начал в глухой уральской деревне Шайдуриха, возле Невьянска, а затем в Екатеринбурге и Камышлове. Он преподавал русский язык, много ездил по Уралу, интересовался фольклором, краеведением, этнографией, занимался журналистикой.

         В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Богатый запас жизненных впечатлений, образцов народной речи очень помог ему в дальнейшем в работе журналиста, а потом и в писательском труде. Свою «кладовую» он пополнял всю жизнь.

Участвовал П. П. Бажов в гражданской войне 1918-21 гг. на Урале, в Сибири, на Алтае, воевал в партизанском отряде, работал в газете. После войны опять жил на Урале.

           В 1939 г. (когда П. П. Бажову уже было 60 лет) выходит самое знаменитое произведение — сборник сказок «Малахитовая шкатулка», за которую писатель получает Государственную премию.

           Сказы были так хороши, что «Малахитовую шкатулку» послали на Международную выставку в Нью-Йорк (1939! Книге сделали специальный переплет на знаменитой свердловской гранильной фабрике. На серебряной накладке малахитовая змейка в алмазных искрах и с изумрудными глазами. «Малахитовую шкатулку» перевели на 80 языков мира!

В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами. Всего П. П. Бажов написал 52 сказа.

          С детства нравились ему люди, легенды, сказки и песни родного Урала.

Павел Петрович старался в своих сказах описать исторически точно события, людей. Трудно отделить сказы Бажова о наших земляках-южноуральцах, от сказов о мастерах всего Урала. О камнерезах, углежогах, добытчиках камня, металлургах. Удивительно, какие бы фантастические сказы он ни писал, у него все профессии настоящие. Он прекрасно знал, что и как делают люди на Урале.

          Работал он по ночам, когда дом затихал. Писал, стоя за отцовской конторкой, самодельной ручкой из камышинки. А когда совсем плохо стало с глазами, стал печатать на машинке, которую ему подарили писатели.

Жил и работал П. П. Бажов и в годы Великой Отечественной войны. Он помогал семьям других писателей и поэтов из Москвы, Киева, Ленинграда.

Павел Петрович пережил войну, радовался вместе со всеми Победе. Сказы «Малахитовой шкатулки» во время войны помогали солдатам воевать, выживать людям в тылу.

         А после войны был избран депутатом в Верховный Совет СССР, помогает людям и продолжает писать свои сказы.

Павел Петрович жил с семьей в своем старом доме, где любил работать в саду. В доме всегда было много народа, детей. Здесь любили принимать гостей, а любимым блюдом в те времена были пельмени с редькой.

Павел Петрович умер 3 декабря 1950 года (в 71 год) (61 год назад) в Кремлевской больнице от рака легких. А похоронен в Екатеринбурге на Ивановском кладбище. Теперь там на высоком холме стоит памятник П. П. Бажову.

         Павел Петрович своими сказами открыл миру уральские легенды, уральские характеры, уральский язык. В его сказах — жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей.

Бажова помнят у нас в стране, его именем названы улицы, библиотеки.

В Копейске есть поселок его имени.

По Волге ходит пароход «Павел Бажов».

В Сысерти и Екатеринбурге есть дома, где жил писатель. Теперь это музеи.

Сказы так умны и так красивы, что композиторы сочиняли музыку к сказам (есть балет и опера «Каменный цветок»).

По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы.

Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова.

Занятие — Сказание  «Рассказ о человеке, прославившем страну»

Цель: Содействовать обогащению развития представлений воспитанника об окружающем мире на основе понимания им монологической речи взрослого. Содействовать обогащению развития ребенка через такие формы, как сказание (форма общения с ребенком как эпический монолог взрослого об истории, великих людях отечества). Развивать  речевую  активность ребенка, используя наглядный, иллюстративный материал. Содействовать обогащению развития словаря, включая в него слова, обозначающие этические качества, в том числе волевые и интеллектуальные, личностные характеристики.

Оборудование: портреты К. Э. Циолковский, А. С. Пушкин, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Л. Н. Толстой, П. С. Нахимов. Репродукции картин Т. Яблонская «Хлеб», Г. Горелов «Портрет сталевара», А. Пластов «Ужин тракториста», М. Глюк «Лесорубы», И. Кимм «Кузнецы».

Предварительная работа: Занятие — сказание о Пушкине, сказание о К. Э. Циолковском, сказание о А. В. Суворове, сказание о М. И. Кутузове, сказание о Л. Н. Толстом, сказание о П. С. Нахимове.

Мотивация занятия:

Воспитатель(смотрит на портреты) Вот интересно, можно ли вот всех вместе и ученых, и писателей и тех, кто хлеб выращивает, и металл выплавляет как-то о них обо всех вместе сказать, кто они? (они прославили Россию). Да, родились эти люди, прославившие Россию, в разных уголках. Пушкин – в Москве, Кутузов в псковской области, Кутузов — в Петербурге. Вот мы украсим портретами группу. Наша страна не только большая, она славится учеными, поэтами, писателями, военными. А вы сумеете назвать их имена и рассказать, чем онипрославили Россию? (сумеем) Очень хорошо, проверим после завтрака, про кого вы сможете рассказать так, чтобы было понятно, что этот человек прославил Россию.

Ход  мероприятия: Все собрались около портретов великих людей России.

Воспитатель: Всех ли вы знаете? И по имени отчеству назовете, и фамилию помните? Это-то вы знаете, а чем знамениты? Это кто? (писатель) А это кто? (полководец) А вот мы и послушаем, как вы про кого-нибудь расскажете. Интересно ли вас будет слушать? Надо сидеть, чтобы вас удобно было слушать.

Воспитатель: Ты расскажи, чем знаменит этот человек, но не называй его. А мы догадаемся, если ты все правильно расскажешь.

Заранее подготовленные дети составляют свои рассказы, а другие отгадывают, о ком был рассказ.

Воспитатель: Знаменитые люди эти, где жили? (В России). Так, только знаменитые люди живут в России? (Нет, те, кто хорошо работать умеют.) А этих людей знает весь мир? Вот имена их не знают, а чем же они славятся, почему о них портреты написаны? (Результатами труда) Если бы эти люди так умело не работали, тогда бы великие люди не сделали свои открытия. Мы с вами обязательно еще будем говорить о людях, прославивших нашу Родину.

Константин Эдуардович Циолковский.

С детства он очень плохо слышал, был глухой. Но считал, что нельзя прожить жизнь, не сделав чего-то полезного для людей. Поехал в Москву, но решил не поступать в училище, а учиться самому. С утра он приходил в главную библиотеку Москвы, где изучал разные науки. Через некоторое время Циолковский сдал экзамен на право быть учителем. Он с семьей поселился в г. Калуге и стал преподавать в гимназии. Зимой любил кататься на коньках, а летом пить чай в садике. А еще он стриг всех мальчишек с улицы. Он интересовался астрономией и первым увидел в ракете снаряд, который способен вывести землян в межпланетное пространство. Ученый, философ, он верил, что человек сможет полететь с Земли в Космос и даже жить в Космосе.

Александр Сергеевич Пушкин.

Родился в Москве. Пушкин очень рано научился читать, и чтение было его любимым занятием. В восемь лет он уже начал писать стихи, басни. В доме Пушкина была бабушка Мария Александровна Ганнибал, маленький Пушкин любил слушать рассказы бабушки о старине и сказки няни Арины Родионовны. Свои знаменитые сказки Пушкин писал по рассказам бабушки и няни. Учился в лицее, занятия у лицеистов начинались очень рано, он очень много учился. Когда закончил лицей, переехал жить в Петербург, поступил на службу. Он увлекался театром, балами. Пушкин приезжал в имение своей матери с. Михайловское. Здесь он много работал, писал свои лучшие стихи, а вечерами ездил верхом и ходил в гости. У него было четверо детей, погиб на дуэли с французом бароном Дантесом.

Суворов Александр Васильевич.

С детства мечтал стать военным. Однако он был слабым и болезненным мальчиком: «Ну, где ж тебе быть военным! — смеялся над ни отец — Ты и ружья не поднимешь!». Слова отца огорчали Суворова. Он решил закаляться. Наступят, бывало, холода, все оденутся в теплые шубы или вовсе не выходят из дома, а маленький Суворов накинет легкую куртку и целый день проводит на улице. Наступит весна, только вскроются реки, а Суворов – бух в студеную воду. Его теперь не страшили ни жара, ни холод. Мальчик много ходил, хорошо научился ездить верхом. Он окреп и вскоре поступил на военную службу. Семьдесят лет прожил Суворов. Более пятидесяти из них он провел в армии. Начал службу простым солдатом, кончил ее фельдмаршалом и генералиссимусом. Тридцать пять больших боев провел, в каждом был победителем.

Михаил Илларионович Кутузов

Родился в Петербурге. Отца за его большой ум и знания называли «разумной книгой». Свою любовь к знаниям и труду привил он своему сыну с самого детства. Когда Миша подрос, его отдали в Кадетский корпус. Мальчик рос здоровым и веселым. Товарищи любили его за доброту, а учителя за ум, способности и прилежание. Отлично учился, усвоил математику, тактику. Изучил шесть языков — немецкий, французский, латынь, турецкий, английский, шведский. Любил литературу и военную историю. Вскоре получил офицерский чин и стал командиром роты. Стал служить в полку, которым командовал Суворов. Учился у Суворова науке побеждать. Понял, что сила армии в солдате, всю жизнь ценил и берег русских солдат. Его солдаты всегда были сыты, хорошо обмундированы. Участвовал во многих боях, в бою под Очаковым был тяжело ранен. Пуля пробила ему голову, врачи думали, что он умрет. Но Кутузов победил смерть. Его направили за границу поправлять здоровье. Он ездил по странам Европы, изучал их историю и жизнь.

Лев Николаевич Толстой

Родился в Ясной Поляне. Матери своей он не помнил, она скончалась, когда ему было 1,5 года. У него было три брата и сестра. Когда ему было девять лет, семья переехала жить в Петербург, и в том же году неожиданно умер отец. Когда ему исполнилось 16 лет, он поступил в Казанский университет. Здесь он изучает французский, русский, немецкий, английский, итальянский, латинский языки. Решил изучить сельское хозяйство, математику, историю, географию, музыку и живопись. По совету брата уезжает на Кавказ, там учит кумыкский язык и джигитовку, потом поступает на военную службу в артиллерию. Участвует в русско-турецкой войне. Потом путешествует по Европе, изучая как выращивать овощи, рожь, пшеницу, как ухаживать за коровами, свиньями, птицей. Возвращается в Ясную Поляну и устраивает школу для деревенских детей, преподает в этой школе. Обучая деревенских детей, он пишет для них азбуку и многие другие произведения.

Павел Степанович Нахимов

Родился в семье офицера и тоже захотел стать военным. Учился на отлично в Морском Кадетском Корпусе Петербурга. Ему был присвоен офицерский чин – мичман. Он был зачислен на корабль. Совершил кругосветное плавание, отличился храбростью в морском Наваринском бою и был награжден орденами. Вскоре его назначили командиром строящегося фрегата «Паллада». В ходе постройки корабля Нахимов предложил много изобретений, которые сделали корабль лучшим кораблем того времени. Он был умелым, решительным, смелым человеком, спас эскадру.

Михайло Ломоносов. Первый русский ученый

Маргарита Альбедиль
«Михайло Ломоносов. Первый русский ученый»
Художник Владислав Урбаханов
Издательство «Качели», 2018

Как мальчик, родившийся в далекой северной деревне и все детство и юность занимавшийся тем, что помогал отцу в рыбном промысле, смог стать одним из самых замечательных и разносторонних ученых России? В книге прослеживается путь Михаила Васильевича Ломоносова с самых ранних его лет, когда он не упускал ни одну книгу, попадавшую ему в руки, и из-за любви к учению отказался от спокойной жизни в родном доме и ушел за новыми знаниями. Ломоносов предстает как чрезвычайно увлеченный человек, которому в равной степени интересны стихосложение, химия, минералогия, история и многое другое и который упорным трудом добивается успехов во всех этих областях. И, читая о нем, сложно удержаться от стремления взяться за изучение новых для себя областей науки и культуры.
Книга подходит для самостоятельного чтения младшими школьниками: она написана достаточно простым языком и напечатана крупным шрифтом. А красочные иллюстрации помогают передать атмосферу того времени, в которое жил Ломоносов.

Ада Байрон Лавлейс – первый программист

Лори Уоллмарк
«Ада Байрон Лавлейс – первый программист» 
Художник Эйприл Чу 
Перевод с английского Ольги Варшавер
Издательство «Пешком в историю», 2017 

Аде Лавлейс не суждено было пойти по стопам своего отца лорда Байрона, которого она видела всего раз в жизни в младенчестве. С детства ее увлекала математика. И хотя в начале XIX века такие занятия для девочек не одобрялись, Аде повезло, и она смогла всю жизнь заниматься любимым делом. В книге описывается, как в детстве Ада беспрестанно сооружала различные машины, делая для этого сложнейшие вычисления, и как в юности она встретилась с математиком Чарльзом Бэббиджем, вместе с которым они работали над созданием аналитической машины. Для этой машины Ада придумала первую настоящую программу – именно поэтому ее и считают прародительницей программирования.

Книга лучше всего подходит для чтения со старшими дошкольниками и младшими школьниками. На каждом развороте – полосная иллюстрация, в которую «врезан» текст, так что ребенку будет интересно рассматривать рисунки, слушая чтение взрослого. Научных фактов, затрудняющих восприятие, в книге не очень много. Акцент сделан на том, чтобы показать настрой девочки и девушки, которая во что бы то ни стала хотела заниматься любимым делом.

Мария Кюри

Изабель Томас
«Мария Кюри»
Художник Анке Векманн
Перевод с английского Ольги Овчинниковой
Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2018

В этой книге Мария Кюри (или Мари, как она стала называть себя после переезда во Францию из родной Польши) предстает не только великой ученой, но и живым человеком со своими надеждами, радостями и огорчениями. Вот маленькая Мария: в семье у нее не все благополучно после смерти мамы и сестры, но она может прийти в гости в подруге и найти там утешение. А многие иллюстрация – это как будто бы страницы из дневника Мари, на которых она записывает и свои научные наблюдения и идеи, и заметки о семье и домашнем хозяйстве. Благодаря таким живым деталям ребенку намного проще соотнести себя с героиней книги и представить себя на ее месте. Конечно, о пути Мари в науке и о ее открытиях в книге тоже рассказано немало: например, о том, как Мари и ее муж Пьер выделили полоний и радий, поняли, что радий может помогать в лечении рака, и всегда старались применять свои открытия на благо людям. 
В тексте довольно много сложных терминов, но все они выделены и объясняются в словарике. При этом вся серия не зря называется «Маленькие истории о великих» людях: объем текста в книге действительно не очень большой, она не перегружена датами, а акцент сделан на самых важных событиях и переживаниях в жизни Мари Кюри. 
В серии также вышли книги о Фриде Кало, Леонардо да Винчи и Чарльзе Дарвине.

curie-covers

Станиславский. Первый русский режиссер

Дина Артемкина
«Станиславский. Первый русский режиссер»
Художник Наталья Кондратова
Издательство «Настя и Никита», 2021

Эту книгу нельзя назвать подробной биографией Константина Станиславского, но в ней рассказывается главное, что нужно знать юным любителям театра: как его детская страсть к домашним представлениям переросла в дело всей жизни. В книге упоминаются главные вехи его творческой жизни. Кроме детских семейных театров, это любительские театральные кружки, в которых Станиславский участвовал, одновременно работая на предприятии своего отца, судьбоносная встреча с Владимиром Немировичем-Данченко и образование Московского художественного театра. Рассказывая о жизни Станиславского, автор одновременно объясняет, что именно он изменил в театре и в чем состоят основные принципы знаменитой «системы Станиславского». Ведь именно Станиславский во многом сделал театр таким, каким мы его знаем сейчас: он придумал, как актер может вживаться в роль, понял, что режиссер должен быть автором спектакля, и стал использовать на сцене более естественные декорации.
В книге много текста, поэтому она подойдет для уверенно читающих детей, особенно если они уже любят театр.

Пушкин и Лицей

Елена Литвяк
«Пушкин и Лицей»
Художник Елена Поповская
Издательство «Настя и Никита», 2020

Книга историка и педагога Елены Литвяк посвящена лицейским годам Пушкина. В ней мало дат, имен и фамилий, зато много живых бытовых деталей. Эта книга тоже погружает в атмосферу Лицея – но уже не музейного, а такого, каким он был в годы обучения Пушкина. Ребенок-читатель как будто оказывается одним из подопечных этого удивительного учебного заведения, однокашником еще не тех знаменитых деятелей истории и культуры, чьи имена известны всем, а мальчишек – Саши Пушкина, Антона Дельвига по прозвищу Тосенька, Вильгельма Кюхельбекера по прозвищу Кюхля. Вот мы вместе с лицеистами играем в снежки накануне первого учебного дня, вот переживаем по поводу отметок, а вот «подслушиваем», как переговариваются в ночи Пушкин и Ваня Пущин. И при этом узнаём о первых литературных шагах Пушкина ‒ сочинении стихов на уроках математики и работе над рукописными газетами.
Живости книге добавляют и иллюстрации, на которых лицеисты занимаются своими мальчишескими делами, знакомыми любому ребенку их возраста: бегают по коридорам, сверяют домашние задания, катаются по лестничным перилам… 

Владимир Дуров. Иллюстрированная биография для детей

Александр Ярин
«Владимир Дуров. Иллюстрированная биография для детей»
Художник Александр Егоров
Издательство «Мелик-Пашаев», 2017

Жизнь Владимира Дурова, невероятно богатая событиями, неотделима от истории циркового искусства. В основе композиции книги – описание его цирковых номеров с животными. Небольшие тексты о номерах сопровождаются короткими историческими комментариями и картинками о цирке и о жизни в те времена, а также цитатами и репликами самого Дурова. В книге использованы фотографии и афиши времен жизни великого дрессировщика и исследователя. А сложные явления (такие как гипноз и рефлексы) объясняются с помощью комиксов. Кроме этого, в книгу вошли две вставные мини-книжки с рисунками художника Василия Ватагина, хорошо знакомого с Владимиром Дуровым и рисовавшего его животных с натуры.

Подробнее об этой книге можно прочесть в статье «Когда имя – Вселенная! Книги о знаменитых соотечественниках».

Жизнь замечательных детей

Валерий Воскобойников
Серия книг «Жизнь замечательных детей»
Издательство «Оникс», 2019

Пять книг цикла «Жизнь замечательных детей», написанные Валерием Воскобойниковым, читаются как захватывающая приключенческая повесть. Книги эти интересны детям, потому что писатель сумел найти верную «точку обзора» неведомого ребенку прошлого ‒ он открывает читателям пространство детства великого человека. Ученый, поэт или художник, живший много веков назад, предстает реальным ребенком, со своими проблемами, страхами и заботами.
Повествование о каждом герое разбито на несколько коротких запоминающихся историй, полных неожиданных приключений. Прошлое становится легко представимым, и этому помогает прекрасный иллюстративный ряд: старые фотографии, гравюры, мозаики, изображения реальных предметов быта (одежды, домашней утвари, игрушек, учебных принадлежностей) и транспортных средств того времени, снабженные понятными ребенку комментариями.

Подробнее об этой книге можно прочесть в статье «Окно в большую историю: жизнь замечательных детей».

На Север! Нансен идет к полюсу

Бьёрн Оусланд
«На Север! Нансен идет к полюсу»
Иллюстрации автора
Перевод со шведского Елены Рачинской
Издательство «Paulsen», 2015

Вторая книга Бьёрна Оусланда о Нансене рассказывает о его знаменитой экспедиции к Северному полюсу, специально для которой была выстроена шхуна «Фрам», ныне ставшая музеем. Нансен впервые в истории решил воспользоваться дрейфующими льдами для того, чтобы добраться до полюса. Однако после многомесячного дрейфа шхуны стало очевидно, что к полюсу таким образом «доплыть» невозможно. И тогда Нансен вместе с напарником Ялмаром Йохансеном совершил настоящий подвиг – девятимесячный пеший бросок. До полюса они так и не добрались, но сумели выжить в экстремальных условиях. Нансен вернулся домой, получив не только бесценный опыт (которым позднее воспользовались другие путешественники, в том числе Амундсен), но и уникальные научные материалы.

Подробнее об этой книге можно прочесть в статье «Великий Нансен и… “чмок-храп-храп”».

Антарктида

Федор Конюхов
«Антарктида»
Художник Артем Безменов
Издательство «Настя и Никита», 2020

Книга посвящена российским первооткрывателям Антарктиды – Фаддею Беллинсгаузену и Михаилу Лазареву. В ней подробно описывается трудный и неизведанный путь шлюпов «Восток» и «Мирный», которые сумели пройти между айсбергами, рассказывается о научной работе членов экспедиции, о рисунках Павла Михайлова и о священнике отце Дионисии, который находился в составе экипажа.
Несколько страниц книги отданы рассказу о двух экспедициях в Антарктиду самого Федора Конюхова – его одиночному походу к Южному полюсу и гонке на яхтах вокруг ледового материка. И это делает понятным очень личный и эмоционально-приподнятый стиль автора: «Беллинсгаузен и Лазарев, когда отправлялись в опасное путешествие, думали прежде всего не о своей личной славе, а о величии России».

Южный полюс. Амундсен против Скотта

Бьёрн Оусланд
«Южный полюс. Амундсен против Скотта»
Иллюстрации автора
Перевод со шведского Светланы Машковой
Издательство «Paulsen», 2015

В 1910 году из двух европейских портов отправились в плавание два корабля, команды которых намеревались покорить Южный полюс. На британском судне «Терра Нова» плыли участники экспедиции под руководством Роберта Скотта. На норвежском «Фраме» – Руаль Амундсен и его сподвижники. Оба корабля благополучно добрались до антарктических берегов, и здесь началась гонка ‒ кто первый дойдет до Южного полюса. Это зависело в первую очередь от подготовленности экспедиции и организационных решений их руководителей.
Иллюстрированная история драматического противостояния Скотта и Амундсена адресована детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Основная информация дается в иллюстрациях, хотя и текста в книге достаточно, и он достаточно динамичен. В книге также есть карты, схемы кораблей и лагерей, которые помогают наглядно представить все происходившее.

Подробнее об этой книге можно прочесть в статье «Вглядеться в лица героев».

Нансен. Через Гренландию

Бьёрн Оусланд
«Нансен. Через Гренландию»
Иллюстрации автора
Перевод с шведского Светланы Машковой
Издательство «Paulsen», 2015

Фритьоф Нансен – не просто один из многих полярных исследователей. Это ученый, изобретатель, профессор университета, политик, дипломат, лауреат Нобелевской премии мира. Человек, благодаря которому остались живы тысячи россиян, бежавших от революционных событий 1917 года. В книге «Нансен. Через Гренландию» рассказывается не только и не столько об одном из эпизодов жизни этого великого человека, сколько о самой его личности. Первая часть этой книги посвящена детству и юности Нансена, а в финале книги рассказывается о «послеполярной» части его жизни.
В центре внимания Бьёрна Оусланда – первый в истории переход через ледовый щит Гренландии, тысячекилометровую ледяную пустыню. Вот здесь и пригодилось Нансену приобретенное в детстве умение кататься на лыжах, выносливость и смекалка. Экспедиция закончилась настоящим триумфом Нансена, и его знаменитый соотечественник Тур Хейердал сказал о нем так: «Горячее сердце и высокий дух Нансена плавили снег и лед».

Подробнее об этой книге можно прочесть в статье «О путешествии в Гренландию отважного ученого-первооткрывателя его пятерых друзей».

Что придумал Шухов

Коллектив авторов
«Что придумал Шухов»
Издательство «Арт-Волхонка», 2016

В конце 19-го ‒ начале 20 века в России жил и творил человек, которому было под силу решение практически любых технических задач того времени. Инженер ‒ это человек, который, выполняя технические задания, постоянно разрешает противоречия. Как сделать конструкцию кровли или моста одновременно и легкой, и прочной? Как заставить нефть подниматься по трубопроводу вверх? В книге «Что придумал Шухов» это показано очень наглядно. Рассказ о каждом изобретении, каждой новой модели начинается с четкого объяснения задачи, которую инженеру В.Г. Шухову предстояло решить. Затем описывается найденный им способ решения изобретательской задачи и чем этот способ отличается от того, как разрешались эти технические противоречия раньше. Создавая свои знаменитые и используемые по всему миру сетчатые структуры, Шухов думал не только о стоящей перед ним технической задаче ‒ сделать одновременно более легкую и более прочную опору для строительства мостов, конструкций кровли и башен, ‒ но и одновременно разрешал эстетическую задачу. У Шухова получилось создать металлические сетчатые конструкции, которые, несмотря на их неоспоримую прочность, кажутся практически невесомыми, воздушными, кружевными, ажурными.
В книге очень много фотографий, в том числе самого В.Г. Шухова.
Книга подходит для совместного чтения с детьми от восьми лет.

Подробнее об этой книге можно прочесть в статьях «Человек, умевший красиво разрешать противоречия» и «Виртуоз инженерии».

Пирогов – великий хирург

Евгения Калмыкова
«Пирогов – великий хирург»
Художник Александр Яковлев
Издательство «Настя и Никита», 2016

Книга рассказывает о выдающемся русском хирурге Николае Пирогове.
Современному человеку сложно представить, как работали врачи двести лет назад – без обезболивающих, без антибиотиков, без сложного диагностического оборудования. Пирогов первым применил наркоз в военно-полевых условиях, стал основоположником военно-полевой хирургии, изобрел гипсовую фиксацию переломов, обнаружил обеззараживающие свойства йода, на его исследования позднее опиралась компьютерная томография. Миллионы людей обязаны Пирогову избавлением от боли во время операций и правильным срастанием костей после переломов, благодаря изобретенным им гипсовым повязкам.
Книга не только рассказывает о великом ученом, но и дает представление о жизни и медицине позапрошлого столетия.
Подходит детям от шести лет.

Варенье Нострадамуса

Гелия Певзнер, Мария Марамзина
«Варенье Нострадамуса»
Художники Татьяна Никитина и Ольга Золотухина
Издательство «Арт-Волхонка», 2015

Книга проливает свет на жизнь загадочного ученого Нострадамуса, чье имя давно обросло мифами и легендами. Кем же был реально существовавший человек Мишель де Ностредам, чем занимался, чем прославился?
Мысли о бессмертии, о вечной жизни занимали умы многих средневековых ученых и каждый из них пытался достичь бессмертия своим путем. Нострадамус попробовал замедлить старение, проводя опыты над фруктами. Секрет вечной жизни ему разгадать не удалось, но побочным продуктом его исследований стали рецепты варенья, оставленные ученым. Рецепты приводятся в конце книги и каждый может попробовать ими воспользоваться.
Из книги также можно узнать множество подробностей средневековой жизни: особенности быта, жизнь в городах во время эпидемии чумы, средневековые средства профилактики, астрология, лечение травами, колдовство и дворцовые интриги.
Книга подходит для совместного чтения с детьми от шести лет.

Подробнее об этой книге можно прочитать в статье «Горечь сиропа».

Циолковский. Путь к звездам

Александр Ткаченко
«Циолковский. Путь к звездам»
Художник Ольга Громова
Издательство «Настя и Никита», 2020

Циолковского мы знаем как выдающегося ученого и изобретателя, основоположника теоретической космонавтики. Но интересно узнать и каким он был человеком. А был он веселым чудаком, разукрашивающим свою жизнь и жизнь окружающих самыми разнообразными затеями. Он катался на зонте, устраивал «звездное небо» из гнилушек, запускал воздушных змеев… Впрочем, в книге Александра Ткаченко рассказывается не только о затеях знаменитого ученого-самоучки, но и о его открытиях.
Кое-что из изобретений Циолковского вы сможете повторить и сами, если прочитаете эту книгу.
Для детей от пяти лет.

Еще об этой книге можно прочесть в статье «Что смешного в Циолковском?».

Дмитрий Менделеев

Ирина Никитина
«Дмитрий Менделеев»
Художник Александр Яковлев
Издательство «Настя и Никита», 2020

Современная химия непредставима без открытий Дмитрия Менделеева. И хотя по легенде периодическая таблица химических элементов Менделееву приснилась, без этого открытия не было бы ни современных лекарств, ни красок, ни синтетических тканей, ни бензина… Но великий ученый совершил и множество других открытий в физике, химии, сельском хозяйстве и экономике.
В свободное от научных занятий время Дмитрий Иванович тоже не сидел сложа руки. Он любил сам делать чемоданы, увлекался шахматами (да так, что когда играл, не замечал ничего вокруг), построил воздушный шар для наблюдения солнечного затмения. Менделеев любил живопись, дружил со многими художниками. О множестве его талантов и рассказывает эта книга.

Как Пушкин русский язык изменил

Марина Улыбышева
«Как Пушкин русский язык изменил»
Художник Александр Яковлев
Издательство «Настя и Никита», 2017

Александр Сергеевич Пушкин жил двести лет назад, но до сих пор его называют «солнцем русской поэзии». Что же сделал Александр Сергеевич, чтобы стать не просто одним из замечательных поэтов и писателей, которыми так славится Россия, но занять особенное ‒ главное ‒ место в нашей литературе? А сделал он поистине огромное дело: не только написал множество прекрасных произведений, но и сослужил великую службу всему русскому языку, на котором и мы с вами каждый день разговариваем. Книга Марины Улыбышевой поможет маленьким читателям узнать обо всем этом подробно.
Для детей от пяти лет.

  • Рассказы о всякой живности книга книги василия ивановича белова
  • Рассказы о всякой живности василий белов читать бесплатно полностью
  • Рассказы о всякой живности василий белов рисунки
  • Рассказы о всякой живности василий белов картинки
  • Рассказы о встрече с мертвецами