Крестьянские девушки
В 1906 г. была издана книга «Жизнь «Ивана» Ольги Семеновой-Тян-Шанской, дочери знаменитого путешественника, где приводятся интересные, иногда шокирующие факты о жизни и быте женщин в русской деревне конца XIX века. В то время книга не получила широкой известности, а после революции о ней и вовсе забыли. Только в наши дни она была переиздана, самые интересные фрагменты – далее в обзоре.
Крестьянские девушки Орловской губернии
В некоторых деревнях до сих пор (1890-е) держатся обычаи «просватывать» девочек лет 12-14 за соответствующих им по возрасту мальчиков. Теперь такие сговоры нередко расстраиваются, когда жених и невеста делаются взрослыми. А если нет, так невеста 14-15 лет и жених лет 16 начинают сожительствовать вместе до своего совершеннолетия.
Свадьба. Канский уезд, деревня Карымова
Перевоз приданого невесты в дом жениха
Раньше (в 1860-70-х годах) выходили замуж лет 16-19, женились в 18-20. Гораздо реже выдавали девушек 15 лет. Хотя и опасным считалось засидеться в девках, на девушку смотрели в семье как на рабочую силу, а следовательно, не торопились сбыть с рук. Малого (т.е. парня) же потому торопились женить, что таким способом приобреталась для семьи лишняя рабочая сила. Теперь (1890-е) выходят замуж лет 16-25, женятся же 18-27.
Деревенские девушки
Крестьянская девушка
Девок на улице любят веселых, таких, которые умеют плясать и за словом в карман не полезут. Обычно на таких «улицах» завязывались внебрачные связи, которые часто кончались браком. Хотя очень нередки случаи, когда бросают ту, «которую любили». Старшие нередко ругают и бьют дочерей за такие связи; малым же ничего за это не достается.
Молодые крестьянки
С «распутевыми» девками или бабами чинится иногда расправа. «Распутевой» называется такая девка или баба, у которой несколько любовников. Эти любовники сговариваются иногда поучить ее и, если она девка, мажут ей ворота дегтем, а если она баба, бьют ее. Побьют, затем подымут ей рубашку на голову, свяжут (так, что голова женщины как бы в мешке, а до пояса она голая) и пустят так по деревне. Девка, у которой один любовник, уже не считается «распутевой», и ей ворота дегтем не мажут.
Семья русских крестьян конца XIX в.
Крестьянские дети
Беременная жена делает все: справляет всю домашнюю работу, в поле вяжет, полет, молотит, берет конопли, сажает или копает картофель, вплоть до самых родов. Иная баба при начавшихся родовых схватках бежит домой, «как овченка»: приляжет во время схваток на землю, а как боли отпустят, опять бежит. Матери на третий и на четвертый день после родов встают и принимаются за домашнюю работу. Иногда даже на другой день после родов родильница уже затапливает печь сама. На работу в поле мать идет через 5-7 дней после родов.
Крестьянская семья
После первого ребенка муж иногда поберегает жену, а уж после второго и третьего, конечно, нет. Если выпьет, то уже через неделю после родов начинает жить с женой, а нет, так недели через 2-3. Жену, конечно, не спрашивают о ее желаниях: «Аксинья, иди-ка сюда», – и все тут.
Крестьянская семья
В трезвом виде муж бил жену редко, в пьяном – часто и чем попало. Бьют и палкой, и рогачом, и сапогами, кулаками, пинком. Если муж бьет жену и при этом сломает тот предмет из своего несложного инвентаря, которым чинил расправу, то ему гораздо более жалко этот предмет, чем избитую жену.
Крестьяне средней полосы России
Профессионального разврата не существует, но очень легко купить всякую бабу деньгами и подарком. Одна баба очень наивно признавалась: «Прижила себе на горе сына и всего-то за пустяк, за десять яблоков!». Случаи убийства незаконнорожденных младенцев очень нередки. Родит баба или девка где-нибудь в клети одна, затем придушит маленького руками и бросит либо в воду с камнем на шее, либо в густой конопле, или где-нибудь в свином катухе зароет.
Крестьяне Орловской губернии
Сохранилось довольно много документальных свидетельств о жизни в деревнях того периода – 20 фотографий начала ХХ века: русские крестьяне за работой и во время отдыха
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«Все эти «исследователи» русского быта либо евреи, либо другие чужеродцы, грязнее которых во всем свете не сыскать».
Этот коммент мне прислали в пост о блохоловках, хотя и русских крестьян одолевали блохи, даже Петров пост мужики называли блошиным постом. В деревнях можно было наблюдать такую картину: «В избе сидели мужик и баба, совершенно голые, и занимались ловлей блох, нимало не стесняясь, – так принято и ничего здесь нет предосудительного».
Каторга
В ответ на это vyshivanka, большое ей спасибо- прислала ссылку на книгу Ольги Петровны Семеновой-Тян-Шанской, дочери знаменитого путешественника, о быте крестьян в Рязанской губернии, многие из них всю жизнь служили в имении ее отца.
Я выбрала из книги некоторые подробности о жизни женщин в русской деревне конца XIX века. Там много интересного и шокирующего.
Крестьяне средней полосы России. 1900-е гг.
Ничего не скрывая и не приукрашивая, на протяжении многих лет Ольга Петровна скрупулезно записывала все, что имело отношение к крестьянскому быту, и собрала огромный массив сведений: устройство дома, инвентарь, еда, одежда, ход сельхозработ, подробнейшие цены , бюджет семьи, налоги, суды, болезни и лечение, суеверия, обычаи, и т.д.
«Жизнь «Ивана» вышла уже после ее смерти, в 1906 году, в т. 39 «Записок Императорского Русского географического общества». Позже была издана в 1914 году, но не получила широкой известности, а после войны и революции о ней совсем забыли. Переиздана в наши дни в 2010 году издательством «Ломоносовъ»
———————-
«Маленькие девочки ходят дома в одних холщовых, но только длинных рубахах, и непременно подпоясанные. Очень рано (лет с двух уже) стремятся к тому, чтобы подвязать платком голову. По праздникам на них надевается ситцевый сарафан. Девочки дет с десяти носят уже обыкновенно (даже и дома) шерстяную домотканую юбку.
Маленькие дети в крестьянском быту очень скоро развиваются. Это объясняется участием ребенка во всех почти работах и во всех событиях крестьянской жизни. Взрослые не стесняются все говорить при ребенке, напиваться и драться при нем. Нечего и говорить, что мальчик лет 7-12 и даже девочки этого возраста «ругаются». «Кобель», «сука», «сволочь», «блядь» — очень употребительные детьми ругательства.
Если отец бьет мать, ребенок, разумеется, жалеет мать, но не с той точки зрения, что отец не прав. Жалеет он мать потому, что «того и гляди, убьет ее батя». А лишиться матери — самое ужасное несчастье для ребенка. Мать уж будет биться как рыба об лед, а поднимет своих детей на ноги. Что же до отца, то он замечательно беспечно относится к своим детям-сиротам. Для него их как бы не существует, а мачехи бьют и обижают их.
Крестьянские дети. Фофоновская слобода. г. Ряжск
Девочки лет 7-12 присматривают за младшими братьями и сестрами. Также они пасут скотину, а именно телят. Они помогают и в поле: берут картошку, полют, носят взрослым еду и питье во время полевой поры. Ходят за водой, полоскают белье, учатся шить и прясть, мять лен и коноплю.
Девочки-крестьянки из д. Ярки Енисейского уезда в праздничной одежде
Дети с малых лет присутствуют при сговорах, свадьбах. Они очень рано усваивают, что отец «хозяин», мать «хозяйка», отец главенствует над матерью. И всякий ребенок отлично понимает, что девочки будущие «невесты», а мальчики «женихи». В некоторых деревнях до сих пор [1890-е] держатся обычаи «просватывать» девочек лет 12-14 за соответствующих им по возрасту мальчиков. Теперь такие сговоры нередко расстраиваются, когда жених и невеста делаются взрослыми. А если нет, так «невеста» 14-15 лет и «жених» лет 16 начинают сожительствовать вместе до своего совершеннолетия.
Лет двадцать-тридцать тому назад [т.е. в 1860-70-х годах] выходили замуж лет 16-19, женились в 18-20. Гораздо реже выдавали девушек 15 лет. Хотя и опасным считалось засидеться в девках, на девушку смотрели в семье как на рабочую силу, а следовательно, не торопились сбыть с рук. Малого [т.е. парня] же потому торопились женить, что таким способом приобреталась для семьи лишняя рабочая сила.
Теперь [1890-е] выходят замуж лет 16-25, женятся же 18-27.
Встречи с будущим мужем или женой происходили обычно во время весенних или летних «улиц» или на вечеринках. «Улицы» начинались с воскресенья на Красной горке [вторая неделя после Пасхи] и длились вплоть до зимы, по всем праздникам, а иной раз и в будни.
На них собирались девки со всей деревни и отчасти молодые бабы, особенно такие, у которых мужья в отсутствии. Начиналась «улица» в сумерки и длилась до часу-двух ночи.
Зимой «улицы» заменялись «вечеринками», «вечорками» у какой-нибудь вдовы или одинокой солдатки, которая за освещение (фунт-два керосину) пускала парней и девок к себе в избу.
Катание на релях на Пасху.
Тамбовская губ., Кирсановский у. 1904
Наибольшим успехом у девок пользуются те «малые», которые «чисто ходят», то есть имеют жилетку, пиджак, сапоги бутылками и хороший картуз.
В. Маковский «На бульваре»
Действует также на девок умение играть на гармонике, словца «вежливые или игривые» (у нас каждую девку теперь называют «барышней» на улице), некоторая ловкость.
Девок на улице любят веселых, таких, которые умеют плясать и за словом в карман не полезут. Всякая девушка имеет своего малого, с которым «стоит».
Он дарит ее то бумажным платком, то дешевым кольцом или серьгами, то куском розового мыла, то гостинцами — подсолнухами, жамками, рожками. Девушки тоже иногда дарят парней гостинцами. Примечательно, что после «улицы» бабы и девушки провожают парня, а не наоборот; малый даже до порога избы не проводит девушку.
Обычно на таких «улицах» завязывались внебрачные связи, которые часто кончались браком. Хотя очень нередки случаи, когда бросают ту, «которую любили». Старшие нередко ругают и бьют дочерей за такие связи; малым же ничего за это не достается.
С «распутевыми» девками или бабами чинится иногда расправа. «Распутевой» называется такая девка или баба, у которой несколько любовников. Эти любовники сговариваются иногда поучить ее и, если она девка, мажут ей ворота дегтем, а если она баба, бьют ее. Побьют, затем подымут ей рубашку на голову, свяжут (так, что голова женщины как бы в мешке, а до пояса она голая) и пустят так по деревне.
Девка, у которой один любовник, уже не считается «распутевой», и ей ворота дегтем не мажут.
О женитьбе или замужестве первые заговаривают бабы, а не мужики; мужики только с ними соглашаются. Прежде всего стремились приобрести в дом «хозяйку» — рабочую силу. Плохим считалось, если сын гуляет с «никудашней девкой», то есть, плохо работающей. Не ценились также «хворые», болезненные невесты. Бывает, впрочем, что какие-нибудь 15-25 рублей, даваемые отцом за девкой, заменяли и здоровье, и ум, и доброе поведение…
Перевоз приданого невесты в дом жениха.
Владимирская губ. 1914
Прежде за невестой никогда не брали денег. Брали за нею ее одежду: холсты, две-пять понев, четыре-шесть рубах, один или два ситцевых сарафана, постель и т.д. Хотя вообще на приданое смотрели мало, обращая главным образом внимание на здоровье и способность к работе.
Жених давал невесте «поклажу»: рублей 10-15 денег, овчинную шубу, поддевку из сукна, коты, валенки, пуда 2-4 муки, меру круп, 1-2 ведра водки.
Теперь же за невестой берут деньги (рублей 5-10), особенно если она отличается каким-нибудь недостатком: глуховата, или косая, или «стара», или есть про нее слухи, что она «гуляла».
Свадьба
Канский уезд, деревня Карымова, 1 октября 1913 г. Семья Соколовых, новоселов из Тамбовской губернии
Если молодой убедится в недевственности своей жены, тут же иногда чинит расправу: пинки ногою, щипки в живот и половые части. Один малый, женившийся не по доброй воле на «нечестной» девушке, за которой отец давал 15 рублей, так ее истязал после свадьбы, что цветущая девушка превратилась в больную на вид женщину. «Весь низ ей выщипал», — говорила ее мать. Мало того, запирал ее на целый день в маленьком амбарчике без пищи. На ночь тоже запирал ее на замок, а сам уходил к своей любовнице, какой-то вдове. Таскал за волосы, бил, чем попало. Унялся только, когда бедная женщина забеременела, — боялся, «как бы за тяжелую бабу в острог не попасть».
С молодой первое время бывают помягче, кормят получше, т.к. она вступила в новую семью. Поблажка состоит в прикармливании новой работницы, но только на три дня гуляния свадьбы. После работают, как другие.
Беременная жена делает все: справляет всю домашнюю работу, в поле вяжет, полет, молотит, берет конопли, сажает или копает картофель, вплоть до самых родов. Иная баба при начавшихся родовых схватках бежит домой, «как овченка»: приляжет во время схваток на землю, а как боли отпустят, опять бежит: «как овченка бежит, трясется».
Часто женихи и невесты физически еще весьма мало развиты. Вследствие этого первые дети родятся слабыми и обыкновенно не выживают. Молодые матери также очень часто «засыпают» детей, то есть придушивают нечаянно во сне.
Первого ребенка ждут еще более или менее радостно. Отец ждет сына, матери безразлично, кто будет ее первенький (считалось, что родить дочку — это себе, то есть, помощницу матери и няньку младшим детям).
Отец проявляет интерес и ко второму, и к третьему сыну.
Матери же начинают обыкновенно тяготиться уже третьим ребенком. Если же баба начинает часто родить, в семье к этому относятся неодобрительно: «Обклалась детьми, как зайчиха. Хоть бы подохли они, твои щенки-то, трясет каждый год, опять щенка ошлепетила» и т.д.
Матери на третий и на четвертый день после родов встают и принимаются за домашнюю работу. Иногда даже на другой день после родов родильница уже затапливает печь сама. На работу в поле мать идет через пять-семь дней после родов, ребенка либо берет с собой, либо оставляет на попечение «старухи» или старшей сестры.
«По закону» муж имеет право спать с женой только после шести недель, когда родильница возьмет очистительную молитву. Но это редко бывает. После первого ребенка муж иногда поберегает жену, а уж после второго и третьего, конечно, нет. Если выпьет, то уже через неделю после родов начинает жить с женой, а нет, так недели через две-три.
Жену, конечно, не спрашивают о ее желаниях: «Аксинья, иди-ка сюда», — и все тут.
Семья русских крестьян конца 19 века.
В трезвом виде муж бил жену редко, в пьяном — часто и чем попало. Бьют и палкой, и рогачом, и сапогами, кулаками, пинком. Таскают за косы через порог.
В селе Мураевне был случай, что пьяница муж убил свою жену «за гульбу». Он замотал ее косы вокруг своей руки и бил головой о порог, о лавки и о стену, пока она не впала в бессознательное состояние, а через день умерла, не приходя в себя.
Если муж бьет жену и при этом сломает тот предмет из своего несложного инвентаря, которым чинил расправу, то ему гораздо более жалко этот предмет, чем избитую жену.
Пьяный муж бьет иногда жену, если она откажется исполнить какое-нибудь его приказание, лечь с ним спать и т.д.
Я знала одного мужика, который любил, когда был пьяный, так издеваться над женой: «Становись на колени, клади голову на порог, моя воля, захочу — убью тебя!». И баба должна была беспрекословно класть свою голову на порог, а он заносил над ней топор, причем маленькие дети обыкновенно поднимали плач и крик. Тогда он произносил: «Детей жалко, а то бы не быть тебе живой», — и отпускал ее. Это называется «мудровать над женой».
Портомойня на Енисее
Красноярск. Начало 1900-х гг.
Профессионального разврата не существует, но очень легко купить всякую бабу деньгами и подарком. Одна баба очень наивно признавалась: «Прижила себе на горе сына и всего-то за пустяк, за десять яблоков!».
Бабы и девки очень любят ходить за яблоками в сады к съемщикам, меняя яблоки на яйца или на самое себя. Нынешним летом был такой случай, что двадцатилетний караульный яблоневого сада изнасиловал тринадцатилетнюю девочку — и мать этой девочки (очень, правда, бедная) помирилась с обидчиком за 3 рубля. Два дня или три после этого кричала эта бедная девочка, и такой испуганный, забитый вид сделался у нее.
Бывает часто и вытравление плода. Жена одного из помещиков помогала бабам при трудных родах, давая им пить настой казацкого можжевельника, который рос у нее в саду. С тех пор, как на деревне прознали про свойства этого растения, чьи-то невидимые руки постоянно обрывали все кусты можжевельника по ночам — очевидно, для целей вытравления, потому что родильницам помещик никогда не отказывал в настое.
Случаи убийства незаконнорожденных младенцев очень нередки. Родит баба или девка где-нибудь в клети одна, затем придушит маленького руками и бросит либо в воду с камнем на шее, либо в густой конопле, или где-нибудь в свином катухе зароет.
В Мураевне (большое село) почти каждый год находят одного, а то и двух мертвых младенцев. Но редко дознаются, чьи они.
Крестьяне не любят дознаний, а если что и знают, то помалкивают: «Случился грех, а с кем — Бог его знает, мало ли их, девок, гуляют…». В Мураевне есть баба, которая за некоторое вознаграждение отвозит в воспитательный дом в Москву «гулевых детей» [незаконнорожденных].
К одному бездетному помещику пришла раз баба с предложением купить ее ребенка: «Слыхала я, что тебе дитё нужно, ну думаю, и толкнусь. Он у меня гулевой, а муж скоро приде [с заработков]…».
Надо принимать во внимание незаконных детей и солдаток, и просто замужних женщин. Незаконность таких детей часто известна только семье, и в ее недрах легко могут происходить такие убийства детей, которые невозможно вывести на чистую воду. Например, легко нарочно задушить маленького ребенка, навалившись на него якобы во сне.
В одной деревне (очень глухой) был такой случай: выдали замуж беременную девушку, чтобы скрыть грех.
Сам муж был смирный и не попрекал жену, но родные не давали ей проходу и в конце концов заявили: «Чтобы ублюдка твоего не было. Умори его».
Бедную женщину бил ее свекор, свекровь тоже не давала ей свободно вздохнуть. Наконец молодуха исполнила требование: наскребла спичечных головок в соску и ребенок умер. Она попала под суд, но была оправдана.
Старухи очень безжалостно и хладнокровно относятся к убийству незаконного «щенка», а молодые с усилием и надрывом убивают своих детей. Мужчины, если и догадываются о таких убийствах, то изображают собою «моя изба с краю, я ничего не знаю; бабы там чего-то путают, ну да бог с ними — мне-то что…».
Бюджет у мужа и жены в семье был раздельный. Мужу принадлежала вся усадьба, хлеб, лошади, свиньи, весь инвентарь. Жене — посуда, одежда, лен, куры, корова. Овцы — общее имущество, но бывали овцы «собинки» — частное имущество бабы, которое после ее смерти переходило дочери. Шерсть с овец делилась так: весенняя — бабам, осенняя — мужикам, которые не обязаны были снабжать баб теплой одеждой.
Красноярск. Начало 1900-х гг
Мятие льна в Енисейском уезде
Енисейский уезд. 1910-е гг.
Ткацкий стан-кросна в с. Верхне-Усинском Усинского пограничного округа
Снимок 1916 г.
Если жена нанималась летом на работу поденно, плата принадлежала ей самой. Если сдельно — то чаще мужу. В таких случаях бабы часто отказывались работать даже в самую горячую пору, когда платилась высокая цена за уборку хлеба: «Мне-то что, пропадай его (мужнины) деньги пропадом».
Бывают и взаимные покражи у супругов. То муж выкрадет из жениного сундука деньги на кабак, то жена сворует у мужа муки или крупы, чтобы отдать в мелочную лавочку за мыло или ситец…»
Фотография семьи крестьянина Василия Попкова (предположительно 1907г.)
«Как выражается любовь к жене? Одно время я думала, что никак, потому что внешних выражений нежности нет, даже у молодоженов. Но последнее время я думаю несколько иначе…
Петруха простой мужик, кучер у нас. Он не пьет вовсе (бросил вино, когда после какой-то свадьбы в пьяном виде чуть не утонул в пруду) и не бьет жены. Он простой смирный малый, а жена у него «премудрая». Сам он вовсе не «хозяин», но жена хозяйственна в высшей степени: все обдумает, как посеять, скосить, как купить корову и т.д.
На зов жены Петруха летит в деревню, чтобы сделать, что она просит. Не пустить его, он крадучись уйдет ночью: «Хозяйка моя удумала просо скорей связать, а того и гляди дождь — уж я и скосил ей паюшечку…» (ночью). А если жена ему скажет, что изба не «ухвоена» (не законопачена, ветер дует), он будет сам не свой, пока не урвется к жене и не «спокоит ее».
К сожалению, такие отношения мужа к жене страшно редки.
Всю книгу можно читать онлайн здесь:
http://istmat.info/node/25136
О гигиене в русской деревне и жутких условиях, в которых жили крестьяне, что приводило к огромной смертности- в следующем посте.
Как еще издевались над женщинами, можно посмотреть здесь:
Женское обрезание-ТУТ
Китайские «лотосовые ножки»-«lily feet» и ужасающие подробности этого обычая-ТУТ
——————————-
————————
Спасибо:
http://subscribe.ru/group/formula-schastya/2674950/
http://forum.analysisclub.ru/index.php/topic,3167.0.html?PHPSESSID=vst4ojjh34oh6dbja5l7n2o2r7
http://felbert.livejournal.com/1575976.html
http://www.diary.ru/~Samuray-08/p171675427.htm?oam#more2
http://nesterovich1.livejournal.com/206358.html
http://ttolk.ru/wp-content/uploads/2011/09/%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B5-3.jpg
http://innfotos.blogspot.ru/2010/09/xix-xx.html
http://ttolk.ru/?p=2492
http://pulson.ru/istoriya-i-retro/russkaya-dorevolyutsionnaya-derevnya-v-litsah-34-foto.html
http://russkiev.wordpress.com/2013/03/30/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%89%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB/
На фото: Русские крестьянки-колхозницы. СССР. Первая половина 1950-х гг.
Воспоминания Васильевой В.П.
Васильева Валентина Петровна родилась в деревне под Омском в 1928 г. Живет в Подъяково. Рассказ записала Лопатина Наталия в августе 1999 г. (спецэкспедиция фонда «Исторические исследования»).
«Я, конечно, могу рассказать, про то, что ты, милая, спрашиваешь. Но не заберут ли? Ведь я стану говорить не так, как про то в книгах написано. Про правду жизни мы только промеж собой могли говорить. Да и то… Это сейчас всё можно говорить. Мы привыкли к другому… С начальством или с кем приезжим мы всегда знали, как говорить. Как нужно им, так мы и говорили…
А в колхозе что? Денег не платили! Мне было меньше одиннадцати, а я ходила полоть траву, вязать снопы. Знаешь, как работали? От зари до зари! Рано утром все были уже в поле — и ребятишки, и взрослые. Кто пашет, кто силос закладывает — у всех работа была. Хорошо работали, не то, что сейчас (тяжело вздыхает). Уставали, правда, сильно! Из-за работы нам даже некогда было дружить с парнями. У нас не принято было делать подарки друг другу при ухаживании. Да и что колхозник мог подарить? Нищие мы были! Нищие…
У нас дом большой был — две комнаты. Во дворе — стайка, баня. Баня по-черному топилась. Это когда печка без трубы. Получается, что баня натапливалась не только огнем, но и дымом. Копоти на стенах, конечно, было полно. Но запах в такой бане был непередаваем. В деревне почти у всех бани были. Мебель в доме вся самодельная: буфет, стол, скамейки, диван, 2 кровати с матрацами из соломы. Белья постельного тогда не было, спали одетыми. Кому места на кровати не хватало, тот спал на полу. Одевались в холщовую одежду. Это такая ткань, похожая на мешки. Мама из такого холста нам одежду шила. То, что сошьет, мы долго носили. Постарше мы стали, мама шила нам платьишки из ситцевых мешочков, которые были тарой на заводах в Кемерове. Эти мешочки работники заводов воровали и на базаре продавали, а люди из них одежду шили. Я уже девушкой была, когда мама сшила мне платье из газового материала и выкрасила химическими чернилами. Я в этом платье приду на танцы, а наши ребята говорят: «Москвичка пришла». По тем временам это было такой роскошью! А, в общем-то, мы носили что попало. Купить негде было, да и какие у колхозника деньги?! За свою жизнь я так красивых вещей и не поносила. То купить негде, то денег нет. Обувь — брезентовая: из шахтовых конвейерных лент её шили. Галоши в продаже появились позже. Носили их на босу ногу. Зимой носили фуфайки да пальтишки. Это в Сибири-то! Шубы были у тех, кто побогаче жил, кто с ранешних времен их сумел сохранить. Родители говорили, что до колхозов у всех сибиряков зимой основной одеждой были шубы из овчины. Почти в каждом доме тулупы были, в которые можно было завернуться в санях с ног до головы.
Мне кажется, что всю жизнь мы только и работали. И вспомнить нечего! А питались плохо: травой да всяким подножним кормом. Во время войны я поварихой работала, картошкой, кашей и киселем овсяными питались. «Тошнотики» ели. Такая гадость! Голодно было всегда — и до войны, и во время неё, и после победы. Когда шли на работу в поле, то еду брали со своего огорода: картошку, огурцы, капусту. На поле для колхозников варили, но этим наесться было нельзя: каши да кисели. За них потом высчитывали из трудодней. Мы всегда полуголодные были. Люди выживали, кто как мог. Собирали отходы, то, что на поле оставалось после урожая. Но тогда закон был, в народе его прозвали «Закон о колосках», который запрещал такой сбор. У нас две женщины взяли отходы в колхозе. Их поймали и дали по три года. За что?! У одной из них было много детей, ее судили и увезли. А другую оставили отрабатывать в колхозе. Их односельчане жалели. Все ж так делали, но попались они. И наша мама ходила по полям, собирала колоски.
А как нас налоги давили? Просто ужас! Шерсть отдай, мясо, яйца, молоко — всё отдай. И ничего нам за это не платили. Держали живность в хозяйстве потому что, где какой носок свяжешь, где валенки скатаешь… Выкручивались. Своё имеешь, а пользоваться не смей! От налогов и от колхозов убежать было нельзя. Не было у колхозников паспортов. Наверное, поэтому нам их не выдавали, чтобы мы все не разъехались, не разбежались. Кто бы тогда работал в колхозе? Только после войны молодежь стали отпускать учиться на трактористов, комбайнеров. Да и то не всех желающих, а только того, кого председатель пожелает отправить. Председатель был из приезжих. Малограмотного к нам прислали. Грамотным хорошо было: они могли в конторе работать. О! Это куда лучше, чем на поле работать от зари до зари!
Про Сталина не знаю, что сказать. Когда он умер в 1953 г., люди даже сплакивали. Я когда по радио про его смерть услышала, так прямо жалко стало. Почему, не знаю. Может потому, что работал долго. Может, потому, что наш правитель. А может, сила привычки. Сейчас можно слышать, что со смертью Сталина было ощущение конца света. У меня этого даже в уме не было. Жалко человека — и все тут. Такие мы, русские…
Вот ты спрашиваешь про самые яркие воспоминания в жизни, а я не знаю — что на это сказать? Да какие там воспоминания!… Здоровье мое сегодня отвратительное. Потому что весь организм изношен… Работали на износ. У нас никто на курорты сроду не ездил, работать нужно было. В отпуска ходили редко, не то, что сейчас. Да и когда они, эти отпуска, появились. Уже в совхозе. За отпуск мы предпочитали брать компенсацию и продолжали работать. Да и хозяйство свое, без него не выживешь. Куда от него уедешь? И денег не было на поездки. Обнову бы какую-нибудь справить на отпускные, да и ладно! Эх! Жизнь! Растревожила ты, моя милая, своими расспросами… Живешь, не задумываешься, всё как будто так и надо. А как вспомнишь!… Все время работа, работа, работа и вспомянуть нечего! Когда больше трудились до войны или во время — не знаю. Уйдешь в пять утра и возвращаешься в двенадцатом. Вот и все воспоминания. Не дай Бог такой жизни никому!
Я внучке своей родной такой жизни не пожелаю!
«
Печатается по кн.: Л.Н. Лопатин, Н.Л. Лопатина. Коллективизация как национальная катастрофа. Воспоминания её очевидцев и архивные документы. Москва, 2001 г.
Найдено здесь: https://vk.com/veraivernost?w=wall-65370749_10898
или
Однажды мне довелось услышать рассказ дочери о своей маме, жизнерадостной и трудолюбивой женщине, которая всю свою жизнь посвятила служению малой Родине, родной земле. Она не оставила свой отчий дом, свою деревню, как поступили многое ее односельчане, а продолжила трудиться в колхозе, хотя порой было и очень трудно. Меня, современную женщину, данный рассказ очень впечатлил. Как же люди, молодые девушки, могли так, не щадя себя, работать?!
Можно предположить, наверное, что речь пойдет о председателе колхоза. Но нет, это простая деревенская женщина, бригадир полеводческой бригады колхоза «Красный Керженец» — Шумилова Фаина Николаевна (в девичестве Вейкина).
Родилась Фаина Николаевна еще до Великой Отечественной войны, 3 июня 1936 года в большой трудолюбивой семье в деревне Телки Семеновского района Горьковской области. В той самой деревне, которой и посвятила она свою жизнь и которая, видимо, давала ей неиссякаемые силы, чтобы жить и трудиться.
Починок Телки был образован по дозволению Нижегородского наместничества в период с 1763-1782гг из десяти хозяйств. Три хозяйства из д. Новоселиха (ныне д. Заскочиха), четыре из села Лыковщина (ныне д. Лыково) и три хозяйства из д. Хахалы. По легенде починок Телки получил свое название от слова тёлки (молодые коровы), которых гнали на продажу из Воскресенского уезда в Семеновский. На месте будущего починка проходил самый короткий путь в Семенов на базар и было несколько домов с постоялыми дворами.
Фаина Николаевна была 8 ребенком в крестьянской семье. Отец Николай Егорович (1887-1946гг) и мать Надежда Ивановна(1891-1988гг) Вейкины одними из первых на деревне вступили в колхоз «Красный Октябрь» (1933г). Николай Егорович был первым кузнецом в колхозе, а Надежда Ивановна стала рядовой колхозницей и ухаживала за детьми. До образования колхоза жили они исправно, работали на себя и платили налог. Семья была трудолюбивой, в хозяйстве было две коровы (одну из которых затем привели в колхоз), лошадь, овцы и другая живность. Имели большой дом на две половины с середником между ними (такие дома раньше были у зажиточных крестьян) и большой земельный участок. Семья Вейкиных относилась к середнякам. Николай Егорович (отец) был грамотным, закончил 2 класса Телковской земской школы. Надежда Ивановна (мать) – самоучка, немного обучалась грамоте в доме у богатых, где работала до замужества нянькой.
В многодетной семье Вейкиных все дети были умными, у всех была склонность к математике. Старшие братья Фаины Николаевны Андрей (1914г.р.) и Григорий (1919г.р.) были счетоводами (ныне бухгалтер). Сестры Анфиса (1922г.р.), Нина (1924г.р.), Ольга (1927г.р.), Эмилия (1930г.р.) рядовые рабочие в леспромхозе и в колхозе. Брат Константин (1932г.р.), благодаря усилиям старших сестер, закончил семилетку Хахальской школы. По тем временам это считалось высшим образованием. В будущем работал начальником отдела кадров Семеновской пятилетки, заведующим отделом пропаганды в Семеновском райкоме партии и начальником Семеновского районного узла связи (почты).
Детские же годы девочки Фаи выпали на суровый период Великой Отечественной войны. Семья была большая, братья были на фронте, отец находился на службе в колонии (охранял заключенных) — и Фаине, как и всем детям той поры, приходилось с ранних лет работать, выполняя возложенные на нее обязанности. Так, Фаине, как младшей в семье, приходилось ходить пешком до ближайшей деревни Хахалы (7 км. от д. Телки) за пайком хлеба.
После окончания 4-х классов Телковской начальной школы, Фаина с большим желанием продолжила обучение в Хахальской средней школе. Но закончить школу ей не довелось, не позволили обстоятельства в семье — погиб брат на фронте и умер отец (1946г.) Больной маме нужен был уход, поэтому ее как младшую в семье оставили дома с мамой. Заветной мечте учиться и быть учительницей не суждено было сбыться.
Свой трудовой путь Фаина Николаевна начала с 16 — ти лет (1952г.), работая в колхозе «Красный Керженец» за трудодни («палочки»). Во время работы в колхозе в 1959 году в связи с незаурядными математическими способностям Фаины Николаевны, начальник Керженского леспромхоза выпросил ее у председателя колхоза на работу бракером на лесозаготовку. Где и трудилась она до марта 1962г.
В 1950 году произошло первое объединение колхозов, карликовые колхозы были укрупнены, из 15 колхозов осталось 4. Колхоз «Красный Октябрь» (д. Телки) вошел в состав колхоза «Красный Керженец» (д. Хахалы), в котором, начиная с 1966 года, Фаина Николаевна и продолжила свою работу, уже в качестве бригадира полеводческой бригады.
Бригадир в деревне – это тот же председатель колхоза, все колхозные заботы на нем. При закладке силоса нужно следить, чтобы тракторист выполнял всю технологию, в это время хоть не отходи от трактора. По воспоминаниям родственников: «…одна нога у Фаины Николаевны была в бане, а вторая на силосных ямах…» А в сенокос все силы отдавала, чтобы заготовить больше хорошего, без пыльцы, сена. По воспоминаниям старшей дочери Натальи: «… в сенокосную пору мама пропадала на работе от рассвета и до заката — то лошади с сеном в лугах застрянут, нужно помочь бригаде вытащить повозку с сеном, то погодные условия портятся и необходимо сено убрать, не намочив… В общем, душа болела о колхозном хозяйстве, как о своем личном!»
Большую часть своей бригадирской деятельности Фаина Николаевна проработала с председателем колхоза «Красный Керженец» Замашкиным Василием Петровичем. Он видел в ней ответственного и трудолюбивого своего помощника и знал, что полеводческая бригада в надежных руках и любая работа будет доведена до конца, поэтому всегда шел на встречу и помогал ей. Даже, когда ввиду болезни она хотела уйти с работы, председатель колхоза поспособствовал, чтобы Фаина Николаевна прошла санаторно-курортное лечение в г. Ессентуки и вернулась к работе.
В колхозе полеводческая бригада из д. Телки, во главе которой стояла Шумилова Фаина Николаевна всегда была передовой. Всю работу бригада выполняла одной из первых, будь то посадка и уборка картофеля, заготовка сена, гороха или закладка силоса. П.В. Замашкин ценил таких работников, от правления колхоза «Красный Керженец» Фаина Николаевна и ее бригада награждались почетными грамотами и ценными подарками.
Кроме работы в колхозе Фаина Николаевна вела в деревне активную общественную жизнь — была бессменным депутатом Хахальского сельского совета. Она организовывала все – ремонт улицы, ремонт изгороди кладбища, а главным было строительство и ремонт колодцев! В любое время дня и ночи к ней мог придти человек, и она каждому старалась помочь мудрым советом или добрым делом. По воспоминаниям детей: «…в доме всегда были люди, которые обращались к маме за помощью в решении разных проблем: семейные невзгоды, медицинская помощь (она очень хорошо разбиралась в лекарствах), политические и другие вопросы».
С малый лет очень ответственная, привычная к труду Фаина Николаевна была еще от природы интеллигентной женщиной. Она могла поддержать любой разговор с разными людьми, найти подход к каждому. Будь то студенты из города Горького, приехавшие в деревню на картошку или первый секретарь Семеновского райкома партии.
Несмотря на занятость в колхозных и общественных делах, Фаина Николаевна всегда была заботливой и любящей женой и матерью. Муж Шумилов Леонид Леонидович (16.01.1933г. – 25.10.1986г.) работал в Лобачевском лесничестве и всегда помогал ей и по дому и в колхозе. Чтобы справиться с работой в колхозе в домашних делах Фаине Николаевне также помогала ее мама, а в последствие и подросшие дети. Вместе с мужем они воспитали троих замечательных детей. Фаина Николаевна приложила много сил, чтобы дети были грамотными, она выписывала для них много журналов, что было для деревни необычно. Впоследствии все дети получили высшее образование.
Сын Шумилов Левонтий Леонидович (12.04.1958г.) после окончания Хахальской средней школы поступил в Краснобаковский лесной техникум, закончил его и поступил в Сельскохозяйственный институт. После окончания института женился и уехал жить в Воскресенский район. Работал заместителем главного врача по хозяйственной части Воскресенской районной больницы. Затем был приглашен на работу в Воскресенскую районную администрацию заведующим Финансовым отделом. Из нее и отправился на заслуженный отдых. В настоящее время проживает вместе с семьей в р.п. Воскресенское.
Старшая дочь Кудашова (Шумилова) Наталья Леонидовна (25.08.1961г.) закончив Хахальскую среднюю школу, поступила в Арзамасское медицинское училище. Затем уже заочно получила высшее экономическое образование в московском авиационном институте. На сегодняшний день живет в г. Арзамас, работая экономистом в Арзамасской районной больнице.
Дочь Авдеева (Шумилова) Ирина Леонидовна (09.05.1965г.) закончила 10 классов Хахальской средней школы и поступила в Московский геологоразведческий институт им. Серго Орджоникидзе. В 1987 году, закончив институт, по распределению уехала в Республику Карелия. Работала главным бухгалтером на горном предприятии. В настоящее время проживает в Республике Карелия.
Но больше всего Фаина Николаевна приучала детей к физическому труду, она говорила, что труд физический закаляет не только тело, но и душу, делает человека сильным духом. Она всегда была сильна духом!
Не стало Фаины Николаевны 2 апреля 2012 года. Вместе с мужем она похоронена на кладбище в д. Телки.
Фаина Николаевна Шумилова посвятила себя своей малой Родине! И сегодня наше молодое поколение о таких людях, как она должно знать, восхищаться ими и черпать силы у них, чтобы достойно жить и трудиться на благо своей Родины!