Эту статью передала порталу Наш Урал Татьяна Фомичева, директор национального парка «Юдыг Ва» . Статья была написана Александром Малофеевым, научным сотрудником парка. Александр Иванович Малофеев хотел издать книгу о снежном человеке, на Уральском Севере, которого он нежно называл «двоюродным братом» о его встречах с ним, он показывал места этих встреч коллегам по национальному парку. С 2000 года ученый и его спутники натыкались на отпечатки ступней больших размеров. Ему встречались следы от 40 до 60 см в длину, по которым он стал распознавать взрослого самца, самку и подрастающего йети. Им дали имена — Леня, Ева и Вовочка. Учёный книгу издать не успел, в 2015 г. А. Малофеев умер. Пусть этот текст останется на портале. К счастью в тех местах есть национальный парк и место для обитания снежного человека будет сохранено.
«Я не специалист в областях криптозоологии, антропологии – никакой другой науки, ведущей исследование и изучение реликтового существа. Я просто наблюдатель, оказавшийся свидетелем и участником встреч с теми, кого называют в разных краях по-разному. Где «Снежный человек», где «Бигфут», где и просто Лешим. Ни в коей мере не претендую на роль исследователя этого существа. Статья эта – изложение собственных мыслей и предположений, как отражение шести встреч в разные годы с реликтовым гоминоидом.
С уважением, автор.
ДВОЮРОДНЫЙ БРАТ
Кто Он?
Кто Он? Очень близкий родственник человека разумного. Близкий, но отвергнутый ближайшим родичем, считающим себя разумным. Брат, пусть Двоюродный! Отрицаемый до одури «исследователями», вплоть до факта самого существования. Ортодоксам от науки, считающими доказательствами существования вида шкуры и черепа. Или на худой случай видеоролик минут так на двадцать. С близкого расстояния. Многим учёным нужны именно такие «достоверные факты».
Но в исследованиях есть и нечто иное, что не оставляет никаких таких «достоверных фактов». Оставляет в памяти людей, повстречавших это «загадочное» существо. Почему же загадочное? Люди, жившие сотнями поколений бок о бок с Двоюродным Братом, как бы забыли напрочь о его близости. И загадочным его не считали. Вполне достоверный персонаж, обитающий рядом с человеческим жильём. Огромный, сильный, страшноватый. Так продолжает думать крохотная часть населения планеты. Те, кто проживает в малонаселённых или почти не населённых «медвежьих углах». Например, женщины оленеводов, пасущих стада на склонах Полярного и Приполярного Урала. Знают, побаиваются. Существо страхолюдно, но обычно.
Остальное человечество переселилось в уютные квартиры, напрочь забыв о тех, кто остался в пещерах да берлогах. Про пещеры да берлоги – это я так, предположением. Нет доказательств у меня, но есть обоснованная на интуиции, на здравом логическом предположении уверенность. Просто всё. Да где же ему жить то ещё?
ОН
Он приютился на сухом клочке приболотного бугра среди белёсых лишайников, мягких мхов и невысоких жёстких трав. Впрочем, Он мог не спать очень долго, мог и на сырой кочке свернуться. Но так, на сухом, лучше. Почему лучше? Какой-то безмерно далёкий, оставшийся в прошлом предок предупреждал, когда невнятно, а когда и яростными криками – не делай этого! Нельзя! Этот голос-предостережение Он слышал с момента рождения своего. Вот и сейчас – так лучше.
А Он и есть наш Двоюродный Брат. В дрёме своей всё слышащий и всё видящий, и ощущающий все запахи – знакомые и незнакомые. Запахи… Они несли в себе — то предупреждение, то сигнал о близости добычи, а то тревогу. Запахи и звуки были главными стражами спокойствия и безопасности Двоюродного Брата человека. Видит Он тоже отлично, различает движение малого самого существа на пределе обозора. Человек сказал бы – на краю окоёма. До предела развитые, доведённые до совершенства чувства позволяли ему опознавать любое существо задолго до того, как оно, существо это, почует хотя бы малый признак нашего родственника.
Но было ещё одно чувство, очень острое и очень древнее – предчувствие изменений в природе. Ливни, туманы, холода, снега – обо всём они предупреждали вовремя. О том что будет, Он сам по себе, без всяких усилий со своей стороны, получал «информацию» от самой природы. И информация эта была в образах, демонстрирующих изменения в природе. Он может сравнивать — что было, что есть сейчас, и что будет. Ещё существовала связь с себе подобными. Из самых дальних уголков обитания… Ну, сажем, племени.
Как зовут?
Где-то на самом дне тайной копилки информации остались воспоминания памяти старейших поколений. Об извержениях вулканов, землетрясениях, цунами… Когда-то, давно очень, этим же обладали предки двоюродного брата – человека разумного. Обладали – и растеряли. Принятые среди людей названия «Снежный Человек», «Каптар», «Бигфут» и другие – клички да прозвища, псевдонимы – вот что это! А имя где? Особенно мне непонятно «Йети». Гималайское, чуждое, обозначающее совершенно иное существо. Ладно бы по-местному, по коми – «Яг Морт». Лесной человек – очень правильно! И Лешим вполне можно назвать, по-русски. Да только слово «Леший» стало нарицательным. Уж давайте, как условились – Двоюродный Брат.
Зато у людей есть такое, что существу нашему было неведомо вовсе и делилось на «опасно – не опасно». Высоко в небе исчезал звук пролетевшего, ничуть не опасного существа. Но вот на юго-западе возник тонкий пока, свистящий звук рычащего зверя. Но далеко. Он даже определил степень опасности для других существ, которые не в состоянии опередить своим поведением рычащего зверя и скрыться подальше. От рычащего до лёжки Двоюродного Брата – так определил бы человек по карте – никак не меньше 15 километров. Человек, называющий рычащего зверя вездеходом, был в состоянии спокойствия. Пока. Но рядом было ружье. Двоюродный Брат не боялся и ружья. Наличие этого смертоносного оружия рядом с собой выдавал человек. Особенно когда держал ружьё в руках или размышлял, даже про себя, об охоте на зверя. Охотник с оружием в руках буквально испускал волны агрессии!
ОН
И этот рычащий сейчас не опасен. Брат грязно-серой громадой возлежал на сухой почве, видел и слышал, как глубоко под ним скребутся и пищат в норах маленькие существа с длинными и короткими хвостиками, и вовсе без них. Как прополз в толще свежевзрытой земли длиннющий червяк, и как почти мгновенно его схватил один бесхвостый обитатель подземелий. Слышал сварливые крики белых птиц с раздвоенными хвостами, отгоняющих от птенцов облезлого, неопрятного линялого песца. Слышал пение птиц в приболотном ивняке… А ещё Он лежал и впитывал такие знакомые запахи земли. Ароматы цветов – приятные и не очень. Но полезные. Дурман багульника говорил о близости болота. Нежные ароматы купальница возвещали о лугах далёких, приречных. Запахи валерьяны и таволги доносились от закочкаренной поймы таёжного ручья, вытекающего из болота.
О нём
Двоюродному Брату бояться некого. Да и кого ему бояться! Роста громадного, три метра для самца – нет, лучше мужика! – обычный рост. Таких всегда среди людей назвали гигантами. В литературе след оставили. Взять хотя бы «Сказание о Гильгамеше». Сам Гильгамеш гигант, всю жизнь искал себе подобного и нашёл. По все описаниям ОН.
Вес, если по-нашему, по-человечьему, за 400 кг. А может и полтонны. Никто же Двоюродного Брата на весы не приглашал. Самки помельче, но и четверть тонны вес кое-что значит. почему-то… и рост около двух с половиной метров. Да, дамы поминиатюрнее. Да ОН и есть мужик! Мощные руки и ноги. Бегает по непролазной чаше так, как обычному человеку сроду и по беговой дорожке не пробежать. Силы у него не меряно! Мог Двоюродный обхватить, подойдя тихонько сзади к медведю, задушить хозяина тайги, ребра тому поломав. Запросто!
Просто всё вроде. Силушка есть. Но и умом наши Лешие да Яг-Морты не обделены. Ничуть не обидела природа и этим. Потому и отношения двоюродных родственников такие сложные, многообразные, глубинные во времени и рассеянные в пространстве. Есть даже высказывания, что приходят ОНИ из миров параллельных. Из других измерений. Очень сомневаюсь. Но как догадка, но не гипотеза вполне может существовать. Хотя – кто знает. В мире нашем столько неочевидных случайностей… Но я не сторонник этих экстравагантных теорий.
Отношения по-родственному сложные. С нашей стороны? Первое, что испытывает при встрече с Двоюродным любой человек – страх. Дикий, первобытный. Точно такой же страх и ужас ощущает человек, даже не видя своего визави. Рядом тот, где-то в кустах – и ужас, волосы дыбом. Но если только братец разгневан на кого-то и за что-то. Или просто прогнать хочет.
А что ОН к нам испытывает? Сразу и не сказать. Как было во времена давние? Периодическая печать, историческое наследие – научное и литературное – донесли до нас скудные крошки с царственного пира общения человека разумного со своим двоюродным. Но и того, что дошло до нас, достаточно для заявления – раньше ИХ больше было. Чаще встречались ОНИ с людьми. Сейчас на планете почти не осталось необитаемых мест, где встреча с «кузеном» произойти может наверняка. Просто вероятность встреч разная.
Как бы ни был наш родич осмотрителен и чувственен, даже сверх всякой меры, в краях, заселённых людьми плотно, встреч не избежать. Особенно в местах, «освоенных» в последние десятилетия. Ведь именно они, места эти, и были тем малозаселённым оазисом, где обитали ОНИ. Говоря современным языком, их ареал был значительно шире, нежели в современности. Меньше ареал, скуднее пища, меньше особей, меньше вероятность встречи самцов и самок. И меньше детёнышей. Простите – детей.
Вроде типичная картина вымирания вида. Любых видов на нашей планете, вымерших в последние столетия, десятилетия, годы… Но наши реликтовые родственники – создания особые. Держатся до сих пор. Выживают не только за счёт приспосабливаемости к природно-климатическим условиям, к разным негативным изменениям, но и за счёт своих сверхспособностей. Это и телепатия, и дар предвидения ближайшего будущего, и цепкая память предков. И ещё многое такое, о чём мы можем предполагать, строить гипотезы всякие. О сверхспособностях реликтового гоминоида (а именно так называют его учёные-криптозоологи. Или криптобиологи – разницы особой не вижу) написано много. Очень много!
Об этом догадывается любой случайный контактёр, повстречавший с ним на «неведомых дорожках». Догадывается быстро, если сумеет преодолеть страх. Или позднее, когда испуг проходит и в спокойной обстановке мозг «очевидца» выдаёт виденное как цепь последовательных событий в определённое время и в определённом месте. Не всякий и не каждый житель планеты нашей пойдёт добровольно на общение с гоминоидом. А если и пойдёт, то желание такое у большинства быстро проходит. Почему – думаю понятно. Страх! Нет, скорее – ужас! Оскомину набившее выражение – «волосы от страха дыбом встали» вовсе не из ничего возникло. Сам был свидетелем. До того случая ни за что не поверил бы, что волосы мог дыбом подниматься.
Да, отношение реликтовых гоминоидов к человечеству требуют особого разбирательства, а вот к отдельной личности могут быть очень-очень разными. Многие нюансы общения такого также описаны в научно-популярных, научных изданий, в программах телевидения, в периодике СМИ. Даже в фантастических произведениях. Отношения такие не являются предметом рассмотрения этой статьи. Они, реликты эти, давно «поняли», что чем меньше они появляются перед техногенными сородичами, тем лучше. Их не влекут родственные связи. Пеший конному не товарищ. Главным чувством, кроме изумления от первой встречи с человеком, становится любопытство! Да ещё какое любопытство! Где-то на грани с любознательностью. Но не у каждой особи. Привыкают!
Но и любопытничают родичи наши скрытно. Со стороны посмотреть на людей – это запросто, это с удовольствием. Чтобы только их не видели. Очень нравится ИМ смотреть на биваки, палаточные лагеря с высоты крутого берега, со скалы. И сопровождают в пути тоже частенько. Не идут по следу человека или группы людей, как сделал бы любой зверь. Идут параллельно пути или тропе на удалении, не позволяющем из узреть. А вот о тишине при сопровождении и не думают. Не стесняются. Топают, ветками хрустят, свистят…
Умышленно появиться перед людьми? Могут, и ещё как могут! По случайности чаще. Бывает из озорства – юмор им присущ. Хулиганят иногда. Но вот о таком контакте, что связан с нанесением травм, тем паче – убийств человека – не может быть и речи. Достаточно пугнуть. Все сообщения в СМИ о зверствах реликтовых гоминоидов – полная чепуха, выдумка, пиар недобросовестных журналистов. Может я и заблуждаюсь, но по отношению к человеку на суше наши Двоюродные Братья – что дельфины к купающимся в море.
«Снежные» – разок назовём так, – ничего преступного по отношению к человеку не совершали и не совершат. Понимают они, прекрасно понимают – за убийством последует расплата. Да такая, которой больше всего ОНИ боятся. Это – нашествие вооружённых людей. Видимо, так бывало уже, но пока в малых масштабах. А ИМ нужен мир! ИМ необходима территория, пространство. Пишу уверенно – ОНИ, ИМ – ибо народ это, социум. Пусть крайне малочисленный, пусть примитивный, но народ! Народ, желающий жить. А жить рядом с воинственным Двоюродным Братом всё труднее. Масла в огонь добавляют те же очевидцы и представитель СМИ. Есть и категория учёных, попирающих законы чести – ради сенсации они на всё готовы. Слава Богу, таких немного.
Что испытывает, кроме страха, человек по отношению к брату своему? Да всю гамму чувств, на которую человек способен. Чувства эти индивидуальны. А ОНИ к нам? Здесь позволю изложить собственные наблюдения. Взрослые особи, занятые чем-то серьёзным, ничего, кроме равнодушия не испытывают. Примелькались людишки. А молодые, и особенно дети – позволю так назвать детёнышей – стремятся к общению. И даже очень! Если когда и будет налажен контакт с этой особой, «древнесовременной» цивилизацией, то не без помощи детей и молодых представителей обоих видов. И с той, и с другой стороны. Только одно расстраивает при мыслях о перспективе контактов – откуда нашим детям и молодёжи, да ещё продвинутым, взяться в необитаемой местности?
Вообще-то в природной среде (раньше её природой называли) немало нынче разных лагерей для молодёжи и детей. Только направленность их не всегда гуманистическая. Учат приёмам рукопашного боя, передают опыт школ выживания, приводящий не к познанию дикой природы, а «раздвиганию локтями» элементов её. Про кратковременные выезды на «отдых» и говорить не приходится. Всё под прагматичным знаменем потребления, поданным нам из Зарубежья. И всё же – уверен! – дети, способные на общение найдутся. Контакт с иной цивилизацией, по своей значимости и масштабности сравнимый с контактом инопланетным.
Где ОНИ водятся?
Где ОНИ водятся? А везде, где людей поменьше, а природы побольше. Ареал одного индивидуума огромен. Я бы сказал, не имеет границ ареал. В смысле – не бескрайний, а не оконтуренный. Не как у животных. Это в смысле – «не заходи – убью!». Пересекаются пути-дорожки реликтов. Им, в отличие, скажем, от медведей, общение нужно не только в период брачный. Необходимо даже!
Общение, но какое и как? Мне пока известны (даже уверен в этом!) два основных способа общения. Первый, «дальний» — мысленный, телепатический. Второй – с помощью свиста. Свист особый, вызывающий у людей сначала «мурашки по коже», лёгкое чувство дискомфорта, а потом уже и страх. Свист, слышанный один раз, запоминается на всю жизнь. Почему так? Тайна свиста ведома лишь им, косматым свистунам. Но вот одно могу сказать определённо: свистят братцы наши, не как мы. Мы выпускаем при свисте воздух наружу, а они втягивают. Я пробовал, получалось, да так натурально, что опять «мурашки по коже».
Ходят без оглядок, не таясь, с хрустом и треском. Поступь тяжёлая. Ещё бы! Даже у самок вес под четверть тонны! Но когда надо, могут и «на цыпочках», совершенно бесшумно. Воды не боятся. И что им горный поток, сносящий человека как пушинку! Но вот что странно – не боятся и огня. От большого лесного пожара уходят, как и все живые существа. Очаг незатушенного пожара спокойно огибают. И по опушке уже горящего леса могут пройти – если пожар не верховой. А про горящий костёр и говорить нечего.
Мне с моими учениками довелось встретиться с реликтами шесть раз. Шесть сезонов, почему-то через год. Случайность? То, что впервые столкнулись – случайность. А потом второй раз, а тем более третий, четвёртый… Ни о какой случайности и речи быть не может! Выходили, начиная со второго раза, именно на нас. Жил рядом, стараясь не привлекать к себе много внимания. Особо насыщенным было общение с одним молодым, жаждущим контактов, реликтом, «окрещённым» нами Вовочкой. Несколько лет подходил к нашим лагерям. И каждый сезон становился всё выше и всё крупнее. Чего искал? Да общения! Одиночество и им, нашим Братьям, не очень по душе.
Цвета какого волосяной покров? Из того, что видел сам, что наблюдали мои спутники, общего определения цвета шерсти не составить. Пару раз это была бурая шерсть, как у медведя. Один раз гоминод даже оставлял клочок такой шерсти (или волос?) на стойке палатки. Медведь не мог потереться о высокую самодельную стойку на высоте около двух метров. Просто завалил бы старую парусиновую палатку. Но гораздо чаще определение цвета существа этого давалось как «белёсый, беловатый, серый, светло-серый». Остановились на определении «грязно-белый». Таким его видели с десяток раз.
Чем ОНИ отличны от людей?
Внешне, образом жизни, происхождением – очень многим. Реликт наш родственный ничего не забывает, и может «прокрутить», как ролик, прошлое из своего онтогенеза. Всё, что происходило. А может даже память его глубже. Но это только предположение…
ОН
Он лежал и впитывал запахи и звуки. Обыденность и спокойствие позволили Двоюродному Брату задремать. Дрёма не глубокая, чуткая, при которой пробуждение может вызвать любое изменение. Как сейчас. К аромату невесть как выросшей на краю бугорка и уже отцветающей купальницы горькой примесью вторгся злой, пахнущий горелой лесной подстилкой запах. Удушливый, страшный и неотвратимый, как сам лесной пожар. Запах был ничтожно слаб, его ощутил бы разве что чуткий нос собаки. Но Двоюродному Брату этого было достаточно. Лесной пожар – сколько их видел Двоюродный Брат за свою жизнь! ОН знал о направлении пала, скорости его продвижения и неизбежных последствиях бедствия почти всё. Самому ему ничего не грозит – несколько минут интенсивного бега, и Он выйдет из опасной зоны. Но изрядный кусок леса, тундры и ближнее болотце выгорят полностью. Неведомо каким чувством ОН определил в малейших деталях что будет. Огромная площадь будет отторжена от ареала обитания его и его самых близких родственников. Брат встал над бугорком и принюхался. Запах дыма становился всё сильней и отчётливей. Это занялся торф на болотце. И пожар, подгоняемый ветром, начал свой путь.
В прошлом году на берегу ручейка, пересекающего болотце, остановились люди. Они разбили бивак, сварили обед, и вечером продолжили движение. Это были опытные и аккуратные в обращении с огнём люди. Уходя, обильно залили кострище водой ручейка из чайника и котелка. Убрали мусор и закопали его в яму. Собрали осколки стеклянные, оставленные кем-то задолго до них, и зарыли там же. Но один осколок не заметили. И первые лучи солнца именно сегодня проскользнули сквозь стекло как через лупу и зажгли пучок сухой травы.
Так бывает. Случайность. Потому и нуждаются наши двоюродные родственники в уединении, в каком-то «разделе территории» с человеком, создании заповедного ареала. Чтобы было поменьше случайностей. Но сначала ИХ надо изучить.
Автор текста: Александр Малафеев,
научный сотрудник Интинского Филиала ФГБУ «Югыд Ва»
Рассказ пограничника. [И не только на земле Кондинской встречается нечто такое, чему не всегда находится объяснение. Послушайте рассказ одного пограничника]
— Мне мать моя, Фирсова Нина Матвеевна, родом из деревни Евра Кондинского района, много рассказывала про всякие чудеса, что случались в их деревне. Но мне всегда казалось, что это сказки, небылицы.
И никогда не верил во всякие чудеса.
Андрей Николаевич, 1968 года рождения, русский, образование — 10 классов. В настоящее время служит в рядах армии, пограничник.
— Я служу недалеко от города Находки, на границе. Рассказы о комполене — мужике-духе, или хозяине леса, я слышал от своей матери Нины Матвеевны. Но, честно говоря, все это принимал за сказки. Находясь на службе, в сентябре 1987 года я вновь услышал рассказы о снежном человеке. Рассказывали, что прапорщик пошел ночью один в город (Находку) и в великом страхе прибежал назад. Говорит, что на ночной дороге встретил снежного человека, очень перепугался и вернулся назад. И еще. Двое солдат решили пойти в самоволку ночью и тоже вернулись в страхе и уверяли, что нос к носу встретились со снежным человеком. Но мне самому ничего видеть не приходилось. И вот в октябре 1987 года мы трое пошли на охрану государственной границы. Мы — это я, Сергей из-под Свердловска, Андрей из-под Челябинска. Пошлин, поднявшись на сопку Козий, увидели, что на соседней сопке под названием Дэли-Врон (расстояние примерно 800-850 метров от нас) спиной к нам уходит огромный человек примерно 2,5-2,8 м роста, весь бурый. Шел он на двух ногах, очень сутулый, голова прямо из плеч растет. Мы, как увидели, остановились и стали его рассматривать. Через две-три минуты на наших глазах он скрылся за сопкой Дэли-Врон. Там тоже тайга, лес. Вот туда и ушел. Вот, собственно, и все. Но когда мы пришли на сопку Дэли-Врон (а почва там каменистая, но есть заносы песка), то в одном месте на песчаной почве увидели и след. След был огромен! Примерно 50 см в длину и 18-20 см в ширину. След видели только в одном месте. Конечно, мы его не отследили, шли по своему маршруту.
Там у нас очень много тигров. Как здесь домашние кошки ходят, так там тигры. Идешь в наряд, а он в кустах рычит! Автомат снимешь с предохранителя и дальше. Мы же вооружены! В случае нападения и стрелять разрешено. Да, есть случаи нападения, и даже растерзания. Но это больше всего случается, когда ребята в самоволку идут…
Андрей рассказывал в присутствии своего друга Владимира, своей матери, братьев, а также накануне рассказал в присутствии всех участников археологической экспедиции Тобольского университета под руководством Сладковой Любови Николаевны.
Почему боялись собаки?
[Николай Николаевич Волчихин]
— Было это примерно в 1969-1970 году, точно не помню. Пошли мы с другом Николаем на охоту. Были мы мальчишками, конечно, далеко не уходили от поселка Междуреченского. Так и на этот раз. Пошли от нашего поселка прямо за реку Конду. Прямо на север. Там нас и застала ночь. Устроились ночевать в падинке, в низине на болотистом месте — воду старались достать. Но ничего не получилось — потом собрали немного снега и растопили в котелке.
Мы находились недалеко от кедрача. Короче, кругом лес, а мы как бы посредине. Горит у нас мало-малешний костер, и темнота вокруг нас… И тут наши собаки бросились от костра куда-то в лес, но тотчас же вернулись к нам в великом страхе и чуть ли не в нас готовы были залезть. Мой кобель забился мне подмышку, вроде бы куда-то за спину… И нас страх одолел… Сидим ни живы ни мертвы… Даже слова сказать не можем, только переглядываемся. …Я дрожащей рукой дотянулся до своего ружья и, как меня учили отец-мать, слегка приподнял ружье, чтобы выше роста человека, выстрелил. И тут мы услышали треск сучьев, и все смолкло. Нам показалось, что кто-то подходил к костру… Длилось все это минут пять, может, чуть больше. Потом собаки успокоились. И у нас страх прошел.
Наутро, в той стороне, где мы слушали треск, все как есть обшарили, все осмотрели, но следов никаких не нашли… Если бы кто-то подходил, то должен оставить следы, но их не было. Наверное, нам это со страху показалось. Со страху… Но тогда почему собаки так себя вели?
Мой Ворчун никогда ничего не боится. Ни днем, ни ночью. А тут не только что под меня, а прямо таки в меня хотел влезть!
Где это было? От нашего поселка 8 км на северо-восток, от Луговой — 14 км на восток.
Рядом с нами
А вот это было совсем недавно в нашем поселке… В поселке Междуреченском. И рассказали те, кто был в этом обычном путешествии. Обычном только потому, что такое случается довольно часто.
— Поехали мы на машине за грибами в сторону Мортки или Сотника. Короче, в ту сторону по трассе. Приехали на место и договорились, что собираемся к машине к двум часам дня. Разошлись все. Походили, грибов пособирали и стали собираться к машине. Все собрались, а шофера Олега нет… Стали его кричать, звать. Долго ждали… И тут все услышали, что он идет, услышали треск веток под ногами идущего. Но он, не выходя на дорогу, остановился в лесочке вблизи от дороги и там притаился… Мы решили, что он боится, что мы будем его ругать за опоздание, и давай ему кричать: «Выходи, трус несчастный! Лучше выходи!»
Но Олег не выходил… Потом мы услышали там свист… а через некоторое время как будто птичка какая-то начала свистеть на том месте, где, по нашему мнению, должен был быть Олег… Красиво так свистела птичка, больше всего ее свист напоминал соловья, но явно, что это был не соловей. Потом все стихло.
Мы долго ждали Олега, но, так и не дождавшись, пошли пешком, хотя с нами были и маленькие дети. Я была с 5-летней дочкой.
Уже доходя до наших коровников, Олег догнал нас на машине. Он был бледен, очень взволнован, возбужден. Рассказал следующее.
Взяв ведро, он спокойно пошел в лес собирать грибы. Далеко не уходил. И вдруг увидел, что передним, как будто из-под земли, появился громадный медведь на двух ногах. Бросив ведро и ничего не помня, он бросился бежать, сам не ведая куда.
— Наверное, сто верст пробежал, пока опомнился, — рассказывал взволнованно Олег. -А как опомнился, назад к дороге выбирался, заблудился и кое-как дошел.
— Слушая ваши рассказы о комполене-комполе, я думаю, что и Олегу показался, и к нам выходил именно он! По времени мы сопоставили, и выходит, что он сперва напугал Олега и, когда тот удрал неизвестно куда, пришел к машине и тут свистел. Ведь медведь свистеть не может! Видимо, там был не медведь.
Это происшествие рассказала мне Любовь Ивановна. А многие подтвердили, что в действительности все так и было. Значит, где-то совсем рядом с нами, с нашим поселком, живет и ходит он самый — комполен-хумполен! Хозяин. Пугает, веселит, шутит… Видимо, и у него бывает веселое настроение. Случилось это в августе 1987 года.
«Хошь — верь, хошь — проверь…»
[Иван Никитич Елушкин]
Иван Никитич постоянно находится в лесу, занимается охотой, рыбалкой.
— Вот так! Я есть, а меня нет. Никаких документов на меня нет. Нигде я не значусь, вроде бы и не родился. А живу… Попытался на пенсию оформиться, а я и не существую! Ничего нигде не нашли. Выходит, меня нет, а я есть! Кто знает, может, не записали, а может, все сгорело. Ведь Сатыгинская церковь сгорела…
Про комполена? Как не знаю?! Знаю. Век он тут живет. Постоянно на дорогах раньше-то видели. И мне не раз приходилось встречаться… Да и Костя (зять) не даст соврать. Тогда уж он совсем нахально себя повел, средь бела дня на дорогу вышел. Люди-то его не всегда видят. А лошади на дыбы — и ни шагу! Посмотрел между ушами лошадей — стоит! Я знаю, что нужно делать в этом случае. От знающих людей слышал. Вышел вперед лошади… Он «Воскресной молитвы» боится. Я и начал читать. И еще раньше, в моем детстве, старики советовали, что еще надо сделать, чтобы дорогу освободить. Надо повернуться к нему спиной, снять штаны, наклониться и меж ног ему показать кукиш. Так я штаны надернуть не успел, как лошадь хватила, 12 километров от деревни Елушкиной до Трех Конд за 25 минут проехала!
Я сейчас постоянно в тайге, в лесу. Два раза он ко мне в избушку приходил. Да я сам виноват. Надо было угостить, поблагодарить еще за первый приход. Вот он и пришел опять… Зашел в избушку и говорит:
— Я оленя прямо к твоей избушке пригнал, а ты даже не покормил меня…
Стол у нас летом всегда на улице стоял, рядом с кострищем.
— Идем, идем! Покормлю!
Мы вышли с ним из избушки, и я налил ему в миску похлебки.
Вот, правда, говорят, Ольга, что он не просто человек, а человек-дух! Знаешь, почему?
Я ясно увидел, что он не ест, как это принято у людей, а только паром дышит, дух вбирает в себя… После его ухода вся пища осталась нетронутой.
— Я, — говорит он мне, — сто верст к тебе шел, чтобы ты меня накормил…
— Какой он?
— Такой.
И Иван показывает сутулого, с прижатыми и слегка согнутыми в локтевых суставах руками, человека.
— Громадный. Руки такие, как мое туловище. Лохматый. В избушку заходит — сутулится, хотя у меня избушка высокая. Лица у него нет. Он и есть хозяин леса. Комполен — мужик-дух.
— Почему мужик? Может, это была женщина?
— Нет. Мужик. Что я не вижу, что ли? Видно, что мужик. Прибор болтается.
— А женщины? Ты не видел женщин?
— Нет. Не знаю. Всегда разговор идет о мужиках, всегда говорят, что мужиков видели. А про баб ничего не знаю. А ведь должны быть! Но никогда не видел.
— Может, ты, Иван, поговоришь с ним, чтобы он к человеку вышел, чтобы с человеком встретился.
— Ко мне приходит…
— Поговори с ним. Может, он согласится с учеными пообщаться. Да пусть особо-то не доверяет людям. Сам знаешь, всякие есть… А потом опять на всех людей обидится.
— Не знаю… Если придет, можно попытаться.
«Жилинкина нога»
Семья Петрович появились у нас в деревне Тап летом 1942 года. По национальности — румыны. Родом из селения Бездомики Герцаевского района Черновицкой области. Перед началом Великой Отечественной войны, буквально за несколько дней, несколько семей из их селения были принудительно выселены с родины, посадили в вагоны и повезли. Куда, зачем и почему? Никто не знал, и никто не объяснял. Везли много дней в телячьих вагонах. На одной из станций к ним в вагон зашел человек в милицейской форме и сказал, что началась война. По дороге много было умерших… Умирали больше старики и дети. Как позже узнали, их привезли в Заводоуковск и поставили на работу на лесоповал в леспромхозе.
В семье Петрович было восемь человек: шесть детей и самих двое. Как жили на одном из лесоучастков, Анна Дмитриевна — старшая дочь (15.10.1929 г. рождения) и вспоминать боится. Дети уже не могли двигаться, опухли от голода. И тут пошел слух, что повезут их куда-то еще дальше. А им уже было все равно. И летом 1942 года их высадили на берегу реки Конды в деревне Тап.
Все мужчины из деревни, даже самые немощные, были уже забраны в трудармию, в Тапе остались одни женщины и дети. Да было еще три старика весьма преклонного возраста…
И Дмитрий Дмитриевич Петрович начал работать в колхозе. На нем держалась вся мужская работа: починить сбрую, сделать или отремонтировать сани, на нем лежали вывозка сена, рыбалка и так далее, и тому подобное. И тогда, и сейчас ему благодарны все живые еще и помнящие этого великого труженика жители бывшей деревни Тап. Пусть земля ему будет пухом, вечная память ему!
Вот что рассказывает о жизни в деревне дочь румына без родины.
Рассказы Анны Дмитриевны Петрович О жизни в деревне Тап
— Стали мы жить в старой конюховке. Мать слепила из глины печку, отец устроил нары, вот жилье и готово.
По приезду в деревню Тап я стала учить русские и мансийские слова, так как приходилось общаться с местным населением по-русски и по-мансийски.
Никто из семьи русского языка толком и не знал. Правда, у нас на оставленной родине в школе учили русскому языку. Но и я по малолетству практически ничего не успела выучить.
Я в Тапе запоминала услышанные русские слова и записывала их на закопченном потолке нашего жилья, т. е. конюхов-ки. Простые слова: хлеб, вода, дрова, спички… Все такое, что было необходимо для существования на новом месте. Осенью 1942 года я подружилась с бабкой Анной — Тайлаковой Анной Ефимовной. Она тогда уже была старенькой. Курила трубку. Покупала у соседа Балакина Ефима Семеновича табак-самосад. Иногда, когда не было самосада, бабка курила и траву-троелистку. Спичками не часто пользовалась, добывала огонь огнивом. Камешек и трут всегда носила при себе в кисете.
Впервые от нее и услышала о комполене. Было и жуткое, и завлекающее что-то в этих рассказах, а вот детское любопытство так и влекло к расспросам. Бабушка приглушенным голосом вновь и вновь рассказывала мне таинственные истории… Спрашивала и о том, как бы его увидеть. Она за это меня ругала и говорила:
— Не поминай! Нельзя! Это такой человек с длинными ногами, сильный, который может любого человека через леса, через болота унести.
— А какой он большой?
— Он такой большой, как лесина.
— А что такое слово комполен? Что это за название? Как перевести?
Она долго думала, а потом и говорит:
— Это «жил инки на нога».
— Почему его никто не может убить? Ведь охотники в лес ходят.
— Эй-ё-ё! Его никто не может убить. Никакая пуля его не возьмет. Только медная пуговица.
И наказывала, чтобы я в лесу не поминала и не думала о нем. Говорила, что если я буду думать о нем, то он может «показаться».
Но я все равно хотела его посмотреть и, когда заходила в лес, вглядывалась в неясные очертания и тени в надежде увидеть… Но однажды, в конце сентября 1943 года, мы ночевали на Саласкином бору, где собирали бруснику, и ночью меня разбудила бабка Анна и шепотком произнесла:
— Нюрька, слышишь шаги?..
И я явно услышала, что по бору, недалеко от нашего балагана, кто-то идет тяжелыми, шуршащими по брусничнику, по мху, по сосновым шишкам шагами. Шаги будто приближались к балагану, в котором мы ночевали. Бабка Анна быстро подложила в шающий костер сухих дров, что заранее были заготовлены. Огонь тут же разгорелся, и шаги стали стихать… А к вечеру следующего дня она нас строго-настрого предупреждала, чтобы мы не шумели:
— Ребятишки! Не дурите! Не шумите! А то придет опять комполен.
Мы пристали к ней с расспросами — кто он?
— Его в лесу не поминают. Это лесной человек. Придет и заберет к себе…
Иногда его еще называли в деревне почему-то «жилин-киной ногой». Почему? Оказывается, когда рассматривают его след, то видят, что одна нога — как человеческая, но большая,
а вторая нога — как след от палки-жилины.
Так я впервые услышала о существовании в лесу какого-то то ли животного, то ли человека. Все люди, там живущие, знали и верили в лесного человека. И нас, детей, учили, как надо вести себя в лесу, не вызывая лесного к себе.
На рыбалке вблизи деревни Турпауль
[Петрович Анна Дмитриевна, записано в 1994 году]
В 1950 году нас, шесть человек, отправили на рыбалку в Красноярскую сторону. Обосновались мы недалеко от бывшей деревни Турпауль. Кроме настам еще были Копьевы, муж с женой, уже пожилые люди. Еще собаки с нами.
Копьевы спали в своем балагане, а мы все в избушке на нарах вповалку. Был август, быстро смеркалось, а ночи были уже темные. В избушке печь была очень жаркая, спали мы иногда с открытыми дверями.
Однажды также приоткрыли дверь, легли спать. Все, казалось, уснули, а я лежала на краю нар, ближе всех к двери, и на меня вдруг нашел страх. Собаки очень уж залаяли, как будто на кого-то бросались… Поначалу они были в глубине леса, а потом рядом с избушкой начали лаять. Тут я слышу: в избушку кто-то заходит и шагает, будто бы с посохом. Шаг-стук, шаг-стук… Темно и ничего не видно. В избушке вошедший прошелся вдоль нар, посохом дотрагивался до спящих (я слышала легкое касание палки…) и говорит:
— Ты счастливый.
— Ты счастливый.
— Ты несчастный…
…А как до меня очередь дошла, как ткнет посохом в бедро, больно так, что я вроде бы проснулась (хотя до сих пор уверена, что не спала и всё слышала), и сказал мне:
— Ты несчастна.
В избушке темно, ничего не видно, собаки за порогом хижины на кого-то бросаются. Я бужу брата Дмитрия и прошу, чтобы он встал и закрыл дверь. К тому времени все уже проснулись от лая. Дмитрий у нас считался самым смелым. Он встал, взял ружье, вышел из избушки и прямо от порога выстрелил в воздух. Собаки с лаем стали удаляться от избушки, вроде бы кого-то гнать, потом совсем затихли, а вскорости вернулись назад.
Наутро я рассказала о своем сне (или видении?) старикам Копьевым, что ночевали поодаль в своем шалаше. Они благоразумно, не мешкая, перебрались в общую избушку, и больше мы с открытыми дверями не спали.
Пока мы там рыбачили, собаки иногда по ночам лаяли, но странностей больше не происходило. Только и мы уже в лес свободно не ходили. Днем так наломаешься на рыбалке, что не до прогулок.
Встречи на лесовозных дорогах
[Помаскина Галина Евгеньевна рассказывает…]
— Мой муж никогда ничего не рассказывал об увиденном, но после просмотра передачи по ЦТ программы «Взгляд», которую мы смотрели вместе и в которой рассказывали о снежном человеке, он недовольно фыркнул и заявил, что ничего особенного в этом нет. Я, конечно же, удивилась: «Как нет?» Он и говорит, что сам дважды видел нечто подобное. Тут уж я в него клещами вцепилась! А он у меня молчаливый, много его не разговоришь… Но кое-что все-таки рассказал.
Первый раз, говорит, встретил его в районе сельского кладбища. Совсем рядом с нашим поселком! Тут он его плохо разглядел, но, говорит, волосы дыбом точно встали! Никогда ничего подобного не видел.
Двуногий, но весь заросший волосом, лохматый такой. Совершенно белый. Перебежав дорогу перед идущей машиной, мгновенно скрылся.
Было это примерно в 1967 году.
А второй раз, примерно лет десять назад, значит, в 1978 году. Он тогда на лесовозе работал
Эта встреча случилась вдали от поселка, в 50-60 км. В свете фар его машины он увидел, как громадное, белое, без одежды, но заросшее волосом существо на двух ногах, в полусотне метров, спокойно переходило дорогу. Гигантского роста, руки длинные, почти до колен, сам из себя — полный. Подъехав, увидел на песчаной дороге громадные отпечатки следов…
Вот и все, что муж мне рассказал.
— Можно ли поговорить с самим мужем, может, на что-то еще его разговорю?
— Ну не знаю… Он у меня нелюдим. Возможно, что и согласится, но только вы не обижайтесь, если он нагрубит.
[А вот что рассказал и сам Константин Александрович Помаскин]
— После той передачи «Взгляда» … там какая-то женщина рассказывала о встрече с неизвестным существом, я и рассказал своей жене Галине, что я сам видел подобное существо…
Первая моя встреча состоялась давно. Было это примерно в 1967 году, зимой, вблизи нашего поселка. Ехал я ночью на машине и буквально в одном километре от поселка, в районе кладбища, — а тогда там был ров на дороге — надо было притормозить, только поднялся в гору, как в свете фар увидел громадное белое существо, которое буквально перед машиной перебежало дорогу. Точнее, как бы мелькнуло и тут же скрылось на другой стороне дороги. У меня волосы встали дыбом, шапка на голове поднялась! Я газанул и проскочил мимо. Это был не медведь у кладбища, да и белых медведей в нашем крае нет!
…Другой раз встреча состоялась в 1978 году по дороге на Сенькин бор. От нашего поселка километров 50-60 на юго-запад. И тоже ночью. Ехал я на лесовозе и также, в свете фар, метрах в пятидесяти впереди увидел спокойно переходящее мне дорогу совершенно белое громадное существо, больше двух метров роста. Я даже затормозил, боясь наехать. Одежды на нем не было, а просто покрыт весь шерстью, такой лохматый…Руки длинные, сутуловатый, полный. На дороге оставил громадные следы — это я тоже увидел, подъехав, в свете фар.
Об увиденном никогда никому ничего не говорил. Просто после передачи вспомнил и рассказал жене. А когда смотрел передачу, даже удивился: «Что тут особенного? Я же сам видел не однажды…»
А последний раз, буквально с полмесяца назад, значит, в конце февраля или начале марта 1988 года, мы трое ехали на машине, и все втроем на втором болоте (километров 50 от поселка) опять то чудище увидели… За обочиной дороги поднялась большая тень. Все это — в свете фар, интересное кино, да? Остановили машину, осмотрели место, но следов уже не обнаружили. Было это в 4 часа утра…
Вообще это второе болото очень странное. Радиоволны приемник на нем не ловит. Едешь, в кабине радио говорит, заедешь на болото — замолкнет, проедешь — опять заговорит…
Этим летом мы вдвоем с товарищем работали на Самсуре, делали там лесовозную дорогу. Отошли немного от дороги в сторону и увидели следы. Мы подумали, что это медвежьи, но только уж очень они громадные и больше на человеческие похожи. Мы такого громадного медведя не встречали, и представить даже трудно, что же это такое?
Ведь я ничего раньше не знал про это существо и про него не слышал. Просто, разглядывая следы, мы порассуждали о том, что какой же должен быть медведь-гигант, если следы такого чудовищного размера?!
Встречи в деревне Ёлушкиной
Под Новый год…
[Мотышев Гриша, 1969 года рождения, д. Елушкино Кондинского района Тюменской области, манси, учащийся Леушинской школы]
— Случилось это на Новый 1984 год, в ночь с 31 декабря на 1 января.
Мы находились в д. Елушкино (фактически в деревне проживают только две семьи: семья Мотышевых и семья Ганиных). На Новый год родители Ганины уехали в п. Три Конды, а в деревне остались только мы, т. е семья Мотышевых и дети Ганиных (двое). Собрались мы все у нас дома и начали играть в жмурки. Мать нас предупредила, чтобы мы не шумели, а то, говорит, что-нибудь может «показаться». Но разве мы ее послушали? Продолжали шуметь (надо сказать, что на десятки километров от деревни никакого жилья просто нет). Ну и нашумели… У нас дома была маленькая собачонка. Она вместе с нами играла. И вдруг эта собачонка как будто заплакала — залаяла, завыла. Мы услышали шаги в сенях!! Мать крикнула Альке, которая находилась ближе всех к дверям:
— Закрой скорей дверь!
Алька тут же накинула крючок на дверь и в тот же миг почувствовала (да и мы все увидели), как кто-то дернул дверь.
Мы сразу же затихли, испугались. И все слышали, как кто-то пошел назад из саней. Слышали скрип половиц, ступенек, слышали скрип снега под окном. Мать раздвинула штору и стала смотреть на улицу, посмотрела, увидела, испугалась. А увидела она, по ее словам, очень высокого мужчину во всем черном. После мы уже все сидели тихо… Постепенно, друг за другом, стали спать укладываться. Но часа в два ночи вдруг услышали, как к нам кто-то начал стучать в окна.
— Тук-тук-тук — в каждое окно по три раза. Мать соскочила, напугалась, нас всех разбудила. Мы опять посидели некоторое время, а потом легли спать. Наутро мне было интересно посмотреть следы того, кто приходил к нам ночью. Следы, действительно, были, большие, по тридцать сантиметров, а может, и больше, тупые такие, как от валенка. Следы были и на дороге, где кого-то увидела мать, и под окнами, и на завалинке. Видимо, он позаглядывал в окна, а потом взял и постучал в них!
Кто это был, мы не знаем. Если бы это был кто-то из людей, то он бы зашел, во всяком случае, дал о себе знать голосом, речью, да хоть песню бы спел или заматерился… Нотолько никого в хуторе в тот раз не было, кроме нас, кому было плясать, стучать? Вот то-то и оно.
[Рассказ Зои Николаевны Мотышевой]
— Ты спрашиваешь, что случилось в новогоднюю ночь на 1984 год? Говорила я ребятам: Не кричите, не шумите, а то может и «помаячить».
Так они разве послушают? Вот и нашумели на свою голову. Двое Ганиных у нас были да моих трое. Начали играть в жмурки. Играли, кричали, визжали. Время уже к 12-и ночи подходило. У нас в доме, кроме нас, еще маленькая собачонка была. И вдруг она как завизжит, залает, так жалобно и страшно. Я к дверям оглянулась, а к дверям ближе всех Алька была:
— Закрой дверь!
И только она накинула крючок, как почувствовала, что кто-то резко дернул дверь наружу. Дети, да и я, испугались, затихли. И тут услышали, что вроде бы кто-то выходит из саней и спускается с крыльца. Услышали, как половицы и ступеньки поскрипывают. Я тогда открыла уголок занавески и смотрю на улицу, (в доме горела керосиновая лампа). И вижу, что, действительно, на улице кто-то стоит. Сейчас, думаю, что, может, тогда с испугу показалось? Но вроде бы точно стоял кто-то. Да и собака. Ведь она зря лаять не станет. Я быстро задернула занавеску, и мы больше на улицу не выглядывали. Но ребятишки затихли и больше уже не шумели. Потом стали ложиться спать и тут услышали, что кто-то постучал в окно: тук-тук! Два раза. И снова все стихло. Вот и все. Больше ничего не было. Я думаю, что если бы был человек, то постучал и зашел. А ты ведь знаешь, что здесь на десятки километров никого нет. Кто мог быть? А кто знает… Наверно, «маячки». Кто стоял? Вроде человек. Не шибко большой. Весь в темном. Да и ночь. Следы? Так «маячки» следов не оставляют… Нет, самая следов не усмотрела.
А Гриша утром выходил, их разглядел и говорит, что следы были, такие как от большого-большого валенка.
[Рассказы Куреневой Екатерины Семеновны из деревни Ёлушкиной.]
Шутник
— В 1958 году у нас в Елушкино был такой еще случай…
Лисоферма от деревни где-то с километр была. Речку надо перейти, потом лесочком в гору подняться, тут и начинается территория фермы, а первый домик — это кухня. Повар лисофермы, Куренева Феоктиста Петровна, каждое утро в 4-5 часов идет на ферму и готовит для лис завтрак, а попозже уже приходят основные штатные работники.
Однажды ранним утром идет она на ферму (дело было зимой) и видит, что на дороге человек как бы на четвереньках стоит поперек дороги, в середине пригорка. Она подумала, что кто-то из деревенских решил ее напугать, зная, что она так рано на работу ходит. Ночь ведь еще в полную силу, темно. Она решила шутника хорошенько рассмотреть. Но рассмот-реть то и не успела — исчез тот человек. Вот так: был, и нет его. Спрятался? Но спрятаться тут было негде, да главное — следов никаких «шутник» не оставил! После еще и еще «шутничка» видела. Только этот кто-то всегда внезапно пропадал. Вреда поварихе никакого не делал. Люди говорили — хумполен-комполен был.
Факелы
Старики рассказывали, что раньше по дороге из Елушкино в Панкутал в ночное время нельзя было проехать зимой, а летней дороги там не было. (Летом только на лодке по воде.) Обязательно на дороге кто-то появлялся, но люди не видели, а лошади фыркали и не шли. Тогда люди брали сено и скручивали жгут (наотмашку, как бы от себя), поджигали его и бросали лошадям под ноги. И тогда только успевай в сани пасть, так быстро лошадь срывалась с места и бежала.
Лисий диетолог
В этой же деревне Ёлушкиной сторожем на лисоферме работал Першин Яков. И рассказывал, что иногда, особенно в лунные ночи, кто-то без головы часто ходил среди клеток с лисами. И не просто ходил, а, по наблюдениям сторожа, кормил их. Сторож видел, что этот кто-то протягивал руки и давал что-то с рук лисам. И заметил, что те лисы, которых неизвестный как бы кормил, были гораздо лучше, здоровее и даже давали больше потомства.
Об этом он рассказал своему родственнику. И тот тоже очень хотел увидеть кормящего. Но ничего не получалось. Когда они были вдвоем в сторожке, этот безголовый не приходил.
«А вот шайтанов было много…»
Многие старожилы, родившиеся и выросшие в верховьях реки Конды или на её притоках, уверяли, что встречи с этими лесными хозяевами были всегда. Все о них знали. Да и страха большого не испытывали. Конечно, при условии, что друг другу не мешали.
— Про комполена я ничего не знаю, не слышала, а вот шайтанов у нас наУшанахе много было. Не дай бог!… На улицу ни вечером, ни ночью не выйдешь. Нельзя. Да и не выходили, — рассказывает Ольга Яковлевна Хайдукова.
-А что ты будешь делать, — однажды спросила она меня, -когда встретишь на тропе шайтана?
— Не знаю… А что надо делать?
— Вот что мне рассказывал мой отец.
Однажды на тропе шайтана он встретил. По поверью стариков знал, что ему обязательно дорогу вправо надо уступить. Это значит, что шага три от тропы надо сделать в сторону. И подождать, когда он пройдет. Отец так и сделал. Идет шайтан по тропе, а впереди себя вроде что-то толкает. Так и прошел.
А какой же он был? Не знаю. Отец не говорил. Там у нас много чего «маячило» тогда.
Родилась я в 1914 г. Выросла я в д. Ушанах, а потом в 1935 году вышла замуж в д. Учинья, да и до сих пор здесь живу. Вот уже пятьдесят лет.
Его встречают в горах и лесах разных стран на всех континентах. Называют «снежным человеком», «бигфутом», «йети». Кологривские жители прозвали неизвестное существо «чудобищем».
…Сначала охотник спиной почувствовал его взгляд, пронизывающий и цепкий. От такого взгляда кидает в холодный пот и хочется бежать, куда ноги понесут. Охотник медленно повернул голову. Неподалеку, в паре десятков метров, стоял трехметровый великан. Не человек, не зверь, весь покрытый густой темной шерстью. Их взгляды встретились. Какую-то пару минут они молча смотрели друг на друга. Потом великан развернулся и скрылся в лесу. Охотник до сих пор помнит его гипнотизирующий взгляд. Взгляд, от которого душу выворачивает наизнанку…
В кологривской тайге снежного человека охотники и грибники видели много раз за последние десятилетия. Одним из последних встретил чудобище Вениамин Пожилов. «Вместе со своим приятелем, – рассказывает он, – я рыбачил на реке Марханга. Случайно бросил взгляд на противоположный берег и там, в кустах увидел его. Он недвижно стоял и смотрел на нас. Ростом под три метра, покрытый коричневой шерстью, почти без шеи, низкий лоб. Где-то две-три минуты он смотрел на нас, потом мы буквально на миг отвернулись, а когда снова посмотрели на другой берег, там уже никого не было. Словно испарился». А вот как его описывает бывалый охотник и рыбак Николай Ежов: «Стоит, около трех метров ростом. Мощного телосложения, поросший темноватой шерстью. Огромные мускулы. По спине холодок пробежал. Сразу появилось ощущение нечеловеческой силы».
При разных обстоятельствах встречаются кологривчане со снежным человеком.
Однажды существо вышло к охотничьему костру. Охотник Николай Ульянов из лесного поселка Колохта хоть и бывалый, но не на шутку испугался, спрятался в домике и оттуда наблюдал. Чудобище минут десять постояло неподалеку от костра, после чего неспешно растворилось в ночном мраке. Другой, как и Вениамин Пожилов, видел огромное существо, покрытое шерстью, на рыбалке. Чудобище, распластавшись, расположилось на стволе дерева, нависшего над рекой. Это истории последних лет. Среди видевших лохматого незнакомца также много уважаемых и известных в Кологриве людей. В том числе бывший глава района Павел Кудельников и местный судья. И заподозрить этих людей в мистификации или в откровенном вранье просто невозможно.
Первые свидетельства о том, что в бескрайних лесных массивах в верховьях реки Унжи завелись «волосатые оборотни», стали появляться еще в XIX веке. Уроженец деревни Ивановское В.П. Хробостов рассказал, что верховья Марханги и р. Степановка в здешней округе издавна пользовались дурной славой. Был негласный запрет в старину: в эту сторону не ходить ни за грибами и ягодами, ни на охоту и рыбалку. Даже скотину не пускали. Именно где-то здесь пропала без вести неосторожно заблудившаяся в лесу его родственница. Долгие поиски закончились безрезультатно. Как он вспоминает, под конец уставшую лошадь ему пришлось вести в поводу. Проваливаясь в топь дороги по брюхо, она боялась ступать дальше. До сих пор эту тайну хранит лесная глушь.
Место обитания чудобища
Какое-то время все эти явления списывались на религиозные предрассудки. Потом были революция, коллективизация, война, и народу стало не до чудовищ. Рукотворные чудеса новой эпохи полностью затмили природные «непонятки». Впрочем, видели чудобище и в годы построения коммунизма. Вот рассказ Бориса Порфирьевича Урюпина, уроженца деревни Церковное, расположенной на самом севере Кологривского района.
«Это случилось в конце лета далекого теперь уже 1956 года. В тот день на лодке-долбленке я рыбачил в полутора километрах вверх по течению от своей деревни Церковное. Под конец рыбалки, собираясь плыть домой, увидел на левом берегу женщину. Она стояла в кустах смородины и малины в 60 метрах от меня. Собирала ягоды и ела, изредка поглядывая на меня. Самое странное, по тем временам, — на голове не было платка. Волосы светлые и густые спадали до пояса, а может и ниже. Про себя отметил, что женщина огромного телосложения.
Дней через 8-10 начались занятия в школе. Школа-семилетка была в Копьеве, в 2 километрах от Церковного, через лесок. Посреди лесного кусочка дороги – «волока», по-нашему, ручеек через дорогу, через него мосток из бревнышек, чтобы лошадь с телегой проезжала. И вот, дня через 3-4 после начала учебного года, четверо учеников младших классов шли по этому волоку с полевыми сумками, ранцами с учебниками и небольшим обедиком в них. Был среди них мой двоюродный брат, на 3 года младше меня. Подходя к мосточку, весело между собой «базаря», миновав поворотик дороги, они увидели… огромного роста мужика. Самое жуткое и непонятное – он был весь в волосах, точнее – в шерсти, с головы до пяток босых ног, темного, грязноватого цвета, голова прямо из плеч, и весь вид его говорил о бычьей мощи. Рука, похожая на обрубок бревна, свисала до колен и даже ниже. А «мордуленция»… мама родная, не приведи Господь, увидеть еще где-нибудь такую, да еще в потемочках…
Мужик сутуло стоял в полоборота, правым боком посреди дороги у самого мостика и хмуро глядел на приближающихся детей. А те, внезапно увидев перед собой такое страшилище и смекнув, что и к чему, дружно «рванули» назад, подбадривая себя воплями и криками, побросав сумки и ранцы куда попало…
Дома рассказали, что и как. Ох, и смеха тогда было, хохотали над ними до слез. Средь бела дня такое!… Потом старейшие и мудрейшие вынесли «вердикт»: кто-то из старших ребят «напялил» на себя пару старых шуб кверху мехом и пугнул малышей, подшутив, стало быть, всего лишь. Просто и ясно, что в те времена очень ценилось…
И лишь лет через 25 лет после той истории, когда начали появляться сообщения о встречах со «снежным человеком», я сообразил, что за женщину я видел на берегу Понги и что за волосатый мужик так напугал четверых школьников начальных классов. Видимо, это была семейная пара этих самых реликтовых гуманоидов, какое-то время обитавших в нашей местности. Именно тогда были случаи бесследного исчезновения коров, я припоминаю, какие скандалы были…»
Кологривское чудобище
Снова о кологривском феномене вспомнили в конце прошлого столетия, когда на постперестроечной волне у населения проснулся интерес к всевозможным загадочным явлениям. Со временем бум прошел, но свидетельства о встречах на Унже с непонятными существами не прекратились. Напротив, этих свидетельств стало гораздо больше. Любопытно, что рассказы совпадают почти до деталей. «Шел по лесу, ощутил спиной ледяной пронизывающий взгляд. Медленно обернулся. Под сосной (березой, осиной, елкой) примерно в 30-40 метрах от меня стоял и, не мигая, смотрел волосатый великан. На медведя и обезьяну не похож. Общее – только густая шерсть». Судя по свидетельским показаниям, загадочное существо не агрессивно. Оно просто стоит и смотрит. Но многие люди чувствуют безотчетный страх – «как будто заглянули в глаза дьяволу». А особо впечатлительные, особенно женщины, тут же падают в обморок. Словно сговорившись (а это исключено), свидетели рисуют практически идентичный портрет лесного незнакомца. Ростом около 3 метров. Стоит прямо, не сутулясь. Здоровенные мускулы, широкие плечи, шеи почти нет. Морда волосатая, огромный рот, маленький приплюснутый нос, угрюмые глаза.
Алексей Ширяев, работающий в районной администрации, человек пунктуальный и педантичный, всерьез занимается изучением феномена местного снежного человека. Алексей Анатольевич на основе рассказов очевидцев, даже не знакомых друг с другом, пришел к таким выводам: встречи с чудобищем происходят в августе-сентябре, в глухих местах, далеких от населенных пунктов, но всегда близко от воды, как правило, в сумеречное время суток. Именно в эти месяцы леса наиболее часто посещаются охотниками, грибниками и ягодниками. Все свидетели дают схожий «портрет» снежного человека: очень высокий, мощный, покрытый густой темной шерстью, длинные руки, полуметровые следы ног. И взгляд! От этого взгляда становится не по себе. Еще Алексей Анатольевич подметил любопытный момент: видели чудобище исключительно мужчины. Женщины же только чувствовали что-то нехорошее, жутковатое. Собрав все свидетельства, Алексей Ширяев определил на карте «ареал обитания» существа. Вышло, что живет он в самой что ни на есть кологривской глуши. Однако, костромской йети, скорее всего не одинок. Его близкие родственники были неоднократно замечены в соседних Архангельской, Кировской и Вологодской областях.
В места, где обитает кологривское чудобище, не раз приезжали исследователи непознанного. Одна из таких экспедиций к речкам Марханга и Степановка состоялась в августе 2007 года под руководством доктора географических наук, биолога и историка Игоря Игнатова. Исследователи прожили около недели в местах, где не раз видели йети. Тогда ученым удалось обнаружить огромные следы босой человеческой ноги. Журналисты местной газеты «Кологривский край» пообщались с Игнатовым. Подтвердилось, что урочище Степановка – место не совсем обычное и более того, аномальное.
Река Степановка. На ее берегах видели йети
– Мы прислушивались к своему самочувствию, – рассказал Игорь Игнатов, – Были внимательны к тому, что творится вокруг. Не зря Ширяев нас предупреждал о некоем давлении в этих местах. В первые темные ночи у меня перед глазами плавали светящиеся геометрические фигуры: квадраты, треугольники, круги. Раньше со мной ничего такого не было. Причем заметно, что это неосознанное психологическое давление концентрируется в долине речки Степановка. Это подтвердили и замеры кровяного давления. Перед заходом в лес – нормальное, а потом через 15 минут – 134 на 88, особенно если идти по пустырю (то есть, по бывшему хутору). Даже у Гены (молодой член экспедиции), который еще не знает, что это такое, давление доходило до 150 на 96.
– И с чем это связано? Какая причина?
– Аномалия явная. Думаю, геопатогенного характера. Причина внутри земли, что-то не так здесь с геологическими породами, то ли какие-то подводные течения или водные пустоты, может быть, есть какой-то разлом скальных пород с неизученным излучением. Наука об этом имеет слабое представление. В точности пока нельзя объяснить, что это такое. Но не зря эти места люди издавна обходили стороной. Да и животных мы здесь тоже не встречали. Охотники тоже не раз говорили, что в этих местах, бывает, сбивается компас.
– Ну, а следы снежного человека? – торопились мы услышать сенсационное заявление ученого.
– Зная, что здесь видели реликтового гоминоида, мы не без интереса просматривали, изучали встречавшиеся следы. Особенно на отмелях, илистых участках реки, где они могли всего заметнее отпечататься. И мы нашли интересный след (тут мы затаили дыхание!), который пока не имеет никакого объяснения. Но только очевидно, что не медвежий, и не современного человека.
– Что же он представляет?
– След очень длинный. Мы измерили, и он составляет где-то 46 см. в длину. Но дело в том, что пяткой выдавлена часть берега, и он может быть больше. С толстыми закругленными пальцами, без когтей. То, что это след не медвежий, а огромной необутой человеческой ноги, совершенно очевидно. Была бы дырка, сужающаяся к носу сапога, а тут след, расширяющийся вперед, заканчивающийся округлыми отростками. Да и след достаточно глубокий – до 7-8 см вмят в почву. Мы пробовали сделать свой – более 2-2,5 см не смогли. Рядом, метрах в двадцати, мы нашли еще один след на более твердом грунте – такой же большой, но менее четкий. Исходя из огромных размеров, максимальной ширины 24 см, это огромная стопа.
– Были ли еще какие свидетельства присутствия необычного?
– Были ночью парные стуки в окно: тук-тук. Я проснулся, сначала даже похолодел. Потом повторились и один отдельный. Выскочил, посветил фонариком – никого, никаких следов. Вряд ли птица так могла постучать. Веток рядом тоже не было. (Может быть 3-метровое существо огромным пальцем стукнуло и бесшумно отскочило в лес?! Тут уже фантазия хоть очевидца, хоть читателя безгранична!).
Cлед кологривского йети
Как утверждает Игнатов, все это происходило в темные глухие ночи. В лунные же ничего такого не наблюдалось. Все это загадочно, так как по заверениям ученых ни одного человека, никаких следов в течение недели не встречали.
Кто же он (она, оно) – это кологривское существо? Насчет снежных людей есть множество версий. Большинство исследователей считают, что мы имеем дело с потомками неандертальцев. Снежные люди встречаются только в глухих горных и лесных массивах. И это закономерно, полагают сторонники данной гипотезы, там их не смогли в свое время истребить люди современного типа. Якобы поэтому снежные люди нелюдимы. Боязнь человека у них на генетическом уровне.
Если где и должен был объявиться снежный человек, так именно в Кологривском районе – самом загадочном и таинственном среди прочих районов центральной России. С его «аномальными зонами», чудесами, святыми и отшельниками. Крае реликтовых, величественных лесов, среди которых человек чувствует себя букашкой, песчинкой, а вовсе не властелином мира. Поэтому чудобище поселилось в этой аномалии далеко не случайно, став еще одной загадкой кологривского края. И нам не раз предстоит услышать о новых встречах с ним, об его угрюмом «дьявольском» взгляде.
Кстати, в Кологриве разработан туристический маршрут «В поисках чудобища», все желающие могут отправиться на пару дней в глухую тайгу, пожить на природе, порыбачить и пособирать грибы-ягоды. И кто знает, возможно вам повезет и вы увидите кологривское чудобище. Обещаем, что зрелище будет очень сильное и останется в памяти на всю жизнь.
Эмиль Тимганов
Начиная с начала 20-го века идут споры о том, существуют ли снежный человек на самом деле? Хотя есть много рассказов очевидцев о встрече с этим загадочным существом, — йети, снежный человек, сасквоч, бигфут.
По рассказам очевидцев это таинственное человекообразное существо огромного роста, передвигающееся на двух ногах и покрытое густой шерстью, выглядит как гигантская обезьяна.
В Якутии оно известно, как чучунаа. Однажды, неделю мы пережидали в аэропорту непогоду, чтобы вылететь из Усть-Неры в Якутск. Рядом со мной сидели старики и я услышал интересный рассказ одного из них:
— Мой дед в молодости охотился в горах Верхоянья. И, по его словам, раньше в отрогах Верхоянья жил дух горы. Однажды, когда был молодым, он, в погоне за снежным бараном – чубуку, на верховом олене продирался среди отвескных скал. Вдруг из-за скал просвистела стрела и, проткнув меховую дошку, ударилась о камень. Дед соскочил с оленя и спрятался за скалу. Приготовив кремневое ружье к стрельбе, он начал прислушиваться, всматриваясь в хаотично разбросанные каменные глыбы. Он заметил, как между ними бесшумно промелькнула тень, похожее на фигуру человека и исчезла. Тогда дед, привязав оленя, осторожно начал карабкаться вверх по скалам. Пройдя немного вперед, увидел в сугробе следы, похожие на человечьи. Пройдя по следам обнаружил разорванного пополам барана. Видать, существо, убив барана, разорвал его пополам и утащил половину туши. Закинув добычу за спину, оно длинными прыжками побежало в верх, к вершинам. Дед, ошеломленный увиденным, быстро вернулся обратно и уехал восвояси. Всю зиму он постоянно чувствовал на затылке чей-то тяжелый взгляд. Но, существо никак не выдавало своего присутствия. Весной дед перекочевал в другое место.
Через несколько лет, он все-таки вернулся к этим местам. Так как места эти были богаты пушниной, дичью. Как то, преследуя соболя, увидел на снегу следы того существа – такие же длинные прыжки. Остерегаясь, он начал выслеживать это существо. Вечером, когда на снег начали падать тени сумерек, впереди мелькнула тень и тут же стрела пронзила насмерть ездового оленя. Дед, спрятавшись за тушу оленя, начал высматривать стрелявшего. Через некоторое время из-за скалы высунулась чья то голова. Затем существо встало на ноги, подняло руку с луком, натянуло тетиву. В это время дед выстрелил. Существо упало и скрылось за скалой. Дед осторожно, держа ружье наизготовку, подошел и заглянул за скалу. Под скалой лежало мертвое тело. Был он ростом чуть более сажени. Вроде бы одет в меховую малицу, но при тщательном рассмотрении оказалось, что существо когда то натянуло на тело свежесодранную шкуру оленя и она срослась с телом. Лицо сплошь покрыто шерстью, длинные лохмы волос обрамляли лицо как шапка. В руке сжат лук, на боку кожаная сумка со стрелами и острыми кремневыми ножами. Это был горный дух – чучунаа. Оставив тело чучунаа на снегу, дед спустился пешком к своему чуму, собрался и ушел оттуда. После этого горный дух ни разу не объявлялся в этих местах и охотники спокойно промышляли всю зиму. Говорят, раньше в этих местах их было много. Но со временем, в неравном состязании с вооруженными ружьями охотниками, они исчезли. Жили они в пещерах, обоняние и слух у них было очень острым. Были они быстроногими, очень сильными. За день могли пробегать 300-400 километров. Нередко видели, как они, взвалив на плечи тушу барана или лося, высокими прыжками вмиг поднимались вверх и исчезали в горных вершинах. Охотились за лосями, оленями, баранами и даже медведями. Они гнались за ними, догоняли их и свистели особенным свистом, от которого звери впадали в ступор. Подбегали к ним и разрывали своими руками. Мясо ели сырым, огня не знали. Убитого ими человека так же съедали. Временами крали женщин. Куда потом эти женщины исчезали – никому не известно. Скорей всего их тоже съедали.
Вот такую интересную историю я услышал в Усть-Нере. Хотите верьте, хотите нет.