Василий Сухомлинский
Красивые слова и красивые дела
Среди поля стоит маленькая хатка. Ее построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.
Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошел дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.
Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.
И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:
– Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…
Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова.
– Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…
А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.
Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела.
Василий Сухомлинский
Неблагодарность
Пригласил дед Андрей в гости внука Матвея. Поставил дед перед внуком большую миску с медом, белые калачи положил, приглашает:
– Ешь, Матвейка, мед. Хочешь – ложкой ешь мед с калачами, хочешь – калачи с медом.
Ел Матвей мед с калачами, потом – калачи с медом. Наелся так, что дышать трудно стало. Вытер пот, вздохнул и спрашивает:
– Скажите, пожалуйста, дед, какой это мед – липовый или гречневый?
– А что? – удивился дед Андрей. – Гречневым медом угостил я тебя, внучек.
– Липовый мед все-таки вкуснее, – сказал Матвей и зевнул: после обильной еды его клонило ко сну.
Боль сжала сердце деда Андрея. Он молчал. А внук продолжал спрашивать:
– А мука для калачей – из яровой или озимой пшеницы? Дед Андрей побледнел. Его сердце сжало невыносимой болью.Стало тяжело дышать. Он закрыл глаза и застонал.
Валентина Осеева
Навестила
Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.
– Пойди и узнай, что с ней: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?
Муся застала Валю в постели. Валя лежала с завязанной щекой.
– Ох, Валечка! – сказала Муся, присаживаясь на стул. – У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе…
– Моя мама тоже на работе, – сказала Валя, держась за щеку. – А мне надо бы полосканье…
– Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье. И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А еще мне помогала грелка, горячая-горячая…
Валя оживилась и закивала головой:
– Да, да, грелка… Муся, у нас в кухне стоит чайник…
– Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик!
Муся вскочила и подбежала к окну.
– Так и есть – дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!
Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши.
Потом, просунув в дверь голову, крикнула:
– Выздоравливай, Валечка! Я еще приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!
Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.
– Ну что? Что она говорила? Что ей нужно? – спрашивали Мусю девочки.
– Да у нее такой же флюс, как был у меня! – радостно сообщила Муся. – И она ничего не говорила! А помогают ей только грелка и полосканье!
Василий Сухомлинский
Скажи человеку «здравствуйте»
Лесной тропинкой идут отец и маленький сын. Вокруг тишина, только слышно, как где-то далеко стучит дятел и ручеек журчит в лесной глуши.
Вдруг сын увидел: навстречу им идет бабушка с палочкой.
– Отец, куда идет бабушка? – спросил сын.
– Увидеть, встретить или проводить, – ответил отец. – Когда встретимся с нею, мы скажем ей «здравствуйте», – сказал отец.
– Для чего же ей говорить это слово? – удивился сын. – Мы ведь совсем незнакомы.
– А вот встретимся, скажем ей «здравствуйте», тогда увидишь для чего.
Вот и бабушка.
– Здравствуйте, – сказал сын.
– Здравствуйте, – сказал отец.
– Здравствуйте, – сказала бабушка и улыбнулась.
И сын с удивлением увидел: все вокруг изменилось. Солнце засияло ярче. По верхушкам деревьев пробежал легкий ветерок, листья заиграли, затрепетали. В кустах запели птицы – до этого их не было слышно.
На душе у мальчика стало радостно.
– Почему это так? – спросил сын.
– Потому что мы сказали человеку «здравствуйте» и он улыбнулся.
Василий Сухомлинский
Для чего говорят «спасибо»?
По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить.
Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.
– Спасибо тебе, ручей, – сказал дедушка. Мальчик засмеялся.
– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку. – Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.
– Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»?
Подумай, кому нужно это слово?
Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял Долгий…
Благодарные статуи
Японская сказка
Жили в горной деревушке старик со старухой, жили бедно. Сплетут несколько соломенных шляп, старик несет их в город, продаст – купит чего-нибудь поесть, не продаст – голодными старики спать ложатся. Так кое-как и перебивались.
Раз перед Новым годом старик и говорит:
– Страсть как хочется отведать на Новый год рисовых лепешек. Да вот беда, в доме ни одного рисового зернышка!
– Да,– вздохнула старуха, – сходил бы ты, старый, в город, продал бы шляпы да купил риса.
– И то правда,– обрадовался старик.
Встал пораньше, перекинул шляпы через плечо и зашагал в город. Целый день бродил по городу, а ни одной шляпы так и не продал. Уж смеркаться стало. Побрел старик домой, думы невеселые его одолевают. Вдруг видит, у моста стоят в ряд шесть статуй Дзидзо. Всякий знает, что добрый дух Дзидзо покровительствует путникам и детям.
Удивился старик:
– Откуда в такой глуши статуи Дзидзо?
Подошел он ближе, смотрит, статуи все снегом запорошило. И показалось вдруг старику, что каменные статуи съежились от холода.
«Совсем, бедняжки, замерзли», – подумал старик. Взял он непроданные шляпы и надел их статуям на головы. Только вот незадача: шляп-то пять, а статуй – шесть. Не долго думал старик. Снял с головы старенькую шляпу и шестую статую одел.
– Хоть моя шляпа и дырява, но и это все же лучше, чем ничего,– пробормотал он.
Повалил снег еще сильнее, еле добрался старик до дому. Старуха уж и не чаяла живым его увидеть. Малость отогрелся старик и поведал ей о том, как у моста попались ему неизвестно откуда взявшиеся статуи Дзидзо и как он их шляпами одарил.
– Ты у меня добрый! – вздохнула старуха.– Не печалься! Нет у нас шляп, нет рисовых лепешек. Ну да ничего! Все на свете рисовые лепешки не стоят одного доброго дела.
Вздохнули старики да спать пошли. Только легли, слышат, вроде поет кто-то:
В снежную ночь, новогоднюю ночь
Сжалился старец, решил нам помочь:
Каждому шляпу он подарил, Славное дело он совершил.
Доброму старцу за то воздадим.
Благодарим тебя, благодарим!
Песня все ближе, ближе. Вот и шаги у дверей. Теперь затихло все, и вдруг раздался страшный грохот.
Вскочили старики, бросились к двери, распахнули… и остановились как вкопанные: на самом пороге лежал огромный сверток! А на свежем снегу – следы необычные: и не человеческие, и не звериные. Глянули старики в сторону леса и видят: шесть статуй мерно шагают, а на голове у каждой широкополая шляпа покачивается.
Подняли старики сверток, внесли в дом, развернули – там целая гора рисовых лепешек! Никогда еще в жизни старик со старухой не праздновали так весело Новый год!
Василий Сухомлинский
Скажи человеку «здравствуйте»
Лесной тропинкой идут отец и маленький сын. Вокруг тишина, только слышно, как где-то далеко стучит дятел и ручеёк журчит в лесной глуши.
Вдруг сын увидел: навстречу им идет бабушка с палочкой.
– Отец, куда идёт бабушка? – спросил сын.
– Увидеть, встретить или проводить, – ответил отец. – Когда встретимся с нею, мы скажем ей «здравствуйте», – сказал отец.
– Для чего же ей говорить это слово? – удивился сын. – Мы ведь совсем незнакомы.
– А вот встретимся, скажем ей «здравствуйте», тогда увидишь для чего.
Вот и бабушка.
– Здравствуйте, – сказал сын.
– Здравствуйте, – сказал отец.
– Здравствуйте, – сказала бабушка и улыбнулась.
И сын с удивлением увидел: всё вокруг изменилось. Солнце засияло ярче. По верхушкам деревьев пробежал легкий ветерок, листья заиграли, затрепетали. В кустах запели птицы – до этого их не было слышно.
На душе у мальчика стало радостно.
– Почему это так? – спросил сын.
– Потому что мы сказали человеку «здравствуйте», и он улыбнулся.
Василий Сухомлинский
Как Андрейка перевёз Нину
Андрейка и Нина возвращались из школы. На их пути был овражек. Пригрело солнце, растаял снег, и в овраге побежала вода.
Шумит в овражке бурливый ручеёк. Стоят перед ручейком Андрейка и Нина.
Андрейка быстро перешёл через ручеек и стал на противоположном берегу. Посмотрел мальчик на Нину, и ему стало стыдно. Ведь он в сапожках, а Нина – в туфлях. Как же она перейдёт?
«Ой, как нехорошо я сделал, – подумал Андрейка. – Почему я сразу не увидел, что Нина в туфлях?»
Мальчик вернулся назад, подошел к Нине и говорит:
– Это я хотел узнать, глубоко ли. Ведь переправляться будем вдвоём.
– Как? – удивилась Нина. – Ведь я в туфлях.
– Садись мне на спину, – сказал Андрейка. Нина села Андрейке на спину, и мальчик перевез её.
Василий Сухомлинский
Не поте́рял, а нашёл
Когда сыну исполнилось десять лет, отец дал ему новую лопату и сказал:
– Иди , сынок, в поле, отмерь участок сто шагов вдоль и сто поперёк и вскопай его.
Пошёл сын в поле, отмерил участок и стал копать. Только делать это он совсем не уме́л. Трудно было вначале, пока научился копать и к лопате приспособился.
К концу́ работа пошла лучше, веселее. Вот почти и делу конец. Воткнул сын лопату в землю, а лопата и сломалась.
Вернулся сын домой, а на душе грустно: что скажет отец за сломанную лопату?
– Простите меня, отец, – сказал сын. – Я вскопал почти весь участок, но сломал лопату.
– А копать ты научился?
– Научился.
– А трудно ли было тебе копать в конце или легко?
– В конце мне было легче, чем в начале.
– Значит, ты не потерял, а нашёл.
– Что же я нашёл, отец?
– Умение трудиться. Это самая дорогая находка.
Василий Сухомлинский
Петрик, собака и котёнок
Маленький Петрик шёл по тропинке через сад. Видит — бежит навстречу чёрная лохматая собака. Петрик испугался, хотел убежать. Но вдруг к его ногам прижался маленький котёнок. Он убежал от собаки и просил Петрика: защити меня, мальчик, от этого страшного зверя.
Стоит Петрик, смотрит на котёнка, а тот поднял к мальчику голову и жалобно мяукает. Петрику стало стыдно перед котёнком. Он взял его на руки и пошёл навстречу собаке. Собака остановилась, испуганно посмотрела на мальчика и спряталась в кустах.
Василий Сухомлинский
Трудно быть человеком
Дети возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился в долине, за несколько километров от села. Уставшие дети едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайнюю хату попросить воды. Из хаты вышла женщина, за ней выбежал маленький мальчик. Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. Дети напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись!
Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:
– А ведь мы не поблагодарили женщину за воду. – Ее глаза стали тревожными.
Дети остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить.
– Ну что же… – сказал Роман, – это небольшая беда. Женщина уже и забыла, наверное. Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?
– Стоит, – сказала Марийка. – Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?
Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно.
– Вы как хотите, – сказала Марийка, – а я вернусь и поблагодарю женщину…
– Почему? Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? – спросил Роман… – Ведь мы так устали…
– Потому что мы люди…Она повернулась и пошла к хуторку. За ней пошли все. Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошел вместе со всеми.– Трудно быть человеком… – подумал он.
В. Осеева
Рассказы
Что легче?
ошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой — боятся:
— Попадёт нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
— Я скажу, — говорит первый, — будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
— Я скажу, — говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
— А я правду скажу, — говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.
— Нет, — говорит, — в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут — в гости идёт.
Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.
Плохо
обака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
— Как вам не стыдно!
— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.
— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.
В одном доме
или-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.
Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку: мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.
Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. Скучно! Взял да и дёрнул за косичку Таню.
Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит — мальчик большой и сильный.
Ударила она ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Хотел укусить её, да Таня — хозяйка, трогать её нельзя.
Цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои перышки. Хотела цыплёнка Боську клювом ударить, да раздумала.
Вот и спрашивает её Барбос:
— Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.
— Я не такая глупая, как ты, — отвечает Барбосу утка.
— Есть глупее меня, — говорит пёс и на Таню показывает. Услыхала Таня.
— И глупее меня есть, — говорит она и на Ваню смотрит.
Оглянулся Ваня, а сзади него никого нет.
Кто хозяин?
ольшую чёрную собаку звали Жук. Два пионера, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.
Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.
— Собака моя, — говорил Коля, — я первый увидел Жука и подобрал его!
— Нет, моя! — сердился Ваня. — Я перевязал ей лапу и кормил её. Никто не хотел уступить.
— Моя! Моя! — кричали оба.
Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:
— Спасайся!
Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.
— Чья собака? — сердито закричал он.
— Моя, — сказал Коля. Ваня молчал.
Хорошее
роснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.
И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает:
“Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!”
А сестрёнка тут как тут:
— Погуляй со мной, Юра!
— Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает:
“Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!”
А няня тут как тут:
— Убери посуду, Юрочка.
— Убери сама — некогда мне!
Покачала головой няня. А Юра опять думает:
“Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!”
А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет:
“Дай мне попить, Юра!”
— Пошёл вон! Не мешай думать! Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:
— Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове:
— Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.
На катке
ень был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал разные фокусы — то ехал на одной ноге, то кружился волчком.
— Молодец! — крикнул ему один из мальчиков.
Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.
— Я нечаянно… — сказал он, отряхивая с её шубки снег. — Ушиблась? Девочка улыбнулась:
— Коленку… Сзади раздался смех.
“Надо мной смеются!” — подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.
— Эка невидаль — коленка! Вот плакса! — крикнул он, проезжая мимо школьников.
— Иди к нам! — позвали они.
Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.
Три товарища
итя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял…
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!
Сыновья
ве женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит.
— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.
— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.
Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.
А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
— Ну что? Каковы наши сыновья?
— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!
Синие листья
Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
— Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
— Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
— Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
— Мама-то позволила, а брата я не спросила.
— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.
— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
— Я осторожненько, — говорит Лена. — Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
— Ну, что ж ты? Бери!
— Не надо, — отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
— Карандаша зелёного нет.
— А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
— Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:
— Надо так давать, чтобы можно было взять.
КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ, КОТОРЫЕ УЧАТ ДОБРОТЕ И ВЕЖЛИВОСТИ
Часто окружающий мир оказывается жестоким к людям. Может даже показаться, что доброта не имеет права на существование. Однако это чувство горечи и злобы не должно стать жизненным девизом, ведь доброта – это путь к спасению отдельного человека и мира в целом. Каждый читатель должен помнить об этом, поэтому Многомудрый Литрекон сделал список, где описал (своими словами) литературные примеры для сочинения-рассуждения 15.3, отвечающие на вопрос «Что такое доброта?». Если Вы хотите дополнить подборку, пишите в комментариях, чего недостает, и мы добавим.
- Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор» — яркий пример доброты, спасающей жизни. Семья Мерцаловых находится в бедственном положении: отец потерял работу, они живут в сыром подвале, дочь заболела, а лечить ее не на что, остальные трое детей голодают. Мерцалов-старший обошел всех, у кого можно занять, но безуспешно. Тогда он решает покончить с собой, но встречает доктора Пирогова, который становится для Мерцаловых ангелом-хранителем. Он осмотрел больную дочь, бесплатно выписал ей лекарство и оставил деньги перед отходом. С этого времени бедность отступила. Пирогов не отвернулся от незнакомых людей, пожертвовал своим временем, деньгами и планами, и эта доброта заслуживает огромного уважения.
- Собиратель сказок Эгль, герой повести А. Грина «Алые паруса», был одним из немногих, кто проявил доброту к маленькой Ассоль. Девочку не любили в городе, она подвергалась несправедливым насмешкам. Сказочник встретил Ассоль, когда она относила игрушки, сделанные ее отцом, на продажу в лавку. Он рассказал, что после того, как девочка вырастет, ее заберет из этого недружелюбного места прекрасный принц, который приплывет на корабле с алыми парусами. Доброта Эгля дала Ассоль надежду на будущее счастье. Она смогла пережить несправедливое отношение к себе, вспоминая доброго сказочника и его историю.
- Василиса Егоровна, героиня повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», отличается добротой и сердечностью. Она любопытна и лезет во все дела своего мужа Ивана Кузьмича, коменданта крепости, но все это делает из добрых побуждений. Именно благодаря этой женщине даже на службе царит семейная и теплая атмосфера. Окружила она заботой и главного героя, Петра Гринева. С такой же простотой и любовью она до своей смерти пыталась защитить свою семью от бунтовщика Емельяна Пугачева. На ее примере читатель убеждается, что доброта – это сила, которая рождает в человеке внутреннее благородство.
- Наталья Савишна, героиня повести Л. Н. Толстова «Детство», служит у семьи Иртеньевых почти всю жизнь. Это добрая, простодушная и честная старушка. Она обожает своих господ, несмотря на то, что именно из-за них надежда на собственное счастье оказалась несбыточной. Даже после получения вольной Наталья Савишна остается с Иртеньевыми, потому что не может оставить их без своей заботы. Она бережет их имущество и видит в этом свое предназначение, потому что хочет всеми способами помочь семье. Великодушие в сочетании с жертвенностью делает образ героини практически святым. На ее примере мы видим, что доброта – это, прежде всего, отказ от эгоизма.
- Доброта и душевная красота присуща скромной крестьянке Лизе, героине повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Она трогательно окружает заботой свою мать, пытаясь обеспечить ее старость. Влюбленная в дворянина Эраста девушка полностью отдается чувству, делает все ради него. Однако ему наскучила такая преданность, герой уехал от Лизы, не найдя в себе силы даже окончательно расстаться с ней. Убедившись в его неверности, героиня решается на самоубийство. Но даже перед смертью она думает о маме и передает ей деньги, которые дал несостоявшийся жених. Данный пример говорит о том, что доброта – это стремление дарить тепло своего сердца другим людям.
- Андрей Соколов, герой рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека», пережил настоящий ад: бои на передовой, концлагерь, потеря всей семьи. После войны у него не было смысла жить. Но солдат встретил сироту Ванюшку, который тоже лишился всех близких и теперь вынужден бродяжничать. И Соколов сказал ребенку, что его отец выжил, и это он сам. Андрей не прошел мимо, тем самым дал надежду, что жизнь продолжается, и мальчику, и самому себе. Значит, доброта – это, прежде всего, сила, которая помогает душе возродиться даже после самых жестоких потрясений.
- В рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» героиня проявляет истинную доброту, помогая всем односельчанам справляться с трудностями крестьянской жизни. Всю работу в селе она осуществляет безвозмездно и живет не ради наживы, а для того, чтобы быть полезной обществу. Она, к примеру, пустила в дом рассказчика, хоть и сама нуждалась в средствах. Подобное отношение к окружению – проявление добросердечности, которая заключается в бескорыстной любви к людям.
- В рассказе А. Платонова «Юшка» тщедушный и больной герой жил одиноко и замкнуто, поэтому соседи относились к нему с пренебрежением. Даже их дети нападали на него, так как мужчина не оборонялся и не жаловался, получая побои и издевательства. Все считали его жалким, однако после его смерти выяснилось, что Юшка тратил все сбережения на содержание и образование сироты. Только тогда люди поняли свою ошибку. Этот пример учит нас тому, что истинная доброта скромна, ведь ее суть – это бескорыстная помощь, не требующая оваций.
- В рассказе В. Распутина «Уроки французского» учительница демонстрирует доброту, спасшую жизнь ученика. Володя нуждался в еде и стал играть в азартные игры, чтобы хоть как-то прокормить себя. Заметив это, преподавательница решила помочь мальчику, и сама согласилась играть с ним, чтобы он, гордый и непреклонный, принял ее помощь в виде проигрыша. За это героиня поплатилась работой, но от своего дела не отступилась. Этот пример доказывает, что доброта – это бескорыстное и добровольное пренебрежение своими интересами ради спасения других людей.
- В рассказе К. Паустовского «Телеграмма» одинокая старушка доживала свой век в деревне, пока ее единственная дочка работала в городе. Хоть пожилая женщина и не получала должного внимания от Насти, она не позволяла себе осуждать ее и винить, прощала ей равнодушие. Великодушие дало матери силы смириться с поведением дочери и простить ее. Этот пример говорит о том, что доброта – это безграничная жертвенная любовь, возвышающая и очищающая душу.
- Силу доброты показывает А. Н. Островский в пьесе «Гроза». Катерина была несчастна в доме мужа, никто ее не поддерживал в противостоянии с Кабанихой, которая постоянно распекала ее упреками и придирками. Любовь и понимание героиня искала в супружеской измене, но так и не нашла. Поняв ошибку, жена признается в предательстве мужу, будучи не в силах его обманывать. Катерина была слишком добра, чтобы жить во лжи. Таким образом, доброта – это универсальный нравственный ориентир, позволяющий человеку поступать правильно.
- Обломов, герой одноименного романа И. А. Гончарова, отличается добротой и сердечностью. Он никому не желает зла, не гонится за богатством и привилегиями, ищет лишь покоя. Но при этом он не делает абсолютно ничего, чтобы проявить свои прекрасные качества и принести пользу людям. Он лежит на диване и ждет, когда его жизнь улучшится сама. Так, его обманывают, он теряет возлюбленную, но не может найти в себе силы сделать хоть что-то. Автор дает понять, что доброта без деятельности становится бесполезной.
- Соня Мармеладова, героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», является символом доброты и жертвенности. Она жалеет и поддерживает всех: отца-пьяницу, мачеху, сводных братьев и сестер. Чтобы обеспечить этих детей, Соня торгует собой. Совершая страшный грех, Мармеладова остается чистой и доброй. Она никого не винит в своих несчастьях, помогает всем окружающим. Она облегчает жизнь Родиону Раскольникову, совершившему убийство: помогает прийти к покаянию. Соня очищает все вокруг, ведь доброта – это способность делать мир лучше.
- Марья Болконская, героиня романа Л. Н. Толстого «Война и мир», отличается добротой и сердечностью. Она заботится о своем престарелом отце, который изводит ее своими придирками, а также воспитывает маленького племянника. Болконская отдает всю себя ради благополучия близких, мысленно уже попрощавшись с собственным счастьем, выполняя свой нравственный долг. Но ее доброе сердце обретает и любовь: Марья встречается с Николаем Ростовым, они женятся, она счастлива в семье. На ее примере читатель видит, что доброта – это нравственное превосходство человека над обществом, которое дает ему способность менять жизнь к лучшему.
- М. А. Шолохов в романе «Тихий Дон» показал весь спектр человеческих качеств, там есть место и доброте. Ильинична, мать семейства Мелеховых, отличается этим свойством характера, выражая собой лучшие качества материнства. Она способна понять и принять слабости каждого члена семьи, все простить и вытерпеть. Каждый из Мелеховых ощущает на себе ее заботу, всю себя она отдает ради счастья близких. Вся жизнь прошла в тяжелом труде, изменах и побоях мужа, но Ильинична все равно не считает ее несчастливой, потому что все это было ради детей. Доброта матери часто забывается, но без нее жизнь становится серой и печальной.
Доброта – важнейшее качество человека. Она освещает все вокруг, побуждает и окружающих быть лучше. Пусть не всех, пусть кто-то отвечает на доброту предательством. Но добрые поступки остаются в памяти люлей, а иногда и в вечности.
Автор: Мария Блинова
Метки: 9 классаргумент из литературыОГЭ по русскому языкупример из литературысочинение 15.3Что такое доброта
Читайте также:
10 книг о добрых делах
Есть книги тяжелые и темные, а есть такие, которые словно наполняют тебя изнутри солнечным светом, вызывают улыбку и делают чуть счастливее — а значит, чуть лучше и добрее.
1. Басова, Е. В. Уезжающие и остающиеся: рассказ
Издательство: Генри Пушель, 2011 10+
У Евгении Басовой есть литературный псевдоним – Илга Понорницкая. Вы уже читали «Эй, рыбка!» или другие книги Илги – Евгении? Наверное, два имени – это два разных источника вдохновения, два различных способа выстраивания литературных миров автора.
«Уезжающие и остающиеся» – рассказ тринадцатилетней девочки Вали Пудякиной о своей семье, об одноклассниках и школьной жизни, об окружающих людях и о любимом коте Копе. Всё обычно, но повествование не отпускает до самой последней строчки. Главная причина – в цельном характере рассказчицы. И вот это уже необычно, ведь в 13 лет человек проходит сложный путь взросления, конфликтует сам с собой, с окружающими, живёт в состоянии постоянного выбора: как поступить? какое решение верное, какое ложное? как относиться к людям? В героине повести этого конфликта нет. Про таких говорят: «Живёт, как дышит». Все её поступки, даже в ущерб ей самой – не результат тяжёлого выбора, а отражение её сути, сути человека доброго, безусловно доброго, по-настоящему доброго.
У неё словно по-другому устроено зрение. Даже в самых отталкивающих и скверных людях Валя видит что-то человеческое, обнадёживающее.
Почему же над девочкой любят посмеяться одноклассники, некоторые учителя не упустят возможности уколоть обидным замечанием? Что их так раздражает?
Валя учится в крутой гимназии, но не стремится утвердить свою принадлежность к элите высокомерием, от которого просто распирает некоторых её одноклассников. Знали бы они, что примером для Вали стал дворник Алик! Соседи удивляются, что у него имя есть, а Валя знает не только, как его зовут, но и то, что у Алика тяжёлая судьба: он уехал на чужбину, потому что «дома больно жить. Бомба упала – всё, ничего нет…», выучил русский язык, и теперь говорит на двух языках.
Валя тоже обязательно выучит английский и уедет. «И маму с Толиком отсюда вытащу. А когда мы закончим учиться, мы уедем в какую-нибудь тёплую страну. И там никто не станет определять, какая у нас должна быть одёжка и как нам по ней ножки протягивать. А наш город и даже наш посёлок Рябинку я забуду как страшный сон. Пусть они все здесь остаются. А мы уедем. …»
Так хочется верить, что не уедет, останется, потому что она очень нужна в своём посёлке Рябинки, в первую очередь тем, кого так раздражает. Как им, остающимся, будет среди себе подобных, постоянно доказывающих друг другу своё превосходство?
Повесть маленькая, но столько в ней смысла, столько верных ответов на непростые вопросы. Например, такие: что даёт человеку семья, что делает человека счастливым; доброта – это сила или слабость, это современное, или совсем ненужное свойство характера, мешающее жить? И, в конце концов, имеешь ли ты право оставить всё и уехать в лучшую, но не тобой обустроенную страну?
В некоторых вариантах издания название повести пишется так: «УезжаюЩИе и остаюЩИеся». В этом выделенном слоге заключён простой смысл: даже невеликий добрый поступок может исправить судьбу человека. Бомжа Николашу Валины щи вернули к жизни.
За повесть Евгения Владимировна Басова получила Диплом Премии имени В. П. Крапивина. Хочется сказать, что такой наградой отмечаются только стояЩИе книги.
2. Гроссман, Д. Дуэль: повесть
Издательство: Текст : Книжники, 2011. 12+
В Израиле дети в школах в рамках программы по социальной адаптации определенное количество часов работают по выбору в разных учреждениях.
Давид выбирает дом престарелых. Странный выбор для мальчика-подростка: такая депрессивная обстановка, такая неблагодарная работа.
Но это так важно, чтобы эти «старые чемоданы», выставленные за ненадобностью, кем-то были открыты. Чтобы эти жизни-судьбы были услышаны, чтобы души не упали в пустоту! Герой – настоящий юный рыцарь-хранитель и спасатель этих хрупких исчезающих миров.
3. ДиКамилло, К. Спасибо, Уинн-Дикси
Издательство: МАХОН, 2008 12+
Девочке с удивительным именем Индия Опал – 10 лет. Ее и папу бросила мама, ее нет уже семь лет, а Опал все надеется…
«Я то и дело вспоминаю о маме, как будто залезаю кончиком языка в дырочку от только что вырванного зуба. Раз за разом мысли мои обращаются к пустоте, которую может заполнить только мама…».
Опал с папой переезжают в маленький городок на юге США. Девочка чувствует себя здесь страшно одинокой. Еще и потому, что отец «закрылся» от нее в панцире обиды и боли.
Но у Индии Опал – отважное сердце, которое умеет боль избывать любовью. Сначала она нашла и пригрела облезлую дворнягу с совершенно человеческой улыбкой; ее-то и зовут Уинн-Дикси, а потом завоевала еще много друзей.
«Того, кто хочет уйти, все равно не удержать. Нужно просто любить того, кто рядом. Особенно, пока он рядом», – так нам советует автор. И книга ее – настоящий витамин поддержки в трудных ситуациях!
4. Портер Э. Поллианна: повесть
Издательство АСТРЕЛЬ, 2002 12+
Есть люди по природе своей предрасположенные к доброделанью и Поллианна, несомненно, одна из них.
Что отличает таких людей? Неподдельный, искренний интерес к другому человеку – любому! Умение в каждом увидеть хорошее, достойное внимания и поддержки. И превентивная доброжелательность ко всему миру, упрямая вера, что мир хорош и прекрасен! И каждый из нас прекрасен, как его частичка, важно, только постараться и поддержать своими усилиями планы Бога на нас. Поллианна старается и делает это радостно и щедро.
5. Доцук Д. С. Голос: повесть
Издательство: Самокат, 2017 12+
Трудно творить добро, когда тебя страшным колесом переехало Зло. Опыт чудовищного зла, осквернивший душу, часто замыкает человека, отрезая от мира глухой стеной. В такой ситуации важно прорваться, пробиться, услышав других и быть услышанным.
В этой книге добро в сердце героини возвращается через книги и книжников (книжный клуб в библиотеке). Обсуждение непростых книжных тем и ситуаций (например, темы смерти!), позволяет молодым людям (а у них у каждого своя болевая точка), понять себя, свою проблему, проговорить тревожащие вопросы, заинтересоваться друг другом.
6. Жвалевский А. В., Пастернак Е. 52-е февраля: повесть
Издательство: Время, 2016 10+
В конце марта в городе вдруг случилось «52-е февраля»: стеной пошёл снег, закружила непроглядная вьюга, и завыла метель. Тут же выбило всё электричество, «нельзя было включить ни чайник, ни комп, ни хотя бы лампочку». И сети нет, потому что «пару вышек повалило, остальные вырубило».
А у двух 15-летних героев – Тёмки и Динки – были такие грандиозные планы на этот день! У Динки должна была состояться судьбоносная встреча у метро с парнем, с которым она познакомилась «Вконтакте»; Динка ждала эту встречу «почти год. Можно сказать, всю жизнь ждала».
А у Тёмки намечалось особенное свидание, на котором «могло случиться «не только» (в смысле, не только целоваться…). И вот дурацкий природный катаклизм обрушил все планы!
Но, перемешав всё снаружи, природа, похоже, встряхнула людей изнутри. Во всяком случае, родители точно съехали с привычной колеи «как там в школе», «как с уроками» и заговорили про важное, человеческое, в том числе и про то, о чем с ними в их детстве-подростничестве «даже не молчали»…
В результате, «ночь получилась удивительная», образовавшая «какую-то особую связь» между мамой и дочкой, отцом и сыном.
Интересно, что отклики на эту книгу есть пока только от взрослых, и они какие-то осторожно-нерешительные: «спасибо за книгу, она прекрасная, но ребёнку давать пока повременю» и т.д. А от подростков откликов нет: то ли книга ещё не добралась в руки, то ли то, что в книге есть – уже пройденный этап и кажется слишком наивным?
7. Кузнецова, Ю. Где папа?: повесть
Издательский Дом Мещерякова, 2013. 12+
Драматическая повесть о семье, попавшей в трудную ситуацию.
Лиза не любит ходить в школу – с ней там никто не дружит. Она толстая, сутулая, некрасивая. И подруг у нее нет – она не умеет болтать на переменках о всякой ерунде. Среди одноклассников она носит прозвище «Немая». Только дома, с папой Лиза становится совсем другим человеком – живым, разговорчивым, интересным. Лиза любит папу – немножко бестолкового, но доброго и веселого. Этой любви Лизе вполне хватало. И хватило бы надолго. Да только папу посадили в тюрьму по сфабрикованному делу.
В школе проблемы, друзей практически нет, нет возможности поделиться переживаниями с папой… Весь мир будто обозлился. Никому нет дела до тебя и твоих проблем. И даже близкие люди заняты своими заботами, не замечая, как сильно ты нуждаешься в них. Старшая сестра решает выйти замуж и это сейчас-то, как она может?!
Лизе кажется, что мир вот-вот схлопнется, как складная клетка с игрушечной птичкой; только вместо игрушки в клетке сама Лиза, и только папа может ее спасти, а папы нет рядом.
Общее горе так и норовит разобщить всех, но жизнь мудрее и подаёт спасительные соломинки для того, чтобы семья могла справиться с бедой и найти в себе силы жить дальше в новых обстоятельствах.
В жизни Лизы появляется своя соломинка. Маленькая девочка Кьяра. Мы видим как медленно, но верно меняется настроение повествования с тёмного и безысходного на светлое и обнадёживающее. Плохие герои оказываются не такими уж и плохими, а хорошие не ломаются, находя в себе силы. Всё так, как и должно быть: добро всегда побеждает зло. И счастье будет. И папа вернется.
8. Старк, У. Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?: повесть
Самокат, 2005. 12+
Повесть пытается восстановить связи поколений между стариками и детьми. Живет один в меру одинокий мальчик. И рядом с ним – безмерно одинокий дедушка. Мальчик живет дома (читай – «в семье»), а дедушка — в доме престарелых. Он совсем один, от родственников осталась лишь фотография давно умершей жены…
Так вот, в меру одинокий мальчик мечтает о своем собственном дедушке, с которым было бы здорово порыбачить, отведать заливное из свиных ножек и просто замечательно провести время. Его друг придумывает выход из положения: пойти в соседний дом престарелых и выбрать себе … дедушку. Гениально, как все простое! Сказано – сделано.
Эта философски мудрая и светлая история позволяет о многом задуматься и поговорить. Главное, она не оставляет равнодушным и дает замечательный повод для взаимопонимания и общения отцов и детей, внучат, дедушек и бабушек. Чтобы все были друг другу нужны, и никто никогда не оставался одиноким и непонятым! Наверное, это и есть семейное счастье…
9. Гайдар А. П. Тимур и его команда: повесть
Издательство: АСТ, 2016 12+
Пожалуй, первая книга о детском сознательном волонтерстве – со своей идеей, элементами организации. И здесь же, мы увидим то, что делает волонтерство невозможным для детей (почему сейчас волонтеры с 18 лет!).
Детям нужно, чтобы было интересно, была игра и приключение. В «Клятве Тимура», когда волонтерство ребят стало легальным, один из героев сказал об этом: «Была игра – было весело. А сейчас – контора, бухгалтерия…» Сделать доброделание приключением – искусство; им владел Тимур и его создатель.
10.Мурашова, Е. Гвардия тревоги : роман
Издательство: Самокат, 2008. 12+
Судя по названию, это вовсе не семейная повесть.
Кто такие «гвардейцы тревоги» или «алармейцы», как они сами себя называют? Это ребята, которым от 12-ти до 18-ти лет, объединившиеся не для того, чтобы бороться со злом, (это им пока не по силам), а для того, «чтобы помогать добру». И помогают они не без помощи современных технологий.
Оснований для тревог в нашем обществе, увы, хватает: войны, кризис, социальные болезни и несправедливости, бюрократия, людская агрессия, жестокость и равнодушие. Конечно, прибежищем и опорой человека в ситуации, когда окружающий мир щетинится иголками – иногда весьма ядовитыми– становится семья.
С каким семейным ресурсом приходят в «алармейцы»? Очень разным!
Иногда это семья, как у одной из главных героинь, Маши, – настоящая твердыня, надежный и теплый причал. Многодетная, не очень обеспеченная семья, где в доме лишний уголок для уединения найти – большая проблема. Однако удивительным образом всем место находится, все здесь видимы и любимы. Конечно, не без сложностей, но в любом случае дети этой семьи на сто процентов уверены, что их всегда поймут и поддержат.
А вот семья Димы Дмитриевского. Настоящая петербургская семья, корни которой уходят далеко в толщу истории; за спиной Димы немало славных предков. Но сегодня дом кажется Димке остывшим и чопорно-холодноватым; иногда ему хочется взорвать эту сдержанность, чтобы отец не прятался за ней от жизни и ее проблем. Тем не менее, «установления семьи», «честь своего рода» – для него не пустые слова и в решающий момент именно они определяют выбор.
И, наконец. Тимка… Вот уж кому не повезло, вот уж у кого семья из тех, которая не может «указать путь». Алкаш-отец, замученная семейной поденщиной мать, брат, подвизающийся у «бандюгов». Какая здесь опора?! Только, если сам себе. И тоже вопрос, для чего: «стать из облезлой дворняжки настоящим волком»? Или…
На наших глазах герои совершают свои нелегкие выборы, принимают первые судьбоносные решения. И эти выборы изменяют и их семейные миры тоже.
Советские авторы подарили нам огромное количество книг, которые мы читаем по сей день. Многие из произведений входят в курс школьной литературы, а дети по сей день увлеченно читают книги тех лет.
Литература советской эпохи учила детей быть смелыми, честными и добрыми, на этих произведениях выросло несколько поколений детей и мы хотим рассказать, что стоит поставить на полку вашему ребенку, чтобы он не только научился чему-то новому, но и развивал вкус и любовь к литературе.
1. Николай Носов, «Незнайка на Луне»
Николай Носов написал множество детских рассказов, непревзойденную повесть «Веселая семейка», и, конечно, великолепные истории о Незнайке и его друзьях. Незнайка вместе с Пончиком отправились в космический полёт на Луну. Жизнь лунных коротышек очень сильно отличается от жизни на Земле. Незнайка познакомится с лунатиками и попытается жить в лунном обществе. По книге в 1997 году был снят мультфильм.
2. Виктор Драгунский, «Денискины рассказы»
Знаменитые «Денискины рассказы» Виктора Драгунского открывают читателю неповторимый мир Дениски Кораблева и его друзей, где их детская непосредственность и готовность к веселым приключениям всегда одерживают верх над серой повседневностью и не дают скучать ни им, ни их родителям. Вылить невкусную кашу за окно, променять дорогой игрушечный самосвал на маленького светящегося светлячка в коробочке, петь на уроке музыки так, чтобы было слышно на соседней улице, укоротить сигареты для портсигара отца по самые мундштуки, выпустить на свободу только что купленный красный шарик — все эти события переживете вы с Дениской Кораблевым и его семьей…
3. Анатолий Рыбаков, «Кортик»
«Кортик» — первое произведение советского писателя Анатолия Рыбакова, которое он написал для детей. Повесть сразу же возымела успех среди советских школьников. И сегодня, не смотря на откровенную идеологическую пропаганду «Кортика», приключения Мишки Полякова и его друзей остаются популярными среди читателей. Главный герой повести находит во дворе таинственный кортик, в котором обнаруживает зашифрованное послание. Чтобы разгадать его, Миша и его друзья пускаются в очень увлекательное, но опасное приключение. Повесть «Кортик» наравне с другими произведения писателя («Дети Арбата», «Бронзовая птица», «Приключения Кроша») была экранизирована.
4. Вениамин Каверин, «Два капитана»
Роман Вениамина Каверина «Два капитана» — одно из культовых произведений советской приключенческой литературы. Эта необыкновенная история о любви, чести и мужестве не оставляет равнодушными уже несколько поколений читателей. Саня Григорьев всю жизнь посвятил тому, чтобы отыскать следы пропавшей экспедиции капитана Ивана Татаринова и восстановить доброе имя этого отважного путешественника и исследователя. В поисках истины ему пришлось принимать непростые, а порой и крайне тяжёлые решения. Юношеская мечта привела Саню в ряды лётчиков-полярников. Пройдя через множество суровых испытаний и потерь, капитан Григорьев сохраняет в себе душевную чуткость и человеческое достоинство, а его целеустремлённый характер помогает сдержать данную ещё в детстве клятву: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».
5. Аркадий Гайдар, «Тимур и его команда»
«Тимур и его команда» — повесть о пионерах довоенных лет. Она написана просто и увлекательно. Обыкновенные мальчишки и девчонки взяли на себя заботу о тех, чьи отцы, братья ушли на фронт. Движение, впоследствии названное тимуровским, началось со страниц повести Аркадия Гайдара.
6. Чингиз Айтматов, «Пегий пес, бегущий краем моря»
В этой книге известный советский писатель, лауреат Ленинской премии Чингиз Айтматов представляет читателям двух своих героев — подростков в момент их первого серьезного жизненного испытания, когда реальное восприятие мира еще накладывается на детское сказочное представление о нем. Обе повести учат человеческому достоинству, твердости нравственных принципов, ответственности человека перед обществом и перед будущим.
7. Эдуард Успенский, «Гарантийные человечки»
«Гарантийные человечки» и продолжение «Гарантийные возвращаются» — две веселые и поучительные повести Эдуарда Успенского, в которых рассказывается о маленьких человечках, живущих внутри всевозможных сложных приборов и обеспечивающих их исправность в течение гарантийного срока.
8. Александр Беляев, «Остров погибших кораблей»
«Остров Погибших Кораблей» — один из самых известных романов Александра Беляева, основоположника советской научно-фантастической литературы. Мастерство автора открывает перед читателем мир невероятных приключений — безбрежное Саргассово море, хранящее под толщей дрейфующих водорослей множество опасных тайн и загадок, оживает на страницах книги. Морское путешествие на пароходе «Вениамин Франклин» обещало быть долгим и увлекательным, но жизнь распорядилась иначе. После чудовищного шторма на палубе круизного лайнера остались только три пассажира: нью-йоркский сыщик Джим Симпкинс, арестованный им преступник Реджинальд Гатлинг и дочь миллиардера Вивиан Кингман. Судьба не просто столкнула вместе столь разных людей — она заставила их доверить свои жизни друг другу и не ошиблась. В гиблом Саргассовом море, куда унесёт героев дрейфующий корабль, их встретит целый остров из останков погибших судов и его «губернатор» — коварный и жестокий Фергус Слейтон…
9. Кир Булычев, «Приключения Алисы»
Алиса Селезнева — любознательная и неунывающая девочка, которая живет в конце XXI века. В свободное время Алиса исследует загадочные планеты, путешествует в прошлое и дает отпор космическим пиратам.
10. Владислав Крапивин, «Мушкетер и фея»
Кто из ребят не мечтал в детстве стать мушкетёром, или викингом, или просто героем незабываемых историй?! Вот и Джонни Воробьёв, мальчишка из подмосковного городка, окунулся по воле автора книги Владислава Крапивина в водоворот невероятных событий и увлекательных приключений. Вместе со своими верными друзьями Джонни открывает мир, узнаёт цену дружбе, постигает самого себя, преодолевая сложности, которые порой встают у него на пути, и незаметно взрослеет.
Доброта, дружба, отзывчивость и поддержка… Пожалуй, каждый родитель согласится, что хотел бы вырастить ребенка именно на этих идеалах. Но одними лекциями о том, как важно быть «хорошим» тут не обойтись! Отличное подспорье – детские книжки, которые прививают ребенку вечные идеалы и благотворно влияют на развитие его души. Кашинский отдел обслуживания МБУ «Волоколамский БЦ» предлагает подборку лучших детских книг, которые расскажут ребёнку о важном.
Секора, Ондржей «Приключения муравья Ферды»
В жизни шустрого и любопытного муравья Ферды каждый день происходит что-нибудь невероятное. Он чинит, строит, добывает, многим помогает… В мире насекомых смышлёного Ферду ждёт встреча с новыми друзьями и череда невероятных приключений и опасностей!
Цикл весёлых историй про муравья Ферду придумал и нарисовал Ондржей Секора, знаменитый чешский писатель, журналист и иллюстратор. Муравей Ферда – самый популярный персонаж О. Секоры, созданный им в 1933 году и сделавший имя автора известным не только в Чехии, но и во многих других странах.
Сборник добрых человеческих и разумных сказок «Волшебные краски»
В книгу вошли сказки советских писателей, созданные ими в разное время. Книга – образец того, какой должна быть занимательная литература для детей. Истории с великолепными иллюстрациями, дающие кроме развлечения еще и пищу для ума.
Шварц, Евгений «Два брата»
Немного суровая, поучительная сказка. Старший брат, желая заняться своими делами выгнал младшего на мороз. Младший пропал. И много усилий пришлось предпринять старшему брату, чтобы вернуть своего родного брата домой. Эта история – не просто развлечение, она учит и заставляет задуматься над серьезными вещами.
Экхольм, Ян «Тутта Карлссон, первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие»
Веселая и поучительная история, написанная шведским писателем Яном Экхольмом в 1965 году, рассказывает о дружбе, верности и приключениях между обитателями леса и курятника.
Лисенок Людвиг, младшее чадо в лисьем выводке, спасает зайчат и цыплят, за которыми охотятся его сородичи, а цыпленок Тутта, в свою очередь, выручает из беды лисенка и его близких, когда люди находят лисью нору и натравливают на нее пса. Тем не менее папа Людвига Четырнадцатого продолжает проповедовать хитрость хищника, а непокорный лисенок остается при своем мнении – дружба сильнее хитрости!
Унгерер, Томи «Три разбойника»
Жили-были три ужасных разбойника…
Нападали, грабили, отнимали, в общем, вели себя безобразно. Пока не встретили одну юную особу, которая сумела превратить их в самых добрых и щедрых людей в мире.
Книжка-картинка Томи Унгерера, одного из самых прославленных в мире мастеров детской иллюстрированной книги, вышла в 1961 году. За 50 лет она стала настоящей классикой, ее читают в детских садах и школах по всему миру, играют и занимаются по книге.
Катаев, Валентин «Цветик-Семицветик»
Все мы помним и светлый поступок маленькой девочки Жени – главной героини произведения.
В её руки попадает волшебный цветок с семью лепестками, каждый из которых может исполнить только одно желание. Сначала героиня легкомысленно растрачивает лепестки на свои сиюминутные детские «хочу», но потом приходит осознание, что она делает что-то не так, и самый последний драгоценный лепесток Женя уже использует для того, чтобы помочь больному мальчику.
Лагерлёф, Сельма «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Знаменитая сказка великолепной шведской писательницы Сельмы Лагерлёф о заколдованном мальчике Нильсе, который отправился в удивительное путешествие вместе со стаей гусей.
Непослушный хулиган Нильс постепенно становится добрым и внимательным мальчиком, его новые друзья помогают ему понять, что значит сочувствие, взаимопомощь и ответственность за других.
Волков, Александр «Волшебник изумрудного города»
Девочке Элли, Тотошке, Железному Дровосеку и Страшиле предстоит пережить самые невероятные приключения, но дружба, верность и преданность помогут им преодолеть все преграды и добиться исполнения заветных желаний.
Дюбюк, Марианна «Лев и Птичка»
Из современных детских книг невозможно не отметить трогательную книжку-картинку канадской художницы Марианны Дюбюк – автора более десятка историй, придуманных и нарисованных ей самой.
Для читателей, маленьких и взрослых, каждая из ее историй – бесценный подарок.
Одним осенним днем лев нашел в своем саду раненую птичку. Пока он перевязывал ей крыло, стая улетела в теплые края, и лев предложил птичке перезимовать у него. Это стало началом прекрасной дружбы.
Сутеев, Владимир «Сказки»
Для самых маленьких читателей хочется отметить удивительно добрые и поучительные сказки детского писателя и художника-иллюстратора Владимира Григорьевича Сутеева.
Трогательные истории с зайкой, утенком, ёжиком и котенком непременно оставят глубокий след в душе каждого ребенка, научат доброте и взаимопомощи.
Крингс, Антун «Ёжик Молчок, или История дружбы»
В очаровательном волшебном саду под каждым листиком, в каждом домике бурлит интересная жизнь.
У маленьких героев всё по-настоящему, как у людей: они дружат и радуются, сердятся и грустят, чтобы в конце концов научиться пониманию и терпению, доброте и любви. Ведь в этом маленьком большом мире возможно всё, особенно если у тебя есть друзья!
Удастся ли Ёжику найти место для зимовки и кто ему поможет – об этом расскажет забавная история о необычном начале дружбы.
Козлов, Сергей «Ёжик в тумане»
Замечательный сказочник Сергей Козлов – автор смешных и трогательных историй о Ёжике и Медвежонке.
Эти неразлучные друзья давно перебрались со страниц книжек в кадры мультфильмов, которые знает и любит любой малыш: «Ёжик в тумане», «Трям! Здравствуйте!», «Зимняя сказка», «Осенние корабли».
Смешные и трогательные сказки-миниатюры Сергея Козлова про Ёжика, Медвежонка, Ослика учат маленького читателя доброте, умению жить ради других, противостоять злу.
Бёрнетт, Френсис «Маленький лорд Фаунтлерой»
Главный герой этой замечательной книги – семилетний мальчик, сумевший сохранить высокие человеческие качества при всех превратностях судьбы. Простой, но увлекательный сюжет рассказывает обо всех событиях его жизни в Америке в скромном доме вдовы, а затем в Англии, когда, разлученный с матерью, унаследовав титул лорда, он оказывается ближайшим другом своего сурового деда аристократа.
Эта книга о добре и о том, как меняются люди под его воздействием.
Крингс, Антун «Пес Артос, или Урок доброты»
Антун Крингс – современный детский художник и писатель, уже ставший классиком французской литературы.
Артоса ужасно раздражает кошка, поселившаяся в его саду! Он только и думает о том, как выгнать ее. Что за чудо должно случиться, чтобы эта парочка наконец помирилась – об этом расскажет забавная история об уроке доброты.
Чаплина, Вера «Мои питомцы»
За свою жизнь Вера Васильевна написала немало книг. Её книги полюбили ребята и в нашей стране, и за её пределами, полюбили не только потому, что книги интересные, но и потому, что написаны они очень добрым человеком, любящим животных и считающим главным делом своей жизни – воспитание доброты. А доброта начинается с малого – с доброго отношения к котёнку или щенку, птенцу или лягушонку.
А встреча с хорошей книгой, написанной добрым человеком, — это тоже большая радость.
Линдгрен, Астрид «Крошка Нильс Карлсон»
Сказка о маленьком мальчике Бертиле, который очень скучал один дома, пока родители были на работе.
Но в один день все переменилось. Бертиль встретил друга – крошечного мальчика Нильса. При помощи волшебного заклинания Бертиль мог становиться таким же маленьким, как Нильс, а к приходу родителей опять возвращался к своему росту. Теперь Бертилю было совсем не скучно сидеть дома без родителей, потому что у него появился добрый друг. Дружелюбный и заботливый Бертиль всячески помогал Крошке Нильсу. Как это здорово – видеть счастливые глаза того, кому ты помог в трудную минуту!
Шмахтл, Андреас Х. «Тильда Яблочное Семечко. Чудесные истории из переулка, где растёт шиповник»
Андреас Х. Шмахтл рассказывает сказочную историю, от которой становится тепло и уютно и детям, и взрослым.
В деревеньке меж холмов живет Тильда – церковная мышка, белая, как бузинный цвет по весне. Она варит вкуснейшее апельсиновое варенье, знает, как отыскать клад, и может уговорить ежа не впадать зимой в спячку. За это ее и любят друзья. А еще она найдет причину для радости и праздника в любое время года. Секрет прост: прийти на помощь туда, где она требуется, и не стесняться попросить о помощи, если это нужно тебе самому.
В книге нет отрицательных персонажей. Только интересные истории из жизни добрых и трогательных героев. Прекрасно подходит для семейного чтения перед сном.
Петрова, Светлана «Мечта Агаты»
Сбываются ли сокровенные мечты? Агата, 11-летняя фантазёрка. Много приключений ждёт её впереди, но как быть, если ты взрослеешь, и в жизни появляется новая мечта? От взлёта – к умению летать, от сказочной мечты – к настоящей жизненной цели – длинный путь в одно лето, которое случилось в жизни непоседы и мечтательницы Агаты.
Эта история – про доброту и взросление, про то, как наивная детская мечта постепенно приводит девочку к настоящей цели в жизни.
Донцова, Дарья «Амулет добра»
Беспризорная собачка по кличке Пошлавон, несмотря на все выпавшие на ее голову несчастья, не растеряла своей доброты и помогла странному существу, с которым случайно встретилась на улице.
Почтовый жаб Густав в благодарность за услугу привел щенка в удивительную страну – Прекрасную Долину. Там никому не нужная собачка получила новое имя Мафи, обрела семью и стала так счастлива, что не передать словами.
Но даже в Прекрасную Долину может прийти зло. Мафи, ее сестрам и друзьям, пришлось отправляться в далекое опасное путешествие, чтобы собрать Амулет Добра и спасти Прекрасную Долину.
Читайте добрые книги!