государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Герасимовка
муниципального района Алексеевский Самарской области
Проверено Заместитель директора по УР _______/Е.Е. Некрылова/ «____» ______________20__г. |
Утверждаю Директор ГБОУ СОШ с. Герасимовка ____________/Н.А. Саяпина / Приказ от ______________ №_____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Наименование курса |
Рассказы по истории Самарского края |
||||
Направление внеурочной деятельности |
Духовно- нравственное |
||||
Уровень образования, классы |
Начальное общее образование, 4 класс |
||||
Сроки реализации программы |
1 год |
||||
Количество часов по плану внеурочной деятельности |
4 класс |
||||
— в год |
34 ч |
||||
Составитель программы |
Пономарева Ольга Николаевна, учитель начальных классов |
||||
Год составления программы |
2019 г |
Принято
на педагогическом совете
ГБОУ СОШ с. Герасимовка
Протокол от ______________ № ____
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной общеобразовательной программы начального общего образования ГБОУ СОШ с. Герасимовка, примерной программы начального общего образования основного общего образования, на основе авторской программы: Козловская Г.Е., Московский О.В., Разагатова Н.А., к.п.н., Ремезова Л.А., Самара, 2019
Данная программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Рассказы по истории Самарского края» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
∙формирование у обучающихся общего представления об истории Самарского края как части истории России;
∙обеспечение включенности младших школьников в исторический процесс в качестве преемников культурного наследия, созданного поколениями предков;
∙духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России,
уважительно относящегося к историческому наследию своей страны, малой
Родины.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
∙формирование у обучающихся национального самосознания, познавательного интереса к истории малой Родины;
∙ формирование уважительного отношения к населенному пункту, региону,
к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
∙приобщение обучающихся к социальному опыту предшествующих поколений,
духовно-нравственным и культурным ценностям, к многовековой российской истории.
На изучение курса «Рассказы по истории Самарского края» отводится по 1 часу в неделю в 4 классе начальной школы. Программа рассчитана на 34 учебных часа (34 учебные недели).
Форма курса – факультатив.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа учебного курса обеспечивает достижение выпускниками начальной школы комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1)формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
2)формирование средствами краеведческого материала целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3)проявление устойчивого интереса к историческому прошлому своей страны и малой Родины; осознание значимости изучения краеведения для личного
развития;
4)формирование уважительного отношения к истории и культуре своего народа и народов, живущих рядом;
5)развитие навыков бесконфликтной коммуникации со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Метапредметные результаты:
1)овладение способностью сознательно организовывать и регулировать свою деятельность по изучению истории родного края;
2)освоение способов решения задач творческого и поискового характера;
3)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
4)умение работать с учебной и внешкольной информацией по истории родного края, использовать современные источники информации;
5)развитие навыков сотрудничества, коллективной работы; освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметные результаты:
1)овладение целостным представлением об историческом пути народов родного края как неотъемлемой части истории своей страны и человечества в целом;
2)понимание особой роли Самарского края в истории России и мировой истории,
воспитание чувства гордости за достижения малой Родины;
3)сформированность уважительного отношения к прошлому и настоящему России, родного края, семьи;
4)достижение необходимого для продолжения образования уровня краеведческой компетентности;
5)готовность применять полученные знания для выявления и сохранения исторического и культурного наследия своего края и страны.
- Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
Введение. 1 час. Край, в котором ты живешь. Его история в новом учебном курсе.
Рассказ «Реки Волга и Самара». 1 час.
Самарский край – волжский край. Мы – волжане. Волга-матушка. Река- труженица. Река Волги на современной карте России и на карте Птолемея. Волга – древний водный путь. Князь Александр Невский и купец Афанасий Никитин на Волге. Человек подчинил реку. Река Самара – приток Волги. Самарское урочище. Засамарская слобода и современное Засамарье. Легенда о двух реках.
Термины:
Гидроэлектростанция – сооружение на реке, которое преобразует энергию падающей воды в электричество.
Золотая орда – государство, созданное монголами в 13 в. и распавшееся в 15 в. Слобода – поселение за стенами крепости.
Стрелка рек – остроугольный участок берега, который образуется слиянием рек. Урочище – участок, отличающийся от окружающей местности.
Рассказ «Жигули – природная жемчужина Самарского края». 1 час.
Жигули – горы внутри Самарской луки. Природоохранные зоны: национальный парк «Самарская лука» и Жигулевский заповедник. Геологические древности Жигулевских гор. Туристический маршрут «Жигулёвская кругосветка». Природные памятники Самарской луки. Легенда о Соколе и Жигуле.
Термины:
Альпинисты — спортсмены или туристы, занимающиеся восхождением на горы. Археологи — учёные, изучающие историю по материальным остаткам жизни и деятельности людей (орудиям труда, украшениям, оружию и другому).
Барды — авторы-исполнители песен.
«Жигулёвская кругосветка» — кольцевой речной маршрут вокруг Самарской Луки. Кольчуга — старинный воинский доспех в виде рубахи из металлических колец. Курган — невысокая гора.
Утёс — отвесная скала, каменный обрыв.
Рассказ «Волжская пристань Сомар (Самар)». 1 час.
Волжская пристань Сомар на карте братьев Пиццигани. Волжская пристань Самар на карте Фра Мауро.
Рассказ «Битва на Кондурче». 1 час.
Самарский край в составе Золотой Орды. Хан Золотой Орды Тохтамыш и эмир Самарканда Тимур (Тамерлан). Сражение армий Тохтамыша и Тимура на Кондурче. Современные этно-исторические фестивали на территории Красноярского района.
Термины:
Империя — большое по размерам государство, включающее территории других народов и стран.
Хан — титул правителя, владетельного лица в некоторых восточных странах. Эмир — в странах Востока правитель, равнозначный князю.
Рассказ «Предсказание митрополита Алексия». 1 час.
Митрополит Киевский и всея Руси Алексий. Легенда о предсказании святителя Алексия. Алексий – небесный покровитель Самары. Часовня святителя Алексия в Самаре.
Термины:
Дань — плата, которую победитель берёт с побеждённого. Известняк — горная порода, строительный материал.
Митрополит — глава Русской православной церкви в X—XVI (10—16-м) веках. Святитель — высшее церковное лицо, после кончины признанное церковью святым. Ставка — место расположения главного военачальника.
Отшельник — религиозный человек, который отказался от общения с другими людьми и переселился в безлюдное место.
Преподобный — праведный, святой.
Даты: 1357 г. – путешествие митрополита Алексия по Волге, остановка на самарской земле.
Рассказ «Волжская вольница». 1 час.
Окраинные земли на Волге. Волжская вольница: национальный и социальный состав, занятия, средства перемещения. Атаманы волжской вольницы. Ермак Тимофеевич – покоритель Сибири. Вытеснение волжской вольницы из Самарского края. Самарские топонимы и гидронимы, связанные с волжской вольницей.
Термины:
Атаман — выборный начальник у казаков.
Ватага — группа людей, собравшихся для какого-то общего дела или промысла. Воевода — начальник войска.
Вольница — в старину люди, бежавшие от подневольной жизни, селившиеся на окраинных землях Российского государства.
Ногайская Орда — государство, располагавшееся в Нижнем Поволжье. Выделилось из состава Золотой Орды в конце XIV (14-го) — начале XV (15-го) века.
Посол — представитель, посланник государства.
Рассказ «Князь Засекин — основатель крепости Самара». 1 час.
Политика Русского государства на восточных границах. Волжский торговый путь. Биография основателя Самары Григория Засекина. Строительство крепости Самары. Увековечение памяти Засекина в Самаре.
Термины:
Барельеф — выпуклое скульптурное изображение фигур или орнамента на плоскости. Гарнизон — часть войска, охраняющая город, крепость.
Караван — следующие друг за другом вьючные животные, перевозящие грузы и людей в пустыне или в степи.
Кочевники — племена, перемещающиеся с места на место.
Стрельцы — в Российском государстве постоянное войско, вооружённое огнестрельным оружием.
Даты: 1586 г. – основание крепости Самары.
Рассказ «Степан Разин в Среднем Поволжье». 1 час.
Донской казак Степан Разин. Разинцы в Самаре и на Самарской луке. Народные предания о Разине и его соратниках. Увековечение памяти Степана Разина в Самарском крае.
Термины:
Бархат — шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким густым ворсом. Казна — в данном случае — ценности, принадлежавшие городу. Мятежный — принимающий участие в мятеже, то есть в бунте, восстании. Сан — звание, связанное с почётным положением, высокой должностью; звание священнослужителя.
Струг — плоскодонное парусно-гребное судно для перевозки людей и грузов. Патриарх — с XVI (16-го) века титул главы Русской православной церкви. Проспект — большая, обычно широкая и прямая улица.
Даты: 1670 г. – занятие Самары разинцами.
Рассказ «Рыбный и соляной промыслы Самарской Луки». 1 час.
Рыбное изобилие Волги. Рыбный промысел: способы ловли, заготовка и транспортировка рыбы. Соляной промысел на Самарской луке. Технология добычи соли. Голландский путешественник Ян Стрейс о соледобыче в Самарском крае.
Термины:
Варница — закрытое помещение для выварки соли.
Монастырь — религиозная община монахов (или монахинь), живущая по единым правилам.
Невод — большая рыболовная сеть.
Пуд — старинная русская мера веса, равная 16,5 кг.
Промысел — занятие, ремесло, производство как источник для добывания средств существования.
Ярмарка — крупный рынок, периодически устраиваемый в определённое время и на постоянном месте.
Рассказ «Пётр I и Самарский край». 1 час.
Переименование Самары из крепости в город. Азовский поход Петра I и следование русской военной флотилии на виду Самары. Корнелий де Бруин о Самаре 1703 года. Упоминание реки Сок в первом номере газеты «Ведомости». Посещение Самары императором Петром I в 1722 году. Добыча серы в Самарском крае. Командировка придворного медика Готлиба Шобера в Самарский край по поручению Петра I.
Термины:
Верста — старинная русская мера длины, равная 1,06 километра. Император — титул главы Российского государства с 1721 по 1917 год. Сподвижник — помощник в важном и трудном деле.
Даты: 1722 г. – посещение Самары императором Петром I.
Рассказ «Василий Татищев и Оренбургская экспедиция». 1 час.
Государственная задача освоения заволжских земель. Оренбургская экспедиция. Начальники Оренбургской экспедиции. Деятельность Оренбургской экспедиции в Самаре. Основание Ставрополя-на-Волге. Увековечение памяти Татищева в Тольятти.
Термины:
Осёдлый — постоянно проживающий на одном месте.
Реликвия — предмет, который почитают как очень ценный и памятный. Университет — учебное заведение, в котором получают высшее образование. Экспедиция — путешествие с определённой целью.
Даты: 1736 — 1743 гг. – нахождение штаба Оренбургской экспедиции в Самаре.
Рассказ «Мятежные крепости Самарского края». 1 час.
Предводитель народного восстания Емельян Пугачев. Крепость Самара накануне ее занятия пугачевцами. Отряд атамана Арапова в Самаре. Поражение пугачевцев под Самарой и захват Самары отрядом правительственных войск. Расследование Г. Р. Державина о переходе самарцев на сторону Пугачева.
Термины:
Амбар — строение для хранения зерна, припасов, вещей или товаров. Бургомистр — глава города.
Вал — длинная земляная насыпь.
Конвой — вооружённый отряд, охраняющий кого-либо или что-либо. Комендант — начальник крепости.
Крепостник — владелец крепостных крестьян, которыми он мог распоряжаться по своему усмотрению, например наказать или продать.
Манифест — торжественное письменное обращение правителя. Молебен — краткое богослужение.
Мятежник — участник мятежа, то есть бунта.
Набат — сигнал к сбору людей, подаваемый ударом колокола. Пехота — войско, передвигавшееся пешком.
Ссыльный — человек, которого выслали с места жительства в наказание за проступок или преступление.
Староста — человек, управляющий делами какого-нибудь небольшого коллектива. Даты: 1773 г. – захват Самары пугачевцами.
Рассказ «Гербы городов: учимся понимать символы родной земли». 1 час. Структура герба города. Герб города Сызрани. Герб города Тольятти. Герб
города Самары.
Термины:
Ладья — небольшое парусное судно или лодка. Даты: 1683 г. – основание крепости Сызрань.
Рассказ «Самарцы в Отечественной войне 1812 года». 2 часа.
Краткий обзор войны с Наполеоном. Самарцы – участники боев с французами в составе русской армии. Денис Давыдов в Сызранском уезде. Самарцы в Симбирском ополчении. Пленные французы в Самаре. Самарский городничий Иван Алексеевич Второв.
Термины:
Городничий — начальник небольшого города.
Губерния — большая область или округ в составе государства. Гусар — конный воин из частей лёгкой кавалерии.
Натиск — стремительное движение.
Маршал — высшее воинское звание в некоторых армиях. Ополчение — войско из лиц, не состоящих на военной службе.
Партизаны — люди, добровольно взявшиеся за оружие, ведущие боевые действия на территории, занятой противником.
Поручик — офицерский чин в русской армии. Уезды — области, на которые делились губернии.
Рассказ «Образование Самарской губернии». 1 час.
Открытие Самарской губернии. Краткий географический и этнический обзор новой губернии. Уезды. Губернатор К. К. Грот. Цивилизационные изменения в Самарской губернии и в губернском центре. Герб Самарской губернии.
Термины:
Андреевская лента — лента голубого цвета в гербах губернских городов и для ордена Святого Андрея Первозванного.
Волость — территория, состоявшая из нескольких сёл и деревень с окружающей их землей; несколько волостей составляли уезд.
Гимназия — общеобразовательное среднее учебное заведение.
Квартал — часть города, ограниченная несколькими пересекающимися улицами. Колонисты — переселенцы из другой местности или государства.
Проценты — плата за пользование взятыми взаймы деньгами. Типография — учреждение для печатания книг, газет, журналов.
Даты: 1851 г. – основание Самарской губернии.
Рассказ «Хлебный край». 1 час.
Самарский край как центр производства зерна и торговли хлебом в России. Путь хлебных зёрен от поля до потребителя. Самара – центр хлеботорговли. Конкурентное преимущество самарских купцов.
Термины:
Баржа — грузовое судно, которое перемещается буксиром или толкачом. Обмолот — извлечение зерна из колоса.
Рассказ «Труженица Волга. Бурлаки и пароходы». 1 час.
Волга – древний торговый путь. Состав бурлацкой артели. Бурлацкий труд. Трудовая основа песни «Дубинушка». Картина Репина «Бурлаки на Волге». Буксирные пароходы. Речное пассажирское сообщение. Говорящие названия волжских пароходов.
Термины:
Бечева — прочная верёвка, канат.
Лохань — деревянная посуда круглой или овальной формы с невысокими краями. Даты: 1871 г. – посещение Самары императором Александром II.
Рассказ «Первый паровоз в Самарском крае». 1 час.
Начало строительства железных дорог в России в XIX веке. Вокзалы
ижелезнодорожные ветки на правобережье и левобережье Самарского края. Сызранский мост через Волгу. Новый железнодорожный вокзал в Самаре.
Термины:
Инженер — учёный-строитель различного рода сооружений. Железнодорожная ветка — рельсовый путь для поездов.
Даты: 1880 г. – открытие Александровского (Сызранского) моста.
Рассказ «Городской голова Пётр Алабин». 1 час.
Краткие биографические сведения о П.В.Алабине. История Самарского знамени от идеи его создания до статуса национальной реликвии. Дела Алабина на благо Самары и Самарского края: театр, водопровод, публичная библиотека, музей, традиция празднования Дня города, книги по истории Самары и Самарского края.
Термины:
Арабеска — орнамент из стилизованных листьев, цветов, фигур, выполненный в восточном стиле.
Грот — неглубокая пещера с широким входом.
Кирилл и Мефодий — братья-монахи, создатели славянской азбуки; причислены христианской церковью к лику святых.
Древко — длинный шест, на который навешивается полотнище знамени, флага, насаживается острие копья.
Полотнище — большой широкий кусок материи.
Османская империя — государство, сложившееся в XV (15-м) веке в результате завоеваний турок-османов и распавшееся в начале XX (20-го) века.
Ополченец — участник ополчения.
Оранжерея — застеклённое помещение для выращивания и содержания растений. Эмаль — стекловидная бесцветная масса, окрашиваемая в различные цвета. Эскиз — предварительный набросок рисунка, картины.
Даты: 1876 г. – создание Самарского знамени. 1877 г. – вручение Самарского знамени болгарским ополченцам.
Рассказ «Технический прогресс в жизни горожан». 1 час.
Человек и технический прогресс. Первые телефоны в России и Самаре. Синематограф в Самаре. Первые автомобили в Самаре.
Термины:
Интерьер — внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство.
Синематограф — название кинематографа в первые годы его существования, прибор для демонстрации на экране движущихся картин, а также помещение, театр для публичной демонстрации таких картин.
Рассказ «Самарский край в годы войн и революций». 2 часа.
Революционные выступления в городах и селах Самарской губернии. Жители Самарской губернии в годы Первой мировой войны. Революционный 1917 год. В.И. Ленин и Самара. Революционную власть в Самаре. В.В. Куйбышев. Гражданская война на территории Самарского края. Электрификация России и самарец Г.М. Кржижановский. Борьба с неграмотностью и развитие системы образования в Самарском крае в 20 – 30-е гг. XX века.
Термины:
Госпиталь — больница (чаще военная).
Династия — правители, которые принадлежат к одной семье и возглавляют государство друг за другом (сын за отцом, младший брат за старшим).
Институт — специальные учебные заведения, где получают высшее образование. Помещик — землевладелец.
Реальное училище — среднее учебное заведение, в котором упор делался на преподавании естественных и точных наук (математика, ботаника, зоология и другие).
Республика — форма правления, при которой верховную власть в стране выбирает народ.
Революция — внезапная перемена, переворот в жизни общества. Экзамен — проверка знаний по какому-либо учебному предмету. Электрификация — переход к использованию электричества взамен других видов энергии (например, пара).
Энергетик — специалист по разным видам энергии.
Даты: 1935-1991 гг. – город Самара именуется Куйбышевом.
Рассказ «Война народная, священная война». 2 часа.
Великая Отечественная война. Наши земляки-герои на фронтах войны и увековечение их имен. Куйбышев – запасная столица. Военный парад в г. Куйбышеве 7 ноября 1941г. Бункер Сталина. Промышленный район Безымянка. Производство штурмовиков Ил-2. Памятник Ил-2 в Самаре. Заводы Куйбышевской области – для фронта. Героический труд взрослых и подростков. Переселенцы и госпитали
вКуйбышевской области. Героический лётчик Алексей Маресьев в Куйбышеве. Повседневная жизнь людей в годы войны. Диктор Юрий Левитан в Куйбышеве.
Термины:
Беженцы — люди, покинувшие место проживания из-за войны. Бункер — бетонированное подземное укрытие, убежище.
Диверсант — военный, который разрушает, выводит из строя объекты военного и государственного значения в тылу противника.
Диктор — работник радиовещания или телевидения, читающий текст перед микрофоном.
Совинформбюро (Советское информационное бюро) — информационное бюро,
которое в годы Великой Отечественной войны информировало население о положении на фронтах.
Капитуляция — прекращение военных действий и сдача победителю на условиях, им предъявленных.
Магистраль — широкая и прямая городская улица, обычно с интенсивным
движением по ней транспорта.
Продовольственный паёк — количество продуктов питания, выдаваемое на определённый срок (например, на день, неделю, месяц).
Полигон — место, где роисходят артиллерийские учения, пальба из орудий. Постамент — основание памятника.
Призывник — человек, который призывается на военную службу. Штурмовик — боевой самолёт для атаки наземных целей.
Эвакуация — организованный вывоз населения и имущества в случае опасности во время военных действий или стихийных бедствий.
Даты: 7 ноября 1941 г. – проведение военного парада в г. Куйбышеве.
Рассказ «Большие стройки XX (20-го) века». 2 часа.
XXвек – век развития техники и гигантских строек. Строительство Жигулёвской ГЭС. Волжский автомобильный завод. Шоколадная фабрика «Россия».
Термины:
Карьер — место добычи песка, камня.
Конвейер — устройство непрерывного действия для передвижения изделий от одного рабочего к другому.
Ралли-марафон — гонка на длинные дистанции по пересечённой местности, проходящая в течение нескольких дней.
Створ — место у реки, где производится измерение расхода воды и исследование водного режима реки.
Шлюз — сооружение на реке для пропуска судов при разном уровне воды на пути их следования.
Даты:
1957 г. – ввод в строй Жигулевской ГЭС.
1964 г. – переименование города Ставрополя-на-Волге в Тольятти. 1970 г. – ввод в строй Волжского автомобильного завода (ВАЗа).
Рассказ «Космическая столица». 2 часа.
Выдающийся учёный и конструктор С.П. Королёв. Центральное специализированное конструкторское бюро (ЦСКБ) и завод «Прогресс». Д.И. Козлов
–конструктор ракетно-космической техники. Космонавт Юрий Гагарин в Куйбышеве до и после полета. Космонавты – уроженцы Самарского края. Музейно- выставочный центр «Самара Космическая». Конструктор ракетных двигателей Николай Дмитриевич Кузнецов. Современная Самара – один из центров российской космонавтики. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва: подготовка специалистов космической отрасли.
Термины:
Бюст — скульптурное изображение человека по грудь или по пояс. Краеугольный камень — основа, база, фундамент.
Эксперимент — научный опыт.
Даты: 12 апреля 1961 г. – прибытие первого космонавта Земли Ю.А.Гагарина после космического полета в Куйбышев.
Рассказ «Мировой футбол в Самаре». 1 час.
Первые футбольные матчи в Самаре. Команда «Крылья Советов». Подготовка к чемпионату мира по футболу: строительство стадиона «Самара Арена» и нового терминала аэропорта, реконструкция дорожной инфраструктуры. Создание комфортной городской среды. Прием болельщиков и организация футбольных матчей и трансляций. Имидж страны и Самарского края.
Термины:
Диаметр — прямая линия, проходящая через центр круга или шара и соединяющая две противоположные точки окружности.
Капсула — герметически закрытый контейнер. Талисман — предмет, приносящий счастье, удачу.
Терминал — здание в аэропорту, где пассажиры покупают билеты, сдают и получают багаж, проходят через охрану, ждут посадки в самолёты.
Даты: 2018 г. – в Самаре проводятся матчи Чемпионата мира по футболу.
Рассказ, который ты напишешь сам. 1 час.
Повторение и обобщение изученного материала. Квест-игра «Из прошлого в настоящее Самарского края».
Повторение – 1час.
Систематизация изученного материала по истории Самарского края.
Итоговое занятие— 1 ч
Презентация проекта, подготовленного по одной из предложенных в учебном пособии тем.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Рассказы по истории самарского края»
в 4 классе на 2019-2020 учебный год
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Введение |
1 ч |
2 |
Реки Волга и Самара |
1 ч |
3 |
Жигули — природная жемчужина Самарского края |
1 ч |
4 |
Волжская пристань Сомар (Самар) |
1 ч |
5 |
Битва на Кондурче |
1 ч |
6 |
Предсказание митрополита Алексия |
1 ч |
7 |
Волжская вольница |
1 ч |
8 |
Князь Засекин — основатель крепости Самара |
1 ч |
9 |
Степан Разин в Среднем Поволжье |
1 ч |
10 |
Рыбный и соляной промыслы Самарской Луки |
1 ч |
11 |
Пётр I и Самарский край |
1 ч |
12 |
Василий Татищев и Оренбургская экспедиция |
1 ч |
13 |
Мятежные крепости Самарского края |
1 ч |
14 |
Гербы городов: учимся понимать символы родной земли |
1 ч |
15-16 |
Самарцы в Отечественной войне1812 года |
2 ч |
17 |
Образование Самарской губернии |
1 ч |
18 |
Хлебный край |
1 ч |
19 |
Труженица Волга. Бурлаки и пароходы |
1 ч |
20 |
Первый паровоз в Самарском крае |
1 ч |
21 |
Городской голова Пётр Алабин |
1 ч |
22 |
Технический прогресс в жизни горожан |
1 ч |
23-24 |
Самарский край в годы войн и революций |
2 ч |
25-26 |
Война народная, священная война |
2 ч |
27-28 |
Большие стройки XX(20-го) века |
2 ч |
29-30 |
Космическая столица |
2 ч |
31 |
Мировой футбол в Самаре |
1 ч |
32 |
Рассказ, который ты напишешь сам |
1 ч |
33 |
Повторение |
1 ч |
34 |
Итоговое занятие. Защита проектов |
1 ч |
С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: «Разговоры о важном» для 1.4 классов.docx.
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: Рабочая программа ID3379357 Лит-ра.docx, Рабочая программа музыка 5 класс.docx, Чек-лист анализа фрагмента учебного занятия (биология).doc, 1 класс-Музыка-Рабочая программа.docx, адаптированная программа 5 кл виталий.docx, Рабочая программа по всеобщей истории для 9 класса.pdf, Рабочая программа физика 8 класс.pdf, ОУП.11 программа ПКД-22.doc исправ.doc, Новая программа 2 курс 3 сем (двухсеместровая).docx, 144 часа Программа Мультяшки 2022.docx
Рабочая программа учебного предмета «Рассказы по истории Самарского края» для 4 класса составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобр науки России от 06.10.2009г. N 373 (ред. от 31.12.2015г.), авторской программы Козловской Г. Е., Московского О. В., Ремезовой Л.А, рекомендована Координационным советом учебно-методических объединений в системе общего образования Самарской области (протокол № 27 от 21.08.2019г.).
№ п/п | Автор | Название | Год
издания |
Издательство |
1 |
Козловская Г. Е., Московский О. В., Ремезова Л.А | Рассказы по истории Самарского края | 2020 |
М.: Просвещение |
Изучение курса «Рассказы по истории Самарского края» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование у обучающихся общего представления об истории Самарского края как части истории России;
- обеспечение включенности младших школьников в исторический процесс в качестве преемников культурного наследия, созданного поколениями предков;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно относящегося к историческому наследию своей страны, малой Родины.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование у обучающихся национального самосознания, познавательного интереса к истории малой Родины;
- формирование уважительного отношения к населенному пункту, региону, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- приобщение обучающихся к социальному опыту предшествующих поколений, духовно-нравственным и культурным ценностям, к многовековой российской истории.
Специфика курса «Рассказы по истории Самарского края» состоит в следующем:
- познание истории Отечества через историю городов региона, старейших сёл, населенных пунктов;
- историко-антропологический подход – изучение деяний великих земляков (от князя Г. Засекина до земляков-космонавтов; изучение бытовой истории рядовых самарцев и их повседневной жизни);
- цивилизационный подход — понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса – связь истории региона с мировой историей;
- изложение материала в доступной для младших школьников форме — форме рассказа.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. В процессе изучения учебного курса «Рассказы по истории Самарского края» младшие школьники используют умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, что способствует рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Внеурочное
занятие по курсу «Рассказы по истории Самарского края».
4
класс.
Тема:
«Петр первый и Самарский край».
Цель: формировать представления учащихся о
времени правления Петра I, его реформах и их значении для Самарского края
Формируемые УУД:
познавательные: самостоятельно выделять и
формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной и письменной форме;
коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные: – формулировать учебные задачи,
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного
результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения
материала;
личностные: устанавливать связи между целью учебной
деятельности и ее мотивом.
Учебник Московский О. В. Рассказы по истории Самарского
края. Начальное общее образование: учеб. пособие для общеобразоват. организаций
/ О. В. Московский, Г. Е. Козловская, Л. А. Ремезова. – М.: Просвещение,
2019. – 124 с.
Оборудование: карточки для соотнесения личности и события, тексты разных
типов для работы в парах, рабочие листы, учебник.
Ход
занятия
1.Организационный
момент
Самарский
край — ты наш родной!-
Просторы
Средней Волги.
Гордимся
мы своей страной,
Одни
у нас дороги. (Читает ученик)
—
Мы продолжаем перелистывать страницы истории самарского края, которая
неразрывно связана с историей всей России.
История
– это события, даты, известные исторические личности.
2.Актуализация
опорных знаний
—
Давайте вспомним, как связаны эти имена с историей Самарского края?
Соотнесите
имена и события. (Дети по очереди выполняют задание)
Тамерлан
и Тохтамыш – Битва на Кондурче – 1391г.
Митрополит
Алексий – «Город сей просияет в веках» — 1357г.
Князь
Григорий Засекин – основание крепости Самара -1586г.
Степан
Разин – Крестьянское восстание 1670-1671гг.
???
1672-1725
А
с каким именем связаны эти даты?
3.
Работа по теме занятия
Личность
Петра Великого
—
Посмотрите на портрет. Вы узнаете этого человека? (Петр1)
—
Верно. Так какова же тема нашего занятия? (Дети формулируют тему)
—
Сегодня на занятии мы узнаем, кто такой Петр1 и как он связан с нашим Самарским
краем.
—
Что можно сказать об этом человеке глядя на портрет? (Ответы детей)
Что
бы вы хотели узнать о Петре1? (Ответы детей)
—
Работать будем в парах. Возьмите лист1. Перед вами тексты. (ПРИЛ.1)
Кто-то будет исследовать художественные тексты, кто-то научные. Подчеркните
информацию, относящуюся к теме, обозначенной в рабочем листе.
Темы
в рабочих листах (для составления кластера):
—
«А пуще всего не забывайте дела ратного»
—
«Я – царь, а у меня мозоли на руках»
—
«Я в учении нуждаюсь и в учителях»
—
«Больше побеждают разум, культура и искусство»
(При проверке составляется кластер на доске)
—
А какое же отношение Петр1 имеет к истории Самарского края?
Петр1
в Самарском крае
—
Откроем учебники на с.42 и прочитаем эпиграф к параграфу. (1 человек читает
вслух)
—
Что можно узнать из этих строк?
—
Что означает выражение «Прорубить на юг окно»? Всем известно выражение
«Прорубить окно в Европу» из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»:
Природой
здесь нам суждено
В
Европу прорубить окно,
Ногою
твердой встать на море…
В
результате победы над Шведами, Россия получила выход к Балтийскому морю для
налаживания деловых контактов с Европой. А вот, что означает «Прорубить на юг
окно»? Об этом и многом другом мы узнаем из учебника.
—
С помощью текста учебника приготовьте ответы на вопросы и выполните задания после
параграфа. Для выполнения задания 2 вам нужно будет заполнить таблицу на
листе 2 (ПРИЛ.2) (Дети работают с учебником)
Проверка
по вопросам и заданиям учебника.
—
Вот таким увидел Петр1 Самарский край. Кстати, если вы помните, то у нас в
Самарской области есть такое место Царев Курган. О названии существует
несколько легенд. Одна из них такова. (Ученик читает легенду)
-Правда
это или нет, мы не знаем, зато узнали много интересного на занятии.
4.Рефлексия
-Что
нового узнали?
-Почему
Петра1 называют Великим?
-Что
сделал Петр1 для Самарского края?
Петр
Первый очень много сделал для России. Он пытался из дремучей России сделать
современную, развитую страну.
Петр
Первый хотел, чтобы жители России стали грамотными, поэтому открывал школы,
отправлял учиться за границу.
При Петре Первом стала
развиваться наука, культура, строительство, появился флот. Нашу страну стали
уважать и считаться с ней.
Рефлексия с помощью
смайликов.
История Самарского края уходит в глубокую древность, об этом свидетельствуют открытия археологов. Уже в эпоху палеолита здесь появились стоянки первобытных людей. В период бронзы и железа количество поселений возрастает, население, наряду со скотоводством, занималось земледелием и ремесленным производством.
В конце IX – начале Х веков Самарская Лука вошла в состав раннефеодального государства Волжская Болгария. В Х веке на окраине этого государственного образования возник Муромский городок, игравший заметную роль в развитии ремёсел и торговых связей с кочевнической степью. Эти традиции были нарушены монгольским нашествием.
Первое историческое упоминание о местности, на которой позже возникла Самара, относится к 1357 году, когда Святой Алексий, митрополит Московский и Всея Руси, на пути из Орды посетил «жившего близ устья реки Самары благочестивого пустынника и, взирая на счастливое местоположение окрестностей, предрёк существование большого города «…в котором просияет благочестие и который никакому разорению подвержен не будет».
Упоминание поселений возле Самарской Луки, в том числе пристани с «крепостцой со служивыми людьми» у места впадения реки Самары в Волгу в русских летописях приходится на 1361 год, а поселение-пристань Samar впервые было отмечено на карте венецианских купцов Пицигано в 1367 году.
На протяжении столетий подлинными хозяевами Самарского Заволжья были кочевники.
Во второй половине XVI века территория Самарского Поволжья являлась одним из центров складывания русского казачества. Этому способствовали помимо политических и экономических причин природные условия – Самарская Лука с её глухими лесами и горами, укромные пойменные острова, волжский торговый путь. В районе современного села Переволоки можно было без особых усилий перебраться из Волги в реку Усу, через неё в опять Волгу, и наоборот, что позволяло казакам легко уходить от погони и внезапно появляться для новых набегов. Места основных стоянок виднейших атаманов волжских казаков – Барбашина поляна, Ермакова поляна.
До середины 80-х гг. на территории Самарского края не было ни крепостей-городков, ни постоянных гарнизонов. Идея строительства русских городов-крепостей на великом волжском пути между Казанью и Астраханью появилась после присоединения края к Русскому государству, когда Волга стала основной торговой артерией страны. Этот путь необходимо было обезопасить.
Самара была основана в 1586 г. по указу царя Фёодора Иоанновича как крепость с целью защиты судоходства на участке реки, протекавшей рядом с городом, и для охраны границ. Руководителем строительства был назначен воевода – князь Г.О. Засекин.
Засекин начал строить город на правом берегу реки Самары, где она разделялась на два рукава, за пределами «Самарского урочища». Было решено не прятать крепость за протоками и озёрами, а поставить её на самом видном месте, откуда гарнизон мог успешно контролировать передвижение кочевых орд и полностью перекрывал дорогу (по обоим самарским рукавам) на волжские просторы.
Первые известия о построенном Самарском городе появились в конце лета 1586 года, а в начале сентября крепость уже принимала многочисленных гостей – послов, стрельцов, свиту крымского царевича. Через Самару много раз следовали русские и иноземные посольства. В числе иностранных дипломатов и путешественников были здесь немец Адам Олеарий и голландец Корнилий де Бруи, оставившие самые ранние описания Самары и достопримечательных мест. Олеарий сделал и первый рисунок Самарского городка.
В конце XVI – начале XVII веков на территории Самарской Луки начал складываться земледельческо-промысловый район со своим оседлым постоянным населением. Особенностью освоения Самарского края являлось то, что оно осуществлялось как русскими людьми, так и народами Поволжья – мордвой, татарами, чувашами. Поселенцы разных национальностей жили в добром соседстве друг с другом, постепенно возникали сёла и деревни со смешанным национальным составом. Всё это способствовало взаимообогащению культур всех народов.
Как и в других пограничных крепостях, в Самаре начало складываться своё местное, обросшее дворами и семьями, служилое население. Элиту самарского гарнизона, по данным росписи 1681 г., составляли 18 дворян и детей боярских. Основной военной силой крепости были стрельцы: около трёх сотен пеших и сотня конных. Под стенами крепости в особой слободе жили яицкие казаки.
Крупное промышленно-ремесленное производство в Самаре было развито слабо. В списке ремесленников города перечисляются следующие специальности: бондари, иконники, камышники, кирпичники, кузнецы, плотники, портные, сапожники, серебрянники, солоденники, сыромятники, рыбники, харчевники, часовники, шапочники, калачницы, хлебницы и молочницы. Весьма значимым для самарских жителей являлся рыбный промысел.
В 1688 году Самара получила статус уездного города.
В XVIII веке Самара из изолированного опорного пункта на Волжском пути становится частью системы пограничных укреплений, прикрывших от набегов степняков обширные районы на левобережье Волги. В 1700 г. был заложен укреплённый пригород Самары Алексеевск, а спустя три года началось строительство Сергиевска. В 1731 г. последовал указ Сената о строительстве Ново-Закамской линии. Общая протяжённость укреплений Ново-Закамской линии вытянулась в 230 км, из них 180 проходили по территории современной Самарской области.
В 1737 году Василий Никитич Татищев, блестящий администратор и учёный, соратник Петра, строит Ставрополь-на-Волге (ныне Тольятти).
Ещё в 1683 году на месте Сызранского городища примерно в 110 км к западу от Самары была основана крепость Сызрань, входившая в Сызранскую засечную черту. В 1796 крепость была преобразована в город Сызрань.
В XVII – XVIII веках Самарский край оказалась в эпицентре двух крестьянских восстаний. В 1670 году Самара была захвачена войсками Степана Разина, а в 1773 году – открыла ворота перед войском Емельяна Пугачёва. Позже А.С. Пушкин проедет через наш край, собирая легенды и рассказы о пугачёвском восстании.
Бунт Пугачёва, потрясший Российское государство, подтолкнул Екатерину II к проведению реформы административного устройства. 15 сентября 1780 г. был издан указ об образовании Симбирского наместничества (губернии). Сюда отошла основная часть Самарского края. Земли на Самарской Луке, по нижнему течению Сока, Кондурчи, Самары, Мочи, Безенчука и далее на запад по левому берегу Волги образовали Самарский уезд. Территории к северу и западу от Самарской Луки вошли соответственно в Сенгилеевский и Сызранский уезды. Левый берег Волги к северу от Луки до реки Черемшан и за неё оказался в Ставропольском уезде.
XIX век застал Самару небольшим уездным городом с крепостью, занимавшей чуть больше трёх десятин площади. Население Самары составляло около 4 тысяч человек.
В это же время население Ставрополя составляло свыше 2,5 тысяч человек. Одновременные сведения по Сызрани имеются только в отношении податного населения, самого многочисленного среди городов края: 3100 купцов и мещан, более 250 разночинцев, около 70 дворовых.
В конце 30-х – начале 40-х годов Самара начала исподволь преображаться. Усилившаяся колонизация края и рост коммерческих посевов пшеницы привлекли сюда интересы многих богатых фирм. В 1843 году от самарской пристани отошёл первый пароход с грузом, открыв регулярное движение судов пароходного общества «По Волге» (пароходы начали делать рейсы по Волге с 1828 г.).
Умножившиеся помещичьи имения дали городу новых обитателей из дворян, строивших здесь свои дома. Из среды местного дворянства вышли люди, внёсшие большой вклад в русскую культуру: поэт И.И. Дмитриев, писатель С.Т. Аксаков, историк, будущий академик П.П. Пекарский. Во второй половине 40-х годов самарское образованное общество пополнилось новыми заметными фигурами: в 1846 г. прибыли на жительство декабристы братья Беляевы. В 1848 году Самару впервые посетил А.Н. Островский в качестве агента Московского коммерческого суда. Самарское общество, для которого он в доме Головина читал своего «Банкрута», устроило ему восторженный приём.
В нашем крае в XIX и начале XX веков бывали и работали художники И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.К., Ф.А. Васильев, писатели Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, А.М. Горький, Н.Г. Гарин-Михайловский. Здесь родились писатель А.Н. Толстой и поэт А.В. Ширяевец. В 1857 г. Самару посетил Т.Г. Шевченко. В 1920-е годы с Самарской областью была связана деятельность Я. Гашека, В.В. Маяковского, А.С. Неверова, К.С. Петрова-Водкина и многих других выдающихся людей.
6 декабря 1850 года император Николай I издал Указ Правительствующему Сенату о создании с 1 января 1851 года Самарской губернии, центром которой стала Самара с населением в 20 тысяч жителей. Новая губерния состояла из семи уездов: Самарского, Ставропольского, Бугульминского, Бугурусланского, Бузулукского, Николаевского и Новоузенского. Жителей числилось 1 529 343 душ обоего пола. Всех поселений насчитывалось 2022, из них городов – 8. По данным на 1856 года городское население составляло 3,19%, сельское – 96,81%.
После падения крепостного права социально-экономическое развитие края ускорилось. Рост торговли и промышленности был связан со строительством железных дорог и развитием волжского речного транспорта, превращением Самары в крупный транспортный узел, связывавший центр страны с Сибирью и Средней Азией.
К этому времени относится расцвет самарского купечества. Оно осваивало различные сферы деятельности: торговлю, промышленность, сельское хозяйство. Среди крупных купеческих семейств можно назвать Шихобаловых, Курлиных, Аржановых, Субботиных и др. В результате бурной деятельности купечества Самара преобразилась: возводились особняки и доходные дома, храмы и больницы, магазины и пристани.
В 1869 г. местное начальство добилось правительственного запрещения строить деревянные дома в старой части города. Центр стал быстро застраиваться каменными зданиями. Динамично развивалась главная улица Самары – Дворянская (в настоящее время улица Куйбышева), ставшая «любимым местом гульбища самарского общества в зимний сезон, как Невский проспект в Петербурге». Главенство новой центральной улицы города обеспечила Алексеевская площадь (в настоящее время площадь Революции), названная в честь митрополита Московского и Всея Руси Алексия – святого покровителя Самары. За городом (ранее городская черта заканчивалась значительно ближе к исторической части города), вдоль Волги, разместились крупные дачи состоятельных самарцев. Особенно живописной была дача Аннаева с кумысолечебницей, выстроенная в стиле средневекового французского замка.
К концу XIX веке в Самаре было 46 заводов и фабрик, где работало 2,5 тысячи постоянных рабочих. Самым приметным явлением промышленной архитектуры стал пивоваренный завод. В 1880 через Волгу в районе г. Сызрани был построен и ныне действующий Александровский железнодорожный мост. В 1900 году – первая электростанция. К 1917 году в Самаре уже действовало 90 промышленных предприятий, механическая хлебопекарня, элеватор ёмкостью 3,5 млн. пудов зерна. Население Самары достигло 150 тысяч человек.
Особое значение в общественно-политической жизни Самары второй половины XIX в. Имело создание Самарского знамени. Под ним сражались русские и болгарские ополченцы во время русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. И именно оно стало символом славянского братства.
Революционный вихрь 1917 года захватил и перевернул сложившийся в крае жизненный уклад. Различные общественные течения, политические партии и организации функционировали в губернском и уездных центрах, пытались воздействовать на массовое рабочее и крестьянское движение. Октябрьский государственный переворот 1917 года произошёл в городе без единого выстрела. О победе советской власти объявил со сцены цирка-театра «Олимп» (современная филармония) В.В. Куйбышев.
В июне 1918 года советская власть в городе была свергнута соединёнными усилиями городских повстанцев и чехословацкого корпуса из военнопленных австро-венгерской армии. На 4 месяца власть перешла к КОМУЧ – комитету бывших членов учредительного собрания. В этот момент была создана Российская республика из нескольких губерний, занятых чехами, и Самара стала её столицей. 7 октября 1918 года советская власть была восстановлена при отступлении чехов из города и входа туда частей Красной Армии под командованием Василия Чапаева и Гая.
В 1935 году решением Советского правительства Самара была переименована в Куйбышев.
Во время Великой Отечественной войны Куйбышев с 15 октября 1941 года по указу Государственного комитета обороны являлся столицей СССР: здесь были размещены Правительство, дипломатические представительства (20 посольств и миссий), Большой театр и многие эвакуированные из западных районов страны предприятия. Для Верховного главнокомандующего И.В. Сталина был построен подземный бункер с рабочим кабинетом на глубине 37 метров (с 1990 г. открыт для посещения экскурсионными группами). В Куйбышеве в эвакуации жили и работали Д.Д. Шостакович, И.Г. Эренбург, Ф.В. Гладков, Э.Г. Гилельс, В.П. Катаев.
5 марта 1942 года в Куйбышеве была закончена и впервые исполнена седьмая Ленинградская симфония Д.Д. Шостаковича.
За годы войны с аэродрома авиационного завода на фронт поднялись тысячи знаменитых штурмовиков ИЛ-2. В дни обороны Кавказа, на город легла забота по снабжению армии и народного хозяйства горючим. Куйбышев тогда называли «Вторым Баку». С 1940 по 1945 год уровень промышленного производства увеличился в 5,5 раз.
После войны Куйбышев стал крупнейшим промышленным и культурным центром СССР и современной России. Здесь создан мощный потенциал авиационной, машиностроительной, металлургической, электротехнической, кабельной, нефтеперерабатывающей и лёгкой промышленности. Гагарин стартовал в космос 12 апреля 1961 года на ракете, собранной в Куйбышеве.
В 1990 году городу и области были возвращены исторические названия – Самара и Самарская область.
Прошлое и настоящее Самарского края – славные героические, трудовые и культурные страницы летописи России.