Рассказы по картинкам подготовительная группа развитие речи

ОО Речевое развитие. Развитие речи.  

Тема. Рассказы по картинкам

Формы организации детской деятельности. Речевая ситуация.

Виды детской деятельности: речевая, коммуникативная.

Цель. Продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Задачи. Упражнять детей в составлении сюжетного рассказа по серии картинок, связанных одним содержанием.

Формировать умения улавливать последовательность изображаемых событий, использовать в речи сложные предложения и слова определения;

 Развивать монологическую речь;

 Воспитывать доброе и бережное отношение к живой природе.

 Материал. Наборы демонстрационных картинок.

Ход НОД

  I часть. Мотивационный этап. Постановка детьми цели.

— Ребята, посмотрите, эту посылку нам прислал Пчемучка. Ему подарили на день рождения игру, а он не знает, как в нее играть. И просит нас помочь ему разобраться. Поможем Почемучке? Как мы сможем ему помочь? (Отправить видео письмо)

II часть. Основной этап.

— Посмотрите, здесь лежат картинки. Как вы думаете, что с ними надо сделать? (Разложить в правильной последовательности и составить рассказ)

— Когда вы будите составлять рассказ, что надо помнить?  (Составляя рассказ, нельзя пропускать картинки и что очень важно придумать вступительную фразу — введение в тему.)

(Далее воспитатель раздает детям картинки с фабульным развитием действия, предназначенные для индивидуального рассматривания (один набор на двоих).

Дети рассматривают картинки (одни и те же картинки могут быть на 3–4 столах (ксерокопии)).

— С каких слов можно начать рассказ? ( «Однажды случилась вот какая смешная история» или «На моих картинках изображена очень веселая история» и т. п. )

— Приступайте к работе!

(Самостоятельная деятельность детей в подгруппах)

— Кто уже готов рассказать свой рассказ?

— Кто хочет дополнить?

Физкультминутка.

На лужайке поутру                          дети встают в круг, берутся за руки

Мы затеяли игру.

Я—подснежник, ты—вьюнок.

Становитесь в наш венок.

Раз, два, три, четыре,                      делают 4 шага назад, расширяют круг

Раздвигайте круг пошире.

А теперь мы ручейки,                    бегут по кругу

Побежим вперегонки.

Прямо к озеру спешим,                 раздвигают круг

Станет озеро большим.

Становитесь в круг опять,             смыкают круг

Будем в солнышко играть.            бегут по кругу

Мы—веселые лучи,                       тянутся на носочках, руки вверх

Мы—резвы и горячи.                    прыгают на носочках, руки на поясе.

(Выслушиваются все рассказы детей.)

 III часть.  Итоговый этап. Рефлексия

-Что мы делали? Кому мы отправим наше видеописьмо?

— Как вы думаете, у нас получилось помочь Почемучке? Почему?

— Кому было интересно?

-Что особенно понравилось? Что было трудно?

Конспект НОД по развитию речи (подготовительная группа) «Составление рассказа по картинкам»

Задачи:

учить составлять сюжетный рассказ по картинкамразвивать способность самостоятельно придумывать события; учить определять начало, основную часть, заключение рассказа, восстанавливать их последовательность;

закреплять правильное произношение звуков [р] и [л] в словах и фразовой речи, учить различать эти звуки на слух, их место в слове.

Воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания.

Оборудование: , плакат для составления рассказакарточки для детей, картинки (тигр, жираф, слон, волк, лиса)

Ход мероприятия:

-Ой, ребята, что это за звук? Слышите? Кто-то разговаривает, не слышите? Или бубнит? Кто же это? Подождите, подождите, я слышу где кто-то разговаривает (подхожу к двери). Ага! Вот кто это разговаривает! Посмотрите, кто к нам попал! Знаете кто это? Это моя знакомая, да я ее знаю, это Святослава (беру куклу и начинаю за него говорить)

-Здравствуй Святослава! Ребята давайте с ней поздороваемся. (Дети здороваются)

-Здравствуйте, грустные дети!

Вы грустные, ребята? А какие? (веселые, жизнерадостные)

-Здравствуйте, злые дети (добрые, хорошие)

-Здравствуйте, хмурые дети (радостные)

-Здравствуйте, ленивые дети (трудолюбивые, работящие)

-Здравствуйте, грязные дети (чистые)

-Здравствуйте, грубые дети (вежливые, учтивые)

-Здравствуйте, трусливые дети (храбрые, смелые)

-Здравствуйте, безразличные дети (отзывчивые, чуткие, ласковые)

-Такие дети то мне и нужны!

— Пришла я к вам, потому что мы с моим другом писателем хотим принять участие в конкурсе «Самый лучший рассказ». Но вот беда у нас пропало вдохновение. Помогите пожалуйста! Мне надо составить самый лучший рассказ!

— Ребята, поможем Святославе? (Да) Но сначала мы сделаем гимнастику для язычка. «Щеточка» («Чистим зубки»)

— Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения зубной щетки. Также «чистим зубы внутри». Выполнять каждое упражнение по 3-5 раз.

Чищу зубы,

Чищу зубы

И снаружи,

И внутри.

Не болели,

Не темнели,

Не желтели

чтоб они.

«Ступеньки»

— Научи свой язычок шагать по ступенькам. Приоткрой рот. Широким язычком обними верхнюю губу — это первая ступенька. Широким язычком обними верхние зубы — это вторая ступенька. Широкий язычок прижми к бугоркам за верхними зубами — это третья ступенька. И снова шагай по ступенькам.

Язычок пошел гулять и ступеньки считать:

— Раз, широким язычком обними верхнюю губу,

— Два, широким язычком обними верхние зубы,

— Три, язычок прыгнул за зубки и подпрыгнул там четыре раза:

— Д-Д-Д-Д.

И опять пошел гулять и ступеньки считать….

-Вот размяли наш язычок, а теперь я предлагаю вам посмотреть на доску. я приготовил вам плакаты с изображением. Мы разделимся на 3 команды, у каждой команды будут свои картинки, посмотрите и распределите, кто пойдет и начнет рассказ, кто продолжит и кто закончит рассказ по картинкам.

Сейчас мы посмотрим, какие картинки принесла Святослава. Скажите, а для чего нам кукла принесла эти картинки? (по ним надо составить рассказ)

-Посмотрите внимательно на картинки и скажите, как вы думаете, получится ли у нас составить по ним рассказ? Почему? (они связаны общим содержанием на них одни и те же герои)

-Да, ребята, рассказ состоит из началаразвития сюжета и конца.

— Вы разделитесь на 3 команды, у каждой команды будут свои картинки, Подумайте и распределите кто расскажет, что в начале произошло с персонажами. Второй расскажет о том, что дальше произошло на картинках, а третий придумает, чем могло бы все закончиться. Рассказ должен быть коротким и обязательно законченным. Какая команда первой начнет свой рассказ по картинкам.

-Хорошо. вы наверно устали? Отдохнем?

Сейчас вы будете выполнять действия, а я буду их озвучивать, и у нас получится небольшая разминка-рассказ.

Вставайте около своих стульчиков и представьте, что вы мышки.

Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют движения. (Проводится физкультурная разминка)

Скок, скок, скок-поскок,

Сел мышонок на пенек.

В барабан он громко бьет,

На зарядку всех зовет.

Лапки вверх, лапки вниз

На носочки поднимись.

Ставим лапки на носок,

А потом на пятку,

На носочках скок-поскок,

А потом вприсядку.

В: Молодцы ребята, хорошую зарядку вы сделали.

— Кто хочет составить рассказ по своим картинкам?

Воспитатель вызывает еще 2-3 команды. После каждого рассказа спрашивает, чем он понравился, какой рассказ лучше и как его можно назвать. Подводя итоги оценки, отмечает четкость композиции, содержательность, наличие образных средств.

-Молодцы! Составили интересные рассказы.

Воспитатель показывает детям картинки (тигр, жираф, слон, волк, лиса) и предлагает сначала назвать животных, в названиях которых есть звук «р» а потом — животных, в названиях которых есть звук [л).

Воспитатель предлагает одной группе детей подобрать слова со звуком (р, другой — со звуком [л).

Вот такая интересная история приключилась с героями ваших рассказов. Скажите, помогли мы Святославе составить интересные рассказы на конкурс?

Молодцы, вы все хорошо справились с заданиями. В конце занятия я хочу отблагодарить самых активных ребят и тех, которые старались. Спасибо всем ребятам.

Конспект занятия по развитию речи
в подготовительной группе
«Составление сюжетного рассказа по картинке»

Автор: Зенина Ирина Валерьевна

Организация: ГБОУ Школа № 853

Населенный пункт: г. Москва, г. Зеленоград

Цель: Формировать у детей умение составлять сюжетный рассказ по картинке.

Связная речь. Формировать у детей умение составлять сюжетный рассказ по картинке; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным и следующие за ними.

Грамматика. Упражнять детей в правильном назывании детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа.

Словарь. Упражнять детей в подборе сравнений и определений заданному слову, а также синонимов и антонимов.

Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение детьми звуков [р] и [л] в словах и фразовой речи, способность различать эти звуки на слух; учить менять громкость голоса и темп речи.

Картинки: белка с бельчатами, лиса с лисятами, медведь с медвежатами, волк с волчатами, зайчиха с зайчатами, еж с ежатами; кошка с котятами; тигр, жираф, слон, волк, лось.

Предварительная работа: рассматривание картин с изображением диких животных, составление рассказов по ним, беседы о жизни и повадках диких животных, чтение русских народных сказок о животных, проведение дидактических игр.

Используемая литература:

*1. «Развитие речи детей 5-7 лет. ФГОС ДО» О.С. Ушакова

*2. «Развитие речи в картинках «Животные»»

Демонстрационный материал к пособиям О.С. Ушаковой по развитию речи:

Рис. 1. Кошка с котятами
Рис. 4. Ежи.

Рис. 6. Медвежья семья

Рис. 7. Зайцы.

Рис. 8. Лиса с лисятами.

*3. «Развитие речи в картинках «Живая природа»»

Демонстрационный материал к пособиям О.С. Ушаковой
Рис. 2. Волк с волчатами.

Рис. 3. Белка с бельчатами.

*4. «Дикие животные в картинках. Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей.»

Ход занятия:

— Ребята, послушайте загадку:

С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу

Рыжий циркач.

Вот на лету он

Шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал. (Белка.)

На стенд выставляется картинка «Белка и бельчатами».

— Как называют детенышей белки? (Бельчата).

— Сейчас мы поиграем в игру «1,2,3 детенышей назови». Для этого надо вспомнить, как зовут детенышей животных. Я вам назову животное, а тот, кому кину мячик, назовет его детеныша или детенышей, если я скажу слово «один», «много», «несколько», «двое», «трое».

Лиса… (лисенок). У лисы… (лисята), несколько… (лисят). Один (лисенок), два (лисенка), три(лисенка), много(лисят).

Медведь… (медвежонок). У медведицы… (медвежата), двое… (медвежат).

Волк… (волчонок). У волчицы… (волчата), трое… (волчат).

Заяц… (зайчонок). У зайчихи… (зайчата). Один… зайчонок. Два… зайчонка. Много… (зайчат).

(Чтобы усложнить игру и включить в нее большинство детей, один ребенок может называть животное, а другой — детенышей, передавая мячик по кругу.)

-Посмотрите на картинку («Зайчиха с зайчатами»). Это зайчата. Какими словами можно сказать о зайчонке? Какой он? ((Пушистый, мягкий, белый, ушастенький, толстенький.) А с чем можно сравнить зайчонка? На что он похож? (Зайчонок белый и пушистый, как вата, снежок, пушок. Зайчонок прыгает как мячик.)

-Первый зайчонок погулял в лесу и поскакал к маме веселый. Настроение у него хорошее. Как можно про такого зайчика сказать: к слову веселый подберите слова, близкие по значению, по смыслу. Так какой был зайчик? (Довольный, бодрый, шустрый, радостный.)

А если он был радостный, то он не просто скакал, а… (мчался, несся).

А второй — братец зайчика — прискакал домой невеселый, его обидели. Скажите про этого зайчика, какой он: к слову невеселый подберите слова, противоположные по значению, по смыслу. Так каким был второй зайчик? (Грустный, печальный, недовольный, огорченный, испуганный.)

А если зайчик был грустный, то он домой не скакал, а…. (тащился, плелся, брел).

Физминутка «Раз- два- шли лисята»

Раз-два — шли лисята, (Шагаем на месте)

Три-четыре — шли домой. (Прыжки на месте)

Вслед за ними плелся пятый, (Хлопаем в ладоши)

Впереди бежал шестой, (Топаем ногами)

А седьмой отстал от всех — (Шагаем на месте)

Испугался, закричал: (Хлопаем в ладоши)

— Где вы, где вы? (Прыжки на месте)

— Не кричи, мы тут рядом, поищи! (Топаем ногами).

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки на столах. (Дети делятся на подгруппы).

— Ребята, а сейчас рассмотрите картинку и придумайте рассказ. Подумайте, что сначала произошло с персонажами. Затем расскажите, что изображено на картинке, а потом придумайте, чем все закончилось. Рассказ должен быть коротким и обязательно завершенным.

Дети должны сами определить кто начинает, кто продолжает и кто заканчивает рассказ. После каждого рассказа воспитатель спрашивает, чем он понравился детям. Какой рассказ больше всего понравился и чем. Подводя итоги, воспитатель отмечает композицию, содержательность и использование различных средств выразительности.

— Воспитатель показывает детям картинки с изображением тигра, жирафа, слона, волка, лося.

— Ребята, назовите сначала тех животных, в названии которых есть звук [р]; затем тех, в названии которых есть звук [л].

Далее дети составляют предложения со словами, в которых есть звук [р] и звук [л]. (Тигр рычит. Рыбак ловит рыбу. Слон любит листья. Лось гуляет по лесу.)

— Ребята, послушайте скороговорку: «Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов». Произнесите ее сначала быстро, потом — в умеренном темпе и, наконец, медленно; затем громко, тише, шепотом. (Дети выполняют задание.)

Приложения:

  1. file0.docx.. 17,9 КБ
Опубликовано: 14.08.2022

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:


  • учить составлять отдельные предложения и общий
    сюжетный рассказ по картинке;
  • развивать способность самостоятельно
    придумывать сюжет, не повторяющий рассказ
    товарищей;
  • развивать связную речь;
  • развивать память, внимание, логическое
    мышление;
  • воспитывать любовь и умение видеть красоту
    зимней природы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:


  • Словесные – вопросы, объяснения, загадывание
    загадок, словесная игра, составление
    предложений, составление рассказов, пальчиковая
    гимнастика, Закрепить предлоги – В – НА – ОКОЛО
    – ПОД. Сюрпризный момент – волшебный сундучок.
  • Наглядные – индивидуальные сюжетные картинки,
    рассматривание картинки “Зимние развлечения”.
  • Практические – разгадывание кроссворда,
    подготовка руки к письму.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: упражнять детей в
правильном подборе признаков, определений и
сравнений к заданному слову, активизировать
употребление в речи однокоренных слов, к слову
зима – снег. Формировать грамматически
правильную речь и активизировать словарь.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: целевые
прогулки, ежедневные наблюдения, рассматривание
иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних
развлечений. Чтение произведений о зиме;
знакомство с пословицами, стихотворениями о
зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях и
решение кроссвордов.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ: опорные
картины о зиме, кроссворд, маркер, картина
“Зимние развлечения”.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: сюжетные
картинки о зимних развлечениях.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ: дети сидят за
столом.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент – пальчиковая
гимнастика “Кулачок”:

“Кулачки мы вместе сложим,
Нашим пальчикам поможем,
Разогнуться и подняться
И друг с другом повстречаться.
Пальчик к пальчику сожмем,
Разгибаем, загибаем, разгибаем
Снова в кулачок сжимаем – заниматься начинаем”.

Воспитатель: Ребята, я принесла вам
кроссворд (Приложение 1), вы
хотите его разгадать? Тогда внимательно слушайте
загадки, которые вам будут загадывать ребята, а
ответы мы будем записывать в пустые клетки.

— Вы готовы? Начинаем. (Загадывание
загадок)

1. Рыжая, с пушистым хвостом,
Живет в лесу, под кустом? (лиса)

(Дети пишут ответ в клетки, где стоит
цифра № 1 — лиса)

2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика (синица)

3. Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом? (кормушка)

4. Сам не бежит, а стоять не велит (мороз)

Воспитатель: Кто догадался, о чем мы
с вами будем говорить на нашем занятии? (о зиме).

(Обращаю внимание на волшебный
сундучок).

Давайте откроем его и посмотрим, что
там лежит. Да тут лежит письмо! Давайте прочитаем
от кого оно.

“Дорогие ребята. Здравствуйте!

Пишет вам Снегурочка, из зимнего леса.
У нас случилась беда. Пока Дед Мороз проверял
свои владенья, в лесу разгулялись и налетели
сильные метели. Они открыли волшебный сундучок
Деда Мороза, где находятся волшебные слова о зиме
и унесли их с собой. Дорогие ребята, помогите,
пожалуйста, Деду Морозу собрать эти слова.

Снегурочка.”

Воспитатель: Поможем, ребята, Деду
Морозу собрать слова о зиме. Волшебный сундучок
мы оставим открытым и все слова о зиме будем
складывать в него.

— Какое у нас сейчас время года?

— Назовите зимние месяцы?

— Теперь давайте вспомним: Что бывает
зимой?

(На доске висят опорные картинки)

Вопросы: Чем покрыта земля зимой?

Какие бывают ветра?

Какое солнце зимой?

Что происходит зимой на реке?

Какие стоят деревья?

— А что бывает только зимой? (снег)

— Какой бывает снег? (он бывает легкий,
искристый, белый, холодный, пушистый, колючий,
рыхлый, грязный, непрозрачный) – подношу к
каждому сундучок.

— Что снег делает? (идет, падает,
кружится, ложится, летает, летит)

Воспитатель: Мы говорим, что снег
белый, рыхлый, непрозрачный. Назовите предметы
похожие на снег, чтобы были белые, рыхлые и
непрозрачные. (Это все есть у мамы не кухне: мука,
чайная сода, соль, манная крупа, сахарный песок,
порошок)

Воспитатель: Правильно, ребятки, Дед
Мороз, наверное, про это не знал.

Давайте сложим в волшебный сундучок
родственные слова к слову зима: зимушка, зимний,
зимняя, зимовье, зимовать, зимующие, зимородок,
зимовщик.

— К слову снег: снежок, снежная,
снеговик, снежинка, подснежник, снегурочка,
заснеженный.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

— Мы еще можем Деду Морозу назвать
пословицы о зиме:

“Мороз не велик, а стоять не велит”.
“Зима не лето, в шубу одета”.
“Спасибо мороз, что снега принес”.
“Холодная зима, жаркое лето”.
“Зима снежная, лето дождливое”.
“Много снега, много хлеба”.

Воспитатель: Много вы пословиц
назвали Деду Морозу. Молодцы!

— Мы много работали, теперь можно и
отдохнуть.

Физкультминутка:

Мы пришли в зимний лес,
Сколько здесь вокруг чудес.
Справа – береза в шубе стоит,
Слева – елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся
На землю тихо ложатся.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет.
А мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас.
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Пролетели снегири,
Как красивы они.
В лесу красота и покой,
А нам пора домой.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру
“Хорошо — Плохо”. Разделимся на две команды
(ряды). Ваш ряд будет говорить – зима – это плохо,
потому что …, а ваш ряд – зима – это хорошо,
потому что …

— Молодцы, ребята. Вот теперь пусть Дед
Мороз знает, что зимой нам бывает не только плохо,
но ещё хорошо и весело.

На столах у каждого ребенка лежат
сюжетные картинки о зимних развлечения.
.

Воспитатель: Посмотрите внимательно
на свои картинки и составьте предложения по ним.
(Спрашиваю детей, 2 – 3 ребенка).

Воспитатель: А сейчас посмотрите
внимательно на мою картину (ставлю на мольберт
картину “Зимний развлечения”). (Рисунок 1).

Рисунок 1

— Скажите как можно её назвать?

— Как много ребят вышло гулять на улицу
в зимний солнечный день. Эту картину мы уже с вами
рассматривали на наших занятиях.

Воспитатель: Дети, а сейчас вы
составите самостоятельно небольшие рассказы по
этой картине. Вы можете выбрать понравившийся
вам сюжет, можете дать имена детям, о которых
будете рассказывать. Рассказ должен быть
коротким и обязательно законченным. (2 — 3
ребенка.).

Примерные рассказы детей:

1 ребенок: Наступила холодная,
снежная зима. Солнце светит, но не греет. Небо
синее, низкое. Земля покрыта белым, пушистым
снегом. Дети вышли на прогулку. Дети одеты тепло,
по — зимнему. На них зимнее пальто, шубы, меховые
шапки, шарфы, варежки, валенки.

2 ребенок: Был зимний, солнечный день.
Дети вышли на улицу. Они слепили снеговика. Саша
одевает ведро на снеговика. Аня принесла
морковку для носа. Вместо глаз снеговику дети
поставили угольки. Очень красивый снеговик
получился!

3 ребенок: Здесь дети катаются на
санках. Лена и Максим быстро съезжают с горы. Ваня
и Петя съехали с горы и упали в сугроб. Они не
плачут, им весело. Река замерзла, покрыта льдом.
Дети катаются по льду на коньках. Ребятам весело
зимой.

Воспитатель: Пока мы говорили с вами
о зиме, составляли рассказы по картинке,
волшебный сундучок Деда Мороза заполнился.
Теперь можно его отправить в зимний лес к Деду
Морозу.

Я думаю, что он будет очень доволен, что
мы ему помогли.

Воспитатель: Как мы его отправим?
(ответы детей: на санях, через почту, дождемся,
когда он сам к нам придет).

Воспитатель благодарит ребят.

  • Рассказы по картинкам курочка ряба
  • Рассказы по истории отечества 5 класс володихин ответы
  • Рассказы первый раз с бабушкой
  • Рассказы охотника генри райдер хаггард книга
  • Рассказы об армии книга